Игры про ссср на пк шутеры. Последняя компьютерная игра ссср

Х оть в СССР и существует всего три игры: Tetris (1982), Welltris (1989), Перестройка (1990), хочется остановиться на последней, так как это самая последняя игра в истории компьютерного развития в СССР, так как о ней узнали лишь в 1995.

Игру «Perestroika» написал Н. Скрипкин в далеком 1989 году и выпустил вместе с кооперативом Locis в 1990 году. Хоть игра и была разработана для MS-DOS, обрела она известность лишь в 1995 году, когда большинство людей уже имело компьютеры на базе Windows.

Эта игра является уникальной из-за двух факторов: она закончила эру развития компьютерных игр в СССР и дала старт для развития игр в России.

При запуске игры игрока встречает веселое музыкальное сопровождение «Дубинушка», а на заставке изображен Михаил Горбачев на фоне Кремлёвской стены, которая вот-вот развалиться. Несложно догадаться, что этим хотел сказать автор сего творения.

После запуска игры, на игрока падает роль маленького демократа, который прыгает по островкам свободы, собирает разные ресурсы и старается избегать злостных «бюрократов», которые жаждут забрать все, что насобирал игрок.

В игре есть так называемые Этапы Большого Пути (уровни) и благосостояние народа (очки), которые нужно собирать, дабы пройти уровень.

Сама игра была довольно странной: островки свободы были похожи на лилии, демократ был точней копией зеленой жабки, которая должна избегать красных жуков-вредителей, а локация напоминала болото.

На Западе считали, что именно эта игра показывала состояние рынка в России, где за бедным предпринимателем бегали злые и толстые бюрократы, а сами лилии был «тонким льдом», где простой имел сокрушительные последствия. Но игра все равно получила успех у всех пользователей ПК. Игроки говорили, что графика выше, чем у игры Pac-Man, а звуковое сопровождение создавало неповторимую атмосферу.

Сетевой ресурс old-games.com заявил, что эта игра является исторической ценностью для игровой индустрии.

Игра была настолько популярна, что чешская команда выпустила игровой клон под названием «ZX Spectrum», а в 1992 году московские ученики 263 школы создали целый ремейк под названием «DIAR D/M»! Официальный ремейк был выпущен в 1995 году и получил название «Toppler for Windows». В данной игре повторялась игровая механика и значительно улучшена графика.

В 2011 году Никита Скрипкин с радостью сообщил о том, что данная игра может получить продолжение.

Не секрет, что братья-славяне из республик бывшего СССР делают качественные танковые симуляторы и шутеры в пустошах Припяти, заслуженно пользующиеся признанием во всём мире. Но и непосредственно в России не лыком шиты: на просторах нашей страны появилось немало видеоигр, за которые не приходится краснеть перед мировым сообществом, да и самим просто поиграть приятно. Десять лучших из них - в нашем материале.

10. Аллоды

Вспомните этот момент: после прохождения Warcraft 2 очень хотелось поиграть во “что-то типа”, а до Warcraft 3 оставалась ещё уйма времени. Были какие-то бездарные клоны, названия которых уже стёрлись в памяти, фрустрация нарастала… и тут внезапно вышли “Аллоды”. Качественный продакшн и графика, отличные геймплейные механики, внятный сюжет с налётом юмора. И самое главное - правильная доза национального колорита: вроде и берёзки с богатырями есть, но при этом и про привычное “западное” фэнтези не забыли.

9. Блицкриг

И вновь стратегия, только в реалистичном сеттинге и без элементов RPG. Задолго до Company of Heroes, которая сегодня считается эталоном, была по сути только одна толковая RTS про Вторую мировую - собственно, “Блицкриг”. Игра пользовалась популярностью и на западе, но российского игрока особенно радовало то, что постсоветские разработчики не стали в угоду экспортному рынку в сотый раз мусолить опостылевшую высадку в Нормандии. На восточном фронте чудеса героизма проявляла более привычная техника: Т-34, “Катюши” и так далее.

8. Ми-ми-мишки: Большой Концерт

Не удивляйтесь: игры всякие нужны, игры всякие важны. Попробуйте-ка самостоятельно нейтрализовать (то есть успокоить) ребёнка 3 - 4-х лет, выучившего все серии “Маши и медведя” на зубок. Вряд ли у вас что-нибудь получится. А вот весёлые интерактивные медведи с музыкальными инструментами, способные подпевать не хуже того самого говорящего кота, даруют вам 20-30 минут спокойствия в день. Это бесценно, а для всего остального есть мастер кард.

7. Корсары

Рано или поздно это должно было прийти кому-то в голову: легендарные Pirates Сида Мейра, отца “Цивилизации”, в полноценном 3D. И ведь пришло же именно россиянам! Корсары в своё время были, как карибский ветер - столь свежий экспириенс в игрострое встречался впервые. Обычно нам предлагали исследовать холодные глубины космоса (Elite), но бывшие пираты из “Акеллы” первыми додумались перенести полноценную игру в стиле Privateer в реальный карибский бассейн с его флибустьерской романтикой.

6. Код Доступа: Рай

Это только сейчас для фанатов жанра киберпанк наступило относительное раздолье. Есть и две свежие части Deus Ex, и три итерации Shadowrun, и Satellite Reign, и много чего ещё. А когда-то ведь приходилось до одури играть в Blade Runner и Syndicate Wars. В 2000-м вышел оригинальный Deus Ex, но затем вновь наступила долгая засуха. Однако в 2002-м на землю снизошла манна небесная в виде тактической RPG/стратегии “Код Доступа: Рай”. Качественная 3D графика, отличный sci-fi сюжет, боевая система, не уступающая первому XCOM - до того момента казалось, что отечественные разработчики на такое не способны, но вот однако же.

5. Escape from Tarkov

Ещё до первой волны популярности DayZ, российские разработчики решили сделать невероятно серьёзный шутер про выживание. Никакого “читерского” вида от 3-го лица, никакой чуши вроде зомби: единственная (и самая серьёзная!) опасность - другие игроки. При летальном исходе теряется абсолютна вся экипировка и оружие: только истинное рейдерство, только хардкор. Остаётся лишь элементы PUBG добавить, и публика будет выть от восторга.

4. War Thunder

Изначально проект назывался World of Warplanes, но затем наши “иноземцы” (а именно так с японского переводится gaijin) решили не останавливаться на одних лишь самолётах, и добавили в игру танки. Мало того, отечественные разработчики планируют не только заехать, но и заплыть на территорию кипрских белорусов: в одном из крупных апдейтов должен появиться флот. Многие игроки утверждают, что реализма в War Thunder побольше, чем у конкурентов (нет хотя бы полоски жизней), но мы не хотим лезть в эту кровопролитную войну фанатов. Кстати, War Thunder - одна из 4-х киберспортивных дисциплин . Причём не "халифом на час": речь идёт о настоящей карьере на телевидении.

3. Ex Machina

Mad Max по русски. Игра про свободное исследование открытого постапокалиптического мира на верном грузовике, который в конечном итоге (после всех апгрейдов) можно продать - и купить новый, ещё лучше. По сути, разработчики просто перенесли механику Elite - или хоть тех же “Корсаров” - в ядерные пустоши. Но сделали они это не “просто”, а с душой. Ex Machina можно с уверенностью назвать духовной наследницей “Вангеров”. Однако Targem Games не стали запихивать свою игру в совсем уж кислотное безумие, а предпочли более привычный всем сеттинг атомной безнадёги а-ля Fallout.

2. Космические Рейнджеры

“Делай как Star Control, делай ЛУЧШЕ чем Star Control!” - наверняка такой алый транспарант в духе Великой Октябрьской Социалистической Революции висел в офисе разработчика на протяжении всего цикла создания игры. И ведь получилось же - лучше, чем Star Control. Исследование лампового 2D-космоса, баталии в безвоздушном пространстве, торговля - всё это было достойно оригинала. А квесты превосходили его. Если в самом Star Control нередко встречались задания в стиле убей/принеси (прилети), то в “Космических Рейнджерах” помимо них были настоящие олдскульные текстовые квесты. Например, побег из тюрьмы мог занять 20 минут вдумчивого чтения - и недели внутриигрового времени.

1. Тургор

Здесь сложно навешивать какие бы то ни было ярлыки. Приключение? 3D-шутер? RPG? Симулятор прогулки? Всего понемногу. Давайте так: философский опыт. Где находится сам игрок? Действительно ли он перемещён в некий мистический мир, или это фокусы его сознания, в то время как тело лежит в реанимации? Вот лишь одна из сотен загадок “Тургора”. Есть некие серо-бурые локации и их духи (кстати, весьма симпатичные девушки), которые надо насытить цветом - и жизнью. Кошмарные боссы - “братья” девушек - не желают никакого ренессанса, и обязательно будут ставить палки в колёса, а вам следует бороться с ними посредством магии цветов. В общем, ни до, ни после ничего подобного не выходило. Господа из Ice-Pick Lodge, может, после нового “Мора. Утопии” сделаете “Тургор” на Unreal Engine 4? Pretty please?

У иностранных игроделов к России весьма трепетное отношение. Достаточно вспомнить такие шедевры, как Red Alert, Singularity, Modern Warfare и так далее. Все эти игры относятся к жанру, который у нас называется клюква. Но, тем не менее, существует небольшое количество игр, которые можно с большой натяжкой назвать клюквенными. При этом реалии нашей страны показаны там более или менее достоверны. Одна из таких игр называется KGB Conspiracy.


Это игра в жанре квест сделана известной французской компанией Cryo Interactive Entertainment в 1992 году. Возможно из-за того, что игру делали французы, откровенной бредятины и стереотипов удалось практически полностью избежать. Сама игра - это классический французский квест со сложными и мозговзрывающими загадками, а также неплохим детективным сюжетом, в котором присутствует теория заговора. При этом отмечу, что игровой процесс здесь - нечто среднее между обычным текстовым квестом и жанром “Point-and-click”.

Тяжелые будни руководства КГБ.

Главный персонаж может взаимодействовать с предметами, комбинировать их. Но, пожалуй, главная изюминка игры заключалась в диалоговой системе. Разговоры с персонажами занимали почти 50% игры. Кроме этого время в игре было не резиновым, нужно было успеть сделать все задания до назначенного срока, иначе вас ждал проигрыш. Геймплей игры - это не только болтовня с персонажами, но и различные стэлс-элементы. Так, наш герой мог прятаться за укрытиями (привет перекатам и укрытиям!), пользоваться шпионской техникой, а также решать различные головоломки от которых голова готова была взорваться почти в любое время. Вообще французы - знают толк в таких вещах.


Аццкая сотона.

Сюжет игры повествует о последних днях СССР. Игровой процесс разворачивается вокруг агента КГБ капитана Максима Рукова, который попадает в управление незадолго до ГКЧП. Наша цель - расследовать убийство бывшего агента КГБ, а теперь частного детектива Голицына. В ходе расследования мы сталкиваемся с настоящим заговором, который связан с тем, чтобы помешать прогрессивным силам проводить Перестройку. Предатели из числа сотрудников КГБ хотят провести ревизию реформ, но наш герой, как обычно в последний момент, помешает злыдням совершить задуманное.
Персонажи получились весьма интересными, здесь даже двойник Горбачева появился. Кто-то из них поддерживает реформы и готов помочь вам, а кто-то очень сильно недоволен новыми веяниями


Ваш родственник - dyadа Vanya

Говоря об атмосфере следует признать, что французские разработчики неплохо изучили реалии СССР. Персонажи постоянно говорят об экономическом и политическом кризисе, видна разруха, постепенный рассвет преступности. Исполняя свой служебный долг, наш персонаж часто оказывается в самых злачных местах Москвы. Ну а там властвуют такие тёмные личности как валютные проститутки, неформалы, создатели порнофильмов, гопники и прочая живность московских общежитий.


Офис КГБ

Единственно, что иногда слегка напрягает это тот факт, что некоторые герои говорят лозунгами, тем самым напоминая обычных советских политруков. Очень радует, что разработчики в качестве места действия выбрали летнюю Москву, а не снежную Сибирь. Кстати, несколько слов о клюкве - в игре её почти нет. Единственные достойные представители этого жанра - это портреты Ильича, да вездесущая водка, которая будет вас преследовать всю игру словно Летучий Голландец. Традиционные красные флаги, а также серпы и молоты, также никто не отменял.


Советский истеблишмент .

Про графику говорить сложно, но стоит отметить, с каким внимание к деталям, в том числе и к мелким, отнеслись художники, когда рисовали персонажей и обстановку. В игре даже есть примитивная анимация для “говорящих голов”. Графическая составляющая получилась очень достойной для 1992 года. Хотя наверное, в отличии от традиционных американских квестов, где мы видим своего персонажа, KGB Conspiracy - это скорее интерактивный комикс с сильными квестовыми элементами.


Товарищ Сталин Кузнецов не доволен вами!

А теперь мой приговор этой игре. Игра, безусловно, заслуживает того, чтобы в неё сыграть хотя бы один раз в жизни. Большое спасибо надо сказать разрабам за то, что они сумели избежать дурацких стереотипов о России. Но с другой стороны отмечу, что игра довольно сложная и её можно рекомендовать только фанатам этого жанра.

08.05.2017 Павел Макаров

Русские в играх - фигура весьма неоднозначная. А целое советское государство представлено в ещё более разных видах. Но несмотря на отношение многих к России, могучую советскую державу всегда показывают очень величественной и угрожающей.

Первое появление СССР в игровой индустрии можно приписать к 1990 году. Игру Perestroika создал не особо известный Никита Скрипкин. Весь смысл видеоигры был завязан полностью на политике, а игровой процесс был очень простым.

Со временем начинает появляться всё больше игр, в которых в каких-либо формах фигурирует Советский Союз. В частых случаях всё завязано на стандартных стереотипах, но также иногда всё может быть показано в более серьёзной форме.

Ни у кого нет такого полёта фантазии как у инди-разработчиков. Необычный beat’em up завоевал большое внимание как российских геймеров, так и зарубежных. Всё окружение и геймплей напоминают классический 16-ти битный файтинг в лучших традициях времён популярности подобных игр.

Помимо графики и геймплея прошлых лет, тут также есть интересный сюжет, который добавляет игре оригинальности. Но несмотря на это, игроки часто приписывают сходство с западным Hotline Miami. Но разработчики полностью понимают это и принимают с юмором. Они даже добавили в игру пасхалку, связанную с зарубежным аналогом.

Это можно по праву считать игрой с самым оригинальным сюжетом из всех представленных здесь. В этом шутере дух СССР проглядывается на протяжении всей игры. И надписи на ломанном русском, и различная символика - всё здесь есть. Но главной особенностью этого необычного шутера является перчатка, которая может управлять временем. Но это не единственная её возможность, ведь она также может перемещать предметы, атаковать, возвращать к былому виду старые предметы, состаривать персонажей и многое другое.

Игру считают смесью различных «гигантов» игроиндустрии. Многие возможности, атмосфера, особенности берут своё начало в других играх. Но соединение всего хорошего из различных шедевров образует очень качественный шутер с возможностью перемещаться между двумя эпохами.

Во времена, когда только выходил Xbox 360, а всем известная серия шутеров ещё не успела никому надоесть, вышла вторая часть этой самой культовой серии. Она включала в себя три кампания, а события одной из них происходили в СССР в сеттинге Второй мировой войны.

Эта игра не должна понравиться любителям настоящего «хардкора». Одной из причин этого стало оригинальное для того времени нововведение: персонаж мог сам автоматически регенерироваться, поэтому аптечки были не нужны. Многим не понравилась такая функция, но это стало своеобразной фишкой всей части. Несмотря на это кампания интересна для прохождения тем, кто устал напрягаться в современных играх.

По названию можно понять, что события в игре происходят во время Сталинградской битвы. Одиночная кампания здесь не так интересна, ведь изначально в игре упор делался на сетевой многопользовательский режим. Главное преимущество этой игры - полная реалистичность. Играя в неё, можно по-настоящему почувствовать себя участником войны.

Здесь нет ни прицела, ни восстановления здоровья, ни многих других составляющих, которые упрощают процесс игры. Умереть с одного выстрела тут тоже получится не всегда, или же вы умрёте просто через некоторое время после выстрела. Ещё одной особенностью здесь является использование танка. Один человек не может им управлять, так как в игре нужно набрать целый экипаж с командиром и другими членами команды. Стрелять на ходу тоже не получится, а выполнять приказы командира нужно беспрекословно.

Command & Conquer: Red Alert 2

Если во всех прошлых играх всё было довольно серьёзно, то это продолжение известной стратегии в реальном времени можно назвать чем-то более весёлым. Сатирических элементов тут не занимать. Даже при условии, что все события происходят при вымышленной «Третьей мировой войне».

Вторая часть является полным продолжением предыдущей, поэтому сюжет идёт последовательно за ней. Здесь есть две кампании, в одной из которых победу одерживает Советский союз, а в другой - США. Очень важную роль в стратегии играет техническое оборудование. Порой многие виды оружия или транспорта могут вызвать улыбку. Но даже несмотря на свою частую абсурдность, техники здесь очень много, и у каждой страны, за которую вы будете играть, она разная.

Игра очень понравится всем любителям жанра стратегии и красочной приятной графики, которая тоже стала «визитной карточкой» всей серии.

Мы надеемся что наша подборка из 5 игр про Советский Союз понравится вам. Если у вас есть другие любимые игры про СССР, то оставляйте названия в комментариях!

Эта статья была опубликована в номере «Игромании». В качестве приятного подарка читателям мы выкладываем ее на сайт вскоре после выхода журнала, причем в расширенном варианте. Кстати, купить электронную версию номера и прочитать все остальное можно .

Время от времени на сайте будут досрочно появляться и другие материалы из печатной «Игромании». Когда и какие - этого мы вам не скажем. Следите за анонсами и публикациями.

Что? Игра, в которой детально моделируется, что случилось бы с миром, если бы Карибский кризис привел к ядерной войне между СССР и США

Где? «1C-СофтКлаб»

Впервые про «Новый Союз » мы узнали в июне прошлого года. Из скудного анонса было понятно, что Best Way (создатели «В тылу врага ») делают ролевую игру в постъядерных декорациях. Стилистика - эдакий СССР образца 1962 года (по сюжету Карибский кризис вылился в ядерную войну, в которой погибла большая часть населения планеты), продолжающий развиваться вплоть до 2012 года, но совсем не так, как рассказывают учебники истории. Союз уцелел, под землей (на территории Москвы) построили огромный город - Победоград, ставший столицей государства, в котором проблема холодной войны отошла на второй план, а главным стало выживание в изменившихся природных условиях и медленное, шаг за шагом, восстановление былого величия.

Наши собеседники - Дмитрий Гордевский, Яна Боцман, Юрий Мирошников и Денис Мальцев.

Стилистика игры - псевдоисторический футуризм, до ностальгических слез знакомый всем, кто родился и вырос в СССР, но прекрасно узнаваемый и более молодым поколением. Повальная мода на китчевый ретро-СССР-стиль - в кино, музыке, литературе, даже в мультфильмах и социальных играх - сделала свое дело. Сегодня молодые люди, родившиеся после перестройки, знают о показной атрибутике СССР едва ли не больше, чем их родители, и с удовольствием погружаются в атмосферу утопического тоталитаризма, равенства и братства.

Однако «Новый Союз», несмотря на характерную стилистику и антураж, крайне далек от китча, для которого характерна поверхностная проработка деталей и излишний акцент на характерных символах эпохи. Best Way делают куда более глубокую игру, обросшую советской атрибутикой лишь постольку, поскольку действие «Нового Союза» развивается на территории СССР - если точнее, то Москвы и ближайшего Подмосковья.

До недавнего времени разработчики наотрез отказывались делиться информацией об игре, но накануне Нового года согласились встретиться с нами и дать большое интервью. Сценарист игры Александр Зорич (вы, конечно, понимаете, что сценаристов на самом деле два - Дмитрий Гордевский и Яна Боцман ) и продюсеры Юрий Мирошников с Денисом Мальцевым вскрыли просто гигантский пласт информации про мир «Нового Союза», а местами даже немного рассказали про геймплей, хотя изначально совершенно не собирались говорить о том, как именно будет играться их проект.

Москва-река потихоньку зарастает. В некоторых участках намыло достаточно песка, чтобы в русле сформировались настоящие острова.

Ты записался добровольцем?

Привет. Прежде чем переходить к деталям игрового мира, давайте разберемся с главным героем. Кто он?

Летчик советской дальней авиации, стрелок-радист бомбардировщика 3М, участвующего 29 октября 1962 года в первом ответном ударе по США. Его бомбардировщик успешно сбрасывает термоядерную бомбу на авиабазу и космодром ВВС США на мысе Канаверал. А вот после этого происходят события, о которых мы пока умолчим и которые делают ветерана войны 1962 года главным героем нашей игры.

На что вы ориентировались, создавая стилистику игры?

На Советский Союз пятидесятых-шестидесятых. На сталинское метро. На довоенные фильмы и песни. На романтику гражданской войны 1918-1920 гг., как ни странно. Еще на атмосферу 1930-х, точнее, на позитивную ее часть - культ покорителей Арктики и добровольцев-участников испанской гражданской, почитание героев войны, ударников труда и деятелей пролетарской культуры.

Что случилось с миром после ядерной войны? Какие государства сохранились? Сколько жителей на планете? Остались ли регионы, на которые война почти не повлияла?

Непосредственно после войны 1962 года, помимо части СССР и ряда периферийных стран Западной Европы (например, Испании), уцелели достаточно обширные регионы Азии: Китай, Япония, Иран, Индия. Ничего серьезного не произошло и с Австралией, Африкой и Южной Америкой. Но ядерная война как таковая была только первой в череде глобальных катастроф. Огромные массы людей умерли в течение суровой зимы 1962-1963 гг. от холода и голода.

Далее, на арктические льды из атмосферы в течение ряда лет выпадала сажа от огромных пожаров. Отражательная способность поверхности уменьшилась, льды начали эффективно таять. Это привело к резкому повышению уровня мирового океана и затоплению огромных районов. Наводнения, в свою очередь, неравномерно увеличили давление на материковые плиты, из-за чего в 1970-х разразилась череда аномально сильных землетрясений.

В результате всех этих катастроф многие части Евразии исчезли с лица Земли. В частности, перестали существовать остатки государственных образований на территории Китая, Японии, Индостана. Общее число жителей Земли оценивается в 250 млн человек.

По состоянию на 2013 год официальная советская точка зрения такова, что капиталистических стран больше не существует. На самом же деле это не совсем так. Небольшие государства есть даже на территории США - например, Техасская директория. Однако в силу почти полного прекращения полетов, мореплавания на заметные расстояния, а также разрушения тропосферного слоя Хевисайда, обеспечивающего загоризонтную радиосвязь, нет никакой возможности для регулярных контактов.

Даже после страшной ядерной войны советский народ стремился в космос. В районе Кубинки в конце XX века начали строительство разгонной эстакады для запуска космического корабля на Луну.

Как выглядит в игре Союз образца 2012 года?

Во-первых, СССР вырос относительно своих исторических границ. В его состав вошли такие экзотические союзные республики, как, например, Южно-Азербайджанская ССР (за счет аннексии Северного Ирана), Эскимосская ССР (деликатно переименованная бывшая американская Аляска), Каталонская ССР, Арагонская ССР, Кастильская ССР (а это все обломки Испании). На удаленных границах (скажем, под Мадридом и в Туркестане) тлеет не особо афишируемая война с ордами мутантов. Соответственно, там сосредоточена основная масса вооруженных сил и, в частности, почти все боеспособные танки.

Сохранились ли какие-то межгосударственные отношения и будет ли это как-то отражено в сеттинге?

В сеттинге - безусловно, однако сюжет игры с этими событиями почти не пересекается. Итак, существуют крайне нерегулярные сношения с Кубой. Они выполняются при помощи нескольких дирижаблей, специально построенных в семидесятых-восьмидесятых. Источниками энергии на них служат, по официальной версии, компактные атомные реакторы, но в действительности - засекреченные аномальные артефакты. Полеты на этих дирижаблях, однако, крайне опасны из-за ураганных ветров и почти непрерывных электрических штормов над Атлантикой.

Прочие межгосударственные отношения если и сохранились, то строго засекречены.

Один из мощных блокпостов, прикрывающих подход к Победограду, расположился в районе бывшей станции бывшего метро.

Слава КПСС

КПСС жива?

Если бы не развал СССР, она и в нашей реальности была бы жива - смотрите в качестве примера компартию Китая. Ну а в реальности «Нового Союза» КПСС - партия-победительница, под чьим мудрым руководством СССР разгромил США и вообще весь агрессивный блок НАТО, сокрушив на планете Земля эксплуататорский капиталистический строй.

Так что с КПСС все в порядке, а ее Генеральный секретарь, как и положено, стоит во главе Советского Союза... Правда, не следует думать, что из-за этого вся игра будет пронизана мертвящей скукой, как ранние восьмидесятые в СССР. Строго отмеренные дозы коммунистической фразеологии игровой мир только украшают и придают ему шарм «положительной антиутопии».

Победоград - подземный город. Расскажите про него поподробней. Где он расположен, сколько жителей, как вообще живется под землей?

Победоград расположен под центральной частью Москвы, в частности - под нынешней Лубянкой. Город настолько обширен, что главному герою не удастся обойти его целиком, но некоторые районы он все-таки увидит.

Если точнее, Победоградом называется вся сеть подземных сооружений под бывшей Москвой, разросшаяся, существенно расширенная за несколько десятилетий система убежищ, бункеров, командных пунктов, подземных заводов.

Но в районе площади Дзержинского на не очень большой глубине удачно обнаружилась огромная каверна, которая после долгих лет работы по укреплению сводов, расширению прилегающих тоннелей и общего благоустройства превратилась в огромный центр, где разместились большая площадь Победы, комплекс правительственных помещений под названием «Кремль-2», а также сооружения сферы культуры и отдыха.

Насколько велики будут локации, планируются ли обширные открытые пространства?

Локации в игре встречаются как большие, так и компактные. Какой-нибудь подвал может быть совсем крохотным, зато в других местах можно с интересом бродить довольно долго.

На скриншотах из игры множество монстров. Кто они такие и откуда взялись?

Мутанты, что еще о них сказать!

Обычные животные остались?

Да, но немного, они проиграли в ходе естественного отбора новым созданиям. Сколько-нибудь существенно они в игре не задействованы. Кому интересна «собака друг человека», когда можно напустить на игрока пяток псов-монстров?

Какие биотопы есть в игре и какие характерные твари в них обитают?

В нашей игре из всего огромного СССР представлено только Подмосковье. От нашего привычного отличается только тем, что в ходе Великих наводнений 1970-х заметная часть бывшей Московской области превратилась в болота. В болотах, понятное дело, обитают страшные болотные волки, а на берегах - ужасные болотные же росомахи.

На скриншотах видны гуманоидные мутанты. Кто это такие? Из кого получились?

Из людей, больше не из кого. Преимущественно это так называемые ретрогенеты. Основным механизмом послевоенных мутаций стало «растормаживание» некоторых участков человеческого генома таким образом, что хранящиеся в нем участки, общие с другими живыми существами (а это научный факт - геном человека в значительной мере совпадает с геномом хоть собаки, хоть рыбы), начинали управлять ростом и развитием организма. Так возникали различные химеры: человек с жабрами, человек, умеющий плести паутину (как паук), человек, бьющийся электротоком (как электрический скат).

Есть в игре и принципиально другой источник мутировавших существ, но мы о нем пока что таинственно умолчим.

На бывших военных складах засела банда. Теперь в оружии и боеприпасах у бандитов недостатка нет.

Аномалии попадаются?

Да, только называются по-другому. Я, как сценарист, пытаюсь сделать аномалии предельно научными или, точнее, научно обоснованными. Создал целую классификацию. Это, дескать, аномалия термическая, а это гравитационная, та - лептонная, а та и вовсе тахионная.

Ну а разработчики стремятся наполнить аномалии геймплейным смыслом. Скажем, чтобы особо крепкого монстра можно было убить, заманив в аномалию-ловушку, или чтобы прохождение хитроумного отрезка маршрута было возможно только при помощи умелого использования аномалий... Но тут работы впереди еще много, идет интенсивный творческий поиск.

Есть ли в игре техника? Только оставшаяся с довоенных времен или сохранилась какая-то промышленность?

С промышленностью ситуация очень непростая. Можно так сказать: чем тяжелее промышленность, тем безнадежнее она развалилась. Но основные потери советская индустрия понесла не непосредственно в ходе войны (хотя разрушения ряда промышленных районов были чудовищными), а в ходе уже послевоенной деградации, в 1963-1983 гг. Таким образом, например, серийное производство тяжелых четырехгусеничных танков Т-12 («Объект 279»), идеально приспособленных именно для условий постъядерного мира, велось в ходе 1963-1975 гг., то есть уже после окончания войны, но потом угасло, потому что исчерпались заготовки для стволов орудий и ряда узлов двигателей...

По состоянию на 2013 год судостроение в СССР отсутствует полностью, авиастроение - тоже. Зато, например, вполне успешно развивалась электронная промышленность. Были созданы сверхмощные компьютеры. Заметных успехов достигла робототехника. Это позволило начать под Кубинкой строительство уникального космодрома - оно велось силами роботов под управлением сверхбольшой ЭВМ «Сетунь-2000». Правда, с этой ЭВМ произошла потом одна история... В общем, игроки увидят.

Следы масштабных воздушных боев над Москвой и Подмосковьем осенью 1962 заметны и в XXI веке. В обломках старинных боевых машин можно даже жить.

Мы наш, мы новый мир...

В какой момент и почему люди вышли на поверхность?

Тут я хотел бы напомнить, что в 1962 году ядерные арсеналы были, конечно, внушительными, но не чета позднейшим. Это сегодня одна МБР (межконтинентальная баллистическая ракета) может доставить десяток боеголовок мощностью по 0,5 Мт, которые, разойдясь по заданному алгоритму в заранее рассчитанные оптимальные точки подрыва, гарантированно разрушат Москву целиком. А сотня таких ракет, с тысячей боевых зарядов, сможет сделать смертельным пребывание на поверхности в любой точке Московской, Тульской и Калужской областей. То есть с конца 1970-х и по наши дни включительно есть возможность сделать за один день абсолютно неприемлемой жизнь на поверхности - скажем, на Восточном побережье США или в Центральной России.

Но в 1962 году массированное применение ядерного оружия на центральной части СССР было затруднено (почти не было, например, МБР). Поэтому, хотя в итоге США и сбросили сотни бомб и боевых частей на европейскую часть СССР, хотя и уничтожили полностью несколько больших городов (Баку, Ростов, Волгоград), полного заражения Подмосковья смертельно опасной радиацией не произошло. Конечно, очаги его возникли. К ним относятся сама Москва и несколько районов Подмосковья. Но все-таки не было никакого «дня Д», когда люди вышли бы на поверхность, - просто потому, что очень многие из них никогда никуда не спускались. По крайней мере, на годы. Ясно, что саму атомную бомбардировку все предпочитали пересиживать в укрытиях - у кого была такая возможность.

Что же касается Победограда, там наоборот - столица СССР почти целиком расположена под землей по сей день.

От современной Москвы что-нибудь осталось?

Да, осталось. И, в общем, не так мало. Например, на месте Кремля вовсе даже не многокилометровая воронка, а самые обычные... руины Кремля. Местами даже и не руины. Дело в том, что США смогли успешно применить по Москве только четыре термоядерных боезаряда, причем отнюдь не самых мощных. Для реалий 1962 года это вполне приемлемое допущение, ведь тогда еще межконтинентальных баллистических ракет - самого дальнобойного и скоростного компонента стратегических ядерных сил - было не так много.

Поэтому удары наносились преимущественно дозвуковыми стратегическими бомбардировщиками B-52, B-47 и устаревшими B-36. А с ними неплохо справлялись ЗРК С-25 и С-75, во множестве развернутые вокруг Москвы, равно как и истребители-перехватчики. Масштабное сражение нашего ПВО с американскими бомбардировщиками в Подмосковье, кстати, - одна из важных частей сценария.

Другой вопрос, что из-за радиоактивного заражения почти все наземные сооружения Москвы были брошены.

Наука в каком-то виде сохранилась?

Наука сохранилась, хотя почти полностью потеряла некоторые направления. Легко догадаться, например, что от гуманитарного знания осталось немного. А вот науки о жизни - генетика, зоология, вирусология, иммунология, ботаника - развились необыкновенно сильно, особенно учитывая относительную примитивность экспериментальной и аппаратной базы.

Немало научных прорывов было совершено в кибернетике, робототехнике, физике сверхбыстрых частиц и материаловедении. Зато такие области прикладного знания, как металлургия, сельскохозяйственная химия и аэродинамика, находятся в упадке.

Кому противостоит игрок?

Всем мыслимым врагам, организованным и нет: бандитам, мародерам, контрреволюции, монстрам, мутантам. А поскольку у нас не кровавый шутер, а все-таки ролевая игра, игрок по ситуации может вступать в схватки и с относительно нейтральными существами - например, чтобы временно втереться в доверие к особо опасным врагам. Кроме того, ему предстоит ввязаться в несколько детективных историй, выявлять шпионов и улаживать раздоры между в общем-то хорошими, но вспыльчивыми людьми.

В развалинах подмосковного города теперь живут только агрессивные монстры-мутанты.

Куй железо, пока горячо

Расскажите про оружие. Какое оно? Сколько? Можно ли создавать стволы самому?

Мы берем несколько различных пластов оружия.

Устаревшие по состоянию на 1962 год образцы, которые, однако, во множестве сохранились на складах (ППШ, ручной пулемет Дегтярева РП-27, карабин Мосина, самозарядный карабин СКС.

Актуальные для 1962 года вооружения (автомат Калашникова, пулемет РПД).

Самоделки и кустарные переделки двух названых выше групп оружия (обрезы, самострелы).

Редкие и экзотические, но реально существовавшие образцы (скажем, чешский пистолет-пулемет «Скорпион»).

Экспериментальные образцы, которые после 1962 года, по нашей версии, были запущены в массовое производство (трехствольный автомат «Прибор 3Б», автомат ТКБ-022).

И, наконец, полностью фантастические изделия, якобы созданные в постъядерном СССР, в том числе и с использованием новейших технологий, артефактов и проч.

Вот все эти пласты, к которым следует добавить холодное оружие, пистолеты, охотничьи ружья, гранаты, бутылки с «коктейлем Молотова», мы берем - и насыщаем ими мир игры.

Создавать оружие самому нельзя.

Вы упомянули про фантастические образцы оружия, созданные с использованием артефактов. Можете ли привести несколько примеров такого вооружения? И что вы подразумеваете под «артефактами»?

Пока мы не готовы приводить конкретные примеры такого оружия. Поясним лишь общий принцип. В мире игры существует большое количество аногенов (иногда их зовут привычным латинским термином «артефакт») не известной науке природы, часть которых с успехом используется в различных отраслях народного хозяйства, в том числе в оружейной промышленности. Например, темпоральный аноген низкой частоты способен настолько повлиять на КПД газоотводного механизма привычного автомата Коробова, что ТКБ перестает казаться привычным.

Да, планируется сделать так, что игроки смогут собирать и использовать отдельные аногены.

Что вообще полезного, кроме оружия, сможет таскать с собой герой? Будут ли какие-нибудь полезные гаджеты?

Разумеется, будут различные гаджеты (хотя такого слова в советском лексиконе в XXI веке нет), которые можно будет использовать с пользой для себя. Для конкретных примеров время еще не настало, к сожалению.

Что осталось от культуры? Насколько изменился менталитет выживших с довоенных времен?

Все зависит от того, о каких выживших мы говорим. Основная часть советского общества имеет вполне ожидаемо советский менталитет. Более того, надо учесть, что в мире «Нового Союза» не было ни хрущевской «оттепели» (кстати, сам Хрущев, победитель США и НАТО, пробыл на посту гораздо дольше и не был смещен Брежневым, как в нашей реальности), ни брежневского застоя (Брежнев вообще не приходил к власти), ни горбачевской перестройки. Поэтому морально-политический климат в постъядерном СССР можно охарактеризовать как «умеренный сталинизм». То есть эксцессов вроде «большого террора» 1937-1938 гг. больше не было, но повсеместно сохраняется жесткая дисциплина, непрерывно действует аналог сталинского Государственного Комитета обороны (называется КПВТ - Комиссия по преодолению временных трудностей), действует культ вождя - генсека Елганина, бывшего военного летчика, который в 1962 году лично разбомбил Вашингтон.

В то же время у изолированных или частично изолированных групп выживших менталитет может очень сильно отличаться от эталонного советского, «победоградского». Понятно, что целую игру иметь дело с поющими веселые песни и марширующими на работу трудящимися совершенно невозможно. Поэтому мы создали несколько любопытных микросоциумов и отдельных ярких личностей. Кто-то ведет себя как бандит сороковых (вспомним банду «Черная кошка» из «Место встречи изменить нельзя»), кто-то - как дикарь, у кого-то - странное расстройство психики, и ему кажется, что он принимает по радио американские рок-н-роллы конца пятидесятых...

Про культуру Нового Союза можно рассказывать долго, но лучше отложить это до следующего повода.

В знаменитом здании Большого театра больше не звучит музыка. Для любителей оперы и балета построен Новый Большой на шестом подземном уровне Кировского проспекта.

Внешне игра напоминает «Сталкера» и Fallout. Есть ли идейные пересечения?

Идейных пересечений как раз нет. По крайней мере, в главном. Дело в том, что государство и его основные органы (армия, госбезопасность, научные институты) обычно интерпретируются в подобных играх как, во-первых, главная причина апокалипсиса (военные развязали войну, ученые выпустили из лабораторий вирус, и тому подобное), во-вторых, если некие государственные органы все же продолжают действовать - то как некий досадный ограничитель свободы главного героя, а то и серьезная угроза его жизни (ну, например, правительственный спецназ охотится за Гордоном Фрименом на территории Black Mesa).

У нас же в идейном отношении, по сути, уникальная «положительная антиутопия». Мы показываем мир - да, апокалиптический, да, не самый веселый, со множеством опасностей. Но и правительственные сталкеры («спецразведчики» в терминологии «Нового Союза»), и ученые, и советское правительство - все они наши люди (а с игровой точки зрения - союзники). То же касается и части изолированных фракций выживших в различных локациях, а именно тех, которые лояльны советской власти.

Да, иногда игрок может пойти «против течения» и помочь, например, бандитам. То есть положительную в отношении советской власти карму при желании можно и испортить. Но все-таки идейный центр тяжести у нас смещен в область положительной интерпретации государства и его органов. Мы идем на это в первую очередь не из пропагандистских соображений (к примеру, лично у меня отношение к почившей советской власти образца 1980-х двойственное, не могу назвать его однозначно положительным), но именно ради создания свежего, нового, оригинального сеттинга.

Ну и последний вопрос: какова цель героя и игры в целом?

Цель главного героя - спасти Родину. Почему, а главное - от кого (или чего) необходимо спасать победителя ядерной войны, мы хотели бы оставить пока в тайне.

Спасибо всем за очень интересный рассказ, но мы, как вы понимаете, не прощаемся. Ждите в гости в самое ближайшее время.

В первые послевоенные годы город патрулировали экзотические боевые машины. Правда, уже в восьмидесятые эта задача была сочтена неактуальной.

* * *

Авторы пока делают акцент на игровом мире, потому что рабочего билда, который можно было бы безбоязненно показать, в студии нет (все же до выхода еще порядочно). Но нам удалось договориться с Best Way , и как только он будет готов, мы первыми его увидим. Так что где-то весной, а может быть, в начале лета в «Игромании» появится еще один глобальный репортаж по «Новому Союзу» - с описанием геймплея и ощущениями от путешествия по игровым локациям.