Социальная психология малых групп. Понятие, функции, характеристика, структура и виды малых групп в социальной психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Понятие малой группы
  • 2. Виды малых групп
  • 3. Структура психологии малой группы
  • 4. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе
    • 4.1 Руководство малой группой
      • 4.2 Сплочение малой группы
      • 4.3 Групповое давление
      • 4.4 Конфликт в малой группе

1. Понятие малой группы

Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей .

Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

Зарубежные и отечественные ученые, долгое время изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как:

* наличие двух и более людей; верхняя граница численности у разных авторов колеблется от 7 до 30 человек;

* осуществление непрерывных контактов и общение между ними;

* наличие общей цели и совместной деятельности;

* возникновение взаимных эмоциональных и других связей; проявление чувства принадлежности к данной группе;

* осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;

* формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;

* функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);

* наличие достаточного времени взаимного существования людей

Малая группа --это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

малый группа психология конфликт

2. Виды малых групп

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы -- это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.

Реальные группы -- это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными.

Естественные -- это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные -- это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные группы -- это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.

Неформальные группы -- это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы -- это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.

Высокоразвитые группы -- это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы -- это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Референтные (эталонные) группы -- это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) -- это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

3. Структура психологии малой группы

Цементирующей основой психологии малой группы, ее структурными системообразующими компонентами выступают такие социально-психологические явления, как: внутригрупповые межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и групповые традиции, являющиеся непосредственным отражением реальной жизни и деятельности ее членов.

1.Взаимоотношения в малой группе -- это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.

Общественно-политические взаимоотношения -- возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.

Служебные взаимоотношения -- складываются в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Внеслужебные взаимоотношения -- складываются между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.

2. Групповые устремления формируются в ходе межличностных отношений. Это -- цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и развитие групповых устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.

3. Групповое мнение (групповые мнения) -- совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри, так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.

Групповое мнение выполняет определенные функции:

* информационную , показывающую, на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т.д.;

* функцию воздействия , посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т.д.;

* оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.

Сложившееся общее мнение группы -- реальная и действенная нравственная сила . Через него она влияет на каждого своего члена прежде всего посредством: информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей; предъявления к нему определенных требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям; постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, выражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения. Однако следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность.

Наряду с официальным мнением в группе может существовать и неофициальное , которое, как правило, публично не высказывается. Это мнение может и не совпадать с официальным и даже противодействовать ему. Чаще всего его носителями являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность. В любом случае неофициальное мнение не способствует укреплению группы и стабилизации в ней здоровой психологической атмосферы. Следует знать истоки и направленность суждений, на основе которых оно сформировалось, правильно их учитывать и при необходимости принимать или не принимать их во внимание

Единое мнение по каждому вопросу жизни и деятельности не всегда формируется сразу. Степень его объективности зависит от таких факторов, как частное или временное несовпадение интересов отдельных личностей и группы; конфликтные отношения между отдельными ее членами и самой группой; инертность или, наоборот, активность конкретных людей, стремящихся отстоять свои суждения.

В процессе формирования и развития групповое мнение проходит три этапа. На первом этапе члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему. На втором они обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами и в результате группового обсуждения приходят к общей точке зрения. На третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

4.Групповые настроения -- сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими и в значительной степени определяющих направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

К ним обычно относятся:

* совместные переживания конкретных событий, фактов;

* сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;

* устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, т.е. проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой. Вместе с тем следует помнить, что одни настроения (энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема) способствуют совместным усилиям и успеху группы, другие же (состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство), напротив, резко снижают ее возможности.

Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствующих настроений, эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств. Однако в отличие от последних групповые настроения характеризуются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны значительно быстрее чувств распространяться в группе, передаваться вне ее и изменять свою полярность.

5. Традиции -- сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

В традициях различных групп людей много общего. Общенародные , классовые, национальные традиции присущи каждой конкретной общности (группе, коллективу). Наряду с общими, внутри каждой малой группы зарождается немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения. Действенность и живучесть традиций определяется степенью их эмоциональной притягательности, желанием принять их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени они связывают свои интересы с той или иной традицией, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.

4. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе

Малая группа пребывает в непрерывной динамике. Характер изменений в ней определяют такие социально-психологические процессы, как: ее образование и развитие; руководство и принятие решений; сплочение; групповое давление; конфликты.

4.1 Руководство малой группой

Руководство -- процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему. Оно обеспечивает выполнение группой таких задач, как: целеполагание (выработка ближайших и отдаленных целей своей деятельности); поддержание взаимопонимания членов группы по важнейшим для них проблемам; информирование (передача членам группы необходимого объема сведений и сбор информации, поступающей от них); принятие решений (обеспечивает процесс формирования 1 единого мнения группы по важнейшим вопросам реализации стоящих задач); контроль за деятельностью группы в важнейших сферах.

Различают три стиля руководства : демократический, авторитарный и либеральный.

Демократический стиль характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений; взаимным распределением прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативы людей; расширением взаимного контроля и другой деятельности.

Авторитарный стиль связан с чрезмерным повышением роли руководителя. Последний обычно сам решает все вопросы, при этом он может учитывать, а может и не учитывать мнения других. Налицо постоянная повышенная требовательность ко всем членам группы, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Авторитарность часто сопровождается грубостью, запугиванием. Такое руководство исключает разъяснение и убеждение и сводится лишь к требованиям.

Либеральный стиль характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность и взаимоотношения членов малой группы, предоставляя последним самим решать свои проблемы. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач членами малой группы, пускают развитие событий в ней на самотек.

Исследования, проведенные к настоящему времени в нашей стране, показывают, что у различных людей стиль руководства, как правило, представляет собой сочетание указанных трех основных типов.

Кроме того, на основе указанных стилей принято выделять две основные модели руководства -- директивную и кооперативную. В основе директивной модели лежат единоначалие (а часто и давление, диктат) руководителя, структурная простота и возможность оперативного управления всеми людьми. Эта модель порождает и закрепляет фронтальные и радиальные связи между руководителем и подчиненными; ограничивает деловую инициативу членов группы и способствует их пассивности, лицемерию по отношению к деятельности и руководителю; усиливает опасность постоянного увеличения числа промежуточных ступеней в управлении группой, препятствующих сотрудничеству всех ее членов в достижении целей общей деятельности; способствует созданию многочисленных микрогрупп; увеличивает необходимость контроля за большим числом исполнителей.

Кооперативная модель включает в себя возможности:

Активного коммуникативного и межличностного взаимообмена между членами группы и их руководителем,

Решения сложных задач небольшим числом подчиненных;

Взаимопонимания между руководителем и подчиненными;

Низкой конфликтности между людьми.

Кроме того, она предполагает разветвленную групповую структуру, не ограничивает информационные возможности и личностную инициативу ее членов, порождает высокую удовлетворенность совместной деятельностью, уменьшает число иерархических ступеней в управлении; увеличивает ответственность и самоконтроль со стороны членов малой группы

4.2 Сплочение малой группы

Сплочение малой группы -- это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации. Термин «ценностно-ориентационное единство» введен в отечественную социальную психологию А.В. Петровским и означает, что отношения между членами группы носят опосредованный совместной деятельностью характер, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на социальные ценности совместной деятельности.

Сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Для членов малой группы сама по себе сплоченность -- привлекательная цель и ценность, групповое состояние, к которому надо стремиться.

4.3 Групповое давление

В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности.

Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. На тех, кто им не подчиняется или игнорирует их, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Можно выделить следующие функции такого давления :

1) стремление обеспечить достижение групповых целей;

2) сохранение группы как целого;

3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться;

4) определение членами группы своего отношения к социальному окружению.

Давление -- важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Значение его в том, что оно служит поддержанию общего постоянства и сплоченности в изменяющихся условиях совместной деятельности. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов -- поощрительные и запретительные.

Возможны четыре варианта поведения человека в группе:

Сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

Вынужденное подчинение группе под угрозой санкций;

Демонстрация антагонизма по отношению к группе;

Свободное, осознанное отвержение групповых норм.

Наиболее распространенным является второй вариант поведения человека по отношению к группе. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери членства или устойчивого положения в ней получил название конформизма и его можно считать одним из важнейших факторов поддержания целостности группы, укрепления единства в ее рядах.

4.4 Конфликт в малой группе

Конфликт в группе -- это сложившаяся дисгармония межличностных отношений между ее членами или нарушение равновесия между существующими в ней структурами.

Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми. Обычно к конфликтам приводят следующие причины:

* наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;

* присутствие противоборства между различными людьми (руководителя с неформальными лидерами, неформальными микрогруппами и разностатусными членами группы, разными микрогруппами);

* разрыв отношений внутри определенных микрогрупп;

* появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.

Конфликт играет как конструктивную роль в малой группе (дает возможность более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности членов группы, оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволяет ослабить состояние психологической напряженности), так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы, ухудшает взаимоотношения между ними, негативно отражается на эффективности совместной деятельности). Обычно конфликты имеют следующую динамику:

При появлении предконфликтной ситуации фиксируется возникновение противоречий между членами группы;

Приходящее через определенное время осознание предконфликтной ситуации активизирует участников конфликта на принятие необходимых мер;

Конфликтное взаимодействие вызывает острое противоборство сторон;

Разрешение конфликта приводит к снятию или избавлению от противоречий конфликтующих людей;

На послеконфликтной стадии происходит разрядка напряженности.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социально-психологические характеристики групп. Феноменология и размеры малых групп. Структура и типология малой группы. Факторы эффективности деятельности групп. Особенности формальных и неформальных групп. Исследование психологического портрета группы.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2011

    Основные подходы к толкованию предмета исследования социальной психологии. Понятие и количественные признаки малой группы, ее нижний и верхний пределы. Основания для классификации малых групп. Формальная, коммуникативная и ролевая структура малой группы.

    реферат , добавлен 02.04.2009

    Виды, функции, размер группы и ее структура. Понятие о формальных и неформальных группах. Психологическая совместимость в группе. Социально-психологический климат группы, его сущность и характеристика. Особенности психологической структуры малой группы.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Теоретический анализ социально-психологических особенностей малой группы: виды и функции групп. Социометрический статус в группе. Особенности проявления лидерства и руководства в малой группе. Социально-психологические характеристики студенческой группы.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Определение и сущность, структура и содержание малой группы, ее границы и закономерности развития, классификация и разновидности. Социально-психологические аспекты развития малой группы. Лидерство и руководство как фактор функционирования малых групп.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2011

    Значимость группы для формирования личности. Классификация, черты, признаки малой группы. Структура психологии коллектива. Социально-психологические явления, проявляющиеся в ходе межличностного взаимодействия. Компоненты взаимоотношений между людьми.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2017

    Определение малой группы, ее наиболее существенные признаки (принципы выделения малых групп). Количественные параметры малой группы - нижний и верхний пределы. Критерии классификация малых групп. Социально-психологический подход к малым группам.

    реферат , добавлен 24.09.2008

    Понятие малых групп, их сущность и особенности, состав и деятельность, изучение в социальной психологии. Классификация малых групп, их разновидности и характеристика. Современные социально-психологические исследования в области малых групп, их результаты.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2009

    Теория и практика социальной психологии. Большие и малые группы их характеристика и особенности. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной психологии. Место межличностного восприятия в системе персептивных процессов и его особенности.

    книга , добавлен 10.02.2009

    Квалификационные признаки групп: по масштабу, реальности существования, длительности существования. Основные параметры малой группы, необходимые для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании. Характерные признаки коллектива.

В основном жизнь человека проходит в малых группах (в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах). Именно в таких группах происходит формирование личности и проявляются ее качества. Малая группа опосредствует связи человека с обществом, трансформируя оказываемое на него воздействие.

Малая группа – это небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.

На протяжении всей истории социальной психологии малые группы были основным объектом эмпирических исследований и лабораторных экспериментов.

Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, – психологическая общность . Основными ее критериями выступают:

  • а) явления сходства и общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентаций и социальных установок);
  • б) идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, чувство "Мы");
  • в) осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности, а также отличий "своей" группы от других групп;
  • г) наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным ее индивидам, например таких, как сплоченность, социально-психологический климат и др.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимают три человека. Это связано с тем, что в случае отсутствия согласия в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены, поэтому диаду рассматривают как специфическую разновидность малой группы. Верхняя граница малой группы определяется нс столько ее количественными, сколько качественными характеристиками, например контактностью , т.е. возможностью каждого члена группы регулярно воспринимать друг друга, вступать в непосредственный контакт и общаться с другими ее представителями.

Различные классификации малых групп относятся не к специально создаваемым для проведения исследований лабораторным группам, а к реальным малым группам, возникающим естественным способом. Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение формальных и неформальных групп, предложенное американским психологом Элтоном Мэйо (1880–1949).

К формальным малым группам относятся первичные подразделения социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т.д.). Это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются официальными предписаниями.

Неформальные малые группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами таких групп являются дружеские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются механизмами своего образования и характером существующих в них межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные достаточно условно. Это связано с тем, что неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, и наоборот, группы, возникающие как неформальные, могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяют группы временные и постоянные.

Основными качественными характеристиками малой группы являются ее композиция и структура.

Композицией называется совокупность индивидуальных особенностей членов группы, характеризующих ее как целое.

Выбор параметров, по которым определяется композиция группы, зависит от конкретных задач исследования. Наиболее часто выделяются такие критерии, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.

Структура группы – это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами данной группы.

Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоционалъных связей, или межличностных отношений.

В исследованиях формальных групп и организаций принято выделять формальную и неформальную структуры.

Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.).

Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура межличностных связей, коммуникаций и влияния.

Наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности, является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, в которых взаимодействие между людьми носит неупорядоченный характер.

В социально-психологических исследованиях малых групп выделяют и анализируют социометрическую и коммуникативную структуры, а также структуру власти и влияния.

Социометрическая структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями, выявленная по результатам социометрического теста Дж. Морено. В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии.

Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи циркулирующей в группе информации. Основные характеристики коммуникативной структуры: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации): частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные "коммуникативные сети").

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния друг на друга. Основные характеристики структуры социальной власти и влияния – системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формальной группе) и неформального влияния, выраженного феноменом лидерства.

В отечественной психологии можно выделить четыре основных исследовательских подхода к рассмотрению групп:

  • 1) деятельностный подход, основанный на принципе деятельности. К нему относятся стратометрическая концепция групповой активности А. В. Петровского , программно-ролевая концепция группы М. Г. Ярошевского, взгляды Г. М. Андреевой на модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности;
  • 2) социометрическое направление, основанное на использовании различных вариантов социометрического теста в качестве основного методического средства (Я. Л. Коломинский);
  • 3) параметрическая концепция, основная идея которой состоит в том, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (Л. И. Уманский);
  • 4) организационно-управленческий подход, основанный на разрабатываемых в социологии и социальной психологии представлениях о социальной организации и управленческой деятельности, когда группа рассматривается как субъект управления (Е. С. Кузьмин).

Выделяют основные характеристики (признаки) группы . Это относительно устойчивое социальное образование, система социального взаимодействия; форма социального объединения, при которой ее члены взаимодействуют друг с другом лично. Социальное взаимодействие между индивидами в группе организовано на основе совместного участия в деятельности, которому присущи общность целей, установок, мотивов поведения, системы ценностей, а также общность сознания, организующего групповое действие. Кроме того, малой группе как специфическому виду человеческой общности, присущи:

  • прямой (или косвенный) контакт и межличностное взаимодействие между составляющими ее индивидами;
  • общность цели деятельности и переживание общих чувств;
  • общность сферы интересов, мотивов, установок, норм, нравов, привычек и обычаев;
  • внутренняя распределенность функций и групповых ролей;
  • определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени.

Широко распространенным в социальной психологии является понятие референтной группы, означающее группу, к которой данный индивид относит себя сознательно. Термин "референтная группа" имеет четыре основных значения. Это группа:

  • – на которую данный индивид ориентируется в своих действиях;
  • – которая служит образцом или критерием для оценки личного поведения;
  • – в которую индивид стремится вступить, стать ее членом;
  • – группа, чьи взгляды и ценности служат эталонами для индивида, который нс является непосредственным ее членом.
  • Петровский Артур Владимирович (1924–2006) – доктор психологических наук (1965), профессор (1966), действительный член АПН СССР (1971) организатор и президент РАО (1991 – 1997), специалист в области истории и методологии психологии, социальной психологии. Окончил филологический факультет Московского городского пединститута им В. П. Потемкина. С 1966 по 1971 г. руководил кафедрой психологии МГПИ им. В. И. Ленина, с 1972 г. – лабораторией психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР, с 1978 по 1985 г. – также кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе на факультете повышения квалификации МГУ. С 1978 г. – заведующий лабораторией психологии личности НИИ общей и педагогической психологии. Автор социально-психологической теории коллектива. Разрабатывал теоретические проблемы психологии личности и групповой деятельности, создал трехфакторную модель "значимого другого", концепцию персонализации и стратометрическую концепцию групп и коллективов. Основные труды: "Беседы о психологии" (1961); "История советской психологии" (1967); "Психологическая теория коллектива" (1979); "Личность. Деятельность. Коллектив" (1982); "Вопросы теории и истории психологии" (1984); "Психология в СССР. История и современность" (1990); "Психология и время" (2007).

Понятие и виды малых групп

Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами И группой и саму малую группу как целое.

Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы- ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек - диаде - групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феноменсоциального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя (рис. 1).

Рис. I . Виды малых групп

Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями (рис. 2). Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

Рис. 2. Неформальная малая группа

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы) В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые .

В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако, в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность .

Основными критериями феномена психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею - чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность - тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

Референтность малой группы - значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциям» референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

С практической точки прения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы - временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера (Рудестам К., 1997).

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова, 1988).

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Композиция группы - это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны сточки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.

4.2. Структура малой группы

Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (например, функциональных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру). Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, неупорядоченный характер.

При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э.Мэио принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Формальная (или официальная) структура группы - это совокупность связей и отношении между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов). Неформальная (или неофициальная) структура - это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и анализируют социометрическую, коммуникативную и ролевую структуру группы, а также структуру власти и влияния. Социометрическая структура малой труппы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Д. Морено (1958). В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры малой группы являются характеристики социометрического статуса членов группы, то есть положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними. Существенной характеристикой группы, получаемой по результатам социометрического опроса, является число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы). Графическое изображение структуры межличностных выборов и отвержений в группе называется групповой социограммой (см. рис. 3).

Рис 3. Социограмма-мишень, представляющая взаимоотношения в группе, состоящей из 11 человек

Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети» (см. рис. 4). В экспериментах А Бейвелиса и Г.Ливитта (Д Картрайт и А.Зандер, 1968) было показано, что централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию), способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникативные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворенности членов группы. Исследования К.Фашо и С. Московичи (1958) обнаружили, что для решения простых задач, имеющих одно верное решение, более предпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих усилий, - децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач.

Рис. 4. Типы коммуникативных структур малых групп

Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «организатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта», «невинной жертвы» и т д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы (см. таблицу 1).

Решение задач Оказание поддержки
Инициатор
Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач.

Разработчик
Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.

Координатор
Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы.

Контролер
Направляет группу к. ее целям, подводит итог то го, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса.

Оценщик
Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи.

Погонщик
Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать уже больше сделанного.

Вдохновитель
Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений.

Гармонизатор
Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и, таким образом, сохраняет в группе гармонию.

Примиритель
Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию.

Диспетчер
Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения.

Нормировщик
Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.

Ведомый
Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятия решений.

Таблица 1. Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки (Адаптировано из Benne and Sheets, 1948, из книги Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб: Питер, 1997).

Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе - это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния . В зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные типы социальной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной (Д,Френч, Б,Равен). Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руководства группой как официально закрепленного социального влияния (если речь идет о формальной организованной группе) и неофициального (неформального) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.

4.3. Развитие малой группы

Формирование малой группы. Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.

Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Учет социально-психологических факторов при формировании первичных коллективов является важной практической задачей. Результаты исследования В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения формы собственности на предприятиях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурными подразделениями производственных организаций, могут складываться принципиально по-разному в зависимости оттого, формировались ли эти группы добровольно, с учетом желания работников вместе работать и хозяйствовать, или по формальному признаку. Если в первом случае совместная хозяйственная деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности и приверженности к своей группе, то во втором - наблюдалось усиление дезинтегративных тенденций вплоть до распада группы.

Этапы развития малой группы. Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированностисти в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив - реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры,

В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразова-ния представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях ( «интраэгоизм» по Л.И.Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

    ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,

    эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,

    открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,

    принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:

    «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,

    «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,

    «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,

    «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 1991, с.52-53).

Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязанно, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.

Психологические механизмы развития малой группы. К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:

    Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.

    «Психологический обмен» - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.

    «Идиосинкразический кредит» - предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

4.4. Групповая сплоченность

Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л.Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего - эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л.Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.

В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования.

Другой теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т Ньюкомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» (1965). Последнее Т. Ньюком определял как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами. Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В.Петровским и В.В.Шпалинским (1978), под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И.Донцова {1984) в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется прежде всего в процессе совместной трудовой деятельности.

Феномен совместной трудовой деятельности исследуется в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана модель группы как субъекта совместной деятельности. Основными параметрами, характеризующими уровень целостности (интегрированности) группы выступают плотность функциональных связей между ее членами, уровень функциональной взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы. В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива (А Л.Журавлев и др., 1988) сформулировано положение о множественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений. С этих позиций процесс психологической интеграции трудового коллектива может осуществляться по различным основаниям. Развитие коллектива представляет собой определенное соотношение (сочетание) процессов дифференциации и интеграции, причем один из этих процессов является ведущим на каждой конкретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллектива происходит последовательная смена оснований процессов дифференциации и интеграции, которая определяет, как правило, и смену стадии развития коллектива.

Малая группа – это всегда контактная общность, связанная реальным взаимодействием входящих в нее лиц и реальными взаимоотношениями между ними.

Малые группы могут различаться по следующим критериям :
а) по степени их реальности:
условные группы – это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т. д.;
реальные группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
б) по организационному критерию:
формальные группы – это группы, которые имеют официально заданную извне структуру;
неформальные группы – это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
в) по степени близости:
первичные группы отличаются тесным взаимодействием участников. Члены их имеют возможность общаться по любому поводу, наблюдать друг друга в различных ситуациях, совместно отмечать праздники, юбилеи, свадьбы (влюбленные, очень близкие люди);
– во вторичных группах отношения менее близкие. Здесь общие ценности и стандарты поведения касаются ограниченных сфер жизни (спортивная секция, землячество).
г) по степени психологического принятия:
референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях;
нереферентные (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
д) по степени развития:
слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования;
высокоразвитые группы – это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т. д.

Малая группа обладает существенными признаками , а именно:
1. Внутренняя организация, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций.
2. Групповые ценности, на основе которых развивается социальные чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы.
3. Собственный принцип обособления, отличающий ее от других, «чужих» групп.
4. Групповое давление, т. е. воздействие на поведение членов группы.
5. Общие цели и задачи деятельности.
6. Закрепление традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.)
7. Стремление к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающих между людьми в ходе решения групповых задач.
Основными функциями малой группы являются:
а) функция социализации проявляется в том, что именно в малой группе индивид знакомится с нормами, традициями, ритуалами и прочими законами жизни, принятыми в обществе. В такой малой группе как семья человек целенаправленно готовится к будущей жизни, познает окружающий мир, овладевает первичными навыками коллективного труда и т. д.
б) существование таких групп, как рабочая бригада, экипаж самолета, научная лаборатория, учительский коллектив и проч., обусловлено необходимостью выполнения определенной работы. Эти группы называют «инструментальными» . Их основной функцией является достижение целей, осуществление тех дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку.
в) экспрессивная функция группы, т. е. удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, уважению и доверию. В группе люди делятся своей радостью, отмечают то или иное событие, нередко избавляются от неприятных чувств.
г) функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в своем признании и ценности, человек ищет точку опоры в других.
д) функция поддержки особенно ярко проявляется в трудовой солидарности рабочих бригады, корпоративности представителей научных школ, круговой поруке преступной группировки и т. д.

Понятие уровня социально-психологического развития группы.
Фазы и уровни развития группы
.
Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень, их развития. Уровень группового развития – характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Отечественная психология в качестве основания для выделения уровня группового развития принимает деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития : коллектив (группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества), просоциальная ассоциация (дружеская компания студентов), диффузная группа (группа, межличностные отношения в которой обусловлены отсутствием совместной деятельности), асоциальная ассоциация (группа хулиганствующих подростков), корпорация (группа, цели деятельности которой замкнуты внутри ее, «работающая только на себя»). Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам.
Закономерности развития малой группы
I фаза представляет собой процесс знакомства и образования группы.
На II фазе происходит оценка общих ресурсов, задач, возможностей, вероятности успеха и, как итог – общая цель.
На III фазе происходит окончательное определение целей объединения и уточнение средств действия.
IV фаза предполагает распределение индивидуальных заданий между членами группы в зависимости от того, как они проявили себя на предшествующих этапах, какие знания и умения продемонстрировали, какой статус приобрели среди других участников.
На V фазе группа начинает реализовывать те функции, ради которых она была организована. Члены ее действуют в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в целом они стремятся к намеченной цели.

Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.

Нахождение в одной группе с другими людьми предполагает, что человек должен придерживаться каких-то правил поведения: представлять, как поступать правильно, как неправильно, как проявлять, как сдерживать себя. Существование любой малой группы предполагает подчинение ее членов определенным требованиям, правилам и нормам поведения. Групповые нормы – это сложившаяся в группе система требований, определяющая поведение ее членов. Но как быть с теми, кто нарушает групповые нормы? На этот случай в группах содержатся допустимые пределы санкций, применяемых к лицам, чье поведение отклоняется от общепринятого. Группы оказывают давление (воздействие ) на отклоняющихся от нормативного поведения членов с тем, чтобы обеспечить достижение своих целей, сохранение себя как целого, выработку «реальности» для соотнесения с ней своих мнений, определение своего отношения к социальному окружению.
Поведение личности в группе может быть конформным. Конформизм – неосознанное или осознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Выделяют следующие типы конформизма:
а) «Майский жук – Дюймовочка». Человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению (так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев).
б) «Защита». В этом случае человек в группе ищет защиту от неприятностей, находящихся вне группы.
в) «Новое платье короля». В этом случае человек делает вид, что согласен с группой, на самом деле он просто не хочет «выделяться» из-за нежелания нарушить единодушие группы.
Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Традиционно выделяют четыре вида психологической совместимости:
физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.). Например, при комплектовании экипажей гребных судов (байдарок, каноэ) подбирают спортсменов, равных по физическим данным;
психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство анализаторских систем, а также свойств темперамента. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстова «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Они оказались физиологически несовместимы;
социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония;
социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

Статус личности. Виды отношений в группе. Типы лидеров.

Люди, входящие в группу, не могут находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа. Положение индивида в группе в соответствии с его деловыми и личностными качествами определяется:
статусом , т. е. положением человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии;
престижем , который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств;
системой групповых ожиданий – совокупностью мнений об ожидаемом поведении данного индивида в данной группе;
групповыми нормами .
Взаимоотношения отдельных членов в группах очень сложны и многообразны. Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы. В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.
В любой группе выделяется руководитель, лидер , т. е. член группы, осуществляемый руководство. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Существуют два основных типа лидеров. Первый тип – функциональный , или инструментальный (компетентный), лидер, сосредоточенный на предстоящей задаче, владеющий инициативой в специфических видах деятельности, борющийся за достижение поставленных группой целей. Второй тип – эмоциональный , или аффективный , лидер, ориентированный на улучшение межличностных отношений. Это, как правило, всеми любимый член группы, оказывающий наибольшее влияние на взаимоотношения между отдельными ее членами и на психологический климат группы в целом. По сути дела, эти типы – два полюса отношений лидера с группой.

Важной задачей социально-психоло­гического анализа группы является изучение тех процессов, которые про­исходят в ее жизни. Рассматривая феноменологию процесса порождения и разви­тия малой группы, необходимо: указать причины, лежащие в его основе; рассмотреть последовательность стадий движения груп­пы по пути приобретения признаков коллектива; описать меха­низмы групповой динамики.

Впервые термин «групповая динамика» был использован К. Левиным в статье «Эксперименты в социальном пространстве» в журнале «Гарвардское педагогическое обозрение» за 1939 год (США). В этой статье автор пришел к выводу, что каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов. Вообще сам термин «групповая дина­мика» может быть употреблен в трех различных значениях.

1. Определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина.

2. Специфический вид ла­бораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различ­ные характеристики групп.

3. Совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движе­ние группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Последующее изложение будет связано преимущественно с третьим, расширительным толкованием данного термина. Итак, групповая динамика - это процессы интеграции и дезинтеграции группы, изменения уровня ее психологической сплоченности, изменения формы и содержания основных явлений групповой психологии в процессе осуществления межличностных отношений в рамках групповой деятельности и общения.

Важнейшими из этих процессов являются следующие. Преж­де всего, это сам процесс образования малых групп (группообразование), причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например, феномен группового давления на инди­вида (который в традиционной социальной психологии к «груп­повой динамике» не относится).

Кроме этого, к групповым процессам относятся процессы осуществления и регуляции группового социального взаимодействия:

а) совместной деятельности: мотивационно-ценностный обмен; процессы группового целеполагания и принятия решения; совместные исполнительные действия членов группы; социально-психологическое срабатывание и совмещение в деятельности; руководство групповой деятельностью;

б) общения: информационно-коммуникативные, социально-перцептивные процессы и процессы межличностного ролевого взаимодействия и взаимовлияния; ролевая и микрогрупповая дифференциация; групповое сплочение и конфликты; образование и реализация групповых норм и санкций;

в) внутригруппового поведения личности: социально-психологическая адаптация; внутригрупповое самоутверждение; ролевая идентификация; лидерство; конформное и отклоняющееся поведение; коллективистическое самоопределение личности.

Таким образом, динамические процессы характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования.

Причины возникновения малой группы можно условно разделить на объективные, заданные определенной потребностью общественного разделения труда и функционирования общества, и психологические. В случае формальных (организованных) групп причины их возникнове­ния лежат вне самих групп и определяются более широкой со­циальной системой. Психологические детерминанты возникновения малой груп­пы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.п. Неформальная группа возникает спонтанно, внутри уже существующей формальной группы или вне ее.

Механизмы групповой динамики. Исследователи групповой динамики выделяют несколько механизмов этого процесса.

1. Разрешение внутригрупповых противоречий.

Существует несколько типов внутригрупповых противоре­чий. Это противоречия: между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; между растущим стремлением членов группы к самореали­зации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и ин­теграции ее с группой (А.Г. Кирпичников). Конструктивное разрешение противоречий приводит к развитию группы.

2. "Идиосинкразический кредит" (термин введен Е. Холландером) связан с проблемой соотношения уровня нормативного поведе­ния (в более узком смысле - конформности) и величины стату­са субъекта в группе. Такой "кредит" представляет своеобразное разрешение группы своему лидеру или отдельным ее членам на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение. "Идиосинкразический кредит" является одним из условий внедрения в жизнедеятельность группы эле­ментов нового (инноваций).

3. Психологический обмен - это один из механизмов груп­повой динамики. Разновидностью психологического обмена яв­ляется ценностный обмен. При этом психологическое содержание ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении сторонами - участницами взаимо­действия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из них соответствую­щих ценностей другой стороне. Участники группы могут обме­ниваться материальными и духовными ценностями. В качестве таких ценностей могут выступать, например, поступки учащих­ся, их личностные качества, существенные для продуктивности групповой деятельности и др.

Этапы развития малой группы. В социальной психологии разработано не­сколько моделей группообразования, учитывающих различные основания и признаки, которые позволяют судить о качественно ином уровне развития группы.

Прежде всего, идея развития группы была обозначена в психо­аналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго». Эта идея оформилась на базе анализа психотерапевтической практики, имеющей дело хотя и со специфическими, но вполне реальными группами. В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития груп­пы Л. Бенниса и Г. Шеппарда. Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тре­нинга (см. юниту 1). В этой теории в существовании группы выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Отмечается, что каж­дая конкретная группа может по-разному реализовать общую мо­дель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.

Двухмерная модель развития группы предложена Б. Такменом. Она явилась результатом анализа 50-ти зарубежных публика­ций, посвященных изучению стадий развития терапевтических, тренировочных, естественных профессиональных и лаборатор­ных групп. Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа:

Нали­чия сфер (измерений, факторов) групповой активности - дело­вой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры);

Положения группы в гипотетической по­следовательности развития, т.е. в соответствующей стадии.

Согласно данной модели, в каждой из указанных сфер пред­полагается прохождение группой четырех последовательно сме­няющих друг друга этапов (или стадий). В сфере межличностной активности к ним относятся следующие стадии:

1) стадия "проверки и зависимости", предполагающая ори­ентировку членов группы в характере действий друг друга и по­иск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2) стадия "внутреннего конфликта", основная особен­ность которой - нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3) стадия "развития групповой сплоченности", достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезнове­ния межличностных конфликтов;

4) стадия "функционально-ролевой соотнесенности", в ос­новном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся своеобразным "резонатором", посредством которо­го "проигрывается" групповая задача.

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет такие ста­дии, как:

1) стадия "ориентировки в задаче", т.е. поиск членами груп­пы оптимального способа решения задачи;

2) стадия "эмоционального ответа на требования задачи", со­стоящая в противодействии членов группы требованиям, предъ­являемым им содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последних;

3) стадия "открытого обмена релевантными интерпретация­ми", понимаемая как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предло­жить альтернативную трактовку информации;

4) стадия "принятия решений" - этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Б. Такмен указывает на связь между обеими сферами группо­вой активности, но не раскрывает содержание этой связи. Как показывают исследования, в экстремальных условиях не удается зачастую дифференцировать инструментальные и экспрессив­ные компоненты групповой активности. В таких условиях резко повышается удельный вес экспрессивных моментов групповой жизнедеятельности.

Описывая процесс группообразования Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие «социализация группы», при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривает­ся процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следую­щие:

Оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов);

Обязательства группы по отношению к членам (условия, при которых члены группы боль­ше «обязаны» ей, последствия этих взаимных обязательств);

Пре­образование ролей членов группы (большая или меньшая включен­ность членов группы, их идентифицированность с ней).

На осно­вании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной М. Чемерсом и названной «системно-процессуальной» модели разви­тия группы. Таким образом, в данной теории:

Во-первых, введено понятие «стадий» (или «пе­риодов») развития группы, которые различаются друг от друга по набору критериев. Так или иначе, каждая стадия связана со сменой состава группы (приход и уход ее членов, смена ролей и т.п.).

Во-вторых, сформулирована мысль о том, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается че­рез внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуа­ции в группе, своего положения в ней и т.п.

В качестве другого блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению та­ких ориентаций личности и группы, как коллективизм - индивидуализм. Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие различное распространение в раз­ных обществах. При этом принимаются в расчет культурные и истори­ческие традиции стран, их конкретное воплощение в пове­дении людей в малых группах.

И та, и другая ориентации непосредственно связаны с процес­сом развития группы: переход от одной фазы к другой в значи­тельной степени зависит от того, какой конкретный стиль ориен­тации, а значит, поведения, «победит» в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу. Описание развития группы с позиций соотношения этих ценностей связано с психологической теорией коллектива.