Что называют технологической культурой. Технология как культурный феномен

Понятие "культура" многозначно. Попытки его определения показывают, что его содержание зависит от исследовательской позиции автора. В одном исследователи единогласны, что культура возникла вместе с появлением на Земле человека и развивалась по мере овладения им силами природы, совершенствования общества и его самого.

Изменяя естественный природный мир, приспосабливая его к своим нуждам и потребностям, человек создает культурную среду, в которую входят техника, жилища, средства общения, связи, сообщения, предметы быта, произведения искусства и т. д. Культура определяет уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, а также уровень достижений в материальной, социальной и духовной сферах деятельности.

Одной из сторон общей культуры является технологическая культура. Ее сущность и содержание связаны с понятием "технология". Технологическая культура - это результат современных научно-технических и социально-экономических достижений.

Развитие понятия "технологическая культура" связано с потребностью влияния на негативные последствия для человека и окружающей его среды непродуманного, а иногда варварского применения технических средств, новых методов и технологий для достижения определенных целей. Так, интенсивное применение человеком новейших технических систем привело к истощению ресурсов природы и нарушению природного равновесия. Эти разрушительные действия человека угрожают существованию самой жизни на Земле. Не изучено пока и влияние современных технологических средств (компьютеров, промышленных роботов, управляемых биологических реакций и др.) на еще не известные людям силы природы.

Таким образом, под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека.

В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и труда - от промышленности и сельского хозяйства до социальной сферы: медицины, педагогики, досуга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном и личностном плане.

В социальном плане это уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном производстве, социальной и духовной жизни.

В личностном плане технологическая культура определяет уровень овладения человеком современными способами познания и совершенствования себя и окружающего мира. Поэтому технологическая культура является фундаментальным компонентом общей культуры, а также основой и условием развития современного общества и производства.

Технологическую культуру в системе социальной работы необходимо рассматривать на трех уровнях: социальной сферы, специалиста социальной работы и клиента.

Технологическая культура социальной сферы определяется характером технологического обеспечения решения социальных проблем его членов.

Технологическая культура специалиста социальной работы определяется уровнем его овладения исследованными и проверенными на практике способами, методами, методиками и средствами, качественного и эффективного решения или содействия решению проблем клиента или группы.

Технологическая культура клиента определяется степенью владения технологическими средствами общества в решении социальных проблем.

Технологическая культура социальной работы - часть общей технологической культуры социальной сферы - составной части технологической культуры общества.

Формирование технологической культуры специалиста социальной работы связано прежде всего с профессиональным образованием и формирование технологической компетентности, включающей приобщение ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности.

Это ориентировка на социального специалиста знающего, умеющего и владеющего достижениями научно-технического прогресса в интересах себя, клиента и общества в целом.

С одной стороны, этот поворот означает "учиться у будущего", уметь применить знание для разработки и применения новых технологий, владеть необходимыми умениями, навыками в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, рассматривая клиентов с точки зрения человеческой личности; с другой - используя содержательную ценность полученных знаний, проявлять гуманную заботу о всестороннем развитии клиента, ориентируя его на самостоятельное социальное функционирование, для того чтобы он мог получать удовлетворение от жизни в своем обществе.

Все, что происходит с человеком, его окружением, - технологично или осуществляется с помощью технологии. В производственном процессе технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченному результату деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. В системе социальной работы решение многих проблем не алгоритмизировано. Поэтому если технология не создана, то при решении проблем клиентов господствует индивидуальное мастерство.

Технологическая культура социального работника определяется как преобразующая творческая деятельность, включающая знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия.

Технологическая культура социального работника включает в себя следующие компоненты, которые проявляются в деятельности и поведении. Это культура труда; культура человеческих отношений; культура учреждения, его эстетика и состояние; информационная культура; предпринимательская культура; экологическая культура; потребительская культура; проектная культура.

Особенности технологической культуры социального работника.

Технологическая культура помогает концентрироваться на том, что и как надо сделать. "Ценностное измерение" присутствует в виде оценки параметров деятельности социального работника. Технологические ценности - это удовлетворенность клиентов, точность, полнота, экономичность, своевременность и т. п. Это также инструментальные ценности, которые выступают в качестве средств достижения фундаментальных ценностей, заданных духовной и социальной культурой - обеспечение безопасности общества, ценности человека в обществе и т. д.

Технологическая культура социального работника утилитарна. Она не может выступать как нечто противоположное культуре духовной. Если специалист допускает "перекос" в пользу технологической культуры, то это грозит забвением духовных ценностей, ведет к формированию потребительских настроений.

По отношению к духовной и социальной культуре технологическая культура социального работника играет подчиненную, служебную роль. Методы и средства работы с клиентом, внедряемые инновации и новшества должны оцениваться и контролироваться с общечеловеческих ценностных позиций, гуманизма.

Технологическая культура социального специалиста является непременным условием его профессиональной деятельности. В какой бы сфере или категорией клиентов он ни работал, должен владеть технологией своего дела.

Технологическая культура социальной сферы - это часть культуры современного технологически насыщенного общества. Это новое отношение к человеку, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании его среды обитания, удовлетворения различных потребностей. Стандартизация является составной частью технологической культуры социальной работы.

С позиции современных понятий технологическая культура социального работника включает:

  • - творческий подход ко всему, что его окружает;
  • - творческое самовыражение.

Понятие "технологическая культура специалиста социальной работы" олицетворяет новый слой профессионалов, владеющих высоким уровнем научных знаний и профессиональных умений в осуществлении технологического процесса.

Важнейшей целью системы технологического образования в формировании технологической культуры специалистов социальной работы является воспитание потребности в овладении системой научных знаний.

На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к внедрению в практику эффективных инструментов воздействия на социальные процессы ресурсоразвития, ресурсорасходования и ресурсосбережения, совершенствование социума и его социальную защиту.

Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, становится ведущим фактором развития, технологической культуры специалистов социальной сферы.

Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. овладеть алгоритмом преобразовательной деятельности.

Формирование технологической культуры студентов вузов определено в требованиях нового государственного стандарта.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • o социально-технологическими:
    • - быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);
    • - быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико- социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);
    • - быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);
    • - быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);
    • - быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);
    • - быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);
    • - быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);
    • - быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания" (ПК-8);
    • - быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно- ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения (ПК-9);
    • - быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-10);
    • - быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);
    • - быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);
  • o исследовательскими:
  • - быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
  • - владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);
  • - быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);
  • - быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);
  • - быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17).

Формирование технологической культуры специалиста социальной работы связано и с этической проблемой его ответственности за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности.

Технологическая культура социальной сферы - это еще и этика, это новая философия, философия нового видения человека в обществе и способов и средств решения его социальных проблем.

В настоящее время технологический этап развития социальной сферы призван установить приоритет способа над результатом деятельности. Поэтому специалистам необходимо комплексно подходить к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее результатов.

Основной же целью деятельности специалистов становится то, чтобы технологические возможности повышали качество обслуживания человека, т. е. изменение социальной, экономической и культурной жизни общества осуществлялось таким образом, чтобы оно стимулировало развитие человека.

В основе технологической культуры лежит идея, сформулированная болгарским ученым Н.Стефановым: «реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать» .

Как отмечалось выше, на современном этапе невозможно только опираться на практический опыт, накопленный человечеством, народами или лицами, при решении конкретных жизненных вопросов.

Технологическая культура предполагает не столько само обладание информацией, сколько рационализацию ее потока, ее носителей и возможность эффективно, своевременно и оперативно транслировать ее в процессе управления. В реальной практике проблема информации нередко сводится к увеличению потока бумаг, которые прикрывают несовершенство управления, неумение управлять. В конце 80-х годов в обороте находилось 100 млрд. документов, и на их заполнение затрачивалось около 600 млн. человеко-часов. Например, металлургический комбинат с численностью работающих 25–30 тыс. человек получал в год 130–140 тыс. документов.

Но отсутствие рационализации потока информации присуще и России 90-х годов. Отдельные островки этой рационализации в рамках конкретных производственных организаций еще не образуют целостности информационных потоков во всем обществе. Остается уповать только на то, что количество рационально функционирующих организаций будет расти и на определенном этапе количество перерастет в качество. Поэтому процесс усвоения азов технологической культуры идет как бы «снизу», от конкретных руководителей, их умения организовать научно обоснованные потоки информации и поставить их на службу делу.

Технологическая культура во многом зависит от умения осуществить всесторонний, системный подход. Пока же по объективным и субъективным причинам продолжает господствовать административный волюнтаризм. Управление сталкивается с повторяющейся бедой, не уходящими в прошлое пороками: отсутствием профессионализма, дилетантством, верхоглядством и поспешностью в принятии решений или, говоря иными словами, неумением или незнанием алгоритма управленческих процедур.

Возможности технологической культуры ограничиваются не только просчетами в процессе управления. Наука и эмпирия продолжают противостоять друг другу: практика очень мало, чаще стихийно использует научные рекомендации, выводы и предложения ученых. Независимо друг от друга сосуществуют два направления, которые реализуются учеными и практиками. Первые что-то пишут, исследуют, предлагают, вторые прекрасно обходятся без их научных выкладок. В этом случае технология управления теряет ориентиры, а управление поражают прагматизм, верхоглядство, возникают суета и ошибки.


К тому же не так редки случаи, когда необходимая информация собирается предвзято, без учета всех характеристик, как говорящих за принятие решения, так и предостерегающих от поспешных умозаключений. Психологически можно понять людей, которые, добиваясь именно такого, а не иного решения, стараются подобрать информацию, подтверждающую именно их точку зрения, и нередко игнорируют все, что противоречит ей. Но если это в какой-то степени объяснимо для поведения в повседневной жизни, то на официальном уровне такой подход нельзя расценивать иначе как тенденциозный, ибо он ведет к негативным последствиям в практике управления. Поэтому одно из первейших требований к технологической культуре – это получение полной, всесторонней, самой представительной информации, позволяющей сделать более обоснованные рекомендации.

Социальный аспект технологической культуры особенно наглядно проявляется в том, насколько в процессе управления осуществляются постоянный учет интересов работников и их согласование с интересами производства и общества. Рабочая сила сегодня выступает уже не просто как ресурс, а, прежде всего, как субъект производства. Поэтому там, где не на словах, а на деле отказались от анализа развития и функционирования производства только с точки зрения наличия материальных и финансовых ресурсов, а учитывают интересы и потребностей людей, обеспечивается успешное решение социально-экономических проблем. Нельзя рабочую силу по своим функциям уравнивать с другими ресурсами. К людям нельзя подходить с такими же мерками, как к материальным и финансовым резервам. При недостаточно продуманном и эффективном решении можно, в конечном счете, списать (и оправдать) и материальные, и финансовые потери. Поступить так с людьми – значит сознательно вызвать негативные социальные последствия.

Важны такие функции технологии, как регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления. В каждой системе действуют тенденции к организации и дезорганизации, что и предполагает поддержание и соблюдение определенного алгоритма, последовательности протекания операций. Процедуры и операции могут включать использование как экономических рычагов (прибыль, цена, заработная плата и т.д.), так и правового механизма. Но в любом случае они всегда связаны с воздействием на сознание и поведение людей, обеспечивая устойчивость организации.

Технологизация культуры как элемент человеческой культуры возникает двумя путями: «вырастает» в культуре эволюционно, постепенно или строится как искусственное образование, главная функция которого – соединение науки и практики .

В этом смысле социальные технологии учитывают, с одной стороны, характер и показатели развития глобальных процессов современного мира (развитие средств коммуникации, информации, компьютеризация, интернационализация научной, культурной, образовательной практики, рост взаимозависимости производственно-экономической и духовной жизни и др.), а с другой – специфику национально-культурного развития населения, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиции взаимодействия в исторически определенных социокультурных условиях. Технологическая культура невозможна без выявления закономерностей самоорганизации и дезорганизации социально-экономических процессов, использования их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. В технологической культуре важен учет социально-психологических явлений, которые нередко соединяют в себе противоречивые, а иногда и взаимоисключающие черты. Поэтому управление предполагает выявление этих ограничивающих или препятствующих факторов и предусматривает их учет, устранение или по крайней мере нейтрализацию. Все сказанное может быть отнесено к таким, например, явлениям, как национальные и групповые пережитки, предубежденность человека, базирующиеся часто на случайных факторах.

Технологическая культура проявляет себя в сфере управления экономическими, социальными, политическими и духовными процессами, в процессе совершенствования исследовательской работы, интеллектуальной деятельности, в образовании, воспитании, художественном творчестве. Но технологическая культура, являясь частью культуры, элементом творчества, – в большей мере продукт науки управления, ее неотъемлемый элемент. Поэтому новизна социальной технологии прежде всего определяется ее наукоемкостью.

Технологическая культура должна отвечать и за то, что реализуется в процессе ее осуществления. В научной литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

В понятие результат все в большей мере включаются человеческий фактор, творческие способности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов, и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами. Причем очень гибко в эту систему вплетаются общечеловеческие ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия капитала.

Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и управленчески-организационно обеспечивают его достижение, имеют технологическую проработку, которая предполагает доверие к работнику, уважение к его творческому потенциалу, готовность к сотрудничеству и способствует средствами планирования, нормативными документами их проявлению и развитию. Технологическая культура обеспечивает практическую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальных решений, соответствующих уровню решений технико-технологических задач.

Все это позволяет сделать вывод, что технологическая культура – это органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Важным компонентом этой культуры является инновационный тип мышления, который характеризуется конструктивностью мышления. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается на то, как получить конечный социальный результат, какими методами и средствами оптимизировать социальные действия, как правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы (общества, социальной организации, личности и др.). XXI век, по прогнозам экспертов, должен стать гуманитарным. Механизм формирования технологической культуры открывает пути органического вхождения гуманности в естественно-научное пространство, в хозяйственную жизнь общества, управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, которое постепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социальных задач .

Литература

1. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С.823.

2. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996. С.21.

3. См.: Уткин Э.А. Человеческий фактор и интенсификация производства. М., 1986. С.4; Труд, контакты, эмоции. Л., 1980. С.28.

4. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С.235.

5. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983. С.48.

6. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989. С.95.

7. См.: Патрушев В.И. Информатизация и технологизация социального пространства: Сб. М., 1994.

8. Толковый словарь по социальным технологиям. М., 1994. С.211.

9. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. С.183.

10. См. подробнее: Дудченко B . C . Инновационные игры. Таллинн, 1989.

11. Социальные технологии. Толковый словарь. М. – Белград, 1995. С. 218.

Введение

1. Технология как культурный феномен

1.1Становление и развитие технологической культуры

1.2Особенности технологической культуры

2. Мир техники в пространстве культуры

2.1Мир техники

2.2Предметная и исполнительская техника

2.3Техника и культура

2.4Функции техники

2.5Образ техники в культуре

2.6Противоречивость технического прогресса

3. Особенности научного знания

3.1Научная деятельность

3.2Социокультурные ориентиры науки. Истина и польза

3.3Автономия и социальный контроль

3.4Нейтрализм и социальная ответственность

3.5Отношение общества к науке. Образ науки

4. Происхождение и развитие инженерной культуры

4.2Функциональная структура инженерии

4.2.1Проектирование

4.2.2Изобретательство

4.2.3Конструирование

4.3Сфера современной инженерии

4.4Инженерия будущего

Заключение

Литература

Введение

Тема реферата «Технологическая культура» по дисциплине «Культурология».

Цель работы – ознакомится с понятием технологической культуры, а именно:

Технологией;

Миром техники в пространстве культуры;

Особенностями научного знания;

Происхождением и развитием инженерной культуры.


1. Технология как культурный феномен

Жизнедеятельность человека подчиняется, с одной стороны, биологическим закономерностям, а с другой - условиям его существования в социокультурном мире. У животных цели жизнедеятельности заданы «от природы» и сводятся к удовлетворению витальных (жизненных) потребностей в самосохранении, продолжении рода и т. п. «Технология» их жизнедеятельности - ее механизмы и способы - в основе своей обусловлена генетически, и лишь в большей или меньшей мере видоизменяется в зависимости от индивидуального опыта особи. У человека же над биологическими, витальными потребностями надстраивается целая пирамида обусловленных культурой общества социальных и духовных потребностей.

Понятие технологии используется в литературе в разных значениях. Под технологией могут иметь в виду: свод правил конкретного производственного процесса («технология подводной сварки»); организацию какого-либо типа или отрасли производства, включающую все условия -средства, методы, процедуры - его осуществления («конвейерная технология», «технология машиностроения»); формы и способы использования техники; применение научных знаний в организации практической деятельности; научное описание какой-либо деятельности, ее процессов, средств и методов. Понимая под технологией организационную сторону любой человеческой деятельности, я использую это понятие в современном, наиболее общем смысле.

1.1 Становление и развитие технологической культуры

Свои первые шаги технологическая культура делала в форме мифа и магии.

Дальнейшее развитие технологической культуры шло в двух направлениях. С одной стороны, рос объем знаний и умений, что вело к отделению их от мифологии и магии.

С другой стороны, расширялся и совершенствовался «вещный», предметный инвентарь технологической культуры.

Технические знания долгое время - вплоть до эпохи Возрождения - имели, в основном, чисто практический характер. Постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о свойствах материалов и приспособлений, применяемых в работе, о явлениях, происходящих в функционировании технических устройств. Таким образом, постепенно зарождались начатки технической науки.

Но параллельно с развитием техники и специальных технических знаний в истории культуры шел еще один процесс: развитие философского мышления.

В Новое время оба потока знаний - сложившееся в практической деятельности техническое знание и созревшая в лоне философии теоретическая наука - сблизились и переплелись друг с другом. В результате родилась наука в современном ее понимании.

После промышленного переворота, давшего в XVIII в. толчок развитию крупной машинной индустрии, техника все больше сращивается с наукой и к XX в. насквозь проникается ею, становится по своему происхождению «научной».

Усложнение технологии производственных процессов, превращение науки в теоретическую базу производства, необходимость опираться на научные знания при проектировании, конструировании, изготовлении и эксплуатации техники - все это выдвинуло на заметное место в обществе фигуру инженера.

Итак, технологическая культура складывается из трех основных компонентов - техники, науки и инженерии.

Вряд ли в наше время можно признать оправданным взгляд, что высокая культура совместима с невежеством в сфере «точных» наук и технологической культуры вообще. Существование технологической культуры как особой «ниши» культурного пространства - это факт, игнорировать который нельзя. Особенно в нашу эпоху, когда техника, инженерия и наука играют столь важную роль в жизни человечества.

1.2 Особенности технологической культуры

1. Духовная и социальная культура ориентированы на «ценностную» ось, их объединяет то, что они нацелены на создание ценностей и идеалов. Технологическая культура не озабочена «ценностным измерением» деятельности.

2. Из сказанного вытекает другая особенность технологической культуры: она носит, в основном, утилитарный характер.

3. Она по отношению к духовной и социальной культуре играет подчиненную, служебную роль.

4. Технологическая культура оказывается всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности.

5. В ходе истории она эволюционирует от мистики к рациональности.

2. Мир техники в пространстве культуры

2.1 Мир техники

В современной научной литературе понятию техники стали придавать предельно общий смысл: под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. Техника - это всегда артефакт, т. е. нечто искусственно созданное, выдуманное, изготовленное человеком.

2.2 Предметная и исполнительская техника

К миру техники относятся артефакты двоякого рода. Во-первых, это материальная, или предметная, техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и прочие материальные средства человеческой деятельности. Во-вторых, это исполнительская техника, т. е. совокупность способов, приемов деятельности, мастерство выполнения действий. Она есть техника знаний и умений, закрепленная в психике человека, «внутри» его тела.

Мир природы - это царство слепых, стихийных сил. Мир техники - это царство разума. В нем все заранее рассчитано, предусмотрено, запланировано (хотя, конечно, возможны и просчеты, и непредвиденные явления).

Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники.

Так, рука - это «мать» всех ручных орудий, образец, который в них копируется. Щипцы и тиски созданы по образу хватающей руки. Кулак превратился в молоток, указательный палец с острым ногтем - в бурав. Десять пальцев руки «проецировались» в десятеричную систему чисел. Фотокамера подобна глазу, а музыкальный орган устроен наподобие грудной клетки с легкими, из которых воздух выходит через гортань. Сеть коммуникаций - дорог, железнодорожных путей, пароходных линий, по которой распространяются по миру товары, нужные для существования человечества, - выполняет те же функции, что и кровеносная система организма. Компьютер работает по образцу человеческого мозга; микроэлектроника, перепробовав всевозможные материалы, выбрала в конце концов в качестве наиболее подходящего для интегральных схем кремний, - не осознавая, что биологическая эволюция задолго до этого сделала именно кремний исходным материалом органических тел.

Исходя из того, что с помощью техники совершается получение, хранение, перемещение, преобразование вещества, энергии и информации, различаются соответственно:

1) техника обработки материалов (в горном деле, металлургии, химическом производстве, машиностроении, легкой промышленности, земледелии и пр.),

2) энергетическая техника (в тепло-, гидро-, электро- и атомной энергетике, на транспорте, отопительная, холодильная и пр.),

3) информационная техника (контрольно-измерительная, демонстрационная, компьютерная, радио-, аудио- и киноаппаратура и пр.).

По функциональным характеристикам можно различать:

1) ручную технику, требующую от человека физических усилий,

2) механизмы, работа которых замещает физический труд человека,

3) автоматы - самоуправляемые устройства, частично или полностью освобождающие человека от умственной работы по выполнению управляющих функций.

В зависимости от того, в какой сфере труда техника используется, ее подразделяют на:

1) промышленную,

2) сельскохозяйственную,

3) строительную,

4) полиграфическую,

5) транспортную,

7) управления,

9) медицинскую

10) спортивную,

11) учебную,

12) научную.

2.3 Техника и культура

С одной стороны, техника порождается культурой и постоянно получает из пространства культуры стимулы для развития. Во-первых, культура определяет цели, ради которых люди обращаются к технике, применяют и совершенствуют ее, а следовательно, влияет на выбор направлений развития техники. Во-вторых, культура хранит и накапливает знания, необходимые для создания и совершенствования техники. В-третьих, культура обусловливает отношение людей к технике, характер и способы ее использования людьми.

С другой стороны, техника есть сила, которая активно воздействует на все культурное пространство. Во-первых, она образует культурную среду обитания человека - ту искусственную, артефактную «вторую природу», в которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры. Во-вторых, она представляет собою средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материально-практических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества. В-третьих, она создает инструментарий культуры - средства и способы деятельности в сфере культуры, т. е. информационно-семиотической деятельности. В-четвертых, она выступает как культурный код - как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации!

Что такое технологическая культура.

Культура – это определенный уровень развития общества и человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Сегодня понятие Культура охватывает все стороны деятельности человека и общества.
Обычно выделяют материальную и духовную сферы культуры. К первой относят совокупность материальных благ, предметов и средств их производства. Вторая представляет собой совокупность знаний, форм общественного сознания и духовных ценностей. Все элементы культуры неразрывно связаны между собой.

Одной из сторон общей культуры является технологическая культура, основой которой служат технологии. В обобщенном виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства.

Понятие "технология".

Слово "технология" от древнегреческого «techne» – искусство, мастерство, умение а «logos» – учение. Следовательно, технологию можно рассматривать с двух сторон: как науку и практическую деятельность человека.

Виды промышленных технологий.

Технологию обычно рассматривают в связи с конкретной отраслью производства (машиностроением, строительством и т.д) или в зависимости от предмета труда (материал, энергия, информация и др.).

Какие проблемы решает любая производственная технология?

Любая производственная технология, современная или архаичная решает три основополагающие технологические проблемы, которые сформулируем в виде вопросов:

- как обрабатывать?
- на чем обрабатывать?
- чем обрабатывать?

Три составляющие технологии.

Что такое техносфера?
«...Техносфера: часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты (ресурсы, здания , дороги, механизмы, сооружения и др.), становящиеся частью ноосферы с целью удовлетворения социально-экономических потребностей...»

Источник: "РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 52104-2003 "
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.07.2003 N 235-ст) Официальная терминология. Академик.ру. 2012

Посмотрите фильм "Кем стали люди на планете Земля"

Подготовить доклад-презентацию "История вещей"

👆 Проверь себя

Эволюция вещей (подборка фильмов)
Эволюция вещей:

Сущность и содержание технологической культуры

Технология как культурный феномен

Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры:

Техника.

Наука.

Инженерия.

Становление и развитие технологической культуры

1.Магические технологии. В них основную роль играют регулятивы (магические), когнитивный аспект (мифологические знания) малоразвит. Знаковый код - больше в действиях, чем в орудиях и предметах деятельности.

2. Рост техники - умений и знаний, предметного инвентаря.

3. Технические знания. Сначала - о правилах, затем - о свойствах материалов и приспособлений. Описание, без объясняющих теорий.

4. Сближение технических знаний с теоретической наукой. Возникновение технических наук. Техника становится «научной» - создаваемой с помощью науки.

5. Появление инженерии как звена, соединяющего технику с наукой.

6. Сближение науки с практикой - ориентация науки на решение практических задач, переход ее из сферы духовной культуры в область технологической культуры.

Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука - ее интеллектуальную «душу», а инженерия - ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе».

Особенности технологической культуры:

1.Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы).

2. Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре).

3. Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре.

4. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология).

Приложение 443

5. Эволюция от мистики (магии) к рациональности.

Техника - любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное).

Предметная - материальные средства человеческой деятельности.

Исполнительская - способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология).

Различия между приводными и техническими объектами:

Функции техники в культуре

1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры.

2. Средство приложения достижений культуры к решению практических задач - ответ на «социальный заказ» культуры.

3. Создание инструментария культуры - средств и способов деятельности.

4. Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи.

Образ техники в культуре

Образ техники - существующее в культуре представление о ней.

♦ В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами.

♦ В античные времена: творение разума, изобретательский талант - дар богов.

♦ В религиозной культуре Средневековья: данное Богом условие человеческого бытия; технические новации осуждаются как попытки отойти от установленных Богом канонов.

♦ С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.

♦ Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX века (луддизм).

♦ Национальные различия образа техники.

♦ В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян.

♦ После Октябрьской революции - восхваление могущества техники.

♦ В XX веке - борьба двух тенденций - техницизма (технофилии антитехницизма (технофобии ). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм - как зло.

Приложение

Опасности технического прогресса:

1. Обеднение духовной жизни человечества.

2. Превращение человека в раба техники.

3. Разрушение природной основы человеческого бытия, человек - не часть природы, а ее господин.

4. Опасность самоуничтожения человечества вследствие неосторожного обращения с техникой.

5. Угроза самоотравления человечества в результате использования искусственных заменителей.

Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса:

1. Развитие науки и инженерии.

2. Развитие духовной и социальной культуры.

3. Совершенствование системы управления обществом.

Наука

Наука - три смысла:

♦ особая совокупность знаний;

особый вид деятельности;

♦ особая отрасль общественного труда.

Научное знание - его особенности:

1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой.

2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений.

3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях.

4. Логическая строгость, точность и однозначность.

5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система.

Научная деятельность

Главный вид - исследовательская. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследований и т. п.

♦ Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания.

Наука как отрасль общественного труда

Учреждения и организации - институты, лаборатории, академии...

♦ Система научных коммуникаций - научные издания, журналы, патентная служба, конференции...

Приложение 445

♦ Дифференциация профессий и специальностей.

♦ Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция.

Периодизация развития науки

1. Iвек до н. э. - XVI век н. э. - период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.

2. XVI-XVII века - эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.

3. XVIII-XIX века - классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.

4. XX век - постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й половины XX века - огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.

Социокультурные ориентиры науки

Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза.

Автономия и социальный контроль. Автономия науки - для свободы выбора тем, методов, целей исследования - условие ее развития. Но социальный контроль - чтобы исследования не наносили вреда обществу.

Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности.

Отношение общества к науке

До Нового времени наука в общественном мнении - занятие чудаковатое и непонятное.

♦ В современности: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, - рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, технофобия и антисайентизм - реакция на эту силу.

Инженерия

Специфика инженерной деятельности

Практическая деятельность - знание применяется для изменения реальной действительности.

♦ Связана с решением технических задач.

♦ Требует научных знаний.

Инженерия - соединение науки и практики.

Приложение

Историческая эволюция инженерной культуры

Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники. В роли когнитивной основы - мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука).

♦ Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars - искусство созидать новое.

♦ Эпоха Возрождения - развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной - рационально-научная инженерия.

♦ В Новое время - рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии.

♦ XX век: инженерия - одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии. Стадии развития инженерного дела:

1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов {почему так, а не иначе).

2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки.

3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми.

Сфера современной инженерии

В XX веке - выход инженерии за пределы ее традиционной сферы - промышленного производства: появляются сельскохозяйственная, медицинская, фармацевтическая, генная, зоо- и биоинженерия, экологическая инженерия, социальная инженерия и т. д.

Инженерия в широком смысле

Тенденции развития инженерной культуры: экспансия и универсализация.

Инженерия в широком смысле - любая деятельность, направленная на приложение науки к практике, на развитие техники с помощью научных методов.

♦ С XX века - «постклассическая» инженерия.

Горизонты инженерной культуры

Дальнейшая экспансия и универсализация - выход теоретической базы инженерии за пределы науки, возможно - включение в ее теоретическую базу наряду с наукой также и философии.

Перспективы экспансии инженерной культуры в область творчества.