Любовный треугольник: поклонник женской красоты Илья Глазунов и его музы. За что не любят илью глазунова Жена глазунова выбросилась из окна

Илья Глазунов

В интервью, данном Ильёй Глазуновым корреспонденту издания «АиФ» Ольге Шаблинской, мэтр почти не поднимает любимой своей темы монархизма и патриотизма, а делится личным, отвечая на вопросы читателей, иногда очень коварные...

Илья Глазунов и Светлана Медведева в Московской государственной картинной галерее. 2010 год.


— Письмо от некоего Владимира. «В молодости я ходил на ваши полузапрещённые выставки и вообще считал вас одним из самых достойных людей России. К сожалению, к старости вы изменились, может, политика не ваше дело, вы представляетесь мне сейчас не выразителем масс. идеи, а скорее шовинистом, пещерным антисемитом, ответы которого заранее известны. Или, храню слабую надежду, я не прав? Владимир».

— Владимир, ваш вопрос банальный и тенденциозный. Вы пытаетесь создать мой политический образ, не зная меня. И, очевидно, никогда не видели моих работ. Такие пещерные вопросы мне задавали ещё в советское время.
Ругая в официальной прессе за религиозные и исторические мотивы, за образы Достоевского, истории Древней Руси. Так, закрывая одну из моих выставок через несколько дней после её открытия в Манеже, партийное бюро Союза художников вопрошало меня, как я «мыслю своё участие в строительстве коммунизма».

Правда, даже самые злобные критики прошлого и настоящего никогда не обвиняли меня в антисемитизме и шовинизме. Шовинизм, как известно порождён изречением капрала наполеоновской армии по фамилии Шовине: «Французы — самая лучшая нация, а все другие нации хуже».

Тот же лозунг, но уже о немцах проповедовали идеологи Третьего рейха. А ныне — осуществляет под руководством Америки самозваное киевское правительство, проводящее геноцид своего народа.

Я очень советую вам прийти в мою московскую открытую для всех галерею на Волхонке, после чего, я уверен в этом, вы зададите мне через столь любимую мной газету «АиФ» серьёзный вопрос, а не тенденциозную глупость.

— Вопрос Александра Ярового из Красноярска. Какая из последних работ наиболее дорога вам?

— Для художника все картины дороги, как для матери — все её дети. В одной из своих последних работ, законченной четыре года назад, в 2010 году, «Раскулачивание» — 8 метров на 4 метра — я воплотил мечту своей юности.

Задуманную мной ещё в студенческие годы картину величайшего преступления Сталина и большевистского режима — уничтожение так называемых кулаков, самых работящих и потому зажиточных крестьян, кормящих не только Россию, но и полмира хлебом.

Это было страшное раскрестьянивание крестьянства. Погибли и были высланы десятки миллионов крестьян — из России, Малороссии, Белоруссии. Когда я учился, мне говорили товарищи по курсу: если ты даже эскиз такой покажешь, тебя выгонят из академии и сошлют туда, куда Макар телят не гонял — ГУЛАГ тогда был страшной явью.

Но я зарисовывал в те годы удивительные крестьянские лица, которые сейчас уже и не увидишь. И всюду: на Волге, под Ленинградом, под Москвой — мне рассказывали, как происходило то зверское уничтожение наших кормильцев.

Когда Россия была аграрной страной, и только три процента её населения можно было назвать пролетариями. Большевистская власть Коминтерна, власть Ленина и Сталина утвердилась в России через невиданный террор. И насилие.

Наша демократическая, а не советская общественность встретила эту картину гробовым молчанием как на телевидении, так и в средствах массовой информации.

С высоты своих лет скажу вам, дорогой читатель, я себя чувствую молодым и исполненным творческих замыслов художником. Но сегодня мне ещё труднее жить, чем раньше, потому что вместо соцреализма официальным искусством пореформенной России становится поддерживаемый властями и некоторыми олигархами авангардизм.

В советское время я был гоним как враг соцреализма, а ныне я гоним как художник, потому что не могу признать искусством ни «Чёрный квадрат» Малевича, ни перевёрнутый унитаз с приклеенной пачкой «Мальборо», выдаваемый за «современное» и «актуальное искусство».

А я думаю, как и миллионы людей, что искусство должно быть понятно и любимо народом. А народ — это мы с вами.


Илья Сергеевич Глазунов на второй персональной выставке в Манеже. 1978 год.

— Очень личный вопрос от Ирины из Нижнего Новгорода. Илья Сергеевич, вас предавали в жизни?

— К сожалению, предавали. А я считаю, что предательство — это один из самых страшных и непростительных грехов.

Меня предавали чаще женщины. Слабый пол вообще больше расположен к предательству, и женское предательство всегда более ожидаемо. Не забудем, что грехопадение человечества, согласно Библии, произошло по вине Евы.

Измены я переживал, как страшную болезнь. А предательство мужчин, тем более, друзей, страшнее, потому что это предательство не из-за слабости духа, как в случае с женщинами, а идейное, братоубийственное.

Меня предал учитель. Я учился у профессора Иогансона, ученика Коровина. Я помню, как он нам рассказывал о Коровине, приезжая из Москвы на «Красной стреле» в нашу мастерскую.

Он меня принял в свою мастерскую и поддерживал меня своим одобрением учителя и вниманием. Когда я, единственный из студентов, получил гран-при на Международной выставке в Праге за картину «Поэт в тюрьме», была организована моя первая в жизни персональная выставка в Москве.

Которая, как писала пресса потом, была подобна взорвавшейся бомбе, уничтожающей ложь социалистического реализма. Писали все — от американской прессы до японской и чилийской. Журналисты характеризовали её как удар в спину соцреализма. И я был объявлен диссидентом номер 1.

Тогда никакими шестидесятниками ещё не пахло. Они сидели смирные. И вот тут-то в ЦК КПСС был вызван мой учитель Борис Владимирович Иогансон, вице-президент Академии художеств СССР.

Результатом чего явилась его статья в газете «Советская культура» «Путь, указанный партией», где он обвинил меня в декадентстве, чуждом советскому искусству и не соответствующем генеральной линии партии.

Много лет спустя я написал книгу «Россия распятая», в которой посвятил главу моему учителю Борису Владимировичу Иогансону. В которой написал о системе его образования и о нём как о человеке, но о его предательстве не написал ни слова.

Писали ли на меня доносы, спрашиваете? Доносчиков на меня полно было. Мой благодетель Сергей Владимирович Михалков говорил: «Слушай, на тебя все кругом стучат, что ты антисоветчик, такой-сякой! Язык — враг твой. Ты должен завоёвывать людей, а ты их теряешь, потому что со всеми откровенничаешь.

Ты должен понимать, с кем и что можно говорить». Однажды мой бывший приятель из Министерства культуры Володя Десятников ради интереса зашёл в отдел кадров Минкульта СССР. Потом сказал: «Н-да-а-а… Удивительно. На всех там заведены папочки, а на тебя прямо вот такущий том».

Ведь меня после моей нашумевшей, с толпами народа, выставки в ЦДРИ в 1976 году и после статьи Иогансона при получении диплома направили… учителем черчения вначале в город Ижевск. Заменив потом на город Иваново. Где я оказался ненужным. Фактические меня выгнали из моего родного города, где с XVIII века жили мои предки.

И один из моих новых друзей Артур Макаров поселил меня и мою жену в четырёхметровой кладовке за кухней в большой коммунальной квартире в Москве на бывшей улице Воровского. Мы спали на полу.


Илья Глазунов в своей мастерской. 1981 год.

— Илья Сергеевич, а вы предавали?

— Свою идею? Никогда.

— Людей, людей других…

— Я скажу честно. Я никогда никого не предал, но если говорить о моих долгих отношениях с женщинами, то можно сказать, что я их не предавал, но изменял. И я очень каюсь в этом. Но я их не предавал.

— А в чём принципиальное отличие предательства от измены тогда?

— Я приведу пример аллегорический. Например, я, безумно любя Рахманинова (это на самом деле так), вдруг зайду на оперетту, на «Сильву», привлечённый искрящейся музыкой Легара.

Хотя оперетта мне совершенно чужда. Так вот, это будет измена, но не предательство. Но если я скажу: к чёрту этого Рахманинова, Альбинони, Бетховена, Римского-Корсакова и Мусоргского, Бородина, есть только даб-даб-даб-бу-ду и вся эта попса-антимузыка. Тогда это предательство.

В чём разница между любовью и влюблённостью? Я никогда не мог устоять перед красотой, я многогрешный. Но любил только одну женщину — ту, от которой хотел иметь детей. Это была моя жена Нина из славной династии Бенуа.

Ныне покойная, трагически погибшая. От Ниночки у меня сын и дочка. Горжусь, что мой сын стал прекрасным художником, иконописцем и искусствоведом, влюблённым в русскую культуру эпохи царя Алексея Михайловича.

Иван — кафедрал основанной мною почти 30 лет назад Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Он возглавляет мастерскую религиозно-исторической живописи. Его работы мне очень нравятся, как и тем, кто приходит на его выставки. Моя дочь Вера окончила нашу академию и стала тоже прекрасным художником. У меня шесть внуков.

Я ни от кого больше не хотел иметь детей, это значит, всё остальное было увлечениями. А любовь только одна.


Вера Глазунова, дочь Ильи Глазунова. 1993 год.

— Вопросы есть самые неожиданные. Вот, например, один читатель, который постеснялся, вероятно, подписаться, спрашивает: «Уважаемый Илья Сергеевич, возбуждаетесь ли вы, когда рисуете красивых обнажённых женщин? Если нет, то разве может мужчина быть здоровым, если видит обнажённую женскую плоть, но не вожделеет её?»

— Ну, знаете, это очень хороший и ясный вопрос. Такой же вопрос можно задать врачам, которые видят обнажённых пациенток. Нормальный мужчина, наверное, лет с 16, когда видит обнажённую красивую женщину, не может не реагировать.

Красота волнует художника и способствует его творчеству. По-моему, лучшие произведения искусства рождаются от влюблённости поэта, художника, скульптора в свою модель. Для художника, который пишет красивую обнажённую женщину, она — как живая скульптура античная, он восхищается ею.

Но он её пишет не для того, чтобы положить в постель и сказать: «Вот, Маш, теперь ты моя». Было бы примитивно так думать, потому что это уже не искусство, а средство знакомства.

Вспоминается случай из моей жизни, он будет интересен нашему безымянному читателю. После моей первой выставки я получил гран-при. Мне было 27 лет. И всё чаще стали сплетничать: Илья Глазунов ни одну натурщицу красивую мимо не пропустит. Думаю: враги говорят и то, что я плохо рисую, и такой-сякой, и вообще немазаный-несмазанный, теперь вот и это.


Илья Глазунов работает над портретом итальянской киноактрисы Джины Лоллобриджиды. 1964 год.

Одним поздним вечером, часов в 11, пошёл в свою дипломную мастерскую в академии — забыл что-то… Ключики мы под ковриком тогда хранили. Поднимаюсь по винтовой каменной лестнице. Смотрю: свет. Воры? Но что там воровать-то? Нечего. Только мои картины незаконченные, тюбики да краски.
Слышу какой-то тихий разговор за дверью. Постучался. И мне открывает мой сокурсник — он был искусствовед, не художник. И позади — полуобнажённая девушка, очень красивая.

Я возмутился: «И что вы делаете в моей мастерской, господа? Витя, это что такое?» Оказывается, очень многие после того, как я стал знаменитым после первой своей выставки, стали пользоваться моим именем. Витю я засёк, а про других мне рассказывали.

Они подходили к красивым женщинам, назывались моим именем: «Девушка, хочу вас нарисовать». Потом брали какой-нибудь картон, проводили углём две — три линии и говорили: «Сегодня что-то у меня настроения нет. Может, нам по бокалу шампанского с вами выпить?» Конечно, дело кончалось не рисунком.

Я возбуждался всегда от женской красоты, мне нравились эти греческие скульптуры, потрясающие барельефы греческие. У нас были чудесные натурщицы.

Я всегда с восхищением писал красивых обнажённых женщин, но это не значит, что я их рисовал, потому что я половой маньяк, как думает автор вопроса. Это значит, что частью искусства нашего зримого мира являются красота неба, шум прибоя, бег облаков, улыбка прекрасной женщины, её неповторимая красота, которую воспевали античные художники и скульпторы. А не так, как сейчас…

— Я правильно вашу мысль поняла, что влюблённость даёт какой-то ещё больший стимул художнику?

— Конечно. Если ты не чувствует красоты природы, музыки души человека (если речь идёт о портрете), ничего не получится. Но речь здесь идёт не только об обнажённом теле.

Художник-портретист для меня — это тот, кто чувствует внутреннюю музыку души человека. И передавая внешний облик мужчины или женщины, передаёт абсолютное анатомическое сходство, передаёт его неповторимую индивидуальность. Для меня большой творческой радостью является написание не только мужских и женских портретов, но и портретов детских с их чистотой и целомудрием.

— Илья Сергеевич, письмо от Нины из Мытищ. Илья Сергеевич, ваша жена Нина трагически погибла. То ли выбросилась из окна, то ли её выбросили. Что там на самом деле произошло?

— (Опускает голову и долго-долго хранит молчание.) Какой бестактный, жестокий и безжалостный вопрос… (Обращается ко мне.) Лично тебе, Олечка, я поясню. За мою долгую жизнь я пережил два страшных удара. Они чуть не сломали мою душу. Первый — смерть родителей в ленинградскую блокаду. Второй — гибель моей жены.

После похорон Нины Виноградовой-Бенуа её родственники перестали общаться с художником

9 июля не стало Ильи ГЛАЗУНОВА. «Сегодня в 6.03 скончался наш дорогой отец и дедушка… Просим ваших молитв о новопреставленном рабе божиим Илие», - написала его дочь Вера. Илья Сергеевич умер от сердечной недостаточности. В последний год художник много болел. Говорили о тяжелом хроническом недуге, о котором, впрочем, близкие старались не распространяться. Именно сейчас, на девятый день после смерти, душа этого человека предстала на поклонение перед Всевышним. Теперь только Бог ему судья - а нам остается молиться о милосердии к усопшему.

Он ушел в 87 лет, будучи верующим человеком. Писал на библейские сюжеты, спасал иконы, собрав замечательную коллекцию. Илья Глазунов искал их повсюду. Икону XVI века «Святитель Николай в житии» увидел в поездке по Северу близ Сольвычегодска, в разоренной церкви, переоборудованной под машинно-тракторную станцию. Святой образ был написан на старой доске, над которой стоял двигатель. Художник выискивал предметы церковной утвари в антикварных магазинах и на барахолках, в том числе на знаменитом Измайловском рынке. Вместе с женой Ниной Виноградовой-Бенуа восстанавливал их, потом доверил это дело знакомым реставраторам.

Сын Иван (слева) с женой, дочь Вера (третья справа), жена ГЛАЗУНОВА Инесса ОРЛОВА (справа), внуки во время прощания с Ильей Сергеевичем

Но при всей своей обращенности к Богу он не был святым - добродетели в душе художника тесно уживались с пороками. Эта земная, грешная сторона жизни Глазунова связана прежде всего с женщинами, которых он знавал немало. В день, когда стало известно о смерти мастера, его двоюродная правнучка Юлия Гончарова поделилась очень личным.

Умер Илья Глазунов... с ним была связана загадочная и трагическая история нашей семьи. Нина Виноградова-Бенуа, двоюродная сестра моего деда, вышла замуж за безвестного тогда молодого художника, когда ей было 18. Родители ее считали брак мезальянсом. Но как-то ведь они прожили вместе 30 лет... пока Нина не покончила с собой. В нашей семье всегда довольно жестко озвучивалась совсем другая версия. И все родственники со стороны деда перестали с Глазуновым общаться после похорон... Я пыталась вытащить хоть какие-то подробности, но тема оказалась как заколдована - закрыта для обсуждения раз и навсегда. Послала сегодня маме SMS: умер Илья Глазунов. Получила в ответ: жернова Господни мелят медленно, но верно...

Трагедия, о которой говорит Юлия, случилась в 1986-м - за день до открытия персональной выставки Глазунова. Жена художника выбросилась из окна.


Обряд отпевания народного художника СССР провёл викарий патриарха, епископ Егорьевский Тихон ШЕВКУНОВ

Нина: любовь и терпение

Нина часто появлялась на полотнах мужа - красивая и всегда печальная. После трагедии кто-то скажет о нехорошей судьбе героев, запечатленных на картинах. Но вначале была любовь - сильная до самопожертвования. Глазунов вспоминал:

Однажды у меня кончились краски. Денег не было, и тут пришла Нина и, как добрая фея, протянула пакет: «Вот краски. Мне дали деньги родители». А через несколько дней из ее паспорта выпал зеленый билетик. Я на нем прочел: «Донорский обед». Моя жена продавала свою кровь и меняла ее на краски!

Официально он был женат лишь раз. Нина Александровна Виноградова-Бенуа - искусствовед и театральный художник - происходила из знаменитого рода, давшего миру прославленных архитекторов, скульпторов и живописцев.

Глазунова попрекали: дескать, примазался к громкой фамилии. Мастеру на пересуды было наплевать. Он не скрывал: Нина - единственная женщина, от которой он хотел иметь детей. В 1969 году у супругов родился сын Ваня, через четыре года появилась на свет дочка Вера.

Нина ВИНОГРАДОВА-БЕНУА

Почему все оборвалось так страшно? Нину нашли под окнами мастерской в знаменитом Доме Моссельпрома в Калашном переулке. Ходили слухи, что женщина была неизлечимо больна и от этого у нее помутился рассудок. Но говорили и другое: кто-то «помог» Нине выпасть из окна. На погибшей была меховая шапка - якобы она надела ее, чтобы муж не увидел ее разбитое лицо. Но Илья Сергеевич настаивал: шапка чужая, дома такой не было.

Спустя полгода мне принесут из 83-го отделения милиции ее обручальное кольцо с привязанной к нему картонкой - на бирке простым карандашом было написано: «Нина Александровна Виноградова-Бенуа, год рождения 1936, умерла 24 мая 1986 года...» Били по мне - попали в нее. Я плохо помню сквозь черный туман горя те страшные дни ее гибели... Почему ее обручальное кольцо мне не отдавали полгода? - вспоминал Глазунов.

На окне на последнем этаже того самого дома, где произошло несчастье, долгое время был прикреплен рисунок углем: лицо женщины на белом листе. Скорее всего, это был портрет Нины. Единственной женщины, которую Илья Сергеевич по-настоящему любил.

Лариса КАДОЧНИКОВА, бывшая любимой моделью и музой мастера, приехала проводить его в последний путь

Лариса: искушение и страсть

Говорят, Виноградова-Бенуа знала о многочисленных увлечениях мужа, но старалась внушить себе, что это неизбежно: художнику постоянно нужна муза. И сама подталкивала к супругу вдохновительниц, которые быстро оказывались в его постели.

В 1957-м на выставке картин своего мужа она встретила звезду советского кино Нину Алисову с 18-летней дочкой Ларисой Кадочниковой .

Какие необыкновенные у вашей девочки глаза, - восхитилась она. Представила барышень мужу, предложила ему написать портрет Лары.

Когда девушка пришла в мастерскую, Глазунов оглядел ее со всех сторон, а потом сдернул с ее ушей дешевенькие клипсы:

Странный овал, тревожные черные глаза, страдающие и заставляющие страдать. То, что я искал. Такие лица были у героинь Достоевского

Он был полноват, немного мешковат, с удивительными глазами. Обладал каким-то непередаваемым магнетизмом, вспоминала Лара.

С того момента она стала не просто музой Глазунова - она была его собственностью, о местонахождении которой набирающий популярность художник должен был знать поминутно. Врывался с цветами в аудитории ВГИКа, где училась любимая, бесконечно звонил. Если Ларисе не удавалось приехать в мастерскую, прибегал на Дорогомиловку, где она жила, среди ночи:

Где ты была? С кем?

Нас задержали на прогоне спектакля.

А почему не позвонила?

Не успела.

У тебя испуганный взгляд… Ты лжешь!

Заканчивалось все тем, что Глазунов хлопал дверью и в ярости выбегал из квартиры. Лариса рыдала всю ночь. А утром он звонил и просил прощения. Они мирились, и на какое-то время Илья успокаивался. Потом все начиналось по новой: куда пошла, с кем, зачем?..

Живописец с супругой Инессой нередко заглядывали на блошиный рынок в Измайлово...

Эта связь продолжалась три года. В курсе ли была Нина? Конечно.

Однажды мы пересеклись с ней в мастерской, - рассказывала Кадочникова. - Нина держалась естественно и дружелюбно. «Неужели ничего не знает? - думала я. - Но это невозможно! Я бы не смогла улыбаться любовнице мужа…»

Нина закрывала глаза на его измены. А Глазунова «свободный брак» вполне устраивал.

Лариса забеременела. Услышав новость, Илья только пожал плечами:

Ты можешь родить, но я не готов стать отцом.

Мама Ларисы пригласила Глазунова домой:

Вы должны что-то решить. Нельзя так издеваться над девочкой.

...где находили весьма ценные вещицы

Художник заявил с ходу:

Я Ларису люблю. Но ни о каком замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь с женой.

И Лара пошла на аборт. В тот, первый, раз, еще можно было все поправить. Кадочникова быстро восстановилась, даже съездила с Глазуновым в Крым. Чувствуя вину, Илья был заботлив и мягок. Но вскоре кошмар повторился. Лариса снова забеременела и снова убила ребенка. Стать матерью ей было не суждено.

С Ильей какое-то время я продолжала встречаться, - вспоминала Лариса Валентиновна. - Это была уже не любовь, а какое-то наваждение, гипноз.

Наконец они расстались. Стали что-то обсуждать, заспорили - и почти одновременно сказали: «Все, хватит!»

Мне рассказали, что незадолго до нашего последнего свидания Глазунова вызвали в «компетентные» органы и попросили определиться с личной жизнью, - рассказывала Кадочникова. - У него намечалась выставка за границей, но отпустить туда могли только художника с безупречной репутацией. Вот он и определился.

Расставшись с художником, Кадочникова дважды выходила замуж и много лет служила в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки в Киеве.

Приходящие музы: ревность и тщеславие

После Ларисы у мастера было много разных воздыхательниц. Подруги, сколько могли, терпели тяжелый характер гения, пользовались его деньгами, а потом исчезали. Одну чаровницу художник выгнал сам, застав в постели с собственным водителем. Другая бывшая содержанка мастера вспоминала:

Он щедрый, задаривал шубами, машинами, цацками. Но очень ревнивый. Я как-то поехала к зубному врачу с личным шофером Глазунова, попала в затор. Мобильных тогда не было. Так вот по дороге, когда машина останавливалась, я бежала звонить из таксофона Илье и отчитывалась, где нахожусь. Тут уж ничего не нужно - ни его деньги, ни он сам. Слава богу, Илья Сергеевич отпустил меня с миром.


Инесса ОРЛОВА

Инесса: милосердие и покой

До последних дней мастера рядом с ним находилась Инесса Орлова - директор его картинной галереи на Волхонке, 13. Они познакомились на улице - Инесса шла в консерваторию. Глазунов потом скажет, что его поразило ее прекрасное лицо.

Я художник, хочу вас нарисовать! - воскликнул он. Ему было за 60, ей - 45, но его мужское обаяние, этакая богемность, всегда присутствующая в его облике, сыграли свою роль. Более 20 лет Инесса Дмитриевна окружала его вниманием, заботой и любовью.

Считаю, она меня не предаст, я полностью ей доверяю, хотя и не верю никому - тем более женщинам, - незадолго до смерти заявил мастер.

Мазки к портрету

  • Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году, окончил Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
  • Его мать, Ольга Флуг , принадлежала к древнему роду, восходившему к чешской королеве Любуше - основательнице Праги. В ХVIII веке один из ее потомков, Готфрид Флуг , приехал в Петербург по приглашению Петра I - преподавать фортификацию и математику.
  • Во время блокады Ленинграда будущий художник потерял почти всю семью. «Отец умирал мучительно тяжело. Укутанный в пальто, он лежал на кровати и громко, протяжно кричал на одной ноте: «А-а-а-а!» Врач потом сказал, что у папы случился приступ голодного психоза. Мама, пытаясь меня успокоить, повторяла: «Не бойся, Илюша. Мы все умрем». Однажды я приоткрыл дверь в соседнюю комнату и в ужасе отпрянул, увидев двух крыс, соскочивших с тетиного лица», - вспоминал Глазунов.
  • От голодной смерти Илью спас дядя, брат отца, главный патологоанатом Северо-Западного фронта. 12-летнего Илюшу вывезли в Новгородскую область. А мама осталась в городе. Мальчик получил от нее три письма. В апреле 1942-го связь навсегда прервалась.
  • Первая выставка работ художника состоялась в Москве в 1957 году. Его дипломную работу «Дороги войны» об отступлении Красной Армии запретили как противоречащую советской идеологии.
  • Галерею на Волхонке, 13 художнику помог открыть Юрий Лужков . Узнав, что с художника за аренду залов в Манеже дерут $300 тысяч, мэр взревел: «Да они озверели!» - и замутил грандиозную реконструкцию.
  • С 1987 года Глазунов занимал пост ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Прикинь !

  • В 2009 году тогдашний премьер-министр РФ Владимир Путин , рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), заметил, что меч князя Олега коротковат: «Как ножик перочинный в руках смотрится. Им как будто колбасу режут». Глазунов обязался оплошность исправить и похвалил «хороший глазомер» главы российского правительства.

После похорон Нины Виноградовой-Бенуа её родственники перестали общаться с художником.

9 июля не стало Ильи ГЛАЗУНОВА. «Сегодня в 6.03 скончался наш дорогой отец и дедушка… Просим ваших молитв о новопреставленном рабе божиим Илие», - написала его дочь Вера. Илья Сергеевич умер от сердечной недостаточности. В последний год художник много болел. Говорили о тяжелом хроническом недуге, о котором, впрочем, близкие старались не распространяться. Именно сейчас, на девятый день после смерти, душа этого человека предстала на поклонение перед Всевышним. Теперь только Бог ему судья - а нам остается молиться о милосердии к усопшему.

Он ушел в 87 лет, будучи верующим человеком. Писал на библейские сюжеты, спасал иконы, собрав замечательную коллекцию. Илья Глазунов искал их повсюду. Икону XVI века «Святитель Николай в житии» увидел в поездке по Северу близ Сольвычегодска, в разоренной церкви, переоборудованной под машинно-тракторную станцию. Святой образ был написан на старой доске, над которой стоял двигатель. Художник выискивал предметы церковной утвари в антикварных магазинах и на барахолках, в том числе на знаменитом Измайловском рынке. Вместе с женой Ниной Виноградовой-Бенуа восстанавливал их, потом доверил это дело знакомым реставраторам.

Сын Иван (слева) с женой, дочь Вера (третья справа), жена ГЛАЗУНОВА Инесса ОРЛОВА (справа), внуки во время прощания с Ильей Сергеевичем

Но при всей своей обращенности к Богу он не был святым - добродетели в душе художника тесно уживались с пороками. Эта земная, грешная сторона жизни Глазунова связана прежде всего с женщинами, которых он знавал немало. В день, когда стало известно о смерти мастера, его двоюродная правнучка Юлия Гончарова поделилась очень личным.

Умер Илья Глазунов... с ним была связана загадочная и трагическая история нашей семьи. Нина Виноградова-Бенуа, двоюродная сестра моего деда, вышла замуж за безвестного тогда молодого художника, когда ей было 18. Родители ее считали брак мезальянсом. Но как-то ведь они прожили вместе 30 лет... пока Нина не покончила с собой. В нашей семье всегда довольно жестко озвучивалась совсем другая версия. И все родственники со стороны деда перестали с Глазуновым общаться после похорон... Я пыталась вытащить хоть какие-то подробности, но тема оказалась как заколдована - закрыта для обсуждения раз и навсегда. Послала сегодня маме SMS: умер Илья Глазунов. Получила в ответ: жернова Господни мелят медленно, но верно...

Трагедия, о которой говорит Юлия, случилась в 1986-м - за день до открытия персональной выставки Глазунова. Жена художника выбросилась из окна.


Обряд отпевания народного художника СССР провёл викарий патриарха, епископ Егорьевский Тихон ШЕВКУНОВ

Нина: любовь и терпение

Нина часто появлялась на полотнах мужа - красивая и всегда печальная. После трагедии кто-то скажет о нехорошей судьбе героев, запечатленных на картинах. Но вначале была любовь - сильная до самопожертвования. Глазунов вспоминал:

Однажды у меня кончились краски. Денег не было, и тут пришла Нина и, как добрая фея, протянула пакет: «Вот краски. Мне дали деньги родители». А через несколько дней из ее паспорта выпал зеленый билетик. Я на нем прочел: «Донорский обед». Моя жена продавала свою кровь и меняла ее на краски!

Официально он был женат лишь раз. Нина Александровна Виноградова-Бенуа - искусствовед и театральный художник - происходила из знаменитого рода, давшего миру прославленных архитекторов, скульпторов и живописцев.

Глазунова попрекали: дескать, примазался к громкой фамилии. Мастеру на пересуды было наплевать. Он не скрывал: Нина - единственная женщина, от которой он хотел иметь детей. В 1969 году у супругов родился сын Ваня, через четыре года появилась на свет дочка Вера.

Нина ВИНОГРАДОВА-БЕНУА

Почему все оборвалось так страшно? Нину нашли под окнами мастерской в знаменитом Доме Моссельпрома в Калашном переулке. Ходили слухи, что женщина была неизлечимо больна и от этого у нее помутился рассудок. Но говорили и другое: кто-то «помог» Нине выпасть из окна. На погибшей была меховая шапка - якобы она надела ее, чтобы муж не увидел ее разбитое лицо. Но Илья Сергеевич настаивал: шапка чужая, дома такой не было.

Спустя полгода мне принесут из 83-го отделения милиции ее обручальное кольцо с привязанной к нему картонкой - на бирке простым карандашом было написано: «Нина Александровна Виноградова-Бенуа, год рождения 1936, умерла 24 мая 1986 года...» Били по мне - попали в нее. Я плохо помню сквозь черный туман горя те страшные дни ее гибели... Почему ее обручальное кольцо мне не отдавали полгода? - вспоминал Глазунов.

На окне на последнем этаже того самого дома, где произошло несчастье, долгое время был прикреплен рисунок углем: лицо женщины на белом листе. Скорее всего, это был портрет Нины. Единственной женщины, которую Илья Сергеевич по-настоящему любил.

Лариса КАДОЧНИКОВА, бывшая любимой моделью и музой мастера, приехала проводить его в последний путь

Лариса: искушение и страсть

Говорят, Виноградова-Бенуа знала о многочисленных увлечениях мужа, но старалась внушить себе, что это неизбежно: художнику постоянно нужна муза. И сама подталкивала к супругу вдохновительниц, которые быстро оказывались в его постели.

В 1957-м на выставке картин своего мужа она встретила звезду советского кино Нину Алисову с 18-летней дочкой Ларисой Кадочниковой .

Какие необыкновенные у вашей девочки глаза, - восхитилась она. Представила барышень мужу, предложила ему написать портрет Лары.

Когда девушка пришла в мастерскую, Глазунов оглядел ее со всех сторон, а потом сдернул с ее ушей дешевенькие клипсы:

Странный овал, тревожные черные глаза, страдающие и заставляющие страдать. То, что я искал. Такие лица были у героинь Достоевского

Он был полноват, немного мешковат, с удивительными глазами. Обладал каким-то непередаваемым магнетизмом, вспоминала Лара.

С того момента она стала не просто музой Глазунова - она была его собственностью, о местонахождении которой набирающий популярность художник должен был знать поминутно. Врывался с цветами в аудитории ВГИКа, где училась любимая, бесконечно звонил. Если Ларисе не удавалось приехать в мастерскую, прибегал на Дорогомиловку, где она жила, среди ночи:

Где ты была? С кем?

Нас задержали на прогоне спектакля.

А почему не позвонила?

Не успела.

У тебя испуганный взгляд… Ты лжешь!

Заканчивалось все тем, что Глазунов хлопал дверью и в ярости выбегал из квартиры. Лариса рыдала всю ночь. А утром он звонил и просил прощения. Они мирились, и на какое-то время Илья успокаивался. Потом все начиналось по новой: куда пошла, с кем, зачем?..

Живописец с супругой Инессой нередко заглядывали на блошиный рынок в Измайлово...

Эта связь продолжалась три года. В курсе ли была Нина? Конечно.

Однажды мы пересеклись с ней в мастерской, - рассказывала Кадочникова. - Нина держалась естественно и дружелюбно. «Неужели ничего не знает? - думала я. - Но это невозможно! Я бы не смогла улыбаться любовнице мужа…»

Нина закрывала глаза на его измены. А Глазунова «свободный брак» вполне устраивал.

Лариса забеременела. Услышав новость, Илья только пожал плечами:

Ты можешь родить, но я не готов стать отцом.

Мама Ларисы пригласила Глазунова домой:

Вы должны что-то решить. Нельзя так издеваться над девочкой.

...где находили весьма ценные вещицы

Художник заявил с ходу:

Я Ларису люблю. Но ни о каком замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь с женой.

И Лара пошла на аборт. В тот, первый, раз, еще можно было все поправить. Кадочникова быстро восстановилась, даже съездила с Глазуновым в Крым. Чувствуя вину, Илья был заботлив и мягок. Но вскоре кошмар повторился. Лариса снова забеременела и снова убила ребенка. Стать матерью ей было не суждено.

С Ильей какое-то время я продолжала встречаться, - вспоминала Лариса Валентиновна. - Это была уже не любовь, а какое-то наваждение, гипноз.

Наконец они расстались. Стали что-то обсуждать, заспорили - и почти одновременно сказали: «Все, хватит!»

Мне рассказали, что незадолго до нашего последнего свидания Глазунова вызвали в «компетентные» органы и попросили определиться с личной жизнью, - рассказывала Кадочникова. - У него намечалась выставка за границей, но отпустить туда могли только художника с безупречной репутацией. Вот он и определился.

Расставшись с художником, Кадочникова дважды выходила замуж и много лет служила в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки в Киеве.

Приходящие музы: ревность и тщеславие

После Ларисы у мастера было много разных воздыхательниц. Подруги, сколько могли, терпели тяжелый характер гения, пользовались его деньгами, а потом исчезали. Одну чаровницу художник выгнал сам, застав в постели с собственным водителем. Другая бывшая содержанка мастера вспоминала:

Он щедрый, задаривал шубами, машинами, цацками. Но очень ревнивый. Я как-то поехала к зубному врачу с личным шофером Глазунова, попала в затор. Мобильных тогда не было. Так вот по дороге, когда машина останавливалась, я бежала звонить из таксофона Илье и отчитывалась, где нахожусь. Тут уж ничего не нужно - ни его деньги, ни он сам. Слава богу, Илья Сергеевич отпустил меня с миром.


Инесса ОРЛОВА

Инесса: милосердие и покой

До последних дней мастера рядом с ним находилась Инесса Орлова - директор его картинной галереи на Волхонке, 13. Они познакомились на улице - Инесса шла в консерваторию. Глазунов потом скажет, что его поразило ее прекрасное лицо.

Я художник, хочу вас нарисовать! - воскликнул он. Ему было за 60, ей - 45, но его мужское обаяние, этакая богемность, всегда присутствующая в его облике, сыграли свою роль. Более 20 лет Инесса Дмитриевна окружала его вниманием, заботой и любовью.

Считаю, она меня не предаст, я полностью ей доверяю, хотя и не верю никому - тем более женщинам, - незадолго до смерти заявил мастер.


Мазки к портрету

  • Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году, окончил Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
  • Его мать, Ольга Флуг , принадлежала к древнему роду, восходившему к чешской королеве Любуше - основательнице Праги. В ХVIII веке один из ее потомков, Готфрид Флуг , приехал в Петербург по приглашению Петра I - преподавать фортификацию и математику.
  • Во время блокады Ленинграда будущий художник потерял почти всю семью. «Отец умирал мучительно тяжело. Укутанный в пальто, он лежал на кровати и громко, протяжно кричал на одной ноте: «А-а-а-а!» Врач потом сказал, что у папы случился приступ голодного психоза. Мама, пытаясь меня успокоить, повторяла: «Не бойся, Илюша. Мы все умрем». Однажды я приоткрыл дверь в соседнюю комнату и в ужасе отпрянул, увидев двух крыс, соскочивших с тетиного лица», - вспоминал Глазунов.
  • От голодной смерти Илью спас дядя, брат отца, главный патологоанатом Северо-Западного фронта. 12-летнего Илюшу вывезли в Новгородскую область. А мама осталась в городе. Мальчик получил от нее три письма. В апреле 1942-го связь навсегда прервалась.
  • Первая выставка работ художника состоялась в Москве в 1957 году. Его дипломную работу «Дороги войны» об отступлении Красной Армии запретили как противоречащую советской идеологии.
  • Галерею на Волхонке, 13 художнику помог открыть Юрий Лужков . Узнав, что с художника за аренду залов в Манеже дерут $300 тысяч, мэр взревел: «Да они озверели!» - и замутил грандиозную реконструкцию.
  • С 1987 года Глазунов занимал пост ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Имя: Илья Глазунов (Ilya Glazunov)

Возраст: 87 лет

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Место смерти: Москва

Деятельность: художник, педагог

Семейное положение: был женат

Илья Глазунов - биография

Он написал 6 тысяч картин, спас от гибели сотни икон, основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Трудно поверить, что Ильи Сергеевича больше нет. Он казался вечным, как сама Русь, воспетая им многократно.

Детство, семья художника

Глазунов получил нетипичное для своего времени воспитание. Пока другие советские дети читали книжки про Чапаева и пели песни о Ленине, маленький Илья гулял по Эрмитажу, слушал Чайковского и читал биографии русских царей. И это все в 30-е годы XX века.

Отец Ильи был историком-экономистом. Мать, дочь советника при императоре, принадлежала к знатному чешскому роду, идущему от королевы Любуши. «Накануне моей отправки в школу мать рыдала часов шесть! - вспоминал художник. - Так боялась, что меня там испортят».


Все оказалось еще хуже: грянула Великая Отечественная война, Ленинград оказался в кольце блокады. Первым от голода умер дядя Глазунова, потом отец, бабушка и мать. От верной гибели Илью спас еще один брат отца. 12-летнего мальчика он перевез через Ладожское озеро в грузовике.

Когда блокаду сняли, Глазунов вернулся в родной Ленинград и сразу пошел в Эрмитаж. «Куда мне было податься, полному сироте? - рассказывал он впоследствии. - Великие полотна успокоили меня. Я вдруг понял, что не одинок. Со мной моя Родина, ее искусство, история. В тот момент я и стал художником».

Илья Глазунов - картины

Большую жизнь в искусстве Глазунов начал со скандала. В качестве дипломной работы в Ленинградском им. И.Е. Репина институте живописи, скульптуры и архитектуры выставил «Дороги войны». «Вы это что намалевали? -взревел председатель комиссии. - Позорное отступление Красной армии?!» С тройкой в зачетке художник-бунтарь вылетел не только из вуза, но и из Ленинграда. По распределению оказался в Ижевске, на должности школьного учителя рисования... Позже удалось перевестись в Иваново, а оттуда в столицу.

В 1957 году новый скандал: Глазунов получил главный приз на Всемирной выставке молодежи в Праге. Героем нашумевшей картины стал Юлиус Фучик, пражский журналист, казненный фашистами. И все бы ничего, но полотно не отвечало требованиям соцреализма. Однако запретить выставку Глазунова власти СССР не решились. Ведь на художника обратила внимание вся мировая общественность.

В начале 1960-х лучшим другом живописца стал Сергей Михалков . Он добился от Фурцевой, чтобы художник получил комнату и подвал под мастерскую, а также разрешение на новую выставку. А Глазунов взял, да и выставил все те же «Дороги войны»! Интеллигенция рыдала от восторга, власти - от бешенства.

Величиной мирового масштаба Илью Сергеевича сделал Андрей Громыко, министр иностранных дел. «Мне понравился ваш проект музея народного искусства в Палехе, - заявил он Глазунову. - Займетесь интерьером нашего посольства в Мадриде?» Тот с радостью согласился.

Не нужно ездить в Россию, чтобы понять русский дух, - писали в унисон все испанские газеты тех лет. -Достаточно лишь посетить посольство СССР, оформленное Глазуновым». В одночасье Илья Сергеевич стал самым богатым и успешным художником Союза. Иметь портрет его кисти (картины) желали не только первые лица нашего государства, но и мировые знаменитости. Кого только ни нарисовал Глазунов: Сальвадора Альенде, Федерико Феллини, Джину Лолло-бриджиду, Индиру Ганди , Фиделя Кастро , Шарля де Голля, Клаудию Кардинале, Джульетту Мазину...

Однажды на персональной выставке в Риме Феллини спросил живописца: «Почему вы не хотите остаться в Италии? Ведь Россия - тюрьма для вас!» «Я русский и хочу приносить пользу своей стране», - не задумываясь ответил тот. Любовь к Родине всегда была для Глазунова на первом месте.. Важнее денег и даже женщин, без которых он не мог творить.

Илья Глазунов - биография личной жизни

Официально Илья Сергеевич был женат лишь однажды - на Нине Виноградовой-Бенуа. Родственники девушки не одобрили брак. Жениху уже 26, а невесте всего 18. Он - сирота и никому не известный художник, а она происходила из знаменитого рода, давшего миру прославленных архитекторов, скульпторов и живописцев.

Жить без родительской помощи оказалось непросто. Молодые голодали, ютились по коммуналкам. Порой денег не было даже на кисти и краски. Тогда Нина, до безумия любившая мужа, в тайне от него шла за копейки сдавать свою кровь. Жену Глазунов боготворил, но относился к ней, как купцы к своим женам в XIX веке. Его дело -творить, а ее - сидеть дома с детьми, готовить и стирать. Такая на роль музы явно не годилась.

В 1957 году, на той самой первой скандальной выставке, Глазунов познакомился с Ларисой Кадочниковой, 18-летней студенткой ВГИКа. «Я должен вас нарисовать! - почти приказным тоном бросил Глазунов Ларисе. - Дайте ваш телефон».

Через неделю художник пригласил Кадочникову к себе в студию и за 3 часа нарисовал ее портрет. «Подарите?» - робко спросила натурщица. «Нет!» - холодно отрезал Глазунов. Он сразу понял: Лариса будет подчиняться его приказам. В чем-то она походила на жену. Такая же робкая и уже до безумия влюбленная. Внимание известного художника невероятно льстило ей. Даже мать Ларисы, актриса Нина Алисова, гордилась ухажером дочери. Факт наличия у живописца законной супруги никого не смущал. Глазунов сразу дал понять, что он -свободный художник. И все приняли правила игры.

Порвать с Глазуновым Лариса решилась лишь после двух абортов. «Если хочешь, рожай, - всякий раз заявлял своей музе художник. - Но я с женой не разведусь и воспитывать твоего ребенка не стану». Бытовые неурядицы раздражали Илью Сергеевича. Всего себя он посвящал искусству и служению Родине.

А вот жена Глазунова уйти от художника так и не смогла. 30 лет она мирилась с его непростым характером, бесконечными разъездами и слухами про очередную музу. В 1986 году Нина покончила с собой, выбросившись из окна. Перед прыжком натянула до подбородка шапку, чтобы супруг не увидел ее обезображенное лицо... За один день художник постарел на десятилетие. С головой ушел в живопись, собирательство икон, спасение храмов от сноса. Пытался замолить грехи? Возможно. «Свобода - тяжкий крест», - гласит Библия. Горький смысл этих слов художник понял лишь под конец жизни.


Вскоре второй супругой Глазунова становится Инна Орлова

Смерть

Илья Глазунов скончался в ночь с 8 на 9 июля во сне от остановки сердца, через месяц после 87-го дня рождения. Последние годы жизни он провел с Инессой Орловой, занимавшей пост директора его галереи. На официальный брак с гражданской супругой так и не решился. В память о Нине...

Художник хотел многое успеть. Закончить полотна «Похищение Европы», «Россия до революции» и «Россия после революции», завершить пятый и шестой тома мемуаров «Россия распятая». К работам Глазунова можно относиться по-разному - причислять к шедеврам или считать поп-артом. Суть не в этом. Всю жизнь он на личном примере доказывал, что быть русским не стыдно, и Россия нуждается в каждом из нас. Достойная позиция для нашего меркантильного времени.

Картины Ильи Глазунова

Дороги войны
Поле Куликово
Прощание
Вечная Россия
Великий эксперимент
Моя жизнь
Мистерия XX века
Разгром Храма в Пасхальную ночь
Закат Европы
И снова весна
Изгнание торговцев из храма

ЗДАРРРРРРРРРРРРРРРРРОВА;)
НАРЫЛ В ИНТЕРНЕТЕ…

Три года унижений и два аборта. Вот что получила актриса Лариса Кадочникова после того как в 18 лет стала любовницей Ильи Глазунова. О своей истории Лариса рассказала в новом номере журнала «Караван историй». В частности она описывала свою первую встречу с художником в 1957 году. Она тогда была студенткой, он — уже известным «работником искусства». Как-то походя Глазунов предложил девушке немного попозировать для него. Она согласилась.

Зря женщины удивляются: «Я и не предполагала, что он окажется таким жестоким». Диктатор обычно проявляет себя сразу, чуть ли не с первых минут. Вот и Глазунов первым делом сдернул с фактически незнакомой девушки ее клипсы — заявил, что это уродство. Другая бы сказала: «Вы что себе позволяете?». Но Лариса даже оправдываться стала. Всё. Бинго! Садист понял, что нашел свою жертву. Понял, скорее всего неосознанно, интуитивно. Шкурой. И она, выросший без отца ребенок, я уверена, поняла, что нашла «своего мужчину», папочку, который все знает, подчинилась и поджала хвост. Так начались три года свистопляски. Его контроль, диктаторские замашки, стремление переделать ее под свой вкус — все это классическое поведение «домашних тиранов» она принимала за любовь, хотя друзья ее постоянно спрашивали: «Зачем тебе это?»… А параллельно развивалась еще одна женская трагедия — жены художника.

…Глазунов усадил меня на табуретку и стал неторопливо разглядывать, как какую-нибудь статую. Я почувствовала себя неловко. А на мне в тот день были клипсы. Очень модные, но дешевые, пластмассовые. Илья поморщился, когда их увидел, сдернул с моих ушей и раздраженно сказал:
- Какое уродство! Тебе нельзя такое носить.
Он вдруг перешел на «ты».
- Они, конечно, простенькие, - начала я, но Глазунов перебил:
- Как ты не понимаешь! Современные поделки, грубые и пошлые, противопоказаны такому лицу, как у тебя… - я притихла, а он продолжил в каком-то непонятном восторге: - Странный овал, тревожные черные глаза, страдающие и заставляющие страдать. То, что я искал. Такие лица были у героинь Достоевского…

…Три часа пролетели как один миг. Я и не заметила, когда Илья успел меня нарисовать, и с трудом вернулась к реальности. Мы стали встречаться - почти каждый день. Сначала только работали и разговаривали - о литературе, живописи, истории. Познания Глазунова в самых разных областях знаний поражали. Я слушала открыв рот. И стоило ему только позвонить, мчалась в условленное время в мастерскую, благо запретить это было некому. Мама опять уехала, а бабушка в мои дела не вмешивалась.

…Однажды простились после сеанса, и я отправилась домой на троллейбусе. Довольно долго добиралась и всю дорогу думала об Илье. На сердце почему-то было тревожно. Вошла в подъезд, поднялась в лифте на третий этаж и обомлела - у наших дверей стоял… Глазунов.
Я растерялась:
- Как ты здесь оказался? Зачем?
- Сам не знаю. Вдруг понял, что не могу с тобой расстаться.
В ту минуту между нами и пробежала искра. Я почувствовала, как меня будто током ударило. Замирала от сладкого ужаса и думала: «Господи, этого не может быть! Я его люблю!» Каким-то непостижимым образом, всего за несколько коротких встреч, этот человек стал для меня самым близким и дорогим на земле.

…В роман с Глазуновым я бросилась как в омут. До этого не было никакого опыта - только пара невинных школьных историй. Илью я полюбила по-настоящему, не могла прожить без него ни дня. И он с трудом без меня обходился. Если встретиться не удавалось, звонил десять раз на дню, приезжал домой или в институт. Говорил, что я его муза. Сколько раз бывало: сижу на занятиях и вдруг открывается дверь - Илья. Все глаза тут же устремляются на него. Преподаватель недовольно ворчит. А он, словно ничего не замечая, зовет: «Лариса! Лариса!» Я краснею и показываю знаками, что выйти не могу. Илья настаивает. Делать нечего, выбегаю в коридор. Оказывается, любимый волновался, потому что утром не успел поговорить со мной по телефону, а днем у нас никто не брал трубку.
- Ну и что? - недоумеваю я.
- Да мало ли что могло случиться, - шипит Илья. - И вообще, я должен знать, где ты и чем занимаешься, иначе не могу работать!
- Ты прекрасно знаешь, что я в институте!
- Так позвони в перерыве между занятиями! Скажи, что соскучилась!
И я бросаюсь ему на шею… Он был таким пылким и при этом таким нежным и заботливым! В каком-то смысле Глазунов заменил мне отца, отсутствие которого я так остро ощущала с самого раннего детства, и даже… мать. Из-за ее постоянных разъездов нам редко выпадала возможность посекретничать по-женски, поговорить по душам.

…Глазунов говорил, что искусство - главный смысл его существования. И работал круглыми сутками. Дни его были расписаны по минутам. Я часто слышала: «В двенадцать зайдет Н. В час - ждут в посольстве. В три - еду в издательство. Потом - сеанс до вечера. А в одиннадцать встречаемся у меня». И попробуй забыть или опоздать!


Портреты кисти Ильи Глазунова разных лет: Брежнев, Лужков.

…Клиентов портреты Ильи приводили в восторг. Тем более что писал он их за три-четыре часа! Кстати, ни одного моего портрета любимый мне так и не подарил - считал, что только художник имеет право на свое произведение.
Я в те годы носила довольно броский макияж. Обводила черным карандашом глаза, мазала губы красной помадой. Глазунов меня хвалил. Считал, что крашусь в своем стиле - роковых женщин Достоевского. Он говорил: «Тебе надо обязательно выделять глаза и губы. Образ получается более выразительным и драматичным». Зато брюки Илья на мне не признавал! «Женщине Достоевского» они решительно не подходили. Я не спорила. Я делала все, как хотел Глазунов. Обаяние его распространялось не только на меня. При желании он мог очаровать любую женщину. Позже я узнала, что жена Глазунова Нина, еще в бытность их в Ленинграде, сдавала кровь, чтобы на вырученные деньги купить любимому краски!


Слева: Глазунов с женой Ниной и детьми, справа: любовница Лариса.

…Однажды мы пересеклись с ней в мастерской. Я было занервничала: роман Глазунова и дочки Алисовой обсуждала вся светская Москва. Но Нина держалась так естественно и дружелюбно, что на смену тревоге пришло недоумение. «Неужели ничего не знает? - думала я. - Но это невозможно! Я бы не смогла улыбаться любовнице мужа. Наверное, у нее другой темперамент…»
Конечно, все было значительно проще: Нина, безумно любившая мужа, закрывала глаза на его измены, лишь бы он оставался с ней. А Глазунова вполне устраивал такой «свободный» брак. Он почти сразу дал понять, что не оставит жену, хотя я об этом даже не заикалась. Лишь однажды обмолвилась, что всегда мечтала выйти замуж по большой любви. Илья посмотрел на меня как на законченную идиотку: «Брак приземляет творческие стремления человека. А наши с тобой жизни принадлежат искусству. И наши отношения выше этой отжившей условности».
При этом он откровенно пользовался добротой и самопожертвованием Нины. Она ведь была очень одаренной художницей, но забросила собственную карьеру ради любимого Илюши. Стала не просто его женой, но и нянькой, домработницей, секретарем. Разве можно было променять такое сокровище на какую-то музу, которых у Глазунова - и до, и после меня - было немало.

…Театральный режиссер Анатолий Эфрос сразу за меня ухватился:
- Лариса, ты должна работать в театре. Такие стопроцентные попадания, как у тебя в этом спектакле, случаются редко.
- А Илья считает, что мне надо сниматься.
- Ну и снимешься потом еще в сотне других фильмов! Кино от тебя никуда не денется. А таких ролей в театре может и не быть.
- Там тоже хорошая роль. И сценарий интересный. Илья говорит - надо ехать.
- Да что ты заладила - Илья да Илья! Пора тебе жить своим умом. И строить собственную карьеру. С Глазуновым все равно ничего не получится.
- Вы что, сговорились все, что ли? - разозлилась я. - В последнее время только и слышу со всех сторон: Глазунов такой-сякой, уходи от него. И вы туда же! И вообще - это же не последний ваш спектакль. Еще поработаем.
- Хорошо, давай репетировать «Сны Симоны Машар» Бертольда Брехта, - предложил Эфрос. - Ты абсолютно идеальная Симона.
- Нет, не сейчас, после съемок. Вот приеду - и начнем.
Но он меня не дождался. Нашел Ольгу Яковлеву. И она на долгие годы стала «главной» актрисой Анатолия Эфроса. А ею - если бы не моя слепая любовь к Глазунову - могла быть я…

…Мне многие советовали его бросить, но я не слушала. И удивлялась: почему эти люди так не любят Илью? Во ВГИКе некоторые преподаватели и студенты его просто на дух не переносили. Ребята из нашей компании - Гена Шпаликов, Саша Княжинский, Юра Ильенко - говорили, что я сошла с ума, что трачу лучшие годы жизни на самовлюбленного и жестокого человека. Я считала это ревностью и завистью. Глазунов был красивым, обаятельным, успешным и знаменитым. А его «критикам» еще предстояло доказать, на что они способны.

…Девчонки мне сочувствовали:
- Лариска, ты с этим художником совсем прозрачная стала. Кожа да кости. Он выпил из тебя всю кровь.
- Глупости, - отбивалась я. - У меня просто такая конституция. И поесть не всегда получается.
- Да ладно, что мы, не понимаем?!
Но питалась я действительно неважно.
Утром не завтракала, не хотелось, и потом до вечера сидела во ВГИКе голодная. Чтобы ухватить какой-нибудь засохший пирожок, требовалось пораньше прийти в буфет и отстоять длинную очередь, на что ни времени, ни желания не было. У Ильи, к которому я почти всегда отправлялась после занятий, еды не водилось. В лучшем случае - чай с баранками или бутербродами. Бытом Глазунов не занимался, у него для этого была Нина. При мне она не появлялась в мастерской. А я там не хозяйничала.
Домой возвращалась уже ночью и тут же падала в постель. Чтобы успеть на первую пару, вставать приходилось довольно рано. Об опоздании или прогуле не могло быть и речи. Нерадивых студентов наш мастер, Ольга Ивановна Пыжова, беспощадно выгоняла.

…Уехала на съемки фильма «Василий Суриков», так Илья за мной примчался, благо базировались недалеко от Москвы. Я играла первую жену художника, Елизавету Августовну, которая умерла от порока сердца и скоротечной чахотки совсем молодой. Глазунов обожал Сурикова, считал себя его знатоком и замучил меня советами - как играть. На площадку его, к счастью, не пустили, иначе я бы просто не смогла работать. Вздохнула с облегчением, когда он уехал в Москву.
Оператор Гавриил Егиазаров, впоследствии ставший режиссером и снявший много замечательных картин, относился ко мне как к дочке. В начале съемок, помню, все сокрушался, что плохо выгляжу:
- Ну и куда я дену эти жилы и кости? Как тебя снимать?
И пытался как-то на меня повлиять:
- Лариса, найди хорошего парня, свободного, молодого. Зачем тебе этот женатый художник? Он тебя в гроб вгонит!
- А Илье нравится, как я выгляжу. Ему чем хуже - тем лучше.


Иллюстрации Глазунова к произведениям Достоевского.

…Глазунов по любому поводу устраивал сцены. Если мне не удавалось вырваться в мастерскую, прибегал на Дорогомиловку среди ночи:
- Где ты была? С кем?
- Нас задержали на прогоне спектакля.
- А почему не позвонила?
- Не успела.
- У тебя такой испуганный взгляд… Ты лжешь!
- Илья, послушай…
- Нет, это ты послушай меня!
Заканчивалось все тем, что Глазунов, хлопнув дверью, в ярости выбегал из квартиры, а я рыдала до утра, не в силах заснуть. Утром он обычно звонил и просил прощения. Или приезжал днем во ВГИК с букетом цветов. Мы мирились, и на какое-то время он успокаивался. А потом все начиналось сначала: куда пошла, с кем, зачем?..

…Глазунов явно считал, что моя жизнь принадлежит ему, и держал ее под неусыпным контролем. То, что я когда-то принимала за нежную заботу, оказалось ревнивым диктатом капризной звезды. Иногда я чувствовала, что Илья специально накалял ситуацию, создавая из мухи слона. Заводил себя и меня, а потом, насытившись сильными эмоциями, как вампир кровью, успокаивался и извинялся. Не зря он так любил Достоевского, его герои часто поступали так же. И наши отношения Глазунов пытался превратить в какую-то «достоевщину».
Некоторым людям нужно постоянно ссориться, выяснять отношения, чтобы поддерживать пламя любви. Глазунов искусственно создавал напряжение, раздувая таким образом творческий «огонь». Он любил говорить: «За каждое мгновение счастья и творческого взлета нужно платить кровью и страданием». Не знаю, как он, а я за свою любовь заплатила сполна…

Не сразу поняла, что беременна. Проблемы с желудком случались и раньше, и я не придала серьезного значения то и дело возникавшей тошноте. Пила таблетки, но она не проходила. Зато появилась дикая слабость. Однажды чуть не упала в институте на уроке танца. Голова закружилась, в глазах потемнело. Меня еле успели подхватить. Девчонки решили, что это голодный обморок:
- Лариска, ты что, опять ничего не ела?
- Да какая еда, когда все время тошнит.
- А на солененькое не тянет? - засмеялись они. - Ты, часом, не беременна? Сходи проверься.
Сходила. И узнала, что у меня будет ребенок. От врача вышла в шоке. Я была совсем девчонкой и не знала, как поступить. Решила посоветоваться с Ильей. Он только плечами пожал, когда услышал, что станет отцом:
- И что дальше?
- Дальше? - удивилась я. - Беременность обычно заканчивается родами.
- Тебе так хочется ребенка? - в свою очередь удивился он.
- А что может быть прекраснее, чем родить от любимого человека?
- Конечно, ты можешь родить, - сказал он, - но лично я не готов стать отцом. Сейчас это совершенно некстати.
И все. Поступай как знаешь.

…Не знаю, на что мама рассчитывала, приглашая к нам Глазунова. Что он признает ребенка? Женится на мне? Илья сразу сказал как отрезал:
- Я разводиться не намерен.
- А что же будет с Ларисой, Илюша? - жалобно заныла мама. - Девочка все потеряет, если родит.
- Тогда пусть делает аборт, - так же жестко ответил он. - Я уже говорил Ларисе, мне ребенок сейчас не ко времени. Но решать, конечно, вам. Это ваши женские дела.
Она еще пыталась его разжалобить - безуспешно. После ухода Глазунова мама сказала: «Все мужчины одинаково жестоки. Даже гениальные». Илью не заботило, что со мной будет. В жизни великого художника, коим он себя считал, таким досадным мелочам, как беременность музы, не было места.
Мама страшно переживала. А я вообще не понимала, что происходит. Мне все время было так плохо! Страшно вспомнить. Помучилась-помучилась и пошла на аборт.

…Жизнь вроде бы наладилась. Мы даже съездили с Глазуновым в Крым, в Гурзуф. Там было чудесно. Солнце, море, фрукты. В этом раю даже Илья немного расслабился, стал мягче, человечнее. Но все равно бегал на почту, звонил и посылал телеграммы. Он был неисправим. А вскоре после приезда из Гурзуфа я неожиданно получила письмо от Нины.
Оказывается, пока мы с ее мужем были в Крыму, она тоже где-то отдыхала, одна. Она ни в чем не обвиняла ни меня, ни Илью. Наоборот, отпускала нам все грехи и восхищалась мной как женщиной и творческой личностью. Писала: «Ты - небо. А я - земля, по которой ходит Илья. Но он не может обойтись ни без этой тверди, ни без этой выси. Мы обе ему нужны». Этим письмом она как бы давала разрешение на наш роман. Нина тоже считала, что у художника должна быть муза. И признавая этой музой меня, была согласна отойти на второй план. Она посвятила Глазунову жизнь. Что значили по сравнению с этой жертвой несколько лет моих унижений и обид?! Испытывала ли я чувство вины перед Ниной? Нет, только ответное восхищение - широтой ее личности и взглядов. Я была очень молода, влюблена, а значит, думала только о себе и своих чувствах.

…Через несколько месяцев кошмар повторился - я опять забеременела. И готова была выть от тоски, понимая, что этого ребенка тоже придется убить. Одна я бы его не вытянула. А Глазунова по-прежнему интересовало только его творчество.
«Проскочить» во второй раз не удалось. После аборта очень долго болела, хотя делал его хороший врач. Начались проблемы по женской части, матерью я так никогда и не стала…

…С Ильей какое-то время еще продолжала встречаться. Это была уже не любовь, а какое-то наваждение, гипноз. Слишком долго он вбивал мне в голову, что я должна быть с ним и жить только его жизнью. Я и жила ею целых три года. Некоторые люди уже воспринимали Ларису Кадочникову исключительно как любовницу Глазунова. И с удовольствием смаковали подробности нашей жизни.


Лариса с Вячеславом Тихоновым в фильме «Мичман Панин».

…Будучи беременной во второй раз, я снималась у Михаила Швейцера и его жены Софьи Милькиной в картине «Мичман Панин». Главную роль играл Вячеслав Тихонов. Я была французской танцовщицей в довольно коротком, но очень эффектном эпизоде. Загримировали и одели меня потрясающе. До сих пор смотрю и удивляюсь: как же здорово выгляжу! А ведь держалась с трудом. Токсикоз, как и в первый раз, был жутчайший.
Помню, приехала как-то на студию, оделась, загримировалась и вышла в коридор. Меня затошнило, я прислонилась к двери и услышала, как сплетничают гримеры:
- Видали красотку? Еле дышит. Беременная. А знаете от кого? От художника Глазунова.
- Да он вроде женат.
- Ну и что? Жена в курсе. У них любовь втроем. У этих молодых артисточек ни стыда ни совести.
И вдруг раздался голос Тихонова. Он еще гримировался:
- А ну, прекратите сейчас же! Чтобы я об этой женщине больше не слышал ни одного дурного слова. Как вам самим не стыдно такое говорить?!

…Теперь уже и мама настойчиво уговаривала меня оставить Илью. Объясняла, что на последнем курсе надо думать о работе и поступлении в театр, а не о любви. Я понимала, что она права. Тем более что у Глазунова с недавних пор на меня оставалось все меньше и меньше времени. Он был дико занят.

…Я не следила за жизнью и творчеством Глазунова, но известие о гибели его жены Нины потрясло. Меня поразила страшная деталь: Нина выбросилась из окна в меховой шапке. Не хотела, чтобы муж в последний раз увидел ее лицо обезображенным. Было так жаль женщину, которая пожертвовала ради Глазунова всем, но, очевидно, не нашла ни счастья, ни смысла, ни благодарности…


Илья Глазунов - сторонник монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав. 9 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.

…Лет пять назад меня стал «доставать» один российский телеканал сниматься в передаче про Глазунова. С Ильей договорились о том, чтобы снять меня в его галерее. Он обещал тоже поучаствовать. Приехали на Волхонку, я стала позировать около картин, а Глазунова все нет и нет. Подошла помощница, которая давно работает с Ильей и знает меня.
- Лариса, а вы почти не изменились, только немного поправились, но в принципе остались прежней.
- А где Илья? - поинтересовалась я.
- Ой, у него проблемы с горлом, даже сделали небольшую операцию. Он не придет.


Лариса Кадочникова.

Я с трудом удержалась от иронического замечания. А про себя удивилась: неужели Глазунов боится встречаться? Ну подумаешь - поговорили бы, посмеялись, вспомнили юность. Все же быльем поросло. Что бы там ни было, я не держу на него зла.
Гораздо чаще, чем какие-то обиды и мучения, вспоминаю счастливые часы и дни, которые мы провели вдвоем. Я любила Илью, восхищалась его картинами и им самим. А иначе не смогла бы терпеть этого сложного и капризного гения на протяжении трех лет. Может оттого, что с ним так мучилась, я и состоялась как актриса. Пыжова была права - страдания во благо. Они укрепляют душу.

ТАМ ЕЩЕ КОММЕНТАРИИ ИНТЕРЕСНЫЕ:)