Образы скорби и печали. Чувства человека Какие чувства вы знаете?Какие чувства вы знаете? Всегда ли чувства бывают положительные?Всегда ли чувства бывают




Скорбь Скорбь - это глубокая душевная боль, вызванная потерей дорогого человека. Любая утрата, даже потеря какой- либо ценности, вызывает тяжелые чувства, но самая большая боль связана со смертью любимого человека и потерей физических или умственных возможностей - инвалидностью.Скорбь - это глубокая душевная боль, вызванная потерей дорогого человека. Любая утрата, даже потеря какой- либо ценности, вызывает тяжелые чувства, но самая большая боль связана со смертью любимого человека и потерей физических или умственных возможностей - инвалидностью.


Реквием многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровож- дении оркестра.многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровож- дении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст.Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст.




Вольфганг Амадей Моцарт Великий австрийский композиторВеликий австрийский композитор Родился в Зальцбурге, жил в ВенеРодился в Зальцбурге, жил в Вене Годы жизни Годы жизни










6 класс

«Образы духовной музыки Западной Европы»

Тема урока: «Образы скорби и печали»

Я плачу: слезы эти святы,

В. Красов

Цел ь: Развитие музыкальной культуры учащихся.

Задачи :

Развивающие: 1. Развитие творческого потенциала: вокальных данных,

творческого воображения;

2. Развитие сенсорной сферы – слуха;

3. Развитие мышления;

4. Обогатить эмоциональный опыт учащихся восприятием музыкальных образов скорби и печали

в религиозной музыке;

Образовательные: 1. Углубить понимание особенностей языка

западноевропейской музыки на примере

вокально-инструментальных жанров;

2. Углубить знания о понятиях - кантата, реквием;

3. Формировать навыки самостоятельности

и целеполагания;

4. Познакомить с новым музыкальным произведением

Джованни Перголези «Стояла мать скорбящая»;

5. Продолжить разучивание «Молитвы» Булата

Окуджавы:

6. Показать взаимосвязь музыки с литературой,

изобразительным искусством, историей;

Воспитывающие: 1. Воспитывать эстетический вкус учащихся;

2. Воспитывать чувства сопереживания коллективному

Здравствуйте, ребята. Я рада встречи с вами.

Сегодня мы продолжаем разговор о духовной музыке.

Сегодня тема нашего урока: «Образы скорби и печали»

А эпиграфом нашего урока я взяла строки поэта Красова:

Я плачу: слезы эти святы,

То дань Творцу от сердца моего

За радости мои, за горе и утраты,

По гласу вечному закона Твоего.

А чего бы вы хотели от сегодняшнего урока, какие задачи вы хотели бы решить на нашем уроке?

Дети называют:

Узнать новое

Разучить песню

Послушать музыку

Получить хорошую оценку

Я поняла ваши пожелания, спасибо. Я запишу ваши пожелания, и мы отправимся в путь в Западную Европу.

И так внимание. Сейчас прозвучит муз. фрагмент. Постарайтесь ответить на вопросы. Раздать листок - опросник.

Звучит «Токката и фуга ре минор Баха»

Как называется?

Какой музыкальный инструмент?

Какой склад музыки?

Что такое полифония?

Какой характер музыки?

Дети пишут на листке ответ.

Проверить выборочно, написали. Листочки собрать.

Сегодня мы познакомимся с новым композитором, чьё имя никогда не звучало у нас в классе.

Это итальянский композитор Джованни Батиста Перголези. 1710-1736 гг.

(учитель рассказывает о композиторе)

А произведение называется «STABAT MATER», ЧТО ОЗНАЧАЕТ «Стояла мать скорбящая»

Жанр этого произведения – КАНТАТА

Давайте вспомним, что такое кантата.

Слово итальянское, переводиться сапtаrе – петь.

Это многочастное произведение для хора, оркестра и солистов.

У Перголези это камерное произведение, так как кантата написана для женского (детского) хора, струнного квартета, контрабаса и органа.

В ней 13 частей.

1 часть кантаты связана со скорбным, трагическим образом матери Иисуса Христа – Девы Марии, стоящей перед телом распятого на кресте сына.

Сейчас мы будем слушаем 1 часть.

Определите характер музыки, ее склад, лад и т. д.

Слушаем1 часть.

Анализ прослушанной 1 части: Ощущение неторопливого шага передается мерной поступью басов. В звучании струнных слышны вздохи. Минорный лад придает краски трагичности.

В вокальной партии – напевная мелодия со скорбными интонациями.

(Если позволяет время можно прослушать 13 часть «Аминь», где учащиеся услышат полифонический склад музыки)

Скажите, а с каким известным произведение Западноевропейской музыки можно сравнить музыку Перголези. Конечно Моцарт «Реквием».

Давайте вспомним что такое реквием.

Дословно – покой, траурная музыка в честь умерших.

Слушают 7 часть Лакримоза «Слезная»

Что общего в этих двух произведениях – образ скорби и печали.

Вспомнить, как Моцарт сочинял РЕКВИЕМ, зачитать строки Пушкина из поэмы «Моцарт и Сальери» и письмо к брату.

А сейчас взгляните на репродукции картин итальянских художников - Микеланжело - Пьета и Майоль - Скорбь.

Что общего в музыке и живописи?

Тема трагизма, скорби.

А сейчас настало время нам обратиться к песне – а точнее к молитве, как жанру вокальной музыки.

Что такое молитва – духовная песня, разговор с Богом.

Как нужно исполнять молитву? (дети отвечают)

Давайте вспомним «Молитву» Булата Окуджавы.

Слушаем фрагмент.

Затем вокально-хоровая работа. (динамика, четкая дикция, и т. д.)

И так давайте подведем итог урока.

Учитель обращает внимание на задачи, урока.

Все ли мы задачи урока выполнили?

Вывод: Композиторы Перголези и Моцарт- каждый по своему (в произведениях различных жанров) воплощают мир человеческих переживаний – душевное смятение, умиротворенный покой, глубину горя и страданий человека.

Урок окончен. Всем спасибо.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Образы скорби и печали в религиозной музыке западных композиторов Джованни Баттиста Перголези (итал. 1710 - 1736,) - итальянский композитор, скрипач и органист. Является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов. В 1735 году Перголези, едва достигший двадцати пяти лет, известный, главным образом своими операми, обращается к духовной музыке. Среди других его сочинений этого года «Stabat Mater»."Стабат Матер Долороза" – католический гимн, написанный в 13 веке. Божья Матерь Скорбящая (лат.Mater Dolorosa) или Божья Матерь Семи Скорбей так называют Пресвятую Богородицу в связи с печалями и горестями её жизни.«Stabat Mater» состоит из 13 частей, Общий характер сочинения отличается, трогательностью, проникновенной лирикой. «Stabat Mater» - произведение, в котором человек пытается почувствовать и выразить словами то, что испытывала Богородица, глядя на распинаемого сына Стоит Мать скорбящаявозле креста слезного,где распят сын,чью душу стонущую,омраченную и скорбящуюпронзил меч.О как печальна и огорченабыла эта благословеннаяМать единородная.Как горевала и печалилась,Благая Мать, и содрогалась, видястрашные муки Своего Сына.Какой же человек не опечалился бы,видя Мать Христав таких муках?Позволь мне искреннеоплакивать Распятого,пока я жив. Фреска Микеланджело в Сикстинской капелле «Страшный суд» «dies irae» «День гнева» Страшный суд, Судный день - в христианских религиях последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников «Лакримоза»- это часть реквиема.Происходит из латинского «Lacrima» - слезы, «mosa» -текущий. Как-то раз душным июньским днем к нему явился высокий худой человек «в сером». Незнакомец заказал реквием, оставив в тайне имя заказчика. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ как пророчество своей близкой смерти.Работа вытягивает все силы Моцарта. Он планировал написать реквием в 12 частях, но остановился на 7 части. Прозвучит последняя и самая прекрасная часть “Лакримоза” (слезная). «Реквием» В. А. Моцарта, задуманный как заупокойная католическая месса, получилась, может быть, самым жизнеутверждающим произведением из всех известных.Это было его последнее творение. 5 декабря 1791 года Моцарт отвернулся к стене и перестал дышать…


Приложенные файлы

Ответ оставил Гость

Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад - большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).

Кому не знакома прелестная и грациозная (грациозный – изящный, стройный) «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек - ведь радость объединяет людей!

Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр - собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.

Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом. В её звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать чудесную музыку. Лёгкость и ловкость изложения подчёркивает, что это не драматическая история, а не более чем беззаботная прелестная музыкальная шутка.

Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил своё отношение к великому венскому классику: «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».

В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта - та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными.

И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения. В ней человек не только занят обычными делами - ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или играет на компьютере. Кроме всего этого он задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы - проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.

Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом - богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке- имя тебе Моцарт!» - создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений - свой Реквием.

Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная (погребальный - похоронный) песнь. Не могу оставить её незавершённой»