Проект в подготовительной группе «Готовимся к школе! Творческий проект "скоро в школу мы пойдем" в подготовительной к школе логопедической группе.

«Скоро в школу мы пойдём»

Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Знакомство детей со школой и профессией учителя;

Создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры;

Разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров и т.д.

Разработка плана деятельности по преемственности со школой.

Участники проекта: дети, их родители, воспитатели подготовительной группы.

Продолжительность: долгосрочный (учебный год).

Реализация проекта «Скоро в школу мы пойдём» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

Целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

Научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

Личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

Сотрудничества детей, педагогов и родителей;

Доступности;

Системности и последовательности.

Результат:

Приведение в систему работы по данной проблеме;

Повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе;

Использование разнообразных форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

План мероприятий реализации проекта

«Скоро в школу мы пойдём»

Тема и форма проведения мероприятия; участники

Педагоги ДОУ

Дети

Родители

Разработка «Программы педагогического сопровож- дения формирования Моти- вационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста».

Экскурсия к школе.

Разработка плана работы с родителями детей подготовительной к школе группы.

Разработка плана работы по преемственности между ДОУ и СОШ.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Консультация «Мотивационная готовность ребёнка к школе».

Консультация «Принципы и формы организации занятий по подготовке к школе».

Выставка рисунков «Школа»

Консультация «Раннее обучение чтению - потребность, необходимость или дань моде».

Консультация «Рука развивает мозг».

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Консультация «Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе».

Консультация «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».

Дидактическая игра «Собери портфель», «Первоклассник».

Праздник «До свидания, детский сад».

Оформление наглядной информации в родительском уголке «Советы родителям будущих первоклассников». «Готовность к школьному обучению».

Диагностика «Уровень соответствия школьным требованиям детей подготовительной группы»

Анкетирование родителей «Как вы готовите ребёнка к школе».

Педчас «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием».

Родительское собрание «Подготовка детей к школе» (Для родителей детей подготовительной группы).

Используемая литература:

А.К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М - Просвещение, 1991.

Ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М - Творческий центр Сфера.

Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

№ 2/2008, №9/2008, №9/2011, М - МЦФЭР Ресурсы

Актуальность проблемы.

Поступление в школу - серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.

Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.

Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.

Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:

Смену режима дня и питания,

Смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду),

Непривычно высокий уровень шума на перемене,

Увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;

Смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);

Необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;

Необходимость организовать своё рабочее место за партой;

Требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;

Необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;

Возможный неуспех в деятельности;

Увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.

Поступление в школу - качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразова- ниями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.

Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.

Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый

обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстни- ками.

Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», « тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтере- сованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник,

настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:

Неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,

Трудности в поиске друзей среди одноклассников,

Расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д.

Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.

Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.

И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть

не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.

Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективным.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПЕРВОКЛАССНИК»

Дидактическая задача: Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

Игровое действие. Соревнование - кто быстрее соберёт в портфель всё необходимое для школы.

Ход игры. На столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.

После краткой беседы о том, что дети подготовительной к школе группы скоро пойдут в школу и, что они будут сами собирать в портфели всё необходимое для учёбы, они начинают игру: выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл.

Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей. В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнял эти правила в игре.

Анкета для родителей

«Как вы готовите ребёнка к школе?»

Уважаемые родители!

  1. Возраст ребёнка ___________
  2. Актуальна ли для вас тема подготовки ребёнка к обучению в школе?____________ _______________________________________________________________________
  3. Как вы понимаете выражение «готовый к обучению в школе ребёнок»?_________ _______________________________________________________________________
  4. Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризуют подготовленность ребёнка к обучению в школе (пронумеруйте по степени убывания: от наиболее важного критерия, к наименее важному):

Высокий уровень физического развития,

Произвольность поведения,

Стремление узнавать новое,

Умение писать,

Владение навыками счёта,

Самостоятельность,

Хорошее физическое и психическое здоровье,

Умение общаться со сверстниками,

Развитые психические познавательные процессы: внимание, мышление, память,

Широкий кругозор,

Хорошо развитая речь.

  1. Считаете ли вы, что ваш ребёнок готов к поступлению в школу? Почему? _______________________________________________________________________
  2. Где, на ваш взгляд, целесообразнее осуществлять подготовку ребёнка к обучению в школе:

В детском саду,

На специальных занятиях в школе,

В группах кратковременного пребывания,

  1. Посещает ли ваш ребёнок дополнительные занятия (кроме занятий в детском саду)? Какие? ____________________________________________________________________
  2. Готовите ли вы дома ребёнка к поступлению в школу? Как? _________________ _______________________________________________________________________
  3. Какие трудности вы испытываете при подготовке ребёнка к школе? _____________ _______________________________________________________________________

Благодарим за искренние ответы!

Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе»

Поступление ребёнка в первый класс - ответственный момент как для негосамого, так и для родителей. О том, какими знаниями и навыками должен обладать дошкольник для комфортного пребывания в школе, взрослые начинают задумываться задолго до этого события. Однако понимание готовности ребёнка к школе родителями и педагогами нередко различается. Зачастую именно это затрудняет предшкольную подготовку детей и приводит к чрезмерным дополнительным нагрузкам.

Переход дошкольника к новой ступеньке образования - поступление в первый класс - волнует каждого родителя. Взрослые переживают, как он будет ощущать себя в школе, как сможет учиться, при этом надеются, что первого сентября он станет настоящим первоклассником. Но долгожданных изменений обычно не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября ребёнок остаётся всё тем же вчерашним дошкольником. Так же для родителей бывает важно, чтобы ребёнок обладал социально значимыми качествами, прежде всего связанными с процессом обучения. Многие из них тем самым компенсируют собственное чувство неполноценности: требуют от младшего школьника успехов в учёбе, не считаясь с его возможностями. Причиной этого является их собственный страх. Таким образом, на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения могут приводить к психогенной дезадаптации, которая выражается в школьных страхах и неврозах.

Поступление ребёнка в школу, адаптация его к новым условиям может оказаться болезненным периодом как для него самого, так и для его семьи.

Учитывая актуальность темы, педагоги решили выяснить, что включают современные родители в понятие «готовность ребёнка к школе», каким образом они готовят детей к этому этапу. Было опрошено 9 родителей детей подготовительной группы.

В результате выяснилось, что 41% опрошенных в качестве критерия готовности ребёнка к школе называют навыки чтения, письма и счёта, 21% - сформированность психических познавательных процессов, 17% - положительное отношение к обучению, 14% - навыки общения со сверстниками, 7% родителей отметили, что готовый к школе ребёнок здоров, самостоятелен и усидчив. Родителям было предложено заполнить анкету «Как вы готовите ребёнка к школе?».

Таким образом, готовность ребёнка к обучению в школе большинство родителей сводят к овладению навыками чтения, письма и счёта. Важно отметить, что незаслуженно низкие места в рейтинге заняли две значимые позиции - здоровье и физическое развитие ребёнка.

Успешность обучения в школе, готовность приспособиться к изменившемуся режиму и нагрузкам в первую очередь зависят от того, насколько развит ребёнок физически и здоров.

Изучение результатов опроса продемонстрировало, что родители имеют определённые теоретические знания о подготовке ребёнка к обучению в школе. Однако на практике продолжают придерживаться ошибочной точки зрения, которая сводится к специальной подготовке в ущерб психологической и физическому развитию детей. Поэтому столь важна педагогическая поддержка со стороны специалистов детского сада, способных помочь родителям не просто осознать значимость грамотной подготовки ребёнка к школе, но и имеющих возможность «вооружить» их рядом практических умений и навыков.

Консультация педагога-психолога.

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста

Переход из детского сада в школу - важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе ещё до того, как переступят её порог .

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимание взрослых. Между тем поступление ребёнка в школу полностью перестраивает жизнь ребёнка.

В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных её проявлений - повышенный уровень тревожности.

Тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.

При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7-8 годам можно говорить об определённом эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребёнка к школе.

Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

К моменту поступления, а школу ребёнок должен иметь представление о том, что его ждёт, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребёнок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и своё отношение к школьному обучению.

К 7 годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только понятны, но и прочувствованы ими. С этой целью в занятия включаются беседы о школе, чтение коррекционных сказок, экспрессионные этюды, развивающие, пальчиковые игры. Экспрессивные этюды вводятся для развития экспрессивной грамотности детей, умения понимать эмоции других людей и развития собственных средств выразительности.

Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста..

Через сказки (М.А. Понфилова «Лесная школа», О.В. Хухлаева «Сказка о котёнке Маше», Н.П. Слободяник «Памси») происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребёнок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.

В предлагаемом цикле занятий «На пороге школы», который направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяет им легче адаптироваться к школе. Занятия рассчитаны на детей 6-7 лет.

Основные цели занятий :

Ввести ребёнка в школьную жизнь через сказку;

Помочь ребёнку выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации;

Опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения;

Создать в деятельности ребёнка модели учебно-воспитательной сферы.

Основные задачи занятий:

Формирование положительного отношения к школе;

Тренировка положительной школьной учебной мотивации;

Предупреждение и снятие страха перед школой;

Создание у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника».

Занятия проводятся в кабинете психолога 1 раз в неделю. Их длительность 30-35 мин. В группе не более 10 детей. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках. Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием.

В ходе проведения цикла профилактических занятий используются следующие методы и техники:

Элементы библиотерапии;

Элементы игротерапии;

Релаксация;

Рисование;

Подвижные, речедвигательные, подвижные игры.

Технология проведения игрового занятия включает:

Ритуал приветствия друг друга;

Ритуал вхождения в сказку;

Представление истории (сказки);

Развивающие игры;

Рисование;

Подвижная игра;

Обсуждение в кругу;

Ритуал прощания друг с другом и сказкой.

Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Основное в концепции этого процесса - организация качественной подготовки дошкольника к обучению в школе.

Совсем недавно преемственность принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафет- ной палочки». С одной стороны дошкольная ступень формирует фундаментальные качес- тва ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны, школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий требует сегодня перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности к практическим действиям. Основное противоречие кроется в несовпадении представлений о понятии «преемственность» у различных социальных групп.

Учителя, как правило, выражают недовольство тем, что ребёнок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели же считают, что дают каждому дошкольнику достаточный багаж знаний, чтобы успешно обучаться в школе. В школьной программе это содержание дублируется, и развитие определённых способнос- тей ребёнка обрывается. Родители, в свою очередь, хотят всё и сразу, подвергая ребёнка форсированному обучению и лишая его возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период.

С точки зрения психологов, «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечение предпосылки к школьному обучению, т.е. общую готовность ребёнка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.

Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

План работы по преемственности ДОУ и школы

Срок

Ответственный

Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков).

Участие в педагогических советах.

Взаимное консультирование.

Изучение образовательной программы ДОУ и программы 1-го класса школы.

В течение года

старший воспитатель

Экскурсия к зданию школы

сентябрь

Воспитатели подготовительной группы ДОУ

Экскурсия в библиотеку школы.

Беседа о школе.

Беседа о профессии учителя

Чтение и рассказывание стихов о школе.

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь.

Изобразительная деятельность на тему школы.

Выставка детских работ «Что я знаю о школе».

Сюжетно-ролевая игра «В школу».

Словесные и дидактические игры школьной тематики.

Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

Вечер загадок «Скоро в школу».

Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель».

В течение года

Экскурсия в спортивный зал школы

Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками

по плану школы

Посещение праздника «Прощание с букварём».

Экскурсия в актовый зал школы.

Консультация «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе».

сентябрь

воспитатель, педагог-психолог школы

Родительское собрание «Скоро в школу»

воспитатель, учителя начальных классов

Консультация «Леворукий ребёнок».

Консультация «Готовим руку к письму»

Д И А Г Н О С Т И К А

Тема: «Уровень соответствия школьным требованиям детей подготовительной группы»

Группа: подготовительная

Время: апрель 2015 г.

Цель: Выявить ЗУН детей; определить, какие задания вызывают у ребёнка трудности и оказать ему помощь, если она необходима. Определить готовность детей к школьному обучению.

Вопросы, подлежащие проверке:

  1. ЗДОРОВЬЕ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.
  2. Выявление уровня развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями:

-Возьмите в руки карандаши и посмотрите на лежащие перед вами листы бумаги. На них нарисованы полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведите прямые линии.

  1. ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА. Умственные способности. Сенсорные способности.
  2. Выявление уровня сенсорных способностей:

-Рассмотрите предметы, изображённые на картинке. А теперь рассмотрите фигуры. Соедините линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.

  1. -Рассмотрите картинку. Поставьте крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех, который длиннее всех.

-Найди на картинке всех домашних животных и от каждого из них проведите дорожки к домику.

-Педагог показывает детям картинку, на которой изображена история, которая произошла с одним человеком. Нужно догадаться, где начало истории, где - середина, а где - конец.

-Поставьте крестик в кружке рядом с той картинкой, которая больше всего подходит к тому, что я сейчас скажу.

-Посмотрите внимательно на картинки. Отметьте ту, на которой дети ведут себя правильно.

-Перед вами лист бумаги, в левой части которого нарисована машина. Нарисуйте такую же машину в правой части листа. Выполнять задание начинайте от той полоски, которая уже нарисована. Закрасте все части машины.

-Сейчас мы с вами будем записывать предложения, но только не буквами, а при помощи картинок. Я произнесу фразу, а вы подумайте какими картинками можно обозначить слова в ней. Надо отметить столько картинок, сколько слов в предложении.

-Соедините цифры с соответствующими числовыми карточками.

-Рассмотрите картинку и отметьте крестиком те предметы, которые находятся слева (справа) от стола.

-Рассмотрите картинки, отметьте крестиком те картинки, которые обозначают слова со звуком «ж», «ч», «ш», «л» и т.д.

-Обведите кружочком все металлические (деревянные, резиновые, стеклянные) предметы.

-Рассмотрите картинки, решите, в какое время года могут пригодиться эти вещи.

-Соедините картинки, изображающих людей разных профессий, с предметами (орудиями труда), которые им необходимы.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Подготовка детей к школе»

(Для родителей детей подготовительной группы)

Информационный блок.

Современная школа предъявляет к ребёнку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально и эмоционально?

Ответьте на вопросы анкеты:

Способен ли ребёнок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда.)

Способен ли ребёнок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин? (Да, нет, иногда).

Способен ли ребёнок познакомиться и общаться с другими детьми?

(Да, нет, иногда.)

Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда.)

Способен ли ребёнок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда.)

Умеет ли писать? (Да, нет.)

Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет.)

Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет.)

Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет.)

Если на все вопросы ответы утвердительные, можно сделать вывод, что ребёнок к школе готов. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и разыгрываем ситуации, которые могут произойти с ребёнком в школе:

Ребёнок не может справиться с полученным заданием;

Поссорился с товарищем;

Ребёнку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);

Хочет спросить о чём-то учителя, но стесняется и т.д.

Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта. После короткого з

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ессентуки

Начальная школа-детский сад

ПРОЕКТ

«Скоро в школу»

Подготовительная группа

Выполнили: Снитко Е.А.

Ессентуки

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»

Тема проекта: «Скоро в школу»

Сроки реализации: краткосрочный (2 неделя декабря)

Вид проекта: познавательно – творческий

Возраст детей: подготовительная группа

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, ученики начальных классов.

Цель: формирование представлений о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

Способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

Снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки, помощь детям в адаптации к навыкам и условиям школы.

Оборудование:

Материал для игр и тестов;

Дидактические игры;

Художественные книги, журналы, хрестоматии, энциклопедии;

Информационные файлы, стенды;

Изобразительные материалы;

Сборка мультфильмов на школьную тему;

Пословицы о трудолюбие, дружбе, цифрах; замысловатые вопросы;

Посещение библиотеки;

Работа в группе детского сада;

Посещение школы, школьных классов;

Конспекты занятий, общение, бесед, ситуаций, встреч;

Актуальность проекта:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учениками начальных классов.

Таким образом, вся эта работа может быть отражена именно в краткосрочном проекте « Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.), дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

Сотрудничество со школьной библиотекой и учениками начальных классов.

Основной этап. Реализация проекта (таблица)

Заключительный этап.

Презентация проекта - оформление папки;

Создание альбома с детьми «Загадки из портфеля».

Презентация творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».

Беседа и рассказы бывших выпускников детского сада о школьной жизни.

Ожидаемый результат:

Формирование у детей мотивационной готовности к школе;

Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

Благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Таблица. Реализация проекта.

Совместная деятельность взрослого и детей

Дни недели

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями и учителями начальных классов

Понедельник

Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

« Филиппок» Л.Н.Толстого

Беседа «Будьте добры»

(вежливые слова в жизни будущего школьника)

Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения.

Рассматривание иллюстративных книг.

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»

Цель: формировать представления детей о важности умения считать.

Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.

Беседа с детьми

« Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Цель: создание положительных установок на школу.

«Будь готов!»

(акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность и т.д.)

Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

Игра – соревнование

«Скоро в школу»

(игры, эстафеты и т.д.)

Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка», «Я спортсмен!»,

«Звучит сигнал! », «Найди!»

Цель: Развивать знания и умения в сборе портфеля, выборе и проведении игр на будущих школьных переменках, игр по сигналу, на внимание. Воспитывать дружелюбие, коммуникабельность, взаимопомощь, интерес к школе.

Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.

Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании. Издание книжки «Загадки из портфеля»

Сюжетно – ролевая игра

«Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада

Оформление папки – передвижки для родителей

«Какие стороны готовности к школе особенно важны»

Художественное творчество

«Школьный день».

Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе» (на основе личных знаний – экскурсия)

Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе.

Рассматривание школьных принадлежностей.

Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.

Игра «Собери портфель»

Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.

Игра «Что лишнее? » (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи.

Сюжетно – ролевая игра

Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.

Просмотр мультфильма

«Наш друг Пиши-читай»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.

Подготовка консультации для родителей

«Подготовка детей к школе»

«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе

Рассматривание картины

Цель: расширять представления детей о школе.

«Мы будущие школьники»

Цель: формировать установки на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели.

Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Слоговые домики»

- «Числовые домики»

- «Логический поезд»

- «Лёгкий счет» и т.д.

Встреча с учениками – выпускниками детского сада. (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)

Цель: систематизация знаний детей о школе.

Художественная литература

Цель: Обогащать знаниями о школьной жизни, школьных ситуациях, дружбе из художественной литературы. Воспитывать интерес к школе, понимание морали рассказов.

В Драгунский

«Где это видано, где это слыхано»

«Заколдованная буква»

«Удивительный день»

А. Барто

«В школу»

Г. П. Шалаева

«Большая книга правил поведения»

Н. Носов

«Фантазёры»

В. Осеева

«Волшебное слово»

«Почему?»

Ю. Коваль

«Нулевой класс»

В. Голявнин

«Не везёт»

«Карусель в голове»

ММР «Диктанты по клеточкам»

Ц

ель:
Развивать умения ориентироваться по клеточкам и точно вести рукой по листу, опираясь на схему или слуховое задание. Закреплять умение правильно держать карандаш при письме, быть внимательным и аккуратным.

Час загадок и ребусов о школе

Цель : Развивать логическое мышление, догадливость, сообразительность, знание школьных принадлежностей, школьных наименований. Воспитывать положительные эмоции от игр на тему «школа», желание быть школьником.

Использованная литература:

1. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012

2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013

Просмотр содержимого документа
«Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №51 "Родничок" первой категории, село Кагальник

Проект «Скоро в школу»

(подготовительная группа)

Верещагина М.Л.

2016-2017 уч. год.

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

3. Сроки и этапы реализации проекта

4. Ожидаемые результаты

5. Промежуточные результаты

6. Литература

Паспорт проекта.

Тема:

«Скоро в школу»

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели подготовительной группы, родители, учитель - логопед, педагог - психолог.

Вид проекта:

Долгосрочный.

Тип проекта:

Познавательно - творческий

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Разработчики:

База реализации проекта:

МБДОУ ЦРР - детский сад № 51 «Родничок», село Кагальник, Азовского района

Формы организации деятельности:

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Интерактивная работа с родителями.

Цель:

Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.

Задачи:

формирование положительной учебной мотивации;

Формировать представления детей о школе и её значении;

Воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;

Развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

Развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;

Систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

Воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.

Активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

Повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки

Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.

Предполагаемый результат:

Сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

Накопление большого багажа знаний о школе;

Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;

Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;

Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.

Подготовка руки к письму;

Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

Актуальность.

Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе - недостаточный уровень образовательной культуры семьи.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьнуюжизнь.

Этапы реализации проекта.

I Этап. (Сентябрь 2016г.)

Подготовительный

Основной

III Этап (Май 2017г.)

Итоговый

I Этап. (Сентябрь 2016г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.

Определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации. (Тест Керна-Йерасека, методика С.Д.Забрамная). Октябрь, апрель.

Участие в ПМПк Доу выявление детей с низкой мотивационной готовностью к школе.

Работа по составлению и оформлению совместной документации педагога – психолога, учителя-логопеда и воспитателей «Журнал взаимодействия специалистов».

Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;

Подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;

Подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

Анкетирование родителей.

Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

Определение уровня психологической готовности детей к школе;

Укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;

беседы с детьми;

Индивидуальные консультации-практикумы для родителей;

развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов;

Развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);

Встреча с учителями начальных классов;

Родительские собрания;

Показательные занятия для воспитателей и учителей начальных классов с последующим анализом.

III Этап (Май 2017г.)

Итоговый

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

Оценка эффективности реализации проекта;

Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

Проводя работу по проекту «Скоро в школу» в период с 2016-2017 годы можно сделать следующие выводы:

Проект «Скоро в школу» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ;

Данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;

Взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.

Сроки выполнения

Название мероприятий

Ответственные

Октябрь

Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби»

Игра - путешествие «Путь от дома до школы»

Беседа о школе.

Чтение и рассказывание стихотворений о школе.

- «Что такое школа»

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.

Слушание детских песен

"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок

«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский

Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»

Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»

Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

Консультация «Леворукий ребёнок»

Экскурсия в школу (презентация)

Воспитатели группы

Верещагина М.Л.

Веретельник С. В.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

ноябрь

Индивидуальная коррекционная и развивающая деятельность по развитию познавательной сферы по программе «Цветик-семицветик» Н.Ю.Куражева, для детей старшего дошкольного возраста;

Групповая коррекционно - развивающая деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста:

Дополнительная адаптированная программа «Цветик-семицветик», автор Н.Ю.Куражева,

Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Погружение в сказку» для детей старшего дошкольного возраста, автор Погосова Н.М.

Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова»

Беседа о правилах поведения в школе

НОД «Школьные принадлежности»

Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»

Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин « Карусель в голове»

Аппликация «Школьные принадлежности»

Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина

Советы педагога-психолога родителям « Скоро в школу»

Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»

Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития.

Учитель - логопед « Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

декабрь

НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок».

Чтение «Три звонка»

Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

Вечер загадок «Скоро в школу».

Аппликация «Школа»

Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории»

Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть»

Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки».

Конструирование «Здание школы»

Слушание песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский.

Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность ».

учитель – логопед Стрельцова Е.А.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

январь

Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня

Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок»

Виктор Голявкин « Моя работа»

Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков

Консультация «Режим дня будущего первоклассника»

Просмотр мультфильмов на школьную тему.

Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической направленности эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению"

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

февраль

Консультация «Готовим руку к письму»

Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»

Составление рассказа по картине «В школу»

Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей;

Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»

- «Папа, мама, я - спортивная семья»

Интегрированная деятельность «В поисках улыбки»

Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе.

Час загадок и ребусов о школе.

учитель – логопед Стрельцова Е.А.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н. воспитатели группы.

Лобачёва А.С.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н. , учитель – логопед Стрельцова Е.А.

март

Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».

Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»

Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать»

Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»

Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов

Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»?

Шесть правил адаптации ребенка к школе.

- « Игры для развития речи»

Круглый стол с показом деятельности

«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования»

Воспитатель по ИЗО Дворниченко М.Л.

Педагог – психолог Негодаева Е.Н., воспитатели группы, учитель – логопед Стрельцова Е.А.

апрель

Дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение»

Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?»

Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский

Консультация для родителей будущего первоклассника

"Психологическая готовность к школьному обучению"

Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться»

Родителям на заметку «Комната первоклассника»

Работа в тетради по ФЭМП

Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)

Педагог – психолог Негодаева Е.Н.

Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам.

Чтение рассказа

Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!»

Аппликация «Моя школьная форма»

Рисование «Школьный ранец»

Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого

Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».

Открытый показ деятельности для родителей «Проделки ворона Метра»

Оформление фото альбома, презентации о проделанной работе по проекту.

Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».

учитель – логопед Стрельцова Е.А.

Татьяна Каск

Тема проекта: «Скоро в школу»

Цель проекта: формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Задачи проекта: познакомить детей со школой и профессией учителя;

создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры); развивать связную речь детей,обогащать и активизировать словарь;

способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятия чувства тревоги перед встречей со школой; повысить уровень родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки.

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы

Продолжительность : краткосрочный (1 неделя)

Основное направление проекта –информационное

Актуальность проекта: Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир.

Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Продукт проектной деятельности : выставка рисунков, газета «Мы тоже были школьниками», игра, пакет рекомендаций для родителей.

Ожидаемый результат :формирование у детей мотивационной готовности к школе; повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Этапы работы над проектом.

Первый этап – организационный.

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов в непосредственно образовательной деятельности, бесед, консультаций для родителей, изготовление настольно-печатных игр). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.

Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.

Второй этап – практический.

Дни недели Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность в процессе организации различных

видов деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Понедельник Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

М. А Понфилова «Лесная школа»

Цель: познакомить с творчеством М. А. Понфилова, учить понимать главную мысль литературного произведения, осмысливать характеры персонажей. Беседа «Будьте добры»

(вежливые слова в жизни будущего школьника)

Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения. Рассматривание иллюстративных книг.

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»

Цель: формировать представления детей о важности умения считать. Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.

Вторник Виртуальная экскурсии в школу (использование ИКТ технологий) Беседа с детьми

«Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Цель: создание положительных установок на школу. Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

Игра – соревнование

«Первоклассник»

Задачи: Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

«Вечер загадок»

Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.

Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании.

Создание книжки «Сборник загадок»

Сюжетно – ролевая игра

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Анкетирование для родителей

«Как вы готовите ребёнка к школе»

Четверг Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе»

(на основе личных знаний)

Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе. Рассматривание школьных принадлежностей.

Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи. Просмотр мультфильма

«Наш друг Пиши-читай»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Подготовка консультации для родителей

«Подготовка детей к школе»

«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе

Пятница Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь.

Цель: расширять представления детей о школе. Беседа «Мы будущие школьники»

Цель: формирование установок на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели. Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Слоговые домики»

- «Числовые домики»

- «Логический поезд»

- «Лёгкий счет» и т. д. Организация фото выставки «Мы тоже были школьниками»

(Фото родителей из школьной жизни)

Третий этап – обобщающий.

Презентация проекта.

Создание детьми сборника загадок.

Фото - выставка «Мы тоже были школьниками».

Оформление выставки рисунков «Скоро в школу».




Проект в детском саду для детей подготовительной к школе группы, тема: «Скоро в школу я пойду»

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: социальный.
По числу участников проекта: групповой (15-20 человек, все желающие).
По времени проведения: краткосрочный (2 недели).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Цель проекта:

Повышение мотивационной готовности к школьной жизни и осознание необходимости становления правильной речи.

Задачи проекта:

Практика сотрудничества со взрослыми, умение находить нужную информацию.
Познакомить со школьными принадлежностями необходимыми для успешного обучения в школе, расширить знания детей о появлении этих предметов в жизни людей.
Практика отгадывания загадок о школьных принадлежностях и заучивания стихов о школе.
Знакомство с профессиями занятыми в школе (учитель, директор, повар, уборщица и др.).
Формирование умений соблюдать правила поведения в общественных местах - школе.
Систематизировать знание детей о том, чтобы быть здоровым школьником нужно уметь устраивать свой день, и соблюдать определенный режим много гулять играть и в определенное время кушать и заниматься.
Закреплять навыки сформированности грамматических категорий языка.
Активизировать глагольную лексику.
Активизировать словарный запас по темам «Школа. Школьные принадлежности».
Формировать умение слушать товарищей, не перебивать их, воспитывать взаимовыручку, доброту, отзывчивость.
Закреплять навык звукослогового анализа и синтеза.
Развивать связную речь.
Совершенствовать психические процессы (концентрация и переключение внимания, увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ, синтез, обобщение).

Актуальность проблемы

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляю свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребенок ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной. Таким образом, стала очевидным целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе, формированию умения сотрудничества со взрослыми (умения просить помощи).

Отношение ребенка к школе формируется до того как он в нее пойдет, и здесь важно правильно подать информацию со стороны родителей и детского сада. В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

Проект «Скоро в школу мы пойдем». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 8 август 2012.

Смотр-конкурс уголков «Я и школа» по формированию у детей положительной школьной мотивации. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1январь 2013.

Диагностико-дидактическое:

С.Ю. Прохорова, и др. «Предшкольное образование и система работы с родителями» М.: АРКТИ, 2008.

Предполагаемый результат

Внешние продукты:

Создание пособия «Что мне в школе пригодиться».

Внутренние продукты:

Осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу.

Этапы работы над проектом:

Учитель логопед Воспитатель Родители Дети
Подготовит. этап Определение темы проекта. Решение о принятии участия в проекте, распределение тем Принятие темы и вынесение предложений
Формулировка цели и разбивка на веер задач. Объявление о оформлении пособия «Что мне в школе пригодиться» Стимулирование родителей для создания коллажа о школьной жизни
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап Экскурсия в школу Беседа во время экскурсии в школу «Кто работает в школе» Создание коллажа «Мои родители учились в школе» Познавательные чтения пособия «Что мне в школе пригодиться»
Создание пособия «Что мне в школе пригодиться» Викторина «Я собираюсь в школу»
Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности» Вечер загадок «Скоро в школу»
Упражнение «Один – много» Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня С.р. игра «Школьники»
Упражнение «Измени по образцу» Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме. Беседа о правилах поведения в школе Лепка «Карандашница»
Упражнение «Подбери родственное слов» Игра «Собери портфель» Рисование по представлению «Мама и папа учились в школе»
Лото «Школьные принадлежности» ЧХЛ И. Токмакова «Мне грустно…» В. Губарев «Королевство кривых зеркал» А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» О. Дриз «Когда человеку шесть»
Заключит. этап Непосредственная организованная деятельность познавательно речевого характера «Что мне в школе пригодиться»
Трансляция результатов проекта на РМО

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Проекты для младшей группы.