Печорин как представитель портрета поколения кратко. Печорин - портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени»)

В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Каждая из них представляет самостоятельное произведение и в то же время является частью романа. Центральное место во всех повестях занимает образ молодого офицера Печорина. Не случайно действие романа происходит на Кавказе, куда в то время ссылали людей, критически настроены к самодержавию. Туда, как известно, ссылали Пушкина и Лермонтова. Печорин принадлежит к этой категории людей.

Раскрывая сложный и противоречивый характер Печорина, автор показывает нам его в разных жизненных ситуациях, в столкновении с людьми разных социальных слоев и национальностей: с контрабандистами, с горцами, с молодой девушкой-аристократкой, с представителями дворянской молодежи и другими действующими лицами. Перед нами предстает образ одинокого, разочарованного человека, который враждует со светским обществом, хотя и сам является его частью.

В стихах Лермонтова образ такого человека нарисован в романтических тонах, поэт не раскрывал в своей лирике причин появления такого героя. А в романе “Герой нашего времени” Лермонтов изображает Печорина реалистически. Писатель пытается показать, как на характер человека влияет среда, в которой он живет. У Печорина очень много общего с Евгением Онегиным из одноименного романа в стихах Пушкина. Однако Печорин живет в другое время, это человек тридцатых годов XIX века, и разочарование этого человека в окружающем его обществе сильнее, чем у Онегина.

Печорин родился и вырос в аристократической семье. Природа наделила его острым умом, отзывчивым сердцем и твердой волей. Но лучшие качества этого человека оказались не нужны обществу. “Лучшие мои чувства, боясь насмешки, - говорит Печорин, - я хоронил в глубине сердца”. Он влюблялся и был любим; занялся наукой, но скоро понял, что славы и счастья она не дает. А когда он понял, что в обществе нет ни бескорыстной любви, ни дружбы, ни справедливых гуманных отношений между людьми, ему стало скучно.

Печорин ищет острых ощущений, приключений. Ум и воля помогают ему преодолеть препятствия, но он осознает, что его жизнь пуста. И это усиливает в нем чувство тоски и разочарования. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин, но и это не приносит ему ощущения счастья. Он, как и Онегин, “не создан для блаженства семейной жизни. Жить, как люди его круга, он не может и не хочет”.

В истории с княжной Мери, которую Печорин влюбил в себя, подчинил своей воле, он предстает и как “жестокий мучитель”, и как глубоко страдающий человек. Измученная Мери вызывает в нем чувство сострадания. “Это становилось невыносимым, - вспоминает он, - еще минута, и я бы упал к ногам ее”.

Лермонтов создал правдивый образ своего молодого современника, в котором отразились черты целого поколения. В предисловии к роману он писал, что Печорин - “это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии”.

В названии романа звучит ирония писателя над своим поколением и над временем, в котором оно живет. Печорин, конечно, не герой в буквальном смысле этого слова. Его деятельность нельзя назвать героической. Человек, который бы мог принести пользу людям, тратит свои силы на пустые занятия.

Автор не стремится ни осудить Печорина, ни сделать его лучше, чем он есть. Нужно отметить, что М. Ю. Лермонтов с большим мастерством раскрыл психологию своего героя. Критик Н. Г. Чернышевский отмечал, что “Лермонтова интересовал сам психологический процесс, его форма, его законы, диалектика души...” Высоко оценил роль Лермонтова в развитии социально-психологического романа и Л. Н. Толстой.

Тема: Печорин как представитель портрета поколения.

Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.

Словарная работа: сюжет, фабула, композиция.

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя.
Единственный завершённый роман М. Ю. Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В « Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы « Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже « Фаталист» с примечанием, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных»; в 1840 г. Там же печатается « Тамань» и следом выходит двумя частями - томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского « Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединённых образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально - психологическим и философским романом.

« Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин - единственный главный герой, его одиночество в романе принципиально значимо. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое - то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому. Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени2 (1841 г.) заявил, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени.


  1. Работа с сюжетным порядком романа - хронологический (фабульный порядок).
Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том порядке, в котором о них сообщает автор.

« Бэла» Путешествие по Военно - Грузинской дороге офицера - повествователя с Максимом Максимычем.

Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

Переезд через Крестовый перевал.

Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

Концовка « Бэлы». Заключение от имени офицера - повествователя.

« Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным.

С включением сообщения о том, что Печорин умер.

«Предисловие к « Журналу Печорина» История до того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды.

« Тамань» Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью.

« Княжна Мери» Окончание повести - запись, сделанная Печориным по памяти в крепости.

« Фаталист» История с Вуличем а казачьей станице зимой, до похищения Бэлы.

Максимальную заинтересованность читателя судьбой Печорина;

Проследить историю его внутренней жизни;

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.

3. Зрительная гимнастика.

4. Реализация домашнего задания:

В ходе проверки учащимся могут быть заданы следующие вопросы для выявления восприятия:

« Бэла» - Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

« Максим Максимыч» - Кто описывает портрет Печорина? Почему? Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

5. Диспут на тему « Печорин герой своего времени».

Следует задать ученикам вопрос о том, почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных героев.

6. Итог урока: учитель отмечает о необычности романа, рассказывает об истории критической литературы о романе.

7. Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению главы « Княжна Мери».

Тема:"Журнал Печорина" как средство самораскрытия характера героя


Литературная новизна “дневника Печорина” давно привлекает литературоведов – именно здесь новаторски был показан предельно исчерпывающими языковыми средствами конкретный человек, (личность , по словам Б.М. Эйхенбаума: “Герой нашего времени” – первый в русской прозе “аналитический” роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (“жизнь и приключения”), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс”), отражавший новое явление русской действительности.

Глава "Тамань ".

Вопросы, которые вам помогут подготовиться к контрольному тестированию:


  • Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

  • Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?

  • Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.

  • Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

  • Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
Приведённые ниже ресурсы помогут вам правильно заполнить таблицу "Отношение Печорина к персонажам повести":

Глава "Княжна Мери".

Устно проанализируйте главу по вопросам:


  • Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?

  • Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

  • Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.

  • Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).

  • Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?

  • Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?

  • Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

  • Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
Выполните письменное задание:

Глава "Фаталист".

Устно ответьте на вопросы:


  • Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

  • Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?

  • Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

  • К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
Письменное задание: докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение.

ВЫВОД: Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.

Тест по сказу Н.С. Лескова "Левша"

Часть 1. Выполните тест.

1."Левша" – это…

1) быль, народное сказание

2) придуманный рассказ, выросший из поговорки

3) обработанный вариант народной сказки

2.Какой подзаголовок носит рассказ "Левша"?

1) "Легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем"

2) "Цеховая легенда..."

3) ""Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе"

3.Кто из героев сказал эти слова: "... мы русские, со своим значением никуда не годимся"

1) донской казак Платов

2) император Александр Павлович

3) государь Николай Павлович

4. Кому из героев принадлежит следующая мысль: "...наши на что взглянут - все могут сделать":

1) Платову

2) Николаю Павловичу

5. Самые искусные тульские оружейники, получив заказ Платова, отправились

1) в Киев поклониться святым

2) помолиться в Москву

3) к Мценску в Орловской губернии отслужить молебен

6. Какую работу выполнял Левша:

1) выковывал подковы для блохи

2) гравировал имя мастера

3) выковывал гвоздики

7. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:

1) за волосья отодрал

2) обнял его и поцеловал

3) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

8. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?

1) за большую образованность

2) за искусные руки

3) за то, что прельстился на их жизнь

9. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?

1) жизнь в гостинице

2) английская вера

3) старые ружья

10. Почему Левша заторопился домой?

1) соскучился по родине

2) торопится привезти разгаданный секрет

3) спешит получить награду

11. Как в России поступили с больным Левшой?

1) привезли в больницу и бросили в коридоре умирать

2) положили на перину, позвали лекаря

3) отправили домой в Тулу

12. Кто беспокоился о судьбе Левши?

2) английский полшкипер

3) император Александр Павлович

13. С какими словами Левша умер?

1) «…хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»

2) «Где наша Россия?»

3) «...у англичан ружья кирпичом не чистят…»

14. Почему рассказчик искажает некоторые слова (игра слов)?

1) специально, для комического эффекта

2) потому что хочет показаться умнее

3) говорит, как понимает, т.к. неграмотный

15. Укажите детали портрета Левши:

1) на щеке пятно родимое

2) на висках волосы при ученье выдраны

3) на левую ногу прихрамывает

16. Какова основная мысль (идея) сказа?

1) гордость за талантливость и патриотизм русского народа

2) обличение жестокости и равнодушия русских царей

Часть 2. Письменно ответьте на вопрос (один на выбор):

1. Какую диковинку и за сколько приобрёл у англичан император Александр Павлович?

2. «У него, -говорит, -хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» Какая душа скрывается за неприглядной внешностью Левши?

3. Кто, по-вашему, виноват в страшной судьбе Левши?

4. Какое впечатление оставил у вас рассказ Н.С. Лескова?

5. О каком человеке обобщённо говорят: «Левша!» ?

«Все , что Лермонтов хотел прибавить к тому,

что рассказал в «Герое нашего времени»,

высказано в портрете Печорина ».

А. М. Марченко «Столетия не сотрут».

I Вступительное слово учителя. Беседа.

Вы знаете, что литература, книги помогают нам понимать других людей, мир и себя в нём. Одной из таких книг является роман Лермонтова «Герой нашего времени», над которым мы начинаем работу. Уже само заглавие сообщает: образ центрального персонала неразрывно связан с определенной эпохой, это герой своего времени. Недаром роман вызвал бурную полемику: действительно ли таков герой эпохи, или это клевета на современного человека? Но мы читаем роман в наше время, и для нас важно не столько то, каким было время Печорина и каким был герой того времени, сколько другое: что открывает Лермонтов нам сейчас, что значат мысли писателя теперь, для нас. Просмотрите видеофрагмент , отметьте в тетрадях, почему мы, читая роман, встаем перед проблемой, важной для каждого из нас: что зависит от самого человек, сам ли он определяет свою судьбу или что-то вне его?

Слайд с видео.

Учитель (слайд 4): Возвращаемся к вопросу. Какие записи вы сделали?

(ответы учащихся)

Учитель:

В центре внимания нашего урока – портрет Григория Александровича Печорина. И тема урока Печорин – «портрет поколения» (слайд 5)

Какой завершающий знак препинания вы поставите в конце предложения?

(слайд 6)

Учитель: Определим ключевое слово в теме урока. (слайд 7)

Вспомним, что такое портрет. (слайд 8) Знакомимся с новым литературоведческим термином – психологический портрет. Почему нам важен именно психологический портрет? (ответы учащихся).

Работа с эпиграфом к уроку. (слайд 9)

«Все, что Лермонтов хотел прибавить к тому, что рассказал в «Герое нашего времени», высказано в портрете Печорина». А. Марченко

Определите ключевые слова в этом высказывании.

Ответ: (все высказано в портрете Печорина)

Учитель: Итак, все высказано в портрете.

Почему же для Лермонтова так важен портрет героя? И что все высказано в портрете героя? Ответ на этот вопрос найдите в предисловии к роману.

(учащиеся работают с предисловием)

Слайд 11.

М. Ю. Лермонтов в «Предисловии» к роману пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»

Учитель: Задача автора – указать болезнь! А общество должно с болезнью справиться. Печорин же – один из членов общества. Получается, что главный герой романа – отрицательный персонаж?! Или всё-таки положительный? (слайд 12) Уже многое услышав на уроке и прочитав первые повести романа, попробуйте самостоятельно ответить на вопрос: «Что я знаю о Печорине?». (слайд 13)

(работа в парах, предположения записываем на доске)

Учитель: Дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится несколько его значений.

Я предлагаю вам следующие определения: Слайд 14

1) Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2) Главное действующее лицо литературного произведения.

3) Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

Учитель: Какое из этих определений подходит образу Григория Печорина? (3определение)

Учитель: Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению – вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение!

Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой? Слайд 15

Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века - временем николаевской реакции во всех сферах общественной жизни. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности.

Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Учитель: После крушения декабризма, обнаружившего свою внутреннюю несостоятельность, русская общественная мысль находилась в ситуации мучительного поиска.

Такую ситуацию современник Пушкина и Лермонтова французский писатель Альфред де Мюссе символично представил так: (слайд 16) «Позади – прошлое, уничтоженное навсегда, но еще трепетавшее на своих развалинах… Впереди – сияние необъятного горизонта… А между этими двумя мирами – бурное море, полное обломков кораблекрушения, где изредка белеет далекий парус».

Учитель: Какое лирическое стихотворение Лермонтова вы вспоминаете, читая эту цитату? (Дети читают наизусть стихотворение «Парус») Слайд 17

Можно ли одинокий Парус сопоставить с характером Печорина?

(Парус, символ мятежности, вызова судьбе, - важнейший образ в творчестве Лермонтова Вспомним хотя бы запись в дневнике Печорина: “Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига... он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце... и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там... желанный парус...” Печорин одинок в любом обществе, куда бы он ни попал.

Печорин, как и “ парус ” Лермонтова, путешествует без цели, сам не сознавая того, “он счастия не ищет и не от счастия бежит”. Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не находит себе применения.)

Учитель: Этот герой с момента своего появления и до сегодняшнего дня вызывал и вызывает разные мнения. Он привлекает художников, режиссёров, читателей непосредственно.

Может быть, он так привлекателен, потому что роман «Герой нашего времени» - психологический роман. (слайд 18)

Вспомним, какое эпическое произведение называется романом?

(слайд 19)

Теперь для нас важно определить особенности психологического романа. Сравним (слайд 20)….

(ответы учащихся)

ОБОБЩАЮ (слайд 21)

Учитель: Таким образом, психологический роман – это… (слайд 22)

Писателя интересует (слайд 23) внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности.

Каков же психологический портрет Печорина? Что поможет нам проследить в романе данную цепочку?

Рассмотрим особенности композиции романа. (слайд 24)

В «Герое нашего времени» композиция организует, выстраивает сюжет, а не фабулу. Чтобы понять разницу, необходимо уточнить понятия фабулы и сюжета.

Задание: Изучите теоретический материал. Расположите повести в событийном, а затем в хронологическом порядке.

(самостоятельная работа учащихся)

ПРОВЕРЯЕМ: (слайд 24)

Учитель: Почему Лермонтов нарушает хронологию событий? Какую цель он преследовал, располагая повести в такой последовательности?

(ответы учащихся)

ОБОБЩАЮ (слайд 25)

Располагая повести в такой последовательности, автор преследовал цель, вытекающую из идейного замысла, - шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина.

Ещё раз напомним, что роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, описание «истории души человеческой».

Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман, предугадав дальнейшее развитие русской прозы в этом направлении. Отныне русский роман в его лучших, классических образцах станет романом психологическим. Он всегда будет сосредоточен на внутреннем мире героев и будет уклоняться от прямых и контрастных оценок.

(слайд 25, читаю)

Учитель: Можно ли увидеть внутренние качества человека?

(ответы учащихся)

Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. Слово личность происходит от слов “лицо”, “личина”. В древнегреческом, а затем и в древнеримском театрах актер выходил на сцену в маске, так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра, наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности. Психологический портрет личности включает следующие основные свойства: (Слайд 26)

Каким мы видим Печорина? Что мы можем сказать о его характере, отношении к жизни и окружающим людям, какими принципами и соображениями он руководствуется в свой жизни?

Разделы: Литература

М.Ю.Лермонтов

“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель “портрета поколения”.

Домашнее задание к уроку.

  1. Чтение романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
  2. Анализ композиции произведения.

а) Кто рассказывает историю Печорина?

  • Степень знакомства рассказчика с героем.
  • Его социальный статус.
  • Интеллектуально-культурный уровень.
  • Нравственные качества.

б) Проанализируйте сюжет романа.

в) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).

3. Индивидуальное задание лингвистам.

а) Рефлексия – лексическое значение слова.

б) А.И.Герцен, В. Г. Белинский – историко-биографический комментарий.

Индивидуальное задание: рассказ о фабуле романа по В. Набокову.

Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.

М.Ю.Лермонтов.

Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 годах. С марта по февраль сочинение печаталось в журнале “Отечественные записки”. В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.

Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.

Ответы учащихся.

Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

  • Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
  • Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
  • Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
  • А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Говорит доктор филологических наук, профессор Панченко (Приложение 2).

Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо владеть определенной лексикой. Следите за моей мыслью, опираясь на слова, записанные на доске справа.

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза… Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.

Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

Обратимся к композиции сочинения.

I. – Кто рассказывает историю Печорина?

Ответы учащихся.

  • Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.
  • Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.
  • И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.

II. – Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Ответы учащихся (запись на доске сюжета и фабулы произведения делается перед уроком двумя учащимися).

Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина “Повести Белкина”? Почему у Гоголя сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

- Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом , обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.

III. – Восстановите хронологический порядок событий.

Ответы учащихся. Коррекция записи фабулы романа, сделанной перед уроком.

Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову.

“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

- Почему Лермонтов нарушает хронологию событий?

Вот три вопроса, требующие немедленного разрешения.

Ответы учащихся.

Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).

Все это правда, но не вся правда. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.

Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.

  • Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.
  • Офицер-повествователь.
  • “Наблюдения ума зрелого над самим собою”.

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

Тема урока: « Печорин как представитель «портрета поколения»

Главы «Бэла», «Максим Максимыч»

РК Кавказ на страницах романа

и литературы МБОУ СОШ № 7

с. Марьины Колодцы

Минераловодского района

Цели урока:

1.Обучающая: формирование навыков работы с эпическим текстом

2.Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного, переноса полученных знаний в новую ситуацию.

3.Воспитывающая: осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Ход урока

Оргмомент

Мотивационное начало урока:

Мы продолжаем изучение романа «Герой нашего времени».

А что мы вообще знаем о слове г – е - р – о – й? Как трактует это слово словарь? Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

Учитель: вы кого назвали бы героем нашего времени?

Какие черты характера должны быть у героя нашего времени в обязательном порядке, по - вашему?

деятельный

образованный

порядочный……

В схеме вы отразили ваши представления о герое нашего времени.

Как вы думаете, нуждается ли герой нашего времени в дружбе? -----

Есть ли у героя нашего времени перспективное будущее в нашей стране? (Сложность во все времена, легких времен не бывает.)

– Приходилось ли вам в литературе встречаться с героями своих времен? (Да, - Чацкий, Онегин)


Чацкий говорит Софье: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож». Странный Чацкий? Странный Онегин? Странный это какой?

На доске оформляется схема:

странный

– непонятный

– необычный

– отличный от других.

–Что же является основной отличительной чертой героя нашего времени? (Непохожесть – странность)

– Кто странен у Лермонтова?

– Чем он объясняет необычность героя своего времени? (Состоит из пороков)

Так, кто является героем нашего времени у?

Печорин

Обратимся к двум первым главам романа: «Бэле» и «Максиму Максимычу» и попытаемся рассмотреть, кто же мог быть героем своего времени.

Что представляет собой данный роман? (Роман состоит из 5 повестей, каждая из них – самостоятельное художественное произведение, все они объединены образом Печорина, он занимает центральное место. Вокруг него сгруппированы все основные персонажи романа. События романа происходят на Кавказе. Тема Кавказа постоянно привлекала Лермонтова. (Сообщение ученика на данную тему)

В чем особенности изображения природы Кавказа и быта горцев?

В повести «Бэла» Печорин показан среди горцев, людей со своеобразным психологическим складом характера и образом жизни.

– Кто такой Казбич?

Кто такой Азамат?

Кто такая Бэла? На какую деталь портрета Бэлы Лермонтов обращает особое внимание? (Глаза)

Я вам прочитаю стихотворение местного поэта Л. Грибкова «Печорин»

Княжна Мери - я твой!

Бархат глаз твой ночной

Темно – томной водой –

Княжна Мери.

Но я лгать не хотел:

Полюбить не сумел

Тихой жизни предел.

Я, твой Мери!

А любовных сетей Маши – Мери моей

Избежал я глупей

всех на свете.

И я, Бэла, был твой –

Сердце пенной волной

На утес золотой

Налетело. Ведь тебя я так ждал,

И тебя я искал –

Но был счастлив

лишь миг:

Мой разбойничий бриг

Показался на миг

Издалека.

И опять не сумел

Я солгать (хоть хотел) –

О, какой была перл –

моя Бэла!

И опять я – один,

Бесконечно - один,

Нет для жизни причины –

Что ищу и зачем?

Взят я в адовый плен

Возводить все в предел

Абсолюта.

Сам не нужен себе,

Помогаю в беде,

Как кому – то - себе….

Почему – то…

Может быть, потому,

Как любил – Не смогу

Белоснежно.

Мери…Бэла была,

Еще Вера – но я

Уж душой навсегда

Надорвался.

В любовных перепитиях, в столкновениях с горцами раскрываются «странности» характера главного героя

Горцы Печорин

решительные

храбрые - Раздвоенность и противоречивость Печорина еще отчетливее выступает в сопоставлении с Максимом Максимычем. Простой человек всегда волновал творческое воображение Лермонтова.

Кто же такой Максим Максимыч?

Как относится к служебному долгу Максим Максимыч? Какие художественные средства находятся в арсенале у писателя, с помощью которых он показывает образ героя своего времени? (Портрет, речь, поступки…) Вывод: Печорин живет для себя, Максим Максимыч – для людей.

Внешнее проявление его (Печорина) характера, а под ним кроется горькая обреченность на одиночество. Тяготится внешней несвободой, так как не имеет внутренней свободы. Печорин – тонкий психолог, чувствует душу.

Учитель: мы только попытались наметить проблему. разрешать которую мы будем на последующих уроках, где познакомимся с другими героями лермонтовского романа, будем иметь возможность вплотную подойти к вопросу: кто же является героем нашего времени и почему, что же является в романе предметом художественного изучения Лермонтова: личность или эпоха.