Понятие компетенций и их виды, и уровни развития компетенций. Виды компетенций в педагогическом процессе

Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

Образовательное учреждение должно “формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции , определяющие современное качество содержания образования".

Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Чтобы сформировать ключевые компетенции, необходимо начинать развивать определенные навыки, способствовать вырабатыванию универсальных учебных действий уже с начальной школы. То, что можно сформировать у младшего школьника, используя преемственность, продолжают развивать дальше и формировать новые действия учителя с средней и старшей школе.

Начальная школа призвана посадить зернышко доверия в образовательном процессе, с заботой и теплотой взращивать ростки будущей самостоятельной личности. Конечно, как и во всякой сфере деятельности, необходимо расставить приоритеты. Поэтому я остановлюсь на формировании тех компетенций, которые необходимы для того, чтобы выпускник начальной школы смог легко адаптироваться к уже более самостоятельной среде обучения (переходу в среднюю школу).

Все дети знают о своих правах, но мало кто из них задумывается о том, какие обязанности должны выполнять, чтобы быть полноправным гражданином своей страны, членом ученическом коллектива, человеком, с которым считаются в семье. Поэтому формирование коммуникативных компетенций – одно из приоритетных в начальной школе. Коммуникативные компетенции - это когда дети у меют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер - генератор идей, исполнитель, зритель). Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Мы должны научить детей общаться, взаимодействовать с окружающими людьми, причем не только со сверстниками, но и взрослыми. Здесь очень хочется обратить внимание на формирование умений работать в группе, принимать или не принимать точку зрения другого человека, обосновывая свою позицию, вырабатывать способность принимать совместные решения, находить консенсус, нести ответственность за принятое решение, уметь договариваться, разрешать возникающие проблемы мирным путем, уметь презентовать себя, итоги своей работы. Достижению положительных результатов в этом направлении способствует не что иное, как учебное проектирование, которым активно используют в своей методике учителя начальных классов.

Следующей значимой для начальной школы компетенцией являются учебно-познавательные. Учебно-познавательные компетенции . Учащиеся умеют самостоятельно планировать свою деятельность. Способны к самореализации, активны в выборе деятельности, способны к самообразованию. Благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности овладели навыками продуктивной деятельности. Что же мы, учителя начальных классов, можем здесь развить? Мы можем научить детей учиться, то есть учить себя: а именно: прививать самостоятельность, предлагать найти не одно решение какой-либо значимой задачи, частично “добывать” информацию, необходимую для постижения чего-то нового, не останавливаться в своем развитии, каждый день получать порцию нового, неизведанного, а потому интересного. Немало важным умением, которое мы должны формировать, оценивать свою работу, свои достижения. Отсюда вытекает следующий приоритет – компетенция личностного самосовершенствования. Здесь очень важен пример, который видит перед собой ребенок: на доступном пониманию младшим школьником тех или иных целей, формировать такие ценности, которые требуют развития на протяжении всей жизни, а именно осознание того, что человек должен учиться постоянно, чтобы самосовершенствоваться.

Формирование ценностных компетенций достигается через интеграцию учебных предметов различных образовательных областей.

Цель программы «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места человека на основе научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с природой. В курсе «Окружающий мир» заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Главной целью школьного предмета «Изобразительное искусство» является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного. Эстетического освоения мира.

Главная цель школьного предмета «Литературное чтение» - помочь учащимся найти себя в этом мире. Стать человеком, соответствующим и личным задаткам, и общественному запросу. Объекты, факты, явления представляются в виде образов, изучая, которые под руководством учителя ребёнок познаёт окружающий мир, самого себя.

Художественно-эстетическое развитие – важное условие социализации личности, содействующее её вхождению в мир человеческой культуры. Художественное развитие осуществляется в деятельностной форме в процессе художественного творчества.

В процессе творческой деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, назначение предметов – формирование личностной системы ценностей.

В творческой деятельности в начальной школе заключены большие возможности. Результат творческой деятельности представляет реальный продукт творчества – произведение, который имеет личностное значение и раскрывает внутренний мир ребёнка. Благодаря накоплению опыта творческой деятельности у ребёнка развивается творческая способность

(креативность), которая переходит затем на другие виды деятельности.

Таким образом, интеграция предметов представляет возможность для накопления опыта, деятельности и формирования эмоционально-ценностных компетенций.

информационная компетенция позволяет:

    принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

    самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели;

    самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий;

    обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);

    использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Уровень общекультурной компетенции позволяет ученику младшего школьного возраста контролировать свое коммуникативное поведение, управлять выражением своих эмоций, выслушивать мнение партнеров по общению, поддерживать тему разговора, получать и передавать информацию. Ученик младшего школьного возраста, имеющий высокий уровень общекультурной компетенции, обладает потребностью в общении и установлением контактов с другими людьми; желанием быть в центре внимания. Он свободно может поддержать тему разговора, получить и передать информацию. Данный уровень предполагает владение культурой речи, умением строить свои высказывания грамотно, логично.

Младший школьник, имеющий высокий уровень общекультурной компетенции, способен выдвигать множество идей относительно выполнения творческого задания, умеет создавать большое количество поисковых вариантов; умеет гибко использовать различные способы и приемы при работе; проявляет оригинальность и не шаблонность мышления в процессе работы. Он самостоятелен в выборе и решении задачи, трудолюбив, способен видеть главное.

Кроме того, младший школьник, обладающий высоким уровнем общекультурной компетенции, активно познает эстетические ценности, обладает глубокими эмоциональными переживания прекрасного, вежлив в отношениях с людьми, способен понимать и эстетически воспринимать окружающие явления. Учащиеся, которые обладают осознанностью выбора средств художественной выразительности, отличаются широтой осваиваемых эстетических явлений, интересуются различными областями эстетической деятельности человека, принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях, проводимых в классе и школе, владеют системой норм нравственного поведения.

Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

В последнее время ключевым компетенциям уделяется особое внимание.

В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

Понятие "компетенция" состоит из элементов, к которым относятся:

Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы.

Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи.

Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.

Стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители.

Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Совокупность знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом деятельности человека в определенной социально и личностно-значимой сфере - составляет компетентность.

Т.о., один из предлагаемых путей решения главной проблемы образования, которая заключается в том, что успех ребёнка в школе не
всегда означает успех человека в жизни, а очень часто происходит наоборот, это – компетентностный подход. .
Компентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как решать
практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить
собственную линию жизни.

Данный подход выдвигает на первое место не
информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в различных жизненных ситуациях. Например, 1) в познании явлений действительности: 2) при освоении
современной техники и технологии: 3) во взаимоотношениях людей. 4) при
выполнении социальных ролей; 5) при выборе профессии и
оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении.

Развитие ключевых компетенций учащихся согласно компетентностного подхода, заключаются в том, чтобы: научить учиться, то есть научить учеников решать вопросы научного характера; научить учащихся находить решение в трудных познавательных вопросах, определять их суть, первопричину, взаимосвязь, используя научные данные; научить учеников разбираться в основных трудностях современной жизни – в политической, экономической сферах, находить взаимосвязь, решать аналитические задачи; научить разбираться в вопросах духовного направления; научить находить выход из ситуаций, которые связаны с выполнением социальных ролей; научить решать вопросы, которые имеют отношение к разным областям профессиональной деятельности; научить детей самостоятельно определиться в выборе профессиональной сферы, подготовиться к подбору учебного заведения.

Т.Е., Цель формирования ключевых компетенций учащихся - позволить личности быть активным участником всех жизненных процессов, помочь адаптироваться к разным обстоятельствам, которыми человек сможет управлять, а не быть только наблюдателем.

Т.к., развитие ключевых компетенций учащихся - важный критерий улучшения обучения, каждый урок должен отображать суть компетентностного подхода. А именно,

Цель
обучения

Ориентированна
на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную
жизнедеятельность (компетенции)

Формула
результата образования

«Знаю,
как»

Характер
образовательного процесса

Продуктивный

Доминирующий
компонент процесса

Практика
и самостоятельная работа

Характер
контрольных процессов

Комплексная
отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

Опираясь на данные правила, учебные занятия строятся следующим образом:

1-й этап в системе компетентностного образования – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции: теория – понятия, процессы, формулы, ;практика – практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям; воспитание – нравственные ценности, формирование которых возможно на основе материала данной темы.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.

При компетентностном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого организовать продуктивную деятельность.

4-й этап – подбор методов и форм обучения.

5-й этап - подбор диагностического инструментария для первичного, промежуточного, итогового контроля, для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Основные
составляющие деятельности педагога, направленные на организацию работы по формированию личностных компетенций.

1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.

3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.

5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

6. Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

8. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.

9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.

10. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.

11. Доводит до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

12. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

13. Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы.

14. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

15. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

16. Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

17. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.

18. Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею», или «не понимаю» не только

не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».

Памятка
для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании

o Главным есть не предмет, которому
вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а
учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

o На воспитание активности не
жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний
активный член общества.

o Помогайте ученикам овладеть
наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их
учиться.

o Необходимо чаще использовать
вопрос «Почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание
причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего
обучения.

o Помните, что знает не тот, кто
пересказывает, а тот, кто использует на практике.

o Приучайте учеников думать и
действовать самостоятельно.

o Творческое мышление развивайте
всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими
способами, чаще практикуйте творческие задачи.

o Необходимо чаще показывать ученикам
перспективы их обучения.

o Используйте схемы, планы, чтобы
обеспечить усвоение системы знаний.

o В процессе обучения обязательно
учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в
дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

o Изучайте и учитывайте жизненный
опыт учеников, их интересы, особенности развития.

o Будьте проинформированы
относительно последних научных достижений по своему- предмету.

o Поощряйте исследовательскую
работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной
работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных
материалов.

o Учите так, чтобы ученик понимал,
что знание является для него жизненной необходимостью.

o Объясняйте ученикам, что каждый
человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для
реализации жизненных планов.


Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС на уроках истории и обществознания.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Понятие «компетенция» как педагогическая проблема является сравнительно новым.

Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным». Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.

Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, когда предоставляется возможность. Необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные).

Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

К ключевым компетентностям относятся:

Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.

Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Выделяют следующие группы ключевых компетенций отечественного образования:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция.

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция.

7. Компетенция личностного самоусовершенствования.

Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать

вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

Формирование ценностно-смысловой компетенции

При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

– Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

– Иногда учитель предоставляет ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

– Вовлекает учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

– Предлагает ученикам вопросы, ответы на которые встречаются в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания по предмету, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.

Формирование общекультурной компетенции

Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях.

Возможны следующие пути решения этой проблемы:

– для формирования грамотной, логически верной речи используются устные задания на грамотное произношение и употребление имен, терминов, географических названий и др.;

– во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников;

– использовать задания с информационно – познавательной направленностью;

– практиковать задавать для домашней работы составление текстовых заданий. Анализ составленных заданий происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

Формирование учебно-познавательной компетенции

– Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.

– Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми историческими или обществоведческими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

– При формировании данного вида компетенций учитель использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции составленные учащимися, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.

Формирование информационной компетенции

Для развития данного вида компетентности учитель использует следующие приемы:

– при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения понятиям, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это… и т.д.

– подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet

– Поэтому при подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.

– предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные тестовые конструкции;

– использование задач прикладного характера. Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.

Формирование коммуникативной компетенции

Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и приемы:

– устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

– использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

– использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

– сдача различных устных зачетов.

Формирование социально-трудовой компетенции

Наилучшему развитию данной компетенции способствуют следующие приемы:

– контрольные работы различного рода, например с использованием электронных тестовых конструкций;

– задания социально-трудового характера;

– проведение различных исследований;

– составление тестов самими учащимися.

Внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных предметов. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Приведу некоторые

примеры интерактивных методик, которые я использую в практике своей работы.

Использование на уроке различных источников в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.

Особенно важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использования литературного материала. В 10-м классе по всеобщей истории можно провести семинарское занятие: “Ренессанс. Реформация. В поисках новой личности” Задание: Какую обратную сторону индивидуализма раскрывает знаменитый монолог Гамлета У. Шекспира?

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.

Важной частью внеклассной работы по истории и обществознанию являются подготовка учащихся к участию в олимпиадах разного уровня по предмету

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко обозначены требования к результатам образования школьников: личностным, метапредметным и предметным. К личностным результатам обучающихся относятся ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности школьников. Метапредметные результаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач. Предметные результаты включают опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению.

Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одними из которых являются информационная, проектная, групповая и модульная технологии и т.д.

Самыми важными на мой взгляд являются информационная и компетенция личного самосовершенствования.

Информационная технология

Информационные технологии – это способ передачи сведений оформленных особым образом посредством компьютера.

Современный школьник не только должен уметь работать на компьютере, но и правильно утолять «информационный голод», и в этом большую роль играет учитель.

Информационные технологии на уроках истории нами использую в следующих вариантах:

1) Самый распространенный вид – мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

2) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. (слайд)

3) Очень много практических заданий на уроках истории мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. И тут перед учителем находится неисчерпаемое разнообразие работы. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на несколько групп:

1. «Работа с рисунками»

2. «Кроссворд»

3. «Контурная карта»

4. «Вставьте слово»

5. «Имена»

6. «Соотнесите»

7. «Отметьте».

И, конечно же, важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащих. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИВТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта.

По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты практически всегда хорошие.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий (психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися, расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения и т.д.)

Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования темы и выявления трудностей в ее решении, учащимися в ходе спора намечаются возможные попытки выхода по разрешению проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии или дебатов.

Другой вариант применения проектной технологии – это непосредственно разработка и защита проекта по выбранной теме.

Формирование компетенции личного самосовершенствования

– С целью формирования данной компетенции, учителем применяется такой вид деятельности на уроках истории и обществознания, как решение задач с «лишними данными».

– С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполненных заданий. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

– С целью формирования данной компетенции учителем предлагается ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.

Обладая данными компетенциями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

Следует сказать, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Приведу лишь несколько примеров из собственного опыта.

Большую роль в формировании “критического читателя” и “критического зрителя” играет технология развития критического мышления. В данной технологии я провожу целые уроки и использую отдельные приемы.

Стадия “вызова ” направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы:

· верные и неверные утверждения,

· рассказ-предположение по ключевым словам,

· логические цепочки

· кластер.

Очень любят учащиеся прием “ключевые слова”. Прием “верные-неверные утверждения”. Другим интересным для ребят является прием “перепутанные логические цепочки”. Этот прием хорошо подходит для “событийных” тем, таких в которых рассматриваются войны, изменения в жизни страны и людей, выявляются причины и следствия.

Этап вызова состоит из того, что учащимся предлагается определить последовательность происходящего. Для этого им раздаются карточки, где указаны элементы события в перепутанном виде. Ребята у себя в тетради отмечают последовательность в виде цепочки чисел, каждое из которых означает определенный элемент события. Это так же, как и в предыдущем случае пишется карандашом. После того, как ребята составили свои цепочки, слушаем, у кого что получилось, и результаты записываются на доске: какие числа и сколько занимают определенное место. По результатам записей видно, что получились разногласия по поводу последовательности. Плюс к этому прошу по своей цепочке чисел каждому составить рассказ или сама составлю несколько вариантов рассказа. Этот момент усиливает желание узнать: как было на самом деле. Здесь еще возникает ситуация соперничества, т.к. каждому хочется, чтобы именно его цепочка оказалась верной.

Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя или видеофильм. В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку и определить последовательность элементов события. Тут большую роль играет внимание, поэтому не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верный вариант цепочки, и все могут проверить качество своей работы.

На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки “v” – уже знаю, “+” – новая информация, “?” – не понял, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу.

Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному:

чтение текста,

рассказ учителя

видеофильм.

кинохроника

Чтение с остановками.

В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку, верные и неверные предложения, скорректировать кластер и т.д. Тут большую роль играет внимание, поэтому не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верные варианты, и все могут проверить качество своей работы.

Рефлексия предполагает подведение итога по теме. Это может быть резюме:

“Я понял, что…”, “… может привести…” и др.,

рисунок, который отражает смысл темы,

синквейн,

Сиквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Это творческая, обобщающего характера работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное проживание учеником изучаемой темы. Сначала у ребят получаются синквейны невыразительные, с привычным для их речи набором слов. Со временем работы становятся лучше: оригинальнее, эмоциональнее.

Кластер – выделение смысловых единиц и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, кажется, на первый взгляд, одним из самых легких видов работы. Но это далеко не так. На стадии вызова кластер может быть использован по теме, в которой можно систематизировать информацию, полученную до знакомства с основным источником информации, зачастую в систематизации заключается трудность, а именно выделить смысловые блоки. Поэтому нужно начинать с тех тем, которые близки и понятны ребятам. Это могут быть темы о хозяйственных занятиях, о социальном развитии, культуре, например: “Письменность и знания древних египтян”, “Олимпийские игры в древности”, “В городе богини Афины”, “В театре Диониса”, “Рабство в Древнем Риме” и др. Здесь ребятам нетрудно предположить смысловые блоки и их элементы, а поскольку знания и представления у всех разные, то возникают спорные моменты. Таким образом, осуществляется стадия вызова.

Для разрешения противоречий ребятам предлагается прочитать текст, где подбирают информацию в кластер. В зависимости от объема текста и строится работа: при большом объеме текст распределяется между группами или парами и тогда идет заполнение смысловых блоков по отдельности, при небольшом объеме текста все читают одно и то же, но при этом составляют свой вариант кластера. Таким образом, на стадии рефлексии происходит исправление неверных предложений в первоначальном кластере, заполнение новой информацией. Затем происходит презентация, и все работы соотносятся друг с другом: создают единый кластер из отдельных работ или уточняют и взаимодополняют друг друга.

Прием кластера также имеет большое значение для развития учащихся, т.к. формирует следующие умения: систематизировать информацию, соотносить явления и факты, выделять главные слова, исправлять свои ошибки.

Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. В младших классах провожу игру “Самый внимательный читатель”. Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту.. Эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы, особенно в старших классах, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные. Учащимся очень нравится отвечать на вопросы.

Формирование ключевых компетенций, как и внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных предметов. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

И в завершении, мне хотелось бы сказать несколько слов о подготовке педагога, занятого формированием ключевых образовательных компетенций. Мне кажется, учителю мало быть осведомленным в данной области, необходимо чётко представлять результат своей работы, как конечный, так и промежуточный, надо думать над оптимизацией учебного процесса, который позволит комфортно и результативно организовать работу учащегося. А это значит,современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Думаю, что нам необходимо помнить, что выйдя за порог школы, подросток воспользуется полученным опытом и сможет реализовать себя, опираясь на него.

Ключевые компетенции в образовательном процессе.

Мировые тенденции в сфере школьного образования показывают, что сегодня приоритетными становятся такие формы обучения, при которых во главу угла ставятся способы получения знаний.

Для современной ситуации,- отмечает Е.В.Коротаева,- характерна смена «образовательной парадигмы: от безличностной к личностно ориентированной, от унифицированной к вариативной, от адаптивной к развивающей, от знаниевой к деятельностной».

Современный процесс обучения – это «ознакомление ученика с неизвестными ему понятиями, уже устоявшимися в культуре человечества с целью выработать у школьника умения самостоятельно переводить мифы, возникающие в сознании на основе спонтанно приобретаемого опыта, в понятия, полученные в результате обучения, которое является искусственно организованной ситуацией воздействия на ребёнка при помощи научно обоснованных доказательств», - пишет Е.С.Антонова, доктор педагогических наук.

Чтобы правильно организовать преподавание, учитель должен понимать, что те сведения по предмету, которые он передаёт ученику на уроке, являются лишь информацией, т.е. сырьём для будущего знания или умения.

Успех процесса обучения обусловлен формированием у школьников умения преобразовывать получаемую информацию в знание. Открытие педагогами и психологами этого дидактического закона позволило увидеть перспективы использования теории развивающего обучения (работы П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.И.Айдаровой, В.В.Репкина и др.) и технологии деятельностного подхода к изучению русского языка и литературы на основе психологии усвоения учебных действий. Это поможет развивать у учеников умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций в современном мире ускорения темпов развития общества. Мы должны готовить ребят к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Он присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения. Под результатом образования в этом документе наряду с традиционными знаниями, умениями, навыками понимаются и компетентности как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.

Впервые идея формирования ключевых компетенций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996г. в «Европейском проекте» по вопросам образования.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает знаниями и опытом.

Трудно представить себе человека, сведущего в какой-либо области, но не имеющего знаний, умений и навыков, позволяющих ему достичь профессионализма в этой области. Однако наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и благодаря которым они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня. Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»:

Извлекать пользу из опыта;

Организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;

Организовать свои собственные приёмы обучения;

Уметь решать проблемы;

Самостоятельно заниматься своим обучением.

Компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций, то это будет выглядеть так:

Искать : опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию.

Думать : устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать : уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности.

Приниматься за дело : включаться в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться моделирующими приборами.

Адаптироваться : использовать новые технологии информации и коммуникации; противостоять трудностям; находить новые решения.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, выделяет ключевые, общепредметные, предметные компетенции.

I . Основополагающими, или ключевыми , компетенциями в образовании (по В.А.Хуторскому) являются следующие:

    Ценностно-смысловые,

    Общекультурные,

    Учебно-познавательные,

    Информационные,

    Коммуникативные,

    Социально-трудовые,

    Компетенции личностного самосовершенствования.

Как формировать данные компетенции на уроках словесности? Представим некоторые из них.

Ценностно-смысловая компетенция – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик чётко для себя представлял: что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности применяются следующие приёмы: перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чём», далее совместно с учениками оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы ни один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним.

Данный приём позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а следовательно, и место материала этого урока во всей теме. Иногда учитель предоставляет ученикам право самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект его в качестве домашнего задания. Перед учениками ставится задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить, на какие из ранее изученных свойств они опираются. В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя. Используются тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными. Важно вовлекать учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций

Ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, овладение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

Информационная компетенция при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данные компетенции также обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. При планировании информационного поиска ученик ищет необходимую информацию, привлекая дополнительные источники. Мы часто даём такие задания, для выполнения которых необходимо привлечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т. д. Например, при изучении темы «Фразеологизмы», «Этимология слов» учащимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации, чтобы узнать о происхождении слов и фразеологизмов. Очень интересный аспект информационной компетенции – вторичное извлечение информации, когда она представлена несколькими источниками. При изучении темы «Образные средства языка» учащимся даются тексты стихотворений разных поэтов, а перед выполнением работы задаётся стимул. Например: ты – член лингвистического кружка и составляешь для своих одноклассников памятку «Образные средства языка» или тебе предстоит написать сочинение-рассуждение по представленной в исходном тексте проблеме. Задача учащихся – подобрать примеры таких тропов и стилистических фигур, как метафора, сравнение, олицетворение, анафора, эпитет и т.д. Кроме того, через их анализ увидеть позицию автора данного текста. Ученикам необходимо сориентироваться в большом объёме информации и сделать правильный выбор.

Коммуникативная компетенция – это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего они совмещаются на уроке. Приведём примеры такой работы в среднем звене. Класс делится на группы. Каждой из них даётся задание: создать диалог и выступить с ним (можно в игровой форме). Погружаем учеников в реальную жизненную ситуацию: ты позвонил по телефону другу, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подошёл либо друг, либо его родители, либо незнакомый человек (если ты ошибся номером). Поговори с ними, соблюдая необходимые нормы этикета. Учащиеся работают в группах, затем представляют результаты своей работы, выступая перед одноклассниками. При изучении тем по культуре речи необходимо составить диалоги: разговор с продавцом в магазине, с врачом в больнице, с кондуктором в автобусе и т.д. Учащиеся представляют работу в виде публичного выступления. Когда ученики при выполнении задания оказываются в реальной жизненной ситуации, это повышает их мотивацию к учению. Они с удовольствием составляют рецепты для школьной столовой (при изучении темы «Повелительное наклонение глагола»). При изучении темы «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий» составляют меню для турпохода, для столовой, для ужина в семье, для приёма гостей и т.д., образуя от предложенных существительных нужные причастия и прилагательные и включая их в названия блюд.

Социально-трудовые компетенции – означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личного самосовершенствования. С целью формирования данной компетенции учителем применяется такой вид деятельности на уроках, как выполнение заданий с «лишними данными» (четвёртый – лишний). С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приёмов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определённых волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.

II . Общепредметные компетенции . Относятся к любому кругу учебных предметов и образовательных областей. Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей. Например: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;монологической контекстной речью и др.

III . Предметные компетенции. Имеют конкретное описаниеи возможность формирования в рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета. Предметная компетенция, приобретаемая в процессе изучения языка как учебного предмета и характеризующая определённый уровень владения языком, включает следующие виды компетенции: лингвистическую (языковую), речевую, коммуникативную, социокультурную, а также профессиональную, если изучаемый язык используется в качестве средства профессиональной деятельности. Уже в начальной школе необходимо вводить в уроки элементы лингвистического анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам, практиковать тематические речевые уроки, для развития коммуникативных умений и навыков включать ситуативные упражнения и игры по культуре речи. Замечено, что работа с текстом позволяет не только улучшить правописные умения и навыки обучаемых, но и повысить их речевую компетентность. В подростковой школе необходимо углублять работу над развитием речи, уделяя внимание работе с текстом как средству речевого развития учащихся. Практике текстоориентированного подхода в обучении русскому языку способствуют учебно-методические комплексы под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта в средних классах, А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, А.Д,Дейкиной и Т.М.Пахновой в старших классах.

Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы).

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом: комплексная работа с текстом;

лингвистический анализ текста; тематические (речевые) уроки; «самодиктанты»; лексические разминки; сочинения-рассуждения, мини-изложения и мини-сочинения; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; сравнения двух текстов; коммуникативные и игровые ситуации.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например: лингвистическая лаборатория; урок-практикум; урок-исследование; урок-творческая мастерская; урок-тест; урок-конкурс; урок-игра.

Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения; технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские), а также игровых технологий, информационных технологий.

Структура уроков, выстроенных в рамках этих технологий такова, что последовательно, через ряд этапов ребёнок получает возможность осознать то, что он делает, обосновать свою деятельность, выстроить систему аргументов, доказывающих истинность сделанных выводов, разумность выбранного плана работы, правильность отбора средств исследования.

При компетентностном подходе основная особенность преподавания заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определённой суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Одной из современных технологий, побуждающих учащихся к активному действию, является технология проблемного обучения, которая имеет свои методы и приёмы. Методических приёмов создания проблемных ситуаций множество:

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

Сталкивает противоречия практической деятельности;

Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;

Ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

Определяет проблемные теоретические и практические задания;

Ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Выделяется несколько методов поиска решения учебной проблемы. Это побуждающий к гипотезам диалог, подводящий диалог, который разворачивается как от сформулированной учебной проблемы, так и без неё.

Учебной проблемой может быть вопрос или тема урока.

Ученик по-своему, сам должен выразить знания формулированием темы урока, вопросов, созданием опорных сигналов, таблиц, созданием художественного образа (написать сочинение, сказку и т.п.).

На основе полученных знаний о технологии проблемного обучения можно проследить следующие этапы урока:

постановка – формулирование вопроса учебной проблемы или темы урока,

поиск решения – открытие субъективно нового знания,

выражение – выражение нового знания, решения в доступной форме,

реализация – представление продукта учителю и классу.

Учебную проблему можно поставить тремя методами:

Первый – побуждающий от проблемной ситуации диалог (он представляет собой отдельные фразы, для сильных детей).

Второй – подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, т.е. логическая цепочка, для слабых детей).

Третий – сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Итак, на уроке возможны три метода поиска решения УП:

    побуждающий к гипотезам диалог, который развивает творческие способности и речь учеников;

    подводящий диалог, который разворачивается от сформулированной УП – он развивает логическое мышление и речь;

    подводящий диалог, который разворачивается без УП – он развивает логическое мышление и речь.

Таким образом, лучший способ обеспечить выдвижение и проверку гипотез на уроке – это побуждающий диалог.

При развитии диалога возможно появление неточных или ошибочных формулировок. Важно, чтобы учитель отреагировал нейтрально – кивком головы, словом «так» - и предложил учащимся переформулировать проблему.

Современный проблемный урок преследует развивающие цели, которые ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, воспитания, памяти, мышления, речи, способностей. Воспитательные цели прививают моральные ценности, нравственные установки, нормы поведения, корректируют в лучшую сторону черты характера.

Если сопоставить традиционный урок и урок по технологии проблемного обучения, то можно увидеть, что на проблемном уроке больше возможностей для развития речи, мышления, творческих способностей учащихся. Иными словами, «системообразующими, ключевыми понятиями инновационной методики являются у ч е н и к как формирующаяся языковая личность, его индивидуальная картина мира как основа собственной «мысли о мире» (М.Бахтин) и личностный коцепт как её структурообразующий элемент». 1 1

Литература

Антонова Е.С. «Где искать ресурсы для обновления школьной методики?»

Журнал «Русский язык в школе» №6, 2007г.

Гузеев В.В. «Образовательная технология от приёма до философии»

М., Сентябрь, 1996г.

Денисова Л.О. «Развитие творческих способностей школьников»

«Русский язык в школе» №3, 2007г.

Коротаева Е.В. «О личностно развивающих технологиях в образовательном

процессе». «Русский язык в школе» №5, 2008г.

Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками»

М., «Народное образование», 1998г.

Мишатина Н.Л. «Современная методика: инновационный путь развития».

«Русский язык в школе» №2, 2009г.

Переляева В.В. «Формирование ключевых и предметных компетенций у

учащихся». Интернетресурс

Хуторской А.В. «Классификация компетенций». Интернетресурс

1 Мишатина Н.Л. «Современная методика: инновационный путь развития» РЯШ №2, 2009г.

Статья на тему: «Формирование ключевых компетенций обучающихся

в соответствии с требованиями ФГОС»

Внедрение ФГОС в СПО доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции , предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностью (профессией).

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике. Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

Основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования

Каждый педагог неоднократно задавал себе вопросы: чему учить? и ради чего учить?, как обновить содержание учебной дисциплины, МДК, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности.

Встает правомерный вопрос: как учить? Отвечая на этот вопрос с уверенностью скажем, необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, метода проектов и других, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения.

Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентами. Эффективность взаимодействия зависит от множества факторов (успешного определения целей совместной деятельности, соответствия педагогической тактики конкретной задаче данного взаимодействия, активности самих студентов и т.д.). В последние годы изучаются педагогические возможности методов активного обучения (проблемные лекции, групповые дискуссии, анализ конкретных ситуаций, динамические пары, конференции, ролевые и деловые игры, видео-метод, мультимедиа и т.д.), которые наряду с традиционными (объяснение, рассказ, работа с учебником, беседа, показ и т.д.), способствуют повышению интенсификации, эффективности, качества и результативности процесса обучения

Встает правомерный вопрос: как определить степень освоения компетенций обучающимися? Ответ очень простой: надо разработать КОС, КИМ, разработка которых сложна и ответственна.

В качестве оценочных материалов можно использовать:

Портфолио (инновационная учебная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов собственной деятельности. метод помогает активизировать действия учащегося;

Метод проектов:

Деловые игры;

Кейс-метод (специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию)

Практико-ориентированные, имитационные задания «ситуация»+»роль».

ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ в виде «ПОРТФОЛИО», выполненного в рамках самостоятельной работы студента

Портфолио – это набор работ студентов, связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио – это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов в определенный период обучения, рефлексии его собственной деятельности.

Сущность портфолио заключается в организации накопления, отбора, анализа продуктов учебной, познавательной деятельности студентов, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, таких как литература и интернет.

Студент по собственному выбору отбирает в свое «досье» работы.

Портфолио предваряются объяснением студента, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается также кратким комментарием студента:

что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что нет;

согласен ли он с оценкой преподавателя;

какие выводы может сделать из результатов работы.

Разумеется, каждая такая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок. Главное в такой работе - самооценка студента, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО

1 . Основная цель портфолио – формирование ценностных ориентаций, активной личностной позиции, готовности к сотрудничеству и саморазвитию через предъявление, рефлексию и анализ образовательных и профессиональных достижений.

2. Портфолио позволяет решать следующие задачи :

Отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;

Оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной деятельности;

Формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;

Поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;

Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

Совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.

3. Функции портфолио:

Функция предъявления личных, образовательных и профессиональных достижений - образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента;

Функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения образовательной программы;

Функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально – личностного самосовершенствования (автономизации обучающегося), мотивации и интереса

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОРТФОЛИО и ЕГО СТРУКТУРА

описана в методических рекомендации, определены показатели, критерии оценки, такие как:

Владение знаниями, умениями по дисциплине в соответствии с ФГОС;

Сформированность общих, профессиональных компетенций;

Полнота выполнения заданий в процессе курса обучения;

Логичность, содержательность выступления;

Акцентирование в содержании выступления на основные результаты самостоятельной работы;

Владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы преподавателя.);

Наличие рефлексивных пояснений к представленным материалам;

Структурированность представленных материалов, их целостность,

Тематическая завершенность;

Аккуратность и эстетичность оформления материалов портфолио;

Соответствие содержания презентации содержанию портфолио;

Проявление творчества.

Студенты высоко оценили форму сдачи, отметили преимущества, эффективность по сравнению с традиционной (сдача экзамена по билетам). Все отметили сложность подготовки защитного слова и презентации. Наиболее высокие результаты показали студенты по освоению общих компетенций:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Возвращаясь к началу выступления можно с уверенностью сказать о том, что студенты активно овладевают общими компетенциями, являющимися фундаментом формирования других ОК и профессиональных компетенций.

Таким образом, использование в качестве средств оценки кейс-метода, портфолио, практико-ориентированных, имитационных заданий типа «ситуация»+«роль» позволяет объективно определить сформированность ОК и ПК.

На старших курсах для оценивания ОК и ПК можно использовать кейс-метод, где в качестве кейса выступают ситуационные профессиональные задачи.

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

В оглавлении указываются все разделы портфолио с указанием номеров страниц, на которых они находятся.

В разделе Самопрезентация студент может представить «самопрезентовать» себя различными способами (сочинение, эссе, фотографии и т.д.). Примерный план самопрезентации:

1. Несколько слов о себе (в свободной форме)

2. Личные победы и достижения.

3. Увлечения.

4. Возможности (какими способностями, личностными качествами, знаниями и умениями вы обладаете).

5. Стремление к развитию (какими личностными качествами, знаниями и умениями вам хотелось бы обладать).

6. Стимулы к учебе (ваши мотивы, т.е. то, что побудило вас учиться именно здесь).

7. Образовательные планы (на ближайшие год-два).

8. Перспективы (чего бы вы хотели добиться через 5, 10, 20 лет).

Общий объем раздела может составлять 1– 2 страницы.

Раздел «Что бы это значило?» представляет собой терминологический словарь. Терминологический словарь должен содержать не менее 20 определений основных понятий курса «Информатика». Термины должны быть представлены в алфавитном порядке, а в конце каждого определения должен быть указан источник информации, из которого это определение выписано. Общий объем раздела может составлять 2– 3 страницы.

Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 5 баллов.

В разделе Использование информационных технологий студент создает две презентации по темам курса «Информатика», в которой раскрыты основные теоретические вопросы и приведены примеры задач.

В конце этого раздела студент должен высказать свою собственную точку зрения относительно содержания презентации, обосновать, почему остановил свой выбор именно на этой теме, высказать оценочные суждения о том, чем она может оказаться полезной для него.

Общий объем презентации может составлять 7-15 слайдов. Ваши оценочные суждения должны занимать не менее 0,5 страницы.

Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 5 баллов.

В раздел Информационный поиск студент подбирает в дополнительных источниках и Интернете и информацию по темам, предоставленным педагогом, и пишет реферат по данным темам.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Реферативную работу студент выполняет на стандартных листах бумаги (формат А4) компьютерном варианте. Точный объем реферата зависит и от темы, и от количества проработанных источников, и от задачи, которую поставил перед собой студент-автор. Разумнее принять объем работы от 10 до 20 листов (формат А4).

Текст помещается на одной стороне листа с обязательным выделением полей (левое поле листа - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 15 мм) и порядковой нумерацией листов.

Нумерация страниц проставляется посередине верхнего поля листа. Титульный лист реферата считается первым листом, содержание - вторым. На этих страницах нумерация не ставится. Она считается с цифры «3» (соответствует первому листу «Введение»). Каждый новый раздел реферата печатается с новой страницы. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Титульный лист - первая страница реферата, которая должна содержать основные сведения о работе и её авторе. В верхней части листа указывается название учебного заведения в полном объеме, без сокращений.В центре - тема реферата. Ниже темы справа указывается Ф.И.О. студента, группа, Ф.И.О. руководителя.
Внизу титульного листа обозначается город и год написания реферата.
СОДЕРЖАНИЕ

Содержание следует после титульного листа реферата. В нем указываются основные части реферата (введение, основная часть, заключение, список литературы) с указанием соответствующих страниц. Разделы нумеруются арабскими цифрами. Если разделы «Содержания» разбиты на подразделы, то их нумерация составляется из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Например, раздел 1 «Подготовка и написание реферата», подраздел 1.1. «Выбор темы».
ВВЕДЕНИЕ

Введение - это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом. Объем введения обычно составляет 1-2 страницы текста.
ОСНОВНАЯ (содержательная) ЧАСТЬ

Основной текст излагается в произвольной форме. По ходу изложения материала автор может ссылаться на других авторов, всевозможные источники (документы, карты, таблицы, схемы и т.д.), которые должны располагаться после текста. Общий объем основной части - 8-15 страниц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы. Оно должно быть четким и кратким. По объему не должно превышать введение (1-2 страницы).
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ И ИСТО ЧНИКОВ

Порядок построения списка определяется самим автором. Однако на сегодняшний день наиболее распространенным является перечисление в алфавитном порядке (по первым буквам фамилий авторов или названий сборников). Необходимо также указать место издания, название издательства, год издания.

В разделе Статистика работ студента студент помещает материалы практических, домашних, тестовых и самостоятельных работ которые им были выполнены. По материалам данных работ студент проводит анализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, что вызвало негативные эмоции и т.д.

Общий объем раздела зависит от количества работ. Ваши оценочные суждения по работам должны быть не менее 0,5 страницы.

Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 5 балла.

В разделе Самоанализ студент проводит анализ всех данных, полученных в ходе выполнения портфолио, отвечая на следующие вопросы:

    Что нового (интересного) я узнал (а) при изучении деятельности педагогов и их работ, теорий, при выполнении портфолио?

    Какие вопросы возникли у меня при выполнении портфолио? Что оказалось положительным, отрицательным, интересным?

    Что хотелось бы изучить более подробно?

    Какие советы, рекомендации я могу дать преподавателю по выполнению портфолио, проведению занятий, разработке курса и т.д.?

Общий объем раздела не менее 3 страниц.

Максимальное количество баллов за качественно выполненный раздел – 5 баллов.

Раздел Оценка портфолио предназначен для оценки портфолио преподавателем. Студент вкладывает в свой портфолио незаполненный бланк для оценки его работы.

Эксперимент по созданию портфолио по информатике проводился в школе №1273 в 2004-2005 учебном году в параллели 9–х классов в течение года. Содержание учебного материала включало в себя знакомство с операционной системой Windows2000 и некоторыми информационными технологиями: Word, Paint, PhotoShop, Excel, Power Point. Целью создания Портфолио являлось - представить отчет о процессе образования подростка, увидеть «картинку» значимых образовательных результатов в целом и обеспечить отслеживание индивидуального прогресса каждого ученика. Метод Портфолио использовался как технология сбора и анализа информации о результатах учебной деятельности в процессе обучения.

Средняя общеобразовательная школа №1273 с углубленным изучением английского языка

_____________________________

Портфолио по информатике

Фамилия:_____________

Имя:_____________

Отчество:_____________

Класс:_____________

Период, за который представлены материалы с 1.09.04 по 31.05.05.

______________________________

Личная подпись ученика: __________

Тема

Самооценка

Оценка на защите портфолио

Текстовый редактор

Компьютерная графика

Электронные таблицы

Компьютерные

презентации

Итоговая оценка _________

Комиссия по Портфолио_______________________

ПримернаяструктураПортфолио: