План финансово-хозяйственной деятельности учреждения. План финансово-хозяйственной деятельности

В плане ФХД бюджетные учреждения обобщают информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. Что учесть и как внести показатели в План бюджетному учреждению – в статье.

Единые требования к плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н. План составляйте в порядке и по форме, которые установит учредитель. Особенности для обособленных подразделений также определяет учредитель.

Федеральные учреждения формируют План ФХД в системе «Электронный бюджет » (письмо Минфина России от 15.12.2016 № 21-03-04/75209). Рассмотрим, как заполнить план ФХД бюджетного учреждения на 2019 год.

Порядок заполнения показателей в плане ФХД для бюджетных учреждений

В плане финансовой деятельности заполните заголовочную, содержательную и оформляющую части.

Текстовая часть

В текстовой части плана укажите цели и виды деятельности учреждения, перечень платных услуг или работ, общую балансовую стоимость движимого (в т. ч. ОЦДИ) и недвижимого имущества. А также другую информацию, которую требует учредитель.

Табличная часть

В табличной части плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2019 год укажите:

  • показатели финансового состояния (о нефинансовых и финансовых активах, об обязательствах);
  • плановые показатели по поступлениям и выплатам.

Как заполнить показатели финансового состояния бюджетного учреждения

Показатели финансового состояния отразите в плане ФХД на последний отчетный период перед датой его составления. В табличной части обособленно приведите:

  • стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества;
  • сумму дебиторской задолженности по доходам и по расходам;
  • сумму просроченной кредиторской задолженности.

Это установлено в пункте 8 приказа № 81н.

Образец плана ФХД бюджетного учреждения на 2019 год

Перед сдачей плана ФХД обязательно

Показатели по поступлениям в плане финансово-хозяйственной деятельности

Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:

  • субсидий на выполнение госзадания;
  • целевых субсидий;
  • субсидий на капвложения;
  • грантов:
  • поступлений от оказания услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, которые учреждения оказывают на платной основе;
  • поступлений от приносящей доход деятельности;
  • поступлений от реализации ценных бумаг.

Данные о приносящей доход деятельности в плане ФХД бюджетного учреждения

Данные о поступлениях от приносящей доход деятельности формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и стоимости их реализации. Такой порядок установлен в пунктах 8.1, 10 требований приказа № 81н.

Если в течение года получите доходы, которые не учли в Плане ФХД, внесите в него изменения.

Расходы бюджетных учреждений и план ФХД

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:

  • на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;
  • на социальные и другие выплаты населению;
  • на налоги, сборы и другие платежи;
  • на безвозмездные перечисления организациям;
  • на прочие расходы;
  • на закупку товаров, работ, услуг.

Обоснование показателей плана ФХД бюджетного учреждения

Обоснования составляйте раздельно по каждому источнику финобеспечения. И только если учредитель установил, что расходы в Плане ФХД по источникам не разделяются, расчеты не делите. Об этом сказано в пункте 11 приказа № 81н.

Утверждение плана ФХД бюджетного учреждения

План ФХД подразделения, в том числе с учетом изменений, утверждает руководитель бюджетного учреждения. Причем утвердить План ФХД нужно в сроки, установленные учредителем.

План ФХД бюджетное учреждение формирует и передает учредителю, чтобы он его утвердил. Учредитель вправе наделить таким полномочием руководителя бюджетного учреждения. Для этого учреждение издает распоряжение. Этот порядок установлен пунктом 22 требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

План финансово-хозяйственной деятельности, или ФХД бюджетного учреждения - это документ, содержащий сведения обо всех доходах и расходах предприятия. Его формируют на финансовый год и плановый период. В статье речь пойдет о создании и утверждении плана ФХД бюджетного учреждения.

План ФХД бюджетного учреждения на 2019 год

О правилах составления плана ФХД бюджетного учреждения говорится в приказе Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н. В нем содержатся основные требования, но конкретные правила органы госвласти и местного самоуправления определяют сами. Например, существуют: приказ Минсельхоза России от 08.02.2017 № 57 для бюджетных учреждений, которые находятся в ведении министерства, приказ МЧС России от 28.12.2016 № 702 для подведомственных учреждений и др.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Общее правило гласит, что утверждением ПФХД занимаются руководители бюджетных учреждений. Однако оно может быть изменено. К примеру, подведомственные МЧС бюджетные учреждения утверждают свои планы у руководителя соответствующего территориального органа МЧС.

Изменения в план ФХД бюджетного учреждения

В общем случае при необходимости изменений составляется новый план ФХД. Порядок внесения правок госорганы определяют самостоятельно. К примеру, Минсельхоз разрешает только те изменения, которые не связаны с законом о бюджете и сопровождаются обоснованием и расчетами. Федеральное агентство железнодорожного транспорта позволяет менять план не чаще, чем 1 раз в квартал.

Заполнение плана ФХД бюджетного учреждения

Разберем составление плана ФХД бюджетного учреждения. Документ состоит из 3 частей: шапка, содержательная часть и оформляющая. В первой части формы плана ФХД бюджетного учреждения указывается информация об учреждении, дата составления, период.

В содержательной перечисляются цели и виды деятельности учреждения, перечень работ и услуг, балансовая стоимость движимого и недвижимого государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление или купленного самим учреждением. В этой же части в таблице указывают финансовые показатели работы БУ. Отдельно прописывают расходы на закупки. Эти сведения позднее используют при составлении плана закупок. Кроме того, указываются сведения о средствах, которые передаются учреждению во временное пользование.

В заключительной части ставятся подписи ответственных должностных лиц.

Чтобы проверить, хватит ли средств на закупки, сделайте расчет плановых показателей. При расчете сформируйте показатели отдельно по каждому коду финансового обеспечения. В обосновании расходов учтите ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, стандарты и регламенты. Читайте, какие выплаты включить в расчет и как обосновать расходы.

Проверка ФХД бюджетного учреждения

Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения - объект внутренних и внешних контрольных мероприятий. Целью является определение законности, эффективности, результативности, продуктивности и целевого использования средств бюджета.

В ходе контрольных мероприятий выявляются факты:

  • нецелевого, неэффективного, неправомерного использования бюджетных средств;
  • нарушения правил ведения бухгалтерского учета, составления и представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

По итогу проверки составляет акт, в котором описываются все нарушения. Могут быть выявлены следующие:

  • расходование бюджетных средств с превышением необходимого (возможного) объема затрат, но при получении требуемого результата;
  • расходование бюджетных средств без достижения требуемого (заявленного) результата;
  • приобретение морально устаревшего оборудования или работ (услуг), выполняемых (оказываемых) с применением морально устаревших технологий (методов);
  • необоснованное накопление на счетах остатков денежных средств;
  • непогашение учреждениями в установленные сроки кредиторской задолженности при наличии соответствующих денежных средств;
  • неиспользование поставленного и оплаченного оборудования;
  • уплата авансовых платежей подрядным организациям по договорам, работы по которым на момент проверки не были начаты;
  • оплата проектно-изыскательских работ, которые не нашли своего практического применения и др.

План закупок и план ФХД

Сроки создания плана закупок привязаны к срокам утверждения плана ФХД бюджетного учреждения. План закупок должен быть сформирован в течение 10 дней с момента утверждения ПФХД. В течение 3 дней региональные и муниципальные заказчики публикуют готовый документ в ЕИС, а федеральные - в ГИИС «Электронный бюджет».

Правила составления плана закупок диктуют постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 (для федеральных заказчиков) и от 21.11.2013 № 1043 (для остальных заказчиков). Этот документ включает:

  • наименование и контакты заказчика, его ИНН, КПП, ОКОПФ, ОКПО, ОКАТО;
  • код каждой закупки;
  • цель процедуры;
  • объект закупки;
  • год публикации извещения;
  • сроки торгов;
  • обоснование закупочной процедуры;
  • данные о необходимости общественного обсуждения;
  • сведения об изменениях, которые были внесены в план;
  • дата утверждения плана.

Вложенные файлы

  • План ФХД - бланк.xls
  • План ФХД - образец на 2019.docx

Если в течение года появились незапланированные расходы, внесите изменения в план финансово-хозяйственной деятельности, план закупок и план-график. Разберемся, как и когда скорректировать планы.

План ФХД: когда внести изменения

Общая сумма, которую учреждение планирует потратить на закупки, должна быть расшифрована в таблице 2.1 плана ФХД. Расшифровку делают по периодам размещения заказов раздельно на оплату контрактов, которые заключили до начала очередного финансового года, и по году начала закупки (текущему, очередному и т. д.).

Кроме того, с 2017 года план финансово-хозяйственной деятельности в части плановых показателей по выплатам детализируют по кодам видов расходов и подтверждают расчетами (обоснованиями) (приказ Минфина России от 29 августа 2016 г. № 142н).

Расчеты (обоснования) плановых показателей составляют по расходам:

  • на выплаты персоналу (зарплата, командировочные);
  • на выплаты по уходу за ребенком;
  • на страховые взносы;
  • на социальные и иные выплаты населению;
  • на налоги, сборы и другие платежи;
  • на безвозмездные перечисления организациям;
  • на прочие расходы (кроме закупок);
  • на закупки товаров, работ, услуг.

Если нужно внести изменения в показатели расходной части плана ФХД, то учреждение обязано составить новый план (п. 19 приказа Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н). Это происходит, когда:

  • у учреждения изменились потребности в товарах, работах или услугах. Например, если его расходы увеличились или уменьшились;
  • образовалась экономия средств в результате выполнения госзадания. В таком случае указанные средства перераспределите на другие выплаты в зависимости от потребности учреждения.

Общую сумму расходов бюджетного учреждения на закупки, которая отражена в плане ФХД, надо детализировать в плане закупок для государственных или муниципальных нужд (п. 11.1 приказа № 81н). Соответственно, если в план ФХД учреждение вносит изменения, нужно скорректировать и расчеты (обоснования), а также план закупок.

Когда внести изменения в план закупок

Внести изменения в план закупок нужно не позднее 10 рабочих дней после того, как учредитель утвердил план ФХД.

Проверьте, чтобы показатели планов соответствовали друг другу (см. табл. 1).

Таблица 1. Соответствие показателей плана ФХД и плана закупок

Наименование показателя

План ФХД

План закупок

Общая сумма, запланированная на закупку товаров, работ, услуг

Графа 7 строка 2001 таблицы 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения) на 20__ г.»

Раздел «Итого по бюджетной классификации» строка «Итого объем финансового обеспечения, предусмотренного на заключение контрактов»

Код вида расходов по бюджетной классификации

Вид расходов, указываемый в графе 3 таблицы 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) на 20__ г.»

Разряды 30-33 идентификационного номера закупки

Рассмотрим на примере, какие показатели в планах должны соответствовать после того, как учреждение внесло в эти документы исправления.

Пример. У учреждения «Альфа» возникла потребность приобрести антивирусную программу. Бухгалтер составил новый план финансово-хозяйственной деятельности и отправил его на утверждение учредителю.

Показатели нового плана финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год:

  • 7 000 000 руб. - выплаты по расходам в общей сумме, в том числе:
  • 5 406 980 руб. - на закупки всего, в том числе по видам расходов:
  • 120 000 руб. - КВР 242;
  • 5 286 980 руб. - КВР 244.

Соответствие показателей в планах смотрите в образце.

Образец. Показатели плана ФХД и плана закупок

После того как изменили план ФХД и план закупок, внесите правки и в план-график, так как он формируется на основании плана закупок (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Одним из ключевых показателей запланированной закупки является ее идентификационный код, который уникален для каждого лота и соответствует коду, указанному в плане закупок.

Сроки для внесения изменений и размещения информации о них такие же, как и у плана закупок.

Напомню их:

  • в течение 10 рабочих дней после утверждения плана ФХД вносят и утверждают изменения;
  • в течение трех рабочих дней с даты изменения размещают информацию на сайте.

Как организовать документооборот

В учреждении план финансово-хозяйственной деятельности и предложения по внесению в него изменений формирует бухгалтерия, а план закупок и план-график - контрактная служба (контрактный управляющий). Избежать ошибок и штрафов, налагаемых на учреждение и сотрудников, можно только при согласованной работе этих служб.

Четкого взаимодействия между службами можно достигнуть, если установить зоны ответственности по планированию закупок и закрепить их в графике документооборота (см. табл. 2).

Таблица 2. График документооборота по взаимодействию служб

Наименование документа

Место представления

Срок представления

Срок обработки

Должность, Ф. И. О. ответственного

Проект расчетов (обоснований) к изменяемому плану ФХД

Контрактная служба

До момента внесения изменений

Специалист бухгалтерии

В течение двух рабочих дней (проверка наименований, сумм)

Специалист контрактной службы

Утвержденный план ФХД с расчетами (обоснованиями) после внесения изменений

Контрактная служба

В течение одного рабочего дня после утверждения

Специалист бухгалтерии

В течение семи рабочих дней (внесение изменений в план закупок и план-график)

Специалист контрактной службы

Измененные план-график и план закупок

Бухгалтерия, руководитель учреждения

В день внесения изменений

Специалист контрактной службы

В течение двух рабочих дней после представления (сверка суммовых показателей и утверждение)

Специалист бухгалтерии, руководитель

Утвержденные план-график и план закупок

Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»

В течение трех рабочих дней с момента утверждения

Специалист контрактной службы

Бюджетное учреждение вправе выбрать и согласовать для себя и иную схему движения документов. Важно, чтобы соблюдались требования законодательства по факту и срокам внесения изменений.

Как составить и изменить план ФХД на 2017 год

Главный редактор справочной системы "Экономика ЛПУ"

План ФХД составляют бюджетные и автономные учреждения, чтобы обобщить информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. В данной рекомендации рассмотрим, как составить или изменить план ФХД.

Основные изменения формирования плана ФХД на 2017 год

При формировании плана ФХД на 2017 год учтите изменения, которые Минфин России внес в приказ № 81н.

Главное изменение: к проекту плана ФХД на 2017 год необходимо приложить обоснования или расчеты плановых показателей, которые использовали при его формировании.

В этом году экономисту необходимо обосновать показатели проекта плана ФХД на 2017 год и плановый период. Информацию представьте учредителю в таблицах. Их заполните отдельно по кодам финансового обеспечения по следующим затратам:

– расходы персоналу;

– уплата налогов, сборов и иных платежей;

– расходы на закупки.

Минздрав России утвердил форму таких таблиц в приложении к приказу № 81н. Учтите: учредитель может изменить их формат. Например, ввести новые графы, строки, дополнительные реквизиты и показатели. Если какие-либо затраты не включены в план ФХД, таблицу по ним не заполняйте.

Пример: Расчет (обоснование) расходов на оплату земельного налога

Суть изменений

До внесения изменений

После внесения изменений

Обоснования (расчеты) плановых показателей по расходам:

– выплаты персоналу (зарплата, командировки);

– выплаты по уходу за ребенком;

– социальные и иные выплаты населению;

– безвозмездные перечисления организациям;

– прочие расходы (кроме закупок);

– закупки товаров, работ, услуг

На 2017 год нужно обосновать показатели проекта плана ФХД. Вместе с проектом плана отправьте учредителю расчеты плановых показателей.

Минфин России утвердил формы расчетов и правила, как их составлять

Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»

1. Изменили название графы 5:

«субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания»

«субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания из федерального бюджета , бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)»

2. Изменили, как заполнять показатель поступления от грантов по строке 120 графы 10:

На 2016 год учитывали только гранты из бюджета в виде субсидий

В плане на 2017 год учитывайте гранты из бюджета и гранты от физлиц и организаций

Как заполнить план ФХД

План ФХД составляют автономные и бюджетные учреждения (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. , п. 7 ч. 13 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г.).

Минфин России утвердил Единые требования к Плану ФХД (приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

План ФХД составляйте в порядке и по форме, которые установит учредитель. Особенности для обособленных подразделений также определяет учредитель. Об этом сказано в пунктах 2, 4, 16 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и пункте 2 письма Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 02-03-09/429.

План ФХД составьте на периоды, как утверждено законом (решением) о бюджете:

– финансовый год – на один год;

– финансовый год и плановый период – на очередной год и плановый период.

Учредитель в своем порядке вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей Плана ФХД. Например, по временному интервалу или в разрезе видов медицинской помощи.

Чтобы составить План ФХД на 2017 год показатели и сведения внесите в отдельные таблицы. Так, в таблицу 1 включите показатели финансового состояния. В таблицу 2 включите показатели по поступлениям и выплатам. При этом выплаты по расходам на закупку товаров, работ, услуг отразите в отдельной таблице 2.1. Сведения о средствах во временном распоряжении учреждения отразите в таблице 3. Справочную информацию включите в таблицу 4.

План ФХД состоит из заголовочной, содержательной и оформляющей частей. Данные в табличной части отразите в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой (п. 4 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 01.01.01 г. № 81н).

Заголовочная часть

В заголовочной части Плана ФХД укажите:

– в грифе «УТВЕРЖДАЮ»: должность уполномоченного утверждать план, его подпись с расшифровкой и дату. Предельную дату, чтобы утвердить План ФХД, устанавливает учредитель (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036);

– дату, когда составили документ;

– наименование учреждения;

– наименование подразделения, если План ФХД составляет подразделение;

– наименование учредителя;

– дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (подразделение): адрес фактического местонахождения, ИНН, КПП;

– финансовый год (финансовый год и плановый период);

Такие правила установлены пунктом 8 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 01.01.01 г. № 81н.

Как заполнить показатели по поступлениям и выплатам

Показатели Плана ФХД по поступлениям и выплатам заполняйте на этапе, когда Минфин России формирует проект бюджета на очередной финансовый год (плановый период). Основание для подготовки – информация от учредителя о планируемых объемах расходных обязательств:

– целевых субсидий;

– бюджетных инвестиций по полномочиям госзаказчика .

После того как утвердят закон (решение) о бюджете, показатели Плана ФХД уточните.

Показатели по поступлениям

Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:

– субсидий на выполнение госзадания;

– целевых субсидий;

– грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых по результатам конкурса;

– поступлений от приносящей доход деятельности.

Данные о субсидиях, грантах в форме субсидий и бюджетных инвестициях формируйте с учетом сумм по подразделениям на основании информации учредителя. А подразделения составляют эти данные на основании информации от головного учреждения.

Данные о поступлениях от приносящей доход деятельности формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и стоимости их реализации.

Если в течение года вы получаете доходы, которые не учли в Плане ФХД, то внесите в него изменения.

Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком минус (письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 02-06-10/225).

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:

– на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;

– социальные и другие выплаты населению;

– налоги, сборы и другие платежи;

– безвозмездные перечисления организациям;

– прочие расходы;

– закупку товаров, работ, услуг.

Общую сумму расходов на закупки товаров, работ, услуг детализируйте в плане-графике по Закону. А если проводите закупки по Закону, то в плане закупок.

Плановые объемы выплат формируйте с учетом нормативных затрат. Для федералов порядок расчета устанавливает Правительство РФ. А значения нормативов – учредитель (п. 14 постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 000).

На местах порядок расчета утверждают органы власти субъектов и местная администрация.

При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения самостоятельно определяют объемы выплат в пределах общей суммы субсидий на госзадание. В том числе перераспределяют средства по видам расходов, при этом обязательно уточняют показатели Плана ФХД.

Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, то отнеситесь внимательно к тому, на что вы хотите их потратить. Так, Минфин России допускает возможность расходовать сэкономленные средства субсидий на выплаты сотрудникам (командировочные, премии и т. п.) или, например, на выплату единовременного пособия учащемуся-сироте за прошлые годы.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030, от 17 октября 2014 г. № 02-05-10/52622, от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 бухгалтерской отчетности бюджетные и автономные учреждения представляют учредителю отчет об исполнении Плана ФХД.

Оформляющая часть

Оформляющая часть Плана ФХД должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за его содержание:

– руководителя учреждения или подразделения (уполномоченного им лица);

– руководителя финансово-экономической службы или другого уполномоченного руководителем лица;

– исполнителя документа.

Кто утверждает План ФХД

У бюджетных и автономных учреждений есть различия в порядке утверждения Плана ФХД.

План ФХД бюджетное учреждение формирует и передает учредителю, чтобы он его утвердил. Но по распоряжению учредитель вправе наделить таким полномочием руководителя бюджетного учреждения.

Автономное учреждение передает План ФХД на рассмотрение наблюдательному совету, который по итогам выносит заключение. Его копию учреждение направляет учредителю для ознакомления. А затем с учетом заключения наблюдательного совета План ФХД утверждает руководитель учреждения.

План ФХД подразделения, в том числе с учетом изменений, утверждает руководитель бюджетного (автономного) учреждения. Причем утвердить План ФХД нужно в сроки, которые установит учредитель.

Когда вносить изменения в План ФХД

Чтобы внести изменения в План ФХД, составьте новый План ФХД. Новые показатели не должны противоречить показателям в части кассовых операций по выплатам, которые были проведены до внесения изменений.

Изменения в показатели по поступлению и выбытию

Когда нужно внести изменения? Сделайте это, если в течение года у учреждения появились незапланированные доходы или расходы. В частности, изменения вносите:

в показатели по доходам, если поступит:

– страховая выплата по ОСАГО или КАСКО в результате ДТП с автомобилем учреждения;

– возмещение расходов , которые учреждение произвело ранее (например, возмещение больничных, от военкомата за время военных сборов);

в показатели по расходам, если:

– у учреждения изменились потребности в товарах, работах или услугах. Например, если расходы учреждения увеличились или уменьшились;

– образовалась экономия средств в результате выполнения госзадания. В таком случае указанные средства перераспределите на другие выплаты в зависимости от потребности учреждения.

Внимание: когда составляете План ФХД, старайтесь учесть все ожидаемые доходы и спланировать расходы учреждения в течение предстоящего года.

Вступление в силу

Порядок утверждения плана ФХД

Ранее было установлено, что план ФХД для бюджетного учреждения утверждает учредитель, который может передать эти полномочия руководителю бюджетного учреждения. В новой редакции все изменили. Теперь основная норма такая: план ФХД утверждает руководитель учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Таким образом, если учредитель предпишет подведомственному учреждению составлять план ФХД с учетом Приказа № 140н, не прочтя этот приказ внимательно, то он утратит право утверждать план ФХД для созданного им бюджетного учреждения.
Также добавлено указание, что решение об изменениях в план ФХД принимает руководитель учреждения (ранее этот вопрос не был регламентирован, что давало учредителю право выступать инициатором изменения плана ФХД).

Изменение таблицы данных о фактических показателях финансового состояния учреждения

Табличную часть плана теперь предваряет таблица 1 (ранее у этой таблицы не было номера), содержащая данные о фактических показателях по финансовому состоянию перед составлением плана ФХД. При этом так и не устранена проблема с выбором, на какую дату следует брать показатели для этой таблицы. Предписано, что на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана. Например, план ФХД на 2016 г. составляют в октябре 2015 г. На какую дату брать остатки для этой таблицы? С точки зрения логики следовало бы взять данные об остатках как можно ближе к октябрю. Например, на конец III квартала. Но для отчетов, содержащих необходимые показатели для таблицы 1, установлены следующие сроки:
- Баланс (ф. 0503730) - по состоянию на 1 января ;
- Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) - периодичность представления годовая ;
- Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) - периодичность представления ежеквартальная .
Поскольку в шапке таблицы 1 предусмотрено указание только одной даты, все данные в таблице должны быть на одну дату, то есть на 1 января. Наверное, есть в этом какой-то глубокий смысл - планируя доходы и расходы на 2016 г., учитывать остатки по состоянию на 1 января 2015 г. Но при этом в текстовой части плана ФХД необходимо указать данные об остатках имущества на дату составления плана.
По сравнению с прежней редакцией Приказа № 81н в перечень данных «на последнюю отчетную дату перед составлением плана ФХД» добавлены данные об остатках денежных средств на счетах, на депозитах и данные о других финансовых инструментах.

Измененная структура таблицы с данными о плановых поступлениях и выбытиях

Это новшество заслуживает наибольшего внимания, потому что таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» - это, собственно, и есть сам план ФХД. В прежней редакции эта таблица не имела номера, имела другую детализацию показателей как по графам, так и по строкам. Но при этом большая часть изменений связана только с оформлением, а не с составом показателей.

Изменение состава граф таблицы 2

В предыдущей редакции графы таблицы обеспечивали детализацию по видам счетов:
- по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих ведение лицевых счетов учреждений (то есть по движениям, подконтрольным органам казначейства);
- по счетам, открытым в кредитных организациях (то есть по движениям, не подконтрольным органам казначейства).
Детализацию доходов по видам финансового обеспечения предписано было отражать в таблице по строкам в показателе Поступления от доходов. Как следствие такой структуры, не было предусмотрено в плане ФХД разбивать расходы по кодам вида финансового обеспечения (хотя такое право у учредителя было). И такой план был совершенно бессмысленным при наличии более чем одного вида финансового обеспечения. Так, расходы на закупку основных средств за счет приносящей доход деятельности и за счет субсидий на иные цели суммировали в одну строку плана, хотя это принципиально разные расходы. Кроме этого, не было предусмотрено никакой детализации начальных и конечных остатков средств по видам источников.

В новой редакции детализация по видам счетов отсутствует, зато графы таблицы соответствуют возможным видам финансового обеспечения:
- графа 5 - субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
- графа 6 - субсидии, предоставляемые на иные цели;
- графа 7 - субсидии на осуществление капитальных вложений;
- графа 8 - средства обязательного медицинского страхования;
- графа 9 - поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, всего;
- графа 10 - в том числе гранты (которые предоставляют из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по кодам 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям» или 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» видов расходов бюджетов).
При этом, как и ранее, детализация расходов по видам источников необязательна, и производят ее только в случае принятия учредителем решения о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения. Но для остатков, а также поступлений и выбытий финансовых активов разбивка по видам источников обязательна.

Изменение состава строк показателя Поступления от доходов

В первую очередь из этого показателя исключены данные о поступлениях, не относимых к доходам, - поступления финансовых активов (в том числе заемных средств). Например, поступление на лицевой счет денежных средств в пути. Эти данные теперь следует отражать в соответствующем показателе Поступление финансовых активов.
В остальном показатели этого раздела такие же, как и в предыдущей редакции. Только иначе расположены.
Большая часть ячеек этого раздела перечеркнута. Доступны только те ячейки, которые отражают допустимое сочетание вида доходов и источника. Так, вид дохода «доходы от собственности» (строка 110) доступен только для источника «доходы от приносящей доход деятельности» (графа 9).
Строка 110 «доходы от собственности» - КОСГУ 120 (только графа 9).
Строка 120 «доходы от оказания услуг, работ» - КОСГУ 130 (по графе 9), 180 (по графам 5 и 8).
Строка 130 «доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия» - КОСГУ 140 (только графа 9).
Строка 140 «безвозмездные поступления от наднациональных организаций, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций» - КОСГУ 152 (только графа 9).
Строка 150 «иные субсидии, предоставленные из бюджета» - КОСГУ 180 (по графам 6 и 7).
Строка 160 «прочие доходы» - КОСГУ 180 (по графам 9 и 10).
Строка 180 «доходы от операций с активами» - КОСГУ 410-440, 620-640 (по графе 9).

Изменение состава строк показателя Выплаты

В первую очередь из этого показателя исключены данные о выплатах, не относимых к расходам, то есть выбытие финансовых активов (в том числе возврат заемных средств). Эти данные теперь следует отражать в соответствующем показателе Выбытие финансовых активов.
Принципиальное новшество - детализация расходов не по КОСГУ, как в предыдущей редакции, а по кодам видов расходов бюджета (КВР). Это изменение связано с общим движением Минфина России в сторону избавления от КОСГУ. Но классификация КОСГУ настолько прочно встроена в систему учета, отчетности и кассового исполнения в бюджетных учреждениях, что процесс этот будет долгим. На сегодня бухгалтеры бюджетных учреждений вообще про классификацию КВР ничего не знают и знать не должны. Потому что классификация КВР пока еще предназначена только для исполнения бюджетов.
Указаниями предписано , что виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов, и приведен перечень видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов). Поэтому и назначено введение в действие Приказа № 140н по составлению плана ФХД на 2017 г. Очевидно, к середине 2016 г. Минфин России планирует ввести КВР в практику бюджетных учреждений.
Но как быть тем учреждениям, которые учредитель обяжет перейти на новую редакцию Приказа № 81н уже сейчас? У учредителя не будет проблем с пониманием плана ФХД, составленного в разрезе КВР, потому что участники бюджетного процесса работают с этой классификацией уже не первый год. А у бюджетного учреждения?

Для выплат персоналу бюджетных учреждений подобрать полностью соответствующий КВР затруднительно, потому что в действующей классификации КВР предусмотрены выплаты персоналу казенных учреждений, персоналу органов власти и персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны. Кроме того, в таблице 2 не предусмотрена строка для отражения иных выплат персоналу, кроме оплаты труда.

Если исходить из общей логики классификатора КВР, то получим следующее:
- строка 210 «выплаты персоналу, всего» - КВР 110;
- строка 211 «оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» - КВР 111 - зарплата, КВР 119 - платежи в фонды;
- строка 212 (ее нет, но должна была быть) «прочие выплаты персоналу, кроме оплаты труда» - КВР 112;
- строка 220 «социальные и иные выплаты населению» - КВР 300;
- строка 230 «уплата налогов, сборов и иных платежей» - КВР 850;
- строка 240 «безвозмездные перечисления организациям» - КВР 860;
- строка 250 «прочие расходы (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг)» - КВР 830, 880;
- строка 260 «расходы на закупку товаров, работ, услуг» - КВР 241-245.

Новые показатели Поступление финансовых активов и Выбытие финансовых активов

Плановые показатели поступления финансовых активов (кроме доходов) и выбытия финансовых активов (кроме расходов) вынесены отдельно. В строках этих показателей следует отражать в первую очередь поступление и выбытие заемных средств, а также увеличение и уменьшение безналичных денежных средств за счет перевода в (из) другие (других) виды (видов) финансовых активов, поступление и выбытие денежных средств в пути.

Новая таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Ее номер указывает на то, что эта таблица - разъяснение к показателям таблицы 2. Еще в 2013 г. было предписано , что общая сумма расходов учреждения на закупки, отраженная в плане ФХД, подлежит детализации в плане закупок. Но не было предусмотрено какой-либо таблицы для отражения этого.
Теперь такая таблица есть. При этом плановые показатели по расходам по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4-6 по строке 0001 таблицы 2.1. То есть вся таблица 2.1 предназначена для того, чтобы расшифровать единственную строку таблицы 2 - сколько запланировано произвести закупок товаров, работ, услуг. При этом не предусмотрена какая-либо разбивка таблицы 2.1 по видам финансового обеспечения. То есть и закупки за счет выручки от ПДД, и закупки за счет субсидий на иные цели, и за счет любых других источников - все будет свалено в общую кучу (даже если в таблице 2 расходы будут развернуты по источникам). Также в таблице 2.1 не предусмотрено никакой разбивки по каким-либо кодам расходов.

По графам таблицы 2.1 предполагают отражение показателей по способу закупки («всего закупок», «в том числе закупок по Закону № 44-ФЗ» и «в том числе закупок по Закону № 223-ФЗ»), а также по годам - закупок в плановый год, закупок через год, закупок еще через год. Понятно, что графу «через год» и «еще через год» заполняют только в случае составления плана ФХД на трехлетний плановый период, что, в свою очередь, допустимо только в случае, когда бюджет публично-правового образования принимают более чем на год.

Таким образом, строк в таблице 2.1 получаем всего три:
- в строке 1001 следует отражать те закупки, которые будут произведены на основании договоров, которые уже заключены или будут заключены до начала очередного финансового года;
- в строке 2001 следует отражать те закупки, которые еще только планируют совершить. Причем не понятно, надо ли отражать в этой графе закупки, производимые у единственного поставщика на сумму до 100 000 руб. в пределах 5%? Очень похоже, что эти закупки указывать не надо, но в таком случае не будет выполнено