Цитаты людей о народной мудрости в унт. Сочинение на тему Устное народное творчество — начало искусства слова

  • Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.
  • Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.
  • учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;
  • развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;
  • содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".

3. Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н.Серов.

Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.

У: Чем же занималась молодежь на посиделках?

Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.

У: При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).

Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Теперь вы загадайте друг другу загадки.

5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете?

Д: Дождик, сорока, горошины, петушок, дон-дон, солнышко.

У: Исполним эти песенки.

Солнышко, солнышко,
Посвети в окошечко.
Пойдем в поле, во лужок.
Соберемся там в кружок. (Поют с транспонированием).

Сорока, сорока,
Где была? - Далеко.
Кашку варила.
Детушек кормила. (Поют с дирижированием).

По дороге Петя шел, он горошину нашел.
А горошина упала, покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох! (Пение с показом руками движения мелодии).

Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом. (Пение с хлопками. Хором и по одному).

6. У: Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали "веревочку".

Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)

А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска - танцуют вприсядку. Хоровод - кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируют. Колыбельная - садятся на стулья).

У: Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?

Д: Пляска, хоровод и колыбельная.

У: Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? - (Ответы детей).

Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.

Дети исполняют и разыгрывают песню " Выходили красны девицы".

1. Спой песню, представив себя: красной девицей, добрым молодцем, бабушкой, дедушкой.

Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!

Одна группа детей украшает мелодию "Камаринской" звучанием шумовых инструментов.

Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку.

Вот замолкли инструменты.
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон.

9. Понравились вам наши посиделки?

Что интересного узнали на уроке? -

Д: Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?

У: Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русского фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.

10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.

У: Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.

Д: До свиданья.

11. Дети выходят из класса под плясовые наигрыши.

Тема сочинения

Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

Разные сочинения
---

Сочинение "Народная мудрость в произведениях устного народного творчества."

Земфира

Народное творчество, или фольклор (фольклор (англ.)— народное знание, народная мудрость ), берет начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Устное народное творчество соединяет в себе особенности нескольких видов искусств. В фольклоре нашли отображение самые разные
стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки,
календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические
песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор. Несмотря на то, что почти все произведения устного народного
творчества возникли в глубокой древности, мы и сегодня используем их: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты, читаем
любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки.
В произведениях устного народного творчества передается народная мудрость. Если говорить, например, о пословицах и поговорках, то можно сказать, что они создаются всем народом, поэтому выражают коллективное мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума.

Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

Вы прочли сочинение Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

Произведения, созданные разными авторами и передававшиеся из уст в уста, претерпев различные изменения, ставшие результатом совместного народного творчества, называют фольклором (от английского folklore - народное знание, народная мудрость). В фольклоре отражена и мудрость веков, и актуальные проблемы современности. Он является спутником истории народа с древнейших времён, когда люди ещё не умели писать. В его произведениях отражается многовековой опыт народа, народные обычаи, мировоззрение, представления о морали и традиции воспитания.

Устное народное творчество

Устное народное творчество- подлинный кладезь народной мудрости. Отражая все перипетии жизни народа, его радости и горести, мечты и стремления, фольклор стал основой для последующего развития письменной литературы.
На протяжении веков в татарском фольклоре формировались такие основные жанры, как сказки, песни, заговоры, пословицы и поговорки, загадки, баиты, потешки, мунаджаты, легенды и предания, дастаны-эпосы и т.д.
Сейчас мы подробнее рассмотрим одну из форм татарского устного народного творчества.

Сказки

Сказки- один из самых широко распространённых и занимательных жанров фольклорных произведений. Сказки знакомы каждому с раннего детства. В увлекательной форме они рассказывают о приключениях вымышленных героев в фантастическом мире.
Однако сказки не только развлекают, они могут многому научить нас. В них отразились народная смекалка, находчивость, мудрость и образцы высокой нравственности. Они учат упорству в преодолении трудностей, в борьбе со злом. Сказки порицают зло, несправедливость, лень и иные отрицательные качества людей и превозносят смелых и бесстрашных героев, борющихся за справедливость и за воплощение своей светлой мечты. Щедрость, честность, доброта и смекалка - вот что приносит победу героям сказок. В сказке всегда добро побеждает зло, так в них выражается вечная мечта людей о более совершенном, справедливом мире.

Когда и как появились сказки?

Их возникновение относится к глубокой древности, к первобытному обществу, в котором господствовали мифы. Чувствуя своё бессилие перед лицом могущественных сил природы, люди стремились по-своему объяснить причины таких явлений природы, как дождь, гром и молния, как проявление высших сверхъестественных сил. Постепенно, с развитием человеческого общества, когда мифы стали терять своё былое значение, из них стали вырастать сказки. Сказочный вымысел - это своеобразное отражение реальной жизни. Изменяясь на протяжении веков, сказки вобрали в себя своеобразие и колорит различных исторических эпох.


По содержанию сказки бывают трёх основных видов: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки.

Сказки о животных

Сказки о животных - самые древние представители этого жанра. Их главные герои - различные домашние и дикие животные, птицы и другие живые существа. Древние люди верили, что человеческие чувства и качества есть и у животных, которым приписывали способность говорить и мыслить, как и они сами. В таких сказках разным животным приписывались особенные свойства и роли: конь - всегда трудолюбивый, верный помощник человека, коза - находчивая, волк - злой и глупый, лев - сильный, лиса - хитрая, медведь обладает тяжёлым характером. В таких сказках, как «Хитрый лис», «Голый волк», «Царь-Петух», изображаются, как правило, те животные, которые были более близки и знакомы людям.


Традиционный зачин таких сказок бывает очень коротким и простым: «В древние, древние времена…», «Однажды…», «Некогда…» Такие сказки, как правило, построены на диалоге и соперничестве между героями (волком и овцами, человеком и зверями).

Волшебные сказки

Волшебные сказки - самый распространённый и любимый детьми и взрослыми из сказочных жанров. Они отличаются богатством фантазии, увлекательным, захватывающим сюжетом.

Сказки этого вида («Белый волк», «Танбатыр», «Золотое яблоко», «Камыр батыр», «Три голубя» и др.) повествуют о приключениях героев, встречающихся с волшебными предметами, сверхъестественными силами, которые помогают им совершать неимоверные подвиги: побеждать злых демонов, драконов, в мгновение ока опускаться в подземное и подводное царства, пересекать тёмные леса и бескрайние океаны, возводить восхитительные дворцы.

Как правило, подобные сказки начинаются с особых витиеватых зачинов: «В давние-предавние времена, когда не родились ещё дед с бабкой, а были одни мы с отцом, жили тогда старик со старухой…» («Камыр батыр»). Сказки построены по сходному сюжету: будущий батыр, повзрослев, отправляется путешествовать по свету и переживает множество волшебных приключений. Он спасает прекрасную принцессу из плена дива или дракона или, выполнив все сложные задания правителя, женится на его дочери и сам становится правителем государства. Во всех волшебных сказках можно встретить положительный образ храброго, смелого и доброго героя и прекрасной девушки, в которую он влюблён. Справиться со всеми трудностями герою помогают волшебные животные и люди с необыкновенными качествами, которых сам герой до этого выручил из беды. Так сказка учит нас взаимопомощи, только вместе, объединив усилия, можно справиться с самыми большими трудностями и невзгодами и победить зло.
В сказках разных народов нередко встречаются схожие сюжеты и герои. Так, сюжет сказки «Камыр батыр» есть и в сказках финно-угорских народов, например в марийской сказке «Нончык батыр». А злая ведьма Убыр из татарских сказок в марийских сказках известна под именем Вуверкува.
Одним из многочисленных обычаев древних людей, отразившихся в волшебных сказках, был обычай инициации - обряд перехода от детства к взрослой жизни. Его отголоски часто встречаются во многих сказочных сюжетах: юношей, достигших зрелости, собирали в специальных
домах (как правило, в чаще леса) и долго готовили к важному испытанию, раскрывали им тайны и секреты их племени, рассказывали священные мифы, учили исполнять религиозные обряды. Только прошедший все ритуальные испытания, доказавший своё бесстрашие и мужество юноша мог считаться взрослым мужчиной, равноправным членом своего племени.

Бытовые сказки

Бытовые сказки рассказывают о повседневной жизни обычных людей. В них нет волшебства, чудес и фантастических героев, в них действуют реальные люди: муж, жена, их родные дети и пасынки, хозяин и работник.


В таких сказках, как «Шомбай», «Жадный и щедрый», «Падчерица», «Гульчачак», говорится о том, как благодаря своему уму и смекалке главные герои могут исправить строптивых жён или ленивых мужей, проучить глупых и жадных хозяев, завистливых соседей. В них осуждается лень, корыстолюбие, жадность, невежество, зависть, грубость, жестокость и любые проявления несправедливости. В таких сказках, как правило, с симпатией и сочувствием изображаются простые люди (крестьяне, ремесленники, солдаты), а их нечестные и грубые хозяева осуждаются и высмеиваются. Так в сказочной форме народ выражал свою жажду справедливости. Эти сказки обычно очень кратки и полны народного юмора.
В фольклорных произведениях в своеобразной увлекательной форме отразились историческая память, жизненный опыт и житейская мудрость, добрые обычаи и традиции нашего народа.

Сказка - сокровищница народной мудрости

Сказка - один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям.

В детских сказках можно выделить три группы произведений. К первой группе относятся сказки взрослых для детей, или сказки-пестушки. Как и поэзия пестования, эти сказки вызваны к жизни педагогическими надобностями народа.

"Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".

Народ умело использовал сказку для воспитательных целей. Для каждого возраста имелись свои сказки. С возрастом объем информации увеличивается.

В сказках даны нравственные законы трудового народа. В основе жизни лежит труд, и как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись ("Репка"). К какому бы роду-племени ни относились люди, надо с ними жить в мире ("Теремок", "Зимовье зверей"). Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед ("Коза и козлята"). Не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным ("Лиса, заяц и петух") и т.п.

Вторую группу детских сказок составляют произведения, записанные от сказочников-детей. К сожалению, собиратели редко записывали сказки от детей. Еще реже такие записи публиковали.

Дети школьного возраста, подростки, отдают явное предпочтение волшебной сказке. "Робячьи" сказки, в том числе и сказки о животных, сохранились преимущественно в репертуаре тех детей-сказочников, которые сами являлись пестунами (няньками) младших детей, а значит, и выступали как сказки-пестушки.

Третью группу детских сказок представляют сказки-импровизации. Мотивы традиционных волшебных сказок, сказок-пестушек, вычитанного в художественной литературе и т.д. как бы накладываются на картины повседневной жизни.

Сказки-импровизации - это произведения, которые создают дети под сильным впечатлением от увиденного или услышанного.

Выделенные группы детских сказок не обособлены и не представляют собой органического единства. В то же время для них характерно особое "детское видение мира", детская оценка эстетических ценностей.

Профессиональное искусство сделало сказку могучим и направленным средством воспитания детей. Сказка широко используется в учебной литературе. Это, безусловно, положительное явление. Но в силу этих же причин редко кто из сказочников может соревноваться с книгой, не говоря уже о теле - и кинофильмах. Люди повседневно читают сказки детям, мастерство сказывания стало достоянием очень немногих.

Педагогическое значение произведений устного народного творчества

Понятие "народная педагогика" включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. "Народная педагогика" древнее академической науки "педагогики".

Древний человек, живя в суровых условиях, накапливал все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям. Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации.

Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Для этого использовали простые стишки-пестушки. Простые, потому что исполнение их не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных. Но в них есть все: понимание значения этого приема и для роста организма ("Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки"), и для развития двигательных функций ребенка ("А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки"), и для умственного и нравственного развития (" А в роток говорок, А в голову разумок").

Главное назначение забавы - приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.

Потешки сменяются прибаутками. От потешек они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями.

В жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован, веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования. Значение поэзии пестования для развития, воспитания ребенка трудно переоценить.

Важнейшее место в жизни людей принадлежит коммуникативно-речевой деятельности. Естественно, что народ-педагог искал совершенные формы и методы подготовки к ней подрастающего поколения. Начиналась эта подготовка еще в колыбельный период средствами поэзии пестования. Настоящей школой направленного диалога являются словесные игры. Цель их - потешить, позабавить детей. Но при этом на первый план выдвигаются их педагогические функции: познавательная, коммуникативно-речевая (школа речевого общения), нравоучительная (умение приспосабливаться к требованиям социума), мнемоническая.

Загадка так же имеет педагогическую ценность. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания. Таким образом, загадка стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.

Многие забавы детей являются "шуточным подражанием серьезному делу взрослых", средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

Таким образом, детский фольклор является ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Данил Дербенёв

В представленной научно-исследовательской работе рассматривается роль пословиц и поговорок в жизни общества.

Для раскрытия темы исследования использованы литература по народному устному творчеству, публикации в периодической печати, интернет-ресурсы.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут в проведении воспитательных мероприятий эстетического и нравственного направлений, через изучение культурного наследия России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

КОНКУРС ПРОЕКТОВ

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

Аннотация

В представленной научно-исследовательской работе рассматривается роль пословиц и поговорок в жизни общества.

Для раскрытия темы исследования использованы литература по народному устному творчеству, публикации в периодической печати, интернет-ресурсы.

Теоретическая значимость проведенного исследования позволяет:

Осмыслить и в значительной мере углубить представление о роли и месте пословиц и поговорок в жизни общества, их влияние на духовно-нравственную и социальную атмосферу;

Определить современное состояние народной мудрости и предложить пути оптимизации её функционирования;

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут в проведении воспитательных мероприятий эстетического и нравственного направлений, через изучение культурного наследия России.

Данная работа дала простор мысли, в ней я старался соблюдать логически обоснованную последовательность.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, где представлены материалы изучения данной проблемы в различных источниках, материалы социологического опроса и исследования о значимости пословиц и поговорок в наши дни.


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО»

Секция «Литературное чтение»

Народная мудрость

в пословицах и поговорках

Дербенёв Данил

Учащийся 3 «Б» класса

МБОУ «СОШ» №10

Руководитель:

Ризванова Раушания Рамильевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ» №10

Когалым 2013

Введение ………………………………………………………………………………………………3

  1. Определение пословицы и поговорки…………………………………………………………4
  2. Истоки происхождения пословиц и поговорок ……………………………………………..5
  3. Выражение основных ценностей посредством народной мудрости ……………………….6
  4. Пословицы и поговорки в литературе…………………………………………………………7

2.1.Пословицы и поговорки в современном обществе ………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………........................................11

Библиографический список……………………………………………………………………….11

Приложение………………………………………………………………………………………...12

Введение

«Старая пословица век не сломится»

Народная мудрость

Язык – богатство народа. А как богат язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. Многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая, что есть живая, прекрасная, добрая и мудрая речь!

Не выучил домашнее задание - учительница скажет: «Ученье – свет, а не ученье - тьма». Дома родители постоянно отвечают на твою просьбу разрешить поиграть на компьютере: « Сделал дело – гуляй смело» или «Делу – время, а потехе – час».

В прошлом году я учувствовал в конкурсе эрудитов «ЭМУ». Задания конкурса требовали отлично разбираться в знании русского языка и литературного чтения. Одно из заданий было таким: «Доскажи словечко – допиши пословицу!». Каково же было удивление, когда подвели итоги конкурса – с этим заданием справились полностью лишь 2 человека. Остальные ребята либо вообще не дали ответа, либо дали неверные ответы. И я обратил внимание, что пословицы и поговорки, мало знакомы мне и моим ровесникам.

И у меня возникли вопросы:

  1. Сколько пословиц - знает наизусть каждый из нас?
  2. Как отличить пословицу от поговорки?
  3. Каковы истоки происхождения пословиц и поговорок?
  4. Как пословицы воспитывают человека?

На эти вопросы я никак не мог найти ответ, и было решено провести исследовательскую работу по теме: «Народная мудрость в пословицах и поговорках». Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка». И я решил стать таким ручейком, донести до многих красоту, пользу народных пословиц и поговорок.

Актуальность: изучение пословиц и поговорок помогает не только расширить словарный запас, но и понять национальные особенности своего народа.

Цель исследования: определить ценность и роль пословиц и поговорок, показать как прекрасна, могуча и добра наша речь.

Объект исследования: пословицы и поговорки русского народа.

Предмет исследования – продуктивность их употребления, социальная значимость и роль, в современной русской речи.

Гипотеза : если объяснить скрытый смысл пословиц и поговорок, показать ценности, отражённые в них, то мы можем расширить наши знания о родном языке, пополнить свой словарный запас, лучше понять народную мудрость.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить глубокий смысл, ценность пословиц и поговорок.
  2. Выявить истоки происхождения пословиц и поговорок.
  3. Провести исследование среди обучающихся МБОУ «СОШ № 10» на тему «Часто ли вы употребляете в своей речи пословицы и поговорки» и «Какая ваша любимая пословица?»
  4. Определить отношение к предмету исследования представителей различных поколений.

В работе над проектом использовал следующие исследовательские методы: Знакомство со специальной литературой, информация в сети Интернет по данной теме, социологический опрос учащихся и учителей, беседа с родителями, бабушками, дедушками, обобщение исследовательской работы, на основе чего и были сделаны выводы.

Глава I. Пословицы и поговорки, как богатый источник культурного наследия

1.1.Определение пословицы и поговорки

Прежде чем исследовать пословицы и поговорки, я узнал значения этих понятий. Для этого я обратился к различным словарям и энциклопедиям. Например, в словаре С.И.Ожегова «Пословица-это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм, а поговорка - краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания».

___________________

С.И.Ожегов, 13 – 558

Составитель знаменитого словаря русских пословиц Владимир Иванович Даль даёт следующее определение: «Пословица – короткая притча. Это суждение, приговор, поучение».

О поговорках Владимир Иванович говорил, что поговорка – это складная, короткая речь, ходячая в народе («На всякого Егорку есть поговорка»). Поговорка, в отличие от пословицы, ничего не обобщает, никого не поучает, используется как переносная речь. Поговорка не договаривает, а лишь намекает. 2

Назначение поговорки - как можно ярче, образнее рассказать о каком-либо явлении или случае. Поговорки помогают выразить эмоциональное состояние: «Как об стенку горох», «Сидит, как на иголках», «Надулся, как индюк». Но уж если нам кто-то нравится, то и поговорки другие: «Говорит, что рублём одарит», «Как сыр в масле катается».

Сам народ предлагает такое различие пословицы от поговорки: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Из чего можно сделать вывод, что в пословицах заключена народная мудрость, законченное суждение.

1.2. Истоки происхождения пословиц и поговорок

Трудно сказать, с каких времен берут начало пословицы – устные краткие изречения, наделенные особым смыслом. Можно предположить, что их возникновение уходит корнями в глубокую древность. Или во времена возникновения человеческой речи. Возможно, первые пословицы были изображены на стенах, в виде картинок – ведь уже тогда человек нуждался в передаче своих наблюдений. Кто-то когда-то, верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу.

Пословицы наряду с поговорками, стали своеобразной формой сохранения и передачи своего жизненного опыта последующим поколениям. Учёные считают, что первые пословицы появились в связи с необходимостью закрепить какие-то правила, советы, обычаи. Пословицы очень разнообразны по своей тематике. «Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому». 2

___________________________

2Даль В. Пословицы русского народа. // Сб. пословиц, поговорок, речений, – М.: 1862 (изд. 2, СПБ, 1879, 2 тт).

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенародные по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», Даль впервые распределил их по темам: «Русь – родина», «Народ – мир», «Ученье – наука», «Былое – будущее», «Добро и зло», «Правда и ложь» (Приложение 1)

Тем 180, а пословиц более 30 000. Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

1.3. Выражение основных ценностей посредством народной мудрости

К.Д. Ушинский о пословицах пишет: «По содержанию, наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. В народных

пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни”. 3

Пословицы для нас - своеобразный учебник жизни они имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Владимир Иванович Даль, писал, что пословица "это цвет народного ума, это житейская народная, правда». 4 В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

Пословицы воспитывают в человеке любовь к Родине, к труду, раскрывают характер взаимоотношений между людьми; осуждают глупость, лень; восхваляют ум, трудолюбие, скромность. Благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Следуя пословицами, мы можем быть уверены, что поступаем правильно. Недаром говорят: «Как пословица говорит, так и действуй».

Во все времена одной из главных ценностей является здоровье человека, поэтому огромное количество пословиц и поговорок, посвящённых этой теме:

______________________________

3 К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения в шести томах. Том 2, с167.

4 "Сказки, пословицы, загадки", Москва "Детская литература", 1989г (1)

«Чистота – залог здоровья»; «Болен – лечись, а здоров – берегись » (Приложение 2)

В пословицах и поговорках мы видим яркие примеры того, что наши предки ценили ученье, науку, старательность и трудолюбие, а глупость, лень, осуждались и презирались: «Ученье – свет, а не ученье – тьма» (Приложение 3) Народ посвятил большое количество пословиц и поговорок доброте и человеколюбию, отзывчивости

и благодарности. «Коли хочешь себе добра, никому не делай зла»; «Из зла добро не родиться» (Приложение 4)

“Пословица к слову молвится”- умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Знание пословиц и поговорок обогащает, делает нас более внимательными к слову, к родному языку, развивает память.

Таким образом, русские пословицы имеют огромную общественную ценность. Она состоит в познавательном, воспитательном и эстетическом значении, в богатом жизненном содержании, глубоком смысле.

1 .4. Пословицы и поговорки в литературе

Примеры использования пословиц и поговорок можно найти и в письменной речи, литературе. Особенно много можно встретить эти крупинки мудрости в русских народных сказках. Например, всем известная сказка «Лиса и журавль»: «Как аукнулось, и откликнулось». В сказке «Две пословицы» - «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым ещё лучше». Но более всего пословицы обязаны литературной басне, особенно басням И.А.Крылова. Кто не знает его пословиц! «Ай, Моська так сильна. Коль лает на слона», «А ларчик просто открывался».

Пословицы могут изменяться под влиянием времени и истории. Раньше всегда говорили: «Один в поле не воин», а во время Великой Отечественной Войны у наших солдат эта поговорка зазвучала по-новому: «Если по-русски скроен, и один в поле воин», воспевая тем самым дух и героизм русского солдата.

Мы выяснили, какое огромное значение придавалось пословицам и поговоркам в прошлом, а как обстоят дела сейчас? Есть ли интерес к народной мудрости в современном мире? Эти и другие вопросы я поставил перед собой, приступая к исследованию по теме: «Народная мудрость в пословицах и поговорках».

Глава II. Без сохранения пошлого нет будущего

2.1.Пословицы и поговорки в современном обществе

"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться со словами великого педагога К.Д.Ушинского: «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам». 5

Для изучения ситуации в отношении предмета исследования в качестве дополнительного, уточняющего материала я изучил специальную литературу, взял интервью, провёл социологический опрос. Для наиболее объективного отражения действительности в анкетировании участвовали по 40 представителей различных поколений, а именно - ученики нашей школы, люди старшего и среднего возраста, задал вопрос на форуме в интернете. Это позволило мне выявить, современное отношение детей и взрослых к пословицам и поговоркам русского народа.

Это подтверждают результаты социологического опроса среди учащихся МОУ «СОШ» №10.

(Приложение 5)

Вопрос

Ответы детей младшего

школьного возраста

Ответы детей среднего

школьного возраста

Как часто вы употребляете пословицы в своей речи?

Часто -10%

Иногда-50%

Никогда-40%

Часто-11%

Иногда-45%

Никогда-44%

С какой целью вы употребляете пословицы?

Дать совет-22%

Покритиковать-18%

Украсить речь-60%

Дать совет-22%

Покритиковать-35%

Украсить речь-43%

Из каких источников Вы узнаёте пословицы

Учебники-32%

Книги-20%

Речь педагогов-25%

Речь родителей -23%

Учебники-30%

Книги-15%

Речь педагогов-25%

Речь родителей- 30%

Таким образом, мы видим, что анкетирование выявило ряд проблем. Анализ отношения школьников к народной мудрости подтверждает, что пословицы используются недостаточно активно. Используются не все источники информации.

В ходе исследования я взяла интервью у учащихся нашей школы. Анализируя

________________________

5 К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения в шести томах. Том 2, с167.

результаты интервью, очевидно, что пословицы и поговорки мало знакомы современным детям .

Также в социальных сетях Интернет с помощью родителей провёл опрос по исследуемой мной теме, задав вопрос пользователям одного из форумов: «Вы используете пословицы и поговорки в своей речи»? В опросе участвовало 230 человек старшего и среднего возраста.

Вот некоторые выдержки из ответов: (Приложение 6)

  • Бывает иногда. Без них как-то пустовато.
  • Слова без них вымолвить не могу!!! Честно! я филолог.
  • Почти нет, чаще слышу от родителей, у них как-то лучше получается.
  • Иногда даже сам не замечаю, что использую.
  • Конечно! Кто их не использует!? Разве что младенцы!

Проанализировав высказывания пользователей форума, я пришёл к выводу, что пословицами и поговорками чаще используют люди среднего и старшего возраста.

Для определения степени популярности в использовании пословиц и поговорок проводил социологический опрос среди учителей нашей школы. Учителям задавался вопрос: «Какие пословицы и поговорки они знают и применяют в своей речи?» По результатам опроса данные заносились в таблицу и обрабатывались (Приложение 7)

Можно сделать вывод, что самыми популярными пословицами, употребляемыми учителями являются: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»; «Учение- свет, а не учение – тьма».

Пословица применяется к разным житейским случаям. Мы обратили внимание на то, что жители нашего города разных возрастных групп используют в своей речи разные пословицы. С чем это связано, я решил проверить (Приложение 8)

Анализируя данные собранные в ходе исследования, очевидно, что:

1.Среди возрастной группы 7-13 лет распространенной пословицей является пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Это определено тем, что в данном возрасте межличностные отношения среди подростков важнее трудовой деятельности.

2.Среди возрастной группы 15-22 года самой популярной по употребляемости пословицы нет, они на разные темы. Это подтверждает, что данный возраст - самый активный в жизни человека. Людей этого возраста волнует все: житейская мудрость, образование, правда, любовь, семья.

3.Среди возрастной группы 23-35 лет самой распространенной является пословица,

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Эти люди уже несут ответственность за свою семью, детей, своих родителей.

4.Среди возрастных групп 36-50 лет и выше, распространенными являются пословицы о труде, жизни, добре и зле, лжи, боге. Это связано с тем, что в зрелые годы человек начинает задумываться о смысле жизни, подводит итоги своей деятельности, старается совершать правильные поступки, равняется на библию, художественную литературу.

Меня интересовал вопрос, необходимы ли пословицы в современном общении?

Результаты анкетирования и опросов представлены в таблице (Приложение 9)

Вопрос

Ответы школьников

Ответы

людей среднего возраста

Ответы людей старшего возраста

Необходимы ли пословицы в современном общении?

Да – 80%

Нет – 6%

Затрудняюсь ответить -14%

Да - 90%

Нет –8%

Затрудняюсь ответить- 2%

Да -100%

Нет – 0%

Затрудняюсь ответить- 0%

В ходе исследования мы выяснили, что пословицы и поговорки необходимы в современном общении, они не перестают существовать и привлекать людей любого возраста.

Но, к сожалению, моё поколение мало знает пословиц и поговорок. Это происходит, потому что мы, современные школьники утратили интерес к чтению. Мы мало читаем, в основном только программные произведения и совсем не интересуются другой литературой, большую часть своего времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества мало используются в нашей речи.

Для того чтобы исправить ситуацию в отношении предмета исследования я предлагаю, больше уделять внимание народному творчеству. В школе можно проводить конкурсы, соревнования по знанию пословиц и поговорок. В классе, организовать выставку рисунков на тему: «Старая пословица век не сломится».

Заключение

Заканчивая исследование, хочется отметить, что работа по данной теме оказалась очень актуальной и интересной.

Подводя итог исследованию, можно сказать, что :

  • Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память.

Данная научно- исследовательская работа может быть полезна для внеклассного и литературного чтения.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что если объяснить скрытый смысл пословиц и поговорок, показать ценности, отражённые в них, то мы можем расширить наши знания о родном языке, пополнить свой словарный запас, лучше понять народную мудрость, подтвердилась.

Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться.

Двадцать две пословицы

Вспомнила подряд.

Двадцать две пословицы,

Это целый клад!

А всего собрал их класс

Чуть не полтораста,

И они не в бровь, а в глаз

Попадают часто!

Библиографический список

  1. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д.Арутюнова. - М., 1999.
  2. Даль, В. И. Пословицы русского народа / В.И.Даль. - М.: Эксмо, 2003.
  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль.- М., 1955.
  4. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Грамматика пословичной мудрости/Г.Л.Пермяков//Пословицы и поговорки народов Востока. - М., 2001.

Интернет- ресурсы: