Настольная игра для детского сада своими руками на тему: Космос. Настольно-печатная дидактическая игра "изучаем вселенную" или "космическое путешествие"

Картотека дидактических игр

по теме «Космос»

  1. «Правильно расставь планеты»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.

Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типу паззлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.

Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры которых совпадают (по типу паззлов). Ребята постарше последовательность расположения планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются.

  1. «Найди пару»

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.

Материал: 12 карточек с изображением созвездий, 12 карточек с картинками, символизирующими эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

Ход игры . Детям раздаются карточки с картинками, символизирующими созвездия. Необходимо подобрать к ним соответствующие созвездия. Затем можно усложнить задачу – ребенку нужно найти созвездие по памяти. Показываем картинку, потом ее прячем. Ребенок по памяти находит нужное созвездие.

  1. «Подбери пришельцу ракету»

Цель: продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.

Материал: картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических фигур.

Ход игры . На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соеденить линией изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

  1. «Мое созвездие»

Цель:

Материал: карта звездного неба, схемы 12 созвездий + Большая и Малая Медведица.

Ход игры . Детям раздаются схемы созвездий. Для начала они рассматривают карту звездного неба, находят необходимое созвездие по количеству и форме расположения ярких звезд. Затем ребята с помощью маркера прорисовывают создездия на своих схемах.

С помощью этой игры дети решают самые разные задачи: совершенствуют графические навыки, ориентируются на пространстве листа, изображают фигуры созвездий.

  1. «Найди тень»

Цель: учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность.

Материал: 20 карточек с картинками на тему «Космос», 20 карточек с изображением силуэтов.

Ход игры.

1 вариант . Воспитатель раздает детям карточки с картинками. Предлагает детям рассматреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какой-либо картинки. Дети должны найти среди имеющихся карточек ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.

2 вариант . На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на соответствующие картинки.

3 вариант .На одной стороне стола раскладывабтся силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Детям необходимо с помощью палочек соеденить тень с нужной картинкой.

  1. «Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.

Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.

Ход игры.

Воспитатель: «Мы – космонвты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность.Сейчас я хочу устроить такое истытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.»

1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.

Предполагаемые наборы картинок (слов):

1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка

2.Ракета, спутник, лодка, луноход

3.Комета, метеорит, звезда, глобус

4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт

5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс

6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп

7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея

8.Море, пустыня, океан, река

9.Овен, Близнецы, астролог, Рак

10.Равнины, горы, пустыня, океан

11.Смелый, храбрый, злой, отважный.

  1. «Планеты Солнечной системы»

Цель: уточнить названия планет Солнечеой Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память.

Материал: набор карточек с изображением планет – по две карточки на одно изображение.

Ход игры . Игрок открывает сначала одну карточку, называет, что на ней нарисовано и показывает остальным. Затем открывает вторую карточку, тоже называет и показывает. Если карточки не совпадают – игрок кладет их на прежние места изображением вниз, а право хода переходит к следующему участнику. Если игрок откроет две одинаковые карточки, он забирает их себе, но прежде называет, какую планету выбрал, и делает еще один ход. Если игрок не назвал планету, он лишается хода. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. В конце игры каждый игрок считает картинки парами. Ребенок, собравший больше всех картинок-парочек, выиграл.

  1. «Космос»

Цель : учить детей плоскостному моделированию по образцу. Развивать мышление, творческое воображение, память.

Материал: 12 карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.), геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры.

1 вариант. Дети накладывают детали на образец.

2 вариант. Дети конструируют, глядя на образец.

3 вариант. Дети конструируют по памяти.

4 варант. Дети придумывают свои космичесике объекты.

  1. «Собери созвездие»

Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Материал: кусочки фетра, карточки с рисунками созвездий (12 зодиакальных созвездий, Большая и Малая Медведица), маленькие звездочки.

Ход игры . Ребенок выбирает в качестве образца карточку и самостоятельно выкладывает на фетре созвездие из звездочек. Он сам определяет количество созвездий, которые будет выкладывать. Опыт показывает, что с особым удовольствием дети составляют со созвездие, под которым каждый из них родился.

  1. «Подбери словечко»

Цель: активизировать и расширить словать по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.

Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

Человек, который считает звезды – звездочет,

Космический корабль, летящий к звездам – звездолет,

Скопление звезд на небе- созвездие,

Момент, когда звезды «падают» - звездопад,

Небо, на котором много звезд – звездное,

Небо, на котором нет звезд – беззвездное,

Бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.


Картотека подвижных игр по теме «Космос»

Култышева Яна Григорьевна

1. «Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять вкруг, и игра начинается сначала.

2. «Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

Запускаем мы ракету «У-У-У! »: Руки над головой в форме конуса,

Завели моторы «Р – р – р»: движение по кругу друг за другом

Загудели: «У-у-у! »: Руки расставили в стороны.

На заправку полетели: присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

3. «Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

4. «Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

5. «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.

Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой! » дети на свои места.

6. «Солнце – чемпион»

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Тема: « КОСМОС»

(подготовительная группа)

Игра « СОЛНЦЕ»

Цель: получить представление о сравнительной величине планет,

о последовательности их расположения в Солнечной системе;

Произносить нарицательные существительные в родительном падеже;

находить общую часть родственных слов; изменять существительные

по падежам.

Материал: футбольный мяч, булавка.

Ход игры: объясните детям, что Вселенная - это весь мир. Все, что нас окружает снизу, сверху, со всех сторон. Над нами небо, а в небе-

Солнце. Солнце - это громадный шар из раскаленных газов. Планета

Солнечной системы различны по размеру, но все они значительно меньше Солнца. Предложить детям взять футбольный мяч и представить себе, что это Солнце. Тогда Землю можно представить размером с булавочную головку. Покажите детям картинки и попросите ответить на вопросы.

Что больше - Солнце или Земля? (Солнце больше Земли).

Солнце или Юпитер? (Солнце больше Юпитера).

Сатурн или Уран? (Сатурн больше Урана).

Нептун или Плутон? (Нептун больше Плутона).

Предложите найти на рисунке ближайшую к Солнцу планету.

Спросите, какая по счету от Солнца планета Земля?

Предложите найти планету Сатурн. Она окружена кольцами огромных размеров. Спросите, какая по счету от Солнца планета Сатурн?

Предложите определить и назвать общую часть родственных слов: лунный, лунатик, луноход; земелька, земельный, подземный.

Предложите назвать лишнее слово: Солнце, солнечный соленый.

Игра « ЛУНА»

Цель: образовывать сложные слова; изменять глаголы прошедшего

времени по родам.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: расскажите, что Луна сияет ярче звезд. С давних времен люди интересовались, почему Луна то круглая, то видна лишь ее половинка, то тонкий серпик, напоминающий кусочек сыра.

Сейчас мы знаем, что Луна - это спутник нашей Земли и вращается не сама, ее освещает Солнце. Когда Луна обращена к Земле своей светлой стороной, мы видим всю Луну целиком, и говорят, что наступило полнолуние. Когда видна лишь часть светлой стороны,

то Луна похожа на половинку круга.

Предложите детям называть слова ласково: полный - ….(полненький),

Красивый - …(красивенький).

Предложите изменять слова по образцу:

Полный - полнее,

Светлый - ….,

Красивый - ….

Предложите ребенку догадаться, какое слово пропущено, и назвать его: « Днем светило солнышко. Ночью …..(светила) Луна.

Сегодня светит Солнце, а вчера ….(лил, шел) дождь ».

Просите подобрать синонимы к слову « светит» (сиять, сверкать) и составить словосочетания с синонимами: светить….., сверкать…, сиять…, (светит солнце, сверкают звезды, сияет луна).

Предложите закончить предложение, правильно употребляя слова:

Солнце…(светило), фонари…(светили), ночник …(светил).

Игра « ПОЧЕМУ ЛУНА НЕ ПАДАЕТ НА ЗЕМЛЮ!»

Цель: образовывать глаголы при помощи приставок; игра способствует

развитию зрительного внимания.

Материал: сюжетная картинка с изображением Земли, Луны, ластик нитка.

Ход игры: предложите детям провести опыт: обмотать ластик ниткой,

а другой конец нитки крепко держать в руке. Ластик будет « луной»,

А ребенок - « землей». Попросите хорошенько раскрутить ластик за нитку. Ластик - луна старается оборвать нитку и улететь, а нитка не дает этого сделать. Настоящую Луну удерживает сила земного притяжения. Если перестать раскручивать ластик, он упадет!

Как только Луна перестанет вращаться вокруг Земли, так немедленно

сила притяжения нашей планеты ее « приземлит», притянет

к Земле. Так что весь секрет - в движении.

Предложите ребенку образовывать слова по образцу:

Тянуть - притянуть,

Поднять - ….(приподнять),

Мчаться -….(примчаться),

Везти - …..(привезти)

Сесть - ….(присесть).

Предложите ребенку определить, чем отличаются слова (голосом выделяйте приставку): влететь, вылететь, прилететь, слететь, улететь,

полететь.

Предложите ребенку закончить слово, назвав его остальную часть.

Например: принести, приползти, привезти перейти, переползти,

передвинуть.

Игра « ЗАЧЕМ НУЖЕН СПУТНИК»

Цель: понимать переносное значение слов; находить родственные слова.

Материал: сюжетная картинка (с изображением спутников).

Ход игры: расскажите детям, что 4 октября 1957 года у Земли появился новый спутник. Он был создан учеными нашей страны.

После этого в космос запускали и другие спутники, намного больше

предыдущего. Они следят за движением облаков - это помогает

точнее предсказывать погоду; следят за движением судов в океанах,

если корабль терпит бедствие, спутник примет его сигнал и передаст

спасательной службе; разносят по всей Земле телеграммы, телефонные

разговоры, передачи телевидения; изучают звезды и планеты.

Спутники фотографируют Землю для составление географических

карт. Есть спутники - разведчики.

Задайте ребенку вопросы: « Какая страна запустила первый космический спутник Земли? Какую работу выполняют спутники?»

Спросите, какие выражения употреблены в прямом, а какие - переносном

значении: « Улыбка - спутник хорошего настроения. Луна - спутник

Земли. Первый искусственный спутник Земли. Здоровье- спутник долголетия».

Игра « СОЗВЕЗДИЯ»

Цель: различать прямое и переносное значение слов; образовывать глаголы при помощи суффиксов; изменять глаголы настоящего времени

по числам.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: « На небе видны крошечные светлячки, далекие звезды. Люди еще в древности условно разделили небо на районы, а звезды - на группы, созвездия. Самые заметные звезды в каждой группе соединяли воображаемыми линиями, а потом смотрели: на что же похож рисунок? Кого он напоминает - зверя, птицу, человека, предмет?

Посмотри, на небе есть целый зверинец: Орел и Змея, Большая и Малая Медведицы, Лебедь, Рак, Рыбы, Скорпион… Некоторые созвездия

получили имена героев древних мифов - Андромеда, Кассиопея, Орион,

Геркулес…».

Предложите детям соединить нарисованные звезды одной линией,

тогда у него получится созвездия Дракона; Большая Медведица;

Геркулес. Скажите: « В созвездии Дракон 13 звезд. В созвездии Большой Медведицы 7 звезд. В созвездии Геркулес 13 звезд».

Объясните выражения «небо и земля» - полная противоположность

друг другу; « под открытым небом» - не в помещении; « на седьмом небе» - высшая радость, состояние счастья.

Предложите изменить слова по образцу; звезда мерцает; звезды…(мерцают) ; молния сверкает; молнии…(сверкают); спутник летит; спутники ….(летят).

Игра « В ОБСЕРВАТОРИИ»

Цель: подбирать синонимы; игра способствует развитию слухового

и зрительного внимания.

Материал: предметная картинка.

Ход игры: расскажите детям, что наблюдают и изучают звезды в особых астрономических зданиях –обсерваториях. Обычно они находятся за городом или в горах, где воздух чист и прозрачен.

Ведь наблюдать звезды можно только при ясном небе.

Телескопы находятся в специально построенных для них

домах- башнях с круглыми крышами- куполами.

С наступлением ночи крыши домов раздвигаются, и труба телескопа

наводится на небо, где в вышине слабо мерцают и зовут далекие миры.

Предложите ребенку найти синонимы: ясный, безоблачный, светлый

денек. День ясный, безоблачный, светлый, погожий, безветренный.

Предложите подобрать синонимы к словам: утро (ясное, светлое, безоблачное); зима (холодная, прохладная, морозная); лето (знойное,

жаркое).

Игра « МЕТЕОРЫ И МЕТЕОРИТЫ»

Цель: понимать переносное значение выражений.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: расскажите детям, что в пространстве между Солнцем и планетами носятся камни разной величины и пыль. Когда они влетают в атмосферу Земли, говорят « звезда упала». На самом деле это твердый маленький камень, прилетевший из космического пространства, во время падения он сильно раскаляется и начинает светиться. Но очень скоро камешек сгорает и пропадает.

Эти небесные камни называются « метеоры». Их надо отличать от

метеоритов. Метеоритами называют только те камни, которые

долетели до Земли и упали на нее. Размеры их самые разные.

Задайте детям вопросы: « Отчего в ночном небе иногда вспыхивают

черточки? Как называется метеор, долетевший до Земли?»

Попросите ребенка определить, какие выражения употреблены в

прямом, а какие в переносном значении: « Зажглись звезды.

Верить в свою звезду (в судьбу). Звездная болезнь (завышенная

самооценка). Восходящая звезда (новая знаменитость). Звездная ночь».

Игра « ЗАЧЕМ ЛЕТЕТЬ В КОСМОС»

Цель: употреблять нарицательное существительные в винительном падеже; понимать переносное значение слов.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: спросите « Почему люди так стремятся в космос?

Ведь в космосе темно, холодно, на каждом шагу подстерегают

опасности …» Расскажите, что воздух мешает отчетливо видеть звезды

с Земли. В нем постоянно носятся пылинки, капельки воды, частички

дыма. А когда собираются тучи, то звезды не видны. Астрономы

мечтают построить обсерватории в космосе: воздуха там нет, облаков тоже, наблюдать звезды без всяких помех! Каждый экипаж, отправляющийся в космос, получает задание от астрономов.

Попросите детей определить, какие из этих слов употреблены

в прямом, а какие - в переносном значении: темная ночь, темное небо,

темные дела, темные волосы, темный цвет.

Игра « СКАФАНДР»

Цель: различать смысловое значение слов.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: расскажите детям, что космонавты выходят в открытый космос: проводят наблюдения, осматривают станцию снаружи.

В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара.

На солнце припекает, а в тени все замерзает. Единственный выход

скафандр.

В нем температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце

светит слишком ярко и слепит глаза, то можно в гермошлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать со своими товарищами, оставшимся на станции. Правильнее было бы называть скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого, прочного и надежного материала и сшита по росту. Вот какая одежда у космонавтов!

Предложите детям подбирать слова, близкие по смыслу:

надежный -…(прочный),

смелый - ….(храбрый, отважный),

большая -…..(огромная).

Предложите придумать словосочетания с этими синонимами (надежный

товарищ, прочная ткань).

Игра « КОСМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ»

Цель: употреблять в речи имена существительные в различных падежах: изменять глаголы по лицам.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: расскажите детям, что строительство ракеты или спутника и

запуск их в космос - работа очень сложная.

Тысячи людей самых разных специальностей трудятся для этого многие

Месяцы и годы. Космонавты усердно тренируются. Врачи наблюдают

За состоянием здоровья космонавтов. Инженеры проектируют корабли, рабочие по чертежам изготовляют детали для ракеты,

а потом их собирают, астрономы подготовляют задание для

космонавтов.

Предложите детям посмотреть на картинки и называть, кто на них

изображен (астроном, космонавт, инженер). Попросите его ответить каких профессий нужны скафандр, компьютер, телескоп.

Скафандр - это специальный герметический костюм.

Скажите, для работы в каких условиях человеку нужен скафандр –

в космосе, под водой, на большой высоте.

Предложите детям вместо вопроса слова « космонавт», « космонавты»,

правильно изменяя их: « Разговаривать с кем? (с космонавтом, космонавтами). Наградить кого? (космонавта, космонавтов).

Заботиться о ком? (о космонавте, о космонавтах).

Встретить кого? (космонавта, космонавтов). Предложите детям изменять глаголы по лицам.

Мы летим, летим, летим,

Мы на месте не стоим.

Я лечу, лечу, лечу,

Я на месте не …..(стою).

Дидактические игры

"КОСМОС"

(дидактическая игра для детей 4-5 лет)

Цель:

Учить детей плоскостному конструированию по образцу,

Развивать мышление, творческое воображение, память

Количество игроков 1-12.

Игра состоит из 12 больших карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.) и геометрических фигур разного цвета.

Варианты игры:

Вариант 1: дети накладывают детали на образец.

Вариант 2: дети конструируют, глядя на образец.

Вариант 3: дети конструируют по памяти.

" Угадай по тени" (космическая техника).

Цель:

К каждой форме большой карты нужно подобрать пару - предмет с таким же размером и внешними очертаниями.

В состав игры входят большие карты с силуэтами картинок и маленькие карточки с рисунками предметов.

Перед началом игры рассмотрите большие карты с силуэтами, на что (кого) они похожи.

Варианты игр могут быть такими:

Взрослый показывает и называет изображение, ребенок рассматривает цветную картинку и находит соответствующий силуэт;

Взрослый показывает, но не называет изображение, ребенок сравнивает, находит, называет картинку и получает карточку.

«Разрезные картинки».

На картоне рисуются (распечатываются) самые простые картинки (космонавт, ракета, планеты)

Для начала лучше делать картинки покрупнее.

Картинки разрезаете на восемь частей.

Задача ребенка: сложить все половинки в одно целое.

На обратную сторону картинок можно наклеить липучку и тогда собирать их можно будет на фланелеграфе, что очень удобно в том плане что картинки не будут "ломаться" при неосторожных движениях.

Когда ребенок хорошо освоит принцип складывания картинок можно брать сюжетные картинки.

Хвост. В процессе игры вы выучите с ребенком названия животных, проговорите кто как «разговаривает», выучите части тела животного и т.д.

« Мы изучаем космос».

1-ый вариант игры

Цель: развивать память детей,внимание, воображение, коммуникативные способности, конкретизировать знания детей о профессии космонавта, условиями работы в космосе, космическими обитателями.

Ход игры: (Постройка космического корабля и путешествие на нем.)

Педагог, используя заранее приготовленную схему, обговаривает устройство космического корабля. Сверяясь с чертежами, дети строят корабль(выделяют отсеки: рабочий, технический, пульт управления, иллюминаторы, трап.) Обговаривают одежду космонавта, пробуют надеть воображаемый скафандр, шлем. Обсуждают, какими качествами должен обладать космонавт, в чем заключается смысл этой профессии. Затем дети занимают места в космическом корабле и воображают себя в открытом космосе.

2-ой вариант игры

Цель: развивать внимание, память, воображение; продолжить знакомство с условиями работы в космосе и планетами.

Игровое задание: побывать в космосе и познакомиться с планетами Солнечной системы.

Ход игры: Педагог предлагает детям занять место в воображаемом звездолете (предварительно обыгрывается старт звездолета) и отправиться в путешествие к планетам Солнечной системы. Используя фотографии, рисунки детей, педагог дает характеристику каждой планете. Обговаривается вместе с детьми ее форма, цвет. Расположение в пространстве.В итоге дети выполняют рисунки под впечатлением от предпринятого путешествия.

«Геометрия в космосе».

В космос полетел необычный человек, который состоит только из геометрических фигур. Посмотрите внимательно на рисунок этого человечка и ответьте на вопросы:

Какие геометрические фигуры вы видите?

Сколько кружков, треугольников, квадратов, отрезков?

Чего больше: кружков или треугольников? Квадратов или кружков?

Игра «Помоги расселить Лунатиков по планетам»

На доске вывешиваются планеты (Марс, Венера, Сатурн….), на которых записаны числа. Под планетами расположились Лунатик, на обороте которых записаны примеры. Надо решить пример и поселить Лунатика на планету с номером ответа.

Игра «Найди ракету».

Цель:

Учить ориентироваться в замкнутом пространстве (помещении кабинета), находить и располагать игрушки по инструкциям педагога;

Развивать зрительный поиск в макропространстве, закреплять знание основных предлогов, характеризующих местоположение предметом.

Ход игры: Педагог предлагает детям найти 4 ракеты, расположенные в разных местах кабинета и рассказать, где находятся ракеты, используя пространственные предлоги.

«Космическая пыль».

Цель:

Учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие.

Формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.

Ход игры:

1. Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную:

– Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.

Найдите большую голубую звезду.

Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая? и т.д.

«Космическое поле».

Цель:

Формировать умение детей ориентироваться в макропространстве (на листе бумаги).

Учить показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги (по инструкции тифлопедагога).

Ход игры:

Педагог раздает детям конверты, в которых находятся 5 маленьких изображений и 1-2 большие. Предлагает выложить на доске космическое поле. По инструкции педагога дети выкладывают большие предметные картинки на доске.

и т.д.

«Маршрут ракеты».

Цель:

Развивать у детей зрительное восприятие;

Активизировать зрительные функции глаз, развивать периферическое зрение;

Формировать зрительно-двигательную ориентировку, графические навыки.

Ход игры:

Дети, следуя инструкции педагога рисуют маршрут ракеты:

Сначала ракета долетит до большой красной звезды, далее полетит к маленькой зеленой планете и т.п.

Один ребенок выполняет задание у доски.

«Семейка слов».

Цель:

Словообразование родственных слов.

Ход игры:

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».

Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Космический обед.

Цель:

Ход игры:

Продукты питания на космическом корабле хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. Все продукты находятся в вакуумной упаковке или консервной банке, а пить можно только через трубочку. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой.

«Космическое путешествие».

На площадке в 4-5 местах обозначаются «ракеты». Можно поставить игрушки ракет, а сбоку прикрепить надпись маршрута, например: «Земля - Венера - Земля», «Земля - Лупа -Земля», «Земля - Марс - Земля». В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал (площадка) - ракетодром. Во всех ракетах на 2-3 места меньше, чем играющих.

Ход игры:

Играющие, не держась за руки, идут по кругу говорят:

«Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!»

После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет.

Правила игры:

1) Опоздавшие игроки становятся в центр круга

2) Игра повторяется несколько раз.

Варианты:

1) Передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т.д.

«Космические разведчики».

Цель: развитие у детей наблюдательности, коммуникативности, организаторских способностей.

Ход игры:

Воспитатель: «Наш космический корабль совершил посадку на неизведанной планете. Прежде чем высадиться на ней и разбить лагерь, мы должны провести разведку. Давайте выберем разведчика и командира. Остальные дети образуют отряд, или группу разведки».

В комнате стулья расставлены хаотично. Разведчик прокладывает маршрут между стульями, обходя их с разных сторон. Командир наблюдает за действиями разведчика, а потом проводит свой отряд по проложенному маршруту. Можно построить игру и по-другому: командир ведет отряд из того места, где закончил свой путь разведчик, в то место, из которого разведчик вышел.

После игры дети обсуждают правильность действий командира и допущенные им ошибки.

«Что изменилось?»

Цели:

Тренировка наблюдательности, развитие зрительной памяти.

Ход игры:

Воспитатель: «А сейчас мы проверим, какая память у наших космонавтов». Для игры первоначально выбирается группа из 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Воспитатель вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид всех участников игры. На это дается 1-2 минуты. После этого водящие удаляются в другую комнату. По указанию воспитателя дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм или прическу.

Затем по очереди вызывают водящих. Каждый из них должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто заметил больше изменений.

«Дверная скважина».

Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления.

Ход игры:

Воспитатель: «Предлагаю будущим космонавтам еще одно испытание на сообразительность. Я покажу вам картинки с изображением того, что вы можете увидеть на далекой планете. Но представьте, что иллюминаторы в нашем корабле маленькие, экраны ваших скафандров тоже невелики. Поэтому видеть всю картинку целиком вы не можете. Вы увидите отдельные фрагменты и должны догадаться, что же изображено на картинке». Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, по площади примерно вчетверо превосходящий размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие круглой формы (как иллюминатор). Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1 минуты. Затем один из игро­ков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке.

«Звук потерялся».

Цель:

Развитие внимания, развитие фонематического слуха.

Ход игры:

Воспитатель: «Космонавты должны быть очень внимательны. Сейчас мы потренируем наше внимание в одной простой игре». Воспитатель называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны говорить, какой именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным ответом. Еще один вариант игры: слово с точками вместо пропущенного звука пишется на доске, дети должны вписать нужный звук и прочесть слово целиком.

Подвижная игра « Космический полет».

(Дети передвигаются по залу под музыку, на полу разложены обручи из расчета на 1 меньше, чем детей. Музыка замолкает, и дети занимают свободный обруч… не успевший выбывает из игры, воспитатели убирают обруч после каждой остановки музыки. Играют до последнего оставшегося ребенка, который считается победителем.)

«Кто быстрее до Луны».

Выбираются 2 ребенка, встают друг напротив друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закручивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл. Проводится 3-4 раза.

«Назови ласково».

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображениями

Большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого предмета, например, звезды и спрашивает,

как он называется. Затем объясняет: «Это звезда большая. А

как ты назовешь ласково маленькую. Демонстрирует картинку

Аналогично рассматриваются другие предметы:

Солнце – солнышко

Дождь – дождик

колесо

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные

множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:

Планета – планеты

Ракета – ракеты

Космонавт – космонавты

Луноход - луноходы

«Чего не стало?»

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: предметные картинки

Ход. Взрослый выкладывает предметные картинки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из них. Ребенок должен отгадать, какая картинка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.


Подборка игрового материала для детей раннего возраста на тему «Космос»

Цели:

Деть детям элементарные представления о космосе.
Активизировать словарь по данной теме.
Продолжать формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете, геометрических фигурах, положении предметов в пространстве.
Учить детей выполнять простейшие опыты с песком и водой.
Совершенствовать навыки рисования, наклеивания, лепки.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Глобус.
Разноцветные пуговицы, силуэтное изображение летающей тарелки с разноцветными кругами разных размеров и набор пуговиц соответствующих размеров и цветов.
Изображения пришельцев и их планет в виде геометрических фигур.
Схематическое изображение ракеты из геометрических фигур, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Картинка с изображением космонавтов трех размеров, вырезанные из белого картона изображения скафандров трех размеров.
Склеенный из плотной бумаги конус. Наклейки в виде кругов, салфетка красного цвета.
Приклеенные с черному картону ракета, космонавт на шнурке, большая и маленькая планеты.
Клей, песок, лист бумаги с прикрепленным сверху на нем круглым трафаретом.
Емкость с песком. Пипетка. Стакан с водой.
Разноцветные прищепки, силуэтные изображения динозавров из плотного картона.
Лист-фон с изображением трех планет разной величины, клей, цветные силуэтные картинки динозавров трех величин.
Лист бумаги с прикрепленным сверху на нем круглым трафаретом, поролоновый тампон, синяя краска, мелкий песок.
Плоскостные изображения китов трех размеров.
Изображение планеты Земля, камни и тени от этих камней разной формы. Силуэтное изображение ракеты.
Лист черного картона, пластилин желтого и оранжевого цветов, краска, штампы с пузырчатой пленкой.
Оборудование для динамической паузы: скамейка, коррегирующая дорожка, туннель.
Веники и совочки маленького размера.
Аудиозаписи: «Песня юных космонавтов».

Ход занятия:

Мы с вами живем на планете «Земля». Вот так она выглядит. (Показ глобуса).

Днем, когда светло, мы с вами видим на небе Солнце, нашу звезду. А ночью, когда темно, на небе загораются множество звездочек. Люди смотрели на небо и мечтали полететь туда, в космос. Научились строить ракеты и полетели в космос. Теперь люди мечтают долететь до других далёких планет, туда где живут инопланетяне. Мы не можем полететь в космос на настоящей ракете. А поиграть в космические приключения можем. Сейчас и начнем.

А вот к нам на летающей тарелке прилетели инопланетяне с иных планет. Как мы с ними поздороваемся? Что скажем? Здравствуйте, привет!

Дидактическая игра «Найди ракету пришельцев»

На какую геометрическую фигуру похож этот пришелец? Он похож на круг. Значит он прилетел на круглой ракете. А теперь скажите, на какую геометрическую фигуру похож этот пришелец? На овал. Значит он летает на овальной ракете. Найдите для каждого пришельца подходящую ракету.

Игра с пуговицами «Летающая тарелка»

На круги выложите пуговицы подходящего размера и цвета.

Пора и нам слетать в космос. Но сначала нам нужно будет построить нашу собственную ракету.

Дидактическое упражнение «Построй ракету»

Возьмите в руки прямоугольник и и найдите его место на изображении ракеты.

Теперь выложите два квадрата и один треугольник. А сколько кругов? Два круга. Выложите их в виде окон-иллюминаторов. А теперь сосчитайте овалы. Сколько у вас овалов? Их три. Найдите и им место на нашей ракете.

Дидактическая игра «Подбери скафандр по размеру»

Перед вами три космонавта. Покажите самого высокого, самого низкого. Чтобы космонавт мог выйти в открытый космос ему нужен скафандр. Давайте подберём им скафандры по размеру.

Конструирование из бумаги «Ракета»

На конус из плотной бумаги дети наклеивают круги-иллюминаторы, сминают салфетку красного цвета и вставляют в полую часть конуса - «огонь».

Но перед любым полетом космонавты долго тренируются. Мы с вами тоже должны хорошо потренироваться.

Динамическая пауза «Тренировка космонавтов»

Дети ползут по скамейке, затем пролезают в туннель, по окончании которого они проходят по коррегирующей дорожке. (Выполняется под музыку «Песня юных космонавтов»).

А теперь, когда у нас все готово, отправляемся в полет!

Дидактическое упражнение «В открытом космосе»

Возьмите своего космонавта и расположите его в ракете. Теперь ракета летит вверх. Нам пора выходить из ракеты в открытый космос. Вот космонавт высадился на большой планете. Теперь вернулся на ракету. Снова вышел и облетел вокруг ракеты. Затем он должен высадиться на маленькой планете.

Планета песка

Опыт с песком «Сухой или мокрый»

Перед вами песок. Потрогайте его. Песок мокрый или сухой? Сухой. А как сделать песок мокрым? Налить воды. С помощью пипеток налейте воду в песок. Какой стал песок от воды? Мокрый.

Ручной труд «Планета песка»

На лист белой бумаги накладывается трафарет и закрепляется скрепками.

Хорошо намажьте клеем круг внутри трафарета и посыпьте его песком. Посмотрите, у нас получилась целая песчаная планета.

Планета динозавров

Аппликация «Динозаврики»

Дети, у вас есть большие и маленькие динозавры. Большие динозавры живут на большой планете, а маленькие - на маленькой. Наклейте большого динозавра на большую планету, а маленького динозавра - на маленькую планету.

Игра с прищепками «Динозавры»

У динозавров есть много врагов. Давайте защитим их. Приделайте шипы на спины динозаврам, чтобы они могли защититься от своих врагов.

Планета воды

Рисование «Планета воды»

(Выполняется с помощью поролоновых тампонов).

На лист бумаги накладывается круглый трафарет, закрепляется скрепками. Поролоновым тампоном с синей краской дети оставляют отпечатки, которыми они должны заполнить всё пространство внутри трафарета.

Как вы думаете, кто может жить на планете воды? Рыбы, киты.

Динамическая пауза «Путешествие на китах»

На полу выкладывается плоскостное изображение кита, детям предлагается расположиться на нем для плавания по «Планете воды».

Этот кит не очень большой, нам на нем очень тесно. Посмотрите, вот ещё какой-то другой кит подплыл к нам. Внимательно на него посмотрите и скажите - он больше нашего или меньше? Этот кит больше чем наш. Так, давайте пересядем на этого кита, который побольше. Вот теперь нам совсем не тесно. Нам просторно.

Планета камней

Дидактическая игра «Найди камень по его тени»

Вы должны разложить камни подходящей формы на их тени.

Дидактическое упражнение «Проведи ракету через метеоритный дождь»

Возьмите в руки свою ракету и поставьте на нашу планету Земля. Теперь ракета отправляется в путь. Помогите ракете пролететь через метеоритный дождь и не врезаться в камни (астероиды).

Упражнение «Собери камни»

На этой планете сильные ветра и ураганы разбросали камни и обломки скал. Нужно их собрать, но руками трогать камни нельзя. Мы с вами будем собирать камни с помощью специальных инструментов - веников и совков. Смотрите, вот так.

Лепка «Звезда и комета»

На листе черной бумаги дети делают изображение звезды и кометы.
Звезда: круговым раскатыванием сделать шар, приложить к картону и придавить, пальцем вытянуть пластилин в стороны - сделать «лучи».
Комета: круговым раскатыванием сделать шар, приложить к картону и придавить, пальцем вытянуть «хвост» кометы.

Рисование штампами с пузырчатой пленкой «Планеты»

Аккуратно обмакните штамп в краску и приложите к темному листу бумаги - у вас на листе должна получиться планета.

Всё, ребята, нам пора возвращаться домой на нашу планету Земля.

Мастер – класс для детей 3-7 лет. Дидактическая игра «Космическое пространство».

Климова Ирина Анатольевна, воспитатель МДОУ детского сада «Солнышко» пгт. Атамановка Читинского района Забайкальского края.
Сегодня мне не повезло -
Я не увидел НЛО.
А все случилось почему?
Сейчас я всё сама пойму.
Их астрономы распугали.
Своим неверьем в их прилёт.
Сидят, глядят в далеки дали
И дни и ночи на пролет...
Мы сейчас сделаем летающих тарелок, которые никогда от нас не улетят...

Описание работы: материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, детям 3-7 лет.
Цель:
- развитие у детей мелкой моторики пальцев;
- приобщение педагогов и родителей к использованию бросового материала при создании дидактических пособий для развития детей.
Задачи:
Образовательные:
- создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт;
- учиться ориентироваться на плоскости (справа - слева, сверху - снизу).
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей дошкольного возраста. Во время игры ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Крышки - предмет простейший, но тем не менее обладающий таинственным притяжением. Их всегда жалко выкидывать.
Хочу представить игру, не требующую материальных затрат в изготовлении. Её могут сделать и родители для занятий с детьми дома.

Для дидактической игры «Космическое пространство» нам понадобится:
- коробка прямоугольной формы из пенопласта (без крышки);
- бумага темного тона для оклеивания коробки;
- DVD диски 3 шт;
- пустые бутылочки из – под моющих средств;
- изолента;
- крышки разных размеров от различных бутылок;
- пластичная замша толщиной 2 мм;
- ножницы;
- клеевой термопистолет;
- буквы и цифры небольших размеров;
- гвоздики со шляпкой;
- пайетки;
- лак для ногтей.


1. Оклеим коробку из пенопласта бумагой тёмного синего цвета.


2. Возьмем диск и с помощью ножниц сделаем посередине отверстие, равное диаметру крышки от пластиковой бутылки.


3. Перевернём коробку, наметим место для проделывания отверстия путём приложения всех дисков.


4. От пластиковых бутылок отрезаем горлышко практически у основания.


5. По намеченным точкам на коробке сделать прорези насквозь.


6. Вставить в эти прорези наши отрезанные горлышки от пластиковых бутылок.


7. Переворачиваем коробку.


8. На горлышко «одеваем» диски с отверстиями.


9. Делаем шаблон летающей тарелки с отверстием внутри, равный диаметру крышки от бутылки.


10. Обводим шаблон по пластичной замше.


11. Вырезываем, получаем 3 заготовки.


12. Накладываем «летающие тарелки» на диски. Приклеиваем.


13. Закручиваем крышки.


14. Берем пластмассовую ёмкость от любого моющего средства с дозатором. В нашем случае ёмкость овальной формы со съёмными резиновыми «усиками». Отрезаем 1/3- верхнюю часть.


15. Проделываем то же самое, что и с основанием от пластиковых бутылок – через низ коробки в сделанное отверстие продеть верхнюю часть ёмкости.


16. Закрепить всё это изолентой с внешней стороны.


17. Из замши вырезать овал. Внутри овала вырезать отверстие.


18. «Одеть» овал на горлышко с дозатором. Приклееть.


19. Вернуть на место резиновые «усики».


20. То же самое проделываем со второй аналогичной ёмкостью.


21. Основная работа закончена.


22. Теперь нам необходимо сделать место для крышек. В этом нам поможет та же самая пластиковая бутылка. В нашем случае она квадратной формы. Принцип изготовления аналогичен.


23. Осталось самое интересное – красочное оформление «космического пространства».
В этом нам помогут пайетки - звёздочки. Наклеиваем на «летающие тарелки» и по всей поверхности коробки.




24. Закрепляем «усики» гвоздиками со шляпкой. Гвоздики достаточно туго проходят в пенопласт, поэтому можно не опасаться, что дети легко его вытащат.


25. В помощь придёт и обычный лак для ногтей.



26. Наполним ёмкость крышками различных размеров и цветов.


27. Добавим надписи на боковые стороны коробки.





28. Дидактическая игра «Космическое пространство» готова!