Развитие творческого воображения посредством пейзажной живописи в учреждениях дополнительного образования. Фотографы-пейзажисты для вашего вдохновения Самый знаменитый пейзаж

Среди русских художников есть множество талантливых личностей. Их творчество высоко ценится во всём мире и составляет достойную конкуренцию таким мировым мастерам как Рубенс, Микеланджело, Ван Гог и Пикассо. В этой статье мы собрали 10 самых известных русских художников.

1. Иван Айвазовский

Иван Айвазовский – один из самых знаменитых русских художников. Родился он в Феодосии. С детских лет Айвазовский проявлял свои невероятные творческие способности: он обожал рисовать и сам научился игре на скрипке.

В 12 лет юный талант начал учиться в Симферополе в академии живописи. Здесь он учился копировать гравюры и писать картины с натуры. Спустя год он сумел поступить в петербургскую Императорскую академию, хотя и не достиг ещё возраста 14 лет.

Долгое время художник ездил по Европе и жил в Италии, где его картины также были признаны по достоинству. Так молодой художник из Феодосии стал довольно известным и богатым человеком.

Позже Айвазовский вернулся на родину, где получил мундир Морского министерства и звание академика. Также художник побывал в Египте и присутствовал при открытии нового Суэцкого канала. Все свои впечатления художник описывал в картинах. К этому времени у него уже выработался свой неповторимый стиль и способность писать по памяти. Сложные элементы Айвазовский бегло зарисовывал в блокнот, чтобы позже перенести их на полотно. Всемирно известность ему принесли картины «Одесса», «Девятый вал» и «Чёрное море».

Последние годы жизни художник провёл в Феодосии, где построил себе дом в итальянском стиле. Чуть позже Айвазовский пристроил ещё к нему небольшую галерею, чтобы все могли свободно насладиться его удивительными картинами и утонуть в океане красок. Сегодня этот особняк всё также служит музеем и множество посетителей ежедневно приходит сюда, чтобы собственными глазами увидеть мастерство мариниста, который прожил долгую и счастливую жизнь.

2. Виктор Васнецов

Продолжает список самых известных русских художников Виктор Васнецов. Родился он весной 1848 года в семье священника в небольшой деревне Лопьял. Тяга к живописи проснулась у него в очень раннем возрасте, но родители не могли дать ему должного образования из-за нехватки денег. Поэтому в возрасте 10 лет Виктор начал учиться в бесплатной духовной семинарии.

В 1866 году практически без денег он уехал в Петербург. Васнецов легко справился с вступительным экзаменом и поступил в Академию художеств. Здесь началась его дружба с известным художником Репиным, с которым он позже направился в Париж. После возвращения в Петербург Васнецов начинает писать свои самые известные картины: «Три богатыря», «Снегурочка» и «Бог Саваоф».

Художник смог полностью раскрыть свой талант только после переезда в Москву. Здесь ему уютно и комфортно, а каждая последующая картина получается лучше предыдущей. Именно в Москве Васнецов написал такие картины, как «Алёнушка», «Иван Царевич и серый волк» и «Нестор Летописец».

3. Карл Брюллов

Этот известный русский художник родился в 1799 году. Отец Карла был известным живописцем и профессором Петербургской Академии художеств. Поэтому судьба мальчика была предрешена заранее. К счастью, Карлу Брюллову удалось унаследовать от отца талант художника.

Учёба давалась молодому художнику очень легко. Он во много раз превосходил остальных учеников в своём классе и окончил Академию художеств с отличием. После этого Карл отправился путешествовать по Европе, надолго остановившись только в Италии. Именно здесь он создал свой шедевр — «Последний день Помпеи», потратив на его написание около шести лет.

По возвращению в Петербург Карла Брюллова ждала известность и слава. Его были рады видеть везде и непременно восхищались его новыми картинами. В этот период художник создаёт несколько своих бессмертных полотен: «Всадница», «Осада Пскова», «Нарцисс» и другие.

4. Иван Шишкин

Иван Шишкин – один из самых известных российских художников-пейзажистов, который в своих картинах мог представить любой неприметный пейзаж в самом выгодном свете. Кажется, что сама природа играет на полотнах этого художника живыми красками.

Родился Иван Шишкин в 1832 году в Елабуге, который сегодня относится к Татарстану. Отец хотел, чтобы сын со временем занял пост городского чиновника, но Иван тяготел к рисованию. В возрасте 20 лет он уехал в Москву обучаться живописи. После успешного окончания Московской школы художеств, Шишкин поступил в Императорскую Академию в Петербурге.

Позже он долго путешествовал по Европе, зарисовывая удивительные пейзажи. В это время он создал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», которая принёсла ему огромную славу. После возвращения в Россию Шишкин продолжает творить с удвоенной энергией. По его словам, русская природа в несколько сот раз превосходит европейские пейзажи.

Иван Шишкин за свою жизнь написал множество потрясающих картин: «Утро в сосновом лесу», «Первый снег», «Сосновый лес» и другие. Даже смерть настигла этого живописца прямо за мольбертом.

5. Исаак Левитан

Этот великий русский мастер пейзажей родился в Литве, но всю свою жизнь прожил в России. Неоднократно его еврейское происхождение причиняло ему множество унижений, но так и не заставило покинуть эту страну, которую он боготворил и восхвалял в своих картинах.

Уже первые пейзажи Левитана получили высокие оценки Перова и Саврасова, а сам Третьяков даже купил его картину «Осенний день в Сокольниках». Но в 1879 году Исаака Левитана вместе со всеми евреями выставляют из Москвы. Только огромными усилиями друзей и учителей ему удаётся вернуться в город.

В 1880-х годах художник написал множество потрясающих картин, сделавших его весьма известным. Это были «Сосны», «Осень» и «Первый снег». Но очередные унижения заставили автора снова покинуть Москву и уехать в Крым. На полуострове художник пишет целый ряд удивительных работ и значительно улучшает своё финансовое состояние. Это позволяет ему путешествовать по Европе и знакомиться с творчеством мировых мастеров. Вершиной творчества Левитана стала его картина «Над вечным покоем».

6. Василий Тропинин

Удивительная судьба была у великого русского хужожника-портретиста Василия Тропинина. Он был рождён в семье крепостных графа Маркова в 1780 году и только в возрасте 47 лет получил право быть свободным человеком. Ещё в детстве за маленьким Василием наблюдались склонности к рисованию, но граф отдал его учиться на кондитера. Позже его всё-таки отдают в Императорскую академию, где он проявляет свой талант во всей его красоте. За свои портреты «Кружевница» и «Нищий старик» Василий Тропинин был удостоен звания академика.

7. Петров-Водкин Кузьма

Богатое наследие в мировой живописи сумел оставить после себя известный российский художник Петров-Водкин. Он родился в 1878 году в Хвалынске, а в свои юные годы собирался стать железнодорожником. Однако судьба сделала из него живописца с мировым именем.

8. Алексей Саврасов

Картины этого русского художника уже отлично продавались, едва ему исполнилось 12 лет. Чуть позже он поступил в Московское училище живописи и мгновенно стал одним из лучших учеников. Поездка на Украину помогла Саврасову досрочно окончить училище и получить звание художника.

Картины «Камень в лесу» и «Московский Кремль» сделали из этого живописца академика в 24 года! Молодым талантом интересуется царская семья, а сам Третьяков покупает множество его работ для международных выставок. Среди них были «Зима», «Грачи прилетели», «Распутица» и другие.

Смерть двух дочерей и последующий развод сильно сказываются на Саврасове. Он много пьёт и вскоре умирает в больнице для бедных.

9. Андрей Рублев

Андрей Рублев – самый знаменитый русский художник-иконописец. Он родился в XV веке и оставил после себя большое наследие в виде икон «Троица», «Благовещение», «Крещение Господне». Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным украшал фресками множество храмов, а также писал иконы для иконостасов.

10. Михаил Врубель

Завершает наш список самых известных русских художников Михаил Врубель, который за свою жизнь создал множество шедевров в различных тематиках. Он занимался росписью Киевского храма, а позже в Москве принялся за создание своего знаменитого ряда «демонических» картин. Творческие метания этого художника не нашли должного понимания у его современников. Лишь спустя несколько десятков лет после смерти Михаила Врубеля искусствоведы отдали ему должное, а Церковь согласилась с его трактовками библейских событий.

К сожалению, личная жизнь художника стала причиной развития у него тяжёлой формы психических расстройств. Звание академика настигло его в доме для сумасшедших, откуда ему уже не судилось выйти. Тем не менее Михаил Врубель успел создать немало удивительных произведений искусства, которые достойны неподдельного восхищения. Среди них особенно стоит выделить картины «Демон сидящий», «Царевна-лебедь» и «Фауст».

В который раз пишу, что Дневник мне дарит виртуальное знакомство со многими интересными, увлеченными живописью людьми, вот и к творчеству латышского акварелиста я обратился благодаря тому, что ко мне "на огонек" заглянула Rona1. Татьяна - бывшая жительница Риги, живущая ныне в Кармиэле, Израиль, рассказала мне, что отец ее свекра был художником, что она много лет увлечена живописью. С подачи Татьяны появились новые посты в рубрике "Фильмы о художниках", она же познакомила меня с именем Бректе и выслала фотографии нескольких имеющихся у нее дома работ художника. За что ей отдельная благодарность. Вот, таким образом, в моей серии ЖЗЛ появилось новое имя.

Янис Бректе

Латышский художник, заслуженный деятель искусств ЛССР (1981), один из популярнейших и плодотворных акварелистов советского времени, широко известен за пределами Латвии.

Янис Бректе родился в Риге в семье садовника. Детство провел в маленьком городке Лизума, с 1934 года и до конца жизни жил в Риге. В 1936 году поступил на курсы рисования художника Карлиса Андреевича Бренценса (Кarlis Brencēns, 1879-1951). Бренценс был мастером витражной живописи, который в своём творчестве пытался отобразить основные идейные веяния национального колорита. В частности, его витражи изобилуют изящно обыгранными этнографическими мотивами. Заслуживают внимания его работы начала 1900-х годов, например, «Петух в снегу» (1903) и портрет Валдемарса Кришьянис а (1912). В студии Бренценса Янис проучился три года.

В 1940 году он поступил в Латвийскую Академию искусств. Среди его педагогов были пейзажисты Лео Симанович Свемпс (Leo Svemps, 1897-1975), народный художник СССР с 1963 года, Карлис Миесниекс (Karlis Miesnieks, 31 января 1887 – 25 октября 1977), окончивший школу Петербургского Общества императорского искусства (1911) и Центральную рисовальную школу Штиглица, работавший в собственной студии живописи, а с 1922 года – в Академии, и Николас Брейкш (Nikolajs Breikshs, 10 января 1911 – 1 августа 1972), выпускник Латышской Академии, после ряда лет работы учителем рисования вернувшийся в 1945 году преподавать в «альма-матер».

Бректе окончил Академию в 1948 году, еще во время учебы, начиная с 1943 года, он стал участвовать в выставках.

Янис Бректе Улица Стрелниеку в зимой 1945 г.

Янис Бректе Первого января 1957 г.

Янис Бректе Морская школа 1960-е гг.

Янис Бректе Из окна мастерской 1968 г.

В 1950 году Янис Бректе становится членом Союза художников, в 1981 году ему присваивается звание Заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР. Большие персональные выставки художника прошли в Риге (1977, 1980) и Елгаве (1981).

Янис Бректе Подсолнечники с арбузом 1973 г.

Янис Бректе Без названия.

Бректе специализировался на пейзажах и натюрмортах. Но если в раннем творчестве художник сосредоточился на индустриальном пейзаже (им написано много видов гавани и порта), то в последующие годы он уделял больше внимания природе.

Янис Бректе Раннее утро. 1967 г.

Янис Бректе Дальний Восток. Владивосток. 1971 г.

Но, прежде всего, имя художника неразрывно связано со Старой Ригой. Бректе написал множество серий акварелей с видами улочек Старого города в разные времена года и с разными настроениями природы. В творческом наследии Яниса Бректе несколько тысяч работ.

Янис Бректе Старая Рига. 1973 г.

Янис Бректе Склады в Старой Риге. 1981 г.

Янис Бректе Серия Старая Рига.

Янис Бректе Серия Старая Рига.

Мемориальные выставки, посвященные его творчеству состоялись в Цесисе (1986) и Риге (1991, 1992). В художественном музее города Лизума находится постоянная экспозиция его работ.

Янис Бректе Улочка Старой Риги. Дом № 13.

Янис Бректе Сентябрь в Старой Риге 1967 г.

На странице представлены наиболее известные картины русских художников 19 века с названиями и описанием

Многообразная живопись русских художников начиная с начала 19 века привлекает своей оригинальностью и многогранностью в отечественном изобразительном искусстве. Мастера от живописи того времени не переставали удивлять своим неповторимым подходом к сюжету и трепетным отношением к чувствам людей, к родной природе. В 19 веке довольно часто писали портретные композиции с удивительным сочетанием эмоционального образа и эпически спокойного мотива.

Полотна русских живописцев, которые являются наиболее популярными: Александр Иванов - яркий представитель живописного библейского направления, в красках рассказывающим нам о эпизодах жизни Иисуса Христа. Карл Брюллов - популярный в свое время живописец, его направление историческая живопись, портретная тематика, романтические работы.

Маринист Иван Айвазовский, его картины великолепно и можно сказать просто непревзойденно отражают красоту моря с прозрачными накатывающимися волнами, морскими закатами и парусниками.

Отличительной разносторонностью выделяются работы знаменитого Ильи Репина, создававшего жанровые и монументальные произведения, отражающие жизнь народа. Очень живописные и масштабные картины у художника Василия Сурикова, описание русской истории - это его направление, в котором художник в красках подчеркнул эпизоды жизненного пути русского народа.

Каждый художник неповторим, например уникальный в своем стиле живописный мастер сказок и былин Виктор Васнецов - это всегда сочные и яркие, романтичные полотна, героями которых являются всем нам известные герои народных сказок. Очень живописные и масштабные картины у художника Василия Сурикова, описание русской истории - это его направление, в котором художник в красках подчеркнул эпизоды жизненного пути русского народа.

В русской живописи 19 века проявилось и такое течение, как критический реализм, подчеркивающий в сюжетах высмеивание, сатиру и юмор. Конечно это было новое течение не каждый художник мог себе это позволить. В этом направлении определились такие художники, как, Павел Федотов и Василий Перов

Свою нишу заняли и художники пейзажисты того времени, среди них Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Архип Куинджи, Василий Поленов, молодой художник Федор Васильев, живописный мастер леса, лесных полян с соснами и березами с грибами Иван Шишкин. Все они красочно и романтично отразили красоту русской природы, многообразие форм и образов которой связано с колоссальным потенциалом окружающего мира.

По словам Левитана, в каждой нотке русской природы существует неповторимая красочная палитра, отсюда и возникает огромное раздолье для творчества. Может быть, в этом и состоит загадка, что полотна, созданные на бескрайних просторах России, выделяются некоторой изысканной суровостью, но, в то же время, притягивают неброской красотой, от которой трудно отвести взгляд. Или совсем не затейливый и довольно таки не броский сюжет картина Левитана Одуванчики, как бы призывает зрителя задуматься и увидеть прекрасное в простом.

Картины русских художников это Великолепные по мастерству и во истину красивые по восприятию, поразительно точно отразили дыхание своего времени, уникальный характер народа и его стремление к прекрасному.. Их невозможно забыть всем, кому довелось увидеть их в музеях. Художники творили в различных жанрах, но все их произведения проникнуты чувством прекрасного и вечного. Поэтому в наш хлопотливый, скоростной век, когда так не хватает времени, стоит всмотреться в одну из таких картин, и вы очутитесь в прохладном оазисе спокойствия, надежды, радости и вдохновения. Отдохнув душой, вы будете готовы продолжить свой путь, смыв с себя слой ежедневных забот и ненужной суеты. Каждый человек может найти в этих произведениях не только удивительный колорит, изящество линий, но и ответ на вопрос о самом смысле жизни.



Судьбы художников во все времена в большинстве своем всегда были преисполнены трудностей и страданий, неблагосклонности и отверженности. Но только истинные творцы способны были превозмочь все перипетии жизни и добиться успеха. Так долгие годы через тернии пришлось идти к мировому признанию нашему современнику, художнику-самоучке Сергею Басову.

Что может быть ближе и милее человеку, нежели обворожительные уголки природы родного края. И где бы мы не были, на подсознательном уровне стремимся к ним всей своей душой. Видимо поэтому пейзажи в творчестве живописцев так сильно берут за живое почти каждого зрителя. И поэтому так восхитительны работы Сергея Басова, пропустившего через художественное видение, одухотворившего и пропитавшего лирикой каждый квадратный сантиметр своего творения.

Немного о художнике


Сергей Басов (1964 г.р.) родом из города Йошкар-Ола. В детстве был очень увлеченным и любознательным ребенком, мечтавшим стать летчиком и превосходно рисовавшим, при том не только самолеты. А когда вырос, сделал выбор в пользу авиации - окончил Казанский Авиационный институт. Но не судьба была летать Сергею - подкачало здоровье, и медкомиссия категорически наложила свое вето.

И тогда Басову пришлось согласиться на должность авиационного инженера. А в свободное время начал серьезно заниматься живописью. Но невзирая на превосходный природный талант, будущему художнику немного не хватало академических знаний и профессиональных навыков в мастерстве.



И однажды он решил кардинально изменить свою судьбу: с карьерой инженера Сергей покончил и подал документы в Чебоксарский «худграф». Однако представители приемной комиссии, хотя и признали неординарный художественный дар у абитуриента Басова, документы его не приняли. Аргумент при этом выдвинули весьма веский по тем временам: «Принимаем только выпускников художественных училищ» . И начинающему художнику ничего не оставалось как самостоятельно осваивать и азы живописи, и академическую ее часть, и познавать тайны живописного мастерства через работы великих гениев 19 века.


Так вот по жизни и случилось, что остался он самоучкой, как говорили в старину - «самородком», имеющим художественный дар воистину от Бога. А таким мастерам, чего греха таить, на Руси во все века сложно приходилось. Вот и Сергея не сильно судьба баловала. Так, на протяжении 90-х пришлось Басову сотрудничать лишь с галереями Казани, так как московские ни в какую не хотели иметь дел с мастером, не имевшем образования и прославленного имени.


Но, как говорится - вода камень точит, и мало-помалу покорилась талантливому живописцу и столица. С 1998 года полотна Сергея начали появляться в международных московских салонах. И заказы от зарубежных любителей и ценителей живописи не заставили себя долго ждать. А затем и слава пришла к художнику, и мировое признание.


Лирика и гиперреализм в творчестве художника-самоучки

Мало кого оставляют равнодушными величественные исконно русские уголки природы, застывшие во времени на полотнах художника. А в основу каждой работы, фундаментом закладывает Басов традиционную классику пейзажной живописи 19 столетия. А от себя добавляет больше солнечного света и гармоничного сочетания цветовой гаммы в воздушном пространстве, а также тихой радости, возникающей от созерцания и восприятия необыкновенной красоты величавой русской природы.


На протяжении последних двадцатити лет Сергей Басов был участником многочисленных коллективных и персональных экспозиций. Он - член Международного Художественного Фонда и Профессионального Союза Художников. И уже никто не ставит в укор мастеру то, что он самоучка и художник без славного имени.


У многих зрителей работы мастера ассоциируются с работами известнейшего пейзажиста Ивана Шишкина. Сам же Сергей рассказывая о себе говорит: «Я – мариец, родился в Йошкар-Оле, а детство провел у бабушки в деревне. Там множество озер с отвесными, под 30-50 метров берегами. Наши озера можно писать в любое время суток, и они всегда будут новыми. В природе всегда так: она и постоянна, и мгновенно изменчива. Мне нравится в ней и что-то едва заметное, и что-то эпическое…».


Живописец каждое свое полотно будто одухотворил и воспел в нем необыкновенную силу природной стихии. Внимательно всмотревшись в изображение и прислушавшись к своим ощущениям, можно даже заметить как на ветру дрожат листья, услышать свист сверчка и стрекот кузнечика, всплеск реки, а обонянием уловить тончайший хвойный запах соснового бора.


Его живопись в полной мере можно назвать поэтической, где художник вдохновенно и с большой любовью пропитал тонким лиризмом каждое деревцо, каждую травинку, подчинив гармоничному звучанию всю картину.


Но больше всего восхищает гиперреалистическая манера письма живописца. Скрупулезно прописанные детали восхищают даже искушенного зрителя. А еще художник на своих картинах мастерски отражает все времена года и все времена суток, отмечая все нюансы, связанные с изменением в природном циклическом времени.

Величественная и многообразная русская живопись всегда радует зрителей своим непостоянством и совершенством художественных форм. В этом особенность произведений знаменитых мастеров искусства. Они всегда удивляли своим необыкновенным подходом к работе, трепетному отношению к чувствам и ощущением каждого человека. Возможно, поэтому русские художники так часто изображали портретные композиции, на которых ярко сочетались эмоциональные образы и эпически спокойные мотивы. Недаром Максим Горький когда-то сказал, что художник – это сердце своей страны, голос всей эпохи. Действительно, величественные и элегантные картины русских художников ярко передают вдохновение своего времени. Подобно устремлениям знаменитого автора Антона Чехова, многие стремились внести в русские картины неповторимый колорит своего народа, а также неугасимую мечту о прекрасном. Сложно недооценить необыкновенные полотна этих мастеров величественного искусства, ведь под их кистью рождались поистине необыкновенные работы разнообразных жанров. Академическая живопись, портрет, историческая картина, пейзаж, работы романтизма, модерна или символизма – все они до сих пор несут радость и вдохновение своим зрителям. Каждый находит в них что-то более чем колоритные цвета, изящные линии и неподражаемые жанры мирового искусства. Возможно, такое обилие форм и образов, которыми удивляет русская живопись, связана с огромным потенциалом окружающего мира художников. Еще Левитан говорил, что в каждой нотке пышной природы заложена величественная и необыкновенная палитра красок. С таким началом появляется великолепное раздолье для кисти художника. Поэтому все русские картины отличаются своей изысканной суровостью и притягательной красотой, от которой так нелегко оторваться.

Русскую живопись по праву выделяют из мирового художественного искусства. Дело в том, что до семнадцатого столетия, отечественная живопись была связана исключительно с религиозной темой. Ситуация изменилась с приходом к власти царя-реформатора - Петра Первого. Благодаря его реформам, русские мастера стали заниматься и светской живописью, произошло отделение иконописи как отдельного направления. Семнадцатое столетие – время таких художников, как Симон Ушаков и Иосиф Владимиров. Тогда, в российском художественном мире зародился и быстро стал популярным портрет. В восемнадцатом веке появляются первые художники, перешедшие от портретной живописи к пейзажной. Заметна ярко выраженная симпатия мастеров к зимним панорамам. Восемнадцатое столетие запомнилось также зарождением бытовой живописи. В девятнадцатом веке в России популярность получили целых три течения: романтизм, реализм и классицизм. Как и прежде русские художники продолжали обращаться к портретному жанру. Именно тогда появились известные во всём мире портреты и автопортреты О. Кипренского и В. Тропинина. Во второй половине девятнадцатого столетия, художники всё чаще и чаще изображают простой русский народ в его угнетённом состоянии. Реализм становится центральным течением живописи этого периода. Именно тогда появились художники-передвижники, изображающие только настоящую, реальную жизнь. Ну, а двадцатое столетие – это, конечно же, авангард. Художники того времени значительно повлияли как на своих последователей в России, так и во всём мире. Их картины стали предшественниками абстракционизма. Русская живопись – это огромный удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию