Современные молодежные субкультуры. Молодежные субкультуры современной россии Какие есть субкультуры

Молодежные субкультуры – явление не новое, но, как ни странно, для России нехарактерное. К нам это пришло с Запада, после того как произошли некоторые изменения в стране, в том числе рухнул «железный занавес» (подробнее об этом и о том, что такое субкультуры, читайте ). Сегодня существует множество субкультур, и их список регулярно пополняется.

Изучение типов молодежных субкультур началось в 70-е годы XX века. Предлагаю ознакомиться с некоторыми современными типологиями.

По принципу объединения

Наиболее популярная классификация, предложенная Л. В. Козиловой:

  1. Политические неформальные объединения.
  2. Религиозные объединения.
  3. Профессиональные и квазипрофессиональные объединения (общее дело и интересы).
  4. Спортивные и игровые объединения.
  5. Культурные объединения (творчество, познание, анализ).
  6. Гендерные объединения (пол, иные демографические признаки).
  7. Этнические объединения и землячества (общее происхождение или имитация такового).
  8. Криминальные (общность преступных интересов).
  9. Молодежные.
  10. Субкультурные (принадлежность к субкультурной среде).

По типам общностей их носителей

В. Соколов и Ю. Осокин выделяют следующие субкультуры:

  • половозрастные,
  • социально-профессиональные,
  • профессионально-корпоративные,
  • досуговые,
  • религиозные,
  • этнические,
  • территориальные,
  • локальные.

По времени возникновения

Т. В. Латышева выделила такие субкультуры:

  • прошлого (стиляги, тедди-бойз);
  • реанимированные (хиппи, готы);
  • современные (ролевики, отаку).

По принципу официальности

Можно выделить формальные и неформальные молодежные группы.

К формальным относятся официально зарегистрированные в учреждениях юстиции молодежные объединения:

  • политические молодежные объединения (молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ, Народно-демократический союз молодежи (НДСМ), движение «НАШИ», «СТАЛЬ» и др.); всероссийские общественные неполитические молодежные объединения («Российский Союз Молодежи», «Студенческое самоуправление», «Российские Студенческие Отряды» «Мир тесен» и др.);
  • объединения людей с ограниченными возможностями здоровья («Перспектива», «Новые возможности», «Первый российский интернет-портал для инвалидов» и др.);
  • молодежные правозащитные объединения («Равновесие», фонд «Новые перспективы» и др.);
  • экологические молодежные объединения («Зеленый парус», «Лес и мы», «Друзья Балтики» и др.);
  • религиозные молодежные объединения («Общее дело»).

К неформальным молодежным группам относятся незарегистрированные юридически или запрещенные законом:

  • экстремистские (националисты, вандалы, религиозные экстремисты и др.);
  • агрессивные движения (гопники, панки и др.);
  • социально-опасные и криминальные формирования (незаконные околорелигиозные формирования (секты), «черные следопыты», деструктивные мимикранты).

По принципу DIY

Д. В. Вольф классифицирует субкультуры по принципу включенности участников в развитие своей субкультуры.

Пассивные

Например, отаку, фурри, металлисты, готы. Представители пассивных групп не создают чего-то нового, а подражают имеющемуся, иногда возводя это в культ. Чаще всего речь идет о каком-то произведении искусства, о чем-то творческом, либо конкретном жанре, стиле искусства. Участники пассивной субкультурной группы слепо подражают своему «идолу» в поведении, речи, одежде и т. д.

Эти группы не имеют социального и политического характера. У них нет своей философии. Есть только желание повторить что-то или кого-то. Эти они самовыражаются. Представители таких групп являются:

  • слушателями,
  • потребителями,
  • зрителями,
  • поклонниками,
  • фанатами.

Активные

К активным субкультурам относятся те, представители которых сами создают и развивают свою культуру, участвуют в ней и активно влияют на социум. Притом в свою очередь активные группы можно поделить:

  • на активные физически (скейтеры, сноубордисты, серферы, роллеры, триальщики, паркурщики, байкеры, а также все экстремальные молодежные группы);
  • активные ментально (битники и члены литературных объединений).

Активные группы можно разделить:

  • на репродуктивные (ролевики и реконструкторы, меломаны);
  • продуктивные (хиппи, панки, металлисты, рокеры, инди, граффити, лито).

По отношению к обществу

Г. А. Нигматулина выделила толерантные субкультуры (байкеры, брейкеры, реперы), нигилистические (мажоры, битники), негативно настроенные группы (хиппи, панки), агрессивные (скинхеды).

  • Представители толерантных групп стараются максимально отстраниться от внешнего мира и не выражать своего отношения к нему.
  • Нигилисты показывают свой стиль жизни и ценности, но не противопоставляют его общепринятым нормам, а предоставляют в виде альтернативы.
  • Негативно настроенная молодежь выражает недовольство и отвращение к общепринятой культуре, но не пытается ее разрушить.
  • Представители агрессивных групп прямо пропагандируют непринятие главной культуры общества и выражают свое отношение открытыми протестами.

Как способ самовыражения

И. Ю. Сундиева любую субкультуру рассматривает как самодеятельность (культурную, политическую, социальную) и способ самовыражения. И выделяет агрессивную субкультуру, эпатажную, альтернативную, социальную и политическую.

  • Агрессивная субкультура имеет культ физической силы (жесткое противостояние мы – они) и внутреннюю иерархию.
  • Эпатажная субкультура подразумевает самовыражение через внешний вид, вызов сложившимся нормам и правилам.
  • Альтернативная культура представляет собой выработку поведения, проведение досуга, образ жизни, отличные от общепринятых.
  • Социальная культура имеет цель в виде решения конкретных социальных задач (экологические, этнокультурные и движения милосердия).
  • Политическая субкультура имеет свои идеи и направлена на изменения социальных ситуаций в стране согласно этим идеям.

По типу интересов (Ю. В. Монько и К. М. Оганян)

  • Музыкальные (рейверы, рокеры, брейкеры, битломаны, металлисты, реперы).
  • Интеллектуальные (толкиенисты, археологи, русачи).
  • Религиозно-философские (неохристиане, пушкинисты, буддисты).
  • Спортивные (фанаты, роллеры, байкеры).
  • Компьютерные (хакеры, администраторы).
  • Контркультурные (хиппи, панки, стиляги).
  • Деструктивные (люберы, гопники, скинхеды, фашисты).

По принципу включенности индивида

Предлагаю свою классификацию молодежных субкультур по принципу включенности молодого человека в субкультуру и объему ее влияния на жизнь индивида.

Поверхностные субкультуры

Характерен внешний эпатаж, исключительно внешнее самовыражение. Представители не имеют конкретной философии, правил, установок и ценностей. Как правило, такие субкультуры не опасны. К ним относятся:

  • фрики,
  • хипстеры,
  • косплееры.

Субкультуры убежденности

Субкультуры убежденности не затрагивают внешний вид человека, но оказывают большое влияние на его мировоззрение, поведение. Могут иметь свои правила, принципы, установки. Такие субкультуры способны создавать угрозу и проблемы обществу. К ним относятся:

  • хакеры и кракеры;
  • геймеры;
  • язычники и неоязычники.

Субкультуры глубокой включенности

Субкультуры глубокой включенности индивида имеют конкретные философию, мировоззрение, идеи, пытаются достичь их (законными и/или незаконными способами). При этом имеют внешние признаки принадлежности тому или иному движению. Могут переходить в субкультуры поклонения. К ним относятся:

  • хиппи,
  • панки,
  • готы,
  • растаманы.

Субкультуры поклонения

Субкультурам поклонения (фанатизма) свойственно полностью охватывать все сферы жизни индивида, формировать его взгляды, потребности, поведение. Чаще всего проявляются и внешне. Являются опасными для общества. К ним относятся:

  • футбольные болельщики,
  • нацисты,
  • скинхеды,
  • сатанисты.

На практике классифицировать субкультуры и определять принадлежность индивида к той или иной молодежной группе сложнее в силу двух причин:

  • Во-первых, одна и та же субкультура может быть охарактеризована с разных сторон и относиться к разным типам.
  • Во-вторых, субкультуры часто взаимодействуют друг с другом, заимствуют что-то из других культур, видоизменяются, «умирают» и возрождаются, развиваются. Эта специфика может усложнять деятельность по подбору средств и методов взаимодействия с группами.

Ценности субкультур

Ценности молодежных субкультур до сих пор не исследованы до конца. Возможно, это связано с их динамичностью, трансформацией и тенденцией к заимствованиям.

Ценности субкультур – диктуемые субкультурой приоритеты и потребности во всех сферах жизни индивида (социальная, духовная, материальная).

  • Как правило, ценности молодежных субкультур не противоречат полностью общепринятым образцам. Чаще они могут мирно сосуществовать или же критике поддаются отдельные аспекты жизни общества. Группы, ценности которых абсолютно противоположны общепринятым, называются контркультурами.
  • В культуре российской молодежи встречаются элементы как контркультур, так и субкультур. В молодежной субкультуре наиболее важной сферой является досуговая. Отсюда и вытекают многие особенности времяпрепровождения и мировоззрения молодых людей.

Для некоторых субкультур, например диггеров и толкиенистов, главной ценностью является риск, поиски приключений, испытание себя, поиски новых и необычных ощущений, смысла жизни. Такая же тяга к риску движет и членами субкультур, связанных с опасными видами спорта.

Можно выделить несколько групп субкультур, классифицировав их по ценностям.

По направленности ценностей

  • Музыкальное направление (рокеры, рэперы, металлисты и т. д.).
  • Спортивно-экстремальное (паркурщики, скейтеры, байкеры, мотоциклисты, велосипедисты, воркаут).
  • Субкультуры виртуального пространства (геймеры, хакеры, иные интернет-субкультуры).
  • Модно-потребительские группы (хипстеры, стиляги и т. д.).
  • Эпатажно-эскапистские (эмо, готы, хиппи).
  • Спортивные болельщики (футбольные фанаты, ультрас).
  • Танцевальные группы (брейк-данс, хип-хоп и другое).
  • Креативно направленные (граффити).
  • Творчески увлеченные (анимешники) и творчески-имитационные (реконструкторы, толкиенисты).

По типу объединения ценностей

  1. По типу времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы, нацисты). Для них ценностью является формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, участие в решении политических проблем, сохранение и восстановление памятников культуры и истории, улучшение окружающей среды, любая социальная и политическая активность.
  2. По образу жизни (пипл, хайрасты, религиозные организации, «системники» и любые их ответвления). Пропагандируют и следуют идее ценности человеческого общения, мира и любви. Представителей таких групп объединяет поиск бытия без экономических и социальных проблем, противоречий, войн, повседневных хлопот и иных потрясений. Очень часто даже повзрослев, люди не уходят из этих субкультур, так как для них это не способ проведения досуга, а сама жизнь.
  3. По альтернативному творчеству (не признанные официально художники, скульпторы, музыканты, граффитисты). Первое место занимает творческая самореализация. Они рисуют, пишут стихи, музыку, но их творчество выходит за рамки общепринятого, потому не признается официально.

По уровню преемственности и ценности ПАВ

  • Группы с негативным отношением (неонацисты, шовинисты, движение стрэйт-эджд).
  • «Группы риска» (растаманы, хиппи, панки, рейверы, рэперы, эмо, готы, байкеры).
  • Группы с нейтральным отношением (аниме, натуристы, нудисты, ролевики, толкиенисты).

По отношению ценностей к общепринятым способам их достижения

  • Конформисты. Ценности группы совпадают с общественными и достигаются законными средствами.
  • Ретретисты. Ценности группы совпадают с общественными, но достигаются любым путем, в том числе противозаконным.
  • Ритуалисты. Общественные ценности отрицаются, но ценности субкультуры достигаются только законным путем.
  • Инноваторы. Не признаются ни ценности, ни способы их получения. Участники предлагают альтернативные методы достижения целей.
  • Мятежники. Не признаются ценности и способы, выдвигаются альтернативы. Для их достижения выбираются любые методы.

По гендерным ценностям

  • Андрогинность (отсутствие отличия полов и разделения социальных ролей). Тенденция заметна, например, у эмо, глэм-рокеров, фриков, готов, анимешников, хиппи.
  • Маскулинность (культ физической силы, брутальности и мужественности). Характерна для футбольных фанатов, байкеров, металлистов, скинхедов, гопников.
  • В некоторых субкультурах сохранилась гендерная идентификация и разделение ролей (гламур, ролевики, хип-хоп).
  • Гендерно индифферентные, то есть нейтральные группы (панк, раста, рейв, альтернатива, роллеры, скейтеры, сноубордисты, хакеры, растаманы).

Спорным является вопрос о причинно-следственных связях между ценностными ориентациями субкультур и особенностями современной молодежи:

  • с одной стороны, молодежь сама создает и развивает субкультуры, а значит, вкладывает определенные ценности;
  • с другой – субкультуры взаимодействуют друг с другом, с общей культурой, с культурой других стран, а значит, в них проникают новые (возможно, кому-то выгодные) установки.

Как правило, ценности субкультур очень влияют на формирование личности и оставляют свой след навсегда. Даже после самоопределения человека в обществе и ухода из субкультуры некоторые субкультурные ценности навсегда остаются с ним. Ценности и тенденции молодежной среды, наблюдаемые в наши дни, могут укорениться и стать определяющим фактором в формировании будущего страны, общества, мировой культуры.

Напоследок предлагаю познакомиться с новым и опасным молодежным движением «Молодежный патруль». Это яркий пример деструктивной и асоциальной молодежной субкультуры. Неужели в таком мире мы хотим жить?

Мир пёстр, разнообразен и непредсказуем. Во всякую эпоху существовали те, кто был супротив, кто шёл перпендикулярно большинству и бросал вызов. В прошлом веке сообщества таких индивидов получили название субкультур.

Молодёжные субкультуры изначально были герметичными сообществами, которые противопоставляли себя большинству и с неохотой ассимилировались с массовой культурой и столь же неохотно принимали в свои ряды людей со стороны.
Впрочем, ничто не стоит на месте. Некогда маргинальные группы, которые советским официальным языком именовались неформальные объединения молодёжи, постепенно переставали быть чем-то инопланетным. Такие процессы легче всего отследить на уровне аксессуаров и элементов внешнего стиля. Ирокезы, чёлки, напульсники и тоннели, когда-то вызывавшие оторопь, косые взгляды, скандалы и драки, сейчас в том или ином виде благополучно существуют на улицах, в офисах, на подиумах и уже не являются поводом для шума. И даже вопросов.

Молодёжные субкультуры список

Панки - самая общеизвестная и одиозная из субкультур. За историю существования внутри панк-культуры наросло неисчислимое множество разновидностей, которые отличаются разительно: и в смысле внешнего антуража, и в части идейного наполнения. В наши дни многие атрибуты панк-субкультуры пошли в народ и уже не считаются чем-то из ряда вон даже будучи эксплуатируемыми представителями поп-культуры. Впрочем, панк-культура жива – благодаря именно идейным адептам, для которых панк – не мода одного дня, а образ мышления.

Современные молодёжные субкультуры

Visual Kei - «Наш ответ» культуре глэм-рок, возникший в Японии. Если бы в 1977 году группа KISS не выступила на токийском стадионе Ниппон Будокан – вероятно, никакого visual kei бы не существовало вовсе. Однако, это событие вызвало всплеск популярности глэм-рока и смежных жанров, а потом и формирование местной разновидности субкультуры.
В visual-kei имиджевая составляющая стала, кажется, ещё более важной, чем в западной предтече…

История, особенности и список современных молодёжных субкультур всего мира – в нашей рубрике «Субкультуры»!
Не забывай заглядывать регулярно – и наши знатоки расскажут тебе не только о готах и ролевиках, но и о многих экзотических течениях в культуре. Ты удивишься!

Субкультура (англ. sub – под и culture – культура) – группа людей объединяемых общей системой ценностей, моделью поведения и жизненного стиля отличающаяся от доминирующей культуры, к которой они принадлежат.

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть музыкальные жанры и стили, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Другие субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Типология молодежных субкультур:

1. Политизированные субкультуры: активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2. Эколого-этические субкультуры: занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3. Нетрадиционные религиозные субкультуры: в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4. Радикальные молодежные субкультуры: отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5. Субкультуры образа жизни: группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6. Субкультуры по интересам: молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и других;

7. Субкультура «золотой молодежи»: характерна для столичных городов и ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Интернет-ресурсы:

Статьи:

Абдуллина, Т.С. Готическая культура и субкультура в 21 веке / Т.С. Абдуллина // Вестник КазГУКИ. – 2014. – № 4-1. – С. 57-60.

Алексеевский, М.Д. «Возьми трубку и зажги мир...»: Молодежное сообщество пранкеров в России / М.Д.Алексеевский //

Аминова, В.А. К вопросу о термине «субкультура» / В.А. Аминова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2013. – № 2. – С. 113-118.

Андреев, В.К. Лексикон диггеров как отражение ценностных доминант субкультуры / В.К. Андреев //

Аникин, А. Субкультура люберов: История России / А. Аникин // Новости Археологии и Истории

Апполонов, В.С. Роль и значение музыки в молодёжных субкультурах / В.С. Апполонов, А.И. Виноградова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2015. – № 11. – С. 627-628.

Астахова, А. Люберальные ценности: Субкультура «любера» – прошлое и настоящее / А. Астахова // Совершенно секретно. – 2015. – 28 января.

Баранов, А. StarWars и субкультура: Субкультура джедаев / А. Баранов // Караван

Баркова, А.Л. Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры / А.Л. Баркова // Авторский проект Екатерины Алеевой

Белановский, С. Субкультура «люберов»: Сопоставительный анализ агрессивных подростковых субкультур / С. Белановский, В. Писарева // Молодёжная субкультура 80-х в СССР

Белокопытова, Е.И. Структура молодёжной субкультуры / Е.И. Белокопытова // Аналитика культурологии. – 2005. – № 4. – С. 9-4.

Беляева, К.А. Молодёжные субкультуры: социально-философский феномен / К.А. Беляева //

Брешин, А.А. Субкультура StraightEdge: жизнь без пороков: Характеристика субкультуры, ее поведенческие аспекты, культура, система ценностей, язык, символика / А.А. Брешин // Авторский проект Екатерины Алеевой

Варламов, Е. Субкультура "байкеры": история возникновения. Кто такие байкеры? / Е. Варламов // ФБ

Вахитов, Р. Скинхеды: кто такие и кому нужны?/ Р. Вахитов // Научно-популярный портал "Нечто"

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: рэперы / М. Вершинин, Е. Макарова // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: скинхеды / М. Вершинин // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: хакеры / М. Вершинин // Пси-фактор

Власова, О.В. Молодёжная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции / О.В. Власова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 90-97.

Волкова, В.В. Основные признаки и функции субкультуры / В.В. Волкова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов

Волкова, В.В. Субкультура и контркультура в современном обществе / В.В. Волкова // Вестник ВятГУ. – 2014. – № 12. – С. 25-30.

Гайда, Ф. Молодёжные субкультуры в России: взгляд историка / Ф. Гайда // Православие.Ru

Глебова, Е.А. Тенденции развития западной молодёжной субкультуры / Е.А. Глебова // Известия ВГПУ. – 2012. – № 1. – С. 139-142.

Гогуева, М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка / М.М. Гогуева // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 5. – С. 153-159.

Гопники разных стран – в чём отличия? // За городом

Гордеев, Н.С. Экстремистская субкультура: проблемы интерпретации и криминологическое значение / Н.С. Гордеев // Вестник ЧелГУ. – 2015. – № 26 (381). – С. 46-53.

Горелов, А.И. Молодежная субкультура «рэперы». Влияние на социализацию личности: Доклад по социальной педагогике / А.И. Горелов // BestReferat.ru

Громов, Д.В. Молодежные уличные группировки в СССР и на постсоветском пространстве: Социально-антропологическое описание молодежной уличной среды / Д.В. Громов // ПостНаука

Громов, Д.В. Основные параметры и закономерности формирования молодёжных субкультур: Описание и анализ молодёжных сообществ как социального явления / Д.В. Громов // ПостНаука

Давыдова, А.П. Молодёжная субкультура – скинхеды / А.П. Давыдова, С.Ю. Пискорская // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2011. – № 7. – С. 260.

Дворкин, А.Л. Движение "Нью эйдж": Сектоведение / А.Л. Дворкин // Православная беседа

Демчук, О.А. Молодёжные субкультуры социально опасного типа в контексте региональной молодёжной политики / О.А. Демчук // Вестник СГТУ. – 2010. – № 1 (44). – С. 266-274.

Донских, Д.Г. Понятие и соотношение терминов субкультура и контркультура. Криминальная субкультура / Д.Г. Донских // Проблемы экономики и юридической практики. – 2009. – № 2. – С. 251-253.

Егоров, Р. Политика и субкультуры: Расклад эпох, течений, лиц. Битники, контркультура / Р. Егоров // Сетевой интеллектуальный клуб

Еремина, А.Г. Молодёжная субкультура и сложности социализации / А.Г. Еремина // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6. – С. 9-13.

Ершова, Ю.Я. Культура, субкультура, контркультура: дефиниция и демаркация понятий / Ю.Я. Ершова // Вестник СПбГУК. – 2016. – № 4 (29). – С. 42-45.

Загребин, С.А. Молодёжная субкультура: Металлисты / С.А. Загребин // BestReferat.ru

Иванова, Т.Н. Субкультура как альтернативная форма социализации личности / Т.Н. Иванова // АНИ: педагогика и психология. – 2015. – № 1 (10). – С. 78-81.

Ильин, А.Н. Массовая культура современной России как совокупность субкультур / А.Н. Ильин // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. – № 1. – С. 21-26.

Исагалиева, А.С. Социальный портрет реконструкторов как представителей молодёжной субкультуры / А.С. Исагалиева, Л.И. Зулькорнеева // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 378-382.

Карманова, А.В. Отношение к образованию в современных молодёжных субкультурах / А.В. Карманова // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2007. – № 302. – С. 65-68.

Карпова, Е.М. К вопросу о потенциале молодёжных субкультур в работе с подрастающим поколением / Е.М. Карпова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – № 1-2. – С. 213-214.

Катасонова, Е.Л. Другая Япония: лики молодёжной субкультуры / Е.Л. Катасонова // Ежегодник Япония. – 2008. – № 37. – С. 182-201.

Клейберг, Ю.А. Криминальная девиантность подростково-молодёжных субкультур / Ю.А. Клейберг // Общество и право. – 2013. – № 3 (45). – С. 281-286.

Кленова, М.А. Уровень доверия и мотивация рискованного поведения представителей молодёжной субкультуры «Эмо» / М.А. Кленова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – № 2. – С. 160-164.

Кожелупенко, Т.М. Рэп как язык конфликта в субкультуре хип-хопа / Т.М. Кожелупенко // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. – 2008. – № 4. – С. 83-89.

Кокорева, Н.А. Специфика влияния субкультуры на личность подростка / Н.А. Кокорева, Н.И. Медведева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 666–670.

Колесникова, С.С. Виды молодёжной субкультуры, преобладающие в современной молодёжной среде / С.С. Колесникова // Вестник КемГУ. – 2008. – № 1. – С. 65-69.

Корженко, А.Л. Идеология и современные молодёжные субкультуры / А.Л. Корженко // Мониторинг. – 2010. – № 6 (100). – С. 30-35.

Корчагина, Ю. Подросток и субкультура: психологические и социальные механизмы, подталкивающие к выбору особого – субкультурного – образа жизни / Ю. Корчагина // Первое сентября – Здоровье детей. – 2008. – № 24.

Кузовенкова, Ю.А. Трансформация пространства российской молодёжной субкультуры в 80-90 гг. ХХ в / Ю.А. Кузовенкова // Человек в мире культуры. – 2017. – № 4. – С. 122-125.

Кулишов, В.В. Субкультура хипстеров в пространстве современной социокультурной среды / В.В. Кулишов, А.С. Кандаш // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 109–115.

Литвинов, А.А. Элитарность контркультуры панк / А.А. Литвинов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2014. – № 4. – С. 25-26.

Логвинов, И.Н. Ценностные ориентации представителей современных молодёжных субкультур досуговой и учебно-профессинальной направленности / И.Н. Логвинов, М.И. Логвинова, Т.И. Логвинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2666–2670.

Логвинова, М.И. Молодёжные субкультуры: психологические аспекты / М.И. Логвинова, Т.И. Логвинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 569–573.

Луков, В.А. Молодежные субкультуры в современной России: Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России / В.А. Луков // Пси-фактор ; Знание. Понимание. Умение

Лысенко, Ю.О. Влияние взрослых на формирование молодёжной субкультуры: социально-педагогический аспект / Ю.О. Лысенко // ППМБПФВС. – 2007. – № 7. – С. 95-99.


Страницы:
Содержание:
Понятие субкультуры

Что представляют собой современные молодежные объединения, на чем они основываются и как влияют на формирование личности подростков и юношества – это те вопросы, которыми задаются большинство педагогов. Ответы на них, надеемся, подскажут взрослым пути использования атрибутов, элементов молодежных субкультур в педагогических целях.

Понятие субкультуры

На одном из сайтов в Интернете есть список обычных фраз современного человека, за которые году в 1990-м человеку грозило попасть в психиатрическую лечебницу. Например, «Я тебе из леса отзвонюсь». Другой пример: в книжном магазине до двух третей книг имеют названия и жанры, невозможные пару десятилетий назад.

В жизни подростков, юношей и девушек, молодежи эти социально-технические новшества и культурные влияния оформляются в виде современных молодежных субкультур и деятельностей.

Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы.

Свои субкультуры имеют не только возрастные когорты и особые слои молодежи, но и профессиональные группы. Субкультуры есть у врачей, космонавтов, актеров, телевизионщиков, учителей… Обычные учительские слова «окно», «часы», «русичка», «продленка» далеко не всем представителям иных профессий понятны. А попробуйте расшифровать сленг тележурналистов: «кирпич», «консервы», «лайв», «линейка», «паркет»… Отличительные особенности культуры присущи и политическим объединениям: субкультура тех же коммунистов не очень похожа на субкультуру либералов.

Молодежная субкультура это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет).

Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В нашей стране они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в 1980-е годы. В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примеры – хиппи, панки, рокеры, металлисты.

Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а флэт, где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.

Громов Дмитрий Вячеславович, кандидат психологических наук «Молодежные субкультуры»

Преобладающая направленность тех юношеских и молодежных групп была асоциальна. Асоциальна, но не антисоциальна! Асоциальность в этой терминологии трактуется как непринятие преобладающих в официальном обществе норм внешности, поведения, общения, времяпровождения. В то время как антисоциальность – это направленность личности, группы, содержащая агрессивное, противостоящее обществу начало и имеющая тенденцию к смыканию с криминальной культурой.

Число молодых людей, подростков, принадлежащих к молодежным субкультурам 15–20 лет назад, даже в больших городах было немногочисленно. По данным ряда опросов начала 1990-х годов, определенно к неформальным группам себя относили 1−3% юношей и девушек.

В 2000-е годы в молодежной культуре происходили и происходят значительные изменения. Прежде всего, это увеличение, рост молодежных, юношеских групп, объединенных новыми, порой весьма необычными, видами деятельности, такими как ролевые игры (ролевки), маунтбейки, файер-шоу, фотокроссы, городские игры (дозоры, энкаутеры, квесты), паркуры, стрит-дансы, стрит-болы, граффити, пейнтболы, байкерство, стрейсеры. Некоторые из этих групп, те же байкеры и стрейсеры, существенно выходят за пределы молодежного возраста.

Вокруг таких деятельностей иногда возникает своя субкультура: свои традиции одежды (та же кепочка у маунтбейкеров или перчатки файершистов), свои кумиры, места сбора, традиции, правила «тусования». Но нередко юноши, подростки, увлекаясь новой деятельностью, не воспринимают себя как принадлежащих к какой-то особой группе. Для них деятельность только деятельность.

Современные молодежные субкультуры

Главными отличительными особенностями современных молодежных субкультур являются, во-первых, увеличение числа деятельностных объединений (то есть тех, в которых организуется какая-либо специфичная, относительно новая молодежная деятельность); во-вторых, погруженность современных молодежных субкультур в просторы Интернета, где ищут «своих», организуют встречи и акции, вычленяют кумиров, используют его возможности для организации соответствующей деятельности.

С педагогической точки зрения можно выделить несколько оснований для классификации современных субкультур.

Прежде всего, это отношение той или иной молодежной субкультуры к принятым в обществе социальным ценностям. Можно говорить о трех социально-ценностных направленностях молодежных субкультур:

  • прокультурные (просоциальные) субкультуры: большинство музыкальных направлений и ролевые игры);
  • асоциальные: хиппи, панки, металлисты, эмо;
  • контркультурные (антисоциальные): молодежные группировки, близкие к взрослой криминальной субкультуре, скинхеды в их радикальном виде.

Другое основание для классификации – мера включения в образ жизни молодого человека деятельностного начала. По этому критерию возможно деление молодежных субкультур на поведенческие и деятельностные.

К поведенческим субкультурам относятся те, в которых к основным особенностям (ядру субкультуры) относятся характерные для представителей данных групп стили одежды, внешности, поведения, общения. Для этих общностей подростков, молодежи постоянное занятие какой-либо деятельностью не является важным групповым признаком (например, готы, эмо, хипстеры).

К деятельностным субкультурам можно отнести те подростковые, юношеские, молодежные общности, в которых основной особенностью является увлечение специфическими молодежными видами деятельности, требующими в той или иной мере индивидуальной активности (например, ролевики, паркурщики, граффитисты).

Сами современные молодежные виды деятельности, носящие в той или иной мере субкультурный характер, можно условно разделить на спортивные, арт-деятельности и игры.

Спортивные виды деятельности:

  • паркур – кросс с естественными препятствиями в условиях населенного пункта;
  • маунт бейк – прыжки и «акробатические» упражнения на специальных («горных») велосипедах;
  • фрисби – кидание пластмассового диска;
  • сокс (футбэг) – игры с небольшими мячами, набитыми песком;
  • скейтбординг – упражнения на доске с роликами;
  • сноубординг – упражнения на доске на снежном склоне.

Арт-деятельности:

  • стритданс – танцевальные стили, развивающие традиции брейкданса;
  • файер-шоу – жонглирование светящимися предметами, в том числе огнем;
  • граффити – рисование на зданиях, заборах и т.п. в специфической изобразительной технике.

Игры:

  • ролевые игры – ролевое разыгрывание группой людей ситуаций по мотивам содержания книги (или фильма) в форме спонтанных действий игроков-персонажей, соответствующих исходному сюжету;
  • историческое реконструирование – ролевые игры, в которых разыгрываются на местности исторические события;
  • городское ориентирование (энкаунтты, фотокросс, дозоры и т.п.) – игры в форме соревнования команд по ориентированию в реальной сельской или городской среде с выполнением по ходу маршрута заданий;
  • компьютерные online-игры.

Но повторимся: участие в этих видах деятельности необязательно означает принадлежность юноши, девушки к той или иной субкультуре, нередко деятельность остается только деятельностью.

Причины привлекательности субкультур

На личностном уровне юношеская субкультура – это способ компенсации негативного отношения к себе, недостаточного самоуважения, непринятия образа собственного тела и стиля поведения (в том числе несоответствие маскулинным и феминным эталонам).

Факт вхождения в субкультурную группу позволяет преувеличить свою непохожесть, придать себе ореол исключительности, особенности.

Социально-психологические причины связаны с эмоциональной привлекательностью неформального стиля жизни, который не предъявляет (в отличие от нормативного, школьного) повышенных требований к целенаправленности, целеустремленности, ответственности.

Можно говорить о трех группах вероятных последствий, тенденций влияния юношеской субкультуры на социализацию молодого человека:

  • позитивная тенденция проявляется в освоении социальных ролей в группе, социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации (в специфических субкультурных формах), социальных пробах и социальном экспериментировании;
  • социально-негативная тенденция обнаруживается в приобщении к криминальной или экстремистским субкультурам, алкоголю и наркотикам;
  • индивидуально-негативная тенденция проявляется в избегании социального и культурного самоопределения, самооправдании инфантилизма, бегстве от социальной реальности.

Определить, какие тенденции преобладают в конкретной субкультуре и тем более в жизни конкретного молодого человека, очень непросто.

Источники и влияние

Источников появления субкультуры в российской молодежной действительности несколько.

Не секрет, что за последние 15–20 лет повседневная жизнь взрослых и детей сильно изменилась. Переход к рыночно-ориентированному социальному устройству, сопровождающийся открытостью к западным (Европа, Соединенные Штаты Америки) и восточным (Япония, Корея) культурам поколебал, а то и растворил многие традиции, ценности, устойчивые отношения россиян. Не меньшей силой, изменяющей жизнь людей, послужила новая научно-техническая революция, воплотившаяся, прежде всего, в феноменах компьютера, Интернета, мобильного телефона.

Один из путей трансляции молодежных субкультур – их относительно стихийное распространение. Впрочем, стихийное распространение нередко является побочным результатом вполне целенаправленной деятельности социальных институтов: СМИ, партий, распространителей моды и т.д.

Другой путь – молодежные и коммерческие организации берут стихийно существующие формы молодежного досуга и превращают их во вполне организованные (например, коммерческий конкурс стрит-данса). И этот процесс требует особых технологий. По мнению специалистов, при взаимодействии с потенциально позитивными неформалами надо удерживать, по крайней мере, три правила: договариваться с лидерами, предоставлять им средства и возможности для акций, мероприятий (время, площадки, технические средства) и согласовывать ограничительные нормы поведения и деятельности (которые должны быть минимальны!) во время организуемых акций.

С позиций социального воспитания, то есть воспитания в школах, лагерях, структурах дополнительного образования, можно выделить три основные педагогические стратегии в отношении молодежных специфических видов деятельности: не замечать, ожидать стихийного проникновения в социальную жизнь и тогда уже с ним работать либо целенаправленно анализировать воспитательный потенциал молодежных деятельностей и использовать его в интересах развития личности.

Воспитательный потенциал молодежных субкультур заключается в том, что формы, виды, направления подростковой и молодежной деятельности, возникшие во вне педагогической сфере, в том числе в сфере свободного общения молодежи, которые имеют потенциально, при соответствующей педагогической инструментовке, социально позитивный характер.

Практика современного воспитания довольно робко соприкасается с подобными подростковыми и молодежными реалиями. Причем чаще всего это соприкосновение происходит в ситуациях летних лагерей, в детских общественных объединениях и гораздо реже в школе.

Михаил Лурье «Молодёжные субкультуры путь к себе или побег от реальности»

Вероятно, один из главных вопросов, решение которого покажет, идёт ли практическая педагогика на стыковку с жизнью современных подростков и старшеклассников или они (педагогика и жизнь) всё более удаляются друг от друга, – это обретут ли классные руководители, воспитатели желание и умение видеть, педагогически осмыслять и втягивать в круг своих действий новые молодежные виды деятельности и увлечения.

Сергей Поляков, д.п.н., УлГПУ, г. Ульяновск.

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Молодежная субкультура появилась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с "техногенной цивилизации". Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически - миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово - зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность - поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков. Однако эта же среда формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванием "человеческого" от того "социального", которое возникло вследствие "монополии головы". Последовательное проведение иррационализма определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом контркультуры. Поскольку бытие контркультуры сконцентрировано на "сегодня", "теперь", то гедонистическая устремленность - прямое следствие этого.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.В настоящее время в молодежной среде нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом (мажоры). Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.

Вторую категорию составляют "люберы", "гопники" и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием "культа физической силы", ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях - связью с уголовным миром. Их "идеология" опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные "уголовной романтикой". Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием. Описанные выше молодежные криминогенные объединения в условиях политической нестабильности представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом, и в любой момент могут стать инструментом деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.

Современная молодежь, однако, состоит не только из неформалов. Третью категорию составляют так называемые "яппи" и "не-ояппи". Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования, как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов.

Хиппи - это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

Панк - это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение панк распространилось по всему земному шару и начало развиваться в великом множестве форм. Любая субкультура возникает только на руинах предыдущего течения, так в семидесятых годах произошло и с пересменкой хиппи-панк. Трогательные, почти воздушные, идеалы хиппи были сметены безудержной энергией разрушения, представленной панком. Культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой. Она нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино. Сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие. Панк поддерживает тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма.