Роль политической системы в развитии общества. Политическая система и её роль в жизни общества

Министерство образования и науки Украины

Таврический национальный университет

им. В. Вернадского

Контрольная работа

По дисциплине

«Социология»

Тема «Роль политической системы в развитии общества»

Работу выполнила

Студентка Бабенко И.В.

Работу проверил

Преподаватель ___________

_______________________

Симферополь, 2008

План
Введение

2. Влияние социума на конструирование политической системы

3. Функции политической системы в жизни общества.

4. Необходимость легитимизации политической власти

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Предметом изучения в контрольной работе является социология.

Объект изучения – влияние политической системы на жизнь общества.

Актуальность исследования очевидна. Сегодняшние процессы, происходящие в современном обществе, когда на площади городов Украины выходят люди и говорят о кризисе политической власти, о недоверии к ней не может никого оставить равнодушным. В рамках демократического государства народ пытается заявить о своем несогласии с построением такой системы общества, когда народ работает, а результаты его труда присваивает олигархическая верхушка власти.

Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:

Дать определение состава и структуры политической системы;

Отразить влияние социума на конструирование политической системы;

Обозначить функции политической системы в жизни общества;

Указать на необходимость легитимизации политической власти.


1. Содержание и структура понятия «политическая система»

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между государством и обществом, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система общества - одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные средства наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Основное положение политической системы в структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского), типом государства (монархия, республика) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных и нестабильных, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных т. п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т. п.

Политическая система общества - управляющая обществом, должна быть жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, со стабильностью функционирования всех звеньев и подсистем. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальные пределы и функциональное, определяемое сферой действия самой политический системы и ее составных частей на разных уровнях политический организации общества.

Политическая организация общества включает распределение элементов политической системы, определение их функций и отношений с обществом. Политическая система образует так называемое политическое общество, то есть совокупность людей, общественных слоев и групп, наделенных политическими функциями, образующих политические учреждения, аппараты управления, органы власти, политические партии и движения и т. п.

Конечно же, политическая система общества - совокупность взаимодействующих сфер: институциональной (политические институты), нормативно-регулятивной (режим политический), информативно-коммуникативный (политические коммуникации) и т. п. Политические институты - разновидность социальных институтов. Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующихся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Политические нормы регулируют отношения внутри политической системы общества и между ними, а также между политическими и неполитическими институтами. Материальные средства необходимые для достижения поставленных целей. В политической сфере политические институты: государство, политические партии, группы интересов самых разнообразных социальных общностей, слоев, имеющих определенные цели и требования к политической власти (профсоюзы, молодежные и женские движения, творческие союзы и объединения, этнические и религиозные общности, различные ассоциации и т. п. Группы интересов - добровольные объединения, организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них различных слоев общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене ее состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением и т. п.

Политические институты - важный источник социальных и политических изменений, создает многообразие каналов политической активности, формирует альтернативы социального и политического развития. Ведущим институтом политической системы, сосредоточивающим максимальную политическую власть есть государство. Государство - источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений. Государство, выразитель интересов и воли экономически господствующего слоя, оберегает его доминирующее положение в обществе, охраняет использования всех ресурсов: человеческих, материальных, производственных в интересах развития общества и т. п.

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе, процесс, который в современных условиях имеет тенденцию демократизации за счет политических партий, общественных движений, выборных технологий власти и т. п.); наличие политической организаций.

Политической системы, разветвленных властных структур, расширение политического пространства за пределы государственной территории; поддержание со всеми государствами взаимовыгодных отношений; удержание внутреннего мира и порядка, стабильности в обществе; регулирование социальных, классовых, национальных, экономических отношений, преследование целей блага и т. д.

В политической системе важное значение имеют политические партии, массовые общественные организации и движения, группы интересов. В демократических государствах все политические институты автономны и успешно осуществляют функции: влияют на формирование государственных и властных структур, корректируют политические цели, направляют политическое развитие общества. В авторитарных и тоталитарных обществах различные объединения и организации созданы для выражения и представлении интересов входящих в них людей. Политические партии, массовые общественные объединения строго подчинены правящей элите, их естественные функции деформированы.

Под политическим режимом понимают форму правления, отличающуюся большей мобильностью по сравнению с относительно более консервативными политическими институтами и зависящую от соотношения социально-политических сил и политической ситуации. Политический режим определяет характер борьбы за политическое лидерство (свободная конкуренция на выборах, смена руководства осуществляется кооптацией, наличие укрощенной и адаптированной к режиму оппозиции и т. п.).

Всевозможные нормы, определяющие поведение людей в политической жизни (участие их в процессах выдвижения требований, превращение требований в решения и реализация решений и т. п.), составляют нормативно-регулятивную сферу в структуре политической системы. Нормы - основные правила участия граждан во всех типах политического процесса. Нормы разделяются на два типа: нормы-законы и нормы-привычки. Установление связей между институтами политической системы, координации их действий осуществляет в структуре политической системы информационно-коммуникативная сфера и каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях комиссий по распределению, конфиденциальные консультации с заинтересованными организациями, объединениями и т. д.), а также средства массовой информации (печать, телевидение, радио и др.) Определенный объем знаний и информации особенно в сфере политической жизни имеет огромное значение для оценки гражданами действий и событий, происходящих в политической, экономической и социальной сфере общества. В различных системах положение, средств массовой информации различно: если в демократических обществах средства массовой информации независимы, то в тоталитарных и авторитарных они полностью подчинены правящей элите.

2. Влияние социума на конструирование политической системы

В обществе политической системы каждый человек выполняет определенную общественно-политическую роль, реализует политику. Осуществляют власть политические институты, действуя в тесной связи с другими социальными институтами, соблюдая установленные законы, нормы. Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты - основные компоненты конструирования политической системы. Устойчивые виды политической деятельности, участие в выборах в органы политической власти, лоббизм, партийная деятельность и др. Виды политической деятельности определяют и наличие устойчивых политических ролей, осуществляемых социально по установившимся в обществе законам и продиктованным потребностями господствующих социальных слоев и групп.

Совокупность политических ролей обладает свойствами системы: каждый элемент функционален и решает свои определенные задачи. Любая политическая роль имеет смысл и возможность реализации только в едином политическом пространстве, потому что они независимы и влияют друг на друга. Каждый элемент политической системы уникален и не повторяет свойств всей системы. Обладая определенными преимуществами, ролевое представление о политической системе позволяет достаточно четко определить виды и образцы политического поведения, место и роль индивида в политическом процессе, его представления, предпочтения, цели и ориентации, выделить его активно-преобразующее начало. Система политических институтов охватывает все поле политической жизни. Власть осуществляется государством, а борьба за власть организуется политическими партиямии движениями, участие масс в формировании государственных органов регулируется институтом выборов и т. д.

Мнения социологов о конструировании, строении политической системы не совпадают. Одни считают ее тождественной государству и рассматривают как сложное взаимодействие государственных органов и учреждений. Другие - расширяют пределы политической системы за счет политических партий и других политических и массовых объединений, участвующих в процессе формирования институтов политической власти. Третьи включают в политическую систему различные оппозиционные политические партии и движения, отстраненные от непосредственного участия в формировании властных структур и т. д. Но ведь подходы основываются на узком понимании политического института, на отождествлении политического института с политической организацией общества, которая, как правило, формализована и структурно и функционально.

Помимо политических объединений многие устойчивые по характеру виды политической деятельности остаются неформализованными и представляют обязательный атрибут политической жизни любого общества (митинги, манифестации, протесты и т. д.). Участники массовых выступлений населения не связанны формально-уставными отношениями и возможно никогда больше не сойдутся вместе в таком составе. Но любой лозунг, любой митинг неизбежно повторяет определенные нормы и правила: обозначенное место манифестантов, участие в митинге лиц, разделяющих цели и сочувствующих политическим взглядам организаторов, согласие с выдвинутыми лозунгами, поддержка выступающих, неприятие иных взглядов и. Если кто-либо нарушает правила, то к ним применяются разнообразные санкции: осуждающие взгляды, критики, улюлюканье и даже выдворяют из собрания и т. п.

Митинг - специфический неформализованный вид политического института. Политическими институтами выступают и избирательные кампании, политические манифестации, пикеты, коммпромиссы и т. п. Конечно же, политическая система включает всю совокупность политических институтов - формализованных и неформализованых действующих на непостоянной основе, воссоздавая целостную картину политической жизни общества.

Институционный подход определения сущности политической системы это достаточно целостное представление о политической сфере, вскрывает различия политических систем в различных странах. Наличие института монархии свидетельствует о монархической форме правления, сосредоточение исполнительной власти в руках избираемого президента - президентской республике и т. д. Для определения формы политической системы важно не только наличие тех или иных институтов, но и характер их взаимосвязи. Сохранение в Англии института монархии не свидетельствует о монархической форме правления, потому что здесь исполнительная, законодательная и судебная власти принадлежат избираемому премьер-министру и парламенту. Отличается парламентская республика просто наличием парламента как института законодательной власти, установлением им контроля за исполнительной властью, в частности, и праве смещать и утверждать правительство.

Проблема взаимодействия, независимости политических институтов - одна из важнейших в анализе политических систем, обусловливаемая тем, что система всегда нечто большое, отличное от простой совокупности ее компонентов. Отличается система специфическими связями, отношениями и взаимосвязями между функционирующими элементами. Такое отличие позволяет рассматривать политическую систему как коммуникативную.

Взаимозависимость элементов политической системы - функциональна, способна к регулированию и управлению социальными процессами при условии взааимосвязанной деятельности ее структур, каждая из которых выполняет свою функцию. Эффективнее действует та политическая система, где четко прослеживается разграничение функций. Если же какой-либо политический, социальный институт начинает заниматься несвойственными функциями, расширять сферу деятельности, вмешиваться в функции других институтов, то неизбежны сбои, нарушение ритма и эффективности деятельности системы. Присвоение в пределах политической системы одной политической партией права на проведение государственной политики приводит к установлению ее диктатуры.

Диктатура - неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая им социально-политическая идея дает определение тому или иному виду диктаторского правления (абсолютизм, монархия, бонапартизм, тоталитаризм, авторитаризм и т. п.). Сущность диктатуры состоит в узурпации политической власти, распространение господства на все сферы жизнедеятельности общества. Способность политической системы к восстановлению равновесия подавляется и она вынуждена модифицировать структуру, приспосабливаться к внутреннему напряжению. После 1917 г. в России монополизации власти партией большевиков проходила с помощью усиления роли карательных органов и ослабления представительной власти Советов. Пресекались любые попытки изменить систему взаимосвязей, основанную на подчинении. Органы представительной и исполнительной власти трансформировались в послушных исполнителей воли политической партии. Однако прочность и жизнестойкое и, такой политической системы иллюзорна. И достаточно появиться симптомам кризиса правящей политической партии, как и вся система власти начинает разваливаться.

Демократия - одна из форм правления политической и социальной организации общества, государства. Демократия как способ осуществления власти предполагает правовое равенство основных политических институтов, базирующихся на четком разделении их функций. Институт всеобщих выборов позволяет определить состав представительных органов, и никакой другой политический институт не может опротестовать, изменить полученные результаты. Деятельность политической партии ограничивается представительством интересов социальных общностей, слоем, проведением избирательных кампаний, координации деятельности избранных от партий парламентариев и т. п. Пресекаются попытки навязать точку зрения политической партии непартийной массе Государство строится на принципе разделения функций между законодательными, исполнительными и судебными органами. Демократическая политическая система достаточно устойчива, неприбегающая к насилию, подавлению других институтов. Парламентские и правительственные кризисы преодолеваются не путем возложения их функций на какие-либо другие институты, а обновлением их персонального состава, восстановлением утраченной способности к самостоятельным действиям. Институциональное равенство позволяет избегать зависимости всей политической системы от какого-нибудь одного государственного органа или полит ческой партии.

В политической социализации и привлечении людей к участию в политической жизни, в формировании социальными общностями, слоями и индивидами требований, соответствующих их реальным интересам и перенесения их в центр Политической борьбыили в сферу принятия политических решений; лоббировании интересов, то есть приведение в единообразное множество частных требований, предъявляемых к правительственным структурам; в политических коммуникациях. Во-вторых, функциями политической системы выступает и разработка норм-законов, применение норм, контроль соблюдения норм и т. п.

3. Функции политической системы в жизни общества

Функция политической социализации и привлечения людей к участию в политической жизни общества свойственна всем современным политическим системам. Она способствует распространенно духа участия в политике, среди всех людей общества. Если в демократических странах, где функция социализации и привлечению людей к участию в политической жизни реализуется неправительственными, негосударственными структурами, хотя и там очевидно влияние государственных структур на процесс социализации, а в тоталитарных и авторитарных обществах функция социализации и политизации фактически прерогатива государства, потому на ее органы и участники политической социализации (школа, объединения, средства массовой информации и др.) контролируются государством и культивируют «дух насилия».

Распространение «духа насилия» в политической жизни всех людей в демократических обществах превращает индивидуума из субъекта в гражданина. Но процесс политизации и превращения субъекта в гражданина в странах тоталитарных, авторитарных режимов отсутствует.

Функция политических интересов - в странах с демократическим режимом, где существует официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, объединении по интересам и т. п. рассматриваются как связующие звенья между гражданином и государством. Люди часто выражают интересы не адекватные интересам и целям политической партии. Интересы формируются, происходит их артикуляция, выходя из-под власти и государства, политических партий. И если политическая партия система в состоянии формировать реальные интересы социальных общностей, слоев и различных групп, то она способна и- превращать требования в альтернативы государственной политики.

Политические коммуникации - процесс передачи информации и убеждений. Политолог Карл Дойч определяет политическую систему как специфическую коммуникативную систему, раскрывает не только сам процесс формирования и внесения в сознание политической информации, но и показывает социальные последствия ведения новой информации в политическую систему.

Для руководства и реализации политики обычно требуется вертикальный поток информации от народа к правительственным структурам и от правительства к народу. Необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти.

Стихийные действия по овладению властью в процессе коммуникации облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность. Обычно процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Такую функцию выполняют законодательные, исполнительные и судебные органы. Принятием законов не исчерпывается государственная политика. В процессе принятия решений важную роль играет функция «применения норм», которую исполняют не только исполнительные органы и административные структуры, но нередко также законодательные и правовые структуры. Важное значение имеет и контроль за соблюдением - законов и действия с целью определения факта нарушения закона и наложении ил нарушителя соответствующего наказания и т. п.

Функционирование политической системы определяется тремя уровнями: возможности политической системы; конверсивный процесс и поддержание модели политической системы и адаптации (процесс социализации и рекрутирования). Характер и содержание возможностей политической системы различны и охватывают разнообразные стороны ее функционирования.

Способность политической системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержку, средства, финансы и т. п.) в определенных целях создает экстрактивная (вспомогательная) возможность. Способность контролировать поведение отдельных людей и социальных общностей, слоев и групп в обществе, регулировать деятельность властных структур и политических партий в обществе создает регулирующая возможность.

Способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе определяет распределительная возможность. Способность политической системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики отмечать на многообразные требования, исходящие от различных социальных общностей, групп создает реализующая возможность. Символизирующая возможность тесно связана с потребностью в законности и поддержке, со способностью политической системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая доходчивые, символизирующие лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой законности для осуществления целей.

На второй уровень функционирования политической системы отражает то, что происходит в ней самой, то есть имеется в виду конверсивный процесс превращения. Конверсивные процессы (или функции) это способ превращения входящих факторов в исходящие. Коннерсивный процесс одной политической системы можно аналировать и сравнивать с процессом другой системы по схеме Габриэля Алмонда, где приводятся шесть основных функций: формирование требований (артикуляция интересов); формирование норм поведения людей в политической и общественной жизни; регуляция норм; контролирование и регулирование норм поведения людей; коммуникация.

Третий уровень функционирования политической системы определяет функции поддержания людьми модели и адаптации, прежде всего. процесса социализации и рекрутирования талантов людей, вовлечение новых социальных слоев, групп в политическую жизнь, происходит оздоровление и совершенствование политической системы.

4. Необходимость легитимизации политической власти

Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия политической власти, действующего лица, события или факта; в политике - ее признания, объяснения и оправдания.

Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, и потому легитимацию не следует смешивать с легализацией, а легитимность - с легальностью, то есть с законностью.

Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимация утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения, создание политических структур, их изменение, обновление и т. п. Легитимация призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие, без принуждения, а если оно не достигается,- оправдание такого принуждения, использование силы и всех других средств, которыми располагает власть.

В политической истории часто наблюдается покорность масс, которую трудно объяснить какими-то психологическими обстоятельствами. Люди сами способствуют приходу к власти жестоких правителей, требуют сильной власти, поощряют вмешательство государства во все сферы общественной жизни, и напротив, есть немало случаев отторжения массами демократических форм организации политической жизни, недоверия к демократическим институтам, к лидерам, отстаивающим либеральные принципы свободы личности. Одним из примеров в истории падения Веймарской республики в Германии, приход к власти Гитлера.

Есть в истории и множество примеров, когда народы вынуждены покоряться власти, в душе презирая ее, при малейшей возможности отклоняясь от нее. В таких случаях правящие социальные силы неизбежно прибегают к давлению, применению силы. Страх становится основной формой проявления отношения людей к власти. Американский социолог Сеймур Мартин Липсет понимание проблемы легитимации политики рассматривает в зависимости от эффективности политической системы, утверждает, что стабильность любого государственного строя полностью зависела от его законности и эффективности. Законность, с точки зрения Сеймура Липсета, имеет оценочный характер, что связано со способностью системы формировать и поддерживать у масс убеждение в том, что функционирование существующих политических институтов самое рациональное. Эффективность преимущественно «инструментальна» и означает удовлетворенность процессов управления социальной системой.

Одним из признаков легитимности эмоционально-доверительное отношение людей к власти, основанное на вере в особое предназначение, в ее способности решать жизненно важные для общества и каждого человека проблемы и цели, в необходимость использования и применения разнообразных, в том числе и насильственных, методов для достижении целей. Поведение, основанное на легитимности, отличается от простого социального поведения, которое опирается на обычай или сочетание интересов. Легитимность политики обязана сущностью ряду обстоятельств, которые объективно сопутствуют человеческому обществу в его социально неоднородном состоянии.

Эмоциональное отношение людей к власти многообразно и отображает индивидуальную неповторимость каждой личности. Однако, легитимность политики определяется общими тенденциями состояния отношений между властью и населением. Такими тенденциями признаны: преобладание страха, безысходной покорности и вера в целесообразность существующего политического режима, убежденность в его необходимости. Важнейшим индикатором легитимности выступает преобладание второй тенденции - веры в целесообразность политического режима. Психологические основы веры в целесообразность политики и режим ее осуществляющие также неоднозначны.

Вера может формироваться в сознании как ответ на подражательную способность людей, их стремление следовать привычным типам поведения, сложившимся стереотипам восприятия. Иррациональный тип веры проявляется в слепом следовании сложившимся в обществе принципам. Доверие к власти складывается под влиянием привычки, боязни перемен, опасений перед трудностями приспособления к новому политическому порядку. Такая верн утверждает проф. Азер Эфендиев, обеспечивала жизнеспособность многих политических режимов, поддерживала их легитимист, Исследования в социальной и политической антропологии показывают, что так называемые традиционные общества с их строю регламентированной системой "отношений, достаточно жесткими структурами, деспотизмом правителей существовали на протяжении длительных исторических периодов благодаря, прежде всего, одному следованию сложившимся стереотипам поведения, вере в незыблемость и правомерность структуры власти. Это - вера-подражание, обеспечивающая постоянное воспроизводство сложившихся ранее отношений между правителями и населением. Веру охраняли общественные нормы, закон.

С наступлением эры индивидуализма, требующей от человека жить своим умом, вера начала приобретать все более рациональный характер. Отношение к власти уже определяется не ожиданием обеспечения привычного образа жизни, а соотнесением личных и групповых интересов с возможностями их реализации существующими государственно-политическими структурами. Осмысленно» отношение к власти, предполагающее принятие индивидом решений в соответствии государственной политики его личным устремлениям и целям, намерение четко зафиксировать пределы государственной власти, желание влиять на ответственные политические решения, затрагивающие его судьбу и т. п., требовало рациональных основ игры, становящейся осознанным выбором оптимальной структуры власти. Вера формировалась как результат развития мысли, принятия индивидом трудного решения, что соответствующий тип власти эффективно защитит его интересы.

Второй признак - признание массовым сознанием значимости, ценности самой власти и соответствующей формы ее построения. Власть не неизбежное зло а реальность, позволяющая рациональнее решить личные проблемы, обеспечить необходимый порядок и обществе, охранять жизнь людей. Легитимным считается такой политический режим, институты которого рассматриваются как значимо-ценностные. Человеку свойственно смотреть на мир через призму своей системы ценностей, основу которой составляют интересы личности, коллектива, общества, государства. Каждый судит по способностям власти организовать жизнедеятельность общества и тем самым выражает свое отношение к власти и ее институтам. Система ценностей играет огромную роль в мотивационной структуре, личности. Система ценностей может стимулировать и иные действия людей, желающих добиться установления справедливого порядка, понимаемого в полном соответствии со сложившимися ориентациями и формировать либо доверительно-поддерживающее, либо критически-негативное отношение к существующим институтам. Легитимность политического режима утверждается лишь тогда, когда институты власти, государственное руководство проводят политику, отвечающую запросам населения и одобренную массовым сознанием. Появление трещины между социально-политиическими ориентациями большинства населения страны и практическими делами управленческих органов может обернуться серьезным кризисом власти. В основе кризиса власти лежат утрата правящими кругами понимания стремлений, запросов, чаяний и ожиданий многих людей, то есть системы социальных ориентации.

Третий признак легитимности - одобрение массами политики, проводимой политическим и государственным руководством, согласие с основными целями, методами и средствами управления. Признак одобрения политики раскрывает субъективное отношение людей к конкретному правительству, политическому деятелю. В период относительного благополучного социально-экономического развития обычно складывается отношение согласия, одобрения. Но по мере нарастания кризисных явлений в экономике, падения жизненного уровня населения страны, одобрение сменяется недовольством и утратой политическим режимом легитимности. Если же в пределах существующей системы массы находят иных лидеров г которыми связывают свои надежды, то кризисные явления не означают, что недовольство политической деятельностью лидеров равнозначно недовольству политической системой.

Заключение

В процессе работы над темой контрольной мной сделаны следующие выводы и обобщения.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима.

Политическая система общества - управляющая обществом, должна быть жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, со стабильностью функционирования всех звеньев и пол систем.

Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты функция политической социализации и привлечения людей к участию в политической жизни общества свойственна всем современным политическим системам. Она способствует распространенно духа участия в политике, среди всех людей общества.

Легитимность политического режима утверждается лишь тогда, когда институты власти, государственное руководство проводят политику, отвечающую запросам населения и одобренную массовым сознанием.

Список использованных источников

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В., Социология – М: Гардарики, 2001;

2. Гревцов ЮИ., Социология//Курс лекций, М: Юридический центр, 2004

3. Филатова О.Г., Социология, М: Издательство, 2003

4. Социология: наука об обществе /Под ред. Андрущенко В.П., - Х: Рубикон, 2007;

5. Лавриненко В. Н., Социология, М: Юнити-Дана, 2007.

Политическая система и ее роль в жизни общества

Вы знаете, что политика имеет деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших со­циальных групп.

Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равно­душие к политическим проблемам - явление нечастое, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.

По мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но на более вы­соком уровне. Такое общение дает мощный импульс развитию личности.

^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАК СИСТЕМА

Политическая жизнь на первый взгляд кажется несконча­емой цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредсказуемых явлений и событий. Осмыслить ее люди пытались, как вы зна­ете, еще в глубокой древности. Однако только в XX в. пришло понимание политики как единого, сложно организованного ме­ханизма - политической системы. К ее структурным элемен­там (компонентам) относятся: 1. Организационный (государст­во, политические партии, общественно-политические движения). 2. Нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции). 3. Культурный (политическая идеология, политическая культура). 4. Коммуникативный (от лат. communicatio - связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).

В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование - это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, дого­воров и пр.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т. е. политическое управление. Цель его - обеспечить стабильность и развитие об­щества, придать совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение полити­ческой системы как целостного механизма реализации полити­ческой власти и политического управления.

Каждый элемент политической системы имеет свои особен­ности и вносит определенный вклад в осуществление общей це­ли. Рассмотрим подробнее их сущность и роли.

^ ГОСУДАРСТВО - ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с об­ществом и трактуется как государственно организованное сооб­щество - союз людей, проживающих на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается в качестве политической организации, которая отличается от дру­гих, скажем, политических партий рядом признаков.

Главная отличительная черта государства - суверенность, т. е. верховная власть внутри страны и независимость в отно­шениях с другими странами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, распространяется на все население, на все негосударственные организации. Во-вторых, она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех зако­ны и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы. В-третьих, государст­во располагает особыми органами и учреждениями, в том чис­ле принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).

Наличие монопольных прав и мощных организационных, финансовых, военных рычагов воздействия на общество ставит государство в особое положение. Оно выступает главным инсти­тутом политической системы.

Основные направления деятельности государства по руко­водству обществом воплощены в его функциях. (Подумайте, ка­кие общественно значимые функции были присущи государст­ву на различных этапах общественного развития. Как и почему они видоизменялись?)

Сегодня к наиболее значимым функциям демократических государств относятся: обеспечение экономического развития, со­циальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластия (внутренние), а также оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами (внешние). Функции, как известно, характеризуют внутреннюю (экономическую, социальную, правовую и пр.) и внешнюю по­литику государства. Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и пр.; соци­альная функция - в предоставлении социальных гарантий мо­лодежи, престарелым, инвалидам и др.

Следовательно, речь идет вовсе не о грубом вмешательст­ве государства в повседневную жизнь людей, не о подчинении общества государству, что нередко случалось в истории разных стран. (Приведите примеры.) Напротив, обозначенные функции являются своего рода обязательствами государства перед обще­ством и находят отражение в структуре и деятельности государ­ственного аппарата.

Государственный аппарат - это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется го­сударственная власть и государственное управление.

К государственным органам относятся: законодательные (представительные), исполнительные, судебные. Каждый наде­лен компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), власт­ными полномочиями (правом действовать от имени государства в пределах своих полномочий) и решает конкретные задачи. Так, законодательные органы (парламенты: Федеральное собра-

ние в России, Конгресс в США, Национальное собрание во Фран­ции) разрабатывают и принимают законы, нормы которых ре­гулируют общественные отношения и закрепляют государствен­ную политику. Например, положения Конституции РФ закрепили основы экономической политики, ориентированной на развитие рыночного хозяйства. Последующие нормативные акты придали общей политической линии конкретный харак­тер. Исполнительные органы (правительства) исполняют зако­ны. Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, ведущей надзор за исполнением законов, входят в состав правоохранительных органов.

Подчеркнем, что повседневная практическая работа по пре­творению в жизнь законодательных решений принадлежит исполнительным (управленческим) органам. Организацию испол­нения закона они обычно сопровождают мерами распорядитель­ного характера. Например, реализуя требование Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Правительством России были установлены невыгодные для мо­нополистов налоговые ставки, введены ограничения на произ­водство отдельных видов продукции и пр. Свои распоряжения исполнительные органы закрепляют в подзаконных норматив­ных актах и контролируют их выполнение. Кроме того, опира­ясь на нотариат, налоговую полицию, службы госбезопасности и пр., они осуществляют ряд правоохранительных функций: обеспечение правопорядка, законности, интересов общества, прав и свобод граждан.

Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуще­ствляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы именуются госу­дарственным аппаратом в узком смысле. При этом подчеркива­ется их административный (исполнительно-распорядительный) характер.

В настоящее время во всех индустриально развитых стра­нах мира государственно-административный аппарат представ­ляет собой мощную и разветвленную систему министерств, ве­домств, служб управления государственными предприятиями, специализированных комитетов, комиссий и пр. По существу­ющим данным, в нем занято 8% населения - государственных служащих. Среди них есть должностные лица (руководители, на­чальники), которые в силу занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями.

Государственные служащие работают на постоянной и про­фессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров) они не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют ста­бильный костяк государственного аппарата. От профессиональ­ных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, пра­вовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управ­ления. Поэтому сегодня во многих странах мира проводится до­вольно жесткий конкурсный отбор людей на государственную службу.

Подчеркнем, что государство, являясь главным институтом политической системы, призвано выражать и защищать интере­сы не узкого круга лиц (политической элиты), а общезначимые социальные интересы и потребности граждан.

^ РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Среди негосударственных организаций главную роль в по­литической системе играют политические партии. (Подумайте, почему становление современных политических партий ученые относят к XIX в.) Они отличаются от общественно-политиче­ских движений и групп давления наличием организации (про­фессионального аппарата, ведающего вопросами партийной де­ятельности), политической программы и идеологических основ групповой деятельности (партия объединяет группу единомыш­ленников), целью своей деятельности (завоевание, удержание и использование государственной власти для реализации интере­сов определенных социальных групп).

По организационному признаку партии условно подразде­ляются на массовые и кадровые. Массовые партии - многочис­ленные объединения со сложной организационной структурой. Они имеют постоянное членство и источники финансирования. Лейбористские партии, например, были созданы вне парламен­та по инициативе профсоюзов, которые являются коллективны­ми членами этих партий и финансируют их. Кадровые (парла­ментские) партии характеризуются значительной внутренней свободой, отсутствием обычно фиксированного членства и посто­янного источника финансирования. Так, членом республикан­ской или демократической партии в США может объявить се­бя любой американец, поддерживающий партию материально или голосующий за нее.

По идеологическому признаку партии разделяются на кон­сервативные, либеральные, социалистические, коммунистиче­ские, националистические, клерикальные (религиозные) и др.

В демократических странах в связи с ростом среднего класса значительно сокращается социальная база идеологических край­ностей. (Подумайте, чем было вызвано возникновение фашист­ской идеологии в 30-е годы в Германии и Италии. Почему и се­годня в некоторых странах возникает волна неофашизма?) В новых социальных условиях наблюдается дальнейшее сбли­жение идейно-политических основ большинства влиятельных партий. Они не ставят под сомнение государственно-обществен­ное устройство а расходятся в своих программах лишь по во­просу о путях совершенствования общества.

Главный отличительный признак политической партии - притязание на государственную власть, участие во власти. При этом целью партии, как мы выяснили, является реализа­ция интересов определенных социальных сил. Современные пар­тии приходят к власти через конкурентную борьбу друг с дру­гом за голоса избирателей на выборах в парламент, другие властные структуры. Поскольку социальные интересы воплоще­ны в программах, избиратель, по существу, делает выбор меж­ду их альтернативными вариантами. Не случайно выработка сво­его варианта политики (политического курса) - одна из важнейших функций партий. Они тщательно изучают нужды и запросы социальных групп и слоев, выделяют наиболее острые общественные противоречия. На основе обобщения разносто­ронних сведений вырабатываются общие требования, которым придается характер политических целей и путей развития об­щества. В политических программах обычно подчеркивается на­мерение партий служить интересам всего народа. Тем не менее в них прослеживаются приоритеты, которые делают партии пред­ставителями те: или иных социальных групп. Так, программы социал-демократов (Ирландия, Норвегия, Швеция) направлены обычно на усиление социальной политики в интересах наиболее незащищенных слоев населения: женщин, молодежи, преста­релых, безработных. С приходом к власти социал-демократиче­ских партий, какправило, распространяется влияние профсою­зов, растут расходы на социальные нужды, увеличиваются налоги, что сокращает доходы части населения. Программные установки консерваторов (республиканцев в США, ХДС в ФРГ, консерваторов в Великобритании), напротив, ориентированы на реализацию интересов наиболее состоятельных социальных групп и слоев, крупного бизнеса. Политика этих партий оживляет де­ловую экономическую активность. Вместе с тем сокращаются пособия по безработице, усиливается социальное неравенство.

Партии контролируют механизм выдвижения своих кан­дидатов на выборах и оказывают им всестороннюю поддержку. Четко очерчивая круг социальных проблем, они разъясня­ют избирателям свои подходы к их решению, раскрывают пре­имущества перед альтернативными вариантами, отвечают на во­просы, ведут дискуссии. Тем самым партии оказывают воздействие на политические взгляды и ориентации людей, осо­бенно молодежи, пополняют ряды своих сторонников, приобща­ют их к политике. Иными словами, партии реализуют функ­цию политической социализации граждан.

Многие молодые люди, обучающиеся в колледжах или уни­верситетах, активно включаются в политическую деятельность. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических батали­ях, работая в тех или иных комитетах, молодой человек при­обретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, не­обходимые профессиональному политику. Именно так начинали свою карьеру многие известные политические деятели (приве­дите примеры). Следовательно, воспитание кадров еще одна функция партий.

Они выполняют также посредническую роль между обще­ством и государством. Через партии различные социальные группы имеют возможность выразить свое отношение к прово­димой политике и даже свой протест, который нередко приоб­ретает формы партийных лозунгов и заявлений.

Помимо государства и политических партий, в организа­ционный компонент политической системы входят обществен­но-политические движения (молодежные, женские, экологиче­ские и др.). Они не имеют такого организованного оформления, как партии, и являются относительно аморфными и нестабиль­ными образованиями.

^ ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Деятельность политической системы осуществляется на ос­нове определенных норм - правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны и являют­ся правилами политического поведения и воздействия на обще­ство.

О моральных нормах в политике вам многое известно. (По­думайте, при решении каких общественно значимых вопросов профессиональные политики встают перед проблемой морально­го выбора. Как ее решение отражается на жизни общества?)

^ Правовые нормы закрепляются в законах и подзаконных актах: указах президента, постановлениях правительства, распоряжениях, приказах министерств, ведомств и других испол­нительных органов.

^ Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических докумен­тах государства и партий, международных документах.

Разделение норм на правовые и политические является ус­ловным, ибо правовые документы в большей или меньшей степени закрепляют как политику, так и правила политической деятельности. Политико-правовые нормы представлены публич­ным правом (конституционным, частью административного, фи­нансового, уголовного и международного) при ведущей роли кон­ституции. Конституционные принципы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, являются одновремен­но основополагающими базовыми ценностями страны. Напри­мер, в экономической сфере - это равноправие частной и дру­гих форм собственности, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в социаль­ной - социальное обеспечение; в духовной - идеологическое многообразие и пр. В политической сфере к базовым ценностям демократического общества относятся правовое государство, пра­ва и свободы человека, парламентаризм, многопартийность и др. Будучи закрепленными на государственном уровне, политичес­кие ценности включаются в нормативный компонент политиче­ской системы и определяют комплекс органов государственной власти, порядок их образования и полномочия.

Поскольку законодательные органы занимают особое мес­то в государственном аппарате, публичным правом устанавливаются определенные правила проведения избирательных кам­паний. Большое внимание также уделяется регулированию деятельности исполнительных органов. Гражданин обычно име­ет дело не с министрами или депутатами парламента, а с госу­дарственными служащими налоговых органов, загсов, работни­ками отделений милиции и др. Чтобы оградить людей от возможного произвола, политическими нормами определяются границы допустимого поведения представителей власти.

Кроме того, нормами публичного права регулируются взаимоотношения внутри государственного аппарата, например между министерствами и ведомствами, должностными лицами и госслужащими.

Политико-правовые нормы дополняются обычаями и тра­дициями (от лат. traditio - передача, предание). Они представ­ляют собой ту часть политического опыта людей, который пе­редается из поколения в поколение и приобретает силу общепринятых неписаных правил поведения. Так, лейбористы в Великобритании уже более девяноста лет (партия существует с 1906 г.) строят свою программу, опираясь на освященную веками традицию рабочего движения - быть легальной оппози­цией партии консерваторов. При этом отношения между парти­ями не носят характера непримиримой борьбы добра и зла, а строятся на взаимном признании прав и законности программ­ных установок каждой из сторон.

Почему люди независимо от их социального статуса проявляют живой интерес к политике? Почему, скажем, рядовому инженеру или врачу, рабочему или сельскому труженику небезразлично, кто работает в высшем органе государственной власти? Почему много часов сидят у экранов телевизоров, наблюдая за парламентскими дебатами, обсуждают законопроекты, участвуют в референдумах, ходят на митинги?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

О политической деятельности и политическую идеологию.

Вы знаете, что политика должна деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших социальных групп.

Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равнодушие к политическим проблемам явление нечастое, видно, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и ее судьба.

По мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но на более высоком уровне. Такое общение дает мощный импульс развитию личности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАК СИСТЕМА

Политическая жизнь на первый взгляд кажется бесконечной цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредвиденных явлений и событий. Осмыслить его люди пытались, как вы знаете, еще в глубокой древности. Однако только в XX в. пришло понимание политики как единого, сложно организованного механизма политической системы. В ее структурных элементов (компонентов) относятся: 1. Организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения). 2. Нормативный (политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи и традиции). 3. Культурный (политическая идеология, политическая культура). 4. Коммуникативный (с лат. Communicatio - связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).

В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование - это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, договоров и т.п.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, то есть политическое управление. Цель его - обеспечить стабильность и развитие общества, предоставить совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение политической системы как целостного механизма реализации политической власти и политического управления.

Каждый элемент политической системы имеет свои особенности и вносит определенный вклад в осуществление общей цели. Рассмотрим подробнее их сущность и роль.

ГОСУДАРСТВО - ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Понятие "государство" употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с обществом и трактуется как государственно-организованная сообщество - союз людей, проживающих на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается как политическая организация, которая отличается от других, скажем, политических партий определенным признакам.

Главная черта государства - суверенность, то есть верховная власть внутри страны и независимость в отношениях с другими странами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, распространяется на все население, на все негосударственные организации. Во-вторых, она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех законы и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы. В-третьих, государство масс в распоряжении особые органы и учреждения, в том числе принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

Наличие монопольных прял и мощных организационных, финансовых, военных рычагов излияния на общество ставит государство в особое положение. Она выступает главным институтом политической системы.

Основные направления деятельности государства по руководству обществом воплощены в ее функциях (подумайте, какие общественно значимые функции прошлого присущи государству на различных этапах общественного развития. Как и почему они видоизменялись?).

Сегодня в наиболее значимых функций демократических государств относятся: обеспечение экономического развития, социальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластие (внутренние), а также оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами (внешние). Функции, как известно, характеризует внутреннюю экономическую, социальную, правовую и т.д.) и внешнюю политику государства. Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и тому подобное; социальная функция - в предоставлении социальных гарантий молодежи, пожилым людям, инвалидам и т.

Итак, речь идет вовсе не о грубом вмешательстве государства в повседневную жизнь людей, не об подчинение общества государству, нередко случалось в истории разных стран (приведите примеры). Напротив, указанные функции являются своеобразными обязательствами государства перед обществом и находят отражение в структуре и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат - это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.

К государственным органам относятся: законодательные (представительные), исполнительные, судебные. Каждый наделен компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), властными полномочиями (правом действовать от имени государства в пределах своих полномочий) и решает конкретные задачи. Так, законодательные органы (парламенты: Верховная Рада в Украине, Конгресс в СШЛ. Национальное собрание во Франции) разрабатывают и принимают законы, нормы которых регулируют общественные отношения и закрепляют государственную политику. Например, положения Конституции Украины закрепили основы экономической политики, ориентированной на развитие рыночного хозяйства. Следующие нормативные акты предоставили общей Политической линии конкретный характер. Исполнительные органа (правительства) исполняют законы. Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, что ведет надзор за исполнением законов, входящих в состав правоохранительных органов.

Подчеркнем, что повседневная практическая работа по преобразованию принятия законодательных решений принадлежит исполнительным (управленческим) органам. Организацию выполнения закона они обычно сопровождают мерами распорядительного характера. Например, реализуя требование Закона Украины "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Правительством Украины были установлены невыгодные для монополистов налоговые ставки, введены ограничения на производство отдельных видов продукции и тому подобное. Свои распоряжения исполнительные органы закрепляют в подзаконных нормативных актах и контролируют их выполнение. Кроме того, опираясь на нотариат, налоговую полицию, службы госбезопасности, они осуществляют ряд правоохранительных функций: обеспечение правопорядка, законности, интересов общества, прав и свобод граждан.

Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их выполнения, контроль за исполнением. Поэтому управленческие органы называются государственным аппаратом в узком смысле. При этом подчеркивается их административный (исполнительно-распорядительный) характер.

В настоящее время во всех индустриально развитых странах мира государственно-административный аппарат представляет собой мощную и разветвленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями, специализированных комитетов, комиссий и тому подобное. По имеющимся данным, в нем занято 8% населения - государственных служащих. Среди них есть должностные лица (руководители, начальники), которые благодаря занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями.

Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров), они не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют стабильный костяк государственного аппарата. От профессиональных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, правовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управления. Поэтому сегодня во многих странах мира проводится довольно жесткий конкурсный отбор людей на государственную службу.

Подчеркнем, что государство, будучи главным институтом политической системы, призванная выражать и защищать интересы не узкого круга лиц (политической элиты), а общезначимые социальные интересы и потребности граждан.

Министерство образования и науки Украины

Таврический национальный университет

им. В. Вернадского

Контрольная работа

По дисциплине

«Социология»

Тема «Роль политической системы в развитии общества»

Работу выполнила

Студентка Бабенко И.В.

Работу проверил

Преподаватель ___________

_______________________

Симферополь, 2008

План
Введение

2. Влияние социума на конструирование политической системы

3. Функции политической системы в жизни общества.

4. Необходимость легитимизации политической власти

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Предметом изучения в контрольной работе является социология.

Объект изучения – влияние политической системы на жизнь общества.

Актуальность исследования очевидна. Сегодняшние процессы, происходящие в современном обществе, когда на площади городов Украины выходят люди и говорят о кризисе политической власти, о недоверии к ней не может никого оставить равнодушным. В рамках демократического государства народ пытается заявить о своем несогласии с построением такой системы общества, когда народ работает, а результаты его труда присваивает олигархическая верхушка власти.

Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:

Дать определение состава и структуры политической системы;

Отразить влияние социума на конструирование политической системы;

Обозначить функции политической системы в жизни общества;

Указать на необходимость легитимизации политической власти.


1. Содержание и структура понятия «политическая система»

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между государством и обществом, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система общества - одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные средства наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Основное положение политической системы в структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского), типом государства (монархия, республика) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных и нестабильных, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных т. п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т. п.

Политическая система общества - управляющая обществом, должна быть жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, со стабильностью функционирования всех звеньев и подсистем. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальные пределы и функциональное, определяемое сферой действия самой политический системы и ее составных частей на разных уровнях политический организации общества.

Политическая организация общества включает распределение элементов политической системы, определение их функций и отношений с обществом. Политическая система образует так называемое политическое общество, то есть совокупность людей, общественных слоев и групп, наделенных политическими функциями, образующих политические учреждения, аппараты управления, органы власти, политические партии и движения и т. п.

Конечно же, политическая система общества - совокупность взаимодействующих сфер: институциональной (политические институты), нормативно-регулятивной (режим политический), информативно-коммуникативный (политические коммуникации) и т. п. Политические институты - разновидность социальных институтов. Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующихся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Политические нормы регулируют отношения внутри политической системы общества и между ними, а также между политическими и неполитическими институтами. Материальные средства необходимые для достижения поставленных целей. В политической сфере политические институты: государство, политические партии, группы интересов самых разнообразных социальных общностей, слоев, имеющих определенные цели и требования к политической власти (профсоюзы, молодежные и женские движения, творческие союзы и объединения, этнические и религиозные общности, различные ассоциации и т. п. Группы интересов - добровольные объединения, организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них различных слоев общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене ее состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением и т. п.

Политические институты - важный источник социальных и политических изменений, создает многообразие каналов политической активности, формирует альтернативы социального и политического развития. Ведущим институтом политической системы, сосредоточивающим максимальную политическую власть есть государство. Государство - источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений. Государство, выразитель интересов и воли экономически господствующего слоя, оберегает его доминирующее положение в обществе, охраняет использования всех ресурсов: человеческих, материальных, производственных в интересах развития общества и т. п.

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе, процесс, который в современных условиях имеет тенденцию демократизации за счет политических партий, общественных движений, выборных технологий власти и т. п.); наличие политической организаций.

Политической системы, разветвленных властных структур, расширение политического пространства за пределы государственной территории; поддержание со всеми государствами взаимовыгодных отношений; удержание внутреннего мира и порядка, стабильности в обществе; регулирование социальных, классовых, национальных, экономических отношений, преследование целей блага и т. д.

В политической системе важное значение имеют политические партии, массовые общественные организации и движения, группы интересов. В демократических государствах все политические институты автономны и успешно осуществляют функции: влияют на формирование государственных и властных структур, корректируют политические цели, направляют политическое развитие общества. В авторитарных и тоталитарных обществах различные объединения и организации созданы для выражения и представлении интересов входящих в них людей. Политические партии, массовые общественные объединения строго подчинены правящей элите, их естественные функции деформированы.

Под политическим режимом понимают форму правления, отличающуюся большей мобильностью по сравнению с относительно более консервативными политическими институтами и зависящую от соотношения социально-политических сил и политической ситуации. Политический режим определяет характер борьбы за политическое лидерство (свободная конкуренция на выборах, смена руководства осуществляется кооптацией, наличие укрощенной и адаптированной к режиму оппозиции и т. п.).

Всевозможные нормы, определяющие поведение людей в политической жизни (участие их в процессах выдвижения требований, превращение требований в решения и реализация решений и т. п.), составляют нормативно-регулятивную сферу в структуре политической системы. Нормы - основные правила участия граждан во всех типах политического процесса. Нормы разделяются на два типа: нормы-законы и нормы-привычки. Установление связей между институтами политической системы, координации их действий осуществляет в структуре политической системы информационно-коммуникативная сфера и каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях комиссий по распределению, конфиденциальные консультации с заинтересованными организациями, объединениями и т. д.), а также средства массовой информации (печать, телевидение, радио и др.) Определенный объем знаний и информации особенно в сфере политической жизни имеет огромное значение для оценки гражданами действий и событий, происходящих в политической, экономической и социальной сфере общества. В различных системах положение, средств массовой информации различно: если в демократических обществах средства массовой информации независимы, то в тоталитарных и авторитарных они полностью подчинены правящей элите.

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

  • зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
  • зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
  • зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

  • традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
  • социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

  • сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;
  • науку и искусство государственного управления ;
  • способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:
  • Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.
  • Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.
  • Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.
  • Искусство управления государством.

Потребность общества в политике. Необходимость политики

В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства .

по своей структуре асимметрично . Существование различных классов и (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы , которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве» .

Роль политики в обществе:
  • выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
  • согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
  • выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
  • распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
  • создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

Поле политики

«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное . Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы . И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия .

«Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка , при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного . В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству , то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.

Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации ; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий .

Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».

По-особому складываются отношения между политикой и наукой . Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.

Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали .

На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло . Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».