Узнамания. Семейные традиции индейцев: дети природы Где сейчас индейцы

Одним из самых многочисленных и известных племен на сегодня являются чероки. Обитают они в основном в Северной Америке и на сегодняшний день насчитывают более 330 тысяч представителей.
Навахо - второе по численности племя, количество индейцев в нем - около 220 тысяч.
Еще два относительно крупных племени - сиу и чиппева, численность каждого из них ненамного превышает сотню тысяч.

Далеко не все племена из ныне существующих, являются официально признанными. Так, Бюро по связям с индейцами с 1978 по 2004 год рассмотрело более 150 петиций, но официальное признание получили только некоторые племена.

А ведь вместе с признанием племя получает право считаться суверенной нацией, что дает ряд прав и преимуществ. Например, они могут назначать собственное правительство, устанавливать налоги и принимать собственные законы, которые на территории резервации действуют наравне с федеральными законами.

Как живут сегодня индейцы в Америке

Но даже в суверенных резервациях не все так радужно. Далеко не все способны платить налоги, поскольку процент безработных среди индейцев невероятно высок - до 90%.
Учитывая, что во многих домах нет даже электричества, не говоря уже о приборах, облегчающих быт. Не в последнюю очередь это - следствие низкого уровня образования, которое жители практически не получают. Да и стоимость продуктов питания вдвое превышает цены за пределами резерваций, что не удивляет, учитывая неплодородные земли, на которых они располагаются.

Все это приводит к еще одной проблеме - пристрастие к алкоголю. Эта слабость стала практически национальной особенностью и одновременно еще одной причиной высокой смертности среди индейцев, наряду с диабетом и ожирением. Аналитики связывают все эти болезни с социальной составляющей - «исторической травмой», обособленностью племен и выселением с родных земель.

Чуть ли не основным доходом являются игорные дома. Запреты на открытие казино, которые действуют во многих штатах, не распространяются на территории резерваций. Добавив сюда налоговые льготы, которыми пользуется коренное население Америки, нетрудно понять популярность этого вида заработка.
Помимо казино, доход некоторые племена получают от продажи собственных изделий и шерсти. Но выручка невелика, поэтому большинство живущих в резервациях, по прежнему живут за чертой бедности.
Именно поэтому более 60% индейцев предпочитают жить вне резерваций, наведываясь туда только, чтобы навестить родных.

Борцы за экологию

Многие из индейцев, как и в минувшие века, неравнодушны к экологии и окружающей среде. Они прикладывают много усилий, чтобы сохранить природу. Например, племя онондага уже много лет судится с американским правительством за право обладать землей в штате Нью-Йорк, площадью более миллиона гектаров. При этом они не настаивают на выселении живущих на этой территории и не требуют права строительства казино. Единственное, что они хотят - защитить окружающую среду. Главное требование к властям - начать работы по очистке озера Онондага и прилегающих окрестностей.

Способов привлечь внимание к экологии довольно много, и индейцы стараются не упустить ни одного. Даже флешмобы немало помогают им в борьбе за природу в ее первозданном виде.

Американские индейцы имеют уникальную и трагичную историю. Ее уникальность состоит в том, что они смогли пережить период заселения континента европейцами. Трагичность связана с конфликтом между индейцами и белым населением. Несмотря на все это, история индейского народа полна оптимизма, поскольку, лишившись львиной доли исконных земель, они выжили и сохранили свою самобытность. На сегодняшний день они являются полноправными гражданами Соединенных Штатов.

Основной вопрос статьи: где живут индейцы? Следы этого населения прослеживаются на двух материках. Многие названия в США связаны с этим народом. Например, Массачусетс, Мичиган, Канзас и тому подобное.

Немного истории, или кого называют индейцами

Для того чтобы понять, где живут индейцы, необходимо определиться с тем, кто это такие. Впервые про них европейцы узнали в конце 15 века, когда в поисках заветной Индии добрался до берегов Америки. Мореплаватель сразу же назвал местных жителей индейцами, хотя это и был совсем другой континент. Так название закрепилось и стало общим для множества народов, которые населяли два материка.

Если для европейцев открытый континент был Новым светом, то сотни жили здесь около 30 тысяч лет. Вновь прибывающие европейцы стали вытеснять коренных жителей в глубь страны, занимая пригодные для жизни территории. Постепенно племена были изгнаны ближе к горам.

Система резерваций

К концу 19 века Америка была настолько заселена европейцами, что свободных земель для индейцев не осталось. Для того чтобы понять, где живут индейцы, следует узнать, что такое резервации. Это земли, плохо пригодные для ведения сельского хозяйства, куда были вытеснены индейцы. Живя на этой территории по соглашениям с белыми людьми, они должны были получать припасы. Однако зачастую это было только на словах.

Еще хуже дело стало обстоять, когда каждому коренному жителю правительство выделило по 160 акров земли. Индейцы не были готовы заниматься фермерством, к тому же на непригодной для этого земле. Все это привело к тому, что к 1934 году индейцы потеряли третью часть своих земель.

Новый курс

В первой половине прошлого века Конгресс США сделал индейцев гражданами страны. Это стало большим толчком вперед относительно примирения между народами, хотя и довольно запоздалым.

Места, где живут американские индейцы, как и они сами, стали интересовать американцев не с точки зрения наживы, а с точки зрения культурного наследия своего государства. В Соединенных Штатах появился дух гордости за разнообразие своего населения. У многих возникло желание компенсировать потомкам индейцев то несправедливое отношение, которому были подвержены их предки.

Где живут индейцы?

Индейцы проживают в двух основных географических областях. Это Северная Америка и Латинская Америка. Чтобы не возникало путаницы, стоит отметить, что Латинская Америка - это не только Южная Америка, но Мексика и ряд островов.

Территория расселения в Северной Америке

Где живут индейцы на территории Северной Америки? Данная географическая область состоит из двух крупных государств - США и Канады.

Регионы проживания индейцев:

  • субтропические регионы;
  • прибрежные районы северо-западной части материка;
  • Калифорния - это популярный штат, где живут индейцы;
  • юго-восточная часть Соединенных Штатов;
  • территория

Теперь понятно, где живут индейцы, фото которых представлены в статье. Осталось указать, что все они занимаются на своих землях ловлей рыбы, охотой, собирательством, выделыванием ценного меха.

Половина современных индейцев проживает в крупных городах и сельской местности по всей территории Соединенных Штатов. Другая часть живет в федеральных резервациях.

Индейцы в Калифорнии

Когда слышишь вопрос, где живут ковбои и индейцы, первым приходит в голову штат Калифорния. Связано это не только с вестернами, но и со статистикой. По крайней мере, по отношению к индейцам.

Наибольшее количество индейского населения проживает в штате Калифорния. Это подтвердила и перепись населения за прошлые десятилетия. Конечно, потомки индейцев этого региона смешанного происхождения.

Как же живут материка в Калифорнии? За долгие годы большинство из них утратили знание родного языка. Так, более 70 % не владеют никаким языком, помимо английского. Только 18 % хорошо говорят на языке своего народа, так же как и на государственном.

Калифорнийские индейцы имеют льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Однако большинство из них ими не пользуются. Среднее образование получают около 70 % детей из индейских семей, а диплом бакалавра - всего 11 %. Чаще всего представители коренного населения заняты в обслуживающем труде или сельском хозяйстве. Среди них также существует большой процент безработицы по отношению к средним показателям.

Четвертая часть индейцев Калифорнии живет за чертой бедности. В их домах часто нет водопровода и канализации, многие вынуждены жить в очень стесненных условиях. Хотя более 50 % все же имеют собственное жилье.

Существуют в Калифорнии и резервации индейцев. В 1998 году в них суд разрешил коренным жителям заниматься игорным бизнесом. Это разрешение со стороны властей было значительной победой. Но оно было связано не с тем, чтобы выделить благосклонное отношение к индейцам, а потому что на территории резервации невозможно заниматься привычными промыслами. Правительство пошло на этот шаг, чтобы дать людям возможность получать средства для жизни, занимаясь игорным бизнесом.

Помимо подобных уступок, резервации в Калифорнии имеют свое самоуправление, суды, правоохранительные органы. Они не починяются законам штата Калифорния, при этом получают государственные субсидии и гранты.

Территория расселения в Латинской Америке

Существует группа индейцев, проживающая в Латинской Америке. Где сейчас живут индейцы в этой географической местности, читайте ниже:

  • на территории всей Латинской Америки проживают ацтеков и тех, кто обитал на территории Центральной Америки до прибытия европейцев;
  • отдельной общностью являются индейцы бассейна Амазонки, которые отличаются своим специфическим мышлением и устоями;
  • индейцы Патагонии и Памп;
  • коренные жители

После этого уже не секрет, где живут Они в своем развитии были очень властными и имели собственный государственный устрой задолго до прибытия европейцев.

Ответить однозначно, где живут индейцы в наше время, достаточно сложно. Многие из них все еще придерживаются своих традиций, устоев, живут сообща. Но немало и тех, кто стал жить, как большинство американцев, забыв даже язык своего народа.

Что детей всего мира связывает с индейцами? Шоколад, попкорн, жвачка и умение свободно бегать с боевыми кличами по любому пространству! Все перечисленные вкусности придумали индейцы: попкорн - обнаружив в зернах маиса способность «самовзрываться», жвачку из сока гевеи (каучук), а слово «шоколад» впервые прозвучало из уст племени майя.

Несмотря на столь забавные изобретения, глаза индейца всегда печальны, это грустный народ, и даже при просмотре фотографий в поисковиках вы редко найдете улыбающегося представителя коренного населения Америки. А вот невероятная природная глубина и удивительное желание сохранить свою историю - это можно встретить в любом индейце.

iStock_000017291285Small.jpg

Множество народностей в современном мире постепенно утрачивают свои традиции. Многое их нас не знают истории своих семей. Усилия фольклористов по крупицам восстановить сценарии праздников, песни, былины, легенды, народные рецепты «уходят в песок»: дальше написания книг и разговоров дело не идет, в повседневную жизнь традиции не возвращаются.

iStock_000020633181Small.jpg

А взгляд индейца с любого портрета или фотографии говорит о его гордости за свой великий народ, потому что его величие в знании, в том, что они, несмотря ни на что, передают внукам и таким образом сохраняют каждое действие и умение.

Индейцы сегодня

Индейцы расселены по всей территории Южной и Северной Америки, от Аляски до Аргентины, кто-то из них живет в резервациях (пример: племя навахо), кто-то является полноценным гражданином страны (майя, 80 % населения Гватемалы), а другие до сих пор живут в джунглях Амазонки (гуарани) и не имеют никакой связи с цивилизацией. Поэтому уклад жизни у всех разный, но удивительным образом сохраняются традиции воспитания детей и отношения к взрослым.

iStock_000019776907Small.jpg

Индейцы Северной Америки - в основном католики и протестанты, индейцы Латинской Америки - в основном католики. У большинства индейцев Южной и Центральной Америки доиспанские верования неразрывно слились с христианством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Сейчас это, как правило, театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках, в том числе и во время католических и протестантских праздников.

У каждого племени свои наречия, многие владеют двумя языками, своим и английским, но у некоторых племен не имеется даже собственной письменности, поэтому самыми уважаемыми взрослыми и любимыми детьми в племени являются старейшины. Они учат мудрости, сохраняют и рассказывают истории и легенды, знают тонкости любого мастерства – плетения ковров, изготовления посуды, рыбной ловли и охоты. Они следят за соблюдением всех обрядов, а в диких племенах даже за распорядком дня.

У индейцев сохранилась традиция садиться, образуя круг, и делиться со всеми тем, что на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета, рассказывают истории и поют.

Песня для индейца с детства как воздух, они могут разговаривать с природой через песни, выражать свои эмоции и передавать историю целого народа. Существуют ритуальные песни, праздничные, а у племени кофанов своя песня есть у каждого.

Тот самый «фигВам», который рисовал на печке Шарик из мультфильма «Простоквашино» и, какой мы строим, играя в индейцев, на самом деле не вигвам, и переносное жилище типи, используемое степными кочевниками.

iStock_000026256866Small.jpg

А вигвам представляет собой шалаш на каркасе, покрытый соломой. Визуально это жилище похоже на большой стог сена и является традиционным для индейцев Северной Америки. Племена Амазонии живут в таких вигвамах или домах на сваях, покрытых соломой или листьями. Более близкие к цивилизации народы индейцев в резервациях США, например племена навахо, живут в домах, похожих на наши обычные русские срубы или мазанки.

Обращу внимание, что строят обычно вигвамы женщины и дети. В диких племенах женской считается почти вся работа в деревне – приготовление пищи, шитье, воспитание детей, все земледельческие работы, поиск дров. Мужская задача – охотиться, ежедневно обучаться воинскому делу, чтобы уверенно пользоваться копьем, луком и трубочкой с ядовитыми стрелами. Потому что ожерелье из ягуарьих клыков - это документ, единственный документ живущих в джунглях индейцев, удостоверяющий его бесстрашие. Шаманами становятся только мальчики, шаман учит многих в деревне и передает свои знания, но после его смерти шаманом становится один из его юных пациентов, а не ученик, потому что считается, что вместе с энергией лечения больному передаются все знания шамана.

iStock_000026364550Small.jpg

Основной пищей является то, что добыли на охоте, а в семьях, которые занимаются земледелием, основные блюда - картошка, каши, рис, курица, индейка и, естественно, все виды бобовых, любимые блюда из тыквы и кукурузы. Особое место занимают в питании индейцев сладкие кленовые сиропы и сушёные лесные ягоды.

Отношение к чужакам в племенах разнится, только «белые» для всех индейцев однозначно нежелательные гости. А что касается межплеменных и клановых отношений, то, например, для кофанов вообще не существует понятия своих и чужих детей. Родители-кофаны берут себе имя своих первенцев и пользуются им вплоть до их свадьбы. Тогда они берут имя следующих детей, еще не состоящих в браке. Изучение родственных отношений в этом случае становится довольно сложным занятием.

Даже те индианки, которые живут в крупных городах, придерживаются естественного течения родов. Чаще рожают дома, иногда в присутствии акушера или в больнице, соблюдая основные принципы естественных родов – без кесарева сечения, стимулирующих препаратов и анестезии. Племена, в которых уровень жизни не позволяет рожать с помощью акушера и тем более в больнице, роды проходят в песке или в воде, часто женщина рожает одна. Индейцы ощущают большую привязанность к детям и очень заботятся о них. Как утверждают люди, долгое время изучавшие индейские нравы и обычаи, «в отношении родителей к детям проявляются лучшие черты характера индейцев».

iStock_000019776840Small.jpg

С самого рождения дети присутствуют при любой деятельности родителей, малыша носят в платке, манте (специальная перевязь для ношения не только детей, но и продуктов, любых вещей), или в переносной детской кроватке из дерева или тростника, сделанной отцом.

По словам исследователей, в некоторых племенах не разрешали детям пить молозиво и давали грудь только тогда, когда появится уверенная струя молока. Доступ к молоку у детей есть всегда, в любое время дня и ночи им не отказывают в кормлении и пьют молоко матери до того момента, пока молоко не закончится. Даже если за несколько лет индианка родила нескольких детей, то старших от груди не отлучают.

Индианки редко наказывают детей, но зато рано приобщают их к работе, полагая, что нет лучшего пути к познанию жизни. С раннего возраста детям внушают, что быть шумными и крикливыми очень плохо, что надо уважать старших. Поэтому дети индейцев некапризны, некрикливые и неплаксивы, очень самостоятельны и доброжелательны.

Детям ничего не запрещают, и взрослые так уверены в них, что с детьми ничего и не случается. Взаимоотношение родителей и детей настолько тесно, что они действительно как одно целое. Малыши сами знают, что им нужно, и родители-индейцы позволяют им это получать и пробовать жизнь на вкус, жить в единении с природой и её законами.

Сейчас индейское «естественное родительство» - это целая наука, которая приобрела в Америке и Европе популярность в 70-х годах. Жан Ледлофф, совершившая экспедицию в индейские племена, настолько поразилась увиденным, что всю свою жизнь посвятила изучению индейских «методов» воспитания детей, написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым» и стала основоположницей так называемого «естественного родительства».

До Ледлофф в мире педагогики царил доктор Бенджамин Спок, все зачитывались его работами и «воспитывали детей по Споку» - кормили по часам, говорили об отсутствии связи между здоровьем ребёнка и типом его вскармливания, не баловали, соблюдали режим дня, многое запрещали и ограничивали ребенка, считая, что у ребенка должны быть авторитеты. Новая же теория Жан Ледлофф перевернула представления о том, что с ребенком нужно быть строгим и сдержанным, рано отлучать от груди, не потакать капризам и устанавливать свои, взрослые правила. Ледлофф же наблюдала за индейцами и видела, что у них все наоборот, и счастливее детей нет.

Индейские сторонники "естественного родительства" придерживаются основных правил:

    естественные роды;

    во время так называемого «ручного периода» пока ребенок не научился ползать, он может находиться на руках у матери сколько угодно. Для этого используются слинги или другие приспособления, облегчающие переноску;

    частое кормление грудью, по требованию ребенка, и не менее двух лет;

    присутствие ребенка во всех делах мамы, а позже и папы, важно, чтобы ребенок привыкал и наблюдал за деятельностью, быстрее социализировался;

    индейцы считают, что не нужно слишком сильно опекать малыша. Чересчур заботливые мамы учат относиться к миру со страхом, как будто в нем множество опасностей и только они;

    в большинстве индейских языков нет слов обозначающих время. До самой старости индейцы знают только понятие «сейчас». Как, впрочем, и все дети мира. Поэтому нужно с пониманием относиться к их просьбам, не откладывая на завтра или на какое-то «потом»;

Америка, штат Аризона, красные скалы, пустыня, кактусы, февраль, +28 С, пронзительно синее небо и ослепительно белое солнце, ни одного облачка. Такую погоду местные называют скучной, потому что каждый день одно и тоже… Я со своим другом Джоном еду на джипе на Белые Горы — священные земли племени Апачи, где расположены резервации. Каких-то 50 минут и мы из лета попали в зиму: кругом снег и сосны, как будто и не было никаких кактусов…

Как живут сегодняшние индейцы?

У меня, как и у большинства русских людей, видевших индейцев только в кино, было впечатление, что индейцы в резервациях живут в «вигвамах» (правильное название «типи») и ходят в кожаных одеждах с перьями. Каково же было моё разочарование, когда, попав впервые в резервации, я увидел полуразвалившиеся хижины типа тех, что в русских деревнях, покосившиеся заборы, ржавые автомобили, ухабистые дороги, покрытые хламом и старыми покрышками, и пьяных широколицых (вроде наших бурят) мужиков в джинсах и бейсболках, с бутылкой в руке… «Бог ты мой - подумал я – да прям как в русской деревне! Может это у нас в России одна большая резервация?» К счастью я побывал в разных резервациях и в общей сложности в четырёх племенах – Апачи, Хопи, Навахо и Зуни. И вот что я отметил: в тех племенах, где индейцы сумели сохранить свою коренную культурную традицию, духовность, не было проблем с пьянством. Спивались только там, где традиции были утрачены. Меня осенило! У нас в России та же ситуация - в деревнях народ спивается потому, что не сохранил традиций коренной, родовой культуры жизни на земле.

Резервации

Въехать на территорию большинства резерваций может каждый - сейчас там нет никаких заборов или ограждений, стоит только знак при въезде: «Земля Зуни», или «Земля Хопи». Но остаться в резервациях вы можете, только если там есть друзья. Индейцы не заводят случайных знакомств. Необходимо, чтобы тебя представил хороший друг, тогда ты попадаешь в свою семью. Меня с индейцами познакомил мой друг Джон. Он белый, но много лет работал в благотворительной организации на территории разных резерваций. Джон близко дружил с несколькими индейскими семьями. Меня индейцы сразу приняли за своего. Видимо, русский дух во мне был созвучен с индейским, и они это чувствовали. Чем ближе я знакомился с культурой и духовностью индейцев, тем больше ощущал глубину этой традиции, её близость с традициями наших предков славян.

В некоторых племенах до сих пор из уст в уста передаётся история о том, как их предки пришли из Сибири. Традиционные жилища у племён Хопи и Навахо – это шести- и восьмигранные срубы с отверстием для дыма в центре конусообразной крыши. Точно такие же традиционные дома у коренных жителей Алтая. Но большинство индейцев в резервациях всё-таки живёт не в традиционных жилищах, а в «караванах» - вагончиках, стационарно установленных на блоки, или в «бунгало» - дешёвых каркасных домиках.

Обычную американскую пищу в США, на мой взгляд, есть невозможно. В резервациях же приготовленная индейцами еда была очень вкусная и похожа на нашу. Недаром ставшая традиционной для россиян картошка пришла именно от индейцев. От них же к нам пришли помидоры, кукуруза, тыква и табак. Табак – это пример ошибочного использования традиционного продукта. Ведь индейцы курят табак только во время молитвы. Один индеец сказал мне, что если бы все курильщики молились, когда курят, мы жили бы в совершенно другом мире.

Интересно, что развевающийся флаг Соединённых Штатов на территории резерваций можно увидеть куда чаще, чем на остальной территории США. При этом законы США на землях резерваций не действуют. Поэтому в резервациях находят прибежище сбежавшие от правосудия США правонарушители, что значительно увеличивает там уровень преступности. По этой же причине там часто можно увидеть Казино, которые запрещены на большей части Америки. На территории каждого племени имеется своя полиция и действуют свои законы. Обычно в резервациях запрещается фотографировать. Но несколько фотоснимков я сделал, с разрешения индейцев.

Традиции

Как и у древних славян, практически вся обрядовая жизнь индейцев связана с солнечными и лунными циклами. Так, точки летнего и зимнего Солнцестояния, весеннего и осеннего Равноденствия в их традиции являются ключевыми и определяют весь ход их жизни. Согласно лунному циклу индейцы обычно проводят обряд «светлодч» («Sweat Lodge», или, на индейском, «нипи»). Они обижаются, если этот обряд кто-нибудь называет индейской баней. В «светлодче» не моются и не парятся, хотя там поддают водой на горячие камни, как в бане. В «светлодче» молятся. Индейцы молятся за родных, за друзей, за врагов, за свой народ и за всё человечество. У них не принято молиться только за себя. При этом в светлодче может быть такая высокая температура, что её можно выдержать только в состоянии молитвы. Это обряд внутреннего и внешнего очищения. Перед входом в светлодч необходимо очиститься через окуривание дымом полыни. Полынь для индейцев – одно из самых священных растений, запах которого изгоняет нечистое из жилища, из физического и тонкого тел человека.

Отношение к стихиям – земле, воде, огню и воздуху – у индейцев трепетное, как к живым сущностям. Например, бросить мусор в пламя домашнего очага считается недопустимым, пренебрежительным отношением к огню и к дому.

Индейцы народ немногословный. Только они могут выражаться так лаконично, глубоко и поэтично даже на английском языке. «Walk your talk» - говорят они (переводить не буду, потому что так красиво не получится). Или фраза «Смотри в сторону Солнца и ты не увидишь тени» поэтично отражает их мировоззрение.

Когда в резервациях Навахо в каньоне Дэ Шей мы с Джоном отправились к индейскому святилищу, скале Пауку, нашим проводником был 82-летний индеец Джонси. Джон что-то долго спрашивал индейца и после многозначительной паузы Джонси ответил коротко: «Да». Потом Джон опять задавал какие-то вопросы, и каждый раз индеец отвечал просто «Да» или «Нет». Других слов из его уст я не услышал. Джонси провёл нас к скале Пауку, где по легенде обитал Дух Женщины-Паука, научившей индейцев Навахо плести, ткать и шить одежду. Паук, как и паутина, у индейцев является положительным образом. Индейские амулеты «ловушки снов» («dream catcher») сделаны в виде паутины. Такой амулет вешается на окно и считается, что ночью он пропускает только хорошие энергии, а плохие ловит в свои сети, чтобы снились только хорошие сны. Такие «ловушки снов» теперь продаются в магазинах этнических сувениров и в России. Но должен вас огорчить: практически все они сделаны в Китае. Так же как и русские матрёшки, которых я видел в магазинах этнических сувениров в Аризоне. Издалека они похожи на матрёшки…

Особое отношение индейцев к земле

Они говорят: «земля не принадлежит нам, мы принадлежим земле». Глубокая ответственность за землю и за всю Землю – неотъемлемая часть их духовной культуры. Танцы индейцев являются не просто духовной практикой, позволяющей танцору общаться с Великим Духом («Wakan Tanka»), но ритуалом самопожертвования, искупающим грехи всего человечества и восстанавливающим связь человека и природы. В таком ритуале танцор танцует без остановки от заката до восхода солнца несколько ночей подряд, что требует невероятной силы духа и мужества. Если танцор упал, это плохой знак – будет ураган, засуха или другой катаклизм. Индейцы точно знают, что природа зависит от них так же, как и они от природы. Они верят, что мир до сих пор держится благодаря их танцам, и что все землетрясения, болезни и катаклизмы на Земле из-за того, что люди потеряли связь с Природой и насилуют её.

Вот как звучит молитва индейцев племени Оджибва:

«Прародитель,

Посмотри на нашу разбитость.

Мы знаем, что во всём Творении

Только семья людей сбилась со Священного Пути.

Мы знаем, что мы - те, кто разделился

И мы - те, кто должен вернуться,

Чтобы вместе идти по Священному Пути.

Прародитель, Святой Единый,

Учи нас любви, состраданию, почтению,

Чтобы мы могли исцелить Землю и исцелить друг друга».

Для индейцев Природа – это священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – всё это живые знаки-символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова. Когда индейцы приветствуют друг друга, они говорят: «О метако ясень», что означает «все мои братья». Это же приветствие индеец произносит, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя. Все существа в священном круге Природы для индейца братья.

Из истории

Когда на берегах Америки высадились первые белые, у них закончилась еда и они умирали от голода. Индейцы принесли белым еду, научили выращивать местные сельскохозяйственные культуры, и те выжили. Этот день теперь отмечается как самый большой праздник в Америке - День Благодарения. Более полувека после этого индейцы и белые жили в мире. У выходцев из Британии рождались здоровые дети и все они выживали, тогда как в самой Британии в те времена выживал только каждый восьмой ребёнок. Белые разрабатывали землю, занимались сельским хозяйством. Индейцы охотились. Шёл взаимный обмен продуктами. Потом белые огородили свои участки земли заборами. Но индейцы как будто не замечали заборов, продолжали свободно перемещаться через них в процессе охоты. Это не понравилось белым и они стали объяснять индейцам, что за забором их собственная земля. Вот тут всё и началось! Индейцы никак не могли взять в толк – как земля может быть чей-то собственностью? Как землю можно продать или купить? Началась война…

Что было с Америкой дальше, мы примерно представляем. Могу сказать, что выжить и сохранить свои традиции в основном удалось тем племенам, которые приняли христианство. Они просто включили христианство в свои традиции. В резервациях Навахо я посетил христианский храм. Храм был построен из брёвен в традиционной форме восьмигранника, вход с Востока, в центре конусообразной крыши было полутора-метровое отверстие в небо, под ним такое же отверстие в полу, там земля. «Небо и земля для нас священны» - объяснили мне индейцы. На стене висела икона Иисуса Христа. Христос был краснокожим, в набедренной повязке и с символом Солнца на благословляющей руке. Индейцы обратились к священным для них четырём сторонам света, Небу, Земле и начали молитву на языке Навахо со слов: «О, Иисус Христос, сын Бога, наш старший брат, приди к нам…»

Здесь я не удержусь и расскажу анекдот, который услышал от белых американцев: Один индеец попал как-то к высокопоставленному священнику. Тот учил индейца христианским заповедям, показывал распятье и иконы. Вдруг индеец заметил телефон у кресла священника. «А что это?» - спросил индеец. «А это прямой телефон к Богу» - ответил священник. «Правда? А можно попробовать?» - поинтересовался индеец. Священник почесал затылок и сказал: «вообще-то можно, только не долго, это дорогой звонок на большое расстояние…» Несколько лет спустя этот священник проезжал через резервации того индейца. Индеец был рад его видеть, показал ему деревню, местные обряды и традиции. Неожиданно священник заметил старый, обшарпанный телефон у ног индейца. «А это что?» - спросил священник. «А это… это прямой телефон к Богу» - сказал индеец. «А можно поговорить?»- спросил священник. «Да, конечно – сказал индеец - и можешь говорить сколько хочешь, это местный звонок…».

Большинство индейцев очень ревностно относятся к своим традициям и всячески берегут их от белых. Вот на эту тему расскажу уже реальную историю из жизни. Традиционно индейцы из разных племён встречаются на ежегодном празднике «Пау Вау». Обычно это проходит на стадионе, где есть трибуна со зрителями и площадка, на которой происходят разного рода игры, состязания, танцы и т.п. Все участники состязаний и танцев обычно одеты в традиционную одежду из кожи с бисером и перьями, как мы привыкли видеть в кино. Но большинство индейцев, сидящих на трибунах одеты как обычные американцы в джинсах, футболках и бейсболках. Среди зрителей есть и белые, т.к. это мероприятие открыто для всех. Так вот один белый, по видимому приверженец индейской культуры, сидел на трибуне в традиционной индейской одежде из кожи с перьями. Индейцы долго косились на него, потом не выдержали, подошли и сказали: «Слушай парень, нам не нравится, что ты носишь нашу национальную одежду. Иди, переоденься». Парень оказался не промах. Он переоделся в джинсы, футболку и бейсболку, вышел на площадку и обратившись к сидящим на трибуне индейцам сказал: «Ребята, мне не нравится, что вы одеты в мою национальную одежду. Идите, переоденьтесь…».

Но среди индейских шаманов встречаются и те, кто искренне делится глубиной своей традиции с белыми. Таким, например, является вождь Солнечный Медведь (Sun Bear), основавший известную общину «племя Солнечного Медведя», где в мире и согласии живут вместе индейцы и белые. Некоторые такие шаманы приезжают и в Россию, где общаются с приверженцами индейской духовной культуры – индеанистами. Русские индеанисты тоже ежегодно встречаются на своём «Пау Вау». Зрелище это, прямо скажем, ошеломляющее: поляна с десятками «типи» (вигвамов), все люди одеты в расшитые бисером кожаные индейские одежды, некоторые на лошадях с луками, томагавками и раскрашенными лицами. Индейские танцы и пение под удары бубна. Такого даже в кино не увидишь! Но без приглашения туда не стоит приезжать – индейцы (хоть и русские) народ суровый.

Индейцев называют коренными жителями Америки

Они действительно сохраняют свои корни, передавая традиции следующим поколениям. Для индейцев почитание предков - это не просто дань благодарности предыдущим поколениям, а непосредственная живая связь с духами предков, к которым они обращаются за помощью, поддержкой и советом. Индеец знает, что предки живут в нём, и он живёт в потомках. Поэтому для него нет смерти, он воспринимает единый поток жизни своего рода, отождествляя себя с ним, а не с отдельным промежутком времени величиной в жизнь. У индейцев отличное, от принятой в «белой» цивилизации, отношение к «смерти». Такое же отличное отношение у индейцев и к рождению. Так, например, в некоторых племенах днём рождения ребёнка считается не день его физического рождения, а день, в который ребёнок в первый раз засмеялся. Тот, кто увидел это и даёт ребёнку имя. Имя даётся таким способом – человек выходит на улицу и смотрит, что говорит ему Великий Дух через Природу: Танцующий Койот, Два Медведя (имя моего знакомого), или Играющий Ветер.

Как-то одна белая американка спросила меня: «А у вас там, в России есть коренные жители?» «Да – ответил я с гордостью – я, например!» Потом, когда я вернулся домой, в свою северную деревню - экопоселение Гришино, я задумался: «Какой же я коренной житель? Где мои корни?» К счастью, у нас ещё сильна родовая память и мы можем возродить и укрепить свои корни, свою связь с предками, традициями, родом. Это и происходит сейчас в российских экопоселениях, возрождающих утерянную связь Человека и Природы, место которой определили наши предки: ПриРоде человеческом.

Владислав Кирбятьев. Экопоселение Гришино

Едильбаева Ботагоз Аманжоловна,

Педагог-психолог

Государственного коммунального казенного

предприятия «Детская дошкольная организация

3 города Аксай отдела образования акимата

Бурлинского района Западно-Казахстанской области

ЗАНЯТИЕ – ТРЕНИНГ

«МЫ – ОТВАЖНЫЕ ИНДЕЙЦЫ!»

Технологическая карта

Форма работы: занятие – тренинг «Мы - отважные индейцы!»

Группа: старшая группа «Ромашка»

Цель:

Задачи:

Предварительная работа:

Наглядный материал:

Билингвальный компонент: народ – ел - nation

Отвага – батыл - daring

Традиции – дәстүр - tradition

Этапы деятельности

Действия педагога - психолога

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Вас сегодня детвора

Ждет занятие-игра

Будет много превращений

Очень разных приключений

Мы в индейцев поиграем

Очень многое узнаем

Чика, чика, чика бум, бум

Чика, чика, чика бум

Чика, чика бум, бум!

Ха! Ха!

ААА …..!!! УУУ……!!!

Ая!!! АЯ!!! АЯ!!! У!!!

Дети отвечают хором "Да!"

Организационно-поисковый

Слайд №1 - Слайд №2 Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Ванча-нопа-ямни-топа

Жили-были три циклопа

Три циклопа на горе

В очень маленькой норе

Заппа-саппа-ишедуша

Захотелось им покушать

На охоту с топором

Самый страшный вышел вон

Ванча-нопа-ямни-топа

Вот осталось два циклопа

С томагавком и копьем

Самый старший вышел вон!

Заппа-саппа-ба-вурока

Средний плачет у порога

Издает за стоном стон

Только не выходит вон!

Ванча-нопа-ямни-топа

Тайна третьего циклопа

В том, что он - это она –

Мама младшего циклопа

А для старшего - жена!

Ишедуш – на вершине горы


Слайд №7

Слайд №8

Звучит музыка мировых барабанов индейцев, дети играют на барабанах

Дети полукругом садятся на ковер вокруг священного костра

Дети смотрят на экран

Дети танцуют ритуальный танец индейцев

Выбирается водящий, все вместе проговаривают считалочку индейцев "Дакота"

Ребенок на которого указал водящий должен спрятаться в вигваме, внимательно послушать и назвать кто его позвал.

Дети нанизывают элементы (из соленого теста) на шнурки

Дети называют положительные черты ребенка сидящего на троне

Дети ложатся на индивидуальные коврики, закрывают глаза, расслабляются

Дети рассказывают о своих ощущениях

Рефлексивно-коррегирующий

А теперь ребята поблагодарим друг друга за прекрасную игру. Возьмитесь за руки, посмотрим друг другу в глаза, скажем глазками спасибо. Закончим наше занятие словами:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята.

Никого не обижаем. Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло!

Дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились с ними на занятии и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Прощаются с гостями, под веселую музыку уходят из зала.

Ожидаемый результат:

Знать: о жизни, о быте, о народной музыке индейцев.

Иметь: интерес к жизни и культуре индейцев.

Уметь: соопереживать, избавляться от психоэмоциональных зажимов, самовыражаться через танцы, быть толерантным по отношению к своим сверстникам, повышение самооценки.

ЗАНЯТИЕ – ТРЕНИНГ

«МЫ – ОТВАЖНЫЕ ИНДЕЙЦЫ!»

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Форма работы: занятие – тренинг «Мы - отважные индейцы!»

Группа: старшая группа «Ромашка»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом, народной музыкой людей, живущих в Северной Америке – индейцами, воспитание толерантности, вызвать интерес к жизни и культуре индейцев.

Задачи: формировать позитивные отношения в группе, снять психо-эмоциональные зажимы, развивать чувство сплоченности, способность к соопереживанию, научить детей самовыражению в танцах через музыкально-ритмические движения, развивать воображение, эмпатию.

Предварительная работа: беседа «Откуда пришли в Америку индейцы?», «Мифы и легенды индейцев», рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов с изображением индейцев, прослушивание обрядовой музыкой, проделки из соленого теста для амулетов.

Наглядный материал: головной убор с перьями, вигвам, бубен, барабаны (из жестяных банок), костюм индейца, поделки из соленого теста(разноцветные), маски, костер (из дров и гафрированной бумаги), краски, влажные салфетки. Магнитофон (используются музыкальные видеофрагменты «Этническая музыка индейцев», «Танец Духа», «Полет души», «Латинская Америка», «Шаманские барабаны», мультимедийный проектор

Билингвальный компонент: народ – ел - nation

Отвага – батыл - daring

Традиции – дәстүр - tradition

Гости к нам пришли сегодня! К ним сейчас вы повернитесь! Улыбнитесь! Подружитесь!

Вас сегодня детвора

Ждет занятие-игра

Будет много превращений

Очень разных приключений

Мы в индейцев поиграем

Очень многое узнаем

Друзья мои, хотите превратиться в настоящих индейцев?

А для этого мы должны совершить обряд перевоплощения. Повторяйте за мной древнее заклинание племени

У! А! У! А! Чика, чика, чика бум

Чика, чика, чика бум, бум

Чика, чика, чика бум

Чика, чика бум, бум!

Ха! Ха!

ААА …..!!! УУУ……!!!

Ая!!! АЯ!!! АЯ!!! У!!!

А ещё когда индейцы как то особенно приветствуют друг друга, что они говорят? («О метако ясень») А что это означает? (все вокруг братья)

Приветствие: проговаривание слов «О метако ясень» и выполнение жеста – поднятие правой раскрытой ладони)

Настроение каково? Все такого мнения? Все без исключения? Мы индейцы ничего? Мы индейцы - Во! Я вождь племени Черно-белое перо приветствую вас доблестные воины!

Каким должен быть настоящий индеец? (умным, быстрым, ловким, смелым, сильным, стойким, метким, сообразительным, внимательным и наблюдательным) Если вы с этим согласны и не боитесь испытаний, то прошу вас

Дети под веселую (этническая музыка индейцев) заходят в зал, приветствуют гостей на трех языках «Доброе утро, друзья! Армысындар, достарым! Goodmorning!

Дети отвечают хором "Да!"

Дети становятся друг за другом, идут по кругу, повторяют за психологом

Все хором произносят протяжный звук А-а-а-а-а-а-а, ритмично перекрывая ладонью воздушный поток

Дети произносят «О метако ясень!», поднимают правую раскрытую ладонь, после чего все обнимаются

- Гости к нам пришли сегодня! К ним сейчас вы повернитесь! Улыбнитесь! Подружитесь!

Вас сегодня детвора

Ждет занятие-игра

Будет много превращений

Очень разных приключений

Мы в индейцев поиграем

Очень многое узнаем

Друзья мои, хотите превратиться в настоящих индейцев?

А для этого мы должны совершить обряд перевоплощения. Повторяйте за мной древнее заклинание племени

У! А! У! А! Чика, чика, чика бум

Чика, чика, чика бум, бум

Чика, чика, чика бум

Чика, чика бум, бум!

Ха! Ха!

ААА …..!!! УУУ……!!!

Ая!!! АЯ!!! АЯ!!! У!!!

А ещё когда индейцы как то особенно приветствуют друг друга, что они говорят? («О метако ясень») А что это означает? (все вокруг братья)

Приветствие: проговаривание слов «О метако ясень» и выполнение жеста – поднятие правой раскрытой ладони)

Настроение каково? Все такого мнения? Все без исключения? Мы индейцы ничего? Мы индейцы - Во! Я вождь племени Черно-белое перо приветствую вас доблестные воины!

Каким должен быть настоящий индеец? (умным, быстрым, ловким, смелым, сильным, стойким, метким, сообразительным, внимательным и наблюдательным) Если вы с этим согласны и не боитесь испытаний, то прошу вас всех вместе изобразить боевой клич индейцев (Клич).

Храбрые индейцы, чтобы поднять боевой дух, я предлагаю вам, слушая музыку, поиграть на барабанах! Все готовы?

А теперь я предлагаю вам сесть полукругом вокруг священного костра. Собратья мои! Как вы думаете кто дал индейцам их имя? Слайд №1 - В 1492 году знаменитый мореплаватель Христофор Колумб отправился в кругосветное путешествие и добрался до нового континента. Эта была Америка. Сам Колумб думал, что его корабли причалили к берегам Индии. Поэтому он и назвал аборигенов (местных жителей) индейцами. Слайд №2 - Индейцы заселили Американский континент несколько тысячелетий назад. Среди племен по численности можно выделить ацтеков, пуэбло, апачей. Слайд №3

Для индейцев Природа – эта священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – все это живые знаки – символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова.

Слайд №4

Самым важным лицом в индейском племени был шаман - человек отмеченный особым даром вступать в общение с духами. Слайд №5

Танцы имели важное религиозное значение. Считалось, что с помощью танца – заклинания устанавливается контакт с «духами» (звучит этническая музыка индейцев «Танец Духа»)

Слайд №6

Все индейцы очень дружные, они живут в вигвамах, которые сделаны из шкур бизонов. Мужчины ходят на охоту, а женщины занимаются хозяйством и детьми. Индейцы имеют очень хороший слух. Они всегда могут отгадать, кто их зовет. Сейчас мы поиграем в игру «Кто позвал?» А водящего мы выберем знакомой нам индейской считалочкой

Ванча-нопа-ямни-топа

Жили-были три циклопа

Три циклопа на горе

В очень маленькой норе

Заппа-саппа-ишедуша

Захотелось им покушать

На охоту с топором

Самый страшный вышел вон

Ванча-нопа-ямни-топа

Вот осталось два циклопа

С томагавком и копьем

Самый старший вышел вон!

Заппа-саппа-ба-вурока

Средний плачет у порога

Издает за стоном стон

Только не выходит вон!

Ванча-нопа-ямни-топа

Тайна третьего циклопа

В том, что он - это она –

Мама младшего циклопа

А для старшего - жена!


А теперь водящий спрячется в вигваме. Тот кого я коснусь, громко называет имя водящего.

Отважные индейцы! Вам интересно, что означает эта считалочка? Считалочка была придумана на основе слов языка индейцев племени Дакота:

Ванча-нопа-ямни-топа - один, два, три, четыре

Ишедуш – на вершине горы

Ба-вуроке – добродетельная жена


Слайд №7

Все индейцы очень любят украшения, но они непростые, а волшебные, индейцы верят, что они защищают их от неудач, помогают им быть сильными, ловкими и быстрыми, они называются талисманы. И сейчас мы с вами сделаем для себя такие украшения – талисманы. Звучит «Латиноамериканская музыка»)

Какие замечательные украшения у вас получились, оденьте свои талисманы, и пусть они всегда оберегают вас!

Слайд №8

Жизнь индейцев очень интересна, но каждый маленький индеец мечтает вырасти и стать вождем племени, мудрым, храбрым, сильным, красивым, добрым, предлагаю вам несколько минут стать вождем. Аутотренинг «Волшебный трон»

Хей! Тулу! Юмба! Хей! Тулу! Юмба! Апинау-кей! Апинау-кей!Я индеец лучше всех! Люблю юмор! Люблю смех! В нашем солнечном вигваме стали все давно друзьями! Знают взрослые и дети Самый лучший Я на свете!

Пришла пора отдохнуть и расслабиться.

Релаксация «Волшебный цветок добра» (Показ видеоролика с сопровождением красивой музыки)

Доблестные индейцы! Что вы чувствовали, когда закрывали глаза? Вам удалось расслабиться?

Собратья мои! Я хочу задать вам вопрос. Зачем индейцы раскрашивали лица? При помощи раскраски индейцы защищали свою кожу от солнца. Запах краски отгонял от людей докучливых мух.а еще раскраска позволяла понять к какому племени принадлежал индеец, и сколько подвигов совершил. Предлагаю вам выполнить творческую работу раскрасить маски и подарить их своим близким и родным, а также нашим гостям. Чтобы маски приносили им удачу и успех!