Новые молодежные движения. Субкультуры

Многие молодые люди отмечают, что их включение в субкультуры проявляется не только на уровне внешних атрибутов, но и на душевном состоянии. Какие известные субкультуры существуют?

Хиппи – одна из самых известных молодежных субкультур, история которой началась в США в далеких 1960-х годах. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х – начало 1970-х годов. Изначально хиппи старались протестовать против пуританской морали протестантизма, стараясь привлекать людей к природе, любовь, пацифизм. В XXI веке настоящих хиппи практически невозможно найти.

Субкультура гранж появилась благодаря уникальному стилистическому направлению в рок-музыке. При этом пик расцвета пришелся на конец 1980-х – середину 1990-х годов. Родиной гранжа стал американский город Сиэтл (штат Вашингтон).

Представители этой субкультуры являются настоящими почитателями следующих музыкальных групп:

  • Pearl Jam;
  • Alice in Chains;
  • Nirvana;
  • Soundgarden.

Эти музыкальные коллективы представляют собой «Сиэттлскую четверку», причем они исполняют качественную тяжелую музыку.

Субкультура эмо – это последний новый стиль, который напоминает готов и Glam Rock. Девушки и парни стараются визуально соотносить себя с субкультурой. При этом традиционными атрибутами стиля становятся следующие элементы:

  • волосы, которые зачесываются набок;
  • платки на шею;
  • подводка для глаз черного цвета;
  • очень узкие джинсы.

Эмо с первых минут можно выделить из толпы, но при этом крайне важно понимать, что же все-таки движет ими. В большинстве случаев представители субкультуры эмо стараются проявлять свое настоящее отношение к миру, используя для этого различные визуальные атрибуты и оригинальный стиль в одежде, необычный темный макияж.

Панк

Эта молодежная субкультура появилась в середине 1970-х годов. При этом она начала свое развитие сразу в нескольких странах:

  • Великобритания;
  • Австралия;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада.

Панки отличаются наличием особенного мнения к обществу и политикам. При этом они получили поддержку от американского художника и продюсера Энди Уорхола, который успешно взаимодействовал с Velvet Underground. Солист группы, Лу Рид, — это основатель альтернативного рока, который тесно связан с панк роком.

Chik – это один из самых необычных стилей, набирающий пик своего развития каждые несколько лет. Одними из самых достойных представителей считаются Джонни Депп, а также Джастин Тимберлейк. У обоих знаменитостей отмечается особенный стиль одежды, который доказывает прямое отношение к субкультуре chik: клетчатые брюки, заправленная футболка, классические кроссовки.

Chik

Chik – это один из самых необычных стилей, набирающий пик своего развития каждые несколько лет. Одними из самых достойных представителей считаются Джонни Депп, а также Джастин Тимберлейк. У обеих знаменитостей отмечается особенный стиль одежды, который доказывает прямое отношение к субкультуре chik: клетчатые брюки, заправленная футболка, классические кроссовки.

Субкультура рокеров начала активно развиваться в середине 60-х годов. Пик пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. В то время рокеры были выходцами из рабочих семей, поэтому они представляли собой необразованное и проблемное общество. В последнее время образ рокеров воспринимается совсем по-другому, привлекая к себе все больше положительного внимания.

Основные отличия рокерской одежды:

  • кожаная куртка. В большинстве случаев куртки украшаются значками и надписями;
  • большие ботинки;
  • поношенные джинсы;
  • длинные волосы. При этом допускается зачес назад.

Главный атрибут рокеров – это мотоцикл, который также может быть украшен различными надписями и символами. В большинстве случаев мотоцикл воспринимается в виде атрибута свободы, власти, стремления к эмоциональному накалу.

Gansta Rap – это субкультура, которая начала свое развитие в конце 1980-х годов. Субкультура напрямую связана с hardcore rap, который является жестким и шумным направлением рэпа. Во многих ситуациях тексты песни с 100% точностью отображали реальность, но иногда они оказывались преувеличенными версиями комиксов. Hardcore rap, несмотря на свое оригинальное исполнение, остался одним из самых успешных направлений hip-hop.

Glam Rock – это романтическое направление субкультуры рок. Музыкальное движение возникло в Великобритании в начале 1980-х годов, которое сумело оказать серьезное влияние на поп и рок сцену Англии. Glam Rock представляет собой своеобразную альтернативу панк-культурмы, так как она воспевала гламурные стороны жизни и оставляла вне внимания социальный протест.

Масленок – это отросток культуры британского Teddy Boy. Эта субкультура, прежде всего, имеет прямое отношение к парням. В большинстве случаев парни одеваются следующим образом:

  • узкие джинсы;
  • Т-майки из плотных материалов;
  • волосы, которые должны быть причесаны назад.

В каждом случае британский Teddy Boy старается наполнить свою жизнь музыкальными автоматами, автомобильными путешествиями, коктейль барами.

Dandy Flapper – это субкультура, которая преобладала у девочек. Представительницы прекрасного пола старались выглядеть соответствующим образом:

  • красная помада;
  • разноцветные платья;
  • прилизанные волосы;
  • прически, украшенные блестками.

Dandy Flapper привлекал и мужчин, которые ограничивались твидовым костюмом и котелком.

Каждая субкультура заслуживает особенного внимания, ведь она отражает особенности культурной жизни молодежи в определенный период истории.

Видео: 10 самых известных субкультур молодежи

Молодежные субкультуры – явление не новое, но, как ни странно, для России нехарактерное. К нам это пришло с Запада, после того как произошли некоторые изменения в стране, в том числе рухнул «железный занавес» (подробнее об этом и о том, что такое субкультуры, читайте ). Сегодня существует множество субкультур, и их список регулярно пополняется.

Изучение типов молодежных субкультур началось в 70-е годы XX века. Предлагаю ознакомиться с некоторыми современными типологиями.

По принципу объединения

Наиболее популярная классификация, предложенная Л. В. Козиловой:

  1. Политические неформальные объединения.
  2. Религиозные объединения.
  3. Профессиональные и квазипрофессиональные объединения (общее дело и интересы).
  4. Спортивные и игровые объединения.
  5. Культурные объединения (творчество, познание, анализ).
  6. Гендерные объединения (пол, иные демографические признаки).
  7. Этнические объединения и землячества (общее происхождение или имитация такового).
  8. Криминальные (общность преступных интересов).
  9. Молодежные.
  10. Субкультурные (принадлежность к субкультурной среде).

По типам общностей их носителей

В. Соколов и Ю. Осокин выделяют следующие субкультуры:

  • половозрастные,
  • социально-профессиональные,
  • профессионально-корпоративные,
  • досуговые,
  • религиозные,
  • этнические,
  • территориальные,
  • локальные.

По времени возникновения

Т. В. Латышева выделила такие субкультуры:

  • прошлого (стиляги, тедди-бойз);
  • реанимированные (хиппи, готы);
  • современные (ролевики, отаку).

По принципу официальности

Можно выделить формальные и неформальные молодежные группы.

К формальным относятся официально зарегистрированные в учреждениях юстиции молодежные объединения:

  • политические молодежные объединения (молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ, Народно-демократический союз молодежи (НДСМ), движение «НАШИ», «СТАЛЬ» и др.); всероссийские общественные неполитические молодежные объединения («Российский Союз Молодежи», «Студенческое самоуправление», «Российские Студенческие Отряды» «Мир тесен» и др.);
  • объединения людей с ограниченными возможностями здоровья («Перспектива», «Новые возможности», «Первый российский интернет-портал для инвалидов» и др.);
  • молодежные правозащитные объединения («Равновесие», фонд «Новые перспективы» и др.);
  • экологические молодежные объединения («Зеленый парус», «Лес и мы», «Друзья Балтики» и др.);
  • религиозные молодежные объединения («Общее дело»).

К неформальным молодежным группам относятся незарегистрированные юридически или запрещенные законом:

  • экстремистские (националисты, вандалы, религиозные экстремисты и др.);
  • агрессивные движения (гопники, панки и др.);
  • социально-опасные и криминальные формирования (незаконные околорелигиозные формирования (секты), «черные следопыты», деструктивные мимикранты).

По принципу DIY

Д. В. Вольф классифицирует субкультуры по принципу включенности участников в развитие своей субкультуры.

Пассивные

Например, отаку, фурри, металлисты, готы. Представители пассивных групп не создают чего-то нового, а подражают имеющемуся, иногда возводя это в культ. Чаще всего речь идет о каком-то произведении искусства, о чем-то творческом, либо конкретном жанре, стиле искусства. Участники пассивной субкультурной группы слепо подражают своему «идолу» в поведении, речи, одежде и т. д.

Эти группы не имеют социального и политического характера. У них нет своей философии. Есть только желание повторить что-то или кого-то. Эти они самовыражаются. Представители таких групп являются:

  • слушателями,
  • потребителями,
  • зрителями,
  • поклонниками,
  • фанатами.

Активные

К активным субкультурам относятся те, представители которых сами создают и развивают свою культуру, участвуют в ней и активно влияют на социум. Притом в свою очередь активные группы можно поделить:

  • на активные физически (скейтеры, сноубордисты, серферы, роллеры, триальщики, паркурщики, байкеры, а также все экстремальные молодежные группы);
  • активные ментально (битники и члены литературных объединений).

Активные группы можно разделить:

  • на репродуктивные (ролевики и реконструкторы, меломаны);
  • продуктивные (хиппи, панки, металлисты, рокеры, инди, граффити, лито).

По отношению к обществу

Г. А. Нигматулина выделила толерантные субкультуры (байкеры, брейкеры, реперы), нигилистические (мажоры, битники), негативно настроенные группы (хиппи, панки), агрессивные (скинхеды).

  • Представители толерантных групп стараются максимально отстраниться от внешнего мира и не выражать своего отношения к нему.
  • Нигилисты показывают свой стиль жизни и ценности, но не противопоставляют его общепринятым нормам, а предоставляют в виде альтернативы.
  • Негативно настроенная молодежь выражает недовольство и отвращение к общепринятой культуре, но не пытается ее разрушить.
  • Представители агрессивных групп прямо пропагандируют непринятие главной культуры общества и выражают свое отношение открытыми протестами.

Как способ самовыражения

И. Ю. Сундиева любую субкультуру рассматривает как самодеятельность (культурную, политическую, социальную) и способ самовыражения. И выделяет агрессивную субкультуру, эпатажную, альтернативную, социальную и политическую.

  • Агрессивная субкультура имеет культ физической силы (жесткое противостояние мы – они) и внутреннюю иерархию.
  • Эпатажная субкультура подразумевает самовыражение через внешний вид, вызов сложившимся нормам и правилам.
  • Альтернативная культура представляет собой выработку поведения, проведение досуга, образ жизни, отличные от общепринятых.
  • Социальная культура имеет цель в виде решения конкретных социальных задач (экологические, этнокультурные и движения милосердия).
  • Политическая субкультура имеет свои идеи и направлена на изменения социальных ситуаций в стране согласно этим идеям.

По типу интересов (Ю. В. Монько и К. М. Оганян)

  • Музыкальные (рейверы, рокеры, брейкеры, битломаны, металлисты, реперы).
  • Интеллектуальные (толкиенисты, археологи, русачи).
  • Религиозно-философские (неохристиане, пушкинисты, буддисты).
  • Спортивные (фанаты, роллеры, байкеры).
  • Компьютерные (хакеры, администраторы).
  • Контркультурные (хиппи, панки, стиляги).
  • Деструктивные (люберы, гопники, скинхеды, фашисты).

По принципу включенности индивида

Предлагаю свою классификацию молодежных субкультур по принципу включенности молодого человека в субкультуру и объему ее влияния на жизнь индивида.

Поверхностные субкультуры

Характерен внешний эпатаж, исключительно внешнее самовыражение. Представители не имеют конкретной философии, правил, установок и ценностей. Как правило, такие субкультуры не опасны. К ним относятся:

  • фрики,
  • хипстеры,
  • косплееры.

Субкультуры убежденности

Субкультуры убежденности не затрагивают внешний вид человека, но оказывают большое влияние на его мировоззрение, поведение. Могут иметь свои правила, принципы, установки. Такие субкультуры способны создавать угрозу и проблемы обществу. К ним относятся:

  • хакеры и кракеры;
  • геймеры;
  • язычники и неоязычники.

Субкультуры глубокой включенности

Субкультуры глубокой включенности индивида имеют конкретные философию, мировоззрение, идеи, пытаются достичь их (законными и/или незаконными способами). При этом имеют внешние признаки принадлежности тому или иному движению. Могут переходить в субкультуры поклонения. К ним относятся:

  • хиппи,
  • панки,
  • готы,
  • растаманы.

Субкультуры поклонения

Субкультурам поклонения (фанатизма) свойственно полностью охватывать все сферы жизни индивида, формировать его взгляды, потребности, поведение. Чаще всего проявляются и внешне. Являются опасными для общества. К ним относятся:

  • футбольные болельщики,
  • нацисты,
  • скинхеды,
  • сатанисты.

На практике классифицировать субкультуры и определять принадлежность индивида к той или иной молодежной группе сложнее в силу двух причин:

  • Во-первых, одна и та же субкультура может быть охарактеризована с разных сторон и относиться к разным типам.
  • Во-вторых, субкультуры часто взаимодействуют друг с другом, заимствуют что-то из других культур, видоизменяются, «умирают» и возрождаются, развиваются. Эта специфика может усложнять деятельность по подбору средств и методов взаимодействия с группами.

Ценности субкультур

Ценности молодежных субкультур до сих пор не исследованы до конца. Возможно, это связано с их динамичностью, трансформацией и тенденцией к заимствованиям.

Ценности субкультур – диктуемые субкультурой приоритеты и потребности во всех сферах жизни индивида (социальная, духовная, материальная).

  • Как правило, ценности молодежных субкультур не противоречат полностью общепринятым образцам. Чаще они могут мирно сосуществовать или же критике поддаются отдельные аспекты жизни общества. Группы, ценности которых абсолютно противоположны общепринятым, называются контркультурами.
  • В культуре российской молодежи встречаются элементы как контркультур, так и субкультур. В молодежной субкультуре наиболее важной сферой является досуговая. Отсюда и вытекают многие особенности времяпрепровождения и мировоззрения молодых людей.

Для некоторых субкультур, например диггеров и толкиенистов, главной ценностью является риск, поиски приключений, испытание себя, поиски новых и необычных ощущений, смысла жизни. Такая же тяга к риску движет и членами субкультур, связанных с опасными видами спорта.

Можно выделить несколько групп субкультур, классифицировав их по ценностям.

По направленности ценностей

  • Музыкальное направление (рокеры, рэперы, металлисты и т. д.).
  • Спортивно-экстремальное (паркурщики, скейтеры, байкеры, мотоциклисты, велосипедисты, воркаут).
  • Субкультуры виртуального пространства (геймеры, хакеры, иные интернет-субкультуры).
  • Модно-потребительские группы (хипстеры, стиляги и т. д.).
  • Эпатажно-эскапистские (эмо, готы, хиппи).
  • Спортивные болельщики (футбольные фанаты, ультрас).
  • Танцевальные группы (брейк-данс, хип-хоп и другое).
  • Креативно направленные (граффити).
  • Творчески увлеченные (анимешники) и творчески-имитационные (реконструкторы, толкиенисты).

По типу объединения ценностей

  1. По типу времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы, нацисты). Для них ценностью является формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, участие в решении политических проблем, сохранение и восстановление памятников культуры и истории, улучшение окружающей среды, любая социальная и политическая активность.
  2. По образу жизни (пипл, хайрасты, религиозные организации, «системники» и любые их ответвления). Пропагандируют и следуют идее ценности человеческого общения, мира и любви. Представителей таких групп объединяет поиск бытия без экономических и социальных проблем, противоречий, войн, повседневных хлопот и иных потрясений. Очень часто даже повзрослев, люди не уходят из этих субкультур, так как для них это не способ проведения досуга, а сама жизнь.
  3. По альтернативному творчеству (не признанные официально художники, скульпторы, музыканты, граффитисты). Первое место занимает творческая самореализация. Они рисуют, пишут стихи, музыку, но их творчество выходит за рамки общепринятого, потому не признается официально.

По уровню преемственности и ценности ПАВ

  • Группы с негативным отношением (неонацисты, шовинисты, движение стрэйт-эджд).
  • «Группы риска» (растаманы, хиппи, панки, рейверы, рэперы, эмо, готы, байкеры).
  • Группы с нейтральным отношением (аниме, натуристы, нудисты, ролевики, толкиенисты).

По отношению ценностей к общепринятым способам их достижения

  • Конформисты. Ценности группы совпадают с общественными и достигаются законными средствами.
  • Ретретисты. Ценности группы совпадают с общественными, но достигаются любым путем, в том числе противозаконным.
  • Ритуалисты. Общественные ценности отрицаются, но ценности субкультуры достигаются только законным путем.
  • Инноваторы. Не признаются ни ценности, ни способы их получения. Участники предлагают альтернативные методы достижения целей.
  • Мятежники. Не признаются ценности и способы, выдвигаются альтернативы. Для их достижения выбираются любые методы.

По гендерным ценностям

  • Андрогинность (отсутствие отличия полов и разделения социальных ролей). Тенденция заметна, например, у эмо, глэм-рокеров, фриков, готов, анимешников, хиппи.
  • Маскулинность (культ физической силы, брутальности и мужественности). Характерна для футбольных фанатов, байкеров, металлистов, скинхедов, гопников.
  • В некоторых субкультурах сохранилась гендерная идентификация и разделение ролей (гламур, ролевики, хип-хоп).
  • Гендерно индифферентные, то есть нейтральные группы (панк, раста, рейв, альтернатива, роллеры, скейтеры, сноубордисты, хакеры, растаманы).

Спорным является вопрос о причинно-следственных связях между ценностными ориентациями субкультур и особенностями современной молодежи:

  • с одной стороны, молодежь сама создает и развивает субкультуры, а значит, вкладывает определенные ценности;
  • с другой – субкультуры взаимодействуют друг с другом, с общей культурой, с культурой других стран, а значит, в них проникают новые (возможно, кому-то выгодные) установки.

Как правило, ценности субкультур очень влияют на формирование личности и оставляют свой след навсегда. Даже после самоопределения человека в обществе и ухода из субкультуры некоторые субкультурные ценности навсегда остаются с ним. Ценности и тенденции молодежной среды, наблюдаемые в наши дни, могут укорениться и стать определяющим фактором в формировании будущего страны, общества, мировой культуры.

Напоследок предлагаю познакомиться с новым и опасным молодежным движением «Молодежный патруль». Это яркий пример деструктивной и асоциальной молодежной субкультуры. Неужели в таком мире мы хотим жить?

Социальные науки под субкультурой понимают часть культуры, отличающейся от общепринятой: системой ценностей, внешним видом представителей, языком. Субкультура, как правило, стремится противопоставить себя обществу, изолироваться от его влияния.

Само понятие было сформулировано в 1950-х годах в Америке. В статье будет рассмотрена молодежная субкультура, ее виды, идеология.

История и современность

В середине XX века появились первые молодежные неформальные объединения, в их основе лежали музыкальные предпочтения. Развитие рок-н-ролла, новые его направления привели к появлению таких видов субкультур, как битники, хиппи, рокеры, панки, готы и другие. В том или ином виде эти движения сохранили свою актуальность.

В XXI веке основу неформальных движений составляют не только музыкальные вкусы, а и различные виды искусства, спортивные увлечения, интернет-культура.

Если несколько десятилетий назад принадлежность к одному-единственному течению было однозначной, то сейчас фрагментарное вхождение то в одно, то в другое неформальное общество не вызывает неприятия и конфликтов в молодежной среде.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

  • музыкальное;
  • спортивное;
  • индустриальное;
  • интернет-культурное.

Арт-субкультура

Под арт-субкультурой понимают неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, и ролевые игры, и аниме.

Граффити - самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Граффити как вид субкультуры довольно популярен среди российской молодежи. В середине двухтысячных в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль этого направления.

Ролевики - жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы - еще одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты - фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.

В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.

Ролевые игры - вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то - альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.

Анимешники и косплееры

Еще один вид субкультуры молодежи - отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей - перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы - «аригато» - «спасибо», «сайонара» - «до свидания», так и специфичные: «каваий»- «мило», «прелестно», или «ня» - выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный - это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века - рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки - анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

Флагманы панк-рока - Sex Pistols, The Stooges (Игги Поп), Ramones. Для музыки характерно грязное гитарное звучание, провокационные тексты и эпатажное, на грани и даже за гранью приличия поведение музыкантов на сцене.

Игги Поп - один из ярких представителей панк-сцены - во многом заложил манеру поведения музыкантов этого жанра.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Нигилизм, нонконформизм и эпатаж - черты, определяющие представителей панк-движения.

Узнать панка можно по рваным джинсам, обилию металлических украшений, булавок, заклепок, цепей, волосам, окрашенным в яркий цвет, ирокезу или выбритым вискам, кожаной куртке-косухе.

Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе - то, что делает панк востребованным у молодежи.

Готика - эстетизация смерти

В 80-х годах XX века на волне пост-панка появляется новое музыкальное направление - готик-рок. Оно дает начало и новому виду субкультуры.

Готы не так яро протестуют против социальной несправедливости, они уходят от несовершенного мира, погружаясь в мистическую романтику и эстетизацию смерти. Их можно сравнить с приверженцами декаданса литературно-художественного направления на рубеже XIX-XX веков.

Меланхоличные, одетые, как правило, во все черное, готы видят прекрасное там, где обыватели его не замечают. Кладбища и старинные соборы, гротескная, наполненная мистическим смыслом графика, стихи, воспевающие упадок, триллеры и фильмы в жанре хоррор - неполный список увлечений представителей этого вида субкультуры.

Готы отличаются утонченным вкусом и высоким уровнем эстетических потребностей. Их можно назвать снобами в рок-музыке.

Черная одежда викторианской эпохи или более современные луки из латекса и кожи, макияж, основа которого - выбеленное лицо, на котором ярко выделяются накрашенные черным глаза и губы, - отличительные черты гота.

Готик-рок претерпевал изменения, разветвляясь на несколько направлений, так и вся субкультура менялась и расширялась вместе с музыкальным жанром. От классических The Sisters Of Mercy, Bauhaus, The Cure к London After Midnight, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Lacrimosa.

В таких странах, как Великобритания, Германия, США, в странах Латинской Америки готика сохраняет популярность на протяжении нескольких десятилетий, в России пик популярности этой субкультуры пришелся на 2007-2012 годы.

Индустриальные субкультуры

Индустриальная субкультура, виды и их характеристики ее рассмотрены ниже.

К индустриальным субкультурам относят:

  • диггеров;
  • сталкеров.

Диггеры - исследователи подземных военных или гражданских сооружений, заброшенных или действующих. Это могут быть как бомбоубежища, так и заброшенные бункеры, недоступные для пассажиров станции метро.

Для этой субкультуры характерен свой собственный сленг, понять который непосвященному будет сложно.

Сталкеры предпочитают исследовать всевозможные заброшенные объекты как гражданские, так и военные, города-призраки. Объектом их интереса могут стать и действующие промзоны, которые закрыты для посещения граждан.

Сталкеров привлекают индустриальные пейзажи, особая атмосфера заброшенных сооружений. Многие совмещают увлечение сталкингом с фотографией или графическим изобразительным искусством.

Представителей этой субкультуры отличает особая скрытность, большинство не афиширует точные координаты объектов, которые посещают, стараются не размещать личные фото на объектах в сети.

Интернет-субкультура

Распространение интернета привело к появлению таких субкультур, как «падонки» и блогосфера.

Появление такого интернет-явления, как «падонки», связано с сайтом «Удафф.ру». Именно его основатель первым начал продвигать общение в интернете с помощью специально исковерканных, написанных с ошибками слов. Такие выражения, как «аффтар жжот», быстро распространились на просторах Рунета.

Для «падонков» характерно не только нарушение норм русского языка, но и особо циничное отношение ко всему происходящему, высмеивание и обесценивание даже значимых событий.

Блогосфера как направление интернет-субкультуры объединяет людей, ведущих различные блоги. Это могут быть и каналы на «Ютуб», и дневники в ЖЖ, отчасти паблики и сообщества в социальных сетях. Блогеры касаются самых разных тем: кто-то освещает новинки кино и музыки, литературы, кто-то пишет о политике, кто-то ведет бьюти-блог.

Краткий список субкультур

Список видов субкультур, наиболее распространенных в России:

Музыкальные субкультуры:

  • панки;
  • металлисты;
  • готы;
  • рэперы;
  • фолкеры;
  • скинхэды.

Арт-субкультуры:

  • граффити;
  • ролевики;
  • отаку;
  • андеграунд.

Индустриальные субкультуры:

  • диггеры;
  • сталкеры;
  • кибер-готы;
  • риветхеды.

Интернет-субкультуры:

  • «падонки»;
  • блогосфера;
  • демосцена.

Субкультуры позволяют подростку найти единомышленников, лучше разобраться со своим внутренним миром, но в то же время это своего рода бегство от реальности.

Ближе к окончанию школы вопросы, как не быть похожим на других и одновременно «быть как все» в голове подростков находятся в постоянном конфликте, а родителей ставят в тупик.

Как можно справиться, казалось бы, с непосильной задачей, найти разумное решение в конкретном случае и собственный стиль в общем, научиться преподносить себя - эти темы безусловно интересны для 99% молодёжной аудитории. Если входите в эти 99%, выделите несколько минут своего свободно времени и разберитесь:

Если задаётесь вопросом, какую одежду носит молодежь, ответ прост: удобную, практичную, но при этом выразительную и броскую. Демократичная мода предлагает для парней и девушек сотни эффектных решений в любом стиле. Создать модный лук несложно не только консервативным представителям нового поколения, у которых в офисах или учебных заведениях принят строгий дресс-код, но и представителям различных субкультур. В тренде ярко выраженная индивидуальность: предстать в образе панка или хиппи сейчас не то что не зазорно - прогрессивно и культово.

Если поставить чётко вопрос, что должно появиться в гардеробе в новом сезоне, – глобальное обновление не требуется. В моде всё те же джинсы (правда линия талии вернулась на природное место и даже поднялась выше). Если хотите придать им трендовый вид - прорвите огромную дыру на коленке, хорошо потрепайте их в стиральной машине, оборвите низ или хотя бы подверните их до уровня щиколоток. Остаются актуальными фактурные свитера и объёмные толстовки с рисунками. Принт несколько видоизменился, но ключевое слово здесь: «принт», поэтому с подобной одеждой можете фантазировать как заблагорассудится.

Современная молодежная мода: популярные стили

В тренде сейчас несколько модных направлений, тесно переплетающиеся между собой, но имеющие характерные признаки. Остаются популярными эксперименты, поэтому не бойтесь смешивать одежду в разных стилевых решениях и удивлять смелыми миксами.

Популярные молодежные направления в моде:

  • Streetwear не сдаёт позиции, что и не удивительно. Практичные вещи в этом пока составляют львиную долю в молодёжном гардеробе.
  • Sport Style в новом сезоне помимо «чистого» вида представлен в смелых комбинациях. Например поверх спортивного костюма можно надеть пальто или носить его с босоножками на каблуке.
  • Boho Chic находит своё отражение в этнических орнаментах и некоторой «цыганщине» в многослойных нарядах «оверсайз».
  • Grunge начинает запускать свои щупальца всё больше и больше. В тренде винтажные вещи и хиппи-стиль.
  • Country Style смягчает повседневные образы. Удобные вещи из натурального хлопка - не только практично, но и очень модно.

Ах, эта мода, мода, мода… Капризная и быстротечная. Каждый новый сезон парнями и девушками, отслеживающими тренды, ожидается с благоговейным трепетом: чем дизайнеры удивят, порадуют или даже ошеломят в этот раз? Абсолютно все люди стремятся следовать модным тенденциям, но в то же время хотят носить удобную и комфортную одежду, которая не подведёт в любую погоду. Что же приготовила женская и мужская молодежная мода к 2018 году?

Молодежная мода для парней

Молодежная мода для юношей продолжает лучшие традиции прошлого сезона:

  • в тренде многослойность, но всё функционально, нет ничего лишнего;
  • особенно актуален сельский стиль: клетчатые рубахи в сочетании с джинсами – самый популярный дуэт на подиумах и в гардеробах жителей мегаполисов;
  • новинка сезона - хиппи стиль: фактурные свитера «оверсайз», джинсы, проживающие «третью жизнь» – то, что должно быть в гардеробе у каждого, уважающего себя модника.

Самое интересное: какие куртки носит молодежь. Конкуренцию объёмным пуховикам составляют короткие куртки из блестящей болоньи с огромным меховым воротником. Любители SWAG осенью 2018 года могут не напрягаться: за них всё решили именитые дизайнеры, причём с поразительным единогласием.

Молодёжная мода для девушек в новом сезоне потрясает воображение разноплановостью, но все коллекции объединяет общая черта - яркость. Это может быть насыщенный цвет, нестандартный крой или неожиданный декор, броский принт.

Самые актуальные тренды:

  • перья, блестки, «лохматый» декор в стиле 20-х прошлого века;
  • мозаика из пайеток, страз, лаковых аппликаций, с «зеркальным» эффектом;
  • рюши не выходят из моды, но в этом сезоне они отличаются фактурностью: в тренде кружевной, трикотажный и даже замшевый или кожаный присборенный декоративный элемент;
  • актуальна многослойность: отсюда мода на сарафаны и короткие курточки;
  • мех в этом сезоне не только ткань для верхней одежды, а в первую очередь вариант отделки;
  • самые актуальные принты: портреты, мультяшные герои, изображение фруктов и овощей.

Принт в этом сезоне популярен не только на одежде, но и на обуви. Если «разрисованные» сапоги для Вас «слишком» – остановитесь на ярком цвете или с анималистичным рисунком.

Молодежная мода: уличный стиль

Уличная мода - номер один в создании стильных молодёжных образов. В тренде джинсы и трикотажные штаны на манер спортивных, футболка, толстовка и свитшот, как обычно, – номер один в повседневном гардеробе. Базовые вещи практически одинаковы в мужском и женском гардеробе, для девушек больше вариантов декора.

Самое актуальное в новом сезоне: разбавлять серые будни яркими красками. В тренде фейерверк насыщенных цветов и сочетание вещей в разных стилях. Актуальны вещи «унисекс» и ярко-выраженного спортивного дизайна. Молодежная мода для мужчин дублируется в женском уличном стиле.

Что преподнесла уличная молодежная мужская и женская мода в новом сезоне?

  • 1. Сочетание ярких цветочных принтов и клетки: приветствуется яркий контраст.
  • 2. Яркую обувь и модели с цветочными принтами, которые носят с однотонной одеждой в спокойных тонах.
  • 3. Джинсы с «высокой» талией, короткие и широкие, зауженные и подвёрнутые или с «рваным» низом.
  • 4. Широкие и даже несколько мешковатые пальто. Особенно актуальны огромные воротники и очень широкие пояса.
  • 5. Яркие колготки: задействованы все цвета спектра, включая даже кислотные.
  • 6. Короткие куртки с шикарными воротниками или отделкой капюшона из натурального меха: размер меховых фрагментов настолько большой, что наталкивает на мысли о нарочитой помпезности.
  • 7. Меховая отделка по низу изделий (в том числе юбок и брюк) и кожаные оборки.
  • 8. Одежда с рисунком 3D (полная запечатка). №1 в плане популярности рисунков - портрет.
  • 9. В плечевой одежде акцент делается на рукава: это может быть оригинальный крой, нестандартная длина или контрастная отделка.
  • 10. Асимметричное плиссе - самая неожиданная и оригинальная новинка, причём длина юбки может быть самая разная.
  • 11. Какие шапки носит молодежь? Парни и девушки в этом сезоне дружно надевают ушанки и шапки с огромными помпонами и «лохматой» опушкой.

Создавая модный лук, придерживайтесь трех правил: ярко, насыщенно и свободно. В этом случае Вы не ошибётесь и будете выглядеть стильно при любых обстоятельствах.

Молодежные течения (или субкультуры)

Субкультура (подкультура, лат.) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей в конкретном обществе. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры. Субкультура может отличаться от общепринятой языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые - носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Как правило, говоря о субкультурах, подразумевают молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки или другими увлечениями, представителей таких движений иначе называют неформалами. Неформалы - так называемая особая субкультура. Она закрыта от исследования, мало привлекает внимание социологов, психологов. Трудность состоит в том, что в данном случае нельзя говорить о неформальных течениях, не общаясь с людьми, которые к ним относятся. Согласно русскому толковому словарю, неформал - член неформальной, официально не утвержденной организации, группы.

Какие бывают молодежные субкультуры?

Существует очень много молодежных объединений различной направленности. Вот некоторые из них: хиппи, панки, скинхэды, готы, эмо-киды, ролевики, растаманы, различные клубные культуры, смешанные течения. С появлением моды на определенные музыкальные направления, виды развлечения, компьютерные игры, литературу, клубы, а иногда и разнообразные психоактивные вещества, появляются и различные молодежные направления, в которые включаются единомышленники, увлекающиеся и посвящающие себя данному направлению деятельности.

Почему молодые люди вступают в субкультуры?

В подростковом возрасте особенно велика возможность вступления в ту или иную молодежную организацию, принятие ценностей и норм определенной субкультуры. Очень сильна реакция группирования . Многие внутренние ощущения и эмоции подростка очень остро переживаются, ему необходимо разделить их с теми, кто чувствует то же самое. Важно почувствовать опору и силу группы единомышленников. Желание экстрима и новых острых ощущения порой толкает на вступление в группы экстремальной направленности.

Иногда связь с субкультурой становится необходимым человеку при дезадаптации в обществе, а также из-за некоторых психических отклонений. Многие субкультуры предоставляют возможность носить как бы "сценический образ", некую маску, под которой можно скрыть свое истинное лицо. У некоторых людей просто нет возможности выразить себя вне рамок данной субкультуры. Тогда как среди ее участников они чувствуют уважение, взаимопонимание, имеют определенный социальный статус. Многие из них слушают и пишут соответствующую музыку, занимаются творчеством, близким по духу к определенной субкультуре, но не имеют возможности в силу особенностей психики существовать и добиваться успеха в среде обычных людей.

Родителям важно понимать, что отношение подростка к субкультуре, связь его с группой единомышленников, принятие их норм и ценностей (одежда, жаргон, поведение) - все это является абсолютно нормальными для подростка проявлениями. Не обязательно такое поведение будет носить экстремальный, криминальный характер или повлечет за собой употребление наркотиков. Конечно, необходимо внимательно следить за жизнью своего ребенка, однако, не забывайте - подростку в это время как никогда нужна свобода и наличие собственного мира, в который он допускает или не допускает вас по личному желанию. Не стоит грубо вмешиваться в его жизнь - это может навредить вашим отношениям.

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Не проходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения. К концу ХХ столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.

Отклонения от норм могут носить позитивный и негативный характер. В первом случае девиантным поведением может послужить проявление инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений. Во втором же случае последствиями отклоняющегося поведения может послужить вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а так же личности, допускающей негативные отклонения. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека или группы людей: чудачества, эксцентричность. Примером такой девиации являются различные неформальные молодежные объединения (неформалы).

Неформалы - так называемая особая субкультура. Она закрыта от исследования, мало привлекает внимание социологов, психологов. Трудность состоит в том, что в данном случае нельзя говорить о неформальных течениях, не общаясь с людьми, которые к ним относятся.

ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В зарубежной науке психология девиантного (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на то, что должен включать в себя термин «отклоняющееся поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предполагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые - социальное творчество. Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение - это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы». Из всего выше сказанного напрашивается логический вывод - девиация чрезвычайно многолика.

Девиантное поведение определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. Однако критерии определения поведения как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. Например, захват чеченскими боевиками больницы в Кизляре или Будденовске для большинства россиян - преступная акция, т.е. явная девиация, но с точки зрения чеченцев, ведущих войну с российскими войсками, - акт возмездия и мужественный поступок.
На этом примере можно убедиться в том, что, во-первых, девиация связанна с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых различными людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением, другие - нормой, даже героизмом. Существует довольно сложная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту.
Как и сами нормы, так и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной значимости. Если нарушаются моральные нормы, существующие в обществе обычаи, традиции, правила общежития, то эти нарушения называются ассоциальным поведением (антиобщественные поступки). Для этих форм поведения характерна небольшая степень общественной опасности, которую целесообразно назвать общественной вредностью. Если же нарушаются не только моральные нормы, но и правовые нормы, то мы имеем дело с противоправным поведением, к которому относят хулиганство, хищения и другие преступления.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды отклоняющегося (девиантного) поведения:
Деструктивное поведение , причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам, - накопительство, конформизм, мазохизм и др.
Асоциальное поведение , причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
Противоправное поведение , представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагает различать «первичную» и «вторичную» девиацию (К. Мак Кэгни, Д. Миллер, С. Смит, Р. Мейер)
При «первичной девиации» на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться. На втором уровне отклоняющегося поведения (вторичная девиация), окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.

При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы - преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением.
В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.

МОЛОДЕЖНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Согласно русскому толковому словарю, неформал - член неформальной, официально не утвержденной организации, группы. В неформальной среде существует множество неформальных движений: хиппи, панки, металлисты, гранжеры, растаманы, толкиенисты и др.

ХИППИ
Хиппи - группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни.
Советский энциклопедический словарь.
Движение хиппи зародилось в 60-х в Лос-Анджелесе - об этом знают многие. Но на самом деле нечто, напоминающее современных хиппи, появилось в 20-х годах в Германии. Молодые люди объединялись в группы под названием wandervogel . Они носили длинные волосы, порицали городскую цивилизацию, читали индийских философов и ратовали за свободную любовь.
Это одно из старейших неформальных течений молодёжной субкультуры. Незабываемые 60-е годы, "эпоха цветов". Революция, о поражении которой так много говорили в 70-х, на самом деле победила. Музыка 60-х, театр 60-х, живопись 60-х - это попытка вытолкнуть себя за привычные пределы. Случалось, что в этом "движении за" черный ход (травка1, игла2, колеса3) использовался куда чаще, чем парадный (медитация и прочие психотехники). 60-е дали движение, может быть, безнадежное и неправильное. Но ведь была попытка выскочить за пределы "человеческого". Хиппи, как известно, дети цветов, и немудрено, что они обожают все яркое, цветастое. Настоящий «хипповский прикид» обычно является произведением искусства, и, конечно же, - вершина хиппового самовыражения - феньки4. Фенька может быть какой угодно. Само слово произошло от вольной интерпретации английского "thing". Первоначально так назывались любые мелочи, которые дарили друг другу. Позже так стали называть в основном украшения, причем самодельные. Фенька - не просто украшение, она несет определенную смысловую нагрузку. Учитывается все: цвет, стиль, размер. У нее должно быть имя, которое ей обычно придумывает автор. Феньки используются у супругов-хиппи вместо обручальных колец. Встречаются "бродячие" феньки, которые передариваются неимоверное количество раз и иногда успевают обойти почти всю страну.
Конечно, нынешнее поколение хиппи не совсем похоже на первоначальное. Зачастую молодежь, называющая себя так теперь, далека от духовности шестидесятников. Несмотря на внешние атрибуты, в ней не сложно увидеть лишь имитацию. Всевозможные феньки, вещи из second hand, традиции free love5, музыка "Дорз" и Дженис Джоплин6 - ничего не могут принести человеку, который на самом деле далек от самой идеи, идеи Любви Всеобщей и Всепоглощающей, человеку, далекому от поиска и от пути к этой любви. Ведь главное, что объединяло, что заставляло людей называть себя хиппи была идея - пацифизм. Само слово “пацифизм” происходит от латинского “pacificus” (умиротворяющий), и очень часто пацифизм толкуется как “борьба за мир” и стремление жить без войны. Конечно, это верная точка зрения, но уж очень упрощённая ведь, пацифистская теория гораздо глубже и радикальнее. Смысл пацифизма заключается в отказе от всякого насилия для достижения каких-либо целей. Это включает в себя не только отказ от войн, но и провозглашает абсолютное ненасилие. Истинный пацифист никогда не прибегнет к насилию, даже для собственной защиты или защиты своих родных и близких. Но тогда возникает непроизвольный вопрос: “А как же тогда бороться со злом, не уничтожая его?”. У пацифиста есть ответ на этот вопрос, “Ведь если отвечать насилием на насилие (т.е. сопротивляться), то зло в мире не только не исчезнет, но и наоборот - его станет в два раза больше”.
Если же смотреть шире, то схожие идеи мы можем найти в библии. Некоторые одним из первых пацифистов называют Иисуса Христа. Как мы видим, его заповеди полностью выполняются пацифистами: “Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” и “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас”. В принципе библейские заповеди и стали основой для идеологии хиппи.
И задолго до Христа сходные мысли высказывал ещё один знаменитый пацифист Суддхартха Гаутама, известный под именем Будды: “Освободи своё сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожится ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожится она”.
Из всего вышесказанного напрашивается логичный вывод о том, что многие люди, считающие себя пацифистами, на самом деле не являются таковыми. А рассуждают они примерно так: “Сам я человек мирный. Не собираюсь ни на кого нападать, но если нападут на меня или на моих близких, то, защищая их, я буду обороняться”.
Точно также многие люди, не имеющие с хиппи ничего общего, любят надеть на себя фенечки, ксивники, хайратники7. Сами хиппи иронично называют таких людей “клюхами” (аббревиатура от насмешливого выражения “Клуб Любителей Хиппи”). В наши дни хипповская атрибутика вошла в моду. Многие символы носятся людьми “просто так”. Как видим - не все люди, внешне напоминающие хиппи ими являются. Влияние моды на людей - неизбежно.

Что же касается пацифика - излюбленного символа хиппи, то здесь существуют различные версии относительно того почему он имеет такой внешний вид.
Теория первая. В период “холодной войны” между СССР и США (60 -70 -е. гг. 20 в) во многих европейских странах проходили демонстрации протеста против разработки обеими державами стратегического оружия и размещения пусковых ракетных шахт в Европе. Пацифисты принимали в этих акциях самое активное участие. С тех пор пацифик у многих ассоциируется с ограничением ядерных вооружений: якобы круг пацифика ознчачет “запрет”, а символ в центре - ракета, которую нужно “ограничить”.

Теория вторая. Самая распространенная версия гласит, что центральный элемент пацифика - это отпечаток лапки голубя. А голубь, как известно - символ мира, радости и спокойствия.
Теория третья. Согласно этой теории центральная часть пацифика - руна. Если перевернуть её, то мы увидим нечто, напоминающее растущий тростник, или рога лося, что толкуется как “устремление вверх, сила, мощь”. Как известно, если перевернуть руну, то ее значение толкуется как противоположное, т.е. “покорность, спокойствие”. А круг в Древнем Египте являлся символом Солнца.
Существуют группы (объединения), неформалов, взаимосвязанные между собой и насчитывающие в общей сложности десятки тысяч сторонников, распространенные во многих крупных городах, имеющие более чем двадцатилетнею историю и субкультуру. Это движение выработало собственный язык (сленг), свои песни, стихотворения, манифесты и множество фольклорных историй, повествующих о деяниях легендарных хиппи. Это движение опирается на достаточно разработанную идеологию, впитавшую в себя элементы древнейших религиозных культов, идей Руссо, экзистенционализма, современного оккультизма, призывы авангардистов и ультралевых “бунтарей”. И все же бытует мнение, что хиппи как явление остались в прошлом и в наше время их просто не существует. И если же и есть люди следующие идеям хиппи, то идеи эти упрощены до неузнаваемости.
Очень сложно сосредоточиться на вещах нематериальных и освободиться от «бытовухи», когда все вокруг, даже люди любимые, считают твой путь ненормальным и стараются тебя «излечить». Но и среди современных хиппи существуют люди, которые духовно растут и которые стремятся к свободе и любви не только для себя, но и для ближнего. Они путешествуют автостопом9, стритуют с гитарами и флейтами на людных улицах10, встречаются друг с другом, обмениваются информацией, пишут стихи, сочиняют песни, живут с любовью и ради любви. Быть хиппи - это еще один путь, путь любви реальнее многих прочих, и этот путь имеет сердце.

ПАНКИ
Панк культура (хотя уместнее будет сказать - антикультура) возникла практически одновременно с хиппи - в начале 60-х годов в США. Первоначально она называлась “гаражным роком”, оттого, что начинающим музыкальным панк группам некуда было податься, кроме гаражей.
Панков можно разделить на несколько категорий: пионеры, бывалые панки, nazi-панки, прогрессивные панки11. У нас они появились в начале 80-х, в противовес культуре хиппи. Это были начинающие панки (или пионеры). Их вид ужасал окружающих: рваные джинсы, косухи, банданы, ирокезы12.
Для панк-моды, какой бы она не была (а многие панки принципиально против моды), характерны черный цвет, тяжелые рабочие ботинки и короткие или необычные прически (гребни, всклокоченные волосы или скинхедовская стрижка наголо). Иногда волосы красятся в необычные цвета. Наклепки с названиями групп и панк-лозунги отличают кожаные куртки панков от других субкультур. Внешний вид, однако, весьма разнообразен: не одежда делает панков панками. Как субкультура, панк, заряжается творческим, динамичным напряжением между ценностями общества и ценностями индивидуализма. Это общество нонконформистов, которые думают за себя (Think for yourself), но поддерживают друг друга.
Это очень пестрое собрание отверженных молодых людей, взгляды которых нередко противоречивы, которые стремятся усилить связи друг с другом и в то же самое время сохранить различия. Панк безжалостно реалистичен и одновременно идеалистичен до мозга костей. Носители панк-этноса (его перспективы, ценностей, позиции, обычаев, традиций) должны беспрестанно образовывать последующие волны новичков, многих из которых привлекают сенсационные репортажи в mass media, другие приходят от heavy metal13 к радикально иным ценностям панка. Когда в панк-среде возникает какое-либо новое течение, присущие панку бунтарство и дух сопротивления немедленно порождают оппозицию этой моде. Таким образом сохраняется разнородность.

ПАНК-ЭТНОС (Принципы панка)
Конечно, существует огромное разнообразие, и, возможно, никакой отдельно взятый панк не отвечает чистому архетипу, но, по-видимому, панк вообще обладает следующими характеристиками: Неравнодушие, предпочтение столкнуться скорее с враждебностью, чем с самодовольным безразличием. Близость к рабочему классу стилем и позицией, хотя и не всегда социально-экономическим происхождением. Несогласие, странность, стремление вызвать шок, абсолютный реализм, направленность против лицемерия, напыщенных фраз, желание столкнуть людей носом с реальностями, которых они не хотят признавать. Сердитость, агрессивность, конфрантационность, жестокость, драчливость - однако это поза вытекает из внутренней ранимости, ибо архетипичный панк молод, тщедушен, беден, бессилен и очень хорошо это осознает. Скептицизм, особенно по отношению к властям, романтике, бизнесу, школе, средствам массовой информации, обещаниям и будущему. Социальный критицизм, неравнодушие к политике, симпатия к людям вне закона, анархизм, антимилитаризм. Свободное выражение чувств, подвергаемых цензуре в вежливом обществе. Неприятие героизма, имиджа рок-звезды (Каждый музыкант - это фэн15, а каждый фэн играет в группе!). Презрение к респектабельности и карьеризму. Развитое чувство юмора и ирония (часто по отношению к себе), которая и спасает панк. Тяга к уму и насмешка над глупостью. Открытая сексуальность, нередко непристойность. Позитивное отношение к бисексуалам, гомосексуалистам и сексуальным экспериментам. Враждебность к официальным религиям, но не редко глубокая духовность. Дезорганизованность и спонтанность, но крайняя энергичность. И - превыше всего - честность. Они любят критиковать друг друга, но сплачиваются перед лицом общей враждебности остального мира.
Быть панком - это приключение. Панки - изгои по собственному выбору, по привычке или необходимости, которых тошнит от реальных ценностей общественного порядка. Они презирают большинство, которое критикуют панки за подверженность манипуляциям со стороны средств массовой информации, как не думающих, не ведающих, бредущих по жизни во сне, конформистских, управляемых модой овец, которых ведут к мягкому экономическому рабству и военной битве. Возможно, панки не в состоянии изменить мир, но они преданы идее создания острова свободы, общества инакомыслия и эксперимента, и они полны решимости не идти ко дну вместе с утопающей цивилизацией без вопля протеста, сердитого потрясения кулаками и проклятий бесчеловечным богам наверху.

Три Врага настоящего панка
1. McDonalds - проявление капитализма. Есть миллионы людей которые едят напичканное вредными пищевыми добавками мясо - это обман, а есть места где это все происходит и эти места пользуются популярностью во всем мире и это пресловутый капитализм!!! который панки НЕНАВИДЯТ
2. «Я скорее съем свой телевизор чем переключу на МТВ » - поет Московская панк-рок группа Смех. Настоящие панк группы клипов не снимают, а если и снимают то на МТВ их не за что не отдают. Появиться на МТВ для настоящего панка значит продаться. Но нашей глубинке это не грозит.
3. Бритоголовые нацисты и панки на дух друг друга не переносят . Ведь анархия, которую пропагандируют панки полная противоположность строгому фашистскому порядку.

Анархия как философия

“Я отрицаю всё, и в этом - суть моя
Затем, что лишь на то, чтоб
c громом провалиться
Годна вся эта дрянь, что на земле
живёт…”
Гёте.

“Анархия - мать порядка ” - это девиз, объединяющих всех панков-анархистов. Но что же такое анархия? Для нас это хаос, отсутствие всякой власти, а для них это цель к которой они стремятся, свобода.
Анархизм борется за уничтожение эксплуатации и угнетения в обществе. Их цель - изменить общество так, чтобы каждому была предоставлена возможность саморазвиваться. Главная проблема личности в современном мире - это нереализованость. Индивидуализм является не целью анархизма, а ценностью. Понятие человек - всего лишь биологическое понятие, для анархизма есть только личность. В свою очередь личность - это человек, осознавший себя как живой предмет. И предметом их веры служит не “Бог”, а вера в личность. Анархизм является нерелигиозной философией. Азы теории начинаются с критики религии, т.к. для них это черта авторитарного общества. Для них верить в Бога безнравственно, т.к. вера в него допускает существование самого главного существа. А среди панков не бывает “главного” или “вожака”, они все равны между собой.

Ещё одна черта анархизма - это антигосударственность. Панки никогда не боролись, и не будут бороться за государственную власть. Уничтожение государства интересует их потому, что вместо него они хотят создать иные социальные институты.
В нашем мире личность ежедневно подвергается эксплуатации и угнетению - и таких личностей большинство. Анархистский феминизм выступает за равенство прав женщин и мужчин, которое возможно только в безгосударственном обществе. Каждому члену общества при рождении должны быть предоставлены равные возможности. В анархистской философии не существует “свободы для”, а существует лишь “свобода от” - отчего-либо.
Наше современное общество ещё не готово к анархии. Чтобы ни от кого не зависеть, а в первую очередь не зависеть от государства нужно сделать ещё один шаг вперёд. Мы не привыкли быть самостоятельными, так же как и быть пацифистами. Само слово анархия пугает многих людей, т.к. под ним они видят лишь один беспредел, но если подумать, то гораздо больший беспредел творится сейчас!

СКИНХЕДЫ (SKINHEADS)

Впервые Skin-Head`s появились в Великобритании в середине 60-х годов. Скинхедами была рабочая молодежь с задворков городов, именовавшая себя "working class kids" ("рабочая молодежь").
Традиционные Скинхеды, тех лет выглядели почти одинаково: короткая стрижка, подтяжки, джинсы и тяжелые ботинки на большой шнуровке (про которые сами же скинхеды шутили «А ботинки у нас такие потому, что Лондон тонет в дерьме»), но весь этот «прикид» не был придуман специально для драк как утверждается во многих источниках. На самом деле большинство скинхедов занимались тяжелым трудом. Тем, кто работал с ручными лебедками в доках, требовалась прочная и удобная одежда, способная прежде всего обеспечить их безопасность. Ботинки с крепким стальным носком могли предохранить ноги от падения ящиков или других тяжелых предметов, подтяжки прижимали одежду к телу и не давая ей возможности зацепиться за что-нибудь. Джинсы или простые холщовые штаны из крепкой ткани имели крепкие двойные швы, и, наконец, рубашка и куртка имели накладки на плечах, предохраняющие рабочих от дождя и сырого морского ветра. В дни футбольных матчей надевались шарфы, шнурки и подтяжки разных цветов - красные, белые, синие, которые соответствовали цветам их любимых команд. С расцветом футбольного хулиганства в употребление вошли темно-зеленые ветровки "Alpha Jacket" (пилот), позволявшие легко выскальзывать из рук соперников. Так одевались в дни футбола, а на концертах и на улице носили обычные куртки, часто джинсовые, черные подтяжки и черные шнурки. Появление в такой одежде на улице означало вызов обществу. Скинхеды любили, драться, играть в футбол на улице, и отдавали свое предпочтение небольшим подвальным клубам в которых они пили пиво и веселились под музыку.

Первоначальное музыкальное направление, которое очень нравилось скинхедам было Ска и рокстеди называемые в те времена "музыкой улиц" которую играли в основном приезжие с Ямайки. Но в 70-х годах у скинхедов появился свой музыкальный стиль совместивший в себе Ска, рокстеди и буйствующий в это время панк, позже называнный музыкальным журналистом Гари Бушелем, Oi. Но все было не так уж и прекрасно, скинхедов недолюбливали, за их гордость и честность, что они ставили превыше всего, и за их хулиганские выходки, ведь они часто дрались. И главный принцип всей идеологии скинов это полное отрицание всего, в том числе и политике. Из-за которой в будущем скинхедов стали путать с Бритыми, в следствии того, что "Нац. фронт" мечтавший в то время в Великобритании занять место в парламенте, обратил внимание, на бесчинствующие молодежное движение. Для выигрыша в выборах партия решила войти в доверие Скинхедов и тем самым заручиться поддержкой молодежи. Для этого они «купили» несколько Oi групп популярных среди Скинов и те стали петь, об Арийской расе, Белой силе, нацизме и расизме. Но этого было маловато для охвата большинства Скин-объединений. Тогда Национальный Фронт купил прессу, которая моментально стала писать, о патриотической молодежи, борющейся за свою родину (случаи на рассовй почве были известны в те времена когда Скинхеды вместе с чернокожими ходили драться с приезжими Пакистанцами) и свободу, это и привлекло мало понимавшую в расизме молодежь. Просто Скинов купили, превратив их из неформального движения протестующего против политики в ПОЛИТИЧЕСКУЮ организацию, хоть "Национальный фронт" и проиграл свои выборы в парламент, но мутацию Скин культуры в субкультуру все же выиграл. Бритых было не остановить и к середине 90-х годов они появились во всех европейских странах...

В восьмидесятые годы в США, NYC, вскоре после того, как там начала развиваться наци-сцена, появились "шарпы" - одна из уличных банд. Слово "SHARP" означает "Skinheads Against Racial Prejudices", то есть "Скинхеды Против Расовых Предрассудков".
Шарпы были тоже традиционными скинхедами, только более деятельными. Они ценили свою историю и слушали традиционную скинхедовскую музыку - рокстеди, реггей и ска, многим нравились Oi! и панк-7716. С самого начала они невзлюбили Бритых - сражались с ними на улицах, мешали делать концерты. Шарпы старались донести до людей знания о том, кто такие скинхеды на самом деле. Сверх того они не ставили себе никакой цели, но их действия были достаточно успешными - люди их услышали.
Они носили нашивки "S.H.A.R.P." с троянской каской - тот самый оранжевый значок, который Trojan Records ставили на своих пластинках тридцать лет назад. Шарпы гордились тем, что и в их сердцах горит огонь, зажженный скинхедами в далеком 1969 году. Название "SHARP" придумал парень по имени Маркус, он же был первым, кто сделал себе такую нашивку.
Единство всех рас их не особенно волновало, равно как и единство всех скинхедов - им было важно сохранить самих себя. И им это удалось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключительной части настоящей работы следует подвести итоги и сделать выводы по рассматриваемой теме. Во-первых следует еще раз напомнить, что же из себя представляет отклоняющееся поведение. Девиантное поведение определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. Это такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях. Существует огромное множество форм и видов проявления девиантного поведения, но в каждом обществе имеются существенные общие черты, которые позволяют рассматривать такие разные явления в единой совокупности.
На основании проведенной со старшеклассниками работы можно сделать следующие выводы: в большинстве своем ученики имеют довольно ограниченные познание в области девиантного поведения, неформальных течений, да и неформалов как таковых.
Результатом дезинформации в данной области является предвзятое, резко негативное и во многом неверное представление и отношение к неформальным объединениям и отдельным представителям молодежных течений. В большинстве своем в неформале ученики видят человека не похожего на них, а значит человека у которого есть определенные проблемы или комплексы, «плохого человека». Причем, как показало тестирование, в каждом из опрашиваемых классов хотя бы один из учеников причислял себя к какому-нибудь неформальному течению и не скрывал этого от своих одноклассников. При заполнение анкет ни один из учеников не подумал о том, что представитель того или иного молодежного объединения в данный момент находится с ним в одном помещение. В одноклассниках-неформалах ученики видели обычного человека и им была безразлична его внешность, музыкальные пристрастия и мировоззрения.
Думаю, результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость информирования старшеклассников в области не только современной культуры, но и субкультуры. Быть может следует подробнее рассмотреть этот вопрос на уроках обществоведения или культурологии (в классах с гуманитарно-эстетическим образованием). Это поспособствовало бы развитию толерантности у молодых людей по отношению к отличающимся от них людям.