Материал на тему: Навыки критического мышления. Что такое критическое мышление и возможно ли его развить

Костанайская обл., г.Рудный,

сш №4 с углублённым изучением математики,

Кучина Оксана Владимировна, учитель географии.

ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

Критическое мышление было описано как «мышление о мышлении ».

Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к возражению или принятию альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и привитию критичности в других.

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

  • сбор релевантной информации;
  • оценку и критический анализ доказательств;
  • гарантированные выводы и обобщения;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

Наряду с более сложными задачами, такими как критическое размышление над преподаванием и обучением, оно также может включать признание неустановленных предположений и ценностей, признание проблем и обнаружение эффективных средств для их решения, понимание важности установления приоритетов и преимущественное значение в решении задач.

Критическое мышление детей и подростков в классе

Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.

Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования детской любознательности и развития их навыков критического мышления.

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

Процессы и навыки, используемые при изучении, могут включать:

  • сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;
  • оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;
  • сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе более широкого опыта.

На более поздней стадии изучения их работы посредством дальнейшего обсуждения с учителями, рассмотрения и пересмотра их временных заключений, детям может быть оказана помощь в выстраивании понимания их собственных процессов обучения, включая:

Ниже приведены шаги, которые дети могут предпринять, опираясь на помощь со стороны и навыки, которые они будут использовать в осуществлении классной работы:

  1. Проанализируйте информацию, полученную из визуального или устного доказательства.

Задание может быть применено и к информации, полученной из чтения основных первоисточников, и к данным, собранным из обзора или анкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких вторичных источников, таких как учебник, энциклопедия или web-сайт.

  • Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы, структурирующие исследование доказательств либо определяющие более поздние действия, лежащие в основе аргументов.
  • Проанализируйте, как эти ключевые компоненты, визуальные и устные доказательства соединены и взаимодействуют друг с другом.
  • Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельными изображениями или между различными мнениями и воспоминаниями.
  • Синтезируйте, соединяя различные источники информации, для построения аргумента или ряда идей. Установите связь между различными источниками, которые формируют и поддерживают Ваши идеи.
  • Оцените законность и валидность доказательств Ваших исследований, и как доказательства поддерживают или противоречат Вашим предположениям и возникающим идеям.
  • Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов на вопросы, заложенные в основе исследования.
  • Обоснуйте идеи и интерпретации в защиту аргументов сформулированных выводов и идентифицированных значений.
  • Основные особенности , которые необходимо найти в критическом мышлении детей:

    Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

    непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

    Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности или достоинства альтернативных предположений и перспектив.

    Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).

    Самосознание. Признание наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.

    В целом критические мыслители активны, задают вопросы и анализируют доказательства, сознательно применяют стратегии для определения значений; критические мыслители скептичны,относятся к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; критические мыслители открыты для новых идей и перспектив.

    Для развития навыков исследования предлагаю развитие критического мышления через следующие стратегии:

    Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

    Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

    1. Группа получает общее задание по теме.
    2. Каждый член группы получает «свой» объект исследования.
    3. Сбор информации об объекте.
    4. Обмен информацией в группе.
    5. Выделение общего для запоминания основной части таблицы.
    6. Заполнение таблицы.
    7. Написание совместного исследования по теме.
    8. Презентация исследования.

    “Ромашка” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

    1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”.
    2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: “То есть ты говоришь, что…?”, “Если я правильно понял, то …?”, “Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?”. Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
    3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова “Почему?” и направлены на установление причинно-следственных связей. “Почему листья на деревьях осенью желтеют?”. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного “превращается” в простой. Следовательно, данный тип вопроса “срабатывает” тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
    4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы. “, “Что будет, если. “, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. “.
    5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. “Почему что-то хорошо, а что-то плохо?”, “Чем один урок отличается от другого?”, “Как вы относитесь к поступку главного героя?” и т.д.
    6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: “Как можно применить. “, Что можно сделать из. “, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать. “, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.

    В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

    На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

    На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

    На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

    Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.

    Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

    1-я строка – существительное, тема диаманты.

    2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие–то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты.

    3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению.

    4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям).

    5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму.

    6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму).

    7-я строка – существительное, антоним теме.

    «ИНСЕРТ» Чтение текста с пометками:

    – я этого не знал,

    Это меня удивило

    Хотел бы узнать подробнее.

    Составление таблицы, выписываются основные положения из текста + – ! ?

    Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление

    После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

    • Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
    • Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
    • Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
    • Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
    • Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
    • Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано
    1. Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы:
    2. Почему? Зачем? По какой причине?…
    3. Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,

    Приемы по развитию навыков прогнозирования

    1. Верные и неверные утверждения
    2. В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
    3. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

    Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

    Критическое мышление - это истинное искусство глубокого анализа информации и возможность развивать свои мыслительные способности. Мыслить критически не значит думать больше или о более сложных вещах. В первую очередь - это думать «лучше, более качественно». Оттачивая навыки критического мышления, вы тем самым развиваете свое интеллектуальное любопытство. Но здесь не все так просто. Критическое мышление требует серьезной дисциплинированности. Вы должны быть совершенно объективны и, что очень важно, самокритичны. Нужно искать и признавать истину даже в тех ситуациях, где вы оказались не правы.

    Шаги

    Оттачивайте свои навыки интервьюера

      Построение вопроса-предположения. Мы говорим много и обо всем. Так наш мозг обрабатывает определенные фрагменты информации. Это основа нашей повседневной жизни. Но что делать в ситуации, когда наше предположение оказалось неверным или неправильным? Ведь в этом случае весь процесс будет изначально провальным.

      Не воспринимайте информацию как истину до тех пор, пока сами не исследовали тот или иной вопрос. Вместо того чтобы проверить насколько верна информация, мы очень часто доверяем надписям на этикетках или какому-то на наш взгляд достоверному источнику. Не старайтесь сэкономить время и энергию на перепроверку информации, даже если она исходит из надежного источника. Не все то правда, о чем пишут журналы, газеты и о чем говорят на телевизионных каналах и по радио.

      • Научитесь доверять и использовать свой инстинкт. Особенно в наиболее спорных вопросах. Если что-то кажется вам сомнительным, поищите больше информации об этом, а также используйте разные источники. Достаточно скоро вы научитесь различать полезную информацию и отфильтровывать ненужную.
    1. Такая вещь как вопрос. Запомните, от того как вы зададите вопрос зависит качество той информации, которую вы получите. Умение ставить правильные вопросы является, пожалуй, квинтэссенцией всего критического мышления. Не зная, какие вопросы нужно задавать в первую очередь, а какие стоит оставить на заключительную часть, вы никогда не получите желаемого результата. Умение находить правильные вопросы - основной принцип критического мышления.

      Ставьте себя на место других людей. Это способствует развитию навыков критического мышления. Эмпатия поможет вам лучше разобраться в человеческой психологии, мотивах и стремлениях людей. Не будьте бессердечными, ведь умение сочувствовать необходимо каждому человеку.

      Ежедневно выделяйте минут 30 для тренировки мозга. Существуют десятки способов, которыми вы можете улучшить функции своего мозга. Вот несколько таких идей:

    • Используйте Интернет-ресурсы и библиотеки, чтобы найти больше информации о предмете своих размышлений. Неосведомленная критика хуже, чем незнание.
    • Не будьте слишком категоричными, но достаточно смелыми, чтобы критически мыслить. Избегайте слов «никогда», если не уверены в этом на 100%. Будьте убедительны в своих доводах, оперируйте фактами. Говорите медленно и уверенно, гонка здесь ни к чему.
    • Различайте индуктивный и дедуктивный методы рассуждения. Вы должны, когда разговор ведется от частного к общему, а когда от общего к частному.
    • Поинтересуйтесь мнением других людей. Люди из разных возрастных и социальных групп могут дать вам совершенно новый взгляд на вещи.
    • Читайте чужие рецензии в газетных и журнальных статьях. Учитывайте их ошибки и сильные стороны, чтобы совершенствовать свой собственный стиль.
    • Обратите внимание на мнение других критиков о вас.
    • Будьте дипломатичны. Ваша цель - не сам человек, а предложение, которое он выдвигает.
    • Мыслите гипотетически-дедуктивным методом. То есть, учитывая конкретную ситуацию, применяйте соответствующие знания принципов и ограничений и показывайте их в абстрактном, возможном варианте.
    • Критика будет гораздо удачнее, если ее предмет находится в области ваших знаний. К примеру, кто лучше художника оценит картину? А кто, как не писатель, лучше выскажется относительно книги или литературного произведения?

    Предупреждения

    • используйте метод «сэндвича»: комплимент, предложение, пожелание. Критика получится лучше, если вы используете этот подход. Также можно использовать имя и фамилию лица, искреннюю улыбку, взгляд в глаза.
    • Никогда не критикуйте в оскорбительной форме. Человек в таком случае занимает оборонительно-атакующую позицию (особенно, если предмет спора касается его лично). Поэтому не стоит, к примеру, в разговоре со сторонником абортов подливать масла в огонь речами о том, что аборт - это преступление. В такой ситуации человек не слушает аргументов и вам будет еще сложнее убедить его в обратном. И в заключение - критика отлично работает с похвалой.

    В современном мире термин «критическое мышление» находится в центре внимания, поскольку в наши дни развитому человеку не обойтись без умения добраться до глубин любого концепта (понятия) или ситуации. Крайне важно осознавать, что из себя представляет критическое мышление, и как это умение в себе развить, в том числе и для нас, массажистов – эта необходимость определена природой нашей деятельности. Но каждому из нас критическое мышление может пригодиться не только в рабочем процессе – этот исключительно важный навык полезен и для повседневной жизни. В этой статье мы дадим определение понятию «критическое мышление», выделим его составляющие, предложим вам методики развития навыков критического мышления и рассмотрим их применение в сфере массажа.

    ЧТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

    В общем и целом, критическое мышление – это интеллектуальный процесс активной и умелой концептуализации, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или созданной через наблюдение, выделенной из опыта, рефлексии, полученной в ходе рассуждений или коммуникации, ведущий к формированию понятий и осуществлению действий.

    Критическое мышление отличается от мышления обыденного, потому что оно выходит за рамки простого восприятия информации, обретения новых знаний и понимания концептов. Если человек решает мыслить критически, он переносит свои знания, полученные посредством обыденного мышления, на следующий уровень. Такой человек постоянно задаёт себе вопросы и осуществляет визуальное наблюдение с целью сбора максимального объёма информации. Затем происходит разделение информации на составные части и их анализ, направленный на выявление связей между концептами, сценариями и использование этих связей для того, чтобы добраться до корня проблемы. Без понимания истинной причины проблемы, решение её в большинстве случаев значительно затрудняется или вовсе не представляется возможным.

    КОМПОНЕНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    Процесс критического мышления включает в себя следующие действия: Оценка/наблюдение В ходе наблюдения и оценки происходит определение сущности проблемы методом сбора фактов с помощью чувственного восприятия и уже имеющегося опыта. Что вы видите, чувствуете, слышите? Какие у этой проблемы «симптомы»? Что вы уже знаете о нормальном состоянии сферы, в которой наблюдается проблема? Как протекает функционирование компонентов этой сферы, если проблемы нет?

    АНАЛИЗ

    В ходе анализа происходит постановка специфических вопросов, направленных на детализацию информации. Детализация обеспечивается рядом простейших вопросов – «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?» Избегайте вопросов, на которые можно дать односложные ответы (да/нет) – никаких деталей из ответов на эти вопросы вы не выделите.

    СИНТЕЗ

    В процессе синтеза происходит выяснение характера отношений между отдельными компонентами информации. Синтез заключается в нахождении связей между концептами, объектами и процессами. Как одно влияет на другое? На какие компоненты можно разделить полученную информацию, и как эти компоненты связаны? Какие предположения у вас возникают при восприятии собранной информации? Каковы плюсы и минусы того или иного предположения о характере связей между определёнными компонентами? Как подтвердить или опровергнуть эти предположения? Как конечное понятие, вытекающие из утверждения о верности определённого предположения, влияет на другие мысли, поведенческие паттерны или действия?

    ПРИМЕНЕНИЕ

    В процессе применения происходит окончательный выбор и реализация пути решения определённой проблемы. Можете ли вы воспитать в себе или ком-либо новую привычку, изменить поведение, разработать новую программу действий или просто запустить процесс изменений положительного характера? Важно сфокусироваться на том, что вы хотите, а не на том, чего вы стремитесь избежать – ваша цель всегда должна быть со знаком «плюс».

    После воплощения в жизнь вероятного пути решения определённой проблемы «критический мыслитель» возвращается к первой ступени – к оценке эффективности проделанных действий и результата. Удалось ли решить данную проблему с первого раза или необходимо произвести анализ вновь, используя новую информацию, собранную на основании того, что вы упустили, а что приняли во внимание в первый раз. Этот цикл следует повторять вплоть до окончательного разрешения проблемы.

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МАССАЖ

    Как мы можем использовать эти компоненты критического мышления для повышения нашей эффективности как массажистов? В каких ситуациях критическое мышление важно в мире массажа? Ответ очевиден – осмотр клиента, диагностика и разработка стратегии терапии.

    Клиент приходит к нам с какой-либо проблемой. У него болит поясница, хрустит шея, он ощущает онемение и покалывание в руке или кисти. Список возможных причин возникновения этих симптомов невероятно огромен. Как же понять, что является причиной этих проблем, и какой подход обеспечит полное разрешение всех проблем и избавление клиента от дискомфорта? Давайте вновь пробежимся по этапам критического мышления, описанным выше.

    КЛИЕНТ С ПОКАЛЫВАНИЕМ И ОНЕМЕНИЕМ БЕЗЫМЯННОГО ПАЛЬЦА И МИЗИНЦА

    Предположим, что нашего клиента зовут Олег, и он пришёл к нам с покалыванием и онемением мизинца и безымянного пальца правой руки. Он пришёл к массажисту впервые, поэтому мы должны тщательно пройтись по всей его истории болезней и образу жизни. При сборе анамнеза уместно задавать такие вопросы как: «Какие симптомы вы ощущаете в данный момент? На постоянной основе? Мешают ли эти симптомы вашей повседневной деятельности? Были ли у вас в прошлом какие-либо травмы или операции? Принимаете ли вы какие-либо лекарственные препараты?» – и так далее.

    Кроме того, клиента следует ознакомить с детальным описанием и наименованием всех его симптомов и заболеваний, вызывающих эти симптомы, чтобы вы смогли говорить на одном языке. Иногда клиенты не знают, как описать свои ощущения – именно в таком случае им и нужно давать определённые подсказки, чтобы вы смогли тщательно собрать всю необходимую информацию.

    Основываясь на полученных данных, задайте уточняющие вопросы, чтобы расширить ваше понимание сложившейся ситуации. Чем занимается Олег большую часть свободного времени? Кем он работает? Работает ли он целыми днями за компьютером? Удобен ли для него его рабочий стол? Долго ли он добирается до работы? На чём? Носит ли он всегда рюкзак на одном плече или тяжелые пакеты в одной руке? Занимается ли он спортом? Если да, то совершает ли он, занимаясь спортом, повторяющиеся движения, например, выполняя многоповторные упражнения в тренажёрном зале или играя в теннис? Какие движения или действия приводят к усилению выраженности симптомов?

    Чаще всего патологические паттерны, возникающие в результате повторяющихся движений, укореняются очень прочно – в особенности движения, включающие в работу только одну сторону тела. Клиент эти патологические движения просто не замечает, поэтому наша работа заключается в выявлении их наличия.

    Затем проведите диагностику осанки. Подробное описание методики проведения диагностики осанки вы найдете в статьях: «Визуальная диагностика нарушений осанки» и «Субъективные элементы визуальной диагностики» () () Что вы знаете о нерве, ветвь которого иннервирует мизинец и безымянный палец? Как проходит эта ветвь? Какое нарушение осанки Олега может привести к сдавлению этого нерва на пути его прохождения? В каком положении находились бы структуры, находящиеся на пути прохождения данного нерва, если бы никаких проблем не наблюдалось, и какие манипуляции необходимо произвести, чтобы вернуть в их нормальное положение и снять давление с нерва? Вы должны смотреть на всю картину целиком, а не только на область локализации симптомов. Например, при поражениях нервов симптомы зачастую наблюдаются на разных участках пути прохождения нерва.

    И наконец, примените полученную информацию на практике – в процессе массажа. Объясните Олегу, что вы обнаружили и расскажите ему, как адаптировать его движения и осанку, чтобы закрепить новый, здоровый паттерн. В следующий раз, когда вы увидите Олега (или позвоните ему), спросите, что изменилось с последнего сеанса (если что-то вообще изменилось). Что он ощущает в данный момент? Если наблюдаются положительные изменения, проделайте в точности всё то же самое, что и на первом сеансе. Если никаких изменений не наблюдается или изменения носят негативный характер, измените порядок проведения следующего сеанса согласно описанным выше принципам критического мышления. И так вновь и вновь, до тех пор, пока вы не доберётесь до сути проблемы.

    РАСШИРЬТЕ ГОРИЗОНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    Хотя осмотр, диагностика клиента и разработка стратегии терапии являются наиболее очевидными областями применения навыков критического мышления в сфере массажа, можно указать также и другие области.

    Управляя собственным бизнесом, вы можете применять навыки критического мышления для различения действенных и бесполезных подходов к маркетингу. Если вы имеете дело со сложным клиентом, с которым вы не можете просто сойтись характерами, навыки критического мышления помогут вам разобраться в причинах его поведения и способах достижения взаимопонимания. Крайне полезно в ситуациях, связанных с этикой, предвидеть потенциальные проблемы до их возникновения и избежать их.

    Как и с любым другим навыком и умением, в случае критического мышления повторение – мать учения. Регулярно применяя эти навыки на практике, замечая, в каких жизненных ситуациях эти ситуации будут полезны (как в сфере массажа, так и в повседневной жизни), вы отточите умение мыслить критически до автоматизма.

    Синди Уильямс

    Костанайская обл., г.Рудный,
    сш №4 с углублённым изучением математики,
    Кучина Оксана Владимировна, учитель географии.

    ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

    Критическое мышление было описано как «мышление о мышлении ».

    Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к возражению или принятию альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и привитию критичности в других.

    На базовом уровне процесс критического мышления включает:

    • сбор релевантной информации;
    • оценку и критический анализ доказательств;
    • гарантированные выводы и обобщения;
    • пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

    Наряду с более сложными задачами, такими как критическое размышление над преподаванием и обучением, оно также может включать признание неустановленных предположений и ценностей, признание проблем и обнаружение эффективных средств для их решения, понимание важности установления приоритетов и преимущественное значение в решении задач.

    Критическое мышление детей и подростков в классе

    Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.

    Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования детской любознательности и развития их навыков критического мышления.

    Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

    • наблюдение;
    • анализ;
    • вывод;
    • интерпретация.

    Процессы и навыки, используемые при изучении, могут включать:

    • сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;
    • оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;
    • сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;
    • пересмотр предположений и гипотез на основе более широкого опыта.

    На более поздней стадии изучения их работы посредством дальнейшего обсуждения с учителями, рассмотрения и пересмотра их временных заключений, детям может быть оказана помощь в выстраивании понимания их собственных процессов обучения, включая:

    • оценку;
    • объяснение;
    • метапознание.

    Ниже приведены шаги, которые дети могут предпринять, опираясь на помощь со стороны и навыки, которые они будут использовать в осуществлении классной работы:

    1. Проанализируйте информацию, полученную из визуального или устного доказательства.
      Задание может быть применено и к информации, полученной из чтения основных первоисточников, и к данным, собранным из обзора или анкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких вторичных источников, таких как учебник, энциклопедия или web-сайт.
    2. Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы, структурирующие исследование доказательств либо определяющие более поздние действия, лежащие в основе аргументов.
    3. Проанализируйте, как эти ключевые компоненты, визуальные и устные доказательства соединены и взаимодействуют друг с другом.
    4. Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельными изображениями или между различными мнениями и воспоминаниями.
    5. Синтезируйте, соединяя различные источники информации, для построения аргумента или ряда идей. Установите связь между различными источниками, которые формируют и поддерживают Ваши идеи.
    6. Оцените законность и валидность доказательств Ваших исследований, и как доказательства поддерживают или противоречат Вашим предположениям и возникающим идеям.
    7. Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов на вопросы, заложенные в основе исследования.
    8. Обоснуйте идеи и интерпретации в защиту аргументов сформулированных выводов и идентифицированных значений.

    Основные особенности , которые необходимо найти в критическом мышлении детей:

    Рациональность. Стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов вместо поиска категорических ответов; требование и учет любых доказательств; опора на причину, а не на эмоции (хотя эмоция имеет место и может относиться к самосознанию, упомянутому ниже).

    непредубежденность. Оценка всех выводов; рассмотрение множества возможных точек зрения или перспектив; стремление оставаться открытым для альтернативных интерпретаций.

    Суждение. Признание степени и значения доказательств; признание уместности или достоинства альтернативных предположений и перспектив.

    Дисциплина. Стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим (учет всех имеющихся доказательств и принятие во внимание всех точек зрения).

    Самосознание. Признание наших собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.

    В целом критические мыслители активны, задают вопросы и анализируют доказательства, сознательно применяют стратегии для определения значений; критические мыслители скептичны,относятся к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; критические мыслители открыты для новых идей и перспектив.

    Для развития навыков исследования предлагаю развитие критического мышления через следующие стратегии:

    “Кластер” (гроздья)

    Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

    “Дерево предсказаний”.

    Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

    Стратегия Отсюда-сюда.

    1. Группа получает общее задание по теме.
    2. Каждый член группы получает «свой» объект исследования.
    3. Сбор информации об объекте.
    4. Обмен информацией в группе.
    5. Выделение общего для запоминания основной части таблицы.
    6. Заполнение таблицы.
    7. Написание совместного исследования по теме.
    8. Презентация исследования.

    Ромашка Блума.

    "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

    1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
    2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
    3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
    4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
    5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
    6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

    Синквейн.

    В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

    На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

    На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

    На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

    Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.

    Диамант.

    Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

    1-я строка – существительное, тема диаманты.

    2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие–то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты.

    3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению.

    4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям).

    5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму.

    6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму).

    7-я строка – существительное, антоним теме.

    «ИНСЕРТ» Чтение текста с пометками:

    Я это знал,

    Я этого не знал,

    Это меня удивило

    Хотел бы узнать подробнее.

    Составление таблицы, выписываются основные положения из текста + - ! ?

    «Карусель»

    Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление

    «Галерея»

    После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

    Шесть шляп мышления

    • Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
    • Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
    • Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
    • Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
    • Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
    • Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано

    Почему - 6 W- .

    1. Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы:
    2. Почему? Зачем? По какой причине?…
    3. Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,

    «Да потому…»

    Приемы по развитию навыков прогнозирования

    1. Верные и неверные утверждения
    2. В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
    3. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

    Довольно часто термин «критическое мышление» трактуется неверно, подменяется такими понятиями, как творческое мышление, умение строить логические выводы, принятие здравого решения, умение анализировать информацию. На самом деле, перечисленные обозначения не синонимы, а (кроме первого) составляющие процесса критического мышления. Творческое можно считать антагонистом критическому. Поэтому такая подмена понятий неуместна.

    Что такое критическое мышление и нужно ли его развивать?

    Происхождение термина

    Слово критика образовано от греческого kritike и буквально переводится как "умение разбирать или судить" (составлять мнение, опираясь на факты).

    Такая способность человека как мышление на протяжении многих лет изучается разными науками (логика, психология, лингвистика, философия, патопсихология, нейропсихология). Обобщенно мыслительный процесс можно определить как способность к мотивированному достижению поставленной цели через систему определенных действий и планирование с предсказуемым результатом. Естественно, что в зависимости от науки, рассматривающей или изучающей мышление, будут меняться и определения этого явления. Для правильного толкования термина «критическое мышление» достаточно понятия о том, что это - особая деятельность человека с определенной структурой и видами.

    Из всего перечисленного можно вывести определение: что такое критическое мышление. предложил свою формулировку, в которой описал один из видов интеллектуальной деятельности с объективным подходом к окружающей действительности и информационным потокам. Данная способность человека основывается на системе правил и действий.

    Признаки

    Прежде чем перечислить способы развития критического мышления, следует описать признаки, присущие этому виду :

    1. Одним из ключевых признаков является самостоятельность в умозаключениях, оценках явлений и предметов и убеждениях. Это - способность добывать и анализировать информацию с опорой на свой личный опыт и известные схемы решения проблем. Отсюда, чем полнее информация о решаемой проблеме и многообразнее палитра способов разрешения проблемы, тем достовернее будет спрогнозирован результат (минуя устоявшиеся стереотипы людей).
    2. Еще одной отличительной чертой можно считать отношение к информации: ее нахождение, анализ, отбор и применение. Человек, умеющий из любой информации выделить нужные зерна и установить связи с интересующим объектом, может справиться с проблемами любых уровней.
    3. Признаками также можно считать постановку правильных вопросов, которые, как известно, представляют собой решение половины задачи, и разработку стратегии решения проблемы.
    4. Важным признаком является и исчерпывающая аргументация, рационализация и разумные и обоснованные доводы.
    5. Одна голова хорошо, а две - еще лучше. Очередным признаком является и учет социальных факторов в решении задачи, ведь Поэтому дебаты и дискуссии - это приемлемая форма работы по достижению цели.

    Как развить критическое мышление при помощи известных приемов без посторонней помощи? Достаточно практиковаться ежедневно, пока этот процесс не станет образом жизни.

    Приемы развития навыка

    Из-за большого количества приемов развития критического мышления перечислить все не представляется возможным (и необходимым). Поэтому достаточно перечислить наиболее популярные из них и остановиться на описании эффективно применяемых.

    Как развить критическое мышление самостоятельно? К популярным приемам относятся:

    1. «Кластеры».
    2. «Корзина идей».
    3. «Обратные логические цепочки».
    4. «Верные и неверные утверждения».
    5. «Шесть шляп».
    6. Fishbone.
    7. «Синквейн».
    8. «Бортовые журналы».
    9. «РАФТ».
    10. «Дерево предсказаний».
    11. «Пометки на полях».
    12. «Вопрос дня».

    «Кластеры»

    Прием хорошо использовать при систематизации добытой информации и установлении связей между явлениями.

    Принцип построения кластера основан на модели строения солнечной системы. Интересующий вопрос или проблема занимают положение Солнца. Вся остальная информация располагается на позициях планет солнечной системы с их спутниками.

    Fishbone

    Еще одним приемом систематизации информации и нахождения оптимального решения проблемы представляется Fishbone.

    Его помощь в вопросе того, как развить критическое мышление, неоспорима. Прием отображается в виде скелета рыбы. Голова и хвост обозначаются как проблема и ее решение соответственно. На ребрах расположены причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие их. Этот прием позволяет выявить взаимосвязь проблем и систему их взаимодействия.

    «РАФТ»

    Этот прием хорош для работы над устной речью, развитием риторики и навыком убеждения. Название образовано из первых букв слов - Роль, Аудитория, Форма, Тема. Данный прием подразумевает обсуждение темы от лица определенного персонажа (роль), на аудиторию (определенного уровня потребностей), в выбранной заранее форме (диалог, рассказ, анекдот и т. д.) повествования и заданном количестве тем.

    «Шесть шляп»

    Как развить критическое мышление при помощи шляп? Прием подходит и для самостоятельной работы, и для работы с аудиторией (и большой, и не очень). Количество шляп соответствует определенным взглядам на проблему. Цвета закреплены за определенными элементами:

    • белый - факты;
    • желтый - возможности;
    • синий - смысл;
    • зеленый - креатив;
    • красный - эмоции;
    • черный - критика.

    Можно заметить, что рассмотрение проблемы происходит комплексно, с разных позиций, что позволяет принять наиболее приемлемое и рациональное решение.

    «Дерево предсказаний»

    Прием для развития умения аргументированно и обоснованно составлять прогнозы на заданную тематику.

    Тема представлена стволом дерева. Прогнозы (возможно, вероятно) - ветки по двум сторонам. Аргументы - листья на ветках. Таким способом можно не только составить вероятностную модель развития ситуации, но и определить решающие факторы в создавшейся ситуации.

    в системе образования

    Современное образование слишком сконцентрировано на самом процессе обучения, что находит свое выражение в чрезмерном увлечении (нужными и не очень) технологиями. Коренным образом применение технологий практически ничего не меняет (кроме названий частей урока, согласно требованиям технологии, ЗУНов - компетенциями и т.д.). По итогу ученик должен запомнить определенный материал. Правда, приветствуется применение на уроках развивающих головоломок в определенной дозировке. Такой вид деятельности вносит разнообразие в строго регламентированную жизнь ученика. Ведь для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как собрать головоломку, требуется мобилизация всех знаний, умений и навыков, а также самостоятельность в достижении поставленной цели.

    Для того чтобы технология развития критического мышления не выглядела декоративным дополнением в школьной жизни нужно изменить саму систему образования. А это в ближайшем будущем сделать практически невозможно.

    На уроках часто применяются многие элементы критического мышления (вопрос дня и др.), но основа остается тайной за семью печатями.

    Вместо заключения

    Развитие критического мышления доступно для человека примерно с 5-6 лет. До этого времени еще не развиты достаточно и нервная система и не сформированы определенные отделы головного мозга. Для старшего дошкольника решение вопроса: "Как собрать головоломку?" - и есть это развитие. Для младших приемов расширяется. А для ребят среднего и старшего звена доступна вся палитра приемов развития критического мышления.

    Взрослые могут самостоятельно, по мере надобности или для самопроверки, пользоваться перечисленными приемами. К тому же, применение критического мышления в повседневной жизни помогает сохранить молодость мозга на долгие годы. С другой стороны, именно критическое мышление позволяет человеку оставаться Личностью, то есть не поддаваться на провокации хорошо отработанной системы управления общественным мнением.