Классицизм. Основные принципы

ПАМЯТКА «ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА»

В основе эстетики

Черты классицизма:

    культ разума ; рационализм

    художественное произведение организуется как искусственное

    , схематизм;

    существенные черты ;

    чистые характеры героев; и отрицательных ;

    идеализация

    гражданской проблематике .

Герои четко делятся на «говорящих фамилиях»

«система амплуа». Амплуа- (неудачник); резонер субретка

Закон трёх единств: единство времени: единство места: единство действия:

Особенности экспозиции:

ПАМЯТКА «ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА»

Основное свойство классицизма - обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.

В основе эстетики - принцип рационализма и «подражания природе».

Черты классицизма:

    культ разума ; рационализм

    художественное произведение организуется как искусственное , логически построенное целое;

    строгая сюжетно-композиционная организация , схематизм;

    жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты ;

    чистые характеры героев; герои делятся на положительных и отрицательных ;

    идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;

    подчеркивается объективность повествования;

    активное обращение к общественной, гражданской проблематике .

Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой - носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).

Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа- стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер - герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка - веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня - герой-любовник - второй любовник. В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Закон трёх единств: единство времени: действие развивается не более суток; единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое; единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10

Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта: в 3-м кульминация, в 4-м развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-1.jpg" alt=">Памятники русского классицизма ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-2.jpg" alt=">Классицизм как художественное направление Происхождение классицизма. Классицизм (от латинского clasicus"> Классицизм как художественное направление Происхождение классицизма. Классицизм (от латинского clasicus - образцовый) – художественное направление в искусстве и литературе 17 -начала 19 в. Классицизм зародился и достиг своего расцвета во Франции в 17 веке: в драматургии, поэзии, живописи, архитектуре. В 1674 году Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма в других странах. Классицизм в России. В России классицизм зародился во второй четверти 18 в. Создавало его поколение европейски образованных молодых писателей, родившихся в эпоху Петровских реформ и сочувствующих им. В результате настойчивой работы было создано художественное направление, располагавшее собственной программой, творческим методом, стройной системой жанров. Главное в идеологии классицизма – гражданский пафос, а художественное творчество мыслилось как строгое следование «разумным» правилам. Произведения классицистов были представлены четко противопоставленными другу «высокими» (ода, трагедия, эпическая поэма) и « низкими » (комедия, басня, сатира) жанрами. Персонажи делились строго на положительных и отрицательных героев. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои – монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной страстью. В драматических произведениях должно было соблюдаться правило трех единств – места, времени, действия. В соответствии с требованиями классицизма произошли значительные изменения в изобразительном искусстве, в первую очередь в живописи. «Высшим» жанром, достойнейшим занятием для художника считалась живопись историческая, рассказывающая о героических поступках, великих людях древности, а «низшим» являлся портрет. Влияние классицизма в архитектуре продолжается и в 19 веке. Так в первой половине 19 в. были созданы величайшие по своему значению архитектурные сооружения в Санкт – Петербурге, ставшие не только памятниками русского классицизма, но и визитной карточкой северной столицы. Такими сооружениями являются Казанский собор, здание Адмиралтейства.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-3.jpg" alt="> Характерные черты архитектуры классицизма: Ø Ориентация на лучшие достижения античной"> Характерные черты архитектуры классицизма: Ø Ориентация на лучшие достижения античной культуры – греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу. Ø Господство простых и ясных форм. Ø Спокойная гармония пропорций Ø Предпочтение отдается прямым линиям. Ø Простота и благородство отделки. Ø Практичность и целесообразность.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-4.jpg" alt=">Русские архитекторы классицизма Василий Иванович Баженов (1738"> Русские архитекторы классицизма Василий Иванович Баженов (1738 -1799). Русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма. Член Российской академии

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-5.jpg" alt=">Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 – 1785 гг. Москва. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-6.jpg" alt="> Пашков дом. 1784 – 1788 гг. Москва. одно из самых знаменитых"> Пашков дом. 1784 – 1788 гг. Москва. одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-7.jpg" alt=">Матвей Федорович Казаков (1738- 1812) - московский "> Матвей Федорович Казаков (1738- 1812) - московский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-8.jpg" alt=">Здание Сената в Кремле. 1783 г. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-9.jpg" alt=">Петровский дворец. 1775 – 1782 гг. Москва. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-10.jpg" alt="> Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о победе в русско-турецкой"> Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о победе в русско-турецкой войне 1768 -1774 годов. Сейчас- Дом приемов Правительства Москвы

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-11.jpg" alt=">Карл Иванович Росси (1775- 1849) - российский "> Карл Иванович Росси (1775- 1849) - российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-12.jpg" alt="> Михайловский Дворец. Санкт- Петербург. 1817 -1825 гг. Сейчас- Русский музей ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-13.jpg" alt=">Александринский театр. Санкт- Петербург. 1832 г. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-14.jpg" alt="> Здание главного штаба. Санкт- Петербург 1819 -1829 гг. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-15.jpg" alt=">Анри Луи Огю ст Рика р де Монферра н (1786-"> Анри Луи Огю ст Рика р де Монферра н (1786- 1858) - архитектор. На русский манер называли Августович Монферран и Август Антонович Монферран.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-16.jpg" alt=">Александровская колонна. Санкт- Петербург. Дворцовая площадь. 1834 г. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-17.jpg" alt="> Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу)."> Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу). На барельефе - две крылатые женские фигуры держат доску с надписью: « Александру I благодарная Россия» , под ними доспехи русских витязей, по обеим сторонам от доспехов - фигуры, олицетворяющие реки Вислу и Неман

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-18.jpg" alt="> Ангел на Александровской колонне. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-19.jpg" alt=">Классицизм петербургской архитектуры ¬А. Н. Воронихин. Казанский собор. ¬А. Д. Захаров. Здание Адмиралтейства. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-20.jpg" alt="> А. Н. Воронихин. Казанский собор Особенно возросло"> А. Н. Воронихин. Казанский собор Особенно возросло значение собора после Отечественной войны 1812 года. Торжественная архитектура здания оказалась созвучной пафосу победы над врагом. Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию М. И. Кутузов, который здесь же и похоронен. Около его гробницы висят ключи от неприятельских городов, взятых под командованием полководца. Органично Казанский собор по требованию Павла 1 должен был и вписываются в ансамбль площади размером и внешним видом напоминать собор святого Павла в и собора памятники М. И. Кутузову Риме. Это и обусловило наличие колоннады, отдаленно и М. Б. Барклаю де Толли. напоминающей колоннаду римского прототипа. Казанский собор обладает Андрей Никифорович Воронихин, архитектор собора, дает простотой и ясностью колоннаде характер полуокружности. Колоннады не пропорций, соразмерностью форм изолированы, а раскрывают пространство площади, дают и сдержанностью выражения, что главному проспекту города расшириться, разлиться. делает его одним из своеобразнейших архитектурных Собор имеет в плане форму вытянутого с запада на восток классицистических сооружений. «латинского креста» , увенчан куполом.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-21.jpg" alt=">А. Д. Захаров. Здание Адмиралтейства Архитектору Андрею Дмитриевичу Захарову предстояло воссоздать здание протяжением"> А. Д. Захаров. Здание Адмиралтейства Архитектору Андрею Дмитриевичу Захарову предстояло воссоздать здание протяжением в 400 метров, сохранив при этом его соразмерность и связанность с городом. Захаров использует принцип соподчинения частей. Архитектор применяет трехъярусную композицию. Тяжелое и устойчивое основание с аркой –первый ярус, из которого вырастает легкая ионическая колоннада, несущая антаблемент со скульптурами – второй ярус. Над колоннадой возвышается стена с куполом третьего яруса, увенчанного 72 – метровым золоченым шпилем с парусным кораблем на острие. Архитекторская находка А. Захарова заключалась в дерзком и слитном единстве классических форм здания, завершающегося башней со шпилем, имеющего совсем иной характер. Мощная золотая горизонталь. образуя световое пятно, всего лишь утверждает идеальный организующий центр. 28 скульптур Адмиралтейства не выглядят как нечто привнесенное. Адмиралтейство обросло скульптурой так же естественно, как дерево обрастает листвой. Архитекторская смелость зодчего, кристаллическая строгость форм, величавая красота – все это придает зданию необыкновенную выразительность архитектурного образа.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-22.jpg" alt=">Классицизм в русской живописи 18 в. ¬ Исторический жанр А. П. Лосенко. "> Классицизм в русской живописи 18 в. ¬ Исторический жанр А. П. Лосенко. Владимир и Рогнеда. ¬ Портретная живопись Ф. С. Рокотова. Портрет Струйской. ¬ Портретная живопись Д. Г. Левицкого. 1. Портрет П. А. Демидова. 2. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 3. Портреты смолянок.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-23.jpg" alt=">Владимир и Рогнеда. В 1770 году А. П. Лосенко впервые обращается к"> Владимир и Рогнеда. В 1770 году А. П. Лосенко впервые обращается к древней истории Отечества в русском искусстве, написав картину «Владимир и Рогнеда» . В основе сюжета - сватовство новгородского князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде, которое было ею отвергнуто. Лосенко создает классицистическую композицию, построенную на единстве трех планов, цветов, иерархии действующих лиц. Главные герои, Владимир и Рогнеда, изображаются в духе театрального классицизма. Они общаются языком жестов, лица озарены патетическими чувствами. Дополнительные персонажи сопереживают происходящему и передают определенные эмоции. Служанка на первом плане – это сама совесть, она с укором смотрит на Владимира и Рогнеду. За спиной Рогнеды – фигура плачущей служанки, это – горе, оплакивающее убитых полоцких граждан. За спиной Владимира – его воеводы, принимающие сторону князя. Это одно из первых исторических обращений к русской теме, возникшее на подъеме национального самосознания интелллегенции. Хотя, по словам А. Бенуа, «через все просвечивала безличная мертвечина гипсового класса» .

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-24.jpg" alt=">Портрет Струйской Герои портретов Ф. С. Рокотова стоят перед вечностью, глядятся"> Портрет Струйской Герои портретов Ф. С. Рокотова стоят перед вечностью, глядятся в нее. Костюм и фон едва намечены, они только аккомпанируют лицу, будто возникающему из блеклого, сумрачного фона. Женским портретам художника присуще особенное обаяние, говорят даже об особом «рокотовском типе» женской красоты. Один из самых известных портретов – портрет Струйской. Из общего золотистого сияния возникает вполоборота лицо героини. Она обернулась к живописцу, позируя ему естественно, как перед зеркалом. Лицо как бы высвечивается на общем фоне полотна. Лишь более холодные цвета выделяют его и светлый ореол вокруг головы. Глаза героини – самые темные тона внутри портрета. Они притягивают, манят, завораживают… В уголках губ затаилась едва заметная полуулыбка – полунамек. И только черный вьющийся локон спокойно ниспадает на правое плечо. Мягкий воздушный мазок, дымчатые тлеющие тона создают впечатление трепетности, загадочности живописного образа, поражающего своей поэтичностью.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-25.jpg" alt=">Портрет П. А. Демидова К 1769 году Д. Г. Левицкий выступает как"> Портрет П. А. Демидова К 1769 году Д. Г. Левицкий выступает как художник – композитор, умеющий писать програм м ный портрет, составленный как текст о социальном и имущественном положении портретируемого. Хотя на портрете изображается одно лицо, в композиции он рассказывает целую историю, связанную с окружением фигуры. Вот известный богач П. Демидов, изображенный в полный рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры в пышных складках алого одеяния. Только это складки не мантии, а домашнего халата. И опирается он не на саблю, а всего лишь на садовую лейку. Торжественно – снисходительный жест его руки указывает не на дым сражения, а на цветы, выращенные в знаменитой демидовской галерее. И уж совсем нет ничего величественного в его хитроватом и немолодом лице, любезном и скаредном одновременно. Художник трезво смотрит на своих героев, его интересует разнообразие характеров. Эффектность композиции, насыщенность колорита, выразительность позы и жеста не вытесняют тонкий психологизм в работах живописца.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-26.jpg" alt=">Портрет Екатерины II в виде законодательницы Вершиной портретного искусства"> Портрет Екатерины II в виде законодательницы Вершиной портретного искусства считается творчество Д. Г. Левицкого (1735 – 1822). Живописец в своих произведениях выступает мастером парадного портрета. Самым знаменитым является портрет Екатерины 2 в виде мудрой законодательницы. Левицкий изобразил ее в храме богини правосудия, сжигающей цветы мака на алтаре. Композиция картины, образ государыни, символические атрибуты разработаны в системе классицизма: на голове императрицы – лавровый венок, на груди – орден св. Владимира, у ног на книгах восседает орел – аллегорическое изображение Российского государства. Все указывает на радение императрицы о благе Отечества. Картина имела большой успех и вдохновила Г. Р. Державина на оду «Видение мурзы» .

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-27.jpg" alt=">Портреты Наиболее знаменитый цикл произведений Д. Г. Левицкого – смолянок"> Портреты Наиболее знаменитый цикл произведений Д. Г. Левицкого – смолянок «Смолянки» (серия из 7 портретов воспитанниц Смольного института). Каждая девушка представлена или на фоне природы в маскарадном костюме, разыгрывающей сценку из какой – либо пасторали, или в интерьере в окружении предметов, указывающих на ее талант или увлечение. Сочность колорита голубых, розовых, зеленоватых тонов, фактура мазка сделали живописные образы Левицкого осязаемыми, жизненными. Художник – портретист сумел передать и очарование юности, и обаяние девушек, и в некоторой степени характер, и утонченную игру во взрослых дам. «Это истинный 18 век во всем его жеманстве и кокетливой простоте» , -писал о портретах смолянок А. Бенуа.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-28.jpg" alt="> Своеобразие русского классицизма В классицизме 18 -19 веков"> Своеобразие русского классицизма В классицизме 18 -19 веков русский гений проявил себя едва ли не с большей силой и блеском, чем это было в других странах Европы. Поражает спокойная, сдержанная сила классической архитектуры Петербурга конца 18 -начала 19 века. Ее своеобразие раскрывается не только во внешних формах, в цветовой гамме, синтезе со скульптурой, но и в особом чувстве ансамбля. Возведение зданий Адмиралтейства, Казанского собора, Биржи помогло связать в единый узел весь центр города, образуя ансамбль такого широкого пространственного звучания. Для русских портретистов второй половины 18 в. характерно не только внешнее сходство портрета с оригиналом, но и стремление передать внутренний мир человека, его характер. Несмотря на то, что портрет в эпоху классицизма считали жанром «низким» , именно в нем создало искусство того времени свои лучшие произведения. Творениям русского классицизма в архитектуре, живописи, литературе нет анологий. Своеобразие его состоит также в том, что в эпоху становления он соединил в себе пафос служения государству с идеями раннего европейского Просвещения

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-29.jpg" alt="> Источники информации 1. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. – М. , 1990."> Источники информации 1. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. – М. , 1990. 2. Глинка Н. И. «Строгий, стройный вид…» . – М. , 1992. 3. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М. , 2001.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-30.jpg" alt=">Автор презентации Малышева Ксения Владимировна ">

«Разум - это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным».
Рене Декарт, французский философ

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Если вы любите порядок, симметрию, логику и четкие пропорции, стремитесь к возвышенным идеалам и , то классицизм придется вам по вкусу.

Жаль только, что время его расцвета в мировой культуре давно миновало, зато сохранились великие произведения классицизма в литературе, живописи и архитектуре, поражающие наше воображение вот уже четвертый век подряд.

*В центре Петербурга образцы классицизма на каждом шагу.
Казанский собор, 1811 г., архитектор А.Н.Воронихин

Классицизм - это...

Классицизм - это направление в искусстве, распространившееся в ведущих европейских державах начиная с XVII и заканчивая началом XIX века. Это масштабное явление зародилось на стыке и Просвещения.

За два века классицизм вобрал в себя черты обеих великих эпох и прошел несколько этапов.

Рождение классицизма

Новый стиль родился во Франции при Людовике XIV , том самом, который получил прозвище «король-солнце» и за почти 73 года своего правления сформулировал главный тезис : «Государство - это я».

Абсолютная власть короля требовала мощной пропаганды, и искусство должно было решать эту задачу.

*Пьер Миньяр, портрет Людовика XIV,1665 г.

Происхождение термина

Термин «классицизм» произошел от прилагательного «классический», а оно, в свою очередь, от латинского classicus - образцовый . Классическими называли произведения и авторов, достойных изучения в классах, и эти образцовые творения были родом из античности .

В середине XVIII века Вольтер смело назвал классическими авторов предыдущего XVII столетия. С тех пор начинает формироваться определение классицизма, как особого стиля, противопоставленного .

Причем романтики с пренебрежением называли классиков старьем и слепыми подражателями античному искусству, а себя молодцами и новаторами.

Окончательное понимание того, что такое классицизм, сложилось в конце XIX века, когда основными его чертами назвали опору на античное искусство и воплощение идеологии абсолютной монархии.

Русский классицизм

Расцвет европейского, а особенно французского классицизма пришелся на XVII век, а до России эта волна докатилась только к концу XVIII века , но такое запоздание вполне объяснимо - ни Ренессанс, сыгравшие важную роль в формировании классического стиля, не задели нашу страну даже по касательной.

В конце XVIII века при Екатерине II в России расцветает светская культура. Императрица лично общалась с европейскими просветителями Вольтером, Дидро, д’Аламбером, собирала коллекции живописи, увлекалась литературой.

*Рокотов Ф. С., Портрет Екатерины II, 1770 г.

Неоклассицизм эпохи Просвещения

Русский классицизм по времени совпал с европейским неоклассицизмом - вторым всплеском увлеченности античным искусством. В 40-е годы XVIII века произошел бум археологических раскопок в древнеримских городах, среди которых были Помпеи и Геркуланум, уничтоженные в одночасье извержением Везувия.

И если ранний классицизм смотрел на античность через призму Ренессанса, то после раскопок стало доступно подлинное античное наследие - архитектура и предметы декоративно-прикладного искусства.

*Мечта археолога: Помпеи - город, погребенный заживо

XVIII век стал великой эпохой Просвещения . Идеи равенства людей перед Богом и законом, победы разума над верой, возврат к естественному человеку и оптимистический взгляд на историю наложили свой отпечаток на классицизм этого времени.

Особенности и основные признаки (черты) классицизма

Основной признак классицизма обоих столетий - обращение к античности как к идеалу , неподвластному времени, оттуда черпались темы, сюжеты, конфликты и характеры, которые наполнялись новым содержанием и идеями.

Наиболее характерные черты :

  1. - произведение искусства должно создаваться разумно и подчиняться логике;
  2. правдоподобие - мир воссоздается не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть;
  3. воспитательная роль искусства;
  4. идеи национальной государственности и ;
  5. долг - человек является слугой своего государства, поэтому в приоритете общественные, национальные интересы перед личными амбициями;
  6. готовность к борьбе за высокие цели.

Классицизма стоит на трех китах: РАЗУМ, ОБРАЗЕЦ, ВКУС.

Исходя из этого, произведения искусства - это не какие-то плоды мифического вдохновения, фантазии и прочих непонятных состояний, а результаты работы разума, анализа классических образцов и соблюдения правил хорошего тона.

Истоки такого подхода к творчеству лежат в философии Рене Декарта - отца-основателя рационализма.

Рациональная эстетика классицизма стремилась упорядочить искусство , ввести определенные правила, очертить границы жанров.

Именно под влиянием классицизма складываются основы национальной литературы европейских стран и России, закладываются основы театра, создается новый подход к планированию и облику городов.

Классицизм в литературе

Классицизма в литературе называют работу «Поэтическое искусство» французского поэта и теоретика литературы, придворного историографа Людовика XIV Никола Буало.

Стихотворная поэма-трактат вышла в 1674 году, состоит из 4 песен, в которых автор излагает принципы поэтического искусства .

  1. Лаконичность формы.
  2. Разумное содержание.
  3. Правдоподобие.
  4. Благопристойность.
  5. и порядочность автора.
  6. Обязательная жанровая .
  7. Соблюдение «трех единств».

*Гиацинт Риго, Портрет Никола Буало, 1704 г.

Теория трех единств

Один из главных принципов классицизма в литературе, а особенно в драматургии - это теория трех единств, идеи которой взяты у Аристотеля и его последователей и направлены на достижение гармонии драматического произведения.

  1. Единство времени.
    Действие длится не больше суток.
  2. Единство места.
    Действие происходит в одном и том же месте.
  3. Единство действия.
    Описывается только одно событие.

Иерархия жанров

Классицизм разложил по полкам . Правда, пристальное внимание было уделено поэзии и , не очень-то интересовала поклонников античности. Для каждого жанра определялся достойный выбор темы и героев, а также языковые нормы.

К высоким жанрам относилась королева драмы - трагедия, испытавшая небывалый расцвет в эпоху классицизма, поэмы и торжественные оды. Персонажи здесь сплошь героические, события исторические, темы жизненно важные, философские.

Герой ставится перед выбором между долгом и личными интересами, и от этого выбора зависит, хороший ли перед нами персонаж или так себе. Естественно, истинный герой выбирает служение отчизне и долг.

*Алиса Коонен в роли Федры в постановке трагедии Ж.Расина «Федра»,
Камерный театр Таирова, 1922 год

Низкие жанры - , комедия. Персонажи здесь попроще, события описаны заурядные, а темы - волнующие обычных торговцев, буржуа, ремесленников.

*Эскиз костюма Дон Жуана к комедии Мольера «Дон Жуан, или каменный гость»

В произведениях низких жанров уместен разговор о чувствах и пороках людей.

Национальные особенности литературы в стиле классицизма

В разных странах классицизм в литературе имел свои особенности.

Во Франции он сложился в стройную систему, а наиболее яркие представители французского классицизма стали флагманами в своих жанрах.

Пьер Корнель и Жан Расин- отцы французской трагедии, Мольер - создатель классической комедии, Жан де Лафонтен - главный баснописец Франции, Вольтер - великий «многостаночник». Без этих классиков мировая литература пошла бы по другому пути.

В Германии , растерзанной Тридцатилетней войной, в XVII веке более распространен стиль барокко с характерными для него мотивами душераздирающих страданий. Феодальная раздробленность страны не способствовала полноценному развитию классицизма, но все же и здесь находятся его приверженцы.

Мартин Опиц продвигал идеи классицизма на немецкой почве. Он настаивал на воспитательной и познавательной роли литературы, призывал поэтов писать на родном языке, избавляя его от просторечного мусора, проводил реформу стиха, добиваясь строгости формы.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Особняком стоит этап под кодовым названием Веймарский классицизм , который случился в самом конце XVIII века благодаря совместной работе двух великих немецких поэтов Гёте и Шиллера, к этому времени несколько умеривших свои бунтарские настроения периода «Бури и натиска».

Оба гения оказались в немецком городе Веймар, где совместными усилиями составили программу, повлиявшую на всю литературу Германии. Главные тезисы до боли знакомы:

  1. - содействовать духовному подъему и национальному самосознанию;
  2. необходимо стремиться , гармонии и прекрасному, а все это можно найти в античном искусстве.

*Памятник Гёте (слева) и Шиллеру (справа) в городе Веймар

Классицизм в русскую литературу пришел стараниями литераторов А.Д.Кантемира, А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского. Они переводили труды французских классиков и подстраивали теорию под отечественные реалии.

Условно говоря, с классицизма началась русская светская литература - Россия активно включилась в мировой литературный процесс.

Русский классицизм не стал калькой с французского, со временем он приобретает самобытные черты :

  1. источником вдохновения становится не античность, а национальная история и ;
  2. очень популярны жанры сатиры и оды: критиковать и восхвалять - традиционная русская забава;
  3. тема патриотизма проходит красной нитью через все произведения эпохи.

Ярчайшие представители классицизма в русской литературе - М.В.Ломоносов, создавший теорию «трех штилей», на долгое время определившую развитие отечественной литературы,

А так же Д.И.Фонвизин, написавший первые в России бытовые комедии «Недоросль» и «Бригадир», Г.Р.Державин, последний русский классицист и первый русский поэт.

Классицизм в архитектуре и живописи

Главная тема архитектуры классицизма - это рациональное планирование городов. Опираясь на античные образцы, а иногда копируя их (неогреческий стиль), архитекторы проектировали не только церкви и дворцы, но и общественные здания - рынки, театры, больницы, тюрьмы.

В этот период рождается урбанистика, как мы понимаем ее сегодня, с продумыванием парков, площадей, удобным расположением улиц.

Признаки классицизма в архитектуре встречаются во всех крупных городах Европы, России и Америки:

  1. элементы ордерной системы античной архитектуры: колонны с капителью, портики, скульптура, рельеф;
  2. симметрия, правильная геометрия;
  3. четкость пропорций;
  4. простые формы;
  5. практичность.

*Версаль - канонический образец классицизма

Говорящие позы, идеализированное изображение человеческого тела, античные сюжеты или прозрачные намеки - по этим признакам можно определить классицизм в живописи .

Парижская Академия художеств, открытая в 1648 году, ввела своеобразный кодекс чести истинного классического живописца, отступление от которого не приветствовалось.

  1. Предмет искусства - прекрасное и возвышенное.
  2. Эстетический идеал - античность.
  3. - ясная и уравновешенная, со смысловым узлом.
  4. Сюжет - логический.
  5. Форма моделируется линией и светотенью.
  6. Пространство выстраивается параллельными планами.
  7. Позы и жесты - ясные, «говорящие».

Как и в литературе, признаком классицизма в живописи становится четкое жанровое разделение .

Высокие живописные жанры:

  1. исторический,
  2. мифологический,
  3. религиозный.

*Жак Луи Давид, Клятва Горациев, 1784 г.

Низкие живописные жанры:

  1. портрет,
  2. пейзаж,
  3. натюрморт,
  4. бытовая картина.

*Клод Лоррен, Порт на закате, 1639 г.

Роль классицизма в мировой культуре

Классицизм - первое в истории мировой культуры направление, которое сложилось в целостную систему и осознавалось как особый стиль самими участниками событий.

В этот период происходит взлет многочисленных жанров в основных направлениях искусства, рождается национальная литература разных стран, проводится работа по систематизации теоретической базы в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе.

Классицизм утратил лидирующие позиции в XIX веке, но его черты обнаруживаются в искусстве XX столетия, даже сейчас классический стиль с его рационализмом и гармонией востребован в дизайне.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Реализм Что такое романтизм - основные черты, признаки и особенности, представители романтизма в литературе, музыке и живописи Что такое сентиментализм Что такое повесть Эпоха (стиль) Барокко - как это было и как отразилось в искусстве Что такое ода в литературе Что такое драма Что такое басня

Литература XVIII века

1) Литература Петровского времени

2) Формирование новой литературы. Русский классицизм (А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и др.).

3) Литература эпохи Просвещения (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов и др.).

Первый период – Предклассицизм, или литература Петровского времени. Название предложил профессор П.А.Орлов, этот период начинается в 1700 году и продолжается до начала 30-х годов.

Русская литература родилась вместе с петровскими преобразованиями.

«Словесность наша явилась вдруг в 18 столетии…» – писал А.С. Пушкин, при этом писатель, конечно же, знал, что истоки русской литературы уходят в глубокую древность. В этой фразе ключевое слово «вдруг». Этим словом Пушкин подчеркивал, что литература, формируемая в динамике развития России, стремительно прошла путь от младенчества к зрелости («вдруг» – даже не за столетие, а за 70 лет). «Россия молодая» «мужала с гением Петра» (Пушкин).

Основная особенность – интенсивный процесс секуляризации (обмирщения).

Новая концепция человека : быть гражданином Отечества. Это понятие становится для современников Петра главной моральной ценностью. Именно в этот период в русском языке появляется слово греческого происхождения – патриот. То есть сын Отечества. Человек перестает восприниматься как источник греховности, как было в древнерусской литературе, а становится активной личностью. Не богатство, не знатное происхождение, а ум, образованность, храбрость, общественная польза – вот что возносит человека на высокие ступени общественной лестницы. Вот почему среди подвижников государя – люди незнатного происхождения: первый губернатор Петербурга Менщиков, дипломат Ягужинский, сенатор Нестеров, да и сама жена Петра I, будущая императрица, не отличалась знатностью рода.

Краткая характеристика периода: идейный пафос литературы тех лет - поддержка петровских реформ, отсюда публицистичность произведений; для художественного сознания характерна жажда новизны и одновременно тяготение к вековым традициям, отсюда эклектичность, отсутствие единой эстетической системы, единого литературного направления.

Среди новых начинаний петровского времени особо следует отметить:

1) Создание первой газеты – «Ведомостей», – которая начала выходить с декабря 1702 г. Сам Петр принимал участие в выпуске газеты: отбирал материал для публикаций, редактировал их, нередко сам выступал на ее страницах.

2) Открытие общедоступного (не придворного!) театра в 1702 г. в Москве. Просуществовал до 1707 г. Одной из основных причин недолгого существования стало отсутствие национального репертуара, который бы отвечал насущным потребностям времени (к слову: возглавил театр приглашенный из Германии режиссер и актер Иоганн Кунст. Главные роли исполняли немецкие актеры). Более успешно работали в то время школьные театры (в Москве, Киеве, Новгороде, Твери, Астрахани, Ростове и др. городах).


3) Преобразование Славяно-Греко-Латинской академии в Москве в Государственное учреждение, вместо боярской Думы – Сенат, вместо патриарха – Синод, Академия наук в Петербурге, введение гражданского шрифта, за 25 лет 18 века книг издано больше, чем за два предыдущих столетия.

4) Развитие русской публицистики.

Одним из известных литераторов петровского времени был Феофан Прокопович (1681 – 1736) – теоретик литературы, драматург, оратор.

Вырос в относительно демократической среде – был сыном киевского торговца. После смерти отца жил с матерью в крайней нищете. Блестяще окончил Киево-Могилянскую академию, был пострижен в монахи, отправился на 3 года в Рим, где ему пророчили карьеру блестящего проповедника, т.к. был одарен ораторским искусством. Но по образу мыслей отличался от священников критическим складом, понял значение петровских реформ и в борьбе Петра с церковниками встал на сторону государя, чем вызвал проклятия ортодоксального духовенства. Видное место в его литературной деятельности занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру придает новое звучание: рассказывает в них о злободневных политических задачах, деятельности государя, о пользе просвещения, путешествий. Эта форма общения священника с паствой существует и поныне. Любая церковная служба в храме заканчивается обращением священника к верующим.

Как утверждает профессор П.А. Орлов, автор учебника «История русской литературы», Феофан Прокопович «стал известен как драматург: для школьного театра в Киево-Могилянской академии он написал пьесу «Владимир» в 1705 году. Жанр своей пьесы автор определил как трагикомедию. Содержанием послужило принятие в 988 году киевским князем Владимиром христианства. В основе сюжета – борьба Владимира с защитниками старой веры – язычниками – жрецами Жериволом, Куроядом, Пияром. Новизна в том, что в основе сюжета не библейское событие, как было раньше в древнерусской литературе, а историческое. Это позволило придать пьесе злободневный характер. Противостояние князя языческим жрецам уж очень напоминало современникам Феофана Прокоповича о борьбе Петра I с реакционным духовенством. Завершалась пьеса утверждением нового – то есть христианства и низвержением языческих кумиров. Так, в начале 18 века, писатель в облачении архиепископа придал русской литературе особенную черту – умение говорить на злободневные темы, используя события глубокой древности или незначащие события. Эта черта русской литературы станет традицией в XIX и XX веках.

В течение всей жизни Феофан Прокопович слагал стихи в свойственной для 18 века силлабической системе стихосложения, но до нас дошло только 22 стихотворения.

Второй период – становление русского классицизма . Он охватывает 1730-е – 60-е годы 18 века. Это первые шаги русского классицизма, которые осуществляют «птенцы гнезда Петрова» – Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.


Русский классицизм

Классицизм (лат. classicus – образцовый) – художественный метод и эстетическое направление в искусстве и литературе XVII–XIX веков.

Истоки мирового классицизма Франция XVII века; воззрения, которые принадлежали выдающимся французским драматургам Корнелю и Мольеру и теоретику литературы Н.Буало.

Характерные черты русского классицизма:

1. Ориентирован на формы античности, прежде всего героической классики.

2. Провозглашает главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга.

3. Утверждение в эстетике строгости художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты.

Процесс формирования нации, подъем государственности и небывалый для России расцвет светской культуры были историко-идеологической почвой, питавшей патриотический пафос русского классицизма.

1. Идея естественного равенства людей стала идеологической основой русского классицизма, в литературе обусловила обращение к разработке этической сущности человека.

2. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствиеавтора (отношение к изображаемому). В русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (А.П. Кантемир), басня (А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер), ода (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

3. В тематике трагедий преобладали национально-исторические сюжеты.

4. Характерными чертами русского классицизма являются тесная связь с современностью и обличительная направленность. Русские классицисты позволяли себе поучать и воспитывать самодержцев, определяя их обязанности по отношению к подданным (ода «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1947 года» Ломоносова, «Фелица» Державина и др.)

5. Литература классицизма способствовала формированию русского литературного языка и преобразованию стихосложения . Новое содержание произведений классицистов – воспевание гражданских и общественных идеалов – требовало новой формы литературных произведений. Классицисты первыми в русской литературе использовали такие жанры, как ода (М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны», Г.Р. Державин «Властителям и судиям»), трагедия (А.П. Сумароков «Дмитрий самозванец»), сатира (А.Д. Кантемир «К уму своему», «О благородстве»), комедия ((Д.И. Фонвизин «Бригадир», «Недоросль»), басня (И.А. Крылов).


Особенности комедии классицизма:

1) Герои делятся на положительных и отрицательных , ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).

2) Для классических пьес характерна «система амплуа» .

Амплуа – стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистской комедии – это идеальная героиня , герой-любовник , второй любовник (неудачник); резонер – герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка – веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге. Þ

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике» : героиня – герой-любовник – второй любовник.

В конце классицистской комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

3) Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:

- единство времени : действие развивается не более суток;

- единство действия : одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 – 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, т.е. нет побочных действий, персонажей.

4) Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта – в 3-ем кульминация, в 4-ом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

5) Четкое деление на высокие и низкие жанры.

А) Перед Вами 10 изображений надгробий, часть из которых была создана в эпоху античности, а остальные – в эпоху классицизма в России, когда мастера во многом ориентировались на античные образцы. Подпишите под каждым изображением памятника, к какой из двух эпох (античность или классицизм) он относится.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Всего за часть А – максимум 10 баллов.

Б) Сформулируйте, какие черты объединяют памятники русского классицизма и античности. Определите, что характерно только для надгробий классицизма.

Критерии оценки рассуждения

  1. Логика и связность рассуждения 4 балла
  2. Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы 4 балла
  3. Корректное использование понятийного аппарата и терминов 2 балла

Всего за часть Б – максимум 10 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 20 баллов.

Задание 2 «Гораций».

Перед Вами фрагмент текста трагедии Пьера Корнеля «Гораций» (1639) и картина Жака-Луи Давида «Клятва братьев Горациев» (1784).

В основе сюжета обоих произведений лежит рассказ римского историка Тита Ливия о раннем периоде римской истории. Трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга ‒ братьями Куриациями. При этом Сабина, жена одного из братьев Горациев, родилась в Альбе, а Камилла, младшая сестра братьев Горациев, была помолвлена с одним из братьев Куриациев. В результате жестокого и долгого поединка хитростью победил младший брат из рода Горациев, и так Рим окончательно возвысился над Альба-Лонгой, а постепенно и над всеми остальными италийскими городами.

Сравните, как изображён один и тот же сюжет в тексте Корнеля и на картине Давида.

На какие детали обращают внимание читателя/зрителя авторы? Как выглядят пространство и место действия? Какую роль в восприятии изображения играют цвет и колорит? Как построена композиция?

В чём сходство и в чём различие трактовки этой сцены в тексте трагедии и на картине?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (100‒120 слов 1 ) на тему «История братьев Горациев у Корнеля и на картине Давида».

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.

ПЬЕР КОРНЕЛЬ «ГОРАЦИЙ»

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ

(перевод Н. Рыковой)

Гораций, Сабина, Куриаций, Камилла

Куриаций
О боги, для чего Сабина с ним? Увы!
Невесте помогать сестру прислали вы,
Чтоб жалобы её мой дух поколебали
И победить она могла в своей печали?

Сабина
Нет, брат мой, у тебя не стану на пути ‒
Хочу тебя обнять, сказав тебе «прости».
Ты ‒ крови доблестной, и верь в неё спокойно;
Ты не свершишь того, что храбрых недостойно.
Когда бы дрогнуть мог теперь один из вас, ‒
Я от супруга бы, от брата отреклась.
Но мужа славного, но брата дорогого
Лишь об одном просить и умолять готова:
Хочу я, чтоб не стал преступным этот бой,
Чтоб эта честь была и чистой и святой,
Чтобы её пятнать не смело преступленье,
И вы врагами стать могли без сожаленья.
Лишь я виновница священных ваших уз.
Когда исчезну я, исчезнет ваш союз.
Как повелела честь, прервётся связь меж вами.
И, чтобы ненависть вас сделала врагами,
Пусть горький мой конец сегодня всё решит:
Того желает Рим, и Альба так велит.
Один меня убьёт, другой, возжаждав мести,
Во гневе праведном придёт на подвиг чести,
И меч поднимет он, оправданный вполне
Иль местью за сестру, иль скорбью о жене.
Но что я говорю! И так вы слишком правы: ‒
Не должно замутнять высокой вашей славы.
Всю душу отдали вы родине своей.
Чем крепче ваша связь, тем с нею вы щедрей.
На алтаре страны заклать вам должно брата,
Не медлите, завет осуществляйте свято:
Сперва в его сестру вонзите острый меч,
Сперва его жену заставьте мёртвой лечь, ‒
Начните же с меня, когда своей отчизне
Столь дорогие мне вы отдаете жизни.
В бою назначенном тебе противник ‒ Рим,
Ты ‒ Альбе смертный враг, а я обоим им!
Иль вы желаете, бездушны и суровы,
Чтоб я увидела, как тот венок лавровый,
Что принесёт герой сестре или жене,
Дымится кровию, родной и близкой мне?
Как должное воздать и жертве и герою,
Быть нежною женой и любящей сестрою,
Живому радуясь, над умершим тужить?
Решенье лишь одно: нельзя Сабине жить.
Я смерть должна принять, чтоб не изведать муки:
Сама себя убью, коль слабы ваши руки,
Жестокие сердца! Что удержало вас?
Я своего добьюсь потом, коль не сейчас.
Едва сойдётесь вы с подъятыми мечами,
Возжаждав гибели, я брошусь между вами.
Чтоб одного из вас упала голова,
Сабину поразить придётся вам сперва.

Гораций
Жена!

Куриаций
Сестра!

Камилла
Смелей! Они должны смягчиться!

Сабина
Как! Вы вздыхаете? Бледнеют ваши лица?
Что испугало вас? И это ‒ храбрецы,
Враждебных городов отважные бойцы?

Гораций
Что я свершил, жена? Какие оскорбленья
Заставили тебя искать такого мщенья?
Чем провинился я! Кто право дал тебе
Мой дух испытывать в мучительной борьбе?
Ты удивить его и восхитить сумела;
Но дай мне завершить моё святое дело.
Ты мужа превзошла; но, если он любим
Женою доблестной, не торжествуй над ним.
Уйди, я не хочу победы слишком спорной,
Что защищаюсь я ‒ и то уже позорно.
Позволь мне умереть, как повелела честь.

Сабина
Не бойся, у тебя теперь защитник есть.

ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ

Старый Гораций, Гораций, Куриаций, Сабина, Камилла

Старый Гораций
Как, дети? Чувства здесь возобладали властно,
И время подле жён вы тратите напрасно?
Готовясь кровь пролить, слезами смущены?
Нет, жён рыдающих оставить вы должны.
Вас жалобы смягчат и, нежностью лукавой
Лишивши мужества, толкнут на путь неправый.
Лишь бегство победит противников таких.

Сабина
Тебе они верны: не бойся же за них,
Как ни страдали здесь Камилла и Сабина,
Ты можешь чести ждать от зятя и от сына;
И если ропот наш отважных мог смягчить,
Сумеешь, верно, ты в них доблесть укрепить.
Не будем проливать напрасных слёз, Камилла,
Пред этой твёрдостью ничтожна наша сила ‒
Лишь в безнадёжности покой мы обретём.
Сражайтесь, хищники! От скорби мы умрём.

ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ

Старый Гораций, Гораций, Куриаций

Гораций
Отец, не уступай неистовству такому
И жён, молю тебя, не выпускай из дому.
Слезами, воплями их горькая любовь
Да не смущает нас, когда польётся кровь.
Так наша связь тесна, что можно без сомненья
В постыдном сговоре нам бросить обвиненье;
Но дорого бы честь избранья обошлась,
Когда бы в низости подозревали нас.

Старый Гораций
Всё сделаю, мой сын. Ступайте к братьям, дети,
И знайте: есть у вас один лишь долг на свете.

Куриаций
Как я с тобой прощусь и что могу сказать…

Старый Гораций
Не надо чувств моих отцовских пробуждать!
Мне не хватает слов тебе внушить отвагу.
Я в помыслах нетвёрд, и ощущаю влагу
На старческих глазах, и сам рыдать готов.
Боец! Исполни долг и жди суда богов.

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии оценивания письменного рассуждения выстроены таким образом, чтобы в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание : Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёхбалльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить ‒ они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 60 баллов.