Европейская система образования. Система школьного образования в германии

Вопросу образования в Германии уделяется огромное внимание. Вся система построена так, что абсолютно любой желающий может на свое усмотрение выбирать школу, вуз, профессию и специальность, исходя из своих предпочтений, склонностей и способностей. Именно это государство является сердцем самых смелых инноваций в университетском образовании. Все это говорит о том, что поступление в немецкое учебное заведение сулит возможность получить знания в самом интеллектуальном сердце Европы. Важным этапом во всем процессе считается школа в Германии.

Как устроена образовательная система в стране в целом

Весь процесс обучения, который проходят юные немцы в первые годы своей жизни, имеет четкую трехступенчатую структуру, считающуюся в мировой практике классической:

  • начальная ступень;
  • средняя;
  • высшая.

На всех уровнях учебные заведения подразделяются на частные и государственные. Хотя доля первых не слишком велика – всего 2% от общего количества.

Власти страны гарантируют своим гражданам обязательное образование в начальных и средних школьных учреждениях, которое они могут получить бесплатно.

Непосещение занятий может обернуться для нарушителей общением с полицией, а не просто разбирательством на уровне школы.

Руководство учебным процессом возложено на профильные ведомства в каждом регионе. В зону их ответственности входит определение всех составляющих, из которых состоит школьная система:

Местные законы об образовании принимаются исключительно на базе федерального закона, единого для всей страны.

Дошкольное воспитание не является в Германии обязательным, а потому в общую систему не входит. в основном представлены частными учреждениями и направлены в большей степени на организацию детского досуга, нежели на занятия, готовящие к школе.

Посещение детсада возможно чаще всего только на полдня. Все остальное время дети находятся на попечении своих родителей. Немецкий Kindergarten – это место, где все усилия воспитателей направлены на развитие образного и последовательного мышления у своих воспитанников, основ музыкального восприятия, физических способностей. Здесь самые маленькие члены общества рисуют, поют, решают логические задачи, учатся вербальной коммуникации и ораторскому искусству, пока, правда, на уровне правильного выражения мыслей. Обучение грамоте не входит в задачу преподавателей на этом этапе.

Ключевым критерием готовности малыша к переходу на следующую ступень немецкая школа определяет не его умение считать, писать и читать, а социальную зрелость, которая соответствует его возрасту. Если ребенок не достиг нужного уровня развития, наверстать упущенное он может в пришкольных детских садах (Schulkindergärten) или в классах, предшествующих школе (Vorklassen).

Следующий этап – среднее образование. Возраст, когда дети в Германии идут в школу, составляет 6 лет. Первые пару лет обучения их ждут комплексные предметы, а вот оценки они начинают получать не ранее третьего класса. Школьные учреждения в большинстве своем государственные. На долю частных приходится всего 5%.

Исходя из отметок и способностей учеников, преподаватель в последнем году учебы в младшей школе рекомендует родителям, в каком направлении им необходимо направить свои усилия в средней школе. На этом этапе учащимся придется преодолеть две ступени:

  • обучение до 10 класса,
  • 11-13 классы.

Школьное образование в Германии на первой ступени располагает несколькими видами школ:

  • основная,
  • реальная,
  • гимназия,
  • общая.

Последняя представляет собой сочетание гимназии и реальной школы. Подходит детям, которые еще не определились с будущим направлением образования и пока не уверены в своих предпочтениях.

Вторая ступень средней школы считается завершенной только после окончания гимназии, а именно 11-12 классов в школе. 13-й класс предназначен для абитуриентов, которые по его окончании сдают экзамен и на основании заработанных баллов зачисляются в университет.

Таким образом, завершить среднее образование, если не планируется поступление в вуз, можно и в разного типа профильных школах. Здесь дети получат не только диплом об освоенной специальности, но и аттестат, подтверждающий окончание школьного учреждения соответствующего профиля.

Сколько лет в школе учатся немецкие дети, будет зависеть от того, как именно они спланируют свое будущее.

Высшая ступень образования предполагает две стадии процесса:

  • базовую – 3-4 семестра, по окончании которых выпускник получает степень лиценциата;
  • основную – 4-6 семестр. Выпускники получают диплом магистра, а студенты технических вузов – специалиста.

Сегодня в Германии действует 440 вузов. Учитывая их популярность, поступить в некоторые из университетов можно посредством специально созданной организации Uni Assist, выполняющей всю подготовительную перед поступлением работу.

Разновидности школ

Перед поступлением в ту или иною школу родителям малыша предстоит решить целый ряд вопросов:

  • выбрать ее разновидность;
  • изучить рейтинг учебных заведений;
  • ознакомиться с требованиями.

Но для начала будет нелишним знать, какие типы школ предусмотрены для юных немцев.

Начальная ступень

Первый школьный этап займет в жизни подрастающего поколения 4 года. Не относится это только к школам Бранденбурга и Берлина, где классов предусмотрено на 2 больше, чем в других учебных заведениях.

К моменту начала занятий ребенок должен уже владеть официальным языком страны на уровне В1 – пороговый показатель. Иначе вопрос о его зачислении в Grundschule может быть отложен на 1 год.

Начальный этап протекает отдельно от среднего. Учеба проходит даже в разных зданиях и подчиняется непохожим правилам и принципам организации. Остаться в той же самой школе с первого до последнего школьного года получится только у тех, кто является учеником Gesamtschule – единой школы, которая довольно редко встречается в этой стране.

На этом этапе самая главная задача всех участников процесса – определиться, к чему больше всего проявляет склонности ребенок. От этого будет зависеть дальнейший выбор учебного заведения, в которое он перейдет на этапе среднего школьного образования. Начальная школа предполагает нагрузку в 20-30 часов в неделю в первой половине дня.

В чем особенности основной школы

Завершение начального этапа знаменует для родителей и ребенка принятие важного решения. Те, кто получит рекомендации для поступления в гимназию, отправятся продолжать обучение там, остальным предоставляется возможность выбрать один из следующих вариантов:

  • основная школа в Германии,
  • реальная.

Эти разновидности школы располагают более простой программой. По окончании выдается справка о том, что ученик завершил данный этап. Но вот поступить в Oberschule (высшую школу) он с ней не сможет. Для этого придется продолжить обучение.

Независимо от того, будет учиться ребенок в частной или государственной школе, пансионного или обычного типа, ответ, во сколько лет школу заканчивают в Германии, индивидуален: длительность обучения будет зависеть от его этапов.

Так, посещать Hauptschule (основную школу) придется тем, кто получил самые низкие оценки в начальной. После ее окончания есть два пути:

  • по специальности с оплатой труда ниже среднего уровня;
  • продолжить обучение в ремесленном училище – Berufsschule.

Что такое реальная школа

Более способные дети, чей уровень знаний по окончании начального этапа был оценен как средний», могут поступить в реальную школу (5-10-й классы). Здесь они смогут получить знания исходя из профессии, которую планируют выбрать.

После того как им будет выдан аттестат зрелости, они могут перейти в старшие классы. Дальнейшая карьера, однако, для них возможна и в Fachoberschule – профтехучилище. Здесь им гарантирован диплом уже в конкретной профессии.

К основным предметам на этой ступени обучения относятся:

  • немецкий язык и еще один иностранный,
  • общественные науки,
  • естественные науки,
  • музыка,
  • математика,
  • физкультура, спорт,
  • религия,
  • искусство.

Примерно в 7-м классе Realschule учащийся может выбрать интересующее его направление: лингвистическое, техническое, социально-экономическое, музыкально-художественное и получить аттестат по этой специальности. Подробнее о художественном образовании в Германии смотрите .

Обучение в гимназии

Попасть в гимназию считается престижным. Здесь учатся наиболее успевающие и одаренные дети. Эти школы специализируются на трех курсах:

  • технический,
  • гуманитарный,
  • общественный.

Результат обучения – Abitur. Так называется диплом, на основании которого кандидат может быть зачислен в университет без экзаменов. Вот как раз для этого ему и понадобится старшая школа – 11-13-й классы. И уровень обучения, и качество получаемых знаний здесь очень высоки.

По сути реальная и основная школы обеспечивают возможность отстранить от университета большую часть учеников и оставить их в Fachschule. Ведь попасть в вуз могут только выпускники гимназий.

И хотя такой подход очень сильно осуждается немецкой общественностью, все же это придает хороший стимул и детям, и родителям, чтобы приложить максимум усилий и стараний в процессе учебы.

Приватные школы

Наряду с государственными в стране пользуются популярностью частные школы. Их основная особенность – индивидуальный подход к каждому ученику. Программа таких заведений позволяет изучать одновременно несколько иностранных языков и выбирать предметы на свое усмотрение. При этом весь курс обучения делиться на основной и интенсивный.

Каждый учащийся, который хочет получить абитур, должен избрать для себя 2 предмета на двух курсах из интенсивной программы и 7-10 предметов на двух курсах основной направленности. Здесь же они могут записаться на разного рода факультативы, спортивные секции и клубы по интересам.

Отличие от государственных учреждений заключается в основном в том, что учеба в частной школе будет платной. А вот предметы изучают в школах Германии одни и те же – и в частных, и в федеральных школах.

Заведения пансионного типа

Большой популярностью пользуется и такой вид школ, в которых обучение построено по пансионном принципу. Ребенок здесь не только получает знания, но и обеспечивается жильем и питанием. Чаще всего рассчитаны они для детей из состоятельных семей или на иностранцев. Поступление в школы-пансионы Германии основано на прохождении экзаменов, главным из которых является немецкий язык.

Расположены такие учебные городки чаще всего в очень живописных местах, что делает их еще более привлекательными для учеников.

Что собой представляет немецкая школа

Особый интерес вызывает немецкая школа не как образовательная система, а как место, где дети проводят большую часть своего времени. Расписание построено так, чтобы посещение учебного заведения выпадало на первую половину дня.

Начало занятий зачастую в 8 утра, окончание – в час пополудни. Старшеклассники могут задерживаться на дневные занятия. Семьи, где оба родителя работают, могут отправить ребенка в группу продленного дня.

Первый день учебного года в каждом регионе устанавливается индивидуально. Но он никогда не приходится на 1 сентября. Обычно это вторая неделя первого месяца осени.

График каникул также находится в ведомстве субъектов Федерации.

Посещение школы – не просто обязанность, но и административная ответственность немецких граждан. Родители не могут себе позволить оставить ребенка дома просто потому, что сегодня его некому вести в школу. Прогульщиками здесь занимается полиция.

Отпроситься на день-два, потому что вам удалось купить билеты на самолет по хорошей цене и дата вылета немного не совпадает с началом каникул, тоже не получится без согласования этого вопроса с директором. При этом подписанное разрешение нужно захватить с собой, иначе сотрудники аэропорта обязательно поинтересуются, а знают ли в школе, что ученик отсутствует. Если ребенок заболел, это обязательно должно быть подтверждено медицинской справкой.

У малышей начальной школы нет строго разделения программы по предметам. Например, на уроке NaWi они рассматривают темы по естественным наукам – география, химия, природоведение, физика, биология. Оценивание знаний в начальной школе не применяется. Табель выдается 2 раза за весь учебный год.

Школьное образование - важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.

Школьное образование в России

Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование . Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей », «гимназия »).

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы - полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель - специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель - один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах - освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин - около двух десятков. Среди них: алгебра , геометрия , физика , неорганическая химия , биология , русский язык , литература , история , география , иностранный язык , музыка , трудовое обучение, физкультура . Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) : алгебра, русский язык и еще два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно»). По результатам обучения выдаётся документ - Аттестат об основном общем образовании - подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях .

Старшие классы

Основное назначение старших классов - подготовка к поступлению в вуз . В России - это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение , когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии . Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль , а имеющим одну отметку «хорошо» - серебряная , и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании - документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Качество среднего образования в России

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ .

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Школьное образование в России" в других словарях:

    Важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в… … Википедия

    - … Википедия

    Эта статья рассматривает образование в Пруссии в 1600 1806 гг. Содержание 1 Школьное образование 1.1 Негосударственное образование … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

    Начальная школа в Иглхок, Виктория Система образования в Австралии по своей структуре типична для большинства развитых стран … Википедия

    Содержание 1 Дошкольное образование 2 Школьное образование … Википедия

    Дети в школе в … Википедия

    Ш. дело в Западной Европе и Америке см. Начальное народное образование и статьи об отдельных государствах. Ш. дело в России см. Начальное народное образование и ст. Россия. Школьное дело у евреев I. История еврейской школы восходит к временам… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Образование - (англ. education) составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных … Педагогический терминологический словарь

На страницах британского издания The Times недавно был опубликован рейтинг ведущих систем образования в мире. Данные рейтинга были составлены на основании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая включает проведение тестов с целью изучения уровня грамотности школьников и их умения применять свои знания на практике.

В ходе тестов проверяется уровень образованности учащихся в возрасте 15 лет, тестирование проводится раз в три года. Впервые рейтинг PISA был составлен в 2000 году, и тогда первую строчку в нем заняла система образования Финляндии. Через 12 лет ситуация практически не изменилась, и по-прежнему на первом месте остается Финляндия. Как ни странно, места со второго по пятое заняли системы образования таких экзотических стран, как Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур.

Учебные заведения Великобритании по результатам тестов PISA заняли лишь 6 место, следом за ней идут Голландия, Новая Зеландия, Швейцария и Канада. Ни Россия, ни США не смогли войти даже в первую десятку рейтинга.

Попробуем разобраться, что предшествует успеху систем образования, занявших лидирующие позиции в рейтинге PISA.

Финляндия

По достижении 7-летнего возраста финские дети в обязательном порядке идут в школу. За год до этого они могут получить предварительное начальное образование в детском саду или в школе, но это не обязательно.

Первые шесть лет учебы финские школьники не получают оценок, поэтому им не приходится часами засиживаться за домашним заданием и сдавать экзамены. В школе дети занимаются все вместе, независимо от имеющегося у них уровня знаний. Во многом именно по этой причине между способными и бездарными учениками разница не является такой ощутимой.

В каждом фиском классе может быть не более 16 человек. Благодаря этому учитель может уделить больше времени конкретному ученику, а школьник, в свою очередь, будет занят выполнением конкретного задания, а не переспросами преподавателя о том, что ему не понятно.

Если сравнивать с США, где дети в основной школе проводят на переменах в среднем по 29 минут, в Финляндии это время увеличено практически в 2,5 раза и достигает 75 минут в день. При этом в графике учителя стоит не более 4 часов занятий в день. Также преподавателям выделяется время, которое используется исключительно для их профессионального роста, это порядка двух часов в неделю.

К слову, в Финляндии профессия учителя является одной из наиболее уважаемых, причем от преподавателей также требуют многого. Например, у каждого финского учителя должна быть степень магистра, а чтобы получить свою первую работу, преподаватель должен входить как минимум в 10% лучших выпускников на своем курсе.

О престиже профессии говорит и число претендентов на должность учителя: так, в 2006 году конкурс на одно учительское место в основной школе составил 100 человек, при этом уровень заработка преподавателей в среднем по стране составляет порядка 25 тысяч евро в год.

Южная Корея

Школьный период для корейских детей начинается по достижении ими шести лет, до этого они могут получить начальное образование в детском саду, куда их можно отправить уже с трех лет, но это не обязательно.

Дети в возрасте от 6 до 12 лет обучаются в начальной школе, после этого они переходят в неполную среднюю школу, где обучение длится по достижении ребенком 15 лет. Как правило, начальную и неполную среднюю школу дети выбирают, ориентируясь на ее близость к дому. Затем, когда уже встает выбор между профессиональным и академическим образованием в старшей средней школе, они могут пойти в другое учебное заведение.

В период обучения ребенка в начальной школе с классом занимается один учитель. В списке учебных дисциплин для детей этого возраста обязательно присутствует математика, этика, корейский язык, основы общественных и естественных наук, а также рисование и музыка. В дополнении к этому учитель должен в обязательно порядке донести до школьников знания, которые помогут детям решать разнообразные проблемы, дети обучаются традициям и культуре страны, также в них закладываются основные жизненные принципы, основанные на реальных производственных примерах.

В неполной средней школе, куда дети переходят по достижении 12 лет, к ним предъявляются более серьезные требования. Так, график занятий школьников рассчитан на 14 часов в день в течение 5 дней в неделю, а общее количество учебных часов ежегодно достигает тысячи. При этом количество учащихся в одном классе может увеличиться до 35 человек. Переход в следующий класс в школах Южной Кореи основан исключительно на возрасте учеников, поэтому никаких экзаменов здесь нет. Вступительные испытания ждут школьников только по достижении ими 15 лет, когда им нужно будет поступать в школы старшего среднего звена. Вместо экзаменов учителя оценивают успеваемость каждого подростка по отдельным предметам, его внеклассную работу, посещаемость, особые достижения, а также нравственное развитие. Все эти данные не используются до того момента, когда подросток примет решение о своем дальнейшем обучении.

В Южной Корее профессия учителя является достаточно почетной, что в первую очередь определяется стабильностью работы, хорошими условиями труда и высоким заработком. Например, в среднем по стране зарплата учителя составляет до 41 тысячи евро в год, а за счет дополнительного стимулирования эта сумма может увеличиться до 62 тысяч евро. Для получения должности кандидат на учительское место должен имеет степень бакалавра, а также входить в 5% лучших выпускников своего университета.

Гонконг



Структура гонконгской системы образования во многом схожа с южнокорейским вариантом. В этой стране будущие школьники с трех лет могут пойти в частный детский сад, по достижении 6-летнего возраста ребенок идет в начальную школу, 12-летнего - переходит в неполную среднюю школу, где он учится до 15 лет, и далее проводит еще 2 года в старшей средней школе.

В отличие от Южной Кореи, в Гонконге школьники в 50% выбирают заведения не по географическому принципу и близости их расположения к дому. Как правило, порядка 60% мест в каждой школе резервируется под детей преподавателей, а также родных братьев и сестер тех учеников, которые уже обучаются в данном заведении.

В начальной школе дети не сдают никаких экзаменов. До 2012 года в системе образования Гонконга было предусмотрено только 2 экзамена: первый - по окончании неполной средней школы, второй - после обучения в старшей средней школе. Но с 2013 года водятся изменения, и теперь школьника нужно будет сдать всего один экзамен - после завершения всего цикла обучения.

Гонконгские школьники могут выбрать для себя одну из нескольких программ обучения: учиться в утренние часы, в послеобеденное время или же на протяжении всего дня. В большинстве учебных заведений приоритетным является именно последний вариант. В некоторых программах помимо основных дисциплин внимание уделяется и успехам школьника вне стен учебного заведения. Занятия в школах проводятся на китайском языке, в качестве дополнительного второго языка используется английский.

Гонконгская система образования в последние годы существенно модернизирована, здесь, как и в Южной Корее, большое внимание уделяется замене бумажных носителей информации цифровыми.

Несмотря на то, что количество учащихся в одном классе может достигать 40 человек, в графике занятий преподавателя стоит не более 10-12 часов в неделю.

Япония



Как и в других школах азиатского региона, в Японии структура школьного образования практически не отличается от описанных выше. Ребенка ждут три года в детском саду (по желанию), затем 6 лет в начальной школе, после нее он проводит 3 года в неполной средней школе и завершает свое обучение тремя годами в старшей средней школе. Причем в обязательную программу обучения входит только начальная и неполная средняя школа. После этого, по достижении 15-летнего возраста он может и вовсе прекратить свое обучение. Однако, как показывает статистика, почти 95% японских школьников все же идут в старшую среднюю школу.

Программа обучения в этой стране практически ничем не отличается от обычной, в ней присутствуют предметы, направленные на изучение родного языка, математики, литературы, общественных наук, музыки и физкультуры. В дополнение к ним могут идти нравственное воспитание и самоконтроль.

Обучение в начальной и неполной средней школе осуществляется по принципу «целостности», когда в каждый момент времени ученики сосредоточены на решении одной и той же задачи. Но, несмотря на это, занятия редко носят лекционный характер, больше они похожи на совместное изучение и обсуждение изучаемого вопроса в рамках отдельных проектов и общих заданий.

Если до недавнего времени школьники были вынуждены учиться по 6 дней в неделю и выполнять колоссальный объем домашней работы, дополнительно уделяя время еще и занятиями с репетитором, особенно в период подготовки к экзаменам, то благодаря новым реформам теперь они учатся 5 дней в неделю. Однако объем домашней работы от этого не уменьшился.

В японских школах обязательными являются два экзамена: по окончании неполной средней школы и по завершении обучения в средней старшей школе. Причем результаты таких испытаний во многом определяют то, куда ученик попадет на следующей ступени обучения. Оценка знаний осуществляется на основании разнообразных тестов и домашних работ. Причем классный руководитель становится наставником, который помогает не только в стенах школы, но и за ее пределами.

В Японии учителя - достаточно уважаемые люди, и получить такую профессию очень сложно. Например, из всего количества желающих получить эту профессию реально получают диплом учителя только 14%, из них только 30-40% находят себе работу в школах.

Учитель с 15-летним стажем в этой стране может получать порядка 38 тысяч евро в год, причем время, проведенное перед аудиторией, у них почти в 2 раза меньше, чем у их американских коллег (27% против 53% в США).

Сингапур



Школы Сингапура принимают на обучение детей в возрасте от шести лет. Структура образования здесь выглядит следующим образом: обязательной является начальная школа, где дети проводят 6 лет, далее следует средняя школа, насчитывающая массу вариантов, и завершает процесс обучения предуниверситетский курс.

В основной школе дети учатся до достижения ими 12 лет, здесь им преподают родной язык и в обязательном порядке английский язык, математику и множество других мелких, но не менее важных предметов, таких как музыка, физкультура, эстетическое воспитание и прочие. Завершив обучение в начальной школе, дети сдают обязательный экзамен - Primary School Leaving Examination.

Сдав экзамен, они, в принципе, на этом могут и закончить свое обучение, но в подавляющем большинстве подростки все же переходят на следующую ступень. В средней школе программа разделяется на несколько видов, среди них: специальный курс длительностью 4-6 лет, экспресс-курс продолжительностью 4 года, нормальный академический курс продолжительностью 5 лет, нормальный технических курс, рассчитанный на 4 года, и предпрофессиональный, который занимает 1-4 года.

После прохождения обучения в средней школе ученики получают Генеральное свидетельство об образовании, тип которого зависит от изученного курса (уровни в порядке возрастания N, O и A). Получив такой документ, они могут прекратить обучение либо продолжить его в университете, получив затем свидетельство категории «A».

На должность учителя в Сингапуре принимают далеко не каждого. Как правило, отбор осуществляется из 30% лучших выпускников вузов. Однако их не всегда могут взять, так как конкурс на учительские места всегда очень большой.

Средняя зарплата сингапурского преподавателя находится на уровне 35 тысяч евро в год, причем здесь существует определенная система бонусов, которая позволяет увеличить заработок вплоть до 30% от зарплаты. Бонусы рассчитываются ежегодно и зависят от результатов проверки деятельности учителя, в ходе которой оцениваются его профессиональные качества, имеющийся потенциал и активность участия в жизни учебного заведения.

Великобритания



На британскую систему образования рейтинги PISA практически не оказывают никакого влияния. В плане обучения эта страна всегда была, есть и будет популярной из-за элитарности здешних школ, особенно в том случае, если речь заходит о школе-интернате с вековой историей.

В большинстве своем подобные учебные заведения принадлежат к классу элитных, так как туда принимают далеко не каждого, да и в плане финансов обучение в них будет по силу только хорошо обеспеченным людям. С другой стороны, школы-интернаты в Великобритании часто разделены по половому признаку: либо для девочек, либо для мальчиков. За раздельное образование приводится массу доводов, как, впрочем, и за совместное, поэтому определяющего значения здесь не имеют ни те, ни другие.

В целом, обучение в Великобритании начинается с 5 лет. В начальной школе дети находятся до достижения ими возраста 12 лет. Как правило, домашние задания на этом этапе обучения отсутствуют. Подобное было введено только в 2012 году, когда учителям предоставили возможность самостоятельно решать, задавать детям домашние задания или нет. На этапе обучения в начальной школе проверка успеваемости по предметам осуществляется в форме сдачи эссе или проекта, после завершения курса обучения следует экзамен - Common Entrance Examination. Его успешная сдача открывает перед учеником двери в среднюю школу, по окончании которой (в 16 лет) подросток сдает очередной экзамен GCSE на получение Сертификата об общем среднем образовании. Этот сертификат в обязательном порядке должен быть у каждого подростка Великобритании.

Главной особенностью британских школ является жесткая привязанность к традициям обучения в этой стране. Так, неотъемлемыми атрибутами являются школьная форма, участие учеников в благотворительных акциях и регулярная социальная работа. В классах с детьми до достижения ими 8 лет занимается один учитель, затем постепенно появляются учителя по отдельным предметам, главная задача которых - подготовить школьников к сдаче обязательного экзамена.

Программа обучения в закрытых школах-пансионатах может разрабатываться индивидуально для каждого ученика или для группы школьников, собранных по способностям. Здесь нередко преподают дополнительные предметы, которые могут отсутствовать в обычной школе. Подобное не воспрещается, поскольку для частных школ действует отдельный регламент обучения, позволяющий учебным заведениям формировать собственную программу. Так, составляется определенный минимум, к которому ученик может прибавить нужные ему дополнительные курсы.

Голландия



В Голландии ребенка можно отправить в дошкольное учреждение с 3-4 лет, с 5 до 12 лет он уже обязательно должен пойти в начальную школу, после окончания которой ему предстоит сдать экзамен.

В зависимости от результатов экзамена, подросток дальше может выбрать подготовительное среднее образование (VMBO) длительностью 4 года, общее среднее или предуниверситетское образование (HAVO) продолжительностью 5 лет, либо предуниверситетское образование (VWO), рассчитанное на 6 лет. Программы первых двух лет обучения по этим направлениям практически идентичны, что сделано для того, чтобы пдросток смог легко поменять свой курс, если вдруг он по каким-то причинам передумал. С 2007 года обучение по одной из описанных выше программ для всех учеников Голландии является обязательным.

Образовательные стандарты в этой стране разрабатывает Министерство образования, культуры и науки, однако любая школа может дополнить одобренные программы любыми предметами на свое усмотрение. В начальной школе детям преподают сразу три языка: голландский, фризский и английский. В добавление к ним идут математика, общественные науки, а также рисование и физкультура. Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом в виде теста, который ориентирован в первую очередь на выявление способней конкретного ученика в определенных дисциплинах. Кроме этого, учителя вместе с директором составляют отчеты по каждому ученику, которые учитываются при поступлении подростка в среднюю школу.

Знания учеников оцениваются практически так же, как и в российских школах: голландские школьники получают оценки за домашнюю работу, работу в классе и за устные экзамены. Активное участие в жизни школ принимают и родители учеников, что позволяет им вникать в учебные вопросы, контролировать успеваемость своих детей и при необходимости направлять их в нужную сторону.

Тем не менее, несмотря на все успехи голландских школ, они испытывают явный дефицит хороших преподавателей. И это даже несмотря на то, что средняя зарплата преподавателя в этой стране составляет порядка 60 тысяч долларов в год. Правительство очень внимательно следит за этим, а также постоянно делает шаги в сторону модернизации системы.

Школы Кипра

На Кипре система образования представлена школами начального и среднего звена. Также на острове функционируют школы профессионального обучения, ориентированные на подготовку квалифицированного персонала для производства и туристического бизнеса.

Как правило, начальным этапом обучения является дошкольное образовательное учреждение. На Кипре это может быть государственный, частный или общественный детский сад (последние организуются и финансируются родительскими ассоциациями). В 5,5 лет ребенка уже ждут в начальной школе. Здесь, с 1 по 3 класс, их обучать базовым навыкам письма, чтения и счета, в 4-5 классах к этим предметам добавятся занятия по иностранным языкам (это могут быть английский, французский, арабский, армянский, а некоторые школы Лимассола преподают даже русский язык), музыка, физкультура и разные предметы гуманитарного профиля.

После начальной школы дети переходят на следующую ступень и в течение трех обучаются уже в гимназии. Это второй этап из обязательного девятилетнего образования, принятого на Кипре.

После гимназии подростки могут прекратить свое образование или же перейти в лицей факультативных занятий, имеющих определенную предметную специализацию. Поскольку такие школы Кипра исключены из обязательной программы, обучение в них является платным. Здесь подростки изучают три группы предметов, среди которых основные (они для всех обязательны), специальные и факультативные. Выбор возможен из классических наук, дисциплин гуманитарного профиля, предметов физико-математической направленности, экономики и иностранных языков.

В качестве альтернативных среднему образованию являются частные школы, принимающие учеников на платной основе. Некоторые из них в программе обучения делают акцент на изучение иностранных языков, самыми популярными из которых являются французский, английский и итальянский.

Система образования в России - федеральная, централизованная. Сегодня российская система образования достаточно похожа на немецкую, но все-таки является более упрощенной ее версией. Состоит из таких структурных элементов:

1. Оно позволяет детям получить элементарные знания, однако не приравнивается к школьному образованию. Детки начинают посещать детские сады в основном с полутора лет и находятся там до шести лет.

2. Начальная школа. Отвечает за обучение детей с шести лет до десяти. Отличием от германского аналога является возможность получать также в гимназиях.

3. Неполное среднее образование в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях получают на протяжении пяти лет. По окончании девяти классов в этих учебных заведениях молодежь имеет право получить документ об общем среднем образовании.

4. Полное среднее либо дает право на поступление в колледж, техникум и прочие учреждения профессиональной подготовки. После завершения образования выпускники 10 и 11 классов гимназии, школы или лицея обладают правом на получение подтверждающего полное среднее образование документа с последующей подачей его при поступлении в ВУЗ. Подобное образования в России дает любому человеку, который окончил профессиональное учебное учреждение (в Германии это не позволено).

5. Высшее образование связано с получением степени специалиста или магистра.

В 1992 году после принятия соответствующего Закона РФ началась реформа отечественного высшего образования. С помощью данного законодательного документа и сформирована современная система образования в России.

Другим Законом РФ, отвечающим за получение высшего образования, с 1996 года определены три этапа его получения:

Для получения которого необходимо учиться два года;

Базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения четыре года;

Специалист (срок подготовки пять лет) и магистр (срок обучения - шесть лет).

Итак, остановимся подробнее на каждом уровне высшего образования. Бакалавр является выпускником ВУЗа, который прошел обучение на протяжении четырех лет и получил фундаментальную подготовку по общей специализации. При этом он вправе уже занимать должности, требованием для которых является наличие высшего образования.

Система образования в России предусматривает повышение уровня бакалавра с помощью дополнительного обучения (еще один год) и получения квалификации «специалист». Однако наилучшим вариантом для бакалавра является получение квалификации «магистр» (обучение два года с защитой магистерской диссертации).

Особого внимания сегодня заслуживает система непрерывного образования в России. С одной стороны, эта система служит отражением объективных потребностей общества. С другой стороны, с помощью такой системы обучения осуществляется постоянное обновление знаний базового уровня и получение специальных навыков, которые так необходимы в условиях современной экономики. Также можно сказать, что является своеобразным учением о постоянном совершенствовании человека и пожизненном развитии его способностей.

Система образования в России с позиции концепции непрерывности должна быть «достроена» новыми ступенями, которые были бы рассчитаны на все периоды человеческой жизни. В качестве главной цели управления в данной системе обучения должно быть рассмотрено постоянное развитие творческого мышления и потенциала человека. И в центре данной системы должен находиться сам человек, его желания и, конечно же, развитие его способностей.