Великая любовь чингисхана. Чингисхан и Есуй: великие истории любви

Чингисхан родился в 1155 году, в час победы монголов над татарскими племенами.

Его отец, знатный вождь большого племени, Есугай-баатур, посчитал рождение сына предзнаменованием и нарёк ребёнка Темучином (Тэмуджином), что означало «кузнец».

В 1164 году Есугай-баатур женил сына, когда тому едва исполнилось девять лет. Девушка происходила из менее знатной семьи, однако была родом из Унгиратского племени, которое издавна славилось особой красотой девочек. Борте была старше своего малолетнего жениха на три года, хорошо воспитана и красива. Она стала первой супругой маленького Темучина и оставалась преданной ему до конца своей жизни. Они прожили больше сорока лет.

В 1206 году Темучин стал великим ханом монгольской империи, присвоив себе имя Чингисхана

.

По давним традициям, монголы могли иметь несколько жён, однако хан не желал приводить в дом других женщин. Он любил Борте, но она уже была стара и больше не могла производить на свет наследников. Поэтому близкое окружение хана стало упрашивать его привести в дом вторую супругу, а мудрая Борте не стала противиться и во всём подчинилась любимому мужу. Тот привозил из военных походов молодых девушек, делал их наложницами, и спустя несколько лет у владыкибыло уже около двух тысяч женщин , некоторых из которых, он, впрочем, даже ни разу не увидел.

Однажды прославленный монгол задумал выгнать со своих земель татар. Истребляя и прогоняя их с родных степей, Чингисхан увидел молодую татарку Есуган. Она была так красива, что великий повелитель приказал своим воинам привести её в гарем, сделав наложницей, и решил жениться на девушке. Когда Чингисхан пришёл к ней и сообщил о своём намерении, Есуган, опустив голову, заплакала. Удивлённый хан немедленно потребовал от наложницы ответа, и та рассказала историю о старшей сестре, Есуй, которую очень любила и не хотела, чтобы та погибла от рук разъярённых и ожесточённых монголов. Чингисхан велел отыскать Есуй, желая посмотреть на девушку.

Когда же воины нашли её и привели в покои к великому хану, тот, ослеплённый красотой молодой женщины, тотчас же приказал готовиться к свадьбе. Есуган, обняв сестру, уступила ей своё место, а спустя несколько дней красавица Есуй стала женой монгольского хана.

Однако такой любви, какую ждал от новой ханши великий владыка, не последовало. Есуй была молчалива, грустна и часами сидела возле юрты, вглядываясь куда-то вдаль.

Не раз пытался разгадать тайную печаль девушки хан, однако она так и не раскрыла своё сердце. И лишь однажды младшая сестра рассказала её тайну: Есуй была давно влюблена в молодого татарина, которому хотела стать любимой и верной женой. Девушка страдала, плакала по ночам и ждала своего возлюбленного, веря, что тот когда-нибудь придёт за ней.

Разгневанный Чингисхан, узнав обо всём, велел двум своим воинам не спускать глаз с молодой супруги и охранять её даже по ночам.

Однажды после очередного военного похода уставший хан отдыхал со своими жёнами возле юрты. Есуй сидела рядом и вдруг неожиданно вздрогнула. Хитрый монгольский повелитель заподозрил неладное и приказал приближённым и воинам разделиться на группы и встать вместе со своими семьями. И когда несколько сотен людей встало так, как приказал их повелитель, тот заметил в стороне молодого юношу, который оказался чужаком.

Тот повернулся к великому владыке и назвал себя женихом красавицы Есуй. Разгневанный хан, удивившись храбрости смелого татарина, велел слугам отрубить юноше голову. Молодая ханша побледнела и упала без чувств. Несколько дней провела она, не выходя из ханской юрты, горько оплакивая возлюбленного. Борте, недолюбливая молодых жён, оставалась равнодушной, и лишь Есуган утешала старшую сестру и не отходила от неё, опасаясь, что Есуй от горя покончит с собой.

Чингисхан тем временем собирался в новый поход. Как и всегда, он брал с собой любимых жён, и в этот раз за ним последовали ханши Борте и Есуй. Пытаясь сгладить вину перед молодой супругой, хан каждую ночь приходил к ней в юрту, но уходил с чувством досады и горечи. Есуй была холодна и молчалива, хотя и покорялась любой прихоти мужа. Наконец, отчаявшись сломить девушку, монгольский владыка стал приводить к себе новых жён, и за несколько лет их стало уже двадцать шесть. Увеличивался и ханский гарем, в котором Чингисхан проводил всё своё время, свободное от военных походов.

Любимые жёны всегда следовали за ханом...

Законные жёны нередко жаловались на то, что с ними их повелитель проводит слишком мало времени и у жён больше не рождаются наследники (у Чингисхана было лишь два сына — от Борте и Хулан). Одна Есуй оставалась, как всегда, молчалива, и никогда не жаловалась на свою жизнь.

Прошло несколько лет, и однажды печальная Есуй спросила постаревшего и седого хана о том, кто будет править его народом после его смерти. Чингисхан впервые задумался и осознал, что и он, великий повелитель монголов, смертен. Не смыкая глаз, провёл он несколько бессонных ночей,думая о конце и мечтая обрести бессмертие. Так, давно зная о китайских монахах, которые надолго продлевают себе жизнь, хан велел отыскать и привести к нему даосского монаха Цю Чуцзи. Тот, прибыв к Чингисхану в середине мая 1222 года, поведал ему об учении даосизма. «Нет средства для бессмертия, можно лишь продлить свою жизнь», — отвечал мудрый монах.

Жены Чингисхана: Хулан, Есуй, Есуган.

Однако, растратив свои силы в военных походах, а здоровье — в чрезмерной любви к чувственным увлечениям, хан осознавал, что доживает последние свои годы.Наследником он назначил сына своей старшей жены Борте — храброго и смелого Угэдэя.

Великий основатель монгольской империи Чингисхан умер в 1227 году в возрасте семидесяти двух лет возле реки Хуанхэ. Место его захоронения до сих пор неизвестно. Считают, что преданные воины убивали любого, кто становился свидетелем траурной процессии. Они истребляли даже животных и птиц, чтобы никто, даже звери, не смогли увидеть, где находится гробница монгольского владыки.

Все его рабы и слуги, золото, драгоценности и трофеи были зарыты в могиле вместе с телом Чингисхана. Историки не раз пытались начать экспедиции по раскопкам могилы завоевателя, однако местные жители до сих пор протестуют, считая, что никто не должен узнать страшную тайну великого монгола. По легенде, если могила будет найдена, на народ, который проживает в тех землях, падёт страшное проклятие.

Могила Чингисхана не найдена до сих пор...


Сходили недавно на новую постановку "Ромео и Джульетта" в Бурдраме. Талантливые ребята. Отличная постановка. костюмы, декорации супер. Сразу наводят на ассоциации с работами Даши Намдакова и Зорикто Доржиева. В общем, можно вывозить хоть в Москву, хоть за бугор. Все это хорошо.

Но после спектакля я задумался, неужели в нашей Истории нет примеров Великой Любви, которые не стыдно было бы вынести на российскую и мировую сцену?

Мне сразу же пришел пример любви Тэмуджина и Борте. Великие без всякого сомнения люди, реальные причем в отличие от героев Шекспира. Хранящие верность традициям предков (в отличие от Ромео и Джульетты, которые ради любви пошли наперекор родне), что очень немаловажно в нынешние особенно времена. И совершающие подвиг, известный по сути всем в мире.

В тот же вечер примерно продумал основную канву спектакля (пьесы).

Часть 1

Маленький мальчик слушает историю своего приемного отца. Тот рассказывает, как в молодости он любил прекрасную девушку, но потерял её. Точнее, её отняли, когда они ехали по степи в родной улус. Он позорно бежал, спас свою жизнь, но мучается теперь всю свою жизнь. Девушку звали Оэлун, его - Чиледу, а мальчика - Чильгир.

Оэлун с сыном Тэмуджином. Он вырос и женится на девушке, которую ему сосватал когда-то его отец, Есугей. Оэлун дает ему напутствие перед женитьбой. чтобы он берег её лучше, чем это сделал её первый нареченный.

Свадьба, все веселятся. Борте и Тэмуджин видевшие друг друга лишь в далеком детстве, влюбляются друг в друга. мечтают о счастливом будущем, детях, мире в семье.

Слухи о свадьбе Тэмуджина и Борте, их семейном счастье разносятся по всей степи. но не все этому рады. Враги семьи Есугея готовят нападение на их семью.

Нападение на курень, паника, все бегут, спасаются как могут. Борте и Оэлун кричат Тэмуджину, чтобы он убегал, думая, что хотят убить именно его. Тэмуджин убегает.

Утро. Все возвращаются домой. Все целы, кроме Борте. Её похитили. Тэмуджин понимает, какую ошибку он совершил и принимает решение спасти жену. Его пытаются отговорить, говорят про песчинку в степи и т.д..

Он обращается к крутым родственникам (Алтану, Хучару и Даритай-Отчигину). Но те насмехаются над ним, говорят, чтобы он нашел себе другую невесту, дескать, женщин полно, а жизнь одна. Но он настойчив, просит хотя бы немного воинов. Тогда Алтан делает ему предложение: собери сколько сможешь воинов сам, а родственники дадут ему столько же.

С этим предложением он уходит, а они остаются пировать и смеются над ним.

Тэмуджин выходит к людям и говорит, что ему нечего терять. Он пойдет до конца. Всех, кто ему поможет в трудную минуту, он не забудет никогда. Тэмуджин говорит о несправедливости, о том, что нужно покончить с грабежами, бандитизмом, войнами, которые разоряют простых людей, в которых страдают все люди.

Он бросает клич: кто пойдет за мной? выходит один мужчина: "Меня зовут Боорчу! Я пойду с тобой!". за ним второй - "Меня зовут Мухали! Я пойду с тобой!" - третий - Джэбэ.

Быстро набирается целая дружина. Но нет оружия. Тут на сцену выходит местный кузнец, Джарчиудай, высыпает груду мечей и говорит: "Возьми на такое правое дело еще моих сыновей Джэлмэ и Субэдэя!"

Часть 2

Улус меркитов. нападавшие делят добычу. с хохотом вырывают из рук в руки Борте. Смеются, что она молодая жена того самого Тэмуджина, сына Есугея, который украл невесту у Чиледу. Предлагают её Чильгиру ставшему уже взрослым воином, её сначала в шутку. Но он отбирает её у воинов и уводит к себе.

Дома у Чильгира и Чиледу. Борте плачет, говорит, что пусть они лучше убьют её, чем опозорят. Чиледу и Чильгир клянутся, что волос не упадет с её головы. Чиледу рассказывает ей о своей любви к Оэлун, которую он пронес через всю свою жизнь. Тем временем Чильгир влюбляется в Борте, но не показывает виду.

Войско Тэмуджина нападает на кочевье меркитов. Паника, монголы рубят мужчин, Тэмуджин везде ищет Борте. наконец, она выбегает к нему. Они обнимаются, плачут от счастья.

Воины подводят захваченных в плен мужчин-меркитов. среди них Чиледу и Чильгир. Тэмуджину предлагают решить самому их судьбу. Борте настойчиво просит его отпустить их, рассказывает об их отношении к ней. Тэмуджин выслушивает из её уст историю трагической любви Чиледу к матери Тэмуджина прекрасной Оэлун. Он приказывает дать им лошадей, все их добро и отпустить на свободу.

В стане монголов ликование, родственники произносят льстивые похвальбы в честь Тэмуджина. слышатся крики "Тэмуджин наш Хан! С ним мы завоюем весь мир!".

Уходящие Чиледу и Чильгир останавливаются,вслушиваются в крики. Чиледу говорит:

"Он-то точно будет Великим Ханом! Ради своей любимой девушки начать целую войну!!! А ведь он мог быть моим сыном!".

Чильгир спрашивает его: "А как же я, Отец? Ведь Тэмуджин - сын Есугея!". Чиледу отвечает: "Такова Судьба, сын мой. У каждого своя Дорога Жизни. У него своя, у нас - своя". Чильгир оборачивается назад и говорит "Прощай, Борте!". Они уходят.

Это, конечно, наметки, грубые причем. Замысел.

Основные сюжетные линии:
Тэмуджин - Борте.
Чиледу - Оэлун.
Чильгир - Борте.

PS от АРД: Чингис-хаан никогда не имел сомнений, что первый сын Джучи - его родной. Хотя многие сомневались, не прижила ли Борте в меркитском плену ребенка?

PPS от АРД : Нашли интересную зарисовку про Борте и сыновей Чингис-хаана...

В год победы монголов над татарскими племенами в семье знатного вождя большого племени Есугай-баатур родился будущий великий хан монгольской империи Чингисхан.

Отец посчитал рождение сына предзнаменованием и дал ему имя Темучин (Темуджин), что означало «кузнец». Когда ребёнку исполнилось 9 лет, в 1164 году, отец женил его на девушке из знатной семьи родом из Унгиратского племени, которое славилось особой красотой девочек. Девушка была красива, умна, хорошо воспитана, старше жениха на три года и была ему верна до конца своей жизни. В мире и согласии они прожили более 40 лет. В 1206 Темучин присвоил себе имя Чингисхана и стал великим ханом монгольской империи.

Чингисхан любил свою жену Борте и не хотел приводить в дом других женщин, хотя по монгольским традициям он имел право иметь несколько жён. С годами Борте постарела и не могла иметь детей. Мудрая Борте не стала противиться любимому мужу, когда он по просьбе своего окружения, привёл в дом вторую жену. Позже у Чингисхана было около двух тысяч наложниц, которых он привозил из военных походов. Некоторых наложниц он даже не видел. Однажды прославленный монгол, истребляя и прогоняя татар с родных степей, увидел красивую молодую татарку, которая ему понравилась, и он решил на ней жениться. Девушка, услышав его намерения, опустила голову и заплакала. Хан был удивлён, раздражён и хотел узнать причину её слёз. Есуган – так звали девушку, рассказала о своей старшей сестре Есуй, которую очень любила и боялась, чтобы она не погибла от рук ожесточенных и разъяренных монголов. Чингисхан захотел посмотреть на девушку и приказал своим воинам найти и привести её к нему.

Увидев девушку, Чингисхан был ослеплён её красотой и приказал немедленно готовиться к свадьбе. Через несколько дней красавица Есуй стала женой Чингисхана. Он ждал от неё пылкой любви, новых ощущений, но напрасно. Есуй была замкнута, грустна, часами сидела около юрты и смотрела куда-то вдаль. Много раз хан пытался разгадать тайную печаль своей жены и не смог. Однажды от сестры своей жены, он узнал, что Есуй была влюблена в молодого татарина, которому обещала быть верной женой, по которому плакала по ночам и ждала, что он когда-нибудь за ней придёт. Разъярённый Чингисхан приказал охранять молодую жену и не спускать с неё глаз даже ночью.

Однажды уставший хан, отдыхая у юрты со своими жёнами, заметил, как неожиданно вздрогнула Есуй. Чингисхан тут же приказал своим воинам встать со своими семьями. И когда было выполнено приказание повелителя, все увидели чужого молодого юношу. Тот вёл себя отважно, не боясь гнева хана, заявил, что он жених Есуй. Удивившись смелости юноши, разгневанный хан приказал своим воинам отрубить ему голову. Есуй потеряла сознание и несколько дней не выходила из юрты, оплакивая своего любимого, и только младшая сестра Есуган была рядом с ней, утешала, боясь за её жизнь. Старшая жена хана Борте не любила молодых жён хана и оставалась равнодушной к её горю.

Собираясь в новый военный поход, Чингисхан взял с собой Борте и Есуй. Он чувствовал вину перед Есуй и пытался своим вниманием, частым посещением её юрты, сгладить свою вину. Есуй выполняла все прихоти мужа, но была холодна и молчалива. С горя и досады, отчаявшись покорить девушку, Чингисхан увеличил свой гарем, в котором стал проводить всё свободное от походов время. И его двадцать шесть законных жён, оставшиеся без внимания хана, жаловались, что у них не рождаются наследники (у Чингисхана было двое сыновей – от Борте и Хулан). И только одна Есуй ни на что не жаловалась.

За несколько лет до смерти Чингисхана, всегда печальная и молчаливая Есуй спросила о том, кто же будет править народом после его смерти. Хан встревожился и впервые, осознавая что он смертен, провёл несколько бессонных ночей. Мечтая обрести бессмертие, вспомнил о китайских монахах, которые умеют продлевать себе жизнь, велел отыскать их и привезти к нему. Даосский мудрый монах Цю Чуцзи, прибывший в мае 1222 года, рассказал хану об учении даосизма. «Нет средства бессмертия, можно лишь продлить свою жиХулань». Чингисхан сознавал, что доживает последние годы. Его здоровье и силы были подорваны чрезмерными чувственными увлечениями и частыми военными походами. Храброго и смелого Угедея, сына старшей жены Борте, Чингисхан назначил своим наследником.

В 1227 году в возрасте семидесяти двух лет около реки Хуанхе умер великий основатель монгольской империи Чингисхан. Говорят, что преданные воины хана убивали всех, даже птиц и зверей, кто был свидетелем похоронной процессии. Все приближенные хана, его драгоценности, золото, военные трофеи были похоронены вместе с ним. Никому неизвестно местонахождение гробницы великого хана. Много раз историки пытались организовать экспедиции по раскопкам могилы Чингисхана, но безуспешно. Жители тех мест протестуют и считают, что никто не должен знать тайну великого монгола и если могила хана будет найдена, то на них падёт страшное проклятие.

У Чингисхана были четыре старших жены: Борте, Кулан, Есуй и Есурген, и по числу их четыре главные ставки (орду). Но кроме них у него было еще много жен, в том числе дочь Цзиньского государя, и наложниц. Чингис, отдыхая, любил видеть красивые женские лица, потому при нем всегда находились еще девицы для разных услуг; даже отправляясь в поход, Чингисхан брал с собой своих жен, кроме того, его всегда сопровождал оркестр, «состоящий из 17 или 18 красавиц, весьма искусных в игре», - как повествует китайский генерал Мэнхун. Тот же писатель рассказывает следующее о Чингисе: «Когда наш посланник, отправленный на Север, представился их царю, то по окончании церемонии встречи ему велено было сесть пить вино вместе с его женой, царевной Лаймань, и восемью наложницами, которых величали дамами; при всяком угощении и после они также присутствовали. Эти наложницы - ослепительной белизны и красивой наружности; четыре из них суть княгини цзиньские, а четыре другие были женами татар; они весьма красивы и пользуются чрезмерной любовью».

Несмотря на это свидетельство, вряд ли можно думать, будто Чингисхан относился с «чрезмерной любовью» к своим наложницам, женщинам вообще. То, что он дожил до преклонных лет и до конца сохранил бодрость духа и тела, незадолго до смерти мог еще принимать участие в охоте, показывает, что он никогда не предавался излишествам разврата. Трудно сказать, любил ли когда-нибудь Чингис настоящей любовью какую-нибудь женщину. Только монгольские предания говорят нам о том, что Чингис был сильно увлечен прославленной красавицей Кулан из рода Меркит. Рассказывают, между прочим, такой случай: представить Чингису девицу Кулан было поручено Наю, находившемуся у него на службе. Ная, опасаясь неприятностей, три дня продержал Кулан у себя и потом уже представил ее Чингису. Узнав о происшедшем, Чингис с гневом сказал: «Строго допросив его, казнить». Когда его пытали, Кулан сказала: «Ная говорил нам, что он вельможа ханский. Так как на пути были возмутившиеся ратники, то он и оставил нас у себя. Если бы мы не встретили Наю и он не оставил нас у себя, то не знаю, что сделалось бы с нами. Не пытай его; а если будет твоя ханская милость ко мне, лучше освидетельствуй мою невинность». Ная говорил также: «Я искренне служу своему господину и считаю своим долгом представить ему добытых в чужих землях прекрасных дев и добытых коней; если есть у меня другие какие-либо мысли, то пусть умру». Чингис сказал: «Кулан говорит дело». В тот же день, освидетельствовав Кулан, он удовлетворился, что она действительно не обесчещена. Зато Чингис еще более полюбил ее; Наю же отпустил, сказав: «Это человек не притворный; после можно поручить ему важные дела».

Ревниво относясь к тому, что считал своею собственностью, Чингис, конечно, так же относился и к другим своим женам и наложницам. Так, сидел раз Чингис с двумя женами Есуй и Есуген, татарками по происхождению, и пил вино. Заметив, что у Есуй вырвался вздох, Чингис тотчас же почувствовал ревнивое подозрение. Действительно, невдалеке от ставки был обнаружен какой-то молодой человек, не принадлежавший ни к какому поколению рода Чингису. На вопрос хана, кто он, человек тот ответил: «Я жених Есуй, когда ее схватили, я бежал. Теперь же, когда дело порешено, я вышел, надеясь, что в большой толпе народа меня не узнают». Чингис тогда понял, что перед ним один из татар, и отрубил ему голову со словами: «Ты потомок моих врагов и пришел сюда подсматривать; я умертвил их всех, так и о тебе нечего раздумывать».

Все-таки Чингис, когда это было надо, умел справиться со своей ревностью. Например, когда его жену, Борте, похитили меркиты, то отдали ее в жены силачу Чильгеру. Отбив у меркитов Борте, Чингис по-прежнему продолжал относиться к ней с любовью и уважением и считал ее своей старшей женой; только рожденным от нее детям были предоставлены права и звания царевичей.

Чингис иногда отдавал своих жен или наложниц своим отличившимся полководцам. Так, он отдал Джурчидею свою супругу Ибагу, дочь Джа-ган-бо, брата Ванхана кереитского. Чингис однажды увидел страшный сон; при нем тогда была его жена Ибагу, а в гвардейском карауле стоял Джурчидей. Чингис пожаловал тогда ему свою супругу в жены. Ибагу же Чингис сказал следующее: «Я не то что не возлюбил тебя за дурной нрав или недостаток красоты, и не говорил, что ты телом нечиста, когда наметил тебя в число супруг своих. Я дарю тебя Джурчидею за то, что он оказал доблестные заслуги, в битвах рисковал жизнью и умел собрать отделившиеся народы... Отец твой, Джа-ган-бо, отдал за тобой повара Ашик-темура, с двумя сотнями человек, теперь уходя от меня, оставь мне на память Ашик-темура с сотней человек».

Любимым удовольствием Чингиса была охота, любил он также хороших коней и вино, разделяя в этом отношении вполне пристрастия своего народа, но проявляя обычную свою сдержанность и знание меры. Преследуя пьянство в своих войсках, Чингис все-таки не шел на то, чтобы запретить совершенно употребление вина: «Если нет уже средства от питья, - сказал он, - то должно в месяц напиваться три раза: если перейдет за три, плохо, если в месяц два раза напиваться, это лучше, а если один - еще похвальнее, а если не пьет, то что может быть лучше того, но где найдут такого человека, который бы не напивался?»

Однажды Чингис спросил своего друга и сподвижника Богурчи-нояна, в чем он видит высшее наслаждение человека. Богурчи ответил, что высшим удовольствием он считает охоту, когда можно ехать весною верхом на хорошем коне, держа на руке ловчего сокола. «Нет, - сказал тогда Чингисхан, - высшая радость человека заключается в том, чтобы победить своих врагов, гнать их перед собою, отняв у них то, чем они владели, видеть лиц, которые им были дороги, в слезах, ездить на их конях, сжимать в своих объятиях их дочерей и жен».

Это знаменательные слова. Они показывают, что больше всего в жизни привлекало Чингиса, характеризуют, до некоторой степени, его личность. Чингисхана больше всего удовлетворяли результаты, плоды победы; его манят не удалые забавы, «потехи богатырские», не слава, даже не власть, а обладание плодами победы над врагами, когда удовлетворяется жажда мести и обретаются новые блага жизни. Чингисхан является перед нами воплощенным идеалом степного воителя, с его хищническими и практическими инстинктами. Чингис только своей страшной силой воли умел сдерживать эти инстинкты, управлять ими для того, чтобы иметь возможность добиться высших результатов. Сила воли, выдержка, способность избегать односторонних увлечений были основными чертами личности Чингиса. Он хотел всему знать место и время и требовал того же от своих сподвижников и подчиненных. Недаром монгольское предание приписывает Чингису такие слова: «В обыденной жизни ведите себя, подобно телятам двугодовалым, во время пиров и забав будьте, как малые жеребята, а в бою с врагами нападайте, налетайте, как соколы... В ясный день будьте бдительны, как матерый волк; в темную ночь осторожны, как черный ворон». Сам Чингис умел ждать и ждать.

Подчиняя всех и вся своей воле, монгольский император умел сдерживать гнев, и делал это по большей части под влиянием рассудочных соображений. Так, например, Чингисхан хотел однажды погубить своего дядю Дааритая, за то, что он поддерживал Ванхана кереитского и не примкнул к своему племяннику. Тогда Богурчи сказал Чингису: «Губить своих родных - то же, что гасить свой огонь; у тебя, в память об отце твоем, только и остался этот дядя, неужели ты решишься погубить его?» Чингис был тронут, согласился с мнением своего друга-сподвижника и простил дядю.

Характерна в этом отношении встреча Чингисхана с одним мусульманином, казием Вахид-ад-дином Бушенджи. Чингис неоднократно беседовал с ним, расспрашивая об исламе. Однажды монгольский император заметил казию, что его, Чингисхана, имя будет прославлено во всем свете, потому что он отомстил хорезмшаху Мухаммеду, который не был настоящим монархом, а был разбойником, так как перебил его посланцев; государь не может убивать посла. Вскоре после этого Чингис спросил казия, что он думает: будет ли прославлено его имя в потомстве или нет? Вахид-ад-дин Бушенджи наклонил голову и сказал, что ответит, если хан обещает ему жизнь. Получив уверения со стороны Чингиса в своей безопасности, казий заявил хану, что некому будет рассказывать о славном имени монгольского императора, потому что его слуги избивают всех и вся. Когда он окончил свою речь, Чингисхан бросил на землю лук и стрелы, которые держал в руках, и в сильном возбуждении отвернулся от своего собеседника. Видя гнев грозного завоевателя, казий считал себя уже погибшим и думал, что ему тотчас же придется оставить этот мир. Но Чингисхан через минуту обратился лицом к казию и сказал ему, что привык считать его за человека рассудительного, но что после этих слов для него стало очевидным, что казий не обладает полным знанием. На свете много царей и царств; но если разбойник Мухаммед убежит, куда бы то ни было, то те места подвергнутся разгрому. О нем же, о Чингисхане, сохранят память другие народы, другие цари, государи иных стран.

Много случаев можно привести еще, по сообщениям достоверных источников, о том, как Чингисхан умел укрощать свой гнев; он находил даже возможным не карать иной раз особенно строго нарушения военной дисциплины, которую вообще вводил в своих войсках с неумолимой суровостью. Так, например, во время похода на запад Чингисхан отправил три корпуса под командой Джебе, Субеедея и Тогучара преследовать хорезмшаха Мухаммеда, приказав им не трогать владений гератского наместника Мелик-хан Амин-аль-мулька. Джебе и Субеедей исполнили это приказание, но Тогучар-багатур произвел опустошения в указанных землях. Чингисхан, получив сведения, Джебе и Субеедея наградил за храбрость, а Тогучара за нарушение его приказа хотел казнить, но не казнил, а только выговорил ему, наказал его и отставил от начальства над войском.

Чингисхана привыкли представлять себе жестоким и коварным, грозным деспотом, совершающим свой кровавый путь по горам трупов избитых им мирных жителей, по развалинам цветущих когда-то городов. И действительно, разные источники сообщают нам о кровавых деяниях монгольского завоевателя, о массовых избиениях врагов, о том, как он в ранней юности убил своего сводного брата Бектера.

Читающему обо всем этом и знающему в то же время совсем другие стороны характера Чингиса, может показаться, что душевная жизнь монгольского завоевателя была сложной, что это была странная двойственная натура, совмещавшая в себе кровожадного тирана и былинного богатыря, варварского разрушителя и гениального созидателя, строителя. Но так ли это было в действительности?

Внимательное, научное изучение источников приводит современного беспристрастного исследователя к убеждению, что Чингис ни в то время, когда был еще Темучином, ни после, когда стал Чингисханом Монгольским, никогда не отличался ни кровожадной жестокостью, ни страстью к безудержному разрушению. Как бы ни были гениальны его способности, Чингис был сыном своего времени, сыном своего народа, поэтому его и надо рассматривать действующим в обстановке своего века и своей среды, а не переносить в другие века и другие места земного шара. Тогда легко будет убедиться, что Чингисхан, даже во время своих больших войн и походов, никогда не обнаруживал какой-то особой жестокости и кровожадности, которая бы превосходила то, что совершалось предводителями войск других народов той эпохи. Чингисхан, как и другие великие завоеватели всех племен и народов, мог спокойно уничтожить свой или неприятельский отряд, мог, если считал это выгодным и полезным для своих целей, даже перебить население какого-нибудь города, но зато он никогда не прибегал к бесполезным зверствам, никогда не проявлял варварской жестокости по отношению к пленным врагам, чтобы утолить жажду мести. А между тем его же современники, даже представители гораздо более культурных народов, не только предавали на своих глазах, как, например, Джелаль-ад-дин, мучительной смерти взятых ими в плен врагов, но и находили восторженных восхвалителей своих варварских поступков. Чингисхан никогда и помыслить бы не мог приказать устраивать башни из 2000 живых людей, которых клали друг на друга и засыпали затем глиной и кусками кирпича, какие сооружались по приказанию другого азиатского завоевателя Тимура (Тамерлана).

И в личной жизни Чингиса нельзя указать случая, который бы обнаруживал особую жестокость монгольского кагана. Все источники, наоборот, приводят нам гораздо больше свидетельств великодушия Чингиса, и в особенности его выдержки. Даже убийство брата Бектера и другие убийства и казни, совершенные по приказанию Чингисхана, принимая в соображение нравы и воззрения той эпохи, нельзя рассматривать как подтверждающие кровавую жестокость характера Чингиса. Злодеяния, которые совершил Чингис или готов был совершить, находят себе смягчающие обстоятельства в воззрениях той среды, в которой жил Чингис, и в нравственных и религиозных воззрениях, которые питали его душу. Он был и остался первобытным кочевником-шаманистом со смутным представлением о нравственной ответственности перед Вечным Небом и духами-покровителями, с гораздо более развитыми инстинктами практического захватчика для себя и своего рода.

Прибегая на войне к хитрости, а подчас и к вероломству, Чингис в личной жизни не проявлял этих качеств и ценил в людях их прямоту. Но зато Чингисхан, несомненно, отличался подозрительной жадностью, ревниво оберегая свое достояние.

Грозный завоеватель, совершивший большое количество походов, руководивший столькими битвами и осадами, Чингисхан, по-видимому, не отличался особой личной храбростью, полководец побеждал в нем воина; во всяком случае, он очень далек был от романтического героизма, не обладал также Чингис и темпераментом искателя приключений. Если ему и приходилось в молодости проявлять удаль и личную храбрость, то впоследствии, став ханом, Чингис всегда находился в таких условиях, что проявление личного мужества на войне для него было невозможно; он всегда руководил сам военными действиями, руководил и отдельными боями, но лично не сражался в рядах своей кавалерии, хорошо понимая, что это не дело полководца.

Однажды Бала-ноян, сподвижник Чингисхана, обратился к нему с вопросом: «Тебя называют господином могущества и богатырем: что видно на руке твоей из знаков завоевания и победы?» Чингисхан ответил ему так: «Прежде того, как я сел на престол царства, однажды ехал я один по дороге. Шесть человек, устроив засаду на проходе моста, имели покушение на меня. Когда я подъехал близко к ним, вынув саблю, я бросился на них. Они осыпали меня стрелами: все стрелы не попали, и ни одна не коснулась меня. Я предал их смерти саблей, и проехал там невредимо. Во время возвращения мне пришлось проезжать мимо тех убитых: шесть их меринов бродили без хозяев. Я увел всех шестерых меринов».

Вот «знак завоевания», по мнению Чингиса: Небо не допустило, чтобы он умер случайной смертию, наоборот, он перебил своих врагов и завладел их конями. Чингисхан всегда так смотрел на самого себя.

Говорят, Чингисхан был громадного роста, крепкого телосложения и имел «кошачьи глаза».

ЕСУЙ - ЧИНГИСХАН

Чингисхан родился в 1155 году, в час победы монголов над татарскими племенами. Его отец, знатный вождь большого племени, Есугай-баатур, посчитал рождение сына предзнаменованием и нарёк ребёнка Темучином (Тэмуджином), что означало «кузнец». В 1164 году Есугай-баатур женил сына, когда тому едва исполнилось девять лет. Девушка происходила из менее знатной семьи, однако была родом из Унгиратского племени, которое издавна славилось особой красотой девочек. Борте была старше своего малолетнего жениха на три года, хорошо воспитана и красива. Она стала первой супругой маленького Темучина и оставалась преданной ему до конца своей жизни. Они прожили больше сорока лет. В 1206 году Темучин стал великим ханом монгольской империи, присвоив себе имя Чингисхана.

По давним традициям, монголы могли иметь несколько жён, однако хан не желал приводить в дом других женщин. Он любил Борте, но она уже была стара и больше не могла производить на свет наследников. Поэтому близкое окружение хана стало упрашивать его привести в дом вторую супругу, а мудрая Борте не стала противиться и во всём подчинилась любимому мужу. Тот привозил из военных походов молодых девушек, делал их наложницами, и спустя несколько лет у владыки было уже около двух тысяч женщин, некоторых из которых, он, впрочем, даже ни разу не увидел.

Однажды прославленный монгол задумал выгнать со своих земель татар. Истребляя и прогоняя их с родных степей, Чингисхан увидел молодую татарку Есуган. Она была так красива, что великий повелитель приказал своим воинам привести её в гарем, сделав наложницей, и решил жениться на девушке. Когда Чингисхан пришёл к ней и сообщил о своём намерении, Есуган, опустив голову, заплакала. Удивлённый хан немедленно потребовал от наложницы ответа, и та рассказала историю о старшей сестре, Есуй, которую очень любила и не хотела, чтобы та погибла от рук разъярённых и ожесточённых монголов. Чингисхан велел отыскать Есуй, желая посмотреть на девушку.

Когда же воины нашли её и привели в покои к великому хану, тот, ослеплённый красотой молодой женщины, тотчас же приказал готовиться к свадьбе. Есуган, обняв сестру, уступила ей своё место, а спустя несколько дней красавица Есуй стала женой монгольского хана. Однако такой любви, какую ждал от новой ханши великий владыка, не последовало. Есуй была молчалива, грустна и часами сидела возле юрты, вглядываясь куда-то вдаль.

Не раз пытался разгадать тайную печаль девушки хан, однако она так и не раскрыла своё сердце. И лишь однажды младшая сестра рассказала её тайну: Есуй была давно влюблена в молодого татарина, которому хотела стать любимой и верной женой. Девушка страдала, плакала по ночам и ждала своего возлюбленного, веря, что тот когда-нибудь придёт за ней.

Разгневанный Чингисхан, узнав обо всём, велел двум своим воинам не спускать глаз с молодой супруги и охранять её даже по ночам.

Однажды после очередного военного похода уставший хан отдыхал со своими жёнами возле юрты. Есуй сидела рядом и вдруг неожиданно вздрогнула. Хитрый монгольский повелитель заподозрил неладное и приказал приближённым и воинам разделиться на группы и встать вместе со своими семьями. И когда несколько сотен людей встало так, как приказал их повелитель, тот заметил в стороне молодого юношу, который оказался чужаком. Тот повернулся к великому владыке и назвал себя женихом красавицы Есуй.
Разгневанный хан, удивившись храбрости смелого татарина, велел слугам отрубить юноше голову. Молодая ханша побледнела и упала без чувств. Несколько дней провела она, не выходя из ханской юрты, горько оплакивая возлюбленного. Борте, недолюбливая молодых жён, оставалась равнодушной, и лишь Есуган утешала старшую сестру и не отходила от неё, опасаясь, что Есуй от горя покончит с собой.

Чингисхан тем временем собирался в новый поход. Как и всегда, он брал с собой любимых жён, и в этот раз за ним последовали ханши Борте и Есуй. Пытаясь сгладить вину перед молодой супругой, хан каждую ночь приходил к ней в юрту, но уходил с чувством досады и горечи. Есуй была холодна и молчалива, хотя и покорялась любой прихоти мужа. Наконец, отчаявшись сломить девушку, монгольский владыка стал приводить к себе новых жён, и за несколько лет их стало уже двадцать шесть. Увеличивался и ханский гарем, в котором Чингисхан проводил всё своё время, свободное от военных походов. Законные жёны нередко жаловались на то, что с ними их повелитель проводит слишком мало времени и у жён больше не рождаются наследники (у Чингисхана было лишь два сына - от Борте и Хулан). Одна Есуй оставалась, как всегда, молчалива, и никогда не жаловалась на свою жизнь.

Прошло несколько лет, и однажды печальная Есуй спросила постаревшего и седого хана о том, кто будет править его народом после его смерти. Чингисхан впервые задумался и осознал, что и он, великий повелитель монголов, смертен. Не смыкая глаз, провёл он несколько бессонных ночей, думая о конце и мечтая обрести бессмертие. Так, давно зная о китайских монахах, которые надолго продлевают себе жизнь, хан велел отыскать и привести к нему даосского монаха Цю Чуцзи. Тот, прибыв к Чингисхану в середине мая 1222 года, поведал ему об учении даосизма. «Нет средства для бессмертия, можно лишь продлить свою жизнь», - отвечал мудрый монах.

Однако, растратив свои силы в военных походах, а здоровье - в чрезмерной любви к чувственным увлечениям, хан осознавал, что доживает последние свои годы. Наследником он назначил сына своей старшей жены Борте - храброго и смелого Угэдэя.

Великий основатель монгольской империи Чингисхан умер в 1227 году в возрасте семидесяти двух лет возле реки Хуанхэ. Место его захоронения до сих пор неизвестно. Считают, что преданные воины убивали любого, кто становился свидетелем траурной процессии. Они истребляли даже животных и птиц, чтобы никто, даже звери, не смогли увидеть, где находится гробница монгольского владыки. Все его рабы и слуги, золото, драгоценности и трофеи были зарыты в могиле вместе с телом Чингисхана. Историки не раз пытались начать экспедиции по раскопкам могилы завоевателя, однако местные жители до сих пор протестуют, считая, что никто не должен узнать страшную тайну великого монгола. По легенде, если могила будет найдена, на народ, который проживает в тех землях, падёт страшное проклятие.