Самооценка завышенная заниженная и адекватная. Плюсы и минусы высокой самооценки

«Ему корона на голове жмёт», «Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя», «Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения», «Тот, кто думает о себе слишком много, слишком мало думает»…

Все эти фразы отражают суть одного и того же качества личности. Чувство собственного величия, завышенная самооценка, самоуверенность или высокомерие. Понятий много, но обозначают они одно - неадекватное восприятие самого себя на фоне других. Норма это или патология? Хорошо это или плохо? И как вести себя с такими людьми? В психологии есть ответы на подобные вопросы, нужно лишь разобраться в них.

Сущность понятия

Завышенная самооценка - это переоценивание человеком своих возможностей, ориентация исключительно на успех любого мероприятия, в котором он участвует, идеализация собственной личности. Неудачи для него не более как случайность, следствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств и чужих ошибок. А критика – всего лишь проявление зависти со стороны других и несправедливые придирки.

Такое отношение нередко становится причиной возникновения конфликтных ситуаций, в которых люди с завышенной самооценкой ведут себя эмоционально, не сдержанно и не терпят поражений. Это приводит к трудностям в социальной адаптации: если они занимают руководящие посты, становятся начальниками-тиранами и деспотами, а если нет - остаются одиночками, так как общаться с ними окружающие не хотят.

Таких людей называют самоуверенными, высокомерными, самонадеянными. Хотя сами о себе они предпочитают говорить в более положительном ключе (и это понятно с точки зрения их самомнения): «знающие себе цену».

По психодиагностической шкале различают три уровня завышенной самооценки:

  1. Выше среднего. Когда человек ценит и уважает себя соответственно тем высотам, которых достиг, но при этом не всегда готов признавать собственные ошибки и слабости.
  2. Высокий. Когда самомнение идёт изнутри и не всегда продиктовано реальными успехами.
  3. Неадекватно высокий. Когда формируется слишком завышенная самооценка, отрицается всё негативное, в том числе и правда, а идеализированный и реальный образ имеют мало пересечений.

Самым проблемным является третий уровень, так как нередко приводит к расстройствам личности и поведения - диагнозу, требующему психиатрического лечения.

Это хорошо или плохо?

Завышенную самооценку нельзя рассматривать только как отрицательное качество личности. В определённых ситуациях она может играть положительную роль. Однако её негативного влияния на человека всё-таки больше.

Почему это хорошо:

  • Вера в себя позволяет добиться высот, построить карьеру.
  • Пока другие думают и сомневаются, эти люди активно решают проблему.
  • Позитивное отношение к себе не позволяет свернуть с намеченного пути из-за критики или чужого мнения.
  • Отсутствие «самоедства», чрезмерного копания в собственных ошибках позволяет сосредоточиться на чём-то более важном.

Почему это плохо:

  • Ради достижения цели используются любые средства, даже в обход установленным в обществе нормам.
  • Трудности в социальной адаптации. Для них существует только она верная точка зрения - собственная, они глухи к просьбам и мнению других. Это приводит к одиночеству. Конфликты ведут к психоэмоциональному истощению.
  • Болезненное и агрессивное восприятие критики.
  • Нередки срывы рабочих проектов, так как они берутся за непосильные для себя задачи. Это приводит к краху карьеры.
  • Отрицание самосовершенствования, саморазвития (зачем, если я и так идеален?).
  • При частых неудачах возможны неврозы, расстройства личности и даже суициды.

Многое зависит от уровня самооценки. Если она просто выше среднего и соразмеряется с реальными успехами, которых достиг человек, она не обезображивает его. Но, если речь идёт уже о неадекватном поведении, это может привести к психическим расстройствам и рассматривается в психологии как патология.

Причины


Чаще всего завышенная самооценка формируется в детстве, в процессе воспитания. Но бывает и так, что человек приходит к ней гораздо позже, когда добивается определённых высот в карьере и уже не может снизить для себя планку, даже если на каком-то этапе не соответствует ей. Психологи называют разные причины:

  1. Воспитание одного ребёнка в семье, который становится центром вселенной, когда все его желания удовлетворяются, достоинства преувеличиваются, а недостатки замалчиваются.
  2. Воспитание первенца, на которого возлагаются все чаяния и надежды.
  3. Психологические травмы и детские комплексы. Завышенная самооценка - способ получения положительных эмоций, которые ребёнок недополучил от родителей.
  4. Комплекс неполноценности. Когда человек видит вокруг себя успешных и красивых, а сам таковым не является, он начинает придумывать себе качества, которыми не обладает. Это служит ему защитой от саморазрушения.
  5. Внешняя привлекательность, которая приводит к нарциссизму.
  6. Синдром отличника.
  7. В условиях работы, когда в коллективе одна-единственная девушка (парень/человек с высшим образованием/профильный специалист и т. д.).
  8. Карьерный взлёт, достижение определённых высот.
  9. Чрезмерное богатство.
  10. Лидерские качества.
  11. Известность и узнаваемость: у 99% звёзд психологи диагностируют завышенную самооценку.

Это самые распространённые причины, хотя ситуации в жизни гораздо более многогранны. Например, ребёнок может не обладать прекрасными внешними данными и не быть отличником, но, если учителя по какой-то другой причине выделяют его на фоне всего класса, у него формируется завышенная самооценка. Или увлечение селфи, когда все фотографии ретушируются через фотошоп и набирают тысячи лайков, мешает адекватному восприятию собственного настоящего образа, на самом деле далёкого от идеала.

Признаки

Интересный факт: люди с завышенной самооценкой редко считают себя самоуверенными и высокомерными. Они полагают, что воспринимают себя объективно. А вот окружающим ничего не стоит увидеть такого человека при первом же разговоре по определённым признакам. Характеристика подобного типа личности достаточно объёмна.

Люди с завышенной самооценкой:

  • уверены в собственной правоте;
  • стремятся навязать собственное мнение;
  • оставляют за собой последнее слово в любом споре;
  • не умеют извиняться, не признают собственных ошибок;
  • постоянно соперничают со всеми: коллегами, друзьями и даже второй половинкой;
  • винят в своих неудачах только окружающих;
  • не видят собственных недостатков;
  • часто употребляют в разговоре местоимение «я», общаются в приказном тоне, постоянно перебивают, не дослушивают собеседника;
  • никогда не просят о помощи и сами никому не помогают;
  • не воспринимают критику;
  • всегда и везде высказывают собственное мнение, даже если их об этом не спрашивают, учат других, всем раздают советы;
  • эгоистичны;
  • не умеют просчитывать риски.

Человека с завышенной самооценкой отличает надменное поведение, часто переходящее в агрессию. Нарциссов можно узнать по большому количеству времени, которое они проводят у зеркала или с селфи-палкой. Карьеристы, чтобы добиться своего, идут по головам других, используя любые способы, и не терпят соперничества. В личных отношениях для них самое важное - самоактуализация, когда интересы второй половинки полностью нивелируются.

Диагностика

Трудность диагностирования завышенной самооценки заключается в том, что признаки психологической неадекватности хорошо видны окружающим, но не самому человеку. Говорить ему о том, что он переоценивает себя, свои возможности и потенциал, бесполезно. Он не воспримет это серьёзно и уж точно не пойдёт ни к какому профильному специалисту.

В детском возрасте распознать патологию проще, так как в большинстве современных школ имеются психологи, которые проводят различные опросы и выявляют таких деток. К сожалению, чаще всего всё застопоривается на данном этапе. Диагноз поставлен, организуется беседа с родителями, но последние либо не хотят видеть проблему (потому что сами являются скрытой причиной завышенной самооценки своего ребёнка), либо у них нет времени на психотерапию и исправление ситуации.

Во взрослом возрасте понять, что у вас завышенная самооценка, помогут либо консультация у психолога, либо специальные тесты:

  • Морриса Розенберга;
  • Дембо-Рубинштейна;
  • Сонерсон;
  • Пономаренко;
  • Горбатова;
  • Казанцевой;
  • адаптированный вариант методики Айзенка;
  • Лири и другие.

Тесты дают возможность самостоятельно выявить патологию и определить её уровень. Подчас это бывает первым шагом на пути к исправлению.

Способы коррекции


Коррекция завышенной самооценки начинается с определения её причин и описания основных качеств личности. Редко какой человек справляется с этим самостоятельно, ведь такие люди считают, что у них нет недостатков. Если уровень звёздной болезни чуть выше среднего и является адекватным, то это возможно. Но в остальных случаях необходима обстоятельственная и долгая работа с психологом.

Гораздо проще избавиться от завышенной самооценки в детском и подростковом возрасте. Особенность работы психологов с такими детьми в том, что корректируется прежде всего не их поведение, а окружающих людей. Родители и учителя получают рекомендации:

  • не баловать ребёнка;
  • уменьшить количество восхвалений. Они должны звучать только в случае реальных и значимых достижений;
  • не выделять его среди других детей;
  • указывать на его ошибки;
  • научить нести ответственность за собственные ошибки.

Параллельно работе с родителями и учителями психолог оказывает ребёнку помощь в социальной адаптации, чтобы он не был изгоем, научился уважать мнение других и завёл друзей. Как правило, курс такой комплексной коррекции составляет от 2 до 6 месяцев, в зависимости от запущенности ситуации.

Во взрослом возрасте бороться с завышенной самооценкой гораздо сложнее. Для начала человек должен сам осознать проблему и попытаться выявить её причину. Если она уходит корнями в детство, лучше сразу обратиться к профильному специалисту, так как эти случаи трудно поддаются коррекции. Если самомнение сформировалось гораздо позже, можно попробовать самостоятельно избавиться от своего эгоизма посредством аутотренингов и аффирмаций.

Пример. Причина завышенной самооценки - внешняя привлекательность. Способы коррекции:

  • сравнить себя с более красивыми людьми, найти свои недостатки (неправильный прикус, лишний вес, чрезмерный макияж, вызывающая одежда и т. д.);
  • перестать фотошопить собственные фотографии;
  • избавиться от зависимости от соцсетей и селфи-любования;
  • переориентироваться с внешней красоты на внутреннюю.

Коррекция всегда зависит от конкретного случая. Если человек, обладая и завышенной самооценкой, и силой воли, может заняться перевоспитанием самого себя, то со слепым нарциссизмом без железного характера путь лежит исключительно через психолога. Беседы, тестирования, работа с близкими, аутотренинги, направленные на адекватное и объективное восприятие самого себя, - основные методы лечения таких пациентов. Если имеет место расстройство личности - это уже сфера психотерапии.

Особые случаи

Дети

Как уже было сказано, завышенная самооценка у ребёнка связана с неправильным воспитанием в семье или школой. Поэтому коррекция направлена прежде всего на работу с родителями и учителями. Чем меньше детям лет, тем легче проходит курс исправления. До наступления подросткового возраста у них всё ещё высок авторитет взрослого, поэтому привить ему здоровые навыки поведения и общения проще.

Однако и здесь родителям придётся набраться терпения, так как нужно будет буквально ломать и себя (ваш ребёнок - не исключительный), и своё чадо. Приготовьтесь к слезам, бунту, истерикам, но с опытным психологом все эти углы будут сглажены.

А вот коррекция завышенной самооценки подростков более затруднительна. Патология в данном возрасте имеет две направленности: синдром отличника и нарциссизм. С первыми работать проще, так как они, несмотря на неадекватное восприятие своих достижений, всё-таки отличаются высокими интеллектуальными способностями и при постоянных беседах с психологом начинают видеть свои недостатки. Как показывает практика, некоторым достаточно показать результаты пройденного теста, чтобы они сделали соответствующие выводы и начали работать над собой (под руководством профильного специалиста, конечно, и при поддержке родителей и учителей).

Гораздо сложнее бывает справиться с нарциссизмом, когда у подростка неплохие внешние данные и он считает себя неотразимым. Во-первых, они с высоты своего подиума не замечают и игнорируют остальных, поэтому практически не имеют друзей. Во-вторых, у них неправильно формируется шкала ценностей: главной в жизни становится внешность, а интеллект, характер, внутренний мир остаются далеко позади. Последствия могут быть плачевными: любовные неудачи нередко приводят к суициду, депрессии, анорексии, наркомании.

Несмотря на всю серьёзность проблемы, психологи имеют в своём арсенале достаточно средств, чтобы вернуть ребёнка к нормальной жизни. Главное - сделать это своевременно.

Мужчины и женщины

Согласно статистике, мужчина с завышенной самооценкой встречается в три раза чаще, чем женщина с таким же диагнозом. Причина в разнице их психологических типов. Девушки склонны к самокопанию и уделяют слишком пристальное внимание мелочам и деталям. Даже из-за безобидного прыщика они начинают считать себя настоящими уродинами, а 2-3 лишних килограмма превращают их в толстых и бесфигурных (по их мнению). Поэтому чаще всего представительницы слабого пола обладают заниженной самооценкой.

Мужчины же всегда сосредоточены на выполнении только одной задачи. Если им нужно сделать карьеру или добиться любимую женщину, даже с минимальными интеллектуальными и внешними данными они будут идти напролом, чтобы получить желаемое. Среди них много нарциссов. Некоторые в детстве воспитывались без отца, так что в них сильно женское начало - сказывается чрезмерная опека мам и бабушек, которые причитали: «Ах, какой ты у нас неотразимый, и красивый, и самый лучший». Эта мысль и остаётся в голове мальчика главной на всю жизнь.

Мужчины становятся невыносимыми в общении в двух случаях: если они занимают руководящий пост и если у них слабохарактерная жена, которая не может дать им отпор. Они становятся настоящими тиранами. В остальных случаях они переживают собственный нарциссизм внутри себя.

Признаки завышенной самооценки у женщины не зависят от её социального положения: она всегда будет отличаться стервозным характером, не умея скрывать любовь к себе. Некоторые постоянно создают конфликтные ситуации и ведут себя агрессивно. Другие могут высокомерно молчать, но при этом всем своим видом показывать своё превосходство над всеми остальными. Однако у женщин все эти проявления чаще всего остаются на уровне разговоров и интриг. Мужчины же в особо запущенных случаях прибегают к крайним мерам, если кто-то не признаёт их идеальности: применяют физическое (поднимают руку на жену) или психологическое (устраивают прессинг на работе или просто увольняют) насилие.

Как общаться с такими людьми


К сожалению, данная проблема касается не только тех людей, которые страдают манией величия. Они делают несчастной, а иногда и невыносимой жизнь своих близких. Многие задаются вопросом, как общаться с человеком с завышенной самооценкой, и не всегда находят на него ответы.

Совет психолога в данном случае однозначен: если это взрослый человек, у которого запредельное и неадекватное самомнение и от которого вы зависите, - никак. Просто уйти, даже если для этого надо уволиться или развестись. Конечно, можно попытаться записать его к специалисту, но в 90% случаев это бесполезно, так как он не способен осознать, что с ним происходит что-то ненормальное.

В некоторых ситуациях можно выработать особую стратегию поведения в общении с такими людьми и попытаться сосуществовать с ними рядом.

Например, если завышенная самооценка…

  • …у подчинённого, а вы начальник

Критикуйте его, ставьте на место, чаще указывайте на ошибки. Но всё это делать надо в рамках приличия и корректно.

  • …у начальника, а вы подчинённый

Босс должен высказаться, и не пробуйте перечить. Но льстить и поддерживать его эгоцентризм не надо, просто выслушайте, уясните требования и так же молча выполните их.

  • …у коллеги

Никогда не вступайте в спор, разговаривайте мягко, но твёрдо. Самый правильный шаблон фразы при общении с ним: «Ты, без сомнений, прав, но как ты смотришь на то, чтобы…».

  • …у родственника

Не давайте себя в обиду, отстаивайте свои убеждения, но избегайте конфликтов и не поднимайте голоса.

  • …у знакомого

Чаще напоминайте ему о промахах и ошибках, но без унижения достоинства и издевательств.

  • …у парня или девушки

Если любите - терпите, если нет - бегите от такого человека, пока не узаконили отношения браком, потому что всю жизнь будете находиться в его тени.

  • …у законного супруга

Если не хотите разводиться, постарайтесь вместе записаться к психологу, потому что самостоятельно корректировать такую патологию сложно.

Если у вас муж страдает завышенной самооценкой, вам придётся всю жизнь хвалить его и ставить на первое место, а про собственные достижения забыть. Готовы положить себя на алтарь его карьеры - это ваш выбор. Гораздо хуже, когда супруг страдает нарциссизмом. Здесь будьте готовы к постоянным изменам, причём не столько физическим, сколько на расстоянии. Такие мужчины любят флирт и внимание окружающих. И да, на его наряды придётся тратить немало денег, а вы, скорее всего, так и останетесь серой мышкой на его фоне.

Если завышенной самооценкой страдает жена, как ни странно, проблем возникает меньше. Если она карьеристка, она сознательно выбирает себе в мужья подкаблучника, который будет сидеть с детьми в декрете, варить борщ, заниматься домом и не будет ни в чём ей прекословить. Если же увлечена собственной внешностью, её супругом, скорее всего, станет обеспеченный человек, который будет давать ей деньги на наряды и показывать её в обществе. В ином случае наладить отношения с такими женщинами крайне сложно.

Завышенная самооценка - серьёзная социально-психологическая проблема, обострённая в современном обществе. На фоне всё возрастающего уровня благосостояния, увеличения возможностей стремительного карьерного роста и популяризации соцсетей всё большее количество людей страдают от того, что не могут адекватно оценить собственный потенциал. Хорошо, если это происходит в рамках разумного и идёт на пользу. Но чаще всего это приводит к краху собственного эго, патологическим расстройствам личности, неврозам, депрессиям и даже суициду. Чтобы не допустить такого развития событий, обязательна своевременная психологическая коррекция у профильного специалиста.

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • Заниженная – недооценивание собственных сил;
  • Завышенная – переоценивание собственных сил;
  • Нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.

2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.

3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.

4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.

5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.

6 . Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.

7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.

8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".

9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.

10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.

11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.

12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.

Как проявляется завышенная самооценка?

1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.


2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.

3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".

4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.

5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки.

6. Болезненная реакция на критику.

7. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.

8. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.

9. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность.

10. Заносчивость.

11. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.

По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.

2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.

3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.

4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.

5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.

6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.

2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.

3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.

4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.

5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.

6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).

7. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.

Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина

Завышенная самооценка - залог неудачи? Или путь к успеху? Каждый считает по-разному, однако, судить кого-либо не в нашей компетенции, главное - разобраться, как завышенная самооценка влияет на жизнь, на отношения с людьми. И вообще, что скрывается за ней?

Начать нужно с определения, что такое самооценка вообще. Итак, человеком своих способностей, навыков и умений. Из определения вытекает то, что видение себя может различаться, ведь у каждого свой взгляд на происходящие вещи.

Исходя из трудов специалистов-психологов, сделаем вывод, что самооценка - это неотъемлемая часть формирования личности, потому что она развивается и костенеет вместе с самосознанием. Но следует отметить, что наше мнение о себе может быть, с одной стороны, адекватным - нормальная, средняя, С другой стороны, неадекватным - завышенная самооценка и заниженная. Разберем по-порядку.

Адекватная, какая бы она ни была, считается нормой, потому что человек трезво смотрит на то, что он делает, к чему стремится и на что вообще способен. Эти три уровня могут трансформироваться друг в друга, что зависит только от наших усилий. Самооценка - это индикатор наших достижений и отношений с окружающим миром.

Так, если уровень низок, то человек не уверен в своих силах, не находит себя счастливым, старается не выделяться из толпы, считая свой характер и свою жизнь скучной и неинтересной. Но такая личность все равно может прилагать усилия для того, чтобы чего-то достичь, и после успеха уровень самооценки, вероятнее всего, изменится.

Люди со средним и высоким самомнением более склонны к оптимистичному взгляду на жизнь, чаще всего уверены в своих силах, но иногда, особенно после неудач, от которых никто не застрахован, могут пребывать в унынии. В отношениях с другими индивидами они в большинстве своем не проявляют негатива, однако, не стремятся понравиться всем, потому не заискивают и не навязывают свое общение.

Если разбирать заниженную самооценку, то здесь имеет место низкое самомнение, которое доходит до самобичевания. Такие индивиды склонны жалеть себя, винить во всех проблемах судьбу, не пытаясь найти причины внутри. Самоанализ для них ограничивается самокритикой, но при этом не осуществляется поиск каких-либо путей улучшения своего положения.

Завышенная самооценка, как ни парадоксально, чаще всего является лишь маской. Вообще, такая оценка себя и своего поведения, когда другие люди видятся только в худшем свете, а своя персона - на первом месте; когда уверенность в том, что все знаешь лучше даже самых грамотных специалистов - неестественна для человека.

Зачастую такие люди скрывают Как известно, лучшая защита - нападение, вот они и расхваливают себя всевозможными способами, чтобы никто не догадался об их истинных страхах.

Считается, что сложнее изменить человека, у которого завышенная самооценка, так как он не прислушивается ни к каким советам, считая, что знает все лучше многих. В спор вступать бессмысленно, потому никогда не посмотрят со стороны на свое поведение. Как говорят психологи, самооценка - это то, что идет из детства. В данном случае родители переусердствовали, выставляя свое чадо самым лучшим, сравнивая с другими детьми, которые, якобы, хуже.

Победить заниженную и низкую самооценку вполне реально. Достаточно провести несколько тренингов. Например, написать на листке все свои достижения, за которые вас хотя бы ненадолго посетило чувство гордости. Обязательно прекратите все попытки сравнения с другими людьми, осознайте свою индивидуальность. И перестаньте критиковать себя по любому поводу, научитесь прощать мелкие недочеты (не сдали вовремя проект - с каждым бывает, зато, к примеру, занялись любимым делом). Кстати, хобби здорово помогает поднять самомнение - научно доказано.

Итак, мы разобрались в том, что такое самооценка, описали ее основные виды. Хочется, чтобы после прочтения статьи вы честно отнесли себя к какой-либо категории и, если это нужно, поработали над собой, ведь здоровая самооценка - залог успеха.

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой? " Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная — недооценивание собственных сил;
  • завышенная — переоценивание собственных сил;
  • нормальная — адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всём окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита — это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот — апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или, наоборот — страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обострённое чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.

Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они" . Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счёт других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.

По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период. Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период. Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям, и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребёнка.

Единственный ребёнок в семье , когда всё внимание сосредоточено на нём, всё только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребёнка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нём проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть ". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И, наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нём несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель , которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребёнку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом" . Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива — убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространённых причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребёнка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определённые стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это всё проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка — не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнёте видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнёте взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.

    Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своём теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.

  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.

Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по-своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это даёт реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чём причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации — они видятся по поступкам.

Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь.

Что это значит?

"Иметь" — это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" — это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" — ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознаётся, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путём взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путём идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому — уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!


В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная – недооценивание собственных сил;
  • завышенная – переоценивание собственных сил;
  • нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.


Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.


По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.
  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.
Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина