Жанры музыкального фольклора. Какие жанры музыкального фольклора существуют? Вопросы к экзамену (зачету) Вопросы по фольклору

Фольклор – это те произведения, которые являются плодом творчества народа; они долгое время передавались от одного сказителя к следующему. Сам термин происходит от слияния двух слов – «народ» и «мудрость». С 19 века поднялась волна интереса к фольклору, началась активная запись сказаний, былин, легенд и т.д., их классификация и изучение.

Произведения фольклора

Фольклорные произведения принято делить на лирические, драматические и эпические. Среди драматических жанров выделяют так называемые «Народные драмы». Лирические – это народные песни, причитания. Эпические – это произведения сравнительно больших объемов; к этой категории относят:

  • Легенды;
  • Сказки;
    Былинные циклы: к примеру – Киевский, Московский и Новгородский. Каждый из них посвящен своей теме: Киевский – богатыри объединяются для защиты своей родины вокруг двора князя Владимира. Московский – о городских нравах того времени. Новгородский посвящен, в частности, таким личностям как Садко или Василий Буслаев;
  • Исторические песни.

Но кроме больших жанров есть и малые:

  • Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, пестушки, потешки и др, а так же произведения, которые сочиняют сами дети, например – страшилки);
  • Народные песни – те, которые обычно пелись при работе в полях; так же сюда можно отнести и обрядовые песни – к примеру, свадебные;
  • Пословицы и поговорки – афористические изречения, в которых отражен народный опыт. Например: «Старый друг лучше новых двух» или «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»;
  • Игры;
  • Заклички – одна из форм песенного жанра, что-то среднее между песней и заговором. Люди просили у сил природы или некоторых животных, которые считались символами весны, счастья, здоровья, богатства, урожая для себя и своей семьи. При этом, в текстах силы природы олицетворялись, к ним обращались как к чему-то живому.
  • Считалки;
  • Скороговорки;
  • Загадки.

Связь фольклора и литературы

Хотя между фольклором и литературой есть огромная разница, в них есть и общие черты. Они создают художественные образы, имеют похожую родовую систему, многие авторы искали и находили вдохновение (а то и темы) для своих работ в фольклоре, а некоторые авторские произведения настолько приживались в обществе, что почти никто и не помнил, что у них есть автор.

Данный урок проводится в игровой форме с использованием групповой работы. Урок сопровождается презентацией, на слайдах которой размещены как задания, так и правильные ответы. Он может быть использован как на уроках литературы в 5 классе, так и на уроках литературного чтения в начальном звене.

Цель игры : систематизировать и обобщить знания по теме «Фольклор»; проверить качество знаний.

Задачи:

  • Обучающие - формирование практических умений использовать полученные знания по теме «Фольклор»; обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отрабатывание навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;
  • Развивающие - формирование самостоятельности мышления в условиях групповой работы.
  • Воспитательные - воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы; привить интерес к изучению литературы; воспитывать толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, распечатанные задания.

Правила игры.

В викторине принимают участие три команды, которые выбирают тему для вопроса. Правило ответа принадлежит команде, первой поднявшей руку. Если ответ дан неверно, то право ответа и выбора следующего вопроса переходит другой команде.

Работа оформлена в виде презентации. Слайд 2 - основной, с остальными слайдами, на которых написаны задания, работают по гиперссылкам по щелчку мыши. Для перехода на следующий этап необходимо нажать на иллюстрацию в правом нижнем углу.

Вопросы для викторины

Блог «Пословицы»

1.Объясните значение пословиц.

  • Дыма без огня не бывает.
  • Чья бы корова мычала, а твоя молчала.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

2. Составьте из этих слов пословицы.

  • Вить, быть, верёвочка, конец, сколько.
  • Терпеть, быть, казак, атаман.
  • Смотреть, конь, дареный, зуб.

3. Найдите неправильное слово, исправьте ошибку.

  • Город не тётка.
  • Есть ещё горох в гороховнице.
  • Рысак русака видит издалека.
  • Уменье - свет, а неуменье - тьма.
  • Комар косу не подточит.

4. Сколько пословиц в стихотворении?

А в пословицах ведь говорится,
Что сами вы должны учиться.
Грамотей не тот, кто читать умеет,
А кто слушает да разумеет.

И конечно, без труда - не вытащишь рыбку из пруда.
Помни: тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Блог «Загадки»

1. Ловец отменный, Ткач примерный. Кто в его пряжу попадёт, Тот умрёт (паук).

2. Что такое «ложь с намёком» и для всех людей «с уроком»? (сказка).

3. Сердце её лучше солнца греет. Роднее её родни нет. Птица рада весне, а дитя ей (мать).

4. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. (язык).

Блог «Былины»

1. По описанию узнай героя былины.

Он сидит злодей на семи дубах,
На семи дубах, на сорока суках…

2. Игрой на каком инструменте сопровождалось пение былин? Кто из былинных героев играл на гуслях?

3. Назовите имена известных вам богатырей, героев былин.

4. Узнай героя былины по описанию.

А сидит-то царище, как свинище,
На девяти столах, на десяти скамьях.
А глазищи…
И черным-черны, и пустым-пусты.
Бородища-то…
Из трёх волосин, как из трёх ветлин.

А носище-то…
Будто палка-клин дровокольная.

Блог «Сказки»

1.Какие бывают сказки? Чем они отличаются друг от друга? Выберите правильный ответ.

  • волшебные;
  • бытовые;
  • сказочные;
  • докучливые;
  • игровые;
  • сказки про животных;
  • страшилки.

2. Какие сказочные правила вы знаете?

  • выбирай что менее ценно;
  • ничему не удивляйся;
  • будь добр и отзывчив;
  • нарушай запреты.

3. Какие сказочные законы вы знаете?

  • «Сказано - сделано».
  • «Закон триединства».

4. Приведите примеры концовок сказок.

Подведение итогов.

Презентация к викторине «По страницам фольклора»

Конспект открытого внеклассного занятия для детей 8-10 лет

Викторина "Народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм".

Цель: Обобщение и закрепление знаний, полученных в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания по темам: народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм;
-закрепить умения разгадывать вопросы викторины и кроссворда;
-знать и уметь применять на практике народные игры;
Воспитательные:
-воспитывать интерес детей к коллективной работе в процессе соревнований;
-воспитывать самостоятельность, инициативность в процессе соревнования;
Развивающие:
-развивать связную речь в процессе ответов на вопросы;
-развивать мышление, память, внимание в процессе игры;
-формировать навыки самоконтроля, самопроверки.
-воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Ход занятий:

1. Организационный.

Вход детей в зал.
Педагог: Добрый день, дорогие друзья. Мне очень приятно, что вы пришли на открытое занятие.
2. Сообщение темы занятия. Техника безопасности.
Сегодня наше занятие мы посвящаем темам, которые изучали в течение года, а это: народный календарь, жанры фольклора, русская народная игра, народный костюм. Занятие пройдет в форме конкурса - игры, сначала мы будем отвечать на вопросы викторины, затем разгадаем кроссворд, конечно поиграем в русские народные игры и споем песни, которые разучили в этом году. Нас ждет много интересных и познавательных минут. Но прежде чем начать давайте повторим правила поведения и безопасности.
1. Во время занятия нельзя выкрикивать ответы на вопросы, давайте будем поднимать руку.
2. Отвечать можно сидя, разрешается подсказывать друг другу.
3. Мы будем играть в подвижные игры, поэтому толкать друг друга, обижать строго запрещается.
4. Внимательно слушайте условия и выполняйте правила.
А сейчас внимание, мы начинаем.
3. Повторение и закрепление пройденного материала.
Календарь русского народа – явление удивительное. Он создавался в течение многих веков, отражая в себе видение того, как жили наши предки. Как объяснишь эти странные обычаи стряпать птиц из теста, зазывая этим весну, красить яйца или ходить в гости колядовать, печь блины и идти к теще на вечерки. Эти приметы помогали людям определять времена года, ориентироваться в сельскохозяйственных работах, привлекать удачу. Иногда приметы оказывались точнее прогнозов синоптиков. Постепенно формировался народный календарь, который поддерживал христианский уклад и порядок. Народный календарь включал в себя 140 праздников - больших и малых, некоторые из них мы с вами проходили на занятиях и сегодня вспомним. Все вы помните, что народные праздники можно условно разделить на циклы: осенние, зимние, весенние, летние.
-Давайте вспомним осенние праздники. (Осенины, Семенов день, Воздвижение, Кузьминки).
-Назовите мне зимние праздники (Рождество, Крещение, Сретение).
-Кто назовет весенние праздники (Сороки, Благовещение, Пасха)
-Летние праздники (День Петра и Февронии, Троица, Ильин день, Медовый спас, яблочный спас).
А сейчас внимание, викторина.

Викторина:

1.14 сентября на Руси отмечали большой праздник - "Сентябрьское новогодье". В этот день существовал обычай: сажать мальчиков на коня, приобщая его к мужскому делу, справлять новоселье, начинались девичьи посиделки. Как назывался этот день?
А) Осенины Б) Семенов день В) Воздвижение
2. Какой праздник отмечали 27 сентября, его назвали началом капустных вечерок?
А) Воздвижение Б) Крещение В) Благовещение
Кто вспомнит, как справляли Капустные вечера?
Ответ: В этот день девушки, принарядившись, хаживали из дома в дом - рубить капусту. Капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты, как с праздником. Капусту рубили с весёлыми песнями; гостьям подносилось угощение.
3. 14 октября, по древнему поверью, окончательно наступает осень. В этот день осень с зимой встречается, а еще говорят, что перестают по лесам бродить лешие. Что это за праздник?
А) Святки Б) Пасха В) Покров день
4. "Кузьминки - по осени поминки" - так звучит старинная русская поговорка. Когда отмечали праздник кузьминки и почему его так называли?
А) 14 сентября - это праздник сбора урожая.
Б) 14 октября - это праздник первого снега.
В) 14 ноября, день Кузьмы – Демьяна – это праздник встречи зимы и проводов осени.
5. Праздник начинается вечером 18 января, в этот день совершается Великое водоосвящение. Этой священной водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья, чтобы в доме был порядок и покой. Что это за праздник?
А) Крещение Б)Сретенье В) Благовещение
6. От него пошёл отсчёт, календарь листают,
День рождения Христа, люди отмечают!
Когда на небе яркой вспышкой, зажглась прекрасная звезда,
На свет малютка появился, в загоне тёмном для скота!
Божий Сын на свет явился, купол неба осветился,
В Вифлееме ночь была, что это за праздник?
А) Осенины Б) Троица В) Рождество

7. На Сретенье зима с весной встречается,
А праздник когда отмечается?
А) 15 февраля Б) 15 марта В) 15 января
Ребята, какие народные традиции существовали в этот праздник?
Ответ: На Сретение скотину хорошо откармливают, например, курицам дают овёс, чтобы яйца были крупнее и их было больше. Селяне пекут толстые и круглые блины, – мол, возвращайся к нам, весеннее солнце, выходи из затяжной зимней спячки.
8. Праздник носит название птицы и отмечают его 22 марта. Как он называется?
А) Грачи Б) Вороны В) Сороки
Расскажите об обычаях этого праздника?
Ответ: Исстари на Сороки пекли из теста "Жаворонков". Бабушки дарили "жаворонков" своим внучатам, а те выбегали на улицу, созывали со всей деревни друзей да товарищей, весну закликали, насаживали угощение на палочки и начинали в игры играть.
9. 7 апреля ангел принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью "сына Божия". Это один из самых больших праздников весны. В старину говорили, что в этот день "красна девица косы не плетет, птица гнезда не вьет", все должны отдыхать. По преданию старины, нарушила этот обычай кукушка, попробовала свить гнездо, да наказана была тем, что никогда не будет иметь своего родного гнезда и вынуждена класть яйца в другие гнезда.
Как называется праздник?
А) Благовещенье Б) Троица В)Пасха
10. Накануне этого праздника нарядно одетые христиане, с куличами, да "крашанками" шли в храмы на торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под колокольные перезвоны начинался крестный ход вокруг соборов. Что это за праздник?
А) Ильин день Б) Пасха В) Крещение

11. Это праздник покровительствует семье и любви, а отмечают его 8 июля, как он называется?
А) День Петра и Февронии Б) Медовый спас В) Сороки
Что вы знаете от этом празднике?
Ответ: традиции праздника - купаться без оглядки, так как считалось, что в этот день русалки уходят с берегов и засыпают в водоемах. В старину с этого дня начинались свадьбы.
12) Есть в августе у христиан два замечательных праздника с общим названием "Спас". Назовите их?
А) Вишневый и малиновый Б) Арбузный и виноградный
В) Медовый и яблочный
Расскажите о традициях медового спаса?
Ответ: Считается, что в этот день (14 августа) пчелиные улья наполнены до отказа, начинается сбор меда.
Расскажите о традициях яблочного спаса?
Ответ: Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных, потом сирот, а затем съесть яблоко самому. 19 августа принято провожать закат солнца с песнями, а с ним и провожать лето.
- Вот такие народные праздники мы с вами вспомнили.
А сейчас мы приступаем к следующей части нашей викторины - кроссворд. Тема звучит так " Жанры фольклора и народный костюм". Давайте вспомним, что собой представляют жанры русского фольклора.
Все мы любим отгадывать загадки, мамы пели нам колыбельные песни, мы много знаем пословиц и поговорок. Все это - жанры фольклора, другими словами все то поэтическое и устное творчество, которое придумали люди. К ним также относятся: пестушки, частушки, потешки, прибаутки, былины.
Какие основные элементы одежды входят в состав мужского и женского русского народного костюма?
Ответ: Женщины носили: рубаху, сарафан, передник или фартук, на голове лента или кокошник. Мужчины носили: рубаха, штаны, кушак и т.д.
Внимание на экран! Вы видите кроссворд, внимательно слушайте вопросы и отвечайте.


1. Небольшой стихотворный текст, обычно предназначенный для выбора участника игры. (Считалка)
2. Художественное произведение волшебного или бытового характера основанное на вымысле. (Сказка)
3. Краткий стишок, забавный и легко запоминающийся. (Потешка)
4. Вид женской одежды в виде платья без рукавов. (Сарафан)
5. Элемент мужской одежды из ткани в виде широкого пояса. (Кушак)
6. Форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст и мелодию. (Песня)
7. Часть женской и мужской нательной одежды с рукавами. (Рубаха)
8. Героико - патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь. (Былина) .
Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас наступило время немного поиграть.
Мы поиграем в две игры разных времен года, в которые играли наши далекие предки.
Игра « Колышки». В эту игру наши бабушки и дедушки играли осенью на Воздвижение. Слушайте правили игры. Нам необходимо поделиться на пары. Пары играющих встают в круг. Один человек в каждой паре присаживается -это «колышек». Другой стоит за ним. А еще нужен один водящий. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре и говорит.
- Кума, кума, продай колышек.
- Купи, - отвечают игроки.
- А что стоит? - слова водящего.
- Кочан капусты да веник и рубль денег. - отвечают игроки.
- Ну, по рукам да в баню. - слова водящего.
Ударяете по рукам и бежите вокруг «колышков» в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.
Сейчас мы выберем водящего с помощью считалки. (Дети выбирают водящего и проводят игру).
В игру «Ворота зимы и весны» дети играли весной (22 марта) на праздник Сороки - это была вторая встреча весны. С помощью считалки выбираем двух игроков. Один из них будет «зимой», а другой «весной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». В «ворота» проходят игроки, а сами «ворота» говорят: «золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй – запрещается, а на третий раз не пропустим вас!». «Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: «весны» или «зимы». Дети делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание. Каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди и тянет в свою сторону.
Вот в такие игры играли наши бабушки и дедушки.

Признаки, свойства фольклора

Исследователи подмечено множество признаков, свойств, характерных для фольклора и позволяющих приближаться к пониманию его сущности:

Бифункциональность (сочетание практического и духовного);

Полиэлементность или синкретизм.

Любое фольклорное произведение полиэлементно. Воспользуемся таблицей:

Мимический элемент

Жанры устной прозы

Словесный элемент

Пантомима, мимические танцы

Обрядовое действо, хороводы-втры, народная драма

Словесно-музыкальные (песенные жанры)

Танцевальный элемент

Музыкально-хореографические жанры

музыкальный элемент

Коллективность;

Бесписьменность;

Вариантная множественность;

Традиционность.

Для явлений, связанных с освоением фольклора в иных видах культуры, принято название - фольклоризм - (введен в конце 19 века французским исследователем П.Себийо), а также «вторичная жизнь», «вторичный фольклор».

В связи с его широким распространением возникло понятие собственно фольклора, его чистых форм: так, утвердился термин аутентичный (от греческого autenticus- подлинный, достоверный).

Народное творчество - основа всей национальной культуры. Богатство его содержания и жанровое разнообразие - поговорки, пословицы, загадки, сказки и другое. Особое место песен в творчестве народа, сопровождающих человеческую жизнь от колыбели до могилы, отражающих ее в самых многообразных проявлениях и представляющих в целом непреходящую этнографическую, историческую, эстетическую, нравственную и высоко художественную ценность.

Особенности фольклора.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография) 2 . Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания 3 .

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны . Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ". 4

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания" 5 . Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". 6 В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов . Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация . Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни". 7

Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма . Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. История фольклора – это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность". 8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.