Рассказы для детей. Борис Житков

Детская литература всегда должна в собственной основе содержать вдохновение и талант. Борис Степанович Житков прежде всего исходил из уверенности в том, что она ни в коем разе не должна проявляться в качестве дополнения к литературе взрослой. Ведь большинство книг, которые обязательно будут читать дети, - это учебник жизни. Тот неоценимый опыт, который дети приобретают, читая книги, имеет точно такую же ценность, как и настоящий жизненный опыт.

Ребёнок всегда стремится копировать героев литературного произведения или же в открытую не любит их – в любом случае литературные произведения позволяют прямо и очень естественно влиться в реальную жизнь, занять сторону добра и бороться со злом. Именно поэтому Житков рассказы о животных писал таким замечательным языком.

Он очень отчеливо понимал, что любая книга, которая будет прочитана ребёнком, останется в памяти на всю его жизнь. Именно благодаря этому рассказы Бориса Житкова быстро дают детям ясное представление о взаимосвязанности поколений, доблести энтузиастов и тружеников.

Все рассказы Житкова представлены в формате прозы, но поэтичность его повествований ясно чувствуется в любой строчке. Писатель был убежден в том, что без памяти о своем детстве не имеет особго смысла создавать литературу для детей. Житков ясно и ярко учит детей определять где плохое и хорошее. Он делится с читателем своим неоценимым опытом, стремится наиболее точно передать все свои мысли, пытается привлечь ребенка к активному взаимодействию.

Писатель Борис Житков рассказы о животных создавал так, что они ярко отражают весь его богатый и искренний внутренний мир, его принципы и моральные идеалы. К примеру, в замечательном рассказе «Про слона» Житков рассуждает об уважении к чужому труду, а его рассказ «Мангуста» отчетливо передаёт энергию, силу и меткость русского языка. На нашем сайте мы пострались собрать как можно больше его произведений, поэтому читать рассказы Житкова, а также посмотреть весь их список, вы можете абсолюно бесплатно.

Всё творчество любимого писателя неразрывно связано с думами о детях и заботой о их воспитании. Он на протяжении всей своей недолгой жизни общался с ними, и, подобно профессиональному исследователю, изучал как его сказки и рассказы влияют на чуткие и добрые детские души.

Мы жили на море, и у моего папы была хорошая лодка с парусами. Я отлично умел на ней ходить - и на вёслах и под парусами. И всё равно одного меня папа никогда в море не пускал. А мне было двенадцать лет. Вот раз мы с сестрой Ниной узнали, что отец на два дня уезжает из дому, и мы затеяли уйти на шлюпке на ту сторону; а на той стороне залива стоял очень хорошенький домик...

Я очень хотел, чтобы у меня была настоящая, живая мангуста. Своя собственная. И я решил: когда наш пароход придет на остров Цейлон, я куплю себе мангусту и отдам все деньги, сколько ни спросят. И вот наш пароход у острова Цейлон. Я хотел скорей бежать на берег, скорей найти, где они продаются, эти зверьки. И вдруг к нам на пароход приходит черный человек (тамошние люди все...

Житков - русский советский писатель, автор множества рассказов, повестей, эссе естественнонаучной, героической и приключенческой тематики для детей и юношества, а также для взрослых, признанный мастер слова.

Родился Борис Житков 30 августа (11 сентября по новому стилю) в г.Новгороде (ныне - Великий Новгород) в интеллигентной семье. Отец, Степан Васильевич, преподавал в Учительском институте, был человеком широких демократических взглядов, всесторонне образованным, с ранних лет приобщил сына к математике, астрономии (в доме имелся телескоп). Мама, Татьяна Павловна, была пианисткой, аккомпаниатором. Сын с ранних лет владел музыкальной терминологией, увлекался балетом, учился играть на скрипке.

Семилетним мальчиком, Борис переезжает с родителями в Одессу. Детские годы на берегу моря, дружба с Корнеем Чуковским, революционные события 1905-го года отложили отпечаток на формирование молодого человека - романтика, правдоискателя, убежденно отстаивающего как в жизни, так и в своем творчестве приоритеты чести, мужества, добра, справедливости. По воспоминаниям сестры писателя, Боря день-деньской проводил в гавани, облазил все суда, заслушивался рассказами моряков, портовых рабочих. Часами пропадал в токарных и слесарных мастерских Русского общества пароходства и торговли. Научился строгать, пилить, вытачивать детали, мастерил модели яхт, кораблей. Он жадно впитывал все новое, неизведанное, интересное, полезное молодому парню - не неженке, не белоручке.

Поступление в Императорский Новороссийский университет в начале на математическое, а затем на естественное отделение - во многом сформировало личность молодого химика и ботаника. Обе кафедры предложили выпускнику 1906-го года остаться и преподавать в университете, вести научную работу. Но семья Б.Житкова к тому времени вновь готовилась к переезду - на этот раз в Санкт-Петербург. И Борис отправился в город на Неве, где приступил к учебе на кораблестроительном факультете Политехнического института, который успешно окончил в 1916-м году.

Дальнейшая биография писателя полна событий, как на земле, так и на море. Штурман, побывавший в Болгарии и Турции, Индии и на Мадагаскаре, исследователь рыбных потоков на Енисее, причем, судно, на котором пришлось работать, фактически было восстановлено им самостоятельно, с помощью ярославских плотников. Мичман Военно-Морского штаба, откомандированный в Англию для получения моторов для субмарин и самолетов. Студент-кораблестроитель в Копенгагене. Сразу после революции - инженер Одесского морского порта, директор сельского профтехучилища, преподаватель физики и химии на рабфаковских курсах в Одессе.

И вновь Петербург. 11 января 1924 года отмечен в дневнике писателя специальной записью «Калитка открылась!» Именно в этот день редакция альманаха «Воробей» одобрило к печати первый рассказ Б.Житкова.

Новые публикации открыли читателю замечательного, думающего собеседника, обладателя обширных знаний и умений, прекрасного рассказчика. "Над водой" и "Под водой", "Про слона", "Мария" и "Мэри" (все 1924) - вызвали неподдельный интерес у читающей публики. Вслед за ними вышли «Джарылгач» (1926), сказочная повесть «Элчан-Кайя» (1926), «Про обезьянку» (1927), «Кружечка под елочкой», (1929), «Морские истории» (1925-1937г.г.)

Тонкая наблюдательность, знание повадок представителей животного мира, умение рассказать о сложном простым, понятным языком - отличают циклы «Рассказы о животных» (1935), повесть «Удав» (1927), рассказ «Мангуста» (1935).

О том, как много пришлось писателю пережить, испытать, с какими мужественными людьми сталкивала его судьба, повествуют произведения «Черный парус» (1927), «На льдине» (1939), «Про эту книгу», «Свет без огня» (обе 1927), «Пароход» (1935).

Писателю присуще обостренное чувство справедливости, стремление возвысить добро, бесстрашие, смелость, самоотверженность. В юношеские годы Борис был свидетелем страшных еврейских погромов в Одессе. С тех пор герои его книг всегда на стороне слабых, обездоленных, тех, кому требуется защита, покровительство.

Борис Житков - яркий представитель нарождающийся в советском государстве «новой» литературы для детей и юношества, основы которой заложил Максим Горький. По мнению писателя, с детьми нужно разговаривать на равных, пробуждая в их душах потребности нравственного самосовершенствования. Но это невозможно без любознательности, без желания «всё потрогать своими руками», без стремления «все узнать и всему научиться». Особенно ярко проявились взгляды писателя на воспитание детей в его замечательной повести-энциклопедии «Что я видел» (1938). Мальчик Алеша в меру своих знаний и способностей отвечает на разнообразные вопросы малышей об окружающем нас мире.

Творчество Бориса Житкова, наряду с такими корифеями, как Виталий Бианки, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Евгений Чарушин, без сомнения, - золотой фонд детской литературы.

Писатель умер 19 октября 1938 года в Москве. До последнего дня он работал над рукописью. Интересные воспоминания о нем оставила сестра Корнея Чуковского Лидия.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Житков Борис Степанович представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

(1882-1938) русский писатель

За четырнадцать с половиной лет литературной работы Борис Степанович Житков написал 192 произведения, включая 38 маленьких рассказов для дошкольников. Кроме них, писатель создал 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений и 14 статей. Из общего числа написанных Борисом Житковым произведений 8 остались неопубликованными, а 29 вышли в свет после смерти писателя.

Борис Житков был из тех «бывалых людей», которых так настойчиво звал в детскую литературу М. Горький. Но далеко не все они умели рассказать детям о том, что испытали и увидели на своем веку. Житков умел это сделать. Он не только имел богатый житейский опыт, но и обладал разносторонними знаниями и редким даром повествователя-импровизатора.

Он до пожилых лет сохранил ненасытную любознательность и разнообразие интересов, какие бывают у ребят. Его увлечения то и дело менялись, но в каждом деле, за которое он брался, Борис Житков достигал настоящего мастерства. Он умел не только писать, у него были поистине золотые руки. Писатель прекрасно управлялся с рубанком, пилой, топором, знал толк в электротехнике и радиотехнике. Он всегда что-нибудь мастерил: то строил буер, то конструировал планер. По профессии Житков был инженером-химиком, кроме того, он окончил кораблестроительное отделение Политехнического института, а вдобавок, имел звание штурмана дальнего плавания.

Борис Житков пришел в литературу немолодым человеком - ему было уже за сорок, но к тому времени это был уже сложившийся писатель со своим стилем и почерком, с большим, накопленным за долгие годы материалом. Юные, да и взрослые читатели очень скоро узнали и полюбили этого живого и увлекательного собеседника, зоркого наблюдателя и умельца.

Многое, о чем Борис Степанович Житков рассказал в своих произведениях, было навеяно впечатлениями детства и юности, семейными преданиями.

Он родился летом, когда их семья жила на даче, в нескольких километрах от Новгорода, на высоком берегу реки Волхова. Борис был последним, четвертым ребенком в семье и единственным мальчиком.

Потом в своих произведениях, Борис Житков много писал о море, и это было не случайно. Его отец, Степан Васильевич, происходил из морской семьи: три его брата плавали на военных кораблях, все трое стали адмиралами, а двое из них - севастопольские герои. Четвертый брат был морским инженером и строил маяки на Черном море. Пятый утонул во время учебного кругосветного плавания, поэтому мать уговорила мужа не отдавать младшего сына в моряки.

Таким образом, Степан стал учиться в военной гимназии в Петербурге, хотя увлекался математикой и мечтал об университете. Но средств в семье не хватало, и он поступил в высшее Военно-инженерное училище, откуда его уже с последнего курса исключили за «вредное направление». Потом - уже за участие в революционных выступлениях студентов - его исключили и с четвертого курса Технологического института.

Тогда Степан Васильевич сдал экзамен на учителя, вскоре женился и начал работать в Новгороде в земской учительской семинарии. Он с увлечением занялся новым делом: написал учебники для учителей и учеников, разработал методику преподавания арифметики. По его инициативе было организовано Новгородское физико-математическое общество. Он был человеком общительным и умел объединить вокруг себя людей. И в то же время это был очень требовательный человек, если дело шло о выполнении долга, не терпел никакой небрежности. Того же он требовал и от детей. Вот в такой семье и в такой обстановке воспитывался будущий писатель.

Он многое перенял и от своей матери. Она была сиротой и росла у богатой тетки, которая старалась научить ее всему, что полагалось знать богатой барышне. Она училась в немецкой школе в Петербурге, занималась музыкой в консерватории и была ученицей Антона Рубинштейна . Тайком от тетки девушка посещала известные Владимирские курсы для женщин, которые стремились получить высшее образование.

Маленький Борис рос смышленым мальчиком. С раннего детства любил слушать рассказы Толстого для детей, «Конька-Горбунка», сказки Пушкина, которые читал ему отец. Они часто гуляли в новгородском Кремле, вокруг памятника тысячелетию России. Мальчик отличался хорошей памятью. Еще до поступления в гимназию он знал наизусть «Мцыри» и «Демона» Лермонтова, а затем всего «Евгения Онегина» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, а также многие стихотворения Некрасова и Алексея Толстого. Детских книг он никогда не читал, а сразу же стал знакомиться с классикой русской литературы.

Отца несколько раз переводили с места на место. Наконец в 1899 году семья переселилась в Одессу, где жили отцовские братья и сестра. Здесь Борис легко сдал экзамены в гимназию. Когда он учился в первом классе, то дети решили издавать домашний журнал. Рассказ Бориса из школьной жизни «Троянская война» оказался самым лучшим, самым длинным и самым интересным.

Потом им овладела страсть к путешествиям. В тринадцать лет он на грузовом пароходе совершил рейс Одесса-Батуми и обратно. После окончания шестого класса гимназии Борис совершил другую большую поездку, на этот раз по Кавказу.

Окончив гимназию, он поступил в Новороссийский университет на естественный факультет. По окончании университета он мог бы остаться там на кафедре химии или ботаники и заниматься научной работой, но решил по-другому. Через некоторое время Борис Житков поступает в Петербургский политехнический институт на кораблестроительное отделение. Очевидно, в этом сыграли свою роль семейные традиции, которые во многом были связаны с морем.

Практику Борис Степанович Житков проходил в Дании, где работал на механическом заводе. Плавал он на парусниках в Средиземном море и у анатолийских берегов, а в 1912 году находился в длительном плавании на океанском пароходе. Житков прошел все виды морской службы - от юнги до помощника капитана. Он работал в Николаеве на Русском судостроительном заводе, затем инспектором в Архангельске.

Во время войны 1914-1918 годов, Борис Житков служил в гардемаринских ротах. После краткого обучения он в звании мичмана отправился в Англию - принимать моторы для русских самолетов и подводных лодок. По делам ему пришлось побывать и во Франции.

После революции, Борис Житков работал заведующим технической школой в Тирасполе. В 1922 году он переехал в Одессу и стал преподавать физику и химию на рабфаке, а осенью 1923 года уехал в Петроград. Здесь он встретился со своим школьным товарищем Корнеем Чуковским , который и предложил ему написать то, что он так хорошо рассказывал детям. Чуковский направил Житкова в журнал «Воробей» к Самуилу Маршаку . В конце января 1924 года в печати появился первый рассказ Бориса Степановича Житкова «Шквал».

С тех пор он работает в Госиздате в качестве редактора научно-популярных книг, в детском журнале «Воробей» ведет рубрики «Как люди работают» и «Бродячий фотограф», потом придумал еще одну рубрику - «Мастеровой». Он пишет книгу «Паровоз» для издательства «Радуга» и сочиняет пьесу для Ленинградского театра юного зрителя. В это же время писатель работает в пионерской газете «Ленинские искры», а в конце лета 1925 года едет за свой счете Копенгаген и посылает оттуда корреспонденции для этой газеты «У пионеров Дании».

В 1926 году выходит из печати его сборник «Морские рассказы». Он работает много и упоенно, как будто спешит рассказать людям обо всем, что видел и знал. Борис Житков был первым, кто ввел в детскую литературу тему труда, выделяя его нравственные аспекты и моральные проблемы. Его безусловной заслугой было и то, что он нашел удачный синтез науки и искусства в созданной им научно-художественной литературе.

Но особенно Житков любил писать для детей и с удовольствием работал в журналах «Новый Робинзон», «Пионер», «Чиж», «еж», «Юный натуралист», а также в детском календаре, выдумывал книжки-картинки и книжки-игрушки, писал пьесы для Театра юного зрителя, сочинял тексты для диафильмов, хотел найти новые формы радиопредставлений для детей и мечтал о звуке в кино. Борис Степанович Житков всегда и во всем оставался верен себе, стараясь создавать интересные для детей произведения.

Писатель работал много и в редакции, и дома, где он писал свои произведения. Он постоянно разъезжал между Москвой и Ленинградом. Его здоровье не вызывало опасений, да и сам он никогда об этом не говорил. В начале августа 1938 года Борис Житков приехал в Москву. Здесь он вдруг почувствовал большую слабость. Начала подниматься температура, появились сильные боли между лопатками, и рентгеновский снимок показал рак легких.

Еще в октябре он живо интересовался делами своих товарищей, которые приходили к нему за советами, сам собирался работать дальше и думал о новых книгах. Но болезнь все-таки одолела талантливого писателя, и Борис Житков уже не вставал с постели, а 19 октября 1938 года умер. В то время ему исполнилось только 56 лет.

Бори́с Степа́нович Житко́в - русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.

Родился в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное – Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.
Печатался с 1924 – сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др. (морские повести в сб.Злое море , 1924; рассказы для детей Черная махалка , Дяденька , оба 1925;Джарылгач , 1926; Про обезьянку , 1927; Кружечка под елочкой , 1929;Белый домик , Мангуста , оба 1935; На льдине , 1939; циклы Морские истории , 1925–1937, Рассказы о животных , 1935; повести Удав , Черные парус , обе 1927; пьесы Пятый пост , 1927; Семь огней , 1929; сказочная повесть Элчан-Кайя , 1926; научно-художественный книги Про эту книгу ,Свет без огня , обе 1927; Пароход , 1935, книжки-самоделки, в т.ч. Одень меня , 1928).
Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т.ч. к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня.
Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия Что я видел (опубл. в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными.
Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и храбрый матрос и жадный хозяин в рассказе На воде , нищий матрос и корыстолюбивый капитан в рассказеПогибель , благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах Вата , Компас , Пекарня ), доброжелательно-назидательный – в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми своими видовыми поведенческими признаками, и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т.п.).
Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, автором незаконченной книги История корабля , циклаРассказы о технике , адресованного молодежи, романа для взрослыхВиктор Вавич (кн. 1–2, 1929–1937), рассказывающем, не без автобиографических реминисценций, о периоде революции 1905.
Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л.Н.Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей.
Умер Житков в Москве 19 октября 1938.

Творчество и биография Бориса Житкова не могут не привлечь внимания читателей. Долгий и впечатляющий путь этого автора к литературе говорит сам за себя. Житков начал писать еще в юности, но свою первую книгу издал, когда ему было за сорок. За это время он перепробовал множество самых разных профессий, путешествовал, занимался исследовательской работой. В основу многих рассказов и повестей легли события из реальной жизни.

Детство писателя

Житков Борис родился неподалеку от Новгорода 30.08.1882 года. Степан Васильевич, отец писателя, был преподавателем математики в Новгородской учительской семинарии и составителем учебников. Мать писателя, Татьяна Павловна, - пианисткой. В их доме всегда собирались профессора и ученые, музыканты и поэты. Частыми гостями в этой семье были и политические ссыльные, жившие у них до тех пор, пока не подыщут себе работу и жилье.

Много времени Житков проводил в ремесленных мастерских во дворе своего дома в Одессе, куда семья переехала, когда Борису исполнилось семь лет. Тут его интересовало все - инструменты, станки. Рабочие с удовольствием делились своими знаниями с любопытным и сообразительным мальчуганом.

У Житкова были приятельские отношения с токарями, слесарями, кочегарами, фабричными рабочими. Словом, с теми, кто принадлежал к социальным «низам». И они к нему относились уважительно, называя по имени-отчеству - Борис Степанович. Житков, хоть и находился постоянно среди людей, имел одну особенность - среди малознакомых людей он находился всегда в стороне и молча всматривался в окружающих. Он умел молчать.

Корней Чуковский, друг детства Житкова, пишет в своих воспоминаниях, что только спустя двадцать пять лет узнал, что все те «взрослые, бородатые» люди, с которыми водился Борис, работали в революционном подполье. Надежная и гостеприимная семья Житковых и после переезда в Одессу принимала активное участие в народовольческом движении.

Дети не оставались в стороне, с раннего возраста они оказывали посильную помощь подполью. Борис же был словно создан для такой работы - своей наигранной, барской надменностью и щегольским костюмом он не вызывал у полицейских никакого подозрения. Он с малолетства крутился в порту, общался с грузчиками и матросами. Борис был любимцем портовой ребятни, славился среди них как искусный рассказчик, поражая их историями о подвигах подпольщиков и капитанов.

Море, скрипка и дрессированный пес

Море Бориса манило с детства, а когда они переехали в Одессу он увидел воочию бескрайнее морские просторы и океанские судна. Отец поступил на службу в порту, и семья Житковых поселилась в гавани. Борис бегал по всем пароходам, спускался в машинное отделение, лазал по канатам, а по вечерам они с отцом катались на военной шлюпке.

Когда ему исполнилось одиннадцать лет, Житковым подарили парусную шлюпку и вскоре Борис научился ею виртуозно управлять. Друзья Житкова вспоминают, что в море с ними не раз могла случиться беда. Но Борис, необыкновенно ловкий и сильный, к тому же надежный и верный товарищ, всегда выходил из трудных ситуаций и никогда никого не оставлял в беде.

С ранних лет Борис Житков интересовался многими вещами, и увлечения его не знали границ. Благодаря своему упорству он всегда добивался отличных результатов. Увлекался фотографией, дрессировкой животных, метко стрелял, знал все созвездия на небе, прекрасно говорил на французском языке.

Математику, физику, астрономию и литературу любила вся семья Житковых. Одним из главных увлечений Бориса, была музыка, с детства он уделял игре на скрипке много времени. Гимназисты, которым довелось учиться с Житковым, вспоминают, как лохматый дрессированный пес провожал Бориса до школы, неся в зубах его скрипку.

В одном из писем своей сверстнице он так и писал, что «занимается музыкой так много, что знакомые говорят отцу, как бы Борис в консерваторию не удрал». Письма Житков писал с невиданной для подростка щедростью, в них он делился размышлениями, рассуждал о дальнейшем своем пути и образовании. Писал родственникам, друзьям, знакомым и всю жизнь вел дневники.

Образование и путешествия

Первое начальное образование Житков получил в частной французской школе, которую начал посещать с семи лет. Продолжил обучение во второй одесской прогимназии. Что удивительно, несмотря на свою разностороннюю образованность, в школе не был в числе первых учеников, перебивался с тройки на тройку.

Борис Житков долго сомневался, куда ему идти после окончания гимназии - в искусство или науку. Выбрал науку и в 1900 году приступил к изучению химии и математики в Новороссийском университете. В 1901 году перевелся на факультет естественных наук. В 1906 году Житков окончил Новороссийский университет.

Во время учебы Борис стал членом яхт-клуба, изучал парусники и участвовал в гонках яхт. В эти годы он побывал в Турции и Болгарии, Греции, во Франции, Румынии. И ему не составило труда сдать экзамен на звание морского штурмана. Между обучением в университете и институте Борис Степанович побывал в Сибири, принимая участие в экспедиции по Енисею.

Житкову поручили исследовать Енисей до Ледовитого океана, изучить обитающих в этих водах рыб. Судно прислали в полуразобранном виде. Житков вместе с ярославскими переселенцами собирает судно самостоятельно. Экспедиция прошла успешно, и на всю жизнь ему запомнилась трудовая хватка и мастерство ярославских плотников.

В 1909 году опять становится студентом - поступает в Политехнический институт в Петербурге на отделение кораблестроения. Каждое лето Житков проходил практику на заводах России и Дании. В 1912 году во время практики Житков совершает кругосветное плавание на учебном судне.

К тридцати годам, где только он не побывал - в Сингапуре и на острове Цейлон, в Гонконге и на Мадагаскаре. Прошел морскую службу от юнги до помощника капитана. В 1916 году Борис Степанович Житков получает чин мичмана и по распоряжению Военного штаба отбывает в Англию - принимать моторы для подводных лодок и самолетов.

Жизнь после революции

С малых лет помогая революционному подполью, во время революции 1905 года Житков не мог оставаться в стороне от этих событий. К этому времени он был уже закаленный и мужественный человек. В составе студенческого отряда он защищал от погромщиков еврейский квартал. Готовил нитроглицерин для бомб, доставлял в Одессу оружие из Варны, Констанцы или Измаила.

В 1917 года после возвращения из Англии Житкова арестовала царская охранка, но за неимением доказательств вынуждена была отпустить. И Борис Житков возвращается в Одессу, в родной порт инженером. После прихода белых в 1918 году он вынужден скрываться.

Советская власть установилась в Одессе в 1920 году. Житков руководит техническим училищем, преподает химию, физику и черчение на рабфаке. Но его тянет на большие заводы, он все еще считает себя инженером-кораблестроителем. Борис Степанович отправляется в Ленинград.

Страна еще не оправилась от гражданской войны, промышленность только начала восстанавливаться. Куда только не обращался по поводу работы Житков, но везде его ждал отказ. С просьбой о встрече он обращается к своему другу детства - Коле Корнейчуку.

Друг детства

В гимназии Житков был не особо общителен. Коля Корнейчук, будущий писатель Корней Чуковский, в своих воспоминаниях так и пишет, что не рассчитывал на дружбу с Житковым, так как они были очень разными. Корнейчук принадлежал к озорной и непоседливой «ватаге мальчишек», которые обитали на последних партах, на «Камчатке».

Житков же, напротив, всегда сидел в первых рядах, был серьезен, неразговорчив и казался надменным. Но Коле нравилось в Житкове все - его любознательность и то, что он живет в порту и дяди у него адмиралы, его дрессированный пес и даже его надменность.

Как-то Борис сам подошел к Коле - с тех пор и началась у них дружба. Он учил его всему - грести на лодке, завязыванию морских узлов, плаванию, французскому языку, гальванопластике. В 1897 году Борис предложил Коле пойти в поход - из Одессы в Киев пешком. По дороге между подростками произошла размолвка, и они расстались на годы.

Встретились они случайно в 1916 году. Коля был в составе делегации писателей в Лондоне, уже известный всем детский автор. Борис Житков в это время служил в Англии инженером в военном ведомстве. После памятной встречи они расстались друзьями, поддерживали переписку, но гражданская война внесла свои коррективы - пять лет Корней Чуковский ничего о Борисе не слышал.

И вот внезапно осенью 1923 года Борис появляется в его квартире и рассказывает о своих приключениях.

Первая книга

Корней Иванович заметил, с каким интересом его дети слушают Бориса. И предложил тому описать свои приключения. Вскоре Житков принес ему рукопись. Чуковский взял в руки карандаш, чтобы редактировать записи. Но отметил, что в этом нет необходимости, так как это работа человека, прошедшего серьезную литературную школу. И отнес рукопись Житкова в редакцию.

Книга называлась «Злое море», в нее вошли несколько рассказов - «Мэри» и «Мария», «Коржик Дмитрий», «Под водой». Благодаря Чуковскому знакомится с Маршаком Борис Житков. Рассказы для детей печатаются в журнале «Воробей», который Самуил Яковлевич в то время возглавлял. Не прошло и года, как имя Житкова стало привычным для юных читателей.

Творчество Бориса Житкова

С детства серьезный и настойчивый, не чурающийся никакого труда, Борис Степанович и в своих произведениях уделял место таким чертам, как трудолюбие, усердие, а главное - ответственность. По мысли писателя наглядные примеры великих людей должны подготовить юных читателей к труду и борьбе.

С восхищением описывает труд моряков, плотников, клепальщиков Борис Житков. Книги автора дают понять юным читателям, насколько ценен в коллективе человек-труженик, человек-творец. Это отражается в его произведениях: «Мираж», «Плотник».

Тех, кто относится неуважительно к труду, мастерству и умению, он отображает с отвращением. Отрицательные герои, наживающиеся на чужом труде, ярко представлены в его рассказах «Урок географии» и «С Новым годом!».

Морские истории

Еще в детстве смелый и находчивый, готовый всем прийти на помощь, Житков поднимает тему храбрости, и она проходит через многие его произведения, такие рассказы, как «Механик Салерно», «Над водой», «Тихон Матвеич», «Метель», «Сию мунуту-с!», «Погибель».

Рассказ «Пудя» также говорит о мужестве - дети признаются в своем проступке, чтобы оградить от наказания ни в чем не повинного пса. Не мог не рассказать своим читателям и о своей любви к путешествиям Борис Житков.

Книги рассказывают о море и смелых, по-настоящемц храбрых людях. Это находит отражение в его морских историях: «Джарылгач», «Шквал», «Компас», «Николай Исаич Пушкин», «Дяденька», «Черные паруса», «Ураган», «История корабля».

Рассказы о животных

Житкова всегда отличала любовь к животным, доброта и человечность по отношению к ним. И он не мог не отразить это в своих произведениях. В рассказе «Про слона» Житков очень ярко описывает тяжелую работу, которую приходится выполнять слонам. Люди не делают ничего, чтобы облегчить этот труд. Во время чтения этого рассказа становится стыдно за жестокосердие человека.

Его произведения учат доброму отношению к животным и пониманию. Таковы его рассказы: «Беспризорная кошка», «Волк», «Мышкин», «Галка», «Про обезьянку», «Медведь», «Мангуста».

Энциклопедия для маленьких

К 1934 году Житков написал уже целый цикл рассказов для дошкольников, он были опубликованы в журнале «Чиж»:

  • «Как слон спас хозяина от тигра»;
  • «Как я ловил человечков»;
  • «Как папа меня спасал»;
  • «Как толкнул один мальчик».

На тот момент его рассказы и повести были очень хорошо известны читателям среднего возраста. И в одном из своих писем он признался, что ему хочется написать что-то для совсем маленьких. Так появилась энциклопедия для малышей «Что я видел». Увлекательно рассказывает о впечатлениях своего детства Борис Житков.

Рассказы о Алеше, герое этого произведения, открывают перед детьми красочную природу и животных. Словами героя автор описывает свои путешествия и походы, рассказывает о людях, которые встречались ему на пути.

Немало Житковым было написано рассказов и повестей для детей. Его коллеги-писатели в своих письмах, отзывах, воспоминаниях отмечают, что произведения Бориса Степановича «трогают и печалят» читателя, «радуют» и заставляют ребенка сделать самостоятельно выводы.

Виктор Вавич

Автор, переживший первую русскую революцию, принимавший сам в ней активное участие, не мог оставить без внимания события тех лет. Роман «Виктор Вавич», посвященный этим трагическим событиям, он адресует взрослой аудитории. Ярко и реалистично описывает в романе характеры людей, их помыслы и мотивы. Произведение написано живым и простым языком.

Роман вышел после смерти писателя - своей главной работы Борис Житков так и не увидел. Это произведение отказались публиковать после рецензии А. Фадеева. Роман был запрещен к печати, и ни одна книга не была издана. Настолько детально и правдиво автор предал всю картину происходящего в те годы, что роман захватывает с первой минуты. Об этой книге Б. Пастернак написал, что это лучшее, написанное когда-либо о 1905 годе.

Книга была опубликована благодаря Лидии Чуковской - дочери известного писателя. Она сохранила рукописи романа, и он увидел свет в начале девяностых годов. Корней и Лидия Чуковская в своих воспоминаниях очень тепло отзываются о Житкове, искренне восхищаются его творчеством.

Невольно задумаешься, если такие требовательные к литературе люди высоко ценили его творчество, то его произведения определенно заслуживают внимания. И надо бы пересмотреть все его работы и перечитать.