Сценарии литературного путешествия для детей. Литературный сценарий "путешествие в страну веселого детства"

Данный урок помогает поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения, активизировать и развить творческие способности кадетов.

Цель и задачи игры

  1. поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения;
  2. активизировать и развить творческие способности кадетов;

Оформление: На сцене картина Библиотечная страна, выставка книг писателей-классиков, два стола (или две парты), стулья для игроков. В зале - места для членов жюри.

Музыкальное оформление: Любая веселая музыка, которую можно включать на протяжении всей игры в качестве заставок.

Подготовка

В игре принимают участие три команды по три человека. В жюри приглашаются учителя, воспитатели, кадеты старших классов.

Для проведения игры заранее подготовлены три копии картины Библиотечная страна (в масштабе) с указанием маршрута путешествия, карточки с заданиями (вопросы подбираются в соответствии с программой по литературе). Чистые листы бумаги и фломастеры для выполнения заданий (либо ответы на вопросы пишутся на карточках с заданиями). Предлагаемый сценарий игры для 5 -го класса.

В ходе игры также принимают участие зрители каждой команды, правильный ответ на вопрос приносит дополнительные баллы команде, зрителю - карточку.

Команда - победитель награждается призами, другие команды и активные зрители (набравшие большее количество карточек) получают сувениры.

Игру проводит Ведущий (в роли ведущего могут быть зав.библиотекой, воспитатели, учителя).

Курской области

Внеклассное мероприятие по литературе:

«Путешествие в страну Литературию»

(обобщающая игра по курсу литературы

5 класса)

Занятие подготовила и провела

Гельплинг Елена Михайловна

2012 год –

Путешествие в страну Литературию (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса )

Описание игры. Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды.

Цели:


  • организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний материала, изученного в курсе «Литература 5 класс» ;

  • активировать интерес к литературе;

  • способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, товарищества
Оборудование: иллюстрации к произведениям; портреты писателей и поэтов, которые упоминаются во время игры; 2 «ромашки» ; Разрезанные стихи для игры «Ералаш»; костюмы для инсценировки; кроссворды каждой команде; пазлы; призы.

Зато бороться научила

И не бояться трудностей и бед?

На острове безлюдном оказавшись,

И, за устройство быта взявшись,

Стал полноценной жизнью жить. (Робинзон.)


  1. Назовите транспортное средство путешественников из Волшебной страны в обычный мир в сказочной повести Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города». (Серебряные туфельки.)

  1. Тип плавсредства, на котором совершили историческое путешествие по Миссисипи Гек Финн и Джим. (Плот.)

  1. Назовите имя опытного таежника, которого втянул в робинзонаду «проклятый глухарь». (Васютка. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».)
Г. Финн. Стойте! Вы, кажется, забыли еще об одном приключенческом жанре - детективе. Каждый уважающий себя сыщик составляет специальную картотеку всех интересующих его людей. Азбука сыскного дела! В моей картотеке накопилось несколько фотороботов разных литературных героев.

Конкурс «Детектив идет по следу»

Учитель . Назовите литературного героя.


  1. Обыкновенный мальчишка 10 лет. Образование: начальная школа и иногда воскресная. Неунывающий фантазер и любитель приключений. Любимые вещи: зуб на ниточке, жук в коробке, книжка «Приключения Робина Гуда». Девиз: «Никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники».
(Том Сойер.)

  1. Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Транспортное средство: метла. Особые приметы: нос крючком.
(Баба-яга.)

  1. В одной стране для установления личности стали измерять специальной меркой ноги. Кого искали таким необычным способом?
(Золушку.)

  1. Суровая пожилая дама высокого роста, грузная, весьма решительная во мнениях и действиях. У нее несколько подбородков, злющие глаза и любимый кот в клетке.
(Фрекен Бок.)

Г. Финн . А теперь, ребята, попробуйте составить свой фоторобот литературного героя для команды-соперницы.

У ч и т е л ь . В этом году мы с вами очень много прочитали paзличных сказок: и народных, и литературных, поэтому следующий пункт нашего путешествия - проспект Сказочный. Известный итальянский писатель Джанни Родари учил детей развивать фантазию, сочиняя «салаты» из литературных сказок. Такой «салат» сейчас мы предлагаем вашему вниманию. Надеемся, что он вам понравится и у вас появится желание сочинить окончание этой сказки.

Определите, какие сказки стали «ингредиентами» нашего литературного «салата». Продолжите сказку.

Салат из литературных сказок «Как Филька стал добрым»

Ну, начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь (Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»). Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя». Филька был молчаливый , недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал ему сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!» (К. Паустовский. «Теплый хлеб»).

Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошком, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. (Р.Н.С. « Гуси-лебеди»). Когда пир был на исходе, Иван- царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушачью кожу и спалил её на огне .(Р.Н.С. «Царевна-лягушка»)

И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверыхпо-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. («Муму» И.С.Тургенев)

Учитель. Как прекрасен Сказочный проспект!

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Конкурс «Доска объявлений»

Учитель . А вот и доска объявлений на Сказочном проспекте. Определите, какие сказочные персонажи написали эти объявления.


  1. Всем принцам! В ближайшие сто лет прошу не беспокоить своими поцелуями - очень спать хочется. (Спящая царевна.)

1. Имя мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в льдинку. 2. Кто смастерил волшебный горшок , который рассказывал, что едят в каждом доме? 3. Каким был утенок, пока не стал лебедем? 4. Девочка, совершившая ради друга далекое путешествие. 5. Что помогло принцессе стать женой принца? 6. Кто хотел менять хвост на ноги? 7. Кто улетел осенью зимовать в теплые страны? 8. Что искала старая ведьма в дупле?

(1. Кай. 2. Свинопас. 3. Гадкий. 4. Герда. 5. Горошина. 6.Русалочка. 7. Лебеди. 8. Огниво. Ключевое слово: Андерсен.)

Конкурс «В сказке часто так бывает»

Учитель . Назовите сказочных героев, о которых говорится в этом стихотворении. Команды на листочках записывают ответы. Получают по одному баллу за каждое правильно названное имя.

В сказках часто так бывает.

Что предметы в них летают,

А порою и герои

Вдруг взмывают над землей.

Назвать, конечно, ты готов

Этих чудо-летунов:

Она летает на метле,

А он на пушечном ядре.

Летала в домике своем,

Да не одна, а с верным псом.

Он на ковре взлетит всегда –

Была б сухою борода.

Моторчик на его спине,

Бывал он даже на Луне,

А этот сделался так мал,

Верхом на гусе он летал!

(Баба-яга, барон Мюнхгаузен, Элли и Тотошка, старик Хоттабыч, Карлсон, Незнайка, Нильс.)

Конкурс « Почта»

(Командам выдаются карточки с именем сказочного героя.)

Учитель . Напишите адреса сказочных героев, чтобы письма нашли своего адресата.

Филька Ну тебя. Деревня Бережки.

Василиса Премудрая. Тридевятое царство.

Том Сойер. США. г. Санкт-Петербург.

Калле Блумквист. Большая улица, 14, Линьчепинг.)

Учитель. Вот и остался позади Сказочный проспект. Кто сказку слушал, Тот меду покушал, А кто не слушал да зевал, Тот пустое блюдо лизал.

Наше путешествие по стране Литературии продолжается на площади Юмора, где не смолкает радостный смех. Всех, всех, всех, Кто любит смех, В жизни ждет всегда успех!

Наша литература - сокровищница смеха, доступ к которой вы получаете с детства , знакомясь с произведениями писателей - сатириков. Юмор бывает разный: немножко горький у Н.В. Гоголя, назидательный у И. А. Крылова, озорной - у Марка Твена и Астрид Линдгрен, иронический - у М.М. Зощенко. Но смеются писатели обязательно с любовью к людям.

Творческий конкурс

Учитель . Сочините и произнесите хвалебную речь, посвященную некоторым персонажам басен И.А. Крылова, занимающим в своей жизни активную позицию: Моське - за смелость в критике вышестоящих инстанций, Лебедю, Раку и Щуке - за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений, Муравью - за последовательную борьбу с тунеядством, Лисе - за борьбу с фактами незаконного приобретения продовольствия.

Учитель . Вспомните комические ситуации из разных художественных произведений. Расскажите, что произошло дальше.

1. «Мы пошли по дороге через лес. Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с огромным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я. Мы шли около часа. Наконец Степка сказал:

Мешок дьявольски тяжелый. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Леля недолго несла, потому что выбилась из сил...

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления... Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону». (Пройдя с мешком шагов десять , свалился в канаву. Причем сначала в канаву упал мешок, а вслед за мешком нырнул я. М.М. Зощенко. «Великие путешественники».)


  1. «Она оглянулась и ту же секунду схватила за край куртин мальчишку, который собирался улизнуть.

  • Ну, конечно! Мне следовало бы заглянуть в кладовую! Что ты там делал?

  • Ничего.

  • Ничего? Погляди на свои руки, погляди на свой рот. Чемты вымазал губы?

  • Не знаю, тетя.

  • А я знаю! Это варенье, вот что это такое! Сорок раз я тебе говорила, что, если ты не оставишь в покое варенье, я тебя высеку. Дай-ка сюда этот прут...» (Розга уже засвистела в воздухе. « Ай! Гляньте-ка назад, тетя!» - воскликнул Том. Старуха испуганно повернулась, а мальчишка пустился бежать. М. Твен. «Приключения Тома Сойера».)

  1. «- А что это у вас, великолепная Солоха? - И, сказавши это, дьяк отскочил несколько раз назад.

  • Как что? Рука, Осип Никифорович! - отвечала Солоха.

  • А это что у вас, дражайшая Солоха? - произнес он с таким же видом, приступив к ней снова и схватив ее слегка рукою за шею и таким же порядком отскочив назад.

  • Будто не видите, Осип Никифорович! - отвечала Солоха. - Шея, а на шее монисто.

  • А это что у вас, несравненная Солоха?..

    Неизвестно, к чему бы теперь притронулся дьяк своими длинными пальцами, как вдруг послышался в дверь стук и голос козака Чуба...» (Дьяк испугался, что его, особу духовного звания, застанут наедине с женщиной. Особенно он боялся своей жены , «которая и без того страшною рукою сделала из его толстой косы самую узенькую». Солоха спрятала его в мешок из-под угля. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)
    Конкурс «Пазлы»

    Кто быстрее соберёт из «пазлов» (разрезанных иллюстраций к сказкам) картинку. Используются сказки «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля».
    Конкурс «Музей восковых фигур»

    За одну минуту создать образ литературного героя, которого изучали в 5 классе.

    Учитель . Вот наше путешествие по стране Литературии подходит к концу.

    Мы желаем всей душой,

    Вам, девчонки и мальчишки,

    С книжкой ладить и дружить.

    Пусть любовь к хорошей книжке

    С вами вместе будет жить.

    Подведение итогов. Награждение победителей.

    Литература:


    1. О.Г.Черных Игровые уроки по литературе, М, «Вако», 2008

    2. В.Я.Коровина, В.П.Полухина, В.И.Коровин Литература 5 класс учебник в двух частях, М, «просвещение», 2011

    3. М.И.Картавцева Уроки внеклассног чтения 5-9 классы, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2003

    4. Л.Г.Максидонова Литературные праздники и нетрадиционные уроки 5-7 классы, М, ОЛМА-ПРЕСС, 2002
  • Цель и задачи игры

    • поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения;
    • активизировать и развить творческие способности кадетов;

    Оформление

    • На сцене картина Библиотечная страна, выставка книг писателей-классиков, два стола (или две парты), стулья для игроков. В зале - места для членов жюри.

    Музыкальное оформление

    Любая веселая музыка, которую можно включать на протяжении всей игры в качестве заставок.

    Подготовка

    В игре принимают участие три команды по три человека.

    В жюри приглашаются учителя, воспитатели, кадеты старших классов.

    Для проведения игры заранее подготовлены три копии картины Библиотечная страна (в масштабе) с указанием маршрута путешествия, карточки с заданиями (вопросы подбираются в соответствии с программой по литературе). Чистые листы бумаги и фломастеры для выполнения заданий (либо ответы на вопросы пишутся на карточках с заданиями). Предлагаемый сценарий игры для 5 -го класса.

    В ходе игры также принимают участие зрители каждой команды, правильный ответ на вопрос приносит дополнительные баллы команде, зрителю - карточку.

    Команда - победитель награждается призами, другие команды и активные зрители (набравшие большее количество карточек) получают сувениры.

    Игру проводит Ведущий (в роли ведущего могут быть зав.библиотекой, воспитатели, учителя).

    Ход мероприятия

    На сцену выходит Ведущий.

    Ведущий: Здравствуйте!

    Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по Библиотечной стране, по книгам, которые написали классики мировой литературы. В нашей литературной игре примут участие три команды, которые я приглашаю на сцену.

    Команды поднимаются на сцену.

    Оценивать нашу игру будет жюри (представление членов жюри ). И, наконец, аплодисменты всем, кто в зале, это не просто зрители, а активные болельщики.

    Начинаем игру.

    Звучит музыка (несколько тактов).

    Ведущий: Командам выдается карта Библиотечной страны с указанием маршрута путешествия. Прежде, чем начать игру, предлагаю назвать команды. Игроки могут посовещаться, а я расскажу зрителям и жюри ход нашей игры.

    Начало нашего путешествия - родник Поэзии. Далее через пролив Поговорок мы попадаем в море Энциклопедий, обойдем остров Сказок, по Былинному морю, через пролив Истории попадем в океан Прозы. У озера Фантазий сделаем привал, обойдя полуостров Приключений, по морю Газет попадем на Словарные острова. Встретим бурю в океане Учебников и причалим в долине Грёз. Затем путешествуем по суше. По дороге Повестей, по тропе Рассказов подойдем к горам Трудолюбия. Конечная цель путешествия - вершина Знаний. Все это - шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

    Звучит музыка (несколько тактов).

    Ведущий: Команды ":" , ":" ":" получают первое задание. Родник Поэзии.

    Задание1. Вспомните отрывок из поэмы А.Пушкина "Руслан и Людмила и вставьте в текст пропущенные слова.

    Правильный вариант

    У: дуб:; У лукоморья дуб зеленый;
    Златая: на дубе том: Златая цепь на дубе том:
    И днем и ночью: ученый И днем и ночью кот ученый
    Все ходит по цепи:; Все ходит по цепи кругом;
    Идет: - песнь заводит, Идет направо - песнь заводит,
    : - сказку говорит. Налево - сказку говорит.
    Там чудеса: там леший:, Там чудеса: там леший бродит,
    : на ветвях сидит; Русалка на ветвях сидит.

    Время на выполнение задания - 2 минуты. Максимальная оценка - 3 балла.

    Звучит музыка.

    Ведущий: Время. Команды, прошу сдать задание в жюри. И мы ждем первые оценки.

    Жюри оглашает оценки.

    Ведущий: Пролив Поговорок. Пословицы и поговорки прочно вошли в нашу речь. Порой в разговоре мы произносим пословицу и не замечаем этого. Второе задание покажет нам, хорошо ли вы знаете наши пословицы.

    Задание 2. Назовите пословицы о книгах, учебе. Три пословицы - три балла, каждая следующая - дополнительный бал. Время на выполнение задания - 5 минут.

    Пример пословиц:

    Ученье - свет, а неученье - тьма.

    Век живи - век учись.

    Повторенье - мать ученья.

    Книга - друг человека.

    Книга мала, а ума придала.

    Смотрит в книгу, а видит фигу.

    Ведущий: А зрителям предлагаю вспомнить поговорки. Я буду говорить первые слова поговорки, вы продолжите её. Поговорки простые, на все случаи жизни. Каждая пословица - балл.

    Ведущий: Думаю, команды выполнили задание досрочно. Пожалуйста, отдайте ваши труды в жюри. Сейчас мы узнаем итоги задания.

    Жюри зачитывает пословицы написанные командами, объявляет результаты задания и итог игры.

    Ведущий: "Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят". Мы на острове Сказок.

    Поговорим о сказках. Вспомним то, что проходили на уроках литературы.

    Задание 3. Командам надо ответить на четыре вопроса.

    1. Имя героя сказки, который разбудил возлюбленную? (Королевич Елисей, А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").

    2. Что позволяло герою сказки "Черная курица, или Подземные жители" знать всё, не уча ничего? (Алеша получил конопляное зерно ), А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители".

    3. Что пообещала королева за корзину подснежников в сказке "Двенадцать месяцев"?

    ("Мы дадим столько золота, сколько поместится в корзине, пожалуем бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании")

    С. Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

    4. Какое прозвище было у Фильки, героя сказки К. Паустовского "Теплый хлеб"?

    (Прозвище Фильки "Ну Тебя") К. Паустовский "Теплый Хлеб"

    Время на выполнение задания - 3 минуты. Максимальная оценка 3 балла.

    Звучит музыка.

    Ведущий: Команды отвечают на вопросы, а я предлагаю вопрос болельщикам, на мой взгляд, сложный. Кто ответит на него, заработает 3 балла.

    Вопрос зрителям: "Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят". Как называется это произведение и кто его автор? (Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

    Ведущий: Команды готовы. Умные у нас "путешественники", и это задание для них выполнимо. Попросим жюри оценить знания игроков.

    Жюри объявляет результаты задания и общий итог игры.

    Ведущий: По Былинному морю, через пролив истории мы попадаем в океан Прозы.

    Думаю, что прозаических произведений написано больше чем стихотворных.

    Задание 4. Назовите прозаические произведения. Побеждает та команда, которая назовет больше произведений. Максимальная оценка - 3 балла.

    Прошу тишины в зале. Игроки команд готовы - начинаем!

    Прозаические басни?

    Ведущий: Как оценит жюри это задание?

    Жюри объявляет результаты задания и общий итог игры.

    Звучит музыка.

    Ведущий: Предлагаю отдых у озера Фантазий. Кадеты любят читать книги о приключениях с фантастическими героями, детективы, страшилки.

    Сейчас я задам вопрос для всех, знания и быстрота реакции принесут 2 балла. Я прошу жюри определить того, кто первый верно ответит на вопрос. Готовы? Внимание, вопрос.

    Вопрос для всех: В нашей библиотеке на полке "фантастика и приключения" эти книги стоят практически рядом. В названии книг есть общее слово, название книг состоит из двух слов.

    Назовите эти книги. ("Человек - амфибия", Александра Беляева и "Человек - невидимка" Герберта Уэллса).

    Звучит ответ.

    Если ответ не прозвучал, слова Ведущего: Печально, я назову эти книги и советую вам прочитать их.

    Ведущий: А теперь вопрос для команд. Правильный ответ принесет команде 2 балла.

    Вопрос: Назовите имя героя, который заключил выгодную сделку и получил несметные богатства, среди которых: яблоко (вернее всё, что от него осталось), бумажный змей, дохлая крыса, 12 алебастровых шариков, осколок синей бутылки, кусок мела,шесть хлопушек.

    (Том Сойер, Марк Твен, "Приключение Тома Сойера).

    Ведущий: Прошу жюри сказать сумму баллов за ответы на вопросы и итог игры.

    Ведущий: Наше путешествие продолжается. Огибаем полуостров Приключений, мимо Словарных островов попадаем в океан Учебников. Мимо которого не пройти. Вопрос для команд. Правильный ответ - 2 балла. Прошу тишины.

    Вопрос: Сколько учебников вы получили в этом учебном году? (ответ - 14 ).

    Ведущий: Пожалуйста, жюри, приплюсуйте 2 балла к результатам команды ":".

    Задание 5. Командам надо ответить на 3 вопроса.

    1. Должность Герасима в рассказе И. Тургенева "Муму".

    (дворник)

    2. Назовите героев-детей повести Короленко "В дурном обществе".

    (Вася и Соня,Валек и Маруся)

    3. Кто вылечил зайца в рассказе К. Пришвина "Заячьи лапы"?

    (детский врач Карл Петрович)

    Ведущий: Вновь ждем оценок.

    Жюри объявляет сумму баллов за вопросы и общий итог игры.

    Ведущий: Ура! Горы Трудолюбия. Покорим вершину Знаний блицзаданием !

    Что означает приставка к слову блиц . Это первая часть сложных слов со значением очень быстрый (Ожегов, Толковый словарь русского языка). Время на выполнение блицзадания -минута, семь заданий за минуту, каждое задание - 1 балл. Максимальное количество баллов - 7.

    Мы "путешествуем с классиками", поэтому вопросы блицзадания о классиках литературы, по произведениям классиков.

    Блицзадание:

    Что послано на завтрак Голубушке - вороне? (кусочек сыру).

    Кто рассказал о Бородинском бое? (дядя, "Скажи -ка, дядя, :).

    Кто "Все ту же песню поет, Все ту же лямку несет:" (бурлак, Н.Некрасов "На Волге").

    Имя писателя Чехова? (Антон).

    Героям повести В. Короленко этот предмет принес одновременно и минуты радости, и минуты тревоги. (Кукла, Марусе - радость, Васе - тревогу,В.Короленко "В дурном обществе").

    "Еще в полях белеет снег,
    А: уж весной шумят -:"

    Впишите пропущенное слово (воды, Ф.Тютчев, "Весенние воды").

    Главная книга П. Бажова: Малахитовое лукошко

    Малахитовая чаша

    Малахитовая шкатулка

    Укажите правильное название книги. (Малахитовая шкатулка).

    Ведущий: Команды выполняют задание, а я предлагаю последнее шуточное задание зрителям .

    В руках у меня книга. Кто точнее угадает количество страниц в книге, получит её в подарок.

    Вручается книга победителю.

    Ведущий: Время на выполнение блицзадания истекло. Команды передают ответы в жюри.

    Ждем подведения итогов блицзадания и общий итог игры.

    Звучит музыка.

    Оглашается общий итог игры и фамилии активных болельщиков.

    Ведущий: Отличная игра! Для награждения команд и активных зрителей приглашается:..

    А мне остается добавить: "Спасибо всем участникам команд за интересную игру, зрителям - за поддержку, жюри - за честность и понимание.

    Награждение победителей и вручение сувениров второй команде и активным болельщикам.

    Литература.

    1. Литература.5кл. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 4ч.
    2. Авторы-составители. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин
    3. 7 -е изд., перераб.- М.: Просвещение - ОАО "Московские учебники", 2006.

    «ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ОСТРОВЕ ЧТЕНИЯ»

    Сценарий литературно-игровой программы для детей 7-10 лет

    Оформление: книжная выставка «Книжный букет лета», карта маршрута, названия маршрутов: «Остров Чтения», «залив Стихов», «река Приключений», «поле Рассказов», «гора Сказок».

    ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, юные друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке. Сегодня в этом зале, я очень на это надеюсь, собрались любители книги и чтения, которые очень часто ходят в библиотеку и прочитали немало книг. Ребята, вы догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о книгах. Книга – это самое лучшее, что когда-либо создавал человек. В ней всегда найдешь ответ на любой вопрос. Книги, как добрые друзья, вводят нас в удивительный мир. Читая, мы становимся умнее, сильнее, добрее. Джонатан Свифт – автор приключений о Гулливере говорил: «Когда я читаю книгу, мне кажется, что она живая и беседует со мной».

    Средь разных увлечений

    Нет лучшего, чем чтенье.

    Не сможет книгу заменить

    Ни фильм, ни Интернет.

    Полезнее, чем книга,

    Полезнее, чем книга

    В мире не было, и нет.

    Ведь книга – друг надежный,

    Утешит и поможет,

    Всегда сумеет дать совет

    И выручит всегда.

    Развеселить сумеет,

    Сомненья все развеет.

    Вам с книгою, друзья,

    Не будет скучно никогда!

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся на необычный остров. Называется он – остров Чтения.

    Его вы не найдете на глобусе и карте,

    О нем вы не прочтете в учебниках своих.

    На остров попадают лишь только те ребята,

    Что прочитали сами немало детских книг.

    Остров Чтения. А где это? Ни в одном учебнике, ни в одном указателе он не упоминается. Его нет ни на одной карте. Но дети, любящие читать, нисколечко не сомневаются, что он существует. Они даже могут побывать на нём! А вы хотите?

    (Дети хором отвечают: «Да!»)

    ВЕДУЩАЯ: Скажите, что чаще всего ищут на острове отважные мореплаватели и коварные пираты?

    (Дети отвечают: «Сокровища!»)

    ВЕДУЩАЯ: А чего нам не хватает для его поисков?

    (Дети отвечают: «Карты!»)

    ВЕДУЩАЯ: Карта хранится в сундучке. Но чтобы ее достать, нужно правильно ответить на вопросы литературной викторины. Ведь вы любите книги, правда?

    (Ответы детей.)

    ВЕДУЩАЯ: Давайте вспомним некоторые из них:

    ● В какой сказке девушка заснула на 100 лет? (Спящая красавица Ш. Перро.)

    ● В какой книжке девочка могла поднять лошадь? (Пеппидлинныйчулок А. Линдгрен.)

    ● В какой сказке девочка поменялась местами с куклой? («Три толстяка» Ю. Олеши.)

    ● В какой книге обычный мальчишка из 6 класса спас настоящего волшебника? («Старик Хоттабыч» Л. Лагина.)

    ● В какой сказке мальчика за грубость заколдовал гном? («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф.)

    ● В какой сказке был ворон Абрахас? («Маленькая Баба-Яга» О. Пройслера.)

    ● В какой книге герой посеял макароны и получил зеленые всходы? («Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова.)

    ● В какой книге рассказано, как огромный орел утащил героя вместе с домиком и бросил в море? («Путешествие Гулливера» Д. Свифта.)

    ● В какой повести мальчишка, храбро сражаясь, пел песенку «У них мундиры синие и сабли на боку. Ку-ка-ре-ку!»? («Гаврош» В. Гюго.)

    ● В какой книге мальчик в письме вместо адреса написал «На деревню к дедушке»? («Ванька» А. Чехова.)

    ВЕДУЩАЯ: А сейчас мы проверим, хорошо ли вы помните фамилии писателей. Я буду называть фамилии известных людей, а вы должны будете хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите фамилию писателя. Итак, начинаем!

    Пушкин, Стивенсон, Успенский, Чайковский, Айвазовский, Чуковский, Маяковский, Кобзон, Михалков, Дюма, Твен, Шишкин, Барто, Крапивин, Вивальди, Бельмондо, Даль, Киплинг, Крылов, Дарвин, Брюсов, Бунин, Зощенко, Каспаров, Верн, Свифт, Погодин, Коваль, Пантелеев, Пугачев, Емец, Ньютон, Яснов.

    ВЕДУЩАЯ: Молодцы, ребята! На все вопросы вы ответили правильно, и сундук открылся. А вот и карта! Посмотрите, где нам с вами предстоит побывать: в заливе Стихов, реке Приключений, поле Рассказов и, наконец, горе Сказок. Сначала мы попадаем в залив Стихов. Каких детских поэтов вы знаете?

    (Ответы детей.)

    ВЕДУЩАЯ: Предлагаю вам продолжить четверостишия и назвать их авторов:

    ● Крошка сын к отцу пришел, И спросила кроха:

    Что такое «хорошо», и что такое «плохо»? (В. Маяковский)

    ● Жил человек рассеянный на улице Бассейной.

    Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать,

    В рукава просунул руки, оказалось – это брюки. (С. Маршак)

    ● Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.

    Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч. (А. Барто)

    ● Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

    Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. (С. Михалков)

    Дети, а у вас есть любимые стихи?

    (Дети читают стихи.)

    ВЕДУЩАЯ: Ребята, вам предоставляется возможность увидеть настоящего писателя и пообщаться с ним. У нас в гостях педагог и писатель Николай Францевич Дик.

    (Выступление Н.Ф. Дика.)

    ВЕДУЩАЯ: Мы преодолели многоводный залив Стихов и теперь приближаемся к реке Приключений. Нам надо проплыть вверх по стремительному течению, где встречаются пороги, а вы знаете, как это трудно! Узнайте героя приключенческой книги по событию, которое случилось в его жизни:

    ● Он работал врачом на корабле, который однажды потерпел крушение, и оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер.)

    ● Как рассказывал сам герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен.)

    ● Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс.)

    ● Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса.)

    ●Единственный мальчик на свете, который никогда не взрослел и сумел победить коварного пирата Крюка. (Питер Пэн.)

    И с этим заданием вы справились на «отлично»! А теперь я предлагаю вам 3 варианта имени героя книги, а вы называйте правильный:

    ● Добрую волшебницу из книги «Волшебник Изумрудного города» звали: Селина, Виллина, Марина;

    ● Сову из сказки «Доктор Айболит» звали: Пумба, Бумба, Авва;

    ● В сказке Пушкина о Золотом петушке царя звали: Дадон, Гвидон, Салтан;

    ● Правильное имя Старика Хоттабыча: Хоттаб ибн Дурухман, Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, Хасан ибн Кегельбан;

    ● Теленка кота Матроскина звали: Тимоша, Гаврюша, Витюша;

    ● Харчевня из сказки А. Толстого «Золотой ключик» называлась: Три охотника, Три пескаря, Три поросенка;

    ● Князь Гвидон, оборотившись в шмеля, укусил за нос: Бабариху, Ткачиху, Повариху;

    ● В книге «Алиса в стране чудес» есть герой по прозвищу мартовский. Это:

    кот, заяц, волк;

    ● Стихотворение А. Барто о плачущей девочке называется: ревушка, мячик, плакса;

    ● Кто украл ключ у Бармалея: собака Авва, попугай Карудо, Айболит;

    ●Кого Пеппидлинныйчулок называла Господин Нильсон: лошадь, попугая, обезьянку;

    ● Какой предмет забросил на Луну Мюнхаузен: ружье, топорик, сапог;

    ● Птица, на которой отправился в Африку доктор Айболит: орел, лебедь, ворон;

    ● Что съел крокодил из стихотворения «Мойдодыр»: мочалку, тряпку, утюг;

    ● Что вырубал из скалы Данила-мастер: каменный уголь, каменное сердце, каменный цветок;

    ● Кем не пробовал быть Незнайка: художником, альпинистом, музыкантом.

    Вот мы с вами попали на поле Рассказов, которые для детей писали многие авторы. Но самые известные среди них: Николай Носов и Виктор Драгунский. Я думаю, вы помните их веселые истории про Мишку, Дениску Кораблева и других ребят. А теперь узнайте, из какого рассказа этот диалог. (Проводится чтение по ролям детьми отрывков из рассказов писателей: Н. Носова «Живая шляпа», «Телефон» и В. Драгунского «Тайное становится явным», «Он живой и светится...».)

    ВЕДУЩАЯ: Мы успешно пересекли поле Рассказов и приблизились к высокой горе Сказок. Прежде чем взобраться на нее, мы должны вооружиться для последнего препятствия волшебными словами. Какие волшебные слова говорили герои сказок?

    ● Емеля (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

    ● Али-Баба, чтобы открыть пещеру с сокровищами (Сим-Сим, откройся!)

    ● Девочка Женя, когда отрывала лепесток (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!)

    ● Иванушка-дурачок (Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!)

    ● Девочка из сказки «Горшочек каши» (Раз, два, три! Горшочек, вари!)

    ● Буратино (Крекс, фекс, пекс!).

    Чтобы нам благополучно обойти все преграды, нужно выполнить интересные задания. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нет»:

    ● Муха-цокотуха в конце сказки вышла замуж за паука. (Нет, за комара.)

    ● Голова Винни-Пуха была забита ватой. (Нет, опилками.)

    ● Злой тигр Шерхан из сказки «Маугли» боялся красного цветка. (Да.)

    ● В сказке «Снежная королева» было письмо, написанное на сушеной рыбе. (Да.)

    ● Самым страшным врагом стойкого оловянного солдатика была крыса. (Нет, тролль из табакерки.)

    ● Князь Гвидон превращался в комара, муху и муравья. (Нет, в шмеля.)

    ● Волшебница Бастинда боялась воды. (Да.)

    ● Принцессе Эльзе спасти ее 11 братьев помогла волшебная книга. (Нет, рубашки из крапивы.)

    ● Поросенок Фунтик сбежал от злого директора цирка. (Нет, от Беладоны.)

    ВЕДУЩАЯ: Ребята, вот мы с вами, не испугавшись трудностей, успешно добрались до замечательного острова Чтения. Главное его сокровище – это книги, из которых вы можете узнать еще немало интересных историй.

    (Проводится обзор книг у книжной выставки.)

    ВЕДУЩАЯ: Наша встреча с замечательными писателями и их книгами подошла к концу.

    Пусть будет весело вокруг,

    Пусть будет рядом верный друг,

    И каждый книжный переплет

    В страну чудесную ведет!

    Желаю вам продолжать дружить с книгами и библиотекой. Ждем вас и ваших друзей в Детской библиотеке им. А. Гайдара. До новых встреч!

    (Показ мультфильма по рассказу Н. Сладкова «Мальчик и лягушонок».)

    Использованная литература:

    1. Галактионова, А.Ф. Верные друзья / А.Ф. Галактионова // Читаем, учимся, играем.- 2004.- №1.- С. 57-60.

    2. Горшкова, Л.В. Кто они такие? / Л.В. Горшкова // Читаем, учимся, играем.- 2004.- №7.- С. 56-57.

    3. Дик, Н.Ф. Веселые классные часы во 2-3 классах // Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- 331 с.- (Сердце отдаю детям).

    4. Тунгулукова, С.А. В гостях у литературных героев // С.А. Тунгулукова // Читаем, учимся, играем.- 2008.- №1.- С. 4-5.

    Составитель: И.В. Иванова, зав. библиотекой им. А. Гайдара

    ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.

    · Практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени.

    · Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств.

    ПРАВИЛА ИГРЫ.

    · В игре участвуют 3 команды по 6 человек (от каждого класса)

    · Ведущий читает вопросы, играющие внимательно слушают его до конца. В течение 1 минуты команды советуются и принимают решение, кто будет отвечать.

    · Капитан команды поднимает сигнал и называет имя игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос.

    · Выигрывает та команда, которая даст правильный ответ раньше всех, не сделав при этом фальстарта.

    · Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается соперникам.

    · Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

    Ход литературного ринга:

    ВЕДУЩИЙ . Ничего на свете лучше нету, Чем читать журналы и газеты, С умной книгой каждый день встречаться, Знаний и умений набираться. Мы читаем про моря и страны, Про животных, птиц и великанов. В сказки тоже нам открыты двери- Мы пойдём за Машей и Емелей. Встречу эту все мы долго ждали, И немало книг мы прочитали. Соревнования сейчас устроим, Лень, тоску скуку мы прогоним.

    Итак, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков литературы. На нашем литературном ринге вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 7 раундов, в которых команда получает очки за правильные ответы. В результате – определим, кто же станет победителем! В конце игры наши меценаты наградят победителей.

    1 раунд «Разминка»: выявление степени готовности команд к состязанию.

    1 .Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (Литература)

    2 . Назовите жанры литературы? (Эпос, лирика, драма)

    3 . Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин. (Фольклор)

    4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности:

    Зачин и концовку

    Повтор эпизодов

    3-х ступенчатое строение сюжета? (Сказка)

    5. Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

    7 . Во сколько лет П.П.Ершов написал сказку «Конек-горбунок»? (В 19 лет)

    2. Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. А в этой сказке доказал нам, что подлинное исскуство – бессмертно.Имя сказочника и название сказки? (Х.К.Андерсен «Соловей»)

    3. Имя брата Геракла? (Ификл)

    4. За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

    5 . Как называется произведение Н.В.Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с чертом? («Ночь перед Рождеством»)

    6 . Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор – цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание – камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику? (Александр Сергеевич Пушкин)

    7. Продолжите строчки:

    «Славная осень! Здоровый, ядреный// воздух усталые силы бодрит…»? («…Лед неокрепший на речке студеной, // Словно как тающий сахар лежит»)

    2. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин? (Миф)

    3. Как назывался в Древней Греции певец-сказитель, поэт, инструменталист? (Аэд)

    4. Назовите братьев Зевса? (Аид и Посейдон)

    5 . Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита)

    6. Арина Родионовна – няня А.С.Пушкина. Какая у нее фамилия? (Матвеева – в девичестве; Яковлева – в замужестве)

    7 . Продолжите строчки:

    «Буря мглою небо кроет,//вихри снежные кружа, …»? («… то,как зверь, она завоет, //то заплачет, как дитя»)

    2 раунд «Начало боя»: выявление сильных и слабых позиций команд.

    Задание: Определить героев литературных произведений.

    1. «Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать» («Два Ивана крестьянских сына»)

    2 . В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»? (Соловей из сказки Андерсена «Соловей»)

    3. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом? (Старуха из сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

    1 . Кто из героинь А.Пушкина «была воспитана на французских романах», жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, «считалась богатой невестой»? (Марья Гавриловна из «Метели» А.Пушкина)

    2. Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»? (Солоха, ведьма, из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

    3 . «Спереди – совершенный немец… но сзади он был губернский стряпчий в мундире» . Что это за герой? (Чёрт из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

    1 .Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»? (Емельян Мерцалов из «Чудесного доктора»)

    2 . «Лет 10-ти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого же цвета, как обложка журнала. Отчаянный хулиган и задира». Кто это? (Джонни Досерт из рассказа О Генри «Вождь краснокожих»)

    3 . «Блажной мальчик», так сказал об этом герое дедушка Лодыжкин. (Трилли, герой рассказа А.Куприна «Белый пудель»)

    3 раунд «Схватка капитанов»: борьба капитанов за звание лучшего.

    1 .Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

    2 . Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима)

    3 . Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ? (Королевич Елисей)

    4 . Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»? (Ледовое побоище)

    5 . Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского? («До колен борода»)

    6 . Цвет волос спящей царевны? (Черные)

    7 . Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»? (Стремянной)

    8 . Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»? (Гусыня Мими)

    9 . Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок? (В карман)

    10 . Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена? (Соловей)

    1. Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (А.Пушкину)

    2. Как начинается сказка «Василиса Прекрасная»? («В некотором царстве жил-был купец»)

    3 . Жанр «Руслана и Людмилы» А.Пушкина? (Поэма)

    4 . Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

    5 . К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

    6 . Имя матери И.С.Тургенева? (Варвара Петровна)

    7 . В каких отношениях с челядью находился Герасим, герой рассказа Тургенева «Муму»? («… в коротких»

    10 . Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, ***, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон? (Н.Гоголь)

    1. Какие глаза были у жабы из сказки В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»? (Злые и безобразные)

    2 . Что выращивали на баштане герои повести Гоголя «Заколдованное место»? (Арбузы и дыни)

    3 . Возраст Дины, героини повести Л.Толстого «Кавказский пленник»? (13 лет)

    4 . В каком произведении Ф.Достоевского герой услышал тихий голос со словами: «Пойдем со мной на ёлку, мальчик!»? («Мальчик у Христа на ёлке»)

    5 . Что осталось в наследство Кишу, герою рассказа Д.Лондона «Сказание о Кише», от отца? (Копьё)

    6 . Время гаданий девушек из поэмы В.Жуковского «Светлана»? (Крещенский вечерок)

    7 . Кто подарил Гераклу лук и стрелы? (Аполлон)

    8 . Цвет глаз Вани Солнцева, героя повести В.Катаева «Сын полка»? (Синие)

    9 . Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести А.Пушкина «Барышня-крестьянка»?(Прилучино)

    10. Нелюбимый учебный предмет А.Пушкина? (Математика)

    4 раунд «Кто сильнее?» (блиц-вопросы):

    продолжение литературного ринга (вопросы болельщикам)

    1. Назовите учителей литературы нашей школы. (Кузнецова Вера Викторовна, Наумова Марина Николаевна, Рожкова Лиля Ананиевна, Парутина Татьяна Борисовна)

    2 . Номер кабинета Парутиной Татьяны Борисовны? (307)

    3 (Правда)

    4. Как называли сказочников в Древней Руси? (Бахарь)

    5 (Арабскому)

    6 . Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?

    (11 чародеек)

    7 . Прозвище младшего брата из сказки «Конёк горбунок»? ( Иван – дурак)

    8 . Назовите имена родителей Геракла? (Зевс и Алкмена)

    9 («… французы двинулись, как тучи,// И все на наш редут.// Уланы с пёстрыми значками,// Драгуны с конскими хвостами,// Все промелькнули перед нами.//Все побывали тут.»)

    10. (Ф.Тютчев)

    11 . Назовите композиционные элементы? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)

    12 («Одинокий)

    13. Закончите пословицы:

    Не торопись отвечать – торопись…. (Слушать)

    Не имей 100 рублей, а …. (Имей 100 друзей)

    Маленькое дело лучше… (Большого безделья)

    Делу время - … (Потехе час)

    14 (Ямб и хорей)

    15 (В.Жуковский)

    5 раунд «Выявление лидера»: борьба продолжается.

    Задание: Определите произведение и назовите автора по «набору» героев.

    1 . Зеркало, королева, Снегурочка, егерь, Семеро карликов? («Снегурочка, немецкая народная сказка)

    2 . Борис, Глеб, Святополк, бояре, князь? («Святые мученики князья Борис и Глеб»)

    3 . Иван-царевич, Марья-царевна, царь Кощей, старик, старший повар, царь Берендей? («Сказка о царе Берендее» В.Жуковского)

    4. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица? («Конёк горбунок» П. Ершова)

    5. Император, капельмейстер, придворные, «серая птичка»? («Соловей» Х.Андерсена)

    1 . Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай? («Руслан и Людмила». А.Пушкин)

    2 . Левко, Голова, Ганна, ведьма? («Майская ночь, или Утопленница». Н.Гоголь)

    3 . Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша? («Муму», И.Тургенев)

    4 . Дуня, старый смотритель, служанка, Минский? Станционный смотритель», А.Пушкин)

    5 . Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод? («Левша». Н.Лесков)

    1. Роза, жаба, мальчик, сестра Маша? («Сказка о жабе и розе», В.Гаршин)

    2 («Кавказский пленник», Л. Толстой)

    3 . Клош-Кван, Айкига, Уг-глук, Киш? («Сказание о Кише», Д.Лондон)

    4 . Караколь, бабушка Тафаро, Клик-Кляк, Вероника? («Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах, Т.Габбе )

    5 . Сержант Егоров, капитан Енакиев, капитан Ахунбаев, Ваня Солнцев? («Сын полка», В.Катаев)

    6 раунд «Риторический»: проверка домашнего задания.

    Каждая команда представляет на суд жюри выразительное чтение стихотворения школьной программы.

    7 раунд « Завершающий»: выявление явных лидеров.

    Задание: определить ХВС в данных отрывках.

    «Вот полночною порой

    Свет разлился над горой,

    Будто полдни наступают:

    Жары-птицы налетают;

    Стали бегать и кричать

    И пшено с вином клевать»

    (Эпитеты, олицетворение, гипербола,)

    «Гром грянул, свет блеснул в тумане,

    Лампада гаснет, дым бежит.

    Кругом все смерклось, все дрожит,

    И замерла душа в Руслане…» (Олицетворение, повтор, градация)

    «Еще в полях белеет снег.

    А воды уж весной шумят –

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут и блещут, и гласят…»

    (Олицетворение, эпитет, анафора, повтор)

    ВЕДУЩИЙ : Подведем итоги! Слово жюри.

    (Выступление председателя жюри)

    ВЕДУЩИЙ : Итак, наше путешествие в страну Литературию завершилось. Сегодня мы практически применили школьные знания, проверили способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени. Получили хороший результат.

    (Награждение победителей и участников литературного ринга)

    ВЕДУЩИЙ : Помните слова Л.Сеттембрини, что «книга – лучший друг человека». «Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека»,-так говорил А.Твардовский.

    Вопросы для литературного ринга в 5-6 классах.

    • 1 .Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить?
    • 2 . Назовите жанры литературы?
    • 3 . Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин.
    • 4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности:
    • - зачин и концовку - повтор эпизодов - 3-х ступенчатое строение сюжета?
    • 5. Что в переводе с греческого означает слово «библия»?
    • 6. Как называются авторы житий?
    • 7 . Во сколько лет П.П.Ершов написал сказку «Конек-горбунок»?
    • 8. Имя, отчество, фамилия автора учебника «Литература 6 класс»?
    • 9. Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. А в этой сказке доказал нам, что подлинное исскуство – бессмертно.Имя сказочника и название сказки?
    • 10. Имя брата Геракла?
    • 11. За что Геракл должен был получить бессмертие?
    • 12 . Как называется произведение Н.В.Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с чертом?
    • 13 . Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор – цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание – камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику?
    • 14. Продолжите строчки: «Славная осень! Здоровый, ядреный// воздух усталые силы бодрит…»?
    • 15 . Имя, отчество, фамилия автора учебника «В мире литературы»?
    • 16. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин?
    • 17. Как назывался в Древней Греции певец-сказитель, поэт, инструменталист?
    • 18. Назовите братьев Зевса?
    • 19 . Какая богиня носит прозвище Пенорожденная?
    • 20. Арина Родионовна – няня А.С.Пушкина. Какая у нее фамилия?
    • 21 . Продолжите строчки: «Буря мглою небо кроет,//вихри снежные кружа, …»?
    • 22. «Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать»
    • 23 . В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»?
    • 24. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом?
    • 25 . Кто из героинь А.Пушкина «была воспитана на французских романах», жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, «считалась богатой невестой»?
    • 26. Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»?
    • 27 . «Спереди – совершенный немец… но сзади он был губернский стряпчий в мундире» . Что это за герой?
    • 28 .Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»?
    • 29 . «Лет 10-ти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого же цвета, как обложка журнала. Отчаянный хулиган и задира». Кто это?
    • 30 . «Блажной мальчик», так сказал об этом герое дедушка Лодыжкин.
    • 31 .Виды народных сказок?
    • 32 . Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»?
    • 33 . Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ?
    • 34 . Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»?
    • 35 . Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского?
    • 36 . Цвет волос спящей царевны?
    • 37 . Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»?
    • 38 . Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»?
    • 39 . Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок?
    • 40 . Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена?
    • 41. Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»?
    • 42. Как начинается сказка «Василиса Прекрасная»?
    • 43 . Жанр «Руслана и Людмилы» А.Пушкина?
    • 44 . Что такое «лукоморье»?
    • 45 . К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года?
    • 46 . Имя матери И.С.Тургенева?
    • 47 . В каких отношениях с челядью находился Герасим, герой рассказа Тургенева «Муму»?
    • 48. Назовите автора строк: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»?
    • 49. Автор рисунка «Парус», помещенного у вас в хрестоматии?
    • 50 . Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, ***, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон?
    • 51. Какие глаза были у жабы из сказки В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»?
    • 52 . Что выращивали на баштане герои повести Гоголя «Заколдованное место»?
    • 53 . Возраст Дины, героини повести Л.Толстого «Кавказский пленник»?
    • 54 . В каком произведении Ф.Достоевского герой услышал тихий голос со словами: «Пойдем со мной на ёлку, мальчик!»?
    • 55 . Что осталось в наследство Кишу, герою рассказа Д.Лондона «Сказание о Кише», от отца?
    • 56 . Время гаданий девушек из поэмы В.Жуковского «Светлана»?
    • 57 . Кто подарил Гераклу лук и стрелы?
    • 58 . Цвет глаз Вани Солнцева, героя повести В.Катаева «Сын полка»?
    • 59 . Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести А.Пушкина «Барышня-крестьянка»?
    • 60. Нелюбимый учебный предмет А.Пушкина?
    • 61 . Продолжите пословицу: «Сказка – ложь, а песня - …»?
    • 62. Как называли сказочников в Древней Руси?
    • 63 . Какому народу принадлежит сказка «Тысяча и одна ночь»?
    • 64 . Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?
    • 65. Прозвище младшего брата из сказки «Конёк горбунок»?
    • 66 . Назовите имена родителей Геракла?
    • 67 . Продолжите: «Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий…»?
    • 68. Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»?
    • 69. Назовите композиционные элементы?
    • 70 . Каким эпитетом «наградил» М.Лермонтов парус?
    • 71. Закончите пословицы:
    • -Не торопись отвечать – торопись…. -Не имей 100 рублей, а …. -Маленькое дело лучше… -Делу время - …
    • 72 . Назовите двусложные размеры стиха.
    • 73 . Кто подарил А.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»?
    • 74 . Зеркало, королева, Снегурочка, егерь, Семеро карликов?
    • 75 . Борис, Глеб, Святополк, бояре, князь?
    • 76 . Иван-царевич, Марья-царевна, царь Кощей, старик, старший повар, царь Берендей?
    • 77. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица?
    • 78. Император, капельмейстер, придворные, «серая птичка»?
    • 79 . Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай?
    • 80 . Левко, Голова, Ганна, ведьма?
    • 81 . Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша?
    • 82 . Дуня, старый смотритель, служанка, Минский?
    • 83 . Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод?
    • 89. Роза, жаба, мальчик, сестра Маша?
    • 90 .Жилин, Костылин, Дина, Абдулла?
    • 91 . Клош-Кван, Айкига, Уг-глук, Киш?
    • 92 . Караколь, бабушка Тафаро, Клик-Кляк, Вероника?
    • 93 . Сержант Егоров, капитан Енакиев, капитан Ахунбаев, Ваня Солнцев?

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Средняя (полная) общеобразовательная школа №6»

    города Волжска Республики Марий Эл

    СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА

    ЛИТЕРАТУРНОГО РИНГА

    «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИТЕРАТУРИЮ»

    НАГРАЖДАЕТСЯ ________________КЛАСС,

    ПРИНЯВШИЙ УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНОМ МЕРОПРИЯТИИ,

    ДИРЕКТОР МОУ СОШ №6: ___________ (ВОЛКОВ В.Б.)

    УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

    И ЛИТЕРАТУРЫ: ______________ (НАУМОВА М.Н.)

    Г.ВОЛЖСК

    2009 Г.

    1 раунд «Разминка

    2 раунд «Начало боя»

    3 раунд «Схватка капитанов»

    5 раунд «Выявление лидера»

    6 раунд «Риторический»

    7 раунд «Завершающий»

    Итого:

    ИТОГИ СОСТЯЗАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ В 5-6 КЛАССАХ»

    1 раунд «Разминка

    2 раунд «Начало боя»

    3 раунд «Схватка капитанов»

    4 раунд «Кто сильнее?» (конкурс болельщиков)

    5 раунд «Выявление лидера»

    6 раунд «Риторический»

    7 раунд «Завершающий»

    Итого:

    ИТОГИ СОСТЯЗАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ В 5-6 КЛАССАХ»

    1 раунд «Разминка

    2 раунд «Начало боя»

    3 раунд «Схватка капитанов»

    4 раунд «Кто сильнее?» (конкурс болельщиков)

    5 раунд «Выявление лидера»

    6 раунд «Риторический»

    7 раунд «Завершающий»

    Итого: