Композиционные особенности отцы и дети. Сюжетно-композиционные особенности романа «Отцы и дети» И

Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1860 – 1861 гг.

История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Тема Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

История создания

В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Тема

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа , где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

Главные герои

Жанр

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа орга-низованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Ба-зарова, который объединяет все художественное полотно произведе-ния. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в Марьино сразу возникает резкое столкновение двух героев — Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В основе композиции ро-мана лежит принцип антитезы, связанный с главным конфликтом - нигилиста Базарова и его идейного антипода Павла Петровича, защитника либеральных идеалов. В первой части этот конфликт, выражаясь в основном в форме диалогов, постепенно нарастает и пе-реходит в открытую борьбу в сцене спора Базарова и Павла Петро-вича (глава X). Далее следует отъезд Базарова и Аркадия из Марьи-на и городские сцены, где с помощью образов-пародий уточняются основные позиции идейных противников, но главное — именно здесь завязывается новый сюжетный узел, связанный с любовной линией Базаров — Одинцова (глава XV). С этого момента конкретно-историческая линия развития сюжета сменяется нравственно-философской, на смену идейных споров приходят вопросы, постав-ленные самой жизнью.

Особенностью развития конфликта романа является то, что две противоположные позиции — Базарова и Кирсанова — во второй части, где развивается любовный сюжет, начинают сходиться и в результате оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни. Эта «норма» дается через сопоставление, проводимое по нескольким сюжетным линиям. Она воплощается в идее связи поколений (линия Николай Петрович — Аркадий Кирсановы), утверждении непреходящих ценностей чело-веческой жизни — любви и семьи (линии Аркадий — Катя, Нико-лай Петрович — Фенечка). Материал с сайта

Конфликтный узел произведения — дуэль Базарова и Павла Петровича — расположен строго посредине между основными сю-жетными эпизодами. Он отграничивает социально-политическую коллизию (спор нигилиста и либерала окончательно решен победой Базарова) от той, что обращена к вечным проблемам: ведь оба они поставлены здесь в ситуацию жизни и смерти. С этой точки зрения они оба противостоят обитателям Марьина и Никольского, погру-женным в иную, чем они, сферу интересов и чувств. Для обоих геро-ев стремления к полноте бытия оканчиваются крахом: они разруше-ны глухими, враждебными силами, стоящими над человеком — силой Судьбы. «Со мной кончено. Попал под колесо», — говорит Ба-заров перед смертью. Доживает свой век вдали от родины, без семьи, без родных, без друзей Павел Петрович. Финал романа имеет траги-ческую окраску, главный герой погибает. И все же можно сказать, что финал открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в котором сообщается о том, как устраиваются судь-бы других героев произведения. А значит, жизнь продолжается и конфликт, обозначенный в романе, еще ждет своего разрешения.

В основе сюжета романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» — конфликт поколений, перенесенный из плоскости семейных отношений в плоскость социально-философских споров. Композиция романа помогает определить позиции героев, с одной стороны, и позицию автора по отношению к героям, с другой стороны.

Сюжет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Противопоставление — это основной композиционный прием произведения.

Контраст задан:

  • заглавием — «Отцы и дети»,
  • образами главных героев — Базарова и Павла Петровича, Базарова и других героев романа.

Он проявляется также в повторении «маршрута» Базарова (Базаров дважды посещает поместья Кирсановых и Одинцовой, дважды возвращается под родительский кров).

Конфликт между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами) проступает в завязке романа — описании внешности Базарова и Павла Петровича:

  • красная, обветренная рука Базарова — белая аристократическая рука Павла Петровича,
  • балахон Базарова — аристократические туалеты старшего Кирсанова, смешные в деревне.

«…высокого роста в длинном балахоне с кистями, лицо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета…оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов».

Композиция романа «Отцы и дети»

Композиционное решение помогает Тургеневу высказать свое отношение к главному герои и его теории. Важными пунктами композиции являются главы нескольких кульминаций романа.

Х глава — кульминация идеологических споров героев

Позиции Базарова, неприемлемы для Кирсановых, особенно для Кирсанова старшего: отрицание всего, что близко позициям либералов- отцов: принципов, красоты природы, поэзии, музыки, нравственных основ в народе, социальных основ русского общества.

Цель — все разрушить, «место очистить».

ХХIV глава — кульминация личностных отношений

А именно — между Базаровым и Кирсановым. Дуэль. Необычное разрешение конфликта.

«…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически».

Базаров перестает видеть в Павле Петровиче противника, а видит только страдающего раненого старого человека. Павел Петрович о поведении Базарова:

«Вы поступили благородно».

Цель композиционного построения — развенчание теории героя

Один из пунктов — испытание любовью. Эволюция взглядов и чувств героя: поездка в город, впечатление от Одинцовой

… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»,

в усадьбе Одинцовой («Базаров сознавал романтика в самом себе»), теория любви (Базаров — Аркадию:

«Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля клином не сошлась»

ХШ глава — кульминация отношений

В этом объяснении с Одинцовой Базаров сохраняет чувство собственного достоинства:

«Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал».

Перед смертью герой говорит Одинцовой:

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Роль глав ХII- ХШ

Это не только завязка любовной интриги, но и знакомство с «последователями» Базарова Ситниковым и Кукшиной. Для Тургенева здесь важна гротескность их образов. Например, портрет Ситникова:

«Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

Эмансипированная Кукшина вызывает неприязнь у Базарова. Она самонадеянно говорит:»… слава Богу у меня нет детей», бездетная Кукшина — символ бесперспективности идей нигилизма. Других последователей в романе у главного персонажа нет.

Главы ХХ, ХХI,ХХVII- отношения Базарова с родителями

Первый приезд — герой, декларируя чувства как инстинкт, тяготится любовью родителей (прерывает ученые разговоры отца, снисходителен к матери), второй приезд, смерть героя — изменение отношения к родителям

«Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Смерть героя

Композиционная роль эпилога

Это на будущее России:

а) Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности идей нигилизма (нигилизм обречен),

б) Жизнь Николая Петровича и Аркадия — идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в судьбах России),

в) Судьба Павла Петровича — итог жизни, загубленной страстной любовью (без семьи, без любви, вдали от Родины),

г) Судьба Одинцовой — еще один вариант будущего, героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России.

д) Описание могилы Базарова — декларация вечности вечности жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Сюжет и композиция романа «Отцы и дети» помогают писателю представить свой взгляд на новые явления российской жизни, на ее будущее.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Уже само название «Отцы и дети » подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев.
Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману.Тургенев , рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость героя), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности.

В центре повествования фигура Базарова . Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается роман . Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - Павел Петрович , Базаров - Николай Петрович, Базаров -Аркадий , Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.

Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию.

Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не" приносит облегчения.

Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» (Вайль, А. Генис. «Формула жука»).

Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы

Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Отцы и дети»

1. Действие романа происходит летом 1859 года, при этом начало его имеет точную дату: 20 мая. Это говорит, во-первых, о том, что Тургенев стремился вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке того времени, а во-вторых, о том, что Тургеневу было достаточно и небольшого временного отрезка для освещения важнейших проблем эпохи. Основное внимание романиста сосредоточено на проблематике споров главных героев.

2. Начало социального конфликта в романе связано, как и ранее в "Горе от ума " , с попаданием главногогероя в чуждую ему среду. Отсюда и неизбежность будущих столкновений. Развитие конфликта идет одновременно и вширь и вглубь, т. е. в него постепенно втягивается все большее количество героев и вместе с тем поднимается все большее количество проблем.

3. Действие в романе ведет Базаров. Остальные герои группируются вокруг него. Среди них различаются и прямой антагонист Базарова - Павел Петрович , и персонажи, своеобразно оттеняющие образ главного героя (Ситников и Кукшина). Их внешняя близость к Базарову подчеркивает вместе с тем их внутренние, содержательные различия: на фоне Ситникова и Кукшиной ярче проявляются истинные достоинства Базарова.

4. Сама интрига романа, собственно развитие действия не отличается остротой. Герои предстают в обычных, житейских ситуациях, и можно сказать, что, несмотря на периодические перемещения героев (Базаров в гостях у Аркадия, Базаров и Аркадий в городе, у Одинцовой, Базаров у себя дома), действие романа достаточно статично. Основное внимание уделяется спорам, выяснению важнейших вопросов времени.

5. Наряду с социальным в романе присутствует и конфликт любовный (Базаров - Одинцова). Особенность его в том, что он выполняет хотя и необходимую для характеристики героев, но эпизодическую роль. По своей значимости конфликты неравноценны. Это подчёркивается отнесением начала любовного конфликта только в тринадцатую главу романа.

6. Более глубокому раскрытию образов героев романа, а также объяснению причин социального конфликта служат особые вставные эпизоды - предыстории героев.

7. Тургенев в открытой форме не участвует в развивающемся действии в романе. Он не комментирует поступки героев, не дает собственных оценок происходящему. И в то же время автор не пассивен. Его позиция порой раскрывается своеобразно. Описывая красоту русской природы, автор вступает в незримый, спор с Базаровым, для которого природа "не храм, а мастерская". Можно говорить и о том, что смерть Базарова есть проявление авторского "произвола" в романе, возможности участия автора в решении судеб героев.

Из статьи «И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

Собственно говоря, отцы и дети изображены в литературе нашей не одним романом, что было бы не под силу и такому таланту, как г. Тургенев , а двумя замечательными романами, принадлежащими двум разным художникам, ошибавшимся и касательно выводов, которые могут быть сделаны из основной идеи их произведений. Г-н Гончаров думал, что на смену Обломовых идет поколение Штольцев, между тем как настоящая смена явилась в образе Базарова ; г. Тургенев думал противопоставить Базаровым великого и малого рода их менее развитых отцов и забыл, что истинный родоначальник всех Базаровых есть Обломов , уже давно показанный нашему обществу.

(Из статьи «Базаров и Обломов»)

А. П. Чехов

Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано, просто гениально.

Вопросы и задания

После спора Базарова с Павлом Петровичем Николай Петрович Кирсанов вспоминает о своих разногласиях с матушкой. Внимательно перечитайте этот отрывок и подумайте, одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Вечен ли конфликт «отцов и детей»? Что лежит в основе отношений отцов и детей в романе: возрастные, социальные, психологические противоречия? Расскажите о родителях Базарова. Какую роль они сыграли в развитии своего сына? Согласны ли вы с критиком Антоновичем, утверждавшим в статье «Асмодей нашего времени», что Базаров ненавидит своих родителей? Связан ли «домашний» конфликт в семье Базаровых с общим конфликтом романа? Почему роман кончается изображением родителей, скорбящих над могилой сына? С какой целью введена в начало романа столь подробная предыстория старших Кирсановых: описание их родителей, юности героев? Рассказывая Базарову биографию своего дяди, Аркадий говорит, что Павел Петрович достоин «более сожаления, чем насмешки». Согласны ли вы с этим? Как к этому отнесся Базаров? Какова, по-вашему, позиция Тургенева? Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? Как изображены чувства Николая Петровича, каким он раскрывается в любви? Как изображена Тургеневым любовь Аркадия и Кати? Что влекло Аркадия к Базарову? Как вы оцениваете взаимоотношения этих героев? Произошел ли их разрыв? Как отнесся к этому Базаров? Прав ли он, утверждая, что Аркадий скоро утешится? /С какой целью в романе описаны две дуэли героев: прямая и косвенная, словесная и физическая? Связаны ли они между собою? Какие события происходят между этими двумя поединками в романе? Кто побеждает в первой и какими герои приходят ко второй? Каково отношение автора к обеим сторонам в этих сценах? Что привлекало Базарова в Одинцовой? Изменил ли он себе, полюбив ее? Кто, на ваш взгляд, более прав: Тургенев, писавший, что «Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как в Базарова», или Писарев, утверждавший, что у нее был зародыш чувства к Базарову, но она не дала ему развиться? Обоснуйте свое мнение и подтвердите его примерами из текста. Как относился Базаров к женщинам до встречи с Одинцовой? Как выдерживает он испытание любовью? Прав ли Ф. М. Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»? Что общего в описании И. С. Тургеневым любви всех героев романа? Каково значение его рассуждений о любви в эпилоге? Прочитайте стихотворения в прозе И. С. Тургенева и сделайте вывод о понимании писателем места любви в жизни человека. Как вы относитесь к утверждению Базарова, что «каждый человек сам себя воспитать должен»? Справедливо ли утверждение, что герои Тургенева «больше дети событий, чем отцы собственных поступков»? Как И. С. Тургенев передает психологию своих героев? На примере нескольких эпизодов раскройте его принцип «тайной психологии». Почему в романе нет внутренних монологов? Сделайте вывод о своеобразии психологизма в романе И. С. Тургенева. Проследите связь романа «Отцы и дети» с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Героем нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Мертвыми душами » Н. В. Гоголя по проблематике и образам, а также по способам раскрытия внутреннего мира героев. Кого из героев романа вы видите наиболее явственно? Раскройте мастерство И. С. Тургенева в обрисовке внешности героев. Какую роль в романе играет описание автором костюмов героев, какие детали вам запомнились? Какие иллюстрации, изображающие героев романа, кажутся вам наиболее близкими по духу к произведению И. С. Тургенева?

ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

При выходе в свет роман «Отцы и дети» вызвал ожесточенную критику, причиной которой прежде всего были особенности изображения «детей», то есть революционной молодежи. Молодое поколение, которое придерживалось революционно-демократических убеждений, называли «новыми людьми», потому что далеко не все в те годы понимали это новое непривычное направление. В связи с этим непониманием, исходящим от старшего поколения, между «отцами» и «детьми» происходили постоянные столкновения, которые являются центральной темой романа.

Молодежь в романе пытается самоопределиться, высказать свое мнение и утвердить свою позицию, поэтому возникают непрерывные споры, вызванные столкновением идейных, социальных, философских, нравственных взглядов.

Герои романа, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, называют себя нигилистами, которые считают, что «...в теперешнее время полезнее всего отрицание». «Главное лицо представляется выражением новейшей нашей современности». Сильный и перспективный человеческий тип эпохи отображает в романе Евгений Базаров. Фигура разночинца Базарова , воплощающего тип человека новейшего поколения, находится в центре романа. Евгений Базаров — личность очень интересная, поэтому в романе нет ни одной значительной сцены, в которой бы он не участвовал. Этот человек иногда вызывает неприязнь и непонимание, но в то же время им можно восхищаться и уважать его. Характер Базарова, при всех его слабостях, отмечен огромной внутренней силой и уверенностью в себе, в своих суждениях и взглядах. Базаров может решительно действовать в доказательство своей точки зрения, в нем есть энергия и жизненная сила, он умен и честолюбив. Но в то же время Евгений слишком жесток, горд, эгоистичен, он пренебрежительно относится к людям, которые придерживаются иных убеждений. Базаров умело подчиняет себе людей, через их столкновения с Евгением видна их собственная несостоятельность.

В романе Тургенев представляет еще несколько людей, стремящихся поспешать за временем и найти свое место в жизни. Это Кукшина и Ситников. Базаров относится к ним пренебрежительно и с иронией, что является для Евгения средством отделить от себя людей, которых он не уважает. Труднее ему с Аркадием. Он не настолько глуп и мелочен, как Ситников. Аркадий тоже считал себя нигилистом, это сближало его с Базаровым и заставляло относиться к нему мягче и снисходительнее, чем к Ситникову с Кукшиной.

Чтобы самоопределиться и доказать правоту своих суждений, Базарову, как самому яркому представителю «новых людей», нужно в первую очередь доказать это старшему поколению, чтобы «отцы» осознали, что будущее в руках молодежи. Демократическая натура Базарова оказывается сильнее либеральных взглядов «отцов», которые отрицают ход времени, застывая в своем консерватизме, поэтому она раскрывает превосходство «новых людей». Базаров доказывает нравственную ущербность, бездействие, нерешительность и несостоятельность «отцов» в различных жизненных ситуациях. Молодые люди в романе представлены как уверенные в себе, устойчивые личности, способные принести пользу обществу. «...Новые люди» — это не созерцатели, а деятели». Старшее поколение уверено, что принципы, которые оно усвоило в молодости, выгодно отличают его от людей, прислушивающихся к современности. Но, защищая свои либеральные взгляды, «отцы» не доказывают их на деле, поэтому для «детей» они выглядят нелепо и бессмысленно.

Молодое поколение романа «Отцы и дети» идет в ногу со временем, оно отстаивает свои взгляды на жизнь, на будущее, пытается самоопределиться в этом сложном мире. Молодые люди верят в то, что будущее принадлежит им, что их позиция самая верная и нужная не только для них, но и для общества.

«Я над всем, что сделано, ставлю „ткй"». Базаров герой своего времени

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

Вопросы и задания для беседы на уроке

1. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).

2. Почему невзлюбил Базарова Прокофьич? Аргументируйте свое мнение.

3. Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (гл. X).

4. Как говорит Базаров о своем происхождении (гл. X, XXI)? Что мы узнаем о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?

5. Зачем Базаров «старательно» противопоставляет себя Павлу Петровичу, ведет себя вызывающе?

6. Нигилизм — шЫ1 (лат.) — ничто — умственное течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру. С одной стороны, Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров как-то не очень «укладывается» в рамки нигилизма, что усиливает его сложность и противоречивость. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?

7. Базаров занимается естественными науками. Как это связано с проблематикой романа?

8. Определите сильные и слабые стороны нигилизма.

9. Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они меняются на протяжении романа.

10. Что вкладывает Тургенев в слово «нигилист»? («За границей так называли русских революционеров».)

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БАЗАРОВ СИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?

Роман «Отцы и дети » по праву играет ведущую роль в творчестве И. С. Тургенева. Это произведение создавалось в эпоху кардинальных преобразований и изменений в русском обществе. После политической реакции 50-х годов в общественной жизни происходит подъем демократического движения, принципы которого разительно меняются по сравнению с теми, которые господствовали прежде. В литературных кругах тоже заметно оживление ведущих авторов — они стремятся отразить в произведениях свое видение «нового» человека, который бы имел определенные взгляды на дальнейшее развитие общества. Показать представителя нового поколения — именно эту задачу поставил себе Тургенев . Воплотил же он свой замысел в романе «Отцы и дети». На примере образа Базарова автор показал наиболее типичные черты разночинцев-демократов 60-х годов.

Главный герой романа трагичен во всем.

Придерживаясь нигилистических взглядов, Базаров в жизни обделяет себя многим. Отрицая искусство, он лишает себя возможности наслаждаться им.

Базаров скептически относится к любви и романтизму, он крайне рационален и материалистичен.

«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном иди, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...» «Нравится тебе женщина, — говорил он, — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась...»

Базаров лишает себя возможности любить и быть любимым, создать семью и обрести личное счастье.

Из-за своих критических взглядов на людей («Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой...») ему трудно найти интересного собеседника и получить удовольствие от общения с кем-либо.

Одна из главных трагедий в жизни Базарова — это одиночество. У главного героя нет подлинного союзника, так как никто из людей, его окружающих, не способен полностью проникнуться нигилистическими идеями. Даже Аркадий , который старается внешне казаться его единомышленником, не до конца уверен в правомочности теории отрицания. Взаимоотношения Базарова с родителями тоже неудачны. Хотя главный герой и любит их, но во многом не одобряет их образ жизни, и даже осуждает. Именно поэтому создается впечатление, что Базаров и его родители «говорят на разных языках», они не могут прочувствовать и понять друг друга. В своей любви к женщине главный герой несчастен, она у него неразделенная и трагичная.

Чувство зарождается в его душе, несмотря на, то что он отрицает даже возможность его существования. Базаров пытается бороться с возникшей в его душе любовью, но это бесполезно. Он, со всеми своими идеями, не выдерживает «испытания любовью». После встречи с Одинцовой в душе и мировосприятии Базарова происходят заметные изменения, его суждения подвергаются сомнению. Он уже не тверд в своих взглядах, как прежде, он начинает колебаться. В душе Базарова зарождается трагический конфликт, который должен как-то разрешиться.

Объяснение с Одинцовой — кульминационный момент для романа, это была его последняя попытка обрести счастье и понимание.

Полный крах, который происходит в мировоззрении Базарова, проявляется в его разговоре с Аркадием. Главный герой уже не ощущает себя «хозяином в мастерской природы», а сравнивает себя с песчинкой в огромном мире. Базаров уже не считает - нужным обрести свою миссию «расчищать место» для построения нового общества. «Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?»

Базаров, несомненно, появился слишком рано в обществе, он не востребован своей эпохой. Этим и обусловлена его трагическая смерть в конце романа.

С уходом из жизни связано разрешение конфликта в душе героя. Это смерть гиганта, который осознает свою силу, — этим еще раз подчеркивается трагичность его образа. Перед уходом из жизни в душе Базарова наступает некое примирение, он перестает скрывать свои чувства и изменения во взглядах, он показывает свое истинное отношение к людям, нежную любовь к родителям. Базарова ... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

Тургенев вспоминает: «Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие».

Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:

2. Как писатель показывает героя в момент смерти? («Когда я писал заключительные строки „ Отцов и детей“, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», — писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.) (Сравнить отношение дворовых в Марьине и отношение мужиков в имении Базарова, охарактеризовать сцену «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину.) Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?

4. Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.

5. Какова причина смерти и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?

6. Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира.) Базарова Отцы и дети " - пр оизведение критического реализма.


» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману. Тургенев , рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость ), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности.

В центре повествования фигура . Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается . Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - , Базаров - Николай Петрович, Базаров - , Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.

Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию.

Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не" приносит облегчения.

Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» (Вайль, А. Генис. «Формула жука»).

Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.