Как имел бабушку рассказ. Общение бабушек и внуков: конфликт поколений или неисчерпаемый жизненный опыт


Брюки он к нам в ателье пришел заказывать. Хороший мужчина был, видный, два метра габардину на него ушло. А у нас закройщицей Нинель работала. Нинель, как же. Нинка она была, профурсетка из зажопинска. Руки золотые, а сама корова старая с начесом из несвоих волос. И глаз нехороший у неё был, блядский такой глаз - вечно мужиков вокруг пруд-пруди так и шастают , насекомые. И муж, и друг детства и еще один мужчина из соседнего ресторана - Ашот называется. И вот присвоила Нинка себе эти два метра в габардиновых штанах, на предмет кратковременной любовной связи. Присвоила да и присвоила, но тут у меня дома недоразумение вышло: муж загулял.

Если вы аж двадцать лет замужем, мужа отпускать в свободное плаванье никак нельзя - погибнет. Я ему морду пару раз поправила, конечно, и сказала «ты раз и я раз». У меня может скоро цикл прекратится, а я еще ничего не знаю про запретные удовольствия. Муж мой, уважаемый человек, партийный - тоже разводиться не хотел. Ну, говорит, душа моя, не мыло не смылится. Благословляю тебя на единоразовый адюльтер. А ежели принесешь мне в подоле французскую болезнь нехорошую - отравлю собственными руками, я тебе как доктор-педиатр говорю. И смеется, шутит значит.

Ну, у меня после того случая глазоньки-то и открылись, как окно в как её в европу. Стала я примечать , что по сторонам-то делается. И допримечалась. П риводит Нинель на неделе мужчину того, габардинового к нам в закроечную, и головой так нетерпеливо дрыгает: уходи мол подруга ненадолго, мы тут качество ткани проверять будем. «Да щас», - отвечаю небрежно. «Нечего тут рулоны валять, идите в кабинет к себе, проверяйте мебель на прочность». И стою, крою себе дальше, да на габардинового поглядываю, как та милая «искоса низко голову наклоня». А сама думаю «Идиота кусок, что ты в Нинельке этой нашел. Посмотри, у меня уста сто процентов сахарнее, бюстгальтер кружевнее и борщ с пампушками». И Нинелька на него уставилась, видать тоже внушает.

Мужчина чуть надвое не порвался от такого гипноза, но сделал единственно верный выбор. Бедняга. Нинелька его обозвала обидно и сказала идти по известному адресу.
Чуткий к женскому хамству мужчина поморщился, представился Володенькой и начал ко мне таскаться. Нинель, конечно, пару раз в меня утюг уронила, не считая мелких пакостей. Да и я тоже себя не в лепрозории под раковиной нашла. Поорала фальцетом, ножницами у Нинелиной морды смертельно пощелкала и улеглись страсти наши африканские.

Полгода Володенька мне камасутру показывал. Я уж его покинуть собралась, не то чтоб опостылел, но устала как собака. Не знаю как другие, а мне адюльтер этот непосильным грузом лег. Работа, дети, муж -весельчак «Ага, задерживаешься? Заказ срочный? Не бережешь ты себя». Тоже мне, Торквемада какая выискался.

Володенька тем временем и вовсе ополоумел. Звонил по тридцати раз на дню. «Я проснулся, я поел, я поработал…» И все это с уверениями в страсти несусветной. Я покакал, тьху. Да и зарабатывал Володенька не то чтобы прилично. На две семьи-то. Ну и сказала ему. Пришла пора расстаться, я тебя никогда не забуду, ну вы и сами все знаете. А Володенька внезапно в колени - бух и запричитал «я год читал глупые книги про извращения, дао любви называется, я перетаскал тебе вагон цветов и привык к борщу как к маминой сисе. Я даже урожай с дачи теперь на троих делю: в семью, маме и тебе. Если ты меня внезапно покинешь, то я наемся средства для чистки унитазов производства ГДР, и лягу на трамвайные пути весь в слезах и с запиской гнусного содержания». Ну что-то в таком духе.

Женское сердце мягкое как пшеничная каша, вот что. Тем более что Володенька оказался очень способным в плане изучения вышеупомянутого дао. Ну и тянулась себе волынка эта дальше.

А погорел Володенька как положено - на чепухе. Жена, не будь дурой, что-то почувствовала. Конечно, почувствуешь тут, когда второй год треть урожая налево уплывает. Малина не родит, картошку жук короед жрет, салатные помидоры в этом году вообще не уродились, прости дорогая, не углядел. Володенька-то все по ателье бегает. Вот и решила жена все собственными глазами увидеть. Этих ваших интернетов бесовских еще не придумали, оставалась одна возможность все узнать - спрятаться в шкаф во время дележа урожая.

Приехал Володенька однажды с дачи, нет никого, только на плите отчего-то горячая кастрюля с рассольником булькает. Да и давай на три кучки все раскладывать: это мне, это маме, а это в ателье. «Какое такое ателье? - подавилась искусственной шубой в шкафу Володенькина жена. Смирно досидела до мужниного ухода, а потом давай книжку его записную с пристрастием разглядывать. Книжка была насквозь подозрительная: одни Иваны Петровичи и Василии Алексеевичи. Одна только баба нашлась, на букву а «Ателье Люда». У жены, конечно, в зобу дыханье сперло. И решила она мне жизнь испортить окончательно, как эсеры санкюлотам. Позвонила, и на свидание мужа моего пригласила.

Муж-весельчак согласился с охотой, с развлечениями в наше время как-то не очень было. Пришел в ботанический сад в сером костюме с большой газетой - примета для узнавания. А там жена, нервически бегает вокруг фонтана. В общем предложила она нас с Володенькой отравить. Предложила, на скамейку откинулась и поглядывает на моего. А мой-то медик, у них очень чувство юмора специфическое.
- Хорошо, - говорит мой, - я на все согласен. Только сначала вы своего, а то я незнакомым чужим женам не очень-то доверяю.

И, что дальше? - спрашиваю я. Мы с одной знакомой бабушкой сидим за неспешным разговором, ждем детей-внуков с курсов английского. - Слабительного дал?
-Слабииительного, - презрительно тянет бабушка. - Брому дал. Лошадиную дозу, чтоб наверняка.

Бабушка аккуратно свернула газету Секретные материалы. Я к тому времени лежала между стульев и только похрюкивала от восторга.
-Нет, - добавляет строго бабушка, о чем-то вспоминая, - не было у нас секса. Страсти были, а этих гадостей не было. Так и знай!

Бабушка, Grand-mere, Grandmother... Воспоминания внуков и внучек о бабушках, знаменитых и не очень, с винтажными фотографиями XIX-XX веков Лаврентьева Елена Владимировна

Рассказы бабушки Е. П. Янькова

Рассказы бабушки

Е. П. Янькова

Я родилась в селе Боброве, которое купила покойная бабушка, батюшкина мать, Евпраксия Васильевна, дочь историка Василия Никитича Татищева. В первом браке она была за дедушкой, Михаилом Андреевичем Римским-Корсаковым, и от него у нее было только двое детей: батюшка Петр Михайлович и тетушка княгиня Марья Михайловна Волконская. Вскоре овдовев, бабушка вышла замуж за Шепелева (кажется, Ивана Ивановича); детей у них не было, и они скоро разъехались <…>.

Бабушка Епраксия Васильевна была, говорят, очень крутого нрава и как знатная и большая барыня была в большом почете и не очень церемонилась с мелкими соседями, так что многие соседки не смели и войти к ней на парадное крыльцо, а все на девичье крыльцо ходили. <…>

Вот что мне еще рассказывала про бабушку Евпраксию Васильевну наша мамушка, Марья Ивановна, бывшая при бабушке сенною девушкой: «Генеральша была очень строга и строптива; бывало, как изволят на кого из нас прогневаться, тотчас и изволят снять с ножки башмачок и живо отшлепают. Как накажут, так и поклонишься в ножки и скажешь: “Простите, государыня, виновата, не гневайтесь”. А она-то: “Ну, пошла, дура, вперед не делай”. А коли кто не повинится, она и еще побьет… Уж настоящая была барыня: высоко себя держала, никто при ней и пикнуть не смей; только взглянет грозно, так тебя варом и обдаст… Подлинно барыня… Упокой ее Господи… Не то что нынешние господа».

Бабушка была в свое время очень хорошо воспитана и учена; она говорила хорошо по-немецки, это я слышала от батюшки Петра Михайловича. <…>

В 1733 году бабушка купила в семнадцати верстах от Калуги село Боброво и там постоянно живала большую часть года, а в Москве имела свой дом близ Остоженки, в приходе Илии Обыденного, и мы жили еще в этом доме, когда я шла замуж в 1793 году, и там венчалась. <…>

Бабушка была очень благочестива и богомольна и вообще к духовенству и монашеству расположена. Она заповедала своему сыну никогда не выходить из дома, не прочитав 26-го псалма, то есть: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся». Батюшка всегда это соблюдал. И точно, он имел всегда сильных врагов, и хотя они старались ему повредить, но, однако, Господь помиловал и сохранил от погибели.

Бабушка всегда принимала монахов-сборщиков: бывало, позовет к себе, накормит, напоит, даст денег, велит отвести комнату, где переночевать, и отпустит каждого довольным ее приемом. Вот однажды говорят ей: приехал монах со сбором. Приказала позвать: «Откуда, отец?» – «Оттуда-то», – называет монастырь. – «Садись, старец».

Велела изготовить, чем угостить его. Сидят, разговаривают. Монах и говорит ей: «Матушка, а я и сынка-то вашего, Петра Михайловича, знаю». – «Как так? Где ж ты его видел?» – «Там-то», – и начинает бабушке подробно говорить о батюшке; и точно, по словам видно, что знает его. Бабушка еще пуще расположилась к монаху. Только вдруг, во время разговора, бежит человек и докладывает бабушке: Петр Михайлович приехал. Взвертелся монах: хочет уйти из комнаты, бабушка его уговаривает остаться, а между тем входит батюшка. Поздоровавшись с матерью, он взглянул на монаха. Тот ни жив ни мертв.

«Ты как здесь?» – крикнул ему батюшка. Тот в ноги: «Не погубите, виноват». Бабушка смотрит, понять не может, что такое происходит. Батюшка и говорит ей: «Знаете ли, матушка, кого вы изволили принимать? Это беглый солдат из моей роты; его давно отыскивают». «Не погубите», – повторяет тот.

Батюшка хотел, было, отправить его по этапу, но бабушка уговорила сына не срамить ее дома и не налагать руки на гостя, кто он ни на есть. Тот обещался явиться в полк сам от себя; не помню теперь, исполнил ли он обещание. Бабушка хотя и не перестала принимать монахов-сборщиков, но с тех пор стала гораздо осторожнее, опасаясь, чтобы под видом настоящего монаха не принять какого-нибудь беглого, а батюшка, помня этот случай, всегда опасался сборщиков. <…>

Бабушка Евпраксия Васильевна была еще в живых, когда женился батюшка, и к матушке была она очень добра и взяла к себе на воспитание мою сестру (вторую дочь батюшкину), которую так же, как и меня, звали Елизаветой. У меня сохранилось письмо, писанное бабушкой к матушке по случаю моего рождения: она пишет, что поздравляет и что посылает ей с мужем пятьдесят рублев на родины и на именины. Бабушка Евпраксия Васильевна была слаба, хотя летами была еще совсем не стара: едва ли ей было и шестьдесят лет.

В 1792 году скончалась бабушка, княгиня Анна Ивановна Щербатова. Она больше все жила в деревне, в селе Сяскове, тоже Калужской губернии. Это было ее собственное имение, приданое. Тетушка, графиня Александра Николаевна Толстая, жила с бабушкой. Муж ее, граф Степан Федорович, когда женился, был уже немолод и был бригадиром. У него всего состояния и было только: золоченая двухместная карета и пара пего-чалых лошадей, а тетушка так же, как и матушка, получила в приданое 1000 душ.

Бабушка-княгиня была очень мала ростом, ходила всегда в черном платье, как вдова, и на голове носила не чепец, а просто шелковый платок. Один только раз и случилось мне видеть бабушку во всем параде: она заехала к нам в Москве откуда-то с обеда свадебного или со свадьбы: на ней было платье с золотою сеткой и нарядный чепец с белыми лентами. Мы были еще все детьми, выбежали к ней навстречу и, увидев ее в необыкновенном наряде, стали прыгать пред ней и кричать: «Бабушка в чепце! Бабушка в чепце!»

Она прогневалась на нас за это:

– Ах вы, дуры девчонки! Что за диковинка, что я в чепце? Бабушка в чепце! А вы думали, что уж я и чепца надеть не умею… Вот я вам уши за это надеру… Пришел батюшка, она ему и жалуется на нас:

– Дуры-то твои выбежали ко мне и ну кричать: «Бабушка в чепце!» Знать, ты мало им уши дерешь, что они старших не почитают.

Батюшка стал успокаивать ее: «Матушка, не извольте на них гневаться, дети глупы, ничего еще не смыслят».

После, как бабушка уехала, уж и досталась же нам от батюшки гонка за это; тогда мне было едва ли больше пяти лет. Мы езжали к бабушке Щербатовой в деревню и после матушкиной кончины у нее долго гостили, да и прежде гащивали в Сяскове по нескольку дней. Случалось это почти всегда осенью, потому что приноравливали, чтобы попасть к бабушкиным именинам, сентября 9. Ей в честь и названа была младшая моя сестра Анной, а мне имя Елизаветы дано в честь Взимковой, которая чуть ли и не крестила батюшку. Бабушка вставала рано и кушала в полдень; ну, стало быть, и мы должны были вставать еще раньше, чтобы быть уже наготове, когда бабушка выйдет. Потом до обеда сидим, бывало, в гостиной пред нею навытяжку, молчим, ждем, что бабушка спросит у нас что-нибудь; когда спрашивает, встанешь и отвечаешь стоя и ждешь, чтоб она сказала опять: «Ну, садись». Это значит, что она больше с тобой разговаривать не будет. Бывало, и при батюшке, и при матушке никогда не смеешь сесть, пока кто-нибудь не скажет: «Что же ты стоишь, Елизавета, садись». Тогда только и сядешь.

После обеда бабушка отдыхала, а нам и скажет: «Ну, детушки, вам, чай, скучно со старухой, все сидите навытяжку; подите-ка, мои светы, в сад, позабавьтесь там, поищите, не найдется ли бранцев, а я сем-ка лягу отдохнуть».

Знаешь ли, что такое значит: бранцы? Это самые спелые орехи, которые остаются по недосмотру на кустах в то время, когда орехи берут. Потом они дозревают и с кустов падают на землю; это самые вкусные орехи, потому что дозреют.

В Сяскове в то время сад был пребольшой, цветников было мало, да и цветов тогда таких хороших, как теперь, не бывало: розаны махровые, шиповник, касатики, нарциссы, барская спесь, пионы, жонкили. Сады бывали все больше фруктовые: яблоки, груши, вишни, сливы, чернослив и почти везде ореховые аллеи. Теперь нет и таких сортов яблок, какие я в молодости едала; были у батюшки в Боброве: мордочка, небольшое длинное яблоко, кверху узкое, точно как мордочка какого-нибудь зверька, и звонок – круглое, плоское, и когда совсем поспеет, то зернышки точно в гремушке гремят. Теперь этих сортов и не знают: когда брату Михаилу Петровичу досталось Боброво, как мне хотелось достать прививок с этих яблонь; искали – не нашли, говорят, померзли.

В Сяскове было тоже много яблонь и всяких ягод и предлинные ореховые аллеи: цело ли теперь все это? С тех пор прошло более семидесяти пяти лет!.. Бабушка Щербатова была очень богомольна, но вместе с тем и очень суеверна и имела множество примет, которым верила. По-тогдашнему это было не так странно, а теперь и вспомнить смешно, чего она боялась, моя голубушка! Так, например, ежели она увидит нитку на полу, всегда ее обойдет, потому что «Бог весть, кем положена эта нить, и не с умыслом ли каким?». Если круг на песке где-нибудь в саду от лейки или от ведра, никогда не перешагнет через него: «Нехорошо, лишаи будут». Под первое число каждого месяца ходила подслушивать у дверей девичьей и по тому, какое услышит слово, заключала – благополучен ли будет месяц или нет. Впрочем, девушки знали ее слабость и, когда заслышат, что княгиня шаркает ножками, перемигнутся и тотчас заведут такую речь, которую можно бы ей было истолковать к благополучию, а бабушка тотчас и войдет в девичью, чтобы захватить на слове.

– Что вы такое говорили? – скажет она.

Девушки притворяются, что, будто, и не слыхали, как она вошла, и нагородят ей всякого вздора и потом прибавят:

– Это, государыня княгиня, знать, к благополучию.

А ежели она услышит что-нибудь нескладное, плюнет и пойдет назад.

Иногда придет и скажет тетушке: «Алексашенька, вот что я слышала», – и станет ей рассказывать, и потом вместе перетолковывают, значит ли это слово к благополучию или не к добру.

Она верила колдовству, глазу, оборотням, русалкам, лешим; думала, что можно испортить человека, и имела множество разных примет, которых я теперь и не упомню.

Зимой, когда запушит окна, рассматривала узоры и по фигурам тоже судила: к добру или не к добру.

Тетушка, графиня Толстая, которая до самой кончины ее все жила с нею вместе, много понабралась от нее примет и имела большие странности.

Очень понятно: живали в деревне, занятий не было, вот они сидят и придумывают себе всякую всячину.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПИСЬМО ОТ БАБУШКИ Пробудили эти строки Рой забытых голосов, Переливчатый, далекий, Тонкий-тонкий звон часов. Хорошо, когда приснится Счастье детского мирка, Как, любуясь Аустерлицем, Я водил по половицам Дутых пуговиц войска, Как на лаковой иконе Над кроватями в

ГЛАВА XIV. «БАБУШКИ» Отец Александрии Толстой был родным братом Ильи Андреевича Толстого - деда Льва Николаевича, следовательно Александра Толстая была двоюродной теткой Льва. Она была еще совсем молодая, только на одиннадцать лет старше своего племянника, и Толстой в

У БАБУШКИ Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед.Наша бабушка сидит рядом с дедушкой. Дедушка толстый, грузный. Он похож на льва. А бабушка похожа на львицу.Лев и львица сидят за столом.Я не отрываясь смотрю на бабушку. Это мамина мама. У нее седые волосы. И темное,

«Я ОТ БАБУШКИ УШЕЛ…» Великий князь талантливо вел назначенную ему бабушкой роль. Но, в отличие от Кочубея, не пылал романтической страстью к свободе; в отличие от Строганова - не рвался в бой за нее; в отличие от Чарторыйского - не посвящал каждую минуту жизни достижению

Записки бабушки Давно-давно, когда еще пятеро моих детей были маленькими (а ныне некоторые из них уже стали бабушками), Корней Иванович Чуковский в одном из писем ко мне писал: «Как я Вам завидую, что Вы можете каждый день слушать детскую речь! Слушайте, запоминайте, а еще

Дедушки, бабушки Моя бабушка, майор медицинской службы Ревекка Ильинична Белкина. Из рода известного в 20-е годы прошлого столетия литератора Ивана Петровича Белкина. Дед, полковник медицинской службы Александр (Ошер) Владимирович Лившиц, на вопросы о предках что-то

2. От «Невесты» до «Бабушки» Сад в индустриальном городеВ мире Линча с фрустрацией, подозрением или страхом часто ассоциируются образовательные учреждения, устоявшиеся методы обучения, тексты и даже отдельные буквы. По всем свидетельствам, сам он никогда не отличался

Рассказ моей бабушки «Лет шесть мне было (а родилась она в 1900 году), когда дядя Авель Енукидзе появился в нашем доме. К нам он заходил довольно часто. Мне он запомнился хорошо, потому что был всегда весёлый, меня любил, баловал и великолепно читал наизусть сказки

III Род бабушки Азарьевой Прадед Василий Азарьев. помещик Новгородский и Тверской, бывший военный, был женат на Демидовой. Прожил с нею несколько счастливых… лет и неожиданно она скончалась. Незадолго до смерти она принесла мужу свое завещание, по которому она передавала

Институт для бабушки 1. Во всяком деле ищите, кому это выгодно Это золотое правило любого сыщика: во всяком деле ищите того, кому это выгодно. Он не обязательно виноват, но знает убийцу. Мы, конечно, не преступление расследуем, но это правило – поиск получившего дивиденды –

Уроки бабушки Лены Так получались, что до двенадцати с половиной лет я был «под крылом бабушки». Отец и мама в поисках хорошей работы и лучшей жизни ездили то по Казахстану, то по золотым приискам Магадана, забирая с собой совсем еще маленькую мою сестричку Танюшку. Я очень

Три мои бабушки Моя «еврейская бабушка», Роза Ильинична Рубинштейн, по моим теперешним понятиям, была феминисткой и очень прогрессивной женщиной. Она с возмущением рассказывала мне о ежеутренней молитве, в которой мужчина благодарит Бога за то, что тот не сотворил его

Похороны бабушки Андрей, говоря по правде, мало общался с родственниками. С ними ему было скучно и неинтересно. Ему казалось, что он теряет драгоценное время жизни. Мария Ивановна печенкой чувствовала характер человека, глубоко разбиралась в людях, видя даже в мелочах

Рассказы моей бабушки © Вячеслав Загорнов В обществе, где еще живы очевидцы тех или иных событий, трудно менять историю. Сложно даже там, где еще есть те, кто слышал рассказы живых очевидцев. Эта живая память в некоторых культурах проходит через века, сохраняя зерна

Вот некоторые истории моих родственников.
1. Эту историю рассказала мне родная сестра моей бабушки – б. Нина. Всё нижеописанное произошло во время Великой Отечественной войны. Бабушка Нина тогда была ещё совсем девочкой (она 1934 года рождения). И вот как-то Нина осталась ночевать у своей соседки, тети Наташи. А в деревнях было принято в доме держать кур в загородке. И у тети Наташи куры тоже были. Вот все уже легли спать: т. Наташа на кровать, а её дети и Нина с ними – на печь. Свет погасили… Куры тоже успокоились… Тишина… Вдруг резко в темноте одна из куриц – ррррраз! – и перепрыгнула через загородку! Куры забеспокоились. Т. Наташа встала и курицу загнала обратно. Только улеглась, и опять – рраз! – курицы закудахтали, и снова одна перелетела. Т. Наташа встала, зажгла лучину и обратилась к невидимому духу, который беспокоил кур: “Суседушка-атаманушка, к худу или к добру? ” И смотрит: стоит перед ней маленький такой мужичок, ростом около метра, в таком интересном халате полосатом, с пояском, и штанишки такие же. Он и говорит: “Через два дня узнаешь.” А потом схватил одну курицу, задушил и бросил на печь к детям. А после ушёл в подполье. Через два дня т. Наташе пришла похоронка с фронта: муж погиб…

2. А это рассказала мне моя бабушка. Как-то её покойная мать Евдокия после трудового дня легла на печь отдыхать. А ночевала одна. И вот слышит – кто-то совсем рядом, как будто даже внизу печки, точит нож. Звук такой характерный: скрежет металла о брусок. Евдокия испугалась не на шутку. Выглянет с печки вниз, а там никого. Только ляжет, смотрит в потолок, слышит – опять кто-то точит нож. “Ну, -думает Евдокия, – смерть моя пришла!” И стала в уме все молитвы, какие только знала, перебирать и креститься. И слышит – звук этот отдаляется, отдаляется, а потом и исчез совсем… Бабушка говорит, раньше в деревнях печи делали с солью, а нечисть, как известно, соли боится. Так что, возможно, не прочитав молитвы, Евдокия бы не погибла.

3. И эту историю мне рассказала бабушка. Работала она когда-то дворником. Сидели они с бабами как-то на лавке, отдыхали, разговаривали, и речь зашла про нечистую силу. Вот одна женщина и говорит: “Чего далеко ходить? Вот со мной какая история произошла. Сидела я дома с ребёнком, только вот сын у меня родился – Ванечка. Муж ушёл на работу утром, Ваня в колыбели спал, и я решила подремать. Лежу, дремлю и чувствую – кто-то меня под кровать тянет. Я как вскочила, побежала вон из квартиры! И сразу к своему соседу. Прибегаю, говорю: “Пожалуйста, помогите мне Ваню из квартиры вынести! Я очень боюсь заходить!” А сосед у меня военным был и на службу торопился. Он и говорит: “Ой, некогда мне. Попроси кого-нибудь другого, вон Марию Фёдоровну, например.” Мария Фёдоровна – это тоже наша соседка по лестничной площадке. Ну, я быстрее к ней. А она мне и говорит: ” Ты иди к себе в квартиру, у порога три раза вокруг себя обернись, а потом смело шагай и ничего не бойся.” Я так и сделала. Раз крутанулась – ничего, второй раз стала крутиться – вижу, стоит в квартире существо какое-то странное, то ли человек, то ли ещё что-то. Я глаза уже зажмурила, третий раз крутанулась, смотрю – а там такой очень страшный мужчина! Смотрит на меня с прищуром, словно бы даже с издёвкой и говорит: “Что, догадалась-таки?! А теперь поищи своего Ваню” – и исчез! Я бросилась в квартиру, быстрее к люльке, а там нет ребёнка. Я уже испугалась: не с балкона ли он ребёнка сбросил?! Живём на третьем этаже. Я тихонечко так с балкона посмотрела – нет, никто на земле не лежит. Стала я искать в квартире, везде заглянула, еле-еле нашла. Это существо ребёнка моего запеленало и сунуло в пространство между стеной и газовой плитой. А Ванечка спит себе и ничего не слышит. А уж потом я узнала, что в нашей квартире жил некогда мужчина, горький пьяница, который в этом подъезде повесился.”

Нужны ли нашим деткам бабушки ? Много ли они могут дать своим внукам и внучкам ? Можно ли построить нормальные отношения новоиспеченной маме с мамой, которая постарше? Вопросов слишком много и столько же будет ответов на них.

Наше время небогато на чудеса и события, но они иногда все-таки случаются. Одним из «творцов» необыкновенного чуда стала Шарлотта Лемонье - француженка по происхождению, прожившая практически всю жизнь в России. Ее внук - Андрей Макин, родившийся и до тридцатилетнего возраста проживший в России, а затем эмигрировавший в во Францию, стал выдающимся писателем. Он получил множество премий и наград за что бы вы думали? За жизнеописание своей собственной бабушки ! Книга вначале так и называлась «Жизнеописание Шарлотты Лемонье», но сейчас она больше известна читателям как «Французское завещание».

«В детстве она казалась нам божеством, справедливым и снисходительным» - так говорит герой романа Алеша о Шарлотте. Рассказы Шарлотты - о своей жизни, о прочитанных книгах, о людях и о многом другом стали для ее внуков неким путем для познания и изучения окружающего мира, волшебным миром, таким красивым и необыкновенным. Причем детишкам этот «мир» нравился намного больше, нежели реальный, в котором приходилось жить. Шарлотта была, по мнению детей, особенным человеком, совершенно не похожим на остальных, такая загадочная, интересная, непредсказуемая и в то же время не лишенная доброты, заботы, понимания, душевного равновесия. Она любила детей, и это было видно в ее поведении, действиях, жестах, настроении. Она общалась с ними на равных, никогда не давая повода думать и понимать, что дети - есть дети. Воспитанием внуков она занималась настолько, насколько этого требовали обстоятельства. Она не стремилась влиять на детей напрямую, формировать характер и мировосприятие. Она не обучала их, однако детишки знали французский язык на высшем уровне. Она не так уж и заботилась о них, не выготавливала, не обстирывала, однако дети считали ее чем то великим, идеальным, и возносили на некий пьедестал.

А вот и другая «бабушкина история ». У Нины Николаевны есть любимая внучка Полиночка. Родители Полинки - люди занятые, поэтому на выходные дни ребенок просто сдается в аренду бабушке . Такая «аренда» может наступить и посреди недели, если внучка категорически не хочет идти в детский сад. Поля очень любит свою бабушку , ей нравится у нее жить. Где еще можно говорить без остановки с самого утра и до позднего вечера, кушать все, что хочется, делать все без ограничений - рисовать на обоях, рвать бумагу, бегать по квартире. Нина Николаевна к приходу любимой внученьки печет ее любимые блинчики с начинками, пирожки, булочки и еще много всяких вкусностей. Полька с удовольствием уплетает все приготовленное бабулей (правда на поглощении мучных блюд ее еда и заканчивается). Бабушка при внучке ничего не делает, а только полностью занимается ребенком. Выслушать детские рассказы, выполнить все просьбы - работа не из легких, вот бабушка и старается, выкладывается на все 200 %. Правда мама девочки замечает, что после выходных, проведенных у бабушки , ребенок возвращается домой какой-то разбитый, уставший. Складывается ощущение, что Полечка не отдыхала у бабушки , а наоборот работала, не покладая рук. При этом у ребенка совершенно нет настроения, да и кушает она охотно. В общем, весь понедельник тратится на восстановление жизненных сил и налаживание рациона питания, который за время пребывания у бабушки сводится к нулю.

Две истории про бабушек и их внуков совершенно не похожи одна на другую. Почему так происходит? Вроде бы, бабушки как бабушки . Давайте попробуем разобраться.

Человек, проживший свою жизнь достойно, чувствует это и излучает особый духовный свет, который зачастую чувствуется прямо таки физически. Разве вам не приходилось это ощущать во время общения со старым человеком, благородным, воспитанным, с хорошо поставленной речью, с которым не просто приятно общаться, а хочется общаться без остановки. У старости есть особое достоинство - достоинство до конца хорошо сделанного дела, главного дела в своей жизни. И вот именно такого старого человека, будь это бабушка или дедушка, ребенку важно видеть около себя. Малыш еще не совсем понимает, в чем особенность бабули или дедули, но чувствует, что в старом человеке есть то, чего нет в молодом. И это «что-то» очень хорошее.

Плохо, когда ребенку кажется или ему постоянно внушают, что лучше быть молодым, нежели старым. Очень важно, чтобы ребенок ощущал, что старость - радость! Что, прожив жизнь хорошо и достойно, человек чувствует себя прекрасно! Значит, каждому из нас есть для чего, а главное - для кого жить! Ребенок должен видеть только хорошую старость , а не ту жалкую, которую нам зачастую приходится наблюдать, когда старушки только и делают, что жалуются на свою плохо прожитую жизнь, на «болячки», на мизерные пенсии и многое другое. Такие старики - постоянно кислые и скучные, не желающие жить, бранящие окружающих, да и самих себя. Они зачастую не уважают свою старость, завидуют молодым, считают всех без исключения низменными существами. Вот от таких бабушек малыша лучше держать подальше - ребенку не зачем слушать и слушать весь этот негатив, постоянные воспоминания о молодости и бурчание на свою старость. Ребенку важно общаться с позитивными и оптимистичными бабушками , излучающими яркий свет жизненной энергии. И не важно, что возраст бабушки перешагнул 70-летний рубеж - поверьте, общение с такой бабулей ребенку будет не просто полезно, а просто необходимо!

Зачастую с возрастом человек теряет свою силу воли, становится в некотором роде бесхарактерным, ему очень сложно настоять на своем. И ко всему этому причисляется еще и слепое обожание своих внуков и внучек . И все это в совокупности очень вредно для ребенка - общение с бесхарактерным взрослым, все позволяющим и разрешающим, терпящим детские шалости просто развращает ребенка. В общении с малышами в любом случае важна и нужна твердость, позиция старшего. Потакание детским прихотям, выполнение всех желаний и отсутствие наказаний - делает из ребенка избалованное создание. Вот почему многие родители жалуются, что после общения с бабушками и дедушками , дети становятся просто неуправляемыми и приходится постараться, чтобы ребенок вошел в привычную для него жизненную колею с определенным рационом питания, с послушанием и желанием что-либо делать по просьбе родителей.

Но и слишком властные бабушки не полезны для ребенка. В большинстве семей дисциплинирующим началом должен быть отец или же если его нет - мама, но никак не бабушка! Такую важную роль она может взять на себя только в случае отсутствия родителей у ребенка.

Что нужно ребенку? В первую очередь доброта в сочетании с твердостью, умением держать малыша в определенных границах дозволенного.

Многим известна ситуация, когда бабушка пытается вести свою воспитательную линию, которая зачастую разительно отличается от родительской. Может для бабушки это и хорошо, но вот для ребенка - не очень. Воспитывать должен кто-то один. Если родителей такое положение дел полностью устраивает, то можно переложить воспитание и заботу о ребенке полностью на бабушкины плечи. Только в этом случае важно не иметь расхождений в «политике воспитания» предложенной бабушкой .

Если же родителей «бабушкина психология» не устраивает, то в этом случае необходимо свести общение ребенка со старшим поколением к минимуму. Ведь свои дети - это одна из главных составляющих нашей жизни, которая по-своему уникальна и не похожа на другие. Жизнь ведь дается все один раз и каждый должен прожить свою жизнь, а не чужую. И воспитать ребенка важно так, как этого хочет мать, а не бабушка или соседка. Нельзя допускать, чтобы кто-то, даже самый близкий человек, ломал то, что вы строите. Пусть даже этот близкий человек - ваша мама. «Мама мамы» должна в первую очередь понимать, что не она - самый главный воспитатель в жизни ребенка. Все равно на ребенка в несравненно большей степени влияет его мать и никто другой. И только мама в состоянии определить магистральное направление развития и воспитания своего крохи.

Вообще считается, что всем близким взрослым лучше всего быть едиными в воспитании ребенка, даже, несмотря на то, что это единство может противоречить чьим-либо убеждениям и взглядам. Такое единение очень важно для достижения определенной цели самим ребенком. Можно обсуждать, решать многие вопросы, касающиеся ребенка, совместными усилиями, но окончательное решение должны вынести только родители крохи.

В то же время бабушка может дать ребенку очень многое, чего зачастую не в состоянии дать мама и папа. Причина в том, что молодая мама много работает, устает, возможно, занимается уходом за маленьким братиком или сестричкой, и она просто-напросто не в состоянии уделить столько внимания ребенку, сколько он этого требует. Вот здесь на помощь и должна прийти бабушка , которая в силу своего возраста и наступившего пенсионного отдыха может всецело посвятить себя внуку или внучке .

Иногда только бабушка может заметить в ребенке нечто такое, что не в состоянии заметить его родители. Множество юных талантов были открыты не родителями, а именно бабушками и дедушками! Поэтому бабушка может заняться так называемой «отделкой и шлифовкой» мельчайших граней характера своих внуков , до которых еще не дошли руки у родителей. Можно много рассказывать и говорить с ребенком, важно делать это по-взрослому, со всей серьезностью. Ребенку не важно сказка ли рассказывается, или бабушка просто решила поговорить с маленьким слушателем. Важно, чтобы весь разговор строился на «взрослости», а не на детских фразах. А еще важно, чтобы самому взрослому было интересно с ребенком.

Воспоминания стариков также полезны для детишек. Ведь все дети - великие мечтатели. И если старшее поколение вспоминает о прошлой жизни и рассказывает одушевленно о ней, то детки представляют и мечтают, что когда-то станут взрослыми и будут совершать многие поступки, которые совершали их бабушки и дедушки . Получается, что одни смотрят назад, а другие - вперед, а разве это не объединяет бабушек и внуков ?

Также важно само отношение родителей ребенка к бабушкам и дедушкам. Если они видят стариков только в качестве бесплатной прислуги, которая постирает, погладит, кушать приготовит, то и ребенок будет видеть своих родных стариков только с этой позиции. А в таком случае, о каком уважении к старости может идти речь? Бабушка в первую очередь должна с ребенком, читать книжки и просто дружить с ним, а не выстирывать и выготавливать. И конечно очень плохо, когда между бабушкой и внуками нет единения и духовной близости, а все визиты и встречи сводятся только по праздничным дням или выходным. Ребенку нужны полнокровные человеческие отношения со всеми близкими, а не только с мамой и папой.