Причины, обуславливающие экологический кризис. Основные тенденции современного экологического кризиса

2.3.2. Причины экологического кризиса

Мы должны исходить из двух основных выводов, когда собираемся исследовать и рассматривать причины, приводящие к деградации природной среды, которая может принять и принимает форму экологического кризиса. Экологический кризис, во-первых, в социоэкосистеме наступает тогда, когда происходят фундаментальное разрушение социоэкосистемы и деградация ее отдельных элементов или происходит нарушение взаимодействия между их отдельными частями. Поскольку элементы социоэкосистемы связаны между собой и в своей совокупности образуют экологическую среду, то для определения причин нарушения экологического равновесия, т.е. выяснение причин возникновения экологического кризиса, исследование причин нарушения экологического равновесия в одной из социоэкосистем может иметь и имеет важное значение. Во- вторых, с середины XX в. возникают два конвергентных явления: техническая агрессия против совокупной природы (минеральной, растительной, мира животных и человека) и деградация отношений между людьми в крупных городах. Они привели в состояние всеобщего кризиса современное человечество в том смысле, что любой локальный кризис вызывает другой кризис, который ведет к дальнейшему ухудшению положения. Таким образом, формируется система, в которой любой фактор деструктивного характера способствует возникновению других факторов, которые усиливают его влияние, и эта тенденция продолжается до тех пор, пока заколдованный круг не охватит всю землю .

Основными формами проявления этой деградации являются: загрязнение биосферы вредными отходами от производственной деятельности человека, которые становятся все более многочисленными по мере усиления человека как производителя, т.е. как присвоителя природы; чрезмерная нагрузка на территории посредством концентрации хозяйственных (особенно промышленных) объектов; урбанизация и разрушение природных ландшафтов и сокращение свободных территорий, которые можно использовать для отдыха и восстановления здоровья населения. При общей тенденции развития эти (и другие) формы проявления экологического кризиса имеют различную интенсивность в отдельных странах.

Причины экологического кризиса, т.е. нарушение экологического равновесия, следует исследовать на глобальном и локальном уровнях. Можно назвать при этом в качестве основных причин нарушения экологического равновесия, которые приводят к экологическому кризису и могут поставить под угрозу само существование человека, проблему народонаселения - демографический взрыв, истощение природных ресурсов (особенно невозобновимых) и проблему обеспечения энергией; загрязнение природы как универсальную проблему (воды, атмосферного воздуха и т.д.) .

Многочисленные исследования населения как экологического фактора, прежде всего роста численности населения как причины деградации природной среды, т.е. нарушения экологического равновесия, появились в пятидесятые годы XX в..

Рост населения находится в обратной пропорции к уровню развития страны: чем более развита в экономическом отношении страна, тем ниже темпы прироста населения. Если же данные о приросте численности населения рассматривать в историческом плане, реальные размеры прироста численности населения как экологической проблемы станут более видимыми. Эти данные указывают на всю серьезность проблемы, так как 8 тыс. лет назад на Земле проживало лишь около 5 млн. человек. Причем численность приблизительно в 500 млн. человек была достигнута только в 1650 г. н.э. Около 1850 г. численность населения во всем мире составила около 1 млрд. человек, т.е. потребовалось 200 лет, чтобы оно удвоилось. Новое удвоение численности населения было достигнуто в последующие 80 лет, т.е. в 1930 г. во всем мире насчиталось около 2 млрд. человек. В 1970 г. численность населения Земли составила 3,5 млрд. человек, а в 1970 - 1980 гг. она возросла на 737 млн. человек. Численность населения к 2050 году, согласно прогнозам Всемирного банка, должна достигнуть 8,3 млрд. человек. С осуществления промышленной революции, как видно, началось резкое повышение численности населения. Быстрый рост населения является результатом диспропорции между рождаемостью и смертностью, т.е. результатом сохранения темпов рождаемости и снижения темпов смертности вследствие улучшения условий жизни и особенно вследствие развития медицины.

Проблема численности и плотности населения и адаптация человека к большой плотности имеют экологическую и социально-экономическую сторону. Существуют, прежде всего, физические границы, в которых масса людей сможет прожить на Земле. Как известно, человек в процессе своей жизни перерабатывает энергию, что приводит к освобождению определенной части теплоты вследствие процессов жизнедеятельности человека. Из-за увеличения численности людей должна быть достигнута в результате тепловая граница. Гигантский рост населения эту тепловую границу поставил бы под угрозу. Так как человечество уже в настоящее время сталкивается с проблемами питания, маловероятно, что для такого количества людей будут произведены необходимые продукты питания. Свыше 450 млн. человек хронически недоедают или едят некачественную пищу, а от голода ежегодно умирает во всем мире около 20 млн. человек.

Повышение производства продуктов питания имеет ограниченные возможности, особенно в развивающихся странах (где наиболее высокие темпы естественного прироста населения). Объем и ресурсная база для производства продуктов питания в них уменьшаются. Население для обеспечения своего биологического существования в этих странах должно переходить за предельные границы устойчивости социоэкосистемы, когда она еще может поддерживать равновесие.

Повышение численности населения и его плотность приводят к возникновению других проблем. Снижение уровня городской цивилизации, деградация человеческих отношений и формирование толпы вместо граждан являются также следствием демографического роста. Плотность населения, кроме того, влияет и на способ организации массовых объединений, и на терпимость в отношениях между людьми. Как следствие перенаселенности в поведении отдельных людей наступают различные отклонения, которые изменяют человеческое поведение в отношениях с другими людьми.

Так как результатом длительного процесса обмена материи и энергии, содержащим множество разнообразных компонентов, которые возникли под влиянием действия естественных законов и сил геосферы, биосферы, гидросферы, литосферы и космоса и прежде всего под влиянием солнечной энергии, является природная среда (природа сама по себе), то по сути в течение длительного процесса развития она сформировала (независимо от человека) разнообразный природный потенциал. Человек же как активное существо изменял природную основу своего существования, стремясь переработать природу с целью удовлетворения потребностей своего существования, а значит, и природный потенциал. В процессе переработки природы часть природного потенциала превращалась в природные ресурсы. А так как запасы этих ресурсов ограничены, то их невозможно компенсировать в границах человеческого измерения времени.

Экологическая проблема наряду с чрезмерным использованием природных ресурсов включает и вопрос рационального использования энергии. Как известно, во Вселенной развивается непрерывный процесс обмена между энергией и материей. Пока функционирует довольно сложная система взаимообусловленных процессов, которой свойствен стихийный кругооборот энергии, все, что существует, потому и до тех пор способно существовать. Это незыблемый закон биосферы, так как с прекращением кругооборота энергии прекращается и жизнь. Согласно прогнозам специалистов, в 2000 г. население (его численность должна превысить 8 млрд. человек) будет расходовать на 24 - 34% больше энергии, чем в 1985 г., а в 2020 г. потребление первичной энергии возрастет на 51 - 76% по сравнению с 1985 г. Эти прогнозы указывают на всю серьезность проблемы роста потребления энергии как экологической проблемы, имеющей значение для выживания человека.

Истощение природных ресурсов наступило как следствие противоречия между темпами их использования (в результате развития предыдущих и настоящей цивилизаций) и их относительно истощенными запасами. При этом необходимо учитывать, что количество и сроки использования запасов природных ресурсов определяются уровнем развития производительных сил и что их использование происходит в определенных общественно-экономических отношениях. А именно ускоренный экономический рост, основанный на развитии производительных сил, для их дальнейшего развития, улучшения условий труда, уменьшения бедности и роста общественного богатства общества и увеличения средней продолжительности жизни человека создал большие возможности. Ускоренный экономический рост в то же время ведет к деградации природы, т.е. к нарушению экологического равновесия.

Поскольку ускоренный экономический рост в своей сущности приводит к многочисленным последствиям для природной среды, то важно разобраться, в чем заключаются эти последствия. Прежде всего, все более интенсивное использование природных ресурсов, и в первую очередь невозобновимых, ставит нас перед опасностью их истощения. Усиление эксплуатации природных ресурсов в то же время увеличивает количество промышленных отходов, которые загрязняют природу. Современную технологию к быстрым поискам заменителей природных ресурсов стимулирует большое потребление сырья и энергии, которое сопровождает промышленное развитие. Производство увеличивает при этом массу суррогатов и количество новых веществ, которых нет в природе и которые не поглощаются ею. Таким образом, в экосферу все более интенсивно вносятся вещества, которые являются чужеродными для нее и которые она не может переработать и использовать для своих жизненно важных процессов.

Экономическая экспансия производственных потенциалов достигается ценой истощения природных ресурсов и окружающей природной среды, потому что для нее рациональным является лишь то, что приносит прибыль (власть, деньги, мощь). Одной из основных причин нарушения природы становится производство, основанное на «трех китах» (прибыль, мощь, престиж), а также на искусственном стимулировании потребностей, искусственном расточительстве и ускоренной замене продуктов.

Без ущерба динамической стабильности системы «общество-природа» природная среда имеет границы, в рамках которых она может абсорбировать определенное количество и виды веществ и энергии. Состояние природной среды, которое мы называем загрязнением природной среды, возникает, когда вмешательство человека в природу переходит допустимые нормы. Загрязнение природной среды - это внесение в нее некоторых видов материи или энергии (тепло, шум, радиоактивность), которые могут представлять опасность для живых существ. Природная среда не в состоянии при этом выдержать темпов, которыми они вносятся.

В довольно длинный список загрязнителей природы входят прежде всего: двуокись углерода, окись углерода, двуокись серы, свинец, кадмий, фосфаты, нитраты, асбест, нефтяные органические вещества, патогенные организмы, пестициды, теплота, пищевые добавки и твердые отходы. В результате у людей начинает появляться страх при мысли о том, что отходы цивилизации могут похоронить их в груде использованных пластиковых упаковок.

Посредством воздействия на атмосферные и климатические условия загрязнение атмосферного воздуха оказывает отрицательное влияние прямо или косвенно на здоровье людей, что приводит к нарушению равновесия в экосистемах, т.е. в биосфере. В свою очередь, это может привести и приводит к ухудшению условий, необходимых для жизнедеятельности организмов и для сохранения здоровья человека. По имеющимся данным, ежегодно в процессе сжигания ископаемого топлива выделяется 5000 млн. т углекислого газа, из которого не менее половины остается в атмосфере. С 1900 г. количество углекислого газа в атмосфере увеличивалось на 15%, а в настоящее время его количество ежегодно увеличивается приблизительно на 0,4%. Кроме того, в атмосфере возрастает количество серы и соединений азота. Согласно некоторым оценкам, сама природа ежегодно выделяет 78-284 млн. т двуокиси серы и 20-90 млн. т окиси азота. Люди ежегодно производят и выбрасывают в атмосферу 75100 тыс. т серы. Ежегодным выбросом приблизительно в 20 млн. т азота сопровождается сжигание ископаемого топлива. Среди источников загрязнения атмосферного воздуха на долю угля приходится 60%, нефти - 30%, на долю газа - 10%.

Все большей экологической проблемой становится загрязнение воды. Усиливается загрязнение воды как твердыми отходами, так и многими химическими субстанциями. Еще в семидесятые годы обращалось внимание на то, что в конце двадцатого века проблема чистой и питьевой воды при своей важности станет самой острой экологической проблемой. Загрязнение вод химическими субстанциями приобретает такие масштабы, что многие реки, можно сказать, превращаются в коллекторы сточных вод. Все больше уменьшается количество и ухудшается качество воды, которая обеспечивает условия существования живых организмов и человека. К примеру, из обследованных рек 10% оказались загрязненными, а в большинстве главных рек с 1975-1985 гг. наблюдается тенденция к увеличению нитратов (при одновременном сокращении фосфатов). Кроме того, экономическое развитие замедлило доступ населения всего мира к источникам чистой воды: в 1985 г. такую возможность имело 42% сельского населения и 75% городского населения. Не была достигнута намеченная цель: обеспечить к 1990 г. универсальный доступ к воде и ее санации. Также остро стоит проблема загрязнения озер и морей. Ежегодно в результате сброса неочищенных промышленных и хозяйственных сточных вод в море попадает 100 тыс. т отходов. Загрязнение моря может уничтожить в нем жизнь, а значит и производство кислорода.

Наступает и загрязнение почвы в результате внесения в нее многих субстанций, особенно в результате выпадения «кислотных дождей». Загрязнение почвы ведет к изменению ее химического и минерального состава, что отрицательно сказывается на росте растений и животных. Через растения и питьевую воду загрязнители проникают в пищевую цепочку и угрожают здоровью людей.

Также к загрязнению земли приводят наводнения, которые вносят в почву загрязненную воду, и вырубка лесов. Вырубка лесов уменьшает разнообразие животного и растительного мира и тем самым оказывает отрицательное влияние на равновесие отдельных экосистем. В основном вследствие вымывания из почвы тонкого слоя гумуса происходит уменьшение плодородия земли. Сокращение сельскохозяйственных угодий и уменьшение рекреационных зон в городах становятся также экологической проблемой, наряду с антропогенным загрязнением почвы и вырубкой лесов. Если вырубка лесов в основном вызвана урбанизацией сельской местности, то уменьшение рекреационных зон в городах обусловлено главным образом строительством автомобильных дорог, что увеличивает не только шум, но и количество окиси углерода в атмосферном воздухе. В конечном счете и то и другое оказывает негативное воздействие на здоровье людей.

В связи с развитием ядерных исследований и со строительством атомных электростанций, число которых постоянно возрастает, осознание опасности особенно усилилось. Так, к 1978 г. была введена в действие 221 атомная электростанция, в процессе строительства находилось 286 и было запланировано возведение еще 290 атомных электростанций. Причем даже нормальное функционирование приводит к созданию радиоактивных отходов, которые опасны для человека и окружающей среды в течение длительного периода времени, не говоря уже о том, что аварии на атомных электростанциях представляют большую опасность для природной среды и человека. Согласно некоторым достоверным данным, только в 1971 г. в 14 странах зафиксировано 150 аварий на атомных электростанциях в утечкой радиации. В сущности это только случаи атомных аварий, когда не произошло больших выбросов ядерных материалов. Однако известны и другие аварии на атомных электростанциях, которые не сопровождались утечкой радиоактивности. По сути атомные электростанции представляли и представляют собой потенциальные и довольно опасные источники загрязнения природной среды.

Все это и многое другое требует пересмотра философии развития, согласования экономики и экологии. В качестве императива настоящего времени выступают поиски возможностей для решения экологических проблем. В поисках этих возможностей необходимо объяснить природу довольно часто встречающегося упрощенного толкования экологической проблематики, согласно которому критика современной модели развития является исключительно плодом определенных пристрастий, попыткой предложить другую иерархию удовлетворения потребностей или наивным ностальгическим мечтанием об аграрно-пасторальном обществе, которое пронизано двусмысленными и реакционными доиндустриальными искушениями или, что еще хуже, роскошью, которую могут позволить себе лишь те люди, которые уже удовлетворили количественные потребности, т.е. богатые из богатых стран, которые могут ставить перед собой проблемы качества жизни, в то время как бесконечное большинство человечества вынуждено бороться за выживание. Однако следует иметь в виду, что в промышленно развитых странах в качестве лимитирующего фактора не только развития гуманистического потенциала отдельного человека, но и в качестве фактора нанесения физического и духовного ущерба человеку существует ментально-идеологическое загрязнение компонентов человеческой среды, хотя в этих государствах удовлетворены количественные потребности жизни и проблемы качества жизни, в которых рассматриваются эти количественные показатели.


Предыдущая

С появлением человека частные нарушения равновесия в био­сфере приобрели качественно иной характер и совершенно иной темп. По мнению Т.А. Акимовой и В.В. Хаскина, человечество находилось в нишах первобытных собирателей и рыболовов с ми­нимальным биологическим энергопотреблением 200 тыс. лет, в нишах примитивного земледелия, скотоводства и охоты с энерго­потреблением в 2 раза большим - 10 тыс. лет, в нише традицион­ного земледелия с рабочим скотом при пятикратном потреблении энергии- 1000 лет. Это ускорение смены качественных этаповпрогресса и ускорение роста энергетики относятся к главным при­чинам экологического кризиса.

Экологические кризисы случались и раньше. Однако по отноше­нию к большинству из них речь идет не столько о глобальных изме­нениях экологии биоты, сколько об этапах смены региональных экологических ниш человека. Наиболее важны из них кризисы древнего собирательства и промысла, обусловившие переход к про­изводственному хозяйству, и кризис продуцентов (автотрофных ор­ганизмов, в основном зеленых растений, образующих первичную продукцию органических веществ), т.е. исчерпание наиболее дос­тупных ресурсов древесины для топлива и строительства, а также достижение пределов продуктивности домашнего сельского хозяй­ства. Эти обстоятельства стали одним из стимулов промышленной революции и развития индустриальной цивилизации, приведшей к современному кризису. И каждый из этих этапов сопровождался существенным расширением экологической ниши человечества.

Современный экологический кризис назван кризисом редуцентов (редуценты - гетеротрофные организмы (бактерии и грибы), конечные деструкторы, завершающие распад органических соединений до про­стых неорганических веществ - воды, диоксида углерода, сероводоро­да и солей) потому, что вся совокупность редуцентов биосферы уже не справляется с деструкцией колоссальной массы антропогенных загряз­нений среды. Это сочетается с дефицитом и угрозой исчерпания мно­гих минеральных ресурсов. Экологический кризис, начавшийся в XX в., в отличие от предыдущих, приобрел глобальный характер и раз­вивается достаточно быстро по историческим масштабам.

Человек, по мнению Д. Марковича, все более нарушает основ­ной экологический принцип, т.е. он производит то, чего нет в при­роде и что может быть опасным для других живых существ. Чело­вечество, активно потребляя возобновляемые и невозобновляемые ресурсы, производит все большие объемы количественных и каче­ственных загрязнителей.

Количественные загрязнители - вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает боль­шие количества их, и это проводит к нарушению экологического равновесия. Качественные загрязнители - вещества, производимые человеком, синтетические вещества, против которых, человеческий организм плохо защищен. Увеличение объема загрязнителей в био­сфере привело к нарушению экологического равновесия.



Нарушение экологического равновесия в современном мире при­няло такие размеры, что произошло нарушение равновесия между природными экосистемами, необходимыми для жизни человека, и промышленными и демографическими потребностями человека.

Масштабы современной деятельности человечества не имеют аналогов в истории планеты. За 80 лет (с начала XX в.) из недр Земли было извлечено полезных ископаемых больше, чем за всю историю цивилизации, начиная с палеолита. Более половины до­бытой за эти годы железной руды, свыше 2 /з нефти, природного газа, калийных солей, фосфоритов, 3 А бокситов взято из Земли за 20 лет (с 1960 по 1980 г.). В один год добыча горных пород из недр планеты достигает 100 млрд т, т.е. люди «соперничают» с вулка­ническими процессами. Тем самым подтвердился тезис В.И. Вер­надского о превращении человечества в геологическую силу.

Так, распахивая почву, человек ежегодно перемещает массу земли (объем 4 тыс. кв. км), примерно в 3 раза превосходящую массу всех вулканических продуктов, поднимающихся из недр планеты за тот же срок, и в 200 раз больше, чем сносится в моря и океаны текущими водами. Он забирает на хозяйственно-бытовые нужды 13% мирового речного стока (3,8 тыс. куб. км); сжигает 13,2 млрд т условного топлива, потребляя при этом 22 млрд т ат­мосферного кислорода (данные 1993 г.); выплавляет 2,5 млрд т различных металлов, производит более 60 млн т неизвестных в природе синтетических материалов; рассевает на полях свыше 500 млн т различных пестицидов, из которых V 3 смывается дождя­ми в водоемы и задерживается в атмосфере.

Техногенные поступления в окружающую среду широко ис­пользуемых в производстве и быту химических соединений неред­ко в десятки раз превышают их естественное поступление при из­вержениях вулканов и выветривании горных пород. Так, загрязне­ние морей нефтепродуктами (более 10 млн т в год) значительно превышает поступление нефти в гидросферу через естественные разломы и трещины в литосфере.

В настоящее время площадь освоенных человеком земель дос­тигла 60% суши. Застроенные земли занимают сейчас около 300 млн га. Человек сегодня способен регулировать гидрологиче­ские режимы на значительных территориях. Он может существен­но, хотя пока и локально, поменять климат, ландшафты и зеленый покров планеты. Люди располагают энергией 10 10 кВт. Эта энергия достаточна для заметного влияния на процессы, развивающиеся на поверхности Земли, в атмосфере и в океане.

По мнению Ю.Л. Хотунцева, за 50 лет с начала НТР нет ника­ких признаков замедления технического прогресса. Общество пе­решло в новое состояние, характеризующееся возрастанием скоро­сти появления научных открытий, создания новых технологий и невиданными темпами развития производительных сил.

Никогда еще цивилизация не обеспечивала человечество таким количеством благ, как это происходит на рубеже тысячелетий. С 1950 по 1990 г. мировое общественное производство возросло в 7 раз, а производство зерновых - примерно в 2,5 раза, численность же населения увеличилась только в 2 раза.

Начиная с 70-х гг. XX в. произошли значительные изменения в социальной сфере. Возросла средняя продолжительность жизни в большинстве стран мира, увеличилась средняя калорийность пита­ния, рекордным за всю историю мировой цивилизации является количество различных услуг, оказываемых населению.

Однако ресурсы Земли используются неравномерно. В странах «большой семерки» (США, Великобритания, Япония, Франция, ФРГ, Италия, Канада) живет 15% населения планеты, а использу­ется 53% энергии, 33% удобрений, 79% деловой древесины, созда­ется 81% наиболее опасных отходов и 90% хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой.

Но не только страны «большой семерки» причастны к усугублению глобальных проблем человечества. Другие государства Европы, Рос­сия, страны «третьего» мира вносят свой «вклад» в обострение таких глобальных проблем человечества, как демографические, энергетические, влияние транспорта на окружающую среду, загрязнение атмо­сферы и гидросферы, уничтожение лесов и почвенных покровов и т.д.

Загрязнение природной среды выражается в смоге, мертвых озе­рах и реках, воде, не годной для употребления, вымирании биоло­гических видов, создании антропогенных ландшафтов. Это симпто­мы деградации экосистем, очевидные для любого человека.

Рефлексия по поводу последствий технического прогресса на­чалась во второй половине XIX в. (Дж. П. Марш, К. Леонтьев и др.). Позднее, по мере накопления научных знаний, многие ученые пытались понять причины разрушения как отдельных экосистем, так и глобального экологического кризиса.

А. Тойнби видел в обезбоживании природы ведущую линию христианства и западной цивилизации. Вместе с исчезновением благочестивого почитания природы устраняются последние пре­поны на пути человеческой алчности. Становление монотеистиче­ских религий радикально изменяет отношение человека к природе, которая начинает рассматриваться как лишенный святости сырой материал. «Если я прав в своем диагнозе, - писал А. Тойнби, - то лекарство, нужное современному человечеству, это возврат от мо­нотеистического мировоззрения к пантеистическому, более древ­нему и некогда повсюду распространенному... Конфуцианство и синто выступают за гармоничное сотрудничество. Даосизм высту­пает за то, чтобы природа шла своим путем, не нарушаемым не­уместным и неуклюжим человеческим вмешательством. Мировоз­зрения, которые вытекают из этих более мудрых и менее агрессив­ных религиозных и философских традиций, подают нам сегодня надежду на спасение человечества. Повеление «покорять», кото­рое современный человек принял как руководство к действию, без всякого сомнения, аморально, невыполнимо и гибельно».

Другой западный автор, Линн Уайт, считает, что установки хри­стианского религиозного сознания привели к формированию специ­фического отношения человека к природе, где человек выступает в роли хозяина природы, а природа - лишь в качестве кладовой ресур­сов. Л. Уайт пишет, что христианство, особенно в своей западной форме, - наиболее антропоцентрическая из всех мировых религий.

Отношение человека к природе определяется во многом тем, что он, как и Бог, трансцендентен по отношению к миру. Полностью и не­примиримо противостоя древнему язычеству и азиатским религиям, за исключением, возможно, зороастризма, христианство не только установило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей. Разрушив языческий анимизм, христианство от­крыло психологическую возможность эксплуатировать природу в духе безразличия к самочувствию естественных объектов.

Итак, именно действенно-практически ценностные ориентации христианства привели к формированию специфической идеологии покорения природы и экологическому кризису.

В отечественной научной литературе больше принято говорить об индустриализации, техническом прогрессе как главной причине гло­бального экологического кризиса. Это вроде бы и правильно, но не вся «правда». Причины рассматриваемого явления гораздо сложнее.

Экологические кризисы по характеру протекания можно разде­лить на две группы.

1. Кризисы, носящие взрывной, внезапный характер. Типичны­ми являются промышленные катастрофы в Чернобыле, Бхопале (Индия), в Уфе. Данные кризисы можно предсказать, но, как пра­вило, точное время их возникновения неизвестно.

2. Кризисы «ползучие», медленные по характеру течения. Они могут протекать десятилетиями, прежде чем количественные из­менения перейдут в качественные. Характерными примерами яв­ляются Аральский кризис, экокатастрофа в США в 30-е гг. XX в. (неправильная обработка почвы привела к эрозии и пылевым бу­рям, уничтожившим плодородный слой на десятках миллионов гектаров), аридизация (опустынивание), обезлесивание и т.д.

Для понимания причин глобального экологического кризиса ва­жен принцип Ле Шателье. Данный принцип характеризует устойчи­вость системы и выражается в том, что скорость поглощения углеро­да биотой (при малых относительных возмущениях окружающей среды) пропорциональна приросту концентрации углерода в окру­жающей среде. В течение XIX в. биота (под биотой следует понимать такие естественные сообщества организмов фауны и флоры, которые способны подчиняться принципу Ле Шателье и компенсировать все возникающие возмущения окружающей среды. Домашние животные и растения, культивируемые человеком, а также приусадебные участ­ки, сады и парки, которые не обладают внутренней устойчивостью, не должны включаться в понятие биоты) суши подчинялась принци­пу Ле Шателье, т.е. была слабо возмущена человеком. В XX в. биота суши, по мнению Г.И. Марчука, перестала поглощать избыток угле­рода из атмосферы. Это означает, что структура естественной биоты оказалась нарушенной в глобальных масштабах.

В доиндустриальную эпоху общая антропогенная доля потреб­ления продукции биосферы не превышала 1%. Сейчас потребляет­ся намного больше. Биосфера может выдержать не более 10%. Од­нако биота океана продолжает подчиняться принципу Ле Шателье. Это сдерживает парниковый эффект.

Тем не менее антропогенная деятельность создает четыре категории угроз, связанных с изменениями в окружающей среде:

1. Непосредственные угрозы существованию человека (голод, болезни, радиация и др.).

2. Угрозы территориям (опустынивание, подъем уровня океана, трансграничный перенос загрязнений, изъятие стока рек).

3. Угрозы системам жизнеобеспечения (сельскому и рыбному хозяйству, ресурсам пресной воды, лесам и др.).

4. Угрозы экономическому развитию (дефицит природных ре­сурсов, нестабильность финансовой системы и рынков и др.).

Все эти «угрозы» привели к генетическим и социальным по­следствиям экологического кризиса.

Экологический кризис — это напряженное состояние взаимоотношений между обществом и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы. В результате биосфера начинает угрожать самой жизни на Земле.

Причины экологического кризиса

Среди причин истощения, загрязнения и разрушения природной среды, исходящих от антропогенной деятельности человека можно выделить объективные и субъективные.

К объективным можно отнести следующие :

1. Предельные способности земной природы к самоочищению и саморегуляции;

2. Физическая ограниченность земельной территории в рамках одной планеты;

3. Безотходность производства в природе и отходность человеческого производства;

4. Неполное познание и использование человеком законов развития природы.

К субъективным причинам экологического кризиса относятся:

1. Недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды;

2. Дефекты экологического воспитания и образования;

3. Экологическое невежество - нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды;

4. Экологический нигилизм - нежелание руководствоваться этими законами, пренебрежительное отношение к данным законам.

Деградация окружающей природной среды - это разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, обеспечивающих обмен веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком, вызванное деятельностью человека, проводимой без учета законов развития природы.

Критерии экологического кризиса и приближающейся экологической катастрофы :

Биосоциальные критерии:

В результате повышения радиоактивности, химического загрязнения среды увеличивается число патологий внутриутробного развития, злокачественных опухолей, психических нарушений и т.д. Мутагены среды в виде химических соединений, ионизирующих излучений , вирусов проникают в клетки и поражают их генетическую программу — вызывает мутации. Мутации — внезапные, естественные (спонтанные) или вызванные, искусственные (индуцированные) наследуемые изменения генетического материала, приводят к изменению тех или иных признаков организма.

Биосферные критерии:

1. Переход возобновимых ресурсов в невозобновимые:

Состояние почв. Из-за выветривания и антропогенных загрязнений 30-40% чернозема уже погибло.

Водный запас планеты. Человечество ежегодно сбрасывает до 1,5 тысяч кубических километров сточных вод. Для их очистки воды нужно больше, чем в реках всего Земного шара. В результате кислых дождей снижается рН в водоемах, гибнут микроорганизмы, рыба. Резко снижаются запасы пресной воды, пригодной для питья.

Самоподдерживающиеся биоты. Например, лес: в нем все сбалансировано. Исчезновение одного вида влечет за собой гибель других. А так как леса жестоко вырубают, то погибает видовое разнообразие (отсюда Красная книга). В свое время лесами было покрыто 60-75% поверхности Германии, сейчас менее 25%.

Поддержания кислородного режима. В норме кислород атмосферного воздуха восстанавливается (фотосинтез). Однако и его запас на Земле постепенно снижается. Тропические леса - основной поставщик кислорода в атмосферу Земли - вырублены на 50%, леса умеренного пояса - на 40%. От 60 до 80% планктона мирового океана погибло в результате разлива нефтяной пленки. А это «легкие» нашей планеты.

2. Глобальные биосферные экологические проблемы:

« Парниковый эффект ». Накопление углекислого газа в атмосфере - одна из основных причин парникового эффекта, возрастающего от разогревания Земли лучами Солнца. Этот газ не пропускает солнечное тепло обратно в Космос. Последствия для России: перераспределение осадков на территории страны; увеличение числа засух; изменение режима речного стока и режима работы гидроэлектростанций; растает верхний слой вечной мерзлоты (а это 60% территории России), пострадает устойчивость фундаментов инженерных сооружений; повысится уровень Мирового Океана, что приведет к затоплению низколежащих побережий.

« Озоновые дыры » . Озон - трехатомные молекулы кислорода - рассеян над Землей на высоте от 15 до 50 км. Если гипотетически сжать эту оболочку при нормальном атмосферном давлении, получится слой в 2 мм, однако без него жизнь на планете невозможна. Стратосферный озоновый слой защищает людей и живую природу от жестокого ультрафиолетового и мягкого рентгеновского излучения в ультрафиолетовой части солнечного спектра. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает до 150 тыс. дополнительных случаев слепоты от катаракты, на 2,6% увеличивает число раковых заболеваний кожи. УФО подавляет иммунную систему организма.

Главные факторы, разрушающие озоновый экран Земли:

1) применение фреонов в технике, парфюмерной и химической продукции,

2) запуск мощных ракет,

3) полеты реактивных самолетов в высоких слоях атмосферы,

4) испытания ядерного и термоядерного оружия,

5) уничтожение природного озонатора - лесов.

Экологический кризис характеризуется Реймерсом, (1992) не столько, усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие (эффект бумеранга).

Экологический бумеранг - выражение для обозначения затруднительной ситуации, вызванной плохим учетом экологических законов, в результате чего проводимые человеком воздействия на природу обращаются против него.

Эффект бумеранга проявляется в двух формах:

1) в форме острого воздействия - усыхание лесов от кислотных дождей, истончения озоносферы от воздействия озоноразрушающих веществ, и т.д.;

2) в форме перманентных, хронических процессов типа постепенного изменения климата (в том числе «парникового эффекта»).

В настоящее время многие противоречия, конфликты, проблемы перерастают локальные рамки и приобретают глобальный общемировой характер.

Главные причины возникновения кризиса:

  • 1. Изменение климата Земли в результате естественных геологических процессов, усиленных парниковым эффектом, вызываемым изменениями оптических свойств атмосферы выбросами в нее главным образом СО, СО2 и других газов.
  • 2. Сокращение мощности стратосферного озонового экрана с образованием так называемых "озоновых дыр", снижающих защитные возможности атмосферы против поступления к поверхности Земли опасной для живых организмов жесткой коротковолновой ультрафиолетовой радиации.
  • 3. Химическое загрязнение атмосферы веществами, способствующими образованию кислотных осадков, фотохимического смога и других соединений, опасных для объектов биосферы, включая человека.
  • 4. Загрязнение океана и изменение свойств океанических вод за счет нефтепродуктов, насыщения их углекислым газом атмосферы, в свою очередь загрязненной автотранспортом и теплоэнергетикой, захоронения в океанических водах высокотоксичных химических и радиоактивных веществ, поступления загрязнений с речным стоком, нарушения водного баланса прибрежных территорий в связи с регулированием рек;
  • 5. Истощение и загрязнение вод суши.
  • 6. Радиоактивное загрязнение среды.
  • 7. Загрязнение почв вследствие выпадения загрязненных осадков, использования пестицидов и минеральных удобрений.
  • 8. Изменение геохимии ландшафтов в связи с перераспределением элементов между недрами и поверхностью Земли.
  • 9. Продолжающее накопление на поверхности Земли всякого рода твердых отходов.
  • 10. Нарушение глобального и регионального экологического равновесия.
  • 11. Усиливающееся опустынивание планеты.
  • 12. Сокращение площади тропических лесов и северной тайги - основных источников поддержания кислородного баланса планеты.
  • 13. Абсолютное перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение отдельных регионов, крайняя дифференциация бедности и богатства.
  • 14. Ухудшение среды жизнеобитания в перенаселенных городах.
  • 15. Исчерпание многих месторождений минерального сырья.
  • 16. Усиление социальной нестабильности, как следствия все большей дифференциации богатой и бедной части населения многих стран, возрастания уровня вооруженности их населения, криминализации.
  • 17. Снижение иммунного статуса и состояния здоровья населения многих стран мира, многократное повторение эпидемий, имеющих все более массовый и тяжелый по последствиям характер. Одной из основных глобальных проблем является сохранение окружающей среды. Начало ее лежит в далеком прошлом. Около 10000 лет назад возникла земледельческая культура неолита. Расширение площади возделываемых земель, рубка деревьев для хозяйственных целей, распространение подсечно-огневого земледелия - все это вело к замене естественного ландшафта культурным, усилению влияния человека на среду обитания. Начался быстрый прирост населения - демографический взрыв - резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических или общеисторических условий жизни. Численность населения Земли растет в геометрической прогрессии: если с 8000 года до н.э. до начала нового летоисчисления численность населения возросла от 5 млн. человек до 130 млн, то есть на 125 млн человек за 8 тыс лет, то с 1930 г.. до 1960 г., то есть всего за 30 лет численность населения Земли возросла уже на 1 млрд. человек (от 2 млрд. до 3 млрд. чел.) В настоящее время она составляет более 6 млрд. чел. С 1830 по 1930 г. росло население Европы и Северной Америки, а в последние годы демографический взрыв наблюдается в странах Азии и Латинской Америки.

Промышленная революция началась около 200 лет назад и за последние 100-150 лет полностью изменился облик Европы и Северной Америки. Возникла неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда. С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях. Человек осуществил такие химические реакции, которых не было раньше на Земле. Были выделены в чистом виде железо, олово, свинец, алюминий, никель и многие другие химические элементы. Количество добываемых и выплавляемых человеком металлов достигает колоссальных размеров и возрастает с каждым годом. Еще более значительна добыча горючих полезных ископаемых. Пpи горении каменного угля и другого топлива идет образование оксидов углерода, азота, серы и других продуктов. Земная поверхность превращается в города и культурную землю и резко меняет свои химические свойства.

Загрязнение атмосферного воздуха превзошло все допустимые пределы. Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многих городах в десятки раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций, транспорта и заводов, несут гибель озёрам и лесам. Авария на Чернобыльской АЭС показала экологическую угрозу, которую создают аварии на атомных электростанциях, они эксплуатируются в 26 странах мира.

Принципы естественного устройства, которые нарушены человеком и ведут к экологическому кризису:

  • 1. Использование человеком в своей хозяйственной деятельности внутренних по отношению к биосфере источников энергии (органическое топливо). Это приводит к росту энтропии биосферы, нарушению экологических циклов двуокиси углерода, оксидов серы и азота, тепловому загрязнению.
  • 2. Разомкнутость хозяйственных циклов приводит к большому числу отходов, загрязняющих окружающую среду. Использование наряду с естественными множества искусственно синтезированных веществ вызывает нарушение экологического равновесия, приводит к возрастанию токсичности окружающей среды.
  • 3. При непосредственном участии человека происходят уничтожение структурного многообразия биосферы, гибель многих видов. Отмечается чрезмерное увеличение давления на биосферу человека, что ведет к серьезным нарушениям экологической стабильности и снижению устойчивости биосферы.

Можно выделить следующую цепочку причин экологического кризиса:

культура

рост → производство → техника → наука → идеология

народонаселения психология

1. Естественнонаучные корни экологических трудностей. Один из корней экологического кризиса (с точки зрения научного познания взаимоотношений человека и природной среды) - чрезмерный аналитизм научного мышления, который в стремлении все дальше проникнуть в глубь вещей, таит в себе опасность отхода от реальных явлений, от целостного взгляда на природу. Искусственная изоляция какого-либо фрагмента реальности дает возможность его углубленного изучения, однако при этом не учитываются связи данного фрагмента со средой.

Аналитическая направленность науки оценивалась по большей части положительно. С аналитического расчленения Универсума начинается наука; в областях, которые наиболее доступны такому расчленению (как, например, физика), наука достигает наибольшего успеха, и эти области становятся как бы эталонами знания. Аналитический метод, который считали основным в науке такие умы, как Т. Гоббс, есть, по существу, модификация известного лозунга «разделяй и властвуй». Иначе говоря, наука имеет дело с частными фрагментами реальности, с предметами познания, которые вычленяются путем определенной проекции на объект исследования.

Аналитизм, лежащий в самом фундаменте научного подхода к действительности, вполне отвечает стремлению человека практически овладеть предметным миром, поскольку сама преобразовательная деятельность в своей сущности также преимущественно аналитична. «Человек стремится вообще к тому, чтобы познать мир, завладеть им и подчинить его себе, и для этой цели он должен как бы разрушить, т.е. идеализировать, реальность мира» 18 . Наука ранее «разрушала» мир идеально, но ныне она начинает вносить свой вклад в реальное разрушение мира (достаточно вспомнить дискуссии среди генетиков относительно опасности экспериментирования со штаммами бактерий).

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности, вытекающей из ее преимущественно аналитического характера, является разделенность науки на обособленные друг от друга дисциплины. Корни экологических трудностей связаны и с разрывом между науками, неравномерностью их развития, что определяется как внутренней спецификой науки, так и влиянием общественных потребностей. Важно иметь в виду, что «виновато» не конкретное научное достижение, а то, что вслед за ним не происходит соответствующих изменений в других областях знания, не модифицируется научная система в целом. Науке не хватает гибкости, которая свойственна биосфере.

Современный этап взаимоотношений общества и природы соединением науки и техники в единую систему с обратной связью, но эта связь не всегда является отрицательной, часто положительной, усиливающей негативные тенденции,

2. Религиозные причины экологического кризиса. «Экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией, - пишет Л. Уайт 19 . Л. Уайт утверждает, что наука на Западе развивалась в рамках теологии и ее основная цель была понять божественный разум путем открытия принципов функционирования его творений. Христианский же взгляд на отношение человека к природе исходит из того, что Бог создал человека по своему образу и подобию и в физическом мире нет ничего, что имело бы какую-либо цель, кроме цели обслуживания человека. «И благословил их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими и зверями и птицами, и всеми скотами, и всею землею» (Бытие. I. 28; ср. в Коране: «Поклонитесь вашему Господу... который землю сделал для вас ковром, а небо зданием, и низвел с неба воду и вывел ею плоды пропитания для вас» (2, 19-20)).

Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются, по Л. Уайту, противопоставление духа человека его телу (плоти) и представление о том, что Бог санкционировал господство человека над землею и всеми живыми существами. Л. Уайт видит одно из экологически негативных последствий господства иудео-христианской традиции в том, что она способствовала преодолению прежних языческих представлений и присущего им обожествления природы.

Прежние цивилизации смогли избежать экологической катастрофы, по мнению Л. Уайта и других авторов, по той причине, что в религиях Востока и в античной мифологии было принципиально иное представление о взаимоотношении человека и природы, базирующееся на анимизме и смирении человека перед стихийными силами природы. Такие религии можно назвать экофильными.

Этот принцип сохраняется в восточных религиях. Конфуцианство и синтоизм основаны на гармоничном содружестве человека с природой. «Будь чистым» - это душа исконной японской религии синто. «В сущности, синто - это обожествление природы, рожденное восхищением ею. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Даосизм проповедует: пусть природа идет своим путем, не нарушаемым дерзким и неуместным человеческим вмешательством. Термин «у вэй» (отсутствие вмешательства) - великий лозунг и неписанное правило даосизма всех столетий

Идея единства, целостности многообразного природного мира, каждого его фрагмента, является фундаментальной для философии древних индийцев. Согласно буддизму, «все в одном, один во всем». Буддизм продолжает линию мифологической всесвязанности и сопричастности. К этой линии, тщательно логически проработанной и вполне осознанной, в буддизме добавляется, причем становясь главенствующей, нравственная составляющая. Она накладывает принципиальные ограничения на природопреобразовательную деятельность человека.

По мнению другого европейского философа А. Мерсье, экофобность западной цивилизации связана с западным понятием прогресса, основанного на идее эксплуатации природы. Он различает греческую традицию, в соответствии с которой главным в интересе к природе было удивление ею и восхищение ее красотою и таинством, и иудейскую традицию, в соответствии с которой природа дана людям в их распоряжение для ее эксплуатации. А. Мерсье считает, что не религия сама по себе виновна в экологическом кризисе, а принцип эксплуатации природы, нашедший свое выражение в Ветхом Завете. В дальнейшем капитализм смог в полной мере воспользоваться этим принципом. Общий вывод А. Мерсье таков: подлинный прогресс заключается не в обладании природой, не в ее эксплуатации, и вообще не в обладании, а в нравственном самовоспитании.

3. Культурные причины экологического кризиса. Западная концепция культуры рассматривает человека как самое выдающееся творение природы, уникальный мозг которого дает ему не только способность, но и право эксплуатировать все другие существа и ресурсы Земли. Противоположная концепция, тесно связанная с дальневосточными цивилизациями, полагает, что человек - один из биологических видов, наравне с другими подчиняющийся законам природы. И хотя человек наиболее конкурентоспособный вид, он, преследуя свои цели, неизбежно разрушает природу, которую очень слабо понимает.

Объяснение феномена стремления к власти над природой, исходя из идеи детерминированного цикличного развития культуры, дал О. Шпенглер. Он рассматривает цивилизацию с ее практическим духом как последнюю фазу развития культуры. Поскольку современный Запад находится на стадии цивилизации, то западный человек стал цивилизованным. «Энергия культурного человека, - пишет Шпенглер, - устремлена вовнутрь, энергия цивилизованного - на внешнее… Тенденция к расширению, это - рок, нечто демоническое и чудовищное, охватывающее позднего человека эпохи мировых городов, заставляющее его служить себе независимо от того, хочет он этого или не хочет, знает он об этом или нет. Жизнь - это осуществление возможностей, а для мозгового человека остается одна только возможность - распространения » 20 .

Итак, одной из культурных причин экологического кризиса может быть переход данной культуры в ее завершающую стадию - цивилизацию. Но Шпенглер указывает в своей работе и другую культурную причину - специфику самой западной культуры, душу которой он называет фаустовской в противоположность аполлоновской душе античной культуры. Фаустовскую культуру он называет «культурой воли». «Чистое пространство фаустовской картины мира есть совершенно особая идея, не только экстенсивность, но также протяженность как действие, как преодоление только чувственного, как напряженность и тенденция, как воля к власти…. Вследствие этого фаустовская культура была в высшей мере завоевательной, она преодолела все географически-материальные границы: в конце концов она превратила всю поверхность земли в одну колониальную область» 21 .

Философия Шпенглера создала идейную основу для тех, кто видит причину экологического кризиса в особенностях западной культуры на определенном этапе ее развития. Однако и культурная причина не является единственной, поскольку экологический кризис пришел и в такие восточные страны, как Япония, где традиционно культивировалось единство человека и природы.

4. Классово-социальные причины экологического кризиса. Некоторые исследователи полагают в связи с этим, что основной причиной разрыва и противопоставления человека и природы служит классовая дифференциация общества. С ее обострением и накоплением социальных противоречий росло отчуждение человека от человека и параллельно ему отчуждение от природы. В итоге, «только при капитализме природа становится всего лишь предметом для человека, всего лишь полезной вещью; ее перестают признавать самодовлеющей силой, а теоретическое познание ее собственных законов выступает лишь как хитрость, имеющая целью подчинить природу человеческим потребностям, будь то в качестве предмета потребления, или в качестве средства производства» 22 .

Капиталист спешит получить прибыль, так как действует принцип «все или ничего», и он преуспевает в этом, воздействуя на производство и психологию масс. Капитализм вовлекает всех в безумную гонку производства и потребления, порождая новый тип общества – общество потребления. Человек в капиталистическом обществе - источник рабочей силы, а природа - источник сырья. «Выжимание пота» и «выжимание ресурсов» идут рука об руку. Господство одних над другими стимулирует стремление к господству над природой всех.

Таким образом, глубинной причиной экологического кризиса, который начался именно в наше время в определенной части планеты, является потребительская ориентация современной западной цивилизации, входящая в противоречие с фундаментальными законами природы. Возникающая проблема заключается в том, что если ставить материальное благополучие превыше всего, то материальные потребности в принципе могут расти беспредельно, в то время как возможности их удовлетворения биосферой в любой данный момент времени ограничены и конечны. Если все же пытаться их удовлетворить, то возникает и укрепляется дух соперничества и насилия и неизбежно начинается эксплуатация одних людей другими и природы - всеми, ведущая к экологическому и прочим кризисам цивилизации.

Потребительская цивилизация есть одновременно цивилизация насилия, даже если в ней преобладает не грубое прямое, а мягкое «цивилизованное» насилие. Последнее в условиях жесткой конкуренции между странами сбивается на создание крайне агрессивных вариантов, в которых насилие начинает затмевать потребительство.

5. Психологические причины экологического кризиса. Сама же потребительская цивилизация не есть результат некоего объективного процесса, протекающего вне и помимо воли людей, а следствие становления агрессивно-потребительской структуры личности. Подобная личность и создает цивилизацию, чреватую всевозможными кризисами. Философ Ф. Ницше выразил ее суть - волю к власти, экономист А. Смит сформулировал ее экономические интересы - производить как можно больше товаров, психолог З. Фрейд определил, что ее желания коренятся в подсознании.

Агрессивность и потребительство обедняют природу и культуру эксплуатируемых народов и ландшафтов, делая тем самым мир менее устойчивым, поскольку устойчивость по законам экологии растет с ростом разнообразия. Человек как личность упрощается и теряет свою целостность и устойчивость, подталкивая мир и приближаясь сам к краху.

Отвечая на вопрос, кто виноват в современном экологическом кризисе, следует назвать: 1) правящий олигархический класс, принимающий решения и эксплуатирующий все другие слои населения посредством денежного насилия и более грубых и прямых его форм; 2) агрессивно-потребительскую идеологию, насаждаемую этим классом и впитываемую остальными слоями общества; 3) низкий духовный и нравственный уровень населения, не позволяющий противостоять господствующей идеологии.

Анализ современной экологической ситуации позволяет сделать три вывода:

1. Чтобы спасти мир, необходимо перейти от агрессивно-потребительской цивилизации к альтернативному типу цивилизации, существенной чертой которого будет раскрытие глубинных потенций бытия человека, а не просто культивирование потребностей.

2. Самоограничение потребностей и насилия, чтобы быть действенным, должно основываться не на принуждении, а на свободном волеизъявлении индивидов.

3. Такое возможно только при становлении любовно-творческой структуры личности и образа жизни.