Образование в Китае: особенности развития. Школьное образование в китае

Сегодня, глядя на успешную экономическую политику Поднебесной, трудно поверить в то, что до середины 20-го столетия более 80% ее населения было неграмотным.

Похожа китайская образовательная система на нашу и включает в себя такие ступени:

Сейчас последние две ступени действуют вместе, поочередно, с длительностью обучения 5 и 4, 6 и 3 или 9 лет. Вторая пользуется большей популярностью, то есть в начальной школе обучение длится 6 лет, а в неполной средней — 3 года.

  • Полная средняя школа — для подростков от 15 лет, где они пробудут 3 года.
  • Аспирантура.

Вместо средней школы система образования в Китае предусматривает и возможность для некоторых детей пойти в средние профессиональные училища. Они бывают 2 видов:

  • для тех, кто прошел неполную среднюю школу, то есть подростки в возрасте 15-16 лет. Обучение составит 4 (иногда 3) года;
  • для, тех, у кого за плечами полная школа, а это люди в возрасте до 22 лет. Им предстоит грызть гранит науки еще 2 года.

В Китае на бакалавриате университеты обучают людей в течение 4-5 лет.

Если речь о медицинском образовании в Китае, срок вырастает до 7-8 лет. Аспирантура здесь немного различна с нашей и готовит:

  • магистров (2-3 года);
  • докторов наук (3 года).

Возраст первых не может превышать отметку 40 лет, а вторых — 45.

Дошкольное образование

Детские сады Китая делятся на:

  • государственные;
  • частные.

Отдают туда детей в возрасте от 3 до 6 лет. Дошкольное китайское образование своей целью имеет подготовку малыша к обучению в школе, гармоничному освоению школьной программы. Обычно в одном детском садике учатся порядка 270 детей, по 26 человек в каждой группе. При этом 5% ребятишек остаются здесь и на всю ночь (кроме среды и субботы), остальных родители забирают в 18-00 домой, чтобы привести обратно к 8-00 утра. На одну группу учащихся припадает по 2 дипломированных воспитателя и 1 помощнику.

Среднее образование в стране

Система школьного образования в Китае платная и рассчитана на 9 лет. Ее целью является создание рабочего человека или его подготовка для поступления в вузы. Начальная школа на протяжении 6 лет детей обучает китайской грамоте, базовым знаниям о природе и обществе, много внимания уделяется физической культуре и патриотическому воспитанию. С 3 класса, помимо математики, китайского, этики, музыки и физкультуры, малыши начинают изучать иностранный язык. А уже с 4-го класса они каждый год по 2 недели работают на ферме и в мастерских, и раз в неделю осуществляют общественную деятельность.

Средняя школа в Китае — это 6-7 уроков ежедневно по будням. Жесткая дисциплина предполагает исключение ученика из-за пропуска 12 занятий без уважительной причины. За каждым учебным классом закреплен свой кабинет.

По окончанию седьмого класса ученики сдают в Китае экзамены, от результатов которых зависит поступление в школу высшей степени, а вслед за ней и в институт. Есть у этой страны знакомый нам ЕГЭ, по результатам которого лучшие ученики зачисляются в вузы. Его проводят в мае.

Для получения аттестата о среднем образовании в Китае необходимо также сдать экзамены по физике, языкам, биологии, математике, политологии и истории, информатике и химии.

Что касается ПТУ, то они рассчитаны на обучение в Китае кадров в области медицины, правовых наук, сельского хозяйства. Есть и особые технические учебные заведения, в которых готовят будущих работников текстильной, фармацевтической, сталелитейной и топливной промышленности. Наименее престижным считается сельскохозяйственное профессиональное образование в Китае, поэтому там учатся не 4 года, а 3.

Для иностранных учеников предусмотрен шанс получить знания в школах-пансионах частного характера, после выпуска из которых человеку будет вручен диплом о среднем образовании. Такой документ обычно двойного образца: китайского, и, например, английского. В эти пансионы принимают детей, достигших 9 лет. Соответственно, возможно обучение в Китае для россиян и представителей других национальностей.

В Инине есть и единственная русская школа в Китае. Она представляет собой начальную ступень образования, не имеет общежития, поэтому сюда принимают только детей из этого города. Здесь уроки ведутся как на китайском, так и на русском. Они состоят из математики, физкультуры, языковой грамоты и музыки.

Образование детей на каникулах

Каникулы у детей летом (с середины июля до конца августа) и зимой (с января до середины февраля), то есть дважды в год. Здесь, в отличие от России, дети занимаются все каникулы домашней работой, а некоторые из них еще и отправляются родителями на 2 недели за границу для посещения дополнительных образовательных курсов, например, для подтягивания английского языка.

Система высшего образования Китая

В Поднебесной более сотни государственных институтов и академий. Многие из них представляют собой целые студенческие городки. Выпускаясь, большинство людей сразу получает работу по распределению.

Что касается получения высшего образования в Китае иностранцами, то и это возможно. Вам понадобятся нотариально заверенные переводы, а также копии ранее полученных документов об образовании. Некоторые китайские вузы не требуют заверения у нотариуса, ограничиваясь подписью проректора по международным связям на материалах и проставлением гербовой печати.

Нострификация российских и китайских дипломов (то есть процедура признания иностранных дипломов эквивалентными) происходит чаще всего автоматически на основании Соглашения 1995 г. между государствами о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней. Говорит это о том, что граждане одной из стран получив образование в ней, могут продолжить его или приступить к работе по своей специальности в другой.

Для представителей других государств, с которыми аналогичные соглашения не подписаны, потребуется легализация документов. Она осуществляется в экстерриториальных представительствах государства выдачи, в МИДе или Министерстве юстиции.

Образование для русских

В стране функционирует более полутысячи вузов, которым предоставлены полномочия принимать на учебу иностранных студентов, в том числе из РФ. Большинство таких заведений предлагают обучение по 12 базовым специальностям:

  • агрономия,
  • военное дело,
  • естественные науки,
  • инженерия,
  • история,
  • математика,
  • медицина,
  • менеджмент,
  • педагогика,
  • философия,
  • экономика,
  • юриспруденция.

Именно юридическое образование в Китае пользуется наибольшим спросом. Основных языков обучения два: государственный и английский.

Такие вузы располагают центрами языковой подготовки для студентов из других стран. При этом степень знания китайского не имеет значения. За 1-2 года, овладев языком в достаточной мере, иностранные ученики допускаются к освоению дисциплин по желаемой специальности. Образование в Китае на английском также может иметь место.

Если студент хорошо успевает по учебе, то ему разрешается взять дополнительно изучение второй, отличной от базовой специальности. В таком случаем в его дипломе будут указаны набранные баллы по обеим.

Послевузовское образование

Аспирантура здесь двухуровневая. Чтобы начать получать магистерскую степень студенту необходимо иметь законченное образование бакалавра. Докторантура берет учащихся прошедших магистратуру. Обучение в ней проходит как на платной, так и на грантовой основе. Для поступления сюда иностранцу нужно владеть государственным языком минимум на 4 уровне квалификационного экзамена. Можно выбрать и обучение на английском, но стоимость обучения в Китае по данной программе значительно больше.

Программа обучения состоят из прослушивания лекции, сдачи экзаменов, выступления на семинарах и подготовки диссертационного исследования. Такая работа будет подвержена проверке системой поиска плагиата, допускается наличие 15% заимствованной информации.

О бесплатном образовании в Китае

Система высшего образования в Китае допускает и образование на основе бесплатной. Чтобы попасть на это обучение в учебное заведение Китая студенту необходимо выиграть специальный грант (полный или с частичной оплатой) на подготовку магистра, бакалавра или доктора, либо грант для студента, изучающего китайский как специальность.

Если человек, претендующий на получение бесплатного образования, в совершенстве знает государственный язык, то он может пытаться достичь стипендии HSK.

Есть также грант «Великая стена», программы коротких языковых курсов для учителей китайского, мэрские и другие стипендии.

Русскому доступно бесплатное обучение в Китае по стипендии правительства КНР для аккредитованных заведений и стипендии университета.

Для получения стипендии от института Конфуция вам надо показать высокие результаты по изучению китайского и культуры в любом из таких институтов. В РФ их насчитывается порядка 20, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Иркутске и Казани.

(2 Голосов)

Система образования в КНР имеет ряд специфических черт.

В отличие от других развивающихся стран, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского. Неграмотными в Китае остаются лишь 1517 % взрослого населения (47 % в Индии, 61 % в Бангладеш, 59 % в Пакистане, 27 % в Иране, 17 % в Турции). Лучше у КНР и тендерный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года: всего 4 % (44 % в Индии, 63 % в Бангладеш, 61 % в Пакистане, 10 % в Иране, 8 % в Турции).

Еще в 1986 г. «Закон КНР об обязательном образовании» ввел обязательное начальное обучение в большинстве районов страны. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах было введено обязательное среднее образования первой ступени.

Сегодня в Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучается более 200 млн человек. По Конституции Китая 9-летнее образование является обязательным, законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. Свыше половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие нарушения в развитии.

Система образования в КНР включает начальную и среднюю школу, а также среднее специальное и высшее образование. Срок обучения в начальной школе - 6 лет и 3 года в средней. В начальную школу в Китае поступает около 99 % детей 6-летнего возраста.

Приблизительно 73 % подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1 % ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Принципиальное отличие китайского школьного образования - его платный характер. Только в 2007 г. сельские дети были освобождены от оплаты за обучение (ранее такие меры были приняты в отношении бедных сельских районов Западного Китая). Цена для государства такого решения - более 10 млрд юаней.

В вузах КНР в 2001 г. обучалось примерно 12 млн студентов. Срок обучения - 3-6 лет. Число вузов и университетов немногим более 1 тыс. С 1981 г. введена система степеней - бакалавр, магистр и доктор наук. Срок обучения в вузе на 1-й ступени составляет 3 года, а для полного высшего образования от 4 до 6 лет. В магистратуре обучается около 300 тыс. чел. В число наиболее известных университетов входят Пекинский, университеты Цинхуа, Фудан, Нанькайский, Нанькийский, Уханьский, Цзиминский. В 2005 г. общее число выпускников вузов составило 4,4 млн чел., тогда как во всех странах ЕС вместе взятых 2,5 млн. Важно также, что превалирует в Китае техническое образование - выпуск в год около 650 тыс. чел. (220 тыс. в США и 100 тыс. в ЕС).

За последние 20 лет ученые степени в стране получили более 20 тыс. докторов наук. Подготовку докторских диссертаций ведут в настоящее время 160 тыс. аспирантов.

Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2,6 %). Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во-первых, в Китае существует сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн учащихся, срок обучения - 2-4 года), во-вторых, широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн человек). Лишь 10 % китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое обучение. Существует система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. С осеннего семестра 2007 г. все сельские учащиеся профучилищ, а также нуждающиеся из городских семей получат стипендию в 1500 юаней в год.

Ежегодно 12,5 млн выпускников школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и подготовки. Огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения.

За годы реформ 380 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, в том числе около 1 тыс. за государственный счет. В 1978 г. из Китая на учебу за границу выехало более 400 тыс. человек, свыше 10 тыс. в этот год вернулись обратно. В течение последних 10 лет более 50 % обладателей степени доктора технических наук обучались за границей. Свыше 100 тыс. обучавшихся за рубежом уже вернулись на родину. Китай занял первое место в мире по числу обучающихся за рубежом, сегодня ежегодно за рубеж уезжает более 25 тыс. чел., наибольшее число китайцев обучается в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Франции, Японии. В вузах США и Австралии шутят, что университет - это место, где русские преподаватели учат китайских студентов. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Согласно американской статистике, в США каждый пятый получающий степени PhD - китаец. Исключительно широка география зарубежного обучения: студентов из КНР принимают свыше 100 стран.

В последние пять лет динамичное развитие страны стало привлекать к возвращению из-за рубежа образованных этнических китайцев. Число «вернувшихся из-за моря», как называют их в Китае, непрерывно растет, а возвращаться есть кому: по данным Национального научного фонда (NSF) США из 276 тыс. иностранцев - обладателей докторских степеней, работающих в настоящее время (2007 г.) в США, 22 % - выходцы из Китая. Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. Значительное внимание уделяется привлечению талантов из стран США.

Систему образования в Китае часто квалифицируют как прагматическую и селективную. Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика - в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь способные ученики. Поступление же в вуз - настоящий праздник для выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают до 200-300 человек на место. Одаренные молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной «лестнице» - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т. п. Реформа высшего образования начата в 1993 г. с отмены госраспределения и постепенной отмены бесплатного образования. С 1997 г. высшее образование стало платным для всех: плата составляет 15-20 % себестоимости обучения, часто предприятие, на котором работал или будет работать студент, оплачивает учебу. Селективность системы высшего образования проявляется еще в одном: вузы страны делятся на несколько категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае и в Беларуси одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз категории (или более низкой категории), соответствующий набранным баллам.

Китайской традиции свойственен высочайший престиж образования, а также особое положение так называемых девять ведущих вузов и университетов страны.

Базовые оклады профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа, Нанкинский, Фуданьский, Чжуншань- ский и др.) составляют порядка 500 долл. в месяц (против 250300 долл. в других университетах и вузах), педагоги и научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций лицам с научными степенями предоставляются различные послабления типа разрешения рождения второго ребенка.

Еще одна особенность вузов КНР - значительное преобладание естественно-технических и прикладных специальностей (порядка 60 % студенческих мест против 14 % в США, 18 % в Голландии, 22 % в Таиланде, 26 % в Японии, 30 % в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями. Некоторые усматривают в этом нежелание КПК увеличивать прослойку гуманитариев, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой из-за перепроизводства политологов, юристов, журналистов и т. п. - многие выпускники с «престижными» профессиями оказываются без работы, пополняя ряды активной оппозиции и провоцируя молодежные и студенческие беспорядки. Поддержание существующей структуры вузовских специальностей в Китае продиктовано и соображениями экономии, а также стремлением в первую очередь получить инженеров, технологов, ученых естественнонаучного профиля.

Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем.

В 2007 г. принято решение восстановить бесплатное обучение в педагогических вузах Минобразования Китая при условии, что после окончания выпускники отработают два года в сельских школах или 10 лет в городских.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае - это учебные заведения, созданные на средства общественных организаций, научных ассоциаций граждан, предприятий, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности, родителей учеников). Китайскую политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

Традиционно патерналистская роль государства, согласно конфуцианской идеологии;

Запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ;

Активное привлечение общественности к управлению и финансированию НОУ;

Учащиеся НОУ пользуются теми же правами, что и государственные.

К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.

Таким образом, главной чертой государственной политики в отношении НОУ является то, что, гарантируя им политическую поддержку и контроль: «активное поощрение, всемерная поддержка, правильное ориентирование и усиленное управление», государство не оказывает им финансовой поддержки. Хотя есть реальные государственные привилегии, которые стимулируют создание НОУ - это предоставляемые правительством льготы по налогам, аренде помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности «бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами». Вот почему предприятиям выгодно открывать НОУ и на их территориях свои филиалы. Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельные элитные учебные заведения составляли в период зарождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготным ценам, филиалы предприятий, клубы и т. п., но и выгодой от связей с родителями учеников. Школы, созданные предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы было достаточно 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.

Организованные частными предпринимателями или компаниями школы носят их имена и названия, что повышает социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу. Среди учредителей НОУ немало зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы.

Юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять основных моделей:

Создание школы при поддержке правительства, т. е. на начальном этапе оно оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа сама не накопит средств. Пример такой модели - неполная средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители арендовали помещение, а также помогло с инвентарем;

Самостоятельное создание школ гражданином или группой лиц (часто на базе уже действовавших образовательных учреждений);

Создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным предприятием либо учреждением;

Акционерная форма;

Совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.

Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

1) Эффект НОУ проявился достаточно ярко: они облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 1990-х гг. аккумулировали более 10 млрд юаней (свыше 100 млн долл.) негосударственных средств. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ основным источником покрытия расходов. Поскольку 90 % НОУ в Китае - интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр. Взносы зависят от множества факторов и резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр.

Большинство частных и «народных» школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным, или даже превосходящих их по численности учащихся (500-1000 и более учеников), мало - не более 10 % всех НОУ.

Эта статья из раздела-инновационная политика китая , которая посвящена теме-система образования китай . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

1

Работа посвящена анализу системы образования в Китае, рассмотрены ступени образования: от дошкольного до высшего. Китай является лидером в мире по количеству населения и у страны есть своя уникальная система образования. Исследование показало, что в стране существует бесплатное девятилетнее школьное образование, обучение в старшем звене школы и в высших учебных заведениях является платным. Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Прием в университеты осуществляется по результатам единого государственного экзамена Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся: высокие проходные баллы в вузы и платное обучение.

система образования

уровни обучения

вузовское и профессиональное образование

1. Закон об обязательном образовании Китайской Народной Республики // Министерство Образования КНР [Электронный ресурс]. – URL:http://en.moe.gov.cn/Resources/Laws_and_Policies/ (дата обращения: 10.09.2017).

2. Хао Кэмин, Цай Кэюн. Развитие системы образования в КНР / Хао Кэмин, Цай Кэюн. – М.: НИИВСИ, 1989. – 43 с.

3. Хижина В.И. Современная система обязательного образования в Китае /В.И. Хижина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2014. – № 11. – С.75–78.

4. Краснова А.А. Развитие системы непрерывного образования в Китае /А.А. Краснова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 3. – С. 96–105.

5. Машкина О.А. Образование как фактор инновационного развития КНР /О.А. Машкина // Экономика образования. – 2011. – № 3. – С. 88–106.

6. Ван Ди. Система школьного образования в современном Китае /Ди Ван // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 1(14). – С. 11–13.

7. Суворова Е.А. Становление системы образования в Китае во второй половине ХХ в. /Е.А. Суворова // Россия и АТР. – 2015. – № 1(87). – С. 198–204.

8. Машкина О.А. Образование как приоритет социально-экономического развития КНР /О.А. Машкина // История и современность. – 2012. – № 2. – С. 197–203.

9. Ши Дань Дань. Система образования в Китае / Дань Дань Ши //Актуальные проблемы подготовки бакалавров и магистров в условиях становления уровневого образования: сборник научных статей / отв. редактор: Г. М. Федосимов. – Курган: Изд-во: Курганский гос. ун-т, 2016. – С. 222–225.

10. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае / Чэнь Чжаомин // Педагогика. Гуманитарный вектор. – 2010. – № 1. – С. 61–65.

11. Арефьев А.Л. Российские студенты в китайских вузах /А.Л. Арефьев // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С. 118–126.

Тенденцией развития постиндустриального общества является увеличение числа людей с высшим образованием. Однако рынок труда во многих странах говорит об их переизбытке и нехватке рабочих кадров. А как эту проблему решают в Китае? В связи с этим актуальным является изучение системы образования в Китае. Цель исследования - проанализировать структуру образования в Китайской народной республике, выяснить, насколько она соответствует запросам времени.

Был проведен теоретический анализ педагогической, исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы, привлечен опыт работы в Хэнаньском университете, интервью со студентами Китая, обучающимися в Чувашском государственном университете, и студентами ЧГУ им. И.Н. Ульянова, прошедших обучение по обмену в КНР.

Многие страны поддержали болонский процесс, переход к многоуровнему образованию, системе бакалавриата и магистратуры. В стороне не остался и Китай. Однако его система имеет ряд особенностей, отличных от других стран. Процесс получения знаний в Китае основан на плановом развитии общественного образования. Система образования в Китае, на первый взгляд, кажется сложной, но на самом деле каждый переход от одной ступени образования к другой помогает лучше понять способности учащегося и направить его в нужное русло дальнейшего обучения (рисунок).

Схема образования в КНР

Образовательная система включает: дошкольное образование, начальную школу, неполную и полную средние школы, университет, докторантуру.

Первый этап - это детский сад, его могут посещать дети с 3 лет. Дошкольные учреждения бывают двух типов: государственные и частные. Важно отметить, что посещение детского сада является частью образовательного процесса. Без его посещения детей не принимают в школу, так как именно здесь начинают изучать пинины, без которых невозможно освоение китайской письменности.

Достигнув 6-и летнего возраста, дети поступают в начальную школу или неполную среднюю школу, где обучаются 6 лет. В начальной школе большое внимание уделяется развитию творческого потенциала ребенка. Много времени дети проводят над занятиями по физическому воспитанию, учатся играть на музыкальных инструментах, совершенствуют знания по английскому и русскому языкам. Уроки начинаются в 7.00 утра. Каждое утро все учащиеся совместно с преподавателями занимаются физзарядкой. Затем с 8.00 до 12.00 изучаются естественно-математические дисциплины. С 12.00 до 13.00 перерыв на обед, в течение которого дети могут и поспать в школе, и после обеда проводятся еще три урока дисциплин гуманитарного цикла. Затем дети выполняют домашние задания и только к 16.00 они могут идти домой. Окончив начальную школу, учащиеся переходят в полную среднюю школу или в профессиональную среднюю школу, в которой обучаются 4 года. Уже на этом этапе дети, их родители должны определиться, будут ли ориентироваться на поступление в вуз или получение рабочей профессии.

Среднее образование делится на две ступени, каждая ступень состоит из трех лет обучения. Шестилетнее начальное обучение и трехлетнее обучение в средней школе первой ступени являются обязательными и бесплатными. В 1986 году в Китае был принят закон об 9-и летнем обязательном образовании . В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все учащиеся, окончившие начальную школу, могут поступить в среднюю школу по месту жительства .

Для поступления в среднюю школу высшей ступени учащиеся сдают конкурсные приемные экзамены. На высшей ступени учатся дети, успешно сдавшие вступительные экзамены. Особенностью китайского образования является то, что эта ступень является платной. Но если ученик не смог сдать экзамены, то никакая оплата его не спасет. Таким образом, образовательная политика Китая предъявляет жесткие требования как к знаниям школьников, так и отсеивает тех, кто в будущем будет не способен оплачивать свое обучение. Из трех лет обучения состоит и вторая ступень среднего образования. Частью ее является двухгодичная школа, где учащиеся разделяются на профессиональные и специализированные классы. Выпускники профессионально-технических средних школ могут поступать в средние профессиональные учебные заведения, где, как правило, обучение длится три года . Исследователь О.А. Машкина указывает, что два потока решают разные задачи. Общеобразовательные школы готовят школьников к поступлению в вуз, а профессиональные школы дают выпускникам знания, которые им позволят найти работу после завершения обучения . В общей сложности дети учатся 12 лет в средней полной общеобразовательной школе, и за все эти годы они несколько раз проходят жесточайший отбор в виде переводных отборочных экзаменов. На каждом этапе происходит отсеивание учащихся по интересам и способностям к изучению различных дисциплин. Учащиеся во всех учебных заведениях в Китае очень дисциплинированы. В школе строгое требование к пропускам, если учащийся пропускает без уважительной причины 12 уроков, то его отчисляют из средней школы. По окончании седьмого класса учащиеся должны пройти итоговое комплексное тестирование, и тех, кто успешно их проходит, ждет высшая школа (еще не вуз), которая является подготовительным этапом для поступления в университет. Для получения аттестата о школьном образовании каждому выпускнику необходимо сдать экзамены: математика, китайский язык, физика, иностранный язык, история, политология, биология и информатика. Для поступления в вуз необходимо каждому ученику сдать специальный экзамен по установленному правилу . Единый государственный экзамен действует с 1978 года . Те же дети, которые не сдали единый государственный экзамен, лишаются возможности в дальнейшем обучаться в вузах, их ждет профессиональная школа, где они получают рабочую профессию.

Основная цель общеобразовательных школ в КНР - сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны.

Профессионально-технический профиль подразделяется на: технический и профессиональный (сельскохозяйственный). В специально-технических школах (как колледжах в РФ) учащиеся в течение 4-х лет получают знания по различным профессиям. В основном востребованы такие специальности, как инженер топливно-энергетической, литейной, фармацевтической и легкой промышленности. В профессиональных школах в течение трех лет готовят работников сферы услуг и сельского хозяйства.

В вуз рекомендуются только самые лучшие выпускники школ. Абитуриенты сдают от четырех до семи вступительных экзаменов. Университеты сами назначают и количество экзаменов и разрабатывают свои программы. Самый большой конкурс в технических вузах, конкурсный отбор в них жесткий. На одно место претендуют от 150 до 300 абитуриентов. Кому посчастливилось поступить в долгожданный вуз, не могут позволить себе расслабиться и плохо учиться. В результате реформы управления вузами в 2007 г. в стране стало насчитываться 1908 государственных вузов, из них 443 - комплексные и многопрофильные университеты, 672 - естественнонаучные и технические, остальные - моноспециализированные вузы .

Учеба во всех учебных заведениях начинается в сентябре и состоит из двух семестров. Соответственно каникулы бывают в феврале один месяц и один месяц летом. Занятия в вузе начинаются с 8.00 и продолжаются до 18.30 с перерывом с 12.00 до 14.00. С половины седьмого до девяти вечера проводятся различные факультативы, которые обязательны для всех.

К пропускам занятий в вузах относятся серьезно. Количество трех пропусков без уважительной причины становится поводом для повторного года обучения. Студент может посещать занятия, но к экзаменам он не допускается. Ему приходится повторно обучаться на этом же семестре с другими студентами, повторно прослушать дисциплины, и лишь тогда он будет допущен к сессии. Если студент был отчислен из вуза, он лишается права восстанавливаться или обучаться в другом вузе. Такому студенту остается лишь приобрести рабочую профессию и идти работать.

Для того чтобы получить высшее профессиональное образование, в Китае нужно пройти специальные подготовительные курсы со сроком обучения 2 года, по окончании которых выпускники курса, сдав экзамены, направляются в университет. Во всех университетах двухуровневая система подготовки бакалавров и магистров. Самые талантливые рекомендуются вузами в докторантуру, где 2-3 года пишут диссертацию и получают степень доктора наук.

Учеба в университетах Китая платная, она составляет примерно от 700 до 6000 долларов в год в зависимости от престижности вуза. Оплата осуществляется в юанях. В зависимости от специальности она может варьироваться от 5000 до 10000 юаней. Это огромные деньги для среднего жителя страны, и поэтому многие родители берут кредит в банках для того, чтобы оплатить обучение детей. Но есть важная деталь, если выпускник вуза едет в сельскую местность работать по специальности, то кредит ему списывается. Если же выпускник занимается предпринимательством и открывает свое дело, то кредит ему приходится выплачивать банку в полном объеме. Можно получить и субсидию . Она может частично покрывать обучение. В 1993 году согласно «Программе реформирования и развития образования» была отменена система полного государственного обеспечения студентов . У китайских студентов есть поговорка «умный студент - богатый студент». Именно отличившиеся в обучении студенты получают стипендии и тем самым покрывают свои расходы.

Китайские студенты отличаются своей собранностью, дисциплинированностью и трудолюбием. Они понимают, что только обучение в вузе может им дать знания, престиж и будущую высокооплачиваемую работу. Для студентов государство делает все: все аудитории оснащены современной аппаратурой, в библиотеках есть электронные варианты книг, студенческие библиотеки работают до 22.00 вечера. Общежития для студентов расположены в студенческих городках и находятся недалеко от места учебы.

На всех факультетах обязательным является изучение иностранных языков. Возрастная шкала образования в КНР ориентирована с 3-х до 45 лет. В каждом вузе имеется свое издательство. В научных журналах за определенный небольшой гонорар публикуются статьи преподавателей и студентов. Сегодня образование в Китае стало доступно и иностранным гражданам. Китайское правительство выделяет ежегодно тысячи стипендий для бесплатного обучения иностранных студентов в их стране .

Таким образом, образовательный процесс начинается с детского сада, где дети получают первые знания о китайской письменности. Затем следует бесплатное школьное девятилетнее образование. Это позволяет получить общие знания всем детям, вне зависимости от благосостояния семьи. Далее обучение проходит по профилям, в зависимости от выбора направления учащегося: либо ориентация на вузовское образование, либо на профессиональное. Государственная образовательная политика направлена, таким образом, на раннюю диагностику профессиональной ориентации учащихся. Наличие профессиональных школ позволяет решить проблему профессиональных рабочих кадров. Платное вузовское образование, с одной стороны, ограничивает доступ к нему, с другой стороны, возможность получения стипендий (субсидий) за хорошую учебу стимулирует студентов быть лучшими в вузе. Болонская система позволяет китайским студентам при знании русского языка продолжить свое обучение в магистратуре в России. Таким образом, система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся, но и представляет им достойные условия для обучения и развития.

Библиографическая ссылка

Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26953 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение

Система Образования прочно вошла в нашу жизнь, ведь чтобы достичь определенных успехов и целей, уважаемый себя человек должен иметь высшее образование.

Система образования в каждой стране развивалась по-разному. Особенно бурное развитие в сфере образования за последнее время произошло в странах Азии.

Западную Европу уже охватил "восточный" бум - молодежь учит китайский, японский, монгольский языки, изучает культуру и традиции этих стран. Тем более что крупная азиатская страна Китай - наш сосед, и его влияние в мире с каждым годом растет. Так что изучение восточных языков -становится все более актуальным, и это не только дань моде, но и шанс получить хорошую работу. В Китае насчитывается более 2 тыс. университетов, колледжей и профессиональных высших школ, в которых обучается около 9 млн. человек. На бакалаврских программах в них обучается более 5,5 млн. студентов, на магистерских и докторских - около 300 тыс. студентов. Более 450 ВУЗов страны имеют право принимать на обучение иностранных студентов ("лаовайлюсюэшэн").

Особенности системы высшего образования Китая

Система высшего образования в Китае включает университеты, колледжи и профессиональные высшие школы. Большая часть университетов и колледжей действует под контролем Министерства образования страны - независимая организация, главная задача которой - организация и проведение первого цикла оценки на основе руководств, положений и критериев оценки Министерства образования и других образовательных учреждений. В настоящее время создано более 20 подобных агентств провинциального (регионального) уровня.

По результатам анализа системы высшего образования КНР можно сделать вывод, что это тщательно контролируемая и активно поддерживаемая государством стратегическая отрасль, получившая динамичное развитие в последние десятилетия реформ в республике. Хотя остаются ВУЗы, управляемые органами власти провинций и городов.

Интересно заметить, что в Китае университеты объединяются путем так называемого «слияния». Так Пекинский университет был слит с медицинским (Пекинская медицинская академия). Слияние вузов позволило осуществить глубокие перемены в системы образования, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса.

ВУЗы страны обеспечивают три уровня высшего образования:

Первая ступень предполагает 4-5 лет обучения и заканчивается присвоением степени бакалавра.

Вторая - рассчитана на 2-3 года обучения и завершается присвоением степени магистра (Magister).

Третья ступень предполагает 3 года обучения и завершается присвоением степени доктора. Ее получение предполагает сдачу экзаменов по основным предметам учебного курса и выполнение самостоятельного исследовательского проекта.

Поступление в вуз - настоящий праздник для выпускника средней школы: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.д. Платное образование преобладает, но на «платные места» абитуриенты поступают на общих основаниях. Иногда за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Тем не менее, у наиболее одаренных студентов остается возможность получить высшее образование бесплатно.

Интересно, что в зависимости от результатов, полученных на едином выпускном школьном экзамене (что-то вроде нашего ЕГЭ, который проводится в КНР одновременно по всей стране в мае), абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, который по категории в иерархии вузов соответствует набранным баллам, т.е. «высшей категории» или «категории провинциального уровня», «городского уровня» и т.д.

Учебный год к университетах Китая разделен на 2 семестра - осенний и весенний. Осенний начинается в сентябре, весенний - в марте. Летние каникулы июль и август, зимние - в период китайского Нового Года (конец января - февраль). Регистрация кандидатов на учебный год проходит с февраля по июнь.

Система высшего образования Китая уже сегодня может похвастаться международным авторитетом. Китайские выпускники работают в ведущих научных учреждениях в Северной Америке, Европе, Японии, Австралии и других странах. Ежегодно около 20 тысяч выпускников вузов Китая продолжают свое обучение в аспирантуре и докторантуре за рубежом. Много китайских студентов работает в Силиконовой долине, Уолл-стрит, преподает в университетах мирового класса. Китайское правительство подписало соглашения о взаимном признании дипломов с 64 странами и регионами, в том числе с Россией, Англией, Германией, Италией и другими.

Уже многие десятилетия развития системы высшего образования КНР проявляется ее главная особенность - серьезное преобладание в вузовских программах естественно-технических и прикладных дисциплин, порядка 60% (к примеру, в США данный показатель равен 14%, в Японии - 26%). Таким образом, если сравнить Китай с развитыми странами, то гуманитарии составляют относительно малую часть студенчества, за исключением, возможно, социологов. Данный факт можно объяснить в основном потребностями экономики.

Отличием также можно назвать и тот факт, что практически во всех университетах страны готовят специалистов по сельскому хозяйству (около 10% студентов). Не случайно весь мир говорит об успехах китайской аграрной науки.

Высокий уровень образования в ведущих ВУЗ-ах КНР признает и международное сообщество. Так, исследовательская структура международного высшего образования QS 8 сентября 2010 г. опубликовала новый рейтинг ведущих вузов мира, куда в первую 50-ку попали Сянганский университет, Сянганский университет науки и технологий, Сянганский университет китайского языка и Пекинский университет. Университет Цинхуа разместился на 54-й строчке, Тайваньский университет занял 94-е место. Сянганский университет впервые опередил Токийский и занял первое место среди высших учебных заведений Азии.

китай образование оценивание аспирантура