Сборник «Рассказы о детях. Конспект урока по литературному чтению Надежда Тэффи «Преступник» план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему Какой важный урок дает тебе рассказ преступник

Знакома ли вам писательница?(портрет) Что слышали об этом авторе? Дома найдите информацию о Н. Тэффи.

Надежда Александровна Теффи - русская писательница и поэтесса. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.

Откройте учебник с. 58 и прочитайте первый абзац. Почему автор так назвала свое произведение? Что она нам хотела сказать этим вступлением? Что значит «страсти» ?(Сл. Раб.) О каких же страстях может идти речь? Прочитаем и узнаем. (Чтение первой части с. 58-61)

Значение, каких слов нужно найти в словаре.(обозначенные *)

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Надобности - необходимость, потребность, дело.

Порядочный (человек ) -честный, заслуживающий уважения. Не способный совершить подлость

Легальный -не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удастся

Тактика -сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Преступный - содержащий в себе преступление

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее наказанию.

Сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? (5 лет) Найдите подтверждение в тексте.

Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»?

Какой же предмет возбуждал страсть Вовки? (карандаш)

Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? (Он трижды повторяет слово «красота»)

Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг. С какой интонацией нужно прочитать эти слова?

Сразу ли Вовка встал на путь преступления?

Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.

Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать?

Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события.(чтение с.61-63)

Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя?

Подтвердите словами из текста. (пятилетнее сердце не выдержало )

Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на стр.63

Работа в парах

Предлагаю вам обсудить это задание в парах.

Результаты работы пар выборочно озвучиваются)

А) Во-первых, если мама сама вернет карандаш, то все поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами.

Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.

Что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка сам осознал, что брать чужое нельзя)

Мама Вовки никого вам не напоминает?

Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?

Чем закончилась эта часть?

Почему Вовка не отдал карандаши?

Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.

Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи?

Прочитаем и узнаем. (Чтение с.64-67). О какой истории рассказал нам автор-рассказчик в этой части? Что привлекло ребят в ящике для рукоделия? Найдите восклицательное предложение во втором абзаце.

Кто слышит восторженные нотки? Кому из героев они могут принадлежать? В чем же причина того что Вовка украл наперсток? Зачем ему он? Какие строчки доказывают, что наперсток вызывает у Вовки восхищение? Какую басню читала Буба в гостях у старухи? (Стрекоза и муравей). Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Найдите самые смешные строчки? Почему нам смешно, когда мы читаем? Дайте характеристику Вовки.

? С. 61 Догадайся, сколько лет Вовке, если он уже ходит в школу, но младше своей сестры Бубы.

Поскольку в тексте говорится о Бубе как о старшей, шестилетней, сестре Вовы, то можно предположить, что Вовке не более пяти лет. Подтверждение этого в словах «пятилетнее сердце не выдержало».

Найди в тексте описание карандаша. Подтверди, что карандаш вызывает восторг у мальчика. Найди контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.

Чтобы найти описание карандаша, нужно ещё раз просмотреть первую часть текста. То, что карандаш воспринят восторженным взглядом, подтверждают слова: «красоты нечеловеческой»; «сверкающий, единственная радость мира. Кра-со-та!». Обратите также внимание на восклицательную интонацию, с которой описывается карандаш.
Контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша, создаётся с помощью описания классной комнаты. Она «скучная, серенькая; всё блёклое и унылое», а карандаш – «яркий, блестящий, сверкающий…».

Подтверди, обращаясь к тексту, что Вовка испробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.

Найдите и прочитайте отрывок из текста, из которого видно, что Вовка сначала пытался выдать карандаш за свой; затем он пробовал попросить карандаш порисовать.
И только когда завладеть карандашом легальным путём не вышло, Вовка решился встать на «преступный путь».

Перечитай фрагмент текста, выделенный рамочкой. Объясни, что автор хотел сказать с помощью пословицы.

Пословица, которую мы обнаружим в тексте, такова: «Коготок увяз, и всей птичке конец». Автор с помощью этой пословицы хочет сказать, что, позволив себе один раз взять чужую вещь, Вовка уже не может остановиться.

? С. 63 Ты понимаешь, что имеет в виду Анишит Йокоповна? Можешь продолжить её мысль?

- Во-вторых, - продолжала Анишит Йокоповна, - дело ведь не только в этих карандашах. Мама очень боится, что…

? С. 64 Догадываешься, о чём хочет сказать Анишит Йокоповна? Чего же опасается Вовкина мама? Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?

Высказывания Анишит Йокоповны помогают понять мотивы поведения Вовкиной мамы. Если мама сама вернёт карандаши мальчикам, то они сразу поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами. К тому же мама боится, что Вовка не считает преступлением то, что он взял чужое. Она опасается, что он может привыкнуть брать чужое. Ведь если просто отобрать у Вовки карандаши и вернуть их мальчикам, то Вовка, в силу своего малолетства, может прийти к выводу, что нехорошо брать именно карандаши, а что-то другое брать можно. Маме очень важно, чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя. Этими опасениями мама и делится со своей подругой Верой. Мама хочет придумать какой-то способ, чтобы Вовка сам понял необходимость возвращения чужих вещей. Но план, придуманный Верой, не сработал: Вовка не в силах расстаться с прекрасными карандашами.

? С. 67 — 68 В чём причина того, что Вовка украл напёрсток: зачем ему этот напёрсток?

- Вовка снова стал жертвой собственного чувства прекрасного, - сказала Анишит Йокоповна.
Найди фрагмент текста, где впервые говорится о красном напёрстке. Какие строчки подтверждают, что напёрсток вызывает у Вовки восхищение? Теперь ты сможешь объяснить слова Анишит Йокоповны.

В начале этого фрагмента перечислено содержимое ящичка для рукоделия, который дети рассматривали в гостях у старухи. Обратите внимание на описание красного напёерстка. В нёем слышатся знакомые, восторженные нотки: «Был ещё и третий напёрсток – ужасно странный – без донышка, и яркого, неповторимо яркого красного цвета. Пришлось примерить его на все пальцы. Очень был интересный напёрсток, такого нигде не найдёшь. Какая старуха хитрая – завела у себя этакую прелесть! Прямо не оторваться».
Эти слова явно принадлежат маленькому Вовке. Из них видно, что Вовка, как и в случае с карандашами, очарован необычным видом, а главное, необыкновенно ярким красным цветом напёрстка. Из того, как Вовка рассказывает о напёрстке, понятно, что он (примерив его на все пальцы) уже не в силах расстаться с чудесной вещью. В конце этого фрагмента текста Вовка, признаваясь в краже, выкрикивает: «Мамочка, я ужасный вор! Я прельстился красненьким!». Это ещё одно подтверждение слов Анишит Йокоповны о том, что Вовка «снова пал жертвой собственного чувства прекрасного».

- Кстати, какую басню читала Буба в гостях у старухи? — решил уточнить Михаил Потапович.

? А ты знаешь название этой басни и её автора?

Это басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова.

Ты веришь в рассказ Веры: что старуха обнаружила пропажу напёрстка и заявила в полицию? А сможешь доказать, обращаясь к тексту, что Вера это выдумала? А Буба с Вовкой верят? Подтверди это строчками из текста. Почему же в первый раз Верина выдумка не сработала, а во второй раз — сработала?

Нам понятно, что из-за пропажи напёрстка старуха не будет заявлять в полицию. Да и полиция не будет предпринимать таких серьёзных мер, как поиск вора с собаками-ищейками. То, что Вера выдумала историю о полиции, которая ищет напёрсток, видно из слов самой Веры. Когда Вовкина мама обратилась к ней за советом и предположила, что Вовку надо как-то припугнуть, Вера сказала «Подожди. Я придумаю, я вечером зайду». То, что Буба с Вовкой верят тому, о чём говорит Вера, видно по их реакции: «Четыре круглых голубых глаза смотрели в ужасе». Это же подтверждают и те вопросы, которые они задают: «А как же они смогут найти?»; «А-а-а они по лестнице могут?» (Вовка от страха даже начинает говорить с запинкой.) Судя по тексту, испуг детей подхлёстывается ещё и очень живым их воображением. Вовка не только верит в историю с полицией, он очень хорошо представляет себе ищеек.
Скорее всего, именно его глазами дано их описание в тексте («Конечно, это просто собаки, но какие-то узкие, мягкие, морды острые, длинные, извиваются и всюду пролезут»). Буба тоже живо вообразила себе, как ищейки бегут по следу: «Уже бегут! – задохнулась Буба».

В первый раз план Веры не сработал потому, что Вера не столько пыталась припугнуть Вовку, сколько старалась объяснить, что «нельзя так долго держать у себя чужие вещи». Во второй же раз Верина выдумка сработала, потому что Вовка по-настоящему испугался полицейских ищеек. Вера сумела создать такую ситуацию, в которой Вовке пришлось признаваться немедленно, пока ещё не поздно; она сказала: «если вор признается раньше, чем ищейки его найдут, …то дело пойдёт к прекращению».

Подтверди, что Буба — настоящий друг Вовки.

То, что Буба – настоящий друг Вовки, видно из того, как она переживает за брата: она обнимает Вовку, плачет, но не выдаёт.
Ее повторяющаяся несколько раз фраза: «надо признаваться» не указывает напрямую на то, что напёрсток взял именно Вовка. Буба очень хочет, чтобы Вовка скорее признался и спасся от ищеек.

Перечитай отрывок, обведённый рамочкой. Найди самые смешные строчки. Почему нам смешно, когда мы их читаем?

Дети догадаются, что по телефону с полицией и собаками беседовала Вовкина мама. В этом разговоре смешной может показаться любая строчка. Смешно то, что полиция сразу согласилась, а собак пришлось уговаривать отдельно. Смешно и то, что ищейки «донюхались и до карандашей и страшно озверели». Сами слова «донюхались», «озверели» звучат очень грозно, чувствуется, что мама старается припугнуть Вовку как следует. Фраза «пообещать им целую жизнь безупречной честности» тоже вызывает смех, поскольку такое торжественное обещание пятилетний мальчик даёт вымышленным полицейским собакам.

? С. 69 Как Вовка реагирует на желание Бубы взять потерянную кем-то булавку? Почему эта реакция кажется нам смешной?

На желание Бубы взять потерянную кем-то булавку Вовка реагирует очень бурно: он резко останавливает сестру, называет булавку «чужой собственностью» и говорит, что поднять её можно только для того, чтобы вернуть владельцу, а владельца сначала нужно найти. Это кажется смешным, потому что булавка – такой незначительный предмет, что искать её владельца совершенно бессмысленно и невозможно. Кроме того, смешно и то, что для пятилетнего Вовки после истории с полицейскими собаками любое (с его точки зрения) отступление от честной жизни недопустимо.

Вспомни, как называется этот рассказ. Надежда Тэффи дала ему такое название всерьё з, или в названии содержится добрая усмешка автора?

Сопоставь название с последним абзацем текста — тогда тебе легче будет ответить на этот вопрос.

В заключение сопоставим название рассказа с последним абзацем текста. В этом абзаце дано описание Вовки, в котором несколькими яркими деталями подчёркивается, какой он ещё маленький. Эти детали помогут нам понять, что писательница назвала свой рассказ «Преступник», конечно же, в шутку, что автор смотрит на маленького Вовку и на его проступки с доброй усмешкой, а не с осуждением.

Н. Тэффи. Преступник. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

5 (100%) от 2 голосующих

Сочинение

Тэффи - это псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой, родившейся в 1872 году в семье известного юриста. Александр Владимирович, отец писательницы, занимался публицистикой и является автором многих научных работ. Эта семья вообще уникальна. Две сестры Надежды Александровны стали, как и она, писательницами. Старшую, поэтессу Мирру Лохвицкую, даже называли «русской Сафо». Старший брат Николай стал генералом Измайловского полка.
Несмотря на раннее увлечение литературой, издаваться Тэффи начала довольно поздно. В 1901 году было впервые опубликовано ее первое стихотворение. Впоследствии в мемуарах Надежда Атександровна напишет, что ей было очень стыдно за это произведение, и она надеялась, что его никто не прочтет. С 1904 года Тэффи начинает печататься в столичных «Биржевых Ведомостях», как автор фельетонов. Именно здесь писательница оттачивала свое мастерство. В процессе работы в этом издании в полной мере проявился талант Надежды Александровны находить оригинальную трактовку давно «заезженной» темы, а также при помощи минимальных средств добиваться максимальной выразительности. В дальнейшем в рассказах Тэффи так и останутся отголоски ее работы фельетонистом: небольшое количество персонажей, «короткая строка», своеобразная речь автора, вызывающая улыбку у читателей. У писательницы появилось множество почитателей, среди которых был сам государь Николай И. В 1910 году вышла первая книга ее рассказов в двух томах, которая с успехом разошлась за считанные дни. В 1919 году Тэффи эмигрировала за границу, однако до конца своих дней не забывала свою Родину. Большинство сборников, выпущенных в Париже, Праге, Берлине, Белграде, Нью-Йорке, посвящены русским людям.
Многие современники считали Тэффи исключительно писательницей-сатириком, хотя она далеко выбивается за рамки всего лишь сатирика. В ее рассказах нет ни обличения конкретных высокопоставленных лиц, ни «общеобязательной» любви к младшему дворнику. Писательница стремится показать читателю такие обычные ситуации, где он сам зачастую поступает смешно и нелепо. Надежда Александровна в своих произведениях практически не прибегает к резкому преувеличению или к откровенной карикатуре. Специально не выдумывая комическую ситуацию, она умеет найти смешное в обыденном, внешне серьезном.
Можно вспомнить рассказ «Любовь», где маленькой героине очень понравилась новая работница. Тэффи весьма комично рассказала, казалось бы, простую ситуацию. Ганка одновременно и влечет к себе девочку, и пугает ее своими простонародными манерами: «Ганка... достала краюху хлеба и головку чеснока, потерла чесноком корочку и стала есть... Этот чеснок точно отодвинул ее от меня... Уж лучше бы рыбу ножом...». Главная героиня узнает, что помимо того, что ее тайная любовь ест чеснок, она еще «знакома с простым необразованным солдатом... ужас». Однако веселый нрав работницы как магнитом притягивает девочку. Главная героиня даже решается украсть апельсин для Ганки. Однако необразованная, ни разу не видевшая заморский фрукт работница не оценила нежданный подарок: «она откусила кусок прямо со шкуркой, и вдруг распялила рот, и, вся уродливо сморщившись, выплюнула и отшвырнула апельсин далеко в кусты». Все кончено. Девочка обижена в своих лучших чувствах: «я стала воровкой, чтобы дать ей самое лучшее, что я только знала в мире... А она не поняла и плюнула». Этот рассказ невольно вызывает улыбку над наивностью и детской непосредственностью главной героини, однако и заставляет задуматься, не так ли порой поступают и взрослые в стремлении обратить не себя внимание кого-либо?
Коллеги Тэффи по перу, авторы «Сатирикона», нередко строили свои произведения на нарушении персонажем «нормы». Писательница отказалась от этого приема. Она стремится показать комизм самой «нормы». Небольшое заострение, малозаметная на первый взгляд деформация, и читатель вдруг замечает нелепость общепринятого. Так, к примеру, героиня рассказа Катенька с детской непосредственностью размышляет о замужестве: «Венчаться можно со всяким, это ерунда, лишь бы была блестящая партия. Вот, например, есть инженеры, которые воруют... Потом, можно выйти за генерала... Но интересно совсем не это. Интересно, с кем будешь мужу изменять». В основе мечты главной героини вполне естественны и чисты, а их циничность объясняется только временем и обстоятельствами. Писательница в своих произведениях талантливо переплетает «временное» и «вечное». Первое, как правило, тут же бросается в глаза, а второе - только едва просвечивает.
Безусловно, рассказы Тэффи завораживающе наивны и смешны, однако за тонкой иронией заметна горечь и боль. Писательница реалистично раскрывает пошлость обывательской жизни. Иногда за смехом скрываются настоящие трагедии маленьких людей. Можно вспомнить рассказ «Проворство рук», где все мысли фокусника были сконцентрированы на том, что у него «с утра одна булочка в копейку и чай без сахара». В поздних рассказах многие герои Тэффи отличаются по-детски инфантильным восприятием жизни. Не последнюю роль в этом играет эмиграция - неустроенное состояние, потеря чего-то незыблемого и настоящего, зависимость от пособий меценатов, нередко отсутствие возможности как-то зарабатывать. Наиболее ярко эти темы представлены в книге писательницы «Городок». Здесь уже звучит жесткая ирония, чем-то напоминающая острый язык Салтыкова-Щедрина. Это описание жизни и быта маленького городка. Его прототипом явился Париж, где русские эмигранты организовали свое государство в государстве: «жители городка любили, когда кто-нибудь из их племени оказывался вором, жуликом или предателем. Еще любили они творог и долгие разговоры по телефону...». - По мнению Алданова, по отношению к людям Тэффи благодушно-недоброжелательна. Однако это не мешает читателю на протяжении многих лет любить и почитать талантливую писательницу. У Надежды Александровны много рассказов о детях. Все они прекрасно раскрывают безыскусный и занимательный мир ребенка. Более того, они заставляют задуматься взрослых о своих воспитательских возможностях и притязаниях.

Преступник

Надежда Тэффи

Преступник

Да, да. Где волны морские - там бури, где люди - там страсти.
Под старость, конечно, страсти стихают - от усталости, от привычки подавлять их. Но в молодости бороться с ними трудно.
Вовка думать этого не мог, но чувствовал определённо и ясно. Бороться было трудно. Особенно потому, что предмет, возбуждающий его страсть, вертелся под самым его носом по нескольку часов в день. Иногда даже снился ночью.
Предмет этот был большой красный карандаш. Внутри он был чёрный, как самый обыкновенный, но снаружи блестящий, круглый, красный и ужасно большой.
Красоты нечеловеческой!
Такой карандаш годится не только для писания, а и для многих других надобностей. Можно его просто катать по полу, можно им стучать по столу, как барабанной палочкой.
Да и вообще - быть владельцем такой роскошной, такой огромной красной штуки уже само по себе упоительно.
Классная комната скучная, серенькая: чёрная доска, седоватая учительница в тёмном платьишке, замурзанные ребята с грязными лапками - всё блёклое, унылое, и среди них - он, яркий, блестящий, сверкающий, единственная радость мира. Кра-со-та!
Можно держать себя в руках день, два, три, но не вечно же. Больше выдержать было уже трудно. Как человек по натуре вполне порядочный, Вовка испробовал сначала легальный путь. Нахмурил те места, где у взрослых бывают брови, и спросил деловито у хозяина карандаша:
- Это разве твой карандаш?
- Конечно, мой, - ответил хозяин и на всякий случай засунул карандаш себе за пазуху.
- У меня был такой же, - вдохновился Вовка. - Это ты, верно, мой взял.
Но дело не выгорело.
На другой день он переменил тактику:
- Дай мне порисовать твоим карандашом.
Не прошло и это.
После другого выбора уже не было.
Путь к обладанию желанным предметом оставался один. И путь этот был преступный. Вовка отлично понимал, что совершил преступление, иначе на вопрос матери: «Что это за карандаш?» - не хмурил бы те места, где у взрослых бывают брови, и не отвечал бы басом:
- Это нам в школе дали.
А потом, чтобы переменить разговор, не стал бы скакать на одной ноге по всей комнате и при этом ещё орать во всё горло.
Играть карандашом он залезал под диван. Там было спокойнее для преступного наслаждения. Он катал карандаш по полу и тихонечко пел бессловесную песню, не очень музыкальную и всегда вызывавшую громкий окрик:
- Кто там воет под диваном? Если это волк залез, так надо его капканом словить.
Он никогда не писал этим карандашом. Карандаш был ему нужен как красота, а не как польза. Приятно было смотреть на него, вертеть в руках, катать по полу, поглаживать. Но главное - любоваться на его чудесный ярко-красный цвет.
Когда старшая сестра, большая шестилетняя Буба, дотронулась до этого удивительного предмета, Вовка завизжал, как от боли:
- Ты не имеешь права, это моё!
- Я только посмотреть хотела.
- Не имеешь права смотреть, это моё!
Дело с карандашом, пожалуй, так бы и затихло, но такой же карандаш, даже лучше, потому что длиннее и новее, оказался ещё у одного мальчика.
Тут уже раздумывать было нечего. Коготок увяз - и всей птичке конец.
Под диваном стали кататься два карандаша.
- С моим Вовкой беда, - испуганно рассказывала Вовкина мать своей приятельнице. - Вера, милая, по-моему, он в школе у мальчишек карандаши таскает.
И не признаётся. Как быть? Надо что-то предпринять, а то, если пойдёт дальше, ведь из него определённый вор выйдет. Что делать?
- Подожди, я попробую, - решила Вера. - У меня он не отвертится. Завтра же приду и поговорю.
- Только, ради бога, не очень строго! Он ведь маленький.
- Маленький, но психология уже заправского вора.
Катает свои карандаши под диваном. Тут нужно действовать серьёзно и скоро.
На другой день, весёлая и оживлённая, пришла Вера к приятельнице. Принесла детям конфет.
- Ах, Зиночка, - рассказывала она между прочим, - какой я сегодня видела роскошный карандаш!
Совсем красный. Такого нигде ни у кого нет. Ты ведь никогда не видала красного карандаша? Таких ведь больше нет. Мне говорили, что на всю Европу сфабриковали только один.
Пятилетнее сердце не выдержало.
- А у меня есть два. Два! - закричал Вовка. - Вот, смотрите.
Вера посмотрела, полюбовалась и сказала тоном доброго малого:
- Мальчишки ещё не заметили, что ты их стащил.
Вовка растерялся, раскрыл рот.
- Ну, так я тебе советую: завтра же положи их на место. Прямо каждому в его стол. Понял? А то, наверное, их родители заявили полиции. Нельзя так долго держать у себя чужие вещи.
- Это ужасно!.. - вздохнула Буба. - Он, наверное, не отдаст.
- Ну что ты говоришь! - возмутилась Вера. - Вовка да не отдаст! Он же умный, он понимает, что с полицией шутки плохи.
Вовка молчал и громко сопел. Положение было трудное. Расстаться с карандашами было совершенно невыносимо. Бывают разлуки, которые нельзя вынести. Искалечить свою молодую жизнь! Можно подумать, что так они ему легко достались, эти карандаши. Других таких не наживёшь. А Буба говорит - «не отдаст». Значит, надо назло отдать. Лучше, пожалуй, быть дураком, да с карандашами.
Вовка карандашей не отдал.
А вскоре разыгралась и другая история, на ту же тему.
Повели детей в гости к почтенной старухе. Пока мать со старухой беседовала, дети рассматривали карточки в альбоме, потом, как в этом возрасте полагается, начали разглядывать всё, что было в комнате. Потрогали вазочку с цветами, перевернули пепельницу. Пепел посыпался на ковер. Струсили, покосились на старуху. Та не заметила. Потом добрались до рабочего ящика. Тут уж пошло раздолье. Чего только не напрятала старуха в свой ящик!
И тесёмки, и катушки, и ленточки, и крючочки, и перламутровые пуговки, нанизанные на шнурочек, и два напёрстка. Был ещё и третий напёрсток, ужасно странный - без донышка и яркого, неповторимо яркого красного цвета. Пришлось примерить его на все пальцы. Очень был интересный напёрсток, такого нигде не найдёшь. Какая старуха хитрая - завела у себя этакую прелесть! Прямо не оторваться.
Мать подозвала Бубу прочесть старухе стихи про стрекозу, которой зима катила в глаза. А Вовка всё ещё любовался напёрстком.
На другой день уроков не было, и он с утра залез под диван и катал что-то.
- Что он там катает? - спросила мать у Бубы.
Буба молчала и смотрела очень испуганно.
- Вовка, ты что там катаешь? - спросила мать.
- Старый волчок, - подумав, отвечал Вовка.
А Буба всё молчала и даже прижала руки к груди.
- Чего ты, девочка моя? - спросила мать.
Буба вздохнула дрожащим вздохом и упёрлась лбом в плечо матери.
На другой день, когда дети были в школе, мать отодвинула диван. Увидела что-то красненькое, засунутое за галун, у диванной ножки. Вытащила, посмотрела. Сразу узнала старухин напёрсток, который та надевала на указательный палец левой руки, чтобы не колола иголка.
Вовка украл! Как быть?
Пошла советоваться с Верой.
- Не знаю, что придумать. Он слишком мал, чтобы можно было напирать на моральную сторону. Припугнуть, что ли, да не знаю - как.
- Подожди, - сказала Вера. - Я придумаю. Я вечером зайду!
Вечером раздался звонок, да не простой, а три раза подряд.
Вошла Вера, страшно взволнованная.
- Что с тобой?
- Ужасно неприятная история, - отвечала Вера. - Представьте себе, что к нашей старухе залезли воры и утащили её красный напёрсток. Она очень испугалась. Потому что воры теперь знают дорогу в её дом и, наверное, ещё раз залезут. Так вот она дала знать в полицию, и там обещали сегодня же найти вора.
Четыре круглых голубых глаза смотрели в ужасе.
- А как же они смогут найти? - прижимая руки к груди, спросила Буба.
- Полиция-то? - удивилась Вера наивному вопросу. - Так она выпустит ищеек. Ищейки побегут по следу и живо найдут.
- А-а-а они по лестнице могут? - заикаясь, спросил Вовка.
- Ну конечно. Они же дрессированные.
«Ищейки» было ужасное слово. Конечно, это просто собаки, но какие-то узкие, мягкие, морды острые, длинные, извиваются и всюду пролезут.
- А-а-а как же они…
- Их привели к старухе, они всё обнюхали и сразу побежали по следу.
- Уже бегут! - задохнулась Буба. - Господи! Надо признаваться! Надо признаваться!
- Конечно, если вор признается раньше, чем ищейки его найдут, и вернёт напёрсток, то дело пойдёт к прекращению. А иначе - ужас.
- Что иначе? - прошептал Вовка.
- Разве ты не знаешь? - удивилась Вера. - Ищейки отгрызают вору все пальцы, один за другим. Так и слышно: хруп-хруп!
- Только кончики? - дрожа от отчаяния и надежды, спросил Вовка.
- Какое там! Станут они церемониться! Все пальцы. Целиком.
- А-а-а они уже бегут? - побелевшими губами спросил Вовка. И с последней надеждой: - А кто же им откроет дверь?
- Полицейские. Полицейские бегут за ними. Они и откроют.
- Надо признаваться! - закричала Буба, обняла Вовку и с визгом заплакала: - Мамочка, мамочка!
Вовка от ужаса затопал ногами:
- Мамочка, я ужасный вор! Я прельстился красненьким!
Мать дёрнула Веру за платье.
- Ну что ты наделала! - шепнула она с укором. - Нельзя же так. Всему мера.
- Мамочка! Беги к телефону! Скажи, что вор возвращает… Ради бога! Ищейки бегут.
Собак и полицию уговорили по телефону. Полиция согласилась сразу, но собак пришлось долго уговаривать. Оказывается, что они донюхались и до карандашей и страшно озверели. Пришлось им пообещать целую жизнь безупречной честности.
Когда всё наконец успокоилось, Вовка подошёл к матери, вздохнул облегчённо, но ещё дрожащим вздохом и сказал:
- Ну, теперь можно наконец переменить мне штанишки. Теперь нам уже ничто не угрожает.
* * *
Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.
- Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.
- Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. - Это чужая собственность. Ты должна сначала найти владельца, а потом уж можешь поднять, чтоб вернуть ему.
Буба отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь.
Человек шагал по честному пути толстыми ногами в связанных мамой гетрах, сурово сдвинув над круглым носом те места, где у взрослых растут брови. И от него пахло тёплым молоком и манной кашей.

Надежда Александровна Тэффи и её книги для детей Презентацию выполнила ученица 3класса МБОУ «Погорельская СОШ» Прохорова Виктория по руководством учителя начальных классов Черкуновой Е. Б.

Тэффи для детей Ее произведения печатались в сборниках классиков для детей.

Надежда Александровна любила писать юмористические рассказы. Она умела о серьёзных вещах рассказывать с усмешкой и юмором, помогала детям постигать секреты смешного.

Имя Надежды Тэффи малоизвестно в детских кругах, но её произведения захватывают юного читателя.

Так интересно, с юмором, названы произведения.

Вот страницы её произведений…

Заинтересовались? Возьмите книги в библиотеке! Приятного вам чтения и хороших впечатлений!

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»

Урок разработала учитель высшей категории МБОУ «Погорельская СОШ»Черкунова Е. Б.

Тема урока. Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога: с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования).

Задачи:

Развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты:

личностные УУД:

Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений;

Работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно ставить перед собой цели,

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре и в группе. участвовать в диалоге на уроке;

У читывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при анализе прозаических текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийные презентации, учебник, тетрадь на печатной основе, учебник Русский язык ч.2, сигнальные карточки – светофорчики, солнце и его лучики, конверт с письмом.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности. Оргмомент.

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Ребята, у меня в руках письмо от Анишит – Йокоповны.

(зачитываю)

Прозвенел у вас звонок, начинается урок.

На урок пойдете, в страну рассказа попадете.

Слушайте, думайте, анализируйте, отвечайте.

Надо вам, друзья, трудиться…

Вам нельзя лениться!

Сегодня у нас гости.

Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наше солнце светит весь урок!

Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора вам хочется зажечь в конце урока.

Консультанты доложите о выполнении учениками домашнего задания.

  1. Подготовка к восприятию. Постановка учебных задач.

Цель :формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности нового материала.

Вспомните название темы, которую мы изучаем. Что нам в этом поможет? (содержание)

Определите тему урока. Слайд 1

Поставьте цели .

Цель:

2. чтение и анализ произведения;

3.сравнение с другими произведениями этого раздела. Слайд 2

Как надо работать, чтобы достичь цели? Вспомните о чём нас просила Анишит –Йокоповна.

Работаем по теме урока.

Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?

По моей просьбе Асатрян Нвард подготовила к уроку выступление.

Посмотрите презентацию.

Что значит слово псевдоним? Узнаем из толкового словаря Ожегова .

Предоставим слово старосте класса.

Презентация» «Книги ТЭФФИ для детей». Оцените работу докладчика.

III.Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний.

Цель: развивать умения и навыки чтения, слушания и говорения;

формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.

Работаем с произведением .

Обратите внимание на название. Что заметили ? (*)

1. Словарная работа. Слайд 3

Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

Где можно узнать значение слов?

Откройте толковый словарь. Объясните значение трудных слов.

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек ) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость

Легальный – не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удастся

Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. (Правила морали будем изучать в 4 классе на уроке ОРКСЭ)

Познакомимся с содержанием рассказа.

2 . Чтение 1 части (комбинированно). Обмен впечатлениями.

– Кого заинтересовало произведение? Просигнальте светофорами.

3.Самостоятельное чтение. (1 абзац)

Прочитайте 1 абзац. (…….) и подумайте,

- Из этого отрывка понятно, о каком предмете идет речь?

Что значит «страсти»? (Страсти – это увлечения, чувства)

Какой предмет возбуждал страсть Вовки? Закройте глаза и представьте.

Такой? (показать карандаш).

IV.Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление.

Цель : организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; систематизация чувственного и этического опыта учеников.

Исследуем текст. Поработаем в группах.

Работа в группах.

1группа. Обсудите. Почему карандаш вызывает восторг у мальчика? (Перечитайте описание карандаша с. 58)

Найдите в тексте сравнения.

2группа . Вспомните, что такое контраст ? Найдите в тексте контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.

3группа . Обсудите действия мальчика. Какие пути он испробовал, чтобы заполучить карандаш?

4группа. Обсудите, понимал ли Вовка, что совершил преступление? Как он себя вёл? (с. 60).

У меня возник вопрос:

Зачем нужен карандаш вам? Понимал ли Вовка настоящее назначение карандаша.(с. 60)Докажите.

Я считаю, что в рассказе развиваются серьёзные события . Просигнальте свое мнение. Какую тему мы изучаем?

Просмотрите текст. Есть ли моменты, которые вызывают улыбку? Найдите.

Работа консультантов . Кому нужна помощь?

Сверьте свои мысли с образцом..

Прочитайте. Слайд 4

1.Предмет, возбуждающий его страсть вертелся под самым носом.

2.Карандаш - единственная радость мира.

3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови.

4. На другой день он переменил тактику.

5. Маленький, а отвечает басом.

Есть что дополнить?

Теперь догадались, почему произведение помещено в этом разделе?

Это серьёзное произведение или смешное?

Можно о серьезных вещах писать с усмешкой? Покажите свое настроение.

Вы хорошо потрудились. Отдохнём. (проводит ученица)

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

В руки карандаш возьмём.

Будем дружно рисовать

И друг другу помогать.

Глубоко вздохнем (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

IV.Продолжение работы по теме урока. Обобщение и выводы.

Цель: связать материал урока с ранее изученным и жизненным опытом учащихся.

Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

Вы осуждаете поступок Вовки?

Работа в парах. Слайд 5

Найдите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы? Обсудите с соседом по парте.

Выскажите свою точку зрения.

Бывают в жизни похожие ситуации?

Как называется рассказ? Н. Тэффи всерьёз дала ему такое название или с доброй усмешкой?

- Откуда появится второй карандаш? Предположите, как дальше будут развиваться события ?

Прочитайте строки: Слайд 6

Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.

Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.

Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. Это чужая собственность…Буба отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

Эти строки вы прочитаете в конце произведения. По ним можно предположить, что Вовка осознал свою вину?

VI. Домашнее задание:

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

2. По выбору:

а) нарисовать, каким вы себе представляете Вовку;

б) Нарисовать предметы Вовкиной страсти.

V .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель : осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Возьмите сфетофорчики и просигнальте. Кому понравился урок?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Все ли цели достигнуты?

Кто доволен своей работой на уроке? Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным? Оцените работу одноклассников.

Какое у вас настроение после урока?

Прикрепите свои лучики к нашему солнышку, пусть светит ещё ярче.

Спасибо за урок. (Прикрепляю свой лучик).

На память об уроке я хочу каждому из вас подарить предмет Вовкиной страсти – красный карандаш.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Надежда Александровна Тэффи Презентацию выполнила ученица 3 класса МБОУ «Погорельская СОШ»Зубцовского района Тверской обл. Асатрян Нвард. под руководством учителя начальных классов Черкуновой Е. Б. Р

Тэффи Надежда Александровна Настоящая фамилия - Лохвицкая. Это русская писательница и поэтесса. Тэффи – это псевдоним.

Родилась 1872 в Санкт-Петербурге.

Надежда Тэффи вспоминала: «Я родилась в Петербурге весной, a наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идёт дождь. Поэтому и у меня … два лица: смеющееся и плачущее». Её известность была столь широка, что появились духи «Тэффи» и конфеты «Тэффи».

Надежда Тэффи любила писать юмористические рассказы. Она всегда соединяла юмор с грустью….

Она сочиняла и веселые, лукавые песенки, придумывала к ним музыку и пела под гитару.

Надежда Тэффи прожила 80 лет. Умерла Тэффи в Париже в 1952.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока. Надежда Тэффи «Преступник»

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон. Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее наказанию. Надобности - необходимость, потребность, дело. Порядочный (человек) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость Легальный – не нарушающий закона Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой Выгореть - то же, что и удастся. Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели. Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. Словарная работа

11.Предмет, возбуждающий его cc трасть вертелся под самым носом. 2.Карандаш - единственная радость мира. 3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови. Маленький, а отвечает басом. На другой день он переменил тактику.

Обсудите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы? Работа в паре

…Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку. - Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял. - Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. Это чужая собственность… Буба с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ УРОКА Краткая характеристика класса:

Подбор учащихся сложный: уровень способностей у большинства учащихся ниже среднего, из 20 учащихся на «4» и «5» по итогам 1 триместра 3 человека. Из них 1 – на «5», 1 имеет 1 –«4» т. с. 2 ученицы обнаруживают высокие способности к обучению, 3 – занимаются на уровне выше среднего, но имеют по 1 -2 «3» по предметам по итогам 1 триместра, остальные слабые, уровень - ниже среднего и низкий.

У многих детей нарушено звукопроизношение, Хорошо то, что дети не стесняются своих дефектов. Ребятам свойственно доброжелательное отношение друг к другу, забота, готовность выручить одноклассника. Планируя урок, старалась учесть особенности учащихся класса. В целом в классе низкий уровень техники чтения и слабая долговременная память. Работать трудно.

При определении цели и задач учитывала программные требования, содержание учебного материала.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему, цели урока определяли сами ученики, оценивали свою работу и работу одноклассников.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения. Мне и детям очень нравится работа с презентациями.

На уроке привлекала внимание к дополнительным источникам, дети работали с толковым словарём Ожегова. Хорошо, что УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает такую работу (2 часть учебника «Русский язык» содержит словари). На уроке имела место межпредметная связь (урок русского языка?, урок ОРКиСЭ)). Я тщательно изучила текст произведения. Пришла к выводу, что он очень трудный. Практически каждое предложение заслуживает анализа, составляла задания, подбирала вопросы исходя из содержания текста.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска учеников в исследовании текста . Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Проблема, которая стоит передо мной на каждом уроке, низкий уровень чтения, чтобы заинтересовать учащихся, старалась применять разные виды работы с текстом, направленные на его неоднократное прочитывание.

Учебный материал урока соответствовал принципу доступности, был посилен для учеников класса, учитывались индивидуальные особенности учащихся. Дети показали высокий уровень активности. Это говорит о том, что урок им понравился.

Учащиеся доброжелательны друг к другу. Очень любят и умеют оценивать свою работу и работу одноклассников. Считаю, что этап рефлексии был проведен на высоком уровне.

Подводя итог, хочется сказать, что мне как учителю было интересно и приятно работать на уроке. Цели достигнуты. Урок удался.