Когда и где родился а г битов. Андрей Битов, российский писатель: биография, личная жизнь, книги

Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец - Битов Георгий Леонидович (1902-1977), архитектор. Мать - Кедрова Ольга Алексеевна (1905-1990), юрист. Дети: Анна (1962 г. рожд.), Иван (1977 г. рожд.), Георгий (1988 г. рожд.).
Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.
В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в 1963 году в Ленинграде. С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.
В 1965-1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.
1973-1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.
В 1967 году в Москве вышла первая книга - «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976). После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена. В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов».
Андрей Битов выпустил сборники стихов «Дерево» и «В четверг после дождя» (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). У автора есть замысел написать пьесу - из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.
С 1978 года у писателя началась жизнь на два города - Москву и Ленинград. Он считает себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва - Ленинград - заграница. В 1992-1993 годах в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в 1996 году. «Империя...» соответствует последовательности англоязычных изданий: «Life in Windy Weather» (1986), «Pushkin House» (1987), «Captive of the Caucasus» (1988), «The Monkey Link» (1995). Последние книги А. Битова: «Оглашенные» и «Первая книга автора» (1996), «В четверг после дождя» и «Новый Гулливер» (1997), «Неизбежность ненаписанного» (1998), «Дерево» и «Предположение жить, 1836» (1999), «Вычитание зайца, 1825» (2001), последняя книга на английском языке - «Life Without Us» (1999).
С осени 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).
С 1988 года А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года - он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А. Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой». В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».
В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»). А. Битов - лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А. Битов - Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.
А. Битов - лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов - почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана. А. Битов - вице-президент международной ассоциации «Мир культуры» (президент - Фазиль Искандер), вице-президент европейского сообщества интеллектуалов «Гулливер» с центром в Амстердаме, член жюри «Пушкинской премии» в Гамбурге, член жюри премии «Триумф», член комитета по присуждению Государственной премии РФ. В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.
Что касается свободного времени, А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге - к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке - к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998-1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример - памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу - в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.). По словам Андрея Битова, вся его жизнь - это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».
Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге.
Библиография
1960 — три рассказа в альманахе «Молодой Ленинград»
1963 — «Большой шар»
1965 — «Такое долгое детство»
1967 — «Дачная местность»
1968 — «Аптекарский остров», «Путешествие к другу детства»
1972 — «Образ жизни»
1976 — «Семь путешествий», «Дни человека»
1978 — «Пушкинский дом»
1980 — «Воскресный день»
1985 — «Грузинский альбом»
1986 — «Статьи из романа», «Книга путешествий»
1988 — «Человек в пейзаже», «Последняя повесть»
1989 — «Повести и рассказы», «Пушкинский дом»
1990 — «Улетающий Монахов»
1991 — «Мы проснулись в незнакомой стране», «Жизнь в ветреную погоду», С/С в трех томах
1993 — «Ожидание обезьян», «Вычитание зайца»
1995 — «Оглашенные»
1996 — «Первая книга автора», «Империя в четырех измерениях»
1997 — «Новый Гулливер», «В четверг после дождя», «Записки новичка»
1998 — «Обоснованная ревность», «Неизбежность ненаписанного», «Дерево»
1999 — «Похороны Доктора»
2008 — «Преподаватель симметрии»
Титулы, награды и премии
1987 — Орден «Знак Почёта»
1989 — Пушкинская премия фонда А.Тепфера (Германия)
1990 — Премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман «Пушкинский дом» и премия Андрея Белого (Санкт-Петербург)
1992 — Государственная премия Российской Федерации за роман «Улетающий Монахов»
1993 — Орден «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция)
1997 — Государственная премия Российской Федерации и премия «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные»
1999 — Царскосельская художественная премия, медаль Мовсеса Хоренаци (Армения)
Лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонёк» и др.
С 1997 года — Почётный доктор Ереванского государственного университета и Почетный гражданин города Еревана.
Экранизации
"Улетающий Монахов"
2008 г. Россия, 80 мин.
реж. Александр Дзюбло
В ролях: Максим Костромыкин, Олеся Казаева, Юрий Шибанов


Странная история случилась в доме московского ПЭН-центра. Якобы Андрей Битов, который еще недавно был «нашим всем», поднял руку на женщину. Да не просто - на своего «начальника» - первого секретаря самого приличного Союза российских писателей (которому многие - главным образом из числа московской литературной тусовки - отказывают в праве на существование, потому что вокруг него сгрудились придирчивые провинциалы, портящие заевшимся москвичам их бочку меда своей дерущей рот деревянной ложкой дегтя)…

Сюжет с дележом принадлежащего Литфонду немногого оставшегося на его баллансе имущества, в частности переделкинских дач, занятых разного рода литераторами, а также их отпрысками и вдовами, давно у всех на слуху. Двое из наиболее прытких квартиросъемщиков успели тишком приватизировать общественную собственность и обратить ее в личное пользование. Фамилии счастливцев - Евтушенко и Юрий Поляков. Первого кто-то назвал - очень удачно, на мой взгляд - «великим имитатором совести», а у второго нет пока устойчивой, прилипшей на века «погонялы» (это слово такое из воровского жаргона - недавно пополнила свой багаж), но он тоже, хлебом не корми, страсть как любит поучать с экрана, читать подрастающему поколению прописи по части морали и нравств-ти.

О Юрии Полякове мне уже приходись высказываться -

ЮРИЙ ПОЛЯКОВ И ПОЛЯКОВЩИНА

Оказывается, оставшиеся постояльцы Переделкино живут на грани бунта - им тоже хочется присвоить кусок собственности, оказавшийся в их пользовании, вот и придумывают разные ухищрения, чтоб обойти закон и нескольких немногих, оставшихся на их пути порядочных людей. Таких - как Василенко, заявившую, что она противник приватизации. Не сегодня было сказано, что «квартирный вопрос» москвичей испортил. А если эти москвичи - литераторы? Натуры творческие, эмоционально лабильные?

Короче, Андрей Битов, обеспамятев от выпитого, сначала объяснил всем, что он живет в Переделкино давно и покидать его не собирается, его потомки взросли под сенью переделкинских сосен и он полагает, что имеет право отписать эту сень отпрыскам в вечное пользование, а потом с криком врезал Василенко по челюсти так, что женщина упала наземь и очутилась в больнице.

Вот самое четкое изложение вопроса:

http://www.m-s-p-s.ru/data/06_OLG_1112.pdf

Несколько мыслей по поводу..

Меня, например, удивило, что в числе пользователей переделкинскими дачами до сих пор числятся вдовы и потомки Георгия Маркова, Михаила Алексеева, какого-то Вергилеса (кто его знает?). Айтматова, Шатрова, Ткаченко, Казанцева…

Казалось бы, где Марков с Вергилесом - а где мы?

Ни одного из этих фигурантов в литературной ситуации нет и не предвидится.

Совсем другие люди пишут, печатаются, обращают на себя внимание, создают литпроцесс. Советские содержанки, чьи репутации вспухали на советских тиражах и советских гонорарах в обстановке эстетического вакуума, продолжают претендовать на свою исключительность, сгрудившись в маленький такой уютный островок совка, богадельню по-совписовски.

Имея некоторым образом отношение к кино и даже входя в различные структуры, хочу сообщить, что киношники ведут себя много скромнее. Хотя, конечно, у нас тоже непросто - настоящим бедствием стало так называемое «папино кино». Это когда отпрыски знатных кинофамилий, пользуясь доступными рычагами влияния, вырываются в первые ряды пользователей бюджетными ассигнованиями. Имя им легион: герман-мл, бондарчук-мл, евстигнеев-мл, янковский-мл, кавалеридзе-мл, михалковы, михалковы, михалковы-мл… Они еще и размножаются - на очереди внуки и даже правнуки киномастеров советского прошлого - совсем как в приличном бантустане, где все передается по наследству - набедренные повязки из пальмовых листьев, банановые плантации, наложницы, вязанки стеклянных бус, вхожесть в кабинеты, включая саму власть.

Какова мораль этого поста?

Да нет тут никакой морали.

В очередной, бесчисленный раз речь идет об аберрации, странных извивах сознания, человеческой низости, подлости, уродстве и т.д. - то есть явлениях, от которых не застрахован никто, даже самые наши дорогие и многочитаемые (в прошлом), не умеющие справиться с безвестностью, забвением, бедностью (относительной), старостью, ветхостью. Я хорошо знала последнюю жену Андрея Битова - Наташу, милую умницу и скромницу, преподававшую в СПб универ-те то одно, то другое, последние годы с подачи Андрея ездившую по забугорным университетам с чтением дилетантских лекций. Несколько лет назад Наташи не стало. Она была младше Андрея на 16 лет, но много сил отняла борьба за больного мужа. Я всей душою сочувствую Андрею, в жизни которого наступила черная полоса, пережившего тяжелую болезнь, операции, вынужденного содержать многочисленных иждивенцев от трех браков (числом восемь, если не больше - со слов Наташи), душою я вместе с ним, грущу по ушедшей подруге, и горько я слезы лью, НО СТРОК ПЕЧАЛЬНЫХ НЕ СМЫВАЮ...

Дон-Жуанский список Андрея Битова - …

27 мая исполняется 80 лет классику русской литературы . Автор «Пушкинского дома» знаменит не только своими текстами, но и увлечением альпинизмом, установкой памятников, игрой в кино, музыкальными чтениями и фигурированием в чужих текстах в качестве персонажа. собрала вне- и окололитературные события жизни Андрея Битова.

Если просто взять случайное перечисление книг Андрея Битова - то есть то, что сразу приходит в голову без напряжения памяти, сверки с библиографией и хронологией: скажем, «Пушкинский дом», «Аптекарский остров», «Улетающий Монахов», «Семь путешествий», «Дни человека», «Оглашенные», «Преподаватель симметрии», «Вычитание зайца», - «Пушкинский дом» все равно окажется на первом месте. Роман, впервые в России опубликованный 30 лет назад (юбилей!), расходился в списках примерно тогда же, когда читались «Москва-Петушки» и «Школа для дураков», и вместе с ними образует триаду едва ли не главных текстов конца ХХ столетия. Три части филологического (на что и название указывает), утопающего в отступлениях, литературоведческих изысканиях, аллюзиях и цитатах повествования о трех поколениях одной семьи, семьи главного героя - Лёвы Одоевцева. Роман во многом и составивший Битову репутацию постмодерниста.

После «Пушкинского дома» - пауза. И не только потому, что Битова не печатали. Просто роман оказался столь значителен, что как будто заслонил все, что Битов опубликовал до и что начал печатать после - и художественную прозу, и эссеистику. Битов продолжал писать и составлять из написанного книги, заново раскладывать пасьянс своих текстов. Но все это было как будто в тени «Пушкинского дома». Тот остался в историческом времени, в «пятом измерении» (по термину Битова), а Битов продолжал существовать в разных временах, в актуальности в том числе.

Каждый день можно легко обработать как роман, сказал Андрей Битов в одном интервью, как будто полемизируя с Толстым, который безуспешно пытался превратить в текст события одного дня. Литература - всегда редукция, сокращение. Жизненный поток требует формы, а форма и есть ограничение. Поздний Битов знаменует, в частности, борьбу с этим ограничением. Писатель проявляет себя в слове, но тоскует, что слово не вбирает в себя всего, будучи при этом всем.

Писатель - это гипертекст, говорит Битов, одна большая книга. Но только текст в книгу не вмещается, как не вмещается жест, голос, интонация. Можно с подозрением (как ) относиться к художественному жесту и его значимости. Это понятно. Но столь же ясно, почему, по крайней мере начиная с символистов, а на самом деле гораздо раньше, он так привлекал к себе. Потому что чаша с цикутой Сократа, уход Толстого из Ясной Поляны, рулетка Достоевского, страсть к картам Некрасова, теннис, составление головоломок и шарад Набокова - не менее значимы. И все это далеко не только дополнение, примечание, комментарий к слову, то есть не только контекст.

Вот некоторые факты, выходящие за рамки художественного слова Андрея Георгиевича Битова.

Черкесское происхождение

Восточный календарь

Писатель размышляет : «Многие иронизируют над моим увлечением восточным календарем... А зря. Это серьезно! Есть определенные закономерности. Даже в XIX веке люди рождались порциями, есть все знаки Зодиака, зоопарк такой образовывался за двенадцать лет. Если перечислить писателей Золотого века, сразу видно, что они, как яички, лежат в корзинке. И Серебряного века это тоже касается. Ахматова - 1889 год, Пастернак - 1890-й, Мандельштам - 1891-й, Цветаева - 1892-й, Маяковский - 1893-й, - 1894-й, Есенин - 1895-й… или я его с кем-то перепутал?»

Драка с Вознесенским

В изложении сюжет выглядел так:

«В молодости Битов держался агрессивно. Особенно в нетрезвом состоянии. И как-то раз он ударил поэта Вознесенского.
Это был уже не первый случай такого рода. И Битова привлекли к товарищескому суду. Плохи были его дела.


ru.wikipedia.org


Биография


Андрей Битов родился в Ленинграде, на Петроградской стороне. Отец - архитектор. Мать - юрист. Писать начал в 1956 году.


В 1957 году поступил в Ленинградский горный институт, где участвовал в работе литобъединения под руководством Глеба Семенова. В 1957-1958 служил в стройбате на Севере. В 1958 восстановился в институте, окончил геологоразведочный факультет в 1962.


Писал стихи, подражая Виктору Голявкину начал писать короткие абсурдистские рассказы, впервые опубликованные в 1990-х гг. Часто в интервью называл себя непрофессиональным писателем.


С 1960 по 1978 вышли в печать около десяти книг прозы. C 1965 года член Союза писателей.



Перестройка открыла новые возможности. Заграница, лекции, симпозиумы, общественная, в том числе правозащитная, деятельность. В 1988 году участвовал в создании российского Пен-клуба, с 1991 года - его президент. В 1991 году был одним из создателей неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий).


Цитата


Юрий Карабчиевский об Андрее Битове:

«Битов открыл новую область исследования, при этом обнаружив абсолютный уровень в слове. Но главное, не в обиду будь сказано другим замечательным писателям, Андрей Битов - умный человек, а это редко бывает. В литературе, мне кажется, умных людей гораздо меньше, чем людей талантливых. Даже читая его не вполне удачные произведения, ты чувствуешь, что общаешься с умным человеком. Это очень лестно для читателя, это просто незаменимо».


Библиография

1960 - три рассказа в альманахе «Молодой Ленинград»

1963 - «Большой шар»

1965 - «Такое долгое детство»

1967 - «Дачная местность»

1968 - «Аптекарский остров», «Путешествие к другу детства»

1972 - «Образ жизни»

1976 - «Семь путешествий», «Дни человека»

1978 - «Пушкинский дом»

1980 - «Воскресный день»

1985 - «Грузинский альбом»

1986 - «Статьи из романа», «Книга путешествий»

1988 - «Человек в пейзаже», «Последняя повесть»

1989 - «Повести и рассказы», «Пушкинский дом»

1990 - «Улетающий Монахов»

1991 - «Мы проснулись в незнакомой стране», «Жизнь в ветреную погоду», С/С в трех томах

1993 - «Ожидание обезьян», «Вычитание зайца»

1995 - «Оглашенные»

1997 - «Новый Гулливер», «В четверг после дождя», «Записки новичка»

1998 - «Обоснованная ревность», «Неизбежность ненаписанного», «Дерево»

1999 - «Похороны Доктора»

2008 - «Преподаватель симметрии»


Награды

1987 - Орден «Знак Почёта»

1989 - Пушкинская премия фонда А.Тепфера (Германия)

1990 - Премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман «Пушкинский дом» и премия Андрея Белого (Санкт-Петербург)

1992 - Государственная премия Российской Федерации за роман «Улетающий Монахов»

1993 - Орден «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция)

1997 - Государственная премия Российской Федерации и премия «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные»

1999 - Царскосельская художественная премия, медаль Мовсеса Хоренаци (Армения)

Лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонёк» и др.

С 1997 года - Почётный доктор Ереванского государственного университета и Почетный гражданин города Еревана.


А. Битов – лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана.


Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец – Битов Георгий Леонидович (1902–1977), архитектор. Мать – Кедрова Ольга Алексеевна (1905–1990), юрист. Дети: Анна (1962 г. рожд.), Иван (1977 г. рожд.), Георгий (1988 г. рожд.).

Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.

В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в 1963 году в Ленинграде. С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.

В 1965–1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.

1973–1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.

В 1967 году в Москве вышла первая книга – «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976). После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена. В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов».

Андрей Битов выпустил сборники стихов «Дерево» и «В четверг после дождя» (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). У автора есть замысел написать пьесу – из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.

С 1978 года у писателя началась жизнь на два города – Москву и Ленинград. Он считает себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва – Ленинград – заграница. В 1992–1993 годах в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в 1996 году. «Империя...» соответствует последовательности англоязычных изданий: «Life in Windy Weather» (1986), «Pushkin House» (1987), «Captive of the Caucasus» (1988), «The Monkey Link» (1995). Последние книги А. Битова: «Оглашенные» и «Первая книга автора» (1996), «В четверг после дождя» и «Новый Гулливер» (1997), «Неизбежность ненаписанного» (1998), «Дерево» и «Предположение жить, 1836» (1999), «Вычитание зайца, 1825» (2001), последняя книга на английском языке – «Life Without Us» (1999).

С осени 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).

С 1988 года А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года – он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А. Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой». В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».

В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»). А. Битов – лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А. Битов – Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.

А. Битов – лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана. А. Битов – вице-президент международной ассоциации «Мир культуры» (президент – Фазиль Искандер), вице-президент европейского сообщества интеллектуалов «Гулливер» с центром в Амстердаме, член жюри «Пушкинской премии» в Гамбурге, член жюри премии «Триумф», член комитета по присуждению Государственной премии РФ. В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.

Что касается свободного времени, А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге – к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке – к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998–1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример – памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу – в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.). По словам Андрея Битова, вся его жизнь – это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».

Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге.