Краткое содержание шиворот на выворот драгунского. Онлайн чтение книги заколдованная буква виктор драгунский
Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну, вот, например, чтобы дети были во всех делах главными и взрослые должны были бы их во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень бы было интересно.
Во-первых, я представляю себе, как бы маме «понравилась» такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы «понравилось», а о бабушке и говорить нечего, она бы, наверно, целые дни от меня ревела бы. Что и говорить, я бы показал бы, почем фунт лиха, все бы им припомнил! Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:
Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!
И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду:
Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!
И тут вошел бы папа, после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:
Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! После тебя на полотенце страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно! Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу!
Он бы сел и потихоньку сказал маме:
Ну, как поживаешь?
А она бы сказала тоже тихонько:
Ничего, спасибо!
А я бы немедленно:
Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь! Золотое правило! Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты мое!
И они сидели бы у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бы бабушка, я бы прищурился, всплеснул бы руками и заголосил:
Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать! Признавайся: опять в хоккей гоняла? А что это за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери ее сейчас же с моих глаз - на черный ход!
Тут я бы прошелся по комнате и сказал бы им всем троим:
После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!
Конечно, они бы сейчас же заныли бы, захныкали:
И мы с тобой! И мы тоже! Хотим в кино!
А я бы им:
Ничего, ничего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в цирк возил! Ишь! Понравилось развлекаться каждый день! Дома сидите! Нате вам вот тридцать копеек на мороженое, и все!
Тогда бы бабушка взмолилась:
Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребенок может провести с собой одного взрослого бесплатно!
Но я бы увильнул, я сказал бы:
А на эту картину людям после семидесяти лет вход воспрещен. Сиди дома!
И я бы прошелся мимо них, нарочно громко постукивая каблуками, как будто я не замечаю, что у них у всех глаза мокрые, и я бы стал одеваться, и долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и они от этого еще хуже бы мучились, а я бы приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы… Но я не успел придумать, что бы я сказал бы, потому что в это время вошла мама, самая настоящая, живая, и сказала:
Ты еще сидишь? Ешь сейчас же, посмотри на кого ты похож! Вылитый Кощей!
Шиворот-навыворот
Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну, вот, например, чтобы дети были во всех делах главными и взрослые должны были бы их во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень бы было интересно.
Во-первых, я представляю себе, как бы маме «понравилась» такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы «понравилось», а о бабушке и говорить нечего, она бы, наверно, целые дни от меня ревела бы. Что и говорить, я бы показал бы, почем фунт лиха, все бы им припомнил! Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:
Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!
И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду:
Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!
И тут вошел бы папа, после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:
Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! После тебя на полотенце страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно! Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу!
Он бы сел и потихоньку сказал маме:
Ну, как поживаешь?
А она бы сказала тоже тихонько:
Ничего, спасибо!
А я бы немедленно:
Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь! Золотое правило! Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты мое!
И они сидели бы у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бы бабушка, я бы прищурился, всплеснул бы руками и заголосил:
Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать! Признавайся: опять в хоккей гоняла? А что это за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери ее сейчас же с моих глаз - на черный ход!
Тут я бы прошелся по комнате и сказал бы им всем троим:
После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!
Конечно, они бы сейчас же заныли бы, захныкали:
И мы с тобой! И мы тоже! Хотим в кино!
А я бы им:
Ничего, ничего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в цирк возил! Ишь! Понравилось развлекаться каждый день! Дома сидите! Нате вам вот тридцать копеек на мороженое, и все!
Тогда бы бабушка взмолилась:
Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребенок может провести с собой одного взрослого бесплатно!
Но я бы увильнул, я сказал бы:
А на эту картину людям после семидесяти лет вход воспрещен. Сиди дома!
И я бы прошелся мимо них, нарочно громко постукивая каблуками, как будто я не замечаю, что у них у всех глаза мокрые, и я бы стал одеваться, и долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и они от этого еще хуже бы мучились, а я бы приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы… Но я не успел придумать, что бы я сказал бы, потому что в это время вошла мама, самая настоящая, живая, и сказала:
Ты еще сидишь? Ешь сейчас же, посмотри на кого ты похож! Вылитый Кощей!
Тема: В. Драгунский. «Шиворот – навыворот»
Цели:
Создать условия для развития умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы
Создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи.
Ход урока
1 Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
1.Что принесла мама из магазина?
а) фарш в) картошку
б) макароны г) курицу
2.Что хотел нарисовать Дениска?
а) белочку в) машину
б) швейную машину г) дерево
3.Сколько блюд можно приготовить из курицы?
а) меньше ста в) больше ста
б) десять г) сто
4.Что решили приготовить из курицы?
а) курицу «табака» в) котлеты
б) бульон г) жареную курицу
5.Что означает выражение «проще пареной репы».
____________________________________________
6.Чем тёр курицу Дениска?
а) тряпочкой в) губкой
б) рукой г) щёткой
7.Каким мылом мыли курицу?
а) малиновым в) земляничным
б) лимонным г) клубничным
8.На чём сидел папа?
а) табурете в) стуле
б) кресле г) столе
9.Что достал папа из-под шкафчика?
____________________________________________
_________________________________________________
10. Что надела мама?
а) фартук в) косынку
б) халат г) платье
3.Дыхательная гимнастика.
Упражнение « Шарик»
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.
Упражнение «Свеча».
4.Речевая разминка.
а.Учись отчётливо произносить звуки.
ча – ча – ча – горит в комнате ________;
чу – чу – чу – молоточком я _________ ;
оч – оч – оч – наступила ________ .
б.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
5. Работа с текстом В. Драгунского «Шиворот – навыворот»
А. Презентация о жизни и творчестве В.Драгунского
Б. Первичное чтение (аудиозапись)
В. Проверка первичного восприятия
Почему вы смеялись, когда слушали рассказ?
Значит этот рассказ какой? (Юмористический.)
– О чём же мечтал Дениска?
Лексическая работа :
почём фунт лиха - испытать большие трудности;
когда я ем, я глух и нем – молча;
сидели бы как шёлковые - полностью выполняющий распоряжения кого-либо, очень послушный.
В. Повторное чтение вслух (комбинированное: дети и учитель).
1) Обращаем внимание на слова в кавычках «понравилась» такая история.
2)- Дениска хотел бы всё «припомнить» маме, папе и бабушке, а что именно «всё» – мы обсудим по ходу чтения.
3)- Дениска не придумывает свои слова, обращённые к каждому, а повторяет то, что ему обычно в определённых ситуациях говорят домашние. И когда эти взрослые слова обращены к взрослым от имени ребёнка, получается очень смешно.
4) -В последнем абзаце мама повторяет свои слова, с которыми Дениска мысленно к ней обращается.
Г. Обобщающая беседа.
О чём мечтал Дениска?
Зачем Дениска хотел быть взрослым?
(Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют.)
Что Дениска хотел сказать маме? Прочитайте
Что Дениска хотел сказать папе? Прочитайте
О чём мечтал Дениска сказать бабушке?
Как можно назвать героя одним словом? (Фантазёром)
Обобщение прочитанного
Знакомы ли вам такие герои- фантазеры из других произведений, например, из рассказов Н. Носова? Что объединяет этих героев?
Чтение рассказа по ролям
Пересказ текста от первого лица
У этого произведения есть и другое название – « …Бы».
Почему перед словом стоит многоточие? О чём это говорит? Подставьте подходящие слова. (Купался бы, прыгал бы...)
– Когда мы употребляем в речи частицу бы? (Когда что-то произойдёт при определённых условиях.) Значит, из произведения узнаем о чьих-то мечтах.
Какое название вам понравилось больше? Почему?
6. Домашнее задание .
Выразительно чтение по ролям отрывка. Краткий пересказ.
7. Рефлексия.
8. Подведение итогов урока
В. Драгунский. «Шиворот-навыворот»
Цели урока: 1. Продолжить знакомство с писателем Виктором Юзефовичем Драгунским и его произведениями.
2.Учить в свободной беседе высказывать свою точку зрения.
3.Формировать навык составления характеристики героя.
4.Вырабатывать навык чтения, умение вести рассказ от первого лица.
5.Развивать фантазию.
6.Воспитывать уважительное отношение к старшим.
Ход урока
1.Организационный момент.
Пересказ легенды. Рассказ учащихся о своих мамах. Сравнение их с матерями из «Легенды о матерях» И. Панькина
3. Свободная беседа
В беседе третьеклассники вспоминают, что они знают о В. Ю. Драгунском, какие произведения автора читали, чем они их привлекли. Высказывают свое отношение к главному герою книг В. Ю. Драгунского - Дениске
4. Чтение учителем рассказа В. Ю. Драгунского «Шиворот-навыворот». Вторичное чтение учащимися цепочкой
Физкультминутка
5. Анализ рассказа
Выявляем эмоциональное отношение учащихся к рассказу, к его герою. Работаем над смыслом выражений «почём фунт лиха», «когда я ем, я глух и нем», «сидели бы как шёлковые»
6. Составление характеристики Дениски
Учащиеся составляют характеристику главного героя: подбирают слова, которые характеризуют героя, высказывают своё отношение к герою
7. Домашнее задание
Подготовить пересказ рассказа или составить устный рассказ «Как я был Дениской». Выполнить задание № 6 или № 10 в литературной тетради (на выбор)
8. Подведение итогов урока.
9. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Весёлые и грустные рассказы
Цели уроков:
2.Учить анализировать прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступков героев.
3.Использовать ролевое чтение для более глубокого понимания мыслей, чувств и поступков героев.
4.Учить осознанному подробному пересказу.
5.Отрабатывать умение передавать прочитанное в рисунке.
6.Воспитывать чуткое, бережное отношение к близким людям.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
При пересказе учащимися рассказа важно обратить внимание на то, как используют третьеклассники авторский текст, соблюдают ли последовательность в изложении, определённую интонацию при диалогах. А вот при сообщении собственных версий «Как я был Дениской» оценивается то, сумели ли ребята отойти от рассказа, что нового привнесли в него
3. Работа в тетради по литературному чтению
Задание № 7
4. Чтение учителем рассказа С. Вольфа «Век его я не забуду»
Удивительно тонкие, тёплые узы связывают рассказчика с его бабушкой. Он не просто понимает её состояние, но готов сделать всё, чтобы оно поменялось. Вот это понимание - суть рассказа
Физкультминутка
5. Чтение учениками цепочкой
Это первый этап в осознании текста. Обсуждение пока не требуется. Этому будет посвящен следующий урок
7. Подведение итогов урока.
8. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Весёлые и грустные рассказы
С. Вольф. «Век его я не забуду»
Цели уроков: 1. Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
7.Учить анализировать прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступков героев.
8.Использовать ролевое чтение для более глубокого понимания мыслей, чувств и поступков героев.
9.Учить осознанному подробному пересказу.
10.Отрабатывать умение передавать прочитанное в рисунке.
11.Воспитывать чуткое, бережное отношение к близким людям.
Ход урока
1.Организационный момент.
При опросе обязательно важно учесть сложившиеся у детей впечатления от рассказа, выявить их отношение к бабушке и её внуку: Чем он был встревожен? Что придумал? Как характеризует героя его поведение? От этих вопросов переходим к углублённому анализу
3. Анализ рассказа
Что привлекает третьеклассников в герое рассказа? Что можно сказать о клоуне как о человеке? Почему так радовалась бабушка? О чём напомнил ей клоун? Почему мальчику стыдно было отдавать клоуну деньги? Правильно ли он сделал? Почему бабушка повторяла: «Век его я не забуду»?
Физкультминутка
4. Чтение по ролям
После распределения ролей необходимо, чтобы учащиеся перечитали свой текст, вдумались, как нужно его прочитать, с какой интонацией, где необходимы паузы, повышение и понижение мелодики речи, а затем переходили к ролевому чтению
5. Домашнее задание
Подготовить к рассказу рисунки или сообщение «Как я был в цирке», «Моя встреча с клоуном» (на выбор). Поразмышлять над «Жемчужинами народной мысли». Выполнить задание № 12 в литературной тетради
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Всяк живи своим умом
Д. Мамин-Сибиряк. «Дурной товарищ» (1 урок)
Цели урока: 1. Учить оценивать работы друг друга, соотносить рисунок с текстом.
2.Учить последовательно и логично рассказывать о своих наблюдениях.
3.Развивать устную речь учащихся.
4.Учить целостно воспринимать большой рассказ, эмоционально откликаться на прослушанное.
5. Воспитывать на примере произведения умение избегать ошибочных, необдуманных решений
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Можно сделать выставку рисунков учащихся, выделить наиболее удачные, соответствующие эпизодам рассказа С. Вольфа «Век его я не забуду». Затем нужно перейти к прослушиванию и обсуждению подготовленных третьеклассниками рассказов «Как я был в цирке». Необходимо, чтобы дети рассказывали не только о том, что видели в цирке, но и обязательно о своих впечатлениях и настроении, которое было после посещения цирка. Их собственное настроение поможет более глубоко понять тот факт, что именно после визита клоуна бабушка стала лучше себя чувствовать. Возможно, с цирком у неё были связаны самые прекрасные дни детства и юности
3.Краткая вступительная беседа
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) - известный русский писатель конца прошлого века, автор многих книг о людях и природе Сибири и Урала. Детство его прошло на одном из уральских заводов, где он наблюдал картины тяжелого угнетения рабочих, сам учился в школе для детей рабочих.
Для произведений Мамина-Сибиряка характерны большое уважение и любовь к людям труда, к мастерству рабочих, ненависть и презрение к угнетателям - капиталистам, купцам, золотопромышленникам. Д. Мамин-Сибиряк писал и произведения для детей. Давно уже стали классическими и вошли во многие книги для детского чтения такие произведения писателя, как «Аленушкины сказки», «Серая Шейка», «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш» и многие другие.
4. Чтение учителем рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ»
Рассказ значительный по объёму, психологически и эмоционально насыщенный, требует целостного восприятия. Чтение учителя может чередоваться с чтением хорошо подготовленных учеников
Физкультминутка
5. Выявление первичного эмоционального восприятия учащихся
Первичное эмоциональное восприятие - первый и довольно серьёзный шаг в постижении художественного произведения. Выявление эмоций, чувств показывает, затронуло произведение сердце маленького читателя или он остался равнодушным
Вам понравился рассказ? Почему?
Кто главный герой рассказа?
Как выражали свою радость ребята, когда река стала?
6. Словарная работа
в опорках
8. Подведение итогов урока.
9. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Всяк живи своим умом
Д. Мамин-Сибиряк. «Дурной товарищ» (урок 2)
Цели урока: 1. Продолжить знакомством рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ».
2.Отработка навыка чтения цепочкой, породам.
3.Учить делить текст на законченные части, соотносить часть с целым.
4.Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев.
5.Учить озаглавливать части произведения.
6.Воспитывать на примере произведения умение избегать ошибочных, необдуманных решений
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся пересказывают или зачитывают эпизоды из рассказа, которые их наиболее заинтересовали, объясняют, почему
3. Чтение первой части рассказа (индивидуально, цепочкой, по ролям).
4. Обсуждение прочитанного.
После различных видов чтения обсуждаем рассказ. Важно, чтобы учащиеся почувствовали, какими были отношения в семье, как беспечность героя рассказа огорчила его близких. На это настраивают первые строки рассказа: -«История разыгралась прескверная...»
Почему тётушка Мария Ильинична повторяла: «... бойся дурных товарищей»?
Почему отец был согласен с нею?
Какие отношения сложились в семье?
Почему для мальчика было большим наказанием, когда отец запирался у себя в кабинете?
Что можно сказать о мальчике? Какой он (совестливый, внимательный, заботливый, переживал, когда взрослые расстраивались)?
Как происходили события того чудного осеннего утра?
Какие чувства были у детей? Перечитайте: «Азарт, всеобщая весёлость...» -
Насторожило ли это вас?
Почему заразительный пример оказался плачевным? Прочитайте, как описывает Д. Н. Мамин-Сибиряк происходящую трагедию.
Почему он говорит, что лёд «зловеще» треснул?
Что чувствовали дети, когда очутились в воде? Что почувствовали вы?
Физкультминутка
5. Работаем над словами, выражениями, которые употребляет в рассказе писатель.
Городовой – нижний чин полицейской охраны в городе;
подмастерье – помощник, подручный мастера ремесленника;
счёл необходимым – посчитал нужным;
с намерением – специально (предположение сделать что-то);
в опорках на босу ногу – остатки стоптанной и изодранной обуви;
впоследствии выходило – потом, после;
врассыпную – в разные стороны;
6. Озаглавливаем первую часть рассказа
8. Подведение итогов урока.
9. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Всяк живи своим умом
Д. Мамин-Сибиряк. «Дурной товарищ» (урок 3)
Цели уроков: 1. Продолжить знакомство с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ».
2.Отработка навыка чтения.
3.Учить детей соотносить внешнее проявление поведения героя с его внутренним состоянием.
4.Учить сравнивать героев, делать выводы.
5.Учить озаглавливать часть произведения.
6.Учить составлять план для пересказа.
7.Воспитывать бережное отношение к самому себе.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся перечитывают первую часть, называют эпизоды, которые их особенно взволновали. Обращаем внимание на качество чтения: помогло ли эмоциональное осознанное восприятие первой части произведения понять учащимся трагизм положения мальчика. Важно проследить за подбором интонации при чтении, соблюдением пауз. Зачитывая наиболее напряжённые эпизоды из рассказа, третьеклассники должны аргументировать свой выбор, свои чувства, суждения
3. Чтение и анализ второй части рассказа учащимися индивидуально, цепочкой
4. После чтения выявляем отношение учащихся к прочитанному.
Как чувствовал себя после случившегося мальчик и его близкие?
Почему он по-настоящему испугался только дома?
Почему тетушка продолжала винить мальчиков Пашу и Костю?
Прочитайте, что она говорила про них. Права ли она была?
Почему мальчик чувствовал себя виноватым?
Почему боялся встречи с отцом, ведь он его никогда не бил?
Что произошло с мальчиком?
Почему отец сказал Коле: «Смотри портрет самого дурного товарища»?
Почему мальчик согласился с отцом?
Физкультминутка
5. Озаглавливаем вторую часть.
Составляем план для пересказа
3) Отношение в семье.
6) Лёд тонкий, лёд толстый…
7) Лёд треснул.
8) Спасение.
9) Ужас тётушки и мальчика.
6. Домашнее задание
Подготовить пересказ по плану. Выполнить задание № 14 в литературной тетради
7. Подведение итогов урока.
8. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Друг познаётся в беде
Цели урока: 1. Учить передавать содержание произведения по плану.
2.Активизировать умение соотносить пословицу с содержанием части рассказа.
3.Учить использовать текст для подтверждения своих мыслей.
4.Развивать умение делать обобщения и выводы,
5.Учить эмоциональному целостному восприятию большого текста.
6.Воспитывать уважительное отношение к родным, близким людям.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Учителю важно выяснить, как поняли учащиеся рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ», правильно ли расставили акценты, оценили действия мальчика, его друзей, бабушки и отца, какой урок вынесли для себя. При пересказе по плану необходимо следить, чтобы не было упущено главное. Хорошо, если в своём пересказе третьеклассники используют текст и «жемчужины народной мысли»
1) Осеннее утро с крепким морозцем.
2) Бойся дурных товарищей - заповедь тётушки Марии Ильиничны.
3) Отношение в семье.
4) Первый лёд – свыше сил ребят.
5) Смельчак в красной рубахе на льду.
6) Лёд тонкий, лёд толстый…
7) Лёд треснул.
8) Спасение.
9) Ужас тётушки и мальчика.
10)Оценка отца и согласие мальчика
3. Работа в литературной тетради
Задание № 17
Физкультминутка
4. Чтение учителем рассказа Н. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка»
Что должен добиться своим чтением учитель? Сопереживания. Понимания. Участия. Благодарности к главному герою. Пусть каждый ученик представит себя на месте Темы, почувствует его состояние.. Выявление первичного эмоционального восприятия учащихся
Какой отрывок в рассказе больше всего взволновал вас?
Когда вы огорчались, а когда радовались? Почему?
5. Словарная работа
6. Домашнее задание
Поразмышлять над тем, что произошло с Темой. Выбрать и подготовить для чтения в классе наиболее напряжённые, заинтересовавшие ребят эпизоды
7. Подведение итогов урока.
8. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Друг познаётся в беде
Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»
Цели уроков:
2.Отработка навыка выразительного чтения.
3.Учить делить текст на смысловые части.
4.Обогащать словарный запас детей, развивать мышление, внимание.
5.Учить соотносить эмоциональное состояние героя с его действиями.
6.Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Выявляем эмоциональное отношение третьеклассников к прочитанным эпизодам. Какое место в рассказе наиболее взволновало вас? Когда вам было страшно, а когда радостно? Почему? и т. д.
3. Работа над первой частью рассказа (чтение, комментарии, анализ)
Почему так тревожно было Теме? Как передаёт его состояние автор? Зачитайте. Какие сны снились мальчику? К чему один из них подтолкнул Тему?
Физкультминутка
4. Чтение второй части рассказа (учителем, учениками)
Как выглядело небо? Сад? Терраса? Цветы? Деревья?
Почему Тёме пришлось подлезать в подворотню?
Что он подумал при взгляде на фонарь?
7. Подведение итогов урока.
8. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Друг познаётся в беде
Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»
Цели уроков: 1. Продолжить знакомство с творчеством Н. Гарина-Михайловского («Тема и Жучка»).
2. Отработка навыка выразительного чтения.
3. Учить делить текст на смысловые части.
4. Обогащать словарный запас детей, развивать мышление, внимание.
5. Учить соотносить эмоциональное состояние героя с его действиями.
6. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Проверяем навыки самостоятельного чтения и уровень понимания прочитанного
3. Чтение четвёртой части рассказа учащимися молча. Анализ прочитанного
Дети уже знают, что Тема спасёт Жучку, однако с замиранием сердца будут снова и снова следить за его действиями.
Что чувствовал Тема, подойдя к колодцу?
Найдите в тексте слова, выражения, которые говорят о том, что он очень тревожился за Жучку.
Изменилось ли его состояние, когда он увидел Жучку?
Почему беспокоился мальчик? Как он спасал собаку?
Всё ли правильно делал?
Физкультминутка
4. Озаглавливание четвёртой части рассказа
Названия могут быть разные, но нужно выбрать оптимальное
5. Домашнее задание
Четвёртую часть рассказа научиться выразительно читать. Выполнить задание № 21 в литературной тетради
7. Подведение итогов урока.
8. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Друг познаётся в беде
Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»
Цели урока: 1. Продолжить знакомство с рассказом Н. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка» (пятая и шестая части).
2.Активизировать эмоциональное состояние детей, учить сопереживать.
3.Учить соотносить действия и поступки героя с его внутренним состоянием.
4.Учить анализировать произведение, давать характеристику герою.
5.Развивать речь, память, воображение.
6.Воспитывать любовь к животным.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся обосновывают выбор части рассказа для выразительного чтения. Обращаем внимание на интонацию, мелодику речи, правильное произношение звуков, расстановку пауз при знаках препинания
3. Перечитывание четвёртой части учениками молча
После перечитывания дети дают заглавие этой части
Физкультминутка
4. Чтение пятой части, анализ
Анализируя пятую часть, добиваемся, чтобы третьеклассники заметили и оценили осознанность действий Темы, а также его умение в сложной ситуации не расслабиться и победить.
Вопросы и задания:
Что чувствовал Тема после неудачной попытки спасти Жучку?
Что он предпринял?
Что помогло ему выстоять?
Представьте себя на месте Темы и Жучки. Что чувствовали мальчик и собака?
Как об этом пишет автор?
Найдите в пятой части рассказа самый волнующий эпизод.
Упростилась или, наоборот, усложнилась ситуация в колодце?
Почему так думаете? Докажите своё мнение с помощью текста
7. Подведение итогов урока.
8. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Друг познаётся в беде
Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»
Цели урока: 1. Учить давать характеристику герою с помощью текста.
2.Учить озаглавливать части рассказа, соотнося с целым.
3.Учить делать выводы, подбирать необходимые пословицы.
4.Учить сопереживанию; воспитывать добрые качества личности.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
После прочтения дома шестой и седьмой частей рассказа на уроке разговор строится вокруг вопросов: Какие качества характера проявились у Темы? Можно ли назвать Тему и Жучку настоящими друзьями? Почему?
3. Работа над составлением характеристики Темы. Выборочное чтение
Составляя характеристику Темы, учащиеся не только высказывают своё мнение, но и опираются на авторское отношение к персонажу. С этой целью используют текст, т. е. для подтверждения своих мыслей третьеклассники зачитывают определённые сцены, эпизоды из рассказа.
Дайте характеристику Теме.
Какой он?
Убедительно ли он передаёт мысли и переживания Темы?
Физкультминутка
4. Подбор пословиц к определённым частям рассказа
Это задание довольно сложное, так как в пословице акцентирована основная мысль, поэтому учитель направляет эту работу, помогает, подсказывает
7. Подведение итогов урока.
8. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Всяк живи своим умом
Творчество Л. Н. Толстого (рассказ «Акула»)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью Л. Н. Толстого.
2.Развивать читательский интерес.
3.Выявлять эмоциональное восприятие рассказа учащимися.
4.Учить при перечитывании обращать внимание на описание героев, их действия.
5.Учить представлять себя на месте героев и передавать своё состояние и персонажей.
6.Учить составлять план произведения и готовить пересказ по плану, используя меткие слова и выражения автора.
7.Учить восхищаться выдержкой и самоотверженностью героя.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся выразительно читают отрывки из рассказа, восхищаются мужеством Темы, его искренней преданностью Жучке, анализируют пословицу «Друг познаётся в беде»
3. Чтение рассказа «Акула» учителем или хорошо подготовленными учениками
Рассказ Л. Н. Толстого «Акула» знакомит детей с силой человеческого духа, с умением и необходимостью в сложной ситуации не растеряться, сосредоточиться и принять правильное решение. При чтении необходимо стараться активизировать чувства детей за счёт психологических пауз, правильно подобранной интонации
4. Выявление первичного эмоционального восприятия
Когда при слушании вы волновались, хотелось что-то изменить, помочь?
Понравились ли вам мальчики? Чем?
Какие чувства у вас возникли? -эти вопросы помогут выявить эмоции учащихся. А потом, после выявления чувств, переходим к осознанному пониманию рассказа
Физкультминутка
5. Чтение цепочкой. Беседа. Выборочное чтение
Анализ произведения проводим посредством свободной беседы и выборочного чтения. Основные вопросы:
Правильно ли поступили мальчики?
Почему только после выстрела артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? - помогут сделать правильные выводы
6. Составление плана пересказа
1. Прекрасный день у берегов Африки.
2. Мальчики в открытом море.
3. Акула.
4. Выстрел.
5. Спасение
К каждому пункту плана учащиеся подбирают высказывание из «Жемчужин народной мысли». Например, «Выстрел» - «Риск благородное дело»
8. Подведение итогов урока.
9. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Друг познаётся беде
Творчество Л. Н. Толстого (рассказ «Булька»)
Цели урока: 1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями автора.
3.Учить анализировать текст, находить в нём слова и выражения для характеристики героя.
4.Развивать фантазию, выдумку, умение додумывать, продолжать рассказ писателя.
5.Развивать речь детей.
6.Воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся перечитывают рассказ и передают его содержание по плану:
3. Чтение учителем статьи о Л. Н. Толстом. Свободная беседа
Знакомство с личностью Л. Н. Толстого строится с опорой на знания учащихся о произведениях автора и расширением их круга. Классические произведения должны стать составной частью чтения учащихся
4. Чтение учителем рассказа «Булька». Чтение учениками молча
С помощью интонации, выразительного чтения важно донести основную мысль рассказа - преданность собаки своему хозяину
Что более всего показало привязанность собаки к своему хозяину?
Много это или мало - 20 вёрст?
Как дались собаке эти 20 вёрст, которые она проскакала «в самый жар»?
5. Анализ рассказа, беседа
Вопросы учебника, учителя направляют учащихся на углубленное осмысление текста: Понравился ли вам Булька? Чем? Как его описывает автор? О чём говорят действия Бульки? Подумайте, что могло бы произойти и др.
Физкультминутка
6. Придумывание продолжения рассказа. Чтение цепочкой, подготовка к подробному пересказу
Очень важно, чтобы дети не отходили именно от этого рассказа и придумывали его продолжение
7. Домашнее задание
Подготовить подробный пересказ и продолжение рассказа
8. Подведение итогов урока.
9. Рефлексия
Страна Мудрых уроков
Обобщающий урок «Повторяю и творю»
Цели урока: 1. Обобщить и закрепить знания учащихся.
2.Развивать интерес к творчеству писателей, с произведениями которых встретились
в «Стране Мудрых уроков».
3.Активизировать творческое воображение.
4.Развивать речь.
5.Воспитывать коммуникабельность.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Очень интересно проследить версии ребят насчет будущего Бульки. Обязательно необходимо оценить и поощрить детей за творчество
Задача этой рубрики - систематизировать все знания, которые получили учащиеся, назвать произведения, авторов по отрывкам. Таким образом, мы приучаем школьников быть внимательными к слову автора, чувствовать, понимать его
4. Подумайте
Какие мудрые уроки извлекли из определённых произведений? Какой из них наиболее запомнился? Почему эту страну называют «Страна Мудрых уроков»? Дайте ей другое название
(Самомнение и гордыня Орла.Нельзя быть слишком гордым. Безграничная любовь матери к своим сыновьям; Удивительно тонкие, тёплые узы связывают рассказчика с его бабушкой. Он не просто понимает её состояние, но готов сделать всё, чтобы оно поменялось. Вот это понимание - суть рассказа
Рассказ Л. Н. Толстого «Акула» знакомит детей с силой человеческого духа, с умением и необходимостью в сложной ситуации не растеряться, сосредоточиться и принять правильное решение.)
Физкультминутка
5. Придумайте свой «мудрый урок»
Эта работа класса происходит под руководством и с помощью учителя. Пусть это будет коллективный «мудрый урок»
6. Составьте «мудрые мысли»
Предлагаем «разбросанные» слова пословиц