Сочинение на тему: Жилин и Костылин в плену в повести Кавказский пленник, Толстой. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина (Толстой, "Кавказский пленник") Где жили жилин и костылин в плену

Жилин и Костылин разные судьбы сочинение 5 класс

План

1. Коротко о произведении.

2.1. Жизнь в плену.

2.2. Побег.

3. Мой любимый герой.

Л. Н. Толстой написал свой рассказ Кавказский пленник в 1872 году и посвятил его событиям Кавказской войны. В произведении на примере двух человек он описал нелегкую жизнь в татарском плену и военную доблесть русского узника.

Жилин и Костылин - разные персонажи и по характеру, и по образу мышления. Но однажды они оказались на одной дороге. Во время пленения Жилин вел себя как герой, отбивался и пытался убежать. А Костылин, напротив, струсил и, имея заряженное ружье и боевую лошадь, не то, что товарища не защитил, даже сам сбежать не сумел!

Примечательно, как оба эти офицера, находясь в одних и тех же обстоятельствах, вели себя по-разному. Жилин неизменно надеялся только на себя, постоянно искал возможности для побега, всегда вел себя правильно. Например, он занялся хорошим делом - мастерил куклы из глины и раздавал их местной детворе, ремонтировал вещи и лечил больных. Этим он завоевал уважение и симпатии татар.

Костылин же, напротив, вел себя пассивно и трусливо. Он, сетуя на судьбу, постоянно лежал в сарае, расслабляясь физически и душевно. Он ни к чему не стремился, не хотел бороться, всего боялся и ленился. На возможность выкупа оба товарища отреагировали различно. Жилин не хотел, чтобы пожилая мама платила за него непомерную плату, сторговался до пятисот рублей за свою свободу, да и то специально отправил письмо не по адресу. Костылин, напротив, обрадовался, что можно на кого-то скинуть ответственность за свое освобождение и бездеятельно стал ждать выкупа из дома.

Во время первого побега Жилин проявил себя стойким и мужественным человеком. Превозмогая боль в ногах от жестких колодок, он терпеливо сносил все препятствия, целеустремленно шел вперед, надеясь на лучшее. Его товарищ по несчастью, наоборот, всю дорогу ныл, жаловался и хотел вернуться назад в плен, а в последствии он так ослабел, что Жилин был вынужден тащить товарища на себе. В этом поступке проявились все самые прекрасные черты мужчины - доброта, самопожертвование, готовность прийти на помощь.

После возвращения к татарам, Жилин не перестал терять надежду на побег. Несмотря на страшные условия, в которых оказались пленники, Иван продолжал действовать, проявлять инициативу, бороться. Его оптимистический дух и жизнерадостный настрой, его неугасаемая энергия и целеустремленность во многом повлияли на результат. Сердечность и приятные манеры Жилина побудили хозяйскую дочь Дину оказать ему помощь в побеге. Рискуя, девочка помогла пленнику сбежать и даже проводила его за поселок.

Жилин счастливо добрался до своих, а Костылин, отказавшись от повторного побега, провел в плену еще месяц. Его, полуживого, ослабевшего, освободили, как только пришел выкуп. Конечно же, я в восторге от главного героя Жилина. Он - бесстрашный и мужественный человек, уверенный в себе и в своих силах, положительный и неунывающий. Он смог изменить свои обстоятельства, смог справиться, казалось бы, с невероятно сложной проблемой, смог выбраться из тяжелой ситуации достойно. У этого мужчины можно многому научиться, например, как быть оптимистом в непростых обстоятельствах, как стать хорошим другом, как правильно вести себя в непривычной обстановке.

>Сочинения по произведению Кавказский пленник

Жилин и Костылин в плену

В рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой противопоставляет двух героев, которые являются русскими офицерами. Несмотря на одинаковые условия, Жилин и Костылин в разных ситуациях проявляют себя по-разному, что не может остаться незамеченным. Так, например, они оба участвуют в Кавказской войне первой половины 19-го века, оба хотят на время уехать в отпуск повидать свои семьи и оба оказываются на опасной дороге, ведущей прямо в плен к татарам.

Жилин происходит из обедневшей дворянской семьи. У него одна пожилая мать и больше никого. Он привык все делать сам и всего добиваться сам. Костылин, в отличие от него, происходит из зажиточной семьи. По натуре он человек зависимый и слабый. Несмотря на то, что у него есть ружье и он мог спасти их обоих от татар, он не выстрелил, а лишь убежал в кусты. Аналогичное поведение просматривается и во время пребывания обоих героев в плену. Костылин сразу же от страха написал письмо домой под диктовку татар с просьбой о крупном выкупе. Тогда как Жилин не стал писать такого письма, пока их не накормили, не сняли с них кандалы и не дали свежую одежду.

За месяц, который офицеры провели в плену, мало что изменилось. Костылин все также раскисал по любому поводу и надеялся на скорый выкуп от родителей, а Жилин тщательно обдумывал план побега и делал подкоп под сараем. Попутно он помогал местным жителям чинить вещи, которые сломались, подкармливал собаку, хоть и сам не доедал и мастерил глиняные куколки для Дины – маленькой дочери татарина. За этот месяц жители аула его полюбили и зауважали. Одни называли его «джигитом», другие мастером.

Когда настала пора бежать, Жилин, конечно же, взял с собой товарища. Однако Костылин и на этот раз подвел. Он столько ныл по дороге, что ему обувь натерла ноги, что Жилин взвалил его такого грузного и толстого на себя и сам понес. Тогда их заметил татарин, проезжающий по лесу, и вернул пленных обратно. На этот раз их посадили в глубокую яму и ужесточили меры. На помощь пришла Дина – единственный настоящий друг Жилина. Не боясь, что ее накажут, она принесла Жилину длинную палку, с помощью которой он выбрался на волю.

После определенных трудностей, он все же смог добраться до своих и был освобожден, а Костылин так и остался сидеть в яме еще месяц, пока за него не заплатили выкуп. Посредством таких приключений автор сумел отчетливо показать, как складываются судьбы у людей с разными характерами, как смелость и отвага могут помочь в нужный момент, а трусость и малодушие подвести.

Жилин и Костылин – главные герои рассказа-были «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого.

Тема рассказа

Во время войны на Кавказе (воюют русские с горцами за территории) два русских офицера, Жилин и Костылин, отправляются в отпуск домой. По пути герои попадают в плен к татарам; за них просят выкуп. Жилин, не желая просить у своей старой матери деньги, затевает побег, но из-за неповоротливости Костылина затея срывается. Тогда офицер снова пытается бежать, и на этот раз ему улыбается удача - он спасается. А Костылина из плена спасают выкупом только через месяц.

Как ведут себя в плену офицеры Жилин и Костылин

Костылин – полноватый и тучный мужчина. На протяжении всего времени нахождения в плену он только и делает, что спит и считает время до выкупа. При этом Костылин не стесняется просить у семьи выкуп в огромном размере (5000 рублей). Для него главное, чтобы его поскорее спасли, и чтобы он оказался снова в удобных и комфортных условиях.

Жилин же ведет себя с точностью до наоборот. Он отказывается писать письмо своей матери с просьбой о выкупе, ведь он не хочет, чтобы она переживала за него и чтобы отдавала последнее, что у нее есть. Когда же татары силой заставляют Жилина написать это письмо, он пишет, но адрес указывает заведомо неверный. Офицер решает для себя: либо он выбирается из плена своими силами, либо ему придется погибнуть или остаться там до конца жизни. С целью спастись, Жилин начинает делать подкоп.

Кроме того, во время нахождения в плену Жилин занимается разными полезными делами, тем самым заслуживая внимание и уважение местных татар.

Например, он отличается тем, что:

  • делает куколки из глины для местных детей;
  • чинит хозяину-татарину остановившиеся часы;
  • ремонтирует ружья и прочие принадлежности местных жителей.

И даже во время побега Жилин стоит до последнего, держится изо всех сил, при этом не бросает Костылина, хотя тот несколько раз подводит товарища и не желает брать себя в руки ради их общего спасения.

Благодаря стойкости и волевым качествам, Жилину все-таки удается вырваться из плена.

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

  1. Формирование умений вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров;
  2. Развитие навыков сравнения на примере противопоставления Жилина и Костылина;
  3. Развитие речи учащихся и привитие навыка анализа текста.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Слово учителя: тема и цель урока.

III. Основная часть. На доске записаны три пункта, по которым будет идти работа на уроке:

  1. Поведение героев в критических ситуациях.
  2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.
  3. Отношение окружающих к героям.

1. Поведение героев в критических ситуациях.

Беседа по вопросам.

1) Какие критические ситуации в рассказе самые главные?

  • Жилин и Костылин попадают в плен;
  • Татары требуют выкупа;
  • Жизнь Жилина и Костылина в плену;
  • Первый побег из плена;
  • Второй побег.

2) Вспомните, как брали в плен Жилина и Костылина. Расскажите об этом так, чтобы мы увидели рассказанное как бы на экране. Нарисуйте словесную картину.

Жилин видит опасность – шестеро татар несутся наперерез, отступление невозможно. Тогда он с шашкой поскакал на красного татарина и наверняка срубил бы его, если бы пуля не попала в лошадь. Конь не просто упал, а “придавил хозяина”. Сначала двое татар бросились на Жилина, но он сумел скинуть их, тогда еще трое соскочили с коней и начали бить прикладами по голове. И только пятеро смогли скрутить Жилина, уже бывшего в беспамятстве.

Костылин (он рассказывает об этом Жилину уже в плену): увидевший татар Костылин “ожаривает лошадей”, бьет изо всех сил, но лошадь выбилась из сил, стала. Ружье у Костылина осеклось. Его нагоняет Абдул и увозит с собой.

Отношение к лошадям: Костылин нещадно “ожаривает” лошадь, Жилин – любовно относился, просит: “Матушка, вынеси…”

3) Прочитайте выразительно сцену требования выкупа.

Чтобы взять верный тон в чтении, надо сначала уяснить суть поведения пленников.

Каково же поведение Жилина и Костылина в сцене требования выкупа?

Жилин – отказывается платить большой выкуп.
Костылин – соглашается на выкуп в 5 тысяч, не торгуется.
Жилин – письмо пошлёт с неверным адресом, а всё равно торгуется, он гордый, смелый, не боится татар и их угроз.
Костылин – трусит, безвольный. Татары это видят и прижимают его.

- Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

Костылин – надеется на судьбу. Спит.

Жилину – всё интересно: обычаи народа, как сакля убрана, как татары одеваются, как едят, как ведут себя, когда у них горе, когда радость. Везде ходит, всё смотрит. Татарские дети полюбились ему, он стал им делать куклы. Активный, любознательный. В плену - мастерит, чинит. Цель – убежать из плена, место обследовать, собаку подкормить, чтоб не лаяла на беглецов, еду запасти.

4) Сцена первого побега из плена.

Жилин – трудно “копать от камней”. Заботливо разрыл яму пошире, чтобы его грузный товарищ мог пролезть.
Костылин – трусливый наблюдатель. Всего боится. Не помогает. Даже в дыру бесшумно пролезть не может. Во время побега ноет: то в сапогах ноги стер, то без сапог ноги обрезал.
Не смог далеко унести – взяли их татары, из-за Костылина побег сорвался.

5) Второй побег.

- Зачем Жилин мастерит кукол детям, чинит ружьё?

Чтобы расположить татар.

Зачем Жилин пошёл смотреть, как живет старик-татарин?

Осмотрительный Жилин почувствовал в старике-татарине опасного врага и, готовясь к побегу, хотел предвидеть все возможные препятствия.

Жилин – храбрый, Костылин – трусливый.

Жилин, пока жив, будет бороться за свободу, а Костылин – сломленный и покорный, он даже слушать не хочет ни о каком побеге.

2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.

Как Жилин и Костылин относятся к людям?

Доброе отношение Жилина к Костылину. Жилин доверяет ему, считает, что тот, как и всякий порядочный офицер, должен держать слово. А уговор был, когда поехали без обоза, не разъезжаться.

Встретились офицеры в плену, и ни слова упрека не услышал Костылин, хотя он один был виноват в плачевном положении их обоих.

Жилин заботится о Костылине: и за себя, и за Костылина высказывает требования татарам: колодки снять, кормить хорошо, дать одежду.

Жилин помнит и выполняет одну из заповедей Ветхого Завета: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”. Он и в плену заботится о матери (“Где она деньги возьмет? Она тем жила, что я посылал ей”), о Дине. Дружески относится к беднякам – татарам.

Костылин – спит, считает дни, когда деньги дойдут. Равнодушен ко всем.

Толстой умалчивает об отношении Костылина к людям – тоже средство его характеристики.

Жилин не насмехается над татарскими обрядами, уважительно и серьезно наблюдая чужие обычаи.

Костылин – равнодушный, трусливый, ленивый.

Жилин едет навестить старую мать, он тепло распростился с солдатами и по всему видно, что это хороший человек.

- В каком положении мы видим Жилина и Костылина в татарском ауле и воспринимают ли они всех жителей аула как своих врагов?

Суровые условия: рваная одежда, еда – вода и хлеб, иногда и просто тесто непеченое.

Жилин – в колодках, ему все интересно. Мирные татарские жители ему вовсе не враги, он им помогает, чинит все – кому часы, кому пистолет.

Костылин – жил, как раб. Ни с кем не знался – все ему враги. Не помогал готовить побег для них обоих.

- Что можно сказать об отношении Жилина и Костылина к людям из эпизодов первого и второго побегов?

Костылин ноет – “дороги не знает”, “не дойдем в ночь”, “сапоги ноги стерли”.

Жилин – терпит нытье Костылина. Тащит его, в сердцах думает: “И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел”. Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать, по-братски прощается с ним.

Дина – верный друг Жилина. Он заботится о ее безопасности. Передавая шест, говорит: “Снеси на место, Дина, а то хватятся- прибьют тебя”.

3. Отношение окружающих к героям.

Костылина жители аула не видят. Он сидит в сарае или спит.

Жилин: хороший, добрый человек, умелец. Люди просят полечить их. Хозяин выказывает расположение к Жилину, приносит ему снасть, щипчики, буравчики, подпилочек.

Дина – настоящий друг Жилина. Она молока принесет, лепешек, баранины кусок. Дина радовалась поделкам, сделанным для нее Жилиным: кукле, глиняным зверюшкам. Она помогает выбраться из ямы, проявляя настоящий героизм: притащила длинный шест, догнала Жилина, всунула лепешки, стала разбивать колодку, горько заплакала, увидев, что не сможет ее осилить.

Вывод: человек ответственен за зло и несправедливость, каждый должен, даже в трудных условиях, быть активным, сеять не вражду и злобу, а мир и доброе расположение людей друг к другу. Люди разных национальностей могут и должны жить в мире и дружбе.

- Почему татары решили убить только Жилина?
- Зачем привели Костылина, когда требовали выкуп с Жилина?

Татары считают Костылина неопасным, трусливым и пытаются добиться его согласия на все условия, “поставить в пример” непокорному Жилину.

- Жилин добр только по отношению к Дине?

Нет, он проявляет доброе отношение к матери, к солдатам, к Костылину, к татарам, к татарским детям.

Приносит ли пользу людям доброта Жилина?

Да, он все время делает что-то доброе людям, он заботлив, внимателен, участлив. Не сводит счеты с предавшим его Костылиным.

Учащиеся подбирают эпитеты, характеризующие героев рассказа.

Жилин: добрый, честный, смелый, любознательный, активный, трудолюбивый, деятельный, гордый, благородный, высоконравственный, великодушный.

Костылин: трусливый, пассивный, бездеятельный, безвольный, сломленный, покорный.

IV. Работа с иллюстрациями.

Кто изображен на всех 3-х иллюстрациях

Жилин, герой рассказа Л. Н. Толстого, в различных ситуациях.

Писатель не дает описания внешности Жилина. О нем лишь сказано: “А Жилин хоть не велик ростом, а удал был”.

Как представляете вы внешний облик героя?
- Совпали ваши мнения с образом, данным художником.
- Почему? В чём?
- Найдите слова, которые можно употребить в качестве подписи каждой иллюстрации.

1 картина: “Ударилась лошадь оземь со всего маху – навалилась Жилину на ногу”.
2 картина: “Сел Жилин, стал место разглядывать; стал смотреть в русскую сторону; туда, промеж этих двух гор, и бежать надо”.
3 картина: Дина стремилась помочь Жилину, освободить его от колодки.

V. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание: подобрать пословицы и поговорки, характеризующие главных героев.

  1. Правда светлее солнца.
  2. Смелость города берет.
  3. Храброму смерть не страшна.
  4. Не место красит человека, а человек место.
  5. Великому кораблю велико и плаванье.

Костылин:

  1. От волка бежал, да на медведя попал.
  2. В тихом омуте черти водятся.
  3. Не смейся, горох, не лучше бобов.
  4. Пустили козла в огород.
  5. Шило в мешке не утаить.

Второе задание состояло в рисовании понравившихся эпизодов рассказа. (“Создай свою иллюстрацию”).

Почему вы нарисовали этот эпизод?

VI. Выразительное чтение понравившихся отрывков.

Почему данные отрывки понравились?

VII. Выводы. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание – письменная работа “Жилин и Костыли н”.

Ребята, я думаю, “Кавказский пленник” никого не оставил равнодушным. Л.Н. Толстой в этом рассказе обращается к вам, детям, он учит вас отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить маму, считаться с другими, не бояться брать ответственность на себя. Спасибо за урок, добра вам и справедливости.

Ответ оставил Гость

Жилин и Костылин являются полной противоположностью друг друга.

1). Так при захвате в плен Костылин не помог Жилину обстрелять татар, не дождался его, а быстро удрал к крепости.
Жилин же, даже видя превосходство татар, оставшись без оружия, предпринимает различные маневры, чтобы от них уйти. Понимая, что ему это не удается, твердо решает, что в плен не сдастся и направляет лошадь на одного из татар в решимости его зарубить.

2). При разговоре с татарами о выкупе Жилин непреклонен, он хорошо понимает, что терять ему нечего, кроме жизни. Он дерзок, смел, пытается даже диктовать условия. Жилин уже сейчас твердо знает, что сбежит. Поэтому на письме домой пишет неправильный адрес. Он надеется только на себя и не хочет обременять свою маму.
Костылин же трусоват. Он не перечит татарам, со всем соглашается. Пишет письмо, лишь бы его кормили и с ним хорошо обращались. Татары даже ставят его в пример Жилину, говоря: «….ты все серчаешь, а товарищ твой смирный! »

3). Находясь в плену, Костылин ждет ответа и денег из дома. Он ничему не сопротивляется, смиренно ожидая своей участи. Иногда кажется, как будто он уже не живет. Хорошим подтверждением этому являются строки: «Костылин еще раз писал письмо домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит» .
Жилин же ему полная противоположность. Все, что он делает в плену -это шаг к его освобождению. Он, увозимый татарами в плен, в крови, с разбитой головой, пытается запомнить дорогу. В ауле он осматривает окрестности, в поиске дороги к своим. Он входит в доверие к татарам тем, что делает игрушки, ремонтирует различные предметы. Он даже «лечит» , хотя знает, что рискует, ведь этого делать он не умеет. Он создает подкоп, приваживает собаку, копит лепешки. Ему, в отличие от Костылина, некогда скучать.

4).Когде Жилин предложил бежать, Костылин испугался, заробел, он и не думал об этом. У него возникают одни вопросы. Весь побег Костылин является обузой: полез под стену - зацепился, загремел; ноги о камни поранил, устал, оленя испугался; всю дорогу ноет. Да и снова в плен они попадают только из-за него.
А у Жилина уже готов план. Он весь побег является для Костылина проводником. Он и дорогу ищет, и помогает ему идти, а когда тот уже не может передвигаться, то несет его на себе. Ему бы его давно бросить и идти одному, но об этом даже не задумывается. Он твердо знает, что «бросить товарища не годится» .

5). После неудачного побега Жилин хотя и приуныл, но все равно ищет выход из создавшейся ситуации. Он снова пытается подкапываться. Не удалось, он пытается просить помощи у Дины.
А Костылин совсем упал духом. Он разболелся, все стонет или спит.

Поведение и поступки этих героев говорят о том, что Жилин – человек смелый, дерзкий, мудрый, мужественный, целеустремленный, преданный.
А Костылин трусоват, неуклюж, робок. Вообще он похож на человека, просто