Возлюбленная бунина. Дуэт длинною в жизнь

22 октября исполняется 143 года со дня рождения Ивана Бунина. В день рождения одного из гениев русской литературы мы вспоминаем женщин, которые своим присутствием в его жизни добавили ярких красок в творчество писателя.

Варвара Пащенко: служебный роман и венчание

Со своей первой женой Иван Бунин познакомился в редакции газеты «Орловский вестник». В 19 лет он работал там помощником редактора. В стенах издания и начался служебный роман Бунина с корректором Варварой Пащенко.

Варя была на год старше своего избранника. Молодого человека она покорила своей красотой, умом и серьезностью.

А еще тем, что пошла наперекор воле родителей, которые сначала были против отношений дочери с бедным писателем.

Семейная жизнь Бунина оказалась не такой красивой, как он, возможно, себе представлял. Молодой писатель увлекался популярными в то время идеями бескорыстия и всепрощения. А красавице Варе хотелось видеть рядом с собой надежного, сильного и богатого мужчину. Поэтому через три года совместной жизни молодая жена исчезла из жизни Бунина, оставив лишь одну записку: «Ваня, прощай. Не поминай лихом».

Скорее всего, небогатый писатель не мог дать своей супруге того уровня жизни, к которому она стремилась. Поэтому, будучи в отношениях с Буниным, она встречалась с состоятельным помещиком, за которого впоследствии и вышла замуж.

Писатель очень тяжело переживал измену любимой.

Его спасением стала работа над одной из частей романа «Жизнь Арсеньева», которая часто издавалась отдельно под названием «Лика».

Анна Цакни: курортный роман и свадьба

В 1898 году Бунин переехал в Одессу. И в этом приморском городе он встретил свою новую любовь - Анну Цакни, дочь одесского издателя и редактора. Писатель называл ее «солнечным ударом». Девушка была очень красивая и довольно непосредственная. Она быстро приняла ухаживания писателя.

Пару часто видели на набережной. Свидания обычно завершались на летних верандах ресторанов, где влюбленные заказывали белое вино и кефаль.

А затем была свадьба.


Фото: Global Look Press/Russian Look

Но семейная жизнь и в этом случае не заладилась - практически с самого начала. Супруги побывали в Европе и вернулись в Россию. Бунин планировал жить в Москве, но одесская красавица мечтала вернуться в свой родной город. В муже ее раздражали черствость, холод и безразличие. А Бунин упрекал молодую жену в нежелании разделять его взгляды.

Их совместная жизнь завершилась спустя год после свадьбы. Несмотря на то, что Анна уже ждала первенца, она оставила мужа и вернулась в Одессу. Писатель безумно страдал, когда его бросила супруга. Даже пытался покончить жизнь самоубийством.

Расставание с Анной оставило в творчестве Ивана Бунина грустный след.

Иван Алексеевич Бунин – один из самых лиричных и пронзительных авторов во всей русской литературе. Центральной темой всего его творчества всегда являлась страстная и всепоглощающая любовь. Чтобы создавать подлинные шедевры, повествующие об этом глубоком и прекрасном чувстве, писателю нужно было вдохновение, которое он, безусловно, черпал в отношениях с женщинами.

Любовь в жизни Бунина

Трепетное и нежное сердце писателя всегда жаждало любви. С юных лет молодой Бунин пытался обрести личное счастье. Правда, ему не всегда это удавалось.

В его жизни было немало грустных и трагических историй. Таковы были и его первые отношения с Варварой Пащенко. Девушка была старше писателя, и разница в возрасте помешала молодым людям пожениться – отец Варвары был категорически против.

Несмотря на это, отношения между ними еще некоторое время продолжались, пока Варвара не ушла от Бунина к богатому помещику.

Еще одна любовная неудача постигла Бунина в его первом браке. Его избранницей на этот раз стала красавица с экзотической греческой красотой – Анна Цакни.

Писатель страстно полюбил эту своенравную и прекрасную женщину, но Анна никогда не отвечала ему столь же глубоким чувством, да и вообще не интересовалась жизнью мужа.

В итоге брак распался. Бунин переживал этот разрыв очень тяжело.

Вера Муромцева – главная любовь в жизни писателя

Настоящее счастье и успокоение пришло к Бунину только в возрасте тридцати шести лет. Именно в это время он познакомился Верой Николаевной Муромцевой.

Спокойная, сдержанная и даже несколько холодная, поначалу она держалась довольно отстраненно. Да и Бунин, казалось бы, не проявлял особого интереса к девушке.

Только после он понял, что внешняя холодность продиктована лишь хорошим воспитанием, а за сдержанной оболочкой скрывается очень нежная и добрая душа. Да и Вера Николаевна скоро всем сердцем полюбила Бунина и подарила ему все свое тепло и заботу.

Впервые за долгое время писатель чувствовал себя по-настоящему счастливым. Влюбленные вместе совершили несколько путешествий: в Египет, Палестину, в Вену, в Алжир, во Францию, на Капри, в Тунис.

Счастье Бунина и Муромцевой казалось бесконечным, но тут наступила кровавая революция. Приверженец традиционной монархии, писатель не принял изменения, произошедшие в стране. Опасаясь за свою жизнь, Бунин и Муромцева бежали в Одессу, где прожили около двух лет, а затем эмигрировали во Францию, которая гостеприимно приняла писателя и его верную возлюбленную и стала второй родиной Бунина.

Жизнь в эмиграции и разлад в отношениях

Перебравшись во Францию, влюбленные поселились в Грассе, неподалеку от Ниццы. Только здесь, вдали от родины и по прошествии почти шестнадцати лет своих отношений, они, наконец, обвенчались и официально стали мужем и женой.

Казалось бы, покою их ничто не мешало, пока Вера не столкнулась с изменой мужа. На морском берегу в Грассе Бунин встретил эмигрантку из России, Галину Кузнецову, которая была замужем. Писателя охватило давно забытое чувство всепоглощающей страсти. Галина не смогла устоять под его чарами и тотчас же ушла от супруга и поселилась в доме Буниных.

Для Веры Николаевны это был настоящий удар. Поначалу она не представляла, как жить дальше, но потом совершила очень мужественное решение. Она гостеприимно приняла Галину в своем доме и не препятствовала развитию ее отношений с Буниным.

Это стало началом странного и непростого периода в жизни писателя. Под одной крышей вместе с ним уживались верная, добрая и все понимающая Вера и юная красавица Галина, которые поначалу много ссорились и скандалили, но, в конце концов, даже подружились. Несмотря на это, обстановке в доме оставалась очень накаленной и нездоровой.

Любовь длиною в жизнь

В конце концов, эта история «жизни втроем» приобрела очень неожиданный оборот: Галина заявила, что уходит от Бунина, причем, к женщине – Марго Степун. Бунин воспринял эту новость трагически. Усугубил его горе тот факт, что Галина со своей новой избранницей поселились в доме Буниных и прожили там почти восемь лет.

Только когда они покинули этот дом, в жизни Ивана Алексеевича и Веры, которая покорно ждала его все это время, вновь воцарилось относительное спокойствие.

Преданная и любящая жена простила писателю все страдания, через которые ей пришлось пройти. Во все даже самые трудные минуты она поддерживала Бунина, окружив его заботой, теплом и пониманием.

Последние годы жизни писатель провел в нищете и забвении, но Вера Николаевна всегда была рядом, до самой смерти Бунина. Женщина пережила своего любимого мужа на восемь лет, и ни на одну секунду не переставала любить его и восхищаться его творчеством.

После кончины Вера, как она сама завещала, была похоронена в ногах своего супруга на Парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Вопреки всем трудностям, измене, недопониманию, бедности, болезням и прочим проблемам, эта любящая женщина простила Бунину все и стала единственной счастливой историей любви в его жизни.

Что меня сподвигло к написанию этой статьи?

Не так давно, я увидела картину Алексея Учителя «Дневник его жены».
Фильм этот посвящен жизни великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Впрочем,творческая жизнь Бунина там освещена мало,но прекрасно показана жизнь личная.
Писатель оказался одной из сторон любовного многоугольника. В доме живут трое-сам И.А.,его жена Вера Николаевна и молодая поэтесса Галина Плотникова-любовница Бунина. Накануне вручения Бунину Нобелевской премии в жизнь этой странной семьи врывается еще один человек-начинающий писатель Леонид Гуров. Он приезжает погостить- и остается в доме Буниных на долгие годы. Нет, его вовсе не прельщает жизнь в этом «сумасшедшем» доме. Но Леня просто не может ничего с собой поделать. Он без памяти влюбляется в жену Бунина, Веру Николаевну. И так бы и жили они, если бы не присужденная Бунину Нобелевская премия. На церемонию вручения этой долгожданной и столь желанной Буниным премии, он отправляется в Стокгольм в сопровождении своих любимых женщин- Гали и В.Н.
В дождливом Стокгольме Галина умудряется подхватить сильнейшую простуду. О возвращении домой в Грасс не может быть и речи. Галя вынуждена остановится в Дрездене в доме Ковтунов. Федор Ковтун приятель Бунина и его семьи. И вот пока Иван Алексеевич и Вера Николаевна возвращаются в Грасс, в доме Ковтунов разыгрываются весьма драматические события. За простуженной Галей ухаживает сестра Федора-Марга. Между женщинами нежданно-негаданно вспыхивает бурный роман.
В Грасс Галина возвращается совсем другим человеком. Бунин потрясен переменой, произошедшей с любимой Галей. Все ее разговоры только о Марге. Влюбленные женщины не в силах вынести разлуку, и в Грассе появляется сама Марга. Роман продолжается. Чувства героев накалены до предела. Галя,не способная выносить всего этого, уезжает из Грасса вместе с Маргой. Женщины обосновываются в Париже.
Бунин,потрясенный произошедшим начинает пить. В.Н. в смятении, она страдает, видя что страдает ее любимый. Ну а Леня Гуров страдает, видя страдания В.Н. Такой вот любовный треугольник. Только начало Второй Мировой войны и оккупация Парижа заставляют Галину и Маргу вернуться в бунинский дом. Марге, еврейке по происхождению, грозит немецкий лагерь. Что бы спасти любимую, Галина готова на все, даже на унизительное возвращение в Грасс.
Так и живут они впятером, одной семьей, до окончания войны. После победы русских над немецкими захватчиками, Галя и Марга навсегда покидают Буниных и Францию. Их новый дом-Америка.
Леонид, в виду сильнейшего психологического расстройства, попадает в клинику для душевнобольных. Ну, а чета Буниных мирно доживает свои дни в Грассе.

На мой взгляд, этот фильм не оставит равнодушным ни одного зрителя. Блестящая игра актеров, лихо закрученный сюжет. После просмотра этой картины мне захотелось узнать о жизни Бунина как можно больше,и главное- о жизни Гали и Марги. Обратившись за помощью к Интернету, узнала: в целом история эта правдива. За исключением мелких деталей: Галя Плотникова в фильме- Галя Кузнецова в жизни, Леня Гуров на самом деле Зуров, а Марга Ковтун-Марга Степун, и вовсе не еврейка она,а немка.
Вообще сведений о Марге и Галине не так уж много, а те, что размещены в Интернете- поражают пошлостью. И вот мне захотелось очистить от грязной лжи имена этих двух женщин, двух любящих женщин-и я решила написать о них сама. Вам, Кузнецова Галина Николаевна, и Вам, Степун Маргарита Августовна, я посвящаю эту статью.

Галина Николаевна Кузнецова.

Кузнецова родилась в Киеве в 1900 году. Окончила Киевскую гимназию. Получив классическое образование, рано увлеклась литературой. В 1918 году вышла замуж за юриста Дмитрия Петрова. Столь раннее замужество она объясняла сложными отношениями с родителями и желанием поскорее от них отделится. Революцию Кузнецова не приняла.
Осенью 1920 года супруги покинули СССР навсегда.
Обосновались Галя и Дмитрий в Праге. Галина стала студенткой Французского института. К студенческим годам относятся ее первые публикации, встреченные доброжелательными отзывами.
В 1924 году семья переезжает во Францию из-за слабого здоровья Галины Николаевны. Именно здесь писательская карьера Кузнецовой получила широкое развитие; она публиковалась во многих эмигрантских газетах и журналах- «Современные записки», «Новое время», «Звено» и др. Дмитрий же работал таксистом, профессия юриста была не слишком востребована в эмигрантской среде. Со временем отношения между супругами стали ухудшаться. Виной тому стало знакомство Гали с И.А. Буниным- гениальным русским писателем, кумиром тогдашней молодежи. В юности Галина зачитывалась его стихами, многие из которых она знала наизусть.
Бунин и его жена В.Н. Муромцева- Бунина жили на юге Франции, в Грассе.
И вроде бы сначала знакомство Гали с писателем не предвещало беды, но жарким летом 1926 года меж ними вспыхнул страстный роман. Многие современники называли это безумием, ведь возраст Бунина приближался к 60,а Гале в ту пору было всего 26.
Галина Николаевна понимала, что разрыв с мужем неминуем, такого нельзя было ни понять, ни простить.
Вот как вспоминает этот эпизод писательница и мемуаристка Ирина Одоевцева, подруга Галины: «Петров очень любил Галину и был примерным мужем, всячески стараясь ей угодить и доставить удовольствие.Но она совершенно перестала считаться с ним, каждый вечер возвращалась все позже и позже. Однажды она вернулась в три часа ночи, и тут между ними произошло объяснение. Петров потребовал, что бы Галина выбрала его или Бунина. Галина, не задумываясь, крикнула:
-Конечно, Иван Алексеевич! »
Отверженный муж на первых порах носился с идеей убийства соперника, но вскоре, успокоившись, покинул Париж навсегда. Больше они с Галей не встречались.
Зиму 1926-1927 года Галя провела в одиночестве в съемной парижской квартирке. Частым гостем в этой квартире был Бунин; встречи любовников становились слишком частыми, а разлука- невыносимой.
Весной 1927 года Галина переезжает в дом Буниных. Фактически Бунин признал Галю своей второй женой, а настоящей жене-Вере Николаевне, сказал: «Галя –моя ученица. Я буду учить ее писать стихи.»
Этот странный тройственный союз продлился долгих семь лет. Так и жили они: гениальный писатель, его заботливая жена и его молоденькая любовница.
Много толков и пересуд вызвал этот союз в эмигрантской среде. Кто-то обвинял Бунина в сумасшествии, кто-то в безнравственности. Но для Бунина все эти сплетни не имели ровным счетом никакого значения.
Вот как пишет об этой «семье» в начале 30-х годов поэтесса Марина Цветаева: «Вы, может быть, знаете, что у Бунина –лет 10 как молодая любовь- бывшая пражская студентка Галина Кузнецова. Вера стерпела- и приняла. Все ее судят, я восхищаюсь. Бунин без нее, Веры, не может - значит осталась: поступила как мать… »
Одному только Богу известно, как чувствовала себя Вера Николаевна в этой странной роли почти брошенной жены.
Когда Ивана Алексеевича спрашивали, любит ли он В.Н., он неизменно отвечал: «Любить Веру? Это все равно, что любить свою руку или ногу.»
И действительно, жизни без В.Н. он не представлял. По-своему, конечно, любил. Но что бы творить, ему нужен был огонь, пожар. И этот пожар чувств могла ему дать только Галина.
С первого же дня появления в доме Буниных Галя вела дневниковые записи.
Много позже, уже после смерти И.А. эти записи были опубликованы. Так мир увидел знаменитый «Грасский дневник» Галины Кузнецовой. Там она сама рассказывает о непростой семейной жизни с четой Буниных. На страницах «Грасского дневника» оживают: сам Бунин-грубый,деспотичный, и вместе с тем, по –детски доверчивый и беззащитный; его жена В.Н.- беззаветно любящая «своего Яна» и по-матерински заботливая; сама Галина, влюбленная в гений великого писателя.
Хотя, стоп! На страницах этого дневника фигурирует еще один персонаж, про которого мы забыли сказать. Это Леонид Зуров.
Зуров- эмигрант, писатель. Жил в доме Буниных с 1929 года, пережил их обоих и унаследовал огромный бунинский архив. Литературные работы Зурова были весьма успешны, и доброжелательно встречались, как критиками, так и читателями.
Поселившись в Грассе, в доме Буниных, Леонид в одночасье влюбился в женщину, которая видела в нем лишь сына. В Веру Николаевну. Эта неразделенная любовь для Зурова стала одной из причин многочисленных попыток суицида.
30-е годы особенно тяжелы для обитателей Грасского дома.
Нездоровье И.А., нищета, постоянные ссоры и скандалы.
В 31-ом появился светлый лучик надежды. Иван Алексеевич был выдвинут на Нобелевскую премию. Но…безуспешно.
Второй раз был номинирован в 32-ом году. Но и на этот раз премия Бунину не досталась.
Когда в 1933-ем И.А. был в третий раз номинирован, обитатели его «общежития» не испытали ничего, кроме раздражения. Но тут случилось чудо. Премия была присуждена именно Бунину, а не кому-то другому.
Вот как об этом вспоминает Галя в своем «Грасском дневнике»:
«В четверг 9-ого тяжелый день, ожидание. Все были с утра подавлены, втайне нервны и тем более старались заняться каждый своим делом. Я с утра пошла в сад сажать луковицы нарциссов. И.А. сел за письменный стол,не выходил, и как будто даже пристально писал. Я смотрела в третьем часу на широко и кротко упавший свет над эстрелем и думала о том, что на другом конце света сейчас решается судьба Бунина и судьба всех нас. И у меня уже было ненормальное состояние, и это небо и этот день, и этот город внизу были уже не те, что обычно. Л. спросил, что делать в случае, если придет телеграмма из Стокгольма (мы решили днем пойти в синема, чтобы скорее прошло время), и сам же ответил, что придет за нами. Когда началось второе отделение… я увидала у занавеса двери фигуру Л. Л. подошел сзади в темноте, нагнулся и, целуя И.А.,сказал «Поздравляю Вас… звонок из Стокгольма… »
Так в жизнь этой странной семьи ворвались большие перемены. В Стокгольм на церемонию награждения поехали трое: сам лауреат, законная супруга В.Н. и Галина. Зуров остался в Грассе. Церемония награждения прошла весело и очень торжественно. Бунин был обласкан французскими и шведскими властями. Безденежье забылось, как страшный сон. Теперь И.А. покупал дорогие костюмы себе, туфли, шубы и украшения –любимым женщинам.
Казалось, в семье наконец-то воцарилось благополучие. Но не тут-то было! Именно в это, казалось бы счастливое время, Бунина постиг страшный удар. Удар, которого он никак не ожидал. Удар в спину. Ведь именно на это время пришелся его разрыв с Галиной. В жизнь Гали ворвалась новая любовь. Любовь к женщине. К Маргарите Степун.

Степун Маргарита Августовна.

Маргарита Августовна Степун родилась в 1895 году в Москве в состоятельной дворянской семье. Ее отец был выходей из Восточной Пруссии, мать принадлежала к старинному шведскому роду Аргеландеров. Детские годы Марга и ее старший брат Федор провели в имении Кондрово, Калужской области. Дети получили блестящее образование, свободно владели несколькими языками. С детства Марга увлекалась музыкой. Эту любовь она унаследовала от матери. По воспоминаниям Федора в их доме было «много музыки, главным образом пения. Поет мама…» Пела не только родительница, но и Марга. Она стала оперной певицей.
Как и старший брат, революцию Марга не принялаи была вынуждена покинуть родную страну. Это случилось в 1922 году.
Они обосновались в Германии. Личная жизнь Марги не складывалась, и она жила в одном доме с братом и его женой Натальей. Наверное, так Маргарита пыталась сбежать от тоски и одиночества. Ни семьи, ни детей у нее не было. А в доме Федора всегда шумно, всегда много гостей. Эта суета заполняла пустоту в ее душе.
Зимой 1933-его года в этом хлебосольном доме остановились- Иван Бунин,его жена Вера Николаевна и его молодая любовница Галина Кузнецова.

Роковая встреча.

Встреча Гали и Марги произошла в декабре 1933-его года в доме Степунов. Судьбоносная встреча. Судя по воспоминаниям Ирины Одоевцевой,подруги Галины, это произошло так:
«Степун был писатель, у него была сестра, сестра была певица, известная певица- и отчаянная лесбиянка. Заехали. И вот тут-то и случилась трагедия. Галина влюбилась страшно… »
Так в жизни Гали появилась новая любовь – роковая красавица Маргарита Степун. Появление этой женщины внесло немалую смуту в жизнь Галины, да и в жизнь Буниных тоже.
Впрочем,Вере Николаевне Марга была весьма симпотична. Так она описывает ее: « Странная большая девица- певица. Хорошо хохочет…Она нравится мне. Спокойна, одного со мной круга. Можно с ней говорить обо всем…»
Настает время возвращения в Грасс. Галя и Марга вынуждены на время расстаться. Но лишь на время. Уже в мае в Грасс приедет сама Марга. Эта женщина всегда привыкла добиваться своего. А Галя для нее уже стала «своей». И оставить Галю Бунину – немыслимо.

«Монастырь муз»

Разлуку Галины и Марги скрашивала регулярная переписка. Женщины уже немыслили жизни друг без друга. Галя томилась. Бунин нервничал и пытался вернуть Галино внимание, впрочем, безуспешно. Галя ничего не хотела замечать и лишь тревожно ожидала приезда Марги.
Наконец, настал май, и женщины снова встретились.
В эту, нелегкую для всех обитателей дома, весну В.Н. делает в своем дневнике запись:
«Галя в упоении, ревниво оберегает ее (Маргу) от всех нас…У Гали нет желания соединить Маргу с нами, напротив, она всегда подчеркивает: она моя!»
Что это было: любовь или сумасшествие? Просто страсть или высокое светлое чувство? Нам, потомкам, живущим через столетие, сложно ответить на эти вопросы.
Но судите сами: какая женщина променяет виллу на Французской Ривьере на крохотную квартирку в Париже? Какая женщина променяет известного писателя и Нобелевского лауреата на малокому известную оперную певицу?
Да она должна быть круглой дурой! Нет, дорогой читатель, что бы решиться на такое, нужно просто полюбить. Полюбить сильно и беззаветно. На всю жизнь. Именно так полюбила Галина.
Что бы там ни говорили, именно любовь связывала этих женщин.
В.Н. записывает в своем дневнике:
« Они сливают свои жизни. И до чего они из разных миров, но это залог крепости…»
Таков был окончательный вердикт.
Грасс женщины покинули уже вместе. Вере Николаевна вздохнула свободней, ей всегда казалось, что «пребывание Гали в нашем доме было от лукавого».
Однако И.А. не собирался так легко отпускать Галю. Он все еще надеялся ее вернуть. Он посылал проклятия в адрес Марги. А Гале слал полные нежности письма.
Но Галя их даже не читала… Все они в нераспечатанных конвертах отправлялись в камин. Галя умела быть решительной, когда этого хотела. А возврат в прошлое был для нее не возможен.
Но время распорядилось по-своему.
Началась Вторая мировая война. Оккупация Парижа немецкими войсками. Не в силах найти другой выход, женщины возвращаются на грасскую виллу Буниных.
Там они прожили до 1942 года. Это было непростое время для всех обитателей « Монастыря муз».
Бунин сходит с ума от ревности. В отчаянии он пишет письмо Федору Степуну, старшему брату Марги и своему давнему другу. В письме – крайне нелестная характеристика Марги. Но Федор спокоен, и пытается обрузумить Бунина:
«…Нарисованный Вами образ Марги продиктован, конечно, болью, гневом, ревностью, отвращением к содомскому греху и тем гиперболизмом, который присущ всякому художнику… Мне очень грустно, что она повернулась к Вам своею не лучшей стороной…Так называемая противоестественная любовь, как таковая, ни с гнусностью, ни с грязью ничего общего не имеет: бывает грязь естественных и бывает чистота противоестественных отношений… Прошу Вас в трезвую минуту подумать и умом и сердцем- не правильнее ли прекратить Вам Вашу борьбу против Марги? Мне кажется ей сейчас бесконечно тяжело жить. Правла,не легче, чем Вам ».
Но Бунин не приклонен. Его дневник пестрит записями о Галине и Марге:
« Разговор с Г. Я ей: «Наша духовная близость кончилась». И ухом не повела…»
«Что вышло из Г.! Какая тупость, какое бездушие, какая бессмысленная жизнь!.. »
« Опять весь день думал и чувствовал- да что же это такое - жизнь. Г. и М. у нас, их злоба к нам, их вечное затворничество у себя!..»
Жизнь в «Монастыре муз» напоминает сумасшедший дом. Леонид Зуров на время покидает Грасс, дабы подлечить нервы.
Бунин остается на едине с тремя женщинами. С Галей и Маргой он старается не общаться, часто пропадает из дома на ночь. Сложно представить, о чем думал семидесятилетний писатель, бродяжничая по ночному побережью.
Именно в эти годы Бунин создает великолепный цикл рассказов о любви «Темнее аллеи». Любовь для него всегда была трагична, но теперь, покинутый любимой женщиной, он и вовсе разуверился в силе этого чувства.

Последние годы.

В 1942 году Галя и Марга, наконец-то, покидают Грасс. Пребывание в «Монастыре муз» для них было не менее томительно, чем для Буниных. Тяжело было чувствовать себя нахлебниками этим гордым женщинам. Особенно тяготилась Марга. Ее сольные концерты почти не приносили дохода, и обеспечивать любимую женщину материально она не могла. Галина карьера тоже была в упадке, ее практически не печатали. Женщины зависели от Бунина. Деньги от Нобелевской премии были растрачены. Вновь наступили тяжелые времена- времена недоедания и отсутствия необходимых вещей. Единственной роскошью в доме было радио.
В 1949 году Марге предложили высокооплачиваемую работу в США. Женщины отправились в Америку. Там они провели ровно 10 лет. Вдали от друзей и близких. На другом материке.
Только любовь спасала этих женщин и согревала их души. Только любовь давала им силы жить и бороться с трудностями.
«Все можно выдержать, только бы она была рядом »- думала каждая из них. И они шли по жизни с гордой поднятой головой.
Эта история имеет почти сказочный финал- и жили они долго и счастливо.
В конце жизни они вернулись в Европу и обосновались в Мюнхене. Это было их последнее пристанище.
Марга скончалась в 1971 году в возрасте 76 лет. Галя пережила возлюбленную на 5 лет.
Покоились они в одной могиле, но в 90-е годы захоронение было уничтожено.
Будем надеяться, что они нашли друг друга и на том свете. Будем надеяться, что история этой великой любви продолжается. Ведь с любимыми не расстаются.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


Имя: Иван Бунин (Ivan Bunin)

Возраст: 83 года

Место рождения: Воронеж, Россия

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: русский писатель и поэт

Семейное положение: был женат на Вере Николаевне Муромцевой

Иван Бунин - биография

Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Он принадлежал к древнему, но обедневшему роду, давшему России Василия Жуковского - незаконного сына помещика Афанасия Бунина. Отец Ивана Бунина, Алексей Николаевич, в молодости воевал в Крыму, потом зажил в своем имении обычной, многократно описанной помещичьей жизнью - охота, радушный прием гостей, выпивка и карты. Его беспечность в итоге привела семью на грань разорения.

Все хозяйственные заботы лежали на плечах матери, Людмилы Александровны Чубаровой - тихой богомольной женщины, пять из девяти детей которой умерли в младенчестве. Смерть любимой сестренки Саши показалась маленькому Ване страшной несправедливостью, и он навсегда перестал верить в доброго Бога, о котором говорили и матушка, и в церкви.

Через три года после рождения Вани семья переехала в дедовское имение Бутырки в Орловской губернии. «Тут, в глубочайшей полевой тишине, - вспоминал позже писатель о начале своей биографии, - и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной». Его детские впечатления отразились в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева», который сам Бунин считал главной своей книгой.

Он отмечал, что рано обрел удивительную чувствительность: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». Родители уделяли сыну мало внимания, и его воспитателем стал брат Юлий, окончивший университет, успевший поучаствовать в революционных кружках чернопередельцев, за что год отсидел в тюрьме и был на три года выслан из Москвы.

В 1881 году Бунин поступил в Елецкую гимназию. Учился он средне, а из шестого класса его выгнали за неуплату - дела семьи стали совсем плохи. Имение в Бутырках было продано, и семья переехала в соседние Озерки, где Ивану и пришлось заканчивать гимназический курс экстерном, под руководством старшего брата. «Не прошло и года, - рассказывал Юлий, - как он так умственно вырос, что я уже мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы». Помимо занятий языками, философией, психологией, общественными и естественными науками Иван благодаря брату, литератору и журналисту, особенно увлекся литературой.

В 16 лет Иван Бунин начал «особенно рьяно писать стихи» и «необыкновенно много исписал бумаги», прежде чем решился послать стихотворение в столичный журнал «Родина». К его удивлению, оно было напечатано. Он навсегда запомнил восторг, с которым шел с почты со свежим номером журнала, поминутно перечитывая свои стихи. Они были посвящены памяти модного поэта Надсона, умершего от чахотки.

Слабые, откровенно подражательные вирши ничем не выделялись среди сотен им подобных. Прошло немало лет, прежде чем в стихах проявился подлинный талант Бунина. Сам он до конца жизни считал себя прежде всего поэтом и очень сердился, когда друзья говорили, что его сочинения изысканны, но старомодны - «теперь так никто не пишет». Он и правда избегал всяких новомодных течений, оставаясь верным традиции XIX века

Ранний, чуть видный рассвет, Сердце шестнадцати лет.
Сада дремотная мгла Липовым светом тепла.
Тих и таинственен дом С крайним заветным окном.
Штора в окне, а за ней Солнце вселенной моей.

Это воспоминание о самой первой юношеской любви к Эмилии Фехнер (прообраз Анхен в «Жизни Арсеньева»), молоденькой гувернантке дочерей жившего по соседству O.K. Туббе, винокура помещика Бахтиярова. На падчерице Туббе, Насте, в 1885 году женился брат писателя Евгений. Эмилией молодой Бунин увлекся настолько, что Туббе счел за благо отправить ее назад, домой.

Вскоре из Озерок, получив на то согласие родителей, отправился во взрослую жизнь и молодой поэт. На прощание мать благословила сына, которого считала «особенным от всех своих детей», родовой иконкой с изображением трапезы Трех Странников у Авраама. Это была, как писал Бунин в одном из своих дневников, «святыня, связующая меня нежной и благоговейной связью с моим родом, с миром, где моя колыбель, мое детство». Из родного дома 18-летний юноша уходил уже почти вполне сложившимся человеком, «с известным жизненным багажом - знанием народа подлинного, а не вымышленного, со знанием мелкопоместного быта, деревенской интеллигенции, с очень тонким чувством природы, почти знатоком русского языка, литературы, с сердцем, открытым для любви».

Любовь он встретил в Орле. 19-летний Бунин обосновался там после долгих скитаний по Крыму и югу России. Устроившись в газету «Орловский вестник», он сдружился с юной дочерью врача Варей Пащенко - она работала в той же газете корректором. На деньги брата Юлия они сняли в Полтаве квартиру, где жили гражданским браком -против венчания был отец Вари. Через три года доктор Пащенко, видя безмерную страсть Бунина, свое разрешение на брак все-таки дал, но письмо отца Варя скрыла. Она предпочла неимущему литератору его обеспеченного друга Арсения Бибикова. «Ах, ну к черту их, - писал Бунин брату, - тут, очевидно, роль сыграли 200 десятин земельки».

С 1895 года Бунин бросил службу и, перебравшись в Москву, целиком отдался литературе, зарабатывая стихами и небольшими рассказами. Его кумиром тех лет был Лев Толстой, и он даже ездил к графу спрашивать совета - как жить. Постепенно он стал вхож в редакции литературных журналов, познакомился с известными писателями, с Чеховым даже подружился и многому научился у него. Его ценили и реалисты-народники, и новаторы-символисты, но ни те, ни другие не считали «своим».

Сам он больше склонялся к реалистам и постоянно посещал «среды» у писателя Телешова, где бывали Горький, Скиталец, Леонид Андреев. Летом - Ялта с Чеховым и Станюковичем и Люстдорф под Одессой с писателями Федоровым и Куприным. «Это начало моей новой жизни было самой темной душевной порой, внутренне самым мертвым временем всей моей молодости, хотя внешне я жил тогда очень разнообразно, общительно, на людях, чтобы не оставаться наедине с самим собой».

В Люстдорфе Бунин неожиданно для всех, даже для себя, женился на 19-летней Анне Цакни. Она была дочерью одесского издателя-грека, владельца газеты «Южное обозрение», с которой Бунин сотрудничал. Поженились они после нескольких дней знакомства. «В конце июня уехал в Люстдорф к Федорову. Куприн, Карташевы, потом Цакни, жившие на даче на 7-й станции. Внезапно сделал вечером предложение», - записал Бунин в дневнике 1898 года.

Его очаровали ее большие черные глаза и загадочное молчание. После свадьбы выяснилось, что Аня весьма говорлива. Вдвоем со своей матерью она нещадно бранила мужа за безденежье и частые отлучки. Меньше чем через год у них с Анной произошел разрыв, через два года этот «водевильный» брак распался. Родившийся у них сын Николай умер от скарлатины в возрасте пяти лет. В отличие от Варвары Пащенко Анна Цакни никаких следов в творчестве Бунина не оставила. Варвару же можно узнать и в Лике из «Жизни Арсеньева», и во многих героинях «Темных аллей».

Первый успех в творческой биографии пришел к Бунину в 1903 году. За сборник стихов «Листопад» он получил Пушкинскую премию, высшую награду Академии наук.

Признали критики и его прозу. Рассказ «Антоновские яблоки» закрепил за писателем звание «певца дворянских гнезд», хотя жизнь русской деревни он изображал отнюдь не благостно и не уступал по части «горькой правды» самому Горькому . В 1906 году на литературном вечере у писателя Зайцева, где Бунин читал свои стихи, он познакомился с Верой Муромцевой, племянницей председателя первой Государственной думы. «Тихая барышня с леонардовскими глазами» сразу приглянулась Бунину. Вот как Вера Николаевна рассказывала об этой их встрече:

«Я остановилась в раздумье: не отправиться ли домой? В дверях появился Бунин. «Как вы сюда попали?» - спросил он. Я рассердилась, но спокойно ответила: «Так же, как и вы». - «Но кто вы?» -«Человек». - «Чем вы занимаетесь?» - «Химией. Учусь на естественном факультете Высших женских курсов». - «Но где же я могу вас увидеть еще?» -«Только у нас дома. Мы принимаем по субботам. В остальные дни я очень занята». Наслушавшись разговоров о распутной жизни людей искусства,

Вера Николаевна откровенно побаивалась писателя. Тем не менее она не смогла устоять перед его настойчивыми ухаживаниями и в том же 1906 году стала «госпожой Буниной», хотя официально зарегистрировать свой брак они смогли лишь в июле 1922 года во Франции.

В свадебное путешествие они надолго уехали на Восток - в Египет, Палестину, Сирию. Добрались в своих скитаниях до самого Цейлона. Маршрутов для путешествий заранее не намечали. Бунин был настолько счастлив с Верой Николаевной, что признавался, что бросит писать: «А мое дело пропало -писать я больше, верно, не буду... Поэт не должен быть счастлив, должен жить один, и чем лучше ему, тем хуже для писания. Чем лучше ты будешь, тем хуже...» - говорил он жене. «Я в таком случае постараюсь быть как можно хуже», - отшучивалась она.

Тем не менее следующее десятилетие стало самым плодотворным в творчестве писателя. Он был удостоен еще одной премии Академии наук и избран ее почетным академиком. «Как раз в час, когда пришла телеграмма с поздравлениями Ивану Алексеевичу в связи с избранием в академики по разряду изящной словесности, - рассказывала Вера Бунина, - у нас обедали Бибиковы. К Арсению у Бунина не осталось дурного чувства, они даже, можно сказать, были приятелями. Бибикова встала из-за стола, была бледна, но спокойна. Через минуту раздельно и сухо сказала: "Поздравляю вас"».

После «резкой заграничной оплеухи», как он называл свои путешествия, Бунин перестал бояться «сгустить краски». Первая мировая война не вызвала у него патриотического подъема. Он видел слабость страны, боялся ее гибели. В 1916 году он написал много стихов, включая и такие:

Вот рожь горит, зерно течет.
Да кто же будет жать, вязать?
Вот дым палит, набат гудет.
Да кто ж решится заливать?
Вот встанет бесноватых рать, и как Мамай, всю Русь пройдет...
Но пусто в мире - кто спасет? Но Бога нет - кому карать?

Вскоре это пророчество исполнилось. После начала революции Бунин с семьей уехал из орловского имения в Москву, откуда с горечью наблюдал за гибелью всего, что было ему дорого. Эти наблюдения отразились в дневнике, опубликованном позже под названием «Окаянные дни». Виновниками революции Бунин считал не только «бесноватых» большевиков, но и прекраснодушную интеллигенцию. «Не народ начал революцию, а вы. Народу было совершенно наплевать на все, чего мы хотели, чем мы были недовольны...

Даже помощь голодающим происходила у нас как-то литературно, только из жажды лишний раз лягнуть правительство, подвести под него лишний подкоп. Страшно сказать, но правда: не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди: как же тогда заседать, протестовать, о чем кричать и писать?»

В мае 1918 года Бунин с женой с трудом выбрались из голодной Москвы в Одессу, где пережили смену множества властей. В январе 1920-го они бежали в Константинополь. В России Бунина уже ничто не держало - родители умерли, брат Юлий был при смерти, былые друзья стали врагами или еще раньше уехали из страны. Покидая родину на перегруженном беженцами пароходе «Спарта», Бунин ощущал себя последним жителем затонувшей Атлантиды.

Осенью 1920-го Бунин прибыл в Париж и сразу же взялся за работу. Впереди были 33 года эмиграции, за которые он создал десять книг прозы. Старый друг Бунина Зайцев писал: «Изгнание даже пошло ему на пользу. Оно обострило чувство России, невозвратности, сгустило и прежде крепкий сок его поэзии».

О явлении нового таланта узнали и европейцы.

В 1921 году на французском вышел сборник рассказов Бунина «Господин из Сан-Франциско». Парижскую прессу заполнили отклики: «настоящий русский талант», «кровоточащий, неровный, но мужественный и правдивый», «один из самых больших русских писателей». От рассказов пришли в восторг Томас Манн и Ромен Роллан, который в 1922 году впервые выдвинул Бунина кандидатом на Нобелевскую премию. Однако тон в культуре того времени задавал авангард, с которым писатель не желал иметь ничего общего.

Мировой знаменитостью он так и не стал, зато эмиграция читала его взахлеб. Да и как было не залиться ностальгической слезой от таких строк: «И через минуту появились перед нами рюмки и фужеры, бутылки с разноцветными водками, розовая семга, смугло-телесный балык, блюао с раскрытыми на ледяных осколках раковинами, оранжевый квадрат честера, черная блестящая глыба паюсной икры, белый и потный от холода ушат с шампанским... Начали с перцовки...»

Былые пиры казались еще изобильнее в сравнении с эмигрантской скудостью. Бунин много печатался, но и его существование было далеко от идиллии. Напоминал о себе возраст, парижская зимняя сырость вызывала приступы ревматизма. Они с женой решили на зиму уезжать на юг и в 1922 году сняли в городке Грасс виллу с пышным названием «Бельведер». Там их гостями были ведущие писатели эмиграции - Мережковский, Гиппиус, Зайцев, Ходасевич с Ниной Берберовой.

Здесь подолгу жили Марк Алданов и бунинский секретарь, писатель Андрей Цвибак (Седых). Бунин охотно помогал из небогатых своих средств нуждающимся землякам. В 1926 году к нему приехала в гости из Парижа молодая писательница Галина Кузнецова. Скоро между ними завязался роман. Тонкая, деликатная, все понимающая Вера Николаевна хотела думать, что любовные переживания необходимы ее «Яну» для нового творческого подъема.

Скоро треугольник в «Бельведере» превратился в четырехугольник - это случилось, когда за Верой Николаевной стал ухаживать поселившийся в бунинском доме литератор Леонид Зуров. Сложные перипетии их отношений стали темой эмигрантских пересудов, попали на страницы мемуаров. Бесконечные ссоры и примирения попортили немало крови всем четверым, а Зурова и вовсе довели до сумасшествия. Однако этот «осенний роман», длившийся целых 15 лет, вдохновил все позднее творчество Бунина, включая роман «Жизнь Арсеньева» и сборник рассказов о любви «Темные аллеи».

Этого не случилось бы, окажись Галина Кузнецова пустоголовой красоткой - она же стала для писателя настоящим помощником. В ее «Грасском дневнике» можно прочесть: «Я счастлива тем, что каждая глава его романа была предварительно как бы пережита нами обоими в долгих беседах». Роман закончился неожиданно - в 1942 году Галина увлеклась оперной певицей Маргой Степун. Бунин не находил себе места, восклицая: «Как она отравила мне жизнь - до сих пор отравляет!»

В разгар романа пришло известие о присуждении Бунину Нобелевской премии. Вся русская эмиграция восприняла ее как свой триумф. В Стокгольме Бунина встречали король с королевой, потомки Альфреда Нобеля, разодетые светские дамы. А он смотрел только на глубокий белый снег, которого не видел со времен отъезда из России, и мечтал пробежаться по нему, как мальчишка... На церемонии он говорил, что впервые в истории премия присуждается изгнаннику, за которым не стоит его страна. Страна устами своих дипломатов настойчиво протестовала против вручения премии «белогвардейцу».

Премия того года составляла 150 тысяч франков, но Бунин очень быстро раздал их просителям. В годы войны он прятал в Грассе, куда не добрались немцы, нескольких литераторов-евреев, которым грозила смерть. О том времени он писал: «Плохо мы живем, очень плохо. Ну, картошку мерзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом... Живем мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой». Несмотря на лишения, Бунин отвергал все предложения немцев перейти к ним на службу. Ненависть к советской власти была временно забыта -как и другие эмигранты, он напряженно следил за событиями на фронте, передвигая флажки на карте Европы, висевшей у него в кабинете.

Осенью 1944-го Франция была освобождена, и Бунин с женой вернулись в Париж. На волне эйфории он посетил советское посольство и сказал там, что гордится победой своей страны. Разнеслась весть, что он пил за здоровье Сталина. Многие русские парижане от него отшатнулись. Зато начались визиты к нему советских писателей, через которых передавались предложения вернуться в СССР. Ему обещали обеспечить царские условия, получше тех, что были у Алексея Толстого. Одному из искусителей писатель ответил: «Мне некуда возвращаться. Нет уже ни мест, ни людей, которых я знал».

Заигрывания советской власти с писателем закончились после выхода в Нью-Йорке его книги «Темные аллеи». В них увидели чуть ли не порнографию. Он жаловался Ирине Одоевцевой: «Я считаю «Темные аллеи» лучшим, что я написал, а они, идиоты, считают, что я ими опозорил свои седины... Не понимают, фарисеи, что это новое слово, новый подход к жизни». Жизнь расставила точки - хулители давно забыты, а «Темные аллеи» остаются одной из самых лирических книг в русской литературе, подлинной энциклопедией любви.

В ноябре 1952-го Бунин написал последнее стихотворение, а в мае следующего года сделал последнюю запись в дневнике: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!» В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин скончался в съемной квартире в Париже в присутствии жены и своего последнего секретаря Алексея Бахраха.

Он работал до последних дней - на столе осталась рукопись книги о Чехове. Все крупные газеты поместили некрологи, и даже в советской «Правде» появилось краткое сообщение: «В Париже скончался эмигрантский писатель Иван Бунин». Его похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, а через семь лет рядом с ним нашла последний приют Вера Николаевна. К тому времени произведения Бунина после 40 лет забвения начали вновь издаваться на родине. Его мечта сбылась - соотечественники смогли увидеть и узнать сбереженную им Россию, давно канувшую в историю.

Писатель, сумевший вывести формулу идеальной женщины, конечно, должен быть истинным ценителем женской красоты. «Черные, кипящие смолой глаза… черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, - понимаешь, длиннее обыкновенного! - маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи» - Иван Бунин, как завзятый Пигмалион, всю жизнь искал Галатею, из которой можно вылепить свой идеал. Он нашел ее уже на склоне лет.

Иван Бунин

Любовь писателя и Галины Кузнецовой, которая была моложе его на тридцать лет, стала настоящим вызовом обществу, тем более что образовался такой пикантный любовный треугольник: муж, его стареющая жена и новая пассия. «Представьте, они так и живут - втроем», - судачили окружающие. Но это был тот случай, когда мнение других меньше всего интересовало влюбленных. Все границы были стерты мощным наплывом чувств. «В нем есть какая-то волшебная сила», - писала Галина о Бунине в своем дневнике, признавая, что этой силе невозможно противостоять.

Женщины гения

«Истинная любовь не выбирает» - так Бунин раз и навсегда определил свое отношение к главной из «человеческих страстей». Ему, писателю и поэту, «певцу любви», требовалась постоянная подпитка чувств, поэтому в каждый новый роман он бросался с головой, словно в омут.

О женщинах Бунина можно писать целые тома. В истории остались самые значимые романы писателя, о которых стало известно благодаря письмам и дневникам. Сам же Бунин не имел привычки хвастаться своими победами на любовном фронте. Между тем его первая продолжительная связь началась, когда Бунину было всего 19 лет. С избранницей Варварой Пащенко он познакомился в газете «Орловский вестник», где работал корреспондентом. Родители девушки категорически воспротивились женитьбе, поэтому влюбленные жили, что называется, «гражданским браком». Однако спустя время Варвара влюбилась в друга Бунина и вышла за него замуж.

Через несколько лет Бунин женится на Анне Цакни. Но брак оказался коротким и несчастливым. Их с Анной единственный сын умер в пятилетнем возрасте. Кроме сына, супругов ничего не связывало, Бунин много раз жаловался на холодность со стороны жены: «Сколько раз я раскрывал ей душу, полную самой хорошей нежности, - ничего не чувствует, какой-то».

Иван Бунин и Вера Муромцева

После расставания с Цакни Бунин встретил ту женщину, с которой ему суждено было прожить до самой смерти. Веру Муромцеву, выросшую в дворянской, профессорской семье, друзья называли «прирожденной женой писателя». Высокая «с лицом камеи» блондинка приглянулась Бунину на одном из литературных вечеров. Они тайно начали встречаться. Повторилась давняя история - родители Веры выступили против ее романа, и девушка согласилась жить с Буниным «гражданским браком», без венчания. «Я придумал, нужно заняться переводами, тогда будет приятно вместе и жить, и путешествовать, - у каждого свое дело, и нам не будет скучно…» - такой Бунин видел их совместную жизнь, и Вера безропотно согласилась оставить родных, учебу, увлечения ради любимого. Следующие годы она занята лишь тем, что следит за домом и всеми силами обеспечивает комфорт и уют своему гению. Несмотря на бытовые трудности и тяжелые условия «кочевой жизни», супруги вполне счастливы. Но это безмятежное счастье, увы, уходит от них в Грассе, небольшом городке на юге Франции, где Бунин встречает свою последнюю страстную любовь - Галину Кузнецову.

Встреча с кумиром

Галина Кузнецова родилась в стародворянской семье, получила классическое образование в Киевской женской гимназии. Она довольно рано вышла замуж за юриста, белого офицера, и вместе с мужем уехала в Константинополь. Позже супруги перебрались в Прагу, а потом - во Францию.

Отношения с мужем не складывались, Галина пеняла ему на «слабость характера». Жили очень бедно. Чтобы как-то отвлечься от грустных мыслей, Галина начала писать стихи и прозу. Ее печатают в литературных журналах, критики дают благосклонные оценки. Галина постепенно входит в литературный круг и заводит новые, полезные знакомства. Одно из таких знакомств оказалось поистине судьбоносным. Филолог, поэт Модест Гофман познакомил начинающую поэтессу с Иваном Буниным. Произошло это в Грассе, на пляже, где Бунин делал традиционный заплыв. Писатель был очарован прекрасной незнакомкой, а она оказалась совершенно не в силах сопротивляться его магнетизму. «Вы мой кумир», - призналась Галина в тот вечер. Вернувшись из Грасса, она тотчас объявила мужу, что уходит от него. После бурного скандала, во время которого муж плакал и клялся убить соперника, Галина стала свободной женщиной. С этого момента начинается ее длинный и страстный роман с великим писателем.

Галина Кузнецова

Под одной крышей

Почти год влюбленные встречались в маленькой съемной квартирке в Париже. Бунин разрывался между Парижем и Грассом, женой и новой возлюбленной. Конечно, Вера догадывалась о страсти мужа. Знакомая поэтесса рассказывала, что Вера «сходила с ума и жаловалась всем знакомым на измену Ивана Алексеевича». У супругов даже состоялось бурное выяснение отношений, после которого Бунин уехал в Париж. Но разводиться с женой писатель не собирался, он не хотел лишаться налаженного быта, да и за годы жизни жена стала ему родным человеком. «Любить Веру? Как это? Это все равно что любить свою руку или ногу...» - однажды с удивлением сказал Бунин. В свою очередь Вера не могла уйти от своего обожаемого гения. «Я его люблю. И ничего не могу с этим поделать», - отвечала она на расспросы знакомых.

Галина тоже страдала, ожидая очередного свидания с любимым, не зная, придет он в этот раз или нет. Кончилось все тем, что Бунин поставил жену перед фактом: Галина будет жить с ними в качестве секретаря, ученицы и приемной дочери. Вере ничего не оставалось, кроме как согласиться и закрыть глаза на отношения «учителя» и «ученицы».

Виктор Борисов-Мусатов "Прогулка при закате"

«Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе...» - писала Вера в своем дневнике. Настолько жертвенной была ее любовь, что она согласилась терпеть рядом присутствие пассии мужа. Галине тоже приходилось несладко, но она пыталась поддерживать хрупкое равновесие в доме, надеясь на то, что со временем Бунин все же сделает выбор в ее пользу. Эта не совсем типичная история отношений затянулась на пятнадцать лет. Что творилось на душе у всех участников «любовного треугольника» все эти годы, остается только догадываться. В своих дневниках все трое делают осторожные записи, ни одного лишнего слова. Впрочем, иногда, нет-нет да и промелькнут какие-то странные подробности «совместной жизни». Например, Вера в записях жаловалась на бедность, говорила о том, что у нее всего две и она часто ходит «в Галиных вещах». У Галины же в «Грасском дневнике» периодически прорывается сдерживаемое недовольство: «приходится считаться с характером И.А., а она за все двадцать лет жизни рядом не может примириться с ним», - пишет она про Веру.

Запутанные связи

Со временем «треугольник» превратился в «квадрат». На вилле поселился литератор Леонид Зуров, которого Вера принялась усиленно опекать. Опека вылилась в преданную влюбленность Зурова в Веру, о чем Бунин, само собой, знал. Обстановка в доме накалилась до предела. «Я не знаю, как держаться, чтоб были хорошие отношения в доме», - пишет Галина в своем дневнике.

Если первое время Галина словно была заколдована Буниным, то напряженные годы в «любовном треугольнике» помогают ей сбросить эти чары. Она наконец осмеливается признаться самой себе в том, что Бунин никогда не уйдет от жены. С этого момента она начала думать о будущем: «Нельзя же, правда, жить так без самостоятельности, как бы в "полудетях"». Жить на положении то ли секретаря, то ли ученицы, ловить на себе косые взгляды, преданно смотреть в глаза гению, отказываясь от собственных амбиций, - нет, не об этом она мечтала! В отличие от Веры Галина более решительна. К тому же она поняла, что ей больше не нравится вести затворническую жизнь, на которой настаивал Бунин. Такой образ жизни подпитывал писателя, но полностью лишал сил саму Галину. А тут еще подоспела Нобелевская премия, получать которую Бунин отправился вместе с обеими «женами».

Наверное, именно в тот момент Галина осознала, как грустно оставаться в тени великого писателя. Сколько сил ушло на перепечатку рукописей, литературные дискуссии, а в итоге, она даже не может претендовать на роль музы гения. Ведь «официальной музой» всегда будет Вера как жена писателя. После вручения премии, на пути из Швеции во Францию, чета Буниных вместе с Галиной останавливается погостить у писателя Федора Степуна. Там Галина заболела, и Бунины уехали домой, оставив молодую женщину на попечение писателя. Вдали от Бунина Галина окончательно освободилась от своей страсти к нему. Более того, в ее жизни наступает новый период. Она неожиданно влюбилась в сестру Степуна, оперную певицу Маргариту Степун. Когда она возвращается в Грасс, следует за ней.

чемоданы . Вместе с Маргаритой она уезжает в Германию. «Галя наконец уехала. В доме стало пустыннее, но легче», - с облегчением запишет Вера в дневнике.

Бунин, с одной стороны, очень переживал разрыв с Галиной. С другой - быстро смирился с потерей, как всегда, переключившись на творчество. После расставания со своим «последним романтическим призом» он написал знаменитый цикл рассказов «Темные аллеи». «Знаете, на свете так мало счастливых встреч», - скажет он в одном из рассказов. Зато, кажется, есть счастливые расставания. Во всяком случае, Вера до конца жизни была рядом с любимым мужем и больше его ни с кем не делила. Галина же нашла свое счастье с Маргой.

«До конца жизни своей Степун ее держала в лапках... они поступили на службу и жили довольно прилично... все было хорошо», - писала близкая подруга семьи. Любовь-зависимость осталась в прошлом. А Галина все же вошла в историю как муза великого писателя. По мотивам ее «Грасского дневника» сняли известный фильм «Дневник его жены», благодаря которому имя Галины Кузнецовой навсегда осталось связанным с именем Ивана Бунина.

Фото: East News, Legion-Media.ru, ИТАР-ТАСС