Поликультурная личность. Роль языковой картины мира в воспитании поликультурной личности Понятие «Профессиональная компетентность»

В Казахстане этнолингвистический аспект поликультурности весьма ярко выражен, так как здесь компактно проживают представители нескольких национальностей. Наряду с государственным казахским языком и русским языком как языком межнационального общения, коммуникация осуществляется более чем на 140 языках. В поликультурном этногеографическом пространстве, каким является Казахстан, значительная часть населения является двуязычной. Двуязычие, обогащенное наследием двух культур, создает благоприятные условия для овладения иностранным языком.

При обучении иностранному языку обращают внимание в первую очередь на лексический и синтаксический уровни языкового отражения действительности. Тем не менее, существует ещё и текстовой уровень, представляющий собой языковую картину мира. Согласно В.А. Масловой, языковая картина мира отражает национальную картину мира и может быть выявлена в языковых единицах разных уровней Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб.пособие /В.А. Маслова. 2-е изд. - Минск: Тетра Системс, 2005. - 256 с., с. 51.Проблемы взаимоотношения языка и культуры требуют сложного и многоаспектного подхода. Картина мира не только отражает в языке окружающую действительность, мораль, систему ценностей, менталитет, национальный характер, но и формирует язык и его носителей Тамерьян Т.Ю. Языковая модель поликультурного мира: интерлингвокультурный аспект: дисс… д-ра филол.наук: Нальчик, 2004. - 460 с., с. 2]. .

Понятие языковая картина мира коррелирует с понятием языковое сознание, определяемое как особенности культуры и общественной жизни данного человеческого коллектива, определившее его психическое своеобразие и отразившееся в специфических чертах данного языка. Языковая картина мира при таком понимании предстаёт как знание, зафиксированное в содержании языковых форм и конвенциональных способах их выражения, как своеобразная система членения мира и форма его категоризации. Такой подход к трактовке понятия «языковая картина мира» представляется наиболее продуктивным при антропоцентрическом подходе к изучению языковых единиц. Следовательно, усвоение неродного языка предполагает усвоение языковой картины мира, языкового сознания носителей данного языка.

Таким образом, языковая картина мира отражает способ речемыслительной деятельности, характерный для той или иной эпохи с ее духовными, культурными и национальными ценностями. Социолингвисты утверждают, что язык, возникнув как историческая необходимость, призван отвечать тем требованиям, которые предъявляет к нему общество. Вместе с тем он отражает состояние общества и активно способствует его прогрессу. Как справедливо утверждает В.Г. Костомаров, диалектическое единство вербального средства общения и общественного сознания, то есть единство языка и национальной культуры, ведёт к получению уникальной возможности по данным языка восстановить детали исторического прошлого этноса Языковой вкус эпохи. - Спб. : Златоуст, 1999. - 320 с.. Это положение справедливо по отношению к любому конкретному языку и обществу его носителей, которые естественным образом оказываются носителями определённой культуры.

В связи с этим знание других языков способствует появлению новых точек зрения на мир, дополнительных возможностей, это знакомство с другим мировосприятием и мироистолкованием, когда можно корректировать и уточнять те знания о мире, которые получены при помощи родного языка. Цель поликультурного и полиязычного образования заключается в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.

Следовательно, в центре проблемы поликультурного общения находится личность, обладающая многоязычной и поликультурной компетенцией, т.е. межкультурной компетенцией, сформированной на базе не менее трех языков и культур (родной и двух неродных).

Поликультурная личность является одной из основных характеристик специалиста любой профессиональной сферы деятельности в условиях культурного многообразия общества. Однако следует отметить, что существует большое количество трактовок понятия «поликультурная личность». Например, в концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан говорится о том, что поликультурная личность - это «индивид, ориентированный через свою культуру на другие» Распоряжение Президента Республики Казахстан от 15 июля 1996 года № 3058 О Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан. Наряду с дефиницией «поликультурной личности» в данном документе отражаются и требования к качествам, которыми поликультурная личность должна обладать. Таковыми являются:

развитое лингвистическое сознание (подразумевает наличие у индивида знание родного, государственного и иностранного языков, что расширяет кругозор данного индивида и является плодотворной основой для развития поликультурной многогранности индивида);

целостное мировоззрение (у индивида должна быть сформирована единая картина взаимосвязей между такими понятиями как мир, социум и культура);

развитое историческое сознание (знание истории складывается из знания мифов, символов, образов, которые также играют важную роль в становлении поликультурной личности);

развитое географическое сознание (подразумевает становление поликультурной личности сквозь призму страноведческого и этнографического аспектов);

развитое художетсвенно-эстетическое сознание (приобщение индивида к культурному многообразию всего мира через воспитание в нем чувства прекрасного по средствам великих произведений искусства в различных отраслях).

Однако нельзя не согласиться, что данное определение является не совсем полным. Так согласно А.Н. Джуринскому поликультурная личность - это индивид, который признает уникальность иных культур, который готов вести толерантный межкультурный диалог. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера. 2007.-224с В свою очередь Ю.В. Агранат вносит немаловажное уточнение о том, что поликультурная личность - это субъект кросскультурного диалога, обладающего всеми перечисленными выше качествами Агранат Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе. Дис. …канд. пед. наук. Хабаровск, 2009. Следует также отметить, что выделяют три уровня развития поликультурности личности:

высокий, который характеризуется наличием у индивидов высокого уровня эмпатии, конфликтоустойчивости, а также способностью применять различные адекватные средства для решения задач взаимодействия с представителями различных культур;

средний, который характеризуется не полной сформированностью всех компонентов поликультурной личности, индивид с данным уровнем проявляет недостаточный уровень таких качеств как эмпатия, толерантность. А также выказывает ситуативные проявления кофликтности;

высокий, который характеризуется очень низким уровнем сформированности компонентов поликультурной личность, низкий уровень конфликтоустойчивости, оценивание людей, исходя из своего собственного «Я», низкий уровень эмпатии, и толерантности.

Как видим, основными критериями поликультурной личности являются такие качества, как эмпатия, конфликтоустойчивость, толерантность, то есть потенциальная возможность субъектов к ведению диалога. Знание языков индивидов является непреложным требованием для процесса межкультурной коммуникации. Тем не менее, вышеуказанные личностные качества проявляются только в том случае, если у собеседников сформировано мировоззрение, где скомпонованы понятия мир, общество, культура, история, география не только на уровне своего этнического сознания, но и оно взаимосвязано с аналогичными понятиями, приобретенными в ходе изучения иностранных языков. Иначе говоря, обучение иностранным языкам - это передача не только лингвистических знаний, но и ознакомление с языковой картиной мира.

В связи с этим на первый план в процессе обучения иностранным языкам выступает формирование у обучающихся лингвокультурологической компетенции, т.е. осознание ими языка как сокровищницы национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях диалога культур, являющегося непреложным условием мирного сосуществования жителей такого многонационального государства как Казахстан.

Список литературы

лексический этнолингвистический язык

  • 1. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб.пособие /В.А. Маслова. 2-е изд. - Минск: Тетра Системс, 2005. - 256 с., с. 51
  • 2. Тамерьян Т.Ю. Языковая модель поликультурного мира: интерлингвокультурный аспект: дисс… д-ра филол.наук: Нальчик, 2004. - 460 с., с. 2
  • 3. Языковой вкус эпохи. - Спб. : Златоуст, 1999. - 320 с
  • 4. Распоряжение Президента Республики Казахстан от 15 июля 1996 года № 3058 О Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан
  • 5. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера. 2007.-224с
  • 6. Агранат Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе. Дис. …канд. пед. наук. Хабаровск, 2009
1

Формирование студентов, готовых к эффективной профессиональной деятельности в условиях поликультурного общества, является одной из актуальных тем современного высшего образования во всем мире. В статье предлагаются несколько педагогических условий для формирования поликультурной личности. Для реализации педагогических условий был разработан спецкурс «Overcoming misunderstandings in a multicultural world. Преодолевая непонимание в поликультурном мире». Курс был апробирован на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения. До применения курса была проведена диагностика основных характеристик поликультурности студентов. Такая же диагностика была проведена по окончании курса. Сравнивая результаты уровня поликультурности студентов до и после апробации курса, был выявлен заметный рост информированности студентов по проблемам развития современного поликультурного мира и межкультурного общения, уровня эмпатии и толерантности в условиях культурного разно­образия. Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность предложенных педагогических условий.

высшее образование

поликультурная личность

иностранный язык

1. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: аналитический обзор / Е.В. Вашурина и др. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2006. – 219 с.

2. Агранат Ю.В. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования поликультурной личности студентов при обучении иностранному языку // Проблемы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство: материалы межрегиональной научно-методической конференции 18-20 ноября 2008 г. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – С. 161–166. 

3. Агранат Ю.В. Поликультурная личность специалиста социальной сферы и особенности ее формирования при обучении иностранному языку // Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – № 4. – С. 83–89.

4. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. – М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. – 464 с.

5. Дудина И.А. Болонский процесс: информация к размышлению /И.А. Дудина, М.А. Сентюрина [Электронный ресурс]. – Персональный сайт Дудиной; ВолГУ, 2004. – Режим доступа: http://dudina.volsu.ru/content/inform.pdf.

6. Колобова Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Оренбург, 2006. 10.01.2006.

7. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования = Conception of foreign language polycultural education: (на материале культуроведения США). – М.: Еврошкола, 2003. – 280 с.

Особенностью современного общества является сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, мультикультурализм, глобализация мира в целом. Говоря о поликультурности как умении вести диалог, понимать человека другой культуры, воспринимать его таким, как он есть, а также как о возможности обогащения своей культуры, когда, понимая другого, ты обогащаешься сам, мы считаем, что именно поликультурность является одним из эффективных средств противостояния негативным последствиям глобализации.

Проведенный анализ отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы позволил нам выработать собственное видение сущности феномена «поликультурная личность». Поликультурная личность - это личность, являющаяся субъектом полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с людьми как представителями разных культурных групп, способная к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества.

Опираясь на представления Л.П. Халяпиной, П.В. Сысоева о поликультурной языковой личности, С.Л. Яковлевой, Е.М. Щегловой о поликультурной компетентности, Колобовой Л.В. о поликультурной личности, И.А. Зимней, П.Д. Павленка, А.Н. Савинова о различных аспектах деятельности социальных работников, К.К. Платонова о личности как динамической системе, развивающейся во времени, нам представляется необходимым выделить в структуре поликультурной личности следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-аффективный и поведенческий.

Когнитивный компонент включает в себя знания о феномене культуры, о культурном многообразии мира, о современных тенденциях глобализации, а также принципах, способах, приемах межкультурного взаимодействия и предотвращения конфликтов, обусловленных культурными различиями. Мотивационно-аффективный компонент определяется такими личностными качествами, как способность к эмпатии и толерантность. Поведенческий компонент характеризуется конфликто-устойчивостью .

Данные компоненты были выдвинуты нами в качестве критериев сформированности поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы. В контексте нашего исследования нам представляется целесообразным выделить три уровня сформированности поликультурной личности будущего специалиста социальной сферы: высокий, средний и низкий.

Нами были подобраны и разработаны материалы для диагностики уровня развития поликультурной личности (анкета для определения уровня информированности студентов о современных тенденциях развития поликультурного мира, феномене культуры, особенностях взаимодействия с представителями различных культурных групп, тесты для определения уровня социальной эмпатии, общей и коммуникативной толерантности, конфликтоустойчивости).

На базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения было проведено исследование с целью определения уровня сформированности поликультурной личности, в котором приняли участие 187 студентов специальности «Социальная работа». Результаты анкетирования с целью определения уровня информированности студентов в отношении феномена культуры, особенностей развития глобального мира, принципа поликультурности (когнитивный уровень) свидетельствуют о том, что только 3,7 % респондентов имеют высокий уровень информированности, 38,8 % - средний уровень и 57,4 % - низкий уровень .

Четкое представление об общем уровне поликультурной направленности дает совокупность критериев, среди которых уровень толерантности и эмпатические способности личности. Для диагностики эмпатических способностей мы использовали тест диагностики социальной эмпатии.

На основе полученных данных можно отметить, что 52,2 % студентов специальности «Социальная работа» имеют низкий уровень эмпатии, 38,7 % - средний и только − 9,1 % студентов высокий уровень эмпатии. Результаты свидетельствуют о неумении большинства респондентов проявлять сочувствие, сопереживание. В большинстве случаев им не свойственны отзывчивость и внимание к проблемам других людей. Как было отмечено выше, эмпатия лежит в основе аффективного компонента в структуре поликультурной личности и тем самым характеризует общий уровень развития указанного качества.

Нами была проведена диагностика сформированности коммуникативной толерантности у студентов. Для диагностики использовался психологический тест В.В. Бойко, который выделяет показатели поведенческих признаков, свидетельствующие о низком уровне общей коммуникативной толерантности, сопровождающиеся негативными эмоциями.

Опираясь на указанные характеристики, мы провели диагностику сформированности коммуникативной толерантности. Анализ полученных данных позволил нам сделать вывод о том, что подавляющее большинство студентов не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при общении с некоммуникабельными партерами, не готовы принять и понять индивидуальность собеседника, большинство респондентов не умеют прощать ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило необходимость поиска и реализации в образовательном процессе вуза педагогических условий, которые способствовали бы успешному формированию поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку. Такими условиями, на наш взгляд, являются:

1) надлежащий подбор тематики и структурирование содержания учебного материала на иностранном языке на основе социокультурного подхода и принципа профессиональной направленности;

2) использование интерактивных форм и методов в процессе обучения иностранному языку (дискуссии, ролевые игры, драматизирование, презентации, интернет-коммуникация, проектные технологии);

3) гуманизация взаимодействия субъектов образовательного процесса: взаимодействие преподавателя и студентов на диалогической основе, в рамках сотрудничества и сотворчества.

Для реализации педагогических условий был разработан спецкурс «Overcoming misunderstandings in a multicultural world. Преодолевая непонимание в поликультурном мире» и учебное пособие «Social work: what does it mean? Социальная работа: что это значит?». В процессе изучения спецкурса и работы над пособием активно применялись ролевые технологии, подготовка презентаций, что было выдвинуто нами в качестве одного из условий повышения эффективности данного процесса.

Активное использование интернет-технологий, работа над созданием сайта в рамках проекта «Culture Capsules», изучение материалов сайтов Международной ассоциации социальных работников, Ассоциации социальных работников и педагогов России, работа с интернет-журналом «International social work» («Международная социальная работа»), подготовка докладов и презентаций на темы «Специфика работы с пожилыми людьми в России и Германии», «Дети-сироты в странах АТР (Китай, Корея, Япония) и России», «Проблемы наркозависимости», несомненно, способствует повышению эффективности процесса формирования поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы.

Необходимо также отметить, что третье педагогическое условие состоит в организации сотрудничества и сотворчества преподавателя и студентов в процессе обучения иностранному языку и осуществляется путем создания благоприятного психологического климата на занятиях, создания ситуаций успеха для студентов.

В процессе анализа результатов эксперимента нами был обнаружен заметный рост информированности студентов по проблемам развития современного поликультурного мира и межкультурного общения.

При анализе динамики сформирован-ности эмпатии мы отмечаем позитивные изменения: на данном этапе 17 % респондентов имеют высокий уровень, 67,4 % - средний, и 15,6 % - низкий уровень эмпатии.

Что касается коммуникативной толерантности студентов, здесь мы также можем наблюдать рост уровня развития поликультурности личности по данному критерию (аффективный компонент).

Подводя итог вышеизложенному, необходимо еще раз подчеркнуть, что формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы в условиях глобализации является крайне актуальным. Результаты экспериментального исследования, проведенного на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения, подтверждают эффективность предложенных педагогических условий формирования поликультурной личности при обучении иностранному языку.

Acknowledgements: This research has been conducted with funding from the Research Grant of the Kwangwoon University in 2012. (Исследование выполнено при поддержке гранта Университета Квангвун в 2012 году, г. Сеул, Республика Корея).

Рецензенты:

Григорьева Н.Г., д.п.н., профессор, ДВГУПС, г. Хабаровск;

Лазарева Л.П., д.п.н., профессор, ДВГУПС, г. Хабаровск.

Работа поступила в редакцию 21.12.2012.

Библиографическая ссылка

Иванова Л.В., Агранат Ю.В., Иванова Л.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 82-84;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30880 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • Мартьянова Ирина Анатольевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
  • ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
  • КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ
  • ПОЛИЛОГ

В статье рассмотрены принципы коммуникативной толерантности как интегративное качество поликультурной личности, обоснована модель поликультурного образования.

  • Диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях поликультурного общества
  • Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности
  • Функциональная грамотность в структуре профессиональной компетентности студентов
  • Развитие учебно-познавательной компетентности студентов
  • Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения

Глобализационные процессы и интеграция России в мировое сообщество определили социальный заказ общества к отечественной системе образования на формирование поликультурной личности, способной успешно адаптироваться в современном поликультурном пространстве, принимая ценности и смыслы открытого, демократического социума. В условиях культурного многообразия обострились проблемы межкультурной коммуникации, проявляясь все чаще в повседневной жизни людей. Отдельный человек, как носитель своей культуры, естественным образом включен в диалог культур, поскольку вынужден жить и работать на пересечении множества этнокультурных и субкультурных групп.

В контексте проблем межкультурного и межнационального общения понятие «поликультурная личность» отражает новый современный тип личности, способный воспринимать родную культуру в многообразии связей со всем человечеством. В поликультурном сознании позитивный образ собственной этносоциокультурной группы соотносится с позитивно-ценностным отношением к другим этнофорам и субкультурным аут-группам. Как носитель и трансформатор определенной этнокультуры, поликультурная личность способна к принятию общечеловеческих ценностей и готова на их основе к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству в поликультурной среде. Только такой тип личности может полноценно реализовать себя в современном мире независимо от национальной и этнокультурной принадлежности.

Неотъемлемым качеством поликультурной личности, ориентированной на открытый, взаимообогащающий диалог с окружающим миром, является толерантность как универсальный концепт неконфликтного взаимодействия людей в условиях многокультурности. Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Согласно трактовке, данной в «Декларации принципов толерантности», толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, языку, религии, политическим или иным мнениям, социальному происхождению и т.п. В качестве социального феномена толерантность представляет собой коммуникативную стратегию и выступает необходимым условием эффективной межличностной коммуникации в поликультурном обществе. В данном ракурсе толерантность характеризует меру терпимого отношения к мнению, взглядам, убеждениям, духовным ценностям различных социальных групп и одновременно выражает уверенность в мировоззрении, духовных ценностях собственной социальной группы. Толерантность способствует диалогичности коммуникативного процесса, что требует от субъектов кросс -культурного общения учета интересов друг друга, установки отношений открытости и взаимопонимания. Таким образом, толерантность необходимо рассматривать в качестве коммуникативной категории, поскольку она является необходимым условием эффективной коммуникации между людьми.

В настоящее время становится очевидной проблема формирования поликультурной личности как субъекта общения, готового к взаимодействию и сотрудничеству на основе терпимого, доброжелательного, бесконфликтного типа коммуникативного поведения. Именно коммуникативная толерантность как психосоциальная характеристика личности способствует познанию позиции и мнения другого, стабилизирует сам процесс интеркультурной коммуникации. Это ведет к пониманию коммуникативной толерантности как социально- и личностно- значимой ценности, без осознания которой невозможно сформировать поликультурное сознание личности. Все вышеизложенное подчеркивает необходимость развития толерантных свойств поликультурной личности на всех ступенях образования.

Отвечая на вызов времени, система образования должна заложить в подрастающее поколение оптимальные адаптационные модели поведения в полиэтнокультурной среде, в том числе сформировать поликультурное мышление, чувство солидарности, толерантность, навыки межкультурного общения, способность к диалогу (полилогу). Развитие поликультурно-оринтированной личности как гражданина страны, Европы, мира должно стать приоритетной задачей в современном воспитательно-педагогическом процессе.

Одним из современных инновационных образовательных средств, с помощью которого формируются поликультурные качества учащихся школ и студенческой молодежи, является модель поликультурного образования. Педагогика поликультурности направлена на воспитание этнически идентичной и поликультурной личности, ориентированной через свою культуру на другие. Содержание поликультурного образования предполагает приобщение молодежи к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания. Модель поликультурного образования реализуется через поэтапное развитие личности от Я-этнического к Я-гражданскому и Я-планетарному. Важным звеном в процессе становления поликультурной личности выступает идеология толерантности.

Таким образом, формирование коммуникативной толерантности у молодежи в процессе образования представляет собой отражение объективной потребности общества в новом поликультурном типе личности – человеке толерантном.

Список литературы

  1. Белогуров, А.Ю. Идея поликультурности в образовательном процессе / А.Ю. Белогуров // Высшее образование в России. – 2005. - №3. – С.109-112.
  2. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Текст] // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.

Развитие поликультурной личности на уроках литературы

В конце прошлого тысячелетия в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот входят такие понятия как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная информационная среда, образовательные технологии и др.

Эти тенденции указывают на то, что основным методом проектирования и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.

Сейчас мировая культура выглядит многоликой панорамой национальных культур. Культура двадцать первого века видится как мировой интеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этносов и этнических культур. В результате человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующие направления развития образования. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Все выше сказанного следует, что в обществе сформировался поликультурный социум . Поликультурный социум - это такое образовательное пространство, в котором проживают и обучаются учащиеся разной этнолингвистической, религиозной и социально-экономической принадлежности. В последние годы в отечественной педагогике всё больше стали говорить о важности поликультурных аспектов в школьной и вузовской аудитории. Самостоятельно оформилось такое направление, как поликультурное образование.

На языке официальной науки поликультурное образование значится так:

1.процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам; 2. учебные программы и организация учебной деятельности учащихся (студентов), направленные на повышения уровня обучения лиц, представляющих этнические меньшинства, и иммигрантов.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования:

Глубокое и всесторонне овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и Казахстане, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

Создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

Воспитание учащихся в духе мира, терпимости гуманного межнационального общения.

Поликультурное образование решает ряд практических и учебно-воспитательных проблем:

1 . мирное и плодотворное взаимодействие разных культур в пространстве учебного заведения, ибо, очевидно, что каждый человек привносит в стены школы культуру своих родителей и друзей, этнической группы и социального слоя, которому принадлежит;

2 . обогащение, культурная децентрация картины мира ученика, по возможности освобождение её от стереотипов дискриминации в отношении иных социальных групп;

3. развитие критического мышления в ходе осознания многомерности общественной реальности, её полифоничности и многоликости, допустимости альтернативных точек зрения, логик рассуждения, языков самовыражения; обработка навыков ведения диалога и продуктивности обмена мнениями;

4 . чуткое отношение к состоянию другого, терпимости к инаковости, что принципиально для процессов социальной солидарности.

Встречи с представителями другой культуры – принципиальное событие. Оно позволяет ощутить собственное культурное своеобразие, соответственно, осознать контуры, облик, наконец, сам факт существования своей культуры в ряду иных.

Вопрос формирования поликультурного общества и сохранение его стабильности является одним из приоритетных вопросов внутренней политики нашего государства. Приоритеты государственной политики, связанные с укреплением межнационального согласия, отражены в деятельности Министерства культуры и информации.

В Республике Казахстан исследованию проблемы введения этно- и поликультурного компонента в содержание современного образования посвящены труды Ж.Ж. Наурызбая, М.Х. Балтабаева, Б.Е. Каировой и др. В них исследователи подчеркивают, что сложный этап формирования гражданской идентичности в Республике Казахстан не возможен без сохранения национальной самобытности народов, населяющих ее территорию. Данная проблема актуальна для многих поликультурных государств, в частности Казахстана.

Казахстан – многонациональное государство, здесь проживает более 130 наций и народностей. В нашей школе учатся дети 29 национальностей. Как не обидеть, не ущемить в чем-то человека той или иной народности? Всегда эти вопросы стоят перед каждым, кто работает с людьми, а с детьми особенно. Как полюбить, зауважать рядом сидящего товарища, несмотря на не тот разрез глаз, возможно, цвет кожи.

Воспитание поликультурной личности и многоязычного индивида, гражданина своего Отечества, является стратегической целью современного образования и отвечает требованиям государственной политики Республики Казахстан и других поликультурных государств.

"Будущее нашей культуры, человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды (Эстетика (от греч.чувственный, чувствующий) - чувственное познание мира). Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности – поликультурной личности.

Поликультурная личность должна обладать и достаточно ярким художественно-эстетическим сознанием: развитым воображением, утонченными чувствами, тягой к прекрасному, способностью ценить красоту, художественным вкусом, умением разбираться в произведениях искусства, что воспитывается театром, кино, телевидением, литературой, уроками музыки, живописи.

Поликультурное образовательное пространство обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.

А формировать поликультурную личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте, а в среднем и старшем продолжить. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: " Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" .

Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала, так как «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.

На уроках русского языка широко используется лексический материал, предоставленный учебником, в котором можно почерпнуть познания из области той или иной культуры, а тексты литературы дают возможность устроить перекличку эпох, наций, народностей, государств.

В 6 классе на уроках русского языка при изучении темы «Имя числительное» можно совершить путешествие в город-музей Санкт-Петербург и узнать историю появления этого города, историю создания его парков, улиц, домов и др., а при изучении темы «Лексика» вообще простор для творчества. Можно посетить целый ряд зарубежных стран и познакомиться с их культурой, обычаями, заглянуть в прошлое, обогатить себя знаниями и впечатлениями.

Из моих наблюдений я могу сказать следующее: чем меньше дети, тем больше в них задора, огня, отклика на твое предложение. Изучая сказки, дети знакомятся с представителями разных культур, что благотворно влияет на их менталитет. Знакомство с обычаями и традициями того или иного народа можно продолжить на внеклассных часах общения.

В 5 классе можно начать с изготовления книжек- малышек, в которые дети сначала запишут сочиненную ими сказку по какой-нибудь пословице или поговорке, затем её проиллюстрируют, оформят, познакомят своих одноклассников с ними и займут достойное место на книжной выставке.

Я размышляю, отчего столько бездуховности в мире, и прихожу к выводу: потеряны истоки духовного, человек потерял свои корни. Он ничего не знает о своих предках до седьмого колена, как это было раньше. Поэтому я стараюсь на своих внеклассных мероприятиях вызвать этот интерес, порыв. Мудрые говорили: «Кто знает глубину истории своей, тот может свободно называть себя её гражданином».

Откуда добывать это духовное? Я нашла его в сотрудничестве с учителем музыки.

Ведь «музыка – это язык души, жизнь души, выраженная в звуках», - так скажет композитор А.Н.Седов, - она имеет огромную роль в эстетике оформления и жизни урока, и глубине получения знания».

Музыка стиха… Музыкальность прозы писателя… Дух музыки… Эти привычные выражения говорят о тесном проникновении двух видов искусства – литературы и музыки.

Привлечение музыки на уроки литературы является одним из важнейших аспектов реализации межпредметных связей, способствующих формированию мировоззрению учащихся, их эстетическому развитию. Прослушивание музыкальных произведений в их сопоставлении с произведениями литературы расширяет знания и умения и умения учащихся, приобретенные на уроках музыки

Надо знать : эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Содействуя воспитанию учащихся как поликультурных индивидов, можно использовать следующие формы проведения уроков – это урок- праздник, концерт, где дети читают, поют песни, танцуют. Хорошо проводить такие уроки на уроках закрепления знаний, на уроках обобщениях и систематизации знаний. В 5 классе провожу «Деревенские посиделки», «Масленицу», в 6 классе дети очень любят мифы Древней Греции.

Основываясь на этих мифах , можно провести ряд нестандартных интегрированных уроков и внеклассных занятий, что я и делаю. Во время проведения внеклассного мероприятия «Мифы Древней Греции в литературе и искусстве» звучала музыка грузинского композитора Басалая, шла театрализация мифов, работала мастерская художника. Обсуждая произведение Д.Лондона «Любовь к жизни», мы впервые почувствовали, как быстро и ни за что человек может лишиться жизни, а жить так хочется. Учащиеся были поражены борьбой этого человека за жизнь и восхищены его порядочностью (Не стал есть кости Билла).

Поверьте: после таких разговоров, это надолго остаётся в памяти детей.

Как уже было сказано выше: приобщать учащихся к искусству надо начинать с младшего школьного возраста.

Моим учащимся 8 класса не совсем было понятно церковное песнопение на уроках по «Слово о полку Игореве», но уже ближе стало прослушивание песни «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка» при изучении «Капитанской дочки», учащиеся смогли написать сочинение-миниатюру «Что я чувствовал и переживал, слушая данную песню».

На уроках и внеклассных мероприятиях можно слушать романсы и песни не только в исполнении известных певцов, но и самих учащихся. В 9 классе, собравшись под зелёным абажуром, мы рассматривали картины М.Лермонтова, исполняли и слушали его романсы, играли сцены из драмы «Маскарад». После таких уроков и мероприятий учащиеся благодарят и просят продолжения открытий.

Нестандартные формы проведения уроков дают положительные эмоции, которые благотворно влияют на рост качества знаний. Просмотр на уроках литературы в 11 классе кадров фильма «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» рождает поток вопросов, эмоций, разговоров. Идет интересный диалог. Мы просто люди, которым интересно общаться.

Изучая творчество М.Цветаевой, О.Мандельштама, Р.Рождественского, В.Высоцкого слушаем стихи, положенные на музыку, просматриваем кадры любимых фильмов «Жестокий романс», «Ирония судьбы, …», «Семнадцать мгновений весны». И в сочинениях-рефлексиях появляются теплые слова благодарности и признательности в том, что музыка помогла ближе понять данные стихи и разрешить некоторые жизненные ситуации, что для себя ребята открыли мир, ранее не изведанный.

- Тема ВОВ - это широкое поле деятельности для учителя. Составляя сценарий урока, урока-концерта, презентации, думаю о том, какую воспитательную функцию он будет нести, как можно воздействовать на ум, душу и сердце ребенка. И когда читаю сочинения-рефлексии, отзывы, понимаю: многого дети не знают, а оно им интересно. Проводя длительно репетиции, дети становятся ближе друг другу, учитель для них на репетициях их друг и помощник. Участников объединяет общее дело, интерес, они видят учителя с другой стороны, и сами раскрываются по-новому. И как следствие такого длительного общения - повышение мотивации к учебе.

Сегодня есть такая возможность, как использовать мультимедиа, видео, что расширяет познавательный интерес.

Вывод: Какие же есть возможности среды в формировании эстетического компонента поликультурной личности. Я могу из собственного опыта предложить следующее:

Нестандартные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий: урок- фантазия, урок- диалог, урок- путешествие, соревнование, КВН, конкурс, аукцион знаний, поле- чудес, -презентация, -концерт.

Эти виды уроков способствуют заинтересованности к предмету, проблеме. Но это не только заинтересованность со стороны учащихся, но и развитие их творческих способностей.

Школьные годы – это, пожалуй, самая трудная и ответственная пора становления человеческой личности . У подростка и юноши очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. Необходимо добиваться того, чтобы струны эти звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их. И вот здесь искусство, эстетическое воспитание могут сыграть неоценимую роль. Как сказал В. А. Сухомлинский: “Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той “оголённости” идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания”. Видимо, искусство и позволяет дать урок нравственности, не облечённый в форму поучительности.