В читальном зале библиотеки оформлена книжная выставка ко дню рождения Евгения Пермяка. Внеклассное занятие по литературному чтению "в мире рассказов евгения пермяка" Сценарий мероприятия к юбилею е пермяка

"Я - это книги. По ним пусть знают и судят обо мне. А карточки, снимочки, статейки - это все ветер-ветерок, притом изменчивый. Книги и только книги определяют место писателя в писательском строю. ..."


Евгений Пермяк - псевдоним Евгения Андреевича Виссова. Он родился 31 октября 1902 года в Перми, но в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезён в Воткинск. В разные годы Женя Виссов непродолжительное время жил в Перми у родственников, но большая часть его детства и юности прошла в Воткинске.

"Годы, прожитые у моей тётушки на Воткинском заводе, - вспоминал писатель, - можно назвать первоисточником моего детства и отрочества... В мартеновскую печь заглянул раньше, чем в букварь. С топором, молотом, зубилом, с инструментами вообще подружился до знакомства с таблицей умножения".

В Воткинске Е. Виссов окончил школу второй ступени, затем служил конторщиком на Купинском мясопункте, работал на конфетной фабрике "Рекорд" в Перми. Одновременно пробовался в качестве общественного корреспондента в газетах "Звезда", "Красное Прикамье" (г.Воткинск), свои рабселькоровские корреспонденции и стихи подписывал псевдонимом "Мастер Непряхин"; был режиссером драмкружка в рабочем клубе им.Томского.



В Государственном архиве Пермской области хранится первый корреспондентский билет Евгения Андреевича, где указано, что "билет выдан тов. Евгению Андреевичу Виссову-Непряхину, что ему поручена редакционная работа корреспондента по г.Воткинску. Все ответственные, профессиональные, партийные и советские работники приглашаются оказывать тов. Виссову-Непряхину полное содействие. Тов. Виссов-Непряхин, как представитель местной печати, имеет право быть на всех открытых собраниях, заведениях и совещаниях. В интересах дела все учреждения и организации благоволят оказывать тов. Виссову-Непряхину полное содействие. 15 сентября 1923 г.". Казенная бумага, но какой слог!

В 1924 г. Евгений Виссов поступил в Пермский университет на педагогический факультет на социально-экономическое отделение. В анкете при поступлении на вопрос "Чем обуславливается решение поступить в ПГУ?" он написал: "Имею желание работать в области народного образования по отрасли экономики". В университете он с головой окунулся в общественную работу: занимался клубной работой, активно участвовал в организации популярного в то время кружка Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ).

Вот что писал Евгений Андреевич, обращаясь к пермским студентам по случаю 50-летнего юбилея комсомольской организации ПГУ в 1973 г.: "В комсомольской работе Пермского университета конца двадцатых годов значительное место занимала ЖТГ (Живая Театрализованная Газета), которую мы называли хотя и не очень звонко, но точно: "Кузница". Пермский университет в те годы на Урале был едва ли не единственным высшим учебным заведением. И, без преувеличения, он был кузницей педагогов, врачей, агрономов, химиков и фармацевтов. ЖТГ "Кузница" была создана вскоре после первой в Перми рабочей живгазеты "Рупор" в клубе коммунальников. "Кузница"... была лучшей газетой в городе. И это понятно. Были большие возможности отбора желающих работать в ЖТГ. Для тех, кому не совсем ясно, что из себя представляли ЖТГ, скажу в двух словах: Живая Театрализованная Газета от печатной и стенной отличалась главным образом средствами "воспроизведения" газетного материала. А главным средством была театрализация. Материал ЖТГ от передовой до хроники, от фельетона до объявлений "разыгрывался" в лицах, "театрализировался". Иногда было устное чтение, какое мы видим теперь на телеэкране, а иногда (и чаще всего) исполнялся в виде сценок, куплетов, частушек с пляской и т.д. (ну, чем не современный КВН! Примеч. авт.).

Выпуск номера "Кузницы" в университете было маленькой сенсацией. Во-первых, эта самая "злободневная злоба" дня. Во-вторых, смелость, а иногда и беспощадность критики. И, наконец, зрелище! Речитатив. Пение. Танцы и... даже в некотором роде "акробатика" и, само собой, музыка. Иногда даже небольшой оркестр. И если в университете на выпуске ЖТГ было теснее тесного в зале, то можно себе представить, что делалось на выездных выпусках ЖТГ. Ее добивались. Требовали чуть ли не через окружком... Живая газета, как и всякий мир, принадлежит к категории явлений неумирающих. А газета как газета, как общественный агитатор, пропагандист и организатор - явление вовсе незыблемое."

В качестве делегата от ПГУ Евгений Виссов ездил в Москву на Всесоюзный съезд клубных работников в 1925 г., на Всесоюзное совещание живых газет в 1926 г.

Студенческая жизнь была нелегкой, и, хотя Е.Виссов получал стипендию и небольшие гонорары от газет, денег не хватало. Приходилось подрабатывать. И вот в личном деле студента Виссова-Непряхина встречаем документ о том, что он "уволен со службы в Управлении водоканала с 1 октября 1925 г., где получал жалованье 31 руб. в месяц..." К сожалению, документы о его приеме и работе в Пермском водоканале не найдены. Единственное, что стало известно: Евгений Андреевич был контролером водопровода, подрабатывая на жизнь во время летних каникул в 1925 г. Пути господни неисповедимы! Может быть, его водоканальский опыт в какой-то степени нашел свое отражение в творчестве писателя?

После окончания университета Евгений Андреевич уехал в столицу, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны, но Урал не забывал. Когда началась Великая Отечественная война, он эвакуировался в г.Свердловск, где прожил все военные годы. В Свердловск в то время приехали Федор Гладков, Лев Кассиль, Агния Барто, Анна Караваева, Мариэтта Шагинян, Евгений Пермяк, Илья Садофьев, Ольга Форш, Юрий Верховский, Елена Благинина, Оксана Иваненко, Ольга Высоцкая и многие другие. Собралась большая писательская семья.

В то время Свердловскую писательскую организацию возглавлял П.П.Бажов. Е.А.Пермяк часто бывал в гостях у Павла Петровича и не только по писательским делам, но и просто на дружеских посиделках. Вот что пишет, вспоминая те времена, внук П.П.Бажова Владимир Бажов: "В гости к дедушке на Новый год пришел писатель Евгений Пермяк со своей женой и дочерью Оксаной. Евгений Андреевич любил удивить чем-нибудь необычным. В этот вечер он принес пачку картинок, нарисованных под его руководством дочерью. На каждом рисунке цветными карандашами был нарисован кто-нибудь из семьи П. П. Бажова или Е. А. Пермяка. Елка была очень веселой и незабываемой. Мы с Оксаной рассказывали стихи и плясали под дружный хохот взрослых. Вообще Евгений Пермяк слыл веселым и жизнерадостным человеком. Из всех людей, бывавших в то время в доме дедушки, он запомнился мне больше всех."

Жизнь в Перми, Воткинске, в Свердловске нашла отражение в книгах писателя: "Азбука нашей жизни", "Высокие ступени", "Дедушкина копилка", "Детство Маврика", "Мой край", "Памятные узелки", "Сольвинские мемории". Он - автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества "Кем быть?" (1946), "Дедушкина копилка" (1957), "От костра до котла" (1959), "Замок без ключа" (1962) и др., в которых утверждается великое значение труда. Писатель верен этой теме и в романах: "Сказка о сером волке" (1960), "Последние заморозки" (1962), "Горбатый медведь" (1965), "Царство Тихой Лутони" (1970) и др.

"Я - это книги. По ним пусть знают и судят обо мне. А карточки, снимочки, статейки - это все ветер-ветерок, притом изменчивый. Книги и только книги определяют место писателя в писательском строю. И нет силы в положительном и отрицательном смысле, кроме книг, которая могла бы возвеличить писателя или зачеркнуть", -это строчки из письма писателя Н.П. Сунцовой, заведующей городской детской библиотекой №1 г.Воткинска. Почти все произведения писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

Книги Евгения Пермяка переведены на многие языки, издавались во многих странах. Он награжден 2 орденами, медалями.

татьяна морозова
Сценарий литературного вечера, посвященного 115-летию со дня рождения Евгения Пермяка «Как стать большим?»

Литературный вечер , посвященный 115-летию со дня рождения

Евгения Андреевича Пермяка

«Как стать большим

Цель : развивать у детей умение понимать, оценивать чувства и поступки других людей через чтение рассказов и сказок Е. А. Пермяка . Показать детям, что темы, затронутые автором, актуальны в жизни каждого человека.

Задачи : познакомить детей с биографией и творчеством писателя. На примере героев произведений писателя показать важность труда в достижении целей, что красота и мудрость (взрослость) человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут»; донести до детей понятия честности, ответственности, трудолюбия и веры в себя. Обогащать нравственный опыт старших дошкольников.

Ход вечера

1. Вступительное слово о писателе.

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк ) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале . Этот город сыграл большую роль в его жизни : недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк .

Отец его умер, когда ему было три года. Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел : столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин» .

На Урале он прожил более тридцать лет, изучил пять ремесел : столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета . Вскоре уехал в Москву и стал писателем. Начал писать повести, рассказы и сказки. Написал тридцать книг. Почти все книги о людях-тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих землю своим трудом. Писателю очень хотелось, чтобы юные читатели поняли : красота человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут» .

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году .

Способность видеть мир глазами детей, общаться с ними запросто, да так, чтобы ребята тебя любили и понимали – бесценный дар . Этим даром обладал уральский сказочник, мудрый писатель Евгений Андреевич Пермяк .

2. Выставка книг

Я начинаю фразу, а вы продолжаете :

«Торопливый…ножик» ,

«Пичугин…мост» .

«Птичьи…домики» ,

«Чужая… калитка» ,

«Волшебные…краски» ,

«Первая …рыбка» ,

«Про нос и …язык» ,

«Дедушкины …очки»

«Знакомые …следы»

3. Литературная викторина по рассказам Пермяка

* Кто вы? Назовите героя рассказа Е. Пермяка .

А) Вы растете мальчиком старательным, заботливым и работящим. Вас очень любят в семье, но больше всех Вас любит дедушка. Любит и помогает стать хорошим человеком . … Поддерживая все Ваши затеи, дед требовал от Вас одного… ”Если берешься за дело, доводи его до конца. А если видишь, что оно не по рукам, подожди, когда вырастешь”. Кто Вы?

(Алеша Хомутов. «Чужая калитка» )

*В какой цвет покрасил Алеша Хомутов калитку?

(В синий)

Б) Он рос мальчиком тихим и молчаливым, не думающим ни о каких подвигах. Как и все ребята, он любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку.

(Сема Пичугин. «Пичугин мост» )

*Почему в рассказе «Пичугин мост» мосту дали такое название? Почему мосты менялись, а название осталось прежним?

(По фамилии мальчика Семена Пичугина)

В) Уж очень эта девочка хотела вырасти, очень. А как это сделать, она не знала.

(Маша. «Как Маша стала большой » )

Что помогло Маше стать большой ?

*За что учительница Мария Ивановна поблагодарила по-особому - пожала руку – нелюдимого мальчика Васю Сапунова, назвав его настоящим мужчиной?

(Каждый день он приносил по два ведра воды и две охапки дров ее старенькой маме)

*Как ответила бабушка на Катин вопрос : «Почему у меня все по два, а язык один и нос один?»

*Кем хотели стать мальчики Вася и Ваня из рассказа «Птичьи домики» ?

(Строителями)

*Кому Дед Мороз дарил раз в сто лет волшебные краски?

(Самому доброму мальчику)

*Какой совет дал отец сыну в рассказе «Торопливый ножик» ?

(Нужно ножик терпению выучить)

4.«Черный ящик» - предметы из рассказов

Из каких произведений писателя Пермяка эти предметы ?

1. Ножик - «Торопливый ножик»

2. Веник – «Как Маша стала большой »

3. Краски – «Волшебные краски»

4. Рыбка – Первая рыбка»

5. Молоток и гвозди – «Птичьи домики»

Из какого рассказа эти предметы?

Как они связаны с героем?

Какие хорошие качества появились у детей?

5. Инсценировка рассказов :

* «Кто?» - подготовительная группа

*Сказка «Мать-мачеха» - старшая группа

6. Просмотр мультфильма «Золотой гвоздь»

Заключительное слово

Наш вечер называется «Как стать большим

Кто ответит на этот вопрос? (Ответы детей)

Чему учат произведения Евгения Пермяка ? (Трудолюбию; всякий, даже самый малый труд важен)

«Если долго мучиться, что-нибудь получится»

«Всякое умение трудом дается»

«Землю солнце красит, а человека труд»

Евгений Андреевич Пермяк на примере своих героев хотел показать, что красота и мудрость (взрослость) человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут»; даже самый малый труд важен в большом деле .

Использованная литература : Интернет-ресурсы

.

Здравствуйте уважаемые коллеги. 21 апреля, в пятницу, на районном уровне прошел конкурс чтецов посвященного 135-летию со дня рождения.

Цель: обобщить и углубить знания о творчестве К. И. Чуковского, познакомить с историей создания некоторых произведений, формировать у детей.

Положение о смотре-конкурсе огородов на подоконнике, посвящённом 135-летию со дня рождения К. И. Чуковского 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет цели и задачи смотра-конкурса, порядок его организации, проведения, подведения итогов.

Способность видеть мир глазами детей, общаться с ними запросто, да так, чтобы ребята тебя любили и понимали – бесценный дар. Этим даром обладал уральский сказочник, мудрый писатель Евгений Андреевич Пермяк. Наша викторина посвящена этому замечательному автору.

Викторина по творчеству Е.Пермяка содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какой цикл произведений принадлежит перу Евгения Пермяка?

«Волшебные истории», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Тонкая струна» +

«Жизненные лукавинки», «Сказочные истории», «Радуга сказок»

«Волшебная струна», «Чужая калитка», «Умные очки»

2. Из какой сказки этот отрывок?
«А уголь вел себя просто. Не зазнавался. Не задирал нос. Он спокойно горел и был доволен тем, что приносит пользу».

«Сказ про горящих»
«Сказ про газ» +
«О берёзовом тумане и глупом споре»

3. Кто взял в известной сказке Евгения Пермяка воду замуж?

Огонь +
Газ
Осиновые дрова

4. Какое высказывание вам кажется верным?
В повести «Детство Маврика» писатель рассказывает о мальчике:

Выросшем на раздольных степных просторах
Выросшем в краю заводов, рудников и приисков +
Выросшем на Крайнем Севере

5. Какаю фамилию носил «богатый-пребогатый богач» в сказке «О начале всех начал»?
Алмазов
Серебров
Золотов +

6. Назовите три произведения Пермяка, начинающиеся на слово «первая»?

«Первая улыбка» +
«Первая рыбка» +
«Первая вахта» +

7. В одном из рассказов Пермяка девочка Таня посадила ягодный куст в палисаднике. Ей помогала бабушка. Какую ягоду вырастила Таня?

Крыжовник
Ирга
Смородина + ()

8. Как звали дедушку в одной из сказок Евгения Пермяка, который всем помогал, являлся к людям то в образе старика-странничка, то старушки-веселушечки, то козла или скворца?

Дедушка Само +
Дедушка Весел
Дедушка Тиша

9. Дайте правильный ответ:

Евгений Пермяк – сказочник XIX века
Евгений Пермяк – сказочник XX века +
Евгений Пермяк – сказочник XXI века

А.С.Пушкин
П.П.Бажов +
Агния Барто

11. Как звучит настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка?

Пермятский
Уралов
Виссов +

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе
Автор- составитель: учитель начальных классов Степаненко Н. Г.
Тема: Евгений Пермяк «Для чего руки нужны»

Цели урока:
- воспитание интереса к предмету, коммуникативной культуры учащихся в процессе работы в группах, уважения к труду, профессиональной деятельности людей, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала, ценность совместной деятельности.
-развитие у учащихся учебно-информационных умений и навыков: беглого, сознательного и правильного чтения, умения пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; формирование выразительного чтения: соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски; формирование умения определять тему, жанр текста, характеризовать персонажи, составлять представление о книге по обложке.
- познакомить с творчеством Е. Пермяка, новым произведением.

Оборудование:
компьютер и мультимедийный проектор, выставка книг Е.Пермяка по теме урока, карточки для работы в группах, книжечки с пословицами о труде, изготовленные детьми, загадки о людях разных профессий, фотографии.

Используемые ЦОР: презентация

Используемые учебники и учебные пособия:
учебник «Литературное чтение. Любимые страницы» для 1 класса (автор О.В. Кубасова); рабочая тетрадь «Литературное чтение» (автор О. В. Кубасова), толковый словарь русского языка;

Подготовка к уроку: творческое задание по группам: 1. Сделать книжечку с пословицами о труде; 2. Приготовить загадки о людях различных профессий; 3. Приготовить сообщение о профессии своих родителей, принести их фотографии.

Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
- Ребята, скажите, какая сегодня погода? Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.
Вдохните глубоко, а когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, доброго расположения друг к другу. Я желаю вам чтобы хорошее настроение не покидало вас!

II. Речевая разминка
1 слайд:
На сегодняшнем уроке
Мы будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
- А как вы понимаете, что значит читать выразительно? (выбрать правильную силу голоса; правильный темп: стараться читать не по слогам, а целыми словами, но и не спешить, делать паузы на точках, запятых; передавать характер героев, настроение, выбирая для этого правильный тон, интонацию; соблюдать правильное ударение в словах, произносить все звуки чист, понятно)
-Для этого разомнём наш речевой аппарат: прочитаем чистоговорки, постараемся произносить все звуки чисто. Будем читать с ударением на последнем слоге.
2, 3,4 слайды:
Чистоговорки.
ра – ра – ра!– мы убираем двор с утра
ро – ро – ро! – весь мусор соберём в ведро
ре – ре – ре! –будет чисто во дворе
- Спасибо, я думаю, что люди при разговоре хорошо будут вас понимать.

III. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, вспомните и назовите раздел учебника, который мы сейчас читаем. (Этот раздел называется “Что такое хорошо и что такое плохо”) (5слайд)
- Какие открытия вы сделали, читая произведения этого раздела? (ответы учеников)
- Какие качества в людях вам нравятся? (ответы учеников)
- Какие качества в людях вам не нравятся?(ответы учеников)
Работа в группах:
- Поиграем в игру «Наоборот». Я каждой группе раздам карточки со словами, а ваша задача – составить пары слов, противоположных по смыслу, соединить их линиями.» (распределение обязанностей в группах между собой)
(6 слайд)
вражда труд
лень ложь
правда дружба
проверка – 7 слайд:
вражда труд
лень ложь
правда дружба
– Приведите к каждой паре слов примеры произведений, которые мы читали в этом разделе.
5 cлайд: (сначала появляется пара слов, затем название произведения)
(труд -лень) Эзоп «Собрался старик помирать»
(дружба-вражда) Л. Толстой «Кто прав?»
В. Осеева «Всё вместе»
(смелость-трусость) Л. Толстой «Два раза не умирать»
(правда-ложь) С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»
Л. Толстой «Правда всего дороже»

IV. Переход на новое содержание: формулирование темы, целей урока.
1. Проверка домашнего задания
- На дом к сегодняшнему уроку вы получили творческие задания, которые выполняли по группам.
Ребята 1 группы должны были изготовить книжечки с пословицами о труде. Давайте их послушаем.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
За всякое дело берись смело.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Терпенье и труд всё перетрут.
Труд кормит и одевает.
Кончил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того и люди чтут.
Делу время, а потехе час.
С детства не научишься – всю жизнь намучишься.
Каков мастер, такова и работа
Дерево сильно корнями, а человек – трудом
Человек живет век, а доброе дело – два
Деревья смотри в плодах, а человека – в делах
Птица красна пером, а человек – трудом
2. Работа над пословицей.
-Прочитайте еще одну пословицу о труде: (8 слайд)
Умелые руки не знают скуки
- Как вы ее понимаете? (ответы детей)
-Какое по-вашему главное слово в пословице? (руки)
-Прочитаем пословицу, выделив голосом это слово.
- Поработаем над интонацией:
1 группа скажет слово «руки» спокойно, утвердительно
2 группа – радостно, с восклицанием
3 группа – удивленно, с вопросом
- Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.
-Какие должны быть у человека руки? (ответы детей)
-Прочитайте, какие бывают руки:
9 слайд:
Трудовые
Умелые
Золотые
Ленивые
Рабочие

Какое здесь по-вашему лишнее слово? Почему? (ответы детей)
- Для чего человеку нужны руки? Задумайтесь. (ответы детей)
-Как вы думаете, о чем же пойдет речь в произведении, с которым мы сегодня познакомимся? (предположения детей)

Физминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Ушки чистит, щечки трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!

Внимание на экран! Прочитайте название нового произведения (10 слайд) Ваши предположения оправдались?
-Какие цели поставим перед работой? (познакомиться с содержанием произведения, автором, героями, дать им характеристику, научиться читать выразительно)

V. Формирование новых знаний.
1. Знакомство с автором. (11 слайд)
-Автором нового произведения является Евгений Андреевич Пермяк. Он прожил долгую жизнь и написал для детей сотни рассказов и сказок, в которых утверждается великое значение труда. Писатель говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”. (Дети рассматривают портрет Е.А. Пермяка)
2.Установка на первичное восприятие текста.
- Новое произведение начну читать вам я, а вы внимательно послушайте, ваша задача: определить жанр произведения
3.Чтение учителем 1 части рассказа.
-К какому жанру отнесем произведение? Почему?(это рассказ, т. к. здесь описываются события, которые могут произойти в жизни)
-Кто являются героями рассказа? (дедушка и Петя).
4. Выполнение подготовительных упражнений.
-Перед тем, как вы прочитаете сами эту часть рассказа, выполним задание Слоговика: сложим слова. Откройте учебники на с.62.Найдите задание в рамочке, будем сначала читать плавно по слогам, затем целыми словами (чтение хором).
- Прочитайте вдумчиво рассказ на с. 62, подготовьтесь к выборочному чтению.
5.Пошепотное чтение детьми 1 части рассказа.
6. Работа над содержанием прочитанного, анализ произведения.
-Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится, кем были дедушка и Петя друг другу? (большими друзьями)
-Как понять «большими? (ответы детей.)
- Какой главный вопрос задал дедушка внуку? (А для чего, Петенька, людям руки нужны?)
- Прочитайте, как ответил на вопрос внук. А еще?
(Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)
-Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка? (ответы детей.)
7. Работа в группах.
-Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?
Задание для групп: придумать продолжение разговора Пети и дедушки.
-Давайте послушаем, что у вас получилось (слушание детей).

8. Самостоятельное чтение заключительной части рассказа, затем чтение вслух несколькими учениками.
9. Продолжение работы с текстом.
-Какими в рассказе автор называет руки? (трудовыми, рабочими).
-Найдите и прочитайте предложение, в котором заключена главная, важная мысль рассказа. О чем хотел нам сказать автор? (на трудовых, рабочих руках вся жизнь, весь белый свет держится)
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
- почему Петя отвечал не совсем так, как хотелось дедушке? (ответы детей)
10.Работа с иллюстрацией, характеристика героев.
- Рассмотрите иллюстрацию, какими вы представляете дедушку и Петю? (ответы детей).
11.Подготовка к игре «Радиотеатр»(работа над выразительным чтением)
-Как можно прочитать диалог дедушки и внука? (по ролям)
-Каким тоном нужно читать первый вопрос дедушки? (спокойным,доброжелательным, не забудем о вопросительном знаке)
-Что дедушка чувствует потом? (небольшое волнение, тревогу от того, что Петя пока не понимает для чего на самом деле нужны человеку руки)
-Каким тоном будем читать слова Пети? (спокойным, он уверен в том, что говорит, немножко удивленным)
- Все эти чувства вы постараетесь передать при чтении.
Физминутка
Сели- встали, сели-встали,
До земли рукой достали,
Влево, вправо посмотрели
И за парты тихо сели

Откройте печатные тетради на с.43, подготовьтесь к игре радиотеатр, отметьте слова дедушки буквой Д, а слова Пети – П.
12.Игра «Радиотеатр» (выразительное чтение)(прослушивается 2 состава актеров)
-Есть ли замечания к чтению ребят с точки зрения выразительности? Удалось ли чтецам передать характер, чувства героев? Какой совет можно дать ребятам? (выслушиваются мнения критиков)
13.Формулирование темы рассказа.
-Как называется рассказ, с которым мы сегодня работали?
-Кто его автор?
- Что поучительного вы взяли из этого рассказа? Чему он учит?(ответы детей)
-Какой самый главный труд у вас?
-Какова тема рассказа? Выберите подходящую пару слов. (12 слайд)
Дружба – вражда
Труд – лень
Правда – ложь
-Этот рассказ о труде.
14.Работа с обложками книг Е. Пермяка.
- Посмотрите на экран, (13 слайд) здесь представлены обложки книг Е. Пермяка. Как вы думаете, в какой из них может находиться сегодняшний рассказ? Почему? (ответы детей). У нас в классе оформлена выставка книг на тему « Что такое хорошо и что такое плохо», среди которых есть и книги Е. Пермяка. Вы можете их взять у нас в библиотеке.
VI. Продолжение проверки домашнего задания
- Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий? А профессии людей дружат со словом «труд»? (ответы детей)
-Что же такое профессия? Я обратилась к Толковому словарю:
14 слайд
“Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность”.
- Проверим домашнее задание 2-й группы. Ребята подготовили загадки о людях самых разных профессий.
15 слайд- картинки с изображением людей разных профессий.
1 . Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.

2. Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой?

3.Он журнал принёс и эту
Интересную газету
Телеграмму и письмо
Вы не знаете его?

4.Может делать он буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак,
Вот работать надо как!

5.Быстро сделает причёску
Феном, щёткой и расчёской.
Все в руках его горит –
Он изменит внешний вид!

16-19 слайды – фотографии родителей
- А ребята из 3 –й группы получили задание подготовить маленькое сообщение о профессии своих родителей (заслушивание сообщений).
VII. Итог урока. Рефлексия.

20 слайд:
- Посмотрите на дом, который мы все вместе стараемся построить в нашем классе, из каких кирпичиков он состоит? (дети зачитывают качества человека). Дом закладывается с фундамента, он внизу, а в нашем с вами доме какое качество является фундаментом, основой? (дружба).
21 слайд:

А теперь улыбнитесь друг другу. Я вижу, что у вас по-прежнему хорошее настроение. Вы достигли тех целей, которые ставили перед работой? (ответы детей). Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, поэтому заслуживаете в награду вот такие солнечные улыбки, это частичка моего хорошего настроения.
VIII. Домашнее задание
22 слайд:
1. Подготовиться к игре «Радиотеатр»
2. По желанию: нарисовать обложку к книге с этим рассказом.

23 слайд:
- Урок окончен, надеюсь что он принес нам радость общения и наполнил наши души прекрасным чувствами. Спасибо за хорошую работу.

Подготовка: рассказ о писателе, книжная выставка в библиотеке, чтение детьми книг Евгения Пермяка.

Оформление: портрет писателя, книжная выставка, три дорожки: красная, желтая и зеленая.

Правила игры:

“зеленая дорожка” - 4 вопроса, можно ошибаться 2 раза;
“желтая дорожка” - 3 вопроса, 1 ошибка;
“красная дорожка” - 2 вопроса, ошибок быть не должно.

1 отборочный тур: “Найди лишнее”, из названий рассказов на доске назвать тот, что написан не Евгением Пермяком.

Торопливый ножик, Самое страшное, Доктор Айболит.
Тухлявое болотце, Двойка, Лесная газета.
Он живой и светится, Надежный человек, Для чего руки нужны.

ПЕРВЫЙ АГОН.

Розыгрыш дорожек. Составить рассказ “Мое любимое произведение Евгения Пермяка”

Про Вашего героя Пермяк пишет так: “Тетеревиное перо найдет – и то без внимания не оставит. А уж про другие находки и говорить нечего… При бабушке Авдотье жил в старом доме возле болотца” Как Вас зовут?

/Васятка Копейкин “Тухлявое болотце”/

1. Вы живете с бабушкой Авдотьей. Расскажите, чем она занимается.

/Лечит травами/

2. Однажды старик-лесник рассказывает Вам побывальщину о чудесном болотце. Расскажите, о чем она.

/О златорогом олене, вылечившем в болотце ноги/

3. Вы очень любите свою бабушку и однажды помогли ей выздороветь. Как?

/Носил из болота лечебную грязь в кадушку, а бабушка держала там ноги/

4. Когда Вы были маленьким, Вас называли Васятка, а когда выросли, стали звать…. Как?

/Василий Кузьмич/

Вопросы для “желтой дорожки”.

Про Вас Пермяк пишет так: “…она была сильно ногами слаба, а умом до того светла, что половина округи к ней за советом ходила. И лечила она к тому же”. Кто Вы?

/Бабка Авдотья/

1. Вы не можете ходить. Кто же тогда собирает Вам лекарственные травы и корни?

/Внук Васятка Копейкин/

2. Каких только снадобий нет у Вас: и травы, и корни, и змеиный и пчелиный яд. Настоем чего лечили Вы головокружение?

/Грибным настоем/

3. Когда Вы смогли встать на ноги, то плакали от радости не только потому, что вылечились, но и.… Почему еще?

/Радовались за внука/

Про Вашего героя автор говорит: “Большого размаха парняга. Во сне знатные клады земли видел. Не жалея ног на розыски. Собачонка его, бывало, язык высунет от усталости, а он ее дальше тянет. И где он только не побывал, а ничего такого не открыл, не нашел. А хотелось. Сам себя наизнанку готов был вывернуть – лишь бы клад. Как Ваше имя?

/Гаврик Козырев/

1. Смеясь над Васяткой, Вы обзываете его Копейкиным-Полушкиным, Грошевиком, Пятаковым, Гривенниковым. Что это такое “грош”, “пятак”, “гривенник”, “полушка”?

2. Про Вас Пермяк говорит: “Ходит козырем Гаврик Козырев”. Что значит “ходить козырем”? Изобразите.

ВТОРОЙ АГОН.

Отборочный тур: Найти лишнее.

Снегурочка, Первый лук, Сема и Сеня,
Первая рыбка, Маугли, Чужая калитка
Первая рыбка, Некрасивая елка, Дядя Степа.

Розыгрыш дорожек: Аукцион. Игроки по очереди называют названия произведений Е.Пермяка.

Вопросы для “зеленой дорожки”.

Вы растете мальчиком старательным, заботливым и работящим. Вас очень любят в семье, но больше всех Вас любит дедушка. Любит и помогает стать хорошим человеком. Попросите научить Вас ставить ловушки на хорьков – пожалуйста. Дрова надумаете пилить – пожалуйста. Дед за одну ручку пилы держится – Вы за другую… Кто Вы?

/Алеша Хомутов “Чужая калитка”/

1. Поддерживая все Ваши затеи, дед требовал от Вас оного… Чего же?

/”Если берешься за дело, доводи его до конца. А если видишь, что оно не по рукам, подожди когда вырастешь”.

2. На кого охотились вы с дедом и какую добычу принесли домой?

/Три тетерева/

3. После удачной охоты, во время веселого ужина Вы были очень молчаливы и думали о чем-то. О чем?

/Калитка, скамейка/

4. В какой цвет оказались покрашенными калитка и скамейка во время следующего Вашего с дедом похода в лес?

/Синего/

Вопросы для “Желтой дорожки”.

О Вас говорят: “Вот какая хорошая “смородинка” у Калиниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе”. Как Вас зовут?

/Таня Калинникова/

1. Пучок каких зеленых палочек “чуть длиннее карандаша” принес однажды Вам отец?

/Черенки смородины/

2. С какими сорняками пришлось Вам бороться, чтобы вскопать грядку под кусты?

/Лопух и репейник/

3. Научите нас вскапывать землю. Как Вы это делали?

/Снять дерн, разбить комья, разрыхлить/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы – вещь. Очень уважаемая. Принадлежите одному ученому. вам довелось походить с ним по разным местам и повидать чрезвычайно интересные вещи. Вы могли бы рассказать многое. Но – молчаливы. Именно за это Вас и любит ученый. Кто Вы?

/Трость “Мелкие калоши”/

1. Как я уже говорила, Вы – молчаливы. Но однажды какое-то событие заставило Вас заговорить?

/Калоши зазнались/

2. Кто поддержал Вас, когда Вы делали замечание калошам?

/Щетка и Драповое пальто/

ТРЕТИЙ АГОН

Отборочный тур. Найти лишнее.

Бумажный змей, Пичугин мост, Федорино горе,
Мелкие калоши, Кот в сапогах, Случай с кошельком,
Хитрый коврик, Некрасивая елка, Тимур и его команда.

Розыгрыш дорожек. Аукцион: перечислить героев Евгения Пермяка

Вопросы для “зеленой дорожки”

Вы – Сын Владимира Петровича Рудакова – летчика-испытателя. Учитесь в 1 классе. Сидите за первой партой. Крепкий и смелый мальчик. Всегда защищаете тех, кто послабее. За это Вас все и любят. Как Вас зовут?

/Андрей Рудаков “Надежный человек”/

1. Несмотря на то, что Вы защищаете слабых, одну девочку постоянно обижаете. Какая черта характера в ней Вам так не нравится?

/Трусость/

2. Как зовут Вашу учительницу?

/Анна Сергеевна/

3. Какую историю рассказала Вам она, заметив, что Вы очень обижаете Асю?

/Историю из своего детства/

4. После этого рассказа Вы стали оберегать Асю. Мимо каких животных Вы провожали ее?

/Собаки, гуси, козел/

Вопросы для “желтой дорожки”.

В рассказе Вы – тетя одного мальчика. Старая дева. Вам 40 лет. Живете в своем доме, как и большинство рабочих прикамского завода. При доме двор, огород. Как Ваше имя?

/Тетя Котя. “Первый лук”/

1. Когда у Вас жил племянник, он очень хотел подружиться с Сашей и Петей Петуховыми. В какую игру играли эти мальчики?

/В индейцев/

2. Племянник попросил у Вас какую-то вещь, которая была ему нужна, и это привело Вас в ужас. Что это за вещь?

/Нож /

3. После того, как мальчика приняли в индейцы, он сделал что-то без вашего напоминания. Что?

/Вымыл руки с мылом/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы – брат Саши Петухова из рассказа “Первый лук”. Как Вас зовут?

/Петя Петухов/

1. Назовите индейские имена: Ваше, Вашего брата и нового друга.

/Сан, Пе-Пе и Жужа/

2. Какое испытание вы придумали мальчику, который хотел стать индейцем?

/Необходимо было своими руками сделать лук и 10 стрел, а затем попасть хотя бы тремя из них в картофелину, подвешенную на нитке/

Розыгрыш дорожек. Составить рассказ “Мой любимый герой Е.Пермяка”

Вопросы для “зеленой дорожки”.

Вы на редкость молчаливы и задумчивы. В отличие от своих стройных и красивых сестер растете не очень красивой. Даже скажем, совсем некрасивой – однобокой и кривой. Вас не любят лесные собратья, хотя Вы и не сделали никому ничего плохого. Кто Вы?

/Елка. “Некрасивая елка”/

1. Но был кто-то, кто все-таки выделял Вас из окружающих деревьев и любил Вас больше других. Кто это?

/Сказочник/

2. Какую судьбу предсказывали Вам деревья?

/Стать дровами/

3. Что же с Вами произошло?

/Распилили на чурбаки, переработали на бумагу, на которой напечатали сказки/

4. Куда Вы попали, став книгой?

/В библиотеку/

Вопросы для “Желтой дорожки”.

Вам 300 лет. Очень высокое дерево. Вы затеняли солнце другим деревьям, лишали их влаги и шелестели, нарушая их покой. Но, несмотря на это, все любили и уважали Вас и очень печалились, когда Вас срубили. Кто Вы?

/Дуб/

1. Кто уронил слезу на Ваш пень?

/Сказочник/

2. На каком языке говорили деревья в Вашем лесу?

/На датском/

3. Что сделали из Вашей древесины после того, как Вас срубили?

/Резной потолок библиотеки/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы также как елка одиноки, долговязы и некрасивы. вы очень любите сидеть под елью. Сплетники рассказывают, что она специально для Вас сыплет мягкие иглы, чтобы Вам было удобнее сидеть. Кто Вы?

/Сказочник/

1. Прошли годы. И Вы перестали появляться в лесу. Ветер сообщил, что два лесоруба погубили Вас. Кто эти лесорубы?

/Время и Возраст/

2. Где Вы снова встретились с Елкой?

/Сказки были напечатаны на бумаге, сделанной из ели/

Подведение итогов. Награждение победителей.