Произведения ивана франко на украинском языке. Прозаические произведения

Иван Франко (27.08.1856 – 28.05.1916) – великий украинский писатель, один из строителей новой украинской нации.

Иван Яковлевич Франко родился в селе Нагуевичи (ныне Дрогобычского района Львовской обл.) в семье сельского кузнеца. Он рос сиротой (в 1865 г. умер его отец – Ивану было девять лет; его мать умерла в 1872 г.). Несмотря на материальные нужды семьи, Иван учился: в 1862 – 64 годах – в школе в соседнем селе Ясеница-Сольная, в 1864 – 1867 – в начальной школе в Дрогобыче, в 1867 – 1875 – в гимназии в том же Дрогобыче.

В 1875 году Франко получил стипендию из фонда Гловинского и осенью того же года записался на филологическое отделение Львовского университета. Стипендия предоставлялась до окончания высшего образования, и казалось, что перед способным юношей стелется ровная дорога учителя гимназии или профессора в университете, на которую рассчитывали его родные и знакомые.

Но в первые университетские годы состоялось самоопределение Франко как украинского деятеля, еще и отчетливо прогрессивного, социалистического направления. Он дружит с Остапом Терлецким и Михаилом Павликом, через последнего завязывает переписку с Михаилом Драгомановым, который в то время находился в Женеве. Именно из-за переписки с опасным в глазах полиции революционным социалистом Драгомановим Франко был арестован (11.06.1877 г.). Его вместе с товарищами обвиняли в образовании тайного социалистического общества. 21.01.1878 г. суд признал его виновным и приговорил к 6 неделям заключения. Поскольку тогда срок следственного заключения в наказание не засчитывался, Франко выпустили на свободу 5 марта 1878 г.

Несмотря небольшой срок наказания (мы, благодаря тов. Сталину, любое заключение менее 10 лет считаем теперь легким), его последствия для Франко были ужасными. Во-первых, по закону человек с судимостью не мог стать учителем, поэтому цель обучения в университете стала неясной (при этом у Франко отобрали стипендию). Во-вторых, во время заключения Франко тяжело простудился; позже эта болезнь стала хронической и преследовала его всю жизнь. В-третьих, священник Михаил Рошкевич (отец Ольги Рошкевич, невесты И. Франко) отказал Франко в его сватовстве и даже запретил дочери видеться и переписываться с «преступником». Их брак так и не состоялся.

Вот что значило быть украинским деятелем в тогдашней Галичине!

На этом полицейские преследования Франко не кончились. 4.03.1880 г. его арестовали в Коломые – снова по подозрению в социалистической агитации. Три месяца его держали в следственном аресте, пока признали, что арест был безосновательным. 13.06.1880 г. Франко по этапу отправили из Коломыи в Нагуевичи. Впечатления из этого заключения легли в основу повести «На дне».

В третьей раз полиция вспомнила о «социалистическом агитаторе» Франко в связи с приездом во Львов группы украинцев из Киева. 17.08.1889 г. Франко арестовали во Львове. На этот раз к социализму следователи пытались припутать шпионаж в пользу России. 16.11.1889 г. Франка был освобожден за отсутствием доказательств. И на этот раз тюремные впечатления нашли отражение в поэтическом цикле « ».

В 1886 году Франко женился на Ольге Хоружинской (родом из Киева). В их семье появилось четверо детей, но с 1902 г. семейное благополучие начало разрушаться. У Ольги Франко появились признаки психического расстройства, которые все усиливались, и это принесло много горя Ивану Франко.

В 1902 году И. Франко переселился из наемного жилья в собственный дом (нынешний адрес – ул. И. Франко, 152, где работает мемориальный музей писателя). Для этого строительства он взял значительную ссуду, выплаты по которой были завершены его сыном уже после смерти И. Франко.

В апреле 1908 г. Франко уехал на отдых и лечение в Липик (близ Загреба в современной Хорватии). Здесь его болезнь сильно обострилась – были парализованы обе руки и, что хуже, появились признаки психического расстройства. Эти ужасные проявления болезни в более поздние годы, к счастью, несколько смягчились, хотя к полному здоровью Франко никогда не вернулся. Современники считали его болезнь следствием когда-то перенесенного сифилиса, и это принесло Франко очень большие неприятности. Но сейчас врачи склоняются к мнению, что Франко с самого заключения 1877 г. был болен редкой формой ревматизма (синдром Рейтера; но понятия об этом синдроме были сформулированы много после смерти Франко).

Истощенный болезнями, безденежьем, семейными и общественными проблемами, Франко умер в своем доме во Львове 28.05.1916 г. и похоронен на Лычаковском кладбище.

Поэт . Франко впервые выступил как поэт в 1874 году и писал стихи до конца своей жизни, до 1916 г. В его поэтическом наследии – немало прекрасных стихотворений о личных переживаниях и общественных делах, которые составили несколько книг.

Но с наибольшей силой поэтический талант Франко проявился в больших поэмах. Здесь мы видим реалистические картины современной галицкой жизни (« », 1884; « », 1889; « », 1890), образы исторического прошлого нашего народа (« », 1887; «Иван Вышенский», 1895; «На Святоюрской горе», 1900), рассуждения о религии и бога (« », 1885; « », 1889).

Очень большое место среди поэм Франко занимают переработки сюжетов мировой литературы (« », 1890; « », 1891; « », 1892; « », 1895; «Кузнец Бассим», 1900; и др.).

Вершиной поэтического творчества Франко является поэма «Моисей» (1905), в которой на библейском сюжете дана аллегорическая картина подъема украинского народа на борьбу за независимость.

Прозаик . В своих прозаических произведениях Франко выступал как реалист, сосредоточенный на проблемах современной ему галицкой жизни. Он первым в украинской литературе начал описывать быт рабочих нефтяных промыслов Борислава и их классовых антагонистов – евреев-предпринимателей (« », 1877; « », 1884; « », 1887; «Нефтяник», 1899). Лучшим произведением этого цикла является роман « » (1882).

Значительное место занимают произведения из жизни интеллигенции (« », 1880; «Для домашнего очага», 1897; «Перекрестные тропы», 1900). Важное место в этом ряду занимают произведения об украинско-польских отношениях («Лель и Полель», 1887; «Столпы общества», 1894; к сожалению, оба произведения остались незаконченными).

Переводчик . Над переводами произведений мировой литературы Франко работал всю жизнь и сделал на этом поле очень много. Из его переводов можно создать целую библиотеку.

Спектр его переводов чрезвычайно широк: здесь есть произведения древней вавилонской поэзии, древнеиндийской, древнеарабской, древнегреческой литератур; из новых литератур имеем его переводы из немецкой («Фауст» И. В.Гете, 1882), французской, английской, польской, итальянской литератур.

Среди его переводов – целые книги произведений А.С.Пушкина, К. Гавличка-Боровского. Отдельно надо отметить большой историков древнего Рима, над которым поэт работал в последний год своей жизни (август 1915 – март 1916).

Следует знать, что Франко переводил также украинские народные песни на немецкий язык, помогал М. С. Грушевскому с немецким переводом «Истории Украины-Руси». Он переводил не только художественные произведения, но и научно-популярные работы разнообразной тематики (1870-80-е гг), которые он считал полезными для просвещения украинского народа.

Фольклорист . Интерес к фольклору Франко проявлял с самого начала творческой деятельности. Первая публикация народной сказки в его записи появилась в 1876 г. Важнейшими его достижениями на этом поле были «Галицко-русские народные пословицы» (1901 – 1910 гг., тт. 1 – 3) и «Студии над украинскими народными песнями» (1907 – 1915 гг.)

Историк литературы . Над историей литературы Франко работал в нескольких направлениях.

Первым направлением можно назвать историю мировых литературных сюжетов. Наиболее значительным трудом в этом направлении стала его докторская диссертация « : старохристианский духовный роман и его литературная история» (1895).

Вторым направлением стало собирание, исследование и публикация произведений украинской литературы. На первом месте здесь стоит сборник «Апокрифы и легенды из украинских рукописей» (1896 – 1910, тт. 1 – 5). Франко разыскал и опубликовал произведения Ивана Вышенского, написал о нем ряд исследований. Он подготовил и опубликовал произведения А. Свидницкого, Ю. Федьковича, Т. Шевченко и многих других украинских писателей.

Третьим направлением стало написание синтетических работ по истории украинской литературы. Здесь следует назвать такие произведения как «Charakterystyka literatury ruskiej 16 – 17 ww.» (1892), «Карпаторусская литература 17 – 18 вв.» (1900), «Южнорусская литература» (1904 – статья для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона), «Очерк истории украинской литературы до 1890 г.» (1910) и большой труд «История украинской литературы», из которого Франко успел проработать лишь первую часть (от начал украинской литературы до Ивана Котляревского, 1907 – 1912).

Следует знать, что Франко следил за новинками современной ему литературы, особенно украинской, написал целую массу рецензий, отзывов и критических статей на эти темы.

Ученый . Кроме истории литературы, Франко занимался и другими гуманитарными дисциплинами. Его интерес к истории отразились в работах « » (1884), «Грималовский ключ в 1800 г.» (1900), «Общественные амбары в Галичине 1784 – 1840 гг.» (1907) и ряде мелких статей. Интересовали его вопросы социологии.

Франко вел также большую научно-организационную работу как председатель филологической секции Научного общества им. Шевченко и редактор изданий этой секции.

Издатель . Первые произведения Франко были напечатаны во львовском студенческом журнале «Друг» в 1874 г. Переехав во Львов, Франко вместе с Павликом включились в редакционную работу и в 1876 – 1877 годах были фактическими руководителями этого журнала.

С тех пор Франко постоянно сновал планы издание своего журнала или газеты; так, в 1878 г. Франко вместе с Павликом сумел выпустить два номера журнала «Общественный друг», которые были конфискованы полицией. После этого в 1878 – 1880 рр. друзья издавали отдельные книги в серии «Мелкая библиотека». Позже Франко участвовал в издании журналов «Мир» (1881 – 82), «Заря» (1883 – 1886), газет «Дело» (1880, 1883 – 1885), «Kurier lwowski» (1887 – 1897; эту последнюю работу сам Франко называл «наймами у соседей»).

В 1894 г. мечта Франко наконец осуществилась – начал выходить его собственный журнал «Жизнь и слово». Этот журнал имел значительную помощь с надднепрянской Украину, как денежную (в частности, через М. В. Ковалевского), так и литературную (статьями для публикации).

В конце 1897 г. руководство Научного общества им. Шевченко (во главе с М. Грушевским) решило вместо журналов «Заря» и «Жизнь и слово» начать с 1898 года издавать новый журнал – «Литературно-научный вестник». Франко вошел в состав его редакции и активно работал там до конца 1906 года.

Одновременно в 1898 г. был образован «Украинско-русский издательский союз», в работе которой Франко активно участвовал вплоть до начала его тяжелой болезни.

Общественный деятель . В 1870-х годах политическое украинство в Галичине было представлено москвофилами, которые думали, что солнце счастье взойдет на севере, в Петербурге, и народниками, которые надеялись его восхождения на западе, в Вене. Обеим группам противостояла польская община, которая после конституционной реформы 1867 г. забирала все большее влияние в крае.

В 1890 г. молодые галицкие интеллигенты основали Русско-украинскую радикальную партию, во главе которой до 1898 года стоял Иван Франко. Это была партия социалистического направления, стремившаяся стать репрезентацией широких кругов трудящихся.

В 1895 году И. Франко был кандидатом от Радикальной партии на посла в венский парламент по избирательному округу Перемышль – Добромиль – Мостиска. В 1898 г. он также был кандидатом по округу Тернополь – Збараж – Скалат. Оба раза против Франко было пущено все средства «демократического» влияния: от арестов агитаторов и запретов собраний до дерзкой кражи голосов, в результате чего Франко не был избран.

В 1899 году И. Франко вышел из основанной им Радикальной партии и вошел в число организаторов новой Украинской национально-демократической партии. Этот шаг не пошел на пользу ни радикалам, которые потеряли влиятельную фигуру, ни национал-демократам, которые так и не получили большого политического влияния, ни самому Франко, который не отличился активностью в новой партии и постепенно отошел от политической борьбы, сосредоточившись на литературной и научной работе.

В связи с интересом к политической жизни и последующей личным участием в ней Франко написал много публицистических статей, среди которых значительное место занимает осмысление вопросов социализма и социал-демократии. Из-за критического отношения Франко к коммунистическим богам Марксу и Энгельсу его публицистика претерпела замалчивание и фальсификации во времена господства коммунистической Москвы.

Иван Франко по призванию был поэтом, литератором; но в условиях порабощения украинского народа он не мог позволить себе быть только писателем – он охотно и решительно брался за любую работу, которую считал полезной для подъема украинского народа. Поэтому многие его литературные планы остались нереализованными, на что он горько сетовал в некоторых стихах. Но именно универсализм его деятельности позволяет нам говорить, что в лице Ивана Франко мы не только великого писателя, но и одного из строителей украинской нации.


Франко Иван Яковлевич (1856-1916) - великий украинский писатель-мыслитель, учёный и общественный деятель. Родился в семье крестьянина-кузнеца на Дрогобычщине. После многочисленных мытарств и бедствий окончил гимназию; учился в Львовском университете. Австрийские власти преследовали Франко, трижды бросали в тюрьму по обвинению в социализме, в создании тайных обществ, в симпатиях к русским, в связях с крестьянским движением. Мировоззрение Франко формировалось под влиянием Т. F. (см.) и русских революционных демократов - (см.), (см.), (си.), (см.), (см.), Салтыкова-Щедрина, Некрасова.

Распространение марксизма повлияло на развитие революционно-демократической идеологии Франко в сторону научного социализма. Он изучал и популяризировал « (см.) Маркса и Энгельса и « » (см.) Маркса; впервые перевёл на украинский язык 24-ю главу I тома «Капитала» и избранные разделы из « » (см.) Ф. Энгельса.Мировоззрение Франко тесно связано е освободительным движением трудящихся, с пробуждением к политической жизни пролетариата, формировавшегося в то время в районах нефтепромыслов и в городах Западной Украины, с достижениями естествознания, с учением (см.) и дарвинизмом. Франко критикует лже дарвинистов, применяющих биологические законы к истолкованию развития человеческого общества и делающих на основе этого реакционные выводы. Он призывает к демократизации науки, к превращению её в орудие борьбы за интересы трудящихся.

Философские взгляды его изложены в работах: «Несколько слов о том, как упорядочить и вести наши народные издания», «Мысли об эволюции в истории человечества», «Литература, её назначение и важнейшие черты», «Критические письма о галицийской интеллигенции», а также в целом ряде художественных произведений. Основу всего сущего Франко видит в материи. Природа бессмертна, вечна, находится в постоянном движении, бурлении. Дух не есть второе миро созидающее начало, а лишь отблеск движущейся материи, функция материального мозга и нервной системы. Человеческие знания Франко трактует как отражение действительности, природы. Он опровергал агностицизм и релятивизм.

Франко высказывал некоторые диалектические идеи, он видел непрерывное изменение мира, его противоречивость, ориентировался на то, что идёт вперёд. Он - атеист, борец против фидеизма и неприкрытой поповщины, против клерикализма и религиозного воспитания молодёжи. Ярчайшие публицистические произведения писателя направлены против Ватикана, католицизма, униатства, сектантства. Франко критиковал лживую теорию вечности капитализма, разоблачал капиталистическое общество как общество хищническое, пожирающее поколения и разрушающее здоровье и нравственность масс. Это - мир обмана и насилия. Буржуазная демократия, провозглашая «равенство» перед законом, «выглядит так, как будто утешают голодного тем, что он имеет право быть сытым, не давая ему хлеба». Франко твёрдо верит в торжество революции. Ссылаясь на учение Маркса о социализме, Франко призывает к устранению «стены», отделяющей рабочего человека от орудий производства, к превращению орудий производства в общественную собственность, к ликвидации «меж», этого синонима частной собственности, к коллективному труду и распределению по труду.

В борьбе за идейность литературы Франко противопоставляет идеалистической эстетике с её метафизическими представлениями о вечных нормах искусства материалистическую эстетику Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Шевченко. Ои подчёркивает исторический характер искусства, утверждает, что жизнь - главный двигатель в искусстве. Для Франко, как и для Шевченко, поэзия - это «сгущённая, концентрированная, выкристаллизовавшаяся действительность». Он подвергает беспощадной критике теорию «искусства для искусства», упадочничество, декадентство в литературе. В своих художественных произведениях Франко глубоко реалистически отразил подневольное положение трудящихся Западной Украины. Он впервые ввёл в украинскую литературу образ рабочего. М. Горький высоко ценил творчество Франко. Выдающийся патриот, поборник-дружбы украинского и русского народов, Франко верил в то, что «час придёт!» - и Украина засверкает «в багряном ореоле в кругу народов вольных...».

Он боролся за воссоединение Украины в составе России, где, по его убеждению, началась «весна человечества» - революция 1905 г. Выступая за равенство народов, Франко писал: «Нация, которая во имя то ли государственных, то ли каких-либо иных интересов угнетает, душит и останавливает в свободном развитии другую нацию, роет могилу сама себе и тому государству, которому как будто должно служить это угнетение». Он доказывал невозможность решения национального вопроса без решения вопроса социального. Франко был реши-, тельным противником как буржуазного украинского национализма, так и безродного космополитизма. Он первым на Украине разоблачил М. Грушевского как идеолога украинского буржуазного национализма, ого лжетеорию без буржуазности украинской нации, заклеймил деятельность шпионской организации, которая демагогически назвала себя «Союзом вызволения Украины», осудил книгу М. Грушевского по истории Украины, написанную в угоду немецким агрессорам, готовившим план захвата Украины, отторжения её от России. Научный интерес представляет книга Франко, направленная против М. Грушевского (1912).

В идейном развитии Франко имели место и ошибочные взгляды. Не всегда ему удавалось избегнуть национальной ограниченности, на что в интересах демократического национально-освободительного движения на Украине указал Ленин. Франко не стал в своих взглядах марксистом, но вся его славная жизнь, его огромный художественный талант, который он поставил на службу трудящимся, его боевая деятельность в интересах освобождения украинского народа и упрочения дружбы русского и украинского народов принесли ему всеобщую любовь; не только украинский народ, но и все народы Советского Союза чтут память Ивана Франко.

Был и человек, первым почуявший в ней мужчину, - Иван Франко. Этот добрый господин в вышиванке, большую часть жизни проживший в польско-австрийском Лемберге, негров и папуасов считал низшей расой, а в мужчинах видел не только друзей, но и объект для влюбленности.

Общеизвестно, что Франко родился 27 августа 1856 года в селе Нагуевичи на Львовщине, жители которого твердо верили в нечистую силу и еще незадолго до рождения будущего писателя сжигали колдунов. Но немногие помнят, что по мужской линии предки писателя были немцами. На это указывает их фамилия. «Франками» на Галичине называли выходцев из Германии - преимущественно кузнецов. Они селились между крестьянами-русинами и зарабатывали на жизнь своим ремеслом. Простым кузнецом был и отец писателя - весельчак и гуляка.

Дом Ивана Франко в Нагуевичах

Но «арийские» корни все-таки сказывались. В юности Иван Франко не только увлекался социализмом, но и был убежденным сторонником расистских теорий. Знания по этому вопросу он почерпнул во Львовском университете, где, кроме лекций по филологии, прослушал «бесплатные курсы психологии, палеонтологии и национальной экономии».

Свои воззрения, почерпнутые из немецкоязычных брошюр, он изложил в «Мыслях об эволюции в истории человечества», изданных, когда их автору едва исполнилось двадцать пять. Молодой Франко верил, что расы делятся на низшие и высшие. К первым он относил вымерших неандертальцев, а также негров, бушменов и папуасов, которых скопом вообще называл «найнижчими» - то есть самыми примитивными.

По теории Франко, примитивные расы раньше других «вирізнилися з мавп». И только от них через тысячи лет произошли более совершенные индивидуумы. Случилось это где-то между Африкой и Индией, где сейчас плещется океан, а в допотопные времена, по утверждению Ивана Яковлевича, находилась «суха земля» - утонувший впоследствии континент Лемурия.

К чести Франко следует сказать, что он всегда оставался расистом-теоретиком. Негров на улицах Львова не бил - как по причине отсутствия таковых в Австро-Венгрии XIX в., так и из-за слабого телосложения. Низкорослого, рыжего и физически недоразвитого литератора даже не взяли в армию. Специальная «суперарбитрационная» комиссия признала хилого расиста непригодным для службы императору Францу-Иосифу II с винтовкой в руках.

К сожалению, об интересных антропологических взглядах юного Каменяра у нас сегодня умалчивают.

Наверное, чтобы не привлекать внимание скинхедов к его творчеству.

Расистские взгляды Франко гармонично сочетал с масонством. Стихотворение Ивана Яковлевича «Каменярі» сегодня, как и в советские времена, входит в школьную программу. При социализме его трактовали как гимн революции - свидетельство истинно пролетарской ориентации украинского классика. «Лупайте сю скалу!» - учили мы на уроках, продираясь через завалы франковского творчества.

Иван Франко

На самом деле, в пору написания «Каменярей» поэт пережил бурное увлечение масонством. Именно их называли «вольными каменщиками». Да и вся символика стихотворения - отнюдь не рабоче-крестьянская.

По словам историка и политолога Константина Бондаренко, «в середине XIX столетия, наверное, процентов девяносто всей галицкой интеллигенции (и поляков, и немцев, и украинцев) принадлежали к масонам. Масонских лож существовало несколько. Некоторые вели свой отсчет еще с XVIII века. Некоторые только образовались. Система строгого признания со стороны мирового масонства еще не считалась обязательной. К какой именно ложе принадлежал Франко, неизвестно. Однако его творчество периода 70-х гг. во многом пронизано масонскими мотивами. В «Каменярах» это влияние, несомненно - мессианство, голос сверху, призывающий к жертвенности во имя других - все это очень характерно для идеологии «вільних каменярів». Но масоном Франко пробыл недолго. С конца 70-х годов он включился в социалистическое движение, которое отвергало и религию, и масонство как пережитки прошлого».

Но не стоит полагать, что Иван Франко только то и делал, что горел на общественных работах. Искал он себя и в других сферах. Иногда довольно пикантных.

Вот отрывок из письма слегка растаявшего «каменяра» к невесте Ольге Рошко. В январе 1879 г. он признается ей в своих тайных увлечениях: «Красота людська, - чи то мужчин, чи то женщин, - все робить на мене дуже сильне враження… Впрочім женщини тутешні відстрашують, ні, відражають мене. З мужчинами я сміліший. Ти не знаєш, певно, що коли хто міг бути предметом твоєї заздрості, то скорше мужчини, ніж женщини. Я більше мужчин любив у своїм житті, ніж женщин знав. І знаєш що, - се в мене якась неприродна дика, любов».

Двадцатитрехлетний Франко описывает, как он обожает разгуливать по Львову, всматриваясь в мужские лица, иногда знакомится, заговаривает с приглянувшимися экземплярами, разочаровывается… Все это вызывает у него очень противоречивые чувства: «Мені встидно і страшно не раз, коли почну викликувати в своїй памяті ті лиця, що мені подобалися і притягали мене до себе, але що я можу зробити? Я знаю, що причина того неприродного потягу до мужчин дуже проста - виховання, зовсім відособлене від женщин, - але чи ж міг я се змінити?»

Наслушавшись таких признаний, Ольга Рошко - дочь священника - взяла и вышла замуж. Но не за Франко, а за надежного сельского попа - Владимира Озаркевича. И чего, спрашивается, испугалась? Ну, любил жених цепляться на улицах к понравившимся представителям своего пола. Что ж тут такого? Члены нашего Союза писателей, наверняка, в этом никакой крамолы не усмотрят. Мол, скучал человек, хотел поговорить…

В конце концов, Каменяру все-таки удалось жениться. Невесту он нашел аж «за границей» - в Киеве. Приехав в «мать городов русских» из австрийского Львова за деньгами для задуманного журнала, Иван Яковлевич встретил девушку, которая «созрела». Звали ее Ольга Хоружинская. Она приходилась сестрой жены преподавателя коллегии Галагана Е. К. Тригубова. Свела их так называемая «українська справа», имевшая порой сексуальный подтекст.

Вскоре Франко предложил Ольге руку и сердце. И сразу же получил положительный ответ. Ученой барышне страшно хотелось замуж! Чтобы жених, не дай Бог, не передумал, она приехала во сама с двумя сотнями рублей, собранными на журнал. Впоследствии Франко признавался, что женился без любви - «з доктрини, що треба оженитися з українкою і то більш освіченою, курсисткою». Свой выбор он называл не архиблестящим, утверждая, что с другой женой мог бы «розвитися краще і доконати чогось більшого». В общем, по примеру большинства наших мужчин во всех неудачах винил не себя, а бабу.

Иван Франко и Ольга Хоружинская

Идейный украинский брак оказался не лучшим проектом. Буквально накануне свадьбы странный литератор познакомился с полной противоположностью своей невесты. Девушка была по национальности полькой, украинским вопросом не интересовалась и служила на почте. «Фатальне для мене було те, що вже листуючись з моєю теперішньою дружиною я здалеку пізнав одну паночку польську і закохався в неї, - признался Франко в письме историку Агатангелу Крымскому. - Отся любов перемучила мене дальших десять літ». Звали панночку Целина Журавская. Ради нее Каменяр, плюнув на идейность, даже опубликовал по-польски в одном из львовских изданий повесть «Манипулянтка». Да, да! Сначала по-польски, и только потом - на украинском языке. Чуть было не пропала «українська справа»!

Личная жизнь на два фронта подорвала молодую семью. Не получая должной порции мужниной ласки, супруга писателя медленно, но надежно сходила с ума. Как однажды выразился Иван Яковлевич, «на тлі зразу еротичнім». Если верить Франко, она даже покушалась на его жизнь.

После этого сердце Каменяра стало, как гранит.

В 1914 году великий писатель сдал Ольгу в знаменитое львовское заведение для сумасшедших - «до Кульпаркова». А на ее место пришла Целина Журавская - успевшая за тридцать лет этого кошмара превратиться во вдову с двумя детьми.

К этому времени и сам «идеалист» стал инвалидом - даже писать мог только левой рукой, выводя отдельно каждую букву. По словам канадского исследователя Томаса Примака, «в начале 1908 года Франко переболел тяжелым параличом и расстройством умственной деятельности, от которого так и не оправился».

О причинах болезни франковеды спорят. Одни называют сифилис. Другие - прогрессирующую шизофрению. Возможны, и другие версии. Как бы то ни было, под конец жизни Иван Яковлевич стал все чаще общаться с «духами» и слышать «голоса».

Несмотря на посмертный статус украинского классика, при жизни Иван Франко в основном добывал пропитание как газетный журналист и… корректор. «Я зарабатываю на хлеб, главным образом, корректурой, из-за которой литературная и научная работа является для меня только роскошью», - жаловался он в 1904 году петербургскому профессору Венгерову.

Растроганный Венгеров подбросил Каменяру работенку - заказ на статью «Южнорусская литература» для энциклопедии Броггауза и Эфрона. «Южнорусская» в то время означала то же самое, что сейчас «украинская».

С заданием Иван Яковлевич справился успешно. Работу сдал в срок и, получив 803 кроны гонорара, поинтересовался у Венгерова, не нужен ли какой-нибудь петербургской редакции корреспондент в Галиции? «Или, может быть, кому-нибудь была бы интересна моя беллетристика?» - спрашивал он. - Мне кажется, что работая и на русском языке, я не изменяю интересам моей родины»…

Но беллетристика Франко Петербургу не понадобилась.

Современники вспоминали Франко как человека со странностями - желчного и обидчивого. Трудно найти видную фигуру, о которой он отозвался бы с восхищением. Разве что Лесю Украинку признал «настоящим мужчиной» в литературе. Сейчас мы назвали бы такого субъекта мизантропом.

Был рожден в семье коваля 27 августа 1856г ., в с. Нагуевичи (Львовская область). Учился Франко в сельской школе, сначала в Нагуевичах, а потом в соседнем селе Ясенице Сильном. В 1864 перешел учиться в Дрогобицкую «нормальную» школу.

В 1865г . в его семье случается горе - умирает отец. Вскоре в дом Ивана Франка приходит отчим Гринь Гаврилик. Именно про смерть отца Иван Франко напишет свое первое стихотворение «Великдень 1871 року» (1871г .). Отчим оказался не злым человеком и дал возможность пасынку продолжать учебу. В 1867г . будущий писатель оканчивает школу, а с 1873г . учиться в гимназии, которую заканчивает на «отлично» 26 июля 1875г . и получает аттестат зрелости. Во время учебы в гимназии у Франка умерла мать Мария (в 1872г .), которую он очень любил и посвятил ей свои воспоминания в стихотворении «Пісня і праця» (1883г .), в поэме «Гадки на межі» (1881г .).
После смерти матери отчим женился вновь, но своего отношения к приемному сыну не поменял и помогал ему продолжать учиться.

С ранних лет «Кобзарь» Т. Шевченка стал любимой книжкой И. Франка. В гимназии он продолжал формирование своего мировоззрения, поэтому интересовался также польской, немецкой, французской литературами. В итоге Франко пришел к мысли, что основой украинского литературного языка должен быть родной язык.

Летом 1874г . Иван Яковлевич Франко впервые путешествует самостоятельно по Подкарпатью и делает фольклорные записи. После Дрогобича осенью 1875г . он едет в Львов, поступает на философский факультет Львовского университета. Очень много пишет и становится самой влиятельной персоной в редакции журнала «Друг».

Еще гимназистом он печатает свои первые литературные произведения в студентском университетском журнале во Львове «Друг». Вступив в студентский «Академический кружок», Франко стал активным работником и автором журнала «Друг». В журнале он помещает поэзии, переводы, печатает первую большую повесть «Петрії і Довбущуки». Также Франко напечатал перевод романа «Что делать?» М. Чернышевского в журнале «Друзья» (1877г .).

Его деятельность, благодаря доносам завистников, скоро была замечена, и его вместе с членами журнала «Друг» арестовали. В тюрьме И.Франко просидел 8 мес. до суда, а присудили ему только 6 недель. После выхода с тюрьмы писатель не сдался и продолжал свою деятельность. Вместе с М.Павликом И.Франко начинает издавать журнал «Общественный досуг», в котором печатает свои стихотвореня «Товаришам із тюрми», «Патріотичні пориви», начало повести «Boa constrictor». К сожалению, после второго номера милиция конфисковала журнал, поэтому название журнала пришлось сменить на «Дзвін».

В переименованном журнале Франко напечатал свое знаменитое стихотворение «Каменярі» и рассказ «Моя стріча з Олексою». Последний номер журнала(четвертый по счету) вышел под названием «Молот».В этом выпуске Иван Яковлевич закончил печатать повести «Boa constrictor», сатирическое стихотворение «Дума про Наума Безумовича», свою очень популярную статью «Література, її завдання і найважніші ціхи».


В конце 1878г . И. Франко стал редактором «Praca», который в конечном итоге он превратил на орган для всех работников Львова. Иван Яковлевич начал выдавать «Дрібну бібліотеку», писать для «Словянського альманаха» целый список новелл, среди которых «Муляра» для задуманной новой газеты «Нова основа», «Борислав сміється», работает над переводами «Німеччина» Г. Гейне, «Фауст» Гете, «Каїн» Байрона и т. д., создает «Катехізис економічного соціалізму».

В марте 1880г . И. Франко едет в Коломойский повет. По дороге его арестовывают второй раз в связи с судовым процессом, который вело австрийское правительство против селян Коломии. В тюрьме Франко просидел три месяца, после чего его отправили в сопровождении полиции до Нагуевичей, но по дороге еще раз посадили в Дрогобицкую тюрьму, которую И.Я. Франко описал позже в рассказе «На дні».

Вернувшись после таких приключений во Львов, он принимает активное участие в рабочей газете «Praca», пишет социалную программу «Чого хоче Галицька робітницька громада». Также в газете «Praca» Франко публикует свое известное стихотворение «Гімн» («Вічний революціонер»).

В 1881г . Франко выдает на польском языке брошюру «Про працю. Книжечка для робітників». В этом же году он начинает издавать журнал «Світ». В нем он практически в каждом номере публикует части повести «Борислав сміється», к сожаленью И.Я.Франко так и смог опубликовать повесть до конца, т.к. журнал закрыли. Но до закрытия журнала он еще успел напечатать многим известную статью «Причинки до оцінення поезій Тараса Шевченка». В 1881г ., в апреле, Иван Франко едет в с. Нагуевичи. Там он, кроме написания новых произведений, исполняет ежедневную селянскую работу.

В феврале 1885г . И.Франко едет в Киев, где встречается с О. Кониским и В. Антоновичем по поводу издания газеты. Но к, сожалению, переговоры не увенчались успехом. Единственное теплое воспоминание о Киеве осталось про встречи с семьями Лысенков, Старицких и Косачей .Тарас Шевченко

В журнале «Світ» Иван Яковлевич Франко печатает ряд революционных поэзий, которые позже вошли в сборку «З вершин і низин». После закрытия и этого журнала Франку пришлось зарабатывать на жизнь в журналах «Діло» и «Зоря». В «Зорі» он публикует историческую повесть «Захар Беркут», и очень большую статью «Іван Сергійович Тургенєв».

Мечтая про издание своего собственного журнала, Иван Яковлевич дважды ездит в Киев (1885г ., 1886г .), что бы получить от киевской «Громады» материальную помощь. Но киевские либералы попросту не сдержали слова и отдали деньги «Зорі», а не писателю.

В 1886г . в Киеве Иван Франко обвенчался с Ольгой Хорунжинской и повез ее во Львов. Но его счастье было омрачено увольнением с «Зорі», с этого момента ему нужно было искать как заработать на хлеб.Ему повезло- он стал работником газеты «Курьер львовский». В этом же году выходит сборка «З вершин і низин».

Тяжелое материальное состояние вынуждает Ивана Франка работать в «Правді». Но даже нужда денег не смогла его долго там удержать - в мае 1889г . он разрывает свои связи с «Правдою» и в письме «Кому за цесаром» обвиняет «правдян» в националистической замкнутости.

В августе 1889г . И.Франко едет со студентской группой из Росси в туристическое путешествие. Австрийское правительство увидело в попытку писателя отделить Галечину от Австрии и присоединить ее к России. За это его арестовали вместе со студентами. В результате Франко просидел в тюрьме 10 недель, после чего его выпустили без суда.

В 1890г . вместе с М. Павликом Иван Франко издает двухнедельник «Народ», который стал органом основанной в этом году «Української радикальної партії». В «Народе» писатель печатает рассказы «Свиня», «Як то згода дім будувала». В этом же году выходит его сборка рассказов «В поті чола» с автобиографией Франка.

Во Львове Иван Франко организовывает «Наукову читальню», в которой он сам и выступает по вопросам политэкономии, научного социализма, истории революционной борьбы. Борьбу Франко решил устроить и в научной сфере. Он задумал написать докторскую диссертацию, выбрав тему: «Политическая поэзия Т.Г. Шевченка».

Львовский университет не взял диссертацию к защите. Поэтому писатель едет в Черновцы, но и там его ждет неудача. Разочаровавшись Франко пишет новую докторскую диссертацию «Варлам і Йоасаф» - старохристиянський духовний роман і його літературна історія». В июне 1893г . ему дают ступень доктора философии.

В 1893г Франко издает второе (дополненное) издание сборки «З вершин і низин». После нее выходят еще четыре замечательные сборки: «Зів’яле листя» (1896г .), «Мій Ізмарагд» (1898г .), «Із днів журби» (1900г .) и повесть «Перехресні стежки» (1900г .).

С 1898г . во Львове начинает выходить журнал «Літературно-науковий вісник». Естественно. Что Франко сразу же становится самым активным работником журнала, а потом и редактором. В этом журнале он публикует свои статьи «Із секретів поетичної творчості», «Леся Українка» другие.

В 1905г . И. Франко пишет в честь революции в России свою знаменитую поэму «Мойсей», стихотворение «Конкістадори».В это же время писатель пишет статью-рецензию «Нова історія російської літератури». Также он выступает со своей знаменитой и популярной статьей «Ідеї» і «ідеали» галицької москвофільської молодіжі», в которой показывает Галицких москвофилов во всей их «красе».

В 1906г . выходит сборка поэзий «Semper tiro», а годом позже - повесть «Великий шум».

В 1907г . Франко пытается занять место на кафедре Львовского университета, но на свою просьбу он не получает ответа, т.к. это место уже занял Грушевский.

В 1908г . Иван Франко заболевает. Большая перенагрузка привела к нервным расстройствам, контрактуры обеих рук. Вылечиться от этого помогло лечение в Хорватии. Но со временем здоровье снова начало ухудшаться. Он выезжал на лечение в Киев, Карпаты, Одессы (1913г .). Как только ему становилось хоть чуть-чуть легче, он сразу брался за работу. Благодаря такой самоотдаче он написал статью про драму Пушкина «Борис Годунов» (1914г .), статью «Тарас Шевченко» (1914г .), поэмы «Євшан-зілля», «Кончакова слава» и другие.


В 1915г . состояние здоровья писателя ухудшилось дальше не куда. Весной 1916г . больной Франко переехал в свой дом во Львове. 9 марта 1916г предчувствуя скорую смерть, Иван Яковлевич Франко составляет завещание, в котором все свои рукописные произведения вместе с собственной библиотекой просит передать Научному обществу им. Т.Г. Шевченка. 28 мая 1916г . Иван Франко скончался. Через три дня труна с его телом была временно поставлена в склепе. Но «временно» растянулось на 10 лет, только после этого срока останки великого писателя были перенесены на Личаковское кладбище во Львове. На могиле Ивана Франка был построен памятник с высеченным на нем работником - каменяром. Этот памятник можно увидеть и сейчас.

Иван Франко - известный украинский поэт и писатель. Он отличился не только в литературной, но и в общественной и научной деятельности. Одним из величайших жителей Украины является Иван Франко. Биография его, однако, будет интересна не только украинцам.

Происхождение Франко

Годы жизни нашего героя - 1856-1916. Иван Яковлевич Франко появился на свет в селе Нагуевичи. Сейчас оно находится во Львовской области (Дрогобычский район). Отцом его был сельский кузнец. Иван рос сиротой. Его отец, Яков Франко, умер в 1865 году. В это время мальчику было всего 9 лет. Позже, в 1872 году, скончалась и его мать, Мария Кульчицкая. Несмотря на непростое материальное положение, Иван учился.

Период обучения

С 1862 по 1864 год он ходил в школу, находившуюся в соседнем селе; в 1864-67 - в начальную школу, расположенную в Дрогобыче; а в период с 1867 по 1875 год Иван посещал гимназию в Дрогобыче. Впоследствии, будучи уже известным писателем, он с возмущением описывал порядки, царившие в гимназии. В таких рассказах, как "Карандаш", "Урок чистописания", "Гриць в школе", "Отец-юморист" Иван Франко с удивительной правдивостью изобразил жестоких учителей, которые вбивали в головы детей тупую гимназическую премудрость.

Вкратце опишем один из этих рассказов. В произведении "Отец-юморист" речь идет о человеке, которого считают весельчаком, юмористом. Однако на самом деле этот худощавый мужчина с лошадиным лицом дразнит детей, если они допускают ошибки, издевается над ними, наказывает розгами, сажает ребят на "ослиную скамейку". Другие учителя, изображенные писателем, были не лучше.

Фото, представленное выше, относится к 1870 году. Это гимназическая фотография, на которой запечатлены одноклассники Ивана (сам он - во втором ряду, первый слева).

Франко не стал бы выдающимся человеком, если бы в свое время не пополнял чтением книг свои школьные знания. Чтение было его любимым занятием. Иван добывал книги, где мог: в библиотеках, у товарищей, а иногда, скопив немного денег, покупал дешевые издания. Следует сказать, что Иван отличился в учебе. В 1875 г. ему была предоставлена стипендия из фонда Гловинского. В этом же году, осенью, он поступил во Львовский университет, на филологическое отделение. Стипендия Ивану Франко предоставлялась на весь период обучения в университете. Казалось, что Ивана ждет спокойное и обеспеченное будущее. Он мог стать профессором в университете или учителем гимназии. На это рассчитывали его друзья и родные.

Первый арест

Однако в первые же годы обучения в университете Иван Франко проявил себя в качестве общественного деятеля, к тому же социалистического, прогрессивного направления. Он завел дружбу с Михаилом Павликом и Остапом Терлецким. Через первого он завязал переписку с М. Драгомановым, находившимся в то время в Женеве. Драгоманов был революционным социалистом, опасным в глазах украинской полиции. Из-за переписки с ним наш герой был арестован в июне 1877 года.

Вместе с товарищами Ивана Франко обвиняли в создании тайного социалистического общества. В январе следующего года суд признал Ивана виновным. Он был приговорен к шести неделям заключения. Так как в то время срок следственного заключения не засчитывался в наказание, Ивана выпустили на свободу только через шесть недель, 5 марта 1878 года.

Последствия ареста

Срок наказания был небольшим, однако его последствия оказались ужасными. Дело в том, что человек, имеющий судимость, по закону не мог стать учителем. Из-за этого цель дальнейшего обучения Ивана Франко стала неясной. У нашего героя к тому же отобрали стипендию. Кроме того, Франко серьезно простудился во время заключения. Эта болезнь позднее стала хронической. Она преследовала Ивана всю жизнь. Но и это еще не все последствия заключения. Отец невесты Франко, Ольги Рошкевич, был священником и отказал ему в сватовстве. Он даже запретил Ольге видеться с "преступником" и переписываться с ним. Их брак, к сожалению, так и не состоялся.

Новые преследования

Полицейские преследования нашего героя на этом не закончились. Он был вновь арестован в Коломые в марте 1880 года. Франко опять обвинили в социалистической агитации. Он провел три месяца в заключении, пока длилось следствие. По его результатам было признано, что арест Франко не имеет оснований. 13 июня этого же года нашего героя отправили по этапу из Коломыи в Нагуевичи. Воспоминания, связанные с этим заключением, полученные Иваном впечатления отразились в его творчестве. Они легли в основу повести Франко "На дне".

Полиция не оставляла Ивана Франко в покое. В третий раз она вспомнила о нем в связи с прибытием во Львов группы украинцев, которые приехали из Киева. Иван был арестован во Львове в августе 1889 года. На сей раз он был обвинен не только в социализме, но и в шпионаже в пользу России. Однако и в этот раз обвинения оказались безосновательными. Тюремные впечатления этого времени отразились в "Тюремных сонетах" - поэтическом цикле, созданном Франко.

Личная жизнь

В 1886 году Иван женился. Супругой его стала девушка родом из Киева, Ольга Хоружинская. В семье Франко было четверо детей, однако семейное благополучие с 1902 года стало разрушаться. У жены Ивана началось психическое расстройство, усиливавшееся со временем. Это принесло нашему герою много горя.

Иван Франко в 1902 году перебрался в собственный дом (раньше он снимал жилье). Нынешний адрес дома, где жил Франко - ул. И. Франко, 152. Здесь действует мемориальный музей писателя. Для строительства жилья Иван взял большую ссуду. Выплаты по ней были завершены уже после смерти Ивана его сыном.

Болезнь Ивана Франко

Франко в апреле 1908 года отправился на лечение и отдых в Липик, который находится в современной Хорватии, близ Загреба. Здесь сильно обострилась его болезнь - обе руки его были парализованы. Кроме того, стали заметны признаки психического расстройства. В более поздние годы эти проявления болезни несколько смягчились. Однако Франко никогда уже не был полностью здоров. Современники полагали, что его болезнь является следствием сифилиса, перенесенного когда-то. Это доставляло большие неприятности Ивану Франко. В настоящее время, однако, врачи склонны полагать, что с 1877 года, со времени заключения, наш герой был болен одной из форм ревматизма. Речь идет о Понятия о нем были сформулированы спустя долгие годы после смерти Ивана.

Смерть Франко

Истощенный болезнями, общественными и семейными проблемами, безденежьем, наш герой скончался во Львове, в своем доме, 28 мая 1916 года. Могила Ивана Франко находится на Лычаковском кладбище.

Иван Франко как поэт

Предлагаем теперь поближе познакомиться с литературным творчеством Ивана. Впервые в качестве поэта выступил в 1874 году Иван Франко. Биография его отмечена созданием стихотворений до последних дней жизни, до 1916 года. Среди его произведений представлено множество прекрасных стихов об общественных делах и личных переживаниях. Они были собраны в несколько книг.

Однако поэтический талант нашего героя с максимальной силой проявился именно в больших поэмах, а не в лирике. Иван создал реалистические картины галицкой жизни, современной ему. Здесь нужно отметить такие произведения, как "Ботокуды" (1884 год), "По-человечески" (поэма 1889 года), а также созданная в 1890 году поэма "По любви". Иван Франко запечатлел также образы исторического прошлого украинского народа. Среди произведений на эту тему следует отметить "Барские шутки" (1887 год), поэму "Иван Вышенский", созданную в 1895 году, а также еще одно произведение - "На Святоюрской горе" (1900 год). Иван Франко посвятил несколько своих творений рассуждениям о боге и религии. Следует отметить поэму 1885 года Ex nihilo, а также "Смерть Каина", созданную в 1889 году.

Важное место среди написанных Иваном поэм принадлежит переработкам различных сюжетов из мировой литературы. Это такие произведения 1890 годов, как "Лис Микита", "Приключения Дон Кихота", "Царь и аскет", "Абу-Касимовы туфли", а также созданная в 1900 году поэма "Кузнец Бассим".

Какое же произведение является вершиной поэтического творчества интересующего нас автора? Исследователи полагают, что это созданная в 1905 году поэма "Моисей". В этом произведении, основа которого - библейский сюжет, представлен подъем украинского народа, который начал борьбу за свою независимость.

Франко - прозаик

Иван Франко был не только поэтом, но и прозаиком. В этих произведениях он выступал как реалист, который сосредоточен на проблемах галицкой жизни, современной ему. Именно Франко первым из украинских писателей изобразил быт рабочих Борислава, трудившихся на нефтяных промыслах, а также евреев-предпринимателей, которые были их классовыми антагонистами. В 1877 году появилось произведение "Обращенный грешник", в 1884 - Boa constrictor, в 1887 - "Яць Зелепуга", в 1899 - "Нефтяник". Созданный в 1882 году роман "Борислав смеется" считается лучшим произведением данного цикла.

Творения, посвященные жизни интеллигенции, также занимают значительное место в прозе Франко. В 1880 году Иван написал "На дне", в 1897 - "Для домашнего очага", в 1900 - "Перекрестные тропы". Важное место среди произведений этого ряда принадлежит тем, которые посвящены украинско-польским отношениям. Среди них нужно отметить "Лель и Полель" (1887 год), а также "Столпы общества" (1894). Оба произведения, к сожалению, остались незаконченными.

Весьма примечательна также сказка Ивана Франко "Фарбований лис" ("фарбований" означает "крашеный"). По ее мотивам в 1953 году был создан советский мультфильм, режиссером-мультипликатором которого является Александр Иванов. "Крашеный лис" является одной из самых популярных работ А. Иванова.

Многим украинцам известен фильм под названием "Захар Беркут". В нем рассказывается история борьбы свободолюбивого народа с социальным гнетом и захватчиками. Речь в этом фильме идет об одном карпатском селении. В основу сюжета легло произведение "Захар Беркут" Ивана Франко.

Иван Яковлевич проявил себя и в драме. Его пьеса "Украденное счастье" была новаторской для своего времени. Да и в наши дни она выглядит вполне современной. В пьесе "Украденное счастье" изображается жизнь семьи, которая внешне выглядит счастливой. Однако эта семья разрушается прямо на глазах у зрителей. Местом действия был выбран провинциальный украинский городок. Классический любовный треугольник лежит в центре сюжета этого произведения. Жизни трех людей сплелись воедино - Анны, ее супруга Мыколы и возлюбленного Михайло. Ревность, измены, любовь, истинные и мнимые смерти, покаяния и убийства, чудесное "воскрешение" - эта пьеса по накалу страстей не уступает драмам Шекспира.

Переводческая деятельность

Всю свою жизнь Франко работал над переводами различных произведений мировой литературы. Его заслуги на этом поприще очень велики. Из переводов, принадлежащих ему, можно составить целую библиотеку.

Чрезвычайно широк спектр произведений, которые привлекали Франко. Его переводы включают творения древнегреческой, древнеарабской, древнеиндийской литератур; древней вавилонской поэзии. Что касается новой литературы, можно отметить Иван Франко перевел его в 1882 году. Его интересовали и другие немецкие, а также французские, польские, английские и итальянские произведения.

Среди переводов Франко - целые книги сочинений К. Гавличка-Боровского и А. С. Пушкина. Отдельно следует отметить цикл переводов трудов, созданных историками древнего Рима. Иван Франко работал над ними с августа 1915 года по март 1916, то есть в последний год жизни.

Нужно отметить, что он переводил на немецкий язык украинские народные песни, а также помогал М. С. Грушевскому создать немецкий вариант "Истории Украины-Руси". Не одни лишь художественные произведения адаптировал Иван Франко. Биография его отмечена интересом и к научно-популярным трудам различной тематики, к которым он обращался в 1870-80-е годы. Иван считал их полезными в деле просвещения украинского народа.

Деятельность в качестве фольклориста

С самого начала своей творческой деятельности Франко проявлял интерес к фольклору. В 1876 году была опубликована первая народная сказка в его записи. "Галицко-русские народные пословицы", а также "Студии над украинскими народными песнями" стали важнейшими достижениями Франко на этом поприще. Иван опубликовал множество этнографических и фольклорных записей и исследований. Кроме того, он записал целый ряд народных песен.

Франко как историк литературы

В нескольких направлениях протекала работа Ивана Франко над историей литературы. Первое из них - история сюжетов. Самое значительное достижение в этом направлении - докторская диссертация Франко, защищенная в 1895 году. Второе направление - собирание, изучение и публикация различных произведений украинской литературы. Здесь нужно отметить сборник Франко "Апокрифы и легенды из украинских рукописей". Иван нашел и опубликовал творения Ивана Вышенского, о котором написал ряд исследований. Он также опубликовал произведения Т. Шевченко, Ю. Федьковича, А. Свидницкого и других украинских писателей. Еще одно направление, в котором работал Франко, - написание синтетических работ, посвященных истории украинской литературы.

Общественная деятельность

Молодые галицкие интеллигенты в 1890 году создали Русско-украинскую радикальную партию, которую до 1898 года возглавлял Иван Франко. Партия эта придерживалась социалистического направления. Она стремилась к тому, чтобы стать представительницей широких кругов трудящихся.

Иван Франко в 1895 году стал кандидатом в венский парламент (от Радикальной партии) по избирательному округу Мостиска - Добромиль - Перемышль. В 1898 году он был кандидатом по другому округу - Скалат - Збараж - Тернополь. Однако оба раза Иван Франко все-таки не был избран.

Франко в 1899 г. вышел из Радикальной партии, созданной им, и вошел в Украинскую национально-демократическую партию. В результате этого радикалы потеряли влиятельного лидера, а национал-демократы так и не получили значительной власти. Франко в новой партии особой деятельностью не отличился. Через некоторое время он прекратил политическую борьбу и всецело сосредоточился на научной и литературной деятельности.

Подводим итоги

Иван Франко, биография которого рассмотрена в статье, был литератором и поэтом по своему призванию. Однако он не мог спокойно наблюдать за политической ситуацией в своей стране. Поэтому он не позволил себе оставаться только писателем. Иван Франко решительно и охотно принимался за любое дело, которое было, по его мнению, полезным для украинского народа. Поэтому многие литературные планы так и не смог реализовать Франко, стихи и проза которого тем не менее пользуются заслуженным признанием. В некоторых лирических произведениях наш герой горько сетовал на то, что ему не удалось реализовать все свои замыслы в литературе.

Однако именно благодаря универсализму деятельности Франко мы можем говорить о том, что он является одним из строителей современной украинской нации. Это подтверждается тем, что Иван Яковлевич изображен на купюре номиналом 20 гривен. Безусловно, этот факт свидетельствует, что его фигура очень важна для украинского народа. С 1992 года изображение Ивана Франко находится на купюре номиналом 20 гривен. Ее дизайн несколько раз менялся, но фигура Франко всегда оставалась на месте.