Орешников виктор михайлович картины. Тайна исчезновения крупнейшей выставки соцреализма

Cоветский живописец , народный художник СССР (1969 г.), действительный член АХ СССР (1954 г.). Родился 7 января 1904 году в г. . С 1924 г. учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН ) в г. Ленинграде, который с успехом закончил в 1927 г.

Его учителями были К.С. Петров-Водкин и В.В. Беляев. Орешников не следовал стилю своих учителей напрямую, но, вероятно, именно от них он получил любовь к классическому искусству, его простоте и чистоте линий. Именно поэтому Виктора Михайловича Орешникова называют гением чистой красоты .

С 1933 по 1936 г. В.М. Орешников учится в аспирантуре при Академии Художеств под руководством И.И. Бродского.

Орешников всю свою творческую жизнь связал с институтом им. И.Е. Репина . После окончания института, он стал в нём преподавать и отдал этому делу пятьдесят лет своей жизни, а в 1953 году и возглавил его.

Великолепный портретист, Орешников много работал в этом жанре. Несколько сдержанные, несущие на себе печать официальной репрезентации, мужские портреты - рассказ о судьбе, духовном поиске человека. Модель написана так, чтобы у зрителей не осталось сомнений - перед ними выдающаяся личность.

Совсем другое дело его работы над женскими образами. Перед нами всегда олицетворения женственности. В них есть изящество и грация, которые не часто можно встретить в портретах, особенно советских, 20 века. Жемчужными переливами сверкает портрет примы Кировского театра Анны Шелест. Прекрасно одухотворенное лицо художницы Савельевой. И конечно муза , и любимая модель художника - его жена.

В каждой модели Орешников находил черты идеала гармоничной и потому вечной, неподвластной изменениям моды , красоты .

Желанной гармонией мироустройства дышат пейзажи мастера . Их главные герои свет, воздух и небо. Здесь царствуют тишина и покой. Виктор Орешников был художником, не искавшим драматических эффектов.

Его Ленинград похож на светлую, утреннюю грезу. Здесь нет места мрачным легендам, тоске и безысходности Петербурга Достоевского .

Зеленые луга, зимний лес, пышные стога, разнообразие деревьев, синее южное море: он писал разную природу, в разное время года. И каждый раз он влюблялся в изображаемый им объект.

Мир, созданный кистью Орешникова , разнообразен и отличается ясностью и кристальной чистотой горного источника. Художник умел видеть красоту сущего мира, талант редкий, особенно в наше время.

За время его работы в институте им. Репина он воспитал целую плеяду мастеров русского искусства - петербуржцев.

Среди них:

  • Б.С. Угаров - Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР и ее президент, профессор;
  • П.Т. Фомин - Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, профессор;
  • В.И. Рейхет - Народный художник России, профессор;
  • В.В. Пименов - Народный художник России, профессор;
  • А.К. Соколов - Заслуженный художник России, профессор;
  • А.Л. Королев - Заслуженный художник России, профессор.

Виктор Орешников (1904-1987) – народный художник СССР, мастер ленинградской школы живописи, классик периода поставангарда.

Виктор Михайлович Орешников родился в Перми, здесь он окончил городское реальное училище, а затем частную художественную школу им. И. И. Туранского. В 1924 году В. Орешников поступил в Ленинградский Высший художественно-технический институт, (в будущем ЛИЖСА им. И. Е. Репина).

Годы учёбы Виктора Орешникова пришлись на времена непрерывных экспериментов во всех областях художественного творчества. Но молодой художник, питающий интерес к реалистическому искусству, не проникся идеями авангардных течений, находя в них лишь своеобразную рутину, «с которой молодёжи приходилось бороться и противопоставлять этим тенденциям здоровое ощущение жизни». При том, что руководителем В. Орешникова в обновлённой Академии художеств был Кузьма Петров-Водкин, свою истинную школу будущий Народный художник нашёл в Эрмитаже. Наиболее сильное влияние на его творчество оказал Эль Греко – в экспрессивном искусстве этого мятежника времён испанского барокко восприимчивый героико-романтическому настроению Виктор Орешников нашёл ближайшую собственным чувствам и настроению манеру. Рассматривая его работы разных лет, можно увидеть мотивы, отсылающие к творчеству и других гениальных романтиков: Веласкеса, Риберы, Жерико, Ж. Л. Давида, Гойи. В 1930 году Орешников начинает преподавательскую деятельность (1930-1987, с 1953-1977 – ректор ЛИЖСА им. Репина), в 1933-м поступает в аспирантуру ЛИЖСА, где его руководителем становится И. И. Бродский. Начиная с 30-х, живопись В. Орешникова заметно меняется, в его работах становится заметным влияние французских импрессионистов и постимпрессионистов. Во время Великой Отечественной войны в эвакуации Орешников продолжает много трудиться, создаёт агитационные и сатирические плакаты, панно, рисунки для газет, портреты, картины, этюды. Первым большим полотном по возвращению в Ленинград становится «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» (1947, Санкт-Петербургский государственный университет). Впоследствии эта, и следующая масштабная работа художника – картина «В штабе обороны Петрограда (1917 год)» (1949, Третьяковская галерея), были отмечены высшей государственной наградой – Сталинской премией. Помимо историко-революционных картин, Виктор Орешников написал большое количество бытовых этюдов и эскизов, пейзажей и натюрмортов. За всю жизнь художником создано более ста портретов. Галерея лиц, запечатлённых мастером, включает родных и близких ему людей, и что особенно ценно, цвет художественной, творческой и научной интеллигенции 40-80-х годов. В. М. Орешников скончался 15 марта 1987 года. Выставка в «Петербургском художнике», посвящённая 111-й годовщине со дня его рождения, представляет картины, этюды, эскизы, акварели и рисунки, сохранённые семьёй его сына, известного петербургского художника Александра Орешникова.

    Орешников Виктор Михайлович - (р. 1904), советский живописец. Народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в ленинградском Вхутеине (1924 27). Преподаёт в ленинградской АХ ИЖСА (с 1930, ректор в 1957 77). Автор картин на историко… … Художественная энциклопедия

    Орешников Виктор Михайлович - (1904—1987), советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Ленинградском ВХУТЕИНе (1924—27), аспирантуре АХ (1933—36) у И. И. Бродского. Преподавал в ИЖСА (с 1930, в 1953—77… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Орешников Виктор Михайлович - [р. 7(20).1.1904, Пермь], советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Ленинграде во Вхутеине (1924 1927; в аспирантуре АХ 1933 36, у И. И. Бродского) Преподаёт в ленинградской АХ институте… … Большая советская энциклопедия

    ОРЕШНИКОВ Виктор Михайлович - (1904 87) российский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Исторические картины (В штабе обороны Петрограда, 1949), портреты (Б. Б. Пиотровский, 1970 71). Государственная премия СССР (1948, 1950) … Большой Энциклопедический словарь

    Орешников Виктор Михайлович - (1904 1987), советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Ленинградском ВХУТЕИНе (1924 27), аспирантуре АХ (1933 36) у И. И. Бродского. Преподавал в ИЖСА (с 1930, в 1953 77 ректор). Автор… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Орешников Виктор Михайлович - (1904 1987), живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Исторические картины («В штабе обороны Петрограда», 1949), портреты («Б. Б. Пиотровский», 1970 71). Государственная премия СССР (1948, 1950). * * *… … Энциклопедический словарь

    Орешников, Виктор Михайлович - Род. 1904, ум. 1987. Живописец, автор портретов, исторических полотен и др. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1948, 1950). С 1954 г. действительный член АХ СССР. Народный художник СССР (1969) … Большая биографическая энциклопедия

    Орешников, Виктор Михаилович

    Орешников Виктор Михаилович - Виктор Михайлович Орешников (род. 7(20)января 1904 г, в городе Пермь 1987 г.) советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член Академии Художеств СССР (1954). Жизнь и творчество Преподавал в ленинградском академическом… … Википедия

    Орешников - Орешников фамилия: Орешников, Алексей Васильевич (1855 1933) русский и советский нумизмат, член корреспондент Академии наук СССР Орешников, Виктор Михайлович (1904 1987) советский живописец Орешников, Роман Александрович (род.… … Википедия

В лучших традициях классического искусства. Виктор Орешников (1904-1987)



"Весна", 1963 год, картон, масло; (25x35 см)

Орешников Виктор Михайлович (1904-1987) - выдающийся российский живописец XX века, Народный художник СССР, действительный член Академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, руководитель учебной и творческой мастерских института живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств. С 1952 по 1977 год являлся ректором этого института. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, в Третьяковской галерее Москвы, в крупнейших музеях стран СНГ и во многих собраниях стран Европы, Азии и Америки.

Виктор Михайлович Орешников - представитель классического искусства изображения в живописи. Он не допускал декоративности без содержания в собственном творчестве, хотя высоко ценил творчество Анри Матисса. Он не позволял себе писать бессмысленных холстов, но декоративность и красота цветового решения были первостепенными в решении его композиций. Для В.М.Орешникова характерна композиционная выверенность даже коротких этюдных набросков. Его творческая личность сформировалась в отстаивании принципов великого классического искусства перед напором авангарда в ХХ веке, хотя сам он вышел из сезанизма и кубизма, которыми увлекался в раннем ученичестве. В 20-х - начале 30-х годов его учителями были К.С. Петров-Водкин и И.И. Бродский. Но он считал своими учителями Эль Греко, Тициана и Веласкеса.


"Деревенская улица", 1951 год, холст, масло; (42x64 см)





"Спящий сын", 1945 год, холст, масло; (70x88 см)


"Портрет ребёнка", 1921 год, холст, масло; (41x52 см)


"Полевые цветы", 1953 год, холст, масло, (50x42 см)


"Портрет Тамары", 1984 год, холст, масло; (84x69 см)


"Портрет Н.А.Абдулуевой", 1983 год, холст, темпера;(114x97 см)


"Портрет Наташи Мирошниковой", 1984 год, холст, масло; (96x76 см)


"Портрет сына", 1945 год, бумага, пастель; (33x28см)


(1947)

В конце 1944 года В. М. Орешников получил от Ленинградского государственного университета заказ на картину «В. И. Ленин на экзамене в университете». Картина была закончена осенью 1947 года и вызвала живой интерес зрителей.
Как известно, после ареста и ссылки за участие в студенческой сходке в Казанском университете Ленин напрасно стремился к возвращению в университет или к завершению своего образования за границей. И в том и другом ему было отказано.
Только благодаря упорству и настойчивости с огромным трудом Владимиру Ильичу удалось добиться разрешения закончить свое образование и держать экзамены экстерном. В 1891 году он блестяще выдержал экзамены в Петербургском университете, получил диплом 1-й степени. Разносторонние знания молодого Ленина, его глубокое понимание существа предмета произвели большое впечатление на профессуру университета.
Задача, стоявшая перед художником, была ответственна и трудна. В ее решении Орешников не имел возможности опираться на разработку аналогичного сюжета в советском искусстве. Он пошел своим путем, который и привел к созданию оригинальной композиции.
Трудность заключалась, кроме всего, в том, что художник должен был показать в молодом В. И. Ульянове, сдающем государственный экзамен, будущего Ленина, страстного революционера, создателя большевистской партии и вождя Великой Октябрьской социалистической революции. Эта задача могла легко толкнуть его на ложный путь передачи экспрессии, свойственной Ленину в более зрелом возрасте. В одном из эскизов художник попробовал придать молодому Ленину жест оратора, но сразу же почувствовал его искусственность в данной ситуации и отказался от такого решения.
На холсте изображена часть большого зала Петербургского университета. В центре перед столом экзаменационной комиссии стоит молодой Ленин. Группа взволнованных студентов сидит слева и сзади от центральной фигуры. Справа за столом - профессора Янсон, Сергеевич, Георгиевский, экзаменовавшие Ленина. Вся композиция строится на выражении центрального образа, на раскрытии его внутренней сущности. Поэтому все в картине подчинено ему.
Внутреннее пространство зала, в котором развертывается действие, ограничивается портретом в тяжелой золоченой раме, огромным, барочного рисунка камином в углу и частью боковой стены зала, поделенной пилястрами и украшенной лепкой. Орешников умело вводит архитектурный фон в свою композицию. Динамичные элементы этого фона способны отвлекать зрителя от основного действия в картине, если художник не поймет степень их необходимости для выражения общего замысла. Орешников правильно и тонко использовал архитектурный фон и попытался тесно связать его с самым существом композиции.
Вытянутость картины вверх и в связи с этим значительное место, уделенное стене, подчеркивают ощущение масштабов внутреннего пространства зала, несмотря на кажущуюся тесноту размещения большинства фигур. Пространственная свобода подчеркнута и цветом стен - белых с голубовато-сиреневым отливом, по силе тона контрастирующих с нижней частью холста.
Камин в углу, с аллегорическими женскими фигурами, обилием волют и кронштейнов, а также тяжелый багет официального портрета как бы объединяют группу профессоров за столом. Эта напряженность декоративных элементов подчеркивает содержание и смысл фигур, сидящих за столом, покрытым тяжелой зеленой скатертью с золотой бахромой.
Фигуры профессоров очень характерны, в их свободных позах и экспрессии сказалась профессиональная зрелость художника. Орешников использовал сохранившийся фотоматериал, ставший основой для передачи портретного сходства экзаменаторов, материал, который, однако, никак не связал художника, не привел к принужденности в фигурах. Очень выразительна поза и голова профессора Янсона, сидящего за дальним углом стола, на фоне камина. В этом образе художник старался синтезировать свои представления о профессуре старого, дореволюционного университета, начиная с внешнего вида и кончая внутренним психологическим содержанием. Профессор Сергеевич напряженно слушает Ленина и весь подался вперед, а сидящий на первом плане Георгиевский отпрянул от неожиданности.
Фигура последнего играет большую роль в композиции. Находясь ближе всего к зрителю, она как бы вводит его в круг событий картины. Эта фигура сильно освещена, и голова ее вылеплена интенсивней других. Контраст первоплановой фигуры с остальными создает известную пространственную убедительность, но вместе с тем не задерживает надолго глаз зрителя и не мешает восприятию главного в композиции. Кроме того, значение фигуры Георгиевского в картине заключается еще и в том, что она является прямой противоположностью Ленину. Ее движение связано с движением Ленина, и в этой связи - основной композиционный узел картины.
Противостояние этих двух образов основано на их внутреннем антагонизме, получившем свое внешнее выражение в движении и экспрессии фигур.
Ленин, вставший со стула, выпрямился во весь рост, следуя ходу своей мысли, повинуясь возбуждению и чувству своей правоты. Сила внутреннего убеждения его выражена в поднятой голове, в стремительном взгляде, как бы обращенном в будущее. Не случайно, что эта центральная фигура говорит прежде всего со зрителем, как бы беря его в свидетели своей правоты. Из всех персонажей картины только один Ленин обращается к зрителю. И в этой связи с ним зрителя - одно из существенных и положительных качеств композиции, выразивших стремление художника к созданию выпуклого, цельного образа, подчиняющего себе все остальное.
Правда, решение образа в картине отмечено и рядом недостатков. В движении фигуры не все обусловлено внутренним содержанием. Ее изогнутость и непонятное положение правой руки, опирающейся на спинку стула, лишает фигуру той конструктивности и собранности, которые должны были явиться решающими в образе.
Наиболее сильным в этом образе является голова. Помимо простого сходства, она наделена подлинной одухотворенностью. «Кажется, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и слова, насыщенные ею, блестят в воздухе», - писал Горький о Ленине. И эта степень ленинского вдохновения, так образно выраженная Горьким, угадывается в картине. Голова Ленина написана смело, с присущим Орешникову-портретисту характером живописного выражения.
В легком движении изображена группа студентов слева и сзади Ленина. Их взволнованность выражена в колеблющемся контуре фигур и в первой фигуре подавшегося вперед студента. Его судорожно сжатые руки и положение головы говорят о большом напряжении и внимании.
Живописная ткань картины строится на разработке синих, серебристых тонов, пронизывающих композицию. Причем существенную роль в этом играет локальный цвет формы, который у художника всегда имеет решающее значение. Безусловным достоинством Орешникова является глубокое понимание тона. На разработке тоновых качеств цвета и основана живописная выразительность картины.
Орешникову свойствен мягкий мазок, легко и свободно выражающий форму. Эта точность и завершенность мазка в сочетании с той ролью, какую играет использование тона, создает ту особенную мягкую живописную манеру, которая так характерна для этого художника.
Картина «В. И. Ленин на экзамене в университете» занимает одно из центральных мест в ряду произведений Орешникова.