Джамшид Закиров: биография, фильмография, личная жизнь. В Ташкенте скончалась бывшая солистка легендарной группы «Ялла» (видео) Фарух закиров личная жизнь

Закирове Джамшиде Каримовиче и его знаменитой семье певцов, актеров и музыкантов. Он жил и работал во времена Советского Союза. Что известно о личности актера и его семье? В каких кинофильмах он снимался?

Джамшид Закиров: биография (краткая)

Узбекистана, известный кино- и театральный актер, а также телеведущий, Джамшид Каримович был рожден в городе Ташкенте 11 июля 1948 года. Его отец - оперный певец Карим Закиров. Джамшид учился в Ташкенте и в 1971 году получил диплом известного в советское время театрального института. Свое первое театрально-актерское образование он получил в театральной мастерской «Узбекфильма». Начало творческой карьеры проходило в Узбекистане, в национальном и русском театре драмы.

Семья и личная жизнь

Отец Джамшида родился в семье простых тружеников в 1912 году. Его семья понимала и ценила искусство, поэтому Карим Закиров стал основателем творческой династии Закировых. Он обладал отличной памятью, исключительным слухом, редким от природы баритоном - это позволило выйти на сцену. Карим Закиров был основателем оперного искусства в Узбекистане. В 1939 году ему присвоили звание Был исполнителем более 30 партий в Большом Академическом театре имени Алишера Навои. Исполнял арии в опере «Фархад и Ширин» (партия Фархада), арию Мулла-Доста в «Проделках Майсары». Опера пользовалась невероятной известностью. Умер Карим Закиров в 1977 году.

Маму звали Шоиста Саидова. Была рождена в 1922 году в богатой семье, которая во времена коллективизации была раскулачена. Её отец, Саид-Кори, был грамотным человеком, наизусть рекламировал Коран и знал семь языков. Шоиста исполняла народные ляпары. Училась в Москве в студии оперы, где и познакомилась с будущим мужем Каримом. Вскоре они поженились. У них родился первенец Батыр. После учебы Шоиста начала работать в театре музыкальной комедии имени Мукими. Она была женщиной с сильным характером и обостренным чувством справедливости. В семье Закировых было пять сыновей и одна дочь. Двое стали народными артистами, а двое -заслуженными артистами Узбекистана. Шоиста дожила до 80 лет и умерла 2000 году.

Старший брат Закиров Батыр был художником, писателем, актером и певцом. Наизусть читал стихи Ахматовой и Цветаевой. Внес свой вклад в становление эстрадного искусства в республике. В 1957 году в Москве на Всероссийском фестивале оркестр под руководством Батыра Закирова, получил награждение за исполнение песни о родном Узбекистане. Его мама написала к песне слова и музыку. В составе оркестра была сестра Луиза. Батыр в 1966 году удостоился чести петь на сцене парижского зала «Олимпия». Скончался Батыр в 1985 году, ему было всего 49 лет.

Второй брат, Фаррух Закиров, также известен в республике. Был руководителем инструментального ансамбля «Ялла», певцом, актером и композитором.

Единственная сестра - Луиза также была талантливая артистка и певица. У нее был завораживающий голос. Она пела индийские и индонезийские песни. В отрочестве Луиза пела перед Он был в восторге и одарил девочку подарками. Она была неразлучна с Батыром, они вместе выступали. Между ними была сильная привязанность и дружба. И после его смерти Луиза не смогла выступать одна и ушла со сцены. Затем со своей семьей уехала в Америку.

Джамшид Закиров был женат на Гавхар Закировне, она являлась Заслуженной артисткой Узбекской СССР. Девушка училась в Ташкентском театрально-художественном институте, и в 1971 году получила диплом. У Джамшида и Гавхар был единственный сын Джавахир Закиров. Он всегда гастролировал с родителями. Вместе с женой Джамшид Каримович выступал в театре, на радио и телевидении, фестивалях, на разных юбилеях. С собой они всегда приносили праздник.

Сейчас Джавахир Джамшидович - певец, известный актер и режиссер. У него жена и трое детей. Девочка и два мальчика.

Племянница - Наргиз Закирова 1970 года рождения, является дочерью Луизы и Пулата Мордухаева. Также стала певицей. В 1984 году награждена призом зрительских симпатий на «Юрмале-86». На шоу «Голос» ее заметил продюсер Максим Фадеев. Наргиз снялась в нескольких клипах и записала целый ряд сольных песен.

Джамшид Закиров и его награды

Заслуженный артист Узбекистана (1995 год).
Лауреат премии «Ильхом» имени Марка Вайля (2010 год).

Основные кинофильмы

Фильмографию актёра составляют следующие картины:

  • 1969 — эпизодическая роль - «Улица тринадцати тополей».
  • 1985 — "Бунт невесток".
  • 1989 — "Бархан" — эпизодическая роль.
  • 2007 — эпизодическая роль - "Платина".
  • 2009 — "След саламандры" — эпизодическая роль.
  • 2011 — "Высоцкий. Спасибо, что живой!"

Джамшид Закиров также играл в таких театральных спектаклях, как: «Мардикор» и «Ночь в Венеции».

Встретиться с музыкантами узбекской группы "Ялла" практически невозможно. Даже несмотря на то, что они частые гости в Алматы - их выступления, как правило, имеют частный характер, приезд артистов строго конфиденциален. Вот потому и пришла в голову идея нагрянуть в гости к солисту ВИА прямо в Ташкент. Что еще делать, если гора не идет к Магомеду?

Нашелся и повод - "Ялла" в этом году отметила своеобразный "юбилей": 32 года на сцене! По этому случаю в Москве в концертном зале "Россия" состоялось грандиозное шоу узбекской группы. Но праздники прошли, и, узнав о том, что "Ялла" после холодных Москвы и Питера вернулась в Ташкент, мы отправились в гости к Фаруху Закирову.

Голова нужна, чтобы фуражку носить...

До встречи с артистом мы решили прогуляться по городу. Турар увлеченно запечатлевает сцены жизни узбекской столицы. Случайно в кадр попадает ташкентская милиция. Представители правопорядка, возмущенные нашими "противоправными действиями", без объяснений сажают нас в милицейскую "Тико" и везут в яккасарайский ГУВД. Мы объясняем, что спешим на встречу с Закировым, если по их вине встреча сорвется, будут большие неприятности! Нас игнорируют.

Тогда мы звоним в Алматы: "Внимание, коллеги, нас задержали!" При виде одних только мобильных телефонов среди милиционеров начинается паника. Милиция не знает, что с нами делать. А мы требуем не только отпустить нас, но и извиниться за незаконные действия.

Нас везут в городское управление внутренних дел, "в гости" к большому начальнику (не будем называть его должности и фамилии). Начальник вежливо извиняется за действия своих подчиненных и поясняет, что есть, оказывается, правило, по которому местных милиционеров нельзя фотографировать без особого разрешения. Дело замято только после того, как мы демонстративно засветили фотопленку. А чтобы не держали зла на ташкентскую милицию, "задобрили" нас экскурсией по Ташкенту и к месту встречи с Закировым привезли.

О случившемся мы не преминули рассказать Фаруху Каримовичу. Он прокомментировал это восточной мудростью: "Попроси принести тюбетейку, ее принесут вместе с головой".

Сам себе режиссер

Наше знакомство прошло в респектабельном районе Бешагач, где живет Фарух Каримович. Артист извинился, что не может пригласить к себе в гости - супруга простыла, плохо себя чувствует. Взамен артист обещал нам насыщенную культурную программу: два концерта вечером и ароматный шашлык под звездным небом в чайхане. Начали мы беседу днем на открытой площадке кафе напротив магазина "Ганга".

Преподносим подарок, привезенный из Алматы - большую бутыль выдержанного коньяка "Батыр", в память о старшем брате - певце Батыре Закирове. Фарух Каримович тронут:

С удовольствием попробую коньяк в кругу друзей. Рахмат!

Садимся за столик. Закиров заказывает себе кофе с минеральной водой, мы - зеленый чай. Пока официанты выполняют заказ, собеседник закуривает сигарету.

Курю, - отвечает артист, уловив мой удивленный взгляд, - причем давно и много, в день по две пачки. Курить начал после четвертого класса. Зато не употребляю алкогольных напитков. Я органически не переношу алкоголь, у меня на него аллергия.

Все привыкли видеть вас в восточном костюме. Почему на концертах в Ташкенте вы одеваетесь по-европейски?

Выступать в восточном костюме перед своими - это из серии "масло масляное". Соотечественники привыкли видеть меня в строгом костюме и в галстуке.

Почему у любимцев СНГ нет своего персонального интернет-сайта?

К своему стыду, не умею пользоваться компьютером. Нужно бы открыть свою страницу, но я даже не представляю, к кому за помощью можно обратиться.

А где же свита помощников, продюсеров, администраторов?

Все приходится делать самому, даже договариваться о выступлениях.

Свадебные генералы

Я слышала, что вы частые гости на свадьбах. В Узбекистане принято, чтобы звезды зарабатывали выступлениями на семейных торжествах?

В Узбекистане петь на свадьбах - большая честь. Свадьба - это самое главное событие в жизни каждого человека. Люди копят деньги, чтобы сыграть свадьбу своих детей, откладывают деньги на популярных артистов. Для музыканта это и своеобразный ориентир: если ты востребован, тебя часто приглашают - значит ты популярен.

А в советское время как было?

Вековые традиции нельзя искоренить в одночасье одним режимом. Тогда нас, конечно, отчитывали на партийном собрании, позорили при всем честном народе. Но мы выкручивались, отвечали тем же демагогическим приемом: мол, хотели сделать подарок друзьям. Кто ж знал, что деньги дадут? А отказываться - неудобно.

Песня "Уч Кудук" была запрещенной

Вы очень любите Узбекистан, что ни песня - просто ода родному краю!

Да, мне приятно воспевать родину. Кто еще может похвалиться целым циклом песен о городах? Никто. А у нас и "Шахрисабз", и "Золотые купола Самарканда", и "Ташкент"…

А Уч кудук - вымышленный город?

Нет, это реальный город, промышленный. Песня сразу стала популярной, но мало кто знает, что поначалу ее запрещали. Родилась она так: поэт Юрий Энтин, час погуляв по городу, написал слова. Затем показал их мне, а я на гитаре подобрал мелодию. Так за сорок минут родилась песня. Было решено в тот же вечер ее петь. На концерте присутствовал один из секретарей ЦК компартии Узбекистана, не буду называть его фамилии. Он услышал песню и удивленно произнес: "Песня об Уч кудуке?" Никто никогда не посвятил этому городу ни стиха, а тут целая песня!

Эта реплика была воспринята его подчиненными как запрет. Целый год песня лежала на полке. Но нашлись люди, которые на свой страх и риск прокрутили "Уч кудук" по Центральному телевидению. Так родился новый шлягер. Некоторое время спустя я беседовал с тем чиновником, он объяснил, что не хотел причинять нам неудобств. Он, оказывается, той фразой просто выразил свой восторг.

Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант…

Два дня мы сопровождали Закирова во время его вечерних выступлений. Выступать на нескольких сценах в один вечер - привычный режим для артиста. Он освободился только после десяти вечера. Стер с лица сценический грим, снял галстук и вышел к нам: "Все, теперь я ваш до утра!"

Садимся в служебную "Волгу" и едем в старый город в предвкушении вкусного ужина. Продолжаем беседу за нежнейшим шашлыком.

Я удивляюсь, почему вы все еще работаете в Узбекистане? У вас было столько возможностей уехать и работать на лучших сценах России!

И не только России, но и Израиля, и Америки. Есть одно простое объяснение - я люблю родной Ташкент. Как и все восточные люди, чту память о своих родителях, которые похоронены на узбекской земле. (Отец Закирова - народный артист Узбекистана Карим Закиров, один из первых национальных оперных певцов, мать - Шохиста Саидова, известная в республике певица, работавшая в Узбекском театре музыкальной драмы. - Прим. автора.) Что-то добавить к этому необычного я не могу.

Я вырос в старом городе, в махалля (микрорайон со своим административным центром. - Прим. автора), где все живут общиной и общением, делят радости и горе. Все, что я хорошего получил, было в отцовском доме. У нас был шикарный сад - более двадцати восьми соток. Там росли все фрукты, которые есть на территории Узбекистана. У нас дома собирались интересные люди из артистического круга, ученые, государственные деятели.

Вы испытываете к отцу особенные чувства?

Да простит меня Аллах за такие неосторожные слова, мама - это святое, но о папе мы вспоминаем с особым трепетом. Он был человеком удивительной доброты. Я стараюсь быть на него похожим во всем, повторять его поступки. В нашей семье царила необыкновенная атмосфера, мы были дружными и сплоченными. "Дети, когда мы уйдем, сохраните это", - умоляла наша мама. О временах, проведенных в отчем доме, я вспоминаю как о самом беззаботном времени, проведенном за спиной доброго папы. Все было прекрасно, пока в дом не ворвалось горе - умер Батыр. Не выдержав этих испытаний, папа наш ушел из жизни. У него был обширный инфаркт. Как будто дом сглазили…

А мы можем сфотографировать вас в уникальном саду вашего отца?

К сожалению, нет. Ему не нашлось места в генплане нового Ташкента, и его снесли. Теперь на этом месте поместился новый роддом, что я нахожу символичным.

А какой была ваша мама?

Она выполняла мужские функции, была строгой - эдакий худсовет. Держала все под контролем, ведь не так-то просто вырастить шестерых детей. К сожалению, у самой мамы артистическая карьера не сложилась, отчасти из-за ее характера. Она была очень правдивая, не умела лицемерить, говорила все, что думает, в лицо. Не всем это нравилось.

Наверняка вам непросто было определиться с выбором профессии. У вас были такие ориентиры - папа, брат…

Брат вообще не хотел меня принимать в свой оркестр, считал, что его будут осуждать: дескать, тащит своего бездарного брата. Папа мечтал, чтобы я выбрал "нормальную" профессию, стал, например, хирургом. Я ходил в разные кружки: фотодела, на балет, бокс, курсы кройки и шитья. После восьмого класса я случайно пришел в училище. Профессия меня сама выбрала. Быстро освоил нотную грамоту. Поступил на факультет хорового дирижирования - профессии сказочной. Мне всегда казалось, что дирижер - волшебник, который одним махом палочки свершает чудо.

Немного о первой и главной любви

Правду говорят про вас, что вы неисправимый романтик?

А что в этом плохого? Это свойственно всем восточным мужчинам. В пятом классе уже писал любовные письма.

А кому писали? Кто были ваши избранницы?

Эти девочки врывались в мою жизнь, словно яркий свет! Как-то утром, во время очередного урока, в класс заглянула шестиклассница в голубом фартуке. Все было, как в кино! Звали ее Венера. Она была меня на год старше. Пиком наших отношений было катание на велосипеде и невинный поцелуй в щечку. А вот еще одна история. Во Дворце пионеров был балетный класс - эх, там был цветник самых красивых девочек! Я специально приходил полюбоваться ими. Как-то я увидел там мальчика-танцора: "Значит, можно попасть в этот чудесный цветник?" - обрадовался я. Напросился в труппу. Меня приняли благодаря славе брата Батыра. И здесь я встретил очередную любовь - девочку по имени Мамура. В первый же день мы разучиваем танец в дуэте под рабочим названием "танец Фаруха и Мамуры". Я не могу объяснить свое состояние - это чистая радость! Затем мы едем на гастроли в Москву. Четыре дня в дороге вместе - что нужно еще для влюбленного юноши? Это были удивительные времена настоящей романтики. Мне достаточно было прикоснуться до кумира. А больше ничего и не нужно было.

Браки не по-узбекски

А как вы познакомились с супругой?

Я второй раз в браке. Мы с Анечкой уже шестнадцать лет вместе.

Она тоже артистка?

Нет, у нее сложная профессия - жена артиста. А в первый раз я женился очень поздно. Дело в том, что в нашей семье складывалось все как-то не по-узбекски: то зять не узбек, то жена не узбечка, или того хуже - старше брата на несколько лет. Можете себе представить потрясение родных и близких, слезы на глазах родителей?

Я был средним в семье, более или менее осознавал ошибки старших братьев. Сразу настроил себя на то, что мой брак будет по всем узбекским канонам. Поэтому долго не женился, все искал идеал. А однажды к нам в группу "Ялла" пришла своеобразная женщина. Я всегда считал, что женщина в ансамбле - это тема для раздоров. Ведь кто-нибудь из участников коллектива обязательно создаст с этой женщиной союз, а союз в союзе - это антагонизм, который кончается конфликтом.

И вот у моего товарища с ней завязывается роман. Я со стороны наблюдаю за ними, сопереживаю - и невольно влюбляюсь! Так складывается, что товарищу родные не разрешают жениться - и я женюсь на ней. Хотя интуитивно понимаю, что ничего у нас не получается. Пытаюсь себя успокоить тем, что когда все узаконится и родится ребенок, все уладится. В семье появляется ребенок, но это ничего не меняет. Нехорошо говорить о прошлой ситуации, но факт есть факт - я не смог смириться с ее, мягко говоря, непростым характером.

Проще говоря, вы не сошлись характерами?

Можно сказать и так. От первого брака у меня растет сын, ему двадцать три года. Сейчас он учится в Америке.

У него нет на вас обиды?

Нет, мы с ним хорошо общаемся. Он приехал ко мне в Москву на концерт. Очень меня любит. Я всегда пытался ему объяснить истину, что развод - это наши с мамой отношения, а для него мама - святая святых. Зато во втором браке мне повезло. Анечка удивительно добрый человек. Супруга на двадцать лет меня моложе. Русская. Когда мы поженились, у нее на руках был полуторагодовалый ребенок. Я для него папа, а он для меня младшенький сынок. Миша сейчас учится в Англии, там его зовут Майклом.

Знакомство со второй супругой было тоже чем-то вроде вспышки огня?

Я бы так не сказал. Я не испытал шокового состояния. Просто что-то екнуло в сердце. Познакомились мы случайно, во Дворце дружбы народов. Она пришла после школы работать в "Узбекконцерт", где работал и я. Девушка произвела приятное впечатление: "Ух ты какая!" - подумал я про себя. Ей было всего девятнадцать, она носила длинную косу - незабываемый романтический образ. Супруга называет меня по имени и отчеству, на "вы" - Фарух Каримович. Дома говорим по-русски.

В этот момент жена артиста, словно почувствовав, что мы разговариваем о ней, позвонила Фаруху Каримовичу на мобильный телефон. "Все хорошо, я с казахстанскими друзьями", - успокоил ее наш собеседник.

После вкуснейшего ужина Фарух Каримович предлагает прогуляться по городу, чтобы показать свои любимые места. Вот дом, в котором артист родился, вот родильный дом, где раньше располагался знаменитый сад Закировых, а вот и Дворец дружбы народов, где он познакомился с женой Анечкой…

Фарух Каримович не скрывал от нас, что польщен нашим визитом. Даже звезде такого уровня приятен каждый знак внимания…

«Уч Кудук», «Звезда Востока», «Шахрисабз»… Шлягеры ташкентских звезд прошлых лет. Два года назад узбекский ансамбль «Ялла» отметил тридцать лет существования своего ВИА.
Но бессменный руководитель «Ялла» Фарух Закиров уверен, что они еще удивят публику новыми хитами!


Можно ли написать для «Ялла» что-то более яркое, чем «Уч Кудук»?

– Почему нет? То было в 1980 году, когда мы в компании с известным российским поэтом Юрием Энтиным поехали на наши очередные гастроли по Узбекистану. Мы ездили по пустыне Кызылкум, и Юрий своим поэтическим взглядом как-то по-другому увидел этот промышленный городок, расположенный среди пустыни. Уже через час после прогулки по Уч Кудуку Энтин мне сказал: «Есть песня, давай делать музыку». И буквально за сорок минут мною под гитару была написана музыка. И вечером на концерте мы спели эту песню. Так что вполне может родиться подобная песня еще раз. Важно получить вдохновение.

Ваши песни когда-нибудь запрещала советская цензура?

– Тот самый «Уч Кудук» долго не выпускали. На концерте присутствовал один из секретарей ЦК компартии Узбекистана. Он услышал песню и удивленно произнес: «Песня об Уч Кудуке?» Никто никогда не посвятил этому городу ни стиха, а тут целая песня! Эта реплика была воспринята его подчиненными как запрет. Целый год песня лежала на полке. Но нашлись люди, которые на свой страх и риск прокрутили «Уч Кудук» по Центральному телевидению. Так родился новый шлягер. Некоторое время спустя я беседовал с тем чиновником, он объяснил, что не хотел причинять нам неудобств. Он, оказывается, той фразой просто выразил свой восторг.

На концертах все привыкли видеть вас в восточном костюме. Но, говорят, в Ташкенте вы одеваетесь по-европейски?

– Скажу честно, выступать в восточном костюме перед своими – это из серии «масло масляное». Соотечественники привыкли видеть меня в строгом костюме и в галстуке.

У вас много песен на русском. Интересно, на каком языке вы думаете?

– Моя жена, с которой мы живем восемнадцать лет, русская. И раньше я думал только по-русски. Но сейчас уже на семьдесят процентов по-узбекски. Кстати, супруга великолепно владеет турецким языком, а вот по-узбекски говорит пока не очень хорошо.

Злые языки распускают сплетни, что «Ялла» в наши дни частые гости на свадьбах в Узбекистане. Мол, не та уже популярность…

– Все наоборот! В Узбекистане петь на свадьбах – большая честь. Свадьба – это самое главное событие в жизни каждого человека. Люди копят деньги, чтобы сыграть свадьбу своих детей, откладывают средства на знаменитых артистов. Для музыканта это и своеобразный ориентир: если ты востребован, тебя часто приглашают – значит, ты популярен.

А существует ли у вас на родине такое понятие, как узбекский шоу-бизнес?

– У нас много интересной молодежи. Поэтому шоу-бизнес существует. И причем очень хорошо развит.

Слушаете ли российских артистов?

– Да, мы очень даже внимательно за ними следим. А молодежь, как я заметил, в последнее время вообще очень старается подражать российским исполнителям. Меня это немного огорчает, потому что и у нас самих есть много чего интересного.

А почему вы живете в Узбекистане, а не в России? Многие звезды советских времен давно и успешно поют в Москве…

– Есть одно простое объяснение – я люблю родной Ташкент. Как и все восточные люди, чту память о своих родителях, которые похоронены на узбекской земле. Мой отец – народный артист Узбекистана Карим Закиров, один из первых национальных оперных певцов. А мать – Шохиста Саидова, известная в республике певица, работавшая в Узбекском театре музыкальной драмы.

Дети пошли по вашим стопам в профессии?

– Еще мой отец выражал сомнение – может ли в одной семье быть столько музыкантов? «Надо быть или очень яркой личностью, или не заниматься искусством вовсе» – это его слова… Оба моих взрослых сына обучаются за границей, и отнюдь не музыке. Хотя младший, кажется, начал в ее сторону поглядывать – ну, посмотрим… А вот племянница Наргиз, дочь сестры Луизы, – уже состоявшаяся певица, что, по-моему, подтвердило и ее участие в нашем нынешнем концерте. Ее на профессиональную дорогу вывел поэт Илья Резник, когда искал вокалистку для музыкального фильма «Невеста из Виадыля». Она даже пела на фестивале «Юрмала», но вне конкурса, так как ей года не хватило до возрастного ценза. Сейчас она живет в Америке.

Фарру́х Кари́мович Заки́ров — эстрадный певец, композитор и актёр. Художественный руководитель ансамбля «Ялла» (с 1976 года). Певец является народным артистом 6 республик-государств. Лауреат Государственной премии Узбекистана. С мая 2002 года по июль 2004 года — заместитель министра культуры Узбекистана.

Фаррух Закиров родился 16 апреля 1946 года в Ташкенте, в семье профессиональных музыкантов. Отец его — оперный певец-баритон Карим Закиров, народный артист Узбекской ССР (1939) и солист Узбекского Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои. Мать — Шахиста́ Саидова — также певица, исполнительница народных песен, солистка Ташкентского музыкального театра драмы и комедии имени Мукими. Они познакомились во время учёбы в Московской консерватории, поженились. В семье было пятеро сыновей и дочь: Батыр, Луиза, Науфаль, Фаррух, Джамшид, Равшан. Дети выросли в гостеприимном доме, который часто посещали ведущие узбекские артисты и певцы того времени. Атмосфера искусства и творчества питала детей в семье с ранних лет. Так сформировалась в Ташкенте музыкально-артистическая династия Закировых.

Фильмография:
Судьба (Taqdir)

Семья

  • Отец — Карим Закиров (1912—1977), оперный певец (баритон), народный артист Узбекской ССР.
  • Брат — Батыр Закиров (1936 — 1985), узбекский советский певец, писатель, поэт, художник и актёр. Родоначальник эстрадного искусства в республике. Народный артист Узбекской ССР.
  • Брат — Джамшид Закиров (1949—2012), советский и узбекский актёр театра и кино, телеведущий, заслуженный артист Узбекистана.
  • Сестра — Луиза Закирова, певица.
  • Племянница — Наргиз Закирова, дочь Луизы Закировой, певица.

Почётные звания и награды

  • Народный артист Узбекской ССР
  • Народный артист Каракалпакстана
  • Народный артист Казахстана
  • Народный артист Кыргызстана
  • Народный артист Таджикистана
  • Народный артист Ингушетии

Летом 1991 года были поданы документы на оформление звания народный артист СССР, однако из-за августовских событий того года этот процесс не получил своего логического завершения.

Из интервью с Фаррухом Закировым: ... я люблю близкий Ташкент. Как и все восточные люди, чту память о своих родителях, которые похоронены на узбекской земле. Мой папа - всенародный артист Узбекистана Карим Закиров, единственный из первых национальных оперных певцов. А мама - Шохиста Саидова, известная в республике певица, работавшая в Узбекском театре музыкальной драмы.

Еще мой папа выражал колебание - может ли в одной семье быть столь музыкантов? «Надо быть или весьма яркой личностью, или не заниматься искусством вовсе» - это его слова… Оба моих взрослых сына обучаются за рубежом, и нисколько не музыке. Хотя меньший, кажется, начал в ее сторону посматривать - ну, посмотрим… А вот племянница Наргиз, дочка сестры Луизы, - уже состоявшаяся певица, что, по-моему, подтвердило и ее участие в нашем нынешнем концерте. Ее на профессиональную дорогу вывел стихотворец Илья Резник, когда искал вокалистку для музыкального фильма «Невеста из Виадыля». Она более того пела на фестивале «Юрмала», но за пределами конкурса, так как ей года не хватило до возрастного ценза. Сейчас она живет в Америке.

Ялла — вокально-инструментальный ансамбль под управлением Фаруха Закирова, созданный в Ташкенте в 1970 году.

Известен по песням «Учкудук — Три колодца» (Ф. Закиров — Ю. Энтин), «Это любовь» (А. Рыбников — Р. Тагор), «Песенка Насреддина» (Музыка народная — С. Тилла), «Ялла» (Ф. Закиров — А. Пулат), «Шахрисабз», «Чайхана» и многие другие.

Творческий путь

1970—1978 годы
ВИА «Ялла» образовался в 1970 г. из самодеятельного ансамбля при Ташкентском театральном институте. Первым художественным руководителем был Герман Рожков, который начал курировать ансамбль будучи директором учебного театра при институте. Название группы хоть и схоже с названием одного из стилей узбекской народной музыки, но появилось на одной из репетиций из слов припева песни «Кыз бола» — «Озорная девушка». Аранжировка этой узбекской народной песни стала первой удачей ансамбля; в январе 1971 года ВИА «Ялла» успешно выступил с ней и песней Марка Фрадкина «На тот большак» на региональном отборочном туре всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!» в Свердловске и попал в финал конкурса в Москве, где исполнив узбекскую народную песню «Рамазан» и русскую народную «Плывут туманы белые», солировал Равшан Закиров (младший брат Батыра Закирова, одного из идейных вдохновителей молодого коллектива, и Фаруха Закирова, с именем которого в последние годы собственно и ассоциируется ВИА «Ялла») участники ансамбля стали дипломантами этого престижного для начинающих исполнителей конкурса, бессменным ведущим которого был Александр Масляков. Песни «Кыз бола» и «Ялламаерм» в исполнении ансамбля были записаны на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия».

Одними из основ успеха «Яллы» были: использование, наряду с электрогитарами и электроорганом, народных узбекских инструментов — рубаба, дойры и др., восточных песенных мотивов в современной (70-х годов) обработке. Репертуар ансамбля складывался в основном из песен на узбекском языке, исполнялись также на русском и на английском языках.

Известность получили композиции ансамбля «Ялла», созданные по мотивам народных узбекских песен. Группа и её лидер Фарух Закиров разработали свой подход к интонационно-ритмическому началу узбекского фольклора и создали такие известные песни как «Маджнунтол» («Плакучая ива»), «Бойчечак» («Подснежник»), «Яллама-Ёрим» и другие. В этот период музыканты часто обращаются к творчеству поэта Тураба Тула и пишут песни на его стихи.

По признанию Фаруха Закирова, участвующего в ансамбле с 1972 года, большой вклад в создание репертуара и самого имиджа группы внёс первый музыкальный руководитель «Яллы» Евгений Ширяев. На протяжении нескольких лет ансамбль успешно выступал в ташкентском мюзик-холле и гастролировал по Советскому Союзу, в 1973 г. принимал участие в X Всемирном фестивале студентов и молодёжи в Берлине ГДР, на фирме «Амига» ВИА «Ялла» записал пятнадцать песен на немецком языке, половина из которых, по словам Ф. Закирова, попала в первую десятку национального хит-парада ГДР. В СССР их песни также периодически записывались фирмой «Мелодия», как на виниловых пластинках, так и на гибких пластинках-вкладышах журнала «Кругозор». К народным песням и песням современных авторов в репертуар стали прибавляться песни собственного сочинения на стихи великих поэтов Востока — Алишера Навои, Омара Хайяма. Но к концу 1970-х в коллективе наступил творческий спад.

C 1979 года

Альбом ВИА Ялла — Три колодца. В 1979 г. в ансамбль пришли новые музыканты, которые играют в нём по настоящее время, за исключением музыкального руководителя и бас-гитариста Рустама Ильясова, который после 15-летней творческой деятельности в «Ялле», в 1994 году расстался с коллективом и переехал на постоянное жительство в США. Из старого состава, с 1972 года, остался только Фарух Закиров — художественный руководитель ВИА, певец и композитор. В 1980 году ансамбль ожидал новый творческий успех — сочинённая Ф. Закировым на стихи Ю. Энтина песня «Учкудук»— «Три колодца» стала в СССР супер-шлягером (и до настоящего времени является «визитной карточкой» ансамбля). В 1981, 1982, 1984, 1985 и 1988 годах государственный заслуженный ансамбль Узбекской ССР «Ялла» — дипломант (финалист) проводимых в Советском Союзе ежегодных телефестивалей «Песня года». В 1982 году вышел первый альбом (диск-гигант) коллектива — «Три колодца».

В разные годы становятся популярными исполненные ансамблем песни: «Последняя поэма», «Шахрисабз», «Канатоходец», «Песенка Насреддина», «Лицо возлюбленной моей», «Позвала меня дорога», «Чайхана», «Золотые купола Самарканда». Были записаны несколько альбомов, показаны красочные театрализованные представления: «Создадим праздник, друзья», «Лицо возлюбленной моей» и «Чайхана на все времена».

В 2000 году Фарух Закиров назначается на пост министра культуры Узбекистана, но несмотря на это, он остаётся в «Ялле», и ансамбль продолжает концертную деятельность и студийные записи. 30 сентября 2002 года в ГЦКЗ «Россия» в Москве прошел торжественный юбилейный концерт ансамбля. В этом же 2002 году участники первого состава ансамбля организовали группу «Ретро Ялла» с репертуаром начала 70-х годов. Она также успешно выступала в различных концертах и шоу, в том числе и на юбилейном концерте «Яллы». Как рассказал в одном из интервью Алиаскар Фатхуллин, «Ретро Ялла» планирует запись диска с первыми песнями ансамбля. В 2005 году ВИА «Ялла» отметил своё 35-летие серией гала-концертов. Под Новый 2007 год ансамбль «Ялла», совместно с другими звёздами 70-80 годов, принял участие в концертном шоу «Легенды Ретро FM», транслировавшемуся по Первому каналу РТ.

Дискография
Уже со следующего года после образования ансамбля песни узбекского коллектива записывались и транслировались по Центральному телевидению (песня «Рамазан»). В 1972 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песнями «Ялламаерм» и «Кыз бола». В 1973 году фирма «Амига» (ГДР) включает песню «Ялламаерм» в сборник «Парад шлягеров». В дальнейшем «Мелодией» выпускались миньоны:

1976 — «Здравствуй, фестиваль», «Ким узи», «Тормнинг сири», «Нав нихол».
1978 — «Звезда востока», «Пой, дутар, в руках джигита», «Юмалаб-Юмалаб», «Песня друзей»
1979 — «Кто он?», «Тайны моей души»
1980 — «Это любовь» («Последняя поэма»), «Позвала меня дорога»
Песни «Яллы» записывались также и для сборников — «Узбекские эстрадные песни», «Парад ансамблей», «Родина — песня моя», «Дискоклуб-5»

Альбомы
1982 — «Три колодца»
1983 — «Лицо возлюбленной моей»
1988 — «Музыкальная чайхана»
1997 — Сборник лучших песен (на английском языке)
1999 — «Восточный базар»
2000 — «Борода верблюда»
2002 — «Ялла. Избранное»
2003 — «Ялла — Grand collection»

Интересные факты
Песня «Учкудук» — «Три колодца» была написана на гастролях в городе и о городе Учкудук. Поэт Ю. Энтин, бывший руководителем ВИА, написал стихи, а Фарух Закиров за 40 минут музыку. В этот же день песня была исполнена на концерте. В то время Учкудук был закрытым городом и не был нанесён на карты СССР. Как считают Ю. Энтин и Ф. Закиров, на картах страны город появился только благодаря их песне, ставшей главным хитом «Яллы», но которую в своё время КГБ Узбекистана запрещало исполнять и записывать.

Фарух Закиров считает, что Песняры профессиональнее Леннона и Маккартни. В одном из интервью, о «Песнярах» он сказал: "Их многое роднит с «Битлами», а по части профессионального исполнительского мастерства они, думаю, и превосходят англичан…".
Бывая с концертами за рубежом «Ялла» исполняет как минимум одну песню на языке страны, в которой они гастролируют, так было во Вьетнаме, в Турции, Израиле, Швейцарии, Азербайджане, на Цейлоне, в африканских странах.

Из интервью с Фаррухом Закировым:

Я вырос в старом городе, в махалле (микрорайон со своим административным центром. - Прим. автора), где все живут общиной и общением, делят радости и горе. Все, что я хорошего получил, было в отцовском доме. У нас был шикарный сад - более двадцати восьми соток. Там росли все фрукты, которые есть на территории Узбекистана. У нас дома собирались интересные люди из артистического круга, ученые, государственные деятели.

Да простит меня Аллах за такие неосторожные слова, мама - это святое, но о папе мы вспоминаем с особым трепетом. Он был человеком удивительной доброты. Я стараюсь быть на него похожим во всем, повторять его поступки. В нашей семье царила необыкновенная атмосфера, мы были дружными и сплоченными. "Дети, когда мы уйдем, сохраните это", - умоляла наша мама. О временах, проведенных в отчем доме, я вспоминаю как о самом беззаботном времени, проведенном за спиной доброго папы. Все было прекрасно, пока в дом не ворвалось горе - умер Батыр. Не выдержав этих испытаний, папа наш ушел из жизни. У него был обширный инфаркт. Как будто дом сглазили… Знаменитый сад, где росли Закировы снесли. Теперь на этом месте поместился новый роддом, что я нахожу символичным.

А какой была ваша мама?

Она выполняла мужские функции, была строгой - эдакий худсовет. Держала все под контролем, ведь не так-то просто вырастить шестерых детей. К сожалению, у самой мамы артистическая карьера не сложилась, отчасти из-за ее характера. Она была очень правдивая, не умела лицемерить, говорила все, что думает, в лицо. Не всем это нравилось.

Наверняка вам непросто было определиться с выбором профессии. У вас были такие ориентиры - папа, брат…

Брат вообще не хотел меня принимать в свой оркестр, считал, что его будут осуждать: дескать, тащит своего бездарного брата. Папа мечтал, чтобы я выбрал "нормальную" профессию, стал, например, хирургом. Я ходил в разные кружки: фотодела, на балет, бокс, курсы кройки и шитья. После восьмого класса я случайно пришел в училище. Профессия меня сама выбрала. Быстро освоил нотную грамоту. Поступил на факультет хорового дирижирования - профессии сказочной. Мне всегда казалось, что дирижер - волшебник, который одним махом палочки свершает чудо.

В первый раз я женился очень поздно. Дело в том, что в нашей семье складывалось все как-то не по-узбекски: то зять не узбек, то жена не узбечка, или того хуже - старше брата на несколько лет. Можете себе представить потрясение родных и близких, слезы на глазах родителей?

Я был средним в семье, более или менее осознавал ошибки старших братьев. Сразу настроил себя на то, что мой брак будет по всем узбекским канонам. Поэтому долго не женился, все искал идеал. А однажды к нам в группу "Ялла" пришла своеобразная женщина. Я всегда считал, что женщина в ансамбле - это тема для раздоров. Ведь кто-нибудь из участников коллектива обязательно создаст с этой женщиной союз, а союз в союзе - это антагонизм, который кончается конфликтом.

И вот у моего товарища с ней завязывается роман. Я со стороны наблюдаю за ними, сопереживаю - и невольно влюбляюсь! Так складывается, что товарищу родные не разрешают жениться - и я женюсь на ней. Хотя интуитивно понимаю, что ничего у нас не получается. Пытаюсь себя успокоить тем, что когда все узаконится и родится ребенок, все уладится. В семье появляется ребенок, но это ничего не меняет. Нехорошо говорить о прошлой ситуации, но факт есть факт - я не смог смириться с ее, мягко говоря, непростым характером. От первого брака у меня растет сын, ему двадцать три года. Сейчас он учится в Америке.

Зато во втором браке мне повезло. Анечка удивительно добрый человек. Супруга на двадцать лет меня моложе. Русская. Когда мы поженились, у нее на руках был полуторагодовалый ребенок. Я для него папа, а он для меня младшенький сынок. Миша сейчас учится в Англии, там его зовут Майклом.

Знакомство со второй супругой было тоже чем-то вроде вспышки огня?

Я бы так не сказал. Я не испытал шокового состояния. Просто что-то екнуло в сердце. Познакомились мы случайно, во Дворце дружбы народов. Она пришла после школы работать в "Узбекконцерт", где работал и я. Девушка произвела приятное впечатление: "Ух ты какая!" - подумал я про себя. Ей было всего девятнадцать, она носила длинную косу - незабываемый романтический образ. Супруга называет меня по имени и отчеству, на "вы" - Фарух Каримович. Дома говорим по-русски.

ТАСС/Салынская Анна

Она могла бы с самого детства плыть по течению, но вместо этого изо всех сил ему сопротивлялась. Наргиз родилась в Ташкенте в музыкальной семье: дедушка был оперным певцом, дядя Фаррух Закиров — руководителем популярного ансамбля «Ялла», мама пела на эстраде, а отец был ударником в музыкальном коллективе другого дяди девочки Батыра Закирова.

Когда 15-летнюю Наргиз отобрали для участия в фестивале «Юрмала-86», девочка впервые узнала, что такое людская зависть. Ей открыто говорили, что семья ее протежирует и она не достойна выходить на сцену. Но Наргиз не сдалась: в Юрмале она завоевала приз зрительских симпатий с песней «Помни меня» на стихи Ильи Резника.

Любовь и эмиграция

После школы юная певица поступила на отделение вокала в цирковое училище — но ее выступления были далеки от того, чему учили преподаватели.

Она пробует петь рок, выходит на сцену в коротких шортах — и все это на фоне роста национального самосознания, когда все больше семей в Узбекистане возвращались к традиционным ценностям и почитанию религии.

Именно в те годы ее стали называть «узбекской Мадонной» — Наргиз перекрасилась в блондинку, а ее выступления сопровождались откровенными танцами.

Идею об эмиграции в их семье обсуждали с конца 80-х. Личная жизнь Наргиз в это время тоже била ключом.

Руслан Шарипов был лидером рок-группы «Байт», носил длинные волосы и кожаные штаны, и Наргиз потянулась к нему всей своей бунтарской натурой. Он ответил взаимностью: уже через месяц после знакомства она получила предложение руки и сердца, а вскоре после свадьбы забеременела.

Рождение дочери Сабины в 1990-м году развело их с Русланом жизни в разных направлениях: пока Наргиз сидела с ребенком, он продолжал давать концерты и отвечать взаимностью на любовь поклонниц.

Простить измены она не смогла — пара развелась. В одном из последних интервью Наргиз призналась, что сейчас у Руслана проблемы с алкоголем — но она уверена, что он выкарабкается.

Ее вторым мужем стал Ернур Канайбеков. Едва выйдя за него замуж, Наргиз вместе с семьей эмигрировала в США — находясь на шестом месяце беременности. Муж должен был присоединиться к ним позднее.

В Штатах известную узбекскую певицу ждала совсем другая жизнь.

Видеопрокат, тату-салон и рестораны


Америка сразу очаровала Наргиз своей свободой и безграничными возможностями. Это было то, чего ей так не хватало в родном Узбекистане. Но наряду с этим певицу ждали и серьезные трудности.

В первый год после переезда ее отец долго не мог найти работу, постоянно ругался с матерью и на почве стресса заработал сахарный диабет. Едва родив сына Ауэля, Наргиз отправилась на поиски работы — просто ходила из одного места в другое, спрашивая, нет ли вакансий.

Ее английский был слабым, и единственное, что ей доверили — место в русском видеопрокате. Она была рада и этому.

Жизнь постепенно входила в колею. Наргиз работала и с нетерпением ждала приезда Ернура. Но когда муж приехал — она его не узнала.

«То ли пока он жил на родине один — влюбился, то ли какая-то еще была причина, но приехал чужой человек. Я очень его ждала — любимого мужчину, опору, поддержку, а на пороге возник холодный незнакомец. «Сына покажи», — произнес он вместо приветствия», — вспоминала она.

Ернур стал хорошим отцом для Ауэля, но плохим мужем для его матери. Почти сразу после их развода мужчина погиб в автокатастрофе. Но перед этим познакомил Наргиз с ее третьей — и самой большой — любовью.


Наргиз и ее сын Ауэль 2017 г. Работая сначала в видеопрокате, потом в тату-салоне, Наргиз очень тосковала по сцене. Однажды вечером ей позвонил Ернур и сказал, что находится в русском ресторане, где потрясающе поет какой-то итальянец — мол, ты должна это услышать.

Приехав на место, Наргиз действительно поразилась таланту певца. А затем согласилась сама выйти на сцену — и получила свою первую работу певицы в Америке.

С итальянцем Филиппом Бальзано они вскоре поженились. Ее третий брак оказался не в пример дольше и счастливее предыдущих.

Итальянские страсти


Выйти замуж за сицилийца и прожить с ним 20 лет — это вполне в характере Наргиз. Они были схожи темпераментами и увлечениями, могли яростно ругаться, а потом страстно мириться, но в этом браке было главное — любовь.

Разногласия начались, когда подрос сын Наргиз от Ернура — Ауэль. Между ним и Филиппом все чаще стали вспыхивать ссоры, до поры до времени она играла роль громоотвода, но потом, как и любая мать, встала на сторону ребенка.

«Филипп ни в какую не желал принимать Ауэля, но меня при этом хотел удержать. Ситуации доходили до безумия, приходилось даже вызывать полицию. Его ненависть к моему сыну отдаляла меня все сильнее и сильнее», — рассказывала Наргиз.

Разойтись мирно не получилось: Филипп предъявлял к Наргиз (к тому времени успешно выступавшей на российской эстраде) огромные финансовые претензии, и делом занялся суд. Тяжбы длились несколько месяцев, пока Бальзано все же не пошел на попятный: позвонил Наргиз и предложил уладить разногласия полюбовно.

Сейчас певица с чистой совестью называет себя свободной женщиной: она воспитала детей, состоялась как жена и имеет право жить той жизнью, о которой всегда мечтала. А мечтала она только об одном — петь.

Голос

Ей было уже 42 года, когда она решила кардинально изменить сытую и спокойную жизнь ресторанной певицы. В США Наргиз отправилась на кастинг музыкального проекта X-factor: прошла несколько туров и ждала звонка от продюсеров. Одновременно решила попытать счастья в российском «Голосе».

К счастью для отечественной эстрады, звонка от американских продюсеров Наргиз так и не дождалась. А вот в Москве ее заметили и пригласили на слепые прослушивания. Ну а дальше — настоящая американская мечта на российской земле.

К Наргиз повернулись все наставники проекта. Она выбрала Леонида Агутина — и под его руководством дошла до финала.

«Я не выиграла, я победила», — заявила она после того, как первое место в проекте занял Сергей Волчков.

И это действительно так: карьера Наргиз сейчас на невероятном взлете. Она много и успешно гастролирует, записала сольный альбом под руководством продюсера Макса Фадеева и с ним же спела дуэтом.

«Это мое время!», — говорит певица о своей жизни.