Характер конфликта и особенности сценического действия в комедии Грибоедова «Горе от ума. Конфликт комедии «Горе от ума Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

  • II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  • Фонвизин с 1763 года служил при Елагине, всякого насмотрелся и, наконец, в 1769 году создал первую подлинно русскую комедию «Бригадир»:

    а) по форме она отвечает классицистическим требованиям: 5 действий с постепенным разворачиванием конфликта, построенного вокруг любовной линии, 3 единства (места, времени, действия), неожиданная счастливая развязка, «говорящие» именя (Добролюбов, Софья - мудрость);

    б) ее «русскость» внесена уже в заглавие: хотя Бригадир - не главный герой комедии, но зато это типично русская реалия;

    в) проблематика (выявляемая через характеры) в большей степени национальна, чем общечеловечна (галломания, которая в самом деле была очень распространена, - Сын, Советница), судейское взяточничество (Советник), военная тупость (Бригадир), хотя есть и более общие проблемы - скупость (Бригадирша), ханжество (Советник). Герои предстают как носители одной (максимум - двух) гипертрофированно выраженных пороков, которые и высмеиваются. Они вполне ходульны, но схематизм - общая черта классицистической драматургии;

    г) затрагивается тема воспитания и «скотоподобия» невоспитанного человека (Бригадир сравнивается с попугаем, медведем, псом, Сын - с щенком, Бригадирша - со свиньей, коровой, совой), развернутая в «Недоросле»;

    д) приемы комического - речевая манера персонажей, отражающая присущую им гипертрофированную черту, разговор глухих (иногда - там, где Сын говорит по-французски, реализованный), гротеск;

    е) отступление от канона - сцена, в которой Бригадирша плачет и рассказывает Софье и Добролюбову историю про жену капитана Гвоздилова: читатель испытывает жалость к комическому персонажу.

    Уже с поднятия занавеса зритель оказывался погруженным в обстановку, поражавшую жизненной реальностью В мирной картине домашнего уюта все значимо и одновременно все натурально - и деревенское убранство комнаты, и одежда персонажей, и их занятия, и даже отдельные штрихи поведения Все это отвечало сценическим новациям театра Дидро.

    Центр тяжести идейной проблематики в комедии Фонвизина перемещался в сатирико-обличительную плоскость.
    В дом Советника приезжает отставной Бригадир с женой и сыном Иваном, которого родители сватают за дочь хозяина Софью Сама Софья любит бедного дворянина Добролюбова, но с ее чувством никто не считается. "Так ежели Бог благословит, то двадцать шестое число быть свадьбе" - этими словами отца.Софьи начинается пьеса
    Все действующие лица в "Бригадире" - русские дворяне В скромной, будничной атмосфере среднемосковского быта личность каждого персонажа проявляется словно исподволь в разговорах Постепенно от действия к действию духовные интересы персонажей раскрываются с различных сторон, и шаг за шагом обнажается своеобразие художественных решений, найденных Фонвизиным в его новаторской пьесе.
    Традиционный для жанра комедии конфликт между добродетельной, умной девушкой и глупым женихом осложнен одним обстоятельством. Он недавно побывал в Париже и полон презрения ко всему, что его окружает дома, в том числе и к своим родителям "Всякий, кто был в Париже, - откровенничает <ж, - имеет уже право, говоря про русских, не включать себя и число тех, затем что он уже стал больше француз, нежели русский". Речь Ивана пестрит произносимыми кстати и некстати французскими словечками Единственный человек, с которым он находит общий язык,- это Советница, выросшая на чтении любовных романов и сходящая с ума от всего французского.
    Нелепое поведение новоявленного "парижанца" и приходящей от него в восторг Советницы наводит на мысль, что основу идейного замысли в комедии составляет обличение галломании Своим пустозвонством и новомодным манерничаньем они как будто бы противостоят умудренным жизненным опытом родителям Ивана и Советнику. Однако борьба с галломанией - лишь часть обличительной программы, питающей сатирический пафос "Бригадира" Родственность Ивана всем остальным персонажам вскрывается драматургом в первом действии, где они высказываются о вреде грамматики каждый из них считает изучение грамматики ненужным делом, к умению достигать чинов и богатства она ничего не прибавляет
    Эта новая цепь откровений, обнажая интеллектуальный кругозор главных героев комедии, подводит нас к пониманию основной идеи пьесы В среде, где царствуют умственная апатия и бездуховность, приобщение к европейской культуре оказывается злой карикатурой на просвещение Нравственное убожество Ивана, гордящегося своим презрением к соотечественникам, под стать духовному уродству остальных, ибо их нравы и образ мыслей, в сущности, столь же низменны
    И что важно, в комедии эта мысль раскрывается не декларативно, а средствами психологического самораскрытия персонажей Если раньше задачи комедийной сатиры мыслились в основном в плане выведения на сцену персонифицированного порока, например "скупости", "злоязычия", "бахвальства", то теперь под пером Фонвизина содержание пороков социально конкретизируется Сатирическая памфлетность "комедии характеров" Сумарокова уступает место комически заостренному исследованию нравов общества И в этом главное значение фонвизинского "Бригадира"
    Бригадира". Фонвизин жестоко высмеял раболепство совр ему дворянского общества перед иностранной цивилизацией. Пафос: обличение невежественной и грубой старозаветной дворянской среды и новомодной французскомании, скрывающий под собой иной вариант той же нравственной дикости и невежества.


    Советник – бывший судья, покинувший службу, чтобы избежать наказания за взятки. Бригадир – тупой, невежественный служака, привыкший говорить воен яз, домашний тиран. Фонвизин наделяет перс «Стереоскопичностью» - в обоих видно их прошлое (судейское, военное) и настоящее.

    Бригадирша - задумана Фонвизиным как более сложный образ. Доминирующ черта характера - глупость. вместе с тем она простодушна, незлобива, терпелива и только изредка, когда ей приходится особенно трудно, жалуется на нелегкую жизнь с грубым, вспыльчивым Бригадиром, срывающим на ней все свои служебные неприятности. В ней есть что-то от простой русской женщины-крестьянки, обреченной на горькую жизнь с деспотом-мужем. Одновременно: яркое выражение отрицат начал + жертва отрицат среды.

    Галерею отрицательных персонажей завершают образы галломанов: Ивана, сына Бригадира и Бригадирши, и Советницы. Фонвизин применяет здесь прием удвоения отрицательных персонажей. Пренебрежение ко всему русскому, отечественному носит у Ивана откровенный и даже вызывающий характер. Он бравирует своим французолюбием.. Советница восхищается Иваном, его рассказами о Франции. Злонравным противопоставлены положительные герои: Софья, дочь Советника от первого брака, и ее «любовник» - Добролюбов. Автор наделяет Софью и Добролюбова умом, правильными взглядами на жизнь, постоянством в любви. Оба они хорошо видят недостатки окружающих их людей и часто делают в их адрес иронические замечания. Советник не хотел выдать Софью замуж за Добролюбова по причине его бедности. Но отвергнутый жених сумел честным путем, прибегнув к «вышнему правосудию», видимо, к помощи самой императрицы, выиграть судебный процесс. После этого он сделался обладателем 2000 душ, чем сразу же завоевал расположение Советника.

    Комедия противопост 2 типа русс дворян:

    1 – слепо преданных старине (Бригадир, Б-ша, Советник)

    2- зараженных модной франц болезнью (сын Бригадира, Иван, Советница).

    Между ними больше общего, чем различного – одинаковы грубы, одинаково закостенели в своих предрассудках.

    Новаторство Фонвиз: натуралистичность(реал обстановка). Обнажение интеллект кругозора героев. Карикатурность: в среде, где царствует умственная апатия и бездуховность, приобщение к европейской культуре. Несоответствие = комизм. Кальки с французского – сатира. Достоверность портретных харк перерастает в шаржированный гротеск. Переплетающиеся любовные эпизоды – комизм?

    Урок литературы 9 класс

    (увертюра к уроку) сценка-ситуация конфликта

    Тема: Любовный конфликт комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

    Цель:

    Анализ возникновения, развития и развязки любовного конфликта комедии обучающая: способствовать выработке своей точке зрения на произведение, которая будет в итоге зафиксирована в сочинении.
    развивающая: умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог,задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения; навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи,артистические умения. воспитывающая: воспитание толерантности в классе.

    Задачи:
    1. найти и обосновать завязку, развитие, развязку любовного конфликта
    2. работать с текстом комедии
    3. уметь вычленять в видеофильме элементы развития и развязки любовного конфликта.
    4. развивать умение анализировать отдельные эпизоды комедии
    5. развивать творческое воображение учащихся
    6. уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы

    Ход урока:
    1.Формулировка темы урока
    После просмотра увертюры вопрос классу:
    - Что было перед нами?
    - Конфликт
    - Что такое конфликт? (на доске открываем)
    2.Формулировка проблемы урока
    Закрыта последняя страница комедии. Теперь попытаемся разобраться в пружине, которая двигает действие пьесы. Пружина эта – конфликт. Давайте, исходя из определения понятия «конфликт» и увертюры к уроку, сформулируем тему нашей работы.
    «Завязка, развитие, развязка любовного конфликта комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
    3.Аналитическая работа с текстом произведения
    Чтобы вычленить этапы конфликта, обратимся к тексту
    Действие первое – завязка конфликта
    -
    С какими словами входит Чацкий?
    - Какая характеристика предшествует появлению Чацкого?
    - Совпадают ли его эмоции с состоянием Софьи?
    - Что Чацкий вспоминает из детства?
    - Что вспоминает и над чем смеется Чацкий?
    -Как реагирует София?
    -Что задело Софью? В чем завязка любовного конфликта? (Насмешки над Молчалиным, образовался любовный треугольник)
    Охарактеризуем участников треугольника.
    Итак, завязка найдена.
    Действие второе, третье- развитие конфликта ( видеофрагмент )
    Чацкий пытается узнать – нет ли тут жениха какого?
    - Какие характеристики Молчалину и Скалозубу дает Чацкий?
    - Что София ценит в Молчалине?
    -Какие выводы из слов Софии о Молчалине дает Чацкий?
    - Почему Чацкий не понимает,что София любит Молчалина?
    - Чацкий хочет добиться признания Софии. Что из этого получается?

    Действие четвертое – развязка (видеоролик)
    В чём комизм и трагизм этой сцены?
    В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?
    Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?
    Почему Молчалин не любит Софью?
    Какие заветы он получил от отца?
    Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
    Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалин блаженствую на свете»

    Вывод: прозревший Чацкий стремится вон из Москвы
    У каждого из героев остается свой «мильон терзаний»
    -
    Какой у каждого из героев?
    В первой четверти 19в. Одна из основных сюжетных комедийных схем – история борьбы двух претендентов на руку одной девушки. Один их них, пользуясь благосклонностью родителей девушки, оказывается персонажем отрицательным, наделенным каким-то протоками, а другой добивается любви за счет своих душевных качеств. Его моральное превосходство над щеголем приводило к тому, что симпатии родителей тоже переходили на его сторону. В итоге добродетель – положительный герой – торжествовал, а порок – отрицательный герой – изгонялся.

    Согласны ли вы,что в комедии «Горе от ума» место традиционного отрицательного героя в сюжете занимаете Чацкий, а положительного – Молчалин?
    Докажите свою точку зрения, приводя цитаты из текста.
    Б.Голлер в статье «Драма одной комедии» писал: «Грибоедов не хуже своих критиков, знал, как должна себя вести барышня из общества … Поведение барышни судили весьма строго … Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом … И когда мы слышим первые слова Софьи в пьесе … мы должны представить себе, сто эта девица ходит по лезвию ножа! Что на самом деле в доме Фамусовых бунт. Против привычной морали … Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? … Единственное, любовь этой девушки …»
    Что за бунт устроила Софья и кого же все – таки она любит? Как по-вашему, любовь Софьи – подлинное чувство или стремление осуществить свой «бунт против морали?»
    И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: « Сам Грибоедов приписал горе Чацкому его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме («… Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? …»). Но Чайкий – положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием … Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин …»
    О каких причинах, с вашей точки зрения, можно говорить в связи с «горем» Чацкого – в чем это «горе», в чем причина терзаний героя? (обратитесь к любовной линии произведения).
    Соответствие урока поставленным целям
    - обучающие : ученики работали литературным материалом, отвечая на поставленные вопросы перед ними вопросы, затем, сформулировав свое видение проблемы и отношение к ней, высказывали свое видение проблемы, отстаивая свою точку зрения. Текст комедии прочитан всеми учащимися, что позволило им, выслушать друг друга, вступить в диалог, задать вопросы и в итоге выработать свое мнение на поставленные перед ним проблемы.
    -
    развивающие: работая с материалом, ответы ученики кратко записывали, что помогло им целостно представить картину, сформировать свое отношение к ней, обосновывая и отстаивая свою точку зрения. Самостоятельная работа помогла развитию навыков делового партнёрского общения – ребята общались, вступали в диалог, отстаивали свою позицию. Тем самым совершенствовались внимание, связанная речь.

    Как внесценические персонажи углубляют конфликткомедии Горе от ума.Комедия Горе от ума стоит, по выражению И. А.Гончарова, особняком в литературе и от личается моложавостью, свежестью.Грибое дов, продолжая традиции Фонвизина и Крылова, в то же время сделалогромный шаг вперед.Своей комедией он положил начало критическому реа лизму врусской драматургии, поднял острейшие социальные и нравственные проблемы своеговре мени.Главная тема рассматриваемого произведе ния противоречия между веком нынешним и веком минувшим, то есть междупрогрессивны ми элементами, движущими общество вперед, и регрессивными,тормозящими его развитие.

    Вто рых всегда больше, но побеждают рано или позднопервые.В комедии Горе от ума Грибоедов впервые в русскойлитературе выводит на сцену положи тельного героя. Конфликт между Чацким ифамусовским обществом является ведущей сюжетной линией произведения. Чацкий борец, у него есть свои убеждения, высокиеидеалы.Ему глубоко противна жизнь об щества, где царят Фамусов, Скалозуб,Молчалин, Репетилов со всей их косностью, лицемерием, ложью, ленью, тупостью.Яркий, деятельный ум героя требует иной среды, и Чацкий вступает в борьбу, начинает новый век. Он рвется к свобод ной жизни, к занятиям наукой иискусством, к службе делу, а не лицам. Но его стремлений не понимает общество,в котором он живет.В своем произведении Грибоедов дал широкуюхарактеристику быта и нравов московского дворян ства, сатирически изобразилстоличных тузов Фамусов, высокопоставленных солдафонов Ска лозуб,дворянских либералов Репетилов. Автор точно нарисовал ту среду, в которойпоявляются эти типы и противопоставил им Чацкого.Конфликты комедии углубляют внесценические персонажи.

    Их довольно много.

    Они расши ряют полотно жизни столичного дворянства. Большаячасть их примыкает к фамусовскому об ществу. Особенно запоминается, конечно,дядя Максим Петрович, снискавший благосклонность царицы низкопоклонством иугодничеством. Его жизнь пример служения царице.Дядюшка идеал Фамусова.Упал он больно, встал здорово.За то бывало в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?Максим Петрович.

    Кто пред всеми знал почет?Максим Петрович. Шутка!В чины выводит кто? и пенсии дает?Максим Петрович!Унижая свое человеческое достоинство, роняя честь,представители века минувшего получали все жизненные блага. Но их время ужепроходит.Недаром Фамусов сожалеет, что времена уже не те.Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, ко торый нетолько свою жизнь сумел устроить, но и о родственниках не забыл.

    Покойник былпо чтенный камергер Богат, и на богатой был женат. Переженил детей, внучат. Что за тузы в Москве живут и умирают! восхищалсяПавел Афанасьевич Фамусов.Не уступают мужчинам и представительницы прекрасногопола.Присутствовать пошлите их в Сенат!Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!Дамы всесильны.Яркий персонаж Татьяна Юрьевна, котораяблизко знакома с чиновными и должностными. Наверняка имеет большую власть вобществе и княгиня Марья Алексевна, мнения которой очень боится Фамусов.Грибоедов высмеивает этих властительниц устами Чацко го, вскрывая их пустоту,глупость, вздорный ха рактер.

    Кроме тузов, в дворянском обществе есть людипомельче. Они являются типичными пред ставителями среднего дворянства. ЭтоЗагорецкий и Репетилов. А из внесценических персонажей можно назвать черномазенького, на ножках жу равлиных, троих из бульварных лиц, о кото рыхупоминает Чацкий.Все они, сознавая свою ничтожность перед московскими чинами,стара ются им услужить, завоевать их благосклонность лицемерием иугодничеством.Люди типа Репетилова стремятся показать ок ружающим,что они тоже чего-нибудь стоят.

    Опи сывая тайное общество Английского клуба,Грибоедов дает сатирические характеристики лучших его членов, либеральныхболтунов.Это князь Григорий, Евдоким Воркулов, Ипполит Удушьев и голова,какой в России нету. Но вы разить идеи общества Репетилов может только так Шумим, братец, шумим. На самом деле секретнейший союз обыкновеннаякомпания кутил, лгунов, пьяниц.Грибоедов-патриот борется за чистоту русского языка,искусства, образования.

    Высмеивая суще ствующую систему образования, он вводитв коме дию такие персонажи, как французик из Бордо, мадам Розье. А многиедворянские дети с такими учителями растут недорослями и неучами, как и вовремена Фонвизина.Но самые отвратительные внесценические пер сонажи это помещики-крепостники, характер ные черты которых вобрал Нестор негодяевзнат ных, которого обличает в своем страстном монологе главный герой.Отвратительны господа, обменивающие своих слуг на борзых собак, рас продающиеотнятых у матерей детей.

    Главная проблема комедии взаимоотношения помещи кови крепостных крестьян.Членов фамусовского общества много, они сильны.Неужели Чацкий одинок в борьбе с ними? Нет, отвечает Грибоедов, вводя вповество вание рассказ Скалозуба о двоюродном брате, ко торый крепко набралсякаких-то новых правил.Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

    В де ревнекниги стал читать. Князь Федор чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник.Значит, зреют уже в недрах общества прогрессивные силы. И Чацкий не одинок всвоей борьбе.Итак, внесценические персонажи можно разде лить на двегруппы и отнести одну к фамусовскому обществу, другую к Чацкому.Первые углубляют всестороннюю характерис тикудворянского общества, показывают времена Елизаветы.Вторые духовно связаны с главным героем, близки ему помыслям, целям, духовным искани ям, устремлениям.Особенно хочется отметить язык пьесы.

    Комедия написанаразностопным ямбом, который приближа ет стихотворную речь к разговорной. Ирассказы о внесценических лицах органично вплетаются в по вествование. Итак, в комедии Горе от ума Грибоедов рас крылидейное содержание общественной борьбы начала XIX века, показал жизньдворянства Мос квы и путем введения в повествование внесцени ческих персонажейуглубил конфликт произведе ния, расширил картину нравов московского дворянства.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

    Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Александр Андреевич нес с собой новые взгляды на жизнь, на существующие порядки. Но светское общество Москвы, привыкшее жить, не меняя ничего.. Это чувство началось с детской дружбы (ведь Чацкий был воспитанником в доме.. Психология девушек в таком возрасте такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они..

    Компаративистический анализ конфликтов к комедиях "Мизантроп" и "Горе от ума"
    Поэтому нашим заданием является изучение опыта известных литературоведов, проанализировать его и сделать определённые выводы.Исследованиями.. В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом.. Пьеса писалась в те времена 1816-1824 гг когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В..

    Споры вокруг главного героя комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова
    Он даже не думает, слушают и понимают ли его или нет он высказал все, что лежало у него на сердце и ему как будто бы стало легче.Таков вообще.. Чацкий, главный герой комедии, появившейся накануне возмущения на Исаакиевской.. Накопилось множество споров, неоднозначных мнений об этой комедии, и еще больше о ее главном герое. Цель моего..

    Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"
    И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим.. Их идеал - «умеренность и аккуратность», их мечта - «забрать все книги бы да.. Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. ..

    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    В комедии есть также и другие проявления этого направления: женские образы типичны для своей эпохи и помещены в типичную, обыкновенную обстановку.. Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают.. Например, княгиня Тугоуховская, которая оценивает всех молодых людей как возможных женихов для своих дочерей..

    «Кто разгадает вас!» (Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Она подчиняет своим желаниям и причудам покорного и робкого Молчалина, с ловкостью обводит вокруг пальца собственного наивного родителя, а когда.. Читатель еще не знает, что Чацкий и Софья вместе росли и взрослели, что у.. По ходу действия данного произведения читатель начинает понимать, что Софья не вписывается в эту концепцию. Уже при..

    Как можно понимать смысл названия комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедова
    Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку. Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его.. Только неумный человек может "метать бисер перед репетиловыми и ему подобными". "Что такое Чацкий пишет Пушкин в своём..

    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Главный представитель «века нынешнего» в комедии - Александр Андреевич Чацкий - молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым.. Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба») заявляет, что.. Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи»..

    Система действующих лиц в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Одновременно с этим, Софья оказалась жертвой традиционного московского воспитания, и, в результате, отвергла и язвительного и смелого Чацкого, чьи.. Но, в результате, Софья выбрала Алексея Степановича Молчалина – угодливого и.. Лиза – служанка и подруга Софьи, беззаветно преданная своей барыне. Ради ее блага она готова на все что угодно –..

    Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
    Таков лирический герой Послания Приклонскому Раевского, которыйвосклицает Для пользы ближних жить есть сладкая мечта. В один ряд с ними можно.. Близок к этим идеям и Чацкий он не приемлет низкопоклонства перединоземными.. На страницах комедииупоминается ряд внесценических персонажей, которых можно отнести к союзникамглавного героя это..

    0.044

    Комедия "Горе от ума" - величайшее произведение русской литературы. В ней поставлены чрезвычайно важные вопросы эпохи, наступившей после войны 1812 года, - времени зарождения и развертывания декабристского движения в стране.

    Специфика конфликта, жанровое своеобразие, особенности языка и стиля комедии использованы автором для достижения главной целя - показа борьбы двух эпох русской жизни - "века нынешнего" и "века минувшего". Грибоедов- новатор своего времени. Отступая от канонов классицизма, он превышает допустимое количество действующих лиц. Кроме того, в комедию вводится большое количество внесценических персонажей, число которых превышает сценические, что также является новаторством для классицистического произведения.

    Все образы в комедии мы можем разделить на три группы: главные герои - они участвуют в личном конфликте (Софья, Молчалив, Чацкий, Фамусов и Лиза), второстепенные и Внесценические. Ко второй группе относятся гости фамусовского танцевального вечера. К третьей относятся все Внесценические персонажи, о которых мы узнаем из диалогов действующих лиц на сцене.

    Такая система персонажей неслучайна. Главные герои представлены нам крупным планом, второстепенные дополняют их, помогая наиболее глубокому раскрытию образов, ну а Внесценические персонажи расширяют пространственные и временные рамки пьесы. "Горе от ума" - комедия реалистическая, соответственно все действующие лица - это воплощение типичных черт типичных характеров в типичных обстоятельствах.

    Таких героев можно разделить на два больших лагеря - представители "века минувшего" и представители "века нынешнего".

    Первым и наиболее ярким представителем "века минувшего" является Фамусов. Барин-крепостник, "как все московские", мечтающий заполучить для своей дочери зятя "с звездами да с чинами". Служба для Фамусова, как и для всех представителей дворянской Москвы, - лишь средство продвижения по служебной лестнице. Он придерживается обычая - "подписано, так с плеч долой".

    Фамусов не желает принимать ничего нового. Старые обычаи и порядки устраивают все патриархальное общество, а любые изменения могут привести к утрате их социального и материального благополучия. Поэтому неудивительно, что Павел Афанасьевич - ярый противник всяких учений, профессоров Педагогического института, которые "упражняются в расколах и безверьи". "Забрать все книги бы да сжечь", - заявляет он. Как и вся грибоедовская Москва, Фамусов ведет праздный образ жизни, "разливается в пирах и мотовстве": "во вторник зван я на форели", "в четверг я зван на погребенье", а в пятницу или субботу должен "у докторши крестить", которая "по его расчету" "должна родить" - вот как проходит неделя у Павла Афанасьевича. С одной стороны, Фамусов, как и все герои, типичен, но, с другой стороны, он индивидуален. Здесь у Грибоедова уже нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, как было в период классицизма. Фамусов не только барин-крепостник, угнетающий своих крестьян, но и любящий отец, хозяин дома, заигрывающий со своей служанкой.

    Его дочь Софья выделяется среди прочих лиц. Увлеченная чтением французских романов, она представляет себя их героиней. Оттого в ее речи много психологических мотивов ("себя я, стен стыжусь", "упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их"). Обладая властным характером и практическим умом, Софья в будущем будет такой же, как Наталья Дмитриевна, помыкающая своим "мужем-мальчиком, мужем-слугой". В речи девушки нет галлицизмов. Она воспитывалась вместе с Чацким. Софья смело высказывает свое мнение: "Кого хочу - того люблю", - и при этом не заботится, что "станет говорить княгиня Марья Алексевна". Потому-то она и отдает свое предпочтение Молчалину. Софья понимает, что он станет "идеалом московских всех мужей", будет по гроб жизни благодарен за то, что она подняла его до своего уровня, ввела в общество.

    Молчалив -.яркий представитель фамусовского общества. Служит в доме Фамусова три года, "числясь по архивам", уже "три награжденья получил". В себе он ценит два качества, "два таланта" - "умеренность и аккуратность", уверен, что "в его лета не должно сметь свое суждение иметь", что "надобно ж зависеть от других".

    Цель его жизни - оказаться в нужное время в нужном месте, а главное - следовать заветам отца: "угождать всем людям без изъятья". Он немногословен, использует в своей речи жеманные словечки, что не только соответствует его образу жизни, но и его фамилии - "Молчалин". Каждое слово и шаг у него продуманы. Он умело притворяется любовником дочери своего хозяина, хотя сам питает симпатии к служанке Лизе ("Ее по должности, тебя...").

    Главным героем комедии, представляющим "век нынешний", является Александр Андреевич Чацкий, образованный, умный. Ясный и острый ум доказывают, что он не просто умный человек, но и "вольнодумец" . Он - герой-любовник и главный резонер одновременно. И если в любви Чацкий терпит полную неудачу, то свою общественно-обличительную миссию он выполняет. Являясь главным выразителем декабристских идей в комедии, герой в своих гневных речах разоблачает невежество, коварство, жесткость и крепостническую основу фамусовского общества.

    Немаловажную роль играет Лиза, служанка Софьи, умная, живая, бойкая девушка. С одной стороны, она субретка (традиционное амплуа классицизма), помогает своей хозяйке устраивать любовные свидания. Кроме того, Лиза- второй резонер на сцене. Она дает меткие характеристики героям: "Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий", "Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами", "И Скалозуб, как свой хохол закрутит, расскажет, обморок, прибавит сто прикрас".

    Второстепенные персонажи представлены в третьем действии комедии на танцевальном вечере у Фамусова. Они дополняют картину московского барства.

    Ярким примером военщины и аракчеевщины является полковник Скалозуб, в образе которого обличены военный карьеризм и увлечение муштрой. Ограниченный и грубый, он пользуется уважением в обществе, ведь он "и золотой мешок, и метит в генералы". Речь его, как и всех героев, авторизирована. Скалозуб говорит односложными и несвязными предложениями, часто строит неправильно фразы: "Мне совестно, как честный офицер!" А Софья говорит, что "он слова умного не выговорил сроду".

    Далее перед нами предстает целая галерея представителей московского барства. Это и Горичи, являющие собой типичную дворянскую семью, где "муж - мальчик, муж - слуга", и властная самовлюбленная жена, играющая роль опекуна: "Да отойди подальше от дверей, сквозной там ветер дует сзади". Еще в недавнем прошлом Платон Михайлович "носился на борзом жеребце", а сейчас страдает "рюматизмом и головными болями", "шум лагерный, товарищи и братья" сменены на иное занятие: "На флейте я твержу дуэт А-мольный".

    Это и князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми-бесприданницами, который разъезжает по балам в поисках женихов. Это и графини Хрюмины: графиня-внучка- старая дева, вечно всем недовольная, и ее бабушка, которая уже ничего не видит и не слышит, но упорно посещает развлекательные вечера.

    Это и "мошенник, плут" Загорецкий, нашедший "защиту от суда" в лучших домах Москвы. Это и господа N. и О., которые нужны только для распространения сплетни о сумасшествии Чацкого, и Репетилов - жалкая пародия на представителей тайного общества. Все они воплощают в себе такое понятие, как "фамусовская Москва".

    Наконец, в комедии присутствует большое количество внесценических персонажей, число которых превышает число сценических, что является нарушением канонов классицизма. Роль этих персонажей велика: они расширяют как временные, так и пространственные рамки комедии. Именно благодаря им Грибоедову удается охватить период времени от императрицы Екатерины II до начала правления Николая I. Без внесценических персонажей картина не была бы такой полной. Как и все сценические, их можно разделить на два противостоящих лагеря - на "век минувший" и "век нынешний". Из диалогов, реплик мы узнаем о "Несторе негодяев знатных", который выменял своих преданных слуг "на борзые три собаки", о помещике-балетомане, "не согласившем должников к отсрочке", в результате чего "Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке", о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий "двоих арапченков на ярмарке достал ", и о многих других.

    Также мы узнаем и об их отношении к службе, их раболепии и чинопочитании. Это и Максим Петрович, который при надобности "сгибался вперегиб", и Кузьма Петрович, который "был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат", и Фома Фомич, который "при трех министрах был начальник отделенья", и отец Молчалина, завещавший сыну "угождать всем людям без изьятья", и другие.

    Любимым занятием московских дам являются сплетни. Так, Татьяна Юрьевна, которая "из Петербурга возвратясь", рассказывала про "связь с министрами" Чацкого.

    Множество иностранцев, которые ехали в Россию "со страхом и слезами", но из-за невежества московского общества нашли, что "ласкам нет конца". Это и мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, которые благодаря своему иностранному происхождению пользовались большим уважением.

    Также к "веку минувшему" относятся и представители тайного общества, о котором говорит Репетилов. Все это только жалкая пародия на декабристские собрания. Англоман князь Григорий, любитель итальянской оперы Воркулов Евдоким, "чудесные ребята" Левой и Боринька, гений-сочинитель Удушьев Ипполит Маркелыч, и их председатель "ночной разбойник, дуэлист" - вот те, кто претендует на роль передовых людей своего времени.

    Но есть и представители "века нынешнего". Это и профессора Педагогического института, которые "упражняются в расколах и безверьи", и двоюродный брат Скалозуба, который "службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать", и племянник княгини Тугоуховской Федор, который занимается химией и ботаникой, и вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе "А судьи кто?.."

    И хотя в пьесе много действующих лиц, но в ней нет ничего лишнего: ни одного лишнего героя, сцены, зря сказанного слова, ни одного ненужного штриха. Главные действующие лица в комедии даны крупным планом, второстепенные дополняют картину, а внесценические персонажи расширяют ее временные и пространственные границы. Такая система образов направлена на раскрытие основного конфликта пьесы.