Этнокультурный центр как эффективный вид организации досуга. Культурные центры России

Наиболее последовательно двусторонний культурный обмен нашел свое проявление в деятельности различных культурных центров, представляющих культуру своих стран за рубежом. Такие культурные центры есть в Великобритании, Германии, Голландии, Италии, Франции, скандинавских странах и др. Подобные организации имеют различные названия, например, зарубежные культурные центры, культурно-информационные центры, культурно-образовательные центры, культурные институты.

Важно напомнить

Зарубежные культурные центры (институты) – специфические организации с различным статусом, которые проводят работу, направленную на распространение и популяризацию культуры и языка своей страны за рубежом.

Объединяют подобные организации общие цели – формирование позитивного образа страны за рубежом. В своей работе они отражают дипломатическую практику государства и являются частью культурной миссии, выполняемой посольством или консульством.

Деятельность зарубежных культурных центров связана с распространением информации за рубежом о культуре, образовании, истории и современной жизни своей страны. Они стремятся развивать двусторонние связи, организуют культурные, образовательные, информационные программы, курсы изучения языка. Их важной задачей можно назвать поддержку соотечественников за рубежом.

Основными формами работы зарубежных культурных центров являются кинопоказы, фестивали, выставки, гастроли, мастер-классы, конференции, праздники, связанные с культурными традициями и памятными датами своей страны.

Большое внимание центры уделяют организации встреч широкой зарубежной аудитории с представителями культуры, науки, общественными деятелями.

Официальный статус данных организаций различен. Они могут подчиняться министерству иностранных дел, частично выполнять его функции в сфере культуры (например, Французский институт, Британский совет) или являться общественными организациями, ассоциациями, сотрудничающими с МИД, но не зависящими от него (например, "Альянс Франсез", Общество Данте).

История подобных организаций восходит еще к концу XIX в. Первая общественная организация в сфере культуры "Альянс Франсез" была основана в Париже 21 июля 1883 г. по инициативе известного дипломата П. Камбона с целью распространения французского языка по всему миру и содействия диалогу культур, а уже в 1884 г. был открыт ее первый филиал в Барселоне. Появление этой организации было вызвано событиями политического характера. Франция проиграла во Франко-прусской войне, и это поражение стало восприниматься как утрата ее ведущих позиций на мировой арене. Тогда представители культуры, науки и широкой общественности Франции отметили, что у страны есть еще один мощный ресурс – культура, который и позволит вернуть ей былое величие.

Уже в следующем году открылось отделение "Альянс Франсез" в Париже, в административный совет которого вошли выдающийся французский ученый Луи Пастер, Эрнест Ренан и известный во всем мире писатель-фантаст Жюль Верн.

Вскоре подобные организации стали открываться и в других странах мира. В конце XIX в., а также в XX и XXI вв. были созданы:

  • Общество Данте (1889, Италия);
  • Институт им. Гёте, или Гёте-институт (1919, Германия);
  • Всероссийское общество культурных связей с заграницей (ВОКС) (1925, СССР);
  • Британский совет (1934, Великобритания);
  • Институт Швеции (1934, Швеция);
  • Японский фонд (1972, Япония);
  • Институт Сервантеса (1991, Испания);
  • Институт Финляндии (1992, Финляндия);
  • Институт Конфуция (2004, Китай).

Наиболее долгую и успешную практику, обширную географию присутствия в мире имеют представительства европейских стран – Франции, Великобритании, Германии. В последнее время все более успешную роль в развитии двустороннего культурного сотрудничества играет Институт Конфуция – культурный центр Китайской Народной Республики.

Рассмотрим деятельность этих центров на примере работы их российских филиалов.

Одним из первых в России появился Французский культурный центр , более известный как Французский институт . Это одна из старейших организаций подобного рода: еще в 1912 г. в Санкт-Петербурге его силами была организована самая большая выставка, когда-либо осуществленная за пределами Франции, – "Сто лет французского искусства (1812–1912)".

В 1917 г. Французский институт прекратил свое существование в качестве исследовательского и образовательного учреждения, но вплоть до 1919 г. продолжал публикацию журналов. Сегодня он имеет прочные связи и активно сотрудничает с различными организациями, музеями, театрами, архивами и библиотеками. В настоящее время насчитывает 138 филиалов в крупнейших странах мира.

В наши дни французские культурные центры успешно работают во многих городах России. Один из первых филиалов организации был открыт в Санкт-Петербурге в 1992 г. на основе двустороннего межправительственного соглашения.

Основные цели Французского института заключаются в следующем:

  • 1) познакомить широкую зарубежную аудиторию с современной французской культурой и языком;
  • 2) способствовать интеллектуальным и художественным контактам Франции с зарубежными странами;
  • 3) повышать престиж французской культуры в мире.

Во главе Французского института стоит президент, основную текущую работ)" выполняет секретариат. Институт состоит из медиатеки и информационного центра.

Только в Санкт-Петербурге медиатека Французского института насчитывает более чем 12 тыс. книг на французском языке, более 99 наименований подписных изданий (газет, журналов), а также множество видеофильмов, CD- и аудиокассет, которыми можно пользоваться на месте или брать на дом. В медиатеке часто проводятся встречи с писателями и издателями из стран Франкофонии , демонстрируются программы французского телевидения, принимаемые по спутниковой связи.

При медиатеке создан информационный центр для обеспечения информацией специалистов и организаций.

Сейчас уже традиционными стали следующие мероприятия организации: международные дни Франкофонии, которые проводятся при участии Центра французского языка и ассоциации "Альянс Франсез" (подробнее о ней см. ниже), французские музыкальные сезоны, европейский кинофестиваль, праздник музыки (21 июля каждого года), французский бал (14 июля каждого года), праздник чтения (октябрь каждого года).

Культурные мероприятия Французского института проводятся по следующим направлениям:

  • театрально-музыкальные связи – гастрольная практика, организация мастер-классов и совместных российско-французских проектов;
  • изобразительное искусство – выставочная деятельность, организация взаимных визитов и стажировок русских и французских художников;
  • литература – продвижение французской книги на российском рынке, организация встреч с французскими и франкоязычными писателями и издателями;
  • киноискусство – организация недель и ретроспектив французских фильмов, проведение встреч с режиссерами и актерами из Франции.

Мнение специалистов

Французский институт окончательно взял на себя роль моста между научными и творческими учреждениями двух стран. В большой мере благодаря этой роли сложились условия для дальнейшего укрепления французского культурного присутствия в Санкт-Петербурге, являющимся одной из крупнейших метрополий страны (5 млн жителей), который по-прежнему остается культурной столицей России, пусть и не имея уже долгое время средств для этого. Санкт-Петербург призван оставаться важным научным и творческим полюсом притяжения, достойным своей роли "окна в Европу" в стране, претерпевшей глубокие изменения.

Филипп Евреинов, генеральный секретарь Французского института

В 1992 г. в Санкт-Петербурге и Москве по инициативе академика А. Д. Сахарова и французского писателя Марека Хальтера был открыт Французский университетский колледж. Настоящая организация является примером развития двусторонних образовательных связей. В колледже проводят лекции и семинары ведущие преподаватели из Сорбонны и других французских институтов. Слушатели имеют возможность получить бесплатное образование в области гуманитарных и общественных наук – по истории, литературе, философии, социологии, праву. Студенты, владеющие французским языком, могут получить диплом, официально признаваемый во Франции, а также стипендию для продолжения обучения в одном из французских университетов, с которым у колледжа подписан договор о сотрудничестве. Для студентов, не владеющих французским языком, обучение в колледже дает возможность получить диплом по страноведению Франции. Кроме того, слушатели имеют право посещать библиотеку им. Филиппа Абера, насчитывающую более 4 тыс. французских книг и 10 наименований французских журналов.

Наряду с французским институтом в России успешно действует некоммерческая общественная организация, представляющая французскую культуру, – ассоциация "Альянс Франсез" (Alliance Francae.se) (рис. 8.1) . Основное направление ее деятельности – языковая подготовка.

Российская сеть "Альянс Франсез" насчитывает 12 ассоциаций, расположенных в Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Рыбинске, Самаре, Саратове, Тольятти и Владивостоке.

Важно запомнить

"Альянс Франсез" – общественные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации согласно требованиям российского законодательства. Основной целью их деятельности, четко обозначенной в уставе, является продвижение французского языка и культуры.

Фонд "Альянс Франсе:)", созданный в 2007 г„ стал историческим преемником парижского "Альянс Франсез", основанного в 1883 г. Объединяет более 800 филиалов, расположенных в различных странах мира.

Рис. 8.1. Эмблема "Альянс Франсез"

Языковая подготовка в "Альянс Франсез" осуществляется по общей и специализированной программе и рассчитана на девять уровней. Помимо курсов французского языка существуют курсы фонетики, грамматики, делового и юридического французского языка, французского языка в области туризма, французского языка и страноведения, французского языка для детей, а также специальная программа – французский язык через песню.

Кроме организации курсов, "Альянс Франсез" проводит тестирования для определения уровня языковой подготовки.

Культурные мероприятия "Альянс Франсез" разнообразны и непосредственно связаны с языковой подготовкой. Так, стали традиционными музыкальные среды, организуемые совместно с петербургским Домом журналистов и консерваторией, в программу которых входит исполнение произведений французских композиторов.

Театральная труппа "Альянс Франсез" совместно с артистами петербургских театров – Большого драматического и Александрийского – дает благотворительные концерты и спектакли, поставленные по произведениям французских драматургов. Активно работают студии дикции и декламации, а также художественного перевода.

Другой европейской организацией, активно проводящей культуру своей страны за рубежом является Институт развития немецкого языка за рубежом и международного культурного сотрудничества им. И. В. Гёте , более известный как Гёте-институт (Goethe-Institut) или Институт им. Гёте (рис. 8.2).

Гёте-институт был создан в 1919 г. и первоначально являлся отделом по культуре при МИД Германии. Вскоре в Мюнхене была основана Германская академия. Затем в ее рамках был открыт Гёте-институт, обучавший германистов из других стран. В 1945 г. союзное правительство упразднило Германскую академию, обвинив ее в распространении фашистской идеологии.

Рис. 8.2.

В 1951 г. Гёте-институт был возрожден на новых демократических принципах. Первоначально он специализировался на подготовке преподавателей немецкого языка, а затем сфера его деятельности значительно расширилась. В 1953 г. открылись первые языковые курсы, в это же время институт поставил задачу содействовать продвижению немецкого языка за рубежом. В 1959–1960 гг. все государственные федеральные учреждения культуры за границей стали частью Гёте-института. В 1960-х гг. начала создаваться разветвленная сеть его филиалов В 1968 г. он начал свою культурную программную деятельность. В 1976 г. было подписано соглашение, по которому Гёте-институт был признан полномочным представителем правительства Германии по вопросам культурных связей. Этот документ также регулирует его отношения с зарубежными филиалами. С падением железного занавеса в 1989 г. Институт им. Гёте расширил свою деятельность в Восточной Европе, что привело к открытию большого числа его филиалов в этом регионе.

В 2004 г. был открыт информационный центр Гёте-института в Пхеньяне. В 2008 и 2009 гг. открылись филиалы в Дар-эс-Саламе, Новосибирске и Луанде. В России филиалы Гёте-института работают в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Цели этой организации следующие:

  • популяризация немецкой культуры и немецкого языка за рубежом;
  • распространение актуальной информации о культурной и научной жизни Германии;
  • оказание методической помощи преподавателям и учебным заведениям в области изучения немецкого языка.

Бюджет института составляет 200–255 млн евро. Он складывается из государственной дотации (3/4) и доходов от коммерческой деятельности (1/4) (курсы, экзамены на получение стандартного диплома).

Руководят институтом, основными направлениями его деятельности, программами и курсами представители немецкой стороны.

Структурными единицами являются бюро и информационный центр, насчитывающий 5 тыс. книг на немецком языке, периодические издания, CD, видео- и аудиокассеты.

Культурные мероприятия Гёте-института охватывают следующие направления деятельности: театрально-музыкальные связи (развиваются преимущественно по линии организации гастрольного обмена), связи в области изобразительного искусства и фотографии (организация выставок), кинематографические проекты (фестивали, ретроспективы недели немецкого кино), научные связи.

Значительный интерес представляют и совместные мероприятия Гёте- института с российской стороной.

Другим направлением его деятельности является организация языковых курсов различной продолжительности и интенсивности, а также тестирование по программам ведущих немецких университетов.

Мнение специалиста

В то время как политики приняли решение о санкциях против России, президент Гёте-института Клаус-Дитер Лемани подчеркивает значение диалога культур: работа с Россией должна быть усилена. Он ясно высказался против бойкота России в сфере культуры. В интервью германскому радио "Культура" К.-Д. Леманн сказал, что Гёте-институт, напротив, будет стараться "держать двери открытыми и слева, и справа".

Политики придерживаются строго формализованного образа действий и ориентируются на ритуалы. Культура же, напротив, может начать диалог и разрушить клише – и в этом ее сила. Поэтому бойкот в сфере культуры из-за крымского кризиса был бы ложным шагом.

"Мы скорее усилим работу в России и Украине, чем прекратим или ослабим ее", – сказал г-н Леманн .

Рис. 8.3.

Культуру Великобритании представляет за рубежом организация Британский совет (рис. 8.3), осуществляющая деятельность в сфере культуры, образования и профессиональной подготовки, являясь одновременно и дипломатическим представительством своей страны. Его цель – развитие международного партнерства и взаимопонимания между странами. Сегодня офисы Британского совета работают более чем в 230 городах 110 стран мира.

Действия Британского совета в области международного сотрудничества сконцентрированы на следующих направлениях: искусство, литература, дизайн; образование и профессиональная подготовка; преподавание английского языка; методы государственного управления и права человека; обучение менеджменту, теории и практике бизнеса; научно-техническое и культурное сотрудничество; обмен информацией и знаниями.

Основные задачи Британского совета следующие:

  • информировать мировую общественность о культурном разнообразии и последних достижениях Великобритании;
  • искоренять устаревшие стереотипы о стране, сложившиеся за рубежом;
  • предоставлять информацию о различных образовательных возможностях Великобритании, включая языковую подготовку разного уровня;
  • развивать культурный и интеллектуальный обмен с европейскими странами.

Британский совет действует под покровительством королевы Великобритании и принца Уэльского.

Важно запомнить

С одной стороны. Британский совет обладает дипломатическим статусом, с другой – это независимая организация культурно-образовательного свойства, предоставляющая гражданам России информационно-образовательные услуги, в том числе и платные.

Главным органом Британского совета является совет директоров, который собирается один раз в месяц для решения наиболее важных вопросов, связанных с финансированием и разработкой программ деятельности. Во главе этого органа стоит директор Британского совета, ему помогают консультативные органы.

Непосредственно в Великобритании действуют два главных офиса Британского Совета в Лондоне и Манчестере, также есть офисы в Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

Филиалы Британского совета состоят, как правило, из следующих подразделений: библиотеки; информационного центра; центра английского языка; центра образовательных проектов; отдела экзаменационных услуг; отдела культурных проектов; отдела науки и техники.

Библиотека Британского совета предоставляет широкий выбор учебной, методической, художественной литературы на английском языке, разнообразные учебные пособия, видео- и аудиоматериалы. Здесь проводятся занятия, семинары, летние курсы по широкому спектру проблем, связанных с историей и современным состоянием Великобритании и ее культуры.

Информационный центр располагает информацией о Великобритании, включающей в себя справочные материалы, пособия учебных заведений Великобритании, информацию о событиях, проходящих за рубежом при поддержке Британского совета.

Кроме информационной деятельности, центр проводит культурные мероприятия: выставки, мастер-классы, фестивали и др.

Центр английского языка специализируется на проведении курсов и языковых программ различного уровня. Среди них курсы повседневного и делового английского языка, курсы для военных, уволенных в запас, представителей малого и среднего бизнеса, творческих и научных работников. Кроме того, центр оказывает услуги по сдаче экзаменов на сертификаты по английскому языку.

Отдел проектов занимается содействием в области профессиональной подготовки и академического партнерства между вузами России и Великобритании. В частности, Британский совет предоставляет зарубежным специалистам возможность пройти курс постдипломного обучения в одном из британских университетов, а также участвовать в программах стажировок менеджеров на предприятиях в Великобритании. Кроме того, он способствует получению стипендии на обучение в одном из университетов страны, предлагает программы стажировок.

В отделе проектов предусмотрены программы по следующим направлениям: менеджмент в коммерческих компаниях, программа подготовки управленческих кадров, программы академических партнерств между вузами, экологические программы, программы в области финансовых услуг и торговли, приватизации и реконструкции предприятий и работы правительственных органов.

Одним из перспективных направлений деятельности отдела является экология. Британский совет является координатором программы малых проектов в данной сфере.

Департамент международного развития британского правительства финансирует фонд ноу-хау, осуществляет руководство его работой и предоставляет техническую поддержку, передает знания и опыт странам Центральной и Восточной Европы. Целью фонда является поддержка переходных процессов в данном регионе, обеспечение его эффективного развития и вовлечение в эти процессы всех уровней общества.

Проекты, получающие поддержку в рамках данной программы, могут включать ознакомительные поездки, учебные курсы или краткосрочные стажировки в Великобританию, проведение семинаров в России и Великобритании, консультации и развитие партнерских связей между организациями сходного профиля в обеих странах.

Большой интерес вызывают мероприятия, подготовленные культурным отделом Британского совета. Организаторы культурных программ делают ставку в основном на современность, новизну, качество.

Культурные мероприятия Британского совета отражают основные цели и задачи данной организации, стремятся познакомить россиян со всем многообразием британской культуры, ее историей и современным состоянием, новыми формами и видами авангардного искусства.

Ежегодным проектом Британского совета в Санкт-Петербурге стал фестиваль британского кино, проводимый весной каждого года.

В истории присутствия Британского совета в России были разные периоды. В 90-е гг. XX в. – начале XXI в. организация последовательно наращивала объем деятельности и расширяла географию присутствия. Однако в связи с политическим противостоянием России и Великобритании и неурегулированностью нормативно-правовых основ деятельности организации в России Британский совет значительно сократил свои проекты. Были закрыты филиалы в Самаре (2007), Иркутске (2008), Петрозаводске (2008), Томске (2006), Красноярске (2007), Нижнем Новгороде (2007), Екатеринбурге (2008), Санкт-Петербурге (2008). В настоящее время филиал организации функционирует только в Москве.

Оценивая деятельность Британского совета, можно сделать вывод, что организация, безусловно, представила в России интересные проекты, продемонстрировала оригинальные подходы к организации двустороннего культурного обмена. Однако ее политизированность, сложные политические условия двустороннего сотрудничества сыграли негативную роль в развитии культурного сотрудничества России и Великобритании. К сожалению, потенциал двустороннего взаимодействия двух стран, сыгравших значительную роль в мировой культуре, не использован.

Европейские культурные центры являются старейшими организациями в сфере двустороннего культурного сотрудничества. Однако сегодня все более значимую роль в данном направлении играют культурные центры Китая, известные в мире как Институт Конфуция (Confucius Institute) (рис. 8.4). Имя выдающегося мыслителя, философа, учителя древности Конфуция присвоено сети институтов по аналогии с испанским Институтом Сервантеса и немецким Институтом им. Гёте.

Институты Конфуция входят в глобальную сеть международных культурно-образовательных центров, созданных Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом. В единую глобальную сеть входят также классы Конфуция, выполняющие аналогичные функции. С китайской стороны координирует работу и обеспечивает финансирование культурно-образовательных организаций Штаб-квартира Ханьбань.

Первый Институт Конфуция был открыт 21 ноября 2004 г. в столице Республики Корея Сеуле, но уже в 2012 г. VII Всемирный конгресс институтов Конфуция в Пекине собрал делегатов из 335 институтов и более чем 500 классов Конфуция со всего мира.

Некоторые институты Конфуция имеют специализацию, например афипский институт специализируется на сфере бизнеса, лондонский – на представлении китайской медицины.

Сегодня на территории Российской Федерации действуют 17 институтов Конфуция в 14 городах: в Москве, Санкт- Петербурге, Рязани, Казани, Элисте, Благовещенске, Новосибирске, Томске, Комсомольске-на-Амуре, Нижнем Новгороде, Улан-Удэ, Иркутске, Екатеринбурге, Волгограде.

Каждый из институтов осуществляет языковую подготовку, организует культурные мероприятия, знакомит аудиторию с традициями Поднебесной. Интересным примером деятельности организации могут служить проекты Института Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете. Данная организация открыта на базе восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, который является признанным образовательным и научным центром. На факультете уже более 150 лет ведется преподавание китайского языка. Именно поэтому в учебных программах Института Конфуция СПбГУ появилась реальная возможность соединить передовой отечественный опыт с новейшими обучающими технологиями и учебными материалами, разработанными в КНР. Договор о создании Института Конфуция в СПбГУ был подписан в июле 2005 г., а его деятельность началась с февраля 2007 г. Партнером СПбГУ в создании Института Конфуция стал Столичный педагогический университет (Пекин, КНР) – один из наиболее активных и современных центров обучения иностранцев китайскому языку. Целью работы Института Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете стало укрепление дружбы и взаимопонимания между Китаем и Россией путем распространения информации о культуре, языке, экономике и социальной жизни Китая. Важными направлениями деятельности института являются организация курсов китайского языка и культуры, проведение тестирования по китайскому языку, организация стажировок в Китае, организация конкурсов, содействие синологическим исследованиям.

Институт Конфуция в Санкт-Петербурге активно участвует в культурных и образовательных мероприятиях города, связанных с Китаем. Тесно

Рис. 8.4.

сотрудничает со школами, общественными культурными организациями, в которых ведется преподавание китайского языка, в целях обмена опытом, проведения совместных концертов и праздников. Как центр распространения культуры Институт организует творческие встречи, конкурсы, выставки, китайские праздники и праздники толерантности в университете и государственных учреждениях.

В рамках культурных мероприятий проводятся художественные экспозиции, например: фотовыставки о Китае, книжные ярмарки, кинофестивали, музыкальные уроки, экспозиции каллиграфических работ, китайский классический и народный танец; организуются специальные занятия и мастер-классы, например "Мировое наследие в Китае", "Обучение Тай- Цзи", "Культура национального китайского костюма", "Китайские продукты питания", "Конфуций и конфуцианство" и др. Есть и отмечаются традиционные праздники – фестиваль Весны, праздник Фонарей, праздник середины осени, Национальный день Китая и т.д.

Самое интересное языковое мероприятия Института – студенческий конкурс "Мост китайского языка", который проводится с 2002 г. Китайским государственным комитетом по преподаванию китайского языка за рубежом.

В декабре 2010 г. на съезде в Пекине Институт Конфуция в Санкт- Петербургском государственном университете был удостоен звания "Передовой Институт Конфуция".

В 2014 г. Институт Конфуция в СПбГУ совместно с Генеральным консульством КНР провели студенческий конкурс на знание китайского языка, являющийся частью всемирного конкурса "Мост китайского языка".

В целом мероприятия Института Конфуция отличаются разнообразием. Проекты охватывают многие направления сотрудничества и рассчитаны на достаточно широкую аудиторию. Институт Конфуция играет важную роль в развитии двустороннего культурного сотрудничества и использует для этого различные оригинальные подходы.

Мнение специалиста

Институт Конфуция существует с 2004 г„ это культурный ответ немецкому Институту им. Гёте (основан в 1951 г.), Британскому совету (существует с 1934 г.) и "Альянс Франсез" (основан в 1883 г., но работает по несколько иной модели). Успех институтов Конфуция заключается в простых цифрах: уже сегодня открыто более 350 институтов по всему миру – на сотню больше, чем Британских советов или Институтов им. Гёте.

В то время как мировой рынок уже перенасыщен британской и немецкой культурой. для Китая еще есть простор. Ханьбань стремится довести число институтов Конфуция до 1000.

Торстен Паттберг – немецкий писатель, лингвист и культуролог. Автор книг "Дихотомия Восток – Запад", иШэнжэнь"

Двусторонний обмен по линии культурных центров имеет ряд особенностей, которые связаны прежде всего с пропагандой собственной культуры и созданием позитивного образа страны за рубежом. Для решения этих задач традиционно избираются такие направления двустороннего сотрудничества, как культура и образование. Отметим, что основной упор делается на достижения современной культуры, знания о которой в силу политических причин до последнего времени были недоступны для жителей России. Наиболее эффективно эти задачи решаются на основе таких сложившихся форм культурного обмена, как гастроли, выставки, образовательные гранты, стипендии, стажировки.

При выработке стратегии и конкретных программ зарубежные культурные центры учитывают как национальную специфику партнеров, так и собственные интересы. Только гармоничное сочетание этих факторов может обеспечить успех проводимых ими мероприятий.

Важность создания благоприятных условий для работы центров зарубежной культуры в нашей стране отмечена в Концепции внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ В. В. Путиным 12 февраля 2013 г.) . В то же время создание центров российской культуры за рубежом также должно стать одной из основных задач культурной политики государства на современном этапе . Анализируя деятельность зарубежных культурных центров, следует отметить, что многие из их проектов переросли рамки двусторонних контактов и могут рассматриваться как пример многостороннего обмена. Таков, например, проект "Выбираем лучшего писателя", организованный Центральной городской публичной библиотекой им. В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге, который осуществляется зарубежными культурными центрами и консульствами. Настоящая тенденция отражает реалии современных международных отношений в условиях глобализации.

Отмечая позитивные моменты в двустороннем сотрудничестве по линии зарубежных культурных центров, следует отметить, что вопросы официального статуса подобных организаций не вполне урегулированы, что отмечено в Федеральном законе об общественных объединениях от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) . Кроме того, подобные организации являются инструментами "мягкой силы" своей страны, что и определяет выбор приоритетов в их деятельности.

В качестве примера двусторонних культурных связей можно также назвать проекты международного содержания с различными сроками реализации и финансированием, проводимые как на государственном, так и не на государственном уровне.

  • Евреинов Ф. Второе рождение Французского института в Санкт-Петербурге // Альянс Франсез и Французский институт. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016); В Санкт-Петербурге: сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016): Ржеуцкий В. С. Альянс Франсез в Петербурге (1907–1919) // Альянс Франсез и Французский институт в Петербурге. Сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016); Фор К. Воссоздание Альянс Франсез в Санкт-Петербурге (1991–2001) // Альянс Франсез и Французский институт в Петербурге. Сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016).
  • Франкофонии (фр. La Francophonie) – международная организация сотрудничества франкоязычных стран мира.
  • Альянс Франсез и Французский институт в Санкт-Петербурге. Сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru. Диалог с Россией: "Держать двери открытыми и слева, и справа". Президент Гете-Института против бойкота в сфере культуры. URL origin-goethe.de/ins/ru/mos/ uun/ru 12531382.htm (дата обращения: 21.10.2015).
  • URL: east-west-ichotomy.com/%D0%Bl%Dl%83%D0%B4%Dl%83%D 1%89%DO%B5%DO%B5-%D1%85%DO%BO%DO%BD%D1%8C%DO%B1%DO%BO%DO% BD%D1%8C-%D0%B8-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83- %D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D1%83%D1%86/ (дата обращения: 16.01.2016).
  • URL: archive.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 28.12.2015).
  • Тезисы "Внешняя культурная политика России – год 2000". С. 74 –86.
  • URL: docs.cntd.ru/document/9011562 (дата обращения: 08.11.2015).

Дмитриева И.В., к.и.н.

В статье предпринята попытка сопоставить существующие в настоящее время в Москве национальные культурные организации с их прототипами, действовавшими в первые десятилетия ХХ века, описаны основные функции и некоторые достижения, к которым они пришли за время своей деятельности.

Ключевые слова: культурный центр, Московский Дом Национальностей, национальные меньшинства, толерантность.

Москва сохранила и продолжила вековые традиции города межкультурного взаимодействия, что создало неповторимую московскую культурную среду, атмосферу межнационального доверия .

Одним из видов сервисной деятельности среди представителей различных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, и в частности в Москве и Московской области, остается организация добровольных обществ, направленных на сохранение и развитие культуры различных народов, ознакомление с их культурой представителей инонационального окружения, облегчение процесса аккультурации и интеграции и т.д.

С распадом Советского Союза и усилением роли этнокультурного самоопределения в Москве появилось большое количество различных обществ, организаций, центров, общин и т.д., целью которых стало продвижение культуры отдельных народов. В настоящее время таких обществ более 40. Остановимся на примере отдельных организаций, которые образовались в 1990-е годы и, углубившись в историю, проследим историю существования их прототипов в Москве и области в первой трети ХХ века.

Долгие годы в Москве успешно действует Московский Дом Национальностей (МДН). Идея создания Московского дома национальностей принадлежит мэру Юрию Лужкову. В конце 1990-х годов было принято решение отдать Московскому дому национальностей особняк князей Куракиных, находящийся на Новой Басманной улице, 4.

В МДН свободно реализуют свои этнокультурные интересы представители национальных общин и организаций, функционирующих в Москве. Здесь представлено более 100 аккредитованных национальных общественных организаций, которые выразили желание работать под эгидой правительства Москвы. Работа, проводимая в МДН, направлена на межнациональное согласие, поддержание стабильности, воспитание чувства толерантности . Организация и проведение международных и национальных фестивалей и конкурсов — одно из важнейших направлений деятельности Дома.

Практически все общества и организации ставят перед собой следующие цели и задачи: способствование развитию национальной культуры; изучение истории и освоение культурного наследия народов России; реставрация и сохранение памятников, имеющих историческое значение; сохранение национальных языков и обычаев; взаимопомощь; отстаивание прав и интересов человека в правительстве и общественных организациях; содействие улучшению в межнациональных отношений в Москве; налаживание отношений с другими общественными организациями; творческие, культурные связи, образование. Кроме того, ведется работа по ознакомлению россиян с достижениями национальных культур в различных областях материальной и духовной жизни и содействию развитию дружественных связей между народами, расширению всестороннего экономического и культурного сотрудничества стран.

Так, «Московское общество греков» было образовано в 1989 г. для зарегистрированн ых переписью населения 1989 г. в Москве трем с половиной тысячам жителей греческой национальности, занимающим среди москвичей 20-е место по численности . В рамках общества работают музыкально-хорео графический детский и юношеский коллектив «Энноси» и детский хор. Родной язык изучается в средней общеобразователь ной школе № 551 с греческим этнокультурным компонентом, а также в воскресной школе при Храме Всех Святых на Куликах.

Интересно, что Эллинское культурно-просве тительное общество греческих граждан, проживающих в Москве и Московской губернии, предполагалось организовать еще в 1923 г. В управление Московского Совета было направлено соответствующее заявление греческих граждан и проект устава общества. Однако, подотдел балканских стран Отдела Запада НКИД 7 февраля 1923 г. отказал инициаторам в реализации их проекта «в виду отсутствия достаточных оснований и не признавая деятельность общества полезной с политической стороны» . Очевидно, численность представителей греческой диаспоры и ориентация на активизацию исключительно политических, точнее, коммунистических организаций, послужила главной причиной такого отношения власти к гражданской самодеятельности.

Обратимся к другому примеру. Региональная общественная организация «Землячество крымских татар» была зарегистрирована Минюстом РФ в 1998 г. . Перепись крымских татар, проведенная специально для них Госкомстатом СССР в январе 1991 г., показала, что в Москве в то время проживало 397 человек, назвавшихся крымскими татарами.

Все московские крымские татары были оповещены об организации общества. Поэтому все, кто хотел, приходили на тематические собрания, проводимые его правлением. Помимо собраний землячество организовывало массовые мероприятия, приуроченные либо к национальному дню траура 18 мая, либо к национальным праздникам (например, Курбан-байрам), где с помощью спонсоров устраиваются угощения и концерты, на которые приглашаются артисты из Крыма. Общество имеет свой печатный орган — «Бюллетень Землячества крымских татар», который издается хотя и нерегулярно, но по мере возможности, освещая внутреннюю жизнь московской диаспоры крымских татар.

Как известно, татары – второй по численности после русских народ РФ. Татарская культура имеет богатое культурное наследие, а татарская интеллигенция всегда отличалась активной гражданской позицией. Показательно, что в начале ХХ века татары составляли наиболее крупное этнокультурное меньшинство, проживавшее в Москве и на периферии. Многочисленные клубы и красные уголки для татар располагались в Подольске, Касимове (Твери?- наверно, это перечисление, т.к. Касимов сейчас в Рязанской обл. и не был Тверью ), Мытищах и, конечно, в Москве. Положение их в большинстве случаев было неудовлетворител ьное – нехватка или полное отсутствие помещений, недостаточное финансирование, ограниченное количество кадров . Все это ограничивало возможности национальных клубов, хотя в те годы они имели те же функции, что и аналогичные общества в конце ХХ века: включали ликбезы и национальные классы, многочисленные кружки, библиотеки, представляли интересы представителей национальных меньшинств на производстве.

28 августа 1924 г. по инициативе подотдела нацменьшинств МК РКП(б) и МОНО был открыт Московский губернский центральный татарский рабочий клуб им. Ямашева. За первый год своей работы клуб распространил свою деятельность по губернии и установил связь с районами, выезжая туда как для постановок, так и с докладами и консультациями руководства. Членами клуба состояли 582 человека от 18 до 35 лет. Работа носила главным образом агитационный и показательный характер, чем объясняется наиболее интенсивная работа художественных кружков, частое устройство спектаклей и концертов. Среди них – драматический, хоровой, изобразительного искусства, музыкальный и физкультурный, литературный, научно-техническ ий и естественнонаучн ый, а также кружки ликвидации безграмотности и политический. Кроме того, были организованы женский и детский кружки. Клуб за первый год деятельности смог охватить культурно-просве тительной работой треть проживающих на территории Московской губернии татар, что составило около 2 тыс.чел., однако в отчетах отмечается недостаточный охват такой работой трудящихся татар Москвы и Московской губернии .

Еще одним центром работы среди татар Москвы стал татарский Дом просвещения, существовавший в 1930-е гг. Кроме пункта ликвидации безграмотности и библиотеки, при нем работал детский сад. Драмкружок Дома просвещения своей работой охватывал фабрики и заводы области. Однако помещения Дома просвещения часто использовались не по назначению (например, под проживание рабочих и служащих). Среди недостатков контролирующие органы, призванные нацеливать любые общественные структуры на решение актуальных социально-эконом ических задач и идеологизацию любой деятельности, отмечали отсутствие ударничества и методов соцсоревнования, что позволяло дать неудовлетворител ьную оценку работе Дома .

О культурно-просве тительской работе среди цыган в начале века имеются весьма скудные сведения, относящиеся главным образом к Москве. Здесь имелся цыганский клуб с функционирующими при нем кружками (хоровым, кройки и шитья, драматическим, ликбез и политическим). Посещаемость кружков была весьма слабой, возможно, из-за плохого помещения .

В 1931 г. в Москве при Наркомпросе была организована цыганская студия-театр «Ромэн». В ее состав входил, в основном, «цыганский молодняк», многие из студийцев – бывшие кочевники. Помещением цыганская студия обеспечена не была и работала в помещении Латышского клуба . В дальнейшем «Ромэн» получил статус Государственного цыганского театра и вел работу как культурный центр, руководя на периферии самодеятельными кружками . Театр «Ромэн» успешно ведет свою работу и поныне.

В начале 1990-х гг. в Москве было организовано цыганское культурно-просве тительное общество «Романо кхер» . При нем организованы детские ансамбли «Гилори», «Лулуди», «Ягори», вокально-хореогр афический коллектив «Цыгане России». В детских ансамблях кроме хореографических и вокальных занятий изучаются язык, история и культура цыган.

Ансамбль «Гилори» («Песенка») – квалифицированны й коллектив, состоящий из 20-ти ребят в возрасте от 6-ти до 15-ти лет, добившийся довольно высокого уровня исполнительства в сфере национального вокального и хореографическог о искусства. Об этом свидетельствует полученное им в 1992 г. звание лауреата международного фестиваля цыганского искусства в Польше .

Достаточно активно проявляла себя и еврейская общественность столицы. С марта 1918 года в Москве функционировало «Временное организованное бюро Геховера». Организация «Геховер» являлась союзом сионистской учащейся молодежи (основана в 1912 г., просуществовала до слияния в 1924 г. с аналогичной организацией в единое Всероссийское общество сионистской молодежи), занималось культурно-самооб разовательной работой и имело организованные ячейки во многих городах России. Общество издавало информационный листок «Известия временного организованного бюро Геховера», снабжало литературой по сионистским и общееврейским вопросам местные кружки, рассылало инструкторов для организации новых пунктов. Располагалось бюро по адресу: Чистые пруды, д. 13, кв. 11. .

В настоящее время в Москве действует Региональная еврейская национально-куль турная автономия г. Москвы «МЕНКА». Своими функциями она считает «культуру, просвещение и межкультурный диалог» .

Многие национальные общества в столице Российской Федерации мечтают об открытии своих национальных школ и детских садов. Особенно активно эта работа проводилась с 1990 г. Так, в помещении школы № 1241 Центрального округа Москвы (станция метро «Улица 1905 года») работает экспериментальна я многонациональна я школа на 20 отделений.

С переходом школы к полной пятидневной школе был введен так называемый национальный цикл знаний. В него входят родной язык, фольклор, народный эпос, родная литература, история, культура народа, национальные песни, танцы, музыка, изобразительное, декоративно-прик ладное искусство, народные ремесла и промыслы, шитье, вышивание, приготовление национальных блюд, народные обычаи и ритуалы, национальный этикет, национальные игры и виды спорта. Как видно из перечисленного, школа охватывает практически весь спектр составляющих национальной культуры.

Рассмотренные национальные организации являются лишь малой частью той большой сети национальных обществ, которые ведут активную и плодотворную деятельность на территории Российской Федерации, и в частности, Москвы и Московской области. Вся их работа направлена на межнациональное согласие, поддержание стабильности, воспитание чувства толерантности. Основной, а чаще всего и единственный источник финансовых поступлений обществ – членские взносы. Между тем, каждое общество – юридическое лицо и имеет возможность открыть свой счет в банке .

Главными задачами московских этнокультурных организаций является сохранение в городе межнационального мира и согласия. К сожалению, в последние годы часто появляются газетные материалы и телевизионные передачи, в которых безответственные журналисты подогревают межэтническую напряженность, этническую и религиозную нетерпимость. Московский Дом Национальностей с самого начала своей деятельности совместно с другими общественными организациями обращает внимание властей города на недопустимость подобных случаев, способствует противодействию дестабилизации общественного порядка. Благодаря принципиальной позиции Правительства Москвы и национально-куль турных объединений в городе удается сохранять мир и согласие. Исторический опыт этнокультурных общественных организаций показывает, что целенаправленное использование огромного культурного потенциала и навыков толерантного поведения составляет важную основу социальной политики органов власти таких крупных мегаполисов, как Москва.

Источники и литература

1. Бекмаханова Н.Е. Казахская культурно-национ альная автономия Москвы в 1990-е гг. // Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-ХХ вв. Сборник статей. М.: РАН. Институт Российской Истории, 2001.

2. Бриль М. Трудящиеся цыгане в ряды строителей социализма // Революция и национальность. 1932. Июль. № 7(28).

3. ГА РФ. Ф. 10121. Оп. 1. Д. 128.

4. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 123. Д. 94.

5. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 131. Д. 6.

6. ГА РФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 1268.

7. ГА РФ. Ф. 3316. Оп. 13. Д. 27.

8. Попова Е., Бриль М. Цыгане в Союзе ССР // Советское строительство. 1932. Февраль. № 2(67).

9. ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 334.

11. URL: http://www.mdn.r u/

12. URL: http://www.mdn.r u/information/se ctions/Evrei1/ . Дата обращения: 12.12.2009.

13. URL: http://www.mdn.r u/information/se ctions/Greki1/ . Дата обращения: 12.12.2009.

Этнокультурный центр - центр традиционной культуры народов России должен формировать свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение. Формированию положительного имиджа могут способствовать учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих учреждение, а также установление партнерских связей и отношений с различными социальными, политическими и иными организациями. Сегодня культурно-досуговое учреждение остается массовым и доступным средством приобщения людей к культуре, развития их духовного потенциала, центром организации праздников, сохранения собственной народной культуры. Приоритетным направлением в деятельности центра должно стать развитие межнациональных отношений, культурного взаимообмена не только в России, но и за ее пределами на международном уровне. Участие коллективов народного творчества центров в республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях, праздниках позволяет не только демонстрировать богатство, уникальность и разнообразие культуры народов России, но и способствует развитию культурного обмена, сохранению дружеских отношений, межнациональному сотрудничеству, становлению и укреплению положительного имиджа культурной деятельности всего общества. В этой связи этнокультурные учреждения могут использовать различный арсенал профессиональных форм культурной работы, например, создать Галерею национального костюма с постоянно действующим лекторием, где будут собраны образцы национальной одежды народов России; проводить фотовыставки народного костюма; организовать мастерскую по пошиву дагестанского национального костюма, головных уборов, обуви, изготовлению украшений и т.д., где будут шить костюмы не только для фольклорных творческих коллективов района, но и для жителей села, что позволит привлечь детей и молодежь к изучению исконных ремесел, традиций декоративно- прикладного искусства, послужит сохранению народного костюма, культурному развитию села; организовать кружки, школы художественного мастерства под руководством опытных мастеров для обучения молодежи в целях сохранения, популяризации традиционных народных художественных промыслов в местах бытования тех или иных видов традиционных народных ремесел; создать мастерские по изготовлению музыкальных инструментов, обучение этому искусству детей и молодежи послужит сохранению преемственности поколений с экспозицией народных музыкальных инструментов, где можно проводить мастер- классы с участием мастеров-изготовителей, известных музыкантов, владеющих секретами инструментального мастерства и игры на них и мн.др.; создание культурного проекта «Книги - культурная память», что поможет сохранить историю и традиции села, память о народе, о личностях, прославивших свое село, оставивших след в российской культуре, пробудить интерес и желание изучать многонациональную культуру народов России. Эта деятельность будет служить патриотическому воспитанию, формированию высоких нравственных критериев и эстетических вкусов, утверждению общечеловеческих моральных ценностей, объединению поколений, будет способствовать вовлечение подрастающего поколения в работу по сбору материала об истории села, его прошлом и настоящем, носителях народных традиций, мастерах декоративно-прикладного искусства, которые являются достоянием национальной культуры, а также произведений устного народного творчества (легенд, поговорок, притч, сказаний и др.). Проведение праздников дружбы, народного костюма, национального инструмента, ремесел и народных промыслов «Сельское подворье», «Песни и танцы моего народа» и других традиционных праздников, фестивалей с участием выходцев из села и мн.др., может иметь также туристическую привлекательность, стать объектами знакомства с этнокультурой, природных достопримечательностей села, района. Реализация таких художественно-творческих проектов будет способствовать сохранению традиционного художественного наследия народов, развитию этнотуризма. Культурный туризм в свою очередь станет мощным рычагом в финансовой поддержке художественного наследия, стимулом развития народных ремесел и промыслов, даст новый импульс для сохранения фольклорных коллективов, т.к. выступления фольклорных коллективов, демонстрация уникальной этнокультуры являются одними из пунктов привлечения туристов.

Этнокультурные центры - культурно-досуговые учреждения призваны осуществлять: информационное обеспечение, координацию творческой деятельности, обогащение межмуниципального и межнационального культурного диалога, путем проведение мероприятий в рамках культурного обмена (фестивали, гастроли творческих коллективов по селам, соседним районам, городам, выставки и т.д.), систематическое изучение социокультурных проблем, вопросов востребованности культурно- досуговых услуг населением, состояния деятельности культурно-досуговых учреждений села, района. Работникам культуры необходимо улучшать качество деятельности культурно-досуговых учреждений, как центров межнационального культурного сотрудничества народов России, привлекать и развивать культурный потенциал населения, создавая позитивный имидж своего села, народа.

Примером такого этнокультурного центра является Волгоградска региональная общественная организация казачий этнокультурный комплекс "Наследие".

Цель работы этого этнокультурного центра заключаются в:

  • - Сохранение и возрождение традиционной национальной культуры;
  • - Объединение казачьей молодежи;
  • - Культурно-позновательная деятельность. Организация отдыха;
  • - Воспитание и развите эстетических, морально-нравственных и духовных качеств, путем приобщения к казачьей культуре;
  • - Просвещение в области истории, православия, национального языка "Гутора", культуры и традиций казаков:
  • - Создание условий для физического и волевого развития личности.

Направления деятельности:

  • А) просветительский центр:
    • - Православие;
    • - История;
    • - Этнография;
    • - Этнолингвистика;
    • - Фольклор;
  • Б) военно-спортивный центр:
    • - Паращютная подготовка;
    • - Туристическая школа;
    • - Основы самбо, рукопашного боя
    • - военно-тактическая подготовка.
  • В) фольклорно-этнографическая студия:
    • - Реконструкция казачьих обрядов;
    • - Изучение певческих традиций казаков;
    • - Бытовая хареография;
    • - Фольклорный теотр;
    • - Фольклорный ансамбль.
  • Г) центр дизайна и прикладного творчества:
    • - Изготовление тематической сувенирной продукции, предметов быта;
    • - Изготовление украшений;
    • - Тряпичная кукла.
  • Д) центр традиционной казачьей одежды:
    • - История казачьего костюма;
    • - Пошив национальной одежды казаков, а так же ее трансформация в современные условия (показ моделей, пошив. реализация).

Кроме русских национальных организаций многочисленными и наиболее активными общественными объединениями региона являются: немецкие, татарские, армянские, чеченские, еврейские, дагестанские, украинские, казахские, корейские и др.

Культурная автономия немцев была образована в 1997 году. Ее создание стало итогом десятилетнего развития движения российских немцев в Волгоградской области. Объединившись в национально-культурную автономию, российские немцы при поддержке областной и муниципальных администраций стали уделять основное внимание развитию национальной культуры и языка и, особенно на территории районов компактного проживания немцев. Был открыт немецкий национально-культурный центр в г. Камышине, в школах создавались классы и факультативы с углубленным изучением немецкого языка, национальные художественные коллективы. Традиционным стало проведение праздников немецкой культуры. Хорошей базой для этого стал Государственный историко-этнографический музей-заповедник «Старая Сарепта» в Красноармейской районе г. Волгограда, который является воплощением живой истории немцев-колонистов Поволжья. Здесь функционирует центр немецкой культуры, воскресная школа для взрослых, другие программы.

Региональная национально-культурная автономия татар Волгограда и Волгоградской области образована в 1999 году. Эта организация ведет активную работу по развитию культурных традиций татарского народа, по организации национальных праздников - Сабантуй, Курбан-Байрам, Рамазан.

Региональная национально-культурная автономия граждан украинской национальности Волгоградской области учреждена в 2002 году. Организация создана для объединения усилий украинцев в целях сохранения и развития украинской культуры, языка, защиты прав и интересов своих членов, установления реального равноправия украинцев с населением коренной национальности, укрепления дружбы между нациями.

Волгоградская региональная общественная организация «Казахстан» создана в 2000 году, представляет интересы свыше 50 тыс. казахов области, проживающих компактно в Палласовском, Старополтавском, Николаевском, Ленинском и Быковском районах. Цель организации: защита гражданских, экономических и культурных прав и свобод лиц казахской национальности, проживающих в области. Организация развивает культурные традиции казахов, обратившихся за помощью в решении социально-бытовых проблем, поддерживает казахских студентов, ведет среди них культурно-массовую работу. Организация контактирует с представительством Республики Казахстан в г. Астрахани. В 2011 году создана и уже активно действует Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Наследие Казахстана»

Волгоградская областная общественная организация «Армянская община» создана 1997 году. Основными целями организации являются защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав граждан, а также сохранение и изучение культурного и исторического наследия армян. При содействии армянских организаций области в г. Волгограде построен Храм Святого Георгия. Ведется активная социально-благотворительная деятельность. В 2007 г. создано региональное отделение общероссийской организации «Союз армян России». Работа этих организаций вносит значительный вклад в поддержание традиций и обычаев армянского народа в Волгоградской области, сохранение межнационального мира и согласия, укрепление культурных и экономических связей между Волгоградской областью и Республикой Армения.

Волгоградская городская общественная благотворительная организация «Еврейский общинный центр» была создана в 1999 году для сохранения и распространения традиций, этнокультурного и религиозного наследия еврейского народа, удовлетворения общественной потребности в благотворительности и милосердии. Еврейский общинный центр является учредителем образовательных учреждений - СОШ «Ор Авнер» и детского сада «Ган Геула». Центр проводит большую культурную работу. Организация пропагандирует свою работу в газете «Шофар Поволжья».

Волгоградская региональная общественная организация «Дагестан» зарегистрирована в 1999 году. Основной целью организации является реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных свобод граждан РФ - представителей народов Дагестана, проживающих на территории Волгоградской области. Дагестанская община особое внимание уделяет религиозным праздникам. По инициативе этой организации проводятся соревнования по волейболу и мини-футболу, в которых участвуют команды разных возрастов из представителей различных национальностей. Традиционным массовым культурным мероприятием стало проведение в январе большого концерта в Центральном концертном зале г. Волгограда, посвященное Дню образования Республики Дагестан.

Корейцы начали объединяться в нашем регионе в 2001 г., когда была создана Национально-культурная автономия корейцев г. Волгограда, основной задачей ее является возрождение языка, культурных традиций и обычаев среди корейской молодежи. Большинство корейцев занимается выращиванием овощных и бахчевых культур, а также производством и реализацией корейских салатов. По инициативе организации несколько лет проводился День независимости Кореи, когда в Волгограде проходил областной фестиваль корейской культуры с приглашением профессиональных артистов. Сейчас в г. Волгограде осуществляют свою деятельность Волгоградская региональная общественная организация «Центр взаимопомощи корейцев» и Волгоградская региональная общественная организация «Ассоциация Волгоградских корейцев».

Официально зарегистрированные национальные объединения осуществляют на территории Волгоградской области широкую деятельность, имеющую ряд основных направлений.

Во-первых, это организационное направление: объединение представителей того или иного этноса в рамках одного сообщества, выделение руководящего аппарата, осуществляющего координацию деятельности членов общины и налаживающего взаимодействие с органами власти другими национальными организациями. Во многом благодаря этому сотрудничеству в регионе удается поддерживать благоприятную, мирную обстановку в сфере межнациональных отношений и национальной безопасности.

Во-вторых, социальное направление: помощь представителям своего этноса в трудных жизненных ситуациях, экономическая поддержка, ускорение адаптации мигрантов, временно находящихся или проживающих на территории Волгоградской области, благотворительная помощь.

В-третьих, это правозащитное направление: оказание юридической поддержки, помощь в оформлении и сборе документов, содействие в получении гражданства.

В-четвертых, образовательное и культурное, ориентированное на сохранение и поддержание традиций, самобытности, языка данной этнической общности. Во многом, данная деятельность направлена не только на сохранение собственных традиций, но и на межкультурный обмен, развитие толерантности в обществе.

Безусловно, все перечисленные направления деятельности национальных общественных организаций носят созидательный характер и способствуют стабилизации обстановки в регионе, развитию толерантности, сохранению культурного богатства и разнообразия Волгоградской области

Результаты проведения данных мероприятий объективно способствуют формированию позитивного имиджа соответствующих национальных общин в общественном мнении населения региона. Каждая из организаций объединяет достаточно большое количество жителей Волгоградской области различной национальности. Национальные общественные организации Волгоградской области являются значимым фактором, оказывающим существенное влияние на социально-политическую ситуацию в регионе. Необходимо отметить, что в проведении вышеназванных мероприятий принимали участие кроме непосредственных организаторов, граждане различных национальностей, представляющие актив соответствующих общественных объединений. Данная тенденция в деятельности НОО свидетельствует об их заинтересованности в укреплении межнационального мира и согласия, повышении уровня межэтнической толерантности, развитии взаимопонимания между жителями Волгоградской области различных национальностей.

И так сделаем вывод: традиционная культура этносов, благодаря своим важнейшим характеристикам, обладает непреходящим общечеловеческим значением. В деятельности этнокультурных центров она закрепляет наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступает хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью.

В этнической культуре традиционные ценности содержат мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом, настроем, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры как механизма, осуществляющего процесс накопления и воспроизводства общечеловеческих ценностей, является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус.

Управление культуры администрации города Югорска

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«МиГ»

Проект

«центр национальных культур»

г. Югорск

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

«Центр национальных культур»

Полное название проекта

«центр национальных культур»

Основания для разработки проекта

Целевая программа «Реализация мероприятий в сфере культуры города Югорска на годы»

Постановление администрации города Югорска от 01.01.2001г № 000 «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в городе Югорске на годы»

Приказ Управления культуры администрации города Югорска от 29.03.12 №45 «Об утверждении Положения о городском конкурсе инновационных социально-значимых проектов в сфере культуры»

Актуальность проекта

1.В г. Югорске идет рост мигрантов;

2.Отсутствие центра по урегулированию вопросов организации в сфере культуры, направленных на достижение практических результатов по сохранению, созданию, распространению и освоению национальных культурных ценностей

3.Имеется недостаток знаний по различного рода вопросам межэтнического взаимодействия, толерантного поведения у населения;

Цель и задачи проекта

Организация сотрудничества учреждения культуры с национально-культурными сообществами города в целях гармонизации межэтнических и межкультурных отношений и укрепления толерантности в городе.

1.Совершенствовать механизм управления национально-культурными сообществами города.

2.Содействовать адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство города, развитию культуры коренного населения.

Этапы и сроки реализации проекта

2012год:
Первый этап Организационно-внедренческий – апрель-май;

Второй этап Основной – июнь - декабрь;

Третий этап Обобщающий – декабрь.

Механизм реализации

Культурно - досуговые мероприятия

Кадровое обеспечение проекта

Художественный руководитель

Режиссер массовых мероприятий

Художник – оформитель

Руководители клубных формирований

Конечные результаты реализации проекта

Мероприятия в рамках проекта проводятся на основании плана, утверждаемых муниципальным бюджетным учреждением культуры и согласованных центром национальных культур.

Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий проекта, их эффективность осуществляется в порядке предусмотренными критериями.

Для обеспечения анализа эффективности мероприятий проекта, контроля хода его реализации ежеквартально муниципальное учреждение культуры представляет отчет о ходе реализации проекта.

В процессе реализации проекта могут проявиться ряд внешних и внутренних рисков.

Возможные риски :

Последствиями недостаточной координации могут стать:

отсутствие единого понимания участниками своей роли в выполнении проекта;

С целью минимизации рисков проекта запланированы следующие мероприятия:

ежемесячная корректировка по результатам исполнения проекта мероприятий;

информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации проекта

1. Этапы реализации проекта

Решение задач проекта «Центр национальных культур» предполагается осуществлять поэтапно. Ориентировочно можно выделить следующие этапы:

1-й этап.

Организационо-внедренческий

апрель - май

2-й этап.

Основной

июнь-декабрь

3-й этап.

Обобщающий

Для эффективной реализации поставленных задач на каждом этапе определяется ведущее направление деятельности при неизбежной взаимосвязи решения второстепенных задач

Первый этап предусматривает:

Ведущее направление - поиск активных форм включения социума в процесс управления культурной и социальной средой:

· актуализация деятельности общественных организации и национальных сообществ;

· разработка возможных механизмов для создания центра национальных культур;

· поиск и использование пиар-технологий при взаимодействии национальными сообществами в вопросах организации культурного досуга;

· привлечения потенциальных возможностей социального партнерства

· составление единого плана взаимодействия.

Второй этап предусматривает:

Ведущее направление - формирование культурного наследия через семейные ценности, традиции и национальные праздники

· использование имеющихся внутренних резервов национальных традиций и ценностей;

· раскрытие творческого потенциала через мероприятия

· создание условий для развития и реализации традиции через культурные – досуговые мероприятия

· внедрение системы измерений по оценке достижений и участия жителей на основе анкет;

· актуализация и организация имеющихся ресурсов для вовлечения жителей в формирование коллективного плана мероприятий через участие в интернет-форумах;

Сопутствующая деятельность:

· расширение спектра культурно - досуговых услуг;

· расширение спектра учреждений города, вовлеченных в партнерские отношения;

· эффективное использование базы учреждения культуры для проведения мероприятий с жителями;

· формирование у жителей потребности сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей в области народного художественного творчества и культурно - досуговой деятельности.

· совершенствование системы управления по организации культурного отдыха жителей;

Третий этап предусматривает:

Ведущее направление - создание Совета, позволяющего распространить идеи сохранения культурного разнообразия и развития межнациональных связей в сфере культуры на жителей микрорайона, города.

· создание оптимальных условий для привлечения потенциальных возможностей социального партнерства учреждений города по формированию межнациональных связей в сфере культуры

Сопутствующая деятельность:

· создание и применение коллективного «банка идей» в социальном взаимодействии;

2. Мероприятия, проводимые в ходе проекта

Муниципальный

бюджет

Окружной бюджет

Ведущее направление: Поиск активных форм включения социума в процесс соуправления в сфере культуры и социальной средой

Планирование и организация деятельности Центра

Создание пиар-программы Центра по вопросам организации деятельности

Публикации, видеоролики

Организация публичных презентаций проекта

Разработка и реализация плана мероприятий по организации досуга

Публикация

Привлечение представителей разных учреждений города к деятельности Центра

Создание социокультурного механизма, позволяющего распространить идеи национальной культуры на семейную аудиторию, жителей микрорайона, города

Активное вовлечение населения в традиционные национальные мероприятия

Создание Совета

Организация досуга населения и обучения при тесном взаимодействии с учреждениями города и национальными сообществами.

Предъявление публичного отчета по выполнения мероприятий проекта, получение обратной связи

Второй этап июнь-ноябрь

Ведущее направление - формирование культурного наследия через семейные ценности, традиции и национальные праздники

Совместное планирование и организация деятельности «Центра национальной культуры» как одного из условий.

Создание Совета самых активных представителей с целью организации обмена опытом по вопросам организации культурного досуга

Публичная защита результатов реализации проекта, организация обратной связи с населением

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

1.Создание Совета самых активных представителей с целью планирования и организации деятельности «Центра национальной культуры», обмена опытом по вопросам организации культурного отдыха.

2.Составление и утверждение единого плана работы.

При успешном завершении проекта возможна отработка модели реализации программы культурно - досуговой направленности с последующим тиражированием в соседних городах. Путь к позитивному изменению отношения общества к вопросам межнациональной культуры лежит через осуществление таких проектов, первым шагом которых может быть создание центра национальных культур в городе.

4. Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые условия:

Художественный руководитель;

Режиссер массовых мероприятий;

Художник – оформитель;

Руководители клубных формирований;

Приложение 1

Смета расходов на реализацию проекта «Центр национальных культур»

№п/п

Наименование статей расходов

Сумма затрат, рублей

ВСЕГО

Бюджетные

Внебюджетные, целевые

Приобретение основных средств на развитие материально-технической базы (компьютер, оргтехника)

Изготовление национальных костюмов