Тема занятия - экскурсия в краеведческий музей «История моего края. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "мир чудес" Творческих экскурсии в краеведческом музее

Предания старины глубокой

Экскурсия в школьный краеведческий музей

Цель экскурсии: формирование знаний по истории заселения родного края, о труде и быте зауральских крестьян на основе фольклорных данных и экспонатов музея.

Задачи экскурсии:

1. Образовательные: в ходе экскурсии обеспечить усвоение основных факторов, повлиявших на развитие родного края.

2. Развивающие: развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать полученную информацию.

3. Воспитывающие: формировать интерес к истории родного края, к достижениям предков.

Ожидаемые результаты .

В ходе экскурсии учащиеся смогут:

Высказывать собственное мнение;

Применять различные источники информации;

Использовать полученные знания в общении с людьми.

Оборудование: экспонаты школьного музея.

После похода Ермака в 1581 – 1582 гг. потянулись люди в Сибирь. Юрий Конецкий в поэме «Верхотурье» написал:

Русь в Сибирь повалила по тракту.

Кто с проезжей, а кто с кистеньком,

Кто - с лошадкой по свежую травку,

Кто – свободной землицей влеком.

Кто – тайком, кто в железах – кандальник,

Кто – по делу гуляет, кто – так…

С брякунцами на тройке – начальник,

Приказной воевода иль дьяк.

В колымагах, повозках, кошёвах,

В сапогах, в лапотках, босиком

То ли счастья пытают большого,

То ль от прежнего горя - бегом?

Шли люди и в Зауралье, которое протянулось полосой между Уралом-батюшкой и Сибирью-матушкой. Фамилии поселенцев часто говорят, откуда пришли люди в наши края. Крестьяне шли из Верхотурского, Тюменского и Тобольского уездов, из России.

Устюжанины – из Устюга, Басаргины – с севера европейской России, Пермяковы, Зыряновы – из Пермской губернии (коми-пермяки и коми-зыряне), Булатов – фамилия тюркского происхождения и др. (1, с. 16, 17).

В Зауралье русские люди столкнулись с татарами и башкирами. Часто бывало, что нападали тюркские народы и уводили людей в плен. Вот что об этом говорит легенда.

Жил за Тоболом народ нерусский. До сих пор сохранились ещё ямы от их юрт. Увели они однажды девушку совсем молоденькую, годиков 7. Выросла она среди людей нерусских. Потом её замуж выдали. Сын родился и стал расти.

Пошла в лес собирать грибы старуха русская. Налетели на неё нерусские люди, как коршуны, и увели в полон. Отдал старуху муж к молодой жене в гусятницы, да ребёнка качать. Увидела хозяйку пленница и узнала дочь свою потерянную. И запела песню жалобную.

По этому сюжету была написана баллада:

Как за речкою

Да за Дарьею

Злы татарове

Дуван дуванили.

На дуваньице

Доставалася,

Доставалася

Тёща зятю.

Как повёз тёщу зять

Во далёку степь,

Во далёку степь

К молодой жене.

Ну и вот, жена,

Тебе работница,

С Руси русская

Полоняночка.

Ты заставь её

Семь дел делати.

Первое дело –

Дитя качать,

Другое дело –

Куделю прясть;

А и третье дело –

Гусей пасти.

Полоняночка

Колыбель колышет,

Колыбель колышет,

Вот качает дитя,

Вот качает дитя,

Приговаривает:

«Ты баю, баю,

Боярский сын,

Ты по батюшке –

Зол татарчоночек,

А по матушке –

Ты – русёночек,

А по роду-то

Мне ты – внучоночек.

Ведь твоя-то мать –

Мне родная дочь.

Семи лет она

Во полон взята».

Как услыхала эту песню хозяйка, так и вскинулась вся. Подбежала к матери, в ноги повалилась и заплакала слезами горькими:

Ты родимая государыня,

Ты почто мне не сказалася,

Ты зачем мне не призналася?

Эта песня заинтересовала Михаила Юрьевича Лермонтова, который записал её для себя (2, с. 164).

В XVII веке земли по реке Исети стали активно заселяться. В 1644 году монахом Далматом (в миру Дмитрий Иоаннович Мокринский) был основан монастырь. У подножия высокого места вырыл он пещеру и поселился отшельником. А земли эти принадлежали знатному татарину, тюменскому мурзе Илигею. Прискакал он с отрядом татар, вошёл в пещеру преподобного с обнажённым клинком, но в разговоре выяснил, что мать Далмата была крещёной татаркой из его рода. В 1646 году отдал он Далмату всю вотчину во владение, подарил ему свой боевой шишак и кольчугу.

Построили деревянную обитель, но в 1651 году налетели калмыки, сожгли обитель, замучив монахов, только Далмат уцелел. Снова к нему пошли монахи, крестьяне с семьями. Пришёл его родной сын Иоанн (в монашестве Исаак). Построили деревянную церковь во имя Успения Божьей Матери (3, с. 5 – 11).

Макет монастыря в Далматовском краеведческом музее. Фото: Л. Плотникова

В 1664 г. монастырь снова сгорел, опять его отстроили. В 1697 г. монах Далмат умер в возрасте 103 лет. А его сын Исаак выстроил каменный монастырь.

О времени трудном, опасном свидетельствуют экспонаты музея: кистени, ядра от пушек, кандалы.

Мирная жизнь крестьян была наполнена тяжким трудом. Об этом говорят пословицы.

«Хлеб да вода – то наша еда».

«То ещё не беда, что во ржи лебеда, а то беда, как ни ржи, ни лебеды».

Поговорки:

Без соли, без хлеба половина обеда.

Никто без хлеба не обедает.

Если хлеба край, то и под елью рай.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Обратите внимание на орудия труда, которыми пользовались зауральские крестьяне. Как вы думаете, о чём эти загадки?

    Весь мир кормит, сама голодная (соха).

    Ног много, а с поля домой на спине едет (борона).

    Маленький, сутуленький, все поля обежит, к зиме домой прибежит (серп).

    Насажена на дерево, летом – на лугу, зимой – на крюку (коса).

А вот ещё одна загадка:

Показать сито для подсева семян, ступу, жернова, лопату, на которой отправляли калачи в печь.

Обратите внимание на предметы быта, одежду жителей деревни. В нашем музее представлены вещи, которые хранят тепло рук мастериц: полотенца, кружева, вышивки. Они донесли до нас представления о красоте и счастье. Зимними вечерами женщины пряли, вязали, ткали. Девушки сами готовили приданое: полотенца, скатерти, кушаки и др. В богатых семьях невеста дарила жениху гарусные вожжи и ковровую подпругу. За работой пели, слушали сказки, предания, были, духовные стихи и библейские легенды.

Среди них была легенда о «всемирном потопе».

Когда Ной загружал ковчег, сторожить вход поставил собаку. А была она, как люди, без шерсти. Дьявол напустил ветер, дождь, град.

Когда собака съёжилась от холода, дьявол подполз к ней, соблазняя тёплой шубой, но собака держалась, неся честно службу.

Он тут же начал грызть корабль и прогрыз-таки. В дырку потекла вода, ковчег осел. Беда надвинулась неминучая.

Тогда кошка кинулась на мышь и съела её, а уж своим телом заткнул дыру. Увидел это Бог и всем «сёстрам раздал по серьгам», повелев: «Пусть к собаке прирастёт шуба, а у ужа на лбу будет отметина – «белая звёздочка», чтобы он выделялся из змей.

Собаке велено жить во дворе (проступок большой!), кошке за её ответственность – в доме, рядом с человеком. Ужу тоже разрешено быть рядом с людьми, которые обязаны наливать ему молоко (2, с. 172) .

Христианский мир нашёл своё отражение в экспонатах музея. Это церковный колокол, потир, нательные кресты.

Задания для учащихся:

Расспросите своих родных, пожилых людей, какие сказки, песни, частушки, легенды и были они знают;

Сделайте записи.

Литература

1.Антропов, В.И.Земля Катайская / В.И. Антропов. – Курган, Парус-М., !998. - 304 с.

2.История земли Курганской с древнейших времён до начала 60-х годов XIX века. Учебное пособие для учащихся V VII классов школ Курганской области. – Курган, 1997. – 206 с.

3.Преподобный Далмат Исетский, основатель Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря (1594 – 1697). Буклет.

Поездка в Ольховатский краеведческий музей.

Воспитатель подготовительной группы Кравченко Ольга Ивановна

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем переоцениваем заново, к большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чём размышляли? Что передавали своим внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы дети? Мы должны восстанавливать связь времен, возвращать утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры - одна из важнейших задач дошкольной педагогики. Дети подготовительной группы "Ромашки" были приглашены в Ольховатский краеведческий музей. На школьном автобусе мы поехали на экскурсию.


Во время движения мы вспомнили названия улиц, реки, достопримечательности посёлка. В музее нас встретила его хозяйка, Ивахненко Ольга Александровна.


Она провела очень интересную беседу, из которой дети узнали об истории нашего посёлка: о людях, живших в прошлые века, их быте, о древних животных.


Очень впечатлил детей рассказ о Великой Отечественной войне,


об истории сахарного завода,о народных умельцах нашего края.


Все с интересом рассматривали экспонаты музея: предметы быта и одежду людей разных поколений, старинные монеты, трофеи войны.


Провожала Ольга Александровна детей мелодией игрушек - свистулек, подаренных музею народными умельцами.

Всем поездка очень понравилась.

Показаны публикации 561-570 из 923 .
Все разделы | Экскурсия в музей. Экскурсии для дошкольников, фотоотчеты из музеев

Экскурсия в Музей минералогии В нашем городе Иркутске множество музеев . Мы с детьми совершили экскурсию в один из них . В Музей минералогии НИ ИрГТУ им. А. В. Сидорова. Экспозиция музея посвящена удивительному миру камня. Более 30 тысяч экспонатов знакомят с богатством полезных...


Экскурсия в Музей авиации и космонавтики. 12 апреля 1961 года впервые Ю.А.Гагарин проложил дорогу к звёздам, став первым Человеком, покорившим космическое пространство. Тема космоса всегда привлекает дошкольников своей глобальностью , фантастичностью, неизведанностью, что,...

Экскурсия в музей. Экскурсии для дошкольников, фотоотчеты из музеев - Экскурсия в музей анимации

Публикация «Экскурсия в музей...»
Уже не первый сезон музей распахивает свои двери и принимает всех желающих.Вот и ребята группы "Верные друзья"решили побывать и увидеть как же создаётся мультфильм. Взрослые, дети в процессе программы не только узнали о том, как создаются мультфильмы, но и сами, своими руками...


На масленичной недели сотрудники музея пригласили воспитанников подготовительной группы посетить музей «Лавка Чеховых». Сотрудники музея познакомили ребят с народными традициями празднования, рассказали как назывались дни масленичной недели:Первый день Масленицы-Встреча, Второй...


15 марта 2016 года состоялась запланированная экскурсия МАДОУ «Детский сад №76» с детьми логопедической группы №6 и подготовительной группы №10 в Мордовский краеведческий музей им.И.Д.Воронина Мордовский республиканский краеведческий музей – крупнейшее культурно-просветительское...


Нами была проведена экскурсия в "Историко-археологический музей" в п.г.т. Черноморском с детьми старшей группы. Наш Историко-археологический музей-заповедник Калос Лимен является уникальным, единственным в своем роде, учреждением в Северо-Западном Крыму....

Экскурсия в музей. Экскурсии для дошкольников, фотоотчеты из музеев - Экскурсия старших дошкольников в музей Боевой Славы - фотоотчет


Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Наше поколение не проникнуто тем временем, теми надеждами и страхами. Как рассказать нашим детям об этой Великой Войне? Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страдании людей, что пережили то время? Как донести суть...

Конспект НОД для детей 6–7 лет. Экскурсия в музей детского сада «Как жили раньше» Задачи: Конкретизировать представления детей о коми избе. Развивать умение видеть взаимосвязь своеобразия построения дома с природными климатическими условиями. Развивать умение определять предназначение того или иного старинного предмета. Продолжать знакомить с русскими и коми...









Если бы меня спросили, что такое музей, я бы ответила, что это место, где можно встретиться с прошлым. В музее хранится то, что было задолго до нас, то, что осталось от былых времен и в наше время имеет большую историческую и культурную ценность. Поэтому перед экскурсией в музей возникает ощущение предстоящей встречи с чем-то необычным и особенным.

4 декабря 2017 обучающиеся Дома детского творчества с. Зилаир посетили Историко-краеведческий музей, который также является и памятником истории села.

В 6-ти небольших залах музея отражены основные вехи становления с. Зилаир (и Зилаирского района) начиная с момента его основания в 1748 года и по настоящее время.

В первом зале обучающиеся Дома детского творчества познакомились с выдающимися художниками с. Зилаир, которые прославили свою Родину: Бурзянцев А.Д., Кириллов В.М., Севостьянов П.А., Ляпкин А.Г. В основном картины отражают красоту Зилаирской природы.

Второй зал посвящен истории становления экономики, здравоохранения, образования, культуры, с жизнью людей, внесших свой вклад в развитие села.

Третий зал (основной) отражает историю рождения села – строительство Преображенского медеплавильного завода. Также стенды зала посвящены основным событиям, которые затронули село – это Великая Отечественная война и участники Афганской войны.

В четвертом зале музея можно познакомиться с фауной села. Здесь можно увидеть косолапых мишек, косулей, кабана, рыжую лисицу, волка и многих других зверей, которые обитают в наших лесах.

Пятый зал («Русская изба») – отражают быт русской культуры. В избе находятся множество предметов, которые раньше использовали наши бабушки и дедушки, например, чугунки, лампадки и многое другое.

Шестой зал («Башкирская юрта») – посвящен коренным жителям республики – башкирам. Именно здесь можно увидеть убранство юрты, основные занятия башкир, но особый интерес вызывает Семиродовой столб с поляны Айда Булун. Именно на этом месте племена семи союзов собирались на йыйын для решения важнейших вопросов.

Экспонаты музея помогают оживить в воображении картины прошлых лет. В каждой экспозиции говорящим оказывается любой экспонат. Все они умело расставлены, имеют очень точные и подробные подписи, и подробные интересные комментарии. Все это благодаря директору Историко-краеведческого музей – В.С. Еремкину.

Экскурсия в Историко-краеведческий музей обучающимся Дома детского творчества с. Зилаир очень понравилась. Дети были в восторге от посещения музея. Осталось много положительных впечатлений от увиденных экспонатов.

Наше настоящее очень тесно связано с прошлым и выросло из него. Поэтому, чтобы лучше узнать современный мир, познать его законы, нужно начинать со знакомства с прошлым, и это знакомство нужно начитать с экскурсии в музей. Ведь он способствует развитию патриотического воспитания, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.

Сотрудники Дома детского творчества выражаю слова благодарности директору Историко-краеведческого музея с. Зилаир – В.С. Еремкину за интереснейшую экскурсию по музею.