Отчет о поездке «Старые мастера с Коллекционером М. Е

Март 2012 г.

Отчет

В марте этого года слушатели Института арт бизнеса и антиквариата отправились в незабываемое арт-путешествие по знаковым для любого антиквара местам Бельгии и Голландии. Нашим консультантом выступил один из крупнейших коллекционеров старых мастеров в России Михаил Ефремович Перченко, прекрасно ориентирующийся на европейском арт-рынке. Вот основные вехи нашего путешествия:

TEFAF-2012

Мы с нашими студентами не могли пропустить юбилейную выставку TEFAF - крупнейшую ярмарку антиквариата в Европе, которая в 2012 году отмечает 25-летие. TEFAF является синонимом высочайшего качества - от тщательного выбора экспонентов (арт-дилеров и галерей) до строгого отбора работ, предназначенных для выставки. Ярмарка расширяет спектр своей работы, и сегодня на TEFAF представлены практически все виды искусства от древности до современности, включая дизайн.


Беседа с руководством галереи «De Jonckheere».: И. А. Колосова, М.Е. Перченко, Франсуа и Жорж Де Жонкер. Галерея специализируется на продаже работ Брейгелей и других старых мастеров, является членом «Палаты экспертов-искусствоведов Бельгии» и «Национального синдиката французских антикваров». В этом году их стенд украшали первоклассные работы Питера Брейгеля Младшего и Лукаса Гасселя.


Каждый предмет, выставляемый на TEFAF , проходит двухдневную проверку специалистов до начала выставки, и эта мера проверки TEFAF является беспрецедентной среди подобных антикварных ярмарок.Несмотря на это, наши студенты не преминули применить приобретенные в Институте Арт бизнеса и Антиквариата знания на практике и тщательнейшим образом изучали экспонаты.

Маастрихт



После посещения ярмарки TEFAF , мы с удовольствием прогулялись по предвечернему Маастрихту - одному из самых древних городов Нидерландов, ведь он был основан еще римлянами. При этом внешний облик и атмосферу города называют неголландскими и сравнивают с Францией или Германией. Сегодня Маастрихт является признанным культурным центром и ежегодно собирает ценителей искусства со всего мира на самое престижное и заметное событие - крупнейшую ярмарку антиквариата.

На знаменитой улице антикваров в Маастрихте развиваются флаги TEFAF .

Амстердам

Амстердам - крупнейший исторический центр Европы с богатыми культурными традициями - встретил нас прекрасной погодой и морем тюльпанов.



Первым делом мы направились в Государственный музей, а именно так переводится название Rijksmuseum - самый крупный художественный музей не только в Амстердаме, но и во всей стране. Безусловно, объектом нашего пристального интереса явилась впечатляющая коллекция полотен золотого века голландской живописи (Рембрант, Франс Халс, Ян Штейн и Ян Вермеер). Главное место в экспозиции музея отведено «Ночному дозору» Рембрандта. В 1906 году здание музея было специально перестроено ради размещения этой картины. Кроме того, музей богат прекрасными коллекциями раннеголандской живописи, гравюр, а также картин и артефактов азиатской и египетской культур. Сейчас музей частично закрыт на реставрацию, и доступ открыт только в одно, уже отреставрированное крыло Филипс.



Работа кисти Питера Санредама 1657 г. изображает Сити Холл города Амстердама с многочисленными художественными лавками.

Группа Института арт-бизнеса и антиквариата в современном Амстердаме



Наша группа в Рёйксмузеум

Рембрандт Ван Рейн. Портрет Йоханнеса Виттенберга. 1633. Рёйксмузеум

Дельфт

Еще одним пунктом на карте нашего путешествия стал Дельфт. Широкую известность город получил благодаря производству дельфтского фарфора, повторяющего секреты китайского фарфора. Местные ремесленники основали так называемую дельфтскую школу росписи, добавив к традиционным бело-голубым цветам новые оттенки.



Бюст Принца Уильяма III , дельфтский фарфор, 1695-1700

Мотивы дельфтского фарфора повсюду - даже в убранстве парков



В Дельфте, как и повсюду в Голландии, любимый вид транспорта - велосипед.

Дельфт - это город, в котором родился великий голландский художник Ян Вермеер, в творчестве которого широко отражены дельфтские мотивы.

Мы посетили музей Принсенхоф, известный своей коллекцией работ дельфтских мастеров XVI и XVII веков, дельфтского фарфора, серебра и современного искусства. Музей расположен в здании монастыря святой Агаты, построенном около 1400 года в позднеготическом стиле.

Ко всеобщей неожиданности в одном из залов музея Михаил Ефремович Перченко обнаружил работу кисти неизвестного художника, датированную 1611 г. На картине изображены трое братьев Де Шатильон-Колиньи, один из которых - Гаспар II де Колиньи - давний предок Михаила Ефремовича. Он известен как Адмирал де Колиньи , сеньор де Шатильон, адмирал Франции — французский государственный деятель, выступивший одним из лидеров гугенотов во время Религиозных войн во Франции и погибший в Варфоломеевскую ночь.

Антверпен

Город Антверпен, в котором творил Рубенс, известный продажей алмазов, уникальными памятниками истории и архитектуры, привлек нас, прежде всего, уникальным Музеем Майер ван ден Берга. Нашу группу приветствовал почетный директор Музея - господин Ханс Ниудорп. Он подробно рассказал нам о редкой коллекции - она была собрана во второй половине 19 века Фрицем Майером ван ден Бергом и насчитывает свыше 4000 произведений искусства, среди которых: живопись 13-18 в.в., скульптура 12-18 в.в., графика 16-19 в.в., а также предметы декоративно-прикладного искусства Романской и Готической эпох.



Музей Майер ван ден Берг



Г-н Ханс Ниудорп - почетный директор Музея Майер ван ден Берг - проводит экскурсию для нашей группы


Группа Института арт бизнеса и антиквариата с почетным директором музея г-ном Ниудорпом

Создание этого музея - дело рук матери коллекционера, стремившейся сохранить для потомства собрание своего сына. Она подарила коллекцию городу Антверпен, а город, в свою очередь, сохранил это бесценное собрание, превратив его в музей. Ван ден Берга как собирателя особенно привлекали Средневековье, Северное Возрождение, а также «Золотой век» голландской живописи. Питер Брейгель Старший, Саломон ван Рейсдаль, Филипс Воуверман, Питер Клас, Вилем Клас Хеда, Ян ван Хейсум - вот лишь немногие из прекрасных мастеров, увиденных нами в музее.


Питер Брейгель Старший. Безумная Грета. 1562

В экспозиции музея представлена наиболее загадочная картина кисти Питера Брейгеля Старшего «Безумная Грета». В центре композиции изображена худая злобная женщина с дикими глазами. Она несется по голой каменистой земле к входу в преисподнюю, обозначенному огромной разверстой пастью Левиафана . В основу фантасмагорической композиции картины положена народная легенда позднего Средневековья о безумной, неистовой старухе, ведьме , "злой Мегере ", которая отличалась воинственным характером, и ее именем пугали маленьких детей. Содержание работы истолковывали как попытку художника показать конец Света, круговорот вещей, "переход одного состояния в другое" — органического в неорганическое, жизни в смерть и добра в зло, круговорот жизни и "перевернутый мир" , торжество безумия ...



Виллем Клас Хеда. Натюрморт с. Ян ван Хейсум. Букет кубком из раковины. 1655.

Музей оставил незабываемые впечатления: старинный патрицианский дом 15 века с узкими винтовыми лестницами и резными дверями, интимная и уютная атмосфера, своеобразие экспозиции, отражающей вкус и характер собирателя, приятная и интересная беседа с г-ном Ниудорпом - человеком, посвятившим долгие годы работе в Музее и знающим его досконально.

Брюгге

Брюгге лучше всех других бельгийских городов сохранил средневековый отпечаток. Он уникален тем, что храмов и музеев в нем едва ли не больше, чем жителей. В 2000 году исторический центр Брюгге был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного культурного наследия. Весь город вдоль и поперек изрезан множеством узеньких каналов, а вдоль них плотными рядами выстроились разноцветные резные фасады.



Однако не только достопримечательностями славится Брюгге. Мы отведали все то, чем по праву гордится бельгийская кухня, и прежде всего, морепродукты, бесчисленные сорта пива и вкуснейший шоколад.



Бельгия славится своими морепродуктами, а из напитков, конечно же, пивом, которого там варят более 600 сортов. Даже для небольшого бара 20 сортов - обычный ассортимент.

Корону шедевров этой удивительной страны по праву заслуживает бельгийский шоколад! Не случайно Брюгге называют Меккой для шоколадоголиков

Мы с удовольствием пообщались с владельцем галереи старых мастеров - господином Жаном Мустом.



Галерея Жана Муста - Искусство 17 века

Прекрасный образец жанра натюрморт, работа неизвестного автора второй половины 17 в. из коллекции Жана Муста



После удачной сделки, заключенной на наших глаза, Жан Муст угощает нас бельгийским вишневым пивом

Также мы посетили Поля де Гранде - одного из крупнейших маршанов Европы - в его собственном замке недалеко от Брюгге. Уже более 40 лет он успешно сотрудничает с арт-дилерами и декораторами Европы, США и России. Поль еженедельно путешествует по Европе в поисках уникальных антикварных предметов, в результате в его коллекции их более 8000 - мебель, скульптура, шпалеры, предметы декоративно-прикладного искусства 16-19 веков.

Антикварные предметы, которые предлагает господин Де Гранде своим клиентам - многочисленным арт-дилерам - окружают его в обычной жизни. Цены, предлагаемые Полем покупателям, значительно ниже цен арт-дилеров, что позволяет им заложить в цену свой интерес. Все предметы, как правило, не имеют больших реставрационных вмешательств и представлены в различных ценовых категориях.



Замок Поля де Гранде - несколько километров антиквариата.









Редкие экземпляры мебели из коллекции Поля де Гранде




Михаил Ефремович Перченко рад встрече со старым другом Полем де Гранде

Гент

В город Гент мы приехали, чтобы, прежде всего, увидеть уникальный Гентский алтарь, а также один из наиболее известных художественных музеев Бельгии - Музей изящных искусств. Музей основан в 1798 году и входит в число самых древних музеев Бельгии , славясь разнообразием живописной коллекции, охватывающей период от Средневековья до начала XX века.

Церковь является одним из самых красивых соборов Фландрии и отличается как своей архитектурой, так и богатством культурно-исторических ценностей. Более того, это самая старая из сохранившихся церквей, первое упоминание о которой относится к X в. Гентский алтарь, установленный в готическом Соборе Святого Бавона, - самый большой и наиболее сложный алтарь, созданный в Нидерландах в 15-ом столетии. В мае 1432 года алтарь был показан собравшимся и с тех пор является целью паломничества художников и любителей искусства. Долгое время Гентский алтарь считался совместным творением братьев ван Эйк, старший из которых - Губерт - был якобы жителем Гента и начал работу над алтарем, но умер, не успев ее закончить. Младший же - Ян - завершил алтарь. Об этом говорится в надписи, которая сохранилась на раме алтаря. Однако в живописи алтаря не обнаружено никаких следов второй руки, поэтому многие исследователи считают, что Губерт - фигура целиком вымышленная, и единственным автором произведения стоит признать Яна.

Гаага

Мы не могли обойти своим вниманием один из наиболее посещаемых музеев в Нидерландах - Королевскую галерею Мауритцхёйс в Гааге. В качестве музея она имеет почти двухсотлетнюю историю и обладает отборным собранием полотен голландских художников «золотого века» — Иоганнеса Вермеера, Рембрандта ван Рейна, Яна Стена, Паулюса Поттера и Франса Халса. Также здесь выставлены несколько работ Гольбейна Младшего.

Особенностью галереи является тот факт, что Маурицхёйс оставался государственным музеем до тех пор, пока не был передан в распоряжение специализированного фонда в 1995 году.




Королевская галерея Мауритцхёйс в Гааге

Работа Адриана Брауера - одного из крупнейших мастеров фламандского бытового жанра. Он пользовался признанием уже в XVII в., его картины покупали, в частности, Рембрандт и Рубенс



Копия с оригинала . Хуго ван дер Гус. Снятие

с креста. 16 в., Королевская галерея Mauritshuis

Хуго ван дер Гус - копия начала 16 в. из коллекции М.Е. Перченко

В экспозиции королевской галереи Мауритцхёйс находится копия работы Хуго ван дер Гуса, датированная 16 веком. В собрании Михаила Ефремовича Перченко, выставлявшегося в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, также есть копия этой работы начала 16 века, т.е. более ранняя, и соответственно, более ценная. Нам было интересно сравнить два этих произведения, и еще раз оценить, в какой замечательной компании мы оказались, ведь Михаил Ефремович поистине уникальный коллекционер и знаток своего дела.

Всего за 6 дней путешествия мы увидели так много прекрасного, завязали новые профессиональные знакомства, получили бесценные консультации по атрибуции и экспертизе антиквариата от лучших специалистов Европы. Известно, что хорошего искусствоведа отличает насмотренность, и арт-путешествие с Михаилом Ефремовичем Перченко пополнило багаж наших знаний и навыков.

Париж. Начало нашего пути. Мы живем в отеле Rochester, а завтракаем в соседней булочной за углом - там круассаны и эклеры привычные для парижской жизни и провинции. Михаил Ефремович Перченко не только великий антиквар, он - гурман, и мы с радостью подчиняемся его руководству в сфере выбора вин, мест для приятного ужина компанией единомышленников, и даже завтраков!

В наш первый день мы посетили основные антикварные места правого и левого берегов Сены. «Тот, кто торгует на правом берегу, никогда не идет на левый берег и наоборот», - говорит М. Перченко.

Мы были в галереях Стейница, Louvre antiq, в галерее Vitte, но больше всего запомнилась нам фамильная галерея в третьем поколении «Galerie De Jonckheere». Они владеют одной из самых значительных коллекций Брейгеля (вернее Брейгелей) в мире. Семья открывает новый офис в Женеве и, несмотря на финансовый кризис, произведения первого уровня продолжают расти в цене и находят своего покупателя.

Отель на улице Фобур-Сент-Оноре: нам удобно гуляючи посетить все основные намеченные места нашего путешествия.


Михаил Ефремович и Axel Van der Stappen - племянник господина de Jonckheere и активный опытный арт-дилер.

Фабрика антиквариата - Дрюо.

Арт-дилеры здесь, как рабочие у станка. Ни в одном, пожалуй, месте так не ощущается потребительская стоимость вещи, как здесь. Не до сантиментов. Продано!


Дрюо открывается в 11:00, но люди собрались до открытия. Торги начинаются в 14:00 сразу в 20-30 залах.


Представлен антиквариат самого разного ценового диапазона. Например, так называемая «корзина» — ящик с предметами может иметь эстимейт 2-3 евро.

Брюгге: северная Венеция. Брюгге: шоколад, пиво, даже ягодное, каналы, антиквариат.


Нас фотографировал Поль... Ну, вообще ему простительно… после плотного ужина с выбором гурмана М. Е. Перченко.


Пиво. Для каждого вида свой бокал. Пиво к событию: Новый Год.

Брюгге: галерея Старых мастеров

Более 20 лет Жан Муст продает фламандское и немецкое искусство 17 века и его репутация в этом мире безупречна. Каждую картину Жан тщательно атрибутирует. У Жана 3-е детей, но похоже, что и картины в его галерее словно счастливые дети.

Имя Поля, де Грандэ широко известно в узких кругах серьезных коллекционеров и арт-дилеров.

Имя Поля Дэ Грандэ значит незапятнаную репутацию, высококачественную предметность с минимальной необходимостью к реставрации, широкий выбор предметов ДПИ и мебели 16-18 в. и высокий уровень сервиса. Кроме того, Поль прекрасный собеседник за столом.


Поль де Грандэ


Поль де Грандэ, отвечая на вопрос, стремится показать клейма этой фарфоровой люстры. Предположительно Мейсен.


Вечерняя прогулка по Брюгге после ужина в ресторане Breydel De Coninc: специализируется на свежих лобстерах, угре и мидиях. Наша группа, П. де Грандэ, М. Перченко на Ратушной площади .

Поль дэ Грандэ стал маршаном в послевоенное время. «Тогда никто и не думал об антиквариате», — рассказывает он. И дело пошло. Через несколько лет он приобрел замок, расположенный в 30 км. от Брюгге, затем ему стало не хватать площадей для расположения антикварной мебели, и на своей территории он построил специальный дом мебели.


М.Е. Перченко и П. де Грандэ.


Дом мебели де Грандэ


Замок де Грандэ

Поль живет в замке, где антиквариат везде: в детской, в спальне, в гостиной, даже в лифте. Предметы используются в быту и тут же продаются. И это органично! «И только мансарда отдана отдыху от антиквариата» — говорит Поль.

Знаменитая блошка - Саблон - в Брюсселе нас разочаровала. И пожалуй, компенсацией за упущенное время стало посещение ярмарки антиквариата Eurantica. Во-первых, мы сравнивали цены, мы много уже где были: галереи, Париж, Брюгге, Брюссель, ярмарки и т.д. Во-вторых, на ярмарке были представлены предметы в интерьерной обстановке. У хранительниц домашнего очага загорелись глаза. В-третьих, множество тематических экспозиций удовлетворило любопытство и кошелек и наполнило нас антикварными сувенирами.

Время : с 1 февраля по 13 марта 2011 года (часы работы: вт-вс с 10:00 до 19:00; касса до 18:00).

Место : Москва, Россия; Главное здание ГМИИ имени А.С. Пушкина; Волхонка, 12

Событие : Выставка «Искусство Северной Готики и Ренессанса. Живопись, скульптура, художественная мебель из собрания М.Е. Перченко (Москва)» .

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве открылась уникальная выставка, на которой представлены замечательные образцы североевропейского искусства конца XIII – начала XVII веков. Здесь можно увидеть произведения нидерландской и немецкой живописи, редчайшие предметы готической мебели, а также шедевры деревянной полихромной скульптуры. Все эти работы предоставил для выставки из своего частного собрания Михаил Ефремович Перченко - авторитетный российский коллекционер, президент Гильдии оценщиков международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, владелец галереи «Старые мастера».

Для российских любителей искусства эта экспозиция имеет особое значение, поскольку северная готика представлена в нашей стране весьма скудно: это редкость не только для частных коллекций, но даже для самых крупных музеев. Что же касается резной деревянной скульптуры, то она вообще практически отсутствует в музейных собраниях России. Поэтому данный раздел выставки, по словам ее куратора Вадима Садкова, «сопоставим с коллекцией ГМИИ и Эрмитажа вместе взятых».

Впервые в истории Пушкинского музея предметы из частного собрания демонстрируются не в Музее личных коллекций, а в Белом зале и Колоннаде главного здания ГМИИ . Уже одно это говорит об исключительной ценности экспонатов. Трудно даже сказать, для кого это бóльшая честь: для музея - принимать в своих стенах столь редкое собрание или для коллекционера - выставляться в этих престижных залах. Всего в экспозиции представлено около 60 западноевропейских полихромных скульптур XIII-XVI веков, 33 картины (в основном XV-XVI веков, главным образом на дереве) и десяток предметов готической мебели.

Михаил Перченко обладает почти полувековым коллекционерским стажем, однако лишь сегодня впервые представил широкой публике свою коллекцию (точнее, не всю коллекцию, а одну из наиболее значимых ее частей - примерно одну треть от всего собрания). Москвич, окончивший школу им. Гнесиных по классу скрипки, а впоследствии работавший врачом-психиатром, увлекся коллекционированием еще в юности - в советское время, когда собирать предметы искусства было невероятно трудно из-за крайне негативного отношения общества к такого рода деятельности. Поначалу Перченко отдавал предпочтение произведениям русской живописи, собирал также миниатюру, фарфор, стекло, затем «заболел» восточным антиквариатом и, наконец, обратился в сторону Запада - к работам средневековых и ренессансных мастеров Северной Европы, которые он собирает уже более 30 лет. Его выбор не случайно пал на искусство Северного Возрождения. «Мне близка философия и символика протестантизма - от человеческого к божественному, - объясняет коллекционер. - Итальянские мастера всегда идут от Бога к человеку, что приводит к идеализации... Совсем другие северные Мадонны. В них нашла отражение тема страдания, покорность судьбе, смирение». В настоящее время Михаил Перченко владеет одной из лучших в стране коллекций этой тематики. Сам он говорит о своей страсти так: «Цель моего собирательства - сохранить в памяти человечества ключ к пониманию того мира, который уходит навсегда».

Любопытно, что все эти бесценные экспонаты хранятся у собирателя дома. Старинная мебель, готические алтари и скульптуры, со вкусом подобранные декоративно-прикладные изделия - всё это составляет ежедневный быт необыкновенной московской квартиры, превращая ее в настоящий дом-музей. В то же время это не просто пространство с красивым интерьером, а живая среда обитания: обладатель всех этих сокровищ и его супруга воспринимают искусство как неотъемлемую часть домашней обстановки. Более того, предметы давних веков находят у хозяев непосредственное функциональное применение: они обедают за столом XVI века, буднично пьют из антикварных чашек, пользуются старинными шкафами и сундуками... «Я и моя семья живем этим искусством и с этим искусством, ведь живопись, скульптура, мебель и декоративно-прикладные образцы создали не только неповторимый интерьер, но и, пожалуй, стиль нашей жизни», - говорит коллекционер.

В музее им. А.С. Пушкина демонстрируется не разрозненная, а очень цельная коллекция, которая интересна именно в комплексе. Произведения объединены в три тематические группы. Первую группу составляют работы старых немецких и нидерландских мастеров живописи . Как известно, средневековые авторы редко подписывали свои работы и имена многих из них так и не удалось установить. Поэтому неудивительно, что многие картины на выставке принадлежат неизвестным художникам или, в лучшем случае, определены как относящиеся к определенной мастерской или «кругу» (характерная черта для цеховых мастерских).

Одной из самых ранних картин на выставке является работа «Бичевание Христа » кисти анонимного швабского мастера, которая датируется 1496 годом. Бичующие Христа воины в ярких нарядах, одетые как модные щеголи, изображены в непривычных для современного глаза танцевальных позах. Их жеманные жесты подчеркнуто угловаты и далеки от анатомического правдоподобия, но весьма выразительны и декоративны, создают драматический эффект. Сцена бичевания, вероятно, происходит, во дворце Пилата. Иисус привязан к колонне, одному из инструментов Страстей. Справа в чалме, в образе восточного царя, изображен, видимо, сам Пилат.

Неизвестному художнику нидерландской школы принадлежит работа «Оплакивание Христа » начала XVI века. Это чуть ли не самая ранняя копия с утраченного оригинала XV века Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes ) (ок.1420-25-1482) - раннего фламандского художника, склонного к психологической экзальтации образов и любовной проработке мелких деталей.

Из работ нидерландских художников XV–XVI вв. стоит особенно отметить уникальный триптих «Новозаветная Троица с мистическим источником животворящей крови Христа ». Работа приписывается мастерской валлонского художника Жана Белльгамба (Jean Bellegambe ) (ок.1470- 1534/1540), который известен пленительным колоритом своих картин и потому традиционно именуется Мастером цвета. На левой створке триптиха изображена св. Екатерина, на правой св. Варвара, а центральная панель отведена сюжету о триединстве Бога и искуплении первородного греха.

Из первоклассных работ нидерландских мастеров на выставке также можно увидеть небольшой «Ландшафт со сценой отдыха Святого Семейства на пути в Египет» («Отдых на пути в Египет»), написанный художником из круга фламандского живописца Иоахима Патинира (Joachim Patinir ) (1475/1480-1524). Патинир одним из первых начал писать религиозные сцены на фоне панорамных пейзажей и потому считается родоначальником европейской пейзажной живописи. В мире известно всего несколько картин, собственноручно подписанных Патиниром. Прототип работы из собрания Перченко находится в музее Прадо. Еще одним сокровищем коллекции является картина «Пейзаж со сценой избиения младенцев» кисти фламандца Гиллиса Мостарта Старшего (Gillis Mostaert ) (1528-1598).

Еще один интересный экспонат на выставке - состоящий из восьми эпизодов цикл «Страстей Христовых» , написанный неизвестным художником верхнерейнского региона в первой трети XVI века. Цикл представляет собой фрагмент верхней части многостворчатого алтаря, ныне разрозненного и пострадавшего от времени. В соответствии с традициями немецкой живописи того времени, мастер предлагает нам подробное повествование с описанием различных евангельских эпизодов.

Кисти фламандского живописца Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst ) (1502-1550) и художникам его мастерской принадлежит волшебная «Мадонна с младенцем на фоне пейзажа ». Обратите внимание, как искусно мастер облачил младенца Христа в прозрачную шифоновую рубашку.

Еще одна картина под названием «Оплакивание Христа » (начало XVI в.) приписывается мастеру «Поклонения волхвов» из собрания фон Грооте в Китцбурге (von Groote collection, Kitzburg ). На центральной створке этого триптиха, на фоне пейзажа с Голгофой и крепостными стенами Иерусалима, изображена собственно евангельская сцена оплакивания. На левой створке представлены сюжеты «Несение креста» и «Плат Вероники», на правой - «Воскресение Христа». Триптих является характерным образцом стилистики «нидерландского (антверпенского) маньеризма » с его любовью к сложным архитектурным декорациям, экзотическим костюмам, изощренным фантастическим фигурам, драматическим жестам и ярким цветам, запутанному многофигурному действию с обилием персонажей и пространственных планов.

Многие художники XVI века испытали влияние Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего. К этой категории работ можно отнести картину «Хождение по водам », которая приписывается немецкому художнику Гансу Леонарду Шейфелейну (Hans Leonard Schauffelein/Léonard Schäuffelin ) (ок.1480-ок.1540). Шейфелейн родился в и до 1505 года был там учеником и помощником Дюрера.

Среди картин из коллекции Михаила Перченко есть не только работы на религиозные сюжеты, но и замечательные образцы знаменитого нидерландского бытового жанра и даже светские портреты. Среди жанровых зарисовок характерной гротескностью образов выделяется работа «Веселое общество », созданная в мастерской фламандского живописца Яна Массейса (Jan Massys ) (ок. 1509-1575), сына Квентина Массейса. Здесь, казалось бы, изображена просто скромная пирушка, однако каждый предмет несет особую символику, и картина в целом обладает морализующим подтекстом. Например, волынка в руках у пройдохи слева является фаллическим символом, а горшок перед «дамой» на переднем плане - женским символом. Возможно, сцена высмеивает продажную любовь.

Еще один образец бытового жанра нидерландской школы живописи - картина «Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа », выполненная художником из круга Питера Брейгеля Младшего «Адского» (1564-1638) во 2-й половине XVI - 1-й половине XVII века. Специалисты говорят, что данное полотно (в отличие от большинства картин на выставке, эта работа выполнена не на дереве, а на холсте, так что с полным правом может называться полотном) восходит к ныне утраченному рисунку отца художника, главного представителя династии Брейгелей - Питера Брейгеля Старшего по прозвищу «Мужицкий». Успех этого произведения был настолько велик, что в настоящее время известно не менее 14 сохранившихся копий, выполненных как Питером Брейгелем Младшим, так и его помощниками и современниками.

На холсте изображено яркое свадебное шествие на фоне ландшафта с ветряной мельницей. Как и «Веселое общество», картина, казалось бы, является простой жанровой зарисовкой, но в действительности наполнена разнообразными образно-философскими смыслами, которые были хорошо понятны современникам художника. Так, ветряная мельница намекает на распространенное в ту эпоху представление о мотиве мельницы как колесе Фортуны, воплощающем идею о постоянном цикличном движении законов мироздания. «О Боже, сколь внезапно Фортуна, вращаясь, всё перемалывает стремительным колесом», - гласила позднесредневековая поговорка. Ветряк также олицетворяет христианскую добродетель Умеренности: мельница является наглядным выражением принципа духовной самодисциплины, не чурающейся мирских благ, но и не допускающей никаких излишеств и выпадений из ритма мудрых законов мироздания. А изображенные на переднем плане крестьяне - это «дети природы», участвующие в извечном круговороте природных процессов. Люди на заднем плане занимаются традиционными сельскими работами, что, вероятно, намекает на круговорот времен года. Свадебная процессия направляется в церковь. Обратите внимание, что мужчины и женщины шагают отдельно - идти вместе было в те времена неприлично. Жених возглавляет процессию (на нем красная шапочка и такого же цвета чулки). Невеста также одета в красное платье. Перед ней бежит волынщик (тут снова будет уместно вспомнить, что волынка является символом мужского начала).

Новая ренессансная концепция значимости человеческой личности отразилась в развитии портретного искусства. На выставке этот жанр представлен несколькими интересными работами. Среди них назовем, во-первых, превосходный «Портрет молодой женщины с букетом цветов », выполненный нидерландским мастером в 1540-е годы. Девушка держит в руке букетик полевых гвоздик, который считался символом невинности. Кроме того, букет являлся атрибутом свадебных заказных портретов, которые были весьма распространены в Нидерландах в ту эпоху. Парного мужского портрета, насколько известно, не сохранилось.

Весьма выразителен «Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонского » (Porträt des Kurfürst Johann Friedrich der Großmütige von Sachsen ), написанный Лукасом Кранахом Младшим (1515-1586) в 1547 году. Иоганн-Фридрих Великодушный (1503-1554) был одним из предводителей Шмалькальденского союза, направленного против религиозной политики императора Карла V. Враждовавший с ним двоюродный брат вышел из союза и перешел на сторону католического императора. Вскоре начались боевые действия (Шмалькальденская война). В битве при Мюльберге в 1547 году Карл V нанес решающий удар по войскам союза и выиграл войну. Саксонцы были полностью разбиты. Иоганн-Фридрих попал в плен к Карлу V, приговорен к смерти, но затем помилован. В Виттенберге он подписал капитуляцию, согласно которой титул саксонского курфюрста переходил к Морицу, который и был объявлен курфюрстом (электором Саксонии) 4 июня 1547 года.

Таким образом, перед нами портрет, изображающий саксонского курфюрста в последний и самый тяжелый год его правления. Обратите внимание на тучность мужчины. По свидетельству историков, Иоанн-Фридрих был так тяжел, что не всякая лошадь могла его нести. Командуя войсками, он зачастую был вынужден передвигаться в повозке.

Из плена бывшего правителя вызволил лишь в 1552 году, не поверите, всё тот же двоюродный брат Мориц, к тому моменту уже взбунтовавшийся против своего бывшего союзника императора. Большинство владений, равно как и герцогский титул, Иоанну-Фридриху оставили, однако он лишился власти и через два года после освобождения из плена скончался в Веймаре, где проживал в конце жизни. Прозвище «Великодушный» („der Großmütige “) он получил за свое участие в движении Реформации и покровительство Мартину Лютеру. Кстати, именно Иоанн-Фридрих Великодушный в 1547 году впервые высказал идею основания Йенского университета, однако из-за того что в тот же год курфюрст попал в плен, замысел был реализован позднее уже его сыновьями.

Из других образцов светской портретной живописи на выставке можно увидеть «Мужской портрет » («Портрет ученого») кисти прославленного кёльнского портретиста - ренессансного художника Бартеля (Бартоломеуса) Брейна Старшего (Bartholomäus Bruyn der Ältere ) (1493 – 1555). Мужчина средних лет в черной шапочке одет по моде второй четверти XVI века. По всей видимости, это юрист или медик. Вероятно, данная работа была создана в начале 1530-х годов.

Среди других портретных работ немецких художников отметим картину Франса Поурбюса «Портрет инфанты Исабель Клары Еухении », созданную в мастерской нидерландского живописца Франса Пурбуса Младшего (1569-1622) в 1600-х годах. Изабелла Клара Евгения (Эухения) (1566-1633) была дочерью испанского короля Филиппа II Кровавого и внучкой императора Карла V. Изабелла Клара и ее сестра Каталина Микаэла были чуть ли не единственными близкими людьми, которым монарх доверял и которых искренне любил. Изабеллу Клару он называл «утешением своей старости и светом своих глаз». В возрасте 31 года Изабелла стала правительницей Испанских Нидерландов. Она также проявляла большой интерес к искусству. Ее придворным живописцем с 1609 года был Петер Пауль Рубенс, который также выступал послом и посредником при ведении мирных переговоров.

По композиции этот парадный портрет восходит к одноименной работе Франса Пурбуса (Поурбюса) Младшего, получившего почетный официальный заказ в 1599 году. Самим художником и его подмастерьями было выполнено несколько портретов инфанты, лучшим из которых считают картину из собрания английской королевы в Хемптон-коурте в Лондоне. На ней, как и на множестве других копий, инфанта представлена в парадном облачении рядом с карлицей . Портрет из собрания Михаила Перченко является репликой другого варианта данного портрета, на котором отсутствует изображение карлицы и уменьшено число деталей антуража.

Вторая составляющая экспозиции - деревянная полихромная скульптура XIII-XVI веков из Нидерландов, Словакии, Франции, Испании, Германии и Австрии. Эту часть коллекции Михаила Перченко специалисты называют самой лучшей в России. Сам антиквар говорит, что обладает самой большой в мире частной коллекцией деревянной храмовой скульптуры этого периода (всего более ста вещей, из которых на выставке представлено 60). Эти раритеты являются особой гордостью коллекционера. В основном это изображения святых и многофигурные композиции, которые помещались в алтарях церквей и соборов, образуя подчас довольно сложные композиции, миниатюрные архитектурные ансамбли, гармонично вписывающиеся в пространство храма.

Деревянная пластика составляет истинное очарование выставки: эти прекрасно сохранившиеся библейские образы привлекают внимание зрителей своей божественной красотой, их лица будто подсвечены изнутри. Хотя фигурки зачастую угловаты и непропорциональны, однако они создают вокруг себя особую гармоничную и камерную атмосферу, передают нам нежность их создателей, погружают нас в загадочный мир позднего Средневековья. Многие работы поражают удивительной выразительностью и проработкой деталей. Эти объемные расписные фигурки, сосредоточенные на темах страдания, смирения и покорности, вызывают в душе тихую, благоговейную радость.

Настоящей жемчужиной этого раздела выставки является дивная скульптура «Святая Анна и Дева Мария с Младенцем », выполненная в конце XIII в. нидерландским художником из региона реки Маас. За почти 700 лет к этой уникальной скульптуре ни разу не прикасалась рука реставратора. «Это достаточно ранний памятник произведений нидерландской пластики, произведений того времени сохранилось не так много, их по пальцам одной руки можно пересчитать», - отмечает куратор выставки Вадим Садков. Женские ликив этой скульптуре покоряют очаровательной наивностью и чистотой. Мы видим святую Анну, которая держит на руках Деву Марию и младенца Христа. Этот «семейный» сюжет (бабушка Анна с дочерью и внуком) был очень популярен в Северной Европе того времени.

Значительно позже, в 1480–1490 годах, уже в Кёльне, была создана деревянная многофигурная группа «Успение Богоматери ». Специалисты определили, что этот фрагмент алтарной композиции был исполнен в мастерской прославленного позднеготического скульптора Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider ) (1460-1531). Рименшнейдер избегал позолоты и яркой раскраски как знаков излишней роскоши, зато его работы поражают психологической точностью образов (обратите внимание на лица предстоящих у одра Марии). Скромная по размеру скульптура отличается строгостью и величественностью, соответственно значимости изображенного события. Полихромное покрытие сохранилось лишь частично.

Почетное место в апсиде главного зала занимает большой резной ретабль (3,20 на 2,80 м) «Святые Иаков Младший и Иоанн Евангелист » («Святой Иаков Младший (брат Иисуса) и Святой Иоанн Евангелист»). Этот многоярусный деревянный расписной алтарь со сценами жития святых был выполнен в 1505–1520 годах по заказу князей Гогенцоллернов-Зигмарингенов антверпенскими мастерами. На каждой фигуре алтаря стоит отметка в виде ладони - знак городской гильдии мастеров-резчиков. В XVI веке т акие повествовательные алтарные композиции вошли в моду , и антверпенские мастера делали их на экспорт для других европейских стран.

Великолепно сохранившийся шестичастный антверпенский алтарь представляет собой сложную многоярусную композицию, с центральной частью и боковыми створками, на которых изображены сценки из жизни святых. Запечатленные в дереве сюжеты выполнены с необычайной кропотливостью и состоят из множества ярко раскрашенных трехмерных фигур. Алтарь напоминает застывшее театрализованное шествие. Последним владельцем ретабля в начале века ХХ был германский император Вильгельм II.

Наконец, третий тематический раздел на выставке составляют изделия художественной мебели XV-XVII веков из ореха и дуба. Посетители могут увидеть сундуки и шкафы с изящной резьбой, а также причудливо декорированные креденцы (западноевропейская разновидность комода для хранения ценной посуды, получившая в русской традиции название «поставец»). Все эти старинные предметы мебели всё еще пахнут деревом, и этот запах старины помогает посетителю перенестись в далекое прошлое.

При подготовке статьи использовались следующие источники :

- Информация о выставке на официальном сайте Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- Готика из московской квартиры . Велимир Мойст. Газета.ru.
- Интервью с Михаилом Перченко и куратором выставки Вадимом Садковым в передаче «Музейные палаты» на радиостанции «Эхо Москвы» .
- Коллекция Михаила Перченко в ГМИИ им. А.С. Пушкина . Статья на сайте ART products. на форуме сайта ARTinvestment.RU... Надежда Назаревская.

Директор Московского аукционного дома Михаил Перченко коллекционирует искусство. В этом нет ничего необычного. Коллекционирует он живопись из Западной Европы, причем не моложе середины XVII века. В этом, кажется, тоже нет ничего необычного. Но только на первый взгляд - коллекционеров, подобных Михаилу Перченко, в России не больше дюжины. Притом что россияне ежегодно тратят на произведения искусства десятки миллионов долларов, это едва ли не единственная сфера потребления, где они последовательно покупают отечественное. Русское искусство стремительно превращается в дефицит и столь же стремительно дорожает. Сметают все, не особенно вдаваясь в вопросы качества. Классический же музейный репертуар, значительно более распространенный, бесспорный в смысле происхождения и художественных достоинств и стабильный в отношении цены, их мало интересует.

В коллекции Перченко - Кранах и Альтдорфер, Рембрандт и Альдегревер, Йос де Момпер и Хендрик де Клерк, первоклассные работы французских и итальянских мастеров. Всего 57 картин. Собранию такого уровня могли бы позавидовать многие музеи. Могли бы, но не завидуют. Хотя бы потому, что вряд ли знают о коллекции Перченко. «Коллекционирование, - говорит он, - всегда связано с некой тайной. Во всяком случае, в России. Князь Кочубей хранил свою коллекцию под Полтавой и никогда никому не показывал. И что? После революции коллекцию вывезли на 130 подводах, она пропала и нигде не всплывала с 1919 года. А Щукины и Морозовы показывали коллекции, и они попали в музеи». Музеи же Перченко недолюбливает. «Музеи, - говорит он, - это кладбища искусства. Народ не должен видеть все. Искусство - оно избирательно. Великие музеи всегда создавались на базе частных коллекций. Уффици - семьи Медичи. Музей истории искусства в Вене - короля Рудольфа».

Коллекционеры скрытны не только в России. Они любят рассказывать, но не любят показывать: сторонятся дилетантов, боятся грабителей и конкурентов. В Италии, где, по данным ЮНЕСКО, хранится 60% всех мировых художественных ценностей, Перченко под страшную клятву молчания пустили осмотреть собрание частного замка - десятки, сотни шедевров, которые уже несколько столетий не покидали своих мест и которые мало кто видел и никто никогда не фотографировал. В Италии, рассказывает Перченко, коллекционеры воюют с государством - не хотят платить налог на имущество, который бы их разорил. Государство не позволяет продавать предметы из коллекций, без чего коллекции не могут развиваться, а коллекционеры, в свою очередь, не пускают к‑себе музейщиков и искусствоведов. В‑России есть опасности пострашнее. В‑1999 году в Москве похитили сына Михаила Перченко Кирилла и требовали за него многомиллионный выкуп. Молодой человек десять месяцев провел в чеченском плену и в конце концов сумел бежать, а многие из его товарищей по несчастью погибли. Про это Михаил Перченко не рассказывает.

Хотя рассказывает он хорошо и охотно. Например, про то, как стал коллекционером: «Когда мне было лет двенадцать-четырнадцать, я учился в Гнесинской школе. По воскресеньям ходил на оркестр, играл на скрипке. После оркестра было три развлечения - съесть пирожное в булочной на углу Николопесковского переулка и Старого Арбата, поболтаться в зоомагазине и пройти через комиссионные магазины. В одном из них по воскресеньям собирались все коллекционеры города. Я стал задавать им разные вопросы, они меня учили… Так что к семнадцати годам я уже вполне профессионально разбирался в искусстве». Эту историю я слышал в исполнении Михаила Перченко дважды с интервалом в неделю: он повторил ее почти слово в слово, но так, что мне оба раза казалось, будто он приоткрывает интимную тайну. А три года назад он очень похоже рассказывал свою биографию другому журналисту для другого журнала. Хорошая легенда - необходимое условие жизни в полуподполье.

Впрочем, иногда даже опытный конспиратор путается в показаниях. «Знаток и искусствовед - абсолютно разные профессии, - поясняет Перченко особенности своей деятельности. - Знаток должен иметь глаз и великолепную память. Такой глаз - вещь в тысячу раз более редкая, чем абсолютный слух. Последний великий русский знаток Виктор Никитич Лазарев любил повторять, что искусство умерло в 1685 году, потому что тогда родился первый искусствовед». Эту байку я тоже слышал дважды. Во второй раз искусствовед родился в 1676-м. А в том, трехлетней давности, интервью - аж в 1718-м.

Сам Перченко родился в 1946-м и успел побыть скрипачом, психиатром и, по его собственному выражению, «спекулянтом»: «Я уволился из клиники Корсакова и числился директором передвижных выставок при РосИзо - была такая контора по пропаганде искусства. Я должен был отправить выставку, развесить, потом было три месяца свободных. Это давало мне большую по советским временам зарплату - 400 рублей и массу свободного времени. Я ездил по провинциальным городам и покупал у известных мне людей иконы. В Ярославле, Иванове, Орехово-Зуеве, Павловском Посаде - это золотой треугольник старообрядства в России - были самые красивые иконы XIX века, но можно было наткнуться и на иконы XV века - только старообрядцы умели их сохранять».

Иконы стали для Перченко бизнесом, но как коллекционера его привлекало исключительно искусство Западной Европы. Еще в начале 1980-х Перченко утвердился во мнении, что русское искусство - за исключением разве что иконописи XV века - вторично по отношению к европейскому. Это и предопределило состав его будущей коллекции. В Советском Союзе, вопреки распространенному мнению, вполне можно было найти произведения высокого уровня. Русские аристократы традиционно собирали европейскую живопись, русские портреты и русскую же поместную мебель. После революции собрания особо скрытных коллекционеров избежали национализации (по крайней мере частично) и осели в частных руках, еще кое-что попало в СССР из Германии после войны. Коллекция Перченко началась с того, что он купил значительную часть работ из собрания своего коллеги, эмигрировавшего в Германию. Из тех картин у Перченко сохранились лишь четыре: «Коллекционирование - очень жесткая и жестокая вещь. Как ты ни любишь свои картины, а появилась новая, чуть-чуть лучше - ты уже обязан одну из старых картин продать. Коллекция должна расти в уровне». Но с 25‑картинами Перченко не расстанется уже никогда - по его словам, уровня выше не бывает.

Сколько стоит его коллекция? «Мне предлагали за нее очень хорошую сумму, - отвечает конспиратор, - но я подумал: что я сделаю с этими деньгами? Уеду во Францию - куплю квартиру в Париже, дом за городом, три машины. А что буду делать с остальными? Потрачу на картины! А зачем? Ведь все уже есть».

Между тем коллекционирование западноевропейского искусства - дело весьма прибыльное. По словам Перченко, цены стабильно растут на 10% в год, а раз в десятилетие происходит ценовой скачок, когда стоимость работ удваивается. Еще одно преимущество европейской живописи - на этом рынке очень мало подделок. После того как в конце 80-х стали применять новые методы датировки, пространства для изготовителей фальшивых полотен почти не осталось. «Разве что Питера Воувермана можно выдать за его старшего брата Филиппа, на цене это не очень отразится, так что не стоит и пробовать, - говорит Перченко. - А вот во времена Третьякова во Франции и Германии на русский рынок работала целая отрасль - брали старые доски и рисовали. Кстати, вы знаете, как появилась Третьяковская галерея?» Уже по одному этому вопросу я догадываюсь, что правды про Третьяковскую галерею я не знаю. «Павел Михайлович Третьяков решил собирать голландцев и потратил на это 600‑000 рублей золотом. И когда среди всех его голландцев из великих мастеров не оказалось ни одного подлинного, то он дал себе слово, что дальше он покупает произведения искусства, только стоя рядом с живым художником». Ну а теперь ситуация переменилась, и несомненно подлинные русские картины висят в Третьяковке. А вся могучая фальшиндустрия по-прежнему работает на благодарный русский рынок.

Перченко не только коллекционирует живопись, он также выступает посредником для других собирателей. В своей нише он, вероятно, - единственный дилер в России. Нельзя сказать, что у Перченко нет отбоя от клиентов - по его словам, это как раз те самые десять-двенадцать российских коллекционеров западноевропейского искусства. Кто эти люди? «Работник президентской администрации, банкиры, владельцы крупных фирм. Они все есть у вас в списке. Десяти клиентов хватает - у серьезного дилера редко бывает больше». Перченко говорит, что цены у него существенно ниже западноевропейских, и объясняет этот парадокс так: «В этом нет ничего удивительного - здесь очень мало покупателей. Представьте себе уровень наших богатых людей. Они никого не знают, кроме Шишкина и Айвазовского. Вот за это они готовы платить любые деньги». За европейскую же живопись, говорит Перченко, ни один из его клиентов не выкладывал больше $250‑000. Какой смысл продавать так дешево? На насыщенном европейском рынке продажа работ высокого уровня занимает намного больше времени, чем в России. А Перченко, как и большинство дилеров, зарабатывает не на продаже, а на покупке - искусство дилера заключается в том, чтобы находить произведения искусства по ценам значительно, иногда в разы, ниже рыночных.

По традиции, огромные деньги за произведения искусства платят на аукционах. Между тем, говорит Перченко, аукционы Sotheby"s или Christie"s - мероприятия сугубо дилерские. И ни один из присутствующих на торгах дилеров никогда не допустит, чтобы посторонние могли купить там что-нибудь дешевле, чем у них в галерее. На небольших аукционах - типа венского Dorotheum, штутгартского Nagel или лондонского Phillips - другая проблема: их слишком много и там слишком велик процент второсортных работ. Чтобы купить что-нибудь действительно ценное, надо посещать их все и регулярно, а это могут позволить себе только профессионалы. Гораздо разумнее найти себе постоянного дилера - с большинством из них можно познакомиться, например, на ежегодной антикварной выставке в Маастрихте.

Квартира Перченко слишком обжитая, чтобы напоминать музей. Скорее, в ней есть что-то от крепости - бронированные окна, сейфовые двери.

Боитесь грабителей? - спрашиваю.

Да нет, - отвечает, - сюда так просто не попадешь: кругом видеокамеры.

По соседству с домом коллекционера - европейские посольства и высокие российские инстанции.

А что угрожает сегодня коллекционеру?

Число профессиональных коллекций, которые собирались в 1950–1960-е годы, сократилось почти до нуля. Это связано с политикой государства - люди устали от того, что у них отбирают коллекции, у меня самого ее отбирали в советское время три раза.

Но сейчас ведь не советское время…

Ну и что, - отвечает мне человек, который хорошо знаком с людьми, стоящими сейчас у власти, - у нас не могут остановиться. Когда наверху отбирают компании у олигархов, в деревне будут отбирать козу. Я совершенно не уверен, что у меня не отберут мою коллекцию. Но меня это нисколько не расстроит. Потому что у меня нельзя отнять мозги.