Из какой сказки герой. Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок Д и из какой сказки герой цель

Развивающие игры для детей 6 - 8 лет по сказкам.

Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

Дидактические игры рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей, логопедов, учителей начальных классов и родителей.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным.
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, совместив игру и сказку получаются замечательные развивающие упражнения, которые пригодятся и педагогам ДОУ и учителям начальных классов.

В данной статье представлены игры со сказками:
-русская народная "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка";
-русская народная "Маша и медведь";
-русская народная "Три медведя";
-русская народная "Волк и семеро козлят";
-русская народная "Волк и лиса";
-русская народная "Морозко";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "По щучьему велению";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "Царевна-лягушка";
-русская народная "Колобок";
-украинская народная "Рукавичка";
-русская народная "Гуси-Лебеди";
-русская народная "Зимовье зверей";
-русская народная "Теремок";
-русская народная "Хаврошечка";
-русская народная "Снегурочка";
-русская народная "Репка";
-русская народная "Сивка-Бурка";
-русская народная "Золотая рыбка; (из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-А.С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях;
-Шарль Перро "Золушка";
-Шарль Перро "Кот в сапогах";
-Г.Х. Андерсен "Огниво";
-Г.Х. Андерсен "Русалочка";

Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- Учить детей узнавать знакомые сказки;
- Вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- Развивать интонационно-речевую выразительность;
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
- Развивать умение действовать согласованно.

ИГРА 1. "Чьи слова?"

Задание : «Кто говорит эти слова?»:
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.


«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.


«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.


«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.


«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.


"По щучьему велению, по моему хотению..." - Емеля


"Битый небитого везет" - Лисичка


"Избушка-избушка, повернись ко мне передом к лесу задом..." - Иван- Царевич


"Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" - Колобок


"Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой." - Ваня (Иван-дурак)


"Чего тебе надобно, старче?" - Золотая рыбка


"Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи." - Царица


"Но помни, как только часы пробьют двенадцать.." - фея – волшебница (Крестная)

ИГРА 2. "Растерянные буквы".

Задание : У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово.

*Морозко


*Огниво


*Золушка


*Гуси-Лебеди


*Колобок


*Репка


*Рукавичка


*Снегурочка


*Русалочка


*Хаврошечка

ИГРА 3. «Отгадай сказку».

Задание : Перечисляем персонажей сказки - дети отгадывают и называют сказку.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).


Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)
Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).


Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).


Туфелька, бал, Фея (Золушка)


Сапоги, шляпа, кот (Кот в сапогах)


Коза, козлята, волк (Волк и семеро козлят)
Печка, яблоня, молочная река, Баба-Яга (Гуси-Лебеди)


Бык, баран, свинья, гусь (Зимовье зверей)


Дед, бабка, внучка, Жучка (Репка)

Комар-Пискун, муха-горюха, мышка-погрызуха (Теремок)

Загадки про сказочных героев одни из пожалуй самых популярных среди детей наравне с загадками про животных.
Ведь загадки про сказочных героев интересны не только как развлечение, детям нравится их разгадывать особенно после прочтения сказки.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Семеро козлят

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Снегурочка

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Емеля

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Колобок

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Золушка

С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…
Снегурка

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах

КВН по сказкам Александра Сергеевича Пушкина

Дети разделены на две команды: «Лукоморье» и «Синеморье».

Учитель:

В клуб пришёл, не хмурь лица,
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель, ты не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья, начнём играть.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей и т.п. всё это очень интересно!
Сейчас мы вспомним любимые вами сказки Александра Сергеевича Пушкина и пригласим в гости героев сказки.

Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки и посмотрим, кто там живёт.
(Звучит мелодия песни «Где водятся волшебники?»)

1 конкурс: «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ГЕРОЙ?»


Учитель: Каждая команда получит список сказочных героев, где они должны угадать, из каких сказок эти герои.
(1 команда: старик со старухой; царь Дадон, колдун, три девицы;
2 команда: царица-мачеха, чёрт, шамаханская царица, белка)

Дети называют героев:
(1 команда: старик со старухой- «Сказка о рыбаке и рыбке»; царь Дадон – «Сказка о Золотом петушке», колдун – «Руслан и Людмила», три девицы – «Сказка о царе Салтане»;
2 команда: царица-мачеха – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», чёрт – «Сказка о попе и о работнике его Балде», шамаханская царица, белка)

2 конкурс: «ЛУЧШИЙ ЗНАТОК СКАЗОК А.С. ПУШКИНА?»

Учитель: А сейчас проведём конкурс «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина. Вы должны вспомнить строчки из сказок и прочитать их.
1 команда:

(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)


(Кири-ку-ку. Царству лёжа на боку)


(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)


(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…)

2 команда:
1. Какими слова обращался старик к золотой рыбке?
(Смилуйся, государыня рыбка!)

2. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
(Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.)

3. А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
(Я там был, мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.)
4. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке»?
(Сказка ложь да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

3 конкурс: «СОБЕРИ СТРОКУ ИЗ СКАЗКИ»
Учитель: Я предлагаю командам за 1 минуту собрать строчки из сказок Пушкина.
1 команде : Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее.
2 команде : Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.

4 конкурс: «КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?»
Учитель: Вот я только что получила телеграммы, но вот беда они не подписаны. Командам предлагается узнать, кто отправил телеграммы.
1 команде:
1. – Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! (Балда)
2. Вижу я, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (Молодая царевна)
2 команде:
1. В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене… (Третья сестрица)

2. Подарите мне девицу,
Шамаханскую царицу! (Мудрец)

5 конкурс: ВИКТОРИНА «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКИ ПУШКИНА?»
1 команде:
1. Кто так говорил: «Чего тебе надобно, старче?» (Золотая рыбка)
2. С помощью какого предмета, царица-мачеха умертвила молодую царевну? (Яблока)
3. Назови имя героя, который вместе со свой матерью попал на необитаемый остров в бочке? (князь Гвидон)
4. За какую плату нанялся работать Балда у попа? (3 щелчка)
5. Кого подарил царю Дадону Мудрец? (Золотого петушка)
2 команде:
1. Кто так говорил: « Дурачина, ты, простофиля!» (Старуха)
2. К кому обращался за помощью королевич Елисей, чтоб отыскать молодую царевну? (солнце, месяц, ветер)
3. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
4. К кому послал поп Балду за оброком?? (к чертям)
5. Кого нёс колдун через леса, через поля? (Руслана)

6 конкурс: КРОССВОРД ПО СКАЗКАМ

Кроссворд

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Тот, кого выудил из моря Балда? (бес)
2. Сколько раз закидывал старик невод? (три)
3. Как звали работника у попа? (Балда)
4. Что качалось в пещере на чугунных столбах? (гроб)
5. Под кого бесенок залез? (под кобылу)
6. С каким предметов всегда разговаривала царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)
7. Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (ветер)
8. За что работал Балда? (щелчки)
9. Что не заплатила бесы попу? (оброк)
10. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

11. Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер? (Салтан)
12. Кто помогал старику выполнять все желания старухи? (рыбка)
13. Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя? (33 богатыря)
14. Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов? (петушок)
15. Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)
16. С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)
17. Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)
18. Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове? (коршуна)
19. Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»? (орехи в золотой скорлупе)
20. Кого не смог обогнать бесёнок? (зайца)

Учитель: А сейчас подведём итоги КВН. (Награждение)

I конкурс «Разминка»

1команда

Вопросы задаются командам поочередно, если команда на вопрос ответить не может, пытается ответить другая команда. За правильный ответ команда получает лишние очки.

1. Слышала я как - то слова такие: «Кто много читает…», а вот дальше не помню. Продолжите

(Ответ: тот много знает)

(Ответ: учение)

3. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Вопрос для 1-ой команды:

Скажите, где находится эта волшебная страна?

(Эта страна в сказках Александра Сергеевича Пушкина)

Вопрос для второй команды:

Что означает само слово «лукоморье»?

(Лукоморье – излучина берега моря, залив)

4. Назовите, пожалуйста, день рождения царевны из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (6 января – в сочельник).

5. Что требовала старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Старуха хотела получить новое корыто, новую избу, потом стать столбовой дворянкой, владычицей морскою).

6. Чем занимаются богатыри из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», живя в лесу?

(Ответ: богатыри охраняют государство, охотятся)

7. Назовите главных героев «Сказки о царе Салтане»

(Ответ: главные герои «Сказки о царе Салтане» - царь, царица, повариха, ткачиха, баба Бабариха, царевич, Белая Лебедь, князь Гвидон)

8. Кого Балда назвал своим меньшим братом? (зайца)

9. За скольких человек ел и работал Балда?

(ел за четверых, работал за семерых)

Ведущая:

Закончен конкурс наш, и снова
Жюри мы предоставляем слово

А пока жюри подводит итоги двух конкурсов, мы поиграем с болельщиками.

В волшебном лесу Лукоморья много разных чудес. Помните, как сказано у Пушкина:

Там лес и дол видений полны…

Каких же видений полон лес?

Ответ:

Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон и дверей…
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама с собой;
Там царь Кощей над златом чахнет.

Слово жюри :

Жюри прошу вас, не томите
И выступленья оцените

II конкурс «Художники»

Ведущая:

Кто с детства любит рисование?
Настал и ваш черёд блеснуть.
Есть для художников задание.
Что ж, нарисуем что- нибудь

Этот конкурс для команд является домашним заданием. Команды представляют свои рисунки, и противоборствующие стороны отгадывают, герои каких сказок или предмет из какой сказки А.С.Пушкина изображены.


  • 1команда: орешек, шатер, шмель

  • 2 команда: цепь, корона, шлем
Ведущая:

Рисунки ваши просто класс!
Жюри сейчас оценку даст.

Вопросы к болельщикам:

У меня в руках волшебная корзинка. А в ней находятся предметы, которые принадлежат какой-то сказки А.С. Пушкина.

Из какой сказки эти предметы: яблоко, белочка, зеркало, петушок

(зрители отвечают)

Слово жюри:

III конкурс «Знаешь ли ты сказки А.С. Пушкина»

Блиц - турнир

(Вопросы задаются поочередно, если команда отгадать не может, то принимается ответ от другой команды и добавляется лишнее очко)

1. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)

2. Что кричал петушок, сидя на спице?

(«Кири- ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»)

3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

4. Как обращался старик к золотой рыбке?

(Смилуйся, государыня рыбка!)

5. Какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

(Я там был, мед пиво пил –
И усы лишь обмочил)

6. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?

(Три девицы по окном
Пряли поздно вечерком)

7. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке»

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

8. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…)

9. Как звали собаку в «Сказке о мертвой царевне»? (Соколко)

10. Что сделалось с попом после первого щелчка? (поп подпрыгнул до потолка)

Молодцы! Вы настоящие знатоки сказок А.С.Пушкина.

И как всегда жюри даем мы слово, чтоб подвели итог

Ученик:

Читает отрывок из «Сказки о царе Салтане»

IVконкурс « Сказочные объявления»

Ведущий:

У меня в руках конверт, в нем первый выпуск газеты «Волшебные известия», которые полностью посвящены публикациям сказочных объявлений.

Кто мог дать такое объявление?

1) Предлагаю свои услуги:


  • запрягать лошадь;

  • топить печь;

  • закупать продукты на рынке;

  • варить кашу;

  • нянчить детей.
Мой адрес…(Балда. «сказка о попе…)

2) Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес… Обращаться к …(Царице-мачехе из «Сказки о мертвой царевне»)

3) Тем, кто не может проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес…(«Сказка о золотом петушке»)

4) Кто желает поменять старое корыто на новое? Или квартиру на дом?

Обращаться к…. (Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

5) Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:


  • кругом лавки крытые коврами;

  • печь с лежанкой изразцовой;

  • под святыми стол дубовый.
Мой адрес… («сказка о мертвой царевне»)

6) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:


  • укусы правого и левого глаза;

  • волдыри на носу.
Начало ближайших занятий … (Сказка о царе Салтане»)

Слово жюри

V конкурс «Сказочные яблочки»

На доске расположены листы, вырезанные в виде яблок. С обратной стороны записаны вопросы. Игроки из команд подходят по очереди, берут по одному яблоку, читают вопрос вслух и отвечают на него.

С каких слов начинается «Сказка о попе …»

(Жил- был поп, толоконный лоб)

Последнее желание сварливой старухи? (Стать владычицей морскою)

С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?

(Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

Верный страж царя Додона? (Петушок)

В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?

(В комара, муху, шмеля)

Чем потчевали старуху бояре да дворяне в царских палатах?

(Заморскими винами, печатными пряниками)

Из чего сделан Петушок? (из золота)

Где жили черти из «Сказки о попе и работнике его Балде? (в море)

Ученик:

Читает отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

VI. Кроссворд

Вписать в вертикальные клетки ответы на вопросы:

1. Кто звал балду тятей? (попенок)

2. Как назывался остров, мимо которого проплывали корабли в царство Салтана? (Буян)

3. В кого превратился злой Чародей, чтобы погубить царевну Лебедь? (коршун)

4. Одежда, в которой старуха стояла на крыльце терема, поджидая старика? (душегрейка)

5. Чем заедала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (пряник)

6. Ветхое жилье старика и старухи. (землянка)

VI I конкурс «Домашнее задание»

Каждая команда показывает сценку из сказки Пушкина.

«Книголюбы»- отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

«СОЦ – мамы» - отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке»

Ведущий:

Зря волновалась я в начале
Команды нас не подкачали
Они старались, и сейчас
Жюри свою оценку даст.
Жюри подведите итоги
Да будьте милы и нестроги

Класс делится на две команды «Сказочники» и «Умная сказка».

Итак, друзья, начнём программу

Затей у нас большой запас:

А для кого они?

ДЛЯ ВАС!

Мы знаем вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет интересней для детворы,

Чем наши волшебные сказки .

Ведущий (учитель): «Ребята! Сегодня у нас праздник, на котором мы покажем, кто лучше вспомнит произведения и факты жизни русского поэта А. С. Пушки­на.

Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, и смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.

1 конкурс. Вопросы по биографии А.С.Пушкина

Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:

В каком году родился А. С. Пушкин? (1799)

В каком городе родился Пушкин? (в Москве)

Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, На­дежда Осиповна)

В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царско­сельском лицее)

Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Оль­га и брат Лев)

К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?... (к няне Арине Родионовне)

О каком городе Пушкин писал: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».

(О Петербурге)

2 конкурс «Разминка».

Назвать героев сказок А.С.Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Руслан и Людмила»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,

«Сказка о царе Салтане…»,

«Сказка о попе и его работнике Балде».

3 конкурс. Блиц-викторина по произведениям А. С. Пушкина :

1) Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Яблоком)

2) Мимо какого острова проплывали гости-господа? (мимо острова Буяна)

3) В какой сказке Пушкина «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?» («Сказка о царе Салтане»)

4) От кого князь Гвидон спас царевну-Лебедь? («Ты не коршуна убил, Чародея погубил»)

5) В кого превратила царевна-Лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)

6) В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салта­не»)

7) В поэме «Руслан и Людмила» есть такая строчка: «Там чудеса, там леший бродит...». Кто такой леший? (Леший - в славянской мифологии - хозяин леса)

8) Из какой это сказки:

Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе,

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья? (из «Сказки о царе Салтане»)

9) Из какой это сказки:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

10) А эти вопросы об известной всем вам сказке А. С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»:

Сколько лет рыбачал старик? («... он рыбачил 30лет и 3 года»).

Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (2 раза).

Кем предстала перед стариком его старуха в пер­вый раз? (Столбовой дворянкой)

Сколько времени была царицей старуха? («вот не­деля, другая проходит»... - две недели)

Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Че­тыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица)

Последнее желание сварливой старухи? («... стать владычицей морскою»)

И что из этого получилось? Какой вывод можно сде­лать?

11) В синем небе звёзды блещут.

В синем море волны плещут. («Сказка о царе Салтане…»)

12) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет («Сказка о царе Салтане…»)

13) В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)

14) Как изображает А.С.Пушкин царевну-лебедь? (Месяц под косой горит )

15) Кто говорит:

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее. »

4 конкурс «Лучший знаток сказок и произведений А.С.Пушкина».

1. Из какой сказки эти строки:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

2. Что кричал петушок на спице?

(Кири-ка-ку царствуй лёжа на боку )

3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб.

Что же приговаривал Балда с укоризной?

(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной).

4. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

(Жил старик со своею старухой у самого синего моря).

5. Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

(Смилуйся государыня рыбка… )

6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?

(Три девицы под окном пряли поздно вечерком… ).

7. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?

(Я там был, мёд, пиво пил – и усы лишь обмочил. )

8. Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намёк.

Добрым молодцам урок!)

5 конкурс «Знаешь ли ты…»

Что ответило зеркальце злой мачехе в конце сказки?

Что пообещал царь Дадон мудрецу?

Ведущий: «А сейчас, ребята, посмотрите на эти таблич­ки-на них последние слова строчек четверостиший из знаменитых стихотворений А. С. Пушкина. Вы должны вспомнить и прочитать все четверостишие и назвать произведение:

1. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью, кот ученый

Все ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила»)

2. Зима, крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью, как-нибудь. («Евгений Онегин»)

3. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. («Зимний вечер»)

6 конкурс – Конкурс чтецов .

Рассказать наизусть любое стихотворение А.С. Пушкина.

7 конкурс «Кто отправил эти телеграммы».

Да вот верёвкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить. (Балда)

Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола

Горе! Смерть моя пришла! (Царь Дадон)

Ведущий: А теперь подведем итоги викторины и назо­вем лучшего знатока сказок А. С. Пушкина.

Методическая разработка урока - викторины по литературному чтению в 4 классе. Обобщение знаний

Здравствуйте, ребята!

Скажите, а вы любите сказки?

А какие бывают сказки? (Ответы детей).

А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки.

Для вас, я приготовила несколько конкурсов, правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали.

Итак, для начала мы проведем «Разминку».. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.

1. На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке

Ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина -

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный,

Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка - праздник

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Задание: №1. «Сказочный вопрос» предлагается командам на время (за 1 минуту) отгадать как можно больше сказочных вопросов. Засекается время, ведущий быстро читает вопросы, участники команды отвечают не раздумывая.

1 отряд «Атом»

1. Персонаж из русской народной сказки, которого хотели съесть многие, но съела одно очень хитрая героиня. (Колобок.)

2. Транспортное средство злобной старушки. (Ступа.)

3. Не низкое, не высокое жилище. (Теремок.)

4. Как фамилия у почталь-она из книги Э.Успенского «Дядя Федор»? (Печкин.)

5. Как звали друга малыша, который любил говорить так: «Я мужчина в самом расцвете сил. (Карл-сон.)

6. Этот персонаж маскировался под тучку. (Винни-Пух.)

7. Что отдала черепаха Тортила Буратину? (Золотой ключик)

8. Мама золотого и простого яиц. (Курочка Ряба.)

9. Как звали трех поросят? (Наф-наф, Нуф-нуф и Ниф-ниф)

10. Кто из героев свистел сильнее всех? (Соловей-разбойник)

11. Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубого.)

12. Как зовут героиню, которая жила с семи гномами? (Белоснежка)

13. Чья смерть находится в яйце? (Кощея)

2 отряд «Экстремалы»

1. Как звали кота и собаку, которые жили с дядей Федором?. (кот Матроскин и Шарик)

2. Назовите героев сказок, которые исполняли желания других?. (Щука, золотая рыбка)

3. Чем служила скорлупа для Дюймовочки? (Кроватью)

4. Что нашла Муха-Цоко-туха? (Денежку)

5. У какого поросенка оказался самый крепкий домик? (Наф-Наф.)

6. В кого превратился Гадкий утенок? (Лебедь.)

7. От этих птиц прятались Машенька с братцем Ва-нюшей. (Гуси-лебеди.)

8. Как звали девочку, которая обхитрила медведя? (Маша)

9. Сказочная луковичка. (Чиполлино.)

10. Кто помогал героине сказки «Крошечка-Хаврошечка»? (Корова)

11. В какой сказке зелёная жительница болота превратилась в красавицу-принцессу? (Царевна-лягушка)

12. Какое угощение приготовила Лисичка для своего кума в сказке "Лиса и Журавль"? (Каша)

13. Как звали мальчика, который вырос в волчьей стаи? (Маугли).

2. Средство передвижения Емели. (Печь)

3. С помощью данного предмета Винни-Пух пытался добыть мед. (Воздушный шарик.)

4. Какая птица помогла Дюймовочке улететь подальше от крота? (Ласточка.)

5. Про эту часть транспортного средства пел Кроко-дил Гена. (Про вагон, песня «Голубой вагон».)

6. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)

7. Кто с кем такой дележ устраивал: “Твои ввершки, а мои корешки” (Мужик с медведем в сказке “Мужик и медведь”.)

8. Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка)

9.Каким фруктом отравилась царевна из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»? (Яблоком отравленным)

10. Из какого цветка появилась Дюймовочка? (Из тюльпана)

11. На каком животном в одной из русских народных сказок женился Иван-царевич? (Лягушки)

12. В какой сказке Лисичка пела песенку со словами: "Выгляни в окошко, дам тебе горошка!.." (Кот, петух и лиса)

13. Какую песенку пела белочка в в одной из сказок А.С.Пушкина? (Во саду ли в огороде).

Задание: № 2. «Угадай героя»

Угадайте героев сказок и мультфильмов, за каждый правильный ответ 1 балл.

(раздать листочки)

1 отряд «Атом»

1. Чомокайвдю — Дюймовочка.

2. Оводняй — Водяной.

3. Абба-гая — Баба-яга.

4. Иболтай — Айболит.

2 отряд «Экстремалы»

5. Акшлякоп — Шапокляк.

6. Ахум-ухацокот — Муха-Цокотуха.

7. Брониноз — Робинзон.

8. Беймарал — Бармалей.

3 отряд «Кипиш»

9. Кучкинлещ — Щелкунчик.

10. Еккон-гробунок — Конек-горбунок.

11. Роколь вел — Король Лев.

12. Блескожена — Белоснежка.

Задание: № 3. «Волшебный сундучок»

Показываю предметы из разных сказок, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука - «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька - «Золушка»

Монетка - «Муха-цокотуха»

Зеркало - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо - «Курочка Ряба»

Яблоко - «Гуси-лебеди»

Задание: № 4. «Выбор»

Представители команд вытягивают задание на карточке и после обсуждения дают вариант ответа. За правильный ответ - 1 балл. (Чем смешнее будут варианты ответов, тем интереснее будет ребятам искать правильный ответ.)

1. Какому герою принадлежат эти предметы: шляпа, шпага, сапоги, перья?

а) коту в сапогах;

б) Буратино;

в) Красной Шапочке;

г) крокодилу Гене.

2. Какое из этих слов выложил Кай?

а) теплота;

б) вечность;

в) молодость;

г) снежинка.

3. Среди этих цветов есть и те, которые собирала падчерица из сказки «Двенадцать месяцев». Какие?

а) ландыши;

б) подснежники;

в) васильки;

г) ромашки.

1. Как звали домоправительницу в семье Малыша?

а) фрекен Чок;

б) фрекен Бок;

в) Мэри Поппинс;

г) Матильда.

2. Кто получил в подарок на день рождения мед, сапожки, варенье?

а) Винни-Пух;

б) Карлсон;

в) Муха-Цокотуха;

г) Незнайка.

3. Осел по дороге в город Бремен встретил собаку, кота и…

б) петуха;

в) рыцаря печального образа;

г) комарика на воздушном шарике.

1. Кому принадлежала золотая туфелька, потерянная на балу?

а) Мальвине;

б) Золушке;

в) Василисе Прекрасной;

г) Царевне-лягушке.

2. Кому принадлежит фраза: «Ребята, давайте жить дружно»?

а) котенку по имени Гав;

б) старухе Шапокляк;

в) коту Леопольду;

г) Чебурашке.

3. Какое ученое звание было у Карабаса-Барабаса?

а) доцент;

б) профессор кислых щей;

в) магистр чистых тарелок;

г) доктор кукольных наук.

Задание: № 5 «Сказочный наряд»

ведущий предлагает командам построиться в 3 колонны. Выбирается по одному участнику от команды, которого будут наряжать. Он становится напротив своей команды на другом конце зала. Посередине в общей куче лежат костюмы сказочных героев (принцессы, бабы-яги и др.).

По сигналу под музыку командам предлагается нарядить своих участников, подбегая по одному.

Оценивается скорость и оригинальность наряда.

Задание: № 6 . «Эрудит»

Задание: составить как можно больше слов из слова СНЕГУРОЧКА за определенное время. Это должны быть нарицательные имена существительные в единственном числе.

Варианты: снег, рог, сор, роса, нос, сон, кон, ар, сук, коса, оса, река, ручка, рок, ранг, чеснок, сера, гора, рагу, круг, сок, окно горе и др.

Задание: №7. «Кроссворд» (раздать листочки с кроссвордом)

2-ой ведущий предлагает участникам игры отгадать сказочный кроссворд: “Ребята, вам надо вспомнить сказки и сказочные слова из них, и помочь мне - я начинаю, а вы дополняете”. Команды отгадывают слова по очереди.

Гусли - … (самогуды)

Сапоги - … (скороходы)

Лягушка - … (квакушка)

Коза - … (дереза)

Ковёр - … (самолёт)

Лисичка - … (сестричка)

Конёк - … (горбунок)

Шапка - … (невидимка)

Скатерть - … (самобранка)

Ребята, найдите главное слово. Что у нас получилось? Правильно - СКАЗОЧНИК! Молодцы! Значит, все слова в кроссворде отгаданы правильно!”

Задание: № 8. «Сказочные герои»

На плакате картинки сказочных героев:

1 - Винни-Пух;

2 - Буратино;

3 - Незнайка;

4 - Айболит;

5 - Львенок.

Задание: прослушать вопрос и показать карточку с цифрой, соответствующей правильному ответу. Для большего интереса можно предложить вариант ответа 0 (ноль), что означает, что ни один из героев не подходит для ответа.

1. Кто всех излечит, исцелит? (4)

2. Кто ходит в гости по утрам? (1)

3. Мальчик с деревянным носом. (2)

4. Кто на солнышке лежал? (5)

5. Непоседа-коротышка из Цветочного города, который попадал в смешные истории. (3)

6. У кого была злая сестра Варвара, которая не любила животных? (4)

7. Большой любитель меда. (1)

8. Его место жительства - Цветочный город. (3)

9. Кому могут принадлежать предметы?

Бочонок меда. (1)

Градусник. (4)

Широкополая шляпа. (3)

Золотой ключик. (2)

10. Чьи это друзья?

Ослик Иа. (1)

Черепашка. (5)

Пьеро и Мальвина. (2)

Винтик и Шпунтик. (3)

11. Кто совершил следующие поступки?

Открыл больницу для зверей. (4)

Проткнул носом холст с нарисованным очагом. (2)

Застрял при выходе из норы, потому что объелся. (1)

Долго загорал. (5)

Поехал в Африку спасать обезьян. (4)

Жюри подводит итоги, а мы…

Вот и подошла наша игра к концу. Пока жюри будет подсчитывать количество жетонов, и выбирать победителя - вам предлагается порисовать”.

Рисовальная пауза “Колобок на новый лад

1-ый ведущий предлагает детям разбиться на пары - третьеклассник и первоклассник. Каждая пара подходит к ведущему и вытягивает листочек с заданием, берёт один на двоих лист А3 и цветные мелки. Пары выбирают себе место на полу и сидя или лёжа рисуют задание. Время на выполнение - 10-15 минут.

Задания:

Нарисуйте портрет бабушки с дедушкой и внучкой.

Нарисуйте, как бабушка держит в руках баночку варенья.

Рядом стол, а на нём - грибы и банка солёных огурцов.

Нарисуйте, как Дед и бабка стоят на кухне и разговаривают.

Нарисуйте, как Бабка замесила тесто, положила его на лопату и суёт в печь.

Нарисуйте, как Внучка Машенька нарядная (у неё день рождения) готовит на стол: сладости, чашки. На столе красивая скатерть.

Нарисуйте, как Дед достаёт из печки колобок. И завязывает на него платок.

Нарисуйте, как Колобок спрыгнул с окошка и покатился в лес по тропинке.

Нарисуйте, как Колобок в лесу встретился с волком.

Нарисуйте, как Колобок и волк с букетом цветов идут по дорожке.

Нарисуйте, как Колобок встретил в лесу медведя.

Нарисуйте, как Колобок и медведь с бочонком мёда идут по дорожке.

Нарисуйте, как Колобок встречает зайца. У зайца в лапах морковка.

Нарисуйте, как Колобок встречает в лесу рыжую лису.

Внучка держит в руках колобка и разговаривает с ним.

Когда участники будут готовы, ведущий начинает читать сказку “Колобок на новый лад”, а дети по очереди со своими работами выстраиваются в ряд лицом к зрителям и демонстрируют сказку на рисунках.


Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку»

Цель: развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов.

Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.


«Назови сказку по главному герою»

Цель : развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу.

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др


«Расскажи сказку по иллюстрациям»

Цель: побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.

Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.


«Закончи»

Цель: закреплять знания о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве.

Кощей - … (Бессмертный) Змей- …(Горыныч) Конёк - …(Горбунок) Крошечка - … (Хаврошечка) Василиса - … (Прекрасная, Премудрая) Баба - … (Яга) Мальчик - … (с-пальчик) Марья - …(искусница) Курочка - … (Ряба) Иван - … (дурак) Воробей - … (крылатый) Мышонок - … (мохнатый) Блин - … (масленый) Сивка - … (бурка)


«Волшебные предметы»

Цель: закрепить знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог.

Яблоко с блюдечком – телевизор Клубок ниток – навигатор Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема

Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»

Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу. «Хаврошечка» Печка – автомобиль. «По щучьему велению»


«Отгадай загадку»

Цель: развивать аналитическое мышление, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой.

Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала. Шила рубашки, узор вышивала. Лебедью белой в танце плыла. Кто мастерица эта была?

(ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ)


Вёдра он послал на речку,

Сам спокойно спал на печке. Спал он целую неделю. А зовут его… (ЕМЕЛЯ)

Он герой нам всем известный И с волшебным словом вместе Может целую неделю На печи лежать … (ЕМЕЛЯ)


Он гремит костями страшно. Злобный, жадный и ужасный. Ходит в чёрном он плаще И зовётся царь…

(КАЩЕЙ)

Кощеем заколдована,

Иваном очарована,

Зелёная подружка – (Царевна - ЛЯГУШКА)


«Разрезные картинки»

Цель: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление. Дети составляют картину из частей.

«Разукрась героя сказки»

Цель: совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развивать творчество, мелкую мускулатуру пальцев рук.


«Узнай сказку по нарисованному предмету»

Цель: закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи). Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.

«Найди пару»

Цель: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки). Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.


« Найди!»

Цель: развивать память, закреплять знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке.

наталья пинчук

гра «Из какой я сказки

Цель : закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок , творческое воображение, двигательную активность. Воспитывать у детей интерес к сказкам . Развитие математических способностей, закрепление счета. Развивать память, мышление, наблюдательность, речь. Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

Ход игры: 1 вариант :

Воспитатель садится вместе с детьми, достает из коробочки фигурку животного (игрушка из «киндр сюрприза» ) и спрашивает :-В какой сказке есть этот герой ? Дети вспоминают, отвечают.

2 вариант : воспитатель описывает фигурку (игрушку из коробочки, также можно загадать загадку. Дети узнают по описанию, что это за животное. При угадывании воспитатель достает эту фигурку, и отдает ее ребенку. (Воспитатель раздает фигурки детям в процессе отгадывания) Затем дети могут обыграть сказку в которой присутствуют эти герои.

3 вариант : индивидуально с 1 ребенком, или несколькими детьми. Воспитатель предлагает выбрать например только 3 белочки, а затем к ним в гости пришли 2 слона (ребенок выбирает 2 слонов из всей массы игрушек) . Сколько животных у нас теперь стало? И т. д.

4 вариант : Возможна командная игра . Дети делятся на команды, затем воспитатель раздает каждой команде задание. Например 1 команда выбирает только тех животных которые присутствуют в сказке «Заюшкина избушка» , 2 команда только тех героев которые присутствуют в сказке «Лисичка со скалочкой» и т. д.

Публикации по теме:

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Угадай, из какой это сказки» Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Угадай из какой это сказки» Программное содержание: 1. Упражнять детей в правильном.

Дидактическая игра по развитию речи для средней группы «В гостях у сказки» Цель: Учить использовать фигурки в игровой деятельности по придумыванию новых сюжетов, комбинируя различные события реалистического, сказочного,.

Цель. Закреплять представления детей о составе чисел первого десятка. Задачи. -Закрепить представления детей о составе чисел из двух меньших.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДАРКИ ОТ БУРЕНКИ!» Настольно-печатная игра для детей 4-5 летнего возраста ВИД ИГРЫ Познавательной направленности.

Речевое развитие детей один из важнейших приоритетов. Речевая активность индивидуальна (по возможности большему количеству детей надо.

Игра-викторина «Что за прелесть - эти сказки!» Цель: обобщение знаний по сказкам Задачи: образовательные: вспомнить и закрепить знания о героях и названиях детских сказок; развивающие:.

Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.

Настольная дидактическая игра (на развитие речи) для детей 2-3 лет сказки «Репка» и «Колобок» Татьяна Владимировна Мизева, Елена Николаевна.