Конспект бедные люди. Краткий сюжет рамана Достоевского ''Бедные люди"

Тема: Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека».

Цель:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского; познакомить с романом «Бедные люди»; показать особенности жанра романа в письмах;

Развивать аналитическое мышление, речь, память;

Воспитывать культуру чтения; умение понимать других людей, сострадать и сочувствовать.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, презентация, высказывание Ф.М. Достоевского.

Ход урока

I . Организационный этап.

II . Актуализация знаний.

    Прием «Мозговой штурм».

«Маленький человек». Это какой человек?

бесправный

несчастный

униженный

бедный

Маленький человек

обиженный

забитый

задавленный

обездоленный

оскорблённый

Целеполагание.

2. Обмен впечатлениями от прочитанного романа.

Какое впечатление произвел на вас первый роман Федора Михайловича Достоевского?

Что вам понравилось в этом романе?

Что в нем показалось для вас новым, необычным?

Какие вопросы он вызвал у вас?

А теперь вспомните, пожалуйста, как называется направление в искусстве и литературе ХIХ века, для которого характерно «изображение типической личности в типических обстоятельствах»:

а) сентиментализм; б) романтизм; в) реализм; г) классицизм?

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. Сообщение учащегося.

Учащийся, получивший специальное задание, делает сообщение о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского (презентация).

2. Беседа.

Запись на доске:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф.М. Достоевский.

Прочтите высказывание, записанное на доске. В этой фразе воплощен главный жизненный и творческий принцип великого писателя, иначе говоря, его кредо.

Теперь, когда вы прочли роман «Бедные люди» и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо, попробуйте определить, какова же главная тема творчества этого автора? Человек и его внутренний мир.

Эта черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом .

Роман «Бедные люди» стал громким литературным дебютом писателя. Автор изобразил особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным и Гоголем и обозначенный в названии романа. Иногда такой типаж называют еще «маленьким человеком».

Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников «натуральной школы», а его произведение открывало ее второй альманах «Петербургский сборник», изданный в 1846 году. Властитель дум В.Г. Белинский после прочтения романа в волнении спрашивал его автора: «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?» «Это была самая восхитительная минута в моей жизни», - признался позднее Ф.М. Достоевский.

А как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?

Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности.

Какой тип героя изображен в нем? Маленький человек.

Вы правы. Это и стало причиной оглушительного успеха уже первого романа Ф.М. Достоевского. Вот как сказал об этом В.Г. Белинский: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

2. Исследовательская работа . Работа в группе.

Докажите или оспорьте данный тезис: «Тема «маленького человека» была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ века».

Ученики приводят примеры из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, посвященных этой теме. Выступление спикера от каждой группы. Оценивание.

3. Беседа

Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?

В чем смысл заглавия?

Словарная работа

Эпистолярный роман или роман в письмах - разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев. В письмах выражены душевные переживания героев, отражена их внутренняя эволюция. Жанр возник в XVII веке, но стал популярным в литературе XVIII века, особенно в творчестве писателей-сентименталистов. В литературе романтизма развитие жанра продолжилось. Эпистолярный роман бытует и в наши дни.

Как особенности жанра передают идейное содержание?

Каковы главные черты образа Макара Девушкина?

Определите степень новаторства писателя в изображении «маленького человека».

Известный литературовед М.М. Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского» так писал о новаторстве писателя в изображении «маленького человека»: «В гоголевском мире автор «Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка».

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа в группах.

1 группа. Условия жизни героев романа. Составить синквейн.
Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа. Люди, с которыми встречаются наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа. Составить синквейн.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский. Составить синквейн.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.
4 группа. Образ Макара Девушкина и Варвары. Составить синквейн.
Выступает спикер от каждой группы. Оценивание.

Скажите, есть ли в нашей жизни «маленькие люди»?

Взгляд Достоевского на «маленького человека» заключается в том, что он изобразил пробуждение человеческой личности, протест против обезличивания человека. Достоевский – писатель психологический.

2. Тест по роману «Бедные люди» Ф. Достоевского (индивидуально)

1. Достоевский в разработке темы «маленького человека» продолжает традиции

А) Тургенева и Пушкина; Б) Пушкина и Лермонтова;

В) Пушкина и Гоголя; г) Радищева и Толстого; д) Карамзина и Гоголя.

2. «Крестным отцом» Достоевского в литературе, дав высокую оценку его роману «Бедные люди», стал:

А) В.Белинский Б) Н.Гоголь В) А.Пушкин г) Л.Толстой д) Н Чернышевский.

3. Назовите первое произведение Достоевского.

А) «Белые ночи» б) «Преступление и наказание» в) «Бедные люди» г) «Бесы» д) «Записки из подполья»

4. Укажите форму написания романа «Бедные люди»

5. Макару Девушкину

А) 18 лет б) 24 года в) 35 лет г) 40 лет д) 47 лет

6. О ком пишет Девушкин: «Такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном платье, что больно смотреть… коленки у него дрожат, руки дрожат… Семейства у него – жена и трое детей»?

А) Емельян Иванович б) Горшков. В) Покровский г) Быков д) Ратазяев.

А) «Пиковую даму» Пушкина б) «Повести Белкина» Пушкина в) «Ревизора» Гоголя г) «Бедную Лизу» Карамзина д) «Недоросль» Фонвизина.

8. О ком мы узнаем из письма Вареньки: «Тут он объявил мне, что ищет руки моей, что долгом своим почитает возвратить мне четь, что он богат, что он увезет меня после свадьбы в свою степную деревнюю»?

А) О Емельяне Ивановиче б) О Покровском В) О Горшкове г) О Быкове д) О Ратазяеве.

9. Назовите роман Ф. Достоевского.

А) «Воскресение» б) «Анна Каренина» в) «Отцы и дети» г) «Преступление и наказание» д) «Обломов».

Самопроверка. Ответы: 1. в 2. а 3. в 4. в 5. д 6. б 7. б 8.г 9. г

Формативное оценивание деятельности на уроке оценщиком

ФИО учеников

_____

_____

_____

_______

________

Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности

Предлагает идеи

Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)

Помогает участникам группы

Внимательно слушает и задает вопросы

Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)

Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании

Общий балл

V . Итоги урока. Этап рефлексии.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания…

5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел…

9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую…

13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…

VI . Этап информации о домашнем задании.

Творческое задание.

1. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа.

2. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях».

3. В какой жизненной ситуации я почувствовал себя «маленьким человеком»?

Класс: 10

Цель:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.М.Достовевского;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • продолжать работу по воспитанию интереса к русской литературе.

Оборудование: выставка, портрет, презентация, медиапроектор, компьютер.

Запись на доске:

  • Новый Гоголь явился!” (Н.А. Некрасов)
  • “...Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...” (В.Г.Белинский)
  • “В произведениях г.Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке....” (Н.А.Добролюбов)

Эпиграф: Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку.

Номер урока в теме: 1.

Тип урока – вводный.

Форма проведения – литературная гостиная с элементами театрализации.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Достоевского читает весь мир, впечатление от его романов огромно и неоднозначно. Достоевский сложен и противоречив. Он – величайший писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и человечества.

Он всегда стоял особняком в русской литературе, оставаясь не вполне понятным и оцененным.

Достоевского по праву называют “самым трудным в мире классиком”. Чтобы понять этого писателя, надо узнать логику его мышления, строй его понятий и терминов. Многое у Достоевского “не как у людей”. Он стремился к обособленной оригинальности.

Откуда же, из каких корней возрос этот гений?

Какими были детство и юность писателя?

1 -й ученик:

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье врача Мариинской больницы для бедных, в Москве, на Божедомке. Семья жила во флигеле при больнице. Это было импозантное здание дворцового типа, но внутреннее убранство казенной квартиры коллежского советника, штаб-лекаря, было весьма скромным.

Семья со временем разрослась до 9 человек, но ютилась в двух комнатах с передней и отдельной кухней.

Была ли семья бедной? Ведь бедность – основной мотив всех рассказов о детстве Достоевского. Судите сами: отец дослужился до личного дворянства, имел частную практику, содержал прислугу: няню, двух горничных, кухарку, кучера, лакея. При рождении детей нанимали кормилиц, держали четырёх лошадей.

Мать писателя происходила из богатого купеческого рода Нечаевых, имела множество братьев и сестер, которые впоследствии помогали воспитывать детей.: Михаила, Федора, Варвару, Андрея, Веру, Любовь, Николая, Александру. Люба умерла во младенчестве, остальные дети, кроме Михаила и Федора, прожили заурядной жизнью, даже не догадываясь, каким гениальным был Федор.

2 -й ученик:

Отношения в семье строились на полном подчинении воле и капризам мужа, отца.

Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя, по всем воспоминаниям, был вспыльчивым, мнительным и строптивым скопидомом. Он пересчитывал тряпки за прачкой, приходил в бешенство, не досчитываясь серебряной ложечки в буфете; постоянно изводил жену придирками, ревностью, подозрениями.

Мать писателя, умершая в феврале 1837 года, была совсем другой: веселая, общительная, хозяйственная, ухватистая, вся в купеческую родню.

До наших дней дошла переписка супругов Достоевских. Она не блещет грамотностью, но вся пронизана какой-то пряничной, приторной нежностью.

И это не могло пройти для Достоевского бесследно. Для писателя вопрос семейных отношений - вопрос громадной важности: все его романы построены на судьбах семьи, на показе развала современной ему семьи.

Учитель: А каково же влияние семьи на самого писателя? Как он воспитывался, к чему приучался в детстве и юности?

3 -й ученик:

Исследователи жизни и творчества Достоевского отмечают, что домашнее воспитание будущего писателя велось правильно и систематично: он знал французский и немецкий языки, отец обучал его даже латыни.

В раннем детстве у Достоевского, как и у Пушкина, была своя “няня” Алена Фроловна. Она рассказывала мальчику о сказочной жар-птице, о подвигах Алеши Поповича, о Синей Бороде. Потом началось самостоятельное чтение. Писателя особенно поразила книга “104 священных истории Ветхого и Нового Завета”. Все литературные новинки были в поле его зрения: прославленные тогда русские исторические романы “Юрий Милославский” Загоскина; “Ледяной дом” Лажечникова; “Стрельцы” Масальского; “Семейство Холмских” Бегичева.

Но на первом месте были Пушкин и Гоголь. Смерть Пушкина поразила Достоевского как личное горе, ведь он любил в поэте все, а особенно его жизнелюбие и гуманизм.

Больше всего привлекали Достоевского “Песни западных славян”. Он прекрасно читал стихотворения и прозу Пушкина своим тихим проникновенным голосом, чаруя слушателей мелодикой стиха. Ф.М.Достоевский, можно сказать, “поклонялся” глубине и изяществу “Евгения Онегина”

Учитель: Если бы не болезнь и кончина “маменьки”, Федор и Михаил Достоевские объявили бы в семье траур по Пушкину. Раздумья о любимом писателе прошли через всю нелегкую жизнь Достоевского. Поэтому возможность выступить на открытии памятника А.С.Пушкина в Москве писатель считал огромной радостью и великой честью, размышлял о том, что же такое ПУШКИН для России и мира.

4 -й ученик: Памятник скульптора А.М. Опекушина был открыт 6 июня 1880 года в Москве на краю Тверского бульвара. А 8 июня в зале благородного собрания Федор Михайлович произнес свою речь. Волнуясь и как-то сутулясь, он поднялся на кафедру и начал читать как-то медленно и неуверенно. Но постепенно его голос окреп, вдохновленная приподнятость мыслей словно сделала его выше, расправила плечи, зажгла огнем темные глаза.

Достоевский говорил о трех периодах творчества Пушкина, между которыми, однако, “нет твердых границ”, причем, отмечал писатель, последний период творчества Пушкина – всечеловеческий. Писатель считал, что среди мировых литературных гениев не было ни одного, который бы обладал такой способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. Но основной смысл речи сводился к призванию всех к единению и братству. Свою речь Федор Михайлович закончил словами: “Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, но всечеловечески – братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы его в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина”.

5-й ученик: Но великое служение России пером художника особенно поразила его в Гоголе. С приходом Гоголя в литературе свершилось чудо: писатель заговорил о русской жизни такими близкими, проникновенными словами, заставил взглянуть на себя по-новому, так что жизнь показалась совсем не изведанной бездной.

Учитель: Но детство человека не бесконечно, наступает момент, когда он должен покинуть отчий дом, чтобы получить профессию и создать свой дом, свою семью. Настало такое время и для Достоевского.

6 -й ученик:

Сначала братья Федор и Михаил учились в первоклассном Московском пансионе Леонтия Чершака, о котором позднее вспоминали с благодарностью, т.к. пансион отличался строгой дисциплиной, богатой учебной программой, образованными преподавателями. Образование в пансионе пробуждало самостоятельную мысль учеников. Но ничего специфически писательского у Достоевского пока не видно. По окончании пансиона он поступил в главное инженерное училище в Петербурге. Видимо, такой выбор сделан по воле отца, который хотел, чтобы его дети были прочно обеспечены, а окончание училище давало офицерский чин. В училище преобладали шагистика, топография, фортификация, точные науки, и здесь у Достоевского случился первый приступ эпилепсии. В училище писатель жил какой-то внутренней жизнью, напряженной, скрытой от других. Он отличался религиозностью. Был нелюдим, имел мало друзей.

Вся эта внутренняя работа не могла остаться невостребованной. К 1845 году Достоевский полностью перечитал Шиллера, увлекся Бальзаком и здесь-то увидел основную концепцию своего творчества: реализм, разнообразие стихий жизни. Это в глазах писателя объединяло Бальзака, Пушкина и Гоголя.

7 -й ученик:

В 1845 году Достоевский вошел в русскую литературу, не робко, как новый ученик, а смело, веско, сказав свое, новое, слово. Это был роман “Бедные люди”. Сразу после выхода романа в свет о Достоевском заговорили как о крупнейшем писателе натуральной школы. В это время литература переживала период замечательного расцвета.

Все в первом романе было в духе “натуральной школы”: и название, и герои, и пафос отстаивания человеческих прав. По мнению Белинского, это была первая попытка социального романа в русской литературе. И действительно, социальность романа выступала в заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе изгоев общества. полных внутреннего достоинства и душевной деликатности. Именно таковы Макар Девушкин и Варенька Добросёлова. Они не мечтают ни о каких благодетелях, ни о каких спасителях, а живут сами по себе. Но реальность врывается в их узкий мирок и всё ломает, они вынуждены расстаться.

Поразительно то, что свой первый роман Достоевский написал в эпистолярном жанре. Эта форма в литературе считалась аристократической, изысканной. И вдруг Достоевский “потратил” эту форму на обрисовку внутреннего мира “простого чиновника и падшей девицы”. А ведь, в сущности, Достоевский продолжил традицию высоких и чистых чувств. Но, с точки зрения укоренившейся морали и “приличий”. этот мир бедных героев казался вызывающим. И эту же линию Достоевский продолжил в повести “Белые ночи”.

8 -й ученик:

Боль о человеке... Для творчества Достоевского, для его гуманизма трудно найти более точную и емкую формулу. “Белые ночи” - сентиментальный роман из воспоминаний мечтателя. Начнем со слова “мечтатель”, так называет себя сам герой. От чего же он прячется? От других людей, от их любопытных взглядов. Для него всегда существует водораздел: мечтатель и остальные.

Но что означает прибавка “сентиментальный роман”? Это не просто роман, а сентиментальный, т.е. овеянный поэзией сердечного чувства, размывающий контуры реальных событий. И тут мы обращаемся к словам самого заголовка – “Белые ночи”.

Обратим внимание, что все действие романа происходит ночью. В нем даже нет привычного деления на главы, а есть ночи: ночь первая, ночь вторая... всего 4 ночи. Скупа, лаконична и ночная декорация: только набережная канала, на которой встретились мечтатель и Настенька; скамейка, на которой они сидели. Вначале оба героя равны, равны своим несчастьем, одиночеством, бедностью. Выходит, что несчастье их сближает. А счастье – счастье, ее встреча с возлюбленным – разъединяет. Получается, что даже пережитое в эти Белые ночи – все это было не его. Мечтатель понял, что даже эта самая нежность ее, ее забота, ее любовь – были не что иное, как радость о скором свидании с другим, желание повязать свое счастье”. Таков всеобъемлющий гуманизм Достоевского: писатель исполнен “боли о человеке всяком – бедном, неудачливом, забытом – и заставляет разделить эту боль нас, читателей”.

Но Достоевский не ограничился только одним сентиментальным направлением. За 3 года он создает вслед за “Бедными людьми” и “Белыми ночами” 6 произведений. Среди них “Неточка Незванова”, “Двойник”, “Хозяйка”. В этих произведениях то “среда” господствует над личностью, то прослеживаются попытки бунта личности за свои права, то герои одержимы какой-либо идеей. Собственно, на этом закончился первый этап литературного творчества Достоевского. И виной тому или причиной стала общественно-политическая деятельность писателя. Новая идеология – социализм – привлекла писателя проповедью лучшего будущего для человечества, проповедью равенства, эмансипации женщины, критики буржуазной цивилизации.

1 -й ученик:

Именно идеология социализма приводит Федора Михайловича в различные кружки и политические общества, но с сентября 1848 года он останавливает свой выбор на кружке Михаила Васильевича Петрашевского, регулярно посещал его “пятницы”. “Петрашевцы” были идейными наследниками декабристов, но общество уже не состояло из одних дворян, здесь были и разночинцы. “Петрашевцы” были арестованы, даже не начав действовать, а лишь составив “заговор идей”.

Но Достоевский по своим убеждениям никогда не был революционером, в его сознании преобладают истины Евангелия, и социализм он принял как ветвь христианства. “Пятницы” Петрашевского привели Достоевского к аресту и приговору к смертной казни. Но затем в числе других писатель был помилован и получил 4 года каторги и поселение в Сибири. Приговор был оглашен 22 декабря 1849 года, а 23 января 1850 года Достоевский по этапу был доставлен в Омск, каторжный острог. В книге “Записки из мертвого дома” он подробно описал жизнь каторжан. Пребывание на каторге, а затем служба рядовым внесли определенные изменения в мировоззрение писателя. В 1858 году Достоевский, дослужившийся до прапорщика, подает в отставку “по болезни”. Годом ранее он был восстановлен в гражданских правах, и ему было возвращено потомственное дворянство.

Хотя в чем-то Достоевский и отказался от своих прежних идей, но он остался верен одной главной идее – идее правды жизни. Во 2-й половине 19 века в русской литературе стал преобладать жанр романа. Достоевский- романист наряду с Толстым занял одно из первых мест в русской литературе. В своих романах он показывал безгранично богатый жизненный материал. Затрагивал такие стороны общественной и социальной жизни, мимо которых проходили другие писатели-романисты. И сила таланта Достоевского проявилась в изображении современной ему мятущейся личности, в критике неустроенности современного общества.

В 60-70 -е годы 19 века писатель создает “свои великие романы”: “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”.

2 -й ученик:

Путь Достоевского к роману “Преступление и наказание” был долгим. Задуман он был еще в начале 50-х годов. Тягостный и мучительный 1864 год дает писателю обильный материал для задуманного произведения. После смерти брата Федор Михайлович оказывается в страшной нужде, над ним нависает угроза долговой тюрьмы. Весь год писатель был вынужден обращаться к петербургским ростовщикам. Не жалея здоровья, просиживал за работой до 6 часов утра, пытаясь спасти общее с братом детище – журнал “Эпоха”. Достоевский все же не может выбиться из нужды и доводит сумму своего долга до 25 тысяч рублей. Он перестает бороться за журнал и возвращается к своему основному делу – писательскому ремеслу.

Основной вариант романа сложился к осени 1865 года. Но он разрастался, становился объемнее и сложнее. Кажется, работа над романом вот-вот успешно закончится, и вдруг осенью 1866 года Достоевский опять попадает в исключительно трудные обстоятельства: он вынужден одновременно с работой над “Преступлением и наказанием” напряженно работать и над другим романом - “Игрок”. Дело в том, что по контракту с издателем Стелловским он должен был представить новый роман к 1 ноября. Поэтому лишь в ноябре 1866 года Достоевский диктует последнюю, шестую, часть романа и эпилог “Преступления и наказания”, которые печатаются в декабрьском номере журнала “Русский вестник”. И только в марте 1867 года роман “Преступление и наказание” выходит отдельным изданием.

Выходу романа предшествовали многие трудности: и финансовые, и психологические, и нравственные искания не оставляли писателя. Но основной проблемой стала нехватка времени для написания очередного произведения по кабальному договору. И в это труднейшее для писателя время судьба в лице Милюкова и профессора стенографии Ольховского преподнесла Фёдору Михайловичу, наверное,самый щедрый подарок -знакомство с главным человеком всей его жизни, и писательской, и человеческой. Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент, рассказывающий эту трогательную историю.(см. Приложение 1 ).

Еще два романа выходят в свет после “Преступления и наказания”, это “Подросток” и “Идиот”. И все эти годы в душе и в мыслях писателя зреет замысел нового романа, романа-дилогии, объединяющего в себе прошлое и будущее.

3 -й ученик: “Братья Карамазовы” - последний, итоговый, самый великий роман Достоевского. В его основу положена драматическая интрига – убийство лица, явившегося средоточием страстей. Убийство из ненависти и мести, из-за денег, из-за ревности. Чисто житейская основа придает естественность интриге, полноту и убедительность мотивировкам.

“Братья Карамазовы” - самый сложный и самый понятный по сюжету роман Достоевского. Семейное начало, обычно обнаруживавшееся в романах писателя и оказывавшееся на периферии, здесь положено в основу повествования. Действие развивается стремительно, все роли обозначаются сразу. Роман органичен, ясен, национальная русская стихия господствует во всех его клеточках.

Новым словом в художественном повествовании явились сцены народных страданий, взятые с натуры. В основу сюжета положена слышанная Достоевским на каторге история заключенного в Омском остроге отставного поручика Ильинского, “отцеубийцы из дворян”. Ильинский был осужден ошибочно, убийцей был его младший брат, желавший единолично получить наследство. Роман опирается на многое из того, что автор наблюдал в жизни или разузнавал специально. Достоевский писал иногда в жару личных переживаний: у него умер сын Алеша трех лет, и он назвал Алешей одного из героев романа.

В “Братьях Карамазовых” поставлен вопрос о смысле бытия. Эту проблему обсуждали все герои романа. Писатель приходит к выводу, что ни одна существовавшая в мире система государственного устройства не защищает права каждого человека. Спасение только в обновлении самого человека. Старец Зосима говорил: “Будут братьями, будет и братство”. Это – выражение основного жизненного принципа писателя. В учении Достоевского, конечно, много спорного и неверного, но общий вывод – смысл жизни в том, чтобы знать, зачем жить.

А жить надо, по Достоевскому, чтобы был мир между людьми, во имя их процветания, совершенствования. Сами братья из семейства Карамазовых разбились в разные стороны. Но принцип “братства” остался и завещан писателем будущему.

Думаю, что пришло время подвести итоги нашего знакомства с писателем и его творчеством. Каждый из вас, готовясь к уроку, узнавал какую-либо грань этой великой и неоднозначной личности. Дома вы напишете сочинение-миниатюру “Достоевский, каким я вижу его.”.

Также напоминаю, что вы получали заранее задания по группам к роману “Преступление и наказание”:

  • 1 группа -Петербург Пушкина
  • 2 группа - Петербург Гоголя
  • 3 группа - Петербург Достоевского.

Всем спасибо, жду вас на следующем уроке.

P.S. Презентацию каждый учитель создает в соответствии со своими задачами, у меня она служила иллюстративным материалом к выступлениям учащихся, включала в себя портреты Ф.М.Достоевского разных авторов, различные фото, иллюстрации к произведениям писателя, фрагменты кинофильмов.

Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе. Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением. Информация, которую содержит наша статья поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.

Краткий анализ

Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо о истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – между романтизмом и реализмом (сентиментализм).

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике, начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей нуждающихся, бедных и голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3-4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

Тема

Достоевский раскрыл тему жизни людей , которые в силу обстоятельств, вынуждены ограничивать себя во всем. В русской литературе это тема “маленького человека” (в данном случае – “маленьких людей”), которые несмотря на жалкую жизнь любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

Главные герои

Жанр

Роман в письмах, эпистолярный роман, роман-диалог. В романе “Бедные люди” анализ жанровых особенностей так же важен, как и смысловой стороны произведения. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в западной литературе, в русской – именно Достоевский стал его мастером. Несмотря на то, что это первый из романов писателя, он очень гармонично сложен в системе “форма-содержание”.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 83.

Урок литературы в 10 классе.

«Больная совесть наша» (Ф.М.Достоевский)

Цель цикла уроков по творчеству Ф.М. Достоевского:

- познакомитьс биографией и творчеством Ф.М.Достоевского, показать актуальность затронутых Достоевским тем.

Задачи урока:

образовательные

Познакомить с биографией Ф.М.Достоевского, проследить связь биографии с эволюцией мировоззрения писателя

развивающие

Развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы

воспитательные

Формировать нравственные ориентиры учащихся

Тип урока : урок-объяснение нового материала

Форма урока : урок-исследование

Ход урока:

« Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и если будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»,- писал брату Михаилу семнадцатилетний Фёдор Достоевский.

Сегодня мы с вами начнём знакомство с удивительным писателем и его творчеством. Тема нашего урока « Художественный мир Ф. М. Достоевского». Сразу хочу сказать, что многим будет очень непросто читать книги Достоевского. Вы ещё очень молоды, и вопросы, которые ставит Достоевский, впервые встанут перед вами.

Человек для Достоевского сложен, неисчерпаем, неожидан, «глубок, как море». Душа человека- это не сумма психологий, которую в принципе можно вычислить. Это нечто более сложное, ещё недоступное познанию. Достоевский писал: « Законы духа человеческого столь ещё неизвестны, столь неведомы науке, столь неопределённы и столь таинственны, что нет и не может быть ещё ни лекарей, ни даже судей окончательных».

Поиск ответов на вопросы: Зачем мы? Куда идем? Кто мы? – приводят нас к Достоевскому.

Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которых тесно связана с творчеством, к тем писателям, которые смогли раскрыть себя в своих художественных произведениях. Вот почему ему удавалось так глубоко проникать в загадку человека. Разгадывая её, Достоевский разгадывает тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу он проецирует на судьбу своих героев.

Сегодня мы с вами будем говорить о том, как пришёл Ф.М Достоевский в русскую литературу. Как сложилась жизнь писателя? Как складывалась его творческая судьба? Что повлияло на формирование мировоззрения писателя?

Итак, Достоевский ушёл на каторгу революционером и атеистом, а вернулся монархистом и верующим человеком. « Если вдруг окажется, что существование Христа вне Истины, я предпочту остаться с Христом, нежели с Истиной»,- писал Достоевский.

Попробуйте самостоятельно сформулировать основную проблему нашего сегодняшнего урока.

Как повлияли жизненные события на формирование нового мировоззрения писателя? Как изменилась личность писателя в связи с формированием новой мировоззрения?

Мне будут помогать ребята, которые получили индивидуальные задания. По ходу беседы мы будем составлять опорную хронологическую таблицу, которая поможет нам проследить эволюцию его мировоззрения.

Итак, мы все родом из детства. Каким же было детство Ф.М. Достоевского?

ДЕТСТВО ДОСТОЕВСКОГО. ГОДЫ УЧЕНИЯ.

Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский происходил из старинного литовского рода, но сам он был сыном священника, то есть разночинцем. Ещё юношей Михаил Андреевич Достоевский порвал с родными и приехал в Москву, поступил в Медико- хирургическую академию и окончил её. Он принимал участие в Отечественной войне 1812 года, затем вышел в отставку и стал врачом Мариинской больницы для бедных.

Здесь 11 ноября 1821 года родился второй сын Достоевских - Федор. Через год семья перебралась во флигель больницы, где прошли детские и отроческие годы будущего писателя.

Михаил Андреевич был человеком нелюдимым, раздражительным и вспыльчивым. Семью свою он держал в строгости и придирчиво следил за поведением каждого члена семьи.

Мать писателя происходила из купеческой семьи. Она в отличие от своего мужа обладала жизнерадостным характером, была хорошо образованна: любила поэзию, прекрасно играла на гитаре, пела. К матери Фёдор Михайлович относился с необычайной нежностью. Семья Достоевских вела замкнутый образ жизни. Фёдор рано стал всматриваться в окружающих его людей, задумываться над их судьбами и взаимоотношениями. Его можно было часто видеть среди больных, гулявших в саду. Его тянуло к этим бледным, печальным, измученным недугами людям. Иногда он вступал с ними в разговор, хотя родители запрещали ему это делать. Ему хотелось понять их, узнать, как они живут. Немало и других печальных картин видел мальчик. Вокруг жили люди преимущественно бедные, неимущие, вечно озабоченные поисками хлеба насущного. Детские наблюдения и впечатления не прошли бесследно. В мальчике рано пробудилось чувство справедливости и непримиримости ко злу.

Детство писателя скрашивала дружба со старшим братом Михаилом. Их объединяли общие интересы, они оба любили читать и часто делились друг с другом впечатлениями о прочитанном. Больше всего братья любили Пушкина, большинство произведений которого знали наизусть. Любовь к Пушкину Достоевский пронёс через всю жизнь. Гибель Пушкина воспринял как величайшее горе.

Начиная с 1831 года летние месяцы семья Достоевских проводила в селе Даровое Тульской губернии, которое приобрёл отец. Здесь Фёдор впервые увидел, как живут крепостные крестьяне. В 1833 году он вместе с братом Михаилом был отдан в полупансион француза Сушарда, где особое внимание уделялось изучению словесности.

После смерти от чахотки тридцатисемилетней Марии Фёдоровны Достоевской на руках у мужа осталось семеро детей Потеря жены потрясла и сломила Михаила Андреевича. Он вынужден был подать в отставку. Весной 1837 года отец повёз двух старших сыновей, Михаила и Фёдора, в Петербург для подготовки к поступлению в Главное Инженерное училище. Никакого влечения к военной службе братья не испытывали, но такова была воля отца. Михаила признали не совсем здоровым, и он отправился учиться в Ревель.

А Федор Достоевский 16 января 1838 года был зачислен в училище и перебрался в Инженерный замок, где оно располагалось.

Какие черты характера сформировались у Достоевского в детстве?

(Пытливый ум, наблюдательность, не было внутренней гармонии, ранимый, впечатлительный, рано начал задумываться над основами самой жизни и не только своей, но и жизни окружающих)

ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ.

Михайловский, или Инженерный, замок ещё до переселения в него тревожил воображение Фёдора красотой архитектуры и романтической своей историей. Даже в этом, лучшем из военных училищ, царила гнетущая атмосфера и жестокие нравы. За малейшее упущение начальство строго взыскивало. За расстёгнутый воротник или пуговицу сажали в карцер, ставили у дверей на часы с ранцем за спиной и тяжёлым ружьём в руке, причём ружьё не разрешалось опускать на пол. Жизнь новичка была не лучше каторги. Фёдор получил прозвище «рябец»(«рябчиками» военные презрительно называли штатских) и должен был выносить всевозможные издевательства, изобретаемые теми, кто проучился уже несколько лет. Весьма остроумным считалось налить воды в постель новичка, вылить ему холодную воду за шиворот, выплеснуть на бумагу чернила и заставить «рябца» слизывать. Во время приготовления уроков как только уходил дежурный офицер, ставили стол и заставляли новичков пролезать под ним на четвереньках. С другой стороны стола его встречали кручёными жгутами и хлестали, куда попало. Если «рябец» заплачет или вздумает отбиваться, то его так изукрасят, что один путь - в лазарет. И там он обязан молчать и объяснять своё увечье тем, что споткнулся, разбился, упал с лестницы. Иначе несдобровать. « о товарищах ничего не могу сказать хорошего»,- писал Фёдор отцу. Начальство прекрасно знало обо всём происходящем, но закрывало на это глаза, полагая, что раз так заведено, не нам менять. Буйные выходки студентов и жестокость расправы с ними были равно отвратительны. Фёдор болезненно переживал всякое унижение человеческого достоинства и потому сторонился и товарищей, и начальства. Пребывание в училище ему давалось нелегко, он не желал ни повиноваться, ни повелевать. Но годы, проведённые в Инженерном училище, были временем напряжённой внутренней работы. Достоевский добросовестно изучал специальные предметы, предусмотренные программой, но с большим увлечением занимается историей, литературой и зодчеством. Круг чтения Достоевского необычайно широк. В эти годы он открыл для себя Гоголя. Именно Гоголю Достоевский был обязан тем обострённым вниманием, с каким он стал вглядываться в окружающую жизнь, видеть трагизм повседневной жизни.

Глубоко потрясло молодого Достоевского известие о смерти отца. Обстоятельства его смерти остались не выяснены. Однако, по слухам, он был убит своими собственными крестьянами. В этом был убеждён и Фёдор Михайлович. Именно тогда с ним случился первый припадок тяжёлой болезни- эпилепсии, которой он страдал до конца своих дней.

В 1843 году Достоевский окончил училище и был зачислен на службу в Инженерный департамент, но через год вышел в отставку и стал профессиональным литератором. « Насчёт моей жизни не беспокойся, - пишет он брату.- Кусок хлеба я найду скоро. Я буду адски работать. Теперь я свободен». Первым литературным опытом был перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», опубликованный в 1844 году. Работа над ним явилась для Достоевского пробой пера. После выхода романа он почувствовал, что готов к самостоятельному творчеству.

Я хотела бы задать вам вопрос: «Как повлияло пребывание в училище на формирование личности, внутреннего мира писателя?»

(Только усилило внутреннюю дисгармонию, во-первых, попал туда, не имея ни желания, ни склонности, во- вторых, его представления о несправедливом жизненном устройстве и о сложности человеческих отношений только усилились, укрепилось представление о том, что есть жертвы и есть мучители

НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Многое ему показалось страшным и непонятным. Всё чаще Достоевский задумывался над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникло страстное желание рассказать об их жизни. Почти год Достоевский работал над романом, который назвал « Бедные люди». По совету своего приятеля он познакомил со своим произведением Некрасова, а потом Белинского. Белинский прочитал роман и пригласил молодого писателя к себе. Как вспоминал позднее Достоевский, Белинский с первых минут заговорил пламенно, с горящими глазами: « Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали! Много лет спустя писатель вспоминал, что это была самая восхитительная минута его жизни. Роман « Бедные люди» был напечатан в «Петербургском сборнике». Его появление сделало имя Достоевского широко известным среди читающей публики. которая увидела в молодом писателе продолжателя традиций Гоголя.

В центре романа « Бедные люди» история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Добросёловой. Это роман в письмах. Девушкин трогательно и нежно любит Вареньку, хотя он понимает, что он, пожилой человек, совсем не пара молодой девушке, чувствует, что она умнее и образованнее его. Достоевского интересует не только «бедность» бедного человека, но и искажённое под влиянием нищеты сознание. Достоевский анализирует бедность как особое душевное состояние человека. Физические страдания –ничто по сравнению с душевными страданиями, на которые обрекает бедность. Нищета означает беззащитность, запуганность, униженность, она лишает человека достоинства, бедняк замыкается на своём стыде, ожесточается сердцем. В романе даны пронзительные подробности унижения человека, например, в рассказе Девушкина о том, что он хотел себя немного пообчисть от уличной грязи в департаментской прихожей, но сторож сказал, что он испортит казённую щётку. «Вот они как теперь,- пишет Макар Вареньке,- так что я у этих господ чуть ли не хуже ветошки, об которую ноги обтирают. Об ветошку ноги можно обтереть, а тут щётку можно испортить об человека». Но и в этом маленьком человеке возникло сознание своей человеческой ценности, он впервые оказался кому-то нужен. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нём происходит настоящий переворот, он пишет Вареньке: « И обрёл я душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но всё-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек». Но возмущение социальной несправедливостью сменяется у Девушкина покорностью и признанием незыблемости существующих порядков. Он способен сочувствовать и помогать другим, но не может активно выступить в защиту своих прав.

Роман « Бедные люди» открывал собой целый цикл произведений Достоевского, посвящённых жизни различных слоёв населения Петербурга.

Молодого Достоевского волнует проблема сознания бедного человека. Как в «Бедных людях»» и «Двойнике», так и в следующих ранних произведениях - « Господин Прохарчин», « Слабое сердце», «Ползунков»- он продолжает исследовать опасности, грозящие «слабому сердцу», пристально всматривается в человека, разгадывает его.

Собственная биография Достоевского помогла ему найти новую художественную тему- мечтательство. Неудовлетворённость действительностью сближает молодого Достоевского и его героя- мечтателя.

В 1847 году выходит цикл фельетонов под общим названием « Петербургская летопись», где Достоевский пытается объяснить появление мечтателей в жизни. Он считает, что мечтательность возникает на почве неудовлетворённости окружающей действительностью.

Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир фантазий и мечтаний. Наиболее полно образ мечтателя Достоевский отразил в одном из самых поэтических своих романов «Белые ночи»(1848 год).

к сегодняшнему уроку и записать свои впечатления о произведении и об авторе в свободной форме. Но сначала давайте послушаем финальную сцену романа.

Сцена из « Белых ночей»

Мечтатель.

Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла; в комнате было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам.

Письмо к тебе батюшка, по городской почте, почтарь принёс,- проговорила надо мной Матрёна.

Письмо! от кого?- закричал я, вскакивая со стула.

Я сломал печать. Это от неё!

О, если б он был вы! - пролетело в моей голове. Я вспомнил твои же слова, Настенька.

Я долго перечитывал это письмо: слёзы простились из глаз моих.

Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо. Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! Чтоб я нагнал тёмное облако на твоё ясное, безмятежное счастье, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на своё сердце, уязвил его тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства,

О, никогда, никогда! Да будет ясно твоё небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!

Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хотя бы и на всю жизнь человеческую?...

Настенька.

О, простите, простите меня! На коленях умоляю вас, простите меня! Я обманула и вас, и себя. Это был сон, призрак… Я изныла за вас сегодня; простите, простите меня!

Не обвиняйте меня, потому что я ни в чём не изменилась пред вами; я сказала, что буду любить вас, я и теперь вас люблю, больше чем люблю. О Боже! если б я могла любить вас обоих разом! О, если б вы были он!

Бог видит, что бы я теперь для вас сделала! Я знаю, что вам тяжело и грустно. Я оскорбила вас, но вы знаете- коли любишь, долго ли помнишь обиду. А вы меня любите!

Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь! Потому что в памяти моей она напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения; потому что я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне своё сердце и так великодушно приняли в дар моё, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его… Если вы простите меня, то память об вас будет возвышена во мне вечным, благодарным чувством к вам, которое никогда не изгладится из души моей…

Мы встретимся, вы придёте к нам, вы нас не оставите, вы будете вечно другом, братом моим… И когда вы увидите меня, вы подадите мне руку… да?

Вы меня любите по- прежнему?

О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю

в эту минуту.

На будущей неделе я выхожу за него. Он воротился влюблённый, он никогда не забывал обо мне… Вы не рассердитесь за то, что я об нем написала. Но я хочу прийти к вам вместе с ним; вы его полюбите, не правда ли?...

Простите же, помните и любите вашу Настеньку.

Отрывки из работ учащихся.

1.На меня повесть произвела огромное впечатление. Я не знал, что одиночество может быть таким безмерным, безграничным, пронзительным и болезненным. Я просто никогда об этом не думал. И совсем не важно, какие причины к этому привели, но уход в мечты не выход- это тупик. И это понимает сам герой, когда говорит, что чего-то другого хочет и просит душа.

Просто физически тяжело было читать строчки, где герой рассказывает Настеньке, о том, что принуждён справлять годовщину своих ощущений, годовщину того, что было прежде так мило, чего в сущности никогда не бывало,- потому что эта годовщина справляется всё по тем же бесплотным мечтаниям.

Герой осознаёт, что пройдут годы, и придёт с клюкой трясучая старость, а за ней тоска и уныние., и надо будет оставаться одному, совершенно одному, даже пожалеть будет нечего, потому что всё, что потерял,- всё было ничто, глупый, одно лишь мечтанье.

Почему- то кажется, что автор переживал такое одиночество или много об этом думал. Когда я читал, казалось, что что- то подобное я тоже чувствовал, хотя, конечно, передать бы свои чувства не мог. Мне трудно было понять, почему герой, понимая тяжесть своего положения, свою обречённость, не попытался удержать Настеньку, ведь она почувствовала его неординарность, способность тонко чувствовать, благородство. Почему он не поборолся за своё счастье?

Читать сначала было трудно, эмоционально трудно, как будто кто- то перед тобой душу выворачивает наизнанку, а в душе столько страданий накопилось. Но хотелось узнать, как Мечтатель дошёл до жизни такой и сможет ли он изменить свою судьбу.

Мне трудно было понять отношение автора к Мечтателю и к его нежеланию бороться за Настенькину любовь. С одной стороны, эта инертность, уход от реальной жизни подвергаются авторскому осуждению, а с другой- Мечтатель не может не быть автору симпатичен, потому что он поэт в душе и поэтизирует даже собственное одиночество и потому, что мир его мечтаний и грёз чист и светел. Он же мечтает не о богатстве,не о власти, а о любви, понимании, красоте, обо всём том, чего лишён в реальной жизни.

По- моему, это роман не о любви, а о том, что, уход в мир мечтаний настолько поглощает человека, что даже такое сильное чувство, как любовь, не может его реанимировать, не может заставить бороться за себя, за любимую. Когда я читала, я думала о том, что мир собственных мечтаний и грёз всегда краше реальности, там всё по твоим законам, там ты творец собственной судьбы, и никакие внешние обстоятельства не могут помешать, там нет несправедливости, унижения, бедности, обид. Погружаясь в этот мир, очень трудно возвращаться назад, в жестокую реальность, герой Достоевского не смог вырваться из собственного мира грёз, даже понимая таящуюся в нём опасность.

«Целая минута блаженства! Да разве этого мало хотя бы и на всю жизнь человеческую!»- говорит герой, оставшись снова в одиночестве. Не знаю, но мне кажется, что мало, человек должен уметь бороться за своё счастье, преодолевать трудности и жить в реальном, а не выдуманном мире, который, как мираж в пустыне.

Мне героя очень жаль, его неумение жить в реальности- это и вина его и беда. Думаю, что и Достоевский герою сочувствует, потому что при всей соблазнительности вымышленного мира героя, его ощущения в реальности очень трагичны.

Мечтатель потерпел поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побеждённым даже в маленькой битве за крошечное счастье.

Вы верно почувствовали, что отношение автора к герою двойственное, сложное. С одной стороны, Достоевский утверждает, что призрачная жизнь есть грех, так как она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчёркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни, её влияние на вдохновение художника

Это вдохновение художника покупается дорогой ценой, отрывом от действительности, духовным одиночеством. Мечтатель свободно парит в мире фантазий и не умеет ходить по земле. В письме к брату Достоевский точно формулирует «идею» мечтателя: « Внешнее должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмёт слишком опасный верх».

Создавая «Белые ночи» Достоевский был увлечён идеями Белинского. Но очень скоро пути критика и писателя разошлись. Белинский считал, что литература должна стать орудием борьбы с самодержавным строем, Достоевский же уже тогда понимал по- другому задачи, стоящие перед литературой. По его мнению, она должна проникнуть в тайники сознания человека, постигнуть сложность и изменчивость характера человека, живущего в мире, полном противоречий, понять, что мешает ему обрести собственное достоинство.

Черты личности?

В начале 1847 года Достоевский окончательно разошёлся с Белинским и его кружком, но не оставил, конечно же, идей, связанных с изменением существующего миропорядка.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КРУЖОК.АРЕСТ.КАТОРГА.

В марте 1846 года Достоевский познакомился с бывшим служащим министерства иностранных дел Буташевичем- Петрашевским, а начиная с весны 1847 года становится постоянным посетителем его «пятниц.» Позднее, вспоминая об этом времени, Достоевский рассказывал: « Явилась идея, перед которой здоровье и забота о себе оказались пустяками». Идея была спасти Россию, спасти человечество.

На собраниях, которые проходили на квартире Петрашевского, обсуждались политические, философские и социально- экономические вопросы, спорили об учениях социалистов- утопистов. Петрашевцы выдвинули широкую программу демократических преобразований в России, включавшую отмену крепостного права, реформы суда и печати. На собраниях у Петрашевского Достоевский читал вольнолюбивые стихи Пушкина, принимал активное участие в обсуждении вопросов о преобразованиях в России. Он был сторонником немедленной отмены крепостного права, выступал с критикой политики Николая 1, выступал за освобождение русской литературы от цензурного гнёта.

Фёдор Михайлович полон и творческих идей. В январской книжке «Отечественных записок» за 1849 год вышла первая часть романа «Неточка Незванова», в февральской- вторая. Излюбленная тема последних лет- тема мечтательства- зазвучала здесь по-другому. Героиня, взрослея, преодолевает свою мечтательность, крепнет душой, становится сильной, она полна желаний действовать, менять жизнь. Но закончить роман ему было не суждено.

В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по личному приказу Николая 1 Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Почти девять месяцев провёл писатель

в сыром каземате Алексеевского равелина. Во время следствия Достоевский держал себя с достоинством, он отрицал все предъявленные ему обвинения, о своих товарищах вообще отказывался говорить, но следственная комиссия признала Достоевского одним из важнейших преступников. Военный суд признал Достоевского виновным и вместе с другими двадцатью петрашевцами приговорил к расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершён обряд подготовки к смертной казни.

Они были молоды, образованны, талантливы. На предложение исповедаться перед смертью откликнулся лишь один из них, но поднесённый священником крест целовали все. Стоящие на помосте смертники почитали Христа как борца за равенство и братство людей. Фёдор Достоевский был среди тех, кто от исповеди отказался.

На приговорённых надели белые балахоны и колпаки- саваны. Первых трёх привязали к столбам и накинули колпаки на голову, так чтобы было закрыто лицо. Достоевскому надо было идти в третью очередь. До смерти оставалось пять минут. В этот момент он обратился с вопросом к другу Николаю Спешневу: « Мы будем там со Христом?» « Мы будем горсткой праха»,- ответил ему Спешнев. Вдруг раздалась барабанная дробь. Били отбой. Ружья подняли стволами вверх. Привязанных отвязали от столба. Зачитали привезённую бумагу о том, что государь дарит жизнь приговорённым и заменяет смертную казнь на наказание в соответствии с провинностью.

Скажите, пожалуйста, почему был закономерен приход Достоевского в общество петрашевцев?

(Достоевский был молод, энергичен, страстно желал изменить мир, естественно, он хотел перейти от слов и мечтаний к великому делу.)

Достоевский был приговорён к четырёхлетним работам в крепости, а потом должен быть разжалован в рядовы

Сейчас мне сказали, любезный брат, что нам сегодня или завтра отправляться в поход. Я просил видеться с тобой, Но мне сказали, что это невозможно; могу только я тебе написать это письмо. Брат! Я не уныл и не пал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть- вот в чём жизнь, в чём задача её. Я осознал это.

Я не потерял надежду! Прощай, брат! Обо мне не тужи.

Наказание писатель отбывал в Омской каторжной тюрьме, а затем в Симбирском линейном батальоне номер 7, расквартированном в Семипалатинске. На каторге Достоевский близко столкнулся с народом. Он был поражён, когда увидел с какой ненавистью обитатели острога относились к дворянам, в том числе осуждённым за политические преступления. Мысль о трагическом разъединении с народом становится одним из аспектов его духовной драмы. Итогом размышлений явился вывод, что передовая интеллигенция должна отказаться от политической борьбы, противопоставляя ей морально- этический путь перевоспитания человека.

Оказавшись в мрачных стенах Омского острога Достоевский больше всего тяготился тем, что не мог писать. Однажды тюремный врач Троицкий, относившийся к Достоевскому с большой симпатией, передал ему несколько листков бумаги и карандаш. Они-то и стали основой знаменитой» Сибирской тетради», куда Достоевский заносил свои наблюдения над жизнью каторги. Почти половина всех записей позднее вошла в «Записки из Мёртвого дома».

Через четыре года Достоевский прибыл в Семипалатинск для прохождения военной службы. После возвращения дворянских прав и разрешения печататься Достоевский стал серьёзно обдумывать план своего возвращения в литературу. Его мучает обилие материала, накопленного за последние годы. Но с чего начать, он никак не может решить. Замыслов было множество: публицистические статьи, повести и романы. « Сибирские» повести создавались Достоевским после почти десятилетнего вынужденного молчания.В Семипалатинске Достоевский написал повести «Дядюшкин сон», « Село Степанчиково и его обитатели».

В начале 1857 года в жизни Достоевского произошло очень важное для него событие: он женился на вдове отставного чиновника Марии Дмитриевне Исаевой. В мае 1859 года Достоевский получил известие о том, что он увольняется по болезни со службы, и в начале июня он навсегда покинул Сибирь. Писатель наконец возвращается в Петербург.

Тридцать один год, вплоть до самой своей смерти, Достоевский посвятил опровержению насмешки Спешнева. Четыре года на каторге Достоевский читал одну книгу- Евангелие, которую подарила ему жена Фонвизина по дороге в Омск. Эта книга коренным образом изменила мировоззрение писателя.

ЖУРНАЛ «ВРЕМЯ»

В декабре 1859 года, ровно через десять лет, Достоевский вернулся в город, с которым у него было связано два самых важных события в жизни: « самая восхитительная минута», когда он стал писателем и Белинский благословил его в литературу, и минута смерти- эшафот. Но после всего случившегося неизбежно должна была начаться новая жизнь. Свои мысли по вопросам общественной жизни и литературы писатель изложил на страницах журнала «Время», который издавал его брат Михаил, Но идейным руководителем и фактическим редактором издания был Фёдор Михайлович. Идейной платформой «Времени» стала теория «почвенничества», разработанная Достоевским.

Писатель считал, что Россия должна развиваться по особому, только ей свойственному историческому пути, который поможет ей избежать революционных конфликтов.

Через весь роман проходит мысль о том, что в мире, где господствует власть денег, жестокость и угнетение, единственной защитой «униженных и оскорблённых» от всех жизненных невзгод является братская помощь друг другу, любовь и сострадание.

Достоевский переключает социальную проблематику в область моральных отношений.

Одновременно с романом « Униженные и оскорблённые» Достоевский опубликовал знаменитые «Записки из Мёртвого дома», одно из самых выдающихся своих произведений, в котором нашли отражение впечатления писателя о страшных годах, проведённых в Омской каторжной тюрьме,

Книга написана от лица каторжника Александра Петровича Горянчикова, осуждённого за убийство жены. Но очень скоро читатель узнаёт, что рассказчик попал на каторгу не за уголовное, а за политическое преступление. С первых страниц«Записок из Мёртвого дома» автор погружает нас в атмосферу острожной жизни.

Писатель рисует целую галерею обитателей каторги. Среди них было немало разбойников и убийц, но основную массу каторжников составляли люди, осуждённые за то, что пытались протестовать против насилия и произвола, выступить в защиту поруганного человеческого достоинства. Достоевский с полным основанием мог заявить, что на каторге встретился не с худшими, а с лучшими представителями народа.

«Записки из Мёртвого дома»- произведение, в котором Достоевский ставит и пытается решить множество проблем. Писатель пытается понять причины, толкающие людей на преступление, его волнует неоправданная жестокость наказаний, которым подвергают преступников, он хочет осмыслить психологию палача и его жертвы, но в каждом преступнике, как бы низко он ни пал, Достоевский пытался увидеть, или, говоря словами самого Фёдора Михайловича, «откопать человека» , выявить в нём то ценное, что сохранилось в нём, несмотря на ужасающие обстоятельства, которые его окружают.

В «Дневнике писателя за 1876 год» Достоевский писал: «Судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно вздыхает. А ведь не все же и в народе- мерзавцы, есть прямо святые, да ещё какие: сами светят и всем нам путь освещают! Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы быть».

Книга о «Мёртвом доме» была восторженно встречена читателями и критикой».« Мой « Мёртвый дом»,- писал Достоевский,- сделал буквально фурор, и я возобновил им свою репутацию

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧИТЕЛЕМ

Как под влиянием нового понимания жизни, нового мировоззрения изменились личностные характеристики Ф.М. Достоевского?

(Снисходительность, терпимость, сострадание, милосердие).

Мы с вами подошли к очень важному этапу в жизни Достоевского, работе над одним из самых сложных и самых совершенных его романов « Преступление и наказание». Эта тема требует отдельного разговора. О работе над романом мы будем говорить на следующем уроке. А пока давайте подведём итог сегодняшнего нашего разговора.

Юношеская непримиримость, категоричность, бунтарство, желание изменить мир любой ценой остались к моменту возвращения в Петербург в прошлом, пришло иное понимание жизни, «человек»- вот главная тайна. Пришло понимание того, что менять надо не внешние обстоятельства, а сознание самого человека.

Достоевский понимает, что агрессивность и ненависть разрушительны, созидательны только любовь, милосердие, сострадание. Человеку можно помочь, не изменив мир вокруг него, а изменив его самого, его отношение к миру, к себе, к тем, кто с ним рядом, или, если сказать словами самого же Достоевского «откопать» в нём самом человека.

Достоевский научился верить в человека. И закончить урок хочется словами английского поэта Одена: «Построить человеческое общество на всём том, о чём рассказывал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чём он рассказывал, недостойно называться человеческим».

Конспект урока литературы 10 класс
подготовила Кайгородцева Людмила Алексеевна
МОУ СОШ с УИОП г.Нолинска
Тема: Внеклассное чтение по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди».
Цели урока: образовательная: узнать, что такое эпистолярный жанр, обратить внимание на особенности произведений Достоевского, на значение деталей в его произведениях, учить сопоставлять героев, произведения, учить правильно употреблять литературоведческие термины;
воспитательная: воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать эстетический вкус, нравственные ценности на примере произведения, воспитание уважения друг к другу, умение слушать и слышать;
развивающая: развивать языковое чутьё, навыки слушания, чтения,/ говорения, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, развивать способность к анализу и синтезу.
Тип урока: урок анализа текста.
Предварительная работа: прочтение романа, работа с текстом по группам (задание в группах, вопросы учащиеся получили заранее).
Ход урока.
На доске написана тема: Фёдор Михайлович Достоевский
«Бедные люди» 1846г. Эпистолярный жанр.
Эпиграфы: «Первая попытка у нас социального романа».
В.Г.Белинский
«Новый Гоголь явился».
Д.В.Григорович
«При полном реализме открыть человека в человеке».
Ф.М.Достоевский

Раннее творчество Достоевского, ограниченное периодом от появления «Бедных людей» до ареста и ссылки за участие в обществе петрашевцев (1849г.), выглядит довольно скромно на фоне его дальнейших достижений. Но уже тогда обозначилось «новое слово» писателя, наметился путь к глубинам жизненных отношений и человеческой психологии. Поэтому цель нашего урока – увидеть «новое слово» писателя, показать это новое на примере его первого романа «Бедные люди». Давайте вспомним некоторые факты из биографии писателя и узнаем об истории создания романа. (Сообщение учащегося.)
- Да, появился, новый роман – социальный роман: 1) целостное произведение в жанре романа; 2) В чём же его социальность? (В полемическом заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе людей обречённых, придавленных гнётом зависимости и унижений, но сложных, полных внутренней душевной деликатности, преисполненных чувством собственного достоинства.)
- Необычен и жанр этого романа. Эпистолярный жанр. Найдём определение в словаре и запишем его в тетрадях.
- Итак, роман в письмах. Как вы поняли, такая форма считалась в литературе слишком изысканной, аристократической. А вот Достоевский «потратил» эту форму романа на обрисовку какого-то мелкого чиновника и девицы «с сомнительной репутацией». Почему, как вы думаете? (Чтобы увидеть мир глазами самих героев, увидеть, как много они пережили. Весь мир – это сами герои.)
- Да, слово доверено самому человеку, сторонних наблюдателей вообще нет. А что за люди, которые ведут переписку? Расскажите о судьбах Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой. (Ответы учащихся.)
- Имена героев значимые: Девушкин – мягкосердечный, скромный человек, Добросёлова – Добро – дар. Прототип Вареньки – сестра Достоевского Варвара, подолгу проживающая в Даровом – имении Достоевских в Тульской губернии.
- Так вот, живут в Петербурге два существа, переписываются, вся радость их жизни – в чувстве взаимной симпатии и поддержке то советами, то грошами. Живут, не помышляя ни о каком спасении. Обратили ли вы внимание: 55 писем всего, из них – 31 – написал Макар, 24 – Варя. Весь роман – с 8 апреля по 30 сентября. Пишут, хотя живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Почему переписываются? (в письме нам иногда легче сказать то, что мы чувствуем, переживаем.)
- Эпистолярный жанр – это роман переживаний. О чём же мы узнаём из писем? (Об их быте; о людях, которые их окружают; о бедности, от которой стыдно становится; о том, что читают; о событиях, которые происходят в их жизни.)
- Дома вы работали по группам. Слушаем сообщения и фиксируем в тетрадях основные моменты. Именно по такой схеме мы в дальнейшем будем анализировать роман Достоевского «Преступление и наказание».
1 группа. Условия жизни героев романа.
Задание: Первые письма – экспозиционные, они изобилуют бытовыми сценами. Выбрать и выписать отрывки, в которых описывается быт героев.
«Трущобы», «шум, крик, гвалд», «Ноев ковчег», - нет порядка, люди самые разные живут, Макар живёт в кухне: кровать, стол, комод, два стула, образа – очень дешёвое жильё. «Я-то не ропщу и доволен». В доме есть чёрная лестница, по которой ходит Макар, там «ветошки» развешаны, грязь, сор, запах дурной. «У нас чижики так и мрут». - «Мичман уже пятого покупает, не живут в нашем воздухе, да и только».
Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа. Люди, с которыми встречаются наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа.
Судьба Горшковых («В доме даже детей не слышно». – Горшков оправдан, но поздно: умерли жена, трое детей.)
Студент Покровский и его отец. (Хорошие, умные люди не могут жить в этом безжалостном мире.)
Мальчик, дети, шарманщик.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский.
Осень в деревне и осень в Петербурге.
Богатство лучших улиц Петербурга и нищета, видимая из окон героев.
Преобладающие цвета: серый (нищенский, невзрачный), жёлтый (тревожный). Жёлтый забор видит Варенька, жёлтый дом ростовщика.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.

4 группа. Круг чтения героев.
Задание: что читают наши герои, как относятся к произведениям и их героям.
С помощью чтения героев в роман входит литературная тема. В произведениях и до Достоевского упоминались литературные факты, упоминались герои других авторов, но Достоевский первый внёс то, что литературными примерами оперируют сами герои, и только они.
Макар Вареньке советует прочитать низкопробные произведения, но у неё гораздо более высокий, развитый вкус, она с негодованием вернула ему книжку.
Варенька послала ему «Повести Белкина» Пушкина, «Шинель» Гоголя. Обе вещи произвели на Макара Девушкина сильнейшее впечатление, но по-разному.

В центре произведений Пушкина и Гоголя – «маленькие люди», как и сам Девушкин. Почему же герой воспринимает эти произведения по-разному?
- «Шинель» - для Девушкина понятна необходимость шинели, но для него это только вещь. Любовь Самсона Вырина - дочь Дуняша – понятна Макару, т.к. он тоже любит Вареньку. У Девушкина разное отношение к героям произведений: Самсон Вырин погиб, спился, но его жалеют, помнят рассказчик и дочь. Акакий Акакиевич исчез без следа, даже нет упоминания о кладбище и могиле. Девушкин не совсем разобрался в своих чувствах и обвинил Гоголя в «злонамеренной книжке». А в судьбе Макара Девушкина и Акакия Акакиевича много общего: вещь – «шинель» - сапоги, пуговицы; «значительное лицо» - одному помог, а другому нет. Но если бы Акакия Акакиевича мог спасти начальник, то для Девушкина даже это спасение не могло изменить судьбу, т.к. Варенька всё равно его покинула.
- Когда Достоевского спрашивали об эпизодах размышлений о произведениях Пушкина и Гоголя, он подчёркивал: «Говорит Девушкин, а не я». Ведь Макар по сути дела отрицает Башмачкина как самого себя, как правду о себе. Сам же Достоевский понимал органическую связь между Пушкиным и Гоголем. В 1846 г. Фёдор Михайлович писал своему брату Михаилу: «Я далеко ушёл от Гоголя,…я иду в глубину и, разбивая по атомам, беру целиком».
Новаторство Достоевского: усложнил образ «маленького человека» - не только страдающий, бедный, жалкий, но и наделён внутренней духовной красотой, умом, самосознанием.
- Назовите черты характера Макара Девушкина. (чувства к Варе, жалость к обездоленным, чувство собственного достоинства – в драке с офицером, готовность к самопожертвованию, готовность отдать последнее – 20 копеек Горшкову, всё – Вареньке.)
Девушкин говорит о себе как о «маленьком человеке», «ветошке» (несколько раз): «Я привык, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек».
Вывод: мы видим сочувствие к маленькому человеку.
Проблема романа: соотнесение «среды» и «личности». Достоевский отдаёт предпочтение личности.
- Чем заканчивается история? (трагедией – душа в смятении, т.к. уезжает Варенька.) конец романа называют «катастрофическим мышлением», т.к. идиллия обрывается.
- Что сквозит в словах Девушкина? (Протест – это главное в романе.)
Вывод: Достоевский не просто открывает «человека в человеке», он вкладывает в его уста слова протеста. Крик: «Что вы сделали, что вы над собой сделали! Я под колёса брошусь! По какому праву это всё делается? Я с вами уеду, я за каретой вашей побегу! Голубчик мой, родная моя, маточка вы моя!»
- Так что же такое словосочетание в заглавии «Бедные люди»?
Не «Бедняки», не «Бедные», а именно «Бедные люди» - значимы оба понятия. Эпиграф созвучен словам Девушкина, но Достоевский хочет, Вывод: чтобы роман навёл на размышление, чтобы «всякая дребедень» (=мысли) пошли в голову. Не зря Белинский сказал: «В Макаре Девушкине много прекрасного, благородного и «святого», уцелевшего посреди господствующего кошмара жизни». И хорошо, что уцелело, что он дорос до ропота, протеста.
А на следующих уроках мы, используя те же приёмы, методы, схемы, постараемся проанализировать, понять, что с человеком может сделать среда, как Раскольников будет убивать в себе «маленького человека» и какие мысли могут рождаться у человека под влиянием практически такого же окружения, как и в романе «Бедные люди».

Домашнее задание: история создания романа «Преступление и наказание», тема, проблемы произведения (по учебнику).