Война и мир анализ эпопеи. Война и мир анализ эпопеи Произведение война и мир как роман эпопея

Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», увидело свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868-1869 годах. Успех «Войны и мира», по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский критик Н. Н. Страхов писал: «В таких великих произведениях, как «Война и мир», всего яснее открывается истинная сущность и важность искусства. Поэтому «Война и мир» есть также превосходный пробный камень всякого критического и эстетического понимания, а вместе и жестокий камень преткновения для всякой глупости и всякого нахальства. Кажется, легко понять, что не «Войну и мир» будут ценить по вашим словам и мнениям, а вас будут судить по тому, что вы скажете о «Войне и мире».
Вскоре книгу Толстого перевели на европейские языки. Классик французской литературы Г. Флобер, познакомившись с нею, писал Тургеневу: «Спасибо, что заставили меня прочитать роман Толстого. Это первоклассно. Какой живописец и какой психолог!.. Мне кажется, порой в нем есть нечто шекспировское». Обратим внимание, что русские и западноевропейские мастера и знатоки литературы в один голос говорят о необычности жанра «Войны и мира». Они чувствуют, что произведение Толстого не укладывается в привычные формы и границы классического европейского романа. Это понимал и сам Толстой. В послесловии к «Войне и миру» он писал:
«Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
Что же отличает «Войну и мир» от классического романа? Французский историк Альбер Сорель, выступивший в 1888 году с лекцией о «Войне и мире», сравнил произведение Толстого с романом Стендаля «Пармская обитель». Он сопоставил поведение стендалевского героя Фабрицио в битве при Ватерлоо с самочувствием толстовского Николая Ростова в битве при Аустерлице: «Какое большое нравственное различие между двумя персонажами и двумя концепциями войны! У Фабрицио - лишь увлечение внешним блеском войны, простое любопытство к славе. После того как мы вместе с ним прошли через ряд искусно показанных эпизодов, мы невольно приходим к заключению: как, это Ватерлоо, только и всего? Это - Наполеон, только и всего? Когда же мы следуем за Ростовым под Аустерлицем, мы вместе с ним испытываем щемящее чувство громадного национального разочарования, мы разделяем его волнение...»
Интерес Толстого-писателя сосредоточен не только на изображении отдельных человеческих характеров, но и на связях их между собою в подвижные и взаимосвязанные миры.
Сам Толстой, ощущая известное сходство «Войны и мира» с героическим эпосом прошлого, в то же время настаивал на принципиальном отличии: «Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла».
Толстой решительно разрушает традиционное деление жизни на «частную» и «историческую». У него Николай Ростов, играя в карты с Долоховым, «молится Богу, как он молился на поле сражения на Амштеттенском мосту», а в бою под Островной скачет «наперерез расстроенным рядам французских драгун» «с чувством, с которым он несся наперерез волку». Так в повседневном быту Ростов переживает чувства, аналогичные тем, какие одолевали его в первом историческом сражении, а в бою под Островной его воинский дух питает и поддерживает охотничье чутье, рожденное в забавах жизни мирной. Смертельно раненный князь Андрей в героическую минуту «вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими руками, с готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе».
Вся полнота впечатлений мирной жизни не только не оставляет героев Толстого в исторических обстоятельствах, но с еще большей силой оживает, воскрешается в их душе. Опора на эти мирные ценности жизни духовно укрепляет Андрея Болконского и Николая Ростова, является источником их мужества и силы.
Не все современники Толстого осознали глубину совершаемого им в «Войне и мире» открытия. Сказывалась привычка четкого деления жизни на «частную» и «историческую», привычка видеть в одной из них «низкий», «прозаический», а в другой - «высокий» и «поэтический» жанр. П. А. Вяземский, который сам, подобно Пьеру Безухову, был штатским человеком и участвовал в Бородинском сражении, в статье «Воспоминания о 1812 годе» писал о «Войне и мире»: «Начнем с того, что в упомянутой книге трудно решить и даже догадываться, где кончается история и где начинается роман, и обратно. Это переплетение или, скорее, перепутывание истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно, перед судом здравой и беспристрастной критики, не возвышает истинного достоинства последнего, то есть романа».
П. В. Анненков считал, что сплетение частных судеб и истории в «Войне и мире» не позволяет «колесу романической машины» двигаться надлежащим образом.
В сущности, он решительно и круто меняет привычный угол зрения на историю. Если его современники утверждали примат исторического над частным и смотрели на частную жизнь сверху вниз, то автор «Войны и мира» смотрит на историю снизу вверх, полагая, что мирная повседневная жизнь людей, во-первых, шире и богаче жизни исторической, а во-вторых, она является той первоосновой, той почвой, из которой историческая жизнь вырастает и которой она питается. А. А. Фет проницательно заметил, что Толстой рассматривает историческое событие «с сорочки, то есть с рубахи, которая к телу ближе».
И вот при Бородине, в этот решающий для России час, на батарее Раевского, куда попадает Пьер, чувствуется «общее всем, как бы семейное оживление». Когда же чувство «недоброжелательного недоумения» к Пьеру у солдат прошло, «солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой».
Толстой безгранично расширяет само понимание исторического, включая в него всю полноту «частной» жизни людей. Он добивается, по словам французского критика Мельхиора Вогюэ, «единственного сочетания великого эпического веяния с бесконечными малыми анализа». История оживает у Толстого повсюду, в любом обычном, «частном», «рядовом» человеке своего времени, она проявляется в характере связи между людьми. Ситуация национального раздора и разобщения скажется, например, в 1805 году и поражением русских войск в Аустерлицком сражении, и неудачной женитьбой Пьера на хищной светской красавице Элен, и на чувстве потерянности, утраты смысла жизни, которое переживают в этот период главные герои романа. И наоборот, 1812 год в истории России даст живое ощущение общенационального единства, ядром которого окажется народная жизнь. «Мир», возникающий в ходе Отечественной войны, сведет вновь Наташу и князя Андрея. Через кажущуюся случайность этой встречи пробивает себе дорогу необходимость. Русская жизнь в 1812 году дала Андрею и Наташе тот новый уровень человечности, на котором эта встреча и оказалась возможной. Не будь в Наташе патриотического чувства, не распространись ее любовное отношение к людям с семьи на весь русский мир, не совершила бы она решительного поступка, не убедила бы родителей снять с подвод домашний скарб и отдать их под раненых.

Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] Эсалнек Асия Яновна

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Не менее заметный след, чем Ф.М. Достоевский, оставил в русской и мировой литературе Л.Н. Толстой, вершиной творчества которого по праву признана «Война и мир». Это произведение издавна именуют не просто романом, а романам – эпопеей, что вполне справедливо. На то есть два основания: величина, масштаб, объем изображаемых действий и событий, а кроме того – характер событий, развертывающихся, начиная с третьего тома (всего в книге четыре тома). Все отношения персонажей и события исторического плана протекают в атмосфере войны с Наполеоном, войны отечественной, освободительной, народной, в отличие от кампаний 1806–1809 годов, участниками которых были и Андрей Болконский, и Николай Ростов и другие герои романа. Война 1812 года по меркам не только того, но и нашего времени, была грандиозным потрясением для всей России. Она унесла массу жизней, разорила жилища, искалечила судьбы, уничтожила значительную часть Москвы, горевшей в течение нескольких дней. Все это показал Толстой введением огромного количества действующих лиц – дворян, крестьян, военных, партизан, французов и т. д. Он же сумел передать драматический колорит того периода, который ощущался и осознавался разными участниками событий – от Кутузова и императора Александра до простого солдата. Стоит вспомнить сцены отступления армии, бегства населения, пожара Москвы, пленения русских, переживаний главнокомандующего, который, узнав об уходе французов из Москвы, понял, что «спасена Россия», и потому всячески старался уберечь свою армию от излишних потерь. Таким образом, причастность всех россиян, так или иначе показанных в «Войне и мире», к событиям 1812 года окрасила повествование Л.Н. Толстого в драматические тона и вместе с тем придала ему эпопейно-героический характер.

К этим россиянам принадлежали и главные герои Толстого, знакомство с которыми состоялось задолго до этой войны, а расставание произошло через семь лет после ее окончания. Следовательно, временные рамки повествования составили в целом около пятнадцати лет. Оправдан ли такой срок ведения действия и о чем он говорит?

Дело в том, что если бы речь шла о массе действующих лиц, даже таких как старшие Ростовы, их дочь Вера, Берг, Друбецкой, князь Василий, Элен, Анна Шерер и другие, то указанный разворот сюжета был бы необязателен. Все они, добрые и злые, умные и глупые, – весьма ординарны, обычны, неизменны и постоянны в своих привычках, склонностях, мыслях о жизни. Поэтому для выяснения общего уклада их жизни, стиля мышления и способа существования не потребовалось бы столь длительного времени.

Но в их среде, представленной огромным количеством персонажей, выделены и выведены на передний план всего четверо героев – Андрей Болконский, Пьер Безухо в, Наташа Ростова и княжна Марья Болконская. Изображение их судеб и определяет временные границы повествования, которое начинается как роман и кончается как роман, позволяя ввести в свои рамки несчетное количество персонажей, оказавшихся причастными к событиям 1812 года и тем самым к судьбам ведущих героев. Выделением этих героев Толстой демонстрирует свои симпатии к подобному типу людей, но при этом подчеркивает, что даже потенциально значительному, духовно одаренному человеку необходимы долгое время и масса испытаний, чтобы найти себя, обрести спокойствие – внешнее и внутреннее.

В чем причина его симпатий? В духовных возможностях, в содержании внутреннего мира, в интеллекте, культуре, эмоциональном богатстве. Князя Андрея отличает постоянная потребность думать, знать, читать, осознавать, что происходит вокруг и с ним самим. Он не вписывается ни в какой круг. Когда ему хочется высказать свои мысли, он готов доверить их только Пьеру, который значительно моложе его. Пьера он характеризует Наташе как единственно умного, доброго, уважаемого и надежного человека и друга. Пьер тоже начитан, интеллектуален, озабочен делами и идеями, которые далеко не всегда ему удаются, не успокоен, но, в отличие от своего эмоционально холодного друга, мягок, доверчив, отзывчив и до бесконечности добр. Его любят все, кроме его жены Элен и ее чопорного окружения, ему рады во всех домах, привязанность к нему окружающих – стихийная награда его нравственным качествам.

Различия между характерами друзей становятся источником их размолвки, холодности, отчуждения. Эти же различия объясняют разные отношений с Наташей. Пьер любит ее глубоко и безотчетно. Андрей приходит к пониманию ее душевного склада через ощущение смерти.

А Наташа? По словам князя Андрея, она была единственной в своем роде в светском обществе. Ее прелесть зафиксировал даже его холодный, рассудочный ум, отметив непосредственность, открытость, эмоциональную наполненность, жажду счастья. В момент их знакомства он не мог еще оценить ее доброты, чуткости, умения понять чужое горе, порадоваться чужому счастью. Такой ее видел Пьер, такой она оказалась в семейной жизни – беспредельно преданной мужу, гордящейся им, погруженной в любовь к семье. Признаком ее, как и Пьера, человеческого обаяния была любовь к ним Николеньки Болконского, не любившего дядю Николая (Ростова).

В чем истоки духовности толстовских героев? Во многом – в семье. От атмосферы в семье, особенно такой, как семья Ростовых или Болконских, зависит становление личности. В петербургской среде всякие порывы и возможности могут быть задушены этикетом, нормой, фальшивостью отношений.

Но выделяя всего трех-четырех героев, Толстой наводит на мысль, что личностные возможности заложены в самой индивидуальности. В благополучной патриархальной семье Ростовых Наташа не похожа на Веру и даже Николая. В семье Болконских все сами по себе. А Пьер сформировался как личность вообще вне семейных традиций, не случайно его нравственный путь был длиннее и сложнее.

Немалый срок, отпущенный героям, позволяет осознать и им самим, и автору, и читателям их жизненно-духовный итог В ходе их жизни было много потерь и разочарований – смерть графа Ростова, Пети, старого князя Болконского, самого Андрея, разорение Ростовых, потеря половины состояния Пьером, дыхание смерти во время казни на Ново-Девичьем поле, плен, болезнь и многое другое. А обретения? Устойчивая жизненная позиция, радость встречи друге другом, понимание ценности жизни и семейного счастья. Ощущение и героями, и автором, и читателями нравственного итога – это и есть наличие монологизма, без которого не существует ни один роман. Только монологизм, то есть положительно значимый итог, не всегда лежит на поверхности, он может быть глубоко затаен, потому что формы прозрения, обретения, самопознания могут быть самыми разными.

За время жизненного пути настроения толстовских героев не были одинаковыми, а поступки однозначно разумными. Не раз возникали драматические ситуации, переживания, страдания, горькие мысли и чувства, но они не выливались в страшные диссонансы, метания, всплески противоречий, борьбу разнонаправленных сил в сознании и поступках, как у героев Достоевского. Поэтому психологизм в романе Толстого всепроникающий, постоянно функционирующий, но не бросающийся в глаза, фиксирующий большей частью состояние героев, но не скрытые импульсы их поведения, обнажающий динамику внутреннего мира, но без внезапных взрывов, переходов, катаклизмов.

Таким образом, ситуация толстовского романа очень напоминает таковую в пушкинском. Только там многочисленные персонажи были лишь названы, а здесь они получили право голоса, место и время для проявления своего характера. Принцип выделения героев по признаку духовности, нравственного обаяния тоже сближает этих писателей. «Войной и миром» не исчерпывается и не завершается русская романная традиция. Сам Толстой еще напишет «Анну Каренину» и «Воскресение».

XX век принципиально изменил «романную карту» Европы. Мы не обращались к западноевропейской литературе, ибо это не входит в задачи данного пособия. Но нельзя не отметить, что до конца XIX века пути развития романа в России и Западной Европе в самых общих чертах были сходными. С конца XIX века эти пути явно расходятся. Рубеж двух веков изменил общую ситуацию в мире – это было зафиксировано самыми разными мыслителями. При этом характер изменений в России и Западной Европе был неодинаков. Основным показателем изменений в Европе стало, как говорил немецкий философ Ницше, «исчезновение богов», то есть неверие во всякие положительные ценности, в прогресс, в разум. Это проявилось во многих романах и сказалось во все более заметном отчуждении героя от мира. Символом такого героя стал персонаж, названный А. Камю «посторонним» (повесть «Посторонний»).

В русской литературе начиная с 20-х годов XX века в романе все чаще появляется героическая личность, поскольку сама ситуация в стране на протяжении нескольких десятилетий воспринималась как героическая, то есть воплощающая становление общества нового типа – социалистического. Отсюда господствующее мироощущение – оптимистическое, рациональное, а его носитель – человек сильный, твердый, убежденный в своей правоте. Таковы герои многих романов о строительстве новой жизни. Однако и в русской литературе тех лет рядом с героем-оптимистом был и такой, который ощущал драматизм того периода. Это и Григорий Мелехов из «Тихого Дона» М А Шолохова, и герои М.А. Булгакова, А.П. Платонова, Б.Л. Пастернака, B.C. Гроссмана. Особое место в развитии русской романистики второй половины XX века занял роман Б.Л, Пастернака «Доктор Живаго»-. В нем фактически впервые русский читатель встретился с героем духовно богатым, интеллектуальным, глубоко нравственным, но не способным понять и осознать значение перемен, которые произошли в России после 1917 года и не обладающим ни силой воли, ни жизнеспособностью, чтобы выдержать поединок с историей. Ему хочется спрятаться от кипящих в стране политических битв. Знаменательно, что и антипод доктора комиссар Антипов-Стрельников, обладавший и волей, и верой, и целеустремленностью, тоже оказался не в числе победителей, а в числе тех, кто заплатил своей жизнью за участие в переделке страны. Итак, всюду, где есть интерес к человеку как к личности с определенным уровнем самосознания, там есть почва для романа. Поэтому роман всегда сохранит свои позиции, поскольку интерес к личности не исчезнет ни из сознания писателей, ни из сознания читателей.

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Война и мир» (Роман-эпопея) Пересказ

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА VII. «ВОЙНА И МИР» И «АННА КАРЕНИНА» ЛЬВА ТОЛСТОГО (Е. Н.

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

П.В. Анненков Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.H. Толстого «Война и

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может,

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же

Из книги автора

36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь

Из книги автора

37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в

Из книги автора

38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805-1807 гг.

Из книги автора

39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в

Из книги автора

40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть

Из книги автора

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно»,

Из книги автора

42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были

Из книги автора

Трансформация героического в «Войне и мире» Л.Н. Толстого: отечественная война 1812 года В «Войне и мире» Л.Н. Толстого привычные представления о героическом поведении подвергнуты «остранению», признанные герои, ставшие мифологизированными фигурами-символами, сброшены

Из книги автора

Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и мир» I. «Героем моей повести была правда». Толстой о своем взгляде на войну в «Севастопольских рассказах», ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве.II. Характер изображения войны в

Из книги автора

Красовский В. Е Роман-эпопея «Война и мир» Творческая история романа-эпопеи необычайно сложна. «Война и мир» – итог подвижнического шестилетнего труда (1863–1869). Сохранилось множество вариантов, черновых набросков, объем которых значительно превосходит основной текст

24.Роман-эпопея как жанр. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» как историческое, героико-патриотическое, философское, психологическое произведение, его многопроблемность.

Литературный жанр роман-эпопея - это один из литературных жанров, монументальное по форме произведение общенародной проблематики. Роман-эпопею от эпической поэмы, повести, рассказа отличает большой объем произведения (например, «Тихий Дон» Шолохова – роман-эпопея в тысячу страниц), а также масштаб отображаемых событий и философских обобщений.

В русской литературе два примера романа-эпопеи, один из которых уже назван, а второй – всем известное произведение Льва Толстого «Война и мир» В нём описано: 1) война против Наполеона 1805 и 1812; 2) жизнь членов семей Болконских, Безуховых, Курагиных и прочих (жанр - роман) . Сам Толстой не давал конкретного определения жанра произведения. И был в этом полностью прав, потому что традиционные жанры, которые существовали до написания «Войны и мира» не могли полностью отобразить художественной структуры произведения. В нём совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары и т.д. Это позволяет характеризировать его как роман-эпопею. Эту жанровую форму впервые в России открыл именно Толстой.

Роман «Война и мир» представляет собой произведение, чрезвычайно сложное в жанровом отношении.

С одной стороны, писатель рассказывает об исторических событиях прошлого (войны 1805-1807 и 1812 годов). С этой точки зрения «Войны и мир» можно было бы назвать историческим романом. В нем действуют конкретные исторические личности (Александр 1, Наполеон, Кутузов, Сперанский), однако история для Толстого не самоцель. Начиная писать роман о декабристах, Толстой, как он сам говорил, не мог не обратиться к отечественной войне 1812 года, а затем - войне 1805-1807 годов («эпохе нашего позора»). История в романе - это та основа, которая позволяет раскрыть характеры людей в эпоху больших национальных потрясений, передать философские размышления самого Толстого о глобальных вопросах человечества - вопросах войны и мира, роли личности в истории, закономерности исторического процесса и т.д.

Поэтому «Война и мир» выходит за рамки просто исторического романа.

С другой стороны, можно отнести «Войну и мир» к семейно-бытовому роману: Толстой прослеживает судьбы нескольких поколений дворянских семей (Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных). Но судьбы этих людей неразрывно связаны с масштабными историческими событиями в России. Помимо этих героев в романе огромное количество действующих лиц, непосредственно не связанных с судьбами героев. Появление на страницах романа образов купца Ферапонтова, московской барыни, которая покинула Москву «со смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга», ополченцев, надевших чистые рубахи перед Бородином, солдат батареи Раевского, партизан Денисова и многих других выводит роман за рамки семейного.

«Войну и мир» можно назвать социальным романом. Толстого волнуют вопросы, связанные с устройством общества. Свое неоднозначное отношение к дворянству писатель проявляет в описании петербургского и московского дворянства, их отношения, например, к войне 1812 года. Не менее важны для Толстого и отношения дворян и крепостных крестьян. Эти отношения неоднозначны, и Толстой как реалист не может не сказать об этом (крестьянские партизанские отряды и поведение богучаровских крестьян). В связи с этим можно сказать, что роман Толстого не укладывается и в эти жанровые рамки.

Лев Толстой известен не только как писатель, но и как философ. Многие страницы «Войны и мира» посвящены общечеловеческим философским проблемам. Толстой сознательно вводит свои философские размышления в роман, они для него важны в связи с теми историческими событиями, которые он описывает. Прежде всего, это рассуждения писателя о роли личности в истории и закономерностях исторических событий. Взгляды Толстого можно назвать фаталистическим: он утверждает, что не поведение и воля исторический личностей определяют ход исторических событий. Исторические события складываются из поступков и воль многих людей. Для писателя смешным представляется Наполеон, который «подобен ребенку, едущему в карете, дергающему за бахрому и думающему, что он управляет каретой».И велик Кутузов, который понимает дух происходящих событий и делает то, что необходимо делать в конкретной ситуации.

Примечательны рассуждения Толстого о войне. Как гуманист, Толстой отвергает войну как способ решения конфликтов, война отвратительна, она похожа на охоту (недаром Николай Ростов, убегающий от французов, чувствует себя зайцем, которого травят охотники), об античеловеческой сущности войны говорит Андрей Болконский Пьеру перед Бородинским сражением. Причины победы русских над французами писатель видит в духе патриотизма, который охватил всю нацию и помог остановить нашествие.

Толстой - мастер и психологической прозы. Углубленный психологизм, освоение тончайших движений души человека - несомненное качество писателя. С этой точки зрения «Войну и мир» можно отнести к жанру психологического романа. Толстому мало показать характеры людей в действии, ему нужно объяснить психологию их поведения, раскрыть внутренние причины их поступков. В этом психологизм прозы Толстого.

Все названные особенности позволяют ученым определить жанр «Войны и мира» как роман-эпопею. Широкомасштабность описываемых событий, глобальность проблем, огромное количество действующих лиц, социальные, философские, нравственные аспекты делают «Войну и мир» уникальным в жанровом отношении произведением.

Когда на протяжении многих явно побочных страниц объясняется, что и как следует думать по тому или иному поводу или что, к примеру, думает сам Толстой
о войне, мире и сельском хозяйстве, чары его слабеют, и начинает казаться, что прелестные новые знакомые, ставшие уже частицей нашей жизни,
вдруг отняты у нас, дверь заперта и не откроется до тех пор, пока величавый автор... не изложит нам свою точку зрения
на брак, на Наполеона или не растолкует своих этических и религиозных воззрений.

В.В. Набоков

I. История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»

1. Когда создавался роман «Война и мир»? Как в процессе работы Толстого над романом менялся его замысел?

2. В чём смысл названия «Война и мир»? В каком значении употреблено слово «мир» ("миръ" или "мiръ")? Почему окончательный вариант названия современники Толстого посчитали неудачным?

3. Каково жанровое своеобразие «Войны и мира»? Что означает жанровое определение «роман-эпопея»?

4. Каковы особенности композиции романа? Чем определяется развитие сюжетных линий романа?

5. Назовите основные художественные приёмы, используемые автором в романе. Какую роль играют внутренние монологи, сны, авторские философско-исторические отступления?

II. Изображение дворянского общества в первом томе. «Мысль семейная»

7. Почему роман начинается с описания вечера у Анны Павловны Шерер? Кто и почему появляется в салоне первым? О чём говорят в салоне? Кто из гостей Анны Павловны чувствует себя неуютно и почему?

8. Как автор представляет читателю семьи Болконских, Ростовых, Курагиных? Чем похожи и не похожи эти семьи? Каковы основныепринципы воспитания детей в этих семьях? С помощью какихдеталей подчеркивается бездуховность Курагиных?

9. Какими качествами, по мнению Толстого, должны обладать идеальные семьи?

10. Заполните таблицу сравнительных характеристик:

III. Военные эпизоды первого тома. Шенграбен и Аустерлиц

11. В каких значениях выступают в первом томе романа слова «патриотизм» и «мужество»? Что значит в понимании Толстого истинный патриотизм?

12. Почему русская армия вынуждена была отступать?

13. Как ведут себя герои романа (Долохов, Жерков, Тушин) в Шенграбенском сражении? Почему князь Андрей заступается за Тушина? Что говорит Толстой о значении Шенграбенского сражения?

14. Какими предстают перед читателем Кутузов и Наполеон в Аустерлицком сражении? Почему это сражение было проиграно?

15. Как в первом томе выражено отношение любимых и нелюбимых героев Толстого к родине, к народу, к войне, к самим себе?

16. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (10-12 предложений):

а) «Портреты Кутузова и Наполеона в изображении Толстого»

б) «Роль батареи Тушина в Шенграбенском сражении»

в) «Жизненные ценности Андрея Болконского до и после Аустерлица».

Пьер Безухов (Сергей Бондарчук) в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)

IV. Этапы духовных исканий Пьера Безухова (по первому и второму томам)

17. Каково первое впечатление, производимое на читателя Пьером Безуховым в сцене вечера у А.П. Шерер? Как в описании внешности, поведения, разговоров раскрывается характер Пьера?

18. Как относится Пьер к Наполеону в начале пути? Каковы жизненные устремления Пьера?

19. Как на первый духовный кризис Пьера повлияли получение наследства, женитьба, дуэль с Долоховым?

20. Каким образом Пьер стремится преодолеть духовный кризис? Почему он сближается с масонами? Насколько удачной оказывается его попытка облегчить участь крестьян в своих имениях?

21. Почему Пьер не удовлетворён деятельностью масонов? Что приводит его ко второму духовному кризису?

22. Что позволило Безухову выйти из второго кризиса?

23. В чем значение кометы 1812 года для Пьера и всей России?

Наташа Ростова на балу в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)

V. Образ Наташи Ростовой (по первому и второму томам)

24. Как первое появление Наташи на именинах раскрывает её характер?

25. Как проявляет себя Наташа в отношениях с окружающими?

26. Какой мы видим Наташу в майскую ночь в Отрадном? Что привлекло в Наташе князя Андрея?

27. В чём секрет успеха Наташи на первом балу?

28. Насколько серьёзным было чувство Наташи к Андрею?

29. Почему Наташа увлеклась Анатолем? О каких чертах её характера говорит это увлечение?

30. Как и почему именно так отреагировали близкие Наташи на ее попытку бежать с Анатолем? Как история с Анатолем повлияла на духовный кризис Наташи?

31. Что привлекает, а что отталкивает в героине? Почему?

Михаил Илларионович Кутузов (Борис Захава) в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)

VI. Философия войны в романе «Война и мир» (по первому, второму и третьему томам)

32. Как понимает Л.Н. Толстой роль личности в истории? Что означает определение: история - бессознательная, «роевая» жизнь человека, исполняющего предписанные ему законы? Можно ли сказать, что автору близок исторический фатализм?

33. В чём причины начала войн по Толстому? Согласны ли вы с мнением писателя?

34. В чём разница между войной справедливой и несправедливой? Всегда ли можно разыгрывать эти два типа войны?

35. С помощью каких художественных средств раскрываются образы Кутузова и Наполеона? В чем, по мнению Толстого, полководческий гений Кутузова?

36. В какой сцене, по вашему мнению, особенно ярко раскрывается внутренний мир Наполеона? Как Толстой развенчивает идею Наполеона?

37. Что означают слова Толстого: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды»?

38. Как Толстой доказывает мысль о том, что народ - истинная движущая сила истории? В чем различие народа и «толпы»?

39. Как в романе сопоставлены война 1805 и 1812 гг.?

40. Можно ли утверждать, что Бородинское сражение - композиционный центр романа? Почему автор подробно описывает подготовку к сражению и сам бой? Какова роль Кутузова и Наполеона в ходе Бородинской битвы? Как ведет себя Пьер во время сражения?

41. Что говорит Толстой о значении Бородинской битвы в истории России и в жизни героев романа?

42. Как описан в романе военный совет в Филях? Чем совет в Филях отличается от военного совета накануне Аустерлицкого сражения?

VII. Духовные искания Пьера Безухова (по третьему и четвертому томам)

43. Почему Бородинское сражение дано именно в восприятии Пьера? Как раскрывается характер Пьера в ходе сражения? Какую роль оно сыграло в жизни героя?

44. Почему поступки Пьера в осаждённой Москве изображаются в нелепом и смешном виде? Каким образом Пьер переходит из мира фантазий к реальной жизни?

45. Как Пьер оказался в плену? Почему писателю важно было провести героя через испытание пленом?

46. Почему после расстрела русских пленных у Пьера разрушилась вера в «благоустройство мира»?

47. Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым? В чём Каратаев видит смысл жизни? Какие афоризмы раскрывают его мировоззрение?

48. Что принимает и не принимает Пьер в Каратаеве?

50. Какие изменения в мировоззрении Пьера произошли после встречи с Каратаевым? почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым?

51. Заполните таблицу:

Андрей Болконский (актёр Вячеслав Тихонов в фильме Сергея Бондарчука)

VIII. Этапы духовных исканий Андрея Болконского (по всему тексту романа)

52. Можно ли утверждать, что Андрей прошел путь от Наполеона к Кутузову? В чём это выражается?

53. Какую роль сыграло небо Аустерлица в жизни Андрея? Почему он разочаровался в Наполеоне, в личной славе?

54. В чём смысл богучаровского спора Андрея и Пьера? На чьей стороне автор?

55. Какое значение для Андрея имела встреча с Наташей в Отрадном? Какова роль пейзажа в эпизоде поездки в Отрадное?

56. Какие черты характера разделяют Андрея и Наташу? Почему Толстой считает их счастье невозможным? Почему Андрей не сумел простить Наташу?

57. Какие чувства пробудила в Андрее Отечественная война?

58. О чём говорят Андрей и Пьер накануне Бородинского сражения?

59. Какие чувства борются в душе героя перед смертью?

60. Что принимает и не принимает Толстой в своем герое?

IX. Марья Болконская

61. Что сближает и разъединяет Наташу Ростову и Марью Болконскую?

62. Что Толстой стремится подчеркнуть во внешности Марьи?

63. В каких поступках проявляются такие качества княжны, как искренность, великодушие, наивность?

64. Что привлекло Николая Ростова в Марье? Нашла ли она свое счастье?

65. Можно ли утверждать, что Марья – любимая героиня Толстого?

X. Любимые герои Толстого в финале романа. Анализ эпилога

66. Какими мы видим Наташу Ростову и Пьера Безухова в конце IV тома? Какие новые стороны жизни они открывают для себя? Почему Наташа и Пьер оказываются вместе лишь в финале романа?

67. В каком году мы встречаемся с героями в эпилоге? Что за это время произошло в России?

68. Как изображена Наташа Ростова в эпилоге? В чём, по мнению Толстого, высшее предназначение женщины? Согласны ли вы с писателем?

69. Какова роль сна Николеньки Болконского в эпилоге?

(«Война и мир» - роман – эпопея: проблематика, образы, жанр) «Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!» Критик Н. Страхов «Во всем мне хочется дойти до самой сути» . Борис Пастернак

Цели урока: познакомить учащихся с историей создания романаэпопеи; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие и особенности композиции романа; объяснить смысл названия. развивать навыки анализа текста, навыки самостоятельной работы с критической литературой; учить устанавливать причинно-следственные зависимости между историческими условиями и литературными произведениями; развитие навыков критического, самостоятельного мышления, ораторского искусства. воспитание стремления строить свою собственную концепцию.

История создания романа 1863 -1869 1857 Роман «Война и мир» Встреча с Пущиным и Волконским 1825 Восстание на Сенатской площади Повесть «Декабристы» 1812 1805 Отечественная война Война с Наполеоном в союзе с Австрией

Пояснения к схеме 1856 г. - начало замысла «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию» . 1825 г. –восстание декабристов «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя» . 1812 г. – война «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года» . 1805 – 1807 годы – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» . (Л. Н. Толстой)

Композиция романа 1. 1 том – 1805 год 2 том – 1806 - 1811 годы 3 том – 1812 год 4 том – 1812 – 1813 годы Эпилог 2. 3. 1. 2. 3. 4. Проблемы начала века: «Более всего в романе я любил мысль народную» . Главная проблема – судьба народа, народ – основа нравственных и моральных устоев общества «Кто истинный герой? » - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь страны. Истинный и ложный патриотизм. Проблемы середины века: Судьба народа – реформы 60 х годов Постепенный уход дворянства с арены борьбы, начало разночинского движения. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне. Вопрос об освобождении женщины.

Смысл названия романа война мир кровопролитные битвы, сражения жизнь народа без войны непонимание, вражда, разъединение людей та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди «люди войны» «люди мира»

Система образов роман свыше 500 550 600 «люди войны» Курагин «люди мира» Александр I Наполеон Кутузов Оправдывают вражду, эгоизм, преступную аморальность Болконские Ростовы Болконские Пьер Ненавидят войну, ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей Безуховы «Война и мир» Курагины

Жанровое своеобразие романа « Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось» . (Л. Н. Толстой) Широкая, многогранная картина мира Важные исторические события Различные стороны жизни народа Быт и нравы различных слоев общества «Величайший роман в мире - … Картины русской истории События общественной и политической жизни страны Отношения помещиков и крестьян Показ различных слоев населения Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни Огромное количество характеров Большая протяженность времени Широкий охват пространств «Война и мир» . (Дж. Голсуорси)