Картина «Берёзовая роща», Архип Иванович Куинджи — описание. В порядке общей очереди Подробное описание картины куинджи березовая роща 1901

Берёзовая роща - Архип Иванович Куинджи. 1879. Холст, масло. 97x181 см


Самая известная картина Архипа Куинджи «Берёзовая роща» является главным транслятором основных стилистических отличий этого живописца, квинтэссенцией его идей и необыкновенных колористических находок.

Картина создавалась специально к 7 выставке Художественного передвижного общества, и сразу вызвала удивление публики и зрителей – настолько непривычно было для всех цветовое решение полотна.

Хотя радостное, светлое настроение произведения понравилось многим, именно эта картина явилась тем импульсом, который развёл художника с . Вскоре после выставки, в газете «Молва» появилась анонимная статья под псевдонимом «Любитель», которая обвиняла Куинджи в безвкусице – автор-де слишком «перезеленяет» свои картины. Также в статье звучали сомнения в таланте Куинджи в принципе, а также говорилось, что световые эффекты – это не результат филигранного владения техникой, а использование осветительных приборов, которые прячутся за полотнами картин. Имя таинственного «Любителя» очень скоро было раскрыто, им оказался коллега «по цеху» Куинджи, член передвижного общества М. Клодт.

Куинджи потребовал исключение обидчика из состава передвижников, однако, на эту просьбу никто не отреагировал, и Архип Иванович ушёл сам. Впрочем, биографы сходятся в том, что конфликт между Куинджи и Клодтом был всего лишь поводом – живописец давно перешагнул социально-обличительные рамки искусства, пропагандируемые обществом, и «Берёзовая роща» яркое тому подтверждение.

Замыслив сюжет, который использовали в своём творчестве великое множество русских художников ( , ), мастер долго искал идеальную композицию – об этом свидетельствуют сохранившиеся эскизы и наброски. По этим артефактам можно проследить как автор выбирал высоту деревьев, площадь поляны, думал сколько места отдавать под лес. То есть, в этой картине нет ничего спонтанного, она плод выверенной художественной мысли и никак не пленэрная работа.

В чём же декоративность картины? Если обратить внимание на группы берёз, которые с выверенной точностью размещены на полотне, а вернее на основания стволов, то можно заметить как они намеренно уплощены, что создаёт некоторую условность. Также декоративность проявляется в статичности – листва на деревьях будто застыла, а воздух настолько прозрачен, что очевидно: на поляне нет ни единого дуновения ветерка. Чаща в глубине картины лишена детализации – это тёмно-зелёная стена, призванная оттенить цветовые контрасты.

Зато вся красота кроется в пронизывающей зелени и солнечном свете. Художник нарочно «опустил» тень на передний план, ещё больше подчёркивая контраст по отношению к залитой солнцем поляне.

Не сразу замечаешь ручей с зеленоватой водой, хотя он протекает в самом центре – кажется, что солнце пробиваясь сквозь крону деревьев, таким образом преобразило тропинку. Однако поблескивающая зеркальная гладь подтверждает, что именно ручей условно делит полотно на две половины.

Автор использовал чистые яркие краски, и если смотреть фрагментарно, то, кажется, что они просто иной раз просто нереалистичны, но только стоит окинуть полотно широким взглядом, ощущаешь этот солнечный яркий день почти физически.

Куинджи со своей декоративностью, упрощением, новаторским использованием силы цвета во многом опередил своё время, и поэтому не все сразу приняли работу, хотя именно «Берёзовой роще» суждено было стать «визитной карточкой» художника.

И это справедливо - «берёзовая» тема не отпускала живописца всю жизнь. Помимо самой известной работы, существуют ещё пять с одинаковым названием, из которых только две считаются законченными. Третья же картина вызвала самые большие споры – в ней помимо вертикального формата ощущается поиски в области символизма…но это уже совсем другая история.

(1841/1842-1910) — великий российский художник греческого происхождения. Стал известен благодаря своей неповторимой манере пейзажной живописи. Одной из самых замечательных работ Куинджи является картина «Берёзовая роща».

Картина «Берёзовая роща » была написана в 1879 году, Холст, масло. 97 × 181 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. После того, как работа была закончена, пейзаж был представлен на 7-й выставке передвижников или Товарищества передвижных художественных выставок. На картине представлена берёзовая роща в яркий солнечный день. Уже тогда, на первой выставке, где была представлена картина, многие зрители сразу обратили внимание на необычность написания пейзажа. Куинджи не только создал очень резкий контраст между светом и тенью, подчеркнув тем самым ослепительность солнечного света, но также изобразил необычные цвета и оттенки, которые сделали картину одновременно очень реалистичной и сказочной.

Картина визуально разделена на две части протекающим по центру ручьём. Ручей не только делит картину на две части, делая её более гармоничной, но также увлекает взгляд зрителя вдаль, практически к самому горизонту. Ещё одним качеством, которым обладает ручей — свежесть и прохлада. Он является, своего рода, оттеняющим общий вид жаркого дня с палящим солнцем.

Деревья на заднем плане играют роль фона. Архип Куинджи сознательно не придаёт им прорисовки и детализированности, как бы показывая этим зрителю, что самое главное находится на переднем плане. Архип Иванович Куинджи всегда находился в восхищении от русской природы и русских пейзажей, и эта картина, в частности, прекрасным образом показывает всю любовь человека к природе и то безумное вдохновение, которое он черпал в лесах, лугах и полях русской глубинки.

Картина «Берёзовая роща». Куинджи

Хотите, чтобы поездка за рулём всегда была комфортной и безопасной? Обратите своё внимание на шины Пирелли, большой ассортимент которых ждёт вас на http://tyre-service.kz/almaty/shiny/catalogue/pirelli . Шины высокого качества, демократичные расценки, акции и скидки.

В Архип Иванович Куинджи. "Березовая роща"

Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи
— Илья Ефимович Репин

"Березовая роща" Куинджи, датированная 1879 годом, произвела огромное впечатление на современников и по сей день является едва ли не самым знаменитым произведением художника. Безусловно, в русле традиций передвижников картина стала новаторской, ломающей каноны сурового реализма в живописи с его социальной подоплекой сюжетов и трагическими красками.

Березовая роща 1879

"Березовую рощу" называют светлой картиной Куинджи, пронизанной светом, светящейся.
Мне думается, что она столь же драматична, как и прочие вещи живописца. За высвеченными солнечными лучами березами переднего плана высится таинственный лес с мрачными переплетениями стволов с массивными темными кронами, между тем как верхушки "передних" берез, наверняка прозрачные, дрожащие, не видны, только угадываются. На самом переднем плане картины лежат густые тени. В целом сгущенных насыщенных красок в картине немало, может быть, однако, меньше, чем во многих других работах Куинджи. Ликующий полдень, обволакивающее тепло солнца, сосредоточенные в центре композиции, приковывают внимание и придают "Березовой роще" какую-то меланхоличность - грусть от того, что скоро день сменится вечером и роща погрузится в темноту.
В картине отчетливо прослеживается стилистика модерна с его условной декоративностью - в четкой несколько магической выписанности березовых стволов. Однако от написанной чуть размытыми красками опушки с ее цветущими растениями, пруда, затянутого нежной ряской, веет духом импрессионизма.

Еще более импрессионистической кажется другая "Березовая роща", созданная в 1901 году. Это роща дымчатого воздуха и легкого перламутрового света, одновременно мечтательная и величественная в своем тихом покое. Очаровательно мягкий, задумчивый, великолепный пейзаж, также получивший славу и признание.

Березовая роща 1901

Художником были написаны еще несколько картин и эскизов под названием "Березовая роща".
Мне нравятся "Березовая роща" - осенний пейзаж и "Березовая роща. Пятна солнечного света" - грустные, совершенно импрессионистические работы с удивительной гармонией золотистого света и охристых цветов рощи, с сияющей полуденной зеленью и переливами солнечных бликов в летней роще с "Пятнами солнечного света".
Талантливый контраст с причудливым плотным колоритом - ультрамарина, пурпура и малахита - березовой рощи ночью ("Лес"), написанной в типичной для Куинджи манере, в духе старинных сказок и сказаний.

Березовая роща 1898-1908

Березовая роща 1880-е

Березовая роща 1880-е

Березовая роща 1879

Березовая роща Вариант-эскиз одноименной картины 1879 года

Березовая роща (Лес) 1880-е

Березовая роща. Пятна солнечного света 1890-1895

Автор - Ела2012 . Это цитата этого сообщения

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Куинджи Архип Иванович (1842-1910)

"Для русской живописи необходимо было появление своего Моне - такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то едва ли нужному придатку..."
Александр Бенуа - статья об Архипе Ивановиче Куинджи, 1903


Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат “золотых дел мастер”. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. От строительного подрядчика Куинджи переходит к хлеботорговцу Аморетти комнатным мальчиком.

Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Айвазовскому. По всей видимости, начальные уроки живописной грамоты Куинджи получил не у Айвазовского, а у Фесслера — молодого живописца, работавшего и одновременно учившегося у Айвазовского. Но вскоре Архип Иванович возвращается в Мариуполь, где поступает на работу ретушером в фотографическое ателье своего старшего брата.

В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Он дважды держал экзамены в Академию художеств и оба раза безрезультатно: слабой оказалась художественная подготовка. В 1868 году на академическую выставку Куинджи представил картину “Татарская сакля”, за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В Академии Куинджи подружился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, познакомился с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, В. Е. Маковским. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы.

«Осенняя распутица»
1872
Холст, масло 110 x 70
Санкт-Петербург

Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами — он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении “Осеннюю распутицу”. Картина, названная “Осень. Туман”, осталась незавершенной.

«Осень. Туман»
1899
Бумага на холсте, масло 54,9 x 36,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

В 1870 — 1873 годы Куинджи часто посещает остров Валаам. В результате появились картины “Ладожское озеро” (1870) и “На острове Валаам” (1873). В “Ладожском озере” Куинджи преодолел перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков. Пейзаж исполнен изящно: тонкие световые оттенки, живописная цельность тонового письма снимают световые контрасты, сообщающие, как правило, драматическое ощущение.

«После грозы»
1879
Холст, масло
Сумский художественный музей

Но наибольший успех на выставке имела картина “Березовая роща”. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Солнечный день запечатлен в картине чистыми, звучными красками, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Необычайную гармонию цвету придает зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья на ровной поляне. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту.

«Березовая роща 2»

В “Березовой роще” художник созерцает красоту. Поэтому реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Изображение обобщено цветом: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо — равноокрашенным задником, роща — почти силуэтом, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, совершенной красоты. Природа в “Березовой роще” Куинджи реальна и условна. “Березовая роща” не укладывалась полностью в пластику развитого реализма: мешали элементы декоративности. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Оптимизм картины словно выражал ту жажду “отрадного”, которая через некоторое время была отчетливо сформулирована В. А. Серовым и другими художниками мамонтовского кружка.

В творчестве художника цвет освобождается от темной тональности. В природе Куинджи улавливает тончайшие градации цвета. В живописи же художник свободно варьирует освещенностью, полутонами, яркостью. Он намеренно активизирует, звучно сопоставляет дополнительные цвета. Куинджи постиг в совершенстве тонкое знание гармонии цветов, колорита, тона. Эта его способность в полной мере проявилась в картинах 1879 года и последовавших за ними произведениях.





«После дождя»
1879г.
Холст, масло 102 х 159
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В конце 1870-х годов отношения Куинджи с передвижниками резко ухудшились. В марте 1880 года он выходит из Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1880 году Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: “Лунная ночь на Днепре”, выставка эта имела огромный успех.

Оригинал записи и комментарии на

Воспоминания о Куинджи:

Могучий, самобытный характер Архипа Ивановича, озаренный ореолом художественной гениальности, оставлял неизгладимые следы в памяти всех, с кем он встречался на жизненном пути. Среди множества любопытных проявлений его многогранной жизни в мою память особенно глубоко врезались два характерных случая, которые рисуют Куинджи, как художника-учителя, и Куинджи, как хранителя своего художественного сокровища. В январе 1898 года мы с товарищем подготавливали свои картины к «Весенней выставке» в Академии художеств. Встретившись с Архипом Ивановичем в Академии, я попросил его зайти к нам на квартиру посмотреть наши работы. На следующий день, около полудня, в коридоре, ведущем к нашей комнате, послышались знакомые мерные шаги. Я бросился к двери. Перед нами стоял Архип Иванович в своей черной шинели с бобровым воротником и в меховой шапке...

"Лунная ночь на Днепре":

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения. Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем...

Миссия Куинджи в русском искусстве:

Для русской живописи необходимо было появление своего Моне - такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то едва ли нужному придатку. Краски в русской живописи, со времен Кипренского и Венецианова, перестали играть самостоятельную, значительную роль. К ним сами художники относились как к своего рода официальному костюму, без которого, только из предрассудка, неприлично предстать перед публикой.