Библиотечное мероприятие «В мире рассказов Евгения Пермяка. В читальном зале библиотеки оформлена книжная выставка ко дню рождения Евгения Пермяка Мероприятия в библиотеке по творчеству пермяка

На кануне дня рождения замечательного детского писателя Евгения Пермяка, состоялась встреча с читателями библиотеки на которой ученики познакомились с выставкой подготовленной в честь юбилея писателя. Библиотекарь Л.Л. Попова рассказала интересные факты из жизни писателя, и познакомила с книгами вошедшими в золотой фонд детской литературы.

Пермяк — литературный псевдоним Евгения Андреевича Виссова, родившегося в Перми. Он в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезен в Воткинск. Большая часть его детства и юности прошла в Воткинске, где он учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии. Прежде чем стать писателем овладел многими профессиями. О громадном «царстве труда» писатель рассказывает в книге «Кем быть», где знакомит юного читателя с огромным количеством существующих на земле профессий. Эта книга открыла его, как детского писателя.

Пермяк - автор научно-популярных книг для детей «От костра до котла» (1959), «Сказка о стране Терра-Ферро» (1959), «Сказ про газ» (1957), сборник сказок «Дедушкина копилка» (1957), «Замок без ключа» (1962) и др.; публицистических книг на экономические и политические темы: «О семи богатырях» (1960), «Азбука нашей жизни» (1963). Объединенные идеей важности труда, они показывают «тайну цены» человеческого труда, необходимость приобщаться к труду с детства, потому что из трудолюбивых маленьких советских граждан вырастут хорошие люди, хозяева своей страны и судьбы.
Пермяк так же считается одним из создателей современной русской сказки. Выдумка, смелая фантазия в сказках Пермяка реальна, практически оправдана, максимально приближена к жизни. Герои сказок Пермяка не ищут помощи у волшебных сил. Только трудом добывается счастье, только в труде могущество человека и источник его жизни.

Евгения Пермяка с полным основанием считают одним из создателей современной литературной сказки.

После презентации книжной выставки «Чудесные сказки откроем», все ребята взяли книги Е. Пермяка для того чтобы почитать и поиграть в игру «Сказки Пермяка читаем на вопросы отвечаем». Ребята читали сказки и рассказы и отвечали на вопросы викторины. Лучшими знатоками сказок Евгения Пермяка стали ученики 5 класса Астапенко Алеша и Ионова Ксения.

Заключительным мероприятием в честь юбилея уральского писателя стала литературная игра «Умники и умницы» по сценарию Демидовой Светланы Юрьевны .


Участники игры рассказали о любимых рассказах, любимых героях, и продемонстрировали свои знания произведений детского писателя уверенно отвечая на вопросы. В Финал игры вышли Астапенко Алеша и Бухарбаев Арман. Бухарбаев Арман уверенно ответил на вопросы финала без единой ошибки и победил в литературной игре по произведениям Е. Пермяка.

Библиотечный урок

«В мире рассказов Евгения Пермяка»,

посвященный 115- летию

со дня рождения русского писателя

Евгения Андреевича Пермяка

Ход урока

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об известном детском писателе.

Это Евгений Андреевич Пермяк.

Знаете ли вы этого писателя?

В этом году у этого писателя юбилейная дата – 115 лет со дня рождения. И мы отмечаем его юбилей, вспоминая его биографию и произведения, написанные им.

1. Знакомство с биографией Е.Пермяка

Родился Евгений Андреевич Пермяк 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии – Висов - предпочел псевдоним Пермяк. Он родился в семье почтового служащего. Отец его умер, когда ему было 3 года.

В детстве и юности Е.Пермяк вместе со своей мамой часто ездил по родным городам и посёлкам Урала и близко познакомился с жизнью мастеровых людей. Ещё мальчиком он полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями. В Воткинске он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное и стал писать свои первые заметки и стихи.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич написал несколько пьес. Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу "Долговекий мастер". По совету Бажова Евгений Андреевич стал сочинять сказки и книги для детей.

Первая книга «Кем быть?», знакомившая детей с различными профессиями, вышла под псевдонимом Евгений Пермяк в 1946 году.

Послушайте отрывок из этой книги.

Я формовщик, - начала свое выступление Даша. - Не знаю, удастся ли мне рассказать о своей работе. Но я очень хочу, чтобы Вы почувствовали, как хорошо быть формовщиком. Ведь, вот, товарищи, земля. Груда земли! И вдруг беру я эту землю - и выходят чудеса. Нальют в форму расплавленный металл, остудят, вытрясут землю, пригладят заусенцы - и получится вещь. И чувствую, что не зря прожила день, а сделала полезную вещь. Мы, конечно, не вышивальная мастерская. Но золотом обсыпь меня, в шелк и бархат наряди, а с формовки я не уйду! А вытащить меня оттуда теперь, - живой не дамся! - так закончила Даша рассказ о своей профессии.

Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. Самым известным собранием сказок Пермяка признана «Дедушкина копилка», в которую вошли 50 сказок.

Евгений Андреевич Пермяк говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”. Евгений Пермяк принес в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни. Они прошли через сердце писателя, наделены его радостями и болями, живут в труде и борьбе, не кичатся подвигом и не ищут легкой доли.

Давайте вспомним, какие рассказы вы читали к уроку.
- Я называю первое слово, а вы продолжаете.
«ДЕДУШКИНЫ (ОЧКИ)»
«ЧУЖАЯ (КАЛИТКА)»
«ПЕРВАЯ (РЫБКА)»
«ПИЧУГИН (МОСТ)»
«ТОРОПЛИВЫЙ (НОЖИК)»
«ЗНАКОМЫЕ (СЛЕДЫ)»

Посмотрите на экран и вы увидите некоторые книги, которые написал Е.Пермяк.

С какими книгами вы знакомы?

2. Викторина

1 «Определить рассказ по его началу»

    Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! («Самое страшное»)

    Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. (Две пословицы»)

    Вася и Ваня ещё в первом классе решили стать строителями. Большие дома решили строить. (Птичьи домики)

    Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала.(«Смородинка»)

    По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
    - Хорошо бы, - говорит один, - на пожаре ребёнка спасти!(«Пичугин мост»)

    Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала.("Как Маша стала большой")

    Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. («Чужая калитка»)

    У деда внук был. Не ахти какой самоцвет - парень и парень. Только старик очень внука любил.(«Дедушкины очки.»)

    Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.(«Торопливый ножик»)

    У агронома в колхозе «Ленинские искры» подрастал сын Славик. («Славка»)

    Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед-Мороз - в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт.(«Волшебные краски»)

    Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было. («Первая рыбка»)


2 Викторина «Кто это?» Определи героя по его описанию.

    Вот и задумал он старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он рубить им ветлу. Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку. (Сема Пичугин «Пичугин мост»)

    Много пришлось поработать, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
    Разметила шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. (Таня Калинникова «Смородинка»)

    Громко Василий работать начал. Во всю силу его трудовая слава зацвела. Василием Петровичем величать стали, редким мастером. Когда же состарился он, сам стал молодым мастерам хитрые «дедушкины очки» надевать. Чтобы глубже свое дело видели да на работу шире смотрели. (Вася «Дедушкины очки»)

    На третий год он засеял поле самостоятельно. Он хорошо удобрил землю. Хорошо взрыхлил и засеял два квадратных метра. Он переходил уже во второй класс, и ему было под силу справиться с таким опытным полем. И он справился. (Слава «Славка»)

    Он не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла. Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались. (Мальчик «Волшебные краски»)

    Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал. Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. (Алеша Хомутов «Чужая калитка»)

    Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его терпеливым быть. (Митя «Торопливый ножик»)

    Да глазами-то я всё, что хочешь сделать могу, только руки меня не слушаются. Они во всем виноваты, а не я.(Филя «Филя»)

    Тетеревиное перо найдет – и то без внимания не оставит. А уж про другие находки и говорить нечего… При бабушке Авдотье жил в старом доме возле болотца” (Васятка Копейкин “Тухлявое болотце” )

3. «Бюро находок»

    Кто потерял эти предметы? Назвать героя и рассказ.

Карандаш, краски – мальчик, «Волшебные краски»

Колосья – Слава, «Славка»

черенки, смородина – Таня Калиникова, «Смородинка»

рыбка - Юра, «Первая рыбка»

перочинный нож – Митя, «Торопливый ножик»

топор- Сёма Пичугин, «Пичугин мост»

веник – Маша, "Как Маша стала большой"

банка краски, кисть – Алёша Хомутов, «Чужая калитка»

4 Из какого рассказа иллюстрации?

1 «Пичугин мост»



2 «Чужая калитка»



3 «Как Маша стала большой»


4 «Первая рыбка»



5 «Самое страшное »


6 «Гусь лапчатый »



7 «Двойка»

7 Заключение

Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

- С кем из рассказов Е.Пермяка вы хотели бы дружить?

Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека «не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут.

татьяна морозова
Сценарий литературного вечера, посвященного 115-летию со дня рождения Евгения Пермяка «Как стать большим?»

Литературный вечер , посвященный 115-летию со дня рождения

Евгения Андреевича Пермяка

«Как стать большим

Цель : развивать у детей умение понимать, оценивать чувства и поступки других людей через чтение рассказов и сказок Е. А. Пермяка . Показать детям, что темы, затронутые автором, актуальны в жизни каждого человека.

Задачи : познакомить детей с биографией и творчеством писателя. На примере героев произведений писателя показать важность труда в достижении целей, что красота и мудрость (взрослость) человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут»; донести до детей понятия честности, ответственности, трудолюбия и веры в себя. Обогащать нравственный опыт старших дошкольников.

Ход вечера

1. Вступительное слово о писателе.

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк ) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале . Этот город сыграл большую роль в его жизни : недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк .

Отец его умер, когда ему было три года. Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел : столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин» .

На Урале он прожил более тридцать лет, изучил пять ремесел : столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета . Вскоре уехал в Москву и стал писателем. Начал писать повести, рассказы и сказки. Написал тридцать книг. Почти все книги о людях-тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих землю своим трудом. Писателю очень хотелось, чтобы юные читатели поняли : красота человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут» .

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году .

Способность видеть мир глазами детей, общаться с ними запросто, да так, чтобы ребята тебя любили и понимали – бесценный дар . Этим даром обладал уральский сказочник, мудрый писатель Евгений Андреевич Пермяк .

2. Выставка книг

Я начинаю фразу, а вы продолжаете :

«Торопливый…ножик» ,

«Пичугин…мост» .

«Птичьи…домики» ,

«Чужая… калитка» ,

«Волшебные…краски» ,

«Первая …рыбка» ,

«Про нос и …язык» ,

«Дедушкины …очки»

«Знакомые …следы»

3. Литературная викторина по рассказам Пермяка

* Кто вы? Назовите героя рассказа Е. Пермяка .

А) Вы растете мальчиком старательным, заботливым и работящим. Вас очень любят в семье, но больше всех Вас любит дедушка. Любит и помогает стать хорошим человеком . … Поддерживая все Ваши затеи, дед требовал от Вас одного… ”Если берешься за дело, доводи его до конца. А если видишь, что оно не по рукам, подожди, когда вырастешь”. Кто Вы?

(Алеша Хомутов. «Чужая калитка» )

*В какой цвет покрасил Алеша Хомутов калитку?

(В синий)

Б) Он рос мальчиком тихим и молчаливым, не думающим ни о каких подвигах. Как и все ребята, он любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку.

(Сема Пичугин. «Пичугин мост» )

*Почему в рассказе «Пичугин мост» мосту дали такое название? Почему мосты менялись, а название осталось прежним?

(По фамилии мальчика Семена Пичугина)

В) Уж очень эта девочка хотела вырасти, очень. А как это сделать, она не знала.

(Маша. «Как Маша стала большой » )

Что помогло Маше стать большой ?

*За что учительница Мария Ивановна поблагодарила по-особому - пожала руку – нелюдимого мальчика Васю Сапунова, назвав его настоящим мужчиной?

(Каждый день он приносил по два ведра воды и две охапки дров ее старенькой маме)

*Как ответила бабушка на Катин вопрос : «Почему у меня все по два, а язык один и нос один?»

*Кем хотели стать мальчики Вася и Ваня из рассказа «Птичьи домики» ?

(Строителями)

*Кому Дед Мороз дарил раз в сто лет волшебные краски?

(Самому доброму мальчику)

*Какой совет дал отец сыну в рассказе «Торопливый ножик» ?

(Нужно ножик терпению выучить)

4.«Черный ящик» - предметы из рассказов

Из каких произведений писателя Пермяка эти предметы ?

1. Ножик - «Торопливый ножик»

2. Веник – «Как Маша стала большой »

3. Краски – «Волшебные краски»

4. Рыбка – Первая рыбка»

5. Молоток и гвозди – «Птичьи домики»

Из какого рассказа эти предметы?

Как они связаны с героем?

Какие хорошие качества появились у детей?

5. Инсценировка рассказов :

* «Кто?» - подготовительная группа

*Сказка «Мать-мачеха» - старшая группа

6. Просмотр мультфильма «Золотой гвоздь»

Заключительное слово

Наш вечер называется «Как стать большим

Кто ответит на этот вопрос? (Ответы детей)

Чему учат произведения Евгения Пермяка ? (Трудолюбию; всякий, даже самый малый труд важен)

«Если долго мучиться, что-нибудь получится»

«Всякое умение трудом дается»

«Землю солнце красит, а человека труд»

Евгений Андреевич Пермяк на примере своих героев хотел показать, что красота и мудрость (взрослость) человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут»; даже самый малый труд важен в большом деле .

Использованная литература : Интернет-ресурсы

.

Здравствуйте уважаемые коллеги. 21 апреля, в пятницу, на районном уровне прошел конкурс чтецов посвященного 135-летию со дня рождения.

Цель: обобщить и углубить знания о творчестве К. И. Чуковского, познакомить с историей создания некоторых произведений, формировать у детей.

Положение о смотре-конкурсе огородов на подоконнике, посвящённом 135-летию со дня рождения К. И. Чуковского 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет цели и задачи смотра-конкурса, порядок его организации, проведения, подведения итогов.

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе
Автор- составитель: учитель начальных классов Степаненко Н. Г.
Тема: Евгений Пермяк «Для чего руки нужны»

Цели урока:
- воспитание интереса к предмету, коммуникативной культуры учащихся в процессе работы в группах, уважения к труду, профессиональной деятельности людей, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала, ценность совместной деятельности.
-развитие у учащихся учебно-информационных умений и навыков: беглого, сознательного и правильного чтения, умения пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; формирование выразительного чтения: соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски; формирование умения определять тему, жанр текста, характеризовать персонажи, составлять представление о книге по обложке.
- познакомить с творчеством Е. Пермяка, новым произведением.

Оборудование:
компьютер и мультимедийный проектор, выставка книг Е.Пермяка по теме урока, карточки для работы в группах, книжечки с пословицами о труде, изготовленные детьми, загадки о людях разных профессий, фотографии.

Используемые ЦОР: презентация

Используемые учебники и учебные пособия:
учебник «Литературное чтение. Любимые страницы» для 1 класса (автор О.В. Кубасова); рабочая тетрадь «Литературное чтение» (автор О. В. Кубасова), толковый словарь русского языка;

Подготовка к уроку: творческое задание по группам: 1. Сделать книжечку с пословицами о труде; 2. Приготовить загадки о людях различных профессий; 3. Приготовить сообщение о профессии своих родителей, принести их фотографии.

Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
- Ребята, скажите, какая сегодня погода? Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.
Вдохните глубоко, а когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, доброго расположения друг к другу. Я желаю вам чтобы хорошее настроение не покидало вас!

II. Речевая разминка
1 слайд:
На сегодняшнем уроке
Мы будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
- А как вы понимаете, что значит читать выразительно? (выбрать правильную силу голоса; правильный темп: стараться читать не по слогам, а целыми словами, но и не спешить, делать паузы на точках, запятых; передавать характер героев, настроение, выбирая для этого правильный тон, интонацию; соблюдать правильное ударение в словах, произносить все звуки чист, понятно)
-Для этого разомнём наш речевой аппарат: прочитаем чистоговорки, постараемся произносить все звуки чисто. Будем читать с ударением на последнем слоге.
2, 3,4 слайды:
Чистоговорки.
ра – ра – ра!– мы убираем двор с утра
ро – ро – ро! – весь мусор соберём в ведро
ре – ре – ре! –будет чисто во дворе
- Спасибо, я думаю, что люди при разговоре хорошо будут вас понимать.

III. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, вспомните и назовите раздел учебника, который мы сейчас читаем. (Этот раздел называется “Что такое хорошо и что такое плохо”) (5слайд)
- Какие открытия вы сделали, читая произведения этого раздела? (ответы учеников)
- Какие качества в людях вам нравятся? (ответы учеников)
- Какие качества в людях вам не нравятся?(ответы учеников)
Работа в группах:
- Поиграем в игру «Наоборот». Я каждой группе раздам карточки со словами, а ваша задача – составить пары слов, противоположных по смыслу, соединить их линиями.» (распределение обязанностей в группах между собой)
(6 слайд)
вражда труд
лень ложь
правда дружба
проверка – 7 слайд:
вражда труд
лень ложь
правда дружба
– Приведите к каждой паре слов примеры произведений, которые мы читали в этом разделе.
5 cлайд: (сначала появляется пара слов, затем название произведения)
(труд -лень) Эзоп «Собрался старик помирать»
(дружба-вражда) Л. Толстой «Кто прав?»
В. Осеева «Всё вместе»
(смелость-трусость) Л. Толстой «Два раза не умирать»
(правда-ложь) С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»
Л. Толстой «Правда всего дороже»

IV. Переход на новое содержание: формулирование темы, целей урока.
1. Проверка домашнего задания
- На дом к сегодняшнему уроку вы получили творческие задания, которые выполняли по группам.
Ребята 1 группы должны были изготовить книжечки с пословицами о труде. Давайте их послушаем.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
За всякое дело берись смело.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Терпенье и труд всё перетрут.
Труд кормит и одевает.
Кончил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того и люди чтут.
Делу время, а потехе час.
С детства не научишься – всю жизнь намучишься.
Каков мастер, такова и работа
Дерево сильно корнями, а человек – трудом
Человек живет век, а доброе дело – два
Деревья смотри в плодах, а человека – в делах
Птица красна пером, а человек – трудом
2. Работа над пословицей.
-Прочитайте еще одну пословицу о труде: (8 слайд)
Умелые руки не знают скуки
- Как вы ее понимаете? (ответы детей)
-Какое по-вашему главное слово в пословице? (руки)
-Прочитаем пословицу, выделив голосом это слово.
- Поработаем над интонацией:
1 группа скажет слово «руки» спокойно, утвердительно
2 группа – радостно, с восклицанием
3 группа – удивленно, с вопросом
- Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.
-Какие должны быть у человека руки? (ответы детей)
-Прочитайте, какие бывают руки:
9 слайд:
Трудовые
Умелые
Золотые
Ленивые
Рабочие

Какое здесь по-вашему лишнее слово? Почему? (ответы детей)
- Для чего человеку нужны руки? Задумайтесь. (ответы детей)
-Как вы думаете, о чем же пойдет речь в произведении, с которым мы сегодня познакомимся? (предположения детей)

Физминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Ушки чистит, щечки трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!

Внимание на экран! Прочитайте название нового произведения (10 слайд) Ваши предположения оправдались?
-Какие цели поставим перед работой? (познакомиться с содержанием произведения, автором, героями, дать им характеристику, научиться читать выразительно)

V. Формирование новых знаний.
1. Знакомство с автором. (11 слайд)
-Автором нового произведения является Евгений Андреевич Пермяк. Он прожил долгую жизнь и написал для детей сотни рассказов и сказок, в которых утверждается великое значение труда. Писатель говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”. (Дети рассматривают портрет Е.А. Пермяка)
2.Установка на первичное восприятие текста.
- Новое произведение начну читать вам я, а вы внимательно послушайте, ваша задача: определить жанр произведения
3.Чтение учителем 1 части рассказа.
-К какому жанру отнесем произведение? Почему?(это рассказ, т. к. здесь описываются события, которые могут произойти в жизни)
-Кто являются героями рассказа? (дедушка и Петя).
4. Выполнение подготовительных упражнений.
-Перед тем, как вы прочитаете сами эту часть рассказа, выполним задание Слоговика: сложим слова. Откройте учебники на с.62.Найдите задание в рамочке, будем сначала читать плавно по слогам, затем целыми словами (чтение хором).
- Прочитайте вдумчиво рассказ на с. 62, подготовьтесь к выборочному чтению.
5.Пошепотное чтение детьми 1 части рассказа.
6. Работа над содержанием прочитанного, анализ произведения.
-Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится, кем были дедушка и Петя друг другу? (большими друзьями)
-Как понять «большими? (ответы детей.)
- Какой главный вопрос задал дедушка внуку? (А для чего, Петенька, людям руки нужны?)
- Прочитайте, как ответил на вопрос внук. А еще?
(Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)
-Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка? (ответы детей.)
7. Работа в группах.
-Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?
Задание для групп: придумать продолжение разговора Пети и дедушки.
-Давайте послушаем, что у вас получилось (слушание детей).

8. Самостоятельное чтение заключительной части рассказа, затем чтение вслух несколькими учениками.
9. Продолжение работы с текстом.
-Какими в рассказе автор называет руки? (трудовыми, рабочими).
-Найдите и прочитайте предложение, в котором заключена главная, важная мысль рассказа. О чем хотел нам сказать автор? (на трудовых, рабочих руках вся жизнь, весь белый свет держится)
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
- почему Петя отвечал не совсем так, как хотелось дедушке? (ответы детей)
10.Работа с иллюстрацией, характеристика героев.
- Рассмотрите иллюстрацию, какими вы представляете дедушку и Петю? (ответы детей).
11.Подготовка к игре «Радиотеатр»(работа над выразительным чтением)
-Как можно прочитать диалог дедушки и внука? (по ролям)
-Каким тоном нужно читать первый вопрос дедушки? (спокойным,доброжелательным, не забудем о вопросительном знаке)
-Что дедушка чувствует потом? (небольшое волнение, тревогу от того, что Петя пока не понимает для чего на самом деле нужны человеку руки)
-Каким тоном будем читать слова Пети? (спокойным, он уверен в том, что говорит, немножко удивленным)
- Все эти чувства вы постараетесь передать при чтении.
Физминутка
Сели- встали, сели-встали,
До земли рукой достали,
Влево, вправо посмотрели
И за парты тихо сели

Откройте печатные тетради на с.43, подготовьтесь к игре радиотеатр, отметьте слова дедушки буквой Д, а слова Пети – П.
12.Игра «Радиотеатр» (выразительное чтение)(прослушивается 2 состава актеров)
-Есть ли замечания к чтению ребят с точки зрения выразительности? Удалось ли чтецам передать характер, чувства героев? Какой совет можно дать ребятам? (выслушиваются мнения критиков)
13.Формулирование темы рассказа.
-Как называется рассказ, с которым мы сегодня работали?
-Кто его автор?
- Что поучительного вы взяли из этого рассказа? Чему он учит?(ответы детей)
-Какой самый главный труд у вас?
-Какова тема рассказа? Выберите подходящую пару слов. (12 слайд)
Дружба – вражда
Труд – лень
Правда – ложь
-Этот рассказ о труде.
14.Работа с обложками книг Е. Пермяка.
- Посмотрите на экран, (13 слайд) здесь представлены обложки книг Е. Пермяка. Как вы думаете, в какой из них может находиться сегодняшний рассказ? Почему? (ответы детей). У нас в классе оформлена выставка книг на тему « Что такое хорошо и что такое плохо», среди которых есть и книги Е. Пермяка. Вы можете их взять у нас в библиотеке.
VI. Продолжение проверки домашнего задания
- Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий? А профессии людей дружат со словом «труд»? (ответы детей)
-Что же такое профессия? Я обратилась к Толковому словарю:
14 слайд
“Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность”.
- Проверим домашнее задание 2-й группы. Ребята подготовили загадки о людях самых разных профессий.
15 слайд- картинки с изображением людей разных профессий.
1 . Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.

2. Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой?

3.Он журнал принёс и эту
Интересную газету
Телеграмму и письмо
Вы не знаете его?

4.Может делать он буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак,
Вот работать надо как!

5.Быстро сделает причёску
Феном, щёткой и расчёской.
Все в руках его горит –
Он изменит внешний вид!

16-19 слайды – фотографии родителей
- А ребята из 3 –й группы получили задание подготовить маленькое сообщение о профессии своих родителей (заслушивание сообщений).
VII. Итог урока. Рефлексия.

20 слайд:
- Посмотрите на дом, который мы все вместе стараемся построить в нашем классе, из каких кирпичиков он состоит? (дети зачитывают качества человека). Дом закладывается с фундамента, он внизу, а в нашем с вами доме какое качество является фундаментом, основой? (дружба).
21 слайд:

А теперь улыбнитесь друг другу. Я вижу, что у вас по-прежнему хорошее настроение. Вы достигли тех целей, которые ставили перед работой? (ответы детей). Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, поэтому заслуживаете в награду вот такие солнечные улыбки, это частичка моего хорошего настроения.
VIII. Домашнее задание
22 слайд:
1. Подготовиться к игре «Радиотеатр»
2. По желанию: нарисовать обложку к книге с этим рассказом.

23 слайд:
- Урок окончен, надеюсь что он принес нам радость общения и наполнил наши души прекрасным чувствами. Спасибо за хорошую работу.

Сценарий библиотечного часа для начальной школы на тему «Ты и я – верные друзья»


Описание материала: Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов на тему «Ты и я – верные друзья». Для достижения целей нравственного воспитания особое место принадлежит хорошей книге. Поэтому очень важно через чтение художественных произведений, постепенно знакомить детей с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.
Цель:
Формирование у детей понятий о дружбе. Воспитание дружеских чувств, умения дружить, беречь дружбу, поддержка дружеской атмосферы в классе.
Задачи:
Способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей, о дружбе через работу над литературными произведениями.
Раскрыть сущность понятия «дружба». Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.
На основе примеров жизненного опыта показать ценность настоящей дружбы.
Демонстрационный материал:
Запись песни «Настоящий друг» слова М. Пляцковского, музыка Б.Савельева; на стенде «Дерево добра» с листочками и цветами, солнце; выставка книг.
Раздаточный материал:
Конверты с пословицами и поговорками о дружбе; карточки с проблемными ситуациями; лучики.
Ход урока:
Ребята! На прошлых занятиях мы с вами говорили о добре, вежливости. Писали добрые слова на листочках, вежливые слова на цветах, рисовали. Посмотрите, какое красивое стало наше «Дерево добра»! Но чтобы оно принесло плоды, нужно тепло – солнышко. Хороший друг как солнышко, с ним всегда светло и тепло. И сегодня мы с вами будем говорить о дружбе.
Давайте возьмёмся за руки и станем с вами в большой круг.
Дети берутся за руки и становятся в круг вокруг столов. Звучит песня «Настоящий друг». Дети поют, держась за руки.
Вы почувствовали тепло рук ваших друзей одноклассников? Это тепло мы сохраним до конца урока. Мы спели с вами замечательную песню о дружбе. А что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Ответы детей). Хорошие верные друзья нужны любому человеку. Первые настоящие друзья обычно появляются со школьной скамьи. И именно школьная дружба является иногда самой крепкой и продолжается долгие годы. Я думаю, многие из вас уже имеют друзей среди одноклассников. И сегодня мы поговорим с вами о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Ребята! Обратите внимание на нашу выставку. На ней представлены книги, которые рассказывают о настоящей дружбе. Если вы не успели их ещё прочесть, обязательно прочтите.
Послушайте рассказ В.Осеевой «До первого дождя».
Вопросы:
1.Почему покраснела Маша и почему – Таня?
2.Были ли девочки подругами?
3.Почему воспитательница сказала девочкам, что их «дружба до первого дождя»? (Ответы детей).
Послушайте рассказ Е.Пермяка «Самое страшное».
Вопросы:
1.Как Вова относился к окружающим?
2.Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?
3.А ты хотел бы, чтобы тебя боялись?
4.Почему все отвернулись от Вовы?
5.Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, и разговаривала бабушка? (Ответы детей)
Без друзей человек одинок, а с друзьями справится с любой бедой. Поэтому дружбой надо дорожить. Чтобы не растерять своих друзей, важно уметь дружить: быть самому добрым и отзывчивым. Какими ещё качествами должен обладать друг? Я буду называть качества человека – вы выбираете те, которыми должен обладать ваш друг. (Хлопаете в ладоши).
Добрый, робкий, счастливый, весёлый, умный, скупой, дружелюбный, честный, жадный, щедрый, красивый, жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый, капризный, откровенный, задира, чуткий, отзывчивый, умеющий хранить тайны.
Все вы выбирали только положительные качества. Думаю, эти качества должны быть и у вас. Давайте напишем все положительные качества друга на солнечных лучах и запомним их. Пусть эти человеческие качества согревают вашу дружбу. (Дети работают по группам.)
Прочтите лучшие качества друга, которые вы написали на солнечных лучах. А теперь вручите этот солнечный лучик тому, кто, по вашему мнению, обладает этими качествами. (Дети вручают лучики) Скажите ребята, приятно было получать и дарить солнечный лучик? Думаю, что вам всем стало теплее от этих лучиков. Давайте прикрепим наши лучики к солнышку, и пусть оно нас всех согревает и радует. Пусть на нашем «Дереве добра» созревают волшебные плоды. (Солнце с лучами вывешивается на стенде).

Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. Давайте вместе вспомним эти пословицы и соберём их. На карточках написаны половинки пословиц. Вам надо их соединить, прочитать и объяснить их смысл. (Работа по группам)

Пословицы и поговорки о дружбе:
Нет друга – ищи, а нашёл – береги
Дерево живёт корнями, а человек друзьями
Друга иметь – себя не жалеть
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Один за всех и все за одного
Человек без друзей, что дерево без корней
Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь
Старый друг лучше новых двух
Дружба дружбой, а служба службой
Ребята! Когда мы произносим слово «дружба», вспоминаем не только своих лучших друзей, но и весёлых героев мультфильмов, героев книг. В сказочной стране много героев, которые дружат между собой. Вот мы сейчас и узнаем, знаете ли вы их. Я буду называть сказочного персонажа, а вы, ребята, хором называйте его друга.
Белоснежка и (семь Гномов)
Смешной Карлсон и (Малыш)
Доверчивый Буратино и (Пьеро, Мальвина)
Иван Царевич и (Серый волк)
Крокодил Гена и (Чебурашка)
Дядя Фёдор и (Кот Матроскин, Пёс Шарик)
Винтик и (Шпунтик)
Маугли и (Балу, Багира)
Если вы читали эти книги, вы, наверное, помните, какие трудности пришлось преодолевать друзьям. В нашей жизни постоянно возникают ситуации, когда нужно принимать какое-то решение. Давайте рассмотрим некоторые ситуации. Подумайте и расскажите, как бы вы поступили.
Обсуждение проблемных ситуаций в группах:
1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадь, чтобы списать.
2.Родители считают, что твой друг плохо учится, и поэтому не разрешают с ним дружить.
3.Твой друг обидел девочку.
4.Твой друг не хочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил.
5.Вы с другом поссорились.
Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Произносим слово «дружба» и сразу вспоминаем своего друга. Я думаю, у каждого из вас есть друг. Расскажите нам о своих друзьях. Как его зовут? Когда вы с ним подружились? Как вы помогаете друг другу? (Рассказы детей)
Я вижу, что многие из вас дружат с одноклассниками. Думаю, вы хорошо знаете лучшие качества характера своих одноклассников. У меня в руках волшебное яблоко. Как только оно попадёт к вам в руки, все сразу увидят ваши лучшие качества и назовут их. (Дети передают яблоко по кругу и называют лучшие качества характера одноклассников).
Ребята! Сегодня мы увидели, как много в каждом из вас хорошего, доброго. Давайте всегда замечать друг в друге больше хорошего и говорить об этом. Давайте жить дружно!
А сейчас послушаем стихотворения о дружбе, которые расскажут ваши одноклассники. (Дети читают стихотворения)
Стихотворения о дружбе
В.Орлов «Если дружбой дорожить»
Если дружбой
Дорожить,
Можно спорить
И дружить.
И не вспыхнет
Ссора
Из любого спора!
Ю.Энтин «Про дружбу»
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Е.Стеквашова «Друзья»
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвёт её из рук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
А.Барто «Мой друг»
У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.
Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!
Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!»-
Записала я в тетрадь.
Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!
И. Меднин «Давайте дружить»
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птицы – с небом,
Как ветер – с лугом,
Как парус – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Ребята! Какие замечательные слова прозвучали о дружбе! Я думаю, что сегодня мы стали все немного ближе друг другу. Верю, что с каждым годом дружба в вашем классе будет только крепче. А на нашем «Дереве добра» обязательно созреют великолепные плоды.