"Бал-маскарад" Джузеппе Верди: политический триллер на оперной сцене. Великие оперы:"Бал-маскарад" Д.Верди - Калейдоскоп — LiveJournal Подарки и призы

БАЛ-МАСКАРАД
Дж. Верди

Продолжительность: 2 ч. 10 мин.

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель - Владимир Понькин
Художники-постановщики - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хормейстер-постановщик - Евгений Ильин
Балетмейстер-постановщик - Эдвальд Смирнов

Премьера состоялась 05.09.2013

Политический триллер или опера о любви? Роскошная опера Верди «Бал-маскарад» в постановке Дмитрия Бертмана снова в «Геликон-опере». В ней есть всё, что может привлечь современного зрителя: захватывающий сюжет, богатство и выразительность вокальных партий, блеск оркестра, мастерство построения ансамблей.… Не случайно эту оперу Верди называют «самой мелодраматической из мелодрам».
Убийство на балу в 1792 году шведского короля Густава III послужило сюжетом сразу для нескольких мелодрам. По сюжету одной из них Верди сам написал сценарий, а автором либретто стал венецианский литератор Антонио Сомма. К слову, ни одна из опер Верди не подвергалась такой цензуре, как «Бал-маскарад»: авторам даже пришлось изменить сюжет, и короля Густава сменил мифический губернатор Бостона, а его убийцу – секретарь губернатора. Верди пошел на эту переделку, чтобы спасти оперу.
Для режиссера Дмитрия Бертмана опера «Бал-маскарад» – о двух страстях, двух «наркотиках», опьяняющих людей: власти и любви. В основе интриги – политический заговор, в результате которого любовь становится разменной монетой. Любовная драма, колдовство, предательство и кровавая месть… В яростном котле эмоций смешалось всё!

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие первое.
Картина первая.

Подданные ожидают выхода Ричарда, графа Уорвика, заговорщики обсуждают планы мести. Появляется Ричард. Оскар показывает ему список приглашенных на бал-маскарад. Среди приглашенных Амелия, жена Ренато, друга и соратника Ричарда, в которую граф тайно влюблен. Ренато предупреждает Ричарда о заговоре. Судья требует выслать из страны гадалку Ульрику. Ричард решает лично рассмотреть это дело.

Картина вторая.
Скрывшись под масками, граф и его приближенные являются к Ульрике. Туда же приходит Амелия. Ричард подслушивает ее разговор с колдуньей. Графу Ульрика говорит, что он умрет от руки друга. Попутно она указывает на заговорщиков, но Ричард не обращает на это внимания.Ульрика предсказывает: графа убьет тот, кто первым пожмет ему руку. Этим человеком оказывается Ренато.

Действие второе.
По указаниям Ульрики Амелия, изменив свою внешность, отправляется за волшебной травой. Ричард выслеживает ее. Для него это единственный шанс объясниться с возлюбленной. Внезапно появляется Ренато и предупреждает Ричарда о приближении заговорщиков. Ричард скрывается. Верного друга он просит проводить даму, не пытаясь раскрыть ее инкогнито.Однако на своем пути супруги встречают заговорщиков.Узнав незнакомку, заговорщики потешаются над Ренато. Тот приглашает их назавтра к себе домой.

Действие третье.
Картина первая.
Ренато хочет убить Амелию, но она просит дать ей проститься с их сыном, играющим неподалеку. Мысли оскорбленного мужа направляются в иное русло. Он будет мстить только графу. Являются заговорщики. Ренато клянется жизнью сына, что отныне присоединяется к ним. Бросают жребий, кто станет убийцей Ричарда. Амелия своей рукой вытягивает жребий, предназначенный Ренато.

Картина вторая.
Ричард решает отказаться от любви к жене верного друга и отослать Ренато и Амелию в Англию. Но сначала он тайно простится с ней на маскараде. Отправленное Амелией анонимное письмо с предостережением его не останавливает.

Картина третья.
На балу Амелия вновь напоминает Ричарду об опасности. Граф сообщает ей о ее скором отъезде в Англию. Ренато убивает Ричарда. Перед смертью тот клянется в невиновности Амелии и прощает своих убийц.

Спектакль идет с одним антрактом после второго действия.

Опера Верди «Бал-маскарад» принадлежит к числу самых таинственных шедевров музыкального театра. С ней связано два покушения на европейских правителей, запреты цензуры и таинственная любовная история. Творение великого композитора не сходит со сцены ведущих оперных театров мира и сегодня, спустя полтора века после первой постановки.

«Бал-маскарад». Содержание

События разворачиваются в американском городе Бостоне, штат Массачусетс. Опере, по традиции, предшествует увертюра, в которой представлены главные темы музыкального произведения. Первая картина первого действия погружает зрителя в атмосферу губернаторского дворца. Там в просторном зале собрались солдаты и другие подданные правителя.

Их дружный хор поет славу губернатору Ричарду, упоминая его многочисленные заслуги перед отечеством. Присутствующие клянутся ему в верности. Периодически во время этой хвалебной песни раздаются голоса Тома и Самуила, которые не разделяют общего чувства благодарности к Ричарду, а напротив, говорят о своей ненависти к нему. Эти люди принадлежат к числу заговорщиков, готовящих покушение на правителя. Их слова о том, что время мести еще не настало, служат рефреном этого оперного номера.

Слуга по имени Оскар подает Ричарду список приглашенных на бал, который должен состояться в скором времени. Губернатор видит имя своей возлюбленной Амелии, которая является супругой его друга и одного из самых преданных людей, Ренато. Ричард придается мечтам о предстоящей встрече с предметом его страсти. Народ, между тем, продолжает восхвалять своего правителя, думая, что тот погружен в мысли о благополучии подданных. Объявив прием оконченным и оставшись наедине, правитель продолжает предаваться сладостным думам, повторяя имя возлюбленной. В это время во дворце появляется Ренато. Слуга впускает его, не докладывая своему господину, так как уверен, что другу губернатора всегда рады в этом доме.

Неожиданное известие

Опера «Бал-маскарад» продолжается эпизодом встречи двух друзей. Ренато, увидев Ричарда, погруженного в думы, также ошибочно считает, что тот занят государственными делами. Но губернатор говорит ему, что печаль постоянно терзает его душу. Ренато предполагает, что знает причину этого волнения. Ричард встревожен.

Но друг говорит ему о готовящемся покушении на губернатора. Эти слова успокаивают правителя: Ренато ничего не знает о его чувствах к жене. Преданный друг хочет сообщить имена заговорщиков, но Ричард останавливает его, говоря, что не хочет их знать, поскольку ненавидит этих людей. Однако он все же не желает, чтобы из-за него проливалась чья-то кровь. А если ему станут известны имена мятежников, то губернатор обязан будет подвергнуть их казни. Ренато возражает ему, говоря, что тот должен думать не только о себе, но и о судьбе своей родины, которая в случае его убийства лишится мудрого правителя, которого некому будет заменить.

Остроумная затея

Опера Верди «Бал-маскарад» продолжается эпизодом появления судьи в доме графа Ричарда. Он подает губернатору на рассмотрение приказ об изгнании из города некой Ульрики. Ричард осведомляется о том, кто такая эта женщина. Судья объясняет, что она является колдуньей и должна быть наказана.

Слуга Оскар, напротив, просит милости к волшебнице, предсказывающей безошибочно судьбу всем людям, приходящим к ней. Губернатор просит позвать придворных и предлагает им вместе навестить Ульрику. Он говорит, что просто хочет повеселиться и показать всем, насколько доверчив народ, всерьез воспринимающий ее фокусы.

Оскар рад этой возможности спросить колдунью о том, встретится ли ему когда-нибудь девушка, которая полюбит его. Губернатор поручает ему достать одежду рыбака, в которую он должен будет облачиться, чтобы попасть к колдунье неузнанным. Граф Ричард назначает время визита к волшебнице - три часа. Все говорят о том, что будут там обязательно в назначенный срок.

Жилище колдуньи

Ричард говорит о том, что он пришел первым и поэтому должен раньше других узнать о том, что приключится с ним в будущем.

На нем одежда простого рыбака, поэтому никто из собравшихся не узнает его. Они смеются над наглецом и отталкивают его.

Первым начинает говорить моряк Сильвано. Он жалуется на то, что служит отечеству и графу вот уже тридцать пять лет, но до сих пор не был удостоен никаких наград. Ричард говорит, что ему нравится искренность этого человека. Он достает лист бумаги и начинает писать, после чего опускает этот документ в карман моряка.

Мечта моряка

Колдунья предрекает данному человеку повышение по службе и денежное вознаграждение. Сильвано опускает руку в карман, чтобы достать оттуда кошелек и заплатить волшебнице за его работу, и обнаруживает там документ, в котором говорится о причитающейся ему премии и новом звании. Он читает эту бумагу вслух. Все собравшиеся удивляются случившемуся и благодарят Ульрику за ее милость. После этого в жилище колдуньи приходит слуга Амелии. Он говорит, что явился вместе со своей госпожой. Но дама должна говорить с колдуньей только с глазу на глаз, без свидетелей. Ульрика просит всех собравшихся выйти. Ричард, переодетый рыбаком, прячется, в надежде подслушать, что скажет его возлюбленная.

Исполнение желаний

Вторая картина первого действия оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад» продолжается разговором Амелии с Ульрикой. Пришедшая женщина просит колдунью избавить ее от пагубной страсти к мужчине, в которого она влюблена, будучи замужем. Волшебница говорит, что в этом случае может помочь лишь одно средство. На окраине города есть место, где в былые годы совершалось множество злодеяний. Там растет трава, отвар из которой поможет женщине избавиться от ее беды. Важным условием является то, что отправиться туда нужно одной и непременно ночью. Ульрика спрашивает Амелию, согласна ли она на это. Та говорит, что готова на все ради спасения своей семьи, и говорит, что этой же ночью совершит предписанное.

Услышавший этот разговор Ричард рад тому, что его любовь оказалась разделенной. Он говорит про себя, что непременно пойдет после захода солнца на окраину города, где у него будет шанс увидеться с Амелией.

Жена его друга и секретаря уходит. Помещение вновь наполняется множеством людей. К колдунье подходит Ричард и, протягивая ладонь, просит предсказать ему судьбу. Ульрика говорит, что она видит перед собой руку человека, наделенного большой властью.

Сильвано узнает в нем губернатора Бостона. Колдунья предсказывает правителю, что тот погибнет от руки друга. На вопрос о том, кто именно станет его убийцей, Ульрика отвечает, что это будет тот, кто первым пожмет ему руку. Ричард не воспринимает ее слова всерьез.

Губернатор, шутя, протягивает руку, предлагая пожать ее любому желающему. Никто из присутствующих не решается сделать этого. В этот момент на сцене появляется Ренато. Ни о чем не подозревая, тот здоровается за руку со своим другом Ричардом. Все вокруг смеются над предсказанием ведьмы, так как знают, что Ренато - один и самых преданных подданных губернатора.

Страшное свидание

Ночью Амелия, как и обещала, пошла на окраину города. В этом жутком месте, возле мрачных серых скал действительно росла волшебная трава. Женщина начала ее собирать, но неожиданно увидела приближающуюся к ней тень. Она испугалась, так как подумала, что это призрак одного из убитых на этом месте людей. Неожиданно для себя она услышала голос Ричарда. Граф сказал, что ей нечего бояться, так как он любит ее и готов всегда защищать. Женщина ответила, что пришла на это место для того, чтобы избавиться от страсти к нему.

Вдруг на сцене появляется Ренато, который говорит Ричарду, о том, что ему в данный момент угрожает опасность. Целая толпа мятежников сейчас направляется к нему. Советник губернатора не узнает своей жены, так как ее лицо закрыто плотной вуалью.

Опера «Бал-маскарад» продолжается тем, что Ричард обещает уйти, только если Ренато даст клятву доставить его даму к городским воротам и там расстаться с ней. Секретарь обязуется исполнить его просьбу. Губернатор покидает их.

Жребий

На сцену выходят заговорщики во главе с Томом и Самуилом. Они видят, что человек, которого они издалека приняли за правителя, оказался его секретарем. В это время у женщины с лица спадает вуаль, и Ренато неожиданно видит перед собой свою жену. В пылу ярости он просит заговорщиков прийти к нему на следующий день на обед. Он говорит, что хочет сообщить им нечто важное.

Когда те пожаловали к нему, Ренато объявил им, что хочет примкнуть к заговору, а в залог своей честности предложил своего сына.

После этого Том, Самуил и Ренато решили бросить жребий, кому нужно убить губернатора. Они положили в вазу бумажки с именами и попросили Амелию достать одну из них. Жребий пал на Ренато.

Бал-маскарад

Амелия в записке предупреждает возлюбленного о том, что его собираются убить во время маскарада. Поэтому тот надевает на праздник маску, полностью закрывающую лицо. Амелия, присутствующая на мероприятии, еще раз предупреждает Ричарда об опасности.

Заговорщики хитростью заставили слугу губернатора раскрыть им секрет, под какой маской скрывается их господин. Ричард убит. Перед смертью он просит помиловать преступников.

Так заканчивается бессмертная опера Верди «Бал-маскарад».

История сюжета

Сюжет для либретто «Бала-маскарада» был позаимствован его автором у другой, менее известной оперы Даниэля Обера. В его основу легли трагические события, произошедшие в Швеции в конце восемнадцатого века: убийство короля Густава III.

Литературную основу для того произведения создал известный драматург Эжен Скриб.

Этот литератор был профессиональным автором либретто к множеству опер. Новые сюжеты он нередко брал из реальной жизни. На этот раз ему пришлось изменить имена героев и ввести романтическую сюжетную линию, чтобы избежать скандала по причине сходства с действительно происходившими событиями.

Проблемы с цензурой

Несмотря на то что место действия было перенесено в Соединенные Штаты Америки, и таким образом сюжет изменился почти до неузнаваемости, непальский театр отказался осуществлять постановку. Причиной этому стали события в политической жизни Франции, где в это время произошло покушение на короля Наполеона III.

И хотя на этот раз попытка заговорщиков не увенчалась успехом, с постановкой оперы, где происходит убийство европейского монарха, пришлось повременить. Положение усугубил тот факт, что у этого преступления, совершенного во Франции, четко прослеживался итальянский след.

Первую постановку удалось осуществить лишь спустя один год в Риме.

Судьба оперы в России

«Бал-маскарад» в Большом театре в Москве впервые был поставлен в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века. До начала нового столетия данная опера еще несколько раз возвращалась на эту сцену. Однако те спектакли, по воспоминаниям современников, не имели особого успеха и не оставили заметного следа в истории русского искусства. После этого «Бал-маскарад» вернулся в эти стены только в конце семидесятых. Данная постановка просуществовала на сцене около тридцати лет. В ней участвовали такие знаменитые певцы, как Зураб Соткилава, Юрий Мазурок, Елена Образцова.

Недавно данная опера вернулась в Большой.

На этот раз постановку спектакля осуществил итальянский режиссер. Некоторые партии были также доверены певцам с Апеннинского полуострова.

Об этом «Бале-маскараде» отзывы можно найти самые разнообразные: от резко отрицательных до самых теплых. В основном почти все видевшие постановку сходятся во мнении, что вокальное исполнение нынешних актеров и их игра уступают труппе, которая принимала участие в постановке 1979 года.

Нынешний «Бал-маскарад» в Мариинском театре в режиссуре Андрея Кончаловского снискал больший успех у публики. Не последнюю роль сыграло в этом художественное оформление. В Мариинском «Бал-маскарад» проходит в костюмах 17-го века.

В любом случае можно с уверенностью сказать, что творение великого Верди вызывает большой интерес и у современной публики.

Степень сложности подготовки


высокая

Декор


свечи, гирлянды, бархат, маски, цветочные композиции

Цветы


белые и темно-красные розы, фиолетовые тюльпаны, зеленый и белый бульденеж

Музыка


Бах, Корелли, Скарлатти, Вивальди, Фукс, Перселл
Цвета

Фиолетовый, зеленый, золотой, серебряный, черный, красный, белый, бордовый, пурпурный

Угощения

Медальоны из говяжьей вырезки, салат с морепродуктов, курица с розмарином, французский хлеб, пирожные, печенье, торт, фрукты, шампанское

Тематические развлечения

Танцы, аукцион, прогулка, игра «Театр», танцевальные карты, голосование за лучший костюм, фотосессия

Идея тематической вечеринки бал - маскарад

Идея бал-маскарада заставляла быстрее биться сердце, и течь в венах кровь начиная с 16 столетия. Какой-то умный (или слишком влюбленный) француз придумал прийти на королевский бал в маске. Немного позже маска стала символом равенства богатых и бедных, умных и глупых, мужчин и женщин. В принимали участие лишь пестрые птицы без пола, возраста, даже, порой, голоса. Это была идеальная среда для вероломных интриг, сплетен, и, конечно же, запретной любви. А еще - человек в маске мог позволить себе быть другим. Одним маска помогала победить комплексы, а другим, напротив, позволяла тщательно скрыть свою развратную сущность. Истинное «Я» оставалось, где то там, в свете полдня. В полумраке же маскарадного бального зала рождался новый человек, который писал свою, загадочную историю. Так какой же будет загадочная история вашего праздника? Начинаем планировать вечеринку!

ПОДГОТОВКА К ВЕЧЕРИНКЕ БАЛ - МАСКАРАД

1. Выбор темы маскарада

Выбор темы зависит от нескольких факторов. Прежде всего, вашего общего виденья праздника и предпочтений. Вот несколько опробованных на практике предложений:

Mardi Gras

(тематический для почитателей ярких цветов и красок, перьев, бурного веселья и танцев)


Призрак оперы

(более сдержанный праздник в духе викторианской величественной эпохи, с классической музыкой и соответствующим теме драматизмом)

Аристократический бал 18 столетия

(роскошное мероприятие, главным акцентом которого является помпезность нарядов, множество драгоценных украшений, изысканные кушанья)

Старый Голливуд

(мир гламура светской тусовки, представители которой кокетливо прикрывают взгляд изысканной маской)

Кроме того, на выбор темы может повлиять и место проведения праздника (для викторианского бала необходимо арендовать большой танцевальный зал, а для старого Голливуда хватит и скромной гостиной вашего дома). Ну и, конечно, бюджет. Если, например, «Голливуд» и «Призрак оперы» - малобюджетные мероприятия, то на «Mardi Gras» и «Аристократический бал» - придется основательно раскошелиться.


2. Приглашения на бал - маскарад

После того, как с темой определились - начинаем приглашать гостей. Доминирующим символом для любой темы праздника в духе , является, конечно же, .

Для лицевой стороны планшета такой стильной пригласительной открытки использована идея оформления венецианских будуаров. Стены расписаны золотом, мерцающие в свете канделябров цветы, дорогие, утонченные ткани…

Этот вариант более прост и экономен. Маску-основу вырезаем из плотной бумаги (картона), и декорируем, с использованием подручных средств. Вместо серпантина (или вместе с ним) можно использовать аэрозольные серебряные блестки на основе клея или металлизированные крупные «горошины» конфетти.
Текст приглашения формулируем произвольно. Важно указать дату, время, тему праздника, место, дресс-код, и сроки RSVP информации.

3. Наряды для бал - маскарада

Нет ничего хуже, чем тематический праздник с гостями, которые проигнорировали строку о дресс-коде. Маскарад без костюмов изначально обречен на провал. Избежать неловкостей, конфузов и испорченного настроения помогут три простых правила:

I. Пригласительные открытки нужно вручить всем гостям как минимум, за две недели до мероприятия;

II. Ставить вопрос о дресс-коде четко, громко и категорично.

Постарайтесь объяснить своим гостям, что благодаря их сказочным костюмам тема вечеринки «оживет», что во время эпохи Возрождения маскарады проводились лишь для избранных, элиты общества, и под конец - объявите конкурс на самый лучший карнавальный костюм (с последующим вознаграждением победителя).

III. Подготовьте запасные маски для тех гостей, которые страдают «дефектами слуха», или - слишком прагматичны по своей сути, чтобы прочувствовать всю глубокую философию будущего праздника.

Запасная , вместе со строгим указанием: мужчины во фраках, женщины - в вечерних платьях - вполне способна спасти бал-маскарад, который может оказаться на грани провала.

А если гости добавят к наряду маленькую изюминку - туфли в стиле ярких птиц Рио - получится замечательный маскарадный туалет.

Костюм для бал-маскарада может быть как тщательно продуманным помпезным нарядом так и неким юмористическим образом с эротическим подтекстом.

Мужчины так же, в зависимости от темы праздника, могут прийти как в строгом фраке с бабочкой, так и в костюме развязного пирата в треуголке, или Зорро.

4. Маски для вечеринки бал - маскарад

Отличным решением для дорогого бала в духе Средневековья станет вот такая на основе гипса.

Сделать ее можно в домашних условиях, применив немного подручных средств и художественного таланта. Для одной маски понадобится: 20 лент медицинского гипса на марлевой основе (шириной 2,5 см и длиной 4 см), жирный крем, вода. Смажьте лицо кремом (чтобы избежать раздражения и аллергической реакции), наложите размоченные в воде гипсовые полоски. Позвольте гипсу высохнуть у вас на лице. С помощью острого ножа придайте готовому оттиску нужную форму. А дальше - дайте волю творчеству и фантазии.

Более простой вариант - маска-очки из ткани. Гипюр, жемчуг, стразы, кожа - это лишь малая часть инструментов, способных сделать женский взгляд из-под маски таинственным, загадочным, совершенным.

И самый элементарный вариант маски - гипюровая повязка на глаза. Тайна, экспрессия, харизма - это только несколько слов, из плеяды тех, которые вы услышите благодаря маске в свой адрес на вечеринке.

5. Декор для бал - маскарада

Идеальным местом для бал-маскарада станет танцевальный зал эпохи Ренессанса. Гобелены, картины, канделябры со свечами, громоздкая резная мебель… К сожалению, таких во всем мире осталось не больше десятка, да и те - музеи. Что же делать? Вернуть свой (или арендованный) дом на несколько столетий назад во времени!

Драпировка . Купите несколько отрезов бархата для драпировки стен «бального зала». Отлично подойдут бордовые, темно-зеленые и темно-синие ткани.

Свечи . Бал-маскарад требует создания романтический, загадочной атмосферы. Отключите центральное яркое освещение на вечер, воспользуйтесь боковыми светильниками и красиво оформленными свечами.

Маски . Маскарадные маски (с перьями, стразами, лентами) станут отличным украшением для стен, стола, входных дверей вашего дома.

Бокалы . Для вина, шампанского, других напитков стоит тоже декорировать в духе праздника.

Меню . Если вы планируете фуршет с самообслуживанием, то этот атрибут вам не понадобится. А если ваш бал-маскарад по сценарию должен медленно превратиться в званый ужин - подготовьте для каждого гостя такое меню. Впечатление о вашем празднике возрастет в несколько раз.

Гирлянды . Необычные подвески из цветов или бабочек придадут вашему вечеру шарма, необычности, загадочности.

Другое для маскарада . Серебряные, золотые, фиолетовые, зеленые воздушные шары, серпантин и электрические гирлянды тоже можно использовать в качестве декора для бал-маскарада (особенно, если тема праздника Mardi Gras). Для яркого праздника подойдет и живая зелень в качестве декора, и разноцветные ленты.

6. Музыка для взрослой вечеринки бал - маскарад

Участники бал-маскарада эпохи Ренессанса слушали элитарную музыку того времени: Баха, Корелли, Скарлатти, Вивальди, Фукса, Перселла. Пластинки и диски с классической музыкой можно найти в продаже. Вечные мелодии будут задавать тон вашему вечеру, поощрять гостей войти в образ, пообщаться на вечные темы и просто хорошо провести время.

ХОД ВЕЧЕРИНКИ БАЛ - МАСКАРАД (СЦЕНАРИЙ)

1. Развлечения на маскараде

Конечно, основным видом деятельности на бал-маскараде являются танцы. Классические (если вы при французском или итальянском дворе), зажигательные латинские (если вы на ярком карнавале). Неплохо было бы, если бы кто-то из гостей сделал имениннику необычный подарок - пригласил инструктора по бальным танцам для праздничного мастер-класса.

Можно также обыграть на вашем празднике идею танцевальных карт. Помните, при дворе Людовика 14 дама танцевала следующий танец с тем кавалером, имя которого значилось в ее карте. А еще можно поэкспериментировать с танцевальной картой, и внести туда не реальные имена ваших гостей, а имена героев, в которых они перевоплотились.

Игра «Театр»

Интеллектуальное, творческое и вместе с тем - веселое занятие. Гости делятся на две команды. Одна команда составляет короткий сценарий, другая - выполняет указания «режиссера». Основой сценария может стать известный фильм (на который вы общими усилиями сделаете пародию), театральное представление, или детская сказка.

Обязательный конкурс, который нужно провести среди ваших гостей, если они пришли на праздник в маскарадных костюмах и тщательно поработали над своим образом. Устройте тайное голосование (установив ящик для записок с голосами в прихожей), или - явное (посредством подсчета самых громких аплодисментов в адрес того, или иного героя вечера). А победителя наградите призом.

Время действия: март 1792 года

Место действия: Стокгольм.

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1. Комната в королевском дворце в Стокгольме.

Хотя шведский король Густав III любим и уважаем своими подданными, в стране существует группа заговорщиков, недовольных своим королем, и они планируют заговор с целью убийства Густава. Вместе с другими гражданами, офицерами и депутатами лидеры заговорщиков граф Хорн и граф Риббинг пришли в королевский дворец на утреннюю аудиенцию к королю. Их цель – разведать обстановку для осуществления их заговора.

Паж Оскар передает королю список гостей, приглашенных на приближающийся бал-маскарад. Густав просматривает список гостей и видит в нем имя Амелии, в которую он тайно и давно влюблен. Амелия - жена Ренато, а Ренато - секретарь Густава и его близкий друг.

По окончании аудиенции входит все расходятся, и входит Ренато. Секретарь предупреждает короля о заговоре против него с целью покушения на его жизнь, о котором он прослышал. Он напоминает Густаву, насколько ценна его жизнь. Но короля совсем не обеспокоило это известие об опасности.

Входит главный судья с указом, который король должен подписать. Указ этот касается наказания колдуньи (гадалки) Ульрики. Королевский паж Оскар заступается за старую женщину.

Добродушный Густав видит в этом повод для шутки. Он хочет организовать шутливое расследование и посетить колдунью. Несмотря на предостережения Ренато, он приглашает весь свой двор присоединиться к нему. Сам он намеревается принять облик рыбака. Все договариваются встретиться в 3 часа.

Сцена 2. Хижина Ульрики, колдуньи.

Перед большой толпой, которая ждет предсказания их судьбы, она мешает свое колдовское варево и при этом произносит зловещее заклинание: «Царь преисподней, мне явись». Тем временем король Густав, переодетый рыбаком и потому никем не узнанный, первым из всей своей компании приходит в хижину колдуньи. Моряк Кристиан обращается к Ульрике и рассказывает, что на протяжении многих лет он служит королю, рискуя своей жизнью и не получая при этом никакого жалованья. Он хочет знать, когда его служба будет вознаграждена. Ульрика отвечает ему, что очень скоро он станет богатым и даже получит повышение по службе. Незаметно Густав кладет моряку в карман кошелек с деньгами. Обнаружив его, Кристиан радуется. Вместе с ним все присутствующие прославляют Ульрику. Входит слуга Амелии и объявляет, что сейчас сюда придет его госпожа, которая хочет остаться с колдуньей наедине. Когда все удаляются (за исключением Густава, который притаился здесь, в хижине), входит Амелия. Она говорит о своей любви к Густаву и просит колдунью дать ей зелье, которое излечило бы ее от преступной страсти. Ульрика говорит, что есть только один путь: она (Амелия) должна этой же ночью собрать волшебную траву, которая растет на пустыре, где совершаются казни. И еще одно обязательное условие: она должна это сделать одна. Услышав, что Амелия любит его, король вне себя от радости и решает, что Амелия не будет одна - он тайно последует за нею.

Все, включая придворных, возвращаются. Король Густав, все еще в облике матроса, просит предсказать ему его будущее. По его руке Ульрика узнает в нем аристократа. Колдунья отворачивается от него - она не хочет ему гадать. Наконец, после долгих уговоров, она предсказывает: "Густав будет убит!" - "Но кем?" - "Тем, кто первый пожмет твою руку - твоим же другом". Король принимает это за грубую шутку. Он, смеясь, просит, чтобы тут же кто-нибудь пожал ему руку. Все отказываются. Но в этот момент входит Ренато, его друг и муж Амелии. Он пришел, чтобы защитить своего друга, и, конечно, ничего не знает о предсказании. Он пожимает руку Густаву. Теперь король раскрывает колдунье, кто он есть на самом деле. Он также говорит ей, что ее предсказания совершенно абсурдны (она, следовательно, никакая не колдунья), и она спокойно может оставаться в стране.

ДЕЙСТВИЕ II

Поздняя ночь. Место, где происходят казни, за чертой города. Дрожа от страха, появляется Амелия, чтобы нарвать волшебной. Она сокрушается, что должна навсегда вычеркнуть из сердца свою любовь к королю, но, тем не менее, она решительна. Амелия видит приближающуюся в темноте фигуру. Поначалу она пугается, но это оказывается сам Густав. Амелия признается ему в своих чувствах, но останется верна своему супружескому долгу, своему мужу Ренато. Будучи благородным человеком, король соглашается с ней. И тут они видят еще одну приближающуюся фигуру. На сей раз это Ренато! Амелия быстро прячет лицо под плащом. Ренато приходит, чтобы еще раз предупредить Густава об опасности, так как заговорщики уже в пути. Король просит Ренато проводить даму обратно в город, но он должен сделать это, ни разу не заговорив с дамой и не пытаясь узнать, кто она. Ренато с готовностью соглашается, и Густав быстро удаляется.

Густав исчезает как раз вовремя, поскольку теперь появляются двое злодеев, Хорн и Риббинг, готовые убить графа. Когда, к своему разочарованию, они находят только Ренато, а не короля, они начинают отпускать колкости в адрес красавицы с закрытым лицом, которая вместе с ним. Ренато в негодовании обнажает свою шпагу, заговорщики - свои, а Амелия выступает вперед, чтобы защитить своего мужа. В этот момент вуаль спадает с ее лица, и Ренато узнает жену. Ренато в корне меняет свое отношение к королю. Он приглашает заговорщиков к себе в дом: теперь он на их стороне и против своего бывшего друга и хозяина – благородного корля Густава.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Кабинет в доме Ренато

Ренато возвращается домой вместе с Амелией. Ему совершенно очевидно, что она изменила ему вместе с его лучшим другом и должна быть казнена. Амелия страстно желает все объяснить, но тщетно. И затем она обращается к Ренато с жалобной просьбой: она просит позволить ей в последний раз увидеть и обнять их маленького сына. Ренато согласен и отсылает Амелию в ее комнату. Когда она уходит, он решает, что не казнит Амелию, но отомстит бывшему другу за предательство.

Входят заговорщики. Ренато говорит им, что он знает об их замысле убить короля, но не выдаст их. И, к их изумлению, Ренато требует для себя роли в их заговоре. Каждый из заговорщиков желает нанести смертельный удар. Они решают бросить жребий, кому достанется эта привилегия. В этот момент возвращается Амелия, и в насмешливом сардоническом тоне Ренато требует, чтобы она вытащила жребий: кому свершить месть? Она вытаскивает свернутый листок. На нем имя - Ренато! Входит Оскар, паж, и приносит приглашение на бал-маскарад. Финал сцены - описание Оскаром предстоящих празднеств; Амелия при этом в отчаянии; остальные мечтают об осуществлении зловещего плана.


Сцена 2. Богато украшенный кабинет короля во дворце.

Король один: он решил отослать Ренато и Амелию обратно на родину Ренато. Так, этим самопожертвованием, он может обрести спокойствие для себя и дать счастье своему другу и своей возлюбленной Амелии. В это время Оскар приносит ему анонимную записку с советом не являться на им же самим устраиваемый бал. Но Густав ничего не страшится и решает отправиться на бал.

Сцена 3. Роскошный зал во дворце, где проходит бал.

Бал в самом разгаре. Все, конечно, в масках. Однако по тому, как к одной из масок обращается юный Оскар и передает ей письмо, предупреждающее о необходимости быть осторожным, ибо на маскараде ее, эту маску, ищут убийцы, Ренато удается распознать под ней короля. Амелия (она, как и все, в маске) во время танца встречает Густава. Стараясь изменить свой голос, чтобы не быть узнанной, она предостерегает о заговоре против него, ведь это, конечно, именно она послала ему предупреждающее письмо. Но король узнает свою возлюбленную. Он говорит ей о своем плане отослать ее и Ренато домой. Подслушивающий их Ренато, узнает Густава и с возгласом ликования наносит ему смертельный удар кинжалом. Ренато тут же схватывают. Но последние слова Густава - слова прощения Ренато. Умирая, он передает указ - уже подписанный - о возвращении Ренато и Амелии на родину. Все скорбят о потере столь благородного правителя, каким был Густав.

Postscriptum по поводу исторических обстоятельств. В ночь 16 марта 1792 года либерально настроенный шведский монарх Густав III был смертельно ранен на бале-маскараде лидером аристократической партии Якобом Иоганном Анкерстрёмом. Через тринадцать дней после этого король Густав умер. Анкерстрём был арестован, судим и приговорен к сечению, отрубанию руки и затем обезглавливанию. Однако приговор мог быть отменен, если бы он назвал имена других своих многочисленных сообщников. Он отказался это сделать. Приговор был приведен в исполнение, а другие участники заговора, против которых не было убедительных доказательств, высланы из страны.

Декабрь 3, 2015

С чем именно у вас ассоциируется бал-маскарад? С чем-то таинственным и романтичным или загадочным и старинным?

Неразгаданные тайны масок и силуэтов в полумраке, потрясающие образы и песни, проникающие прямо в сердце – все это бал-маскарад для взрослых! Только здесь каждый гость сможет себя почувствовать аристократом эпохи средневековья, ощутить всю глубину пестрых цветов и костюмов в стиле MardiGras, изысканного карнавала в Венеции, бала знати во дворце Людовика XIV или викторианской оперетты.

Все эти идеи можно воплотить в жизнь на вечеринке в честь дня рождения, корпоратива, выпускного вечера, Нового года, Хеллоуина, свадьбы или просто встрече старых добрых друзей. Бал-маскарад - это праздник, где гармонично сочетаются в себе старые традиции и современность.

Суть бал-маскарада

Маскарады берут свое начало с древней Греции, где устраивались шумные праздники с переодеванием и шествиями в масках под музыку, пением и зажигательными плясками в честь бога Диониса. В средневековой Европе маскарады стали очень популярны в аристократических кругах начиная с XIV ст. Переодеваясь в другой костюм или надевая маску, человек выходил за грань нормы, и переносился в мир запретов, гармонии, и потусторонней силы. Чувствуя себя кем-то другим хотя бы на один вечер, люди отдыхали от повседневной суеты и отвлекались от суровой реальности мира. Вскоре маска стала символизировать равенство между разными слоями населения, она не разделяла людей по их вероисповеданию или статусу.

Маскарад был идеальным мероприятием для плетения интриг, появления сплетен, безудержного веселья, и, естественно, запретной любви. Каждый, кто был в маске, мог на вечер притвориться другим человеком, показать себя с другой стороны, что положительно влияло на борьбу с собственными комплексами. Истинное «я» каждого человека терялось на балу, в полумраке маскарада рождалась новая личность, со своей мистической историей…

Какую именно историю напишите вы, зависит от правильной организации вечеринки.

Определение тематики

Бал-маскарад может быть разной тематики, и зависит от предпочтений и фантазии организаторов, а также общего видения праздника. Рассмотрим самые яркие темы для события:

  • MardiGras – это праздник для любителей сочных цветов, необычных образов и безудержного веселья.
  • Призрак оперы – викторианская вечеринка, сопровождаемая классической музыкой.
  • Аристократическая вечеринка в духе Франции ХVIII столетия – праздник роскоши, помпезных нарядов, дорогих украшений и изысканной еды.
  • Старый Голливуд – событие, посвященное гламуру и светской жизни, все гости мероприятия кокетливо прячут лицо за изысканными масками.
  • Кино-мультяшный маскарад – праздник героев любимых мультфильмов и кино, подходит как для детских, так и взрослых праздников.

Важными факторами при определении тематики вечеринки является выделенный бюджет и место проведения праздника. Некоторые бал-маскарады относительно экономичные, например, вечеринка в стиле Старого Голливуда, в то же время для проведения MardiGras необходимо неплохо раскошелиться на бальный зал и костюмы.

Приглашения на бал-маскарад

После определения тематики маскарада необходимо организовать приглашения для гостей. Главным символом таких торжеств является маска, потому неудивительно, что и приглашения чаще всего изготавливают в ее стиле. Лицевая сторона может быть оформлена как венецианский будуар, то есть, обшита изящной тканью, расписана золотыми красками и блестками.

Можно сделать и более простые варианты, например, вырезать маску из картона, разрисовать ее клеем с блестками, красками, маркерами или конфетти.

Текст приглашения может быть разным, но важно указать дату, место проведения события, тематику, дресс-код. Каждый гость может придумать себе имя в соответствии с тематикой праздника. Например, если вечеринка в стиле французской аристократии ХVIII столетия, то гости могут стать Джозефинами, Констанциями, Жаками, Людовиками и т. д. Это будет интересно и одновременно пикантно.

Наряды для маскарада

Наряд очень важен для тематической вечеринки, и плохо, если некоторые гости проигнорируют строку, где предупреждено о тематике вечера. Чтобы избежать конфузов, необходимо ввести несколько правил:

  • Пригласительные вручаются гостям мероприятия минимум за 2 недели до маскарада.
  • В обязательном порядке с каждым гостем обсуждается дресс-код.
  • Нужно иметь несколько дополнительных масок для тех, кто все-таки некачественно подготовится к празднику.

Костюм для бал-маскарада должен быть продуманным до мелочей и необычайно роскошным, с нотками сексуальности и юмора. Он должен проявлять всю загадочность образа.

В городах существует масса мест, где костюмы, парики и необходимые аксессуары сдаются в аренду, нужно просто сообщить телефон гостям. Также костюм можно сшить на заказ или вручную, если есть навыки швеи.

Девушки на праздник могут одеться в костюм королевы, леди, кино-дивы 20-х годов или принцессы Эльзы из мультика «Холодное сердце». Мужчинам отлично подойдут костюмы в стиле графа, барона, Зорро или даже образ Марлона Брандо - черный фрак с бабочкой будет всегда к месту.

Маски для вечеринки

Отдельно стоит упомянуть про маскарадную маску, как символ этого праздника. Даже обычный фрак или маленькое черное платье вместе с изящной маской будут гармонично смотреться на балу. Идеальную маску из гипса, можно легко приготовить дома. Понадобятся некоторые приспособления и навыки художника-декоратора. Для приготовления нужны:

  • 20 лент медицинского гипса на основе марли, размером 2,5 см на 4 см.
  • Крем.

Лицо смазывается кремом, на него накладываются смоченные в воде гипсовые полосы. После высыхания на лице, снимается оттиск и ему придается желаемая форма с помощью острого ножа. Дальше все зависит исключительно от воли и фантазии. Маску можно раскрасить, задекорировать в разных стилях, украсить разными материалами, камнями, нитками, паетками и т. д.

Намного проще сделать дома тканевую маску-очки. Жемчуг, гипюр, паетки – это небольшая доля того, что может привнести во взгляд женщины в маске нотки таинства и совершенства.

Наиболее доступным аксессуаром для вечеринки станет маска-повязка на глаза. Ее наличие сделает взгляд женщины полным харизмы, экспрессии и загадочности.

Оформление помещения

Атмосфера на празднике такого типа просто обязана быть загадочной и непривычной для всех гостей, иначе потеряется весь смысл.

Если планируется масштабная вечеринка, то можно заказать услуги специальных агентств по оформлению банкетных залов. Если же маскарад будет проходить в квартире или частном доме, то стоит позаботиться об украшении комнат самим организаторам.

Основными элементами декора для праздничного помещения станут бусы, перья, свечи, зеркала. Ну и маски, они должны быть везде. На стенах можно развесить тематические плакаты с изображением Венеции, балов Франции периода XVIII столетия, картины известных художников того времени, гобелены и канделябры.

Интересной и практичной идеей будет задекорировать помещение в одной цветовой гамме. Это существенно уменьшит проблемы по выбору сочетаемых цветов, и сэкономит финансы.

Стены помещения можно задрапировать бордовыми, зелеными и синими тканями. Гирлянды отлично дополнят декор зала, это могут быть подвески из цветов и бабочек.

Если вечеринка планируется в веселом и современном кино-мультяшном стиле, то можно стены украсить плакатами любимых героев мультиков и фильмов, установить несколько забавных тантамаресок (декорации с дырками для лиц для фотографирования), раскидать по комнатам конфетти и серпантин. Золотые, серебряные, желтые, красные, голубые воздушные шарики и электрогирлянды также используются в качестве украшений для бал-маскарада.

Музыкальное оформление

Если вечеринка организована в стиле бал-маскарада периода Средних веков, то лучшей музыкой станет классика: Бах, Бетховен, Моцарт и другие шедевральные творения. Вечная музыка как никто другой наполнит вечер приятной атмосферой, поощрит образы гостей, и предложит поговорить на важные темы или просто приятно провести время с друзьями.

Если вечеринка организована в кино-мультяшном стиле, то тут музыкальным сопровождением могут стать современные хиты, песни, которые напоминают друзьям о веселом времяпрепровождении в юные годы или любая другая веселая музыка.

Развлечения на балу

Бесспорно, главным видом развлечений на балу являются танцы: классические, латинские или современные.

На бал-маскараде времен Людовика ХIV в обороте были танцевальные карты, каждой даме присуждался определенный кавалер, с которым она обязана была танцевать весь вечер. Подобную практику можно предложить гостям одиночкам на вашем маскараде. Дамы будут сами вытягивать карту с именем кавалера, и, может, к концу вечера среди ваших друзей организуется еще несколько крепких пар.

На таком тематическом празднике можно провести следующие развлечения.

«Театр»

Гости делятся на две группы. Одна составляет интересный и веселый сценарий, а другая воплощает его на импровизированной сцене под четким руководством «режиссера» с первой группы. Сценарием для команды может стать пародия на всеми любимый фильм, театральное выступление или сказку.

«Конкурс на лучший образ»

Традиционный конкурс на практически всех мероприятиях. Важно чтобы участники тщательно подготовились к его проведению и продумали свой образ до мелочей. Выигрывает тот участник, который получил больше всего аплодисментов в адрес своего костюма.

«Королева бал-маскарада»

Девушки просто млеют от разных конкурсов красоты. Самая красивая, таинственная, изысканная, сексуальная и в то же время интересная леди стает королевой бал-маскарада. Победительница весь вечер будет носить корону и окружаться всякими почестями.

«Аукцион»

Проведение аукциона — аристократическое занятие. В качестве лотов можно применять необычную маску ручной работы, бутылку раритетного вина, туфельку королевы вечера и др. Важной особенностью этой игры является чувство юмора ведущего, способного проводить аукцион в положительной и веселой атмосфере.

В самом начале устанавливается минимальная ставка за лот, это может быть монета обозначенного номинала или мелкая купюра.

«Тематическая фотосессия»

Кто не захочет получить фото на память, да еще в таком шикарном образе. Потому интересная и позитивная фотосессия гостей праздника подарит всем присутствующим отличное настроение.

«Конкурс переодеваний»

В компании лучших друзей можно быть слегка несерьезным и, например, взять и переодеться в костюм противоположного пола. Дамы станут кавалерами и наоборот. После веселого переодевания и нанесения мейкапа на новоиспеченных «барышень» можно провести конкурс, где участники поборются за титул «Mrs Джентльмен» и «Mr Леди».

«Вместительный подъюбник»

Такой конкурс подходит только для вечеринки в стиле Европы XVIII столетия, так как для его проведения нужны леди в платьях с пышными юбками. Суть конкурса: выбирают две девушки в платьях и команда парней, чем больше кавалеров поместиться у каждой под юбкой, та и выигрывает. Спрятаться под пышное платье нужно полностью, никаких выглядывающих рук и ног. Веселье всем гостям праздника гарантировано.

Еще один вариант этого конкурса: у одной из девушек под юбкой прячется кавалер. Гости должны угадать, у какой из них скрывается счастливчик.

Подарки и призы

В качестве подарков и призов на бал-маскараде могут использоваться красивые маски, аксессуары для волос, подвески с ключиками, бабочки под элегантный фрак, или шуточные призы. Например, повязка на ногу, усы на палочке, маска с носом или смешной формы.

Угощения и сервировка стола

Идея классического бал-маскарада не предусматривает стандартного застолья. Угощаются гости вечеринки с фуршета. В идеале нанять официантов, но если такой возможности нет, то можно просто самим организовать разнос закусок и напитков.

Угощения вечера могут быть представлены медальонами из говядины, салатом из мидий или креветок, курицей с розмарином, французским хлебом, кунжутными булочками и т.д.Из напитков отлично подойдут коньяк, красное или белое сухие вина, шампанское.

Десерт может состоять из «масочного» печенья, клубники, винограда, пирожных, украшенных кружевными узорами шоколада, и, конечно же, оформленный по тематике праздника торт.
Бал-маскарад веселое и оригинальное мероприятие, актуальность которого не теряется столетиями. Каждый гость вечера может почувствовать себя аристократом XIX столетия, актером эпохи 20-х годов или напарниками Бони и Клайдом, примерив соответствующий образ. Главное, чтобы было весело, интересно и необычно.

Маскарад – это место где пересекаются временные эпохи, прошлое становится настоящим, чтобы состоялось красивое и яркое будущее.