Народный костюм Русского Севера (исследовательская работа). Русский народной костюм как средство раскрытия познавательного и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста Введение исследовательской работы на тему традиционные костюмы

Злыгастева Галина, Сергиенко Кристина

Научно исследовательская работа "Русский народный костюм в прошлом и настоящем"

Скачать:

Предварительный просмотр:

XXVШ открытая научная конференция учащихся

Ставропольского края

Секции: прикладное творчество

Название работы: «Русский народный костюм в прошлом и настоящем»

Сергиенко Кристина

Место выполнения работы: с. Кочубеевское,

МОУ СОШ № 3, 6а класс.

Научный руководитель: Лунегова Елена Михайловна,

Учитель технологии.

Ставрополь 2014

Введение…………………………………………….……………………..……......3-4

Глава 1 ……………………………………………………………………………….4

История развития Русского народного костюма……..…….........................…....4

1.1.Костюм и его роль в жизни человека…………...................................….....4-7

1.2.Устройство сцены. Главное песни и танца…………………….…...………..7

Глава 2 ……………………………………………………………….………………..7

Постановка танца………….……………………………………………….…….......7

2.1.Алгоритм создания костюма и танца.….……………………………….....7-8

2.2.Сценарий постановки танца и изготовление костюма.....……….…...……..8

2.3.Подготовка к постановке танца…………………………………...……...…..8

Глава 3 …………………………………………………………………….……...……8

Танец, народный костюм и школа……………………………….………..…..….8-9

4. Выводы………………………………………………………………………..…..…9

Литература………………………………………………………….………….….…...10

Введение

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Все дети любят петь, танцевать, в своих фантазиях они перевоплощаются в сказочных персонажей, принцесс, артистов. А что это такое? Откуда появился костюм? Как изготовить стилизованный костюм для танца? Сложно ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, надо было провести целое исследование. Такое исследование очень интересно, так как можно узнать много нового о костюме, традициях культуре России и других стран. Тема «Русский народный костюм в прошлом и настоящем» нас очень заинтересовала. И теперь нам хочется исследовать – как создается костюм, но не на основе работы современного профессионального мастерства, а народного фольклорного. Тем более мы в начальной школе ставили спектакли, выступали в ансамбле «Жаворонушки» с песнями и танцами: «Коляда», «Рождество». В 5 классе участвовали в фестивале «Казаки дарили казачкам шали», в 6 классе приняли участие в районном фестивале «Кубанский казачек». Настоящее исследование посвящено изучению происхождения народных костюмов, алгоритма создания народного костюма. При выборе направления исследований мы остановились на Русском народном костюме. Это благодатная почва для выявления и описания особенностей и культурной значимости этого вида искусства. Считаем, что наша тема интересна и актуальна . В наше время все меньше людей ходит в театр, выставки, библиотеки. Предпочитая телевидение и Интернет. Проводя исследование, мы хотим призвать вас с почтением относиться к такому древнему искусству, Русский народный костюм. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что костюм играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Участвуя в театрализованных играх, постановках, спектаклях, песнопениях. Дети знакомятся с окружающим миром. Русский народный костюм – это не только театрализованная постановка, это ролевая игра со зрителем. Дети и взрослые с удовольствием включаются в искусство пения и танца: поют песни, танцуют, перевоплощаются в тот или иной образ, а костюм им в этом помогает. Цель нашего исследования - узнать историю создания русского народного костюма и сшить их своими руками. Решение данной цели обусловлено следующими задачами : узнать историю Русского народного костюма; сшить стилизованный костюм. Показать танец в костюмах

в стиле «Гжель». Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, наша тема реализуема. Основная цель данного исследования заключается в изучении происхождения русского народного костюма, алгоритма создания костюма. В соответствии с

вышеизложенной целью были поставлены следующие задачи: определить происхождение русского народного костюма; выяснить алгоритм создания русского народного костюма, поставить танец; взаимосвязь костюма, танца и школы; изготовить костюм и поставить танец, объектом исследования является русский народный костюм. Объект нашего исследования – русский народный костюм, предмет – его изготовление. Характер материала, а также поставленные цели и задачи определили методы исследования. В ходе работы применялись моделирование, наблюдение, эксперимент, сравнение, обобщение. Предметом исследования - алгоритм создания русского народного костюма. Методы исследования: изучение литературы по теме, беседы со старшим вожатым художественного руководителя спектаклей по литературной части – Романовой Ольгой Яковлевной, специалистами библиотеки. Теоретическая значимость данного исследования расширяет существующую информацию о народном костюме, систематизирует знания о культуре в жизни человека, о процессе создания костюма, танца и о процессе изготовления костюма. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что мы проведем мастер-класс и поставим танец. Исследование помогло узнать много нового, познакомиться с интересными людьми. Практическая ценность работы состоит в том, что материалы исследования и приложения могут быть использованы на уроках технологии, истории культуры, литературы, МХК, а танец в постановке спектакля, на праздничном концерте. Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.

Глава 1 История развития Русского народного костюма

1.1Костюм, его роль в жизни человека.

По детальное изучение русского народного костюма

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило

крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа, и были выработаны приемы его

изготовления. Археология, письменные источники, в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об истории русского народного костюма. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не

выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах. Праздничную одежду хранили в сундуках. Платье (сорочка). На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ. У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез, спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка, перехваченная на талии поясом, служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки, украшали вышивкой, или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. Сарафан. Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы.

Душегрея. Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.

Летник. Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову, и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла. Орнамент. В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов. У русской народной одежды многовековая история.

Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с 18 века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в

то время, как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие. В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафан, а в южных понева. Каждая губерния имела

свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Головные уборы. Девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники.

Это интересно: древнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно. Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.

Мужской костюм. Рубаха. Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты (штаны). Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Кафтан. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сначала царское византийское облачение вместе с придворными костюмами перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев. Византийское влияние было нарушено татаро-мангольскими ордами, которые наводнили

русскую землю. Как всегда народ остался верен старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли, или смешали свою одежду с одеждой своих победителей. Вместо кругом закрытого кафтана стали носить – монгольский кафтан, который впереди по всей длине был открыт, а вместо плаща верхний кафтан. Дополнение: В 16 веке мужчины стали носить рубашку с узким воротом, штаны длинные, вверху широкие, собранные на тесьме. Кафтан узкий как чехол, доходивший до колен и снабженный рукавами. При Петре I были в употреблении штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в

сапоги. Длинный кафтан Петр I заставлял укорачивать. Тому, кто не хотел это сделать добровольно, согласно царскому указу, солдаты обрезали полы. Современность. Русский народный костюм. Один из реликтов уходящей в прошлое нашей национальной культуры. Яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем

в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, народного костюма - это невозможно, пусть на сцене, возродится единство этой культуры, и она окончательно не исчезнет. Костюмы, изготовленные художниками, представлены в крупнейших музеях мира, частных коллекциях. Народный костюм как произведения высокого искусства ценятся весьма дорого и являются престижным и популярным предметом коллекционирования. Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют Кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов. Вашему вниманию я представляю проект « Русский народный костюм в прошлом и настоящем».

1.2 Устройство сцены, главное песни и танца.

Устройство «сцены» народного представления крайне примитивно. В процессе своего развития были выбраны три типа своей «сцены». В большинстве случаев устраивалась она следующим образом: на ровном месте в землю вбиваются два шеста, между ними протягивается ткань, обычно цветная, и «сцена» готова. Второй тип сцены - наиболее распространенный – в балагане, а зрители обычно размещались на скамейках вокруг балагана. Наша третья сцена: вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях. В дни больших праздников представления шли беспрерывно, артисты нередко зарабатывали до 20-25 рублей в сутки. Таким образом, русская сцена в XVII веке не только явилась первым русским «концертом» представлением, но и

подготовила зрительскую аудиторию к восприятию искусства, возможно, стала одной из причин появления в России профессионального мастерства в искусстве песен, танцев.

Глава 2 Постановка танца

2.1.Алгоритм создания костюма и танца.

Итак, появились артисты и зрители. Они бродили по дорогам, показывали истории обо всем, что тревожило их души: о любви, дружбе, страданиях и мечтах. Затем песни вошли в каждый дом, где устраивались в семьях посиделки с пением и танцами. Люди сами сочиняли песни, придумывали и шили костюмы, делали декорации. В каждом доме, каждому члену семьи находилось свое занятие и своя роль. С тех пор песни и танцы вошли в нашу жизнь, и заняли свое достойное место. Мы решили создать танец, сшить костюм, опираясь на нашу самобытную культуру. Попытались найти алгоритм создания костюма и танца. Оказалось, что конкретного алгоритма создания танца не существует. Каждый раз это поиск. Мы наметили основные задачи: поиск идеи, выбор сюжета,

поставить танец, подобрать музыку, изготовить костюмы в народном стиле, подобрать исполнителей и проводить репетиции.

2.2. Сценарий постановки танца и изготовление костюма

Самобытная народная культура пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений, сегодня на волне подъема культура приобретает неоценимое значение. Поэтому важно определить истоки культуры, выяснить основные традиции, показать процесс взаимовлияния национальных культур. Обычаи и обряды, бытовавшие на Руси, уходят своими корнями в те далекие времена. Исходя из этого, мы заинтересовались сценарием для постановки танца «Московская кадриль». Выбрали стилизованные русские народные костюмы в стиле росписи «Гжель». Почему именно это произведение? На наш взгляд это самый лучший выбор, подходящий к нашему стилю, образу русских народов. Мы неоднократно консультировались со старшим вожатым художественного руководителя спектаклей по сценической и литературной части – Романовой Ольгой Яковлевной. Получили разрешение на постановку танца. Изготовили костюмы.

2.3. Подготовка к постановке танца

А сколько подготовительной работы потребовалось для русского костюма: построить чертеж, раскроить, сшить, обработать изделие аппликацией, оформить сцену и зал, придумать музыкальное оформление. Сюжет может быть окончательно решен только тогда, когда найдена музыка, которая отражает общую идею, соответствует месту и времени действия и слагается в цельный рисунок, не вызывающий неприятия ни у

постановщика, ни у исполнителей. Таким образом, работа идет так, что изначальная общая идея требует музыку определенного характера. Когда найдено общее музыкальное решение, оно диктует уже развитие конкретного действия. Подготовка танца и музыкального материала изготовление костюмов чрезвычайно сложная работа. Мы выполнили костюмы из ткани и много репетировали танец. (Приложение №1)

Вывод: Мы живем, на русской земле и нас интересуют быт и нравы не только русских народов, но и зарубежных, проживающих здесь. Мы решили создать танец, опираясь на нашу самобытную культуру.

Глава 3 Танец, народный костюм и школа

Русский народный костюм может прийти на помощь при изучении истории, а так же при ознакомлении с литературными произведениями, при создании школьного музея, урока технологии, МХК. Большой популярностью у учащихся 2-5 классов пользуется драматизация с использованием русских народных песен. Основан школьный

фольклорный ансамбль «Жаворонушки» руководитель Иванова Ольга Анатольевна, танцевальный ансамбль «Контраст» руководитель Романова Ольга Яковлевна.

Театральные, танцевальные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения культуры русского народа. Серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию песни, танца, оказываются вовлеченными в творческий процесс. «Фольклор» превращает неуверенного в себе “вечного троечника” в Ромео, произносящего монологи на одном дыхании. Сильные ученики помогают слабым, укрепляет ответственность за успех общего дела. Построено и направленно на изучение нравственности, культуры, характера человека и поведения в обществе. В виде «игры» ребенок моделирует свое поведение и как поведение на сцене. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим. Как и говорилось ранее, искусство поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

4. Выводы

На основе исследований мы пришли к выводу, что песни и танцы являются важным фактором в развитии ребенка. Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения, находят их в искусстве. Несомненно, костюмы, должны соответствовать эстетическим требованиям и гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество костюма. В процессе исследования было установлено, что искусство служит не только средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями индивидуальности. В нашей работе мы установили, что русский народный костюм переживал много веков. Благодаря искусству ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Участвуя в постановках, даже самые робкие и неразговорчивые дети вскоре становятся общительными и уверенными в себе. Народный костюм способствует формированию мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей; развивает воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного; воспитывает эмоционально

– чувственное отношение к окружающему миру. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна, и на данный момент не достаточно изучена. Мы считаем, что наша работа помогает нам окунуться в прошлое и настоящее русского народа. Вот почему мы должны хранить и сберегать и старые песни, и национальную одежду, и изумительные народные праздники и художественные ремесла. Ибо это корни, питавшие и питающие нас, это не только день сегодняшний, но и наше будущее.

Литература.

  1. Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.
  2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.
  3. Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.
  4. Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.
  5. Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.
  6. Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.
  7. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
  8. А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
  9. Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

Народный костюм Русского Севера

Связь народного костюма с национальным характером , историей , укладом жизни народа , духовными и нравственными ценностями.

Исследовательская работа


ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

  • 1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера
  • 2. изучить многообразие комплексов народной одежды
  • 3. выявить особенности народного северного костюма, отметив при этом своеобразие национального характера северян, их особый уклад жизни
  • ЗАДАЧИ:
  • 1. найти, изучить научную, историческую, художественную литературу по теме исследования
  • 2. отобрать необходимый материал, проанализировать его
  • 3. описать результаты исследования
  • 4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера
  • 5. показать элементы народного костюма

Уклад жизни северян

  • «ХОРОМ» , «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ

(древнеславянский язык)

Бани , овины стояли поодаль от дома , ближе к воде (считали , что там обитает нечистая сила)

Будни чередовались с праздниками.

ЗИМА – время прядения , вязания , вышивания.

Прялка – важный предмет домашнего обихода. Прясть девочек учили с 10 лет.

Ткацкий стан стоял в каждом доме , ткани делали в домашних условиях: льняную , конопляную , суконную

  • Ремёсла Русского Севера:
  • Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество)
  • Гончарное ремесло (глиняная игрушка)
  • Иконопись
  • Несколько видов росписи (Мезенская , Оракульская , Пермогорская , Тоемская и др.)
  • Ткачество
  • Плетение из бересты
  • Кружевоплетение
  • Вязание
  • Золотошвейный промысел, и другие

Традиционный женский наряд Русского Севера

  • Традиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ» , так как его основные части – РУБАХА И САРАФАН.

Праздничная женская рубаха нач.19 века Каргополье

Женский костюм 19 век Вологодская губерния Тотемский уезд

Праздничный женский костюм конец 19 века Каргополье

Женский костюм

I половины 19 века Вологодская губерния Великоустюгский уезд

Рукава праздничной женской рубахи 19 век Олонецкая губерния Каргопольский уезд


Способы украшения тканей , бытовавшие на Русском Севере

  • - НАБОЙКА
  • - БРАНОЕ , УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО
  • - ВЫШИВКА
  • - КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
  • - ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ
  • ПРОМЫСЕЛ

Кубовая набойка 19 век Вологодская губерния

Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Каргополье

Плат «золотой» К.19 века.Шитье.Вышивка

Нач.19 века, холст льняные, х/б, шелковые нити. Ажурное ткачество

Конец полотенца. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити

Кружевоплетение Вологодская губерния


Головные уборы Русского Севера

  • - ДЕВИЧЬИ:
  • Подчелок
  • Плачея
  • Повязки (перевязки)
  • Обручи
  • Ленты
  • - ЖЕНСКИЕ:
  • Кокошник
  • Платок
  • Сорока
  • Сдериха
  • Коруна
  • Повойник

Перевязка, кокошник, украшенные жемчугом, бисером, перламутром

Головные уборы Каргополья и Мелентьевской волости

Сорока кон.19 века. Каргополье

Девичий головной убор в современном исполнении

Девичий головной убор д.Шенкурская (Няндома)

Плат золотой


Символы в вышивке , ткачестве

ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ , ЧУДО-ПТИЦ , СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ , ОЛЕНЕЙ , ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

Женская фигура олицетворяла Мать-Землю, которая для людей словно живое существо: она пьёт воду, родит урожай, засыпает на зиму, просыпается по весне.

Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы, таяние снега, зелень листвы, цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце, а её перья – лучики, согревающие землю, дарящие тепло.

Изображение сказочных животных (например, львов, барсов) – считается покровительством растениям, семенам, корням, всходам.

Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы , земное плодородие , стихию огня и солнца.


Мужская народная одежда

  • Традиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ , которую ещё называли ИСПОДНЯЯ , ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ) , ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА , САПОГИ , КАТАНКИ (зимой) , ЛАПТИ.
  • БУДНИЧНУЮ РУБАХУ шили из ЛЬНЯНОГО или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА.
  • На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли проходница
  • На КАРГОПОЛЬЕ(Олонецкая губерния) и в уездах Архангельской губернии будничную рубаху (и женскую, и мужскую) называли покосница.
  • Примерно 100 лет назад появились мужские рубахи – косоворотки
  • Зимой мужчины носили шубы , которые были почти в каждой семье, подвязывали их кушаками , тулупы же были редкостью.

заключение

  • СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА, ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ, ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ.
  • Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого , он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных , семейных и личных корней , он обрекает себя на преждевременное увядание».

Список литературы

  • 1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М. , «Советская Россия» , 1984
  • 2. А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.» , С.-Петб, 2006
  • 3. А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века» , открытки, 2003
  • 4. Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера» , Арх. , 1999
  • 5. Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда» , Арх. , 2003
  • 6. Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья» , Арх. , 2000
  • 7. Журнал «Культура. Nord » , 2006
  • 8. «Мастера Русского Севера» , энциклопедия, рец. Лихачёв Д.С. , М, «Планета» , 1987
  • 9. «Костюм: история, крой, шитьё , вышивка» , журнал 2Чудесные мгновения» , 2003

История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм - это источник творчества. Русская национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях своего народа.
Эта тема меня очень заинтересовала. Когда мы готовились в классе к народным праздникам, то пришлось делать народный костюм для выступления. Вот я решила узнать об этом поподробнее.

Цели моей работы:
1)Узнать подробнее о русском народном костюме женщины.
2) Создать эскиз современного костюма для девочки с использованием полученных в ходе исследования знаний о русском народном костюме.

Задачи:
1)Собрать материал о русском народном костюме женщины.
2) Выяснить, какие материалы, цвет, узоры применяли для изготовления костюма.
3)Познакомить одноклассников с русскими традициями женской одежды.

Этапы работы
Выбор темы.
Определение целей и задач.
Постановка проблемы.
Сбор материалов по теме проекта.
Изготовление эскиза костюма для современной девочки с элементами народного костюма.

Проблема:
В наше время развивается наука, появляются новые компьютерные технологии и многие люди начинают забывать о своих русских ценностях.
Что мы знаем о народных костюмах?
В чем особенности народного костюма?
Можно ли применить знания о народном костюме в создании современной одежды?

Гипотеза
Возможно, что и в современном мире можно использовать в одежде и детали, и ткани, и узоры, традиционные для Руси прошлых времен.

Основная часть
Читая и рассматривая книги, я поняла, что народные костюмы отличаются друг от друга. Почему? Народ ведь один.
Одежда различалась:
- по назначению (повседневная, праздничная, обрядовая),
-по ней можно судить (о возрасте, о семейном положении).
Как правило, менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет и количество узоров. Каждая губерния имела свой вариант костюма, свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Одежда представляла собой большую ценность. Ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, несколько раз перешивали и донашивали до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Богатые же стремились к тому, что бы их костюм отличался от одежды простых людей.
На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина.
Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ.
У сорочки был ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава.
У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных же были еще нижние рубахи. Как и мужские, женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.
Сверху сорочки надевали сарафан, длинную свободную одежду без рукавов, застегивающуюся снизу доверху на пуговицы. Ходить в такой одежде было удобно.
Сверху на сарафан надевалось душегрея, теплая кофта без рукавов, обычно на меху. Она чуть ниже талии, очень широкая сборчатая одежда, на лямках как у современных сарафанов.

Ткани, цвет, орнамент
Ткани использовали при шитье народной одежды натуральные - льняные. Хозяйки сами их ткали и красили. В каждой Российской губернии существовали свои узоры, определенные цвета. Полосатые и клетчатые узоры были разнообразны по форме. В узорах можно увидеть изображение солнца, звезд, птиц на ветках, цветы, фигурок и людей и животных. Техника народного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические фигуры. Например, такие узоры можно было увидеть на рубахах. Не только ткани и форма одежды могли много рассказать об их хозяине. Цвет - язык народа. Используемых цветов было немного. Значение имели только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях. Использовали для этого корни, стебли, листья, кора растений, которые росли в их краях - крапива, щавель, черника, лук, зверобой, орешник, дуб. Поэтому существовали три древнейших цвета одежды и вышивок: белый, красный и черный. Но могли получать и другие цвета.
Каждый цвет имел свое значение.

Белый цвет считался символом замужней женщины-матери. Красный цвет - цвет огня, считалось, что он отпугивает нечистую силу.
Черный цвет символизировал вечный покой, землю.
Зеленый цвет символизировал растительный мир.
Голубой цвет - символ воды и неба.

Нелегкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожаи, домашних животных. Но когда наступал праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Праздничную одежду хранили в сундуках.

Практическая часть

Вот бы такой красивый сарафан появился у меня. Современная одежда значительно отличается от той, которую носили наши предки. Ткани и красители, в большинстве своем синтетические, а не натуральные. Узоры не считаются магическими, как думали наши предки - язычники. И нет той бережливости к вещам.
Но сколько теплоты в узорах, нежности в сочных цветах, приятной прохлады ткани в жару и тепла в зимний холод в одежде наших прабабушек и прадедушек. В таких вещах уютно и приятно в любые времена. Такой сарафан или рубашку сейчас одел бы любой современный человек. Вот я и придумала эскиз нарядной рубашки и сарафана. Рубашку украсила традиционной вышивкой, свободный сарафан на пуговицах выполнила в ярких цветах. А для шитья такого наряда надо взять льняную ткань.

Инна Сурмина
Русский народной костюм как средство раскрытия познавательного и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - это самоценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных и патриотических чувств, воспитания духовности.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности . Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Большое место в нашей работе в приобщении детей к культурным традициям России занимает Народный календарь . Он соединил в себе духовную, природную и человеческую жизнь. Особую роль, хотелось бы отвести организации ознакомления детей дошкольного возраста с русским народным костюмом , т. к. народный костюм - это система , отражающая миропонимание и мировосприятия человека. Русская народная одежда - хранитель исконной народной культуры , достояние нашего народа , летопись народных обычаев - один из памятников русской национальной культуры.

Представления дошкольников о национальной культуре очень отрывочны и поверхностны. А особое отношение к народному костюму ведет к формированию правильного образа народной культуры в целом .

Работая по данному направлению, мы поставили перед собой следующие

Задачи :

-Познакомить детей с русским народным костюмом , с его особенностями, названиями и назначениями отдельных единиц костюма .

Сформировать представления детей о русском народном костюме в процессе познавательно -исследовательской и продуктивной деятельности

Развивать у детей эстетический вкус , творческие способности любознательность, интерес к истории Росси, народному творчеству .

Воспитывать чувство гордости за свой народ , культуру, за «золотые» руки русских мастеров .

Задачи системы дошкольного образования , требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности и осуществляться разными средствами . Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал . Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации работы в рамках образовательного процесса способствовала определению ее принципов.

Принципы реализации :

В основу положены следующие принципы воспитания :

1. Доступность : учет возрастных особенностей детей ; адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность : постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность : предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность : интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация : создание благоприятной среды для усвоения , предложенного к изучению материала каждым ребенком.

6. Принцип культуросообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

Для знакомства дошкольников с народным костюмом разработан перспективный план на тему : «Воспитание уважения к национальным традициям, культуре, костюму и быту русского народа через организацию работы по народному календарю » на учебный год и система работы по его реализации. (условия)

Основными направлениями нашей направления работы по этой теме стали :

Изучение истории костюма . Где дети знакомятся с внешним видом костюма , его формой, расцветкой, элементами украшения.

В своей работе используем фольклор : пословицы, поговорки, загадки о костюме , сказки - как первое знакомство с костюмом в иллюстрациях

Знакомим с предметами быта, связанные с хранением и изготовлением костюмов : прялка, наперсток, веретено, утюг, сундук. Материалами, из которых делают ткани : лен, шерсть, кожа, лыко. Изучаем способы изготовления ткани и костюмы , т. е. трудовые действия : прядут, ткут, шьют, вяжут, валяют.

- Народный календарь (Рассматриваем костюм как неотъемлемую часть народного праздника , отличие между праздничным и будничным костюмом .) раскрываем его символичность , даем представление, о том, что костюм отражал тесную связь человека с природой. (Вышивка на костюмах , краски тканей , образы, передаваемые в силуэте костюма .)

Прикладное искусство (Костюм в народных игрушках , вышивке, кружеве, бисероплетении, тряпичной кукле)

Условия реализации :

Организация предметно-пространственной развивающей среды . Информационный материал, книги, иллюстрации)Коллекция кукол, Картотеки (загадки, пословицы, сказки, подборка книг для детей , Макет «Изба» с семьей, Дидактическая кукла с сундучком одежды, Дидактические игры по народному календарю , костюму , сказкам, Творческая мастерская , Раскраски , обводки, Уголок «Ряженья»

Она должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся, ее необходимо пополнять и обновлять.

Организация образовательной деятельности. Она осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности : игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую , продуктивную, музыкально-художественную и т. д. Представления о народном костюме успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Организация самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, театрализованную деятельность, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и т. д.)

Организация взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы, создание коллекций, составление маршрутов экскурсий, участие родителей в пополнении музейных экспонатов и прочее)

Проведенная работа способствовала развитию у детей кругозора , воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре , сформировали знания об устройстве русского быта , об истории русского костюма . У детей расширился и обогатился словарный запас, стимулировались творческие способности дошкольников , позволила воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей Родине, традициям народа , гордость за его достижения.

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста Игра – один из основных видов детской деятельности, очень привлекательный для дошкольников. В игре – драматизации содержание и характер.

Аленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Они уже знают, что стул создан для того, чтобы сидеть, одеяло.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта» «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта». В настоящее.

ПРОЕКТ «Из истории русского народного костюма»

Титова Екатерина, ученица 3 класса МОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ» Верхнеуслонского района Республики Татарстан, Руководитель: Бочкова М.Н., учитель начальных классов1 кв. категории

Уважение к минувшему- вот черта,

Отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Актуальность проблемы

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта. Истории русского национального костюма посвящается наша исследовательская работа, создание проекта и наглядного пособия. Актуальность выбранной темы подтверждают и ответы респондентов во время социологического опроса, который мы провели среди учеников начальных классов.

Цель проекта : изучив историю народного русского костюма, изготовить наглядное пособие;

Задачи проекта:

1.Привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых (родителей) к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству;

2.Собрать материал о региональных особенностях русского народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;

3.Вовлечь родителей в совместную деятельность по созданию коллективного проекта;

4.Через участие в создании проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;

5.Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.

Этапы реализации социального проекта:

Подготовительный- опрос среди учащихся начальных классов МОУ « Татарско-Бурнашевская СОШ»

Вывод: Проведенный социологический опрос подтвердил правильность выбранной нами темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма, 86% респондентов дали положительный ответ.

Конкретный этап- по детальное изучение русского народного костюма

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления.Археология, письменные источники в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об истории русского народного костюма. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах. Праздничную одежду хранили в сундуках.

ПЛАТЬЕ (сорочка)

На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ.У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.

САРАФАН

Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы.

ДУШЕГРЕЯ

Сверху на сарафана надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.

ЛЕТНИК

Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.

ОРНАМЕНТ

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов. У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с 18 века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в то время, как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие. В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафан, а в южных понева. Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Дневнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно. Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.

РАССМОТРИМ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ РАЗНЫХ ГУБРНИЙ И ОБЛАСТЕЙ ВЕЛИКОЙ РОССИИ,

1.Северорусский костюм , как его еще называли, женский сарафановый комплекс широко распространен в северных и центральных губерниях (Архангельская, Вологодская, Рязанская, Тверская, Ярославская) Главной частью этого костюма являлся сарафан. Изготавливался сарафан из холста, крашенных тканей, шелка или порчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Не даром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.

Женский костюм Вологодской губернии состояла из сарафана с “букетами”, узорчатой душегреи с золотой отделкой, белой тонкой рубахи, и кокошника с алым верхом и шейного украшения. Браслеты и платок из тонкой ткани дополняли костюм. Девушки одевали много колец, браслеты, ожерелья, цепочки с крестами, а иногда могли надеть до трех цепочек. Серьги были жемчужные, серебряные, самые дешевые – бронзовые или медные. Зимой носили узкие и длинные перчатки без пальцев. Их вязали сами на спицах из тонкой белой хлопчатобумажной нити.

2.Южнорусском женском костюме или поневном комплексе самой главной деталью была понева. К южно русским губерниям относятся Воронежская, Тамбовская, Орловская, Нижегородская, Курская, Тульская)

Понева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем “навершник” и завершал костюм головной убор. В поневном комплексе ярко выражен многослойный характер русского костюма. Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом. Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:

Прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;

Преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;

Использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом.

Женский костюм Воронежской губернии . Начиная с 17 века, на землю Воронежской губернии переселилось много украинцев. Поэтому при всей схожести с другими южно русскими губерниями здесь существовали самобытные художественные явления, характерные только для этих мест. Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной одежде. Женщины одевали рубахи вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу. Еще одной особенностью костюма этой губернии были: накладной воротник и длинные манжеты – нарушники, полностью закрывающие руки. Нарушники украшали лентами, кружевом, бисером. Вокруг головы повязывали налобник, украшая его зеленой полоской ткани. Особенно хороша понева расшитая гладью зелеными, красными, желтыми нитями. Примером умения декорировать одежду, может служить и такой предмет, как передник, он не только защищал одежду, но и создавал цельный цветовой ансамбль.

ДОПОЛНЕНИЕ: Комплексность женского костюма связана не только с территориальным делением, но и с возрастными градациями: девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники; понёва сменяла сарафан по достижении половой зрелости, а иногда и при свадебном обряде, а кое-где в районах бытования понёвы старухи снова надевали сарафаны. Разумеется, четких границ между комплексами не было: кое-где в южных губерниях например, в Курской, бытовал и женский сарафан, как и кичкообразный кокошник, а кое-где в северных губерниях, например, в Олонецкой, употреблялась копытообразная кичка; в области же Войска Донского наряду с кубельком носили и сарафаны, и понёвы.

ПОЗНАКОМИМСЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЖСКОГО РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

РУБАХА. Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу.

ПОРТЫ (ШТАНЫ). Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде.

КАФТАН. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сначала царское византийское облачение вместе с придворными костюмами перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев. Византийское влияние было нарушено татаро-мангольскими ордами, которые наводнили русскую землю. Как всегда народ остался верен старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли или смешали свою одежду с одеждой своих победителей. Вместо кругом закрытого кафтана стали носить – монгольский кафтан, который впереди по всей длине был открыт, а вместо плаща верхний кафтан.

ДОПОЛНЕНИЕ: В 16 веке мужчины стали носить рубашку с узким воротом, штаны длинные, вверху широкие, собранные на тесьме. Кафтан узкий как чехол доходивший до колен и снабженный рукавами.

При Петре I были в употреблении штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в сапоги. Длинный кафтан Петр I заставлял укорачивать. Тому, кто не хотел это сделать добровольно, согласно царскому указу, солдаты обрезали полы.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Русский народный костюм... Один из реликтов уходящей в прошлое нашей национальной культуры. Яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, без культивирования народного костюма, пусть не в быту - это уже невозможно, - пусть на сцене, - разрушится единство этой культуры и она окончательно исчезнет, специализированные каталоги и журналы. Куклы, изготовленные художниками, представлены в крупнейших музеях мира, частных коллекциях. Куклы как произведения высокого искусства ценятся весьма дорого и являются престижным и популярным предметом коллекционирования. Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют Кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов.

Вашему вниманию я представляю проект « Кукла в русском национальном костюме»

Литература.

1.Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.

2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.

3.Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.

4.Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.

5.М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.

6.Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.

7.Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.

8.Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.

9. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.

10.А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

11.Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004 г.

12.Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

Литература

«Народный костюм - связующее звено между прошлым, настоящим и будущим нашего народа. Изготовление сценического костюма Костромской Снегурочки на основе народного костюма XVIII века».