Андрей болконский в шенграбенском и аустерлицком сражениях. Образ Андрея Болконского на протяжении всего романа "Война и мир" Л

Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства. Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно-сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий. Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых. Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгывал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто-горькому, крепкому запаху. Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора двести орудий направлены на русских, но что русские все так же стоят. -- Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, --сказал адъютант. -- Ils en veulent encore!.. -- сказал Наполеон охриплым голосом.

Цели и задачи урока: выявить идейно-художественные особенности изображения Аустерлицкого сражения как композиционного центра всей войны 1805-1807 гг.; осознать роль в этом эпизоде Андрея Болконского; уметь отвечать на вопросы; выстраивать монологическую речь; способствовать воспитанию патриотического чувства.

Форма урока: групповая.

Особенности урока: дифференцированный подход.

Оборудование: текст 1 т. романа «Война и мир», карточки с вопросами, иллюстрации, компьютер, DVD.

Ход урока.

  1. Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам.

Каковы причины войны 1805-1807гг? Как относится Толстой к этой войне? Как проявили себя в Шенграбенском сражении рота Тимохина и батарея Тушина? Что такое трусость и героизм? С какими мыслями уходил Андрей Б. на войну? Какие чувства он испытал, участвуя в этой войне?

Учитель. Подводя итог всему сказанному, делаем вывод: Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой относится к войне отрицательно. Она жестока и бессмысленна. Ведь все люди - братья. Но даже здесь солдаты проявляли чудеса героизма. Рота Тимохина в условиях растерянности «одна в лесу удержалась и атаковала французов». На самом жарком участке, в центре сражения, билась батарея Тушина. Андрей Болконский уходит на войну, чтобы совершить воинский подвиг, завоевать славу. В начальном этапе войны он понимает, что герои - это не обязательно люди офицерского звания, а простые солдаты. Он увидел, что подвиг на войне - это обычное дело.

Да, Князь Андрей шел на войну за подвигом и славой. Давайте посмотрим, удалось ли ему это сделать?

Делимся на три группы. Каждой группе даются задания и вопросы на карточках.

Вопрос: В ходе разработки диспозиции (плана действий) Кутузов откровенно спит. Почему?

Учащиеся пытаются найти ответ. Потому что в любой, даже самый тщательно разработанный план могут вмешаться разные обстоятельства. А любой исход дела решают люди. Нельзя предсказать, как они поведут себя.

(Уч-ся из 1 гр. читают отрывок о начале сражения)

Вопрос: Что случилось? Какая случайность вторглась в диспозицию?

Туман не был предусмотрен.

Вопрос: Как повели себя солдаты, увидев французов перед собой? И началась паника.

Вопрос: Чем объяснить еще бегство солдат?

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, чуждость ее целей для народа.

Вопрос: Как ведет себя Кутузов в решительные минуты боя?

Он находится в самой гуще толпы своих солдат. Не пытается вырваться из нее, мучительно пытается понять, что же происходит.

Вопрос: Как Толстой раскрыл душевное состояние Кутузова?

Кутузов испытывает полное бессилие перед бегством своих солдат, он испытывает муку от того, что видит. Он взывает о помощи к Андрею Болконскому. Ему стыдно и горько.

Что делает князь Андрей?

(Учащиеся 2-1 гр. зачитывают отрывок поведения князя Андрея в бою.)

Вопросы: Что испытывал Андрей Б., видя, как бегут солдаты с поля боя?

Что подтолкнуло князя Андрея схватить знамя и побежать вперед?

Что видит и слышит Андрей Б., когда со знаменем в руках бежит на врага?

Князь Андрей был одержим одной мыслью: надо остановить этот позор, прекратить бегство. До Аустерлица он думает только о своем подвиге. И вот все случилось так, как он представлял: ему довелось со знаменем в руках «идти впереди войск», и весь батальон побежал за ним. Он слышит только свист пуль и видит, как знамя волочится по земле. Красоты подвига князь Андрей не ощутил.

Вопрос: Почему этот подвиг не поэтизируется в романе?

Это славный подвиг, достойный чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность подвига. Ведь Наполеон тоже может пойти впереди своего войска. Эта внутренняя сущность подвига Андрея Болконского и является причиной того, что подвиг не поэтизируется.

(Учащиеся 3 гр. зачитывают заключительный отрывок главы).

Вопросы: Как относился Андрей Б. к Наполеону до войны?

Почему раненому князю Андрею сейчас Наполеон кажется маленьким и ничтожным?

Раньше князь Андрей считал Наполеона героем. А теперь он увидел его истинную сущность, узнал, как он добывал себе славу, идя по трупам своих солдат. Андрей Болконский разочаровался В Наполеоне. Наполеон представился ему «маленьким, ничтожным человечком», «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».

Что открыл для себя князь Андрей, глядя на высокое небо?

В чем значение образа «высокого неба» в этом эпизоде?

В этом образе неба есть величие, бесконечность стремления, холодность. Небо - абсолютное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость, совершенство. Жизнь не должна быть запутана. Князь Андрей видит небо, глядя поверх человеческой жизни.

Вопрос: Чем стал Аустерлиц для князя Андрея и для России?

Аустерлиц принес князю Андрею открытие нового мира, нового смысла жизни. Он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он иначе понимал ее теперь». Мир открылся Андрею Болконскому в другом измерении, где честолюбивые мечты, слава, почести - все было ничтожным по сравнению с бесконечным небом.

Аустерлиц стал эпохой позора и срама для России. Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели, затеянная ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Поэтому она и закончилась Аустерлицем. А ведь русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей были бы понятны цели сражения.

Домашнее задание. На выбор:

  • Написать сочинение-мини «В чем, по Толстому, заключается внутренняя сущность любого поступка человека, в том числе и героического?»;
  • Составить план главы;
  • Составить ОСК «Аустерлиц»;
  • Проиллюстрировать главу.
Полный текст материала Разработка урока литературы "Аустерлицкое сражение. Подвиг князя Андрея Болконского"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Сочинение на тему "Война в мире князя Адрея Болконского", написанное по произведению Л. Н. Толстого "Война и мир". В сочинении описано изменение отношения Андрея к войне по ходу событий произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Война в мире князя Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей положительно относился к войне. Война нужна ему, чтобы достичь своих целей: совершить подвиг, прославиться: «Туда-то я буду послан, - думал он, - с бригадой или дивизией, и там - то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной». Для Болконского кумиром являлся Наполеон. Андрею не нравилось то, что Наполеон в двадцать семь лет уже был главнокомандующим, а он, в этом возрасте только адъютант.

В сентябре князь отправляется на войну. Ему было приятно думать об отъезде. Даже тогда, когда он прощался с Марьей, он уже думал о войне. Когда Андрей прибыл на фронт, он познакомился с двумя штабными офицерами: Несвицким и Жирковым. С самого знакомства отношения между ними «не сложились», так как Несвицкий и Жирков сильно отличались от Андрея. Они были неумны, трусливы, в то время как Болконский отличался умом и храбростью. Эти отличия проявились тогда, когда офицеры встретились с генералом Маком. Штабные офицеры посмеялись над поражением австрийской армии, а Андрей был очень недоволен: «…мы - или офицеры, которые служим царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить». Храбрость же показана в эпизоде, когда князь просит Кутузова остаться в отряде Багратиона, в то время, как Несвицкий наоборот не хочет участвовать в бою и отступает в тыл.

На Шёнграбенском сражении князь Болконский продемонстрировал не только храбрость, но и мужество. Он осмелился поехать на батарею Тушина. И именно здесь Андрей видит мужество, которое показали артиллеристы Тушина. После сражения он единственный заступился за капитана перед Багратионом, хотя Андрею не нравится, что Тушин не может признать свою заслугу, свой подвиг и старается не упоминать о нем.

После Шёнграбенского сражения Болконский участвует ещё в одном сражении - Аустерлицком. Здесь ему удаётся совершить подвиг: во время отступления батальона он подхватывает знамя и своим примером побуждает солдат вернуться и броситься в атаку: «Как бы со всего размаха крепкою палкой кто - то из ближайших солдат, как ему показалось, ударили его в голову». После ранения Андрей видит небо и восхищается им: «… Как же я не видел этого высокого неба? И как счастлив, что узнал его наконец… ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу». Во время этого сражения он разочаровывается в Наполеоне - он ему кажется «маленьким, ничтожным человеком». Андрей понял, что жизнь важнее всего, даже подвигов и славы. Он понял, что война - не средство достижения блестящей карьеры, а грязная, тяжёлая работа. Битва при Аустерлице заставляет пересмотреть свои приоритеты - теперь он выше всего ценит семью. И, после плена, возвращается домой, в Лысые горы, где застает смерть жены: Лиза умирает при родах. Князь чувствует вину перед маленькой княгиней и понимает, что эту вину ему уже не искупить. После этих событий - Аустерлицкой кампании, смерти жены и рождения сына - князь Андрей «твёрдо решил никогда не служить более в военной службе».

Когда началась Отечественная война, князь Болконский идёт в армию по своему желанию, но идет он туда уже не за «Тулоном», а из - за мести. Андрею предлагали службу в свите императора, но он отказался, потому что только служа в армии он будет полезен на войне. Перед Бородино князь сказал Пьеру причину своего возвращения в армию: «Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям».

После назначения Андрея командующим полком, он «весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь». Им гордились и любили».

Накануне сражения Болконский был уверен в победе русских полков, он верил в солдат. И сказал Пьеру: «Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение».

На сражении под Бородино полк Андрея Болконского стоял в резерве. Туда часто попадали ядра, солдатам было приказано сесть, но офицеры ходили. Рядом с Андреем падает ядро, но он не ложится и его смертельно ранил осколок от этого ядра. Его увозят в Москву, князь подводит итоги своей жизни. Он понимает, что отношения должны строиться на любви.

В Мытищах к нему приходит Наташа и просит прощения. Андрей понимает, что её любит и с Наташей он проводит последние дни своей жизни. Именно сейчас он понимает, что такое счастье и каков, на самом деле, его смысл жизни.

У каждого из героев Толстого свой путь исканий — часто слож-ный, мучительный, противоречи-вый. Это относится и к герою «Войны и мира» Андрею Болконскому.

Разговор о князе Андрее начнем с вопроса: не задумывались ли вы, почему он бездействует во время Бородинского боя? В Аустерлицком сражении он совершает настоящий подвиг: один, со знаменем в руках, бежит вперед, надеясь увлечь своим примером отступавших солдат. Однако же, по глубокому убеждению писателя, та война была совершенно не нужна России, подвиг Андрея был бессмысленным. Но Бородинская битва имела совсем другое значение. Там решалась судьба России. Вот когда князю Андрею нужно бы совершить подвиг! Ничего подобного на самом деле не происходит. Почему?

Андрей Болконский воспринял от своего отца ра-ционалистический тип сознания. Старый князь Болко-нский не случайно мучает свою дочь Марью гео-метрией и смеется над ее религиозными взглядами. Он — последователь идей XVIII в. (века Просвеще-ния). Надо полагать, что этим же объясняется мно-гое в Андрее — некая сухость, стремление жить умом, а не чувствами.

В первой половине романа презрение к аристо-кратическому обществу сочетается в Андрее Бол-конском с честолюбивым желанием личной славы. Он готов отдать все на свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей». Именно поэтому князь Андрей даже испытывает зависть к Наполеону. Так с самого начала «Войны и мира» возникает «наполеоновская тема» в ее соотношении с судьбами главных действующих лиц.

Герой романа убежден, что исторические события вполне могут подчиняться воле одного человека. Уз-нав во время войны 1805 г. о безнадежном положе-нии русской армии, Андрей мечтает, как «он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана».

Мужество капитана Тушина и его солдат впервые заставило высокомерного князя Андрея проникнуть-ся уважением к людям, совершавшим поистине ге-роические поступки, вовсе не думая ни о славе, ни о подвигах. И все же желание прославить себя, сравниться с Наполеоном не оставляет Андрея Бол-конского. Только поэтому он и совершает свой подвиг при Аустерлице.

Однако когда он, тяжелораненный, лежал на Аустерлицком поле, свет вечного, неизменного, вы-сокого неба помог ему осознать, что все, о чем он мечтал раньше,— пустое и обман, все оказалось ничтожным по сравнению с этим бесконечным небом. Даже Наполеон, недавний кумир, представляется ему теперь маленьким и ничтожным, а напыщенно красивые фразы французского императора — фаль-шивыми и неуместными.

Идейный кризис приводит Андрея к разочарова-нию в его честолюбивых планах и даже к разочаро-ванию в жизни вообще. Много придется ему пере-жить, пока он найдет свой путь.

Это его состояние подавленности, пессимизма, вы-званное крушением надежд, смертью жены, нару-шает Пьер Безухов. Пьер в то время увлекался масонством, которое он понимал как «учение хри-стианства, освободившееся от государственных и ре-лигиозных оков». Он говорит своему другу: «На земле , именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды — все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно — дети всего мира... Надо жить, надо лю-бить, надо верить... что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)».

Слова эти поразили князя Андрея: «...в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо... и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Так психологически подготавливалась встреча Анд-рея с Наташей, которая вернула его к полноте ощу-щения живой жизни. А впереди у него — разочаро-вание в гражданской деятельности, жгучая боль от измены Наташи... В состоянии мрачной подавлен-ности встречает он Отечественную войну. Но именно теперь приобщение к великому всеобщему делу по-могает ему поистине возродиться.

Войну с Наполеоном Андрей Болконский воспри-нимает как общенародную, а не только его личную трагедию: личное органично и естественно сливается с историческим и народным. Он окончательно прео-долевает ложное представление о герое-одиночке, при-ходит к решительному осуждению «наполеоновской идеи», к постижению духа русского народа, народной правды, народного понимания исторических событий.

Под впечатлением разговора с Кутузовым нака-нуне Бородинской битвы, полностью приняв его взгляды, Болконский говорит Пьеру: Материал с сайта

«Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

— А от чего же?

— От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате».

Теперь на Бородинском поле князь Андрей уже не думает, что он один в состоянии решить судьбу сражения. В полном соответствии с авторским пони-манием законов войны он ощущает себя (так же, как и Кутузов) лишь частичкой той огромной силы, которой суждено победить врага. «Делать и прика-зывать ему нечего было, — сказано в романе о пове-дении полкового командира Андрея Болконского во время Бородинской битвы. — Все делалось само со-бою». Как видите, внешнее бездействие князя Анд-рея есть проявление той высшей мудрости, которую он обрел в результате многих жизненных испыта-ний, в результате понимания великой правды Куту-зова, но отнюдь не Наполеона. Искания Андрея Болконского в период от Аустерлица до Бородина — это его путь от Наполеона к Кутузову.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мечты андрея накануне сражения при аустерлице
  • почему болконский остается жить после аустерлица
  • небо аустерлица в судьбе андрея болконского
  • Болконский на поле бородина + цитаты
  • андрей болконский преодолевает кризис

1. Как показал Толстой значение общего коллективного начала в военной жизни солдат?
2. Почему возникла путаница и беспорядок в движении русской армии?
3. Для чего Толстой подробно описал туманное утро?
4. Как складывался образ Наполеона (детали), который смотрел за русской армией?
5. О чем мечтает князь Андрей?
6. Почему Кутузов резко ответил императору?
7. Как ведет себя Кутузов во время боя?
8. Можно ли считать поведение Болконского подвигом?

2 том
1. Что привлекло Пьера в масонстве?
2. Что лежит в основе опасений Пьера и князя Андрея?
3. Анализ поездки в Богучарово.
4. Анализ поездки в Отрадное.
5. С какой целью Толстой дает сцену бала (именины)? Осталась ли Наташа «некрасивой, но живой»?
6. Пляска Наташи. Свойство натуры, которое восхищало автора.
7. Почему Наташа увлеклась Анатолем?
8. Что лежит в основе дружбы Анатоля с Долоховым?
9. Как относится автор к Наташе после измены Болконскому?

3 том
1. Оценка Толстым роли личности в истории.
2. Как раскрывает Толстой свое отношение к наполеонизму?
3. Почему Пьер неудовлетворен собой?
4. Анализ эпизода «отступление из Смоленска». Почему солдаты называют Андрея «наш князь»?
5. Богучаровский бунт (анализ). С какой целью введен эпизод? Как показан Николай Ростов?
6. Как понять слова Кутузова «твоя дорога, Андрей, это дорога чести»?
7. Как понять слова Андрея о Кутузове «он русский, несмотря на французские поговорки»?
8. Почему Шенграбен дан глазами Ростова, Аустерлиц – Болконского, Бородино – Пьера?
9. Как понимать слова Андрея «пока Россия здорова, ей мог служить любой»?
10. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра»?
11. Батарея Раевского – важный эпизод Бородина. Почему?
12. Зачем Толстой сравнивает Наполеона с мраком? Видит ли автор ум Наполеона, мудрость Кутузова, положительные качества героев?
13. Почему совет в Филях Толстой изобразил через восприятие шестилетней девочки?
14. Отъезд жителей из Москвы. Каково общее настроение?
15. Сцена свидания с умирающим Болконским. Как подчеркивается связь судеб героев романа с судьбой России?

4 том
1. Почему встреча с Платоном Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира? Анализ встречи.
2. Как объяснил автор значение партизанской войны?
3. Какое значение имеет образ Тихона Щербатова?
4. Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети Ростова?
5. В чем Толстой видит основное значение войны 1812 года и какова в ней роль Кутузова по Толстому?
6. Определить идейно-композиционное значение встречи Пьера и Наташи. Мог ли быть другой финал?

Эпилог
1. К каким выводам приходит автор?
2. Каковы подлинные интересы Пьера?
3. Что лежит в основе отношений Николеньки к Пьеру и Николаю Ростову?
4. Анализ сна Николая Болконского.
5. Почему роман оканчивается этой сценой?

28 вопросов по 3 тому "Война и мир".Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!! Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!!

Если отвечаете, то указывайте номер вопроса
1. Где находился император Александр, когда получил известие о том, что войска Наполеона перешли границу?
2. Зачем князь Андрей искал по всем фронтам Анатоля Курагина?
3. Почему Андрей Болконский решает служить не при штабе а в армии?
4. Как Николай Ростов отличился в деле при Островне?
5. Как перенесла Наташа свою историю с Анатолем?
6. Почему Петя Ростов просится в военную службу?
7. Кто из героев романа тайком пробрался на Красную площадь смотреть приезд государя?
8. Почему старый князь Болконский не разрешил увезти свою семью из
Лысых Гор?
9. Кто из героев привозит в Лысые Горы весть о том, что Смоленск сдан?
10. Какие два противоположные кружка создались в Петербурге с началом войны?
11. Кто из героев романа встретился с Наполеоном и запросто беседовал с ним, а потом вернулся в русский лагерь?
12. Как умер старый князь Болконский?
13. Кто выручает княжну Марью из трудного положения, когда крестьяне отказались везти её в Москву? Как это случилось?
14. Почему сугубо штатский человек, Пьер едет на Бородинское сражение?
15. О чём беседовали Пьер и Болконский накануне Бородинского сражения?
16. Каким человеком показывает Толстой Наполеона в сцене с портретом его сына?
17. Как себя проявил Пьер во время Бородинского сражения, находясь на батарее Раевского?
18. Какими показывает Толстой Наполеона и Кутузова во время Бородинского сражения?
19. Как был ранен князь Андрей?
20. Кто, по мнению автора романа, является движущей силой истории?
21. Глазами какого героя показывает Толстой военный совет в Филях?
22. За кого собирается Элен выйти замуж?
23. С какой целью Пьер остаётся в Москве и исчезает из своего дома?
24. Как получилось, что семья Ростовых отдала свои подводы раненым?
25. Кто отдаёт распоряжение толпе убить Верещагина?
26. Почему, по мнению автора, в Москве, оставленной русскими войсками и занятой французами, случился пожар?
27. Кто сообщил Наташе о том, что раненый Болконский едет с ними в обозе?
28. Как Пьер попал в плен?